Родина-Мать нетуристическая: 30 необычных взглядов на самый большой памятник Европы - KRINTEL.RU

Родина-Мать нетуристическая: 30 необычных взглядов на самый большой памятник Европы

Новое в блогах

Сообщество «Интересные новости»

10 интересных фактов о скульптуре «Родина-мать»

Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.

Сам образ «Родины-Матери» стал одним из главных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет».

Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота — 85 метров, вес — 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни.

Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз.

Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира.
Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл — фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине.

Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации — на состоящее целиком из фторированной стали.

На Мамевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.

На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий.

Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным.
Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.

«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона , состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания.

Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции.

Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

На даче Евгения Вучетича в Тимирязевском районе Москвы, где раньше была его мастерская, а сегодня работает дом-музей скульптора, можно увидеть уменьшенную копию статуи — макет, рабочие эскизы, а также макет голову скульптуры в натуральную величину.

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок.

То, что «Родина мать» находится в аварийном состоянии считает и реставратор Вадим Церковников. В своем интервью «МК» в 2013 году на вопрос о том, может ли скульптура упасть, он прямо ответил: «Запросто! Она непредсказуема!».

«Родина-мать зовет!» 10 фактов о монументе

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» — вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Конкурс без границ. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны. Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров — 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа — из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Изменения в композиции. Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник. Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Укрепление конструкции. Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню. Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

  • Самые высокие памятники Москвы
  • Подвиг матери
  • Как для советского кино строили соборы и создавали чудовищ

Памятник эпохи трех генсеков. Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет — его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС — в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира. Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы — ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч. Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника — меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.

Скульптурный триптих. Монумент «Родина-мать зовет!» — часть скульптурного триптиха. В него входят памятники «Тыл-фронту» в Магнитогорске и «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке. Магнитогорская скульптурная композиция изображает рабочего, который передает выкованный им меч воину. А германский монумент — солдата-победителя со спасенным ребенком на руках и опущенным мечом. Скульптуру «Воина-освободителя» выполнил Евгений Вучетич, а магнитогорский памятник создали Лев Головницкий и Яков Белопольский.

Читайте также  Неутешительные итоги: самые грязные города Европы 2018 года

Образ «Родины-матери». Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

В Европе появилась первая жертва газового кризиса

Christoph Hardt/Geisler
Fotopres/Global Look Press

Зима еще не наступила, а энергетический кризис в Европе выявил первого потерпевшего. В Великобритании остановлено два завода по производству удобрений. Простой при таких ценах на газ – лучшее из двух зол. И это только начало – дальше снежный ком будет нарастать. Это яркий пример того, к чему надо готовиться европейскому континенту этой зимой при сохранении энергетического кризиса. Подробности.

  • Набиуллина увидела риск в росте необеспеченного потребкредитования
  • Цена на газ в Европе поднялась выше 800 долларов за 1 тыс. кубометров
  • Стоимость газа в Европе выросла на 4%

Apple и Google заставят исполнять законы России

REUTERS/Dado Ruvic

У американских IT-гигантов остался последний шанс избежать крупных штрафов в наказание за вмешательство во внутренние дела России. С такой угрозой выступили на заседании в Совфеде, причем впервые угроза прозвучала в присутствии представителей обеих компаний. Ранее представители Google и Apple игнорировали приглашения в парламент нашей страны. Подробности.

  • Представители СПЧ не выявили серьезных проблем на выборах
  • Путин не будет участвовать в созванной Байденом встрече по климату
  • В Кремле высказались о возвращении к теме покупки «Мистралей» у Франции

Наследие СССР прощается с родиной Ильича

Serguei Fomine/Global Look Press

То, что сгнило, обветшало и не обновлялось в Ульяновской области еще с советских времен – от мостов и дорог до водоснабжения – наконец начало получать приличное финансирование. Специальный корреспондент газеты ВЗГЛЯД вместе с и. о. губернатора разбирался, как нужно решать самые больные проблемы этого региона. Подробности.

  • Анонсирована беседа Путина с Памфиловой по итогам выборов 20 сентября
  • Песков отказался рассказать о быте Путина
  • Допустивший ДТП с пятью погибшими под Воронежем водитель был пьян

Возвращение Трампа погубит Америку

Jose Luis Magana/AP/ТАСС

Дональд Трамп намерен вернуться в Белый дом после выборов 2024 года как спаситель Соединенных Штатов. Это следует из его последних заявлений и информации от «ближнего круга». По-прежнему многочисленных сторонников экс-президента это наверняка обрадует, однако Трамп сильно рискует стать не спасителем, а могильщиком консервативной Америки. Подробности.

  • В Белоруссии подвели итоги учений «Запад-2021»
  • Привитым «Спутником V» разрешили въезд в Эстонию
  • Узбекистан предложил разморозить афганские активы за рубежом

Как решить проблему мигрантских общежитий в России

кадр из видео

В подмосковном селе Бужаниново была изнасилована и убита пенсионерка. СК предъявил обвинение двум мигрантам из Таджикистана. Жители села организовали сход у общежития, где проживают мигранты, и потребовали его закрытия. Требования граждан поддержал губернатор Московской области. Где следует жить мигрантам в России и как обеспечить там исполнение законов и порядок? Подробности.

  • В Перми задержали устроившего стрельбу у детсада пенсионера
  • СК начал проверку после побега заключенного из колонии под Тюменью
  • В тоннель метро в Москве забрались двое мужчин

Человечество сознательно сажают на траву

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист

Современный мир – это война

Денис Фисенко, Ветеран Группы «А»

Украинский спецназ вполне боеспособен и даже опасен

Сергей Козлов, ветеран спецназа
  • По факту нападения на росгвардейцев на незаконной акции в Москве возбуждены новые дела
  • Глава ВЦИОМ назвал россиян «тоскующими индивидуалистами»
  • СМИ выдвинули предположение о «чистой бомбе» на борту А321

Трамп и ядерная война с Китаем

Перевести Украину на латиницу

Как отравиться арбузом

С территории Украины обстрелян белорусский погранзнак

В Иркутской области разбился пассажирский самолет, есть жертвы

Газопровод «Северный поток – 2» полностью построен

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

  • Да
  • Нет
  • Еще не решил
  • Только сам мигрант
  • Мигрант и его работодатель
  • Мигрант и его диаспора
  • Готов сейчас
  • Готов в будущем
  • Пусть другие себя ограничивают
  • Экономика
  • Политика
  • Общество
  • В мире
  • Происшествия
  • Мнения
  • Видео
  • Фото
  • Нацпроект «Культура»
  • Голосования
  • О газете
  • Вакансии
  • Реклама на сайте

Главная тема

срыв сделки века

Украина

«Ход королевы»

Видео

экспортные поставки

поиски углеводородов

цены на газ

преступность гастарбайтеров

нелегальные мигранты

цивилизационная многоукладность

переименование городов

живая история

на ваш взгляд

Американские журналисты нашли что-то смешное в скульптуре «Родина-мать зовет!»

30 апреля 2015, 17:23
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Текст: Роман Крецул

Более десятка сооружений СССР и стран Восточной Европы, построенных в традициях советской архитектуры, оказались в рейтинге «абсурдных», составленном американскими журналистами. В рейтинг попал и один из самых почитаемых монументов героям ВОВ – «Родина-мать». Меж тем архитекторы считают, что «Родину-мать» критиковать вообще не за что, в отличие от самых известных зданий в США.

Американский сайт Business Insider опубликовал список архитектурных сооружений советской эпохи, которые его авторы считают «абсурдными». В него вошли здания и сооружения, построенные во второй половине прошлого века в СССР и народных демократиях Восточной Европы.

Надо посмотреть их архитектуру и тоже приклеить им этикетки. Что довольно несложно

Здание министерства автодорог в Тбилиси, где теперь располагается центральный банк страны, по мнению авторов, «выглядит как отфотошопленное».

Отель Forum в Кракове, выполненный на несущих конструкциях, также не понравился американцам, которые пишут, что «коммунистические архитекторы 70-х не могли удержаться от того, чтобы оторвать уродливые здания от земли».

Кишиневский цирк, построенный в 1981 году, просто назван «уродливым».

Здание ЦНИИ робототехники и технической кибернетики в Петербурге, по мнению редакции сайта, выглядит как «сатанинский храм».

Не понравились составителям рейтинга здания, напоминающие летающие тарелки – по какой причине, авторы не поясняют.

Точно так же составитель рейтинга не поясняет, чем ему не нравится памятник участникам Сталинградской битвы «Родина-мать зовет» в Волгограде, один из самых известных во всем мире монументов, увековечивших Победу. Американцы пишут только, что скульптура большая. Действительно, ее высота превышает высоту Статуи Свободы (с учетом пьедестала последняя несколько выше), и до начала прошлого десятилетия она считалась самой высокой скульптурой в мире.

На эту тему

На публикацию уже отреагировал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

«По стопам СNN: aмер-ский сайт Business Insider назвал статую «Родина-мать» среди «самых абсурдных сооружений советской эпохи». Все неймется им», – написал он в Twitter.

Почувствовав, что дело пахнет серьезным скандалом накануне юбилея Победы, американцы убрали из списка волгоградский памятник. Теперь на его месте находится киевская гостиница «Салют».

«Родина-мать зовет» была создана скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным. Монумент возводился с 1959 по 1967 год. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая на тот момент скульптура-статуя в мире. Ее высота – 52 метра, длина руки – 20 метров, меча – 33 метра. Общая высота скульптуры – 85 метров, ее вес – 8 тысяч тонн, меча – 14 тонн.

«Сволочи! – коротко охарактеризовал авторов американского «рейтинга» проректор Московского архитектурного института по учебной работе Илья Лежава. – Им надо было что-то антирусское написать».

«Сначала все удивлялись этому монументу, и он не очень нравился, – вспоминает он. – Вучетича не очень любили. Ну и что, а когда Эйфелеву башню построили, вся интеллигенция Парижа была против. Сейчас это символ Европы.

Постепенно у нас все успокоились, и в конце концов памятник стал нашим символом. Хороший комплекс. Единственное, что мне лично не очень нравится, – подходы к нему и т.д. А сама «Родина-мать» ничем не хуже, чем любой другой символ, например, Статуя Свободы. Тем более она французская».

«Я бы назвал это советским героическим стилем, – рассказывает Лежава про волгоградский монумент. – Конструкция очень интересная, она была сделана гениально. Не знаю, как его можно обругать: блестящая вещь. Он господствует над местностью, это один из главных памятников на всей Волге, он виден с пароходов, с подъездов».

Комментируя смех американцев над зданиями, построенными «в отрыве от земли», он сказал, что «это безобразие»: «Весь конструктивизм, который весь мир признает великим, идет от Ле Корбюзье, а у него основная идея была «дом на ножках». Чего издеваться? И русские здесь ни при чем».

Про здание министерства в Тбилиси архитектор вспомнил, что, когда оно было построено, оно было очень популярно в Советском Союзе. «Сделали, попробовали, больше не повторяют, а оно осталось символом своего времени. Что этих американцев слушать?» – сказал он.

«Надо посмотреть их архитектуру и тоже приклеить им этикетки. Что довольно несложно. Нечего смеяться над другими, у себя бы посмотрели, – возмутился эксперт. – В Детройт надо съездить. В течение десятилетий абсолютно был разрушен, все здания знаменитые были разрушены, и только теперь начинают возрождать. Так что помолчали бы.

У нас есть чем похвастаться, так что чего там вообще лезть? А у них что? Самое знаменитое здание – Empire State Building – серость. Еще Chrysler – красавец, а это – урод уродом».

Как выглядит изнутри гигантская статуя Родина-мать зовет (ФОТО)

В Европе нет статуи выше, чем эта. «Родина-мать зовет» огромная: 85 метров в высоту, вес – 8 тысяч тонн! Это самый известный монумент Второй мировой войне в России. Но если посмотреть на него снаружи ежегодно приезжает тысячи туристов, то внутрь пускают всего несколько человек в год. Так что большинство людей понятия не имеют, что там находится.

Читайте также  Один из самых романтичных городов Германии – Кохем

Эпичная фигура Родины-матери – аллегорического образа страны, зовущей на защиту от захватчиков, – это центр огромного мемориального комплекса. Она находится на Мамаевом кургане в Волгограде [в прошлом – Сталинграде], где прошла самая кровавая битва между Красной армией и нацистской Германией. Более 35,000 советских солдат погребены вокруг статуи.

Чтобы подняться к ней, сначала нужно пройти объект «Стены-руины», якобы испещренные автоматной очередью и снарядами. На стенах многочисленные надписи вроде той, что из всех оправданий ухода с огневой позиции «только одно будет приниматься во внимание – смерть».

Затем дорога ведет через бассейн «Озеро Слез», в круглое здание «Зал воинской славы» с высеченными на стенах 7200 именами защитников Сталинграда (всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек).

Каждый день здесь стоит почетный караул, который в России можно увидеть еще только в Москве, у Кремля.

Статуя хорошо видна уже из «Зала воинской славы», через огромный проем в крыше. Как-то ее скульптор Евгений Вучетич сказал известному физику и правозащитнику Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! – заткнулись».

Подъем к монументу начинается с площади Скорби, а внутрь ведет маленькая неприглядная дверь в основании статуи.

Внутри ощущение, что оказался посреди заброшенного долгостроя. Огромный монумент полый и почти полностью создан из бетона. Помимо него, вокруг только металлическая арматура, электрическая проводка, тусклый свет и единственная узкая лестница, что ведет вверх.

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый. За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает – их подтягивают.

Лифт внутри статуи не предусмотрен. Чтобы подняться вверх, придется пройти около 200 ступеней. Где-то посередине будет единственное обжитое помещение. Это что-то вроде диспетчерской: там есть аппаратура, контролирующая состояние скульптуры.

Эту комнату можно назвать сердцем Родины-Матери. В ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Комната тоже стянута канатами – чтобы монумент не разорвало под тяжестью рук.

Отсюда ведут узкие проходы сразу в несколько мест: в левую руку, в правую, в меч, вход в плащ и «дорога в голову», наверх. Проходы везде очень узкие, напоминают катакомбы. При желании, пролезть можно даже в пальцы статуи, но сделать это сможет только ребенок.

Самая опасная часть статуи – это меч. Внутри он также полый, и простым смертным вход в меч запрещен. Лишь время от времени в него проникают промышленные альпинисты.

На руке у статуи много «наколок», также оставленных альпинистами.

В отличие от американской Статуи Свободы, где внутри есть смотровая площадка и окна, в голове Родины-матери есть только маленькое помещение с деревянным полом-настилом и лавочкой. Попасть в нее можно через люк.

Зато вид отсюда открывается потрясающий.

В 2019 году началась реконструкция монумента (что выглядит не менее эпично, чем сама статуя). Сейчас на нем устраняют трещины, устанавливают защиту от птиц и «чистят» зубы.

«Родина-мать зовёт!» – поразительные особенности знаменитого монумента

Знаменитая скульптура «Родина-мать зовёт!» принадлежит к самым высоким статуям мира. Она превосходила все известные изваяния, созданные руками человека, на протяжении 22 лет. Сегодня же сложно найти человека, которых не видел «Родину-мать» – пусть даже и на изображениях.

Этот монумент стал символом Великой Отечественной войны и доблести народа, а для иностранцев вполне типичной является ассоциация этой скульптуры и России. Но если суть статуи вполне ясна, то далеко не многим известна её история. Знаете ли вы, что «Родина-мать зовёт!» – это часть скульптурного триптиха? Когда же появился замысел создать изваяние, ставшее гимном доблести защитников Сталинграда? С чем связана история скульптуры?

История создания

Мужество, проявленное советскими воинами при обороне Сталинграда, а также победа в Сталинградской битве стали решающим моментом в ходе Великой Отечественной войны. Конкурс на создание монумента был объявлен ещё в 1944 году. Участвовать в нём могли все желающие.

Свои эскизы, воплощающие идею защиты Сталинграда, присылали и именитые архитекторы, и солдаты, участвовавшие в битве. Замыслы были самыми разными. К примеру, предложением Андрея Бурова стало создание 150-метровой пирамиды с переплавленными танками в верхней части.

Выбор места для монумента символичен – для всего мира оборона Сталинграда стала примером непревзойдённого героизма и мужества советского солдата / © Г.Зельма,1942 год,

Мне сложно представить, насколько непростой была задача по выбору одного предложений из целого моря самых разных (и нередко – прекрасных) идей. В итоге была выбрана работа скульпторов Евгения Вучетича и Николая Никитина.

Кстати, первоначально скульптура должна была выглядеть несколько иначе. Согласно замыслу ваятелей, на ней изображалась женщина, Родина, которой коленопреклонённый солдат отдавал свой меч. Однако было принято решение изменить суть композиции. К тому времени война ещё не закончилась, а потому отдавать меч не стоило.

Высоко поднятый меч олицетворяет силу и готовность к борьбе с врагом

Особенности статуи

Однако к возведению монумента приступили лишь в 1959 году. На кургане перед Сталинградом (ныне – Волгоградом) были установлены строительные леса, создана насыпь, на которой и должна была в дальнейшем появиться «Родина-мать». Однако процесс создания длился восемь долгих лет.

Считается, что источником вдохновения для создания знаменитой скульптуры для Евгения Вучетича стал барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже. Кроме того, заметно сходство «Родины-матери» с известной античной статуей Ники Самофракийской.

Франсуа Рюд Барельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке, 1836 год, Париж, Франция

Неизвестно, с кого скульпторы лепили своё великое изваяние. Предположительно фигура была создана с Нины Думбадзе, советской спортсменки, а вот лицо «Родины-матери» очень напоминает облик супруги Вучетича.

С процессом возведения было связано немало сложностей. Одна из них крылась в особенностях материала, из которого была создана статуя. «Родина-мать зовёт!» – первое железобетонное изваяние. Конечно, железобетон принадлежал к одним из самых дешёвых материалов, однако он не был долговечным.

Уже через год после создания монумента стали проявляться микротрещины, что грозили уничтожить результат восьмилетнего труда ваятелей за недолгий срок. Из-за этого скульптуру стали ежегодно обильно покрывать водоотталкивающим составом.

Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Часть триптиха

«Родина-мать зовёт!» была внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое высокое (на тот момент) изваяние, созданное руками человека. Для сравнения: знаменитый памятник, посвящённый Сталинградской битве, выше Статуи Свободы в два с половиной раза. При этом далеко не все знают, что «Родина-мать» стала вторым творением в триптихе.

Скульптор Лев Николаевич Головницкий, архитектор Яков Борисович Белопольский «Тыл – фронту», 1979 год
Местонахождение: Магнитогорск, Россия

Первой среди скульптур стала «Тыл – фронту», установленная в Магнитогорске. А завершением триптиха стала скульптура «Воин-освободитель», установленная в берлинском Трептов-парке.

Я хочу обратить внимание на меч в каждом из этих творений. Согласно замыслу, символ борьбы и свободы был выкован на Урале, после чего оказался в руках «Родины-матери», поднявшей его в разгар войны, а опускает меч советский солдат, дошедший до Берлина.

Скульптор Евгений Викторович Вучетич, архитектор Яков Борисович Белопольский «Воин-освободитель», 1949 год
Местонахождение: Трептов-парк, Берлин, Германия

Описание монумента

Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.

О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.

В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы

Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.

Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.

Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годы
Местонахождение: Волгоград, Россия

А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.

Меч Победы — триптих монументальных советских памятников

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл — фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха — «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.

Читайте также  Поразительная соляная гора в Германии

Первая часть трилогии «Тыл — фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага — в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь — стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным — каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента — работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.

Монумент «Тыл — фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника — это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске — это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент — это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», — рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит — за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор — художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: