Горгульи Ульмского собора - KRINTEL.RU

Горгульи Ульмского собора

Нотр-Дам де Пари и не только: Как и зачем на соборах появились гаргульи, химеры и прочая гротескная нечисть

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Легенда о Гаргулье появилась на территории современной Франции и датируется VII веком нашей эры. Согласно легенде неподалёку от Реана, в логове в болотах на берегу Сены жил то ли змей, то ли дракон. Он терроризировал местных жителей и нападал на суда, которые шли по Сене. Чудище извергало из пасти то огонь, то мощные потоки воды. Каждый год, чтобы как-то защититься от свирепого зверя, жители Руана приносили ему жертвы. Звали дракона Gargouille. И бесчинствовала Гаогулья до тех пор, пока не явился Святой Роман и не усмирил её.

История эта весьма занимательна. Когда епископ Роман решил изловить Гаргулью, то прийти ему на помощь согласился только один человек – преступник, которому терять было нечего, поскольку его уже осудили на смертную казнь. Этого преступника и использовал Святой Роман в качестве приманки, отправив его в логово чудовища. Гаргулья учуяла человеческих дух и вышла из логова, чтобы полакомиться, но тут епископ лишил её воли при помощи святого креста и молитвы. Гаргулья с покорностью легла у ног святого, и он привёл покорившегося зверя в город, где нечисть была отправлена на костёр.

Хвост и туловище Гаргульи сгорели, а вот глотка то ли оказалась жаростойкой, то ли епископ распорядился её не сжигать – сегодня не разберёшься. Городу с глоткой прикрепили в назидание другим драконам к Руанскому собору, чтобы продемонстрировать нечисти, что случается с теми, кто вредит людям.

Начиная с XI века изображения гаргулий люди стали вырезать из камня на наружных стенах готических и романских построек. Не исключено, что делали такие фигуры и раньше из дерева, но этот материал не имел никаких шансов сохраниться до времён научного описания.

Люди не просто усаживали гаргулий на здания, а придумали им работу – извергать воду. Их изваяниями оформляли водостоки. Так, отводя потоки дождевой воды от стен зданий, они начали приносить пользу людям. Ведь вода, выбрасываемая из пасти гаргулий, падала на расстояние от стен, поэтому фундамент не подмывало. Правда, с XVIII века люди освободили гаргулий от тяжёлой работы по сливу воды, начав использовать водостоки. А старушки-гаргульи стали элементом архитектурного декора. Зато каким ярким!

Стоит отметить, что с течением времени облик гаргулий существенно менялся – к змеям и драконам добавились различного рода угрожающие люди, птицы, мифические создания и их гибриды в самых невероятных сочетаниях.

P.S. По поводу гАргулья или гОргулья стоит отметить, что лингвистические словари не фиксируют это слово. В соответствии с этимологией следует писать через А (фр. gargouille). Но в Википедии это слово зафиксировано с написанием через О, что, на наш взгляд, не вполне верно.

Стоит отметить, что звери-химеры вдохновляют многих художников. Чего только стоят странные животные Эндрю Ланкастера .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

МИР И МЫ

Легенда о Горгулье восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене, и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Горгулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I (род.ок.608 — ум.639). Чудо Романа о горгулье (змие) — один из подвигов святого.

И снова Нотр-Дам

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто «для красоты», вернее «для ужаса». Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тёзок.

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери.

Гаргульи на парижской базилике Сен Дени

Водостоки на парижский базилике Сакре-Кёр на Монмартре (1875-1914). Водоотводное назначение горгулий здесь очевидно

Амьен, Франция

Слева: кафедральный собор Сен-Готье, Тур, Франция

Справа: Раффорд Парк, Ноттингемшир, Соединённое королевство

Сен-Жермен-л’Осеруа / Église Saint-Germain-l’Auxerrois, 12-15 в.в., Париж.

Эту гаргулью можно было бы назвать «Крик». Труа, Франция

Слева: Sint-Petrus-en-Pauluskerk, Остенде, Бельгия

Справа: Ульмский собор, Германия

Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия

Йоркский собор / York Minster, Соединенное королевство

Вестминстерское аббатство, Лондон

Йоркский собор / York Minster, Йорк, Соединенное королевство

Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде

Оксфорд, Соединённое королевство

Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Этот астронавт на стене собора часто вызывает разговоры об инопланетянах, посещавших Землю в древности. На самом же деле, фигуру добавили, очевидно, в 1992 году во время восстановительных работ, как символ современности.

Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор, Саламанка, Испания.

Фантастический дракон в Копенгагене

Собор Святого Вита / Katedrála svatého Víta, Václava a Vojtěcha, Прага

И в Россию забрели горгульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории

Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название «Государственная консерватория». В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы «Зауэр».

Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид.

В Северной Америке в конце 19 и 20 веке нередко в архитектуре использовали горгулий и фигур в стиле гротеск. Ниже ряд примеров.

Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США

Справа: Нечто в Чикагском университете

Звездные войны на Вашингтонском кафедральном соборе / Washington National Cathedral появились в 1980е годы

Читайте также  Мраморная красота горного парка «Рускеала» в Республике Карелия

Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке

Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary, США

Собор Quito Cathedral, Эквадор, Южная Америка. Здесь в качестве гаргулий предстают местные животные и птицы

Гаргулья, прыгающая с Ульмского собора / Ulmer Münster, Ульм, Германия

Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли «бабуинами» (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.

И напоследок — Германия.

Фрайбургский мюнстер / Freiburger Münster, Фрайбург, Германия

Гаргулия или химера, в чем отличие

Гаргулии – странного или даже отталкивающего вида гротескные каменные фигуры, нависающие над улицами со стен средневековых соборов.

У них есть совершенно определенная и важная функция отведения стекающей с крыши дождевой воды от стен строения. Собственно, слово «гаргулия» — сборное и состоит их двух французских корней, «булькать» и «глотка».

Чаще всего средневековые мастера делали гаргулий в виде химер – чудовищ, состоящих из частей разных животных или животных и человека, иногда – просто в виде животных или фигур людей. Появление неоднозначного вида скульптур в оформлении соборов – результат целого ряда причин, отражающих специфику мышления средневекового человека.


Функция гаргулий — водосток

Во-первых, собор олицетворял собой «вселенную в камне», вместе со всеми проявлениями жизни этой вселенной. А чудовища казались средневековым людям такими же реальными, как и обычные животные, просто эти монстры живут где-то на периферии мира – потому и на полях старых географических карт рисовали любых фантазийных существ.

Во-вторых, страшные фигуры должны были охранять здание от настоящего зла, демонстрируя, что место занято.

В третьих, они напоминали людям о грехах, и что дьявол не дремлет. Ведь только дьявол мог создать такие уродливые создания – сотворить жизнь ему не под силу, но смешать разные формы жизни, чтобы получить новую, химеру, он как раз мог.

В четвертых – городское управление, заказчик строительства собора, как правило, предоставляло мастерам свободу в оформлении храма, и гаргулии были отличным средством самовыражения. Говорят, во всей Франции не сыскать было двух одинаковых.

В пятых, само положение, горизонтальное, такой скульптуры волей-неволей заставляло делать ее в «несерьезном», фантазийном или комическом виде. Ведь никакие торжественные или авторитетные фигуры не могли располагаться таким образом. К тому же, извержение водяного потока из отверстия гаргулии намекало на разные телесные состояния, что позволяло мастерам иногда просто хулиганить.


Так называемая «обратная» гаргулия на соборе в Браге, Португалия.

В эпоху Возрождения готическая архитектура казалась непонятной, уродливой и мрачной, даже раздавались голоса, требующие сноса средневековых соборов, уродующих лик европейских городов. Но в 19-м веке был огромный всплеск внимания к готике, в том числе и из-за выхода романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери».

Гаргулии старых соборов, прежде почти не замечаемые горожанами, стали страшно популярны, появилось много теорий, объясняющих, как они появились. Именно в это время произошло смешение понятий «гаргулия» и «химера». Гротескные фигуры чудовищ стали называть гаргулиями, даже если это были просто архитектурные формы, без функции водоотвода.


Вот эти знаменитые химеры парижского собора — не гаргулии, а только декоративные элементы

Например, самые знаменитые химеры Нотр-Дам-де-Пари, в виде грифона и «мыслителя» — совсем не гаргулии, это просто галерея стилизованных под средневековье каменных фигур. Они вообще появились в 19-м веке, когда собор реконструировали после разрушений в ходе французской революции.

А в 20-м веке гаргулии-химеры вообще стали героями мистических сюжетов и фэнтази, кстати, даже и слово часто начали писать иначе, «гОргулии». По фонетике, конечно, это слово просто отлично подходит для оживающих демонических персонажей и злых колдовских существ.

Кстати, устройство гаргулии как архитектурного элемента очень простое. По верхней части фигуры проложен обычный желоб, по которому вода с водостока по краю крыши стекала в короткую трубу, расположенную обычно во рту скульптуры. Часто верхняя часть гаргулий покрывалась листовым металлом, чтобы защитить от разрушающего воздействия влаги.


Вот так выглядят гаргулии сверху

В эпоху Возрождения гаргулии как элементы водоотвода исчезли за ненадобностью – античная эстетика подразумевала выступающие карнизы, так что отводить дождевой поток от стены уже было не нужно. Системы водоотвода позже вернулись, но уже в измененном виде – поток воды с крыши стали направлять вниз внутри водосточной трубы.


Современная гаргулия в стиле ар-деко на здании Крайслер-билдинг в Нью-Йорке

Друзья, нравятся готические соборы, обращаете внимание на их декор?

Почему европейские соборы украшают гаргульи

Впервые каменные гаргульи появились на готических соборах в XII веке. Тогда, помимо эстетической функции, они выполняли и функцию утилитарную — служили в качестве водостока.

Но почему именно гаргульи и химеры, а не ангелы и херувимы были избраны в качестве декора храмов? Ответ на этот вопрос кроется в старинной легенде.

Гаргулья, Собор Парижской Богоматери

Легенда о драконе Гаргулье

Древняя французская легенда гласит, что в стародавние времена около Руана обитал дракон. А точнее, драконица по имени Гаргулья. Она не давала житья местным и постоянно топила корабли, ходящие по реке. Причём чудище извергало не только огонь, но и воду. Чтобы Гаргулья не трогала город, руанцы приносили ей человеческие жертвы. Но однажды всё изменилось.

За истребление Гаргульи взялся епископ Роман Руанский. Избрав в качестве приманки приговорённого к казни преступника, он отправился к логову драконицы. Та, почуяв добычу, выползла к ним, и тогда епископ с помощью молитв лишил Гаргулью воли и приручил её. Однако руанцы не поверили в перевоспитание чудища и сожгли его. Тело драконицы сгорело полностью, а вот её голова осталась целой и невредимой. Её-то и поместили на карниз местного собора в качестве символа торжества христианской веры над силами зла.

Вскоре жители окрестных городов стали завидовать такой «фишке» руанского собора. Но больше драконов в округе не наблюдалось, и вместо их голов на соборах стали размещать каменные изваяния чудовищ.

Полезные гаргульи на готических соборах

Помня о драконице Гаргулье, которая извергала воду из своей пасти, каменных гаргулий в средневековых храмах использовали в качестве водостока. Во время дождей из пастей каменных чудовищ лилась вода. В этом тоже кроется некий смысл. Гаргульи в христианстве являлись посланниками злых сил, с которыми боролись священники. После победы над чудищем его голову помещали на собор, показывая тем самым превосходство добра перед злом. И укрощённые чудовища вместо того, чтобы извергать из пастей серу и огонь, отводили от храмов дождевую воду. Причём доставалась роль водосточного желоба не только фигурам драконов.

Гаргулья-ливнесток на Вавельском замке в Кракове

В готической архитектуре есть несколько видов гаргулий. Например, львы символизируют гордость и отвагу, а их наличие на стене собора служит напоминанием о грехе гордыни. Гаргульи-волки символизировали то, что в стае, то есть в группе, человеку проще противостоять искушениям дьявола. Змеи же во все времена были символами первородного греха, и, размещённые на стенах соборов, они лишний раз напоминают об этом. Напоминанием о ещё одном смертном грехе служат и бараны, и козлы. А ещё на средневековых соборах, помимо гаргулий, можно встретить и каменных химер.

Читайте также  Горы пластика на берегу Темзы

Чем химера отличается от гаргульи

Самым ярким образчиком готической архитектуры по праву считается Нотр-Дам де Пари. И в его наружных украшениях встречаются и химеры, и гаргульи. Гаргульи до недавнего времени были водостоками, лишь в XVIII веке у собора появились отдельные водосточные желобы. И теперь гаргульи Нотр-Дама служат всего лишь украшением.

Химеры, Собор Парижской Богоматери

Служили украшениями и каменные химеры. Они многолики и могут быть самыми разными. Но чаще всего в виде химеры изображается существо, сочетающее в себе характерные черты различных животных и даже людей. На соборе Парижской Богоматери они появились лишь в XIX веке в ходе реставрации. Химеры Нотр-Дама несут в себе только лишь эстетическую функцию и никакой пользы не приносят. Примечательно, что на храмах в разных городах фигуры химер могут повторяться. А вот каждая каменная гаргулья уникальна в своём роде, повторов почти не встречается.

Кстати, среди гаргулий на храмах попадаются и весьма забавные. Например, на Фрайбургском соборе есть каменная фигурка человека, из заднего отверстия которого выливается вода. А на вашингтонском соборе Петра и Павла в качестве гаргульи можно увидеть Дарта Вейдера.

Нотр-Дам История, горбуны и горгульи

Дешевые авиабилеты в Париж

Собору Нотр-Дам, в который Виктор Гюго поселил своего вымышленного ге­роя — Квазимодо, более 800 лет. Он был возведен на месте бывшего римского храма, и на его постройку ушло более века. Одной из его отличительных черт являются ниспадающие контрфорсы и горгульи с забавными мордочками. Во время Революции он был разграблен и использовался как винный склад. Собор был свидетелем многих ярких событий французской истории. Например, того, как Наполеон сам себя короновал в 1804 г., не дожидаясь, когда это сделает римский папа.

Главные особенности

Библейские персонажи. Украшенный изо­бражениями хорошо узнаваемых библейских персонажей, фасад собора был известен как «библия бедняка». Когда собор был построен, многие парижане еще были неграмотны.

Шедевр готики. Завершенный в 1330 г, собор имеет высоту 130 м и отличается аркбута­нами, вместительным трансеп­том и башнями по 69 м.

Горгульи и химеры. Полю­буйтесь на этих существ на фа­саде и в башне, где они сидят сгорбившись.

Ширма алтаря. На располо­женной в центре собора ширме алтаря изображены сцены из жития Иисуса.

Шпиль. Достроенный архитектором Виолле ле Дюком в XIX в., шпиль вздымается ввысь на 90 м.

Витражи-розетки. В солнечный день их цвета великолепны. Южный витраж дарован лично Людовиком IX.

Терновый венец. Виоллеле Дюк сконструировал позолоченную раку, в которой хранится эта и другие реликвии, выставленные в Сокровищнице.

Отдых для детей

Обойдите площадь перед собором, как это делала Эсмеральда — цыганка танцовщица из романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831 г.) и прогуляйтесь по выходя­щему на набережную Square Jean XXIII. Летом отправляйтесь на Парижские пляжи на правом берегу, когда главная дорога, идущая вдоль реки, трансформируется в пляжи с настоящим песком, фонтанами и развлечениями. Зимой же покатайтесь на коньках на катке на площади Place de l’Hotel de Ville.

Еда и напитки

Пикник — менее €25; легкие закуски -€24-45; полноценная трапеза — €45-90; семейный обед (ланч) — свыше €90 (на семью из 4 человек).

Пикник. В «Calixte» (64 Rue St-louis-en-l’lle, 75004) можно приобрести все необходимое в сквере у собора.

Легкие закуски: «Cafe Іа Bülcherie» (41 Rue de la Bucherie, /4005; 01 43 54 24 52; открыто ежедневно c 7.00до 22.00) — прекрасное место, где можно отдохнуть за прохладительными напитками и легкими закусками, великолепные виды на Нотр-Дам.

Полноценная трапеза: «Pizza Matazano» (2 Pİ St-Michel, 75006; 01 44 07 32 27; открыта ежедневно с 12.00 до 23.00) — является представителем внушающей доверие и предлагающей вкусную еду сети «Pizza Express».

Смейный обед (Ланч): «Meta-morphosis» (Quai Montebello, 75005; 01 43 54 08 08;

www.metamorphosis-spectacle.fr; открыто — вт.-сб.: с 19.30, вс: с 12.30 (апр.-сент.) предлагает блюда классической французской кухни на палубе стоящей на якоре у причала баржи.

Магазины

Просмотрите книги на английском языке, предлагаемые в «Shakespeare and Соmраnу» (37 Rue de Іа Bucherle, 75005), а также в зеленых ящиках- лотках букинистов, продающих литературу на берегах Сены с XVI в.

Следующая остановка…

Крипта и Мемориал Посетите Археологическую крип­ту на паперти собора (PI Jean- Paul II, Pervis de Notre-Dam, 75004 55 42 50 10; www.crypte.paris.fr). А также Мемориал жертв депор­тации (Sq de l’lle de France, 75004; 01 42 77 72), расположенный за со­бором, создан в память о жертвах на­цистских концлагерей.

Детский Уголок

Эти кости…

В Средние века паломники преодолевали многие километры для того, чтобы увидеть мощи святых. Короли заполняли священными костями и сосудами с каплями крови святых свои сокровищницы. Король Людовик IX настолько жаждал заполучить Терновый венец, который был на голове Иисуса, когда он был распят, что заплатил за него половину всех денег, которые расходовались во Франции в течение года был причислен к лику святых.

Разыщите…

  • Гримасничающие горгульи были не только украшением. Догадайтесь, для чего еще они служили?
  • Горгулья и химера — чем они отличаются друг от друга?
  • Преодолейте 387 ступенек северной башни. На втором уровне можно увидеть химеру, держащуюся руками за голову и делающую что-то странное. Что она делает?

Бронирование отелей со скидками до 60%

Забронируйте номер по выгодной цене!

Зачем нужны гаргульи и химеры Собору Парижской Богоматери

Назначение горгулий

Эти фигуры размещали на соборе с определенной целью. Они должны защищать стены собора от дождевой воды, стекающей по крышам, не давая ей попадать на стены. Это главное различие между горгульями и химерами. Первые служат для отвода дождевой воды, последние являются чисто декоративным элементом.

Символическая роль горгулий

Они не только защищают здание от непогоды, предотвращая попадание воды на стены. Они также являются символическими защитниками этого места. Довольно устрашающие, они представляют собой монстров, вдохновленных образами фантастических бестиариев, диких или домашних животных и даже человека. Эти монстры призваны удерживать демонов и злые силы подальше от священных стен.

Правильные названия каменных существ Нотр-Дам-де-Пари

Оказывается, большинство людей называют их неправильно. В официальной брошюре о соборе есть все необходимая информация. Полный список существ выглядит следующим образом.

Химера — это только декоративные орнаменты. Это статуи, часто изображающие чудовищ или мифических зверей, птиц и гибридные существ. К наиболее известным типам химер относятся:

  1. Виверна — крылатый двуногий дракон.
  2. Стрига — самая известная химера Нотр-Дама, которую часто неправильно называют «плюющей горгульей». Она расположена лицом к Эйфелевой башне.

Горгульи, с другой стороны, представляют собой резные сливные желоба, предназначенные для отвода дождевой воды. Они украшали собор более 600 лет.

Гротески — это общее название декоративных резных изваяний.

Читайте также  Горы и рисовые поля Там Кок

История

Термин «горгулья» происходит от французского слова gargouille, означающего «горло» или «глотка». Родственные английские слова — gargle и gurgle. Они служат практическим целям отвода дождевой воды от здания, предотвращая тем самым разрушение кладки собора.

Горгульи использовались на протяжении веков. В Древнем Египте они практически всегда имели форму головы льва. Их также можно найти в греческих храмах, таких как Храм Зевса. Терракотовые фигуры для отвода воды были даже найдены в руинах Помпеи.

Позже горгульи стали появляться на зданиях в американских городах: Нью-Йорке, Чикаго и Филадельфии, а также на Вашингтонском национальном соборе в Вашингтоне, округ Колумбия.

Современная архитектура заменила горгулий водосточными желобами, потому что они иногда отваливались из-за веса камня. Резные фигурки также пугали некоторых людей. Например, Лондонский закон о строительстве 1724 года требовал, чтобы все вновь возводимые здания в этой стране были оборудованы желобами, а не горгульями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: