Историческое фотопутешествие в цитадель крестоносцев на Ближнем Востоке - KRINTEL.RU

Историческое фотопутешествие в цитадель крестоносцев на Ближнем Востоке

Замок крестоносцев Крак де Шевалье

Крак де Шевалье – одно из немногих мест на земле, которое никогда и никому не удалось покорить. Даже Тамерлан обошел его стороной. И только силы природы время от времени сокрушают его неземную мощь. Этот грандиозный архитектурный памятник находится в Сирии, в 65 км западнее города Хомс, неподалеку от главной дороги, ведущей на Бейрут и к Средиземному морю. Крепость сохранилась до наших дней со времен крестоносцев. Она служила базой ордену Госпитальеров или монахов-иоаннитов. По сравнению с ней подобные сооружения кажутся соломенными домиками. Известный путешественник и исследователь эпохи крестоносцев Томас Эдвард Лоуренс, повидав много строений в разных странах, назвал Крак де Шевалье «самым восхитительным замком в мире» .

Как на Востоке появились крестоносцы

Как же появился в этой восточной стране рыцарский замок Крак де Шевалье? Сирия расположена на перекрестке древних торговых путей. В первые века христианства здесь образовался мощный центр православия. Но в 640 году территорию стали контролировать арабы. Они же обратили многих сирийцев в мусульманство. Тем не менее, христиане и мусульмане продолжали мирно жить бок о бок – делить им было нечего. Но турки так не считали. Приняв мусульманство, они стали враждебно относиться и к местным христианам, и к паломникам. В 1097 году сюда прибыли первые крестоносцы, чтобы защитить Святую землю от посягательств иноверцев.

История крепости Крак де Шевалье

Издали строение кажется игрушечной крепостью. Но чем ближе подъезжаешь к нему, тем реальнее оцениваешь масштаб постройки и невольно задаешься вопросом: а не богатыри ли строили этот замок? Начало строительства относят к 1031 году – по повелению эмира здесь возвели крепость курдов. Но в 1099 году она была захвачена графом Тулузским Раймондом Сен-Жерменским. А через 40 лет ее передали госпитальерам. Те стали возводить на этом месте строение, которое счастливые туристы имеют возможность созерцать и спустя почти тысячелетие. Вскоре эта крепость площадью более 3 тысяч квадратных метров стала самым мощным на Ближнем Востоке оборонительным сооружением. Ее фото – одна из визитных карточек Сирии.

Гарнизон крепости в часы ее расцвета состоял более чем из двух (согласно другим источникам – из четырех) тысяч человек. Жизнь здесь была организована настолько грамотно, что все эти люди смогли бы пережить пятилетнюю блокаду без особых потерь. Здесь были запасы еды и возможность их пополнения, из-под земли били несколько источников, система канализации предохраняла от развития и распространения инфекционных заболеваний, а более благоприятного и теплого климата не стоило и желать.

За всю историю ордена госпитальеров, крепости лишь дважды грозила реальная опасность. Но оба раза противник, истратив физические и моральные силы, уходил, понимая, что взять Крак де Шевалье не удастся. В 1249 году состоялся Седьмой Крестовый поход. Но он, как известно, закончился неудачей. После этого госпитальеры стали терять свои позиции. Цитадели требовались новые рекруты, но они с Европы не доставлялись. Да и со снабжением начались проблемы. Тем не менее, рыцари продержались до 1271 года.

Сдача цитадели

В это время к крепости подошли войска Бейбарса – мамлюкского султана. Его воинам удалось прорвать две линии обороны. Но поразить цитадель силой султан не смог. Он так бы и ушел ни с чем. Но сработал его коварный план. Бейбарс пошел на хитрость – подбросил в крепость обманное письмо якобы от графа Триполи с приказом сдать крепость. Рыцари этот ложный приказ выполнили. Взамен им даровали возможность беспрепятственно добраться до столицы.

Этому несказанно были рады многие, в том числе и христиане, поскольку франки их сильно разочаровали – не того ожидали от освободителей. Местных христиан крестоносцы считали неполноценными, придумывали все новые поборы, а когда нужно было защищать жителей деревень, сами укрывались в своей крепости.

Первым делом Бейбарс приказал перестроить часовню на мечеть. Парадоксально, но долгие годы мусульмане молились в ней под сенью креста – его под сводами потолка они либо не заметили, либо (во что человеку православному верится больше) просто не смогли разрушить.

Одно из лучших в мире фортификационных сооружений

Могущество франков основывалось на каменных массах. Проходят века, а крепость госпитальеров Крак де Шевалье остается образцом фортификационного зодчества. Тот, кто смотрел русский фильм «Баязет», уже имеет об этом месте некоторое представление – картина снималась именно в этом замке.

Долгое время считалось, что технология построения защитных сооружений позаимствована европейцами у арабов. Но сэр Лоуренс, о котором мы упоминали в начале, первым высказал предположение, что как раз наоборот и подтверждение тому – Крак де Шевалье. До него, да и после, не было фортификационного сооружения более мощного и грамотно построенного.

Под давлением обстоятельств крестоносцы постоянно совершенствовали свои фортификационные умения и довели их до уровня абсолютного совершенства. Сейчас мнение Лоуренса не подвергается критике: да, именно крестоносцы научили мусульман строить крепости.

Стоит замок крестоносцев на высоком холме. Двойные стены толщиной до 5 метров построены в виде прямоугольников. Длина наружной 200 метров, а ширина – 150 метров. Между ними находился наполненный водой ров. Наружную стену украшали 13 башен, главная из которых – Дочь Короля. С нее открываются потрясающие виды на окрестные пейзажи. Но сооружалась она не для любования природой. С этого места можно было заметить неприятеля на дальних подступах к крепости. Одна из башен, простояв века, была разрушена в 2014 году, во время бомбардировки повстанцев, оккупировавших Крак де Шевалье.

Со всех сторон, кроме южной, крепость защищает крутой склон холма. И только с юга построена крепостная стена. Внутри здания находится много залов, галерей, переходов, потайных комнат – все это не дань архитектурной моде того времени, а грамотный замысел зодчих – если враг попадал внутрь цитадели, то передвигаться по ней беспрепятственно он не мог.

Поскольку вода на Ближнем Востоке – огромная ценность, а тем более в крепости, то по всей территории Крака были выкопаны колодцы глубиной до 27 метров. Дождевая вода собиралась в каменные цистерны. А в центре крепости был бассейн (72х16 метров), в котором купались люди и из которого поили лошадей. Ветряные мельницы мололи зерно и перетирали на сахар тростник. Акведуки перекачивали воду.

Большая зала, покои магистра, комнаты рыцарей и сводчатая галерея и через много веков поражают богатством своего убранства. Их архитектура – яркий пример раннего барокко. Надпись на стене большой залы гласила: «Тебе красота, богатство и мудрость, но бойся гордости, могущей разрушить все».

В 2014 году замок госпитальеров и ближайшие исторические объекты были включены ЮНЕСКО в список исторических памятников, находящихся под угрозой. К сожалению, на карте Сирии остается все меньше объектов, имеющих всемирное значение.

Долина христиан

Крак де Шевалье находится в христианской части Сирии. Храмов здесь больше, чем мечетей. Они, правда, мало напоминают наши и отличаются своей самобытной архитектурой. Местные женщины носят современную одежду и не покрывают голову. Здесь много голубоглазых и почти блондинистых людей – потомков крестоносцев.

У местных принято зазывать туристов к себе на чай или кофе. Отказываться нет смысла – вас просто затянут и угостят, как очень дорогого гостя. Но случится это лишь после выяснения конфессиональной принадлежности последнего. Христиане этих мест свято хранят свою веру от посягательств западных миссионеров, чему стоило бы поучиться и нам. Здесь проживает около семидесяти тысяч ортодоксальных последователей Христа. Поэтому местность, окружающая замок крестоносцев, называется Долиной христиан.

Местное население в большинстве своем занимается садоводством. Яблочные рощи сменяются оливковыми, и наоборот. Свежевыжатые соки, которыми угощают туристов, невозможно с чем-то сравнить – это настоящий райский нектар. А масло вполне оправдывает свое неофициальное название – «жидкое золото».

Как добраться до замка Крак де Шевалье?

Посмотрите на карте маршрут Дамаск -> Крак де Шевалье:

На заметку туристу

Крепость возвышается над долиной Эль-Букейя. За последние восемь сотен лет путь к ней не стал легче, поэтому диву даешься – как такие огромные глыбы люди вытаскивали на такую высоту и какой же силой обладали эти исполины?

Добираться можно на туристическом автобусе, эти рейсы между Хомсом и Краком совершаются регулярно, на собственном или арендованном автомобиле, либо же автостопом из любой части страны – в Сирии это общепринято, просто и выгодно.

Для того, чтобы обойти крепость госпитальеров требуется целый день. Поэтому двухчасовый тур, который предлагают некоторые гиды, – это всего лишь галочка о том, что вы видели Крак де Шевалье. Настоящее удовольствие от посещения этого всемирно значимого объекта наступит лишь после содержательной и полноценной экскурсии.

Напротив главных ворот замка находится кафе, где очень вкусно готовят цыпленка табака. Правда, стоимость обеда здесь выше, чем в среднем по стране. Остановиться на ночлег можно в одном из отелей Хомса, либо же в частной мини-гостинице, которых немало в окружающих крепость селениях.

Поездка к замку госпитальеров навсегда останется в памяти. Ведь это сооружение и окружающая его долина уникальны во многих отношениях. Местность уникальна тем, что оставаясь маленьким островком христианства в безбожном окружающем мире, жители свято хранят веру предков. А крепость – одна из самых романтичных, живописных и героических мест на карте мира.

Самые впечатляющие замки крестоносцев на Ближнем Востоке

Хотя с момента начала крестовых походов прошло уже около тысячи лет, события этой эпохи полны тайн и загадок. Главный вопрос состоит в том, как кучке европейских рыцарей удалось 200 лет удерживать господство над огромным регионом Ближнего Востока. О событиях давно минувших лет рассказывает писатель и путешественник Александр Юрченко, которому удалось посетить уникальные крепости.

Рыцари-крестоносцы построили на захваченных землях огромное количество фортификационных сооружений – более двухсот только за время Первого крестового похода. Цитадели возводились на возвышенностях, на перекрёстках торговых путей, некоторые «прятались» в глубоких ущельях, большое количество строилось на морском побережье.

Это были сложные сооружения с системой водоснабжения и канализации. В них размещались мастерские, складские и спальные помещения, пекарни, тронные залы, конюшни. Из немых свидетелей происходящих событий, замки превратились в главных действующих лиц средневековой истории. Много крепостей сохранилось в первозданном виде – их не разрушили ни войны, ни природные катаклизмы, некоторые сохранившиеся развалины также представляют большой интерес, так как расположены в живописной местности.

В этой подборке я расскажу о военных сооружениях крестоносцев на Ближнем Востоке на территории современных Сирии, Ливана, Иордании и Израиля, а также о замках на Кипре и греческом Родосе, куда европейские рыцари «переселились» после окончательного поражения от армий мусульман.

Ливан

Ливан — гористая страна и большинство крепостей находится в горах. Но есть в Ливане три крепости на берегу Средиземного моря, к которым очень удобно добираться по современной автостраде.

Крепость в Джебейле

Джебейль — это древний Библос. Когда на 32-м километре автострады Бейрут – Триполи поворачиваешь в сторону моря и через пару минут въезжаешь на оживленный перекресток в центре Джебейля, сразу попадаешь под очарование узких улочек, до краев заполненных пестрой толпой туристов. Основной людской поток движется в направлении крепости крестоносцев, черной громадой нависающей над городом. История её такова. Граф Раймунд Сен-Жильский после нескольких неудачных попыток захватить Триполи нанял в 1102 году генуэзский флот, с его помощью овладел Джебейлем и построил на берегу небольшую крепость. В 1109 году его сын Бертран передал город генуэзскому адмиралу Эмбриако в знак признания заслуг генуэзцев. Семейство адмирала установило торговые отношения с другими заморскими территориями и за вырученные деньги значительно перестроило крепость. Сейчас это один из самых хорошо сохранившихся замков крестоносцев на Ближнем Востоке. В ее подземной части размещена цистерна для воды. При строительстве крестоносцы использовали материалы из развалин древнего Библоса: обломки античных колонн, пилоны, мелкие детали. Добраться до Джебейля можно рейсовым автобусом.

Читайте также  Приют для туристов с видом на Белое море

Билет в крепость: $5,3. Открыта с 9.00 до 17.00.

Морская крепость

В городе Сайде, в древности Сидроне (48 км от Бейрута) находится крепость крестоносцев, получившая название Морская. Она удивительно красива и является визитной карточкой города. Паломники из Англии, Франции и Германии, приехавшие в Сидон накануне VI крестового похода, осмотрели существовавшую в городе крепость Людовика Святого, и посчитали её недостаточной для защиты города. Они выбрали островок в Северной гавани Сидона, и за четыре месяца возвели новую крепость. Морская пала в 1291 году – она была одной из последних твердынь крестоносцев на Ближнем Востоке.

Вход в музей — 4 тыс. ливанских лир. Добраться:на рейсовом автобусе.

Крепость Триполи

Самая большая крепость на территории Ливана расположена в 60 км к северу от Бейрута. Ее называют «Сен Жиль» – в память о руководителе Первого крестового похода графе Раймонде Сен Жильском.

В 1103 году на холме между Триполи и горами в 3 км от морского берега граф заложил крепость, которую помогали строить многочисленные паломники. Раймонд несколько лет осаждал самый богатый город-порт на Ближнем Востоке, но при жизни так и не смог его взять. Есть легенда, что от отчаяния он бросился вниз с высокой стены и погиб. На самом деле Раймонд был ранен стрелой и скончался от ран. Город был покорён племянником графа Гильомом Иорданом.

Сейчас крепость находится в центре современного города.

Цитадель открыта, вход – 5500 ливанских лир. Добираться рейсовым автобусом из Бейрута.

Сирия

Больше всего крепостей крестоносцев было сооружено в Сирии. Причем, их владельцами являлись не только знатные феодалы, часть замков принадлежала рыцарям из монашеских орденов тамплиеров, госпитальеров и тевтонцам. Сейчас в Сирии идёт война, но всё равно есть смельчаки, которые, рискуя жизнью, отваживаются на путешествия.

Крак де Шевалье

Это самая большая крепость крестоносцев на Ближнем Востоке. Она принадлежала Раймонду II Тулузскому, внуку основателя Триполийского графства Раймонда Сен-Жильского.

В 1142 году Раймонд II передал крепость госпитальерам и возложил на них охрану границ графства. Окруженная двойным кольцом стен она обладала всем необходимым, чтобы выдержать длительную осаду. Здесь располагались мельница, хлебопекарня, резервуары для хозяйственной и питьевой воды, масса складских помещений, столовая, хранилища для масла и вина, копченого мяса, зерна, силоса, конюшни, загоны для скота.

Иордания

В пустынных районах Иордании, вдалеке от морского побережья, но вдоль старой дороги, ведущей в Египет, находилось несколько крепостей княжества Трансиордании, входившего в состав Иерусалимского королевства. Лишь две из них находятся в неплохом состоянии и заслуживают внимания. Они расположены рядом с Королевской дорогой, соединяющей столицу государства Амман с портом Акаба. Добираться туда удобно из Аммана, куда летают самолеты многих авиакомпаний, поскольку Иордания является туристической страной.

Замок Карак

Кренпость расположена в 124 км к югу от Аммана в городе Эль Карак. Обычно рассказ о замке связывают с именем французского авантюриста Рено де Шатийона. Бедным рыцарем он участвовал во II крестовом походе, но благодаря двум выгодным женитьбам стал самой богатой и влиятельной персоной в Иерусалимском королевстве. Вторая женитьба принесла ему княжество Трансиорданию и замок Карак, благодаря чему Шатийон получил контроль над караванным путем из Дамаска в Египет. Рено часто грабил проходящие караваны, чем нарушал перемирие в войне с мусульманами. В 1183 году правитель Египта Салах ад-Дин осадил замок и стал обстреливать его из катапульт. В это время там шла свадьба, и галантный правитель снял осаду. Шатийон продолжал нападения и через три года ограбил караван, в котором ехала сестра правителя Египта. Эта выходка стоила ему жизни. Когда в одной из битв Шатийон попал в плен к Салах ад- Дину, тот отказался взять выкуп и отрубил князю голову. Трагические события, происходившие в замке Карак, упоминаются во многих документах и литературных произведениях, в 2005 году снят фильм «Царство Небесное». В 1980 году в замке открылся археологический музей.

Входной билет — $5. Из Аммана в Эль Карак ходят маршрутные такси от автовокзала в районе Абдали.

Замок Шобак

Шобак также связан с именем Рено де Шатийона, поскольку входил в княжество Трансиорданию. Известно, что Шатийоном там были построены корабли, которые волоком перетащили к Красному морю с целью нападения на святыню мусульман Мекку. Этим актом Шатийон обострил отношения с арабами, что привело к нескольким битвам, закончившимся поражением крестоносцев. В 1187 году пал Иерусалим, и армия мусульман подошла к Шобаку. Расположение замка не позволяло применить осадные машины, тогда было принято решение взять рыцарей измором. Осада длилась 2 года. Первое время защитники упорно сопротивлялись, но потом стали обменивать своих женщин на еду, а через 2 года вынуждены были сдаться. Стоит отметить великодушие военачальника Аль-Малика аль-Адиля. Он разрешил рыцарям уехать из замка вернул им жен. Замок возвышается над караванной дорогой, ведущей на Аравийский полуостров. Он находится в 120 км от Эль Карака и в 30 км от знаменитой Петры. Вход в замок бесплатный.

Израиль

4 июля 1187 года между крестоносцами и мусульманами состоялась битва при Хаттине возле Тивериадского озера. Со стороны Иерусалимского королевства участвовало 20 тыс., в армии Салах ад- Дина было 17 тыс. Крестоносцы потерпели сокрушительное поражение, в результате погиб весь цвет рыцарства – около 17 тыс. человек. После этого начался медленный закат Иерусалимского королевства. Крестоносцы потеряли большую часть своих замков. Немногими, оставшимися на берегу моря, рыцари владели ещё чуть более ста лет, проведя ещё 6 крестовых походов (всего их было восемь), но особого успеха не имели. Теряя оставшиеся замки, крестоносцы на судах переправлялись на Кипр и в Грецию — на материковую часть и острова.

Современный город Акко, Израиль

Замок-монастырь в Акко

Последним оплотом рыцарей на Святой Земле был город-крепость Акко, находящийся на берегу Средиземного моря в 20 км от Хайфы. Военные рыцарские ордена госпитальеров и тамплиеров, а также Тевтонский орден обрели в городе целые кварталы. Акко окружен высокой крепостной стеной (построена турками в 18-19 в.в.), а в эпоху крестовых походов здесь находилось две крепости – замок тамплиеров и замок-монастырь госпитальеров – обе разрушены.

На месте замка госпитальеров построена арабская цитадель, под которой археологи раскопали целый подземный город с рыцарскими залами и хозяйственными помещениями ордена госпитальеров, называемый сейчас «Приютом святого Иоанна». Там же обнаружен таинственный подземный туннель, который ведет из крепости к порту.

Старый город Акко — наиболее сохранившийся до наших дней объект эпохи крестовых походов.

Подземный музей открыт с 8.30 до 18 часов

Ещё во время III крестового похода король Ричард Львиное Сердце высадился на Кипре и захватил остров. За 100 тыс. марок он продал его тамплиерам, а у тех права выкупил король Иерусалима Ги де Луизиньян. Так было основано Кипрское королевство, которым до 1489 года управляли потомки бежавших с Ближнего Востока правителей Иерусалимского королевства. За время своего господства крестоносцы построили на острове несколько крепостей.

Лимасольский замок

В церкви Святого Георгия, что находилась рядом с замком, прошла свадьба короля Англии Ричарда Львиное Сердце и Беренгарии Наваррской, дочери короля Кастилии Сачо I. История отношений Ричарда и Беренгарии очень романтична. В 1191 году из города Мессины на Ближний Восток оправились корабли жениха и невесты. Во время шторма корабль Беренгарии потерпел крушение и был выброшен на берег Кипра. Пока Ричард спешил на помощь, невесту похитил император Кипра Исаак Комнин. Вскоре к острову причалил Ричард Львиное Сердце. Начались военные действия: Ричард отбил у Исаака невесту, а заодно и остров, который он затем продал тамплиерам. Церковь, в которой венчались Ричард и Беренгария, в том же году была разрушена землетрясением, а замок сохранился. В нем находится Кипрский музей Средневековья.

Вход – 4.50 евро.

Крепость на Родосе

Рыцари ордена госпитальеров на нескольких кораблях покинули Святую Землю, высадились на острове Родос и построили здесь резиденцию ордена Великого магистра – Родосскую крепость. До начала 16 века они владели островом, обороняя его от постоянных набегов турок. Родос пал на 75 лет позже столицы Византии Константинополя в 1522 году после шестимесячной осады 100-тысячной армии Сулеймана Великого. По мнению историков, в конце 15 века крепость была самой современной и неприступной из всех христианских крепостей. Длина её стен насчитывает 4 км.

Вход в резиденцию Великого магистра стоит 6 евро.

Добраться в любую точку исторических путей крестоносцев можно на самолете, выбрав самый выгодный вариант. Зарезервировать жилье можно на букинг.

Историческое фотопутешествие в цитадель крестоносцев на Ближнем Востоке

Одной из жемчужин Средиземноморского побережья Израиля является древний город Акко. Он расположен на севере страны в 20 километрах от Хайфы — Хайфа находится у южной оконечности бухты, а Акко — с северной стороны.

Акко — это ровно середина пути от Хайфы до границы с Ливаном на севере страны. До Ливана здесь — всего 20 километров. К слову, буквально на самой линии границы с арабским соседом, тщательно охраняемой обеими сторонами и вдобавок миротворцами ООН, находятся потрясающе красивые гроты, которые можно свободно посетить со стороны Израиля.

А ещё — подняться на канатной дороге, сфотографироваться на фоне покрытых маскировочной сеткой ворот, за которыми начинается Ливан, плюс посмотреть замурованные в сегодняшние неспокойные времена тоннели бывшей железной дороги, проходившей когда-то вдоль всего Средиземноморского побережья и по которой до 1947 года (начала Арабо-израильской войны) какое-то время ходили прямые поезда из Каира через нынешнюю территорию Израиля — и далее в Бейрут, Стамбул, Дамаск…

Сегодня такое даже представить себе немыслимо. У нас не было времени туда съездить, но если будете на севере Израиля в более продолжительном формате, то всячески советую — это очень интересно!

Из Хайфы вообще интересно поездить по северу Израиля — неподалёку Назарет, Генисаретское озеро с его святыми местами, для желающих — открытые туристам Голанские высоты на границе с Сирией и множество красивых национальных парков. Но за одну поездку всего не охватить, так что сегодня ограничимся Акко. От Хайфы в Акко — полчаса на поезде. От вокзала Акко до побережья — ещё полчаса пешком.

Памятник, посвящённый побегу в 1947 году из тюрьмы крепости Акко (тогда ещё под контролем Британского мандата в Палестине) заключённых там членов еврейских военных подпольных организаций Эцел и Лехи. Их соратники в ходе тщательно спланированной операции под видом британских солдат проникли к стенам тюрьмы и взорвали одну из них. Этот момент символически показан на памятнике.

А дальше начинается Старый город. Акко — очень древний город, упоминаемый ещё в 1500 году до нашей эры. Как и большинство городов на территории нынешнего Израиля, Акко прошёл несколько исторических периодов — греческий, иудейский, римский, первый исламский период…

А потом началась эпоха крестоносцев — в 1104-м и потом повторно в 1191 году после двухлетней осады город был отвоёван у мусульман французским королём Филиппом Августом и английским королём Ричардом Львиное сердце. Акко стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев в Палестине и был окружён мощными оборонительными сооружениями.

Читайте также  Гранд-Каньон в США

Акко (который тогда назывался Сен-Жан д`Акр) стал главной резиденцией ордена Иоанитов, экономическим, научным и торговым центром, где имели свои торговые представительства Генуя, Венеция, Пиза, Любек, Бремен и другие крупные купеческие центры Европы того времени.

Но расцвет продолжался недолго — начались междоусобицы между купцами и разными рыцарскими орденами, и, раздираемый внутренними противоречиями, долго противостоять мусульманским войскам Акко не смог — последний оплот крестоносцев на Святой земле пал в 1291 году, а большая часть христианского и еврейского населения погибла.

Далее были пять веков безвременья (когда разорённый Акко превратился в простую рыбацкую деревушку), а в XVIII веке город на два столетия вновь приобрёл важное транспортное и торговое значение при Османском владычестве (в 1799 году крепость даже смогла противостоять осаде Наполеона).

В 1928 году Акко завоевали британцы, а в 1948 году пришли израильтяне. Со строительством железных дорог и развитием порта соседней Хафы, в начале XX века Акко окончательно потерял свое экономическое значение, но сохранил уникальный колорит и память о разных периодах своей древней истории.

Сегодня население Акко в большинстве своём еврейское, но в Старом городе проживают в основном одни арабы, и здесь вовсю ощущается восточный колорит — узкие улочки, мечети, восточные базары, шум-гам…

Цитадель Алеппо, Сирия: история крепости

Алеппо остается одним из древнейших городов человечества. Люди поселились здесь за несколько тысяч лет до нашей эры. Все это время город считался важным пунктом у самых разных народов и правителей.

Древний город

Археологические раскопки подтверждают, что Алеппо возник задолго до появления письменности. Это означает, что точную дату его основания вычислить довольно сложно. В городе есть много археологических культурных слоев, которые до сих пор не изучены. Этому также мешают бои в Алеппо, которые продолжаются уже несколько лет из-за гражданской войны в Сирии.

Упоминания о крепости появляются в хеттских источниках, которые относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. В разное время Алеппо был столицей нескольких древних княжеств. Он становится богатым городом в вавилонскую эпоху, когда соседняя Месопотамия превратилась в центр человеческой культуры и науки. Также в древности на город претендовали египтяне и хетты.

Античность

В 333 году до нашей эры великий полководец Александр Македонский захватил цитадель Алеппо. Сирия для него была важным регионом. Отсюда пролегали пути на восток. Именно через эти земли Александр отправился войной на Персию, а потом дошел до границ Индии.

Начиная с этого времени Алеппо постепенно эллинизировался, то есть подвергался влиянию античной греческой культуры. Сюда приезжали ученые-чужеземцы, открывались философские школы. После греков пришли римляне, которые правили здесь несколько столетий.

Византия и мусульмане

В начале нашей эры Сирия стала важным центром распространения христианства, что не могло не отразиться и на конфессиональном составе населения Алеппо. После распада Империи здесь недолго признавали власть Византии, которая стимулировала строительство церквей и монастырей.

Заметно выросло населения города. Были возведены новые стены, которые окружили цитадель Алеппо. Сирия была одной из самых богатых византийских провинций, а все благодаря тому, что она находилась на Великом Шелковом Пути. Алеппо являлся важным перевалочным пунктом для торговцев с Востока. Они везли не только шелк, но и фарфор, а также другие редкие для европейцев товары.

В VII веке возымела место арабская угроза. Мусульмане захватили город Алеппо, Сирия полностью перешла под их владычество. Несколько веков крепость благоденствовала благодаря близости Дамаска, который некоторое время был столицей халифов. В X веке ее на 14 лет оккупировали византийцы, которые нанесли заметный вред городу.

Крестовые походы

В 1096 году Папа Римский Урбан II обратился к западноевропейским правителям с просьбой помочь восточным христианам в их борьбе с мусульманами. В это время византийский император продолжал сдавать свои провинции агрессивным туркам-сельджукам.

Призыв был услышан. Из Европы потянулись тысячи рыцарей, солдат и простых крестьян в поисках приключений и славы. Главной целью крестоносцев стал Иерусалим, который был священным городом для всех христиан. Цитадель Алеппо (Сирия была неподалеку) также оказалась на их пути. Несмотря на осаду, город так и не был взят. Тем не менее уже через год крестоносцы захватили Иерусалим. На Ближнем Востоке появилось несколько христианских государств, которые постоянно угрожали мусульманской Сирии. Вторая попытка крестоносцев овладеть крепостью имела место в 1124 году. Она также оказалась провальной.

Землетрясение

В 1138 году старый город Алеппо был практически уничтожен во время ужасного землетрясения. Точных данных о количестве пострадавших, конечно, не осталось. Однако, даже по самым приблизительным оценкам (более 220 тысяч погибших), это землетрясение стало пятым по количеству жертв за всю человеческую историю.

Удары чувствовались не только в Сирии, но и на территории современных Азербайджана, Ирана и Турции. Алеппо находится на геологическом разломе, частью которого также является и Мертвое море. Именно из-за этого крепость пострадала сильнее всего. Город обезлюдел за один день. Скоро жители вернулись, но населенный пункт еще несколько столетий не мог вырасти до прежних размеров. Только в XIX веке численность жителей Алеппо стало такой же, что и накануне средневекового землетрясения. Однако даже в относительно современное время здесь вспыхивали эпидемии холеры и чумы.

Войны арабов и монголов

В 1183 году цитадель Алеппо (Сирия) перешла к знаменитому Саладину, которому удалось изгнать крестоносцев из Иерусалима и восстановить арабское владычество в регионе.

Однако оно продлилось относительно недолго. В XIII веке сюда пришли монгольские орды. Войско под командованием Хулагу взяло город в 1260 году. Стены крепости рухнули через шесть дней интенсивных обстрелов из катапульт. Цитадель продержалась еще около месяца.

В дальнейшем еще несколько десятилетий арабы воевали с монголами, пытаясь оспорить верховенство в Сирии. Первыми руководила династия Мамлюков. Трагедией для города стала его сдача Тамерлану в 1400 году. Было вырезано практически все мирное население. В знак устрашения рядом с городом была сооружена башня из черепов.

Турецкое владычество

В XV веке ситуация в Алеппо изменилась: турки смогли захватить этот город. Они оставались правителями Сирии несколько веков. Османская империя раскинулась на трех материках. Арабы оказались под властью более могущественного народа.

После Первой мировой войны Османская империя распалась, а в Сирии ненадолго был установлен британский мандат. После него образовалось арабское государство, которое существует и поныне.

Гражданская война в Сирии

В 2011 году в Сирии вспыхнула гражданская война. Арабское большинство было недовольно властью, у которой стояли немногочисленные алавиты во главе с Башаром Асадом. Алеппо был одним из крупнейших городов страны, и из-за этого вокруг него разгорелись яростные бои, которые продолжаются и сегодня. Летом 2012 года в его черте начались сражения между правительственными войсками с одной стороны и повстанцами – с другой.

Бои в Алеппо оказались в центре внимания всего мира, когда в окрестностях города был применен ядовитый газ зарин. Его использование запрещено международными конвенциями. Это оружие массового поражения стало причиной гибели гражданского населения. В то же время от регулярных артобстрелов с разных сторон в Алеппо практически не осталось целых зданий. Периодически жилые районы полностью остаются без электричества из-за ракетных ударов. Население города сократилось с 2,5 миллионов до 1 миллиона человек. Многочисленные беженцы покинули страну, что спровоцировало кризис в Европе, где разгорелись споры вокруг того, нужно или нет закрывать границы.

Сирия (Алеппо сегодня остается горячей точкой) продолжает попадать в ленты мировых информационных агентств как место многолетней кровопролитной гражданской войны. Она началась в рамках Арабской весны, когда в 2011 году в многочисленных странах Ближнего Востока и Магриба недовольные граждане потребовали отставки своих правительств.

Кроваво, стыдно и грешно: каким был первый крестовый поход

27 ноября 1095 года папа римский Урбан II на Клермонском соборе во Франции провозгласил первый крестовый поход. Это событие было столь эпохальным, что о нем есть сведения не только в западных хрониках, а также арабских и сельджукских источниках, но и в нашей Повести временных лет. Это было глобальное событие, принесшее множество страданий и смертей не только мусульманам и иудеям Ближнего Востока, но и восточным, а также европейским христианам. Рассказываем, как все было.

Предпосылки и цели похода

Папа римский Урбан II благословляет крестовый поход

В основе такого глобального события естественно лежало множество объективных причин. В это время на Ближнем Востоке арабские правители подверглись нападению и завоеванию турков-сульджуков, тоже мусульман. Поэтому территория, куда в дальнейшем двинулся крестовый поход, была ареной постоянных междоусобных войн между различными мелкими и крупными правителями.

Одним из поводов для объявления первого похода была просьба о помощи, с которой обратился византийский император Алексей I Комнин к папе римскому. Уже до этого некоторое время византийцы использовали отряды западноевропейских рыцарей в качестве наемников против арабов и сельджуков, поэтому император, видимо, ожидал, что на помощь придет сильное войско, которое он стравит со своими врагами и их руками отвоюет территории обратно. Однако, он просчитался.

Для самих крестоносцев, начиная с феодальных и церковных верхов и заканчивая последним крестьянином, крестовый поход стал просто подарком. Поскольку в Европе к тому времени все мало-мальски пригодные земли были поделены, огромное количество малоземельных или безземельных рыцарей занимались тем, что грабили купцов или нападали на других рыцарей ради выкупа. Надо сказать, что незадолго до Клермонского собора, самому папе Урбану пришлось освобождать епископа Ламберта Аррасского, ехавшего на этот самый собор и захваченного таким вот любителем наживы.

Поэтому для церковных и светских властей, кроме поднятия своего авторитета, важно было перенаправить грабительские интересы огромного количества таких вот воинственных рыцарей в чужие земли. Естественно, все высшие феодалы, отправившиеся в этот поход, рассчитывали и на захват земель и сокровищ.

Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец

Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба

Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.

При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.

Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.

Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим

Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.

Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.

В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.

Читайте также  Лучшие отели Бали

Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.

Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.

Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.

Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.

Поход знати и взятие Никеи

В августе 1096 года в поход выдвинулось рыцарство. Они шли гораздо организованней, и, хотя тоже грабили, с ними уже приходилось считаться местным властям. Сам император Византии был вынужден приказать наемникам-печенегам обстреливать тех крестоносцев, которые грабили его население, а с некоторыми даже вступил в битву. Да и сами предводители крестоносцев показали себя в Константинополе не с лучшей стороны. Один из них прямо приказал своим людям воровать фураж у местных, а другой, во время приема во дворце императора, уселся на трон, демонстрируя, что Алексей I для него ровня.

Император, приведя большинство предводителей крестоносцев к вассальной присяге, отправил их в Малую Азию, где 14 мая 1097 года они осадили Никею. Через некоторое время осады крестоносцы были неприятно удивлены, когда во время очередного штурма союзные византийские войска были беспрепятственно допущены в город. Это случилось, потому что император, понимая, что никто ему город не отдаст, за спиной крестоносцев договорился с сельджуками, и те сдали город ему, чем защитили себя от смерти и разграбления. Но этим поступком император окончательно разбил и так не особо сильные союзнические настроения западных рыцарей.

Первое государство крестоносцев

Вход Балдуина в Эдессу

После взятия Никеи и нескольких сражений, в которых были разбиты силы сельджуков, крестоносцы, идя по Малой Азии, захватывали города и даже умудрились передраться между собой.

Проигравший в бою Болдуин Булонский 6 февраля 1098 года въехал в богатый армянский город Эдессу, где так пришелся ко двору местного правителя Тороса, что тот усыновил его и сделал наследником и соправителем. Что не помешало Болдуину возглавить мятеж врагов Тороса и, убив его, стать правителем первого государства крестоносцев — графства Эдесского.

Взятие Антиохии и чудо святого копья

Другие же крестоносцы еще 21 октября 1097 года осадили важный стратегический город-порт Антиохию. Но сил взять его у них не было, и они начали осаду, страдая от голода и жажды, при этом некоторые хронисты утверждают, что доходило и до каннибализма, а ослов и лошадей съели почти всех.

Положение крестоносцев было столь отчаянным, что вдохновитель крестьян Петр Пустынник снова решил вернуться к императору, и только поймавшие его и приведшие снова в лагерь воины помешали святому монаху навострить лыжи подальше от Антиохии. При этом осаждающее войско было вынуждено еще и сражаться с сельджуками, пытавшимися деблокировать город.

Тут крестоносцы проявили себя не только как сильные воины, но и как бесчестные грабители. Дождавшись, пока мусульмане похоронят своих погибших и уйдут, они тут же вскрыли свежие могилы и поснимали драгоценности с трупов.

Адемар Монтейльский (в красном слева от Раймунда Тулузского)

После многомесячной осады с помощью предательства армянского оружейника Фируза, который помог крестоносцам попасть за крепостные стены, Антиохия была взята и началась резня. Погибли как мусульмане, так и евреи, и местные христиане.

В это время к Антиохии подошел сельджукский правитель Кербога с большим войском и теперь уже крестоносцы оказались в осаде. И тут очень вовремя произошло чудо — монах Пьер Бартелеми во сне увидел Апостола Андрея, который поведал ему где лежит копье, которым на кресте добили Христа. Епископ Адемар, присутствующий в войске, очень удивился, так как недавно видел эту реликвию в Константинополе. Тем не менее, Раймунд Тулузский, еще один предводитель крестоносцев, приказал найти копье — и его таки нашли.

Войско воодушевилось и, напав на сельджуков, полностью их разбило. Правда, позже, когда основные силы ушли из Антиохии, Пьера Бартелеми по его просьбе, подвергли испытанием огнем, так как сомневались в его словах. И он скончался от ожогов.

Взятие Иерусалима

Завоевание Иерусалима крестоносцами

7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.

Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.

После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.

Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.

Иерусалимское королевство — царство небесное

В начале XII века европейские христиане обосновались на Ближнем Востоке. Иерусалимское королевство стало самым мощным и передовым государством крестоносцев.

Государства крестоносцев: история христианских пилигримов

В 1099 году армия европейских дворян заняла Иерусалим. Ближневосточные христианские святыни оказались в руках у крестоносцев. Так и появилось новое государственное образование — Иерусалимское королевство.

Коронация Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, станет отправной точкой в истории новой монархии. Конечно же, это было не единственное государство крестоносцев на Ближнем Востоке: также появились княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское. Но именно Иерусалимское королевство стало главным оплотом христианского воинства.

В истории владений крестоносцев на восточном побережье Средиземноморья историки выделяют два важных этапа. Первый длился от основания королевства до захвата Иерусалима Саладином в 1187 году. Именно тогда наступил настоящий расцвет христианского Востока. Он пришелся на правление Лотарингского дома, представители которого яростно сражались за отвоёванные святыни. Но интриги местных элит и недальновидная политика по отношению к ближневосточным эмирам привели к хаосу: после потери Иерусалима подданные королевства долго не смогут собрать силы и хоть частично вернуть утраченные территории. Второй этап с конца XII до конца XIII столетия можно охарактеризовать как эпоху смут, склок и нестабильности. Финал был таков — в 1291 году крестоносцы лишились последнего опорного пункта на побережье. Пала Акра.

Иерусалимское королевство: структура и законы

На начальном этапе для нас интересен процесс формирования государственного аппарата новой монархии и её правовых институтов. Сама модель походила на западноевропейскую. Король выбирался советом крупнейших вассалов. Церковная власть принадлежала папе римскому и его особому представителю — патриарху Иерусалимскому. Этот человек поддерживал связь апостольского престола с королевством. Монарх опирался на королевскую курию или совет. Этот орган был представлен главными надомными слугами его величества: маршалом, кравчим, стольником, комитом. И, конечно же, изобилие графов, баронов, рыцарей Часто именно пёстрый состав вассалов разных мастей не давал возможности для объединения войск перед лицом врага. Левант, Иордания, Яффа, Аскалон и Цезарея составляли основу территориальной целостности молодой монархии.

Сколько в активе было войск у короля Иерусалимского? На самом деле — всего лишь несколько сотен человек. В лучшие годы ополчение составляло 500−600 всадников. Рыцари, оруженосцы и «туркополы» (воины из нехристианского населения) составляли основу войска королевства.

А как же законы? Более-менее сформулированное обыкновенное вассально-ленное право. Согласно легенде, оно появилось сразу же после взятия Иерусалима Готфридом Бульонским в 1099 году. Будущий король собрал подданных и велел разработать правовые нормы для нового государства. Нормативные акты были скреплены печатями самого короля и его вассалов, а далее отправлены в Храм Гроба Господня — так и появились «Письма Гроба». Но в 1120 году рыцарями будет подготовлен «Иерусалимский ассиз» или «Иерусалимский правовой кодекс» в Наврузе. В XIII столетии окончательно оформятся «Ассизы Иерусалимского королевства».

Христиане на Ближнем Востоке

Но основной и самой болезненной проблемой для новоиспечённой христианской монархии была оборона захваченных земель. На финальной стадии Первого крестового похода большая часть пилигримов сочла свой долг выполненным и отправилась обратно на Запад. Около 15 тысяч воинов покинуло Святую Землю. Для короля первостепенной задачей стало наладить постоянный приток не только лояльных, но и боеспособных вассалов. Первым делом вокруг Иерусалима появляются крестьянские общины на льготных условиях. Далее — проводится активная миссионерская политика по отношению к местному населению.

Удары мусульманских эмиров и аттабеков не заставили себя долго ждать: начиная с 1120-х гг. на земли Иерусалимского королевство постоянно совершаются набеги и нападения. В этих условиях все христианские поселения должны были строго соблюдать законы военного времени. Да и в целом всё государство подчинялась подобным военным задачам. Экстренные меры в вопросе обороны состояли в создании цепи специальных оборонительных сооружений на северной, восточной и южной границе королевства, а также в формировании духовно-рыцарских братств.

Фортификационным сооружениям в условиях постоянных столкновений с очень подвижными контингентами мусульманской кавалерии следовало быть крепкими и надёжными. Именно поэтому на Ближнем Востоке, а не внутри европейского континента рождается каменное военное зодчество Средневековья. Будет воздвигнуто несколько твердынь, но история сохранит самые успешные творения — Крак-де-Шевалье на границе Триполи и Иерусалимских владений, а также цитадель между Иерусалимом и песками у берегов Красного моря — Крак Монреаль. Безусловно, они стали настоящими шедеврами военного зодчества, пиком достижений военно-инженерного искусства Западной Европы в XII-XIII веках.

Создание военных духовно-рыцарских объединений было тесно связано с традицией паломничества X-XI столетий. Длительные странствия к святым местам требовали элементарных материальных благ и форм защиты паломников. История военно-монашеских орденов восходит к первым богадельням и приютам, из которых позже вырастут грозные и очень влиятельные организации.

Несмотря на обилие вполне логичных мер по обороне святынь, Иерусалимское королевство не смогло выстоять в борьбе с воинами ислама.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: