Замок Святого Ангела в Риме - KRINTEL.RU

Замок Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела (Рим)

Замок Святого Ангела в Риме (мавзолей Адриана) — подробное описание, история, фото, часы работы, расположение на карте.

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

Замок Святого Ангела или мавзолей Адриана — знаменитая достопримечательность Рима почти с 2000-летней историей. Это мощное кирпичное сооружение на правом берегу Тибра, расположенное недалеко от Ватикана. Замок получил дополнительную известность после книги Дэна Брауна и его последующей экранизации — Ангелы и демоны.

История

История замка Святого Ангела многолика и интересна. На протяжении тысячелетий он менял роли от императорский гробницы, до укрепленного форпоста, папской резиденции и даже тюрьмы, но несмотря на все потрясения дошел к нам практически не повреждённым.

История данного сооружения начинается в первой половине 2 века н.э. Император Адриан (отстроивший буквально треть Рима) задумал его как усыпальницу для себя и своей семьи. Мавзолей достроили уже после его смерти. В нем были размещены погребальные урны Адриана и Септимия Севера. Последним погребённым в нем был Каракалла.

Согласно историческим хроникам мавзолей имел вид отличный от сегодняшнего. Он был облицован мрамором и имел совершенно другую форму. С течением времени его постоянно укрепляли, превратив в настоящую крепость. Уже при Аврелиана мавзолей был включен в городские стены и стал исполнять защитные функции.

Замок Святого Ангела ночью

После распада Римской Империи Папы прибрали его к рукам. По легенде в конце 6 века, во время чумы, римский папа Григорий увидел на вершине архангела Михаила. С того времени данное сооружение стали называть замком Святого Ангела.

В средние века замок строился и расширялся. С Ватиканом его соединил укреплённый коридор — пассетто. Папы превратили замок не только в крепость, но и свою резиденцию.

С эпохи Ренессанса структура замка практически не менялась.

Описание

Замок Святого Ангела представляет собой высокое цилиндрическое здание, которое на протяжении своей истории не только примеряло разные роли, но и изменялось и перестраивалось.

Современный замок — это в первую очередь музей. Он разделяется на 5 этажей и несколько секций: мавзолей Адриана — старейшая часть, собственно замковая часть и папские апартаменты.

В замке св. Ангела вы можете прикоснуться к Античности, полюбоваться фресками эпохи Ренессанса и посмотреть коллекции оружия.

Пояснения к схеме:

  1. Atrio romano — Римский атриум
  2. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  3. Rampa Elicoidale — Винтовая лестница
  4. Sala delle Urne — Зар Урн
  5. Аmbulacro — гульбище (терраса по периметру)

Мавзолей Адриана

Старейшая часть данного сооружения. В этих старинных помещениях сохранилась древняя отделка, а стены буквально «дышат» историей. В римском атриуме воссозданы исторические реконструкции мавзолея. Раньше там была установлена гигантская статуя императора. Пройдя по спиральной лестнице можно попасть в сердце мавзолея — Зал Урны.

Пояснения к схеме:

  1. Rampa diametrale — Спиральная лестница
  2. Giretto scoperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  3. Giretto coperto — части периметра стен, замыкающие круг замка
  4. Bastione di San Luca — Бастион Сан-Лука
  5. Bastione di San Matteo — Бастион Сан-Маттео
  6. Bastione di San Marco — Бастион св. Марка
  7. Pasetto di Borgo — Пассетто Борго (укрепленный коридор)
  8. Marcia ronda — Зубчатая ​​дорожка по периметру
  9. Bastione di San Giovanni — Бастион Сан-Джованни

Укреплённый коридор, соединяющий Ватикан и замок

Замковая часть даёт нам понять, что это в первую очередь хорошо укрепленный форпост. Занимая чрезвычайно выгодное стратегическое положение, мавзолей был вскоре переоборудован в замок. При этом он не только защищал Ватикан, но и контролировал всю северную часть Рима. Здесь можно проследить как замок перестраивался и изменялся, превращаясь в мощное укрепление. Подходы к замку защищают четыре бастиона, а укреплённый коридор соединяет его с Ватиканом, при осаде которого Папа мог укрыться за мощными стенами данной крепости. Что случилось однажды.

Пояснения к схеме:

  1. Sala del Perseo — Зал Персея
  2. Sala della Biblioteca — Библиотека
  3. Sala del Tesoro — Комната сокровищ
  4. Comdoio pompeiano — Зал в помпейском стиле
  5. Loggia di Giulio II — Лоджия Юлия II
  6. Cortile dell’Angelo — Двор Ангела
  7. Capella di Leone X — Капелла Льва X
  8. Sala dell’Apollo — Зал Аполлона
  9. Stufetta di Clemente VII — Ванная комната Клемента VII
  10. Sala di Amore e Psiche — Зал Амура и Психеи
  11. Cortile del Teatro — Двор Театра
  12. Sala Paolina — Зал Паолина

Папские апартаменты

Замок Святого Ангела также выполнял функцию укрепленной папской резиденции. В этой части можно полюбоваться на роскошные залы понтификов, расписанные фресками эпохи Ренессанса и Возрождения.

Мост Святого Ангела

Мост Святого Ангела — это пешеходный мост через Тибр, построенный ещё при Адриане. Римляне часто называют его мостом Адриана или Элия.

В 16 веке на мосту были установлены статуи Петра и Павла. При содействии Бернини к ним добавилось 10 скульптур ангелов. Также в 16 веке на мосту вывешивали казнённых преступников.

Режим работы и стоимость билетов

Режим работы замка Святого Ангела с 9.00 до 19.30, кроме понедельника, первого воскресенья каждого месяца, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билетов (2017 год):

  • Взрослые — 10 евро
  • Европейские граждане от 18 до 25 лет — 5 евро

Также билеты можно посмотреть здесь. Есть акции и скидки, если покупать билеты в музеи Ватикана — https://www.romeandvaticanpass.com/rome-attractions/national-museum-castel-st-angelo.html

Как добраться

Метро — линия А, Lepanto (Metro A) Ottaviano (Metro A).

  • Маршрут 62, 23, 271, 982, 280 ( Piazza Pia)
  • Маршрут 40 (Piazza Pia)
  • Маршрут 34 (via di Porta Castello)
  • Маршрут 49, 87, 926, 990 (Piazza Cavour-fermata via Crescenzio)
  • Маршрут 64, 46 (Santo Spirito)

Замок Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу Тибра, в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для римского императора, резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы.

История

Мавзолей Адриана

Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу, совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

Упадок

К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность, поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны. Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

Еще один любопытный факт: в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

Крепость, папская резиденция и тюрьма

К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

Архитектура

В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом — утеряны.

Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение — капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александру VI служил для роскошных приемов и торжеств.

В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.

В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

Что посмотреть

Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

  1. Дворик Спасителя, рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик, в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия, служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум — древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
  2. Коридор и зал, в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения, кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла — универсального средства на случай осады.
  3. Дворик Ангела,зал Климента III (лат. Clemens III) — красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене — часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона — место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII, дворик Александра VI, снабженный колодцем,дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
  4. Крытая галерея, по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал, в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III, находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины — часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.
  5. Сокровищница — круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека, начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
  6. Круглый зал, колонный зал, построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.
Читайте также  Живописная деревня Гасадалур — самое красивое место Фарерского архипелага

Замок Святого Ангела в Риме: убежище, сокровищница, тюрьма

Замки и крепости. Что-то давно у нас на «ВО» ничего не было про замки. И это весьма серьезное упущение с моей стороны, потому что про замки людям читать интересно. И хотя обо всех сохранившихся замках рассказать все равно не получится, в отношении некоторых из них это просто необходимо. И в особенности это касается замка Святого Ангела в Риме, который, по сути, стал образцом для строителей замков в Европе, причем изначально он замком не являлся. Такая вот удивительная это постройка, и вот сегодня мы вам про нее и расскажем.

Начать следует с его не вполне необычного названия. Ведь изначально это был никакой не замок, а роскошный мавзолей для римских императоров. Потом уже его превратили в укрепленное убежище для римских пап, сокровищницу их богатств, тюрьму, где содержались как политические преступники, так и религиозные еретики и даже художник Бенвенуто Челлини. Кроме того, с ним связано множество рассказов и удивительных легенд. И даже Дэн Браун именно замок Святого Ангела выбрал в качестве пристанища для злобных иллюминатов.

Добраться до него в том случае, если вы окажетесь в Риме, нетрудно. Он построен на правом берегу реки Тибр на расстоянии километра от собора Святого Петра и Ватикана.

С левого берега, где расположены такие знаковые сооружения, как Колизей, Римский форум и Пантеон, к замку Святого Ангела идет пешеходный мост, который украшают фигуры ангелов. Сам замок окружает парк Адриана характерной «звездной» формы, повторяющей внешний контур этого замка. Интересно, что в зимнее время римляне катаются здесь на коньках и одновременно любуются замком. Однако в летнюю римскую жару, чтобы представить это, потребуется некоторая фантазия!

Самое интересное, что замок Святого Ангела никакого отношения с самого начала к ангелам не имел, а пап, когда его строили, еще не было. Да и неудивительно: ведь сооружен он был еще во II веке н.э. в качестве роскошной усыпальницы императора Адриана, а также членов его семьи и всех его последующих преемников. В 139-217 гг. н.э. в этом мавзолее захоронили прах целого ряда императоров, последним среди которых стал император Каракалла.

Император Адриан значительную часть своей жизни провел в походах, объездил всю империю, но в самом Риме бывал довольно редко. Поэтому именно здесь ему захотелось выстроить нечто грандиозное, ну и, конечно, связанное с его именем. Вот так и родился мавзолей Адриана, украшенный статуями людей и животных, с прекрасным садом, имевшим квадратное основание, где были возведены две колоннады с колоннами разной высоты. Наверху мавзолея стояла статуя императора Адриана, представленного в виде бога солнца Гелиоса, стоящего на золотой колеснице-квадриге, то есть колеснице, запряженной четырьмя конями.

Первый мавзолей в Риме был построен для императора Октавиана Августа. Мавзолей Адриана был вторым, но зато он стал самой высокой постройкой в городе на момент строительства. А дальше началась сухая прагматика…

В 270 г. н.э. империи и Риму стали угрожать готы. Правивший в то время император Марк Аврелий приказал укрепить Рим второй линией стен, и вот в этот защитный периметр и был включен мавзолей Адриана, размеры и прочность стен которого позволяли ему играть роль важного укрепления. И надо заметить, что только благодаря своему защитному функционалу эта языческая, в общем-то, постройка и сохранилась до наших дней, а не была разобрана праведными христианами на камни, как это получилось в случае с другими античными постройками.

Правда, свое внешнее великолепие мавзолей Адриана все же потерял: лишился и статуй, и декора, то есть всего того, что при императорах его украшало. В средние века мавзолей стал крепостью, поэтому лишился всех архитектурных излишеств.

И вышло так, что сегодня замок Св. Ангела больше всего похож на слоеный пирог! В основании — фундамент мавзолея Адриана, а вот все, что над ним, — это позднейшие надстройки и добавления разных пап, которые использовали это сооружение в качестве своей запасной резиденции на случай разных бед.

Интересно, что само христианское название замка связано с эпидемией чумы 590 года. Тогда в Риме от нее умерло множество людей, никто не знал, когда придет этой напасти конец. Но тут папе Григорию Великому явился во сне архангел Михаил, причем не где-нибудь, а именно в императорском мавзолее. Он вложил меч в ножны, и это посчитали счастливым знамением – знаком того, что эпидемия скоро кончится! Понятно, что так оно и случилось.

За ниспосланное архангелом чудо его отблагодарили: переименовали замок, а на его вершине поставили его деревянную статую. Потом ее еще несколько раз меняли. Сегодня фигура архангела над замком бронзовая.

В средние века обстоятельства заставили римских пап использовать замок Святого Ангела в качестве убежища. А папа Николай III в 1277 году и вовсе приказал построить Passeto — особый проход по высокой крепостной стене длиной 800 метров, соединивший Ватикан с замком. Теперь папы могли по нему быстро перейти в замок и там спастись если уж не насовсем, то на какое-то время. И ход этот и впрямь папам пригодился. Так, папа Александр VI воспользовался им для бегства, когда на Рим в 1494 году напали войска короля Франции Карла VIII.

А самым известным случаем, когда этот ход и замок и впрямь спасли жизнь римскому папе, связан с осадой Рима войсками императора Карла V в 1527 году, после которой город был взят и жестоко разграблен. Тогда папа Климент VII сумел сбежать из Ватикана именно по Пассетто и переждать «нашествие» за его стенами. Зато почти все его швейцарские гвардейцы из личной гвардии тогда погибли, защищая собор Святого Петра, а население Рима уменьшилось с 55 000 до 10 000 человек. Кстати, по этой же стене заключенных водили из тюрьмы замка в Ватикан для допросов и суда.

Постепенно внешний вид замка Св. Ангела приближался к тому, что мы знаем сегодня. При этом в ходе многочисленных перестроек фундамент его был расширен, добавлены зубчатые стены и артиллерийские бастионы, вокруг был вырыт ров, были сооружены ворота, оборудованные подъемным мостом.

Уже к концу XVI века замок стал больше походить на дворец, нежели на крепостное сооружение.

Внутри замка повсюду видны гербы римских пап, так что не будет преувеличением сказать, что вся история папства представлена на его стенах. Здесь и «пилюли» Медичи, и лилии Фарнезе, и пчелы Барберини, и красный бык семейства Борджиа. И каждый папа старался приложить руку к тому, чтобы не только укрепить этот замок, но и приспособить его к существующей моде. Но кто-то, понятно, сделал больше других. В их числе был и папа Павел III Фарнезе, пригласивший для отделки интерьеров замка самых талантливых итальянских мастеров, расписавших его помещения изысканными фресками и украсивших их скульптурами, картинами и колоннами из мрамора.

Столь труднодоступное сооружение в самом центре Рима для тайных встреч, да к тому же еще и столь богато украшенное, естественно, не могло не использоваться и для разного рода тайных встреч и не слишком-то афишируемых «мероприятий». В частности, считается, что самый распутный римский папа Александр VI Борджиа именно в замке Святого Ангела встречался со своими многочисленными любовницами и устраивал оргии. Но кто знает, так ли все это было на самом деле, ведь людская молва просто обожает сгущать краски, в особенности по отношению к тем, кого она определила в козлы отпущения.

Замок Св. Ангела прославился еще и тем, что он служил тюрьмой для лиц, неугодных папам. Здесь были камеры и комнаты для пыток. Причем в заключении здесь томились весьма и весьма примечательные личности: прославленный скульптор, живописец и в немалой степени авантюрист Бенвенуто Челлини, еретик Джордано Бруно и… граф Калиостро. Некоторые папы также смогли побывать узниками в этом замке. Недаром сказано, что от сумы и от тюрьмы зарекаться не стоит никому. И даже папам…

Замок Святого Ангела в Риме

Метро Lepanto, Ottaviano
Автобус № 49, 280, 492, 990

Замок Святого Ангела, известный также как Мавзолей Адриана (кроме того, есть еще одно менее распространенное название — Печальный замок), является одной из главных и наиболее известных достопримечательностей Рима. С начала XX века и по сегодняшний день внутри работает Национальный музей, один из самых посещаемых музеев в Вечном городе.

Необычное цилиндрическое здание располагается в парке Адриана на берегу реки Тибр.

Изначально строение возводилось по заказу императора Адриана в качестве мавзолея и гробницы для императоров Рима.

Впоследствии усыпальницу стали использовать римские папы в качестве крепости, защищающей от набегов варваров. Однако спасала она их недолго.

В XIV веке здание полностью перестроили и внутри и снаружи, превратив бывший мавзолей и крепость в полноценный замок, а впоследствии ещё и в одну из самых известных тюрем в истории человечества.

В те времена Замок Святого Ангела являлся символом безграничности папской власти.

Мощная крепость стоит на древнем квадратном основании. По углам расположены 4 круглые башни, каждая из которых носит имя апостола: Святого Матфея, Святого Иоанна, Святого Марка и Святого Луки.

Фасад здания покрыт редким мрамором, известным как «лунный камень», а по периметру здания располагаются таблички с высеченными в камне именами тех, кого здесь похоронили.

На крыше здания находится обзорная площадка, над которой установлена статуя Ангела. Ангел, кстати, уже 6 по счету. Предыдущие статуи либо разрушались ударами молний, либо были переплавлены на оружие в трудные для Рима времена.

Купить билеты в замок Святого Ангела

Приобрести билеты в замок Святого Ангела можно либо перед посещением, либо заранее, купив билеты в Интернете на этом сайте. К сожалению, официальный сайт замка исключительно на итальянском языке. Поэтому, если вы не знаете итальянский, но говорите по-английски, то вам проще уточнить информацию по телефону +39 06 32 810.

Читайте также  Самые знаменитые места для путешествий по России

Открыт музей с понедельника по воскресенье с 09:00 до 19:30 (кассы закрываются раньше — в 18:30). Билеты стоят 12-15 евро. Имеются скидки для некоторых категорий граждан, для детей до 18 лет вход стоит всего 2 евро.

Шесть уровней замка Святого Ангела в Риме

Сегодня замок Святого Ангела разделен на 6 уровней, которые туристы посещают, купив билет в музей.

  1. На первом уровне располагается дворик Спасителя, здесь находятся рабочие комнаты папы Бонифация XI, а также небольшой, но ухоженный внутренний дворик. Первый уровень также интересен тем, что тут расположилась часовня Святого распятия. Любители истории Древнего Рима обязательно должны увидеть древнюю арку (точнее — что от нее осталось), которая когда-то вела к гробнице Адриана.
  2. На втором уровне можно увидеть коридор и зал, в котором тысячелетия назад размещался прах римского императора. Тут же находилась тюрьма (можно увидеть, в каких условиях содержались заключенные) и кладовые для зерна и еды 16-го века. Тут также размещается помещение, в котором хранилось масло, использовавшееся для военных целей.
  3. Третий уровень не менее интересен, чем первый и второй. Дворик Ангела, зал Климента III (здесь можно увидеть старинный камин и украшенную резьбой дверь), зал Суда со средневековыми пушками и ядрами, частично сохранившаяся фреска, на которой изображен ангел, зал Аполлона (место для светских приемов), зал Климента VII, часовня Льва X, дворик Александра VI и купальня Климента VII — главные, но не единственные, сокровища и достопримечательности уровня.
  4. На четвертом уровне наибольший интерес вызывает крытая галерея, использовавшаяся паломникам в прошлом. По ней верующие шли на поклон к Папе Римскому. Тут же находятся комнаты папы Пия IV, лоджия папы Павла III, лоджия папы Юлия II и, наконец, большой арсенал итальянского оружия и обмундирования образца 15–20 веков. Любители оружия проводят здесь обычно несколько часов. А еще четвертый уровень интересен двумя залами — залом Паолины и залом Персея.
  5. Сокровищница, в которой в 15–16 веках находились сокровища понтификата и библиотека, расположена на пятом уровне. А еще тут находились апартаменты знаменитого и таинственного мистика и авантюриста графа Калиостро.
  6. Шестой уровень самый последний. Здесь размещаются круглый и колонный залы, построенные по заказу Бенедикта XIV. Сегодня здесь хранят знамена итальянской пехоты. Отсюда также можно выйти на смотровую площадку, Террасу Ангела, откуда открывается потрясающий панорамный вид на Рим.

История

Мавзолей Адриана начали строить в 135 году по приказу Адриана Публия. Однако до конца строительства император не дожил. Работы были завершены при правлении Антонина Пия. Здание получило квадратное основание (каждая сторона — 84 метра в длину), на котором установили цилиндр (высота — 20 метров, диаметр — 64 метра), а сверху насыпали холм с декоративным садом, увенчав архитектурную композицию позолоченной статуей императора на вершине. Стены были облицованы белым мрамором.

Внутри мавзолея размещали урны императоров Рима. Первым сюда поместили прах самого императора Адриана, а затем его жены и приемного сына.

Впоследствии строение укрепили, превратив его в настоящую крепость и начали использовать в военных и оборонительных целях. К сожалению, уже тогда от былой красоты не осталось и следа. Вдобавок, уже в 410 году нашей эры варварам удалось захватить крепость и полностью ее разорить. Более того, вестготы высыпали прах императора, уничтожили (или украли) урну, разграбили большинство ценностей, уничтожили скульптуры.

Откуда же пошло название — замок Святого Ангела? В 590 году во время чудовищной эпидемии моровой чумы папа Григорий Великий увидел на вершине крепости самого Архангела Михаила с мечом в ножнах. Папа воспринял это в качестве знамения окончания бедствия. А крепость с тех пор стали называть замком Святого Ангела, а на ее вершине установили статую Ангела.

В 14 веке замок Святого Ангела стал полноценной резиденцией римских пап. Тогда же, в Средние века, при папе Николае III замок соединили с Базиликой Святого Петра специальным укрепленным коридором.

Впоследствии, замок переживал осады и сохранял жизни укрывшимся в нем. Так, в 1527 году папа Климент VII сумел спрятаться в замке и пересидеть осаду Карла V (Рим тогда подвергся невиданному со времен нашествия варваров разорению). После осады Климент VII приказал обустроить себе внутри замка апартаменты — тут он чувствовал себя наиболее защищенным.

Есть в истории замка и темные страницы. Ведь он также использовался в качестве тюрьмы (она появилась при Клименте VII). Причем такой, из которой шансов сбежать практически не было. За всю историю это смог сделать лишь один человек — скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Отсюда еще одно наименование — Печальный замок. Кстати, в заточении в замке провел 6 лет легендарный ученый Джордано Бруно.

При папе Александре VI Борджиа замок Святого Ангела преобразился. Особенно внутри — были созданы рисунки на стенах и на потолке. Кроме того, по приказу папы обустроили уютный внутренний дворик, где проходили как театральные постановки, так и казни (за процессом наблюдал сам Борджиа).

Национальным музеем замок стал с 1901 года.

Сегодняшний облик замка мало отличается от того, каким он был в эпоху Ренессанса. С тех пор изменилось немногое — с фасада убрали часы, добавили балкон на тыльной стороне, из-за строительства дороги частично изменилась планировка крепостных стен.

Гостиницы рядом с замком Святого Ангела

Рим — один из самых популярных городов мира и одно из важнейших туристических направлений. Гостиниц и апартаментов здесь много, в том числе и рядом с замком Святого Ангела. С предложениям можно ознакомиться ниже.

Как добраться до замка Святого Ангела в Риме

Добраться до замка Святого Ангела можно на общественном транспорте.

На метро вам нужна линия A. Выходить следует на станции Lepanto или Ottaviano-San Pietro.

На автобусах № 23, 34, 40, 280, 982 вам нужно доехать до остановки Piazza Piz, от нее до замка совсем близко. Автобус № 34 останавливается на остановке via di Porta Castello, откуда уже можно пройти пешком. Автобусы № 49, 280, 492, 990 доезжают до пересечения Piazza Cavour и via Crescenzio, где вам и требуется выйти. Наконец, вы можете остановиться у Santo Spiritio, доехав до нее на автобусах № 46, 64.

Можно доехать и на такси, вызвав машину через приложение Uber или Gett. Также автомобиль можно заказать по телефону у одной из местных фирм (например, Radio Taxi по телефону 06–3570 или Pronto Taxi по телефону 06–6645). Но следует знать, что такси в Италии одно из самых дорогостоящих в Европе.

Замок Святого Ангела в Риме

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), также известный в Риме как мавзолей Адриана или Печальный замок — это крепость Рима, связанная с Ватиканом секретным подземным переходом. У замка необычная судьба по сравнению с другими известными памятниками древней культуры столицы: в то время, когда большинство сооружений римской эпохи превратились в руины и каменоломни, материал которых использовался для создания более современных зданий, Замок Святого Ангела, в зависимости от эпохи, менял свой статус, а порой и внешний вид. Его предназначение переходило от императорской усыпальницы до военного укрепления, от папских апартаментов до темной и страшной тюрьмы, от великолепных резиденций эпохи Возрождения до музея. Своими пышными интерьерами, мощными стенами, богатыми фресковыми залами, замок Святого Ангела отображает саму историю Вечного города. Здесь прошлое и настоящее неразрывно связанны друг с другом.

Из истории Замка Святого Ангела

История замка Святого Ангела в Риме начинается с его строительства по заказу римского императора Адриана в качестве усыпальницы в 123 году. Строительство завершилось уже после смерти императора, в 139 году. Это было округлое цилиндрическое здание с квадратным основанием и конными статуями по углам. Вершину его украшал кипарисовый сад и бронзовая колесница императора в образе бога солнца Гелиоса. В главную часть мавзолея, в которой находились урны с прахом императорской семьи, вела внутренняя спиральная рампа, сохранившаяся до наших дней. Вход в мавзолей предвещал покрытый мрамором Элианский мост из пяти арок, который до сих пор является одним из главных украшений замка.

Ближе к концу 3-го века на Рим участились нападения кочевых племен и нужно было усиливать оборону. С тех пор усыпальница Адриана приобрела статус крепости, войдя в состав оборонительного сооружения Аврелиановой стены.

Замок Святого Ангела продолжал быть оборонительным сооружением и в Средневековье. Тогда к нему из Ватикана был проложен закрытый коридор, Пассето. Он позволял понтификам быстро скрыться в замке в случае опасности. Благодаря этому коридору, в 16-м веке, папе Клементу VII удалось спастись во время осады Ватикана войсками французского короля Карла V. В это же время Замок Святого Ангела стал использоваться в качестве места заключения осужденных, и приобрел свою славу «печального замка».

Со временем крепость стала второй резиденцией римских пап, что поспособствовало значительному обогащению ее интерьеров фресковыми росписями знаменитых художников, произведениями искусства и пышно убранной мебелью. Особое место в истории замка принадлежит имени печально известного понтифика Александра VI Боржия. При нём замок превратился в настоящий дворец с присущими ему пирами и развлечениями, из которых игра музыкантов и комедии актеров забавляли папу не меньше, чем пытки и казни.

В Эпоху возрождения, после возведения на папский престол Павла III, апартаменты дополнились фресковыми украшениями с элементами древнеримской мифологии, соответствующими стилю эпохи. При папе Павле IV здание было укреплено пятиугольным оборонительным бастионом. С тех пор архитектура Замка Святого Ангела особенно не менялась.

После объединения Италии в 1871 году, практическое применение замка стало неактуальным, поэтому было решено превратить его в военный музей, который торжественно открыл первый правитель Италии Виктор Эммануил III в 1906 году.

Музей Замка Святого Ангела

В 20-м веке музей приобрел статус Национального музея замка Святого Ангела. В нем хранится большая коллекция картин, скульптур, военных реликвий и средневекового огнестрельного оружия. Особенно интересно побродить по замку ночью — это из числа неординарных впечатлений, которые можно получить в Риме — поэтому стоит обратить внимание на внеплановые открытия замка для посещения после захода солнца.

Самые известные залы

Каждый зал представляет из себя отдельную часть Римской истории. Благодаря раскопкам, проводившимся несколько раз внутри здания, коллекциям музея и подаренным частными лицами коллекциям, можно раскрыть для себя тайны его долгой загадочной жизни.

Дворик Спасителя

Из этого места начинается любая экскурсия по замку. Это узкий дворик, название которого происходит от стоящего в нем мраморного бюста Христа периода XV века. Здесь находятся так же апартаменты папы Бонифация XI, внутренний Двор казней, где свершались смертные приговоры, и Капелла святого Распятия, где приговоренные могли прочитать последнюю молитву и где сегодня находится книжный магазин музея.

Мавзолей Адриана

Самым древним местом замка является усыпальница Адриана, которая находится на три метра ниже, чем нынешний первый этаж. Спуститься в нее можно по железной лестнице. Зал Урн — это сердце всего строения, в нем хранятся императорские останки. Нетрудно догадаться, что время унесло все свидетельства его былого великолепия, но привлекает в этот зал в большей степени символизм его значения.

Тюрьмы

Одна из самых ужасных частей замка — это тюрьмы, маленькие и узкие ниши, в которые попадали кардиналы, планировавшие заговоры против Папы, а также гуманисты, идеи которых были неудобными для церкви. Среди самы известных узников замка были философ и астроном Джордано Бруно, попавший в тюрьму за ересь, его коллега астроном и ученый физик Галилео Галилей, также не угодивший церкви инакомыслием, Беатриче Ченси, жертва интриг, осужденная на казнь из-за убийства отца, архитектор и музыкант Бенвенуто Челлини, обвиненный в воровстве.

Читайте также  Замок Коломарес – самый большой и необычный памятник Колумбу

Во время осады Замок должен был обеспечить автономность на длительный период, поэтому на территории тюрем установлены 83 контейнера для оливкового масла и силосы для зерна.

Далее находится Двор Ангела, получивший свое название благодаря статуе Архангела Михаила, установленной здесь в 1747 году. Отсюда можно посетить различные папские резиденции с их внутренними двориками и прекрасными итальянскими садами, в которых они гуляли.

Двор Александра VI

Двор Александра VI известен под разными названиями — Двор Масла, потому что отсюда можно было напрямую попасть в двор с контейнерами для масла, Двор колодца, благодаря расположенному здесь великолепному колодцу, или Театральный Двор, он так же служил местом театральных постановок.
Этот двор переходит в Двор Леона X, с небольшим и ухоженным итальянским садом, и в комнаты папы Климента VII, с его личной ванной комнатой, считавшейся статус символом того времени, напоминающей о великолепии императорского Древнего Рима и его бань.

Крытая галерея

Крытая галерея интересна тем, что в этой части замка можно проследить его археологическую историю. Здесь собраны архитектурные фрагменты и скульптуры, которые принадлежали зданию в различные исторические периоды. Эта старинная крытая дорожка, по которой римские папы могли гулять даже в плохую погоду, ведет к небольшим комнатам, где жил Пий IV, позже превращенные в роскошные камеры для особых заключенных. Есть еще и Открытая галерея, где сегодня хранится интересная коллекция оружия различных видов.

Зал Паолина

Зал Паолина — один из наиболее богато убранных залов всего замка, известный своими с драгоценными и изысканными украшениями, росписями и фресками. Он переходит в зал Персея, названный так в честь изображенного в нем героя. Интерьер полностью меблирован, но мебель его не отображает реальный исторический контекст, присущий тому времени. Как и в парадном Зале Амура и Психеи интерьер был организован весьма произвольно в соответствии с идеями реставраторов, а не его исторической реальности.

Сокровищница

Здесь в XV-XVI веках хранились сокровища римских пап, затем она стала одной из комнат, которая на протяжении многих лет использовалась в качестве тюрьмы, о чем свидетельствуют выгравированные надписи на шкафах. Комната Калиостра вспоминает знаменитого узника замка, графа Калиостро. Богато украшенные резиденции пап переходят в знаменитую террасу с Ангелом, вдохновившую композитора Пуччини, на трагическую финальную сцену своей оперы Тоска.

На террасе установлены большая статуя Ангела, отлитая в 1752 году на замену предыдущей, и колокол осужденных, оглашавший римлянам о чьем-то смертном приговоре.

Любопытные факты

Название Замка

До 590 года памятник, который сегодня известен как замок Святого Анджело, назывался мавзолеем Адриана, именно по той причине, о которой мы только что говорили. Однако в 590 году Рим поразила чума. Согласно легенде, папе Григорию I во время крестного хода вокруг Мавзолея, явился архангел Михаил, держа в руках меч, знаменуя окончания чумы. Чума на самом деле закончилась, а на камне по сей день можно увидеть следы архангела, на месте его чудесного явления. Так, в честь архангела Михаила и принесенной им доброй вести, мавзолей Адриана в Риме был переименован в Замок Святого Ангела, а на его вершине была установлена статуя ангела.

Ангел

Статуя Ангела, имеет интересную и многострадальную историю. Изначально она была сделана из дерева, но из-за хрупкости материала быстро раскрошилась и была заменена мраморным ангелом, который в свою очередь был уничтожен во время осады в 1379 году. За ним последовала третья статуя, также сделанная из мрамора с бронзовыми крыльями. Её расколола молния в 1497 году; на смену ей на вершине замка Святого Ангела была установлена статуя из позолоченной бронзы, но и ее через какое-то время убрали с привилегированного положения, в пользу установления пушек для обороны от нападения Ланквинов в 1527 году. После еще одного мраморного и бронзового ангела, в 1573 году был отлит последний бронзовый ангел, который сохранился до наших дней.

Представляя себе Замок Святого Ангела, мы прежде всего воображаем образ крепости, возвышающейся над Мостом Святого Ангела, известного так же как Мост Элио, культового сооружения, украшенного мраморными статуями. На месте этих великолепных работ скульптора Бернини, которыми сегодня все с удовольствием любуются, во времена Инквизиции висели отрубленные головы приговоренных к смерти. Такое жуткое украшение служило наставлением для проходящих мимо о том, как важна для жизни праведность мыслей и поведения.

Палач

И конечно же все эти головы сами не отпадали. О них заботились штатные папские палачи. Одним из них в XIX веке был Мастро Титта — палач и, по совместительству, изготовитель зонтов. Его дом и мастерская находились в Борго, в нескольких шагах от замка Святого Ангела, поэтому каждый раз, когда его услуги палача требовались на главных площадях, расположенных на противоположном берегу Тибра, он не заставлял себя долго ждать, ему достаточно было пересечь знаменитый мост.

В поп культуре

Замок Святого Ангела вдохновлял режиссеров и авторов песен на протяжении всей своей истории. Его терраса — это место, откуда Тоска бросается вниз в заключительном акте знаменитой одноименной оперы Пуччини. Замок также появляется в голливудском фильме Ангелы и Демоны и в видеоиграх Assassin’s Creed II и Assassin’s Creed: Brotherhood.

Италия. Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo)

Один из символов Рима и одна из наиболее посещаемых достопримечательностей Вечного города – замок Святого Ангела, называемый также Печальным замком. Это одно из самых древних сооружений Рима. Расположен замок совсем рядом с Ватиканом, надо ли упоминать, что туристы сюда валом валят?

Высокое цилиндрическое здание на берегу Тибра в разное время использовалась как мавзолей, крепость и тюрьма. Долгое время замок Святого Ангела был самым высоким зданием в Риме. Сегодня здесь открыт музей с панорамной террасой на вершине замка.

История замка Святого Ангела началась в 123 году, когда император Адриан начал строить для своей семьи мавзолей в форме этрусского тумулуса. На квадратном бетонном основании со сторонами по 80 метров расположили каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. На холме была установлена огромная мраморная скульптура, изображавшая императора Адриана в образе божества Гелиоса, управляющий квадригой с лошадьми. Скульптуру окружали кипарисы. От той скульптуры сохранилась лишь голова императора, которую можно увидеть в музеях Ватикана.

Достроили мавзолей уже после смерти императора, сделав облицовку из белого мрамора, а его преемник Антонин Пий изменил статус мавзолея с семейного на государственный, а нем стали захоранивать прах всех римских императоров. В 217 году здесь была захоронена последняя урна императора Септимия Севера.

Замок Святого Ангела соединен с Марсовым полем на противоположном берегу реки пешеходным мостом длиной 135 метров. Мост украшают статуи Апостолов Петра и Павла и 10 Ангелов работы Бернини.

В те времена здание мавзолея было обнесено бронзовой решеткой, украшенной позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с великолепными мраморными статуями.

В конце III века император Аврелиан включил мавзолей в число оборонительных сооружений города, создавая сеть укреплений от набегов варваров. В 15 веке к замку пристроили 4 угловых бастиона, названных в честь Святых апостолов (Сан–Маттео, Сан–Марко, Сан-Лука и Сан–Джованни). Вокруг замка вырыли глубокий ров.

Однако, варвары все-таки захватили замок и полностью его разорили. После этого здание полностью перешло во власть Ватикана. В дальнейшем замок являлся местом папского убежища во время осад Рима. Для безопасного проникновения в замок из Ватикана был сооружен специальный коридор (passetto), по которому можно было проезжать на повозке, запряженной лошадью.

В связи с периодическими пребываниями Пап в замке Святого Ангела, в нем были реконструированы и богато украшены отдельные залы и покои.

В 590 году произошло событие, давшее сооружению название, дошедшее до наших дней — Замок Святого Ангела. Легенда гласит, что тогдашнему Понтифику явилось видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление видения связали с окончанием длительной эпидемии чумы.

Вершина замка Святого Ангела — одна из лучших смотровых площадок Рима. Именно туда, пройдя по коридорам и галереям замка, поднимаются посетители.

В 16 веке на вершине замка появилась каменная статуя Ангела с железными крыльями. В 1753 году после удара молнии ее заменили бронзовой скульптурой. А каменную статую Ангела поместили во внутренний дворик.

В этом дворике под крыльями Ангела проходили театральные представления, а также пытки и казни, при которых Понтифик присутствовал лично. В 16 веке изуродованные тела казненных вывешивали на всеобщее обозрение на мосту Ангелов.

Удар молнии в статую Ангела – недобрый знак, однако. Знак свыше людям, о том, что они что-то делают не то … В это время подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников, то есть тех, кто своими взглядами так или иначе подрывал авторитет всемогущей Церкви.

Из подземелий замка после 6 лет заключения отправился на костер обвиненный в ереси Джордано Бруно.

Граф Калиостро смог избежать костра, совершив после 2 лет дознания публичное покаяние в марте 1791 года. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф прошёл от замка Святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва. После этого графа помиловали и вместо смертной казни поместили до конца в тюрьму крепости Сан-Лео.

Галилео Галилей после покаяния был назван не еретиком, а только «сильно заподозренным в ереси» и был помилован Папой, но помещен на всю оставшуюся жизнь под строгий домашний арест.

Инженер и архитектор Аристотель Фированти по ложному доносу за сбыт поддельных золотых монет провел в замке 9 месяцев. Не сумев доказать вину, его в конечном итоге освободили, но лишили всех привилегий. Может, если бы не этот факт, Фиорованти не принял бы вскоре поступившее предложение русского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву, и не было бы сейчас в российской столице знаменитой Кремлевской стены и Успенского собора. Вот уж точно, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Тюрьма замка Святого Ангела считалась самой строгой в Риме. Только одному человеку удалось сбежать отсюда. Побег совершил Бенвенуто Челлини — скульптор, ювелир, живописец, музыкант и автор известных мемуаров. Челлини, между прочим, попал в тюрьму совершенно справедливо (что в те времена случалось нечасто), убив нескольких человек.

Залы замка Святого Ангела роскошны, но их совсем немного.

Зал Сокровищ в том числе хранил Папскую казну.

Есть в замке Святого Ангела Зал Амура и Психеи. Вот это мы как-то не очень поняли, учитывая целибат католических священников.

Замок Святого Ангела переполнен историческими событиями. Честно говоря, мы сильно пожалели, что не попробовали найти экскурсовода. Но так часто бывает, что сначала что-то посещаем, а потом изучаем подробно, что же мы такое видели. Но нередко выясняется, что что-то упустили и не увидели, увы.

Наверняка в истории замка Святого Ангела еще масса интересного, о чем нам уже никогда не узнать…

Попытка сделать панорамное фото замка Святого Ангела:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: