Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги - KRINTEL.RU

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Вокруг Мира

Название этой дороги несколько обманчиво: на самом деле, железнодорожные пути никогда не окружали весь Байкал. Сначала так называли участок Транссиба, огибающий озеро с юга, а сейчас так называют ещё более короткий, тупиковый участок: Слюдянка — порт Байкал. Но вот с красотой этих мест никакого обмана нет: горы, лес, тоннели, чистая водная гладь — да вы и сами полюбуйтесь:

фото: Алексей Белик

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Перегон Маритуй — Шарыжалгай

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Поезд «Кругобайкальский экспресс», 2009 год, перегон Маритуй — Уланово

Автор фото: Эдвард

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Старая Ангасолка, Слюдянский район, Иркутская область

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Старая Ангасолка, Слюдянский район, Иркутская область

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Старая Ангасолка, Слюдянский район, Иркутская область

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Старая Ангасолка, Слюдянский район, Иркутская область

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Слюдянка, 2009 год

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

перегон Култук — Шарыжалгай

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Что там обычно у нас бывает в конце тоннеля? Свет? А не хотите ещё один тоннель?

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Пригородный поезд Слюдянка-Байкал на перегоне Култук — Шарыжалгай, май 2018

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Западный портал тоннеля № 9

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Мосты на ст. Половинной

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

83-метровая галерея № 1 между 74-м и 79-м километрами с востока

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Депо Слюдянка, 2006 год

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Окончание (тупик) современной КБЖД на ст. Байкал

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

шторм у станции Култук

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

мост в Старой Ангасолке

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

у станции Байкал

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

оборудование, оставшееся от времён паровозов

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Железная дорога — это вот та маленькая ниточка внизу.

фото: Фёдор Лашков

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Монумент, от которого начинается километраж КБЖД

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

фото: Алексей Боцман

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

В нескольких десятках метров от путей

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Избранные пейзажи Кругобайкальской железной дороги

Путешествие по Байкалу — рассказ о Кругобайкальской ЖД

Рассказ про Листвянку (день первый) — здесь.

Экскурсия по Кругобайкальской железной дороге оказалась одной из самых интересных на Байкале, оставила очень сильные позитивные впечатления и море красивых фотографий. В пути по железной дороге поезд останавливается в самых красивых местах, где открываются лучшие виды или расположены разнообразные строения: виадуки, мосты, тоннели, галереи… На каждую остановку дается времени по-разному, но около 20-40 минут, и одна большая (для обеда) — на 1-1,5 часа.

Экскурсии проводятся круглогодично, зимой, осенью и весной по выходным, а в высокий сезон — каждый день со среды по воскресенье. Путешествие занимает целый день. В один день поезд стартует с иркутского железнодорожного вокзала, проезжает по части Транссиба, затем по всей КБЖД, доезжает до Порта Байкал, затем осуществляется водная переправа в Листвянку, оттуда автобусом возвращаются в Иркутск.

На следующий день маршрут зеркальный, т. е. едут в Листвянку, переправа, и от порта едут уже по КБЖД и до Иркутска. Чтобы поезд не перегонять, вот так чередуют маршруты. Нам достался первый вариант. Поезд отходит в 8 утра от жд вокзала Иркутска, здание которого нас даже удивило своей симпатичностью:

Может, мы с мужем редко ездим поездами, но тут нас поразило то, что время отправления было указано по московскому времени! А разница с Иркутском у Москвы составляет 5 часов. Мы, как вкопанные, уставились на табло, пытаясь понять, в чем тут дело. Привыкли, что у самолетов время вылета указывается по местному времени.

Нас подвезли от гостиницы к вокзалу, четко сказав, что наш поезд отправляется в 8 утра, а тут 03:01. Вот ведь удивительное дело! Видимо, эту пантомиму работники вокзала видят уже в 1001 раз, так что нам тут же сердобольный сотрудник подсказал, что время московское. =)

На этой экскурсии предусмотрены вагоны 3 классов: I, II и III. Они отличаются удобством сидений, наличием столика, экскурсионного сопровождения и т. п., ну и конечно же, ценой. Один взрослый билет I класса стоит 3500 руб. Правда, у нас эти билеты входили в стоимость тура. Питание оплачивается отдельно. Хотя, честно сказать, от вагона-ресторана там было одно название. Все, что мы решились там взять — чай в пластиковых стаканчиках. Но обед у нас был включен на одной из остановок. Далее, что следует учесть: на отрезке пути от иркутского жд вокзала до Слюдянки (т. е. по Транссибу) есть электричество, показываются на дисплеях фильмы про Байкал, экскурсовод вещает на весь поезд из динамиков. И главное — вагоны отапливаются. А сама КБЖД не электрифицирована, поэтому никакого света, вещания экскурсовода и отопления там нет. Поэтому в плане тепла маршрут со стартом с иркутского вокзала выгоднее, вагоны успевают прогреться утром, и более-менее уютно, а если ехать наоборот — то сначала отопления не будет. Впрочем, летом это, возможно, не так уж важно.

В этом году были перебои с проведением этих экскурсий зимой, как нам сказали, вроде бы, в связи с приватизацией КБЖД. И наш поезд был самый первый в 2015 году, опять-таки, по словам экскурсоводов. Организаторы экскурсии (конкретно на КБЖД) оказались хитрецами: весь наш поезд состоял из вагонов 1 класса. =)) Поэтому, когда пришло время распрощаться с электричеством, и подразумевается, что экскурсовод переходит вещать в вагон 1 класса… сами понимаете. Гид ходила из вагона в вагон, к нам она заходила пару раз минут на 10… все время застревала где-то, люди даже сказали ей, что обижены невниманием. Обязательно узнайте, по какому «борту» вам достались места, стоят они одинаково, а пассажиры одной из сторон поезда получают преимущество на все время проведения экскурсии. Вроде бы при старте из Иркутска лучше садиться слева, лучше уточнить. На зеркальном маршруте — наоборот. Сначала думали, что пассажиры в равных условиях, ведь посреди пути как бы разворот…но нет, в Слюдянке поезд цепляют с другого конца, поэтому наиболее красивый вид из окна будет на всем протяжении пути с одной стороны.

Главное в этой экскурсии — созерцательная часть, поэтому тех, кому интересно и еще не видел, приглашаю посмотреть фотоотчет по КБЖД, где можно подробнее составить впечатление о том, что во время экскурсии можно увидеть: 1 часть альбома и 2 часть альбома. Во второй половине экскурсии, на мой взгляд, собраны самые впечатляющие виды. А здесь далее я расскажу про содержательную часть экскурсии.

Первая часть пути — по Транссибу, от Иркутска до Слюдянки — проходит без остановок, примерно с 8 утра до 12 часов. Но виды, на мой взгляд, тоже очень впечатляющие. Просто Байкала еще не видно.

Затем в Слюдянке делают остановку на полчасика, пока состав цепляют к тепловозу, т. к. КБЖД не электрифицирована.

Здесь можно увидеть даже и довольно интересную достопримечательность — вокзал города Слюдянки — единственное в России здание, целиком построенное из белого и розового нешлифованного мрамора. Проект вокзала был разработан специально для Слюдянки и КБЖД.

Первоначально предполагалось построить в Слюдянке кирпичный вокзал, однако архитекторы и строители-итальянцы, которые занимались проектированием и строительством тоннелей и виадуков на КБЖД, решили изменить материал постройки. В 2005 году ВСЖД провела комплексную реконструкцию здания, воссоздав элементы архитектуры и интерьера начала XX века. Восстановлены ажурные решетки и каменная кладка, в самом здании появились номера отдыха, столовая, комфортный зал ожидания.

Читайте также  Potamaki Beach Hotel

Затем, наконец-то, начинается путь по самой КБЖД. Сегодня под Кругобайкалкой имеют в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки, которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба. До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги. Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье озера Байкал. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м. Самые протяженные: Каторжный — 538 м, Хабартуй — 548 м и Половинный — 778,4 м. В обвалоопасных местах было построено 14 км подпорных стенок, 47 каменных и 3 железных галереи. Эти-то инженерные сооружения, помимо дивной природы, и составляют основной интерес при путешествии по КБЖД. Кстати, беспрецедентными были и сроки строительства этого грандиозного проекта — железнодорожный путь по берегу Байкала был построен за 2 года 3 месяца и сдан в эксплуатацию почти на год раньше намеченного срока (чему в значительной степени способствовало начало военных действий на Дальнем Востоке). 30 сентября 1904 г. началось рабочее движение по Кругобайкальской железной дороге. В годы ВОВ начались изыскательные работы по укреплению дороги, однако оценочная стоимость работ оказалась столь высока, что было принято решение полностью переключиться на достраиваемую в то время магистраль между Иркутском и Слюдянкой через горы. В итоге КБЖД постепенно пришла в упадок, крупные поселения вдоль нее захирели. Сейчас это интересный исторический памятник и туристический объект.

Итак, первая остановка — 140 км, Крутая Губа. Мысы Малая Крутая Губа и Большая Крутая Губа, пронизанные тоннелями, ограждают от байкальских ветров долину реки и бухту с пляжами, которые разделяют парные виадуки.

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

1.После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

2. Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут которого должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая (ныне город Бабушкин) на восточном берегу Байкала.

3. Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах. Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.

4. Окончательное решение о прохождении маршрута было принято комитетом по сооружению Сибирской железной дороги 9 июня 1901 года. Сметная стоимость строительства данного отрезка Кругобайкальской дороги составила 52,52 млн руб. Начальником строительства был назначен инженер путей сообщения Б. У. Савримович.

5. Берега, представлял собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.

6. По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.

7. Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.

8. Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.

9. По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.

10. С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».

11. Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки.

12. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.

13. В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок.

14. В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Байкал, проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

15. В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут Кругобайкалки (Слюдянка‑2 — Култук — Маритуй — Байкал). Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята охрана.

16. В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.

17. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).

18. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

19. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

20. Одна из основных достопримечательностей – Итальянская стенка

21. Отсчёт километров на Кругобайкалке традиционно ведётся от станции Иркутск-сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог.

22. Станция Байкал при этом расположена на 72‑м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка‑2 — на 161 км.

23. В настоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.

25. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости. Ещё одно название поезда — «мотаня» (мотается между станциями).

26. Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро». Заказ ж/д билетов на такие поезда надо производить заблаговременно.

28. Кабина машиниста тепловоза.

29. Тоннель №18 «Киринрей 3» 13 сентября 1904 г. здесь была произведена стыковка Великого Сибирского пути.

30. Крупнейшее и глубочайшее озеро планеты Земля. Байкал неповторим…

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Прекрасная и контрастная: Кругобайкальская железная дорога

Наше очередное мини-путешествие, рассчитанное на 3 дня, началось с Листвянки, откуда на пароме мы отправились в порт Байкал. Актуальное расписание парома всегда есть на сайте Восточно-Сибирского речного пароходства. Днем обычно есть большой перерыв, так что надеяться на «авось» не стоит, иначе много времени придется потратить впустую.

Машины мы оставили на во дворе местного филиала Иркутскэнерго прямо напротив причала Рогатка(там же находится место, где происходит розлив воды Байкала в бутылки и организуется ее доставка). Стоимость 100 рубсутки с 1 машины.

Причал найти несложно — он находится сразу после указателя — там, где заканчивается пос.Никола и начинается Листвянка. Остановка «Лимнологический музей.

Переплавляться вместе с машиной нет смысла — дорог в п.Байкал почти нет, стоимость переправы ам — 300 рублей, а вместимость парома очень небольшая (на мой взгляд, мах.4 машины, если не будет грузовика)+обратная переправа. Билет с человека стоит 49 рублей.

Паром (со стороны порт Байкала)

Поселок Порт Байкал произвел на меня удручающее впечатление. Здесь можно увидеть красивые белоснежные корабли рядом со старыми ржавыми развалинами. Дряхлые дома контрастируют с новеньким вокзалом, по совместительству гостиницей. Зато есть чистый и пустынный Байкал (по сравнению с Листвянкой).

План был прост до безобразия — дойти по рельсам докуда сможем за один день (цель минимум бухта Березовая, цель максимум — ст.Половинная). Сразу скажу, дошли только до бухты Березовой, что тоже неплохо))). Примерно в 11.45 мы переправились, путь закончили примерно в 20.30. За 9 часов с перекурами-перекусами-любованием окрестностями мы прошли с 72 км до места ночевки напротив подпорной стены недалеко от тоннеля № 9 (103 км), т.е. 31 км.

Погода выдалась удачная.

Совсем недалеко от п.Байкал (76-й км, мыс Зобушка) можно увидеть так называемые с овременные наскальные писаницы

Читайте также  В каких странах самая высокая смертность, связанная с загрязнением воздуха

А вот и первый тоннель, который мы с нетерпением ждали (82 км).

Сейчас здесь один ряд рельсов, раньше же было два пути, наверное поэтому в тоннелях есть ниши, в которых можно укрыться от проходящего поезда.

Порт Байкал — тупик второго жд.пути

Тоннелей и галерей мы прошли достаточно много, иногда они попадались один за другим:

Дорога идет в непосредственной близости к берегу Байкала, который, если обратить внимание, является укрепленным, чтобы избежать преждевременного разрушения дороги.

По дороге мы часто видели нерп, которые резвились недалеко от берега.

Очень необычные ощущения, когда идешь по пустынной железной дороге, хотя пустынная она лишь условно, т.к.здесь ходит экскурсионный поезд и местная электричка «мотаня», также не стоит зевать на путях хотя бы потому, что дорогу регулярно осматривают задорные рабочие на смешных тележках, которые проносятся по путям со свистом))).

Расписание движения поездов (порт Байкал) Теперь понятно, почему мне не понравилась деревня? Нет, этот поезд никуда не едет))) А вот эта электричку можно услышать издалека и уйти с жд. путей

А вот и долгожданный ночлег в приятном живописном месте, где неожиданно оказался столик, скамейки, навес и оборудован очаг.

А утром мы отправились исследовать окрестности: прямо напротив нашей стоянки была вот такая опорная стена:

Для сравнения: на всей протяженности пути нам попадались обыкновенные стенки, ничего примечательного:

Еще тогда я поняла, что эти стены абсолютно необходимы, так как на дороге часто были видны вот такие картины:

Как оказалось, я была права (например, недавнее происшествие — 11 августа 2014 года произошел обвал недалеко от ст.Слюдянка-2)

Пройдя немного дальше мы увидели тоннель с разобранными путями. Честно говоря, мне как-то совсем не хотелось, заходить в тоннель, где больше не ходят поезда, поэтому я решила просто сфотографироваться снаружи.

Тоннели показались мне достаточно однообразными, и если идти «туда» было интересно, не зная, что впереди, то обратно уже зная, что тот или иной тоннель длинный и темный, заходить в него было жутковато. Если на улице жара, голубое небо, то из тоннеля тянет холодом, сыростью, ты ждешь, когда тебя поглотит чернота. Так как тоннели не всегда прямые, то иногда можно видеть лишь светлую точку впереди и позади себя, слышать только свои шаги и ждать, что из какой-нибудь ниши на тебя вывалится скелет)))

Даты постройки

А вот и порт Байкал — спустя 2 дня мы снова здесь:

Остановочный пункт — 74 км. Новый вокзал

Вторая картинка дает надежду, что все возродится, благодаря туристам.

В порт Байкал уже есть неплохие гостиницы (найти их не составит труда при желании, интернетЫ рекомендуют гостиницу «Надежда» как бюджетный вариант и «Форт Байкал» -как наиболее достойный), спрос рождает предложение, даже такое:

Ну а пока покажу то, каким я увидела порт Байкал (в июне 2014 года):

Около парома — лицо поселка

Зато старый поезд впечатляет!

Глядя на него действительно начинаешь верить в то, что здесь действительно ходили старинные паровозы, в них ездили мужчины в старинных мундирах, а пейзаж оставался практически таким же как и сейчас. Рабочие проделали огромную работу, построив железную дорогу, которая настолько органично вписалась в ландшафт, что без нее казалось уже немыслима эта сторона Байкала.

Теперь несколько советов:

1. Удобная обувь для походов (качественные кроссовки)

2. Наша собака стерла лапы об острые камни, которыми отсыпана железная дорога, поэтому если вы идете в дорогу со своим четвероногим другом, надо позаботиться об его лапах.

3. Брать только необходимые вещи, т.к. рюкзак с каждым км все тяжелее)))

4. Дождевик или куртка обязательны.

Кругобайкальская железная дорога

Появилось время написать о летнем маршруте по Кругобайкальской железной дороге. О КБЖД написано много, поистине золотая пряжка транссибирской магистрали. Магистраль строили с двух сторон и именно здесь она сомкнулась. Сил и денег на этом участке хватило бы на десять других. С одной стороны скалы и прижимы, с другой холодные волны и пучина Байкала.

Началось всё на станции Маритуй, куда приехал вечером со Слюдянки на электричке. Цена билета радует — 75 рублей. Маритуй находится почти посередине, между портом Байкал и Култуком. Идти решил в сторону Култука.

В первый день запланировал ночлег у двух туннелей мыса Киркирей, благо там есть оборудованное место, а если пройти через второй, неиспользуемый туннель, то место для ночевки можно выбрать ещё лучше. Из-за позднего приезда прошёл совсем немного, километра три от Маритуя. На том берегу закатное солнце освещало Байкальск и в зоне прямой видимости замечательно ловил мобильный интернет.

Утром разбудили горихвостки, сильно неугомонные они тут, на месте не сидят, поснимать не удалось.

Туннели Киркирей знамениты тем, что стоят парой и ещё имеют уникальную систему отвода воды. Вот акведук например, кристально чистая вода для путника.

Сегодня самый длинный переход из запланированных, до Шарыжалгая и день обещал быть очень жарким. Зато в туннелях не жарко и дует.

Девчонки в соседнем лагере сказали, что через три туннеля будет лежбище нерп, обязательно посмотрю.

Нерпы видимо где то на том мысу, не видите?

Вот и тот самый туннель у мыса Колокольный, с нерпами. В некоторых туннелях есть шахты, перпендикулярно выходящие к Байкалу. Прокладывались они для сброса породы и для вентиляции. Если выйти в такую шахту в этом туннеле, то можно увидеть лежбище нерп ближе.

Не так близко, как на Ушканах, но всё же. Читайте репортаж «Нерпы Ушканьих островов» .

Погрелся на солнышке как нерпа и опять в прохладу под гору.

Мостовые переходы, арки, водоотводы, подпорные стенки. Есть ещё один способ изучить и насладиться КБЖД, это водная экскурсия. С воды должно быть прекрасно.

Утки вот наслаждаются.

Но такое не по мне, нужно почувствовать и пройти самому.

Иногда по пути попадаются вот такие альпийские пейзажи. Шале почти.

Дорога была принята в эксплуатацию в 1905 году, но строительные и укрепработы ведутся по сей день.

Вот пример, современные железобетонные сегменты в каменной кладке начала двадцатого века.

Изредка на пути попадается домашняя живность. Хоть и туристов посреди недели было мало, но совсем пустым участок не назовешь, люди живут.

И творчески подходят к жизни)

Подпорная стена, они тут везде, склоны крутые, часто бывают камнепады. В прошлом году был смертельный случай.

В строительстве КБЖД участвовали иностранцы — албанцы, поляки, особенно велик был вклад итальянских специалистов. В частности, в строительстве тоннелей участвовали более 600 фриулианских мастеров-тоннелестроителей.

Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911-14 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкальской железной дороги до 48 пар поездов в сутки. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон. Вторые пути были построены не везде, а в последствии и вовсе убраны.

Иногда идешь в темноте туннеля, видишь свет, но тут же попадаешь во второй.

На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м (сейчас используется только 5 из них) и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи КБЖД уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала XX века.

Недалеко от точки финиша сегодняшнего перехода стоит сильно пафосная база. Места от 9000 рублей, охрана с собаками и полное лакшери. Но мне дальше.

На станции Шарыжалгай ночевка в вагоне переоборудованном под гостиницу всего пятьсот рублей, одному комфортно, вдвоём думаю будет тесно. Есть номера поблагоустроенней, от полутора тысяч.

А вот бассейн для всех. Отличное завершение длинного и жаркого дня. Завтра с утра в путь, короткий переход до Ангасолки.

До встречи. Берегите природу. Берегите себя.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Когда-то КБЖД входила в состав Транссиба. Ее путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера. В 50-х годах построили Иркутскую ГЭС и часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. Железнодорожный путь стал тупиковым. Сейчас КБЖД идет от истока реки Ангары до Слюдянки.

КБЖД представляет собой творение рук человеческих, где на узкой прибрежной полосе вдоль Байкала удивительным образом воедино слились каменная кладка тоннелей и подпорных стенок с колоритом неповторяющихся скал. Склоны, обращенные на Байкал, как правило очень крутые, прорезанные узкими, но глубокими долами, а иногда почти вертикально стоят над озером.

Кругобайкальская железная дорога — уникальный объект, плод инженерный мысли

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — уникальное место не только для Байкала, но и в более обширном понимании. Она превзошла все построенные рельсовые пути в мире по количеству различного рода работ на 1 км пути и в то же время по праву считается красивейшей среди железных дорог мира. Вы обратили внимание на фразу — не в Германии, не в Швейцарии красивейшая железная дорога, а у нас, на Байкале!

Читайте также  Виды полуострова Рыбачий

Приводятся разные данные о сложность работ по прокладке этой дороги. Так например, 40 тоннелей, 16 каменных галерей, 470-т виадуков и 280-т подпорных стенок.

КБЖД остается действующей железной дорогой. По ней ходят три туристических поезда: обычный, с тепловозной тягой и старинный, паровой. Есть еще модерновый рельсовый трамвай. Отправляются поезда из Листвянки или Иркутска, по продолжительности занимает 12 часов.

Поездку по Кругобайкальской железной дороге можно использоваться в путешествии в Тункинскую долину, в город Байкальск или на остров Ольхон. В зависимости от того, с какой стороны вы движетесь вдоль Байкала. Кратчайшее расстояние до Иркутске 60 км. КБЖД функционирует круглый год.

Достопримечательности КБЖД

Порт Байкал

С этой станции начинается (или заканчивается) поездка на Кругобайкальской дороге. Здесь расположен старый маяк и небольшой краеведческий музей дороги.

Итальянская подпорная стенка

Расположена на 101-103 километрах дороги на мысе Шумиха. Подпорные стенки препятствуют обвалам и осыпи камней. Почему именно итальянская — вероятно ввиду особенностей конструкции и внешнего вида. Итальянских стенок на КБЖД несколько — есть еще на 92 и 123 километрах дороги. По традиции начала 20-го века такие стенки строили в виде красивых высоких арок, которые напоминают альпийские мосты. Здесь же, на 101-103 км железной дороги можно увидеть два моста над реками Большая и Малая Шумиха и другие инженерные сооружения.

109 км. Станция Половинная

Одно из мест отдыха. Туристы часто здесь останавливаются. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

Самый длинный тоннель проходит сквозь мыс Половинный на 110 километре дороги. В этом месте туристические поезда останавливаются обязательно. Его длина – 778 метров. Он кроме того самый прямой, поэтому свет в конце туннеля виден.

Самая незаметная достопримечательность Кругобайкальской дороги

Это подводный нейтринный телескоп. Конструкция высотой 70 метров и диаметром в 42 метра скрыта на глубине 1300 метров недалеко от мыса Половинный. Телескоп способен улавливать космическую элементарную частицу нейтрино. Отловленные частички солнца позволяют узнать, какие процессы происходят внутри звезды. Ученые утверждают, что чем древней нейтрино, тем они ценнее.

Мыс Киркирей

123 километр дороги. Здесь можно увидеть, насколько сложно было пробивать дорогу. Сначала построили туннель через узкую часть скалы, но появилась угроза его обвала. Тогда приняли решение пробивать ход через всю скалу, длина которой более 600 метров. А чтобы воды из протекающего здесь ручья не подтапливали конструкцию, на высоте 66 метров построили еще плотину и несколько желобов.

130 км. Шабартуйский комплекс

Далее – Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами – пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.

Скала Птичий базар

133 км железной дороги. Это отвесная скала, на которой гнездится серебристая чайка. Здесь сотни птиц. С воды видно, как весь утес засижен этими птицам, а их гомон слышно за несколько сотен метров. К скале есть выход из туннеля.

149 км. Старая Ангасолка

Очень любопытная станция Старая Ангасолка. После неё начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными сооружениями участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает всех красотой и мощью.

Слюдянка

Единственный в мире вокзал из белого мрамора. Построен в начале ХХ века. Станция Слюдянка — довольно крупный железнодорожный узел Транссибирской железнодорожной магистрали и главная станция на Старой КБЖД.

Путеводитель. Что есть рядом с КБЖД

Листвянка – известнейший туристический центр на озере Байкал. Отсюда начинаются многие экскурсии. В Листвянке самый большой выбор сувениров с Байкала. Бывалые туристы отмечают, что в Листвянке долго не задерживаются, развлечений не так много. Но многие пути вокруг Байкала идут через данный населенный пункт.

Шаман-камень. Маленький островок, овеянный легендами, расположенный в истоке Ангары.

Пик Черского. Гора высотой 2 000 метров, куда открыт доступ туристам. Гора интересна красивым ледниковым озером Сердце у подножья. Тропа на эту гору хребта Хамар-Дабан, начинается на окраине Слюдянки и извивается по сужающейся долине реки вверх. Время в пути – в зависимости от физической формы от 4 до 8 часов. Летом по пути собирают таежные ягоды: землянику, чернику и голубику. Зимой это место популярный лыжный маршрут.

Музей «Самоцветы Байкала». Первый в России частный минералогический музей. Расположен опять же в Слюдянке. Коллекцию минералов создатель музея начал собирать в 1975 году, с тех пор она разрослась до 10 000 экспонатов.

Шаманский мыс. Скалистый мыс на самом юге озера Байкал. Внешне напоминает мыс Бурхан на Ольхоне. Археологи нашли здесь стоянки человека каменного века. Обширный песчаный пляж, который привлекает сюда сотни туристов летом.

Слюдянские и Таловские озера. Озера между Слюдянкой и Култуком. Проезжая мимо них летом, обратите внимание на красивые цветы — кувшинки, покрывающие все водное зеркало. Для Сибири это очень редкие цветы.

Поселок Аршан. Там можно выпить минеральной воды, прогуляться к красивейшим водопадам. Ну и конечно посетить знаменитый дацан.

Как добраться до КБЖД

На Кругобайкальскую железную дорогу можно доехать по автомобильной дороге из Иркутска или приплыть по воде с Ольхона, Листвянки.

Время в пути до КБЖД из разных пунктов:
  • Из Иркутска – рейсовым теплоходом «Баргузин» (время пути — 1 час)
  • Из Иркутска – автомобилем / автобусом (40 минут — 1 час) до Листвянки и паромом
  • Из Иркутска – автомобилем / автобусом (2 часа ) до Слюдянки / Култука
  • С Ольхона – моторным катером (около 9 часов)
  • Из Аршана – на автомобиле (около 2 часов)

В дороге обычно никто не ночует, потому как поезд проходит дорогу в течение дня. Туристы останавливаются в порте Байкал, в Листвянке или в Слюдянке.

КБЖД экскурсия. Ваш путь на Кругобайкальскую дорогу может быть разными!
Вариант №1: пешком

Можно пройти по КБЖД пешком, либо часть, либо от начала до конца. Это радикальный способ познакомиться с ландшафтами, природой, инженерными сооружениями самой легендарной железной дорогой России.

Надо понимать в этом случае, что на путешествие по КБЖД у вас уйдет 4-5 дней, так как её протяженность 84 км. Через каждые 5 км прямо возле озера до Дачи Комарова пикниковые и кемпинговые зоны, а также места для палаток и деревянные столики. Комфорт передвижения гарантирован.

На основных станциях (через 10-15 км) есть сельские магазины, купить провиант найдете где. Но читайте комментарий внизу , что-то может меняться — были магазины и нет или наоборот.

Для этого варианта необходимо обязательно брать с собой палатку, спальник, фонарик с запасными батарейками, специальную трекинговую обувь, средства от клещей (с мая по июль). Фотоаппарат думаю тоже не помешает — если планируете выбрать или поменять, читайте рекомендации.

Вариант №2: на Кругобайкальском экспрессе

Можно проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (еще называется Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей. Электропоезд отходит утром из Иркутска до станции Слюдянка. Откуда начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал. Далее на пароме через Ангару, и на автобусе к вечеру обратно в г.Иркутск.

Такая экскурсия проводится круглый год, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км. В стоимость экскурсии входит питание.

Вариант №3 (только с мая по октябрь): на теплоходе

Последние годы популярностью у туристов пользуется водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин», который отправляется опять же из Иркутска с пристани «Ракета» еженедельно в летнее время в пятницу, субботу и воскресенье. Бргузин за один световой день проходит по Ангаре до КБЖД и далее вдоль дороги идет до мыса Половинный с возможностью осмотра всех достопримечательностей с воды.

В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход пристает к берегу, будет возможность осмотреть достопримечательности. К вечеру теплоход тем-же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество остановок. Билеты приходится заказывать за 2 недели в связи с высоким спросом.

Вариант №4 (только с февраля по апрель): на авто по льду

В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: