Бурятский сникерс. Чем угощают на дальних стойбищах - KRINTEL.RU

Бурятский сникерс. Чем угощают на дальних стойбищах

Бурятский сникерс. Чем угощают на дальних стойбищах.

Незатейливо всё, но пока пост писал слюни глотал, а ночь на дворе, после шести холодильник замкнули и ключ спрятали. А с утра гречка колом в горле, так хоть вспомнить, посмотреть…
…Гости на пороге! Буряты и сойоты с дальних пастбищ едва услышав редкий в этих местах звук двигателя надрывно ползущей машины, начинают накрывать на стол…

Нет, разносолов вы тут не увидите, места не те, магазинов и огородов здесь нет, всё сурово и просто.
На первом же стойбище до которого ехали с Орлика около полутора часов, преодолев по бездорожью перевал с отметкой высоты 2000 метров и далее вверх по замёрзшей реке, удивил горячий солёный зутран сай.
Чай с молоком яка и мукой, чтоб его приготовить жарят пшеницу и максимально её измельчают. В кастрюле нужно смешать чай с маслом и зерном и поварить двадцать минут на медленном огне.

Масло яка, хлеб да сахар — три кита, три источника, три составляющие. А вот боовы и картошка это уже вариации.

В следующие два дня, куда бы мы не заехали и как далеко от цивилизации это не было, три компонента, масло, сахар и хлеб, всегда стояли на столе.
Масло яка, чуть солоновато, с начала необычно как то, но не долго, есть изюминка. К тому же именно ячье масло встречается редко, в основном на столах более привычное коровье.
Ну как привычное, опять же, не чета даже самому лучшему магазинному, здесь всё вкуснее.

Сахар, как и масло обычно ставят в глубоких и широких тарелках или плошках. К маслу обязательно ложки, чтоб класть, а не мазать его на хлеб.
А вот к сахару ложек не предусматривают, хлеб маслом вниз просто принято макать в него, ну или зачерпывать.

Хозяйка довольна, уж очень редко сюда кто то заезжает, а тут и медицина и ветеринары, полиция, МЧС и даже пограничник с главой района!
Идёт объезд стойбищ района главой, для того чтоб объехать всех уходит четырнадцать дней по перевалам без дорог, замёрзшим рекам и наледям, по камням и снежным заносам.
Гости приехали — еду на стол!

А здесь кабан, не понял дикий или свой. Хотя свиней я не замечал в хозяйствах, яки, коровы, реже бараны да козы.

Дорога зовёт. Молоко пили? С магазина наверное? А вот такое?!

Сникерс, сникерс бурятский когда? Будет скоро.
Хлеб, масло, сахар хорошо, а голубика ещё лучше, буквально за порогом росла летом.

В обед на одном из стойбищ был шулэн. Отчего то не снял, сильно есть наверное хотел, а шулэн был горяч! Но карточка из дома у меня таки есть, хотя там, на стойбище он понаваристей.

Ну а теперь нетерпеливый читатель, вот он бурятский сникерс! Арбин — конский жир с сырой печенью, замороженный и тонко нарезан, да со своим хлебом, да на свежем морозном воздухе саянских гор!
К такому нужно готовиться, с первым куском привыкаешь, второй уже смакуешь, а третий глотаешь от жадности не пережёвывая.

А к полночи, как приехали, в гостинице нас ждал такой сюрприз, сочные позы или буузы (кому как нравится), замороженный солёный хариус, обитатель саянских рек, да конский жир арбин.
Арбин и бурятский сникерс стали для меня гастрономическим открытием года!

А вот мяса яка я так и не попробовал, так что если кто из Оки меня читает, да вдруг ещё в город поедет… ну в общем… подмигиваю!

Зай, хубаа, Улаан-Удэ хото ерэбэл hарлагай маха абаад ерээрэй, ушоо нэгэ заа арбин ба буряадайнгаа сникерс абааhаа бэрхэ болохош. Биш ехээр гэдhээ улдоод байнаб.
Нэгэ заа туража байнаб)))

Аха — это северная Шамбала, одно из излюбленных мест горных божеств идам и дакинь. Место славы Гэсэра. Место, где в узких долинах пасутся стада яков.
Продолжение следует…

Покочуем по Бурятии с Байгал Трэвэл

Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!

Монгольский чай и бурятский трон: сахалинцы слепили более сотни бууз и угостили друг друга

В парке Южно-Сахалинска прошел красочный национальный фестиваль

В День независимости России в Южно-Сахалинске прошел фестиваль бууз — «Буузын баяр». Национальный уголок с самой настоящей юртой и полевой кухней 12 июня развернулся в городском парке культуры и отдыха имени Юрия Гагарина.

Корреспондент astv.ru раскрывает секреты кулинарных блюд и рассказывает как все прошло.

Буузы — душа народа

Самой увлекательной частью праздника стал мастер-класс по лепке и варке бууз. Первые желающие налепили два подноса и сварили около 50 круглых «пирожков», отправив их томиться на пару.

Так как гостей на праздник приходило всё больше и больше, подсчёт выдаваемой продукции уже никто не вёл, а пароварка, украшенная национальным рисунком, ни разу не сходила с газовой плиты.

— В Бурятии не случайно говорят, что буузы — это душа народа, которую чувствуешь с первого укуса. В каждом районе свои тонкости приготовления, свои секреты. Без них не обходится ни один праздник, и мы хотим, чтобы сахалинцы почувствовали весь этот праздничный настрой наших земляков, — поделилась с astv.ru глава «Землячества Бурятии Байкал» Ольга Цырендоржиева.

На Сахалине живут тысячи бурятов, которые держат связь друг с другом не только внутри острова, но и на материке. Сами по себе эти люди очень гостеприимные и душевные, с удовольствием готовы поделиться кулинарными и другими традициями.

— Считаю, это лучше всего сближает людей разных национальностей, живущих на нашем замечательном острове. В этом году мы выиграли грант, благодаря которому стало возможным проведение «Буузын баяр», — добавила Ольга.

О гранте подробнее рассказала ведущий советник департамента общественной коммуникаций правительства Сахалинской области Елена Ульянова.

— Проект поддержало правительство Сахалинской области. Организация была участником первого конкурса в этом году. Землячество Бурятии у нас частые участники. На этот раз мы выделили им 300 тысяч рублей, так как понимаем значимость таких мероприятий. Вопросы сохранения культуры других народов и их особенности у нас в приоритете. Это было и главным посылом конкурса, — рассказала Елена Ульянова.

Легенды и секреты

Буузы — традиционное бурятское и монгольское блюдо. Оно имеет интересную историю и, к удивлению, в одной «пельмешке» скрыто много сакрального смысла.

По легенде почти четыреста лет тому назад глава тибетских лам пригласил в гости бурят, а к их приезду приказал приготовить «мясо, завернутое в тесто». Шарики из рубленого мяса с салом оборачивали тестом, оставляя небольшое отверстие, вокруг которого делали ровно 33 защипа.

Почему именно столько? Такое количество складок было в одеждах тибетских священнослужителей. По хитрой задумке главы, это блюдо должно было символизировать повиновение и поклонение бурятских племен буддизму. Однако, чтобы умудриться сделать именно 33 складочки, нужно практиковаться и практиковаться.

— Буузы изготавливаются из экологически чистого мяса. Смешивают говядину, свинину, лук, перец, соль. Больше ничего лишнего. Добавляем немного воды для сочности. Тесто замешиваем и оставляем на полчаса. Дальше все делают по разному, кто-то делает круги стаканчиком, раскатывая тесто скалкой. Я, например, делают колбаску, затем нарезаю её на шарики и формирую равномерные тонкие круги, — рассказала участница фестиваля Эржени Базарова.

При этом в буузе важно оставить небольшую симпатичную дырочку сверху. Главное действительно небольшую, иначе получится пареный эчпочмак. Ее наличие объясняется не только тем, чтобы защитить конструкцию от лопанья и сохранить ценный сок. Но также имеет и другой смысл.

Когда далекие предки придумали буузы, за основу они брали устройство юрты. В круглом по форме жилище в середине располагался очаг, дым выходил из отверстия в крыше. Так и буузы внешне напоминают аппетитные мини-юрточки.

— В приготовлении бууз надо вкладывать всю душу. Это главный секрет. Тесто должно быть тонким, а в мясо не нужно добавлять ничего лишнего. Оно само по себе прекрасно раскроется на пару и даст все соки, — рассказала ведущая мастер-класса по лепке бууз Бальжима Баданова.

Рецепт

Ингредиенты:
  • Пшеничная мука — 500 г.;
  • Говяжий фарш — 500 г.;
  • Свинина — 200 г.;
  • Лук — 1 головка.;
  • Вода — 300 мл.;
  • Куриное яйцо — 1 штука;
  • Соль — 2 чайные ложки;
  • Молотый черный перец — щепотка.
Приготовление:

1. Пропустите через мясорубку говядину, свинину, лук, добавьте соль, перец и немного воды, примерно 1-2 столовых ложки. Перемешайте всё и оставьте до тех пор, пока не приготовите тесто.

2. Тесто не должно быть слишком твердым, так как при лепке может пострадать форма изделия. Высыпьте муку на стол, сделайте отверстие и влейте туда 1 яйцо. Можно добавить чуточку соли, а затем стакан или чуть меньше стакана воды. Затем нужно месить тесто руками до тех пор, пока оно не станет мягким, но в то же время упругим (примерно 15 минут).

3. Далее из теста нужно сформировать колбаску и делить ее на небольшие куски. Из этих кусочков сформировать шарики и их раскатать.

4. В раскатанные куски теста нужно положить примерно по 1 столовой ложке фарша и начать защипывать по кругу.

5. Поместить буузы в пароварку, предварительно смазав маслом нижнюю часть, и поставить вариться на 15-20 минут. Через 20 минут можете уже наслаждаться этим блюдом.

Мастерство поедания

Также гостям фестиваля предложили продемонстрировать свое мастерство поедания. Однако не все так просто. Помимо того, что буузы нужно правильно приготовить, их нужно правильно съесть.

Правило № 1. Кушать буузы надо руками, а людей, которые пытаются подцепить блюдо вилкой или ложкой, можно обвинить в кощунстве.

Гости фестиваля все как один совершали одну и ту же ошибку — делали один большой укус, и весь мясной сок выливался на подбородок и футболку. А всё потому, что они не знали правило № 2: надо аккуратно надкусывать пельмешек снизу. Сначала нужно выпить через узкую дырочку сок (внутрь можно добавить соевый соус, майонез или соус «Чили») и только после этого съедать весь бууз.

К столу для большего аппетита и создания атмосферы можно добавить горячий монгольский черный чай со свежим молоком.

Еда на рога

Помимо лепки и варки, жителям города организовали концерт с песнями и танцами. Молодежь и совсем юные сахалинцы ходили по парку в народных костюмах и радовали окружающих.

Одной из достопримечательностей также стала огромная юрта, в которой прошла небольшая выставка. На ней можно было увидеть музыкальный инструмент моринхур и самый настоящий деревянный бурятский трон.

Читайте также  Дом с двадцатидолларовой банкноты

Помимо этого, сахалинцам предложили сыграть в бараньи костяшки или в лодыжки — шагай наадан. Шагай — это специальным способом обработанные кости овец. Правила игры разные, но достаточно простые — нужно своими шагай сбить кости противника.

Также предложили еще одну народную забаву — поймать буузы на рога крупного скота, которые заранее отшлифовали и разукрасили на народный лад. Крепят «пельмешку» на нитку и движением одной руки нужно умудриться нацепить ее на рог.

Тут конечно же бууза была импровизированной и заменил её поролоновый мячик, потому что, как мы знаем с детства, играть с едой нельзя.

Солнце на голове

Отдельно гостям праздника запомнились костюмы. Традиции в национальной одежде бурят связаны, прежде всего, с кочевым образом жизни и суровым континентальным климатом, с резкими перепадами температур. Скотоводство обусловило выбор материалов, из которых шилась одежда.

Мужской халат обычно мастерили из тканей синего цвета, иногда коричневого, темно-зеленого, бордового. Костюм изготавливался из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса.

— Национальная одежда бурят максимально удобная. Так как раньше в основном народ передвигался по бескрайним степям на лошадях, нужна была надежная защита от ветра. Для этого у мужчин были прямые халаты, которые запахиваются крест-накрест, защищая спину, грудь и горло, — рассказал член землячества Бато Доржиев.

Также обязательно должна присутствовать шапка. Она конической формы отороченная бархатом или мехом, которая наверху завершается серебряным навершием.

— Шапка имеет тоже свои особенности, она конусовидная, а из самого кончика выходят красные нити, которые символизирую лучи солнца. Нижняя часть в летнее время подворачивается, а в зимнее разгибается, прикрывая уши, — добавил Бато.

Позы или буузы?

Интересный факт: раньше буузы называли по-другому — позы. Однако с 2008 года на различных дискуссионных площадках развернулись массовые споры о переименовании устоявшегося в России названия. Предложили вариант: позы заменить на буузы, фонетически более правильно передающий бурятское название.

Другой аргумент переименования — ассоциации с этим словом часто служат предметом шуток, большей частью у приезжих людей, незнакомых с позами-буузами. Однако противники переименования ссылаются на узус, языковую привычку большинства жителей и на то, что в Бурятии уживаются оба наименования.

О старике Луне и сурке (бурятская сказка)

Вы здесь

Новости ogirk.ru

  • Активнее всего в Иркутской области голосуют избиратели округа №93
  • В ТОСЭР в Усолье-Сибирском предлагают расширить перечень видов экономической деятельности
  • Сотрудников авиалесоохраны наградили за тушение пожара в Катангском районе
  • Модельная библиотека открылась в Усолье-Сибирском
  • В центре Иркутска открыли новую подстанцию скорой медицинской помощи

Когда люди покинули пещеру – они начали умирать. И первым умер старик по имени Луна.
Все сказали:
– О-о, наш старик умер! Кто будет заботиться о нас теперь, когда этот старик умер?
Итак, они жили там себе, жили, но в конце концов откочевали. Там было маленькое озерцо, из которого они пили воду, и они жили поблизости от него. А когда вода высохла, они ушли и стали жить у реки. Они устроили на новом месте становище.
А на их покинутой стоянке созрели ягоды малины. Когда они созрели, люди ушли из своего нового становища, они вернулись, чтобы собирать малину. Он приходили и собирали их, а потом относили их домой.
И вот однажды женщины пошли собирать малину. И с ними пошёл сурок. Сурки жили тогда вместе с людьми. Они рыли свои норы вокруг стойбищ. Они приходили в стойбища, и люди не гнали их, люди давали им кусочки еды, а маленькие дети играли с ними Когда они пришли в заросли кустов малины, женщины начали собирать ягоду. А сурок был маленький, он не мог достать спелые ягоды. Женщины сказали ему:
– Видишь, мы собираем красные ягоды, а едим белые. Ешь и ты белые!
И сурок ел белые ягоды. Неспелые, невкусные белые ягоды.
Когда их мешки наполнились, женщины отнесли свою ношу к маленькому озерцу и сели на берегу. Потом они сказали:
– Сурок, попробуй-ка красные ягоды.
Сурок попробовал и закричал:
– Вы, зачем вы меня обманули?
– Ой-ой, – закричал сурок, – ой-ой, как у меня болит живот! – И он убежал.
А все женщины засмеялись и ушли в стойбище.
Сурок бежал – у него болел живот. А неподалеку был погребён старик Луна. И сурок услышал удары палки. Старику Луне удалось где-то раздобыть дубинку, и теперь он сидел у выхода из своей могилы, где его похоронили. Он расширял отверстие. Он сидел там и бил своей палкой: «Ца! Ца! Ца! Ца!»
«Кто это?» – спросил себя сурок.
Он оглядывался вокруг в поисках того, кто стучит, но не находил. Он чуть было не прошёл мимо, но старик Луна позвал:
– Эй!
Сурок обернулся. Старик Луна сказал:
– Подойди сюда!
Сурок замер от страха, а старик Луна крикнул оттуда, где он сидел:
– Быстрее иди сюда!
Сурок подумал:
– Кто бы это мог быть? Ведь этот человек давно умер!
Но он подошёл ближе. Старик Луна сказал:
– Подойди поближе, я ничего тебе не сделаю. Да и что я могу тебе сделать?!
Но сурок не подходил. Старик Луна долго звал его, сурок осмелел и шагнул вперёд. А старик Луна ухватился за корень и втянул сурка в отверстие вместе с корнем. Старик сказал:
– Ты что, боишься меня? Я ведь живой, я тот же, кого ты прежде знал. Я не причиню тебе вреда, я просто хочу сказать тебе кое-что. Передай же мои слова остальным. Если отправлю тебя своим посыльным, ты сделаешь это для меня?
Сурок ответил:
– Да, конечно.
Тогда старик Луна сказал:
– Беги к людям и скажи, что тот, кто умрёт, так же как и я, вернётся к жизни. Он умрёт и возродится. Он не умрёт навсегда, нет, он умрёт и снова вернётся к жизни. Так люди будут жить вечно и никогда не умрут.
Сурок ответил:
– Я передам твои слова.
– Всё ли ты понял правильно то, что я говорил?
– Да, я всё понял, – ответил сурок.
И вот он побежал, догнал людей, идущих на новое стойбище и крикнул, чтобы они остановились. Затем он сказал:
– Старик Луна говорит, что когда вы умрёте, то вы умрёте навсегда и никогда больше не оживёте снова! И он говорит, что останки умерших будут разлагаться и скверно пахнуть.
Люди спрашивали себя:
– Откуда он взялся, тот, что говорит подобные вещи?
Сурок сказал:
– Вот что старик Луна велел мне передать вам: он сказал, что вы будете умирать, не смейте возвращаться к жизни!
И сурок повернулся и ушёл. Он был очень обижен на людей, и потому обманул их.
Люди спрашивали друг друга:
– Кто это такой, что принёс нам такую весть?
Тем временем сурок побежал к старику Луне. Он хотел поскорее вернуться и сказать ему, что передал людям. Он вошёл в нору и подошёл к старику Луне.
– Что ты сказал людям? – спросил старик Луна.
– Я передал им, что они умрут и не вернутся, и что останки умерших будут скверно пахнуть.
Тогда старик Луна страшно рассердился, схватил топор и рассёк сурку губу топором. С тех пор у сурков губа рассечена.
А старик Луна сказал:
– Ты обманул меня и людей, теперь люди будут умирать! За это ты всегда будешь жить в таких норах, как эта, и всегда будешь бояться людей, а они будут всегда охотиться на твоих потомков и убивать их, чтобы съесть.
У сурка очень болел живот. Он испугался того, что сказал ему старик Луна, и обрызгал его лицо калом. Луна вытер лицо, но пятна на нём остались. А сурок убежал. Старик Луна же вышел из норы и поднялся на небо. И теперь луна умирает и оживает снова, а люди не оживают.
А сурок прячется в норе или в тени, когда выходит луна, или когда идут люди.

Источник: Информационно-художественное энциклопедическое издание «Мир Байкала»

Место встречи — Бакалдын

На амурском фестивале эвенки веселились и присматривались друг к другу

«Дорово гиркил! Дорово матал! Здравствуйте, земляки и друзья!» — хозяева праздника из родовой общины Улгэн села Ивановского Селемджинского района встречают гостей лучезарными улыбками, национальными лепешками, мятным чаем и брусничным морсом. На фестиваль «Кочевье Севера», приуроченный к 120-летию эвенкийского села, съехалось более ста представителей кочевого народа из Зейского, Тындинского и Мазановского районов.

Поздравить своих соотечественников прибыли эвенки со всех уголков необъятной России. На Бакалдыне побывали и корреспонденты АП.

Дым очищает наши души

«Гори, гори, наш костер, хорошие люди приехали», — радушные ивановцы подбрасывают очередную порцию дров в огромные чэпкачаны, окуривают пространство можжевеловыми веточками. По старому эвенкийскому обычаю, чтобы предстать на празднике после дальней трудной дороги с чистой душой, без злых помыслов, необходимо совершить обряд Улгани (очищение). Под удары бубна, гортанное пение и звук хомуса, как мантра, звучит эвенкийское заклятье: «Костер сжигает все дурное, дым очищает наши души. И жизни нить — полоска ткани соединится с жизнью древа. А значит, наша жизнь в руках божества Энэкэн Буга (бабушка огонь)». Все гости проходят следующий этап — обряд кормления огня Имты. Для этого необходимо отломить кусочек тэпэмэ (национальной пресной лепешки) и бросить в огонь. Ворота на Бакалдын открыты. Кем бы ты ни был, в амурской Эвенкии тебя дружелюбно встретят, дадут согреться у огня, накормят досыта и отпустят с миром, ничего не требуя в награду. Таков обычай тайги.

Задорной пляской и пением открыл фестиваль «Кочевье Севера» народный ансамбль «Дюгэлдын» из села Ивановского. Из национальных амурских коллективов он самый молодой — «Дюгэлдыну» всего два года, но он известен далеко за пределами области. Месяц назад эвенкийские танцоры взяли Гран-при на фестивале в Находке, обойдя не только ансамбли коренных народов Севера, но и темпераментных кавказцев. Плавный эвенкийский хоровод йо-хорье одержал победу над зажигательной лезгинкой.

К празднику тщательно подготовились все родовые общины. Ансамбль «Гудяй Дуннэ» (Красивая земля) из Усть-Нюкжи специально сшил летние и зимние костюмы, разучил новые танцы. В горах стоит тридцатиградусная жара, не знаешь, что с себя снять, а эвенкийским ребятишкам все нипочем. На палящем солнце лопаются бубны, а они задорно пляшут в мехах, шубах и унтах, дарят свои песни и улыбки зрителям.

Читайте также  Музей среди музеев

— Бакалдын — хороший повод присмотреть себе жениха или невесту из других родовых общин, — рассказывает глава Ивановского сельсовета Сергей Никифоров, поправляя вышитый бисером галстук. — Это древняя эвенкийская традиция была утеряна, но, к счастью, десять лет назад она возродилась. У малых народов есть большое будущее. Честь и хвала этим людям, которые в условиях 21-го века сохраняют свой быт, традиции предков и живут в гармонии с природой.

«Орон ачин, эвенки ачин»

Какой же праздник без оленей! Как на грех, к стойбищу совхоза «Улгэн» незадолго до торжественного мероприятия близко подошли волки, поэтому стадо пришлось перегонять далеко в тайгу. Оленевод Андрей Никифоров на свой страх и риск решил привести оленью упряжку — порадовать детвору. Поспел к самому разгару кочевого фестиваля. Спрашиваю у мужчины, какой путь ему пришлось преодолеть? «Да не знаю, два раза останавливался чаю попить», — не шутит Никифоров.

— Он прошел более пятидесяти километров, — уточняет директор ивановского детского сада «Звездочка», преподаватель эвенкийского языка Елена Тимофеева. — Сейчас наше стойбище находится почти в Хабаровском крае. Раз он сказал, два раза чай попил, значит, шел два дня.

Сын Андрея Никифорова Никита и племянник Денис Сафронов обрадовались встрече. Они не виделись несколько недель.

— Я сам все каникулы в стойбище провожу, за оленями ухаживаю, — рассказывает четырнадцатилетний Никита Никифоров. — После праздника сразу в тайгу к отцу махну. Там буду помогать: жечь огни и дымокуры, отгонять мух и паутов, привязывать оленей. Осенью буду их доить. У меня даже свое подопечное стадо есть. Здесь говорят: «Орон ачин, эвенки ачин». Нет оленя — нет эвенка». Школу закончу, в оленеводы пойду, как папа. Олень — дикий зверь. Если медведя можно научить кататься на велосипеде, то олени дрессировке не поддаются. Они добрые звери, слушаются, дают себя погладить, только их нельзя брать за рога. Зрительная память у них хорошая: если обидел, больше к нему не подойдешь.

Денис Сафронов уже поступил в педагогический колледж на художественно-графическое отделение. Парень также собирается после учебы вернуться в родное село — учить детей рисовать картины, сохранять культуру и традиции народа.

Чем богаты, тем и рады

Каждая родовая община обрастает своими легендами, обрядами, танцами и национальными промыслами. Дети природы — так называют этот маленький, но очень талантливый народ. Считается, что таких красок, как в эвенкийских узорах, нигде не встретишь. На выставке декоративно-прикладного творчества можно не только полюбоваться на изделия, но и поделиться опытом.

Анастасия Александрова — учитель труда в Ивановской средней школе. Помимо общей программы, она учит девочек народным промыслам: шитью меховой одежды, вышивке и бисероплетению. Этим искусством занималась ее бабушка, которая была почетным охотником, оленеводом и большой рукодельницей.

Детская шубка из оленины и шапочка из тарбагана (сурка) — лучшая одежда. В ледяной Усть-Нюкже китайский ширпотреб не спасет, поэтому местный люд хорошо утепляется. Как рассказала тындинская мастерица Оксана Мальчакитова, оленья шкура в мороз согревает, в жару — охлаждает. Эвенкийская сумка иммак — термос и холодильник в одном флаконе. Выполненная из бересты и обшитая оленьей шкурой, она надолго сохраняет тепло и прохладу.

Французы считают эвенков большими щеголями и законодателями моды среди коренных малочисленных народов Севера. Их наряды — образцы для подражания и кладезь модных идей. Делегация «Юктакан» из села Бомнак Зейского района поразила зрителей не только национальной, но и современной авангардной эвенкийской одеждой. Футуристические платья, конструкции, изображающие журавлей, огонь и воду, никого не могли оставить равнодушными. Создатель коллекции, учитель технологии Марина Захарова — настоящий самородок. За свой талант она получила специальный приз за мастерство.

Как призналась Марина Михайловна, она никогда не училась на модельера. Творчество идет от души, а вдохновляет ее родная северная природа. «Еще в детстве мне показали, как кроить на бересте и на шкуре оленя. Я прикладывала ногу и шила тапочки, прикладывала руку — шила рукавицы», — замечает Марина Захарова.

Заходите в наш чум — наши двери открыты

Вечером всех участников и гостей фестиваля ждали этнодискотека и фейерверк. Под музыку дети носились по стадиону, без устали прыгали и скакали. Пока одни гуляли до утра, другие готовились ко второму конкурсному дню. Эвенкийские хозяюшки чума на допотопных буржуйках пекли лепешки, стряпали котлетки и оладушки, варили олений холодец, потроха, язык (инни), костный мозг (уман) и суп (силлэй). А заодно рассказывали, что олень съедается полностью, даже с копытами и молодыми рожками. Сухожилья высушиваются и оставляются впрок, потом в тайге из них готовят желейный бульон.

— Собрались ехать на фестиваль, а оленины нет. Не сезон, — жалуется эвенкийская блондинка из села Первомайского Людмила Антонова. — Стали бегать, просить селян поделиться мясом. Привезли много мороженой оленины и уже здесь поделились с другими родовыми общинами. Какая тут может быть конкуренция?

На следующий день столы в богато украшенных праздничных чумах ломились от яств. Чего здесь только не было, даже оленье молоко — по жирности оно на втором месте после слоновьего. Каждая из пяти хозяюшек старалась задобрить жюри и удивить гостей. И здесь не просто угощали, а проделывали разные обряды. В этом конкурсе победу одержала Галина Соловьева из села Ивановского — она представила более 15 блюд. Красавицей «Химуктыкан» (Брусничка) стала 19-летняя студентка амурского училища культуры и руководитель народного ансамбля из Бомнака Настя Анн. Она признана эталоном эвенкийской красоты. В северном троеборье самыми сильными и ловкими стали команды из сел Усть-Нюкжа и Первомайское Тындинского района.

400 эвенков проживают в селе Ивановском Селемджинского района. Еще десять лет назад здесь было 300 человек.

600 оленей содержится в стадах хозяйства «Улгэн». В 80-х годах прошлого века их было 4,5 тысячи голов.

Возрастная категория материалов: 18+

«Правильная» свадьба эксклюзив

  • Facebook
  • Twitter

Наступает лето, а значит, россиян ждет череда свадеб. Буряты, в том числе и проживающие в Усть-Ордынском округе, любят отмечать свадьбы на широкую ногу. Во многом это связано с бурятским обычаем приглашать на торжество всех, даже самых отдаленных, родственников. А какие еще есть традиции у настоящей бурятской свадьбы? Об этом рассказывает шаман Виктор Мотошкин.

На ком жениться

У бурят существовал ряд запретов, связанных с бракосочетанием. В первую очередь нельзя связывать себя брачными узами с родственниками по отцовской линии. Запрет действует до седьмого колена – 175-200 лет, именно поэтому нужно знать даже самых отдаленных предков, чтобы его не нарушить. Интересно, что в основе количества колен принято количество суставов на конечностях человека: плечевой, локтевой, лучезапястный и три сустава на фалангах. От запрета освобождаются представители седьмого колена. Родня по отцовской линии называется «яhаан» (родня по кости) или «халуун» (теплый). Брак по материнской линии в старину с двоюродными, троюродными сестрами считался обычным делом. Родню со стороны матери буряты считают родней по крови, она является наиболее уважаемой, наиболее почитаемой.

На этот счет есть интересная легенда. Чингисхан распорядился казнить плененную бурятскую военноначальницу, разгромившую до этого три монгольских войска. Чингисхану возразили: «Мы не можем этого сделать. Она из рода твоей мамы». Великий хан был вынужден отменить свое распоряжение. Более того, он отпустил ее на свободу. Правда, в наши дни буряты стараются не вступать брак с двоюродными, троюродными сестрами и со стороны матери тоже.

Церемония свадебного обряда сейчас состоит из двух стадий: сватовство и собственно сама свадьба. Исчезли такие формы заключения брака, как брак с уплатой калыма, брак с обменом невест, насильственное и мнимое похищение невест, брак «с убегом», договоренности родителей о заключении брака их малолетних детей. Перестали обращать внимание и на происхождение будущих супругов, были ли в роду лица с физическими, умственными недостатками. А вот раньше отец, сосватав сыну невесту, говорил: «Не смотрел я, красен ли подол, а смотрел, красен ли род». Когда-то молодые без разрешения родителей не вступали брак. Старики в выборе супругов для своих детей редко ошибались. В наше время в подавляющем большинстве случаев брак заключается по любви.

Как посвататься

Сватовство – это досвадебный этап церемониала. Для этого в дом невесты отправляется делегация из нечетного количества (три или пять) мужчин, включая жениха и его отца. В качестве сватов могут выступать и дальние родственники, главное, чтобы они знали родословную жениха, обычаи, умели вести беседы на разные темы, были горазды говорить тосты (yреэлы). Эту почетную роль выполняют уважаемые родственники, известные с обеих сторон, способные успешно справиться с поставленной задачей. После приветствия гости к хозяевам обращаются с такими словами: «Мы приехали к вам в гости, но в гости — по делу. Конь-сокровище хорошо прокладывает дорогу в горах, а девушка-сокровище связывает людей узами сватовства». Считается красивым, когда сторона жениха не забывает по негласному этикету сказать все необходимые слова.

Угощают гостей за праздничным столом близкие родственники невесты, включая женщин. В наши дни, когда мало кто гонит молочную водку — тарасун, а в продаже много крепких алкогольных напитков, поэтому спиртное гости с собой как раньше не привозят. За беседой определяют дату свадьбы. Нежелательные для свадьбы месяца – январь и февраль. В первый месяц года запрещены религиозные обряды, а второй не выбирают из-за суеверия: короткий месяц – короткая семейная жизнь. При этом стараются установить день свадьбы в недалеком будущем, чтоб исключить непредвиденные обстоятельства, способные отодвинуть сроки брачной церемонии. Для главного дня свадьбы предпочтительными считаются пятница, воскресенье, понедельник и среда. При сватовстве хотя бы примерно оговаривается количество гостей с каждой стороны и форма проведения свадьбы.

Сейчас сложный церемониал, сопровождавший в старину заключение брака, заметно упрощается. Все больше свадеб проводится без проведения девичника (басаганай наадан).

А раньше девичник мог продолжаться несколько дней, и проходил он в окружении молодых людей, подружек и родственников.

В настоящее время девичник проводится накануне самой свадьбы, когда со стороны невесты на праздник собираются ее родственники и подруги. На девичник приходят не с пустыми руками, а с серьезными подарками, чтоб материально поддержать будущую семью. Свадьба без девичника называется «совместной».

Как провести

После регистрации брака молодые вместе с друзьями направляются по памятным местам. А в это время близкие родственники невесты везут приданное в квартиру жениха, в которой должен быть накрыт небольшой праздничный стол. Особенность принятия приданного состоит в том, что у порога хозяева, как бы притворяются, делают вид, что они не знают гостей, задают «недоуменные» вопросы с целью уточнения визита и даже оказывают сопротивление при заносе приданного. Не без усилий гости все-таки проникают в жилище, затем несколько женщин на кровати раскладывают постельные принадлежности молодых. При наличии ковра мужчины вешают его на стену. Затем начинается небольшое застолье.

Читайте также  Правильный «Пластик» для дороги

Завидев приближение свадебного кортежа молодых, гости танцуют традиционный ёхор (народный бурятский хороводный танец – прим. ред.). Шаманы на свадьбе тоже играют важную роль. При присутствии с обеих сторон шаманов они устраивают обряд принятия под покровительство родовых божеств новую семью и будущих детей. При совместных свадьбах молодым вручают подарки и со стороны жениха, и со стороны невесты, празднуют торжество вместе. На свадьбах с предварительным проведением девичника подарки вручаются только гостями со стороны жениха. Большую роль на свадьбе играют сваты. В шуточной форме родственники невесты могут обратиться к свату со стороны жениха с просьбой устранить те или иные «пробелы» свадьбы. В процессе свадьбы сваты должны обменяться своими кушаками. Есть примета: чей сват быстрее повязал свой кушак оппоненту, та сторона будет главенствовать в новой семье.

До захода солнца родственники невесты должны покинуть свадьбу и отправиться домой. Порой доходит до анекдотичных случаев: подвыпившие гости не всегда торопятся с отъездом. Их берут за руки и за ноги, закидывают в транспорт и отправляют в дорогу. После провода родственников со стороны невесты гулянье, можно сказать, приобретает широкий размах. Теперь новой семье преподносят подарки родственники жениха. Буряты самые значительные подарки вручают именно на свадьбах, желая поддержать молодую семью.

Чем накормить

На бурятских свадьбах самым почетным блюдом считается «тоолэй»- вареная баранья голова. На голове барана делают пять надрезов: один, в форме треугольника, на лбу, два — за ушами и два — на морде над носом. Это блюдо преподносится главному свату. Голову на плоской тарелке можно обставлять ребрами с мякотью. Далее по значимости идут большие берцовые кости передней и задней ноги, лопатка, грудина. Подача блюд символична: жизнь человека формируются в тазовой области женщины, затем плод получает питание из желудка, а после рождения кормится грудью. Поэтому женщинам в качестве почетных блюд подают тазовую кость, крестец, начиненный кровью желудок и грудину. При этом важно знать, кому и в какой очередности следует преподнести данные почетные блюда. При неправильном распределении блюд не возбраняется прямо на свадьбе исправить положение, ведь от ошибок никто не завтрахован.

Сейчас буряты приглашают на свадьбу музыкантов, артистов, танцуют ёхор, проводят шуточные розыгрыши. Там, где население смешанное, появляются заимствования из русской свадьбы.

Свадебный церемониал требует высокого артистизма. На роль ведущего выбираются люди, отличающиеся глубоким знанием традиций, обычаев, умеющие произносить в нужный момент традиционные пожелания глубокомысленно, торжественно или, наоборот, с юмором, с шутками.

Щедрость – всему голова

Ольхонские буряты наиболее близким родственникам после свадьбы дают солидный кусок мяса, например, баранью ногу со следующей просьбой: «Приедете домой, сварите это мясо, пригласите тех, кто не смог присутствовать и расскажете, как прошла свадьба». А после свадьбы родители жениха обязательно объявляют всем общий размер полученных подарков.

Фото Сергея Игатенко

Тэги

  • Буряты
  • иркутская область
  • обычаи
  • свадьба
  • традиции

СНИКЕР

Моя бабуся раньше называла «сникерс» не иначе как «сникер», что меня дико забавляло и бесило одновременно. Это как нос Волан-де-Морта или недоцарапанное матное слово на парте.

Вообще, в детстве сникер был на вес золота, покупали его либо редко, либо крайне редко, поэтому мы с братом разработали метод продления удовольствия:

— нарезать батончик как колбасу на дольки толщиной 3-4 мм

— положить в морозилку до затвердевания нуги

— хомячить деликатес, прихлюпывая чаем средней горячести.

Нарезка на дольки предотвращала заглатывание батончика за два укуса, а постепенное проявление вкуса по мере оттаивания придавало сникеру шарма элитного вина.

Дубликаты не найдены

Истории из жизни

23.2K постов 57.5K подписчиков

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег «Мое», то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом — пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю «пруфами», дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях — это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении — предупреждение, повторно — бан.

6. Помните — сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же — вроде «пост — дерьмо», есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

Делить на дольки — это не лайфхак, это был ЕДИНСТВЕННЫЙ способ полакомиться одним батончиком всей семье. Все детство мечтала съесть Сникерс или Натс, откусывая сразу полбатончика, как в рекламе.

Если в детстве у тебя не было велосипеда, а сейчас есть Мерседес, то в детстве у тебя все равно не было велосипеда(с)

А если в детстве у тебя не было бабы, а сейчас есть, то что тогда?

Я так марс ел во взрослом возрасте и думал: что-то он вовсе не такой вкусный, как в детстве. А потом вдруг осенило: положил в холодильник, потом нарезал. Тот самый вкус, экстаз, флэшбэк

твикс зато вкусный

Вкус с возрастом меняется, плюс некоторые товары теряют в качестве (экономят суки).

Сейчас они не такие вкусные, карамели меньше кладут, нуги больше, орехов мало

Ну да, пизди, пизди купил он 20 сникерсов сразу

На первую технарскую стипуху купил помню пакетик Юпи, и, таинственно улыбаясь, продемонстрировал сестре. Просто добавили литр воды и выпили, до сих пор помню какое было хорошее настроение.

Один пакетик на литр? Да вы буржуй. Один пакетик на три литра минимум))

В детстве мама покупала один батончик (марс, сникерс) на троих. Находим как-то с братом под подушкой у мамы целый батончик марса. Разделили на троих, маме оставили её треть, а свои кусочки съели. А потом нашли ещё по целому батончику под своими подушками. Это мама нам всем сюрприз решила сделать, впервые купила на всех. До сих пор помню каким растерянным взглядом мы с братом смотрели друг на друга)) конечно же и эти батончики мы поделили на всех)

пусть лучше будет 3 ореха(чего кстати не замечала), но его хоть есть можно. он не настолько сладкий как сникерс. в котором как будто кг сахара используют на один батончик.

Зануда-мод: арахис не орехи)

помню раньше любил заварить себе кружку очень крепкого и горького кофе и съесть под него большой сникерс. они идеально друг друга дополняли)

В питере продаются.

Помню нам чувак рассказывал кокой сникерс на вкус, потому что не всем доступный был. А вообще вы заметили, что толстый слой шоколада пропал. В батончике марс. Раньше он был толще.

Я 98ого года рождения. У меня этих батончиков было каждый день. И мне так обидно за вас.

Конечно. Но дольками теперь кажется вкуснее))

Я сейчас живу в Нидерландах и с голодухи ночью на работе (работаю по ночам в отеле) покупаю Сникерс в вендинговом автомате за 2,35€ или 200р. Чувствую себя очень зажравшейся.

Мои 90-е

В мои девяностые я жил на Дальнем востоке в Петропавловске-Камчатском и как все ощутил мощь лихих перемен, которые последовали вслед за развалом СССР.
Батя работал в рыболовецком колхозе, зарплату задерживали, но в плане харчей было более-менее стабильно-Камчатка таки край рыбацкий. Краб, кальмар, рыба океаническая на столе были всегда. В 92-ом на средства, заработанные с продажи газет, я купил свой первый сникерс. Юный и неокрепший мозг, капитально обработанный рекламой с зомбоящика, упорно отказывался верить в это чудо, но, как говорится, по вере вашей да будет вам.

картинка с великим певцом взята из интернета

Помню ещё была какая-то гуманитарная помощь что ли.. Сосиски копчёные в ж/б банках, ветчина, арахисовое масло. Сухпай забугорный по-моему. В те годы экономические связи со странами АТР крепли основательно. Моряки привозили с Японии бэушные иномарки, мокики, бытовую технику итд. За 500$ в стране восходящего солнца можно было прикупить сносный праворукий аппарат на коробке-автомат, который сразу становился белой вороной в потоке газов-вазов. Пацанами мы бегали на пирс смотреть, как выгружают японских коней. Мореманы щедро одаривали нас жвачками, газировкой в баночках и прочими заморскими ништяками .. Помню, корейский сок виноградный, ну до того он вкусный был.

Руководство предприятия, где работал старик, быстро соорентировалось в обстановке и оперативно наладило бартер с корейцами и японцами: мы вам краба, вы нам чего-нибудь еще. Как-то раз отец притащил домой две коробки с надписью «Gold star» /теперь LG/.
Видак и телек. Ребята, честно, это был шок. Этот шухер, этот сон — видеомагнитофон, как пел Юра Хой. Радости не было предела. В газетах в рубрике частных объявлений встречались дикие, по нынешним меркам предложения обмена типа «дачу на видеодвойку» или «иномарку класса Жигули на однокомнатную квартиру «. Когда у родичей созрел план Б подобного ченча мы с братом закатили истерику и видик с тентелем остались. Знать бы. Но, опять таки, как говорится, знал бы прикуп жил бы в Рио-де-Жанейро.
КНР в ту годину обеспечивал шмотками. Челноки мотались к рисоедам и тюками привозили ширпотреб: свитера с орлом, джинсу, костюмы Монтана, ангорковые капоры..

Эх, действительно, лихие девяностые были..

Прошло 27 лет, видаки нынче как окаменелости динозавров, тряпок в магазинах валом, тачку в кредит-милости просим.. Да и сникерсы я уже не ем. Другая страна, другая жизнь, другая история.
Всем добра, счастья и понимания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: