Якутия глазами местного фотографа - KRINTEL.RU

Якутия глазами местного фотографа

Невероятная Якутия в объективе местного фотографа Алексея Васильева

Обледенелые городские окраины, языческий Новый год, мамонты, официантки в придорожных кафе, сельская школа. Фотограф Алексей Васильев показывает повседневную жизнь самого холодного региона России.

Якутия – крупнейший регион России. По размеру он превосходит, например, Францию, в пять раз. Расстояния между городами и селами тут достигают порой 1500–2000 км. Здесь находится самое холодное место в мире, где в июне может выпасть снег, а зимой температура опускается ниже ‑50°C.

Про якутские морозы и свирепых якутских комаров ходят легенды и множество мемов в сети. Чтобы добраться до Якутии из Москвы, придется преодолеть больше 8 тысяч километров.

В 2016 году он стал финалистом международного LensCul­ture Street Pho­tog­ra­phy, с тех пор его фото публиковал Nation­al Geo­graph­ic и многие российские издания. Про него говорят:

Васильев снимает Якутию на протяжении нескольких последних лет в разное время года – с ее обледенелыми окраинами, ярко освещенными ларьками посреди мрачных панелек, женщинами в национальных платьях, детьми и подростками на не обустроенных детских кортах – словом, чистую якутскую реальность.

«У нас минус 30°C – это весна!»

Говоря о Якутии, Васильев часто повторяет, что для того, чтобы место стало туристическим, должно пройти лет 20.

А пока именно труднодоступность и экстрим привлекают тех немногих путешественников, которые все же рискнули отправиться за колоритом в такую даль.

В прошлом году в Якутию приезжали журналисты, ученые и экологи со всей России. Сибирь и Якутию захлестнула аномальная жара, лесные пожары и нашествие выросших чересчур большими гусениц-шелкопрядов. Ученые говорят, что тут теплеет в два с половиной раза быстрее, чем в среднем на планете.

Якутская атмосфера

Родину Васильев снимает без прикрас. Он также уверен, что фотографировать обычного человека не так сложно.

Якуты не самые эмоциональные люди, но в чем им не откажешь – это в рвении оберегать свою национальную идентичность. В этом деле, среди коренных народов России, они держат уверенное лидерство.

У якутов даже Новый год свой – он отмечается летом и называется Ысыах. Вместо шампанского – кумыс, вместо елки – священный столб «сэргэ». В советские годы он был под запретом, а теперь все только и ждут, чтобы одеться в национальные якутские платья.

Или, например, якутское кино – его в местных кинотеатрах больше, чем любого другого, и показывают его с русскими субтитрами. У Васильева этому феномену посвящен фотопроект «Сахавуд». Он девять месяцев провел на съемочных площадках, и перед каждой новой локацией киношники «кормили» землю или огонь на удачу. Якуты исповедуют тенгрианство. Иными словами, они язычники.

Еще до пандемии он устроился работать курьером, чтобы были дополнительные деньги – снимает он только проекты и не каждый день. И обнаружил, что якутская самобытность оказалась даже в подъездах многоквартирных домов, которые их жильцы начали обустраивать по подобию квартир. В подъездах вешают ковры, ставят горшки с цветами, мягкие старые кресла.

Он говорит, что снимает Якутию, потому что это удобно, она всегда под рукой и он может продолжать снимать проекты неограниченное время. Но за этот период даже не успел ее толком объехать – Якутия слишком большая, а ее север – настоящий рай для фотографа. Впрочем, если доведется поехать куда-то еще, то он обязательно поедет.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Добрые фотографии Якутии Александра Дерсу

Замечательный открытый человек, внимательный и чуткий собеседник — Александр Дерсу согласился дать нам короткое интервью, перед тем, как снова пуститься на поиски приключений — их в жизни фотографа немало. Ароматный чай дымился в кружках, на столе — только то, что полезно и принесет силу в дороге: черный хлеб, сало и пара печенюшек. С огромным удовольствием полностью цитирую весь наш разговор, добавить к словам Александра мне нечего.

1. Как вы начинали, ваши первые фотоаппараты?

Фотографией я увлекся еще в детстве. Родился я и вырос в небольшом поселке Маган, расположенном недалеко от Якутска. Поселок наш окружен лесами и полями, в которых я любил бродить с детства. Во время своих путешествий видел много интересного и, в итоге, захотелось все это как-то запечатлеть. Первая камера у меня была «Смена-8», потом появился ФЭД. В студенческие годы, когда я учился на охотфаке в Иркутске, уже начал снимать более серьезно, появился первый «Зенит», сменные объективы.

2. Самый запомнившийся эпизод или случай?

Это, скорее, не эпизод, а такой факт из моей фотоохотничьей практики. Я очень долго «охотился» на каменного глухаря — 20 лет). Открыл токовище я в 1990 году, а по-настоящему хороший снимок удалось сделать только в 2010 году, когда появился достойный цифровой фотоаппарат и хороший телеобъектив. До этого я пытался получить снимки с помощью «Зенитов», небольшой цифровой «мыльницы», потом моей первой цифровой зеркалкой «Пентакс» с простыми и дешевыми телевиками. Каждую весну ходил на токовище, пытался поймать кадр и все, по большому счету, неудачно.

3. Чему вы уделяете внимание во время работы?

Мелочам. Чтобы получить хороший снимок, его нужно основательно подготовить. Если это съемка животных, надо найти их, найти место, куда они обязательно выйдут, устроить там засидку, подкараулить, а это занимает порой недели и только потом нажать на кнопку фотокамеры. Даже снимок простого цветка требует тщательной подготовки. Надо выбрать хороший фон, убрать все мешающие палочки и веточки, подождать хорошее освещение. Пейзаж и вовсе часто требует дней и недель ожидания, пока не придет удачный свет и цвет, интересная облачность, красивый закат или рассвет. Иногда можно, прождав недели, уйти ни с чем. Все бывает.

4. Есть ли у вас заветный талисман?

Нет, наверное. Когда я охотился на соболя, у меня была особая соболиная лапка, которую я носил на шее. Такого аналога в фотоделе нет. Хотя, может быть, он появился). Нынче весной, я пошел на глухариное токовище, а потом выяснилось, что я оставил дома спички. Пришлось идти довольно далеко, до заброшенной избы, в которой иногда ночуют охотники, искать спички. А нашел, в итоге, желтую такую, китайскую зажигалку. И в тот же день удачно снял глухарей. Да, и вообще, удача мне сопутствовала. Потом я эту зажигалку взял с собой в Оймяконье, где тоже неплохо поснимал. Теперь буду таскать ее с собой, раз уж она приносит удачу, хотя газ в ней давно уже закончился).

5. Что вы любите фотографировать больше всего?

Я люблю снимать животных, причем совершенно неважно, кто это: большой и красивый лось или маленькая серая мышка. Но кроме животных я не пройду мимо интересного цветка или мелкой букашки, то есть и макрофотография мне не чужда. В своих путешествиях бываю в очень красивых местах, часто, в таких, где не ступала нога не то что фотографа, но и человека, поэтому и пейзажную фотографию я не обхожу стороной. Но все же первая «любовь» — это съемка животных.

© Александр Дерсу © Александр Дерсу © Александр Дерсу © Александр Дерсу

6. Ваши планы на будущее?

Якутия – огромная, это более 3 миллионов кв. км. Кроме того она очень разнообразна: тут и арктические льды, и тундра, и горы, и южная тайга, и степи, и даже пустыни. Очень много красивых мест у нас, в Якутии, где я хотел бы побывать. Жаль, что жизнь коротка. А за пределами? Мечтал бы побывать в Гималаях, посмотреть места, где родился и вырос Тенцинг Норгей.

7. Какой техникой вы пользуетесь сейчас?

Я пользуюсь техникой Nikon. Первой цифровой камерой у меня был PENTAX *ist Ds., потом я приобрел телевик Nikkor AF-S 300 mm f/4 и к нему купил Nikon D50, после этого сижу на Никоне, хотя был период, когда параллельно владел Canon 5D Mark II и набором объективов 17-40, 24-105, 100/2,8 макро, 70-200/4 без IS, снимал 2 года, но потом все без сожаления продал, купил Nikon D600, D800 и теперь снимаю ими и очень доволен. Результат именно тот, который нужен мне. Сейчас, увы, остался без телеобъектива, поэтому в поисках. Пока есть никоновские 24/2,8, 70-200/4, старый, пленочный AF 300/4 и широкоугольник Samyang 14/2,8.

Посмотрите работы Александра, немного позавидуйте удаче фотографа и пожелайте ему удачи!

Увидеть эти и другие работы можно по ссылкам ниже:

«Бежал и даже не оборачивался». Интервью с якутским фотографом и добровольцем Иваном Никифоровым

Иван Никифоров — фотограф-любитель из Якутска. Снимки, которые он сделал на тушении лесных пожаров, куда он поехал как доброволец, разлетелись по мировым СМИ, таким как The Guardian, BBC и The Washington Post.

Если зайти на страницу Ивана в инстаграме, ощущается дикий контраст. Раньше его лента пестрила яркими тревел-снимками, фотографиями природы и портретами — сейчас полна кадров неуправляемой стихии и людей, которые ей противостоят.

— Я вообще не фотограф, занимаюсь как хобби в свободное время. Работаю госслужащим. На пожары в Горный улус я ездил добровольцем три раза. В первый раз поехал без фотоаппарата и снимал все на телефон, если выдавалась свободная минута. По возвращении в город залил все фотографии в твиттер. Эти снимки широко разошлись, и мне начали звонить СМИ. Они просили, чтобы я выслал им новые фото, обязательно сделанные на фотоаппарат. Я отказался и сказал, что снимаю только на телефон.

Так получилось, что после я познакомился с фотографом агентства Magnum Нанной Хайтманн. Она снимала здесь проект про изменение климата и лесные пожары для New York Times. Именно она убедила меня взять с собой фотоаппарат. Сказала, что люди должны знать, что происходит в Якутии. «Чем больше людей знает, тем лучше», — сказала она. Я с ней согласился и на второй, третий выезды взял с собой фотоаппарат.

Почему ты записался в добровольцы?

Читайте также  7 мест, которые стоит посетить на Гавайях

— Оставаться в стороне мне показалось неправильным. Это наша общая проблема, которую мы ощущаем на себе: горят наши леса, наши родные дышат дымом, земляки делают все возможное для борьбы со стихией.

В первый выезд нас отправили в Магарас, прямо в эпицентр пожара. Мы тушили открытый огонь, который приблизился к селу. Во второй — нас отправили в какую-то дальнюю местность возле Кюереляха, где было относительно спокойно. В третий раз это было вообще. Мы убегали от верхового огня и встретили его на трассе прямо у поселка. Сделанные там фотографии получили отклик в соцсети и у многих СМИ. Побег от верхового пожара — это самый запоминающийся момент моих выездов.

Как вас настиг этот пожар?

— Мы пытались окружить пламя, догнать и отсечь путь к поселку: пробирались через лес, прокладывали дорогу технике, пилили и валили деревья. Сначала огонь увидел местный, который шел впереди всех. Не знаю, можно говорить нецензурные слова или нет, но, в общем, он закричал: «*** идет огонь! Бегите, дураки!» Затем развернулся тракторист и велел спасаться. Мы начали бежать, я на ходу запрыгнул в уазик, остальные залезли на крышу. Они сидели и беспрерывно стучали по ней, кричали и торопили водителя. Поняв, что на своих двоих будет быстрее, мы вышли из машины и побежали. Я помню, что бежал и даже не оборачивался, чувствовал за спиной приближающийся огонь. Вокруг все было красное, падал пепел, горячий воздух бил по лицу, безостановочно трещали деревья и звук вокруг — как будто все кипит.

Добежали до открытого поля, мы просто стояли и наблюдали, как сгорает наш участок. Потом мы начали обдумывать, где сделать минполосу, чтобы отрезать огонь. Так, мы проработали до утра, но это не помогло. На следующий день накрыл ураганный ветер, он раскидывал пламя на 500 метров. Здесь не могла помочь никакая полоса, поэтому мы спешно побежали к трассе. На дороге уже были МЧС, пожарная техника с водной пушкой и прибывшие добровольцы. Наша задача на тот момент заключалась в том, чтобы не дать огню пересечь трассу и не допустить возгорания леса напротив, со стороны села Кюерелях. Вроде справились, очень помогла техника. Чуть позже мы уехали. В тот вечер по возвращении домой у меня было только одно желание — принять душ и хорошенько выспаться.

Несмотря на весь ужас, ты как фотограф доволен, что попал в такую ситуацию, увидел, запечатлел верховой огонь?

— Звучит, конечно, страшно, но да, доволен. Во время пересмотра фото у меня было ощущение, что они удались. Если смотреть кадры по существу, в отрыве от всех этих событий, то они мне нравятся как композиционно, так и по свету.

Как часто ты фотографировал?

— Мало, можно было больше. Очень много думал, что можно было поехать фотокорреспондентом, а не добровольцем. А то странно было стоять снимать, когда все работают. Поэтому приходилось фотографировать, когда все кушали и отдыхали.

А тебя спрашивали, для чего ты это делаешь?

— Да: зачем, почему, для кого снимаешь? Отвечал, что для себя, в архив воспоминаний. На этом вопросы заканчивались. Все понимали, что это нужно.

Как ты обычно готовишься к съемкам и как подготовился к пожарам? Ведь не исключено, что ты мог потерять или сломать там технику.

— Если это тревел или пейзажная фотография, то всегда беру с собой широкий объектив и штатив, стараюсь брать запасную батарею. Впрочем, ничего необычного, все как у всех. К съемкам пожара тоже особо не готовился, взял лишь один объектив и старый фотоаппарат, так как не хотелось рисковать новым. Правда, отказал автофокус объектива, пришлось фокусировать вручную, а по возвращении отдать в ремонт.

Какие сложности были при съемках?

— Дым и усталость. Ты сутками не спишь, постоянно чувствуешь усталость и жжение в глазах. Из-за дыма некоторые кадры я делал вслепую: быстро наводил и снимал, можно сказать, по мышечной памяти. Там не было времени стоять и «прицеливаться». При этом было нелегко таскать с собой камеру вместе с лопатой, ранцем и бензопилой, поэтому половину времени я ее оставлял.

А были такие моменты, когда ты жалел, что не взял камеру и пропустил шикарные кадры?

— Да, было много таких моментов. Один из них это первая встреча с верховым, когда мы убегали, а позади нас оставался огонь.

Какие издания взяли твои фотографии?

— The Guardian, BBC, The Washington Post, The Calvert Journal. Из российских — ТАСС, «Известия» и другие. Они выходили на меня и выкупали снимки.

Предложения все еще поступают?

— Да, спрашивают, есть ли новые фотографии, поеду ли я еще.

А ты поедешь?

— Пока не собираюсь. Чувствую, что устал, как повлияло все это на мой организм.

Как именно?

— Я как будто чувствую свои легкие. Стало труднее дышать, может, объем легких стал меньше.

Самая удачная и сильная фотография, на твой взгляд?

— Не знаю. Мне нравится, как люди стоят с лопатой и защищаются от дыма, а на переднем плане — человек с ранцем.

СМИ в основном выбрали следующие фотографии: огнеборцы на дороге с лопатами, старик в респираторе и одинокий мужчина, который стоит на фоне верхового огня.

— На фоне пожара стоит коллега Ариан Неустроев, который тоже работал добровольцем. Вот так мы стояли и ждали огонь у трассы. Потом мы, конечно, отошли, потому что стало очень жарко. Еще распространилось фото, где мой друг Михаил Жирков стоит с лопатой рядом с горящим деревом, а также где он сидит на выжженной земле.

Мне еще нравится мужчина с цветком, это, видимо, сотрудник Авиалесоохраны.

— Мне тоже. Этот кадр я сделал, когда мы отдыхали. Он просто сидел и смотрел на иван-чай.

Ты бы смог все передать, что получилось, если бы снимал на телефон? Насколько важна роль камеры?

— Сейчас смартфоны снимают очень даже хорошо. В первую вылазку я снимал на телефон, и фотографии все равно разместили международные СМИ. Но фотоаппарат способен передать детали, которые смартфоны пока не способны. Это и больший динамический диапазон, цвета и текстуры картин, от которых зависит передача общего настроения и атмосферы фотографии. Так что для меня фотоаппарат всегда будет в приоритете.

Всего ты провел на пожарах около 10 дней. После ты написал, что это были сложные и прекрасные дни. В чем заключалась «прекрасность»?

— В людях. Я познакомился с огромным количеством прекрасных людей: ответственными, инициативными, неравнодушными к своей земле. Все добровольцы, местные жители и профессионалы показались мне именно такими. Никто не отступил, все работали до конца. Один большой плюс добровольческих выездов — это хорошие люди.

То есть оно того стоило, несмотря на риски?

— Мне кажется, это угроза, которая требует не скажу что жертв, но рисков точно. Нужно было внести хотя бы маленький вклад.

Леса горели всегда. Ты раньше задумывался о том, чтобы поехать на пожары? Хотя бы как фотограф?

— Не задумывался. Вообще, я хочу снимать все, что мне интересно и что считаю нужным, без привязки к чему-нибудь. Я не занимаюсь коммерческой съемкой, у меня нет клиентской базы, и в этом плане я свободен в своем выборе и творчестве.

В чем заключалась ваша работа на пожарах?

— Добровольцев пытаются привлекать к более-менее безопасным работам: создание минполос, приведение их в порядок, чистка от деревьев, окарауливание. Кстати, падающие деревья — это одна из основных опасностей. Случается это довольно часто, так как почти все близлежащие деревья стоят на линии огня. У них загорается корень, и они падают как попало. В таких случаях главное — ходить по несколько человек, следить друг за другом, смотреть по сторонам и заранее вырубать потенциально опасные деревья.

По твоему опыту, насколько эффективны перечисленные способы борьбы с огнем?

— Люди много рассуждают на эту тему. По моему скромному опыту, да, эффективны. Встречный пал, противопожарные ранцы, создание минполос — это основные инструменты и добровольцев, и профессионалов. Нужно понимать, что других способов борьбы с такими огромными пожарами нет. Так действуют по всему миру.

Тем не менее, несмотря на все старания, огонь все равно пересекает минполосы. Как я уже говорил, в Кюереляхе, когда поднялся шквальный ветер, огонь перекидывался на 500 метров. Тут ничего не могло помочь. Это очень опасно. Мы все недавно убедились, что могут быть человеческие жертвы. С местными и добровольцами обязательно должен быть профессионал, чтобы координировать действия. Вот если бы мне не сказали бежать, я бы так и стоял на месте и сгорел бы в течение нескольких минут. С нами были работники Авиалесоохраны из Томской области. По их рассказам, раньше их было много, была огромная организация. Они работали с ранней весны, начиная с профилактических облетов. Если видели огонь, то спускались десантники и тушили. Сейчас уже не так: их мало и они не могут охватить всю территорию страны. Отдельно в Якутии, по их мнению, слишком большие пожары и территории. Необходимо больше сил, чтобы это не повторилось, нужно расширять штат и развивать авиацию.

Чему ты у них научился? Может, они поделились годными лайфхаками?

— Они научили нас, как быстрее копать полосу: снимать дерн в форме квадрата и укладывать травой вниз. И это реально работает. Мы думали: чем глубже, тем лучше. Оказалось, необязательно, главное — вытащить верхний слой земли.

Расскажи напоследок о себе. Когда ты увлекся фотографированием?

— Впервые заинтересовался фотографированием, когда появился телефон с хорошими возможностями для съемки — HTC Incredible S. Кажется, это было студенчество. Художественного образования, к сожалению, нет. Фотографов в семье тоже. Мне отец рассказывал, что в молодости тоже увлекался фотографированием. Недавно родители подарили дедушкин пленочный фотоаппарат, на который снимал отец.

Чьи работы вдохновляют?

— Я смотрю много контента в интернете по теме фотографирования. Могу выделить российского фотографа-пейзажиста Даниила Коржонова. Просто потрясающе передает красоту природы. А сам я специально не ищу вдохновение, оно приходит, откуда не ждешь. Иногда это люди, иногда — природа или события.

Читайте также  25 красивейших мест планеты, которые обязательно нужно посетить

Не хочешь уйти из госслужбы и посвятить жизнь фотографированию, документалистике, например? Ведь у тебя хорошо получается.

— Пока не вижу себя фотографом. Если я решусь на это, то хочу, чтобы мои работы приносили пользу обществу, и если ради этого нужно будет работать в экстремальных условиях, то так тому и быть.

Чем еще увлекаешься помимо фото?

— Стараюсь заниматься спортом, много играл в лазертаг, люблю рыбалку и охоту.

Какие у тебя дальнейшие творческие планы?

— В ближайшее время планирую отпуск, пока не скажу, куда собираюсь. Я хочу запечатлеть красоту природы России, в том числе Якутии. Мне кажется, нужно развивать внутренний туризм. Ведь у нас огромная страна, прекраснейшая природа, притом очень девственная. У меня есть маленькая мечта — объездить всю Якутию от края до края и сделать красивые кадры нашей природы.

Самые красивые места для фотосессий в Якутске и его окрестностях (ФОТО)

Илья Варламов во время своего второго приезда в Якутск обмолвился, что в нашем городе нет ни одного открыточного места, у которого бы хотелось сфотографироваться. Но время идет, и в столице республики, а также в ее округе, начинают появляться красивые фотозоны. В подборке ЯСИА – доступные места, где вы обязаны сделать несколько снимков для своих соцсетей.

Поле с подсолнухами

Инстаграм-блогер Enjilok

Яркое цветочное поле стало главным местом паломничества фотографов и инстаграм-блогеров со всего Якутска. Это место не видно с дороги, поэтому его еще нужно поискать. Первые сфотографировавшиеся описали подробные карты, поэтому на поле рванули десятки желающих сделать такой же кадр. Кто успел – тот щелкнулся, сейчас подсолнухи, кукурузу и просо на поле убрали. Однако инстаграмное место снова появится в следующем году. Подробнее о поле подсолнечника можете прочитать здесь.

Как найти: Поле находится на поле участка Бэлэнтэй в селе Ой. Из Якутска ехать примерно час, нужно миновать Техтюр, зоопарк «Орто Дойду» и наслег Уулаах-Аан. Не доезжая до города Покровска, нужно свернуть в Немюгюнцы и доехать до конца улицы Кытанах-Кырдал.

Арт-объекты на домах Якутска

До недавнего времени их было четыре: рисунок якутянки на Кирова, чорон у Талого озера, якутянка и национальные узоры авторства художника из Москвы Евгения Желвакова и старик со старухой в студгородке. В этом году появилось два новых – «Я из Якутии», созданный руками якутских блогеров и мурал гостя биеннале, художника Андрея Адно.

Как найти: якутянка с национальными украшениями Кыыдааны Игнатьевой находится на доме по Кирова, 21 ; мурал Андрея Адно – Лермонтова, 36; «Я из Якутии» – Орджоникидзе, 48 (под телебашней); чорон с мамонтами – Ломоносова, 29/1; якутянка и национальные узоры – Лермонтова 58/2; старик со старухой – Ойунского 31/2.

Арт-объект «Священный табун мифических лошадей»

Телеведущая Анна Миронова-Фомина

Описание: Ландшафтный проект художника Николая Полисского начал строиться во время V Якутской международной биеннале современного искусства. По задумке автора, всего на местности должно быть 99 лошадей. Арт-объект до сих пор в процессе рождения.

Как найти: на 101 автобусе необходимо доехать до остановки «Старая Табага» или на 202-м до автовокзала «Мохсоголлох». Путь на маршрутке займет примерно 50 минут, от остановки до пригорода еще нужно пройтись пешком. Сам арт-объект находится на возвышении. Если ехать из города, он будет с правой стороны, после чего нужно будет повернуть направо еще раз.

Дома «Паруса» в 203 микрорайоне

Мастер по маникюру Ксенья Слепцова

Новые многоэтажные дома интересной формы привлекли внимание якутян. Они находятся в 203 микрорайоне, при фотографировании издалека действительно видно, что постройки представляют собой бело-синие паруса.

Якутская телебашня (ночью)

Актриса Сахаяна Алексеева

Архитектурно-художественная подсветка телебашни впервые зажглась в марте этого года. Проект дорогостоящий, его стоимость — 18 миллионов рублей. Якутская телевизионная башня имеет высоту 225 метров и построена в 1982 году. Украсить конструкцию решили в честь 55-летия вещания. Летом разноцветье включали то по выходным, то по праздникам, однако белые ночи мешали наблюдать красоту. Осенью и зимой, скорее всего, поводов сделать яркое селфи будет больше.

Как найти: Башню видно из каждого уголка города, но на всякий случай запишите (сохраните, запомните) адрес здания НВК «Саха», за которым она стоит – Орджоникидзе, 48. Фотографироваться можно со стороны «Утум +» (Орджоникидзе 46/2) или с улицы Октябрьской. Отличные портреты получатся и с площадей Дружбы и Ленина.

Карьер в Кангалассах

Инстаграм-блогер Лилия Туприна

Отдаленно напоминающий норвежский фьорд или озера в Канаде, водоем в карьере у п. Кангалассы стал также популярен среди пользователей инстаграм. Место находится недалеко от города, возле паромной переправы до Соттинцев. Оказывается здесь когда-то копали карьер для добычи каменного угля, а водоем образовался с течением времени.

Зима близко

Республика Саха, или Якутия, — крупнейший регион России и при этом один из наименее населенных. Благодаря алмазным, урановым и угольным месторождениям это один из самых богатых регионов, при этом уровень жизни здесь низкий даже для России. А еще Якутия с ее резким континентальным климатом — одно из наиболее суровых мест зимой.

на восьмом месте по объему валового регионального продукта на душу населения

Корреспондент и фотограф из Якутии. Публиковался в «Лента.ру», «Такие дела», Calvert Journal, Big Issue Taiwan. Лауреат конкурса «Молодые фотографы — 2017», финалист LensCulture Street Photography 2016.

— Я начал снимать году в 2013-м. До этого я довольно бездарно тратил свое время на гулянках, совершенно не представляя, чем еще можно заняться. Работа перестала приносить радость, а увлечений, которые помогли бы мне скрасить жизнь, не было. Потом я начал снимать на телефон и выкладывать фотографии в инстаграм. Это были никудышные изображения домов, людей, унылые пейзажики. Тогда я не стремился кого-то очаровать или возбудить чей-то интерес к Якутии — мне просто надо было убить время. Потом я стал снимать все чаще, и это переросло в настоящее хобби.

Якутия — очень интересный регион, здесь живут необычные люди. В соцсетях некоторые говорят, что я показываю разруху и боль, что в моих фотографиях не хватает радости и жизни. Я понимаю критиков: возможно, им не хочется еще раз видеть то, что их и так окружает.

В основном я снимаю тех, кого случайно встретил. Зацепить меня может все что угодно: взгляд, прическа, морщинка. Обычно эти люди не привыкли к особому вниманию — они не понимают, почему я фотографирую их, а не кого-то «красивого».

Зимой я снимаю чаще, чем в остальные времена года, ведь Якутия известна своими морозами, и людям из других регионов и стран интересно, как местные живут в таком холоде: в чем они ходят, какие у них лица. В самые холодные месяцы, когда температура редко поднимается выше -40…-45°C, я снимаю на улице всего два-три часа — так есть шанс не превратиться в ледышку и не доконать камеру. Заряд аккумулятора, конечно, кончается быстрее, поэтому я ношу с собой запаску. Камеру держу в сумке и достаю, только когда собираюсь сделать кадр.

В самые холодные месяцы я снимаю на улице всего два-три часа — так есть шанс не превратиться в ледышку и не доконать камеру.

Я не отношусь к людям, которые ухаживают за камерой как за девушкой. Камера нужна для того, чтобы снимать.

У меня есть второй аккаунт в инстаграме, где я публикую свои работы со свадеб и рекламных съемок, но подписка и спрос довольно вялые — заработок на коммерческой фотографии не ощутимый. А благодаря основному аккаунту мне иногда удается взять интересный заказ на съемку. Я рассматриваю любое предложение, потому что жить в Якутии очень дорого, а зарплата у журналиста в детской газете скромная.

Почти все фотографы в Якутии — самоучки. Многие снимают свадьбы, love story, рекламу для местных магазинов и фирм; документальной фотографией занимаются единицы. В какой-то степени меня это радует, потому что почти нет конкуренции.

Почти все фотографы в Якутии — самоучки.

Нет вещей, которые мне противно или неинтересно снимать.

Я слежу за российскими и западными фотографами, которые снимают повседневную жизнь, за крупными конкурсами: разглядываю работы призеров, пытаюсь понять, что актуально.

Авторская художественная и этнографическая фотография Якутской области в конце XIX начале XX века (из фондов ЯГОМиКНС им. Е. Ярославского) Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Лена Борисовна

В статье автор классифицирует дореволюционный раздел фотофонда регионального музея по следующим категориям: 1. Фотоколлекции местных фотографов представителей местной интеллигенции. 2. Фотоколлекции фотографов-политссыльных. 3. Фотоколлекции экспедиционных фотографов. Изучение фотоколлекций позволило сделать вывод о том, что они отражают основные пункты собирательской программы этнографического отдела Русского музея Александра III.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Степанова Лена Борисовна

The author of the article classifies the pre-revolutionary section of the photography fund in the regional museum into the following categories: 1. Photo collections of local photographers representatives of local intelligentsia. 2. Photo collections of photographers political exiles. 3.Photo collections of expeditionary photographers. The study of photo collections resulted in the conclusion that they reflect the collecting programme of the ethnographic department of the Russian Museum of Alexander III.

Текст научной работы на тему «Авторская художественная и этнографическая фотография Якутской области в конце XIX начале XX века (из фондов ЯГОМиКНС им. Е. Ярославского)»

АВТОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА (из фондов ЯГОМиКНС им. Е. Ярославского)

Работа представлена сектором археологии и этнографии народов Северо-Востока России Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Читайте также  6 лучших мест в мире для женщин, путешествующих в одиночку

Научный руководитель — доктор исторических наук Е. Н. Романова

В статье автор классифицирует дореволюционный раздел фотофонда регионального музея по следующим категориям: 1. Фотоколлекции местных фотографов — представителей местной интеллигенции. 2. Фотоколлекции фотографов-политссыльных. 3. Фотоколлекции экспедиционных фотографов. Изучение фотоколлекций позволило сделать вывод о том, что они отражают основные пункты собирательской программы этнографического отдела Русского музея Александра III.

Ключевые слова: этнографическая фотография, фотоколлекции.

AUTHOR’S ART AND ETHNOGRAPHIC PHOTOGRAPHY

OF THE YAKUT REGION IN THE LATE 19th — EARLY 20th CENTURIES (from the funds of the Yakut State Museum Named after E. Yaroslavsky)

The author of the article classifies the pre-revolutionary section of the photography fund in the regional museum into the following categories: 1. Photo collections of local photographers — representatives of local intelligentsia. 2. Photo collections of photographers — political exiles. 3.Photo collections of expeditionary photographers. The study of photo collections resulted in the conclusion that they reflect the collecting programme of the ethnographic department of the Russian Museum of Alexander III.

Key words: photography fund, photo collection.

Становление и развитие фотографического искусства в Якутской области в конце XIX — начале ХХ в. во многом было инициировано началом научного исследования его территорий. Ввиду удаленности от центра и малочисленности специалистов-ученых, решающую роль в этом процессе сыграло участие политических ссыльных.

В данном исследовании этнографическая фотография рассматривается в качестве достоверного свидетельства, характеризующего особенности бытования этнографических предметов в определенное время и связанные с ними обстоятельства их собирательства. Процесс формирования коллекции этнографической фотографии в собрании регионального музея рассматривается в контексте культурно-исторического процесса, главным участником которого выступает личность. Обращение автора к проблеме изучения визуального наследия отдельно взятого народа объясняется не

только перспективами изучения его духовного и материального наследия, но и стремлением «очеловечить» и осмыслить процесс истории комплектования музейных коллекций с точки зрения его непосредственных деятелей. В настоящее время методы визуальных исследований пользуются все большей популярностью у социологов, антропологов, этнографов, культурологов и искусствоведов, так как позволяют не только запечатлеть современное состояние реальности с последующей его рефлексией, но и окунуться в мир интерпретаций и разгадок того, что безвозвратно ушло в прошлое.

В отечественной этнографии и музееведении немного работ, посвященных атрибуции и классификации фотографических коллекций. За основу взяты методологические принципы, взятые в статьях сотрудников Российского этнографического музея — А. А. Чувьюрова [7], А. С. Морозовой [1, с. 145]; Музея археологии и этнографии РАН (Кунсткамера) — А. М. Решетова [6,

с. 71], Р. Р. Рахимова [5, с. 250], В. А. Прищепо-вой [4, с. 188]. Их исследования основываются на подходе, базирующемся на том, что этнографическая фотография, объединенная с архивной и музейной документацией, способна служить достоверным источником при реконструкции отдельных элементов традиционной культуры. Эпизод на снимке рассматривается не как факт, а «как высказывание о фактах». В процессе анализа фотографий они приходят к изучению визуального творчества отдельно взятого фотографа, в непосредственной связи с собирателями музейных фотоколлекций.

В Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (далее ЯГМ им Е. Ярославского) собран обширный фотофонд, содержащий 40 482 единицы хранения, охватывающий период с 1843 г. по современность. Первое поступление фотографий в музей фиксируется записью в инвентарной книге в 1911 г. Впервые задачу комплектования собрания Якутского областного музея* фотографическими снимками поставил целью Якутский отдел общества изучения Сибири и улучшения ее быта, созданный под патронажем якутского губернатора И. И. Крафта. Им были предложены конкретные фамилии как владельцев частных фотосалонов (Братчиков, Келлерман, В. П. Приютов), любителей из числа политссыльных (П. В. Оленин, Я. Строжецкий, П. Берденникова, Кудрявцева, Пржибаровского, Люботовича, Агиева), а также фотографов-любителей из числа местной интеллигенции (И. В. Попов), у которых следовало приобрести фотографии и негативы [2, л. 5]. Такова предыстория формирования дореволюционного раздела фотофонда музея, который состоит из фоторепродукций и негативов якутских фотографов конца XIX — начала ХХ в. (В. С. Келлермана, И. Братчикова, В. П. Приютова, А. П. Курочкина, А. И. Иванова, И. В. Попова, В. Проневича). Их трудами была создана обширная галерея этниче-ских типов, населявших Якутский край.

Данный комплекс авторской художественной и этнографической фотографии иллюстрирует повседневную жизнедеятельность и население Якутской области на рубеже XIX — пер-

вой четверти ХХ в. К сожалению, в настоящее время располагаем весьма скудной информацией о фотографах и собирателях фотоколлекций указанного исторического периода. Музейные записи того времени крайне скупы и не отличаются подробностью сведений, нередко сложно определить авторство. Атрибуция отдельных фотографий из коллекции фотографов И. В. Попова и А. П. Курочкина до сих пор вызывает среди якутских музееведов и этнографов множество споров относительно их авторства. Выполненные ими фотографии отличает высокий профессионализм, безупречность технического и художественного исполнения (компоновка кадра, выбор сюжета и т. д.), что наряду с этнографической репрезентативностью коллекций стало причиной их широкого использования в различных этнографических изданиях, а также для музейного экспонирования. Они дают исключительно полную картину жизни Якутской области, всего разнообразия его населения как в этническом, так и в социальном отношении, его обычаев, обрядов, празднеств, игр и развлечений, промыслов и т. д. Представляется перспективным изучение монографических коллекций отдельных фотографов и собирателей якутских фотоколлекций и почтовых открыток.

Исходя из имеющегося фотоматериала конца XIX — начала ХХ в. можно говорить об определенной популярности городской салонной фотографии, так и любительской, носившей познавательно-этнографический характер. Эти фотографии необыкновенно интересны и разнообразны: натурные снимки отдельных фигур, а чаще групп, в национальных костюмах, с детьми, собаками, оленями, орудиями труда, рядом со своими жилищами давали развернутую картину жизни населения Якутии. Это виды старого Якутска, дореволюционных учебных заведений, жизнь и быт народов Якутии, епископы Якутские и Вилюйские, духовные лица, церкви и храмы Якутской области, зажиточные горожане, богатые семьи из улусов и многое другое. Благодаря ссыльным, с 1875 г. фотография распространилась в Якутске, чуть позже получила распространение в южных и центральных улусах Якутской области (Якутский, Олекминский округа, Намский, Батурусский улусы). В 1875 г.

в Якутске работал частный фотограф И. Кабриц-кий (ф. 6122). В 1882-1883 гг. — фотограф Я. Петров (ф. 9202). В 1903 г. в г. Якутске работал фотограф Лозянов (ф. 10046), державший свой фотосалон. Видимо, определенной известностью пользовались фотографии Яна Строжецкого. Его фотоработы были отобраны для участия в Парижской всемирной выставке в 1900 г. [3, л. 12]. За основу классификации этих фотоматериалов взят по аналогии вышеуказанный личностный подход к этнической фотографии как к творчеству отдельно взятой личности (фотографа). Авторскую художественную и этнографическую фотографию в Якутской области в конце XIX — начале ХХ в. условно можно разделить на следующие категории:

1. Фотоколлекции местных фотографов — представителей местной интеллигенции (И. В. Попов, Е. П. Ересько). 2. Фотоколлекции фотографов-политссыльных (А. П. Курочкин, В. П. Приютов, И. Братчиков, Н. Е. Олейников, В. С. Келлерман, А. И. Иванов). 3. Фотоколлекции экспедиционных фотографов (П. В. Оленин, Я. Строжецкий, П. Берденни-ков, Кудрявцев, Пржибаровский, Люботович, Н. А. Виташевский).

Фотографы А. П. Курочкин** и И. В. Попов*** тяготели к художественности получаемого изображения, поэтому их фоторепродукции отличаются немалой изобретательностью в области композиции. Изучение обстоятельств их биографических данных и архивных документов позволяет делать вывод о том, что фотографии были ими выполнены по программе сбора этнографических предметов, составленной в 1902 г. группой сотрудников этнографического отдела Русского Музея под руководством заведующего Д. К. Клеменца. В ней подробно перечислены конкретные объекты фотофиксации: 1) поселения, различные типы жилищ, хозяйственные постройки; 2) одежда; 3) кустарные производства (отдельные моменты производства); 4) способы передвижения (сани, возы и т. д.); 5) занятия и промыслы (рыболовство — жилища рыбаков, рыболовные снасти; охота — снаряжение охотника, охотничьи избушки и снасти); 6) сенокошение; 7) земледелие (фотографии пахарей, отдельные этапы земледельческих работ) и т. д. [7].

К представителям авторской художественной фотографии можно отнести коллекции фотографов В. С. Келлермана, А. В. Иванова и И. Братчикова, разрабатывавших методы натурной и панорамной съемки. Они зафиксировали с разных ракурсов виды основных центральных улиц и окраин г. Якутска конца XIX — начала ХХ в.

Альбом Н. А. Виташевского «Якутский край» (1883-1897) [ф. 28550/1-ХХ] — представляет собой экспедиционный фотодневник Сибиряковской экспедиции 1894-1896 гг. и Алданской экспедиция Российского золотопромышленного общества, где принимал уча-

Среди них отдельного отношения заслуживают фотографии олекминского скопца Е. П. Ересько. Его фотографии являются подробной фиксацией повседневной деятельности в скопческом братстве. Фотограф в первую очередь уделил внимание хозяйственным занятиям скопцов. Запечатлены различные моменты применения скопцами как архаичной подсечно-огневой системы земледелия, сохранявшейся у скопцов в начале XX в., так и сельскохозяйственных машин, огородничества, процесса весеннего сева и уборки урожая. Ныне уникальная коллекция негативов Е. П. Ересько хранится в фондах Олекмин-ского краеведческого музея и небольшая часть фотографий — в фондах ЯГМ им. Е. Ярославского. Анализ предыстории создания фотографий позволяет заглянуть в подтекст визуальных репрезентаций. Снимая на фото жизнь вокруг себя, фотографы прошлого вели наблюдение за жизнью.

Первичные результаты изучения дореволюционного раздела фотофонда ЯГМ им. Е. Ярославского позволяют делать вывод о том, что их количественное большинство, за исключением фоторабот представителей городской салонной фотографии, отражает основные пункты дореволюционной собирательской программы этнографического отдела Русского музея Александра III. Данная статья представляет лишь начальный этап классификации и описания фотоматериалов по народам Якутии в собрании Якутского государственно-

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: