Шведы смогли: как превратить промзону в зеленый город будущего - KRINTEL.RU

Шведы смогли: как превратить промзону в зеленый город будущего

По-настоящему зеленая архитектура будущего

Когда, как не во время пандемии, можно поговорить про изменение климата, устойчивое развитие и экологию? Вот только вдумайтесь: сейчас транспорта на улицах стало меньше, самолеты почти не летают, большая часть предприятий закрыты. И все бы хорошо, если бы вместе с этим не повисла для многих угроза остаться без средств к существованию по причине все тех же закрытых предприятий, неработающего транспорта и далее по списку.

Но коронавирус пройдет, экономика начнет восстанавливаться, и проблемы, связанные с изменением климата, все равно нужно будет решать. Здесь важно заметить, что для реального спасения окружающей среды нужно отказаться от очень многих вещей, но проблема в том, что все уже настолько привыкли к активной жизни, к путешествиям, машинам, самолетам, кафе, ресторанам, барам, клубам и так далее, что даже небольшой перерыв из-за коронавируса кажется безумным.

Но все же не всегда забота об экологии означает полный отказ от каких-то экономических благ. Может не так быстро, как хотелось бы, но за последние годы появлялось достаточно много проектов зданий, районов и даже целых городов, которые отвечают условиям устойчивого развития, то есть где в качестве основ идут взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды, а также рациональное использование природных ресурсов. Вспомните тот же австралийский Брисбен, про который я писал. Там разработан комплексный план устойчивого развития на годы вперед. Да, это совсем не дешево, к тому же пока сложно говорить о мегарезультатах, но ведь это лишь начало.

Однако сегодня мне бы хотелось вам показать может и не столь масштабные, но безусловно необычные и интересные проекты от одного нидерландского архитектурного бюро, которые должны помочь приблизить эко-будущее (но это не точно).

1. La Serre d’Issy

Архитектурное бюро MVRDV предложило смелый проект, направленный на распространение нового образа жизни и бросающий вызов традиционной архитектуре.

La Serre d’Issy – это достаточно необычное решение организации жилой застройки для Исси-ле-Мулино, пригорода Парижа. Это своего рода жилой район по типу теплицы, который будет выполнять роль городского оазиса.

Фактически La Serre d’Issy – это город в городе, где под одной крышей будут находиться разные дома, причем из дерева, а также много растительности, что сильно контрастирует с традиционной жилой застройкой. Много внимания в проекте было уделено и перемещению жителей между этажами, то есть активно обыгрывается вертикальное измерение, которое спроектировано с акцентом на формирование социальных связей между соседями.

Еще один проект MVRDV, подготовленный совместно с SDK Vastgoed (VolkerWessels), выиграл конкурс на переустройство центральной части Эйндховена, города на юге Нидерландов. Nieuw Bergen – это проект современного и прогрессивного жилого комплекса.

В первую очередь он должен превратить центр Эйндховена в нечто уникальное и необычное, район будет состоять как из отреставрированных старых домов, так и из абсолютно новых. Всего будет семь зданий площадью 29 000 м2

, и это не только жилая недвижимость, но и коммерческая, также должен появиться подземный паркинг и городское садоводство.

Достаточно интересно сделаны крыши домов, часть из которых полностью стеклянные. Угол наклона в 45 градусов будет обеспечивать максимально естественное освещение как для внутренних помещений, так и для наружных общественных пространств, что позволит значительно экономить энергию. Более того, поверхность крыш идеально подходит для установки солнечных панелей.

Спроектированные дома отличаются друг от друга, но все вместе они смотрятся гармонично и вписываются в существующую застройку. В целом, как вы наверное заметили, сейчас во всем мире стараются не строить абсолютно одинаковых зданий, они всегда хоть немного, но все же отличаются. И именно это обстоятельство обеспечивает уют, комфорт и разнообразие городов.

Еще один крайне необычный проект относится уже к Флориаде – самой крупной в Европе выставке цветов, которая проходит в Нидерландах каждые 10 лет, начиная с 1960 года. MVRDV разработало проект для Алмере, одного из наиболее молодых городов в Нидерландах.

Вместо обычных временных павильонов проект предусматривает целый выставочный город, где будет расположен сельскохозяйственный рынок с деревьями, парками, садами и оранжереями. Также предусмотрена и обычная городская застройка — отель, библиотека, университет, смотровая площадка и конгресс-центр. Напоминающий цветной лоскутный ковер город должен разместиться на полуострове площадью 45 га.

Проект Флориада – это целая сеть садов на полуострове, где каждый участок будет посвящен различным растениям, причем во многих блоках будет свой микроклимат. Посетители смогут остановиться в отеле с жасмином, поплавать в пруду с лилиями и поужинать в розарии. Город предложит дома в садах, офисы с посаженными интерьерами и бамбуковые парки.

Вполне может оказаться, что не все проекты в итоге будут реализованы, но даже их появление на свет демонстрирует развитие современной архитектуры, показывает увеличение внимания к деталям, к самообеспечению зданий и районов, к экономии энергии.

На самом деле, я не уверен, что подобные проекты в ближайшем будущем смогут кардинальным образом переломить ситуацию и сделать планету чище. Хотя бы из-за того, что основная часть построек все равно останется в текущем виде – абсолютно все перестроить ведь не получится. Но вместе с тем мы можем наблюдать, как появляются и реализуются свежие идеи, создаются новые достопримечательности. И согласитесь, что возвращаться в район советских девятиэтажек или в какую-нибудь высотку в Шушарах гораздо менее приятно, чем в зеленый современный дом.

Архитектура должна быть разной, тогда станет меньше серости вокруг и каждый город будет иметь свое собственное лицо.

7 углеродно-нейтральных городов будущего

Города и страны, обеспокоенные изменением климата, все чаще ставят перед собой цели по переходу на углеродно-нейтральную экономику. На сегодняшний день в Альянс углеродно-нейтральных городов входят 20 мегаполисов, которые пообещали сократить выбросы до нуля к 2050 году. Среди них — Берлин, Лондон, Нью-Йорк, Осло и Сидней. +1 рассказывает о еще семи углеродно-нейтральных городах будущего, которые не собираются ждать 30 лет.

Фото: bloglascommessa.com

Стокгольм

К 2040 году Швеция собирается полностью перейти на возобновляемую энергетику, хотя эксперты полагают, что это может произойти и раньше. Шведы последовательно сокращают использование ископаемого топлива и ставят ветряки на суше и в море — в стране их почти 4 000. Уже сейчас в Стокгольме 83% производимой для отопления энергии поступает от ветра и солнца. Железнодорожный транспорт работает только на возобновляемых источниках.

Стокгольм
Фото: reisetips.nettavisen.no

В городе около 750 км велодорожек, а его жители все больше ездят на метро и в автобусах. Количество машин на дорогах, а значит, и пробок, с каждым годом сокращается. Для строящихся зданий продумана хорошая изоляция, в туалетах и душах устанавливаются водосберегающие технологии. После тщательной сортировки горожане выносят мусор во двор, где стоят специальные контейнеры для подземной вакуумной транспортировки. Оттуда отходы поступают на станцию переработки.

«Наша главная цель — уйти от использования ископаемого топлива к 2040 году. Мы начали этот путь еще в 1998-м. Одно из наших самых интересных решений — подключение новых центров обработки данных к системе отопления и использование тепла от компьютеров для обогрева домов. На мой взгляд, важнейший шаг в процессе перехода на углеродную нейтральность — широкомасштабное использование электромобилей. У этого подхода много преимуществ — воздух становится чище, шума меньше, а городская среда приятнее»

Бьорн Хьюгоссон, руководитель климатического отдела департамента городского развития администрации Стокгольма

Хельсинки

Хельсинки обещает стать углеродно-нейтральным городом к 2035 году. Власти разработали подробный план действий из 143 пунктов, среди которых установка солнечных панелей на зданиях и популяризация общественного транспорта, велосипедов и прогулок. Сейчас самый большой источник выбросов парниковых газов в Хельсинки — это отопление. План предполагает сокращение потребления тепловой энергии на 1/5 с помощью модернизации старых домов и введения более строгих стандартов для строительства новых зданий.

Хельсинки
Фото: voices.earth

Собственные цели по нейтрализации углерода есть у всех финских энергетических компаний. Хельсинки умеет добиваться поставленных климатических целей — уже сейчас город снизил выбросы углерода на 25% от уровня 1990 года.

Копенгаген

Копенгаген тоже разработал свой углеродно-нейтральный план. Дедлайн — 2025 год, и власти каждый раз подчеркивают, что эта цель реалистична. За восемь лет Копенгаген собирается установить солнечные панели на крышах муниципальных зданий и сотню ветряков вокруг города, реконструировать старые дома, реорганизовать энергоснабжение и убедить жителей отказаться от личных автомобилей.

Копенгаген
Фото: geographyofrussia.com

При этом власти обещают, что темпы роста экономики ускорятся, а качество жизни улучшится — благодаря климатическому плану до 2025 года занятость будет увеличиваться на 35 тыс. человек в год, а за свет и тепло жители Копенгагена станут платить гораздо меньше.

Ливерпуль

Британский Ливерпуль претендует на то, чтобы к 2020 году стать не только первым углеродно-нейтральным, но и первым углеродно-позитивным городом в мире. Помимо очевидных шагов к своей цели, таких как переход на ВИЭ, уменьшение количества машин и озеленение, город решил внедрить блокчейн.

Ливерпуль
Фото: edgylabs.com

Власти объединились с мальтийской компанией Poseidon Foundation, которая специализируется на использовании цифровых технологий для сокращения выбросов парниковых газов. Предполагается, что блокчейн упростит торговлю квотами на выбросы, так как система основана на равноправном взаимодействии участников и прозрачности данных. Ливерпуль планирует при помощи блокчейна торговать углеродными единицами на глобальном финансовом рынке.

Масдар

Фактически экогород Масдар в ОАЭ пока не существует. Но уже скоро он вырастет в 17 км от Абу-Даби и будет полностью углеродно-нейтральным. Планируется, что город посреди пустыни станет экологически устойчивым, с минимальными выбросами СО2.

Масдар
Фото: afar.com

Жители Масдара смогут получать энергию от солнечных батарей, ездить на электрокарах и полностью перерабатывать отходы. Пока на месте экогорода живут около 100 человек, но авторы проекта «Инициатива Масдар» обещают, что вскоре его заполонят стартаперы, а население достигнет 100 тыс. человек.

Аделаида

Аделаида в Австралии — город, который очень хочет стать первым экологически нейтральным городом в мире. Экологически сознательным гражданином с такой государственной помощью быть не сложно — в городе работают схемы поддержки жителей, которые строят энергоэффективное жилье, используют электрокары и солнечные батареи.

Аделаида
Фото: cidadesemfotos.blogspot.com

В Аделаиде хорошо продумана система общественного транспорта и автомобильных трасс — здесь действует так называемое «правило двадцати минут», за которые можно из любой точки города добраться в центр или аэропорт.

Сан-Франциско

Официальная климатическая политика США вызывает разочарование у экоактивистов — год назад президент Дональд Трамп подписал документ о выходе страны из Парижского соглашения. Несмотря на это, власти отдельных городов и штатов продолжают разрабатывать свои программы.

Читайте также  Мадуродам – миниатюрный город-музей в Гааге

Сан-Франциско
Фото: greencitytrips.com

Отличный пример — Сан-Франциско, где работа по сокращению выбросов парниковых газов в городе ведется с 2000 года. Благодаря тому, что жители города переходят на солнечную и ветровую энергетику, пересаживаются на велосипеды и выращивают деревья, уровень парниковых газов в 2016 году упал на 30% по сравнению с 1990 годом. Мэр Сан-Франциско обещал сделать город углеродно-нейтральным к 2050 году, но этого показалось мало. На этой неделе губернатор Калифорнии Джерри Браун объявил о том, что к 2045 году на ВИЭ собирается перейти весь штат.

Биотопливо, переработка, велосипеды и зеленые крыши: как развивается шведский «город будущего» Мальме Статьи редакции

Редакция издания «Футурист» рассказала о шведском городе Мальме, где всю портовую промышленность заменили на «биотопливо, велосипеды и зелёные крыши». История о том, как после промышленного краха жителям удалось поменять философию городской жизни и за десятилетие стать одним из самых экологичных центров планеты.

Конец индустриализации в Мальме

В 90-е ключевой город шведского юга усиленно деградировал — наполовину состоял из портовых районов и был полностью зависим от кораблестроения, а власти Швеции запланировали обрезать деятельность в этой сфере из-за низких перспектив в конкуренции с Азией и другими регионами.

Усеянный складами, песчаными насыпями и промзонами Мальме оказался никому не нужен. За пять лет там потеряли работу почти 27 тысяч человек — уровень безработицы стал самым высоким в стране.

Самый характерный эпизод того времени — продажа огромного (138 метров) судового крана Kockumskranen на верфи в Южную Корею. Сами корейцы прозвали его «слёзы Мальме», потому что якобы видели, как некоторые горожане рыдали, наблюдая за демонтажем своего символа. Примерно в тот момент власти и жители Мальме поняли, что необходимо искать другую специфику и, главное, — иной способ мышления.

Мы оказались в глубочайшем кризисе, какой только можно себе представить. Перед нами встал вопрос, какой путь избрать сейчас, когда уклон в промышленность не оправдал себя для города. Вместо этого мы стали содействовать развитию Мальме как центру знаний и эко-городу. Радикальные меры были необходимы.

— Иллнар Рипару, бывший вице-мэр Мальме

Кроме ментальной революции, на развитие Мальме повлияли два события: строительство Эресуннского моста — самой длинной в Европе железнодорожно-автомобильной дороги, соединившей город со столицей Дании, — и открытие университета Мальме. В умирающий промышленный урбан потянулись молодые интеллектуалы и прогрессивные специалисты, с которыми местные власти сразу запустили активное сотрудничество.

Район Bo01

Новая философия Мальме применяется везде, но лучше всего видна в районе Bo01. Это западная гавань, которую полностью перестроили, расчистив лабиринты верфей. Проектированием и строительством занимались частные компании, которые координировали работу с муниципалитетом и друг другом, чтобы район выглядел как единый проект.

600 домов, магазинов и офисных зданий оснащены солнечными батареями и подключены к системе циркулирования воды, где один и тот же объём сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом. Кроме того, всё вокруг оснащено ветряными турбинами, а сами здания возводят из экосырья с функцией сохранения тепла.

Лучшее доказательство того, что Bo01 не идеализированная фантазия, а повседневная реальность — там тоже есть свои проблемы. Например, его население — преимущественно белые европейцы. Для Мальме, где 40% жителей родились за пределами страны, это показательная картина.

Считается также, что в Западной гавани дорогое жильё и в целом высокий класс проживающих, что конфликтует с идеей о массовости и доступности. Но, во-первых, эти трудности в любом случае лучше, чем то, что происходит в тысячах других городов по всему миру. А во-вторых, они не мешают Мальме развивать свою экологическую концепцию.

Переработка отходов

Один из ключевых пунктов реорганизации жизни Мальме — вторсырьё. В городе, как и по всей стране, давно запущен тренд на разделение отходов. Причём не на три вида, как во многих европейских странах, а на несколько десятков. Всё для того, чтобы мусор было удобнее перерабатывать.

В каждой кухне Мальме для этого установлены специальные измельчители. Полученный материал затем идёт на биотопливо для автомобилей и городского транспорта. Пищевые отходы также трансформируются в биогаз, который в быту заменяет традиционный природный. Власти Мальме пускают в работу даже пепел. «Мы используем его, чтобы сделать гравий для парковочных мест, дорог и барьеров», — объясняет менеджер компании по переработке отходов Гунилла Карлсон.

Озеленение

Мальме планирует захватить мировое лидерство по озеленению и, согласно некоторым оценкам, уже входит в топ-4 самых зелёных городов планеты. Муниципалитет прописывает отдельные программы по защите окружающей среды, регулярно увеличивает количество парков.

Особая гордость Мальме — зелёные крыши, на которых разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды. Так, в районе Аугустенборг есть Ботанический сад с крышей, чьи 9,5 тысяч квадратных метров кровли отданы под зелёные насаждения.

Кстати, в Аугунстенборге раньше постоянно возникали проблемы с влажностью и задержкой дождевой воды. Для того, чтобы их избежать, район снабдили сетью каналов по сбору и выводу лишней воды и заменили материал фасада у большинства зданий. А новый дизайн окрестностей жители затем придумывали фактически самостоятельно.

Транспорт

Еще в 2013 году по улицам Мальме ездило больше сотни автобусов на биотопливе. Сейчас эта цифра выше, но менее значима. Потому что город захватывают велосипеды.

В Мальме более 400 километров велодорожек и несколько тысяч парковочных мест под велосипеды. Крутят педали там чаще, чем в любом другом городе Швеции. И даже чаще, чем в Копенгагене, который считают центром велосипедного движения Скандинавии.

Для 40% всех поездок на работу в Мальме используется велосипед. Для горожан часто это не только полезно и правильно, но и просто удобно. Потому что около трёх десятков перекрестков там оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах.

Многие поезда и паромы оборудованы отсеками для перевозки байков внутри салона. Правда, за все эти удобства нужно отвечать: шведские постовые службы часто проверяют исправность тормозов и наличие фонариков или звонков. И выписывают штрафы, если что-то не так.

Перспективы

«Мы поставили перед собой цель: Мальме будет лучшим городом мира по устойчивому развитию к 2020 году», — так начинается муниципальная программа по внедрению новой философии жизни. К 2030 году город хочет добиться полной энергетической независимости, увеличив процент использования альтернативной энергии до 100%.

Мальме ни от кого не прячет свои инновации. Наоборот — представители города активно рассказывают про нюансы работы и идут на тесный контакт. Дело тут не столько в альтруизме, сколько в формировании нового имиджа.

Если когда-то Мальме знали как серый порт на юге Швеции, то теперь это центр ИТ-технологий, инноваций, экологии, туризма и нового типа урбанизации, при которой город не душит природу, а прямо зависит от её развития.

Новая жизнь промзоны: шведский вариант

Когда в России заходит разговор об инновациях, мне хочется заснуть. И проснуться лет через …цать, когда эти рассуждения перестанут быть очередным сотрясанием воздуха. В Швеции мы просто гуляли по Стокгольму, а эти самые инновации буквально «валялись» под

Когда в России заходит разговор об инновациях, мне хочется заснуть. И проснуться лет через …цать, когда эти рассуждения перестанут быть очередным сотрясанием воздуха. В Швеции мы просто гуляли по Стокгольму, а эти самые инновации буквально «валялись» под ногами – иногда во всей своей красе, а чаще незримо присутствуя в жизни горожан. Прагматичные скандинавы считают, что любые передовые технологии надо приспособить так, чтобы они давали реальную отдачу.

Почему в Стокгольме нет кондиционеров? Зачем в уголь на ТЭЦ добавляют оливковые косточки? Как шведы превратили промзону в самый чистый район и кто делает бизнес на отходах?

Коллективный холод

С недавних пор в некоторых крупных городах России объявили войну застекленным балконам и кондиционерам на центральных улицах. Жители в смятении: согреться зимой можно и по-другому, а вот как без этих приборов справиться с летней жарой? В Швеции – даром что Северная Европа – летом солнце тоже не прячется. И вот первая странность – ни разу мне не попался на глаза кондиционер. Ну, со старым городом вся ясно – берегут архитектурный облик столицы. А как же без таких систем жизнеобеспечения обходятся в новостройках, отелях, торговых центрах и так далее? Неужели шведы не потеют, или им достаточно ветра с Балтийского моря?

Разгадка оказалась простой и сложной одновременно. В Стокгольме, как выяснилось, действует система централизованного… охлаждения. Кстати, она считается одной из крупнейших в мире по размерам, ее протяженность достигает семи миллионов квадратных метров. В общем, принцип аналогичен нашей нещадно ругаемой системе централизованного отопления. Только по трубам подается не тепло, а холод. Как пояснили специалисты, система кондиционирования работает за счет естественного охлаждения морскими водами. А когда температура морской воды слишком высока, ее охлаждают с помощью тепловых насосов ТЭЦ.

Честно говоря, в моем гуманитарном мозгу так и не сложилось четкой картинки, как это работает и сколько же в итоге труб в обычном шведском доме. Но поразил сам факт: холодную воду озера (Стокгольм на самом деле состоит из множества островов) и собственно Балтийское море здесь используют как охлаждающий элемент для офисов и жилых домов центральной части Стокгольма. Все это делается еще с 90-х годов прошлого века. При этом, естественно, не обошлось и без экологических штучек: прошедшую по трубам воду не просто сливают в шведский «Миасс», ее сначала очищают и лишь потом возвращают в море. Так Стокгольм элегантно встроился в круговорот воды в природе.

Отоплением и охлаждением шведской столицы занимается ТЭЦ «Вяртаверкет», принадлежащая концерну Fortum. Она вполне могла бы служить экспонатом музея промышленного дизайна: построена в 1903 году, сохранились ажурный балкон из стальных прутьев, оригинальный арочный проем, а стены одного из машинных залов облицованы симпатичной кафельной плиткой. Однако станция работает, постоянно развивается и расширяется. «Сейчас тут действует уже третье поколение турбин, – рассказывает представитель ТЭЦ «Вяртаверкет» Инге Тэландер. – Станция производит электро- и теплоэнергию, может работать на разных источниках топлива. Коэффициент его использования достигает 98 процентов (Обратите внимание на эту цифру. – Прим. автора)».

Читайте также  Тюмень — один из самых приятных городов России

А торжеством модернизации стала… маленькая оливковая косточка – не зря ее изображение красуется на главном здании «Вяртаверкет». Добавлять в уголь такой ингредиент придумала директор станции Эва Катрин Линдеман (сейчас она трудится в отделе НИОКР) еще в 80-х годах ХХ века. Измельченные оливковые косточки (10% от общей массы – кстати, не успела спросить, где они их берут в таком количестве?!) перемешиваются с известняком (он нужен для улавливания серы) и углем. Затем все это в виде пасты подается в котлы. В результате улучшается горение топлива и снижаются выбросы СО2. К тому же сами косточки являются возобновляемым ресурсом – а Европа спит и видит, как бы увеличить долю таких видов топлива.

«Умный» Стокгольм

В столице Швеции проживает 850 тысяч человек, с прилегающими районами набирается два миллиона. Каждый год Стокгольм пополняется еще на 10 тысяч жителей. Понятно, что городу надо развиваться и строиться. Однако вместо массированного возведения многоэтажек местные власти сделали ставку на экокварталы. Первым стал Хаммарбю Шьостад, по праву претендующий на звание самого чистого района одного из самых чистых городов Европы. Лет 20 назад на этом месте располагались мастерские, цеха, различные производства – в общем, знакомая многим челябинцам промзона. Говорят, что перед началом строительства пришлось даже провести очистку и обеззараживание почвы. Зато теперь туристам с гордостью показывают, как выразился архитектор проекта, «разумные в энергетическом, экологическом и прочих смыслах» дома, красивые парки и зеленые улицы.

Район строился в основном на деньги частных инвесторов, лишь 15% – из бюджета. Тем не менее с первого же дня городские власти ввели жесткие требования к зданиям, техническим сооружениям и транспортному потоку. Концепцию, которую теперь называют моделью Хаммарбю, общими усилиями разработали Fortum, Стокгольмская водная компания и Стокгольмская администрация по управлению отходами. Ее суть – в объединении и эффективном взаимодействии различных технических систем, необходимых для жизнедеятельности людей. А также в обеспечении комфортного во всех смыслах проживания граждан.

Например, дома строят так, чтобы всем хватало солнца. Есть даже ограничение по этажности: у воды – не выше пяти этажей, на центральных улицах – до семи (исключение – несколько офисов). На крышах домов, правда, не на всех, расположены солнечные панели – благодаря получаемой таким образом энергии подогревают воду. По словам специалистов, панели на одном здании удовлетворяют его полугодовую потребность в горячей воде. Кроме того, для производства энергии применяются продукты биогаза – станции расположены вокруг города. А тепло, произведенное из отходов, в цикле теплоснабжения используется повторно. Энергоэффективность налицо: если 15 лет назад район потреблял 200 кВт/часов в год на квадратный метр, то теперь – всего 50 (включая и тепло, и электроэнергию).

Удивительно, но каждая деталь местного пейзажа имеет свое «полезное» объяснение. Так, крыши, покрытые травой, – вовсе не дань экодизайну. Оказывается, растения собирают воду, которая стекала бы в канализацию. Той же цели подчинены зеленые лужайки и дубовый лесок. А красивый канал в самом центре района, по которому постоянно плавают утки, аккумулирует дождевую воду из близлежащих домов и садов. Вода проходит через несколько водоемов, где оседает возможный осадок, а затем попадает в озеро. Ну и конечно, контейнеры по сбору отходов, которые поначалу никак не ассоциируются с мусорной системой. Кажется, что эти торчащие из земли разноцветные трубы – дань авангардизму. Впрочем, об этом чуть позже.

В Хаммарбю Шьостад сейчас живет более 25 тысяч человек. Здесь есть магазины, школы, церковь, дом культуры с театром, библиотека, дом престарелых, специальные квартиры для студентов, инвалидов. 60 процентов жилья продано, остальные сдаются в аренду. Площадь квартиры (две спальни, гостиная, кухня) варьируется от 40 до 120 кв. м, в среднем – 75. Здесь селятся не нувориши, а обычные люди, которым нравится жить в комфортной и радующей глаз среде. Впрочем, престижность района постепенно растет. Говорят, в прошлом месяце здесь продали квартиру за 900 тысяч евро. На улицах Хаммарбю Шьостад не столкнешься с пробками, минимум машин и возле домов – автомобили ставят в подземные гаражи. Кроме того, здесь хорошо развит общественный транспорт – по трамваям и автобусам можно сверять часы, по каналам курсируют бесплатные паромы. В общем, получился своего рода город в городе. Средний возраст жителей – 35 лет, часто можно встретить мужчин, гуляющих с маленькими детьми. Кстати, заботливые папы с колясками – интригующая и характерная особенность Швеции.

Энергия отходов

Ежедневно стокгольмцы производят 230 тысяч тонн бытовых отходов, но такого понятия, как свалка, в столице Швеции нет. Оно исчезло 40 лет назад, когда была пущена электростанция «Хогдален», работающая на отходах. Впрочем, это не значит, что все содержимое мусорных ведер прямиком поступает на ТЭЦ. Первым делом – сортировка. У шведов даже мысли не возникает, что можно сложить в один пакет пищевые отходы и бумагу, металлические предметы и пластик. На каждой кухне есть минимум четыре разных контейнера, а в Хаммарбю Шьостад – и того больше, например для электроники, пластика и так далее.

Дисциплинированный швед раскладывает все эти отходы «по полочкам», а потом направляется с ними… нет, не к домашнему мусоропроводу (там вообще не знакомы с подобным заповедником крыс и тараканов), а к тем самым разноцветным трубам на улице. Каждая из них предназначена для определенного вида отходов. Остается бросить в каждое окошечко по мешочку и со спокойной совестью пойти домой.

По вакуумным трубам мусор со скоростью 70 км/час (кстати, быстрее, чем автомобили на улицах) летит вниз и собирается в едином центральном подземном хранилище. Отходы складируются в контейнеры под землей и вывозятся на специальных грузовиках. Так что увидеть мусоровозы в Стокгольме – большая редкость, они не объезжают дворы и кварталы, а кратчайшим путем направляются к месту утилизации. В общем, все логично и продуманно. И все же невольно напрашивается вопрос: а если кто-то перепутает свои мешочки и бросит их не в ту трубу? Да, сбои пару раз (за несколько лет!) были, подтвердили специалисты. Например, однажды в трубу засунули… ёлку – видно, слишком бурно отмечали Рождество. Но ничего – последствия оперативно ликвидированы.

Если отходы не поддаются переработке, их сжигают на теплоэлектростанциях. Только к ТЭЦ «Хогдален» ежедневно подъезжают 200 грузовиков. В год здесь сжигается полмиллиона тонн бытового мусора, за счет чего производится 1700 млн кВт/ч тепла и 450 млн кВт/ч электричества.

При этом строго отслеживается соблюдение требований по охране окружающей среды. Неслучайно шведы считают сжигание мусора более безвредным, чем хранение на свалках. Выбросы на ТЭЦ очищаются с помощью электрофильтров, улавливающих зольную пыль. Затем высушенную золу доставляют в цех переработки, где формируют из нее бетонные блоки. Топочные газы подвергаются влажной очистке и так далее, этот сложный процесс постоянно совершенствуется.

Кстати, весь путь шведского мусора можно проследить на макете Хаммарбю Шьостад, который демонстрируют всем желающим. А кому не страшно – даже заглянуть через стеклянное окошко в подземный город и увидеть маленькую частицу системы жизнеобеспечения Стокгольма. Мы даже заспорили, на сколько этажей вниз она уходит… Впрочем, наши псевдонаучные изыскания были прерваны веселой толпой школьников. Оказалось, они пришли на… урок. «Вы будете рассказывать им о том, как нужно экономить электроэнергию?» – поинтересовались мы у шефа общественного офиса Fortum Юхана Эйланда. «Нет, – удивился он. – Мы поговорим о том, что каждый из них может сделать для того, чтобы стать достойным гражданином своей страны».

Сначала слова Юхана показались мне слишком пафосными. Но на самом деле все начинается с мелочей. И если каждый из нас будет хотя бы складывать мусор туда, где нужно, а не бросать где попало, может быть, жизнь в нашей стране станет гораздо приятней и комфортней?

Проект King’s Road Park. Как бывшую промзону в Фулэме превращают в зеленый квартал

На юго-западе Лондона, в престижном районе Южный Фулэм расцветает новый зеленый квартал King’s Road Park – флагманский проект St William (совместного предприятия National Grid и Berkeley Group). ZIMA рассказывает, каким будет новый квартал и какие уникальные эко-технологии используются для его создания.

Зеленый оазис в сердце Лондона

Создатели King’s Road Park решили вдохнуть новую жизнь в бывшую промышленную зону, при этом сохранив историческое наследие района. Только представьте себе – на территории площадью более 40 Га появятся более 1800 новых объектов жилой недвижимости, 100 000 кв. футов коммерческих площадей и 23 000 кв. футов объектов социальной инфраструктуры мирового класса.

«Это последний оплот земли под застройку в юго-западном Лондоне площадью более 40 гектаров. В связи с этим компания St William постаралась сделать объект поистине уникальным», – рассказывает заместитель директора русскоязычного отдела Savills в Лондоне, Виктория Чазова (компания Savills является официальным агентом по продаже недвижимости в комплексе).

Квартал будет построен с применением самых последних технологий. Например, двери в подъезды и квартиры будут открываться с помощью системы распознавания лица. Но главной изюминкой King’s Road Park станет его невероятная зеленая зона.

«Большое внимание застройщик уделил окружающей среде и парковой зоне, которая будет занимать два с половиной гектара. Также будет высажен небольшой огород, куда жильцы смогут приходить за свежей зеленью, а вся территория будет засажена вишневыми деревьями. Крыши комплекса также непростые – они построены с использованием природоохранных технологий. На крушах будет установлена специальная система сбора дождевой воды с ее последующим использованием для обслуживания дома», – говорит Виктория Чазова.

Резиденты и гости квартала смогут приятно проводить время в общественном парке, образующем зеленую улицу, которая соединит Кингс-Роуд с Челси-Харбор и станцией наземного метро Imperial Wharf. Дизайн зеленых зон опирается на традиции юго-западного Лондона и сочетает в себе элементы классических английских загородных садов и королевских лондонских парков. Здесь разобьют уютные внутренние дворы с декоративными газонами, водными объектами и даже лабиринтом. Территорию будут украшать многочисленные сады, клумбы, зоны отдыха.

Жилые дома спроектированы таким образом, чтобы из всех студий, одно-, двух-, трех- и четырехкомнатных квартир и пентхаусов открывался красивый вид. Любоваться им можно с балконов квартир и панорамных террас.

Но и это еще не все! В архитектурный ансамбль нового квартала впишется необычный элемент – отреставрированный газгольдер, который считается старейшим в мире. Его даже включили в перечень памятников исторического наследия Англии как объект класса II. По словам Виктории Чазовой, на данном этапе ведутся переговоры о том, что будет в нем располагаться. Некоторые из обсуждаемых вариантов – парк бабочек или мишленовский ресторан.

Читайте также  Черно-белая красота больших городов

Пятизвездочный уровень

«В проекте King’s Road Park будет построен один из самых больших в столице Великобритании комплекс отдыха, который включает спа, тренажерный зал и развлекательный центр», – продолжает Виктория Чазова.

Создание комплекса удобств мирового класса для жителей King’s Road Park доверили команде дизайнеров EPR Architects, участвовавших в возведении культовых отелей Rosewood London и The Ned. В итоге родился проект, объединяющий в себе черты самых эксклюзивных частных клубов и роскошных отелей. В комплекс войдет оздоровительный центр с 25-метровым бассейном, гидромассажным бассейном, парной и сауной, просторным тренажерным залом с двумя фитнес-студиями и двумя процедурными кабинетами.

Резиденты и их гости смогут проводить время в игровой комнате с виртуальным гольфом, ретро-комнате с бильярдным столом, двух кинозалах и банкетном зале. Современные помещения с продуманным до мелочей дизайном подходят для самых разнообразных целей, будь то отдых или бизнес.

Два конференц-зала и кабинет подойдут для звонков и встреч при работе из дома, а в лаунж-зоне в большом светлом атриуме в центре комплекса расположатся бар и рабочая зона с индивидуальными кабинками и уютными диванами, которые подойдут как для неформальных встреч, так и для уединенного наслаждения чашечкой кофе. Кроме того, жильцы могут в любое время обратиться за помощью к консьержу.

По всей территории застройки будет множество кафе, ресторанов, бутиков и магазинов. Как рассказали в Savills, девелоперы решили не продавать коммерческие помещения, а сдавать их в аренду, чтобы иметь полный контроль над тем, какие рестораны и магазины находятся на территории.

«Квартира в Челси по цене Фулэма»

Челси, Белгравия, Фулэм – резиденты King’s Road Park будут жить всего в 60 метрах от знаменитой улицы Кингс-Роуд и по соседству с самыми престижными районами Лондона и рекой Темзой. Здесь можно провести не один день, наслаждаясь шоппингом в магазинах дизайнерской одежды, независимых модных бутиках, лавках с антиквариатом и коллекционными изделиями. В районе площади Duke of York работает фермерский рынок, а на ужин можно отправиться в один из сотен популярных ресторанов.

Отсюда удобно добираться в любые части Лондона. King’s Road Park находится менее чем в 10 минутах ходьбы от станций метро Fulham Broadway и Imperial Wharf. Обе станции позволяют без труда добраться до транспортного хаба Clapham Junction (5 минут), торгового центра Westfield London (12 минут), районов Victoria (15 минут) и Kings Cross (28 минут). Регулярными рейсами прогулочных теплоходов Thames Clipper от пирса Chelsea Harbour можно за 48 минут добраться до делового района Canary Wharf, с остановками на Blackfriars и у London Bridge. Аэропорт «Хитроу» расположен менее чем в 30 минутах езды на автомобиле.

Семьи с детьми получат большой выбор первоклассных школ, в том числе Kensington Prep, Thomas’s Fulham и Battersea, St Paul’s, Eaton Square и Godolphin and Latymer. Отсюда легко добраться и до лучших вузов британской столицы – Imperial college, Лондонской школы экономики, King’s College и University College.

И все это – по приятным ценам. Например, апартаменты с одной спальней в King’s Road Park стоят от £725 000.

«Я считаю, что это отличный проект как для инвесторов, так и для людей, которые хотят купить квартиру в Челси по цене Фулэма, – говорит замдиректора русскоязычного отдела Savills в Лондоне, Виктория Чазова. – Расположение комплекса очень удобное. Вы в двух минутах ходьбы от Кингс-Роуд – главной улицы Челси, на которой располагаются более 160 магазинов, огромное количество ресторанов, включая знаменитые Blue Bird и Chelsea Ivy Garden. Ежегодно в Челси проходит знаменитое шоу цветов, и на несколько недель в мае весь район украшают потрясающие цветочные инсталляции. С другой стороны, квартал граничит с Фулэмом и его множеством садов и парков. В Фулэме находится пляжный бар Neverland, который пользуется большой популярностью у местного населения.

Недавно на территории застройки King’s Road Park открыли шоу-апартаменты, где все желающие могут увидеть, как будет выглядеть готовая квартира и познакомиться с вариантами отделки. Если вам интересен этот проект, обращайтесь – с удовольствием организую просмотр и отвечу на все интересующие вопросы».

Подробнее о проекте можно узнать на его официальном сайте.

Иностранный опыт: Как Глазго станет городом будущего За пять лет крупнейший шотландский город обещают превратить в урбанистический рай, где будет хорошо и удобно каждому жителю — от бездомного до миллионера. The Village выяснил, как это произойдёт.

В конце января BBC News оповестил весь мир о том, что крупнейший город Шотландии, Глазго, победил в конкурсе правительства Великобритании и получил грант в почти 40 миллионов долларов. Эти деньги пойдут на монументальные преобразования: через пять лет из Глазго сделают город будущего.

В битве за звание «образца города будущего» Глазго обошёл Лондон, Эдинбург, Бристоль и Питерборо. Члены жюри и спонсор конкурса — знаменитая лондонская организация Technology Strategy Board — выбрали Глазго по нескольким причинам. Это третий по величине город страны, крупнейший экономический центр с богатой историей.

фунтов стерлингов составляет размер гранта на создание города будущего

К тому же правительство Глазго уже давно зарекомендовало себя с лучшей стороны: город с лёгкостью преодолевал кризисы с помощью грамотных инноваций и вложений, всегда оставался в первой пятёрке самых успешных городов Великобритании. Инга Шепелева выяснила, что нужно сделать для того, чтобы превратить обычный город в самый прогрессивный в мире.

Опросить жителей

Прежде всего администрация Глазго спросила самих горожан, каким они видят свой город в будущем и что хотели бы изменить в городском пространстве. Вопросы задавали через интернет и в анкетах, которые рассылали по почте и раздавали на мероприятиях. Наиболее распространёнными пожеланиями горожан оказались безопасность на улицах и дорогах, хорошие школы и университеты, решение проблем безработицы и здравоохранения и забота об окружающей среде. Многие выступили против деления города на благополучные и неблагополучные районы. На основании 2 700 полученных ответов специальная комиссия составила проект, в котором учли пожелания жителей.

Дэвид Уиллетс

министр науки
и образования Великобритании

Сегодня в крупных городах живёт людей больше, чем за всю историю человечества, и поэтому мегаполисы должны развиваться, чтобы постоянно улучшать качество жизни горожан. 24 миллиона фунтов стерлингов могут помочь превратить Глазго в настоящий город будущего, чтобы продемонстрировать всему миру, как города могут развиваться наиболее эффективно и с меньшим воздействием на окружающую среду.

Сравнить прошлое и будущее

План преобразования города рассчитан на 50 лет. Чтобы этот срок не казался слишком большим, жителям Глазко предложили вернуться в прошлое, а именно на полвека назад, в 60-е. В городе проходят многочисленные фотовыставки, лекции и кинопоказы, чтобы все смогли проследить, как менялся и развивался их город.

британских городов боролись за звание первого в мире города будущего

Наладить полный контроль

По замыслу правительства в ближайшем будущем горожане смогут постоянно участвовать в жизнь города с помощью разнообразных мобильных приложений. Используя смартфон, любой житель Глазго сможет в реальном времени оповестить власти о ямах на дорогах, отсутствии мусорных баков, неправильных дорожных знаках, неработающих светофорах и других неполадках. Кроме того, появятся мобильные приложения, с помощью которых можно будет отследить путь нужного автобуса или маршрут метро и даже узнать, есть ли сейчас очередь к врачу в городской поликлинике.

человек составляет население Глазго, агломерация вокруг города — в три с лишним раза больше

Ввести повсеместную систему
видеонаблюдения

Огромные силы будут потрачены на то, чтобы сделать город безопасным — для этого камерами будут оснащены все дороги, трассы и магистрали, что поможет быстро выявлять дорожные происшествия. Пешеходные улицы, включая самые безлюдные, тоже окажутся под наблюдением, это нужно для предотвращения преступлений. По замыслу властей через несколько лет город должен стать практически прозрачным. С одной стороны, это повысит безопасность граждан, а с другой, возможно, лишит их возможности укрыться от беспрерывного наблюдения. Впрочем, камеры — неотъемлемая часть мегаполиса будущего, и люди должны к ним привыкнуть.

Сделать улицы светлыми

Опять же в целях безопасности в Глазго планируется улучшить качество уличного освещения, то есть оснастить фонарями все улицы без исключения, обеспечить подсветку жилых и административных зданий, дорожных указателей, названий улиц и районов. Глобальная электрификация важна ещё и в эстетических целях.

Заботиться о малоимущих

Много сил и средств уйдёт на переформирование бедных районов. Уже придумали новую систему отопления муниципальных домов, которая позволит даже самым бедным жителям Глазго не мёрзнуть зимой. Для этого планируют использовать тепловую энергию подземных вод — её должно хватить на сто лет. Для добычи тепла хотят использовать даже воды заброшенных шахт глубоко под землёй. Новая система оснащения домов электроэнергией поможет горожанам избежать высоких налогов. Кроме того, в городе построят новейшие ТЭЦ, которые помогут сохранять энергию в летнее время и использовать в полную силу зимой.

Поддерживать окружающую среду
и здоровье горожан

Невозможно представить город будущего без всевозможных нововведений в сфере экологии, охраны окружающей среды, качественной переработки отходов и альтернативных способов добычи электроэнергии. Глазго по замыслу властей станет первым экологическим мегаполисом в мире — большой процент выделенных средств пойдёт на постройку всевозможных очистительных и перерабатывающих станций, солнечных и ветряных батарей, системы очистки воздуха и воды. Также будут выделены средства на массовую пропаганду здорового образа жизни и спорта.

Стать примером для всего мира

Неслучайно конкурс, в котором победил Глазго, называется «Образец города будущего» (Future Cities Demonstrator). Смысл этой дорогостоящей акции — на примере одного города показать, что с помощью новейших технологий, лучших умов и честного распределения средств можно в рекордно короткий срок сделать любой город современным, удобным и красивым. Создавая такие организации, как Technology Strategy Board, власти надеются стимулировать инновации, медленно, но верно двигаясь к будущему умных городов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: