Датунский храм — древняя христианская святыня в горах Дагестана - KRINTEL.RU

Датунский храм — древняя христианская святыня в горах Дагестана

Воскресное ущелье

Древний Датунский храм раскрывает для нас забытые страницы истории Христианства в горном Дагестане.

Дагестан… — самобытный регион России со своими культурой и традициями. В Дагестане находится единственный в России Самурский лиановый лес, самый высокий песчаный бархан Сары-Кум, где снимался легендарный фильм «Белое солнце пустыни»; в древнем Дербенте высится крепость Нарын-Кала. В традиционно мусульманской республике много культовых сооружений, есть также и христианские святыни. И я постараюсь рассказать об одной удивительной и таинственной христианской Датунской церкви, построенной еще в средние века.

Мы выехали в восемь часов утра. Еще перед поездкой нас предупредили, что у всех женщин и девочек на голове обязательно должен быть платок. А в начале пути наш гид рассказывал о предстоящей поездке.


Башня в ауле Гоор.

Первая наша остановка была в небольшом селении, где нас угостили свежим горячим хлебом и домашним дагестанским сыром. Примерно через полтора часа мы подъехали к самому длинному автодорожному тоннелю в России протяженностью 4 километра 300 метров. Обычно, когда проезжают этот тоннель, бывает так: с одной стороны горы светит солнце, а с другой — плывут облака или идет дождь. Нам повезло — с обеих сторон светило солнце. Немного проехав, мы остановились возле Гимринской башни, где для нас провели небольшую экскурсию. Мы поднялись на самый верх старинной башни.

Наш автобус подъехал к Ирганайскому водохранилищу. Восхитились чистой с голубым отливом водой на фоне высоких гор, невольно залюбовались красотой этого края. И кажется, что это дивное море? озеро? — было всегда. Но это водохранилище было образовано на реке Аварское Койсу при строительстве Ирганайской ГЭС. При этом жителям трех селений пришлось покинуть дома своих предков, переселиться в другие места. Вместе с домами и хозяйственными постройками под воду ушли сады и кладбища.


Людмила Чиркова у стен старинного Датунского храма.

Не доезжая несколько километров до селения Хебда, райцентра Шамильского района, мы подъехали к ущелью Хатан-Бугеб-Ккал, в переводе с аварского — «ущелье, где находится храм». Русское название этого места — Воскресное ущелье.

Автобус остановился у железной калитки и каменного забора, построенного из горного камня по старинной технологии. Калитка была сделана несколько лет назад, чтобы путники могли пройти внутрь и посетить святое место. Возле калитки нас встретила дружелюбная большая собака, она подходила ко всем, виляя хвостом и скуля, просила еду. Мы накормили ее и напоили. Одна девушка поила ее со своей ладони. В благодарность собака бежала за нами, потом вернулась обратно к калитке.

Немного пройдя от калитки, мы подошли к деревянному мостику с перилами, сооруженному несколько лет назад. По обе стороны тропинки — заброшенные сады, тропа возле деревьев была осыпана перезревшими абрикосами. Прошли еще несколько метров, и перед нами из-за скал и фруктовых деревьев неожиданно возник небольшой изящный домик, построенный из блоков золотисто-желтого песчаника. Это и есть древняя Датунская церковь.

Она была возведена грузинскими христианскими миссионерами примерно в X веке. Заброшена в XIII веке, а вновь начались службы на небольшой отрезок времени в XIX веке. Храм стоит на высоком скальном останце, омываемом с трех сторон маленькой горной речушкой Андихтляр. Выбегая из ущелья, речка впадает в горный поток Аварское Койсу.


Датунский храм в Воскресном ущелье.

Мы смотрели на маленький, повидавший многое за тысячу лет храм, и было ощущение, что он вот-вот вознесется в небо. Снаружи церковь исполнена изящества и стройности, и это подчеркивается фоном высоких серых скал.

В ущелье много фруктовых деревьев. Здесь можно жить, для проживания имеется всё необходимое: плодородная земля и чистая горная вода. В скале сохранились пещеры — вероятнее всего, там находились кельи монахов. Небольшая церковь построена по типу грузинских храмов: в высоту восемь метров, длина не более десяти метров, а ширина всего шесть метров.

Деревянные двери не сохранились. Еще в начале двадцатого века на стенах можно было увидеть средневековые фрески. Пастухи и путники внутри церкви разжигали костры, пытаясь согреться в холодные зимние дни, готовили еду. Копоть от огня уничтожила старинные росписи. Еще недавно вокруг церкви находили фрагменты покрытия глазурованной черепицы. Нынешняя крыша у Датунской церкви появилась одиннадцать лет назад в ходе реставрации. Правда, это скорее можно назвать ремонтом, а не реставрацией. Стены храма небрежно побелены. Местные строители восстанавливали святыню без попытки вернуть надлежащий внешний вид древней церкви. Отреставрированная крыша отличается от той, что была прежде. К тому же при реставрации стен храма использовали цементный раствор, что категорически нельзя было делать.


Людмила Чиркова у реки Аварское Койсу.

Надеюсь, что в скором будущем мы увидим Датунский храм отреставрированным профессиональными реставраторами. Под инжировым деревом у большого валуна планируют построить беседку со столом и скамейками для отдыха туристов и паломников. В этом месте тихо и уютно, не чувствуется ни ветер, ни летняя знойная жара. Хочется присесть и забыться. Мысли уходят на несколько столетий назад.

Датунский храм — это один из необычных старинных христианских храмов, сохранившихся до наших дней. Постройка Датунской церкви датируется концом X — началом XI веков. В грузинской летописи XV века автор с горечью пишет о Внутреннем Дагестане послетимуровского времени: «. в Лезгистане попадаются и другие храмы и монастыри, из которых некоторые построены из тесаного камня и находятся одни в развалинах, другие опустели, а третьи превращены в мечети». В общей сложности на территории Аварии по различным источникам известно о существовании 18 старинных христианских храмов. Это свидетельствует, что в Дагестане еще в средние века было известно Христианство. У церкви в Датуне необычная судьба: воздвигнутая в период распространения Христианства в горах Дагестана и заброшенная спустя три столетия с утверждением ислама, она вновь ожила в первой половине ХIХ века при имаме Шамиле. В 1849 году старообрядцы из числа терских казаков, притесняемые российским правительством, ушли за Терек, в горы, и просили разрешения у имама Шамиля организовать там уединенный скит. Абдурахман Казикумухский в своих воспоминаниях пишет об этой удивительной истории так: «…в Дарго-Ведено было целое селение из беглых русских солдат и староверов, которые просили Шамиля разрешить им жить на его земле. Тот разрешил. Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго, в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Построили строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы и, таким образом, жили спокойно».

Другой современник событий, Гаджи-Али Чохский, упоминает о двадцати солдатах, которые с женами и детьми и двумя священниками пришли в Дарго-Ведено. Шамиль предписал местному наибу поселить там староверов, отвести землю для посева и охранять их. Маленькая община просуществовала здесь недолго, ее не стало в 1852 году. «Когда они занимались богослужением, никому не принося вреда ни словом, ни делом, ночью на них напали неизвестные разбойники…» Когда имам Шамиль узнал об этом, он «строго взыскал за это самоуправство: с зачинщика была снята голова, а с остальных он взял в штраф по 70 руб. серебром за каждого убитого».


Зубутли. Сулакский каньон.

Тропа, ведущая к Датунскому храму, не зарастала травой и в советское время. По рассказам моей духовной матушки монахини Клавдии, она еще в советское время посещала Датунский храм. Со слов матушки скажу, что еще в те далекие годы местные жители, в основном женщины, не имевшие детей, приходили к храму и молились. После этого чудесным образом у них рождались здоровые детки. Этот факт ничем и никем не подтвержден, об этом не говорят и не пишут. Двадцать лет я знала об этом удивительном месте, и только в этом году Господь мне открыл дорогу к Датунскому храму.

Уединившись на какое-то время от группы, молюсь об упокоении убиенных в Датунской церкви. Молюсь и о здравии тех, кому нужна помощь.

Наш гид объявляет, что мы скоро поедем дальше. А как хотелось остаться здесь еще на некоторое время.

Отъехав от Датунского храма, через несколько минут мы приехали в селение Хебда. Нас пригласили в небольшое кафе с видом на бурную горную реку Аварское Койсу. Расторопный и молчаливый хозяин кафе накрыл стол с аварскими национальными блюдами — хинкалом и тонкими чудушками с творогом. Пообедав и немного отдохнув, мы поехали дальше в заброшенный Старый Кахиб — один из древнейших аулов Дагестана. Он знаменит своими боевыми башнями, построенными в VIII-X веках. В переводе с грузинского слово «Кахи» означает «скудная горная местность».

Из Бакдаба (Кахиб) виден еще один заброшенный аул — Гоор. Расстояние между ними небольшое, минут сорок вверх по склону. Древний Гоор — край башен. Он оригинален своей архитектурой, удивляюсь мастерству средневековых строителей в труднодоступном горном уголке. Время основания старого Гоора точно неизвестно. Археологи примерно определили конец XVII — начало XVIII века. Здесь всегда дуют сильные ветры Гьури — Гьоор, скорее всего от этого слова и произошло название селения Гоор.

Читайте также  Выше небоскреба: самые пугающие водные горки мира

После спуска с Гоор мы попили заваренный в термосе горячий ароматный чай, который приготовил для нас запасливый гид. С чувством благодарности нашему водителю и экскурсоводу мы поехали в Махачкалу.

Незабываемая поездка, она меня не отпускает уже несколько дней. А самое главное: хочется вновь побывать в Датунском храме, не спеша пройтись по узкому ущелью, подняться на верх скалы и оставить в душе тишину и радость этого святого места.

Людмила Чиркова, г. Махачкала, Дагестан.

Датунский храм — древняя христианская святыня в горах Дагестана

Датунский храм, Дагестан

В забытом храме тишина, он смотрит в душу каждому из нас и словно говорит: зачем вы прячетесь и ставите заборы, постройте лучше добрый мир.

Нет смысла объяснять, как важно сохранение исторических памятников для понимания культуры, традиций и социальных принципов в обществе. Датунский храм — единственная христианская церковь, сохранившаяся в Дагестане. О ней много раз упоминалось в литературе. Православный храм является памятником христианского средневекового каменного зодчества на рубеже X-XI веков. И это уникальное культовое строение возведено высоко в горах вблизи дагестанского села Датуна.

Храм небольшой, его самая длинная сторона не превышает и десяти метров. Построенный из песчаника и стоящий на горной круче, с трёх сторон омывается он маленькой речушкой, а горы, опоясывающие строение, защищают церковь от ветров и холода. Здесь царит тишина и умиротворяющий покой, и такое место не могло не привлечь верующих людей.

Калитка Датунского храма

Историки считают, что Датунский храм построили местные селяне, которыми руководили грузинские миссионеры, распространяющие христианство в горах Дагестана. Возможно, в те времена существовали десятки аналогичных небольших храмов. Но, это лишь предположение, истины сегодня не узнать.

Известно ли вам, чем множество слов отличается от стихотворения? Также и храм отличается от множества сложенных в строение кирпичей.

Издалека Датунский храм кажется небольшим изящным домиком. Подойдя ближе, понимаешь — это культовая постройка: арочные проёмы дверей высокие и узкие, маленькие окна, скудно пропускающие яркий свет внутрь. Когда-то храм венчал купол, покрывала черепица. Деревянные высокие двери, как и церковные фрески не сохранились.

В заброшенном храме пастухи и путешественники, чтобы согреться, жгли костры. Копоть в скором времени уничтожила живопись, сделанную на штукатурке. Сегодня всё ещё можно обнаружить некоторые следы жизни монахов.

По обеим сторонам от алтаря уцелели стены, видны две кельи, а у подножия горы можно наткнуться на древнее захоронение, давным-давно здесь были селения христиан.

Окрестности вокруг Датунского храма

У Датунского храма необычная история. Построенный в XI веке, когда в дагестанских горах распространялось христианство, он просуществовал три столетия. Затем в горах Дагестана утвердился ислам, и храм был забыт и заброшен. А во время Кавказской войны в XIX веке он вновь ожил. Имам Шамиль передал Датунский храм терским казакам-старообрядцам, ушедшим в горы из-за преследований российского правительства. Казаки организовали в этом уединённом месте скит, в котором исполняли свои обряды. К сожалению, маленькая русская община просуществовала очень недолго, местное население к иноверцам испытывало колоссальную нетерпимость.

Войдя однажды в заброшенный храм, ты поймёшь, что это зов сердца. Без молитв, без креста постоишь и найдёшь много нужных слов за всех, кто дорог и за тех, кто хочет изменить судьбу.

Интерес к необычному православному храму, в судьбе которого поучаствовал имам Шамиль, возрастает с каждым годом. Тропа, ведущая к Датунскому храму, сегодня не зарастает, ведь это единственная на сегодняшний день сохранившаяся древняя христианская святыня в горах Дагестана.

Храм пустует, но за ним присматривают энтузиасты, уважающие историческое прошлое своего региона. Люди побелили стены, починили крышу и заботливо построили бревенчатый мостик через речку. Рядом с инжировым деревом у громадного валуна для отдыха туристов и немногочисленных паломников планируется устроить беседку. Хочется верить, что профессиональной реставрации Датунского храма им добиться удастся.

conlaich

Истории из перемётной сумы

Я снова тут, и снова о Кавказе: этим летом довелось провести без малого месяц в Дагестане в начале большой поездки от Астрахани до Персидского залива.

В первой серии (они пойдут не в хронологическом порядке) расскажу о последнем древнем христианском храме Дагестана близ аварского райцентра Хебда (Шамильский район) и его двух жизнях, а также о том, почему в горах стоит не стоит разбрасываться рюкзаками на видном месте.

Краткая историческая справка, или причем тут христиане

Об ушедшем христианстве Северного Кавказа и его памятниках я писал уже немало — например, здесь и здесь. В Дагестане, ныне — одном из самых религиозных мусульманских регионов России, оно оставило глубокий след и имело давнюю историю.

. Чуть больше тысячи лет назад аварские горы были центром страны Серир — так ее, по-крайней мере, называют арабские источники. Правители Серира, столица которого стояла рядом с нынешним селением Хунзах и звалась арабами Хумрадж, приняли христианство, вероятно, еще в VII-VIII веках под влиянием проповедников-миафизитов из соседней Албании Кавказской. Уже с X века, когда на севере кавказского хребта усилилось влияние Грузии, и в Аварии начинает преобладать халкидонитское исповедание: в средневековых хрониках жителей части аварских обществ зовут «грузинами» — читай, православными. Другое дело, насколько глубоко укорененным было горское христианство, остается гадать.

Хунзах:

Серир уже в XI веке исчезает с карт, распавшись на несколько частей. В самом его сердце входят в силу правители-нуцалы Хунзаха, в соседних ущельях образуются независимые общества и союзы селений. А в XIII веке, после монгольского вторжения, резко меняется и религиозный баланс в регионе. В горах резко усиливаются позиции ислама — особенно после того, как религию пророка принимают правители Кумуха, сильного горного феодального образования и соперника Хунзаха.

Вскоре ислам завоевывает и Хунзах — и уже оттуда начинают уходить на джихад в окрестные горы гази, борцы за веру. В вольных обществах Аварии христианство и уживавшееся с ним язычество держатся гораздо дольше — до конца XIV-XV веков. Виной окончательного поражения христиан было, с одной стороны, разорение Кавказа Тамерланом, особенно безжалостным к «кяфирам», с другой — то, что в середине XV века Грузия распадается и погружается в смуту — и южным соседям становится не до поддержки христианских епархий в северных горах.

Хунзахское плато.

Следов средневекового христианства в Аварии (да и других областях Дагестана) осталось немало — могилы, кресты, эпиграфика, остатки храмов, да еще легенды о христианских временах. Но известны они, в основном, историкам и краеведам. Датунский храм — единственный, дошедший до наших дней в полной сохранности.

Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь

. От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.

Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его «старой крепостью». Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: «Хатан-Бугеб-Ккал», Воскресное ущелье.

На входе в ущелье нас застает дождь. Ничего не остается, кроме как получать от него удовольствие. В конце концов, мокнуть на горной дороге — куда прекраснее, чем сидеть дома за монитором (на фото — коллега и спутник Михель из Голландии).

От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился.

Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?

Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.

. Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее.

Храм в какой-то момент внезапно появляется из-за поворота — весьма, признаться, эффектно.

Еще на недавних фотографиях он, заросший травой и исписанный граффити, выглядел заброшенным. Теперь кровля пестрит новенькой черепицей — несколько лет назад правительство республики выделило денег на его реставрацию. Правда, тут уместнее использовать слово «ремонт» — качество работ вызвало много нареканий и у историков, и у краеведов.
Да и граффити так и не извели.

Читайте также  Старинный терем в Погорелово. Костромская область

То, что мы видим — типичный грузинский зальный храм; вероятнее всего, построенный около XI века. В устных преданиях говорится, будто эти места в свое время были владением некоего феодала, грузина по рождению. Потом ущелье принадлежало Гидатлю, а после того, как в Гидатль пришел ислам, был заброшен, превратившись в убежище для пастухов.

Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви

Случилась у храма и вторая жизнь — очень, правда, недолгая. Не секрет, что на земли имамата Шамиля переселилось немало русских перебежчиков. Среди них, рассказывает историк Патимат Тахнаева, была и старообрядческая казачья община, которой Шамиль сперва разрешил поселиться в Чечне; некоторое время спустя они переселились в Гидатль, где им для отправления обрядов была отведена заброшенная древняя церковь — вероятнее всего, именно о Датунском храме речь и идет. Правда, уже несколько лет спустя часть староверов покинула Гидатль, видя нерасположение к ним местных наибов. Осталось лишь несколько человек, которые вскоре были вырезаны местными разбойниками. Шамиль позже велел разыскать нападавших и взыскать с них штрафы.

А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.

Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:

. Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.

Не оставляйте рюкзаки в лесу!

. Как выяснилось, беспокоились не зря. Стоило нам выйти на дорогу, как нас нагнал полицейский наряд из Хебда, вызванный кем-то на «подозрительные вещмешки» в кустах. «Нет, ну рассуди, всяко бывает — это может, тем, которые по лесу бородатые бегают, медикаменты кто-то подбросил! А теперь извините, ребята, надо будет проехать в райцентр и вас пробить по базе!».

В поселковом пункте полиции (в Дагестане они все похожи на маленькие крепости) пришлось потратить час-полтора — нас фотографируют в профиль и анфас и долго рыщут по базам. В конце концов, один из полицейских везет в нас порядке извинения кушать курзе в кафе, а затем добрасывает на выезд из селения. Пора ехать дальше. Забегая вперед, скажу, что в этой поездке это было, увы, не последнее задержание.

В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.

О других поездках последней пары лет проще почитать у меня вконтакте.

Датунский храм — древняя христианская святыня в горах Дагестана

Фото Марина Львова

Наверное, это один из самых необычных православных памятников в стране: его построили в Средневековье в горах Северного Кавказа, а в XIX веке к его судьбе приложил руку имам Шамиль.
Из Махачкалы до райцентра Шамильского района Дагестана — села Хебда — около трех часов пути на автомобиле. Именно здесь, высоко в горах, находится одно из самых удивительных культовых сооружений в республике — средневековый христианский Датунский храм.

Фото: Марина Львова

Несколько километров по дороге в сторону села Голотль, вдоль заметно обмелевшего после малоснежной зимы русла реки Аварское Койсу, — и за железными воротами с каменным забором начинается тропинка. Она ведет вдоль небольшой речки с заброшенными садами по берегам, мимо древнего, полуразвалившегося моста в «ущелье, где находится храм», — по-аварски Хатан-Бугеб-Ккал. Русское название — Воскресное ущелье. Тут стоит окруженный скалами древний христианский храм.

Фото: Марина Львова

Считается, что его возвели грузинские миссионеры в конце X — начале ХI века, когда в горном Дагестане распространялось христианство. Здесь существовали десятки церквей. Храм в Датуне — памятник средневекового христианского зодчества, дошедший до нас в наиболее сохранном виде.

Фото: Марина Львова

Храм функционировал несколько столетий, а с утверждением ислама на этой территории был заброшен. Но в период Кавказской войны на время заработал вновь: имам Шамиль предоставил его перешедшим на его сторону казакам-старообрядцам для исполнения их обрядов. Небольшая — ее длинная сторона не превышает десяти метров — церковь стоит на высокой скале, с трех сторон омываемой маленькой речкой. Построен храм из песчаника, чьи блоки соединены известковым раствором. Высокие узкие арочные дверные проемы и щелевидные окна скудно пропускают свет под свод, поддерживаемый двумя крестообразными арками. Уцелели и следы монашеской жизни: в двойных стенах по обе стороны от алтаря на некоторой высоте от пола расположены две кельи.

Фото: Марина Львова

А вот деревянные двери не сохранились, как и фрески. Пастухи и путники разжигали внутри церкви костры, и копоть от них уничтожила средневековую живопись на штукатурке. Когда-то церковь имела купол, увенчанный крестом и покрытый глазурованной черепицей — ее фрагменты находили вокруг. Нынешняя крыша появилась у Датунского храма одиннадцать лет назад в ходе реставрации.

Фото: Марина Львова

Сейчас храм пустует, но ухожен и чист.

Фото: Марина Львова

Недавно через речку к Датунскому храму перекинули новый бревенчатый мост. Еще предстоит установить перила и покрыть все антикоррозийным составом. Под инжировым деревом у большого валуна планируют поставить беседку и стол со скамьей для отдыха туристов и паломников. Все это — дело рук местных энтузиастов. Они надеются, что в скором будущем удастся добиться и профессиональной реставрации святыни.

Марина Львова

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть», АУЕ («Арестантский уклад един»), С14 (Січ), ВО «Свобода», Национальный корпус (партия) Украина.

**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна

Датунский храм — древняя христианская святыня в горах Дагестана ( 15 фото )

Наверное, это один из самых необычных православных памятников в стране: его построили в Средневековье в горах Северного Кавказа, а в XIX веке к его судьбе приложил руку имам Шамиль

Из Махачкалы до райцентра Шамильского района Дагестана — села Хебда — около трех часов пути на автомобиле. Именно здесь, высоко в горах, находится одно из самых удивительных культовых сооружений в республике — средневековый христианский Датунский храм.

Несколько километров по дороге в сторону села Голотль, вдоль заметно обмелевшего после малоснежной зимы русла реки Аварское Койсу, — и за железными воротами с каменным забором начинается тропинка. Она ведет вдоль небольшой речки с заброшенными садами по берегам, мимо древнего, полуразвалившегося моста в «ущелье, где находится храм», — по-аварски Хатан-Бугеб-Ккал. Русское название — Воскресное ущелье. Тут стоит окруженный скалами древний христианский храм.

Считается, что его возвели грузинские миссионеры в конце X — начале ХI века, когда в горном Дагестане распространялось христианство. Здесь существовали десятки церквей. Храм в Датуне — памятник средневекового христианского зодчества, дошедший до нас в наиболее сохранном виде.

Храм функционировал несколько столетий, а с утверждением ислама на этой территории был заброшен. Но в период Кавказской войны на время заработал вновь: имам Шамиль предоставил его перешедшим на его сторону казакам-старообрядцам для исполнения их обрядов.

Небольшая — ее длинная сторона не превышает десяти метров — церковь стоит на высокой скале, с трех сторон омываемой маленькой речкой. Построен храм из песчаника, чьи блоки соединены известковым раствором. Высокие узкие арочные дверные проемы и щелевидные окна скудно пропускают свет под свод, поддерживаемый двумя крестообразными арками. Уцелели и следы монашеской жизни: в двойных стенах по обе стороны от алтаря на некоторой высоте от пола расположены две кельи.

А вот деревянные двери не сохранились, как и фрески. Пастухи и путники разжигали внутри церкви костры, и копоть от них уничтожила средневековую живопись на штукатурке.

Когда-то церковь имела купол, увенчанный крестом и покрытый глазурованной черепицей — ее фрагменты находили вокруг. Нынешняя крыша появилась у Датунского храма одиннадцать лет назад в ходе реставрации.

Сейчас храм пустует, но ухожен и чист.

Недавно через речку к Датунскому храму перекинули новый бревенчатый мост. Еще предстоит установить перила и покрыть все антикоррозийным составом. Под инжировым деревом у большого валуна планируют поставить беседку и стол со скамьей для отдыха туристов и паломников. Все это — дело рук местных энтузиастов. Они надеются, что в скором будущем удастся добиться и профессиональной реставрации святыни.

Читайте также  Пушкинские Горы (Пушгоры)

Датунский храм (Дагестан)

Наверное, нет смысла говорить о том (уже сколько говорено!), насколько важно сохранение памятников как первоисточника для объективного понимания исторических и культурных процессов в обществе. И насколько важно понимание властными структурами сущности памятниковедения и памятникоохранной деятельности — одного из существенных факторов, оказывающих влияние на формирование общественного сознания и естественно, через него на социальные, идеологические и культурные принципы.

Согласно международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская, 1964 г.): «Консервация и реставрация памятников имеют целью сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории». Буквально несколько дней назад, в поездке в горные районы, я имела возможность познакомиться с двумя такими уникальными памятниками, свидетелями истории или.

Первый из них, Датунская церковь (общество Гидатль, ныне Шамильский район) единственный сохранившийся в Нагорном Дагестане памятник средневекового христианского культового зодчества конца Х — начала ХI вв. Она широко известна в литературе, ее упоминали в своих работах Д.Н. Анучин, А.П. Берже, Е.И. Козубский, Н.Б. Бакланов, А.П. Круглов, Р.О. Шмерлинг, В.И. Марковин и др. Н.П. Северов по поводу идентичной по форме церкви в Спети (Грузия) отмечал, что она может служить образцом самого распространенного и самого устойчивого типа маленькой зальной церкви.

У церкви необычная судьба: воздвигнутая еще в XI в. в период распространения христианства в горах Дагестана и заброшенная спустя три столетия с утверждением ислама, она вновь ожила в первой половине XIX в. при …имаме Шамиле. По русским источникам, в 1849 г. старообрядцы из числа терских казаков, преследуемые российским правительством, ушли за Терек, в горы, и просили разрешения у имама Шамиля организовать там уединенный скит. П. Пржецлавский называет их «беглыми с линии раскольниками». Абдурахман Казикумухский в своих воспоминаниях «Хуласат-ат-тафсил» (1868 г.) пишет об этой удивительной истории: «…в Дарго-Ведено было целое селение из беглых русских солдат и староверов, которые просили Шамиля разрешить им жить на его земле. Тот разрешил. Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Построили строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы и, таким образом, жили спокойно». Другой современник событий, Гаджи-Али Чохский, несколько подробнее повествует об этой истории, упоминая о «двадцати солдатах, которые с женами и детьми и двумя священниками пришли в Дарго-Ведено», которые «просили у Шамиля земли поселиться. Он указал им место и землю, где они построили дома и церковь». Через некоторое время, как передает Гаджи Али, в Совете Шамиля зашла о них речь, одни наибы утверждали, что «им дозволяется укрываться здесь», другие категорически возражали им. Имам Шамиль принимает решение отослать их в Гидатль, к церкви, которая, по Гаджи-Али, была «построена грузинами в 880 г.х./1363 г.» Как пишет Абдурахман Казикумухский, к тому времени «здесь сохранились стены кельи и старой церкви, являвшейся местом поклонения христиан в былые времена». Имам Шамиль предписал местному наибу поселить там староверов, отвести землю для посева и охранять их. Но, как передает Гаджи Али, когда староверы «увидели, что наиб не исполняет относительно их приказания, разбежались. Осталось их около 6 человек».

Маленькая община просуществовала здесь недолго, ее не станет в 1852 г. О печальном конце этой истории Абдурахман писал: «когда они занимались богослужением, никому не принося вреда, ни словом, ни делом, ночью на них напали неизвестные разбойники…». Гаджи Али лаконично передает об их дальнейшей участи: «Окрестные жители в одну ночь умертвили их». По Абдурахману, «когда Шамиль узнал об этом, он очень переживал, так как разрешил им жить на подвластной ему территории». На самом деле смерть раскольников была мученической, и когда имам Шамиль узнал об этом, по Гаджи Али, он «рассердился, приказал отыскать виновников и взыскать с них». В 1860 г., майор П. Пржецлавский, будучи помощником военного начальника Среднего Дагестана, уточнит: «Шамиль строго взыскал за это самоуправство: с зачинщика была снята голова, а с остальных участников он взял в штраф по 70 р. сер. за каждого убитого раскольника. ».

…Расположенная внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан-Бугеб-ккал, церковь Датуна возникает неожиданно и издали напоминает небольшой изящный домик, сложенный из аккуратных блоков золотисто-желтого песчаника. Кладка стен выполнена на известковом растворе с толстыми швами, чередующимися широкими и узкими рядами. Стоит церковь на высоком скальном останце, глубокой петлей омываемом с трех сторон маленькой речкой (выходя из ущелья, она впадает в поток Аварского Койсу). Над ее разрушением беспощадно поработало время, но еще безжалостнее – наше беспамятство и невежество. В 2000 г., когда я побывала здесь первый раз, здание венчала заросшая травой кровля с едва угадывающейся черепицей, стены церкви снаружи размашисто исписаны белой краской местными школьниками-выпускниками 11 класса. Внутри церкви — закопчённые стены, овечий помет… Еще в 1887 г. А. Роинашвили писал о том, что «на ее стенах заметны следы живописи, но, к сожалению, нельзя разобрать, так как все стены закоптились, благодаря небрежности местных жителей, потому что здесь пастухи разводили костер». О фресках, покрывавших стены, помнил еще проводник экспедиции Н.Ф. Яковлева 1923 года Ш. Гитиновасов.

О необходимости реставрации уникального архитектурного памятника чиновники от культуры заговорили еще в 1987 г. По просьбе Министерства культуры Республики Дагестан в 1988 г. грузинское Управление по охране памятников даже успело направить экспедицию для обмерных и фиксационных работ Датунской церкви (в нее входили архитекторы-реставраторы М. Андриадзе, П. Нуцубидзе, Т. Габуниа), но материалы проведенных работ, так и не востребованные, лишь пополнили личные архивы архитекторов. Я так же знала о том, что «Фонд Кавказа» (г. Тбилиси) во главе с ее президентом, археологом и известным специалистом по истории христианской культуры на Северном Кавказе, проф. Гиви Гамбашидзе, пытался подключиться к этому проекту, предлагая самую разнообразную помощь, вплоть до поставки уникальной черепицы. Министерство культуры РД в официальном письме дипломатично благодарило «Фонд Кавказа», извещая, в свою очередь, что со своей стороны «не исключает возможности консультаций реставрационных работ с грузинскими специалистами». О том, что Министерство культуры РД ведет в Датуне реставрационные работы стало слышно с 2009 года. Прошло больше двух лет с начала реставрации, и мне было любопытно взглянуть, чем вся эта эпопея завершилась? И вот, пользуясь случаем (была проездом), я здесь.

Скажу сразу – я страшно расстроилась. Вокруг храма разбросаны строительный мусор, доски, многочисленные бутылки из под спиртного, груда битого бутылочного стекла, следы костров… Внутри храма еще стоят строительные козлы. Стены и потолок, прямо по камням, немыслимо небрежно и неряшливо побелены (так обычно в Махачкале весной к праздникам белят деревья), а восстановленный пол из каменных плит, так же неряшливо заляпан и забрызган. Сквозь побелку на потолке и стенах темными и ржавыми пятнами проступает вековая копоть… Зачем вообще надо было белить стены. И поверх копоти. Кровля, самое главное, восстановлена, но поднявшись на скалу, открывшийся вид сверху огорчил и даже возмутил. Я очень далекий от строительного дела человек, и в кладке черепицы не разбираюсь, но тут не нужно было быть специалистом, чтобы не разглядеть этот халтурно выполненный конек двускатной крыши. Такое впечатление, что его склеили из кусочков, этакой мозаикой залепив на цемент.

При реставрации стены западного фасада здания щедро использован раствор цемента. Я знаю немало печальных примеров реставрации исторических зданий из песчаника, на которых «вторжение» цементного раствора со временем отставало от старинной кладки в виде корки, способствуя скоплению за нею влаги. В результате песчаник стремительно разрушается, и вскоре зачастую остается лишь кусок цемента, чудом зацепившийся на рассыпающейся стене. Почему реставраторы в таких случаях не используют известковый раствор? Ведь кладка на нем держится столетиями. Не случайно Петр Покрышкин (1870-1922), один из известнейших основоположников научной реставрации памятников старины и искусства в России, отмечал, что «древнее здание с окаменевшим известковым раствором в кладке из прочных камней или кирпичей следует рассматривать, как скульптурное произведение, высеченное из монолита».

Уходила из этого заповедного места, буквально оскверненного, с тоскливым сердцем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: