Белград: чучело главного вокзала - KRINTEL.RU

Белград: чучело главного вокзала

Белград: чучело главного вокзала

Когда я решил лететь в Белград, я тут же подумал: «А что там ещё поблизости есть? Куда можно заглянуть?» Посмотрел на карту, а там Черногория прямо под боком. А тут ещё выяснилось, что до неё можно доехать ночным поездом! Читатели этого блога знают, как я люблю поезда (порой эта любовь доходит до абсурда). Короче, решено — еду! Добравшись до Белграда, я в первый же день пошёл за билетами, к красивому центральному вокзалу города.

Это великолепное здание было возведено в 1880х годах, после того, как Сербия стала независимой страной, и начала развивать железную дорогу. На фасаде неоклассического строения красуется год, 1884, и имя города в двух алфавитах сербского языка. Я обрадовался, что городу удалось сохранить свой старый красивый вокзал, но не тут-то было.

1. Захожу внутрь. Помещение конечно же видало и лучшие дни, но в общем тут всё довольно чисто. Главный зал вокзала просторный и светлый.

2. Тут же работают железнодорожные кассы. Вернее, только одна касса работает, остальные окошки закрыты. А может у них просто обеденный перерыв был.

3. Получив билет, я вышел к перронам, чтобы посмотреть на них при дневном свете (мой поезд то вечерний).

4. Рядом с путями стоят столики, тут работает вокзальное кафе. Причём судя по чистоте скатертей, это кафе тут ещё с Югославских времён! Я, хоть и был не прочь чего-нибудь перекусить, решил подождать пока не найду более приличного заведения, типа МакДональдса.

5. А вот и пути с электронными табло. Но постойте. Что мы тут видим?! Почему они все заросли сорняками? Почему их обнесли красной лентой.

6. При ближайшем рассмотрении оказалось, что железнодорожных путей между платформами уже нет! То есть тут не только всё заросло, но и сами рельсы успели убрать!

7. Позже я узнал, что в рамках масштабной реновации в центре города, о которой я уже рассказывал, власти решили убрать железную дорогу из центра Белграда. В югославский период поезда соединяли большую страну, а сегодня они оказались не так нужны — империя распалась, и многие пункты назначения стали заграницей.

Было решено, что подводить пути в самый центр города уже нецелесообразно. Лучше отдать эту землю под застройку девелоперам из Эмиратов. И поэтому в 2018 году старый вокзал, который проработал больше 130 лет, был закрыт.

8. А если вам нужен транспорт в центре города, то теперь тут просто висит указатель на соседний автовокзал.

9. Но вы не переживайте — вместо старого вокзала в Белграде открыли новый! Вот фотографии станции Прокоп, которые я нашёл в сети. Она вроде как открыта уже пару лет, и именно туда теперь приходит большинство поездов, которые раньше ходили в центр сербской столицы. Сам я этот вокзал не увидел (и не сфотографировал), потому что он находится на отшибе.

10. Судя по фотографиям, это современная бетонная станция с лампами дневного света, пустыми платформами, и нависающим потолком. Я читал, что её очень пытались достроить в срок, к закрытию старого вокзала, но успели сделать только сами пути и перроны.

11. Все вокзальные помещения, которые должны располагаться сверху, построить ещё не успели. То есть, похоже, что лестницы с платформы двумя фотографиями выше ведут просто на стройку.

12. Ну и, говорят, что добираться до станции Прокоп из города не очень удобно. Изначальные планы включали в себя общественный транспорт, который соединил бы новый вокзал с центром. Но его тоже пока не построили.

13. К счастью, мой поезд в Черногорию уходил не с этого холодного бетонного вокзала. Поезда на этой линии теперь ходят с остановки Топчидер, на юге Белграда. Эта небольшая станция была построена в том же 1884, как и старый вокзал, так что она тоже выполнена в неоклассическом стиле той эпохи.

Эту станцию не использовали в последние десятилетия, но она была отреставрирована пару лет назад, и снова вошла в рабочий режим.

14. Сегодня это одна платформа, с небольшим (но красивым) одноэтажным зданием. Мило, но всё же невольно думаешь об остатках былой роскоши.

А о ночном поезде из Белграда в Черногорию я вам как-нибудь в следующий раз расскажу.

Рвение РЖД не убережёт Сербию от НАТО? Развитием белградского метро и ЖД вместо ТМХ и «Синары» займутся европейцы и китайцы

Сербия намеревается реализовать масштабный проект: вложиться в подвижной железнодорожный состав и городскую транспортную инфраструктуру. В планах у балканского государства закупка скоростных электропоездов и масштабный проект по строительству метрополитена в Белграде. Российским компаниям на этом празднике жизни, похоже, ничего не светит: дружба дружбой, а табачок врозь — решили «братушки». Министерство строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии объявило тендер на закупку скоростных электропоездов в количестве 3 штук. Поезда должны быть поставлены заказчику до конца 2021 года. Составы будут ходить на линии Белград — Нови Сад — Суботица.

«Изменяют» России сербские транспортники вполне ожидаемо с «красавицами» из Поднебесной. Сообщается, что министерство подписало соглашение о намерениях с двумя компаниями из Китая: «China Railway International» и «CRRC Corporation Limited». Кто-то из них, скорее всего, и станет поставщиком ПС для железных дорог Сербии.
Компания из Китая примет участие и в крупном проекте в сфере городского транспорта — строительстве метрополитена в сербской столице. Вот тут совсем обидно. В отличие от железнодорожников, отечественные метростроевцы вполне способны дать бой китайским коллегам: подземка в Москве строится в темпе ВСМ, если такое сравнение уместно, учитывая, что сами ВСМ в РФ пока остаются фантастикой.

Белград — одна из последних европейских столиц-миллионников, не имеющих своего метрополитена.

Сербы полны решимости ситуацию исправить. И теперь у них есть на это средства. Первые серьёзные проекты строительства белградской подземки появились ещё в титовской Югославии в 50-е годы прошлого столетия. Строительство началось в 1982 году силами советских строителей. В итоге до распада Югославии построили две подземные станции «Вуков споменик» и «Кароджорджев парк», которые включили в систему городской электрички БГ ВОЗ, движение по которой было открыто в 2010 году.


Станция «Вуков споменик»

Кстати, там по сию пору эксплуатируются электропоезда ЭР31 производства «Рижского вагоностроительного завода». Их строили на «РВЗ» специально для СФРЮ. Кроме городской электрички они эксплуатируются и на пригородных линиях «Беовоз». Несмотря на проведённый капитальный ремонт, очевидно, что данные составы морально устарели и в ближайшее время потребуют замены. Возникает вопрос: кто поставит сербам новый подвижной состав? ТМХ и «Синара» могли бы вполне «вписаться» в этот праздник жизни. Но… увы!

В январе этого года правительство Сербии подписало соглашение о намерениях с французскими компаниями Alstom и Egis Rail, а также китайской Power China (Power Construction Corporation of China).

Господа из Alstom должны поставить подвижной состав, системы управления и двери-ширмы для установки на станциях метрополитена Белграда. Также французы будут ответственны за прокладку путей, электроснабжение и интеграцию транспортных систем.
Они же уже представили четыре варианта дизайна будущего вагона.

Окончательный вариант должны будут выбрать жители Белграда.

Вице-мэр города Горан Весич заявил, что у белградцев будет возможность посмотреть на то, как будет выглядеть метро в специальном павильоне, который установят на площади Республики. Это немного напоминает демонстрационный павильон МЦД от московского Депранса на площади Киевского вокзала.

Белградский метрополитен будет состоять из двух линий. Первая — длиной 22 км, будет иметь 21 станцию, пройдёт вдоль реки Сава, пересечёт центр города и соединит районы Макиско Поле и Мириево. Вторая линия протяжённостью 19 км, из 20 станций, протянется от ж/д станции «Земун» до района Мириево. Обе линии будут пересекаться в районе Центрального ЖД-вокзала.

Управляющий директор Alstom в Центральной и Восточной Европе Антонио Морено заявил: «Мы безмерно гордимся тем, что решения Alstom будут частью строительства белградского метро, которое является очень важным инфраструктурным проектом в Балканском регионе. Этот проект значительно улучшит транспортное предложение, доступное для жителей Белграда, и продемонстрирует лидерство Alstom в области решений для метро и обеспечения превосходного качества обслуживания пассажиров».

Компания Egis Rail займётся разработкой технико-экономического обоснования, предварительным дизайном станций и оценкой воздействия проекта на окружающую среду. Китайская компания будет выполнять строительные работы. В портфолио Power Construction Corporation of China строительство железной дороги Китай — Лаос и двух ВСМ в КНР.

Работы по строительству первой линии белградского метро должны стартовать в ноябре 2021 года, первые поезда с пассажирами пойдут в 2028.

Перед встречей с французским лидером Эммануэлем Макроном президент Сербии Александр Вучич лишний раз напомнил о своей приверженности пути евроинтеграции и указал на важные двухсторонние экономические проекты. Помимо метро в Белграде это также аэропорт имени Николы Теслы, отданный в концессию французской компании Vinci Airports.

Получается, что сербские «братушки» передают пламенный привет российским метростроевцам и производителям подвижного состава. Скажи, кто строит твоё метро, и я скажу, кто твой друг. Сербия — страна-кандидат на членство в Европейском союзе. ЕС, а не Россия — главный торговый партнёр Сербии. Очевидно, что Сербия свой европейский выбор сделала. Далее последует выбор североатлантический.

Читайте также  Самое большое в мире озеро

Но ту же претензию можно предъявить и другой стороне. Строительство метро в Белграде частично будет профинансировано правительствами Франции и Китая. Париж согласился выделить 454 миллиона евро на строительство первой линии. На какую сумму готовы раскошелиться китайские товарищи — не разглашается. Готова ли Россия финансировать подобные проекты на территории Сербии, давая заработать отечественным компаниям? Ой ли.

Отдадим должное и российскому бизнесу. Говорить о том, что его в Сербии нет, конечно, нельзя. Международная дочка монополии «РЖД Интернешнл» реализует проект реконструкции участка Стара Пазова — Нови Сад на линии Белград — Будапешт. Но вот пойдут по этим путям поезда не нашего производителя. Напомним, что строительство первой линии городской электрички Белграда финансировалось, в том числе, за счёт кредитных средств, которые были предоставлены «РЖД Интернешнл».

Ещё в прошлом году президент Вучич заявлял о том, что Сербия готова сформировать совместную компанию по производству вагонов. Между тем, ещё в 2016 году ОАО «Метровагонмаш» (входит в состав ТМХ) поставило пассажирскому перевозчику «Сербия Поезд» 27 двухвагонных дизель-поездов ДП-С. ПС производства ТМХ составляет около 30% парка пассажирских поездов Сербии. Смогут ли наши компании в долгосрочной перспективе выдерживать конкуренцию с китайцами и европейцами? Это касается не только сербского рынка. Но и, например, казахстанского.

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram

Югославские электрички: жуть на колёсах.

Я уже писал про болгарские электрички. Теперь дошла очередь и до югославских. Тем более, что они «родственники». И выглядят не менее жутко.

Рижский вагоностроительный завод, набив руку на электричках для Болгарии, взялся за Югославию. И с 1980 по 1989 наклепал электропоездов серии ЭР31, вскоре получивших прозвище «Горбачёв». По югославской классификации электропоезд обозначался JЖ 412/416, где JЖ — Югославская железная дорога, 412 — моторный головной вагон, а 416 — промежуточный прицепной.

До 1980 года в Югославии был напряг с электропоездами. Она помаленьку закупала польские электрички EN57 (серия 311/315), венгерские электрички завода Ganz Mavag (серия 411/415). Своя же промышленность в лице завода ГОША сподобилась лишь на три электропоезда серии 410/414. Они оказались слишком дорогими в эксплуатации из-за обилия западных комплектующих. Советский же электропоезд был вдвое дешевле.

Первый электропоезд серии ЭР31 вышел на линию в сентябре 1980 года. А всего с 1980 по 1989 год завод выпустил 51 состав ЭР31.

Эти электрички переменнотоковые, под напряжение 25 кВ, под европейскую колею 1435мм. Из-за «узости» колеи сами электрички куда уже наших, в каждом ряду по два места, а не по три.

Все электропоезда были четырёхвагонными, головные вагоны моторные, а прицепные — промежуточные. В середине каждого вагона есть третий тамбур, что отличает югославские ЭР31 от болгарских ЭР25. Причём в средних тамбурах двери двустворчатые, а в крайних — одностворчатые. Сцепка на головных вагонах — архаичная винтовая упряжь, как и везде в Европе. А между вагонами автосцепка СА3. Ещё одно отличие от «болгар» — два маленьких прожектора вместо одного большого.

После распада Югославии электропоезда достались трём республикам: Сербии, Черногории и Македонии. Больше всего электричек получила Сербия. Все они базируются в Белграде, в депо Земун. Обозначаться стали ЖС412/416. То есть вместо JЖ (Югославских железных дорог) стало ЖС (Железные дороги Сербии).

О белградских электричках стоит рассказать подробнее, но чуть позже.

Черногория получила всего шесть электропоездов. Но маленькой Черногории, где вся длина железных дорог едва превышает 200 километров, их вполне достаточно. Все приписаны к депо Подгорица. Один из этих шести поездов утрачен во время крушения на станции Биоче в январе 2006 года. Электричка, набитая людьми, сошла с рельсов, и свалилась с высоты 100 метров в овраг, по дну которого протекала река Морача. В электричке ехало около 300 пассажиров. Имелись погибшие и раненые. Сейчас черногорские ЭРки ходят по линии Биело Поле — Бар по маршрутам Подгорица — Бар и Подгорица — Биело Поле. Обозначаются ЖПЦГ412/416 (или ŽPCG412/416).

Как видно, черногорцы так не размалёвывают свои электрички, как сербы. Берегут. Ещё бы, их осталось всего пять. Окраска у черногорцев своя, светло-серая.

Македония получила всего четыре электропоезда. Приписаны к депо Скопье. Сейчас из них на ходу только три. Они не особо размалёваны хулиганскими рисунками, зато ржавые, облезлые, и с незакрывающимися дверьми. Окраска голубая, как у сербов, но один из электропоездов «двухцветный»: три вагона жёлто-рыжие, четвёртый голубой. Обозначаются МЖ412/416.

Уже после распада Югославии, в 1995-1996 Рижский вагоностроительный завод выпустил два электропоезда ЭР35 для Сербии. От ЭР31 они отличались только мощностью двигателей, внешний вид остался тот же, и обозначение в Сербии всё то же ЖС412/416.

Теперь поподробнее по электрички Белграда. Если в Болгарии Рижские электрички остались только в глубинке, то в Сербии — наоборот, все Рижанки кучкуются в столице. И при этом делятся на пригородно-городские и «дальние».

Начнём с пригородных. Ранее пригородными поездами Белграда занималась компания Беовоз. В 2010г появился БГ Воз — городские поезда. Три года Беовоз и БГ Воз уживались мирно, поделив пригородные и городские электрички друг с другом, а потом Беовоз закрылся, а БГ Воз не достиг масштабов Беовоза, ограничась городской чертой Белграда.

В итоге сейчас электрички ходят только в черте Белграда по трём веткам, отходящим от станции Београд-Центар. На запад — до станции Батайница, на северо-восток — до станции Овча, а на юг — до станции Ресник. В то время, как раньше, при Беовозе, на запад электрички доходили до города Инджия, а на северо-восток — до города Панчево (станция Панчево Войловица). А на юг — до городов Валево и Младеновац. Теперь же в Инджии станция вообще разобрана (вроде как на реконструкцию), а через Панчево ходят разве что «дальние» дизель-поезда на Вршац. На юг же основное движение до станции Ресник. Но есть несколько более длинных рейсов: два в сутки до города Младеновац, и четыре — до города Лазаревац. Следующий за Лазаревацем город Валево остался без электричек.

Но самое интересное — это две подземные станции в центре Белграда: Караджорджев Парк и Вуков Споменик. Они строились, как метрополитен, но до распада Югославии их доделать не успели, а в 90-ых стране стало уже не до метрополитена. Решено было подземный участок включить в систему пригородных поездов (в то время ещё Беовозовских). И если Вуков Споменик всё-таки сумели отделать, то Караджорджев Парк так и остался без отделки.

Представьте себе картину: спускаетесь по полноценному метрошному эскалатору в нормальную метрошную станцию, а к платформе вместо поезда метро подползает размалёванная электричка!

В регионах рижские электрички представлены только электропоездами «дальнего» следования, идущими из Белграда в такие города, как Парачин, Приеполе, Шид, Нови Сад (последний временно отменён в связи с реконструкцией линии Белград — Нови Сад). Принадлежат такие электрички уже не БГ Возу, а Сербским железным дорогам (Железнице Сербиjе). Правда, по российским меркам это не дальнее сообщение, а вполне себе пригород типа Москва — Рязань. Но в Сербии даже расстояние в 50 км считается страшной далью, так что расстояние в 100 километров до Шида вполне тянет на дальнее следование. Не говоря уже о Приеполе (около 270 км). При этом «дальние» электрички отличаются опрятным обликом, свежевыкрашенные, и без графити, в то время как «ближние» все страшнющие как со свалки.

Обратите внимание на эмблему на мордашке электрички. Это эмблема Железнице Сербиjе. Эмблема же БГ Воза выглядит иначе (если не замазана граффити).

Кстати, после кончины Беовоза некоторое время ходила электричка Сербских железных дорог от Овчи до Панчево Войловицы. Маршрут коротенький, но электричка на нём была «дальнего следования», с эмблемой Сербских железных дорог. Чистенькая, без граффити.

Но теперь не ходит. Тупиковое ответвление на Панчево Войловицу ныне мертво. А через станцию Панчево Главная теперь ходят только «дальние» дизели, при наличии проводов над путями.

В эту картину не вписывается размалёванная электричка на станции Нови Сад, что в 100 км от Белграда. А впрочем, сейчас на Нови Сад всё равно ничего не ходит, ибо линия разобрана.

Кстати, эта электричка в 2019г уже отремонтирована и блестит свежей краской. Так что всё логично: дальние электрички ремонтируют, поддерживают в приличном виде, а городские. страшные. Кстати, очень часто на электричках написано STUCSP, иногда просто STU, на одной — кириллицей ЦСП. Кто-нибудь в курсе что это значит?

В заключение несколько видеороликов с электричками ЭР31.

1. Сербский ЭР31 прибывает на станцию Караджорджев Парк.

2. Черногорский ЭР31 прибывает на станцию Сутоморе.

3. Македонский ЭР31 Скопье — Велес отправляется от станции Скопье.

4. Эпичное видео от немца, приехавшего в Белград. Прямо-таки фильм ужасов пополам с киберпанком.

yelkz

Yelkz

. уютный фотобложек для фотовсячины

Я вообще люблю поезда (и ездить на них, и просто глазеть), поэтому когда выдалась возможность — я в Белграде сразу пошел на вокзал посмотреть что там и как — интересно же всё-таки: столица Сербии, бывшая столица Югославии — должно быть всё очень неплохо. И в общем был немного разочарован. Само здание хотя и чувствуется, что историческое, но какое-то запущенное, как и многое в Сербии).
Но пожалуй главное что разочаровывает — небольшой размер и практически никакой траффик — как будто какая-то маленькая провинциальная конечная станция:

Читайте также  9 необычных и странных запретов в разных странах мира

Боковой вход в Ж/Д вокзал (рядом располагается стоянка и автовокзал):

Вид на привокзальную площадь:

Парадных вход в Ж/Д вокзал — вид с привокзальной площади:

А это уже здание вокзала со стороны перронов:

Запустение и какое-то уныние:

На перроне народу совсем немного, ну то есть ждут каких-то поездов — но как-то всё очень скупо (хотя и уютненько)

Поезда в основном пригородного сообщения или на небольшие дистанции (преимущественно на север). Мы сначала думали отправить в Нови Сад на электричке — но нас отговорили — не очень стабильно ходят (бывают задержки-опоздания) — поэтому мы отказались от этой идеи.
Типовые электропоезда (только в черте города с десяток ж/д станций и дальше пригороды):

А вот это уже поезд дальнего следования. Судя по тому, что всего два вагона — не пользуется особым спросом (надо сказать, что на Балканах железные дороги не особо развиты — особено в южном направлении); есть конечно дороги, преимущественно однопутки, но движения очень мало (планирую потом ещё отдельный пост про балканские ж/д и поезда):

Собственно и весь вокзал — путей не так много:

По соседству же с железнодорожным вокзалом находится автовокзал — само здание не особо приметное (много-много соединенных павильонов) — но зато здесь людей куда больше. Основной вид междугородного транспорта в Сербии (да и в бывших странах Югославии) — это автобусы:

Автовокзал со стороны посадочной зоны:

Зона выезда с автовокзала (как раз рядом с боковым входом в ж/д вокзал):

Автобусы всякие — но в основном каких-то совсем ушатанных не видели: без всяких навороченных бонусов в виде Wi-Fi или телевизоро, но вполне удобные:

Большая часть наших передвижений по Балканам осуществлялась именно рейсовыми автобусами.
Грузимся в автобус и отправляемся к нашей следующей целе — Нови Сад

Как русский скульптор Белград украшал

Сегодня это самый обсуждаемый памятник в Сербии. И самый спорный. Монумент в центре Белграда открыт в январе 2021 года. Его автор — российский скульптор Александр Рукавишников. Скульптура изображает великого жупана Стефана Неманю — создателя сербской государственности и одного из основателей Сербской Православной Церкви.

В истории каждого народа есть «отцы нации». Их деяния мы учим в школе. Фразы типа «освободил от векового рабства» или «прорубил окно в Европу» прочно оседают в мозгах. В Сербии одним из таких национальных героев является живший в XII веке Стефан Неманя.

Собственно, Сербии тогда еще не было. Небольшое горное государство называлось Рашка. Правитель страны (жупан) был вассалом Византийской империи. Жупан Стефан Неманя оказался строптивым вассалом. Когда власть в Цариграде слабела, он поднимал восстания и присоединял к Рашке земли своего сюзерена. Заключал антивизантийские союзы с венецианцами и венграми. Даже встречался с императором Фридрихом Барбароссой, желая перейти под его покровительство (Барбаросса, правда, не согласился). Византия, в ответ на демарши, отправляла в Рашку войска и устраивала карательные операции. Заканчивалось все очередным, …дцатым по счету примирением. Так и жили. В результате Рашка весьма расширила свою территорию. По европейским меркам, разумеется. Страна Стефана Немани теперь простиралась от Дуная на севере до Адриатического побережья на юге. От Боснии на западе до Скопья на востоке. Великий жупан был религиозным человеком. При нем построили множество церквей и монастырей. Некоторые, например монастырь Студеница, и сегодня являются национальным достоянием Сербии. Неманя не терпел ереси. Еретиков убивал или прогонял из страны (не забыв отобрать имущество). Так произошло с богомилами. В конце жизни, помирившись в очередной раз с Цариградом, Стефан Неманя организовал брак своего среднего сына Стефана с византийской принцессой. После чего оставил сыну престол, а сам постригся в монахи. Бывший великий жупан уехал на Святую Гору Афон, где построил монастырь Хиландар. Помогал ему младший сын Растко, тоже ставший монахом. Впоследствии мы узнаем Растко под именем Святого Саввы — первого сербского архиепископа. Сам Стефан Неманя тоже был причислен к лику святых под именем Симеона Мироточивого.

Вот такая значительная и неоднозначная личность. Которая, конечно же, заслужила быть увековеченной.

Обсуждение проекта памятника началось еще в 2016 году. Через год был объявлен международный конкурс. Победителем стал российский скульптор Александр Рукавишников. Мы знаем его, как автора памятника Высоцкому на Ваганьковском кладбище, памятников Юрию Никулину на Новодевичьем кладбище и на Цветном бульваре, памятника царю Александру II возле Храма Христа Спасителя и многих других скульптур.

Работа заняла два года. Огромная скульптура высотой 23 метра была изготовлена в России. К осени 2020 года ее по частям доставили в Сербию и начался монтаж.

Вот тогда я и заметила монумент. Много раз до этого, проходя через Савскую площадь, я обходила заборы, перешагивала через лужи, кучи камней и не могла дождаться окончания ремонтных работ. Почему-то я решила, что в центре площади разобьют клумбы. Ну, сделают фонтан, в крайнем случае. Узрев вырастающую из деревянных лесов гигантскую скульптуру, я опешила.

Узнав, что скульптор — наш соотечественник, удивилась еще больше. Теперь меня мучило любопытство. Я не могла дождаться открытия монумента.

Открытие состоялось 27 января 2021 года, на праздник святого Саввы Сербского. Оно было отмечено театрализованным представлением. Присутствовало несколько тысяч человек, в том числе сербские официальные лица и российские дипломаты. Сам скульптор Рукавишников приехать не смог. Сербский президент в своем выступлении сказал, что памятник величественный, как история Сербии, тяжелый, как история Сербии и красивый, как история Сербии.

Через пару дней после церемонии я вместе с жителями Белграда поспешила осмотреть новый монумент. К тому времени я уже знала, что сербы воспринимают памятник по-разному. Тем интереснее было.

Когда подходишь к Савской площади по Неманиной улице, скульптура великого жупана видна издалека.

Первое впечатление: нравится. Огромная фигура, выполненная в классическом стиле. Торжественная и благородная. Красивый памятник. Однако, что-то в нем смущало. Какое-то несоответствие. Слишком легко Неманя держал меч и из-за этого оружие казалось ненастоящим, игрушечным. Выражение лица и поза тоже диссонировали с мечом. Я видела много памятников лихим воякам: крепкое телосложение, бравая выправка, смелый взгляд. В отличие от них, Неманя чуть опустил голову и задумался.

Меня осенило: крест! Вместо меча должен быть крест. Сразу вспомнилась икона, где Неманя, в монашестве Симеон, стоит в очень похожей позе и с крестом в правой руке. В левой руке святой Симеон держит свиток.

Памятник тоже был со свитком. Это Хиландарская грамота — один из древнейших текстов на сербском языке. В нем Стефан Неманя подвел итоги правления и выразил свою волю перед тем, как уйти в монастырь. Иногда Хиландарскую грамоту называют декларацией сербской государственности.

Меч или крест — предмет несмолкающих дискуссий в сербском обществе. Стало известно, что первоначальный проект, одобренный на конкурсе, подразумевал именно крест. Однако, почти сразу, его заменили мечом. Злые языки отнесли это на недовольство арабских инвесторов, которые строят неподалеку большой жилой комплекс. Власти и сам скульптор это категорически отрицают. По словам президента Сербии, меч, которым Неманя защищал свою страну, олицетворяет державность. Не все сербы с этим согласны. Из бесед с белграджанами я поняла, что вопрос выбора креста или меча, в качестве символа, волнует людей.

Мой взгляд опустился на постамент. Что это за шар, на котором стоит Стефан Неманя? Может это глобус? Вроде видны контуры континентов в виде отверстий…

Нет, это оказался не глобус. Великий жупан стоял на дырявом византийском шлеме. Логично. Учитывая, что он всю жизнь воевал с Византией. Правда, сам Рукавишников пояснил, что постамент отражает преемственность сербской культуры по отношению к византийской. Странный способ выражения преемственности: продырявить и попрать ногами. Может, сербские медии, где я прочитала высказывание скульптора, что-то не так поняли?

Смотреть на дырявый византийский шлем мне было неприятно. Говорят ведь, что Москва — третий Рим и, в некотором смысле, преемница Цариграда. Уверена, сербы не хотели нас обидеть. В этой стране все очень любят русских. Почти все. В среде интеллигенции встречалась с другим к нам отношением. Кое-кто сожалел, что Неманя так и не подружился с Барбароссой и что Сербия так и не стала настоящей Европой. От шлема у меня остался нехороший осадочек.

Зато под шлемом находился красивый золотой шар, покрытый орнаментом.

Ретро-поезда

Путешествие на ретро—поездах .
Можно отправиться в путешествие по стране и на одном из ретро-поездов, которые сами по себе могут считаться музейными экспонатами. В Сербии 3 таких поезда.
Ретро-поезд «Романтика», курсирующий между Белградом и городами Нови Сад, Сремски-Карловци, Пожаревац, Смедерево, Белая Церковь. Есть отдельный однодневный маршрут «Романтикой» до «Шарганской осмицы» на Мокрой Горе. Обычно поездки организуются сербскими железными дорогами в то время, когда в городах Сербии, куда можно добраться по ж/д, проходят различные праздники и мероприятия.
Каждую первую субботу месяца «Романтика» (Romantika) ходит из Белграда в город Сремски-Карловци. Выезд из Белграда — в 9.42, прибытие в Сремски-Карловци — в 11.15. Обратно поезд отправляется в 18.00, прибытие в сербскую столицу — в 19.35. Стоимость билета для взрослых в 1-м классе — 444 динара (3,6 евро), во 2-м классе — 370 динаров (3 евро), в 3-м классе — 308 динаров (2,5 евро). Для детей поездка обойдется в 222 динара (1,8 евро).
Внутри этот поезд выглядит точно так же, как в 1945 году, когда он впервые вышел из локомотивного депо. В состав поезда «Романтика» входят вагоны первого, второго и третьего классов, а также вагон-ресторан. Вагоны были специально модернизированы для удовлетворения запросов современных туристов. Поезд «Романтика» осуществляет туристические поездки в высокий сезон уже 15 лет подряд. Расписание и направления каждый год публикуются на сайте http://www.serbianrailways.com/active/en/home.html.
Начало сезона-апрель, окончание сезона –сентябрь. Билеты продаются на центральном железнодорожном вокзале Белграда.

Читайте также  Отель, выбитый в скале, поражает своим комфортом

«Голубой поезд» — тезка и почти полная копия того самого состава, на котором по стране перемещался Иосип Броз Тито. Вагоны покрасили в голубой цвет, чтобы отличать от других поездов. В Сербии его называют «Plavivoz». Внутри этот поезд выглядиткак неплохой отель с налетом старины. Здесь есть три превосходно устроенных вагона класса люкс, хороший ресторан и даже конференц-зал. С 1956 по 1980 год Тито проехал на нем в разные страны 600 000 км, прокатил 60 государственных деятелей из разных стран, в том числе и королеву Великобритании Елизавету II. Максимально поезд мог развить скорость 140 км/ч, но выше 100 км/ч никогда не разгонялся. Локомотивы делали в Германии. Вагоны производились в сербском Смедерево и словенском Мариборе. Голубой поезд обладал собственной мини-электростанцией, работал кондиционер. Последние 4 электро-дизельных локомотива заказывались в 1978 г. в США на General Motors Electro-Motive. Последний раз «Голубой поезд» с маршалом проделал путь 5 мая 1980 года, когда вез тело Тито из Любляны в Белград. Многие югославы вышли к ж/д линии, чтобы попрощаться с любимым правителем.

После смерти Тито поезд простоял почти четверть века. С 2004 года Голубой поезд начал совершать туристические поездки по Сербии и Черногории, 30- 40 путешествий в год. Только в летний сезон на британских туристах «Сербские ж/д» зарабатывают 40- 50 тысяч евро. Кто-то любит эпоху Тито, кто-то работал в Югославии, а кто-то — фанат интересных ж/д маршрутов и поездов. На сайте «Сербских ж/д» написано, что можно арендовать Голубой поезд минимум на 12 часов. Цена из Белграда до Ужице — 2347 евро, до Суботицы — 2260 евро, до Врнячкой бани — 2741 евро. Это минимальный прайс за весь поезд. Также информацию можете получить в Ж/д Сербии по тел. +381 (0) 11 361 8308 или по почте plavi.voz@srbrail.rs. Конечные точки его маршрутов из сербской столицы – Ужице, Врнячка баня, Суботица. Постоянного расписания у «Голубого поезда» нет: его можно лишь нанять, причём только в пределах Сербии. Поезд отправляется с Центрального железнодорожного вокзала.

Ретро-поезд «Ностальгия» и «Шарганска Осмица» на Мокрой Горе.
Если смотреть на эту горную железную дорогу сверху, то она будет напоминать цифру 8, за что, собственно, и получила свое название. По пути одноколейка проходит два десятка туннелей и делает такие витиеватые повороты, что иной раз до следующей станции быстрее дойти пешком, немного поднявшись в гору, чем ждать поезд, огибающий сложный рельеф. Из-за этих «критических» перепадов высот на перегонах зимой железная дорога не используется
Ретро-поезд «Ностальгия» отправляется со станции Мокра Гора. Время в пути туда и обратно — 2,5 часа. Девиз поезда — «Почувствуйте дух прошлых времен».
Летнее расписание ретро-поезда «Ностальгия»
Мокра Гора. Шарган-Витаси. Мокра Гора.
(отправление) ( прибытие-отправление) (обратное отправление)
8.00 h ** 8.41 h ** 10.00 h **
10.30 h 11.07 h — 11.20 h 13.00 h
13.30 h 14.07 h — 14.27 h 15.48 h
16.10 h* 16.47 h — 17.07 h* 18.33 h*
* Дополнительный поезд, который будет ходить с 1 июля по 31 августа 2016 года.
** Дополнительный поезд по необходимости (по праздникам). Также можно нанять.
Заказ билетов: +381(0)31510288, faks: +381 (0) 31 510688, buking.sargan8@srbrail.rs
Туристическое Агенство «Želturist»: +381 (0) 11 3629 742, agencija@zelturist.rs
Добраться до Мокрой Горы проще всего автобусами или автостопом из города Ужице (примерно 40 км). В Ужице из Белграда ходит много поездов и автобусов.
Отрезок железнодорожного пути Ужице – Вардиште был спроектирован в 1903. году. Но строительство постоянно прерывалось: не хватало не только средств, но и технического опыта. Самая интересная и в то же время самая трудная задача на этой части трассы заключалась в решении проблемы разности высот Мокрогорской котловины и Шарганского перевала. Эту проблему решили посредством известной шарганской „восьмёрки“, двадцати двух тоннелей и десяти мостов. В 1925 году, принимая законченную железную дорогу, король Александр воскликнул, что готов дать по грамму золота за каждый грамм отвоёванных у гор камней – так венценосная особа была поражена и горда результатом труда инженеров и рабочих.
Надо сказать, что «Шарганска осмица» унесла немало человеческих жизней. Строительство началось в 1916 году с территории ещё австро-венгерской Боснии, но тогда было пройдено всего девять километров пути. Работы прекратились после обрушения перекрытий и гибели двухсот работавших здесь военнопленных, русских и итальянцев. Через несколько лет, отчаявшись найти ошибку в проекте шарганского тоннеля, покончил с собой один из инженеров. Не удивительно, что первый состав, отправившийся в путь из Ужице через Вышеград и Сараево на Дубровник, пришло проводить огромное количество людей, а пресса назвала открытие «Шарганской осмицы» чудом. Поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней, от г. Ужице через Шарганский перевал в Вышеград. Из Боснии в Сербию перевозили сырьё (уголь, дерево, строительные материалы), а из Сербии в Боснию везли промышленные и сельскохозяйственные продукты. 28 февраля 1974 года движение прекратилось из-за нерентабельности.
В 1999 году, по инициативе жителей ужицкого края, началась реконструкция «Восьмёрки». Из Музея железных дорог были доставлены вагоны и локомотив Чира. Железнодорожное сообщение Мокрая Гора – Шарган – Витаси было торжественно открыто 28 августа 2004 года. Дорога обрела новую жизнь — по восстановленному участку в 15,5 км ежедневно ходят 2 — 4 состава. Она работает как туристический аттракцион, интересный не только любителям старинных семафоров и водокачек, но и фанатам Эмира Кустурицы, снявшего здесь свою киноленту «Жизнь как чудо». У туристов она пользуется большой популярностью. Они с восторгом узнают знакомые по фильму места , особенно станцию Голубичи, где происходило действие фильма. После окончания съёмок Эмир Кустурица на горе Мечавник построил этно-село Дрвенград. С Мечавника на ж.д. станцию Мокра Гора можно спуститься пешком за 8-10 минут.
От станции «Мокра Гора» до станции «Шарган» поезд идет без остановки, а на обратном пути останавливается на пяти станциях — смотровых площадках, откуда туристы могут запечатлеть красоту окружающих долин и гор. На одной из них — Jatare — являющейся также «управой» дороги-музея, поезд останавливается на 20 минут возле уютного и гостеприимного ресторана, угощающего каждого путника блюдами традиционной сербской кухни. Также к этой станции можно подъехать на автомобиле по нижней дороге. На конечной станции расположено своеобразного депо — это технический центр Дороги. Поезд стоит минут 5–7 — в это время тепловоз перецепляется на другой конец состава. На «Шарганской осмице» можно заказать проведение различных корпоративных мероприятий. На станции Мокра Гора рядом с вокзалом находится мотель «ŠarganskaOsmica». Он располагает железнодорожным музеем, рестораном местной кухни и конференц-залом. По отдельному расписанию поезд «Ностальгия» ходит по маршруту Мокра Гора – Вышеград( Босния и Герцеговина).
Интернет-страница «Шарганска Осмица» http://www.sarganskaosmica.rs/index.html
Сайт Мечавник-Дрвенградhttp://www.mecavnik.info/

Советы туристу. От авторов. Необходимо заранее подумать о билетах. Когда мы приехали и разместились в гостинице Мечавника , решили сходить на разведку на железнодорожную станцию «Мокра Гора». Идти было недалеко, 10 минут пешком по тропинке с горы, которую нам показал местный служитель. Чутьё нас не подвело. Билеты заранее купить не удалось. В билетной кассе нам дали телефон и сказали позвонить завтра утром в 8-00. Утром мы позвонили. По телефону сказали что билетов нет. Стали объяснять, что мы из России и что всю жизнь мечтали прокатиться по этой дороге. В ответ услышали, что есть три билета и надо быстро их купить. Мы очень быстро собрались и уже на машине опять спустились с горы. Купили два билета (по 600 динар за билет) и уже на станции остались ждать поезда, который отправлялся в 10-30 утра. Билеты оказались стоячими. Но мы нисколько не пожалели об этом. Да и стоять как бы было некогда. Кстати все сидячие места в поезде были заняты детьми. Вот такое патриотическое воспитание молодого поколения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: