Армения, монастырь Эчмиадзин - KRINTEL.RU

Армения, монастырь Эчмиадзин

Эчмиадзин

Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար)

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

История

Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотреть

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до религиозной столицы Армении – Эчмиадзина очень легко. В Ереване на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца, справа от проспекта, имеется скопление таксистов и маршруток, которые отправляются прямиком в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

  • маршрутка: 200-300 драм;
  • такси: 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить таксиста и на 1000 драм. Стоит отметить, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет, так что если Вы противник такси, то имейте в виду этот факт.
  • автобус: в Эчмиадзин (Вагаршапат) можно выехать с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

Армения. Дорогами Легенд. Святой Эчмиадзин

Конец 3 века н. э., город Вагаршапат, пятая столица Великой Армении.

Вообще, город на этом месте существовал давно, как минимум за 200 лет до рождения Христа. Название ему дал царь Вагаршак, он окружил селение стенами и назвал по своему имени Вагаршапат — то есть «город Вагарша». Как это обычно у царей принято!

А христианство пришло сюда в 60-е годы первого тысячелетия. Распространяли его в Армении ученики Христа — Варфоломей и Фаддей, поэтому церковь называется Армянская Апостольская. Апостола Фаддея на армянских иконах, кстати, изображают с копьем в руке, но об этом позже. Они пришли на армянскую землю из Каппадокии и Ассирии, проповедовали и крестили народ. Правда, дело у них шло не быстро — очень прочны были языческие культы в этих краях. И вплоть до конца третьего столетия поклонялись предки современных армян богине Анаит — когда просили о любви и плодородии, Арамазду — богу-громовержцу, создателю Неба и Земли, и Тиру — за мудрость и знания. Ну, и так далее по списку пантеона армянской мифологии!

Все это разнообразие длилось до 301 года, когда царь Трдат Третий своей твердой рукой не провозгласил христианство единственной религией Армении. Но этой вехе в истории страны предшествовали пикантные события, как говорят французы — ищите женщину! В это время в Армению прибывает компания дев-христианок, около 40 человек, во главе с их настоятельницей Гаянэ. Они уже бежали от римского деспота Диоклетиона, укрывались от преследований в Александрии, чтобы затем направиться в Армению. Как на грех, среди этих беглянок была Рипсиме — первая красавица Римской империи!

Читайте также  Териберка. Вдохновение Русского Заполярья

Прелестница оказалась не только невероятно хороша собой, но и стойкой в убеждениях. Когда император пришел к ней со своими домогательствами, та его в негодовании отвергла! Еще бы, кто он — язычник и варвар, и угнетатель верующих, и кто она — святая дева, посвятившая себя Христу! В те времена Римская империя, обладающая почти неограниченной властью, могла провернуть любое дело, не говоря о такой мелочи, как найти капризную барышню. Эту миссию и поручил Диоклетиан царю Трдату — отыскать Рипсиме и вернуть ее в Рим.

Но не тут-то было — сраженный ее красотой, царь сам влюбляется в прекрасную деву и предлагает ей стать его женой. На что, конечно, получает резкий отказ. Армения, горы, сами понимаете — кровь у людей горячая, в общем, приказывает царь казнить непокорную гордячку вместе с подругами. По преданию, сбежать удалось лишь одной — будущей святой Нине, крестительнице Грузии. На месте гибели мучениц позже воздвигли храм — Сурб Риспсиме.

Церковь, кстати, прекрасная! Очень изящная и воздушная, девичья какая-то… Расскажу вам еще о ней!

На этом история могла закончиться — и не быть тогда Армении первой христианской страной на планете, ан нет! После этих бесчинств Трдата одолевает страшный нервный недуг, с каждым днем царю всё хуже, пока не происходит судьбоносная встреча, именно тут, в древнейшей столице древнейшей Великой Армении…

Говорят, снова без женщины дело не обошлось — сестре царя во снах приходит образ мученика, настойчиво утверждающий, что спасти больного может лишь покаяние в грехах и помощь узника Григория, томящегося в глубокой темнице живописной Араратской долины…

Святой Григорий Лусаворич, просветитель Армении и первый Католикос всех армян, был, вероятно, занимательной личностью. Происхождением из древних парфян, он жил и воспитывался в христианских традициях, служил в одном из римских легионов. Вместе с царем Трдатом будущий просветитель попадает в Армению, где начинает проповедовать новую религию — христианство, за что и загремел в тюрьму на 13 лет — эту историю я вам уже рассказывала!)

Каким то чудом после 13 лет истязаний Григорий оказывается жив-здоров, и еще одно чудо — он приезжает ко двору и излечивает самодержца молитвами. Напасть прошла бесследно, и царь на радостях прощает Григория, принимает христианство и заодно крестит весь народ армянский — не одному же прибывать в благодати! По преданию, именно это место явилось в видениях Григорию, для постройки первого христианского храма в Армении… Так возникает Святой Эчмиадзин, в 301 году нашей эры.

«Эчмиадзин», в переводе с армянского «Сошел Единородный» — центр Армянской апостольской церкви, местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса всех Армян. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как один из древнейших христианских храмов мира! Первый деревянный собор был впервые построен тут в 303 году — вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии. Затем был перестроен в камне в 5 век, многократно достраивался и переделывался, но само место очень древнее и мистическое — его воздвигли на месте языческого капища.

Конечно, главный Эчмиадзинский кафедрал строился не одно столетие, это даже не собор, это огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

Священный Эчмиадзин и руины Звартноц – как добраться и стоит ли посещать

Первый вопрос — действительно ли стоит посещать эти места?

Звучит, конечно, красиво – священный город Эчмиадзин, раннесредневековый храм Звартноц.

Слова «священный город» навевают какие-то мистические образы и представления, но на самом деле, здесь все довольно просто и прозаично. Места довольно туристические, атмосферно несколько выхолощенные, при этом нельзя сказать, что здесь нет ничего интересного. Конечно, для верующих и особенно для последователей армянской церкви эти места имеют несомненную ценность.

Оглавление

Места, упоминаемые в этой статье, отмечены на следующей карте:

Что представляет собой Священный город Эчмиадзин

Священный город Эчмиадзин (современное название города Вагаршапат) — это небольшой скучный городок с 57 тыс. жителей в 20 километрах от Еревана, в котором расположена резиденция католикоса (церковный глава) Всех Армян и главный собор Армянской апостольской церкви.

Священный город Эчмиадзин или Вагаршапат считается религиозным центром страны, был основан царем Вагаршем I, был духовным центром армянского народа в 4 веке, и потом снова с 1441 года.

Церковь Шокагат в Вагаршапате

В городе есть еще несколько церквей, которые никаких ассоциаций с древностью не вызывают, все они недавно очень хорошо отремонтированы и все похожи друг на друга. Какой-то особенной храмовой атмосферы нигде замечено нами не было, все как-то пусто.

В одной из церквей проходило венчание, а возле выхода участники свадебного мероприятия ждали молодоженов с пакетиками, полными лепестков роз. В Армении молодоженов посыпают лепестками роз, а не монетками или зерном как в России.

Встреча молодоженов перед выходом из церкви с лепестками роз в бумажных пакетиках

Главный кафедральный собор – Эчмиадзинский монастырь

Главный кафедральный собор – Эчмиадзинский монастырь – отличается от всех церквей Армении лишь большим размером и более богатым внутренним убранством.

Стены собора расписаны красивыми орнаментами. На главном алтаре, как и во всех церквях Армении – Богородица с ребенком на руках.

Эчмиадзинский монастырь на реставрации

Музей «Сокровищница Эчмиадзина»

Возле кафедрального собора с 1955 года открыт музей «Сокровищница Эчмиадзина», которым армяне очень гордятся.

В этом музее хранятся уникальные религиозные экспонаты:
— копье Святой Гегард, которым пронзил бок Иисуса Христа римский воин, чтобы убедиться, что он мертв;
— кусочек Ноева Ковчега, который, как и копье считается чудотворным;
— мощи нескольких святых;
— множество ценных произведений искусства, кресты и посохи католикосов, ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра и слоновой кости, украшенные филигранью и драгоценными камнями.

Здесь можно увидеть редкие античные монеты и древние рукописи.

Храмы Армянской церкви не принято украшать как-то особенно богато, но вот музею действительно есть чем удивить любителя красоты.

Горный пейзаж с территории монастыря

Храм Звартноц — где находится, история, музей

Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.

Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.

Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.

На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.

Руины храма Звартноц

Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.

Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения

Как добраться до Эчмиадзина (Вагаршапата) и храма Звартноц из Еревана

Добраться до Эчмиадзина на общественном транспорте можно с центральной автостанции Еревана под названием «Киликия».

С этой автостанции регулярно и часто ходят автобусы – пазики до Эчмиадзина, время в пути в пределах получаса, стоимость проезда 200 драм (26 рублей).

До автостанции Киликия в Ереване можно добраться из центра с проспекта Маштоца на автобусе номер 5 и 27, стоимость проезда 100 драм (13 рублей).

По дороге в Эчмиадзин автобус проходит мимо Звартноца, и по требованию останавливается прямо напротив входа на территорию храма.

Месторасположение автостанции «Киликия» и остановка возле Звартноца отмечены на карте к статье.

Читайте также  Красота известных университетов мира

Красные маки на руинах Звартноц

Эчмиадзин

Эчмиадзинский монастырь (арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար)

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви; местонахождение престола Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат, Армавирская область, Армения. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История
Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Что посмотреть
Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина
Эчмиадзин также называют городом церквей. Это не напрасно: помимо Эчмиадзинского монастыря, здесь находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Русская Церковь
  • Поместные Церкви
  • Автономные Церкви
  • Государственные и общественные организации
  • Организации иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во всероссийских выборах в Государственную Думу

Завершился первый день конференции «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения»

Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

Заместитель председателя ОВЦС на Межрелигиозном форуме G20 призвал защитить христиан Африки от геноцида

Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольское и Большеохтинское кладбища в Санкт-Петербурге

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Первопрестольный Святой Эчмиадзин

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в г. Вагаршапат (в 1945-92 г. — г. Эчмиадзин), в 20 км к западу от Еревана. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

Читайте также  8 музеев-заповедников Ленинградской области

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 г.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 г. с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV в. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 г. и полностью реставрированные в 1958-62 гг.;
  • Духовная академия (начало XX в.);
  • Музей-сокровищница (1982 г.) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

Страна: Армения Город: Вагаршапат Родительская организация: Армянская Апостольская Церковь

Монастырь Эчмиадзин – армянский “Ватикан”

Автор: Nargiza · Опубликовано 22.07.2015 · Обновлено 25.01.2017

Монастырь Эчмиадзин считается самым главным храмом Армянской Апостольской церкви. В первую очередь потому, что здесь находится резиденция нынешнего Верховного Патриарха Католикоса всех армян и здесь же были резиденции предыдущих патриархов начиная с 1441 года. Во вторых, история постройки первого христианского храма происходит отсюда. Когда царь Трдат III, исцеленный Григорием Просветителем, принял христианство в 301 г., он решил построить храм. Место постройки ему указал Григорий Просветитель, так как ему было видение, что Иисус спустился на землю и ударив огненным посохом, указал ему на место. Поэтому построенный на этом месте собор назвали Эчмиадзином, что в переводе с армянского означает ” Сошествие Единородного”. С тех пор Собор Эчмиадзин стал духовным центром Армении, сердцем армянского христианства, армянским “Ватиканом”.

Главные ворота на территорию монастыря. Эта арка просто огроменная.

Где находится. Монастырь Эчмиадзин находится в городе Вагаршапат в 20 километрах от Еревана.

Как добраться. Как я уже писала в предыдущем посте, в Эчмиадзин мы поехали на такси. Однако точно знаю, что в Вагаршапат ходят маршрутки из Еревана. Когда искала информацию, нашла, что маршрутки отходят с автовокзала Киликия, но информация может быть устаревшей, нужно уточнять на месте.

Стоимость проезда. Проезд на такси нам обошелся в 15000 драм из Еревана с посещением Хор-Вирапа и Эчмидзина и обратно в Ереван. Кому лень заморачиваться, можно взять экскурсию. Экскурсия длится 5 часов, стоимость 7000 -8000 драм с человека. В экскурсию входит посещение Эчмиадзина, храмы Св. Рипсиме и Гаянэ, а также храм Звартноц.

В наше посещение часть Кафедрального собора была на реставрации. Известно, что собор перестраивался в V веке, в VII, а также в 17 и 18 веках достраивались части собора, менялся купол, а нынешняя роспись внутри собора выполнена в 18 веке. По моему, это единственный храм в Армении, в котором вообще стены украшены какой бы то ни было росписью.

Помимо собора на территории монастыря, а территория, надо отметить, не маленькая, находится резиденция Патриарха, а также имеется духовная академия, монастырская трапезная, монастырская гостиница. Кстати, в самом соборе, есть музей в котором хранятся армянские реликвии – мощи святого Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Фомы и многих других святых и такие святыни, как частица тернового венца и копье, пронзившее Иисуса Христа. Но мы к сожалению, ничего из этого не увидели, так как приехали вечером и музей был уже закрыт.

Просто дедушка-ветеран, низкий ему поклон!

За нами резиденция Верховного Патриарха Католикоса всех армян

Помимо прочего в окрестностях Эчмиадзинского монастыря находятся храмы Св. Рипсиме и Св. Гаяне построенные еще в VII веке. До храма Св. Рипсиме мы не добрались, зато посетили храм Св. Гаяне, который находится немного в стороне от Эчмиадзина.

Храм построен в 630 году, а реставрирован в 1652 г.

Там не так многолюдно, храм окружает небольшой парк, и там очень спокойно и тихо. Мы не смогли удержаться и остались отдохнуть в тени деревьев, до того там хорошо и умиротворенно себя чувствуешь.

Далее мы хотели посетить храм Звартноц, а точнее руины храма построенного в VII веке в , который находится перед Вагаршапатом, если ехать со стороны Еревана. Но и тут нас постигла неудача. Поскольку был уже вечер, время посещения было закончено и вход был закрыт. На этом наше небольшое путешествие закончилось и мы вернулись в Ереван.

  • Следующая публикация Что привезти из Армении в подарок?
  • Предыдущая публикация Достопримечательности Армении: монастырь Хор Вирап и гора Арарат

Мы снова в пути. Наш маршрут по Армении и Грузии

Автор: Nargiza · Published 13.05.2015 · Last modified 18.06.2017

Достопримечательности Еревана и немного полезной информации

Автор: Nargiza · Published 11.06.2015 · Last modified 17.02.2016

На чем передвигаются греки и туристы на острове Крит

Автор: Anton Zh · Published 14.03.2014

комментариев 6

  • Комментарии 6
  • Пингбэки 0

Необыкновенная красота, но все-таки чужая, не православная, хотя отличия неискушенному человеку сразу в глаза не бросаются. А почему Ватикан? По какому принципу это сравнение? Тоже резиденция патриарха армянского имеет некий статус независимости?

Вообще, полное официальное название армянской Церкви звучит так – Святая Армянская Апостольская ПРАВОСЛАВНАЯ Церковь – это по поводу “чужой не православной красоты” А мне, наоборот, импонирует простота и аскетичность армянских (забегая вперед скажу, что и грузинских) церквей. А почему Эчмиадзин называют “Армянским Ватиканом”? Видимо потому что он имеет такое же важное значение в жизни армян, как Ватикан для католиков. Резиденция патриарха не имеет статуса независимости, но для армян Эчмиадзин на протяжении многих веков, а начиная с 14 века они лишились каких-либо форм государственности, является центром их культуры, языка, национальной аутентичности. Все это время Эчмиадзин выполнял по сути функции, своего рода, надгосударственного института. Сохранил армян, переживших геноцид и рассеянных по всему миру, как нацию.

Вообще, здорово, когда нация чтит свою святыни, веру и историю. Меня всегда очень расстраивало, что среди армян, грузин вера жива, а вот среди нас, русских, как то она все слабее и слабее. А отличия все-таки есть, не только в церковной архитектуре, но и в самом культе

Мне кажется, что русские не менее религиозный народ чем армяне. Просто воспитание в семье поменялось. Если ребёнку с детства прививать веру и уважение к старшим, то русские храмы не будут в запустении.

Не подскажете, а где такси брали на Хор-Вирап и Эчмиадзин?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: