Живые мосты в индийском городке Черапунджи - KRINTEL.RU

Живые мосты в индийском городке Черапунджи

Корни фикуса и годы ожидания: как в Индии «строят» живые подвесные мосты

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Во все времена окружающий мир давал возможность людям взять все необходимое для жизни. Как ни странно, но даже век технологий не смог разорвать эту связь человека и природы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Индии – стране, оберегающей и чтящей свои традиции, вот уже не один век местные жители в буквальном смысле «выращивают» прочные и долговечные мосты.

Небольшой городок Черапунджи штата Мегхалая, что на востоке Индии, известен, прежде всего тем, что является самым дождливым местом на планете – в год здесь выпадает более двенадцати метров осадков. Но в середине 19 века широкую известность этот город приобрел благодаря огромным подвесным мостам из живых лиан, которые сооружали местные жители – народ кхаси. И уже в 20 веке Черапунджи стал самостоятельной туристической точкой на карте Индии.
Интересный факт: Рекордное количество осадков здесь выпало в 1861 году — 22.98 метров.

Основным материалом для строительства мостов является каучуковый фикус, который очень активно произрастает в самом дождливом месте на Земле как раз из-за повышенной влажности. Особенностью этого растения является его вторичная корневая система, то есть часть корней являются воздушными – растут поверх земли. Длинные гибкие и очень прочные ростки способны даже «переброситься» на другой берег реки. Там корни глубоко врастали в землю, а над рекой или двумя противоположными скалами они продолжали утолщаться и укрепляться. Именно эту особенность и заметили жители Черапунджи, которые решили использовать ее для своих нужд.

Сам процесс «выращивания» моста довольно сложный и долгий. Корни фикуса направляются через поток или реку с помощью специальных каркасов из выдолбленных стволов бетелевой пальмы. Такие «удерживатели» несут еще одну функцию – разлагаясь, они дополнительно питают фикус, и тот растет быстрее. Также для большей прочности будущего моста молодые ростки скручивают между собой, чтобы они срастались.

Но на этом работа не заканчивается. Один мост «строится» в среднем от 10 до 15 лет, и все это время за ним требуется постоянный контроль и уход. Но результат оправдывает такое длительное ожидание. Со временем корни деревенеют, укрепляются и по прочности практически не уступают современным стальным тросам. По информации Novate.ru , один достаточно старый и крепкий мост способен одновременно выдерживать нагрузку до 50 человек. Более того, сам каучуковый фикус настолько долго может расти, что сооружение из него будет «стоять» не одно столетие.

За многовековую историю такого «строительства» выросло немалое количество живых корневых мостов. Их средняя длина достигает 30 метров. Самый длинный из ныне существующих насчитывает более 50 метров, и находится он между деревнями Мавкирнот и Рангтиллан. Кхаси сумели создать и двойные мосты, идущие параллельно друг другу. Наиболее любопытный из них находится недалеко от деревни Нонгриат – эти мосты расположены один над вторым.

В середине двадцатого века история этих уникальных сооружений могла навсегда закончиться. Правительством Индии было предложено жителям Черапунджи построить новые, более крепкие и практичные металлические мосты. Кхаси согласились, но хозяин одного из близлежащих курортов предложил альтернативу. Он заметил, что живые мосты являются многовековым артефактом, настоящей исторической ценностью, частью быта и хозяйства местных жителей. И кхаси, и администрация города поддержали эту идею – мосты оставили.

Удивительно, но даже с утратой своего прикладного значения, подвесные мосты из фикусов не потеряли человеческого внимания. Теперь, когда их разгрузили, как транспортные полотна, они превратились в полноценную достопримечательность. Ежегодно тысячи туристов со всего мира, не страшась самой дождливой погоды и скользких дорожек в джунглях, приезжают в индийский город Черапунджи, чтобы своими глазами увидеть это чудо единения силы природы и человеческого ума.

В продолжение темы — современные мосты порой не менее захватывают дух, как например эти 10 мостов мира, конструкции которых приводят в восторг своей неординарностью и величием

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Живые мосты штата Мегхалая и Черапунджи

Индия – страна тайн и загадок. Одним из таких загадочных явлений являются живые мосты, построенные на северо-востоке Индии кхаси – местными жителями индийского штата Мегхалая. На территории этого штата преобладает теплый и очень влажный климат, способствующий буйному росту и развитию каучуковых фикусов, из корней которых и делают эти знаменитые живые мосты Индии, аналогов которым нет ни в одной стране мира.

Как выращивают живые мосты?

Много столетий назад кхаси приметили, что корни фикуса имеют вторичную корневую систему и способны расти наружу. Это открытие позволило создать такие оригинальные сооружения, как живые мосты из корней этих каучуковых растений, привлекающие и по сей день в места их сооружения туристов со всего света.

Однако технология выращивания такого моста достаточна трудоемка и сложна. Для того, чтобы создать один живой мост может потребоваться около 15 лет работы и ухода за ним. Воздушные корни каучуковых фикусов, произрастающих по берегам рек, размещают в выдолбленные стволы бетелевой пальмы. Это делается для того, чтобы корневая система росла в нужном для человека направлении.

Когда гибкие и массивные корни отрастают до противоположного берега реки, то их укореняют там, наплетая на огромные валуны. В результате этой работы получают надежную и экологически безопасную переправу, по которой любой желающий может перейти на другой берег водоема.

Такой мост становится год от года все крепче и надежней, ведь корни фикуса продолжают расти и развиваться, становясь сильнее и толще, естественным образом укрепляя мост, который способен одновременно выдержать вес 50 взрослых человек.

Длина некоторых мостов достигает более чем 30 метров. Да и тратиться на ремонт такой конструкции, созданной самой природой совсем не требуется. К тому же, живые мосты смотрятся очень таинственно и необычно, они не требуют никаких дополнительных материальных вложений, просты в эксплуатации и уходе.

Каучуковые мосты представляют огромный интерес для многих туристов, путешествующих по Индии, а для местных жителей они хоть и привычны, но по-прежнему являются предметом гордости и самоуважения.

История про замену мостов на современные

Однажды в городке Черапунджи, который признан одним из самых дождливых мест на планете, где и находятся знаменитые живые мосты, решили заменить их стальными конструкциями. Местные жители были согласны с этим решением, но, к счастью, разрушать такие исторически значимые сооружения не пришлось.

Владелец одного из курортов, расположенных неподалеку от города, сумел переубедить местных жителей и администрацию. Он обратил внимание на то, что живые мосты являются настоящими многовековыми реликвиями, отражающими быт их древних предков, которые своим трудолюбием и мастеровитостью создали эти уникальные переправы через реки.

Читайте также  Нет, это не мираж! Удивительный город-оазис среди пустыни в Перу

Кроме того, многие путешественники и гости страны считают своим долгом посетить эти уникальные места, в которых человеку удалось создать настоящие произведения искусства – мосты из натурального, экологически чистого природного материала, которых не найти больше в мире. Ведь от притока туристов во многом зависит и доход местного населения. А путешественники, находясь поблизости, обязательно приезжают в Черапунджи, чтобы пройтись по живым мостам, собственными глазами увидеть простоту и в тоже время оригинальность задумки возведения подобных конструкций. Мы тут недавно писали кратко про интересные факты об Индии, рекомендуем.

Поэтому местные жители не только не стали разрушать эти каучуковые живые мосты, но и решили продолжить традицию своих предков, создавая новые, более модернизированные и удобные. Ими сможет насладиться любой турист, посещающий Индию.

Черапунджи – самое дождливое место

Озерный дворец Taj Lake Palace на Джаг-Нивас

Удивительный Сад Камней в Чандигархе

Растительный мир Индии

Почему Тадж-Махал – самый великий памятник любви?

Живые мосты Черапунджи, Индия

Индия — это одна из самых колоритных стран в мире. Она привлекает туристов традициями, обрядами, своеобразной культурой и памятниками архитектуры. Но кроме великолепных храмов, удивительных памятников истории и культуры, есть множество очаровательных природных конструкций. Они создавались несколько лет и неизменно приводят в восторг туристов.

На северо-востоке страны, на высоте 1,3 км над уровнем моря, пытливые туристы смогут увидеть замечательные и немного загадочные «живые» мосты. Их создают местные жители штата Мегхалая — кхаси (южные монголоиды).

Город Черапунджи с населением около 15 тысяч человек является самым дождливым местом на нашей планете. Климат здесь теплый с высокой влажностью, поэтому в этой местности активно растут и быстро развиваются каучуковые фикусы. Из их корней и сооружают мосты, которых больше нет ни в одной стране мира.

Жителями сотни лет назад было замечено, что корни этого растения могут расти не только в земле, но и по воздуху. Так, были созданы «живые» мосты, которые влекут любознательных туристов своей уникальностью. За пять сотен лет создано большое число мостов. Технология выращивания моста достаточно сложная. Мост создается за 10-15 лет.

Каучуковые растения произрастают по берегам рек. Жители выдалбливают середину ствола бетелевой пальмы и туда помещают корни, создавая направление их роста. Через пять-шесть лет гибкие, но уже достаточно массивные корни добираются до другого берега. Жители их укореняют при помощи больших камней. Получается крепкий природный мост — безопасный и экологически чистый. Он становится все надежней и крепче, ведь корни, продолжая расти, становятся толще. И через 10 – 15 лет это будет мост, выдерживающий до 50 человек. В длину он достигает 30 м. Сооружается мост без затрат каких-либо средств и не требует ремонта. Переправа гармонично вписывается в местный ландшафт, сливаясь с природой.

Молодые, еще тонкие и мягкие корни иногда просто скручивают и они срастаются между собой.

Туристов поражает талантливое изобретение народа кхаси. В Индии эти мосты очень популярны, а местные жители гордятся ими и считают их волшебными. Однажды власти штата Мегхалая приняли решение заменить мосты железными, но из этого ничего не вышло.

Неподалеку от Черапунджи находится гостиница. Хозяин отеля сумел убедить администрацию штата, что подвесные мосты — это многовековые реликвии, отражающие быт предков, свидетельствующие об их трудолюбии и мастерстве. Если их убрать, то городок утратит свою главную яркую достопримечательность — древнейшие примеры арбоархитектуры и будет не интересен путешественникам. Живые мосты необходимо сохранять и умножать.

Интересный факт, пока чем старше фикус или баньян, тем мост будет более прочным. Такой мост может сохранять прочность несколько сотен лет.

Когда был сооружен первый живой мост, неизвестно. Сейчас отыскать такое необычное сооружение можно между селениями Мавкирнот и Рангтиллан.

Самый популярный двойной мост находится у селения Нонгриат. Он стал визитной карточкой региона. Чтобы увидеть это чудо, нужно будет подняться по лестнице в 3 000 ступеней к селению Нонгриат, которая расположена неподалеку от Черапунджи.

В поселении Куденг-Рим между деревьями сооружено несколько висячих трибун, с них жители смотрят футбол.

Черапунджи считается самым «мокрым местом» на Земле. Кроме уникальных живых мостов, туристы увидят величественные горы и замечательные водопады, густо заросшие джунгли, шумные горные реки и многое другое.

Многие жители знают английский язык, есть современная гостиница с полным рационом.

Живые мосты в индийском городке Черапунджи

Черрапунджи (англ. Cherrapunji) — небольшой город в индийском штате Мегалая (англ. Meghalaya). Мегалая на санскрите означает «приют облаков». Город расположен на плато Шиллонг (англ. Shillong), севернее границы с Бангладеш на высоте 1313 метров над уровнем моря, в живописных низовьях гор Кхаси и Джантия. Население города составляет 10086 жителей, большинство из них относится к этносу кхаси.

Черрапунджи это самое дождливое место на планете, оно лежит на пути приходящих в Индию с юго-запада муссонов, прямо в середине лабиринта гор, который формирует здесь своеобразную воронку из приходящих облаков. Среднее количество осадков в этой местности – 11,43 метра в год, то есть ежедневно около трёх сантиметров.

Но рекордное количество выпало в 1861 году – 22,98 метров. Несмотря на этот факт, племенное название этого места – Сохра (англ. Sohra), что в переводе с Кашмирского языка означает «неплодородный, бесплодный». И когда вы свернёте на дорогу, ведущую к городку, то поймёте, что Кашмиры не шутили — пейзажи вокруг Черрапунджи в точности напоминают виды из вестернов. Дорога тянется вдоль пустынной равнины, и прерывается лишь группами камней-монолитов, воздвигнутых племенным народом в качестве подношения Богам за каждого новорождённого.

Жители города Черрапунджи вспоминают 1994 год, когда на черепичные крыши их домов выпало рекордное за все время наблюдений количество осадков — 24,555 миллиметров. Однако не стоит думать, что тяжёлые облака нависают над этим городом круглый год. Когда природа немного смягчается, и над окрестностями восходит яркое солнце, то над Черрапунджи и окружающей его долиной повисает изумительная по красоте радуга.

Время от времени горная местность сменяется глубокими каньонами. Разрез в земле настолько потрясающий, что в течение сухого сезона сложно представить себе, как выглядит это место в дождливый сезон, когда потоки дождя стекаются в море, прыгая по высоким ущельям. После обильных дождей, дно каньона оказывается усеянным густой растительностью высотой в несколько метров.

Жизнь в этом месте можно определить следующим образом: пять месяцев почти непрерывных ливней сменяются семью месяцами жаркого сухого сезона. Пакистанцы и индийцы нашли способ выжить и управлять такими суровыми природными условиями. Коренные жители этих мест давно узнали великую силу корней как дополнительную возможность пересекать многочисленные реки. Племена, проживающие в этих местах, заняты выращиванием живых мостов. Это, возможно один из самых интересных вариантов приспособления. Мосты делаются из корней каучуконосного фикуса (лат. Ficus elastica), направленных по определённому проволочному каркасу, пока они не обретут форму моста.
————————————————————————————————————————
Справка: Фикус каучуконосный, или Фикус эластичный — растение из семейства Тутовые. Его родина и природный ареал лежат на северо-востоке Индии в Ассаме и на юге Индонезии на островах Суматра и Ява.

Читайте также  Средневековый город Ператальяда (Peratallada), Каталония, Испания

Фикус каучуконосный представляет собой вечнозелёное дерево. Оно может достигать в высоту 30-40 метров. Листья у каучуконосного фикуса очерёдные, овальные по форме и с острым концом, на ощупь кожистые, на вид блестящие. Они могут быть в длину до 20-30 см, а в ширину до 10-20 см. Пока листья молодые, они имеют розовато-коричневатую окраску, а когда становятся старыми, то приобретают тёмно-зелёный цвет. Плоды у каучуконосного фикуса — небольшие, всего около 1 см в диаметре, овальной формы и жёлто-зелёного цвета.

Фикус каучуконосный используют для промышленных нужд как дерево, дающее каучук. Кроме того, в настоящее время фикус каучуконосный выращивают за пределами тропиков как декоративное комнатное растение.
————————————————————————————————————————
Это дерево образует много разветвлённых корней. Обычно они обвивают камни и валуны вдоль речных берегов или даже плетутся до середины рек. Чтобы придать корням правильное направление, скажем, через реку, жители используют кожуру ореха бетеля, разрезанную пополам и очищенную от мякоти. Тонкие, нежные корни, связанные кожурой бетеля, растут прямо и в заданном направлении. Достигнув противоположного берега реки, корни снова уходят в землю. Таким образом, сейчас если необходимо построить мост, индийцы просто его выращивают. Такой процесс может длиться до 25 лет, и к тому же он требует постоянного ухода и внимания.

Подобные мосты вполне прочные и устойчивые сооружения, и способны выдержать вес 50 человек. Возраст таких древних мостов из корней деревьев может достигать до 500 лет, и они встречаются до 30 метров в длину. С каждым годом корни деревьев растут, а мосты становятся всё прочнее. Из-за горной пустынной местности такие мосты можно найти в основном на дне каньонов или в лесу.

Эти мосты уникальны для Мегалаи, так как используются жителями Черрапунджи во многих деревнях и по сей день, оставаясь единственным способом связи друг с другом.

Один особенный пешеходный мост, как уверяют, уникальный в своём роде и во всём мире, представляет собой сочетание двух расположенных друг над другом групп корней. Он больше известен как Умшианский Двухуровневый Пешеходный Мост (англ. Umshiang Double-Decker Root Bridge). Этот мост находится в Нонгриате.

Живые мосты были заново открыты Денисом П. Рэйеном (Denis P. Rayen) из Cherrapunji Holiday Resort. Благодаря его усилиям, удалось пробудить интерес к живым мостам, а местное население знало об их потенциальной ценности и было готово оберегать мосты от разрушения в пользу строительства железных аналогов. Все живые мосты были сохранены до наших дней. Более того, в настоящее время растёт новый живой мост, он должен быть готов к использованию в течение последующих десяти лет.

Посмотрите короткий документальный фильм о быте индийцев и технологии изготовления живых мостов из корней.
Фильм на английском языке, но перевод не требуется. В нём рассказывается всё то же самое, что и в статье. Основная задача фильма — проиллюстрировать всю картину создания живого моста.

Вокруг Мира

Черапунджи — маленький город на востоке Индии , считающийся одним из самых дождливых мест на земле. Здесь выпадает в среднем почти 12 000 мм осадков в год. Впрочем, местные жители не унывают, а используют дожди себе во благо, сооружая живые мосты.

Живой мост — это попросту мост из деревьев, которые продолжают расти. Понятие относится к арбоархитектуре: когда растения используют в качестве основы строительных конструкций. Так, известны плавучие острова, которые строит индейский народ уру на озере Титикака. Племя создает их из растений и прямо на них и живет. В городке Черапунджи индийского штата Мегхалая вместо островов делают подвесные мосты.

Высокая влажность позволяет местной растительности благоденствовать, поэтому и мосты делать из нее — сплошное удовольствие. Для строительства используется каучуконосный фикус (его еще называют «фикус эластичный») — дерево, достигающее во взрослом состоянии 30–40 м в высоту и при этом обладающее весьма гибкими воздушными корнями. Их-то и применяют в качестве основы моста. Выбрав подходящий экземпляр, его длинные воздушные корни перекидывают через реку или пропасть. При этом могут использоваться направляющие из бамбука (чтобы мост рос туда, куда нужно), которые потом убирают.

Можно вместо этого использовать кожуру ореха бетелевой пальмы, которой связывают корни фикуса. Кожура будет снабжать будущий мост питательными веществами, и он быстрее вырастет. А еще полезно скрутить все корни вместе, чтобы конструкция была более устойчивой.

Итог — корни фикуса достигают противоположной стороны реки и врастают в землю. По мере роста дерево образует все больше корней, и мост становится все прочнее. В общем, довольны все: и фикус, и люди. Правда, нужно постоянно контролировать архитектурное творение, чтобы оно не выросло вкривь и вкось. На создание такого моста надо как минимум лет 10–15, а то и все 50 — отрастают корни на 1–2 м в год.

Когда именно местные жители, народы кхси и джантийа, начали строить свои мосты, история умалчивает. Считается, что европейцы узнали о них в 1844 году, когда востоковед, почетный доктор Эдинбургского университета Генри Юль опубликовал статью о живых мостах в журнале Азиатского общества Бенгалии. Но, вероятно, традиция строительства подобных конструкций в буквальном смысле уходит корнями на несколько веков назад. В Черапунджи есть конструкции, которым уже несколько сотен лет, а они еще дадут фору молодым! Секрет такой сохранности — в самом определении моста: «живой». Пока он находится в этом качестве и дерево растет, мост защищен от гниения, которое неминуемо ждало бы любую другую деревянную конструкцию в жарком и влажном климате.

«Созревший» мост способен выдерживать нагрузку до 50 человек, при этом на него можно уложить доски или даже камни, создав эффект мостовой. Ко всему прочему такая конструкция может быть достаточно длинной. Самый длинный мост — 50 м — находится между деревнями Мавкирнот и Рангтиллан (неподалеку от Черапунджи). А в районе селения Нонгриат есть даже двойной мост — один нависает над другим.

Небольшой индийский городок Черапунджи — довольно известная в мире природная достопримечательность Индии. Прежде всего это связано с его погодными особенностями. Город считается одним из самых влажных и дождливых мест на планете. За свою историю Черапунджи уже дважды бил мировые метеорологические рекорды, такие, как наибольшие число годовых осадков и наибольшее число месячных осадков. Но городок может удивить не только этим. Корневые мосты — одна из интереснейших традиций, демонстрирующих гармонию человека с природой.

Эта необычные конструкции находятся в северо-восточной части Индии, в штате Мегхалая, что переводится, как «обитель облаков». Корневые мосты являются живыми и состоят из корневых образований деревьев. По сути это природные подвесные мосты, сделанные вручную из надземных корней живых деревьев. Деревьями, из которых могут делать чудо-переправы, зачастую являются растения из рода фикусов, например, фикус эластичный или знаменитый баньян.

Читайте также  Прогулка по потерянному городу инков

Технология изготовления корневых мостов также довольно любопытна. Чтобы сделать подобную переправу, местным жителям не приходится причинять какой-либо вред природе. Гибкие корни деревьев пропускают через ствол бетелевой пальмы, который размещают в промежутке между растениями. Такая процедура проводится до тех пор, пока корни не приживутся с другой стороны ствола. Для территории с бедными почвами, подвергающейся частым и обильным вымываниям, корневые мосты играют важную роль, выполняя функцию своеобразной инфраструктуры.

На каждом этапе формирования моста жители помещают в корни палки, камни и другие твердые предметы, способствующие укреплению каркаса живых конструкций. Корневые мосты формируются в течение весьма длительного срока — на то, чтобы они стали пригодны для использования, может уйти до 15 лет. Отдельные переправы могут достигать в длину до 30 метров. Корневые мосты довольно прочны: по утверждениям жителей Черапунджи они могут выдерживать до 50 человек одновременно.

Еще одним немаловажным фактом является срок службы подобных мостов. Согласно утверждением и расчетам, корневые мосты могут «жить» до 600 лет. Со временем некоторые корни переправ самообновляются и укрепляются за счет того, что становятся толще и прочнее. Этой удивительной традицией издавна занимается народ кхаси, который составляет основное население штата Мегхалая. Еще с древних времен эти люди занимаются земледелием.

Народ кхаси, к сожалению, не знает, когда возникла традиция сооружения корневых мостов. Наиболее ранняя запись, сделанная европейцами, принадлежит сэру Генри Юлу, шотландскому востоковеду, географу, писателю и почетному доктору наук Эдинбургского университета. Будучи в звании лейтенанта он находился на службе в Бенгалии, после чего перед первой англо-сикхской войной был отправлен в Индию. В начале 1840-х годов тут он и увидел удивительные живые корневые мосты, о которых и написал в журнале Азиатского общества Бенгалии в 1844 году.

Благодаря приверженности кхаси традициям и культуре, корневые мосты были сохранены. Местные жители категорически против того, чтобы отказаться от природных переправ в пользу современных железных. Более того, в настоящее время кхаси выращивают новый двухэтажный мост, который будет готов к эксплуатации уже через несколько лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: