Красивейшие железные дороги Швейцарии - KRINTEL.RU

Красивейшие железные дороги Швейцарии

Швейцарские железные дороги

Швейцарские железные дороги не просто перевозят туристов от одной достопримечательности к другой. Они и сами являются достопримечательностью. Например, большая гордость Швейцарии — Ретийская железная дорога, которая работает с 1888 года. В свое время она была самой высокогорной в Европе. Ее построили через невероятные перевалы и ущелья, поэтому здесь особенно много виадуков, тоннелей и мостов. По ней пролегают самые живописные железнодорожные маршруты — Ледниковый Экспресс и Бернина Экспресс (про Бернину я рассказывал в посте про Санкт-Мориц). Отрезки путей, по которым они следуют, включены в список наследия ЮНЕСКО.

Звание высочайшей в Европе Рейтинская железная дорога в итоге уступила дороге Юнгфрау. Юнгфрау тоже находится в Швейцарии, в кантоне Берн. Ее строительство было особенно трудным и долгим. Оно длилось 16 лет и сопровождалось несчастными случаями и байкотами рабочих. Но швейцарцам очень хотелось поделиться с миром возможностью наблюдать потрясающие альпийские пейзажи. И в конце концов это желание пересилило все сложности.

Сегодня я расскажу о том, чем так хороши швейцарские железные дороги.

Швейцарские железные дороги (SBB) считаются самыми комфортными в мире. Во-первых, сеть дорог в Швейцарии очень плотная, поэтому на поезде можно добраться в любой город и практически в любую деревню. Во-вторых, поезда ходят с большой частотой: между крупными станциями они курсируют с интервалом в полчаса, а пересесть с одного поезда на другой можно за 10-15 минут.

Швейцарские поезда практически беззвучны, они чистые и удобные. На выходах непривычные русскому глазу нормальные ступеньки. По ним спокойно поднимется и ребенок, и пожилой человек, чего не скажешь о ступеньках в российских поездах.

Для инвалидов есть специальные подъемники, никаких проблем с погрузкой маломобильных людей в поезд не возникает.

До середины прошлого века у поездов было 3 класса вагонов, но в 1956 году Швейцарские железные дороги перешли на двухклассовую систему. Посмотрите, как выглядит интерьер.

Во многих поездах есть розетки и вай-фай, кроме того во время поездки можно будет вкусно поесть и отведать швейцарское вино.

У поездов большие и всегда чистые окна. Большинство железнодорожных маршрутов проходит по удивительно живописным местам, поэтому главное в поездах — предоставить пассажирам хороший обзор.

Для туристов здесь действует Система путешествий по Швейцарии (STS). Она идеально продуманная и экономичная, включает в себя помимо железнодорожных водные и автобусные маршруты. На карте видно, что по этой системе фактически можно попасть в любую точку страны. Железнодорожные маршруты обозначены красным.

Система удобна своими проездными билетами: например, по билету SWISS Travel Pass можно сколько угодно кататься на поездах по всей стране. Его можно приобрести на срок от четырех дней до месяца. Он также действует во всех видах общественного транспорта в 75 швейцарских городах. И вдобавок он является пропуском в 470 музеев Швейцарии. Кстати, такой билет на время своего путешествия получит победитель квеста Get Lost. Get Natural.

Система путешествий по Швейцарии включает в себя знаменитые панорамные маршруты: Ледниковый Экспресс, Бернина Экспресс, Золотой перевал, Экспресс Вильгельм Телль и разные другие. При наличии проездного по ним тоже можно кататься бесплатно. Но на некоторых из нух нужна будет доплата за бронирование места в вагоне. Для любителей природы и горных пейзажей такие поездки ни с чем не сравнятся.

Например, на маршруте Золотого перевала вы вдоволь насмотритесь на еловые леса и зеленые пастбища с пасущимися коровами. С высоты дороги можно любоваться озерами и далекими заснеженными вершинами Альп. На Предальпийском Экспрессе открываются виды на крутые обрывы и живописные холмы. А Экспресс Вильгельм Телль проходит через знаменитый перевал Сен-Готард (тот самый, по которому Суворов вел русские войска в 1799 году). Поезда преодолевают его через тоннель.

В этом году в этом месте откроют новый тоннель, который станет самым длинным железнодорожным тоннелем в мире. Его протяженность составит 57 км. Он сэкономит пассажирам около часа. Летом его испытают, потом по нему начнут ходить грузовые поезда, а в полную силу он заработает в декабре.

Ну и конечно же, часть железнодорожных маршрутов включена в Гранд Тур по Швейцарии. :) Можете кликнуть на картинку, чтобы посмотреть красивую интерактивную карту с описанием мест, по которым проезжают поезда Гранд Тура.

Если приедете в Швейцарию, обязательно прокатитесь по железной дороге.

6 панорамных поездов, из которых вы увидите Швейцарию в новом свете

Украшением поездки в Швейцарию в любое время года станет путешествие на поезде по одному из уникальных панорамных маршрутов. Выберите вариант, который подходит именно вам по времени и месту отправления и прибытия, — и вы получите возможность познакомиться со страной с совершенно нового ракурса.

Ледяной экспресс (Glacier express)

Для тех, кто базируется в Церматте и в своем распоряжении имеет целый свободный день, панорамный поезд «Ледяной экспресс» — именно то, что нужно. Фантастические высокогорные пейзажи, до которых никак не доберешься ни пешком, ни на машине. Сотни мостов и виадуков , нависающих над недоступными живописными ущельями. Тоннели , выезжая из темноты которых захватывает дух от видов, развернувшихся во все огромные окна вагона, и от слепящего снега на склонах Альп. Кстати, не помешает взять с собой очки от солнца. Нетронутые вековые горные леса, мирные альпийские луга и долины Швейцарии вдохновляют. Более 7 часов непрекращающегося восторга и ощущения невозможности происходящего!

Поезд делает несколько удобных остановок в тех городах и поселениях, откуда несложно будет обычным рейсовым поездом вернуться назад или изменить маршрут этого дня. У вас есть возможность спрогнозировать свое время, построить удобные вам планы и приобрести билет лишь на часть пути поезда. Так вы можете проехать в «Ледяном экспрессе» всего пару часов и очутиться в Бриге , где весь остаток дня посвятить отдыху в одном из крупнейших термальных центров на открытом воздухе — Brig Baths . Или ближе к обеду выйти на станции в небольшой деревушке Андерматт, расположившейся на склоне легендарного перевала Сент-Готтар . И увидеть наконец пресловутый «Чертов мост» , рядом с которым произошло то самое известное сражение войск Суворова.

Поезд делает удобные остановки

Если вы все же решились весь день провести в «Ледяном экспрессе», будьте готовы около 18:00 оказаться в Санкт-Морице , откуда вернуться в Церматт в этот день можно только рейсовыми поездами с пересадками . Или можно вернуться уже на следующий день тем же «Ледяным экспрессом», едущим в противоположном направлении. К слову сказать, обратный маршрут (из Санкт-Морице) вполне удобен для тех, кто базируется в Клостерсе и готов вечером после полного эмоций дня очутиться в Церматте.

Вкусно пообедать можно прямо на борту поезда . Просто при бронировании места закажите ланч (за дополнительную плату), и официанты принесут горячие блюда вам за столик.

Собираясь увидеть Швейцарию из окон именно этого панорамного маршрута, помните, что он один из самых популярных среди туристов. Поэтому резервировать место на любой участок «Ледяного экспресса» стоит заблаговременно.

Фантастические высокогорные пейзажи, до которых никак не доберешься ни пешком, ни на машине

Золотой перевал (Golden Pass)

Если вы остановились в Вербье , то наиболее удобный панорамный поезд, чтобы увидеть больше красот Швейцарии, — «Золотой перевал». В отличие от «Ледяного экспресса», который отправляется только один раз в день, этот поезд курсирует по маршруту практически каждые два часа. А это дает замечательную возможность выходить на станциях, осматривать окрестности, а через время продолжать путь в точно таком же вагоне с панорамными окнами. Вам стоит лишь добраться до Монтре , откуда отправляется экспресс, и наслаждаться незабываемыми пейзажами исторического центра Швейцарии на протяжении 5 часов, если вы намерены проехать весь маршрут от начала до конца.

Стройные ряды виноградников на склонах, удачные ракурсы Женевского озера и уютных поселений на его побережье постепенно сменяются на традиционные одинокие домики на холмах, проезжая мимо которых поезд замедляет ход и дает путешественникам возможность запечатлеть прекрасные пасторальные пейзажи.

Скорее всего, первым сложно преодолеваемым соблазном выйти и прогуляться будет средневековый городок Тун на одноименном озере. Высокие по швейцарским меркам Юнгфрау, Менх и Эйгер не обступили Тун, но создали очаровательную панораму вокруг. А главное украшение самого города — замок , восседающий на скалистом выступе. Все это вам будет доступно и из окон медленно проезжающего мимо «Золотого перевала».

Поезд «Золотой перевал»

Столица Бернского нагорья — Интерлакен

Следующей остановкой станет, без преувеличения, туристическая столица Бернского нагорья — Интерлакен . Это круглогодичная отправная точка, откуда вы можете подняться на Юнгфрау или Шильтхорн , посмотреть долину Лаутербруннена или Гриндельвальд. Или вы готовы продолжить знакомство со Швейцарией из окон «Золотого перевала»? Тогда, пробираясь через высокие горы, подъезжая поближе к водопадам, зависая на мостиках над бурными реками, держите путь в Люцерн , один из красивейших швейцарских городов. Это и есть финальная точка «Золотого перевала».

Что делать дальше? Остаться бродить по историческому центру Люцерна ? Оглядеть его с борта прогуливающегося по озеру кораблика? Потратить еще чуть больше получаса на дорогу в Цюрих? Или вернуться в Монтре, чтобы успеть спуститься к Шильонскому замку и закрепить в памяти эмоции этого дня, прогуливаясь по роскошной набережной? Вам решать.

Бронирование мест на «Золотой перевал» желательно, но совсем не обязательно, поскольку большое количество рейсов в течение дня дает возможность принимать спонтанные решения относительно этого маршрута. А отличные транспортные развязки во всех местах остановки позволят без проблем добраться в нужное место на карте Швейцарии.

Этот поезд курсирует по маршруту практически каждые два часа

Прекрасные пейзажи в пути

Шоколадный поезд (Swiss Chocolate Train)

Наверное, правильнее его было бы назвать сырно-шоколадным. Не самый популярный, но тоже заслуживающий внимания тех, кому подходят маршруты с отправной точкой в Монтре. На ваш выбор поезда двух типов : с современными панорамными вагонами или с винтажными, хорошо сохранившимися. Пробираясь мимо склонов с виноградниками, «Шоколадный поезд» держит недолгий путь в сторону крохотного средневекового Грюйера . По дороге вас угостят кофе и свежей выпечкой и покажут фильм о швейцарском шоколаде . Недолгая пешая прогулка по городку в сторону замка , рассказы экскурсовода о производстве знаменитого сыра и посещение самой сыроварни — то, что нужно, чтобы размять ноги и освежить рецепторы перед дегустацией шоколада и посещением фабрики Cailer/Nestle. Конечно же, такое вкусное приключение особенно понравится детям.

В отличие от остальных панорамных поездов, этот доступен лишь с мая по сентябрь и не чаще двух раз в неделю. Не забудьте свериться с расписанием, планируя эту поездку.

Пробираясь мимо склонов с виноградниками, «Шоколадный поезд» держит недолгий путь в сторону крохотного средневекового Грюйера

Бернина экспресс (Bernina Express)

Через все Альпы с севера на юг. Из Швейцарии в Италию и обратно. Многовековые ледники и столетние пальмовые деревья в одном флаконе. Звучит заманчиво? Тогда ваш правильный выбор — этот уникальный панорамный поезд. Он идеален для тех, кто базируется в Клостерсе или еще ближе к поселению Кур, отправной точке «Бернина экспресс». Частично маршрут совпадает с маршрутом «Ледникового экспресса». И именно на этом общем отрезке пути находится самый известный и зрелищный виадук Швейцарии — Ландвассер . Высоченные арки, образующие изогнутый железнодорожный мост, и словно парящие в просвете между склонами гор красные вагончики поезда — традиционное заманчивое изображение в рекламных буклетах и «Ледяного экспресса», и «Бернина экспресс».

Вы действительно испытаете непередаваемые ощущения, находясь над пропастью в этом самом вагоне и наблюдая, как противоположная часть поезда исчезает в темноте тоннеля. Удивительно, как гармонично Ландвассер вписался в природный пейзаж! Но, поверьте, и остальные 4,5 часов дороги будет чем восторгаться. Тем более, высокие панорамные окна, плавно заползающие на потолок, позволяют любоваться пейзажами, не прилипая носом к стеклу, а удобно расположившись на сидении. Добравшись до перевала Бернинапасс , самой высокой точки маршрута, в центре внимания окажутся красоты горных вершин, озер и водопадов. В любое время года они приковывают взгляды восхищают. Но дорога ведет на юг, и картина за окном меняется на глазах. Вот уже совсем другая Швейцария открывается взору: с более мягким климатом и не такими суровыми пейзажами. Если хотите еще больше погрузиться в картинку за окном, воспользуйтесь наушниками, и на протяжении всего маршрута вас будут сопровождать комментарии на выбранном вами же языке.

Cамый зрелищный виадук Швейцарии — Ландвассер

Красоты горных вершин

А вот вишенка на торте для тех, кто выбрал этот панорамный экспресс в качестве подарка себе или близким на день рождения, свадьбу, юбилей. Или для тех, кто просто решил устроить праздник без повода прямо в поезде. А почему бы и нет? Ведь вы имеете возможность выбрать праздничный пакет при бронировании билетов, и свежие местные вкусности и шампанское подадут к вашему месту. Или же преподнесут подарочный набор с традиционным швейцарским сыром, карманным ножом и буковой разделочной доской с логотипом «Бернина экспресс».

По итогу, через 4,5 часа, проведенных в уютном теплом вагоне, вы окажетесь в итальянском Тирано. Для тех, кто планирует вернуться на территорию Швейцарии, «Бернина экспресс» организовал трансфер в Лугано (это отдельное бронирование). Но не в зимний сезон! Примерно с середины ноября по середину февраля трансфера от компании нет! Как видите, на этом красивейшем панорамном маршруте все очень неплохо организовано для туристов, но есть нюансы, о которых лучше побеспокоиться заранее.

Через все Альпы с севера на юг. Из Швейцарии в Италию и обратно. Многовековые ледники и столетние пальмовые деревья в одном флаконе

Железная дорога Швейцарии (19 фото + 2 видео)

Виадук Ландвассер (нем. Landwasserviadukt) — изогнутый в плане шестиарочный одноколейный железнодорожный мост.

Кладка виадука выполнена с известняка и доломита, ее объем 9200куб.м.Мост был построен по проекту Александра Акатоса в 1901—1902 годах компанией Мюллер и Церледер (нем. Muller & Zeerleder) для Ретийской железной дороги. Строительство проводилось по необычной для того времени технологии. Три опоры строились без лесов. Вместо лесов в средине опор были воздвигнуты металлические конструкции, которые удерживали мостовой кран. Он доставлял строительные материалы к месту кладки.

Виадук открыли в 1902 году. Владельцем моста является Ретийская железная дорога. Этот мост стал символом Альбулийской железной дороги, которая внесена в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Опоры возводились без подмостей. В центре опор были поставлены железные башни, на которые опирались вспомогательные мостики-краны на 5 т. По мере поднятия опоры башен наращивались, мостики поднимались и тд….

Железные башни были оставлены в кладке.

Этот виадук находится на участке Альбулийской железной дороги, соединяющей города Филизур и Тифинкастель. Если ехать с последней станции, то можно полюбоваться мостом издали. Особенно хорошо его видно из виадука Шмиттентобель, который также является достопримечательностью. Прекрасный вид на виадук открывается пассажирам, следующим по железнодорожной ветке Давос – Филизур.

Исполнилось 106 лет с момента открытия моста, и по нему проехало 100тыс. поездов. Виадук требовал реставрации, что и было сделано в 2009 году. В кладку был введен специальный укрепляющий раствор, заменены шпалы и рельсы. Внешний облик моста оставлен без изменений.

С мая по сентябрь 2009 г. на время ремонта опоры и арки виадука, построенного в кривой радиусом 100 м, прикрыли полотнищами красного цвета, тем самым превратив сооружение на время ремонта в своего рода артефакт. Порядка 25 % объема работ выполняли в ночные часы, пропуск поездов обеспечивали с помощью временных конструкций. Полностью ремонт виадука был завершен в ноябре 2009 г.

Виадук Ландвассер на линии Albula, известен настолько, что буквально стал иконой железных дорог Швейцарии.

Вообще в Швейцарии самая густая в Европе сеть железных дорог. В среднем, на 1000 кв.км приходится 122 км ж.-д. линий (ср.: в Европе около 46 км на те же кв.км). Швейцарцы – самые активные пользователи услуг железных дорог в Европе. Так, в 2005 г. каждый из них совершил в среднем 42 поездки общей протяженностью 1929 км. Во всем мире они уступают только японцам, совершившим в 2005 г. больше поездок, но проехавшим меньше километров. В США подобные показатели в 2001 г. равнялись соответственно 0,1 поездки и 32 км.

В 2006 г. поезда Федеральных железных дорог Швейцарии (SBB) перевезли 285 млн. пассажиров и более 60 млн. тонн груза. Общая протяженность линий SBB равна 3 163 км.

Наряду с государственной компанией SBB в Швейцарии до сих пор существуют частные железные дороги, общая протяженность которых составляет около 2000 км. В 2003 г. ими было перевезено 169 млн. пассажиров. Около 150 км составляет протяженность зубчатых рельсовых железных дорог и канатных дорог.

Несмотря на горы и ущелья, железная дорога – это образец пунктуальности. Графики движения поездов хорошо скоординированы с работой других автобусного и речного видов транспорта.

Швейцарцы – мастера в строительстве железных дорог. Нужно быть достаточно изобретательным, чтобы суметь преодолеть разницу горных высот. Мощности локомотива, как правило, не хватает поднять состав по прямой на крутой склон. Он сможет преодолеть этот склон, поднимаясь по изогнутой или круговой ветке. Так, например, на отрезке пути через перевал Сен-Готард для обеспечения безопасного движения поездам наряду с прямолинейным тоннелем был построен еще круговой.

В высокогорном кантоне Граубюнден находится много длинных и местами причудливо изогнутых железнодорожных виадуков, привлекающих туристов со всего мира. Большинство из них было построено еще в начале XX в.

Самая высокая железнодорожная станция Европы «Юнгфрауйох» расположена на высоте 3 454 м на территории Бернского Оберланда.

Официальное название Landwasserviadukt
Область применения Железнодорожный
Пересекает реку Ландвассер
Место расположения Филизур, Грисонс, Швейцария
Тип конструкции Арочный виадук
Материал Камень
Общая длина 136 метров
Длина мостового пролета 6 арок по 20 метров
Высота моста 65 метров
Начало строительства Март 1901 года
Дата открытия 1 июля 1903 года

По этому мосту проходит около 22 000 поездов в год или около 60 поездов в день.

Денис Блищ. Частное мнение

Итак, настал второй день. На него у нас был запланирован самый длинный по расстоянию переезд из “деревни миллиардеров” Санкт-Мориц в фешенебельный курорт Церматт в кантоне Вале. Разумеется, нам не было никакого дела до инфраструктуры этого живописного поселка горнолыжников, а интересовали нас только железные дороги, точнее, одна – Альбула, одна из самых красивых в Швейцарии. По ней ходит the slowest express in the world – поезд под названием Glacier express.

Поездка: Швейцария. Самые красивые железные дороги | Оглавление

◉ 01 | Санкт-Мориц. Первый этап пути | Читать!
◉ 02 | Санкт-Мориц. Хостел за $250 | Читать!
◉ 03 | Церматт. Glacier Express ← сейчас открыто
◉ 04 | Церматт. Железная дорога Горнерграт | Читать!
◉ 05 | Юнгфрау. Тунское озеро, Шпиц, водопад Шерлока Холмса | Читать!
◉ 06 | Юнгфрау. Самая высогорная железнодорожная станция Европы | Читать!
◉ 07 | Люцерн. Наиболее крутая железная дорога страны Пилатусбан | Читать!

Проснулись мы относительно рано, я успел написать внеочередной пост в блог и позавтракать. Часть ребят ушла на станцию пешком, а я разленился и решил затестить местный санкт-морицевский общественный транспорт в виде автобуса с необычным маршрутом 3/9. В одну сторону он идет в качестве “тройки”, а обратно под “девяткой”. В автобусе сработал Swiss pass, я избежал необходимости платить 3,7 франка за проезд и отправился в путь.

Давайте посмотрим на карту путешествия второго дня. Красным – проделанный путь, зеленым – вся поездка.

На станции случайно обнаружил забавную комнатку с инсталляцией на тему Бернина и Альбула экспрессов в виде тонких штырей, обозначающих высоты, достигаемые на поезде. Сфотографировав это дело и посерфив в последний раз через халявный вай-фай на станции, засел в поезд и принялся усиленно вертеть головой.

Поезд не повторяет и сантиметра пути, проделанного на Бернина экспресс, он выходит из вершины треугольника железных дорог, образованных, непосредственно, Санкт-Морицем, Понтресиною и Бевером, и отправляется в Бевер, а затем до узловой Райхенау, откуда уходит в столицу кантона Граубюнден город Кур.

Так как мы выезжаем с высоты 1800 метров, то и виды сразу начинаются по-настоящему альпийские, еще не успевшие надоесть из-за своего многообразия и необычности для белорусского взора.

Пока суть да дело, приносят меню: в Glacier Express действует вагон-ресторан, предлагающий закуски и блюда, напитки и воды для путешественников. Я кое-что заказал, но расскажу об этом позже, так как обед подавался лишь через несколько часов.

Тем временем мы преодолели тоннель Альбула длинной почти 6 км (пока самый длинный в нашем путешествии, но впереди будет еще и самый длинный в мире), проехали по целой цепочке галерей, виадуков и мостов и спустились за 20 километров на целую тысячу метров. Выглядит это так – в течение не менее часа:

Портал тоннеля Альбула

И, конечно, самое сочное – очаровательный виадук Ландвассер, один из символов железнодорожной Швейцарии. Сначала красивые картинки!

А теперь из окна поезда:

Виадук Ландвассер имеет длину всего 136 метров, но его высота больше 20-этажного дома. Хорош тем, что выход начинается от портала тоннеля и уходит под большим углом, открывая вид на неземную красоту инженерного решения столетней давности.

Виадук пропускает 60 поездов в сутки, а в 2009-м был поставлен на ремонт без прекращения движения. За лето управились: инъекциями раствора укрепили кладку и заменили рельсошпальную решетку.

Еще один интересный момент на участке дороги от Санкт-Морица до Кура – ответвление на Давос, столицу Бельдербергского клуба и тайного мирового правительства. Glacier Express имеет вариант движения в том числе из или в Давос от конечного пункта Церматт, так что если кто-то соберется – вы приглашены.

Поехали дальше! После довольно скучного Кура, где мы сменили направление движения, подали обед. Я заказал сложное национальное швейцарское блюдо, состоящее из свежего салата, кусочков сальтисона, молочной подливки и картофельных шариков, завернутых в виноградные листья. Честно говоря, понравилось не очень: родной брат этого блюда – “Пастуший пирожок” из Ирландии – куда вкуснее.

Но едем дальше. Впереди у нас примерно еще половина из восьмичасового путешествия. На станции Дисентис нам меняют локомотив на тот, что имеет колесо с зубчатой передачей. Впереди высокий двухкилометровый перевал Оберальп, на который мы взбираемся очень медленно через вереницу виадуков, галерей и мостов – уже ставших привычных в путешествии.

На самом верху заметно меняется окружающая природа, пахнет холодком!

Забавно, что в этих местах лазал по горам российский гражданин Суворов, именно таким же путем переходивший Альпы. Поезд устремляется вниз, практически сразу демонстрируя панораму станции Андерматт, к которой предстоит спуститься. К сожалению, ни одна фотография не передаст масштабности инженерных решений, примененных строителями прошлого – фактически поезд не преодолевает никакого расстояния по прямой, но тратит на спуск около получаса, оказываясь спустя это время в глубочайшей котловине.

И вот – Андерматт, станция смены локомотива. Вновь без зубцов, впереди долгая долина.

Ехать по ней уже кажется скучным (хотя сутки назад это был бы сплошной восторг), и мы окапываемся в Panorama Bar, едущего в составе поезда, где выпиваем пиво по 5 франков и беседуем о красотах Швейцарии. В Бриге, где я уже бывал в 2011-м году, нам вновь дают локомотив с зубцами. Последний на сегодня подъем – в Церматт, на склон Маттерхорна. Вновь инженерные чудеса и “вау!” в глазах:

Ближе к вечеру мы приехали в Церматт, один из немногих городов в мире, где запрещены двигатели внутреннего сгорания, но единственный, где можно заселиться в гостиницу и смотреть на величественный Маттерхорн. О приключениях следующего дня – поднятие на первый в моей жизни трехтысячник и первом обломе в программе – читайте вскоре!

▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎

Швейцария. Железнодорожная страсть

Сомнений нет. Швейцарцы в детстве не наигрались в паровозики. Причем, практическо поголовно. На вопрос о названии самого популярного в стране Интернет-сайта мой знакомый швейцарец, не раздумывая, отвечает sbb.ch – и, действительно, что может быть важнее расписание движения поездов, выгодных предложений и удобных стыковок?!

Моя дочь, проехавшая на местных поездах не одну сотню километров, больше всего ценит в швейцарских вагонах наличие розеток и Wi-Fi (правда, он бывает не во всех поездах ). И в каждой поездке с нетерпением ждет появления колоритного персонажа с тележкой — этакий швейцарский Дед Мороз, который провозит по вагонам тележку с газировкой, сэндвичами, сладостями, батончиками, чипсами и прочей, запрещенной в обычной детской жизни, и оттого еще более желанной едой.

Разумеется, швейцарцы не могли остановиться только на том, чтобы просто продавать билеты из одного города в другой, в вагоны 1 и 2 класса. И придумали разннобразные проездные. К примеру, билет Swiss Pass помимо обычных поездов действует на панорамных маршрутах и на всех видах общественного транспорта во всех крупных (и не очень) городах страны. Для владельцев Swiss Pass / Swiss Flexi Pass также действует 50% скидка на многие горные поезда и фуникулеры. В конце весны и осенью второй проездной Swiss Pass / Swiss Flexi Pass на 4 дня предлагается путешественникам бесплатно (при покупке одного билета второй выдается без дополнительной оплаты, в 2012 году это предложение действует до 30 ноября). Проездные Швейцарской системы путешествий – своеобразный «вездеход»: достаточно показать его, и платить за вход в музей не придется (в акции участвуют более 470 музеев Швейцарии). Этот же билет дает скидки до 15% при бронировании некоторых сетевых отелей).

Поездка на поезде по Швейцарии – не просто перемещение из пункта “А” в пункт “Б”. Многочисленные панорамные маршруты – Golden Pass, Glacier Express, Wilhelm Tell Express и другие «экспрессы» неизменно входят в число самых популярных в Швейцарии экскурсий. «Самый медленный экспресс в мире» — именно так, с плохо скрываемой гордостью, говорят о панорамном поезде Glacier Express (он же «Ледниковый экспресс») швейцарцы.

В классическом варианте этот поезд идет из Санкт-Морица (или Давоса) в Церматт (и обратно), вдоль Рейна и Роны, преодолевая на своем пути 291 мост и 91 тоннель: дорога занимает порядка 7,5 часов. Впрочем, наиблее нетерпеливые могут проехать часть маршрута, например, из Церматта до Брига или Кура или из Санкт-Морица до Виспа, в этом случае путешествие займет ощутимо меньше времени. Проездные Швейцарской системы путешествий действуют на всех панорамных маршрутах, но нужно заранее забронировать места. А чистые (и большие) окна в панорамных поездах позволяют получать красивые фотографии даже через стекло.

По дороге вам будут рассказывать (к каждому месту в поезде прилагаются наушники и брошюра) про достопримечательности и интересные факты. И, конечно, не обойдется без любимого развлечения всех путешествующих — еды и напитков. Сначала накормят швейцарскими блюдами и предложат швейцарское вино (мы про него почти не знаем, а напрасно), затем продемонстрируют довольно-таки эффектный способ подачи местных настоек (кирша, абрикотина, вильямина и пр.).

Почему-то особенно радуются этому аттракциону туристы из Азии, а их в вагонах будет предостаточно: традиционно поездка на Glacier Express и других панорамных поездах считается одной из самых престижных, это настоящий must при путешествии по Швейцарии.

И из всех красивых и очень красивых дорог Швейцарии особняком стоит Ретийская железная дорога. В 1904 году было построен участок пути с тоннелем Альбула, а чуть позже появился маршрут, соединивший Санкт-Мориц и Тирано. В 2008 году железные дороги Альбула и Бернина были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Ретийской железной дороги входит в маршрут «Ледникового экспресса».

В начале XX века идея пустить поезд через перевалы, в узкие ущелья, где и обычной дороги-то не было, казалась чем-то из разряда фантастики. Но не для швейцарцев. Железная дорога, позже признанная гением инженерной мысли, включает множество невероятных по красоте виадуков, тоннелей и мостов. Она действительно уникальна, и не только потому, что проходит по невероятно красивым местам, заставляя туристов с фотоаппаратами и видеокамерами метаться от одного панорамного окна поезда к другому.

В свое время эта дорога стала самой высокогорной в Европе (до тех пор, пока не построили железную дорогу на Юнгфрауйох) и сегодня по-прежнему является одной из самых крутых в мире. Поезд петляет по горам и долинам, то поднимаясь вверх, ближе к заснеженным вершинам, то спускаясь чуть ниже, к уютным деревням. Проезжая крохотные станции и разглядывая ярко-красные поезда и вагоны, никак не отделаться от ощущения «дежа-вю». И, покопавшись в памяти, начинаешь понимать, с чего были скопированы популярные железнодорожные модели. Вот здание станции и вокзал, вот разные типы вагончиков и электровозов, виадуки, мосты, развязки – такое ощущение, что, будто по волшебству, железнодорожный макет, со всеми его деталями, игрушечными разрисованными домиками и деревьями, взяли и увеличили в десятки раз.

Зачем тащиться на курорт на поезде, если есть автомобили, спросит скептик. В некоторых случаях путешествия на машине по Швейцарии, действительно оправдано — например, если планируются ежедневные поездки в новую зону катания, удобнее иметь под рукой автомобиль. Но арендовать машину имеет смысл не всегда: дело в том, что на большинстве горнолыжных курортов автомобиль просто не нужен. Более того, в некоторых деревнях пользоваться машинами нельзя — их придется оставлять на парковке на въезде на курорт или рядом с ним. В частности, к таким курортам относится Церматт и Саас-Фе, а также Венген (в него вообще можно добраться только на поезде), Бетмеральп и Ридеральп. Если же совершенно не хочется тащить за собой чехол с лыжами и чемодан впридачу, можно поручить сделать это за вас швейцарским железным дорогам — услуга Fly Rail позволяет сделать так, чтобы ваш багаж приехал к месту назначения без вас, прямо из аэропорта, вам даже не придется ждать свой багаж. Это особенно удобно, если по дороге на курорт (или обратно) вы собираетесь провести день-другой в швейцарских городах. Детали и правила доставки можно уточнить на сайте sbb.ch.

Полезное:
Swiss Pass (действует на всех видах транспорта по всей стране без ограничений): € 222 на 4 дня (2 класс). Дети до 16 лет путешествуют с одним из родителей бесплатно (при наличии у родителя проездного билета). Также есть билеты со скидками для молодежи, на фиксированное количество дней (Swiss Flexi Pass). Для поездки только от аэропорта до курорта и обратно имеет смысл приобрести Swiss Transfer Ticket (продается только за пределами Швейцарии, у туроператоров и турагентств, либо его можно заранее заказать с доставкой на сайте sbb.ch): от €108 (2 класс, билет в обе стороны).

Панорамные маршруты:

Glacier Express («Ледниковый Экспресс»)
Маршрут: Церматт — Бриг — Андерматт — Кур — Давос/Санкт-Мориц
Время в пути: 7,5 ч. Выполняется в течение всего года. Зимнее расписание действует с 9 декабря по 8 мая. Путешествие проходит по 291 мосту, через 91 тоннель и перевал Оберальп на высоте 2033 м.

Предварительное бронирование мест в вагоне » Glacier Express» обязательно и подразумевает доплату в 13 CHF зимой, 33 CHF — летом. Расписание и цены: здесь

Golden Pass («Золотой перевал»)
Маршрут: Люцерн — перевал Брюниг — Интерлакен — Цвайзимен — Монтре (/Женева)
Время в пути: 5,5 ч. Выполняется круглый год.

Два языка, три мира, шесть озер, один маршрут — всё это «Золотой перевал». Маршрут соединяет между собой Центральную Швейцарию и Женевское озеро. Поезд отправляется в путь из исторического Люцерна через перевал Брюниг вдоль озера Бриенц в Интерлакен, затем через к виноградникам Лаво.

Между Монтре и Цвайзимменом курсирует поезд «Золотой Перевал Классик» (Golden Pass Classic) с вагонами, стилизованными под знаменитый «Восточный Экспресс».
Рекомендуется бронирование мест.

Bernina Express («Экспресс Бернина»)
Маршрут: Кур — Санкт-Мориц — перевал Бернина — Поскьяво — Тирано ( — Лугано)
Время в пути: 4 часа. Выполняется круглый год.

Этот маршрут соединяет Кур (кантон Граубюнден) с Тирано. Общая протяженность маршрута — 145 км. Поезд поднимается на перевал Бернина, на высоту 2253 метра, пересекает 196 мостов и проходит через 55 туннелей. Из Тирано (Италия) можно продожить маршрут на современном автобусе через Велтлин до Лугано (только летом).
Бронирование мест в поезде и автобусе обязательно.

Swiss Chocolate Train («Швейцарский шоколадный поезд»)
Маршрут: Монтре — Грюйер — Брок и обратно
Время в пути: 8 часов. Выполняется с мая по октябрь.

Швейцарский шоколадный поезд — это совместный проект компаний GoldenPass Services и Cailler-Nestle. Отправляясь в путь в вагоне «Belle Epoque» или современном панорамном вагоне, можно увидеть живописные террасы виноградников над Монтрё и средневековый городок Грюйер, родину знаменитого сыра. После экскурсии поезд идет в Брок, где расположена знаменитая фабрика швейцарского молочного шоколада. В стоимость включены следующие услуги:
• бронирование места
• кофе и круассаны в поезде
• автобус от вокзала в Грюйере в деревушку и обратно
• посещение замка Грюйер
• посещение сырной фабрики в Грюйере
• видео-презентация, посещение производства и дегустация на кондитерской фабрике Nestle

Расписание: май, июнь, сентябрь и октябрь: по понедельника, средам и четвергам, июль-август: ежедневно. Отправление из Монтрё в 9.12, возвращение в Монтрё — 17:40. Цена: CHF 99.- для взрослых, CHF 69.- для детей и обладателей дисконтной карты.
Бронирование мест обязательно.

Wilhelm Tell Express Экспресс «Вильгельм Телль»
Маршрут: Люцерн — Люцернское озеро — Флюелен — Сен-Готтард — Беллинзона — Локарно/Лугано
Время в пути: 5 часов. Выполняется круглый год.

Скорость — это не то, чего следует ожидать от Экспресса «Вильгельм Телль». Маршрут начинается в Люцерне, на борту исторического двухпалубного колесного парохода, такого же, как и сто с лишним лет назад. После этого можно пересесть на панорамный поезд для продолжения путешествия в Локарно, Тичино — итальянскую часть страны. Дорога в этот кантон идет через знаменитый перевал Сен-Готтард.
Бронирование мест обязательно.

Где купить билеты на швейцарские поезда?
Проездные билеты Швейцарской системы путешествий можно купить у аккредитованных туроператоров в России. Их полный список: здесь, цены на билеты не отличаются от швейцарских. Некоторые виды билетов, в частности, Swiss Tranfer Ticket, можно купить только за пределами Швейцарии.

Билеты на разовые поездки и некоторые виды проездных можно заказать заранее через Интернет: sbb.ch.

Выбрать подходящий вид проездного билета можно при помощи сервиса Ticket Finder

Этот проект организован при поддержке Switzerland Tourism

Железные дороги Швейцарии

Нравится такой локомотив? В конце поста фотки разных поездов страны

А главное — это почти всегда по расписанию, в отличии от соседней Германии, чьи железные дороги меня разочаровали.

Регулярные читатели моего блога несомненно заметили за мной постоянное нездоровое восхищение японской железнодорожной системой. Я до сих пор считаю, что в вопросе рельсового транспорта японцы впереди планеты всей, однако, швейцарцы от них не так сильно отстали. Вся страна тщательно покрыта паутиной железнодорожных путей:

На этой карте жёлтые линии обозначают автобусные маршруты. А красным отмечены железные дороги. Большинство из поездов в стране принадлежат государственной ж/д компании с красивым именем.

1. «SBB CFF FFS», девять согласных букв, которые можно встретить по всей стране. Это сокращение названия, значащего «Швейцарские федеральные железные дороги» на трёх из главных государственных языков: немецком, французском и итальянском. Каждые три буквы представляют собой аббревиатуру одних и тех же слов на отдельном языке. (Четвёртый официальный язык страны, романшский, в официальном названии не используется, иначе к надписям пришлось бы добавить ещё «VFS».)

2. Все надписи по системе тоже дублируются на трёх главных языках, а ещё на английском. Так что можно не бояться что-то не понять и проворонить. Популярные города тоже объявляются в том числе и на английском.

3. Если у швейцарских поездов и есть хоть какой-то недостаток, то это их дороговизна. Билет между не столь далёкими городами может стоить около $50. Надо проехать через всю страну? Это уже будет $100 или дороже.

4. К счастью для нас, туристов, в стране есть железнодорожный (и не только) абонемент, называется Swiss Travel Pass. Он продаётся на 3, 4, 8 и 15 дней, и покрывает поездки на большинстве транспорта по всей Швейцарии. Его можно купить в первом или во втором классе. Взрослый абонемент второго класса стоит от 216 франков (за три дня) до 458 (15 дней). Как видите, он становится более выгодным, если брать его на дольше. Абонемент можно купить в железнодорожных кассах (включая аэропорты Цюриха и Женевы), он даёт право бесплатного проезда на поездах, городских системах общественного транспорта.

5. С его помощью можно даже прокатиться на исторических лодочках-паромах по Женевскому Озеру!

Короче, если вы планируете поездку, в которой надо будет немало передвигаться по стране, советую вам приобрести этот абонемент. Он не то чтоб дешёвый, но в итоге выходит дешевле, чем отдельно взятые билеты. Плюс, вы ещё и кучу времени сэкономите, так как не надо будет каждый раз стоять в очередях в кассы, а можно спокойно прыгнуть в следующий поезд в нужном направлении.

Все маршруты поездов есть в гуглокартах, так что найти поезд до нужной станции не составит труда. Ещё, компания SBB CFF FFS выпустила отдельные приложения для телефонов, которые тоже позволяют планировать маршрут (есть версии для Андроида и для iOS).

Исключением из этого абонемента являются различного рода подъёмники на вершины гор. На них нужно покупать билеты, однако держатели Swiss Travel Pass получают скидку в 50%. Высокогорный трамвайчик в Церматте, и гондолы в чудесной долине Лаутербруннен входят в эту категорию транспорта.

6. Главное, если вы купили Travel Pass второго класса, не перепутать, и не сесть по ошибке в первый. Классы различать несложно: на каждом вагоне у входа написана белая цифра «1» или «2».

7. Как и у соседей-немцев, в Швейцарии большинство междугородних поездов двухэтажные. Красно-белая гамма — фирменный стиль для составов, принадлежащих SBB CFF FFS.

8. Роскошные сидения первого класса бывают и на первом и на втором этажах. Выглядит это вот так:

9. Я в первом классе не ездил, и вам не советую, без соответствующего билета. И вообще без билета здесь лучше не кататься — почти в каждой поездке за неделю мне попадался контролёр, который внимательно проверял все билеты. Здесь активно борются с зайцами.

10. Впрочем второй класс тоже весьма комфортен — здесь удобные мягкие сидения, и есть возможность поработать во время длинных переездов.

11. Столик раскладывается, чтобы было удобно садиться и вставать, но при желании можно увеличить его площадь, чтобы поставить компьютер.

12. Даже в вагонах второго класса есть возможность подзарядиться, правда тут розетки не расположены на остроумный швейцарский лад.

13. Вообще, что очень радует в этих поездах, это разнообразие конфигураций сидений. Швейцарцы понимают, что у разных пассажиров есть разные потребности. Кто-то хочет тихо работать, кто-то смотреть в окно в одиночестве, а кто-то общаться дружной компанией. В швейцарских поездах для всех этих людей найдётся своё место. Вот например часть вагона, подходящая для больших тусовок (это тоже 2й класс):

Я не раз наблюдал, как такую занимали весёлые группы подростков, которые, кстати, спокойно разъезжают из одного города в другой без присмотра взрослых. Этим ребятам на вид было лет 13.

14. Для пассажиров помоложе, в поездах есть специальные игровые зоны. Родители могут отвести туда своих детей, чтобы тем не было скучно во время долгих поездок. Это хорошо для всех: ребёнку весело, родителям не надо выдумывать, чем бы их занять, а пассажирам в остальных вагонах спокойно.

Признаюсь, такое я видел в поездах несколько лет назад, почему-то в эту поездку мне эти вагоны-площадки не попадались. Надеюсь, их не отменили — это реально крутая штука.

15. А ещё в поездах (правда не всех) есть специальные тамбуры для велосипедов.

16. Внутри них сделаны специальные крепления, куда можно прицепить велики, лыжи и прочее.

17. Некоторые прицепляют сюда детские коляски.

18. Ну и какой уважающий себя европейский поезд может обойтись без вагона-ресторана?

19. В двухэтажных поездах дальнего следования, рестораны обычно наверху.

20. Здесь всё как положено: скатерти, нормальные стулья, которые можно придвинуть, официант и меню. Даже наливают. Сидишь, ешь, а за окном пробегают швейцарские красоты. Впрочем, о них чуть позже.

21. На нижнем этаже расположено кафе, для менее формальной обстановки. Здесь можно перекусить по-быстрому (если ехать не так далеко).

22. Давайте немного посмотрим на вокзалы и станции, ведь они тоже сильно влияют на общее ощущение от железнодорожной системы. Вот главный вокзал Цюриха — огромное здание с высокими сводами, под которыми вывешивают работы скульпторов. Здесь ещё несколько подземных уровней есть.

23. Вокзал настолько огромен, что в его здании иногда устраивают рынок! Фермеры до всей Европы устанавливают прямо на вокзале шатры и привозят свой товар на продажу.

24. Вот например фрукты-овощи продаёт на какая-нибудь бабулька с газеты, а представитель фермерской группы BioLand. Всё это выглядело так аппетитно, что я не сдержался и купил у него свежих ягод.

25. А это уже вокзал в Берне (да-да, в том самом, где пьяный воздух свободы сыграл с профессором Плейшнером злую шутку). Изящно закругляющиеся навесы над эскалаторами к платформам сделаны из дерева. Выглядит очень здорово.

26. На платформах висят мониторы, показывающие когда и куда будет следующий поезд, где он остановится на платформе, и где будут расположены вагоны первого и второго класса, а где — ресторан.

27. Да каждой станции полагаются часы. Желательно на какой-нибудь башне. Ведь всё-таки, это Швейцария, и здесь очень любят башенные часы.

28. Даже на самых небольших полустанках есть башенка с часами!

Правильное время тут очень важная вещь, так как вся железнодорожная система страны отлажена, словно точный часовой механизм. Расписание поездов рассчитано так, чтобы большинство пересадок длилось не более десяти минут (часто бывает и пять!) При этом учитывается то, на какую платформу приходят оба поезда, чтобы дать пассажирам шанс успеть дойти нормальным (но не расслабленным!) шагом от одного состава до другого. В редких случаях, когда случаются незначительные задержки, поезд, на который вы хотите пересесть тоже подождёт пару минут.

29. А вот для железнодорожных платформ, компания заказала специальную модель часов. Этот механизм и дизайн разработал швейцарский инженер Ганс Хильфикер в 1944 году. Да, вы не ослышались! Во всём мире война шла, а нейтральные Швейцарцы совершенствовали железнодорожные часы. (С другой стороны, почему бы и нет, если в СССР могли в 1942 думать о новой букве алфавита!) Короче, швейцарские ж/д часы стали с тех пор национальным символом, и примером хорошего лаконичного дизайна. Их даже выставляют у нас в Нью Йорке в MoMA.

Оказывается, эти часы настолько известны, что их решила стырить компания Apple, когда модернизировала стиль своей прошивки айфонов. В шестой версии iOS, вышедшей в 2012 году, иконка часов была подозрительно похожей на швейцарский дизайн, вплоть до кружка на конце красной секундной стрелки. Швейцарцы подали иск на мирового производителя гэджетов, правда до суда дело не дошло. Эппл заключил соглашение, позволяющее им использовать этот дизайн. Точная сумма сделки неизвестна, но аналитики считают, что швейцарцы получили порядка 20 миллионов франков за употребление известного циферблата.

Кстати, фишка этих часов не только во внешнем виде. Механизм тоже имеет интересную и неочевидную особенность: в конце каждой минуты, секундная стрелка немного задерживается, чтобы синхронизироваться со всеми остальными часами на станции. Таким образом, все часы на вокзале всегда показывают в точности одинаковое время.

30. Да, швейцарские поезда удобны, и ходят по расписанию, однако это то, что мы ожидаем от всех нормальных поездов (к сожалению, это не всегда так работает). Но вот в чём они превосходят ожидания, так это в красоте пейзажей за окном. Сидя в вагоне у окошка, вы можете наблюдать как мимо вас проносятся зелёных холмы, высокие горы, голубые озёра, и маленькие городки с остроконечными церквушками.

31. Часто железная дорога проложена прямо в паре метров от берега озера.

32. Тогда кажется, что весь этот великолепный пейзаж создан специально для вас — для пассажира. Например ездить вдоль Женевского озера — одно удовольствие, особенно в ясный день. На дальней стороне виден французский берег, там возвышаются Альпы.

33. Даже если ваш поезд идёт не по самой кромке воды, всё равно красиво. Вас порадует вид зелёных полей и виноградников.

34. А уж если вы завернёте в горы, то сможете снимать заснеженные вершины прямо из окна своего состава.

Швейцария богата на природные красоты, и железные дороги — один из лучших способов всё это увидеть. Где ещё так красиво за окном вагона? В Японии, вот где. Но тут трудно выбрать фаворита.

35. Давайте, покажу вам несколько разных видов поездов, которые мне повстречались за неделю активного использования швейцарских железных дорог. Начну с самого милого — этот красавец-локомотив уже был на заглавной фотке, но не грех показать его ещё раз!

Кстати, если кто-то знает модель этого или других поездов, пишите в комментариях, я добавлю информацию в пост. А то я в этом плане полный чайник.

36. Двухэтажный поезд дальнего следования я вам уже показал, а вот это более региональный, который едет в горный Церматт.

37. Бывают и совсем маленькие поезда, скорее похожие на трамвайчики. Они ходят по узко-колейным путям. Именно на таком мы ехали до крохотного городка, где в многовековом доме живёт моя подруга Алиса.

38. Кстати, не все поезда в стране принадлежат федеральному железнодорожному агентству. Есть и частные линии. И если вагоны SBB CFF FFS как правило красно-белые, то частные компании выбирают другие цвета своих ливрей. Например в округе Берна ходят зелёных поезда BLS.

39. А вот такие тёмно-синие составы я видел возле Лозанны.

40. А вот такой сине-жёлтый состав поднимал нас от озёр наверх к долине эльфов.

41. Вообще, на таких частных узко-колейных линиях, ведущих в горы, можно увидеть очень симпатичные вагончики. Причём видно, что многие из них довольно старых дизайнов.

42. Очевидно, частные компании не выкидывают все устаревшие вагоны, а оставляют несколько в виде музея на рельсах. А что, если это работает для нью-йоркского метро, почему бы и не здесь?

43. Посмотрите, какая прелесть!

44. Самая главная хитрость в швейцарских поездах — сесть у окна или в начале или в конце поезда. На поворотах вы сможете сфотографировать не только красивый пейзаж за окном, но и хвост/голову вашего состава, который будет прекрасно гармонировать с окружающей зеленью.

Вот, честно, не представляю, как можно не любить поезда. А если вы их любите, и не собираетесь пока в Японию, то Швейцария — лучшая страна, для того, чтоб на них кататься.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: