Пещерные церкви в меловых горах - KRINTEL.RU

Пещерные церкви в меловых горах

Пещерный храм в меловых горах недалеко от села Пески в Воронежской области

Воронежская область знаменита своими пещерными храмами, вырубленными в меловых горах. Самые известные — Костомаровский Спасский монастырь и Свято-Успенский Дивногорский монастырь. Но в действительности их намного больше: в лесостепном Подонье насчитывается как минимум 58 пещер*. Недалеко от села Петропавловка расположена Песковская пещера, названная так по близлежащему селу Пески. Съезд к ней мы случайно увидели по дороге из Богучара в Балашов. Естественно, мимо такой достопримечательности проехать не могли.

Меловые горы

Меловые горы часто встречаются в Воронежской области. Эта мягкая горная порода великолепно подходит для обработки. Около VIII века монахи начинают возводить здесь пещерные монастыри. Определенное влияние на них оказали традиции византийского отшельничества и, в частности, исихазм. В то время местные жители имели тесные связи с Крымом, который частично контролировала Византия.

В восточнохристианской традиции исихазмом называется разработанная система аскетической и монашеской практики, направленной на богопознание и обóжение. Иногда родоначальником исихазма неправильно считается св. Григорий Палама (XIV в.), но он лишь богословски осмыслил, обосновал и систематизировал ту практику духовного делания, которая была в ходу у монахов-анахоретов с глубокой древности (во всяком случае, уже Евагрий Понтийский и Макарий Египетский — IV в. — знают практику «умной молитвы», составляющую суть исихазма) и которая приобрела законченные формы задолго до Паламы.

— Е.А.Торчинов. Религии мира: Опыт запредельного. Догматические религии откровения

В XVII веке для защиты от набегов крымских татар, ногайцев, литовцев, черкас и других народностей была построена Белгородская засечная черта. На территорию нынешней Воронежской области стало переселяться не только русское население с севера, но и православные украинцы и белорусы из Речи Посполитой.

Бахча недалеко от Песковской пещеры

Пещерные монастыри того времени часто строились вне защиты Белгородской засеки, на месте древних пещерных комплексов. Новый всплеск создания пещерных храмов начался в XIX веке.

Окрестности Песковской пещеры Полевая дорога к Песковской пещере

Создателем пещеры у села Пески был некто Ковяр Босой. Он был очень набожным человеком, вел аскетический образ жизни и круглый год ходил босым. В 1860-е годы, после паломничества в Киево-Печерскую лавру, он приступил к созданию пещерного храма в меловой горе над рекой Толучеевка. Вероятно, здесь находился старый заброшенный пещерный комплекс.**

Вход в пещеру

Местные жители безвозмездно помогали ему, считая строительство пещер богоугодным делом. Впрочем, Ковяр Босой, получая щедрые пожертвования в Алексеево-Акатовом монастыре в Воронеже и других храмах, нередко выплачивал им вознаграждение.

Дорога к Песковской пещере

В пещере постоянно проживало около 12 человек, часто приходили молиться жители близлежащих селений. Работы продолжались до 1931 года, когда начались гонения за веру. Тогда местные жители разобрали находившиеся в пещере иконы по домам.

Дорога к Песковской пещере

В настоящее время пещера имеет один небольшой вход. Вероятно, в прошлом существовали и другие, позднее засыпанные. От входа в пещеру начинается длинная галерея, от которой перпендикулярно отходят другие ходы и помещения.**

План пещеры в Песках. Источник: Степкин В.В. «Пещера у с. Пески»**

Стены пещеры покрыты рисунками-граффити. Наиболее выразительные из них — изображения крестов более раннего времени, икона Богородицы, «Рука со свечой» и «Девушка с оленем». Вероятно, они могли быть выбиты в 70-х годах XX века. На некоторых граффити сохранились следы охры.**

Граффити в Песковской пещере. Источник: Степкин В.В. «Пещера у с. Пески»**

Свой след оставили и вандалы, изукрасившие мягкие меловые стены пещеры своими автографами.

Пещера около села Пески. Источник: Викимапия

К нашему величайшему сожалению, веревочный мост через речку Толучеевка, который был здесь прежде, оказался разрушенным. Перебраться иным образом на другой берег к меловой горе было слишком проблематично, особенно учитывая, что в этот день нам надо было успеть в Пензу. Поэтому мы ограничились осмотром окрестностей.

Река Толучеевка Остатки подвесного моста через реку Толучеевка Река Толучеевка Река Толучеевка Полевая дорога Меловая гора

Однако мы не теряли надежды найти мост через Толучеевку, поэтому проехали по полевой дороге вдоль реки.

Полевая дорога Полянка

Моста мы здесь не обнаружили, зато нашли остатки каменных строений. Если верить Викимапии, это разрушенная плотина водяной мельницы.

Разрушенная плотина водяной мельницы Разрушенная плотина водяной мельницы

Несколько разочарованные тем, что не смогли попасть в пещерный храм, мы выехали на дорогу и поехали дальше в сторону Калача.

Полевая дорога Меловые горы Меловые горы

Уже дома, разглядывая карту и спутниковые снимки, я увидела, что к пещере можно подъехать по полевой дороге, которая идет поверху кряжа от хутора Индычий. Правда, не берусь судить, насколько там хороший спуск. Но мы обязательно приедем сюда еще раз, в соответствующей экипировке, чтобы увидеть эту пещеру внутри.

Координаты: 50°13’19″N 40°51’5″E

Литература:

  • *Степкин В. В. Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье // Вестник церковной истории. № 3 (11) 2008 г. – М: «Православная энциклопедия», 2008. С.141-150
  • **Степкин В.В. Пещера у с. Пески // Археологические памятники Восточной Европы. Межвузовский сборник научных трудов. – Воронеж: ВГПУ, 2002. С.199-203
  • Сайт В.В.Степкина о пещерах Воронежской области и не только

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Сколько вот таких порой скрытых и загадочных мест ещё вокруг. Сделать такую пещеру явно было непросто и не от хорошей жизни, но люди делали и молились. Хорошо, что ещё сохранились эти памятники истории и мы до сих пор можем погрузиться в атмосферу того времени.

Не уверена, что не от хорошей жизни, скорее, сила веры и желание подражать древним подвижникам.

Жалко, что не попали в пещеры. Интересно было бы посмотреть. Зато какой сказочной красоты река Толучеевка. Прямо любовалась этими фотографиями.

Я надеюсь, что еще представится возможность побывать в пещере.

Аналогично. Тоже зашел увидеть фото изнутри.

А смогли туда попасть. Надо было выше по течению реки подняться и перейти реку по мосткам. Были 22 июля 2020 года. Жаль не смогу прикрепить фото, сделанные внутри пещеры.

Чем знамениты дохристианские пещеры древних старцев под Воронежем: Костомаровская обитель

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Пристанище гонимых из Византии христиан

Время создания удивительной обители, обустроенной в толще меловых пород, письменно нигде не зафиксировано. Известно только, что храм создан еще до официального принятия христианства на Руси. Археологи и краеведы предполагают (и небезосновательно), что впервые эти пещеры заселили примерно в VIII веке христиане, бежавшие из Византии во времена преследования римскими императорами. Спасаясь от жестоких гонений, они селились в Сирии, на Кавказе, в Крыму, а также шли дальше — к берегам Дона.

Эту гипотезу подтверждает и то, что Костомаровский монастырь, как и вообще подземные монастыри этой местности, очень похож на аналогичные в том же Крыму или на Кавказе. А поскольку природный ландшафт Костомаровской обители внешне чем-то напоминает скудные красоты Синайской пустыни, местные жители и туристы даже прозвали эту местность русской Палестиной.

Расположенные в Костомаровской балке меловые столбы-останцы, которые также принято называть «дивами», создала сама природа (они возникли в результате эрозии горной породы), люди же высекли внутри восемь пещер. Здесь обитало много старцев-затворников, которые жили и молились в уединенных каменных кельях. Местные жители почитали их как святых. Костомаровская обитель фактически была скитом для монахов расположенных неподалёку Дивногорского и Белогорского мужских монастырей.

Читайте также  Мраморная красота горного парка «Рускеала» в Республике Карелия

Кстати, до революции храм был очень хорошо укреплён: у него даже был запасной выход и потайной колодец. Говорят, это нерукотворное сооружение могло при необходимости выдержать длительную осаду врагов.

Легендарный старец

После революции, несмотря на то, что в стране в массовом порядке закрывали монастыри, в пещерах Костомаровской обители продолжали прятаться монахи. Местные жители, среди которых от христианства так же почти никто не отрекся, собирали для отшельников одежду, продукты и тайно носили им в пещеры. В те времена очень известен и почитаем в народе был блаженный старец Петр Еремеенко, легенды о котором дошли до наших дней. Жил он здесь в так называемой «пещере покаяния».

Старожилы вспоминали, что старец обладал даром предвидения и врачевания тяжелых недугов. Будущее он предсказывал в форме притч. Например, он горько оплакивал определенные храмы – и впоследствии именно они были разрушены большевиками. А за несколько лет до начала Великой отечественной войны старец начал делать много маленьких холмиков-могил из дорожной земли и пыли.

В конце 1930-х блаженного Петра арестовали. Скончался он в Острогожской тюрьме. Но даже этот факт в его биографии породил свою легенду: поговаривают, что он вовсе не умер, а исчез из закрытой камеры, как когда-то его святой тезка – апостол Петр, а тюремные власти, чтобы слухи об этом не распространялись в народе, предъявили людям тело другого умершего заключенного (закрыв ему лицо), выдав его за Петра Еремеенко.

Есть легенда и об обитавшем здесь столпнике, которые все свое время проводил в келье, стоя в молитве. Говорят, спал он тоже стоя (по ночам его каким-то образом привязывали к стене).

Обитель в наши дни

В 1990-х годах обитель начали восстанавливать. Надписи на стенах, оставленные за время запустения нерадивыми посетителями, стерли и закрасили. Заброшенные пещеры расчистили. В 1997-м здесь открыли Спасский женский епархиальный монастырь.

Самая важная достопримечательность Костомаровского монастыря – собор Спаса Нерукотворного. Главный предел его освящен в честь Спасителя, а боковой – в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Пещеры, обители, расположенные в толще меловой горы, можно посетить и испытать на себе то, что чувствовали древние монахи: умиротворение, спокойствие, уединенность. Особенно известна «пещера покаяния» – та самая, в которой жил старец Петр. Она представляет собой постепенно сужающийся коридор. Чтобы почувствовать его действие на себе, нужно пройти по нему с зажженной свечой в руке, постепенно нагибаясь под потолком, который по ходу вашего движения становится все ниже. Говорят, побывав в этой пещере, даже самый безнадежный грешник способен измениться.

У обители есть и своя чудотворная святыня – икона Валаамской Божией Матери, которую, согласно преданию, подарил монастырю сам царь Александр I. На ней видны следы от пуль – говорят, в послереволюционные годы сюда пришел один из красноармейцев и начал расстреливать икону, целясь в ее лик, однако ни одна пуля в него не попала. А в 2002 году эта икона замироточила.

Сейчас обитель преобразилась – здесь проходят службы, стены украшают фрески, высеченные прямо в меловой породе. Место регулярно посещают туристы и паломники как из России, так и из-за рубежа.

Пещерные храмы открыты для посещения в будние дни с 9.00 до 17.00, а в выходные и прзадники – с 10.30 до 16.00. Здесь можно даже заказать экскурсию.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Пещерные храмы. Часть вторая. Дивногорье, Большие дивы

Предисловие, очень необходимое для понимания материала, в первой части статьи «Часть первая. Белогорье»

Свою новую историю пещерная церковь в Больших дивах у хутора Дивногорье начинает в 1831 году, когда здесь была обретена икона Сицилийской Божией Матери. (Сицилийской!)

Но совершенно ясно, что в 1831 году в Русской Православной церкви не было ни малейших традиций и смысла устраивать пещерные храмы. Наоборот, церковное строительство стремилось к монументальным, грандиозным формам. Напомню, что в 1832 году был утвержден проект колоссального храма Христа Спасителя в Москве. Ну какие тут пещеры?
Но так же известно, что в 8-м веке, когда в Византийской империи развернулись гонения на иконопочитателей, здесь, у впадении в Дон реки Тихая Сосна, хазары построили крепость – центр и опорную базу экспансии на славянские земли.
Недавно на Меотиде была помещена статья «По следам Вещего Олега» , почитайте пожалуйста, чтобы я не повторялся. Так вот, от хазарской крепости до пещерной церкви в Больших дивах ровно 100 метров.
Дивы с пещерным храмом перед вами, а крепость буквально у меня за спиной.

Я не приемлю никакого другого объяснения происхождения церкви кроме того, что в 8-м веке, спасаясь от иконоборцев, группа христиан бежала в эти края и нашла защиту у веротерпимых хазар, выкопав рядом с крепостью свой пещерный храм.

Этот пещерный храм, как и другие, имеет за алтарем кольцевую галерею для проведения подземного крестного хода. Уж этого бы в 1831 г. делать не стали точно.

В 19-м веке вокруг церкви ходили крестным ходом совершенно в современных православных традициях. Сохранились фотографии.

Церковь имеет кухню на втором этаже для нескольких монахов, постоянно живших здесь. Тоже совершенно не Православная традиция.
Но идти по меловым ступеням внутри горы – незабываемое впечатление.

Это кухня с остатками дымоходов.

Не уверен, но кажется, она почти над алтарем. Вещь немыслимая для Православной церкви, но вполне реальная для храма-крепости ранних христиан.

С высоты див замечательно наблюдать за закатами над долиной Дона и Тихой Сосны. Только не надо забывать, что черные вертикальные каналы в меловых столбах- это остатки дымоходов.

Попасть в эту церковь, как и в другие пещерные храмы, можно только с экскурсией, но постаравшись, вы всегда найдете возможность побыть в тишине меловых залов.

А еще не поленитесь прогуляться по берегу Тихой Сосны и оглядеть издалека этот грандиозный холм — памятник раннего средневековья, где уместились и пещерный храм христиан, и хазарская крепость, и меотское селище.

Будучи в Дивногорье, не забывайте вставать до восхода солнца

И провожать его за горизонт.

И не жалейте себя, обойдите весь край, от дальних улиц хутора, до подковы Дона,

от могильника до монастыря, от Тихой Сосны до мелового каньона.

Колени будут дрожать вечером от усталости, но вы станете другим.

Храмы в меловых пещерах Придонья

Меловые горы — удивительные природные памятники, с которым обязательно столкнётся путешественник, следующий наземным путём из Центральной России в направлении Кубани, Кавказа, каспийского побережья.

На территории Воронежской, Волгоградской, Белгородской, Ростовской областей России, Донецкой и Луганской областей Украины пояс меловых гор располагается в бассейне Дона и его самого крупного притока – Северского Донца. Уходящие в земную толщу на глубину до 50 метров, верхние слои меловых отложений смешаны с землёй, поэтому на меловых горах растут травы, кустарники и деревья.

Мягкий мел отлично подходит для создания пещер, поэтому в меловых горах издревле селились монахи-отшельники. Позднее в толще меловых гор стали строить и православные храмы. О самых интересных из них мы расскажем в этой статье.

Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери (Воронежская область, Россия)

Местность, где в Дон впадает река со странным названием Тихая Сосна, называют Дивногорье. «Дивы» — так называют местные жители меловые столбы-останцы, прихотливо разбросанные на территории около десяти квадратных километров. Сюда в конце ХV века греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф доставили с итальянского острова Сицилия икону Божьей матери. Они же, по преданию, основали в устье Тихой Сосны мужскую обитель, вырубив в меловых горах пещеры-кельи.

Читайте также  Как живут «горячие финские парни». Прогулка по спальному району

Церковь Сицилийской иконы Божьей матери, полностью высеченная в толще меловой скалы, была построена и освящена в 1862 году, а сама икона стала особо почитаемой в 1831 году, когда, по православному преданию, молитвы этой иконе способствовали прекращению свирепствовавшей на Дону эпидемии холеры. Это самый известный из действующих пещерных православных храмов, посещение храма Сицилийской иконы Божьей Матери включено во многие туристические и паломнические маршруты.

Спасский монастырь в Костомарове (Воронежская область, Россия)

Спасский монастырь стал женским в 1997 году, когда весь пустовавший монастырский комплекс в Костомарове, Подгоренского района Воронежской области, был передан Русской Православной Церкви. А до революции здесь была мужская обитель, основанная, по предположениям учёных, в середине XVII столетия украинскими православными монахами, бежавшими на Дон из Приднестровья от униатского притеснения.

На территории Костомаровского женского монастыря расположены две меловые церкви и «Пещера Покаяния». Церковь во имя святого Серафима Саровского полностью выполнена из мелового останца, её строительство было начато в начале ХХ века, но не окончено из-за начавшейся революции. Собор Спаса Нерукотворного — храм классического пещерного типа, высеченный в меловой скале. «Пещера Покаяния» — высеченный в меловой толще длинный узкий коридор, с множеством икон и свечей на стенах. Потолок коридора постепенно снижается по мере приближения к келье, где старцы прежде исповедовали монахов и паломников.

Святогорская лавра (Донецкая область, Украина)

Свято-Успенская Святогорская лавра находится на правом, высоком берегу Северского Донца. До 1918 года здесь располагалась Святогорская Успенская пустынь, впервые упоминаемая в церковных документах в 1624 году. Первоначально Святогорский монастырь строился как оборонительное сооружение против набегов крымских татар. Статусом лавры монастырь наделён в 2004 году.

Кроме большого числа наземных строений (обитель была одной из крупнейших в Российской империи), в Святогорской лавре имеется и ряд пещерных сооружений , самый древний — храм Рождества Иоанна Предтечи, предположительно построенный до XVI в. Более поздние — храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (датируется XVIII в.) и церковь преподобного Алексия, построенная в 1861 году.

Дивногорье и монастырь в меловых горах

Когда наша планета щедро раздавала достопримечательности, то немалая их часть досталась и России. В частности обратим внимание на музей-заповедник Дивногорье — удивительный и безмятежный уголок природы в центральной части Воронежской области недалеко от районного центра Лиски.

Меловые горы и каньоны, величественные известняковые останцы (их здесь называют дивы) и монастырь, вырезанный в меловой скале, археологическая экспозиция древней стоянки людей и незабываемые природные ландшафты. Все это Дивногорье.

Где находится

Заповедник расположен в 20 километрах к западу от города Лиски недалеко от места впадения реки Тихая сосна в Дон. Рядом находится небольшая деревня Дивногорье.

Что такое Дивногорье

Этот потрясающий меловой край настоящая жемчужина области, да и всей страны.

Когда находишься в этом месте, на ум почему-то приходят слова из старой советской песни «Широка страна моя родная». Именно они начинают звучать в голове, когда находишься на вершине небольшой местной горы. Окружающие пейзажи поражают своей бесконечной красотой.

Окрестности Дивногорья Вид с вершины меловой горы

Дивногорье является природным заповедником общей площадью 17639 Га. Его территория просто изобилует интересными достопримечательностями, главные из которых меловой монастырь, геологические формирования Дивы (тоже меловые) и археологический парк. И не забывайте, практически все вокруг сплошной мел. Местами толщина мелового слоя достигает 100 метров.

Рассмотрим Дивногорье поближе, но для начала немного общей информации о природе и геологии этого края.

Растения и живность

Экосистему Дивногорья можно отнести к степной. Здесь до сих пор сохранились реликтовые виды растений и животных. Одних только представителей флоры более 700 видов, причем 8 занесены в Красную Книгу России.

Живность тоже довольно разнообразна. Более 150 разновидностей позвоночных и около 7000 (. ) беспозвоночных живых организмов. Более 50 видов также находятся в Красной Книге.

Не отстают от них и пернатые. Птиц здесь более 110 видов.

Немного геологии

Откуда взялось столько меловых отложений?

По мнению ученых, рельеф современного Дивногорья зародился во времена миоцента (от 5 до 23 млн. лет назад). Тогда в этом районе находилось древнее море. Примерно 22 млн. лет назад оно отступило, а его дно, на котором тысячи лет оседали останки планктона, ракообразных и других живых организмов, теперь является холмистой равниной.

Со временем тектонические процессы сформировали основу рельефа региона. Около 3 млн. лет назад, во времена неогена, образовалась современная гидрографическая сеть, водоразделы и долины рек. Позже, в четвертичный период, уже были сформированы системы балок и речных бассейнов.

Досталось Дивногорью и от ледников. Большие скопления отложений, указывающих на отступление ледника, были найдены в речных долинах.

Это именно то, что считается визитной картой заповедника. Величественные меловые останцы, которые называют Дивы (отсюда собственно и название местности) представляют собой вертикальные столбы из мела, резко выделяющиеся на фоне безмятежного пейзажа. Они расположены справа по течению Дона и Тихой Сосны.

Точных данных о процессе образования Див пока нет. Самая популярная теория говорит, что это результат естественного разрушения меловых отложений. Обычно такие породы обладают повышенным образованием трещин, но полным отсутствием слоистости. Наличие примесей в отдельных участках приводит к их повышенной износостойкости. В результате комплексного воздействия естественных эрозионных процессов, более мягкие породы вымываются и выветриваются, а твердые участки остаются. Поэтому их называют останцами.

Стоит отметить, что раньше меловых Див было значительно больше, но в ходе Великой Отечественной Войны многие из них были уничтожены.

Меловые Дивы

Меловые монастыри

Отдельное место среди достопримечательностей Дивногорья занимают рукотворные пещерные комплексы.

В Дивногорье насчитывается 6 пещерных комплексов. Они расположены на территории протяженностью порядка 8,5 километров и вырублены в меловых склонах. Самая маленькая пещера длиной около 27 метров, а самая большая до 351 метра.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери

Особое внимание привлекает Церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Этот храм полностью вырублен в основании мелового останца внушительных размеров.

Меловой монастырь Дивногорья

На самом деле это храмовый, хоть и небольшой, но комплекс. Он имеет 2 уровня, соединенные между собой лестницей. На первом уровне находится сама церковь, а на втором монашеские кельи и хозяйственные помещения.

Церковь в меловом храме

Справедливости ради отметим, что сейчас фактически это туристический объект, хотя там периодически и проводятся церковные богослужения.

Первые сведения о пещерах Дивногорья датируются 1831 годом. Именно тогда здесь появилась Сицилийская икона Божией Матери. В 20 веке храм и его окрестности находились в печальном состоянии. Но с образованием в 1991 году заповедника «Дивногорье» начались масштабные реставрации всего комплекса. Посещение мелового монастыря доступно только в ходе экскурсии.

В церкви есть специальный тоннель, построенный для проведения крестного хода, так как сделать это вокруг церкви невозможно по вполне понятным причинам.

Тоннель для крестного хода

Посмотрите на фото, и вам станет ясно, что пройти крестным ходом вокруг мелового храма нереально.

Так выглядит храм с другой стороны

Сицилийская икона Божией Матери

Считается, что она родом из Сицилии. По легенде эту икону принесли в Дивногорье монахи Ксенофонт и Иоасаф. Икона вознеслась на вершину мелового столба, тем самым указав священное место, которое она будет оберегать.

С иконы сделали несколько копий, а сам оригинал часто возили по разным городам. К сожалению, оригинальная икона была утеряна. Сейчас в храме выставлена старинная копия.

По легендам, икона обладает чудодейственными свойствами, способна излечивать болезни и защищать от стихийных бедствий. Поэтому иногда её называют «Исцелийская» от слова «исцелять». Ещё она известна под именем «Дивногорская».

Сицилийская икона Божией Матери

Маяцкая крепость и Археологический парк

На вершине мелового холма сохранились остатки древнего поселения. Это Маяцкая крепость или Маяцкое городище. Первое упоминание о нем появилось в 1648 году. Тогда здесь была крепость и другие строения. Сейчас от него остались едва заметные руины, но если пройти немного дальше, то вы попадете в Археологический парк, в котором воссоздан быт и дома того времени.

Читайте также  Миланский кафедральный собор: истинная гордость итальянцев

Археологический парк в Дивногорье Реконструкция старинного жилища Реконструкция старинного быта

Дивногорский меловой каньон

Его называют просто Каньон. Поднимитесь по ступенькам на верхнюю часть мелового холма и слева по пути к Археологическому парку вы увидите красивые овраги, склоны которого состоят из … мела. Поросшие травой белые склоны выглядят довольно необычно.

Дивногорский меловой Каньон

Дивногорье в туризме

Сейчас это популярный туристический объект Воронежской области. Здесь организуются экскурсии. Посещение храма входит в экскурсию. Отдельно придется заплатить за посещение Археологического парка. Но цены очень приемлемые, если не сказать символические.

Вход в музей-заповедник расположен в конце одноименной деревни. Здесь же можно купить сувениры и побывать на . Также здесь есть небольшая автостоянка.

Дивногорское подворье

Костомарово: меловые дивы, пещерные храмы и кельи Свято-Спаского монастыря

Окрестности села Костомарова, расположенного в 170 километрах от Воронежа неподалеку от впадения в Дон извилистой реки Тихая Сосна, еще в стародавние времена вошли в число основных достопримечательностей Воронежского края. Всероссийскую известность этим удивительным местам принесли так называемые «дивы» — живописные меловые столбы-останцы, образовавшиеся в результате эрозии – и восемь рукотворных пещер, вырубленных в меловом склоне Костомаровской балки. Однако, в первую очередь прославилось Костомарово благодаря пещерным храмам Свято-Спасского монастыря, посещение которых приравнивалось по религиозной значимости к паломничеству в Киево-Печерскую лавру.
Одна из легенд, повествующая о создании Костомаровского монастыря, связывает его появление с именем Андрея Первозванного — одного 12 пророков, которые после распятия Христа отправились в путешествие по белу свету, разнося весть о новом Боге. На своем пути к скифам оказавшийся на костомаровских холмах, апостол Андрей был поражен удивительным сходством местного рельефа с иерусалимской Голгофой, на которой был распят Христос. Согласно преданию, благовестник перед тем, как продолжить путь, воздвиг во славу божью на меловой горе поклонный крест. С его помощью и был основан Костомаровский пещерный монастырь.

Гора Голгофа на территории Костомаровского Спасского монастыря

Неизвестно, насколько правдиво это сказание, но сходство рельефов двух удаленных местностей настолько идентично, что некоторые места в окрестностях Костомарова названы именами иерусалимских святынь — горой Фавор, Гефсиманским садом и горой Голгофой. А потому эти места окрещены паломниками Новым Иерусалимом или Русской Палестиной.Более того, существует гипотеза, что Костомарово можно рассматривать, как отправную точку распространения христианства на территории нынешней России. В 8 веке нашей эры, спасаясь от гонений во времена иконоборчества, из Византии сюда бежали многие христиане, которые и явились первыми на Руси просветителями христианства.Однако, документальные подтверждения о существовании Костомаровского монастыря относятся к XII веку, и связаны они с началом строительства пещерного храма в честь нерукотворного образа Спаса, обустройство храмовых помещений которого продолжалась вплоть до XIX века. В этом виде храм сохранился до наших дней. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Вход в самое древнее сооружение монастыря вырублен у основания двух меловых див, увенчанных куполами и соединённых между собой небольшой звонницей. На вырубленных в меловой скале 12 массивных колоннах держатся своды храмовой пещеры, которая представляет собой целый архитектурный комплекс: храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии, прорубленные в стенах коридоров усыпальницы и кельи монахов. Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Написанная на листе цинка, икона Валаамской Богородицы размером в человеческий рост находится на самом главном месте в храме и является его самой дорогой святыней.

По преданию ее подарил обители сам император Александр I. После революции 1917 года, когда в СССР начались религиозные гонения, икона была прострелена неким красноармейцем. По легенде, целясь в лики Богородицы и Христа, он 6 раз практически в упор стрелял в икону, но так и не смог попасть в цель. Безмолвным напоминанием о том безбожном периоде, что пережили православные христиане, те шесть пулевых отверстий так и остались на иконе, которую по этой причине называют «Расстрельной». Костомаровская икона Валаамской Божией Матери признана чудесной. Было зафиксировано несколько случаев исцеления больных после обращенных к ней молитв страждущих паломников. А с 2002 года, когда икона Валаамской Богородицы начала кровоточить, она приобрела известность во всем православном мире.

Пещерный храм Серафима Саровского

Вторая пещерная церковь Костомаровской Свято-Спасской обители освящена в честь Серафима Саровского. Основание этого храма произошло в 1803 году. С его именем связаны удивительные легенды прошлого, да и в нынешние дни совершаются необычные вещи. Монахи говорят, что иногда в пещерках храма можно иногда услышать пение чудесной красоты, причем из необъяснимого источника, так как слышится оно как будто прямо из стен.Помимо двух пещерных храмов на территории костомаровской обители находятся три пещерных «затвора» — кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Самый известный из «затворов» — пещера Покаяния, в глубине которой проводилось таинство исповеди. Пройти в нее можно лишь по одному коридору, сделанному узким и длинным. Причем его высота уменьшается с каждым шагом, поэтому каждый, дерзнувший войти в Пещеру невольно сделает первый покаянный поклон еще на пути к ней.

Костомаровский монастырь, как и все другие обители Донского Белогорья (Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский) был закрыт после революции 1917 года.

Однако в костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко) , обладавший даром прозорливости и врачевания.

В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался.

В память о старце на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест.

Часовня Петра, архиепископа Воронежского, на горе Голгофа в Костомаровском Спасском монастыре

В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Однако уже в 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, деятельность собранной вокруг нее общины прекращена, а пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. По счастью, этому кощунственному плану не дано было осуществиться.

Костомаровские пещерные храмы до рестоврации (1993 год)

Восстановление одной из древнейших в России обителей началось с расчистки пещер в 1993 году. А в июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, и возобновлён как женский Спасский епархиальный монастырь.XXI век стал началом эпохи церковного возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в древнем Спасском соборе, зимой – в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», который был построен в конце XX века, став новым символом возрожденной обители.С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: