Церковь Святого Леопольда в Вене - KRINTEL.RU

Церковь Святого Леопольда в Вене

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

Церковь ам Штайнхоф

Церкви во всем мире, будь то католические или православные, большей частью строились для того, чтобы хоть чем-то помогать бедным, сиротам. Такой была и Венская церковь ам Штайнхоф, называемая еще и именем Святого Леопольда. И она не единственная в этом роде.
Та же венская Мальтийская церковь, или церковь Иоанна Крестителя, уже в XIII веке заботилась о голодных и больных. А в Первую мировую войну в ней оперировали раненых.

Врачи и священники – в одной связке

История ам Штайнхоф берет свое начало со дня постройки в 1907 году на одноименном холме. Если взглянуть на схематическую карту того времени, то видно, как она примостилась на краю Венского леса.

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold)

Эта территория тогда еще не была урбанизирована и находилась лишь в пригороде австрийской столицы. Сегодня она уже в черте города, и церковь находится в семи километрах от Штефанплатц. Храм украшает собой не только территорию психиатрической больницы, но и является одной из достопримечательностей Вены.

В данном случае городской муниципалитет раньше построил клинику для душевнобольных, а только затем и больничный храм святого Леопольда. Врачам в лечении психических недугов помогали священнослужители церкви, освященной в честь Леопольда. Леопольд Святой из династии Бабенбергов много сделал для сохранения и развития Австрии в составе Римской империи, поэтому и стал покровителем Австрии и ее столицы.

Как и во многих странах мира, в Австрии в начале ХХ века улучшались условия и приемы лечения душевнобольных. Способствовала и зарождавшаяся популярность психоаналитики. Поэтому и была построена венская клиника такого профиля.

А в больничном храме святого Леопольда во время молитвы одновременно могли разместиться 800 человек. Внутреннее обустройство велось с учетом нюансов поведения психических больных. Первоначально даже скамьи предназначались для различных больных. Все углы церкви были скошены, молящиеся заходили в нее и покидали после службы раздельно – мужчины в одни двери, женщины – в другие. С этой же целью к алтарю невозможно было физически добраться из зала. К кафедре священника еще можно было подойти из ризницы, а исповедальни сделали нетрадиционными, — открытыми.

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof)

Исключена и обычная церковная роскошь, которая могла раздражать неустойчивую психику больных и обостренное восприятие ими окружающей действительности.

Если возникала экстренная ситуация, то большое количество таких прихожан выводили через служебные двери.

И снова Отто Вагнер

Величайший зодчий своего времени Отто Вагнер возвел ам Штайнхоф, как и десятки других архитектурных шедевров Австрии и столицы. Среди них немало и жилых домов, построенных по его чертежам и принадлежавших лично ему.

Творческому уму архитектора принадлежат проекты дунайских рукавов, шлюзов, мостов, виадуков, павильонов венской железной дороги и другие объекты.

Церковь построена в форме представляет креста. Внутри ее низкий купол и легкие своды. Эта роскошная церковь, при первом знакомстве с ее архитектурой большая изнутри, чем снаружи. Она принадлежит к стилю того времени ар-нуво. Естественно, что готический, барочный, неоклассический и другие стили остались запечатленными лишь на образцах зданий своих времен. Ам Штайнхоф – модерновая церковь.

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold)

Хотя в ее постройке не в полной мере использованы незыблемые нормы для церковных сооружений. Речь идет о нарушении устоявшейся постановки их в пространстве: алтарь должен располагаться с ориентацией на юг, а не на север. Возможно, с учетом этого на освящение церкви святого Леопольда тогдашний эрц-герцог Фердинанд не пригласил исполнителя заказа императорского двора архитектора Вагнера. И больше такие заказы ему не выдавались.

Историки церковной архитектуры приводят множество примеров нарушения ориентации по сторонам света. Даже при возведении современных подобных сооружений с приборами она может отклоняться на некоторое число градусов, — в зависимости от различного расположения Солнца в разное время года. Так что вины в этом Отто Вагнера нет. Возможно, у него были и светские причины.

В любом случае ам Штайнхоф является шедевром среди церквей в модерне, или югендстиле, в мире. А своей необычной архитектурой привлекает внимание многих туристов и просто гостей города. К тому же Отто Вагнер привнес в отделку и свой фирменный стиль: покраска в голубой цвет, роскошное покрытие золотом, ковка в оформлении, металлические конструкции.

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof)

До того как эту территорию еще не застроили, роскошный позолоченный купол ам Штайнхофа был виден издалека. В те годы подобное завершение церкви было еще мало распространенным. С западной стороны от купола размещены башенки со скульптурами святых Леопольда и Себальда. В руках первого – миниатюрный макет ам Штайнхоф. Сама церковь покрыта плитками из очень дорогого мрамора, входная часть церкви также украшена золотым декором. Он – трехъярусный и с несколькими рядами колонн на каждом ярусе. Капители украшают золоченые ангелы.

Внутри – очень светло. Окна расписаны витражами автора Коломана Мозера. Интерьер также в стиле Вагнера: золото по белому фону стен и сводов с использованием геометрических рисунков. На алтаре изображена в большой рост покровительница душевнобольных Дифния. В центральной части потолка изображены символы четырех евангелистов: человек (это Матвей), лев (Марк), телец (Лука) и орел (Иоанн).

Здесь все – алтарь с балдахином, кафедра, исповедальни, картины, витражи и другое – исполнено сподвижниками Отто Вагнера по сецессионизму («оппозиционеры» к зашоренному академизму).

Архитектор вдумчиво подошел к воплощению функциональной атрибутики, которая никогда не предусматривалась в других церквах. Он спроектировал лечебные комнаты, туалеты. Для того чтобы больным было удобнее наблюдать за службой, пол церкви наклонили подобно театральному. Заказом на постройку ам Штайнхофа предусматривалось сооружение еще одной церкви – под основной. В ней должны были собираться на молебны протестанты и иудеи. Но казна на эту часть проекта денег не выделила.

Церковь долго реставрировали и снова открыли лишь 2006 году.
В честь нее изображение ам Штайнхова украсило монету в сто евро, ее чеканка произошла за год до нового открытия храма.

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold)

Экскурсии в ам Штайнхоф

Посещение туристами и гостями Вены этого храма возможно лишь в определенные часы и только по выходным дням. В субботу платить за осмотр не нужно. Это связано с ее функцией в комплексе Штайнхоф.

До него ехать в метро по линии U до станции Оттакринг, затем автобусом 46 до остановки Фойервахе ам Штайнхоф. Можно без пересадки доехать автобусом 48а от Фолькстеатра. В транспорте есть светящиеся названия остановок, да и водитель объявляет их. Так что свою не проедете.

Вход на территорию от остановки автобуса – через стильные ворота туда, где расположены психиатрический, пульмонологический (санаторий) и неврологический центры комплекса. Кроме лечебных зданий там есть и другие структуры. Многие постройки отражают стиль и вкусы Отто Вагнера. Строил здесь и его коллега Буг.
Здесь же расположен мемориал медицины нацистского периода.

Вот перед вами помещение дирекции Отто Вагнер-госпиталя. Далее, вы удивитесь, — театр. Перед входом установлен модерновый фонарь.

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof)

Читайте также  Жутковатый и такой прекрасный: «Дом Костей» в Барселоне

Пройдите далее столовую и лечебные корпуса. Вы не увидите традиционную невыразительность, а то и серость лечебных корпусов дома. Здешние просто радуют глаз, поднимают настроение больных, что также приближает выздоровление.
За последними постройками уже увидите ам Штайнхоф. Сегодня, когда окрестности плотно застроены, во всем объеме церковь мало видна. Необходимо подойти поближе. Но вас могут ожидать закрытые двери храма, о чем сказано выше.

Церковь ам Штайнхоф на карте

Церковь Святого Леопольда-ам-Штайнхоф

Церковь Святого Леопольда я Steinhof ( Kirche утро Steinhof на немецком языке ) является в стиле модерн стиля церковь характеристики Венского Сецессиона ( Sezessionsstil или Wiener сецессии ) , построенного по проекту архитектора Отто Вагнер в Вене , Австрия .

Церковь Св Leopold считается одним из самых важных церквей XX — го века.

Резюме

  • 1 Расположение
  • 2 История
  • 3 Архив
  • 4 Архитектура
  • 5 Статьи по теме
  • 6 Ссылки

Место расположения

Церковь Святого Леопольда, расположенная в Ам Штайнхоф , стоит в центре психиатрической лечебницы (Отто-Вагнер-Шпиталь), расположенной на Санаториумштрассе, в Хюттельдорфе , на западной окраине Вены, в 9 км от центра города. Он расположен на вершине холма Галицынберг .

Исторический

В 1902 году проводится конкурс на строительство психиатрической больницы в Хюттельдорфе : Отто Вагнер получает первый приз, но он построит только церковь.

Строительство велось между 1904 и 1907 годами.

Вагнеру помогают архитекторы Отто Шенталь и Марсель Каммерер, а также многие художники:

  • Коломан Мозер , для витражей и мозаики;
  • Отмара Шимковица за статуи ангелов;
  • Рихард Лукш за скульптуры святых покровителей Нижней Австрии, Святого Леопольда и Святого Северина;
  • Леопольд Ферстер для главного алтаря ;
  • Рудольф Джеттмар для боковых алтарей;
  • Ремигиус Гейлинг за мозаику в апсиде за алтарем.

Архивы

Перспективный рисунок церкви Штайнхоф, сделанный в 1902 году Отто Вагнером графитом и акварелью, хранится в Венском музее . Его снова использовали в 1985 году для иллюстрации плаката ретроспективной выставки под названием « Traum und Wirklichkeit: Wien 1870-1930 ».

Музей прикладного искусства ( Museum für Angewandte Kunst ) в Вене поддерживает несколько проектов , осуществляемых Коломаном Moser около 1905: проект цветного стекла, исследование ангелов для витража и нереализованный мозаики проекта апсиды..

Архитектура

На базе из щебня , церковь построена из кирпича и покрыта сайдингом пластины из мрамора белого Carrara , прикрепленный медных болтами. Как пишут Джованни Фанелли и Роберто Гаргиани: «Вагнер придает первостепенное и абсолютное значение принципу покрытия, раскрывая его природу как нанесенного слоя», в то время как «Райт использует покрытие для имитации или подчеркивания целостности конструкции» .

Фасад предшествует портик из четырех колонн , поддерживающих навес в зеленый и золотой металл. Колонны увенчаны четырьмя бронзовыми ангелами с прямыми позолоченными крыльями и платьями, украшенными геометрическими узорами, типичными для Сецессиона, выполненными Отмаром Шимковицем .

Фасад, украшенный в верхней части чередованием золотых крестов и орнаментов, сочетающих стилизованный венок и лавровую гирлянду (повторяющийся мотив у Вагнера, который можно найти в павильоне замка Кайзербад и Сбербанка почтового отделения ), является увенчан мощным выступающим карнизом, над которым возвышаются две квадратные башни с бронзовыми статуями Святого Леопольда (покровителя Вены и Нижней Австрии) и Святого Северина (покровителя Линца) работы Ричарда Лукша.

Пересечение трансепта увенчано куполом , покрытый позолоченные медных листы.

Отто Вагнер: 10 самых известных проектов великого архитектора

13 июля родился великий австрийский архитектор Отто Вагнер (1841 — 1918). В честь 180-летнего юбилея со дня рождения мастера мы вспоминаем самые известные его постройки и проекты

Отто Вагнер (Otto Koloman Wagner) родился 13 июля 1841 года в Пенцинге в семье придворного нотариуса. Архитектурно-художественное образование получил в Венском политехникуме и в Академии изобразительных искусств. Карьеру архитектора Вагнер начал в 1862 году в качестве ученика в мастерской Генриха Ферстера.

В 1890-е годы Вагнер одним из первых увлекается зарождавшимся в то время стилем модерн, который популяризирует как в своих собственных работах, так и среди учеников, и становится одним из основоположников югендстиля и идейных вдохновителей Венского сецессиона.

Синагога на улице Румбах, Будапешт, 1872

Синагога на улице Румбах (или так называемая Малая синагога) в Будапеште расположена в историческом квартале Пешта Бельварош и считается одним из самых важных ранних проектов Отто Вагнера, который получил этот заказ после участив в конкурсе в 1867 году. Спустя год проект был утвержден и началось строительство. Здание выполнено в мавританском стиле с фасадами из цветного кирпича и башенками, напоминающими минареты.

Главное помещение имеет в плане восьмиугольник, что является скрытой отсылкой к мусульманской архитектуре и, в частности, к восьмигранной мечети Купол Скалы в Иерусалиме. На крыше центрального фасада расположены две каменные плиты в виде скрижалей Моисея. Во время Второй Мировой Войны здание синагоги было полуразрушено и полностью не восстановлено до сих пор.

Доходный дом, Шоттенринг, 23, Вена, 1877

Начало архитектурной карьеры Отто Вагнера пришлось на эпоху, когда в Вене наступил настоящий строительный бум. В 1858 году были снесены крепостные стены, окружавшие старый город, и началось строительство Рингштрассе — главного бульвара австрийской столицы, открытого в 1865 году. Основные проекты Отто Вагнера 1870-х-1880-х гг — это в основном жилое и коммерческое жилье, типичным образцом которого является доходный дом на улице Шоттеринг, 23, построенный по проекту Вагнера в 1877 году.

Вилла Вагнер I, Вена, 1888

В 1888 году Отто Вагнер построил для своей семьи виллу на улице Хеттельберг, куда они переехали в 1895 году. Это здание симметричной планировки с колонным портиком на главном фасаде, к которому с обеих сторон ведут две лестницы. Фасад украшен лепным декором и изречениями на латыни. С двух сторон дома Вагнер запланировал открытые перголы, одну из которых в левом крыле он позднее переделал в крытый зал и оформил витражами работы художника Адольфа Бема в стиле ар-нуво. Сегодня в этом здании располагается музей художника Эрнста Фукса, который выкупил виллу в 1972 году, полностью реконструировал ее и оформил своими картинами, скульпутрами и мебелью. Единственное, что сохранилось из интерьеров со времен Вагнера — это комната с витражами.

Венский Штадтбан, 1898 — 1889, Вена

Развитие города требовало новой, современной системы общественного транспорта, и в 1890-е годы началось строительство Венского Штадтбана. В 1894 году главным архитектором проекта был назначен Отто Вагнер, который к тому времени уже стал профессором архитектуры венской Академии искусств. Под его руководством был разработан единый дизайн для линий метро, станций, мостов и эстакад. Наиболее известными постройками Венского Штадтбана являются два бывших входа на станции «Карлсплац» в стиле ар-нуво (сегодня здесь располагается кафе и музей), а также отдельный павильон Хофпавиллон, построенный для императора Франца Иосифа и его приближенных в восточной части станции «Хитцинг».

История гласит, что император Франц Иосиф пользовался этим павильоном, как, собственно, и самим Штадтбаном, всего дважды. Однако для Отто Вагнера большее значение имел сам факт, что сиятельная особа почтила своим вниманием столь незначительное сооружение: он считал, что это могло стать толчком для развития всей современной архитектуры. Сегодня «Императорский павильон» отреставрирован и открыт для посещения.

Читайте также  Альпы в объективе Лукаса Фурлана

Венские рядные дома на Линке-Винцайле, 1898 — 1899, Вена

Одновременно с проектированием Штадтбана Вагнер занимался разработкой плана генеральной реконструкции южных районов Вены (от Рингштрассе до реки Вена на юге и до Шенбрунна на западе). Из масштабного проекта была реализована лишь малая часть — в 1898-1899 было построено три дома по улице Линке-Винцайле, которые вошли в историю мировой архитектуры и стали квинтессенцией венского модерна. Этот ансамбль из трех зданий (Майоликового дома, Линке-Винцайле, 40, Дома с глашатаями, Линке-Винцайле, 38 и углового дома на Кестлергассе, 3) получил название Венцайлехейзер или иначе Венские рядные дома.

Фасад Дома с глашатаями украшен коваными решетками и позолоченными декоративными элементами по эскизам Коломана Мозера. На крыше стоят скульптуры глашатаев работы художника Отмара Шимковица, которые и дали название этому зданию. Но настоящей визитной карточкой Вены эпохи модерна стал соседний «Майоликовый дом». Его фасад облицован яркой керамической плиткой с богатым цветочным и растительным орнаментом.

Нуссдорфский шлюз и Мост со львами, Вена, 1898-1899

В конце 1890-х Отто Вагнер работал еще над одним масштабным проектом: созданием Венского гидроузла на Дунайском канале, в который входит собственно дамба, задерживающая воду из Дуная и защищающая центр Вены от наводнений, административное здание и знаменитый мост Шемерльбрюкке (он же «Мост со львами»). Строительство велось с 1894 по 1899 гг. Вагнер считал шлюзы — воротами в город и поэтому с особым вниманием отнесся к дизайну сооружений. Сами шлюзы были модернизированы в 1960–1970 гг., но мост сохранился в своем оригинальном виде. Как и сто лет назад, его украшают величественные гранитные колонны со львами (работа скульптора Рудольфа Вейера), на одной из которых можно различить надпись Viribus Unitis — девиз Габсбургов.

Здание Почтового сберегательного банка, Вена, 1906

В начале 1900-х гг. Отто Вагнер начинает постепенно уходить от стилистики ар-нуво и неоклассики к более строгому функциональному стилю. Наиболее значительная работа этого периода — строительство австрийского Почтового сберегательного банка, которое велось с 1904 по 1906 гг. Это величественное девятиэтажное здание, которое занимает целый квартал и выделяется на фоне окружающих богато декорированных соседних домов своим лаконичным «голым» фасадом, целиком покрытым квадратными мраморными плитами. Только в верхней части, на крыше Вагнер позволил себе использовать немного декора — там можно увидеть фигуры женщин-ангелов с лавровыми венками в руках, созданные другом архитектора и соратником по Венскому сецессиону Отмаром Шимковицем.

Проект Почтового сберегательного банка Отто Вагнера горячо обсуждался и много критиковался. Говорят, кайзер Франциск Иосиф не одобрял Вагнеровский утилитарный подход, где все — от металлических колосьев на фасаде до деревянных панелей, часов, батарей и дверных ручек — подчинено идее «практической полезности».

Церковь Ам-Штайнхоф, 1907

В 1902 году Отто Вагнер выиграл конкурс на строительство психиатрической клиники в пригороде Вены (сегодня это район Пенцинг). Жемчужиной этого проекта стала церковь святого Леопольда, которая при всей своей неканоничности (храм ориентирован неправильно по оси север-юг), вошла в историю мировой церковной архитектуры. Более известное ее название — церковь Ам-Штайнхоф (буквально «у Штайнхофа»), которое она получила из-за своего местоположения: храм стоит на холме Штайнхоф на высоте 310 м над уровнем моря. При планировке интерьеров учитывалась специфика места (психиатрическая клиника) и особенности прихожан: все углы внутри храма закруглены, алтарь отделен от главного зала, а для экстренной эвакуации больных предусмотрены специальные служебные выходы.

Впервые макет был представлен публике в 1903 году на XXIII выставке в Доме Сецессиона, спустя два года было начато строительство. Работать над проектом Вагнеру помогали два других архитектора: Отто Шенталь и Марсель Каммерер, а над оформлением интерьеров трудились такие известные мастера, как Коломан Мозер (мозаики и витражи), Рихард Лукш (две бронзовые скульптуры покровителей Австрии — святого Леопольда и святого Северина) и старый друг архитектора скульптор Отмар Шимковиц, который создал статуи четырех ангелов над главным входом. Церковь была открыта 8 октября 1907 года, но роспись алтаря была закончена лишь в 1913 году.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

Статистика

Церковь Святого Леопольда в Вене

Церковь Святого Леопольда в Вене

Церкви в стиле модерн сегодня уже не редкость. Одна из самых ярких звездочек в этом созвездии — Церковь Святого Леопольда в Вене или по-другому Церковь Ам—Штайнхоф. Возвышающаяся на холме Штайнхоф на высоте 310 м над уровнем моря, она, несомненно, является украшением архитектурного ансамбля… психиатрической больницы.

На территории «дома скорби» для утешения больных возвели храм Святого Леопольда или Ам-Штайнхоф. Эта красивая церковь не отвечала в полной мере классическим канонам, но стала выдающимся шедевром архитектуры, образцом стиля ар-нуво.

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold), фото Riverwest

Больнично-санаторный комплекс Штайнхоф существует с 1907 года. Он строился по проекту одного из основоположников Венского Сецессиона – австрийского архитектора Отто Вагнера.

Изначально Штайнхоф был только психиатрической лечебницей. На территории «дома скорби» для утешения больных возвели храм Святого Леопольда или Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof). Эта красивая церковь не отвечала в полной мере классическим канонам, но стала выдающимся шедевром архитектуры, образцом стиля ар-нуво.

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof), фото Josef Lex

Церковь расположена на возвышенности и доминирует над зданиями комплекса Штайнхоф. До того как окружающую территорию плотно застроили, круглый золотой купол храма был заметен издалека. Проект церкви разработал Отто Вагнер. Мозаичную облицовку и витражи создал художник-дизайнер Коломан Мозер. Фигуры бронзовых ангелов выполнил Отмар Шимковиц. Статуи святых покровителей Нижней Австрии – Леопольда и Северина, установленные на двух симметричных звонницах, изваял Ричард Лукш.

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold), фото Josef Lex

Входной портал, декорированный позолотой, построен в три яруса – с четырьмя рядами круглых колонн в каждом уровне и капителями в виде ангелов. Главный алтарь, вопреки устоявшимся канонам, ориентирован на север. Внутренняя обстановка храма отличается от интерьеров обычных приходских церквей: Ам-Штайнхоф рассчитана на пациентов больницы.

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold), фото John McCabe

Здесь нет выступающих и заострённых предметов – все углы в интерьере закруглены.

Нет здесь и обычной церковной роскоши – украшения сведены к минимуму, чтобы не раздражать обострённое восприятие. Стены и своды отделаны нежным геометрическим орнаментом – золотым на светлом пастельном фоне. Мозаичные алтарные образы выполнены в оригинальной трёхмерной технике.

Среди алтарных изображений есть образ святой Димфии – покровительницы душевнобольных.

Роспись над алтарём символизирует восхождение душ на небеса. В здании замечательная акустика – эхо под куполом не умолкает в течение шести секунд. Орган в галерее – работа мастера Франца Йозефа Свободы.

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof), фото marc alhadeff

Церковный зал рассчитан на восемьсот человек. Мужской и женский входы изначально были разделены, исповедальни устроены более открытыми, чем традиционные. Кафедра священника изолирована от молельного зала и доступна только из ризницы.

Читайте также  Самая необычная парковка Капенгагена

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof), фото Josef Lex

Все поверхности отделаны плиткой, которую легко чистить и мыть. Вместо обычной кропильницы у входа святая вода поступает в проточный фонтанчик. Несколько аварийных выходов в боковых стенах устроены так, чтобы при необходимости обеспечить срочную эвакуацию молящихся. Продуманы и удобные туалеты для прихожан-пациентов.

Экскурсии в Kirche am Steinhof возможны в строго определённые часы, только по выходным.

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof), фото Keith Ewing

Церковь Св. Леопольда (Kirche zum Heiligen Leopold), фото dorena-wm

Церковь Ам-Штайнхоф (Kirche am Steinhof), фото smwright

Церковь Ам-Штайнхоф в Вене

О святом месте

Немецкое название Kirche am Steinhof буквально означает «церковь на Шатйнхофе» — холме, когда то находившемся в пригороде Вены, но давно вошедшем в городскую черту. Этот изящный католический храм в стиле модерн был построен по проекту знаменитого архитектора Отто Вагнера и посвящён покровителю Австрии — святому Леопольду, чья статуя украшает одну из двух башен над входом в здание.

Церковь Ам-Штайнхоф была построена на территории венской психиатрической больницы в первом десятилетии ХХ века — и лишь сравнительно недавно по исторической мерке, в 1981 году, стала доступна для всех желающих вознести здесь молитву. Этот храм представляет собой великолепный образец архитектуры в стиле модерн — или арт-нуово, как его ещё называют. Будто сошедший со станиц туристического путеводителя храм находится на краю Венского леса — и иначе называется церковью Святого Леопольда (Kirche zum heiligen Leopold), принадлежавшего к династии Бабенбергов, много сделавшего для сохранения и развития Австрии в составе Священной Римской империи и почитаемого как небесный покровитель этого одного из красивейших городов Европы.
Отношение к душевнобольным в начале ХХ века заметно улучшилось, что и привело к решению властей построить в венской больнице храм. Презентация проекта церкви, выполненного Отто Вагнером, состоялась в 1903 году, строительство началось в 1905-м и было завершено в 1907 году. Нужно заметить, что гениальный архитектор своего времени и автор проектов нескольких десятков зданий по всей стране, Вагнер при строительстве Ам-Штайнхоф нарушил ряд церковных норм — в итоге на торжественное открытие церкви его не пригласили. К примеру, алтарь храма неожиданно ориентирован на север; есть и ряд других сомнительных с точки зрения католических канонов архитектурных решений. Вместе с Вагнером над возведением церкви трудились ещё два архитектора — Отто Шенталь и Марсель Каммерер.
Ам-Штайнхоф способен одновременно вместить 800 молящихся, 400 из числа которых могут разместиться на скамьях. Внутри церкви очень светло; интерьер украшен золотом по белому фону стен и сводов с использованием геометрических рисунков. Поскольку храм строился для сотрудников и пациентов больницы, а также членов их семей, внутренне пространство, где доминируют белый и голубой цвета, обустроено с учетом нюансов возможного поведения психически больных людей. Для мужчин и женщин предусмотрены отдельные входы. Алтарь отделён от нефа, что нетипично для католических церквей. Углы в церкви скошены. Исповедальни сделаны относительно открытыми. В церкви предусмотрены не только туалеты, но и кабинеты скорой медицинской помощи.
Потолок храма украшают символы четырех апостолов-евангелистов, выполненные с преобладанием синего и фиолетового; другие витражи изображают Божьих угодников, включая святую Димфну (Dymphna)— покровительницу душевнобольных. Над алтарём располагается мозаика работы Леопольда Форстера, изображающая восхождение удостоившейся спасения души к небесам. Кстати, отделка алтаря церкви по проекту Ремиуса Гейлинга была завершена только накануне Первой Мировой войны — в 1913 году.
Витражи для церкви выполнены Коломаном Мозером, статуи ангелов над главным входом— Отмаром Шимковицем, скульптуры святых Леопольда и Северина из бронзы— Рихардом Лукшем. Пол, покрытый белой и чёрной плиткой, сделан слегка наклонным, как в театре, чтобы даже с задних рядов было удобно следить за ходом богослужения.
Внешний вид церкви Ам-Штайнхоф по своей выразительности ничуть не уступает интерьеру — а, возможно, и превосходит его. Фасад здания облицован плитами каррарского мрамора, украшен тремя ярусами позолоты и множеством металлических элементов, включая кованные. Для купола церкви, представляющей собой в плане греческий крест, Вагнером также было найдено интересное решение. Купол стягивается металлическим кольцом, противодействующим боковому растяжению, поэтому не имеет традиционных опор. Сверху купол покрыт золочеными листами меди и увенчан крестом.
Интересно, что изначально планировалось разместить под Ам-Штайнхоф, ниже уровня земли, ещё один дом молитвы — подземный, в разных помещениях которого могли бы собираться для общей молитвы протестанты и приверженцы иудаизма. Однако на эту часть проекта средств казной выделено не было.
Как уже было сказано в начале, для общего доступа церковь открылась в 1981 году — причём доступ этот и в наше время существенно ограничен: попасть сюда можно только один день в неделю. По субботам здесь совершаются крещения и бракосочетания, проходят экскурсии.
В октябре 2006 года в Ам-Штайнхоф завершились реставрационные работы, после которых вид церкви заметно обновился. За год до этого была выпущена юбилейная монета с изображением знаменитого венского храма, увековечившая столетие с начала его строительства.
Добраться до церкви Ам-Штайнхоф в Вене можно на метро, следуя по линии U до остановки Оттакринг, а затем на автобусе 46 до остановки Фойервахе-ам-Штайнхоф. Либо без пересадки автобусом 48а от Фолькстеатра. Попасть на территорию комплекса, где кроме психиатрической лечебницы сегодня также расположены неврологический центр, пульмонологический санаторий и другие корпуса, можно, миновав очень стильные ворота. Кстати, многие из построек лечебного комплекса также напоминают архитектурный стиль Отто Вагнера: они были возведены по проекту его единомышленника, архитектора Буга.

Вы можете написать письмо Богу или поставить свечу в храме.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: