Херсонес в Севастополе, каким его почти никто не видел - KRINTEL.RU

Херсонес в Севастополе, каким его почти никто не видел

Другой Севастополь. Чужой Херсонес

Специально долгое время (с тех самых пор, когда там началась «реконструкция») я не ходил в Карантинную бухту, в которой, собственно, и вырос.

Где было болото с лягушками, которых я оперировал в гараже за домом (нет, я оперировал по-настоящему, под эфирным наркозом, с соблюдением правил асептики и антисептики, со знанием топанатомии, основ абдоминальной хирургии. Тогда, в девятом классе я мечтал стать великим хирургом и заниматься трансплантологией. И все лягушки выжили! Я находил их на том же болоте, некоторых удавалось поймать и снять им швы).

На этом болоте рос густой камыш, что на фоне древних оборонительных стен выглядело живописно и подлинно.

А еще в этой части Херсонеса гордо высится башня Зенона, по которой я и сегодня мог бы пройти ночью с завязанными глазами. Я даже смог бы, как и в детстве, преодолев страх, перепрыгнуть с одной кольцевой стенки башни на другую… Но теперь я этого сделать не смогу. Я даже залезть на нее не смогу, потому что она охраняется полицией. И мои дети не смогут, не говоря уже о внуках.

Они вообще никогда уже не увидят МОЙ Херсонес. Они будут ходить по деревянным настилам – шаг влево или шаг вправо – полицейский свисток, окрик и штраф. И они – мои внуки – так же, как и впервые попавшие в древний город туристы, будут именно такой Херсонес считать подлинным.

Да, именно такой: с возведенными концертными сценами, мачтами для свето- и звукоаппаратуры, со строгой охраной, указателями движения, биотуалетами, с огромным количеством скамеек и высаженными в горшках кипарисами. Уже никто и никогда не увидит оборонительные стены и башни при лунном свете! А ведь это зрелище запоминается на всю жизнь. Теперь – искусственное освещение, разрушающее связь и непрерывность времен, уничтожающее Вечность, как нелепо это ни звучит.

Да и зачем вся эта иллюминация, если вход в заповедник запрещен еще до захода солнца, даже в зимнее время?!

Зачем эти уродливые мониторы на древних улицах, которым по три тысячи лет. Для того, чтобы туристы смогли увидеть компьютерное изображение улицы, на которой они сейчас находятся? И через сколько месяцев это дорогостоящее оборудование под воздействием дождей, ветра, мороза и морского воздуха с высокой влажностью превратится в готовый для списания хлам. А на вопрос «кто виноват?» всегда будет дежурный ответ – экстремальные природные условия. И ведь ни один, даже самый неподкупный криминалист не найдет «вредителя», кроме самой природы. Очень удобная схема для освоения федерального бюджета, не правда ли?

Для чего эти таблички, намертво прибитые к древним стенам, кто объяснит? Для того, чтобы туристы прочитали, что эта оборонительная стена воздвигнута из античных надгробий для отражения нападения кочевников в таком-то веке? Авторов идеи самих не тошнит от «ноу-хау»?! Может, просто на входе продавать недорогие путеводители или увеличить число экскурсий. Зачем укладывать вдоль древних стен кабель и расставлять осветительные светодиодные приборы, зачем?!

Это к слову о пресловутом «антропогенном факторе», из-за которого простым гражданам, как в гетто или в резервации, ограничили время принятия морских ванн с семи до девяти утра.

Фестивали и концерты… Господа, оттого, что я не являюсь тонким ценителем оперного искусства, вовсе не следует, что оперы как жанра не должно быть! Но ее по определению не должно быть на руинах древнего города, тем более, на месте средневекового чумного и холерного кладбища! Не зря же бухта называется Карантинной. Как-то опера и балет на кладбище выглядят и звучат с неким странным оттенком. Пожалуй, здесь уместен был бы только второй акт «Жизели» с вилисами и умерщвлением лесничего Ганса.

Господа креаторы и придумщики, отчего же не использовать замечательное пространство Античного театра, который, собственно, и возводился для всевозможных массовых зрелищ две тысячи лет назад? Тем более, эта сцена «намолена» многолетними выступлениями на ней наших драматических театров и именитых гастролеров. И как возведение сцены в Карантинной бухте, пусть и «временной», сочетается с концепцией «антропогенного фактора»? Ведь вес сцены с балетной труппой на ней слегка превышает вес среднестатистической севастопольской пенсионерки, ковыляющей к почти запрещенному морю…

Объясните мне и тысячам таких же «непонятливых» аборигенов: как же так?!

Храм… Для всех он – Владимирский собор, а для меня с раннего детства – Храм. Просто Храм. Я вырос на его развалинах, я знал тысячу способов проникнуть вовнутрь, не сбивая навесного замка на вратах.На моих глазах его восстановили и придали первозданный вид. Действительно, цитадель православия теперь выглядит строго и величественно, но… Но зачем же фасад храма увешивать гирляндами, словно Новогоднюю елку? Ведь собор сам по себе излучает Свет. Внутренний, духовный, божественный. А сейчас он больше напоминает Эйфелеву башню перед Рождеством или ночной Москва-сити. Ну и, опять же, сцена рядом с этим культовым сооружением выглядит чужеродной и нелепой.

Дорога к Храму… Признаюсь: я очень люблю получать новые знания, и мне не стыдно, когда я не могу ответить на неожиданный вопрос или не пройти какой-нибудь тест. Тут же лезу в поисковик и восполняю пробелы в своем образовании. Но когда на главной аллее Херсонеса по дороге к Храму я попадаю в Страну «Яндекс» или «Гуггл», мне становится не по себе!

Господа, боюсь даже спросить, что вы курите? Туристы посещают заповедник вовсе не для того, чтобы сделать «селфи» на фоне портрета античного философа с текстом его, пусть и гениального, афоризма – нет! Они приезжают сюда с одной целью: увидеть пейзажи подлинной антики и средневековья, которые вы загородили какими-то деревянными будками с интерактивными мониторами и распечатанной «википедией», очень напоминающей по внешнему виду захоронения других культур.

Мне очень тяжело будет объяснить своему внуку, что эта «Аллея знаний» создана лишь для того, чтобы он не увидел красоты открывающейся панорамы древнего Херсонеса, бухты и современного города. Он ни в жизнь не поверит, что в моем детстве вот здесь, на склоне, где были непроходимые заросли кустарника, водились фазаны, и по утрам можно было увидеть, как вслед за мамой отважно шагает весь ее выводок цыплят. Что вот там, в бухте, стоял трофейный немецкий тральщик под названием «УТС» – учебно-тренировочное судно водолазов (до сих пор не пойму, как водолазы-спасатели умудрились его утопить в мирное время и в тихой бухте на мелководье). Что вот отсюда его дед нырял в море, а здесь с аквалангами погружался метров на тридцать и наслаждался подводными пейзажами… Что после дождя, гуляя по Херсонесу, без всякого металлоискателя можно было найти пять-шесть медных и бронзовых античных монет…

Он обзовет меня вруном, если я расскажу ему, как много лет назад приносил своей девушке на завтрак огромных «каменных» крабов и дюжину свежайших устриц. Да, настоящих устриц, которых надо было лишь вскрыть ножом, капнуть лимонный сок и съесть «живьем»! Сам он уже никогда не сделает ЭТОГО.

Он никогда ночью не увидит живого зайца на главной улице Херсонеса, не проводит на Пятаке солнце за горизонт, не встретит днем ужа, не спустится в глубокий подземный храм первых христиан, не залезет по ржавым скобам в верхний Храм разрушенного Владимирского собора, чтобы увидеть остатки фресок на стенах. Он уличит меня во лжи, когда я расскажу ему, что вот здесь, прямо у берега, как скелет огромного кита, стояла проржавевшая баржа (опять же, немецкая) времен Отечественной войны.Он уже никогда не будет собирать мидии со свай пирса полигона водолазов, а на дне не увидит заржавленное оружие, патроны и ручные гранаты. Он не будет собирать настоящие херсонесские шампиньоны и не поднимет со дна Карантинной бухты большие фрагменты античных амфор. Он никогда не подстрелит настоящего морского ерша и не узнает, как больно жалят его ядовитые шипы на хребте. Он не будет ловить на пластилин огромных самок тарантулов из глубоких нор и уже никогда не поднимется на вершину херсонесского маяка.

Он будет узнавать Херсонес из виртуального диалога с компьютерами, расставленных по всему заповеднику, как автоматы с газировкой. И мне его очень жаль. Так же, как и всех тех, кто впервые попал на эту священную землю. Они будут совершенно уверены, что они посетили подлинный Херсонес.

Читайте также  Уникальные страны для посещения, о существовании которых многие не знают

Нет, господа, вас обманули. От вас скрыли самую главную тайну древнего города – его первозданность в виде руин, которые символизируют Вечность. И, похоже, совсем скоро вы сможете видеть этот Город лишь из окна комфортабельного электромобиля, на котором вам проведут очень современную экскурсию с компьютерным гидом в наушниках. Так вот знайте, господа, то, что вы увидите – это не Херсонес. Это то, что вам хотят продать под брендом «Херсонес».

А настоящий Херсонес остался в прошлом, в моем детстве и юности, когда у каждого мальчишки из Стрелки был свой «язык» на веревке с крюком для Туманного колокола, которым можно было «оживить» его, и весь город, затаив дыхание, слышал это откровение, а небеса вторили ему туманным эхом.

DlyaKota.Ru — информационно развлекательный блог. (приколы, фото, юмор — все это есть у нас) Наша задача: Развлекать и заставлять людей смеяться. Иногда задумываться и оглядываться вокруг.

  • Добавить статью
  • Контакты
  • RSSДобавить в закладки
  • Просмотров: 639
  • Автор: koshka
  • Дата: 21-02-2016, 14:15

Херсонес в Севастополе, каким его почти никто не видел

Во многих городах и странах есть места, которые посещают десятки и сотни тысяч туристов, фотографируя и рассказывая о них.
И когда ты приходишь или приезжаешь в такое место, делаешь о нем сюжет или репортаж, а затем выкладываешь на страницах своего сайта или блога, обязательно найдется несколько человек, которые скажут: «боян», «сколько можно», или просто пройдут мимо сюжета, не посмотрев его. Действительно, сейчас сложно кого-то чем-то удивить, а иногда и заинтересовать. Особенно тем, что человек уже мог видеть и не раз.
Вот и у меня иногда возникает затруднение, как снять и рассказать об известном многим месте.
В таких случаях я часто прибегаю к ночной съемке. Ведь, как правило, все туристы и не только они бывают на этих объектах днем, да и съемка в условиях плохой освещенности сама по себе достаточно специфична…
Сегодня небольшой рассказ об одном из таких крупных туристических объектов, который находится в Севастополе – Херсонесе Таврическом.

Ночной рассказ, естественно..

На самом деле, много текста в этот раз я писать не буду, т.к. однажды уже делал объемный материал об основных памятниках и достопримечательностях развалин греческого города – неоткрыточный Херсонес. В этом сюжете я решил ограничиться лишь кратким обозначением основных его мест.
Итак, первый из наиболее любимых туристами объектов, который украшает почти все фотоотчеты или издания о Херсонесе. Однако который, кстати, не имеет никакого отношения к древнему городу…
Тем не менее, его живописное расположение на возвышенности у моря, а также замшелая поверхность, вероятно, символизирующая в сознании людей седую древность, делает его одной из достопримечательностей Херсонеса и редкий посетитель не просит экскурсовода рассказать его историю. Вот и она: Надпись на самом колоколе едва читается: «сей колокол вылит … Святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом (351 ?) пуд 1776 года месяца августа … числа».
В 1803 году, по указу императора Александра I, он был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После бесславной для России Крымской кампании 1853-1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли из Севастополя в числе других трофеев 13 церковных колоколов. Многие десятилетия спустя на соборе Парижской Богоматери был обнаружен колокол с русской надписью, причем никто уже не помнил, как он там оказался. Дипломатические усилия, предпринятые обеими сторонами, а особенно французским консулом в Севастополе господином Л. Ге, возвратили колокол на звонницу Херсонесского монастыря, откуда он, предположительно, и был вывезен.

В 1925 году монастырь был упразднен новой властью, а спустя два года все его колокола отправлены в переплавку. Этой печальной участи избежал лишь один колокол, установленный на берегу в качестве сигнального, по предложению Управления по обеспечению безопасности кораблевождения по Черному и Азовскому морям. В туманные дни он своим ясным и густым звоном должен был подавать сигналы проходящим судам.

Владимирский собор. Он восстановлен чуть более десятка лет назад на месте разрушенного во время войны храма.
В свою очередь, предыдущее строение храма, было возведено в середине XIX столетия на месте средневекового крестообразного храма. Его построили в честь киевского князя Владимира, который, по свидетельству русской летописи, принял крещение в Херсонесе.

Улицы античного города. Конечно же, все они ведут к морю

Жилой квартал и часовня XIII века

Мой автопортрет на улицах древнего города. Не могу же я уехать из мегапосещаемого туристического места без собственной фотки «я на фоне…»

Берег у моря, куда выходили улицы древнего городища. Где-то здесь были пристани для судов, где ежедневно упорно трудились сотни людей, загружая и разгружая прибывающие суда. В период расцвета Херсонеса он был крупным пунктом перевалки грузов, доставляемых морским путем

Вид на Владимирский собор в свете полной луны

Пожалуй, самое любимое туристами место, которое практически невозможно сфотографировать днем, чтобы около него никого не было.

Одна из двух визитных карточек или эмблем Херсонеса.
Это Базилика 1935 года. Удивляет такое странное название, да? Дело в том, что никому неизвестно, как именовался этот храм в древнем Херсонесе. И его назвали по году открытия во время раскопок Г.Д. Беловым в 1935 году.

Вид с противоположной стороны. Он тоже никогда не пустует днем.
По факту, эта базилика – самый запечатленный археологический объект Херсонеса. По словам работников заповедника «Херсонес Таврический», как только посетители, вооруженные фотоаппаратами, впервые видят ее белые колонны, они сразу же перестают слышать экскурсовода. Им хочется немедленно сфотографироваться именно здесь.
Уехать из Херсонеса, не запечатлев себя на фоне базилики и моря – это все равно, что уехать из Египта, не сфотографировавшись на фоне пирамид, а из Рима – на фоне Колизея. Кто же тогда поверит, что ты там был?

Отполированные тысячами рук колонны в свете зарева ночного Севастополя

Пустынные улочки в тенистом парке около здания Херсонесского музея

Херсонесский музей, созданный еще в 1892 году.

Тени забытых предков древнего городища

Как добраться до Херсонеса самостоятельно (+ что посмотреть)

Херсонес занимает внушительную площадь и производит настолько яркое впечатление, что, едва ступив на античную землю, понимаешь — парой часов не обойтись. Прогулка по древнему городищу, посещение музея, служба во Владимирском соборе, энергетическая подзарядка в местах силы, пикник с видом на колокол и, наконец, отдых на пляже — на все это требуется время. В идеале — целый день. Поэтому в Херсонес едут целенаправленно, отменяя другие экскурсии (посещение Панорамы, Диорамы, 35-й батареи и т. д.).

В этой статье хочу подробно рассказать, как добраться в Херсонес из центра Севастополя (пл. Нахимова и Лазарева), от остановки «5-й км» и автовокзала на ул. Вокзальной 11, куда прибывают гости из соседних городов Крыма.

И кратко о том, что нужно увидеть, чтобы мысленно поставить себе галочку, что Херсонес вы видели от и до. Для первого знакомства хватит с избытком.

В телеграме Крым Фест (@krymfest) пишу о Севастополе и Крыме. Фестивали, экскурсии, цены. Как все увидеть и избежать скопления людей.

Экскурсии в Севастополе

Самые интересные экскурсии — это маршруты от местных жителей на Трипстере. Начать можно с обзорного тура по Севастополю. Пройти от Матросского клуба до Графской пристани, увидеть Приморский бульвар, наметить маршруты будущих прогулок. Или изучить «Секретные места вулкана Фиолент».

Как доехать до Херсонеса

Отдыхающие из соседних городов и поселков чаще всего добираются в Херсонес с автовокзала Севастополя. Ближайшая к нему остановка — «пл. Ревякина». Чтобы найти ее, достаточно выйти из автобуса и обогнуть здание вокзала. Остановка не отличается тем, что на ней легко сесть на нужный маршрут. Она расположена между двумя крупными микрорайонами, и в этом месте автобусы и троллейбусы переполнены до отказа. А «топики» (маршрутки) проносятся мимо, даже не останавливаясь.

Но нужно постараться «втиснуться» в автобус №№ 107 или 109. Доехать до остановки «ул. Дмитрия Ульянова» и оттуда пешком дойти до Херсонеса.

Прогулка от остановки до заповедника займет не больше 15 минут (1,2 км). Чтобы не заблудиться, сначала идите по ул. Дмитрия Ульянова, а затем сверните направо на ул. Древнюю. Через несколько десятков метров Херсонес уже будет виден. Останется еще немного пройти вдоль решетчатого забора к центральному входу.

Читайте также  Потрясающие снимки из разных уголков нашей замечательной планеты

На карте №1 отмечено, в каком направлении идти от остановки:

На карте №2 пеший маршрут от «ул. Дмитрия Ульянова» до Херсонеса:

Добраться до Херсонеса из центра Севастополя можно еще быстрее, чем от автовокзала. Для этого нужно сесть на маршрутку №№ 4, 16, 77, 109, троллейбус / автобус №10 или автобус №№ 22, 22А. И доехать до той же остановки «ул. Дмитрия Ульянова». А дальше точно так же пешком, как описано выше. Можно заранее забить маршрут в навигатор, чтобы было комфортнее ориентироваться на незнакомой местности. Но иногда проще и интереснее узнавать дорогу у прохожих — и с людьми пообщаться, и что-нибудь неожиданное узнать.

Бывает и так, что в Херсонес нужно доехать с 5-ого километра Балаклавского шоссе. Это огромная транспортная развязка и конечная остановка многих севастопольских маршрутов. Ехать придется дольше, чем от пл. Ревякина (автовокзала). Но зато с 5 км ходит маршрут №22А, доставляющий желающих к центральному входу в Херсонес. Остановка так и называется — «Херсонес Таврический».

Интервал маршрута довольно велик, но дождаться его можно.

Где еще можно поймать автобус №22А, кроме «5 км»? Пожалуйста: верхние и нижние «Остряки», ул. Кожанова и Гоголя, пл. Ушакова (остановка перед Матросским клубом и Историческим бульваром), ул. Очаковцев и пл. Восставших.

Напомню, что маршрут №22А — единственный в Севастополе доставляет пассажиров к центральному входу в Херсонес Таврический. Во всех остальных случаях придется пройти чуть больше километра пешком.

Что посмотреть в Херсонесе

Когда попадаешь на территорию, первое, что бросается в глаза — Херсонес не полностью лежит в руинах! Многие постройки отлично сохранились. Это и античный театр, и башня Зенона, и ворота 4 века до н. э., и развалины огромной Уваровской базилики. Но начинать лучше с основных достопримечательностей:

Владимирский собор в Херсонесе Археологические раскопки ведутся по сей день

  • центральных ворот, ведущих в город. Это место когда-то было наименее защищенным при вражеском штурме. Поэтому здесь возвели не одну, а две крепостных стены. Между ними пролегал перибол — дорога к воротам. Она контролировалась защитниками Херсонеса с верхних защитных бастионов. Пространство же между высокими стенами получило уникальную акустику, применение которой нашли и в наше время. Театр драмы им. Б. Лавренева летом ставит спектакли на территории музея под открытым небом. О возобновлении представлений читайте на сайте teatrflota.ru;
  • археологических раскопок — самых масштабных и значимых на территории Крыма за последние 100 лет. За это время был восстановлен облик города. Археологи откопали жилые кварталы, площади, рынки, ремесленные мастерские, лавки торговцев, винодельни, храмы, гробницы. Были обнаружены монетный двор, античный театр, оборонительные башни и крепостные стены.
  • Владимирского собора — храма №1 в Севастополе. Его тезка расположен на севастопольском холме, и его часто путают с херсонесским. Но достаточно один раз побывать в одном и другом, чтобы понять, насколько они разные. Владимирский собор в Херсонесе возвышается там, где когда-то располагалась главная площадь. Его называют символом русского православия, ведь на территории Херсонеса Мефодий и Кирилл впервые познакомились с Новым Заветом и Псалтырем, а князь Владимир получил крещение в 988 г.
  • Туманного колокола — одного из узнаваемых сооружений не только Херсонеса, но и самого Севастополя. Более двух столетий он возвышается на холме в северной части города. Был отлит из переплавленных пушечных турецких орудий в 1778 г. Весит 150 пудов, или 2450 кг. Есть у туристов недобрая традиция бросать камни в стенки колокола, с которой безуспешно борются работники музея и местные жители. Будете рядом, не делайте этого, пожалуйста;
  • Херсонесского музея, разместившегося в бывших монастырских зданиях. Сегодня открыты две богатейшие композиции — Античная и Византийская. Посетить их можно с стандартные часы работы заповедника за дополнительную плату. Больше информации на сайте chersonesos-sev.ru;
  • Херсонесского дворика перед входом в музей. В центре расположен красивый фонтан, а сама площадка — оазис под палящим солнцем Херсонеса. В этом месте можно сделать перерыв и передохнуть — скамеек хватает на всех.

А еще есть парусник под названием «Херсонес». С 2016 г. он базируется в Севастопольской бухте, при желании его можно посетить.

Фестиваль оперы и балета

Уникальное мероприятие несколько лет подряд проходит на территории музея-заповедника — международный фестиваль оперы и балета «Херсонес». Участниками события в августе 2019 года стали Сергей Полунин, Осиэль Гюнео, Приска Цейзель, Иван Васильев, Лауретта Саммерскейл, Мария Виноградова, Михаил Лифенцев, Фабио Мастранджело, Абзал Мухитдинов, Марина Домашенко, Московский театр «Новая Опера», Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, Ансамбль танца «Радость» (Севастополь) и др.

Попасть на фестиваль можно тем же способом, что и в сам Херсонес:

  1. До остановки «ул. Дмитрия Ульянова»: автобусы №№ 10, 16, 81, 95, 105, 107, 109; маршрутки №№ 4, 16, 77, 83, 95, 107, 109, 110, 112; троллейбус № 10.
  2. До остановки «Херсонес Таврический»: автобус №22А.

Информация ежегодно публикуется на сайте www.inter-fest.ru.

В 2020 году фестиваль оперы и балета неожиданно состоялся. Событие выпало на конец июля — первые числа августа. Ожидаемым моментом стал приезд трупы Большого театра в Херсонес. Достать билеты было практически невозможно. А места с 1 по 10 ряды в продажу вообще не попали, настолько сильным был ажиотаж.

Фестиваль оперы и балета / Херсонес / Inter-Fest

Вопрос — ответ

Сколько стоят билеты в заповедник?

Вход в Херсонес Таврический стоит 200 руб. с человека, льготный — 100 руб. Посетить Византийскую композицию музея можно дополнительно за 150 руб., Античную — еще столько же. Есть вариант приобрести единый билет за 500 руб. Он дает возможность увидеть выставки и экспозиции на территории заповедника, доступные в данный момент. Севастопольцы могут пройти бесплатно, если не забыли паспорт.

Есть ли установленные часы работы у Херсонеса?

Да, это закрытая охраняемая территория. Попасть туда можно строго по часам. В зависимости от времени года время работы заповедника меняется. Но с 20 июня этого года установлен такой интервал: с 9:00 до 20:00 (последние посетители запускаются до 19:30). Время работы музея на территории аналогичное.

Что брать с собой на территорию?

В летнее время обязательно берите головные уборы и воду. Кроме территории, прилегающей к музею, в Херсонесе практически нет тени, и есть вероятность получить солнечный удар. Что касается воды, то одна-две торговых точки там периодически появляются. Но цены завышены, а смысла переплачивать нет. Для посещения собора, женщинам обязательно иметь платок и в меру закрытую одежду.

Есть еще какие-то особенности посещения Херсонеса?

Нет, кроме того, что на его территории активно цветет амброзия, с которой годами никто не борется. Так что аллергикам (и тем более астматикам) лучше воздержаться от посещения с начала августа и вплоть до середины сентября.

Жильё в Севастополе

Более 3100 предложений

Проще всего найти квартиру в Севастополе на Суточно.ру.

Самое дорогое жилье в центре (Нахимова, Ленина, Большая Морская, район Артбухты и Центрального рынка). Чтобы остановиться поближе к пляжу, лучше искать квартиру в районе Стрелецкой*, на Летчиках или Северной стороне (Радиогорка, Учкуевка, Любимовка).

* Бухта Стрелецкая расположена по соседству с Херсонесом. Разговорное название района, где расположен заповедник — Стрелка, или Стрелецкая.

dron285

Путешествия и всего по чуть-чуть

Сколько раз я уже говорил что не люблю стандартные достопримечательности? А уж более банального занятия, чем посещения Херсонеса в Севастополе придумать трудно. С другой стороны — есть слово надо. Приехал в Москву — сходи на Красную площадь, приехал в Питер — сходи на Дворцовую. Так вот, будучи в Севастополе нужно побывать в Херсонесе, иначе ощущения будут не те.

В общем, выбрав теплый вечерок мы отправились знакомиться с древнегреческими руинами. Тут я хочу заметить, что цитировать Википедию — не особо в моих привычках, поэтому не ждите пространных изложений про каждый камень. Если что — всегда есть путеводители и вышеупомянутая Википедия. А я просто люблю гулять.

2. Моё настроение резко улучшилось перед входом в Херсонес. Неудивительно, ведь прямо перед входом я обнаружил 21 Волгу в роли такси. Шикарно, вечер сразу перестал быть унылым.

3. Что бы вам такого рассказать про Херсонес, чтобы было не слишком скучно? Жили-были греки. Древние греки, безусловно. И основали древние греки здесь город и назвали его Херсонесом.

Читайте также  Леса с другой планеты!

4. Греки любили повоевать. В итоге довоевались до того, что пришлось переходить под патронаж Римской Империи во главе с Юлием Цезарем.

5. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Лет эдак через 500 Херсонес входит в состав Византийской империи. Говорят, на улицах Византии в те дни многие видели людей с плакатами: «Херсонес — наш!»

6. Кстати, именно товарище византийцы называли это место Херсоном, а вот славяне предпочитали название Корсунь. В 988 году киевский князь Владимир, возвращаясь с крещения Руси захотел продолжения праздника захватил Херсонес и женился на византийской царевне Анне. Была ли эта самоцель или это случайно вышло — история умалчивает.

7. После крестовых походов Византийская империя распалась на ряд мелких государств, что имело для Херсонеса самые неприятные последствия. Теперь его обижали все, кому не лень — сначала турки, потом монголы под предводительством Чингисхана, а потом и татарский хан Ногай подтянулся.

8. Дальше — больше. В 1363 году Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Разорил город, короче.

9. Херсонес пытался подняться, но в 1399 году темник Едигей осуществляет очередной набег на город и предает его огню. После этого восстановиться Херсонесу было не суждено.

10. Вот такая вот история. Сейчас Херсонес является заповедником. Что-то здесь является результатом раскопок, что-то новодел — но в целом тут уютно и приятно погулять. Особенно тем, кто грезит историей.

11. За эту фотографию уважаемый muph предаст меня анафеме и сожгёт на костре :)
И будет прав. В последнее время я и сам стал беситься от ломаных вертикалей и искажений широкоугольного объектива. Всю свою сознательную жизнь я снимал людей и это у меня неплохо получается. Про пейзаж я думал так: «Че его снимать? Это ведь совсем просто — он даже не шевелится!» Оказалось, что это совсем не так. Но я вроде бы немного прокачал свой навык фотографирования пейзажа и в будущих репортажах всё должно быть намного лучше. А пока — терпите!

12. Храм Святого Владимира. Построен в конце 19 века.

13. Про храмы я рассказывать не мастак, поэтому просто покажу вам его таким, какой он есть.

15. В мае, кстати, туристов и посетителей здесь совсем мало. Интересно, меняется ли картина летом? Или все по пляжам сидят?

16. Местная архитектура радует детальками, хотя искушенного петербуржца трудно удивить.

17. Сотрудница музея кормит котиков :)

19. А я еще немного побродил по Херсонесу. Попялился на колокол.

20. Половил солнечные блики.

21. Поснимал маки и ушёл в закат отправился в отель.

Посмотреть больше записей из этого путешествия можно по тэгу «Крым-2015»

Херсонес в Севастополе, каким его почти никто не видел

Во многих городах и странах есть места, которые посещают десятки и сотни тысяч туристов, фотографируя и рассказывая о них.
И когда ты приходишь или приезжаешь в такое место, делаешь о нем сюжет или репортаж, а затем выкладываешь на страницах своего сайта или блога, обязательно найдется несколько человек, которые скажут: «боян», «сколько можно», или просто пройдут мимо сюжета, не посмотрев его. Действительно, сейчас сложно кого-то чем-то удивить, а иногда и заинтересовать. Особенно тем, что человек уже мог видеть и не раз.
Вот и у меня иногда возникает затруднение, как снять и рассказать об известном многим месте.
В таких случаях я часто прибегаю к ночной съемке. Ведь, как правило, все туристы и не только они бывают на этих объектах днем, да и съемка в условиях плохой освещенности сама по себе достаточно специфична…
Сегодня небольшой рассказ об одном из таких крупных туристических объектов, который находится в Севастополе – Херсонесе Таврическом.

Ночной рассказ, естественно..

На самом деле, много текста в этот раз я писать не буду, т.к. однажды уже делал объемный материал об основных памятниках и достопримечательностях развалин греческого города – неоткрыточный Херсонес. В этом сюжете я решил ограничиться лишь кратким обозначением основных его мест.
Итак, первый из наиболее любимых туристами объектов, который украшает почти все фотоотчеты или издания о Херсонесе. Однако который, кстати, не имеет никакого отношения к древнему городу…
Тем не менее, его живописное расположение на возвышенности у моря, а также замшелая поверхность, вероятно, символизирующая в сознании людей седую древность, делает его одной из достопримечательностей Херсонеса и редкий посетитель не просит экскурсовода рассказать его историю. Вот и она: Надпись на самом колоколе едва читается: «сей колокол вылит … Святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом (351 ?) пуд 1776 года месяца августа … числа».
В 1803 году, по указу императора Александра I, он был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После бесславной для России Крымской кампании 1853-1856 гг. союзные войска Англии и Франции вывезли из Севастополя в числе других трофеев 13 церковных колоколов. Многие десятилетия спустя на соборе Парижской Богоматери был обнаружен колокол с русской надписью, причем никто уже не помнил, как он там оказался. Дипломатические усилия, предпринятые обеими сторонами, а особенно французским консулом в Севастополе господином Л. Ге, возвратили колокол на звонницу Херсонесского монастыря, откуда он, предположительно, и был вывезен.

В 1925 году монастырь был упразднен новой властью, а спустя два года все его колокола отправлены в переплавку. Этой печальной участи избежал лишь один колокол, установленный на берегу в качестве сигнального, по предложению Управления по обеспечению безопасности кораблевождения по Черному и Азовскому морям. В туманные дни он своим ясным и густым звоном должен был подавать сигналы проходящим судам.

Владимирский собор. Он восстановлен чуть более десятка лет назад на месте разрушенного во время войны храма.
В свою очередь, предыдущее строение храма, было возведено в середине XIX столетия на месте средневекового крестообразного храма. Его построили в честь киевского князя Владимира, который, по свидетельству русской летописи, принял крещение в Херсонесе.

Улицы античного города. Конечно же, все они ведут к морю

Жилой квартал и часовня XIII века

Мой автопортрет на улицах древнего города. Не могу же я уехать из мегапосещаемого туристического места без собственной фотки «я на фоне…»

Берег у моря, куда выходили улицы древнего городища. Где-то здесь были пристани для судов, где ежедневно упорно трудились сотни людей, загружая и разгружая прибывающие суда. В период расцвета Херсонеса он был крупным пунктом перевалки грузов, доставляемых морским путем

Вид на Владимирский собор в свете полной луны

Пожалуй, самое любимое туристами место, которое практически невозможно сфотографировать днем, чтобы около него никого не было.

Одна из двух визитных карточек или эмблем Херсонеса.
Это Базилика 1935 года. Удивляет такое странное название, да? Дело в том, что никому неизвестно, как именовался этот храм в древнем Херсонесе. И его назвали по году открытия во время раскопок Г.Д. Беловым в 1935 году.

Вид с противоположной стороны. Он тоже никогда не пустует днем.
По факту, эта базилика – самый запечатленный археологический объект Херсонеса. По словам работников заповедника «Херсонес Таврический», как только посетители, вооруженные фотоаппаратами, впервые видят ее белые колонны, они сразу же перестают слышать экскурсовода. Им хочется немедленно сфотографироваться именно здесь.
Уехать из Херсонеса, не запечатлев себя на фоне базилики и моря – это все равно, что уехать из Египта, не сфотографировавшись на фоне пирамид, а из Рима – на фоне Колизея. Кто же тогда поверит, что ты там был?

Отполированные тысячами рук колонны в свете зарева ночного Севастополя

Пустынные улочки в тенистом парке около здания Херсонесского музея

Херсонесский музей, созданный еще в 1892 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: