Как используют велосипеды в Норвегии - KRINTEL.RU

Как используют велосипеды в Норвегии

Как используют велосипеды в Норвегии

Норвегия — велосипедная страна, норвежцы велосипеды любят. Но иногда эта любовь приобретает причудливые формы…

В настоящее время велосипеды наиболее популярны в странах Северной и Западной Европы. Самая «велосипедная» страна Европы — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра.

Следом идут Нидерланды (853 км). В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на велосипеде около 300 километров. Наименее популярен велосипед в странах Южной Европы — среднестатистический испанец проезжает за год на велосипеде всего 20 километров.

Современная популярность велосипеда в Европе — результат проводимой правительствами политики, так как популяризация велосипеда способствует разгрузке центров городов от автомобилей, улучшению экологической обстановки, а также улучшает здоровье людей.

Самое простое — просто покрасить старый велосипед яркой краской и вот так поставить возле дома. И чтобы флаг Норвегии был рядом обязательно.

Часто велики стоят прямо на обочине.

Ну а вот это как понимать?! С виду вполне себе чёткий и исправный велик. Мерида, немалых денег должен стоить. Но что такое деньги, главное — чтобы красиво было!

А этот стоял у входа в офис. Огонь! А может офис был пожарной конторы?

Будто просто кто-то оставил на время. Но нет, при ближайшем рассмотрении — это тоже клумба.

Норвежцы — они вообще эстеты. Это что-то вроде остановки, прямо у дороги.

Интересный факт: при езде на велосипеде со скоростью 30 км/ч сжигается 15 ккал/км (килокалорий на километр), или 450 ккал/ч (килокалорий в час). При ходьбе со скоростью 5 км/ч сжигается 60 ккал/км или 300 ккал/ч, то есть езда на велосипеде в четыре раза эффективнее ходьбы по затратам энергии на единицу расстояния.

Экопутешествие: по Норвегии на велосипеде

Километры дорог, тяжёлые подъёмы и головокружительные спуски, снежные перевалы и цветущие луга, синие фьорды и бирюзовые озёра — такой запоминается велотуристам поездка в Норвегию.

Среди моих друзей много любителей велопутешествий. Куда только они ни ездили — и на Тибет, и в Париж, и в Среднюю Азию, не говоря уже о Ленинградской области и Карельском перешейке. Но когда речь заходит о Норвегии, после увлекательных рассказов они в один голос уверяют — тебе обязательно надо там побывать. Страны более дружелюбной по отношению к велосипедистам нет. Там на велосипедах ездят все, независимо от возраста и пола. Маршруты любого уровня сложности, одним словом — рай для велосипедистов всего мира. И я, несмотря на далеко не блестящее владение этим видом транспорта, задумалась, поверила в свои силы и начала готовиться к путешествию. Изучила карты, путеводители, справочники. Полученными знаниями готова поделиться с читателями, ну и советы многоопытных путешественников, думаю, будут не лишними. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем от теории перейду к практике и тогда смогу рассказать о велосипедной Норвегии не понаслышке.

Когда ехать

Норвежское лето — короткое, поэтому для поездки лучше выбрать июль или август. Но и тогда дожди не редкость — в Бергене, например, они идут большую часть года.
Вечно меняющаяся погода — отличительная особенность страны. В Норвегии можно загорать и купаться на побережье (+22°С), а отъехав чуть дальше — бродить по снежной тундре, наблюдая за северными оленями.

Велосипеды

Можно захватить из дома либо взять напрокат. Если летите самолётом, лучше заранее выяснить правила авиакомпании. «Я брал с собой велосипед с маленькими колёсами, который складывался до размеров разрешённого к провозу багажа. С меня не взяли никакой дополнительной платы. Но на некоторых рейсах провезти байк бывает проблематично», — рассказывает петербуржец Сергей Радолицкий. Как вариант, можно добраться до Норвегии на пароме — там с провозом велосипеда проблем не будет.

Мы путешествовали по Норвегии в июле прошлого года, в составе группы из четырёх человек. Из Москвы ехали ночным поездом в Хельсинки. Посмотрели город и затем — паромом в Стокгольм. Оттуда — ночным поездом — в Тронхейм. Конечным пунктом веломаршрута был намечен Берген. Так как путь до него около 1000 км, а у нас было только 10 дней, некоторые участки мы преодолевали на паромах или автобусах. День гуляли в Бергене, на следующий день поездом поехали в Осло, там ещё 2 дня и самолётом в Москву. Переездов и чехления-расчехления великов было очень много! Кроме того, провоз велосипеда почти везде стоит почти как билет на человека. Безумно понравились Трольстиген и «Тропа Троллей», хотя подъём туда был физически очень сложным. А также озеро Djupvanet с кристально чистой водой высоко в горах.
Мы готовились к бесконечным дождям и холоду, запасались непромокаемыми бахилами на обувь и т.д., но погода в целом была чудесной, дожди были не более 3 дней, и довольно много солнца. У меня обгорел нос и руки, не прикрытые перчатками. Порадовали кемпинги: их много и они чудесные.
Советую оставить маршрут покороче, с минимумом переездов. Всего не охватишь, лучше оставить на следующий раз. Быть готовыми к разной погоде. Заранее запастись картой с кемпингами».
С прокатом в «велосипедной» Норвегии никаких сложностей нет. «Мы начали тур со станции Haugastøl, приехав туда в ночи. Поставили палатку прямо на нерабочей платформе. С утра были разбужены машинами, с которых сгружали велосипеды. Оказывается, можно купить тур, приехать на поезде, а тебя уже ждёт велосипед! В конце маршрута просто оставляешь его в условленном месте, — рассказывает Михаил Духанин, путешествовавший по Норвегии в 2008 году. — Отъехав на пару километров, мы обнаружили мега-прокат: на улице стояло 1000 велосипедов! Много вариантов для поездки с детьми — от велоприцепов для совсем маленьких до велосипедов со специальными штангами, крепящимися к взрослому байку.
Ольга Михальченко, Москва

В столице Норвегии работают более 100 пунктов проката. Здесь можно взять велосипеды городской системы проката — синего цвета с белыми крыльями. Вместе с ними дают в аренду и специальную экипировку, оборудование, карты маршрутов.Также широко представлены сервисные службы по ремонту велосипедов.

Что посмотреть

Страна делится на пять регионов: Восточную, Южную, Центральную, Западную и Северную Норвегию.
Наиболее популярной среди туристов, в том числе путешествующих на велосипедах, является Западная Норвегия — регион фьордов. Сюда едут, чтобы увидеть Согне-фьорд — самый большой и глубокий в Европе и второй в мире после фьорда Скорсби в Гренландии. В Норвегии его называют Королём фьордов. Именно здесь проходит самый популярный веломаршрут страны — Ралларвеген («Дорога землекопов»).
Многие готовы потратить 4-5 часов на крутой подъём в гору Скьеггедаль, чтобы добраться до знаменитого «Языка тролля» — отколовшегося куска скалы, застывшего на её краю в горизонтальном положении.

Путешествовал по Норвегии в марте этого года. Было ещё по-зимнему холодно: днём от +2 до –3°С, ночью — до –9°С. Проехал вдоль Южного побережья — от Ставангера до Кристиансанна, почти не встречая других туристов. Видел озёра, покрытые красивейшим матовым льдом. Даже пожалел, что не взял с собой коньки. Вообще уникальная природа — это то, ради чего стоит организовать велопоездку по Норвегии. Спал в палатке, хотя на туристических трассах кемпинги расположены через каждые 10 км, и в любой деревушке велосипедистам сдают комнаты. Это один из неоспоримых плюсов Норвегии — толерантность и благополучие. Даже путешественник-одиночка может чувствовать здесь себя в безопасности.
Тем, кто не любит экстрим, я бы посоветовал ехать в июле-августе. И только южнее Ставангера. Там в любой момент можно бросить велосипед и подняться в горы.
Сергей Радолицкий, Санкт-Петербург

Будьте в курсе

  1. По норвежским законам, путешественник может установить палатку на любой необработанной земле не ближе 150 метров от домов на срок не более двух дней. Если собираетесь задержаться, придётся спрашивать разрешения у хозяев.
  2. Магазины и сервисные бюро работают с понедельника по пятницу с 9.00 до 17.00, в четверг — до 19.00, в субботу — до 16.00. Круглосуточных магазинов в Норвегии нет.
  3. Аптеки отпускают лекарства только по норвежским рецептам, поэтому стоит запастись медикаментами заранее или обратиться за рецептом к врачу. Существуют круглосуточные травмпункты и дежурные аптеки, а также дежурные врачи.

Норвегия — одно из красивейших мест на земле. Нечто похожее есть только на Аляске и в Британской Колубии в Канаде. В стране отличные дороги, хорошо развита сеть паромных переправ, поэтому не пугайтесь, увидев на карте маршрута остров. Поскольку я ехал по Скандинавии в рамках первого в истории путешествия вокруг Земли, то почти не отвлекался на достопримечательности. У меня была другая цель. Но в Осло побывал в парке скульптур и музее Кон-Тики, посвящённом Туру Хейердалу. Мой путь пролегал по побережью, в любой стране ехать вдоль берега — это самое интересное.
Советую ехать только летом. Без хорошей подготовки лучше не выбирать сложные горные маршруты, но в целом каких-то особых требований к физической форме нет — если здоровье позволяет, всё реально. Запасайтесь картами, кроме того, информацию можно получить в специальных пунктах.
Сладислав Кетов, путешественник, объехавший на велосипеде четыре континента по периметру

Благодарим за помощь в подготовке материала Совет по туризму Норвегии.

Читайте также  Мальчик, девочка, собака, дерево: топ «писающих» статуй мира

«Если нужна была еда, приходили к мусорным бакам магазина». Минчане рассказывают о своем экопутешествии в Норвегию

В нашей рубрике «Ну, как съездил» мы часто рассказываем о Норвегии, поэтому вас такими путешествиями не удивишь. Но, похоже, наши коллеги из ecoidea.by нашли действительно необычных путешественников. Пишет Карина Малиновская.

Женя и Аня путешествуют вместе с 2013 года

Женя занимается велосипедами – чинит, собирает, увлекается столярным делом. Аня шьет, любит рисовать, иногда работает няней. Вместе обожают гулять с собакой, кататься на велосипедах, играть в байк-поло и путешествовать.

Объездили почти все европейские страны, бывали в Грузии. Перемещались разными бюджетными способами: использовали автобусы, лоукосты, автостоп, а в последние годы – все больше велосипеды.

Как подготовиться к велопутешествию

Первый раз путешествовали на велосипедах по Балканам, затем объехали все Альпы (от немецкого Мюнхена до французского Марселя и по южной Франции до испанской Барселоны), а потом исследовали Исландию. И наконец-таки собрались в Норвегию, куда поехать мечтали давно.

Все маршруты планировали заранее с поправкой на то, что хотят ездить на велосипедах. Ребята признаются: попробовав велосипед в трипах по стране, возвращаться к автостопу не хотят.

Хоть в авиаперелетах с велосипедами есть свои трудности, в целом все достаточно просто. Итак, велосипед должен быть минимально разобран, со спущенными колесами, упакован по желанию (не обязательно, у каждой авиакомпании свои требования), и его перевозка должна быть оплачена отдельно.

В норвежское путешествие ребята собирались уже с опытом прошлых велопоездок, поэтому подходили с умом. Взяли только самое важное из вещей: две пары обуви, бахилы, термобелье, непромокаемые куртки, аптечку.

Подъезжали на пароме и не боялись тоннелей

Популярный велосипедный маршрут по Норвегии называется «Евровело 1». По нему ездит много людей, он достаточно комфортен и приспособлен для передвижения на двух колесах. Однако помните: не вся Норвегия доступна для велопутешественников из-за дорожных тоннелей.

Есть специальная карта, на которой обозначены все тоннели – разрешенные для велосипедистов и неразрешенные. В разрешенных тоннелях норвежцы сделали всё для комфортного переезда.

В начале тоннеля есть знак «Осторожно, велосипедисты!», возле него стоит коробка с жилетами. Ты надеваешь жилет, нажимаешь на кнопку на знаке перед движением в тоннель, знак загорается желтым цветом, и автомобилисты видят, что они не одни в тоннеле.

Такое предупреждение удобно для всех участников дорожного движения.

А еще Норвегия без фьордов – не Норвегия. Потому приходилось пользоваться паромами, без которых дальше никак не проедешь. Цена за проезд на пароме нефиксированная, потому что есть много частных компаний, которые устанавливают свою цену и правила перевозки.

Цена также зависит от расстояния и популярности места, в которое хотите попасть.

За небольшой фьорд, который можно проплыть за 10 минут, с вас возьмут около четырех евро, за популярное место (например, за Гейрангер-фьорд, что в южной части фюльке Мёре-ог-Ромсдал) заплатите 25 евро с человека и еще 10 евро за провоз велосипеда.

Если расстояние большое, например направление Лофотенские острова, то приготовьте около 30 евро за 3,5 часа. Иногда Ане и Жене удавалось договориться с паромщиками о бесплатном провозе велосипедов.

Почему они ели из мусорок

Планируя путешествие, Аня и Женя узнали от знакомых, что Норвегия – рай для фриганства. Фриганы – это те, кто, отрицая принципы потребительства, в качестве источника питания используют свалки, мусорные контейнеры.

Ребята решили пробовать, тем более такой опыт был – фриганили в Исландии. Там еда из мусорных баков была основным источником питания. Это помогает не только сэкономить на покупке еды, но и уменьшить количество органических отходов, особенно там, где продукты из магазинов и ресторанов просто выбрасывают.

– Пару раз в Норвегии мы посетили магазин, купили макароны и фасоль. Но это была не вынужденная мера, а, скорее, опасение, что можем остаться без еды, – вспоминают велопутешественники. – Опасения не оправдались: Норвегия действительно оказалась страной с бесплатной едой.

Если нам нужна была еда, приходили к мусорным бакам магазина. Сначала приезжали к мусоркам супермаркета вечером, когда все закрыто и мало шансов встретить кого-то из работников магазина. К концу путешествия осмелели и не боялись запасаться продуктами, когда было удобно.

Мы были не одни такие: видели и других фриганов, что спасали продукты от гибели. Пару раз нас все-таки «застукали» работники, когда выходили вынести мусор, смотрели с удивлением, но негативного отношения к нам не было. Мы даже спрашивали, не против ли они. Оказалось, совсем не против.

Насколько комфортно будет искать в мусорках еду, Женя и Аня не знали. Сначала даже использовали перчатки. Затем, увидев чистые, без специфического запаха урны, перестали надевать перчатки, просто тщательно мыли руки после копания в баках.

– Конечно, были мусорки и с жутким запахом, но в таких продукты не искали, – признаются они.

Самый популярный продукт в норвежских мусорках – это выпечка. Местные магазины выбрасывают ежедневно большое количество хлебобулочных изделий, потому что выпечка сроком более одного дня – это уже несвежая выпечка.

Поэтому, открыв мусорный контейнер, ты сразу видишь огромный пакет с булочками, хлебом, пончиками и эклерами с глазурью. Самое необычное, что находили ребята, – шоколадная пицца, а еще сейтан и вегбургеры.

Выбрасывают магазины и много мяса в индивидуальных упаковках. Его не брали, так как мясо наши путешественники не едят. И настоящим удивлением стало то, что в Норвегии, в сравнении с европейскими странами, веганских продуктов совсем мало.

Большинство магазинов сортируют отходы по видам в различные баки. Например, отдельно собирают органику (мясо, рыбу, овощи, мучное, молочные продукты). Пластик и бумага попадают в отдельные баки.

В самих магазинах пластиковая упаковка повсюду: овощи и фрукты уже изначально упакованы в пластиковую обертку, а иногда даже бананы или перцы в отдельном пакете. В небольших норвежских деревушках, которые проезжали Женя и Аня, возле каждого частного дома есть мусорки: одна для пластика, вторая для органики.

Стекло собирают отдельно и вывозят на своих машинах к супермаркетам, где есть отдельный контейнер для стекла. В каждом магазине есть автоматы для пластиковых бутылок, за сдачу которых ты получаешь чек, которым можно расплатиться на кассе.

Как ночевать в Норвегии бесплатно

В день Аня и Женя проезжали 70–80 километров. Это было оптимальным расстоянием для них, чтобы не устать и не уснуть. Жили в палатке и лишь два раза пользовались сайтом, на котором люди предоставляют бесплатное жилье для велопутешественников.

– Сайт основан на ценностях взаимопомощи и поддержки. И нас всегда принимали очень тепло и дружелюбно, – вспоминают ребята. – В Тронхейме (третий по населению город Норвегии, расположен на берегу Тронхеймского фьорда) останавливались у прекрасного большого семейства с детьми, утками и кроликами.

В доме у хозяев шел ремонт, поэтому они с извинениями предложили расположиться в саду с палаткой. К палатке провели удлинитель с розетками, раздали вай-фай, дали возможность постирать вещи, помыться в душе.

В кемпингах не останавливались ни разу. В Норвегии можно ставить палатку почти везде: как говорят сами норвежцы, должен быть «свободный доступ к природе для всех». Но есть правила. Например, нельзя ставить палатку ближе, чем 150 метров от жилых домов.

Цены на кемпинг разные, зависят от месторасположения (туристическое или нет). Средняя цена – 17 евро за человека. Есть кемпинги с самообслуживанием. На въезде стоит деревянный указатель с ключами от домиков, есть инструкция, как и чем пользоваться, указана стоимость, а рядом стоит коробка для денег.

– Несколько раз уходили в горы с палаткой на ночь, оставив пристегнутые между собой велосипеды где-нибудь у подножья горы. За сохранность велосипедов совсем не волновались. В Норвегии спокойно относятся к безопасности велосипедов, – вспоминают Аня и Женя.

Лучшие природные места для велопрогулок

За 1,5 месяца путешествия привыкаешь к норвежской природе и не восторгаешься каждый раз, проезжая мимо гор и фьордов, признались Аня и Женя. Говорят, не хватало смены деятельности для разнообразия.

Но тем не менее норвежская поездка выдалась необыкновенной, и ребята обязательно вернутся в эти места. Для тех, кто впервые едет в Норвегию, Аня и Женя выбрали топ самых красивых природных мест, обязательных для посещения:

гора Segla на острове Senja;
гора Munken на Лофотенских островах и рядом с горой город Reine;
National Tourist Route Geiranger – Trollstigen (дорога, соединяющая Лестницу троллей и Гейрангер-фьорд);
озеро Лоэн (Loenvatn), рядом с ним озеро Oldevatn и ледник Briksdaleen;
Rallarvegen (популярная горная велодорожка, начинается с деревушки Flam, где также начинается известная туристическая железная дорога).

Читайте также  Самые красивые вокзалы мира

В целом ребята рекомендуют не бояться путешествовать. Их маршрут был такой: Гданьск – Тромсё – Лофотенские острова – Будё-Берген. Они успели проехать 2970 километров по Норвегии на велосипедах и потратили всего 400 евро на двоих (билеты на двоих туда-обратно – 300 евро, билеты на паромы – 80 евро, еда – 20 евро, жилье – 0 евро).

Норвегия

Рассказываем о велосипедной культуре и состоянии велоинфраструктуры в Норвегии Норвегия — рай для велосипедистов. Здесь отлично развита велоинфраструктура и есть множество веломаршрутов различного уровня сложности: от простых для любителей до трудных для продвинутых спортсменов. Десять национальных велосипедных маршрутов познакомят велопутешественников с разными частями страны. Они проложены вдали от интенсивного автомобильного движения. Велосипед очень популярен у норвежцев, борцов за экологию и здоровый образ жизни. В столице более 100 пунктов проката, где выдадут велосипед, шлем и карту веломаршрутов. Наиболее популярна у велотуристов Западная Норвегия со множеством фьордов.

Веломаршруты за Полярным кругом

Любители горных байков — вы же здесь есть? — специально для вас! Невероятные маршруты по арктической Норвегии.

Лежачий велосипед без цепи от KerVelo возвращается

О лежачем велосипеде (рикамбенте) KerVelo, в котором вместо цепи используется встроенная в переднее колесо планетарная трансмиссия, впервые услышали в 2016 году. Новая модель с низкой карбоновой рамой, Low Racer, выставлялась на байк-шоу Spezi в Германии в апреле нынешнего, 2019, года.

Велосипедные шины на молнии reTyre

Норвежская компания Technium AS придумала самый быстрый способ замены велосипедной шины. Вернее, только протектора, чтобы в любой момент взять и поменять городской — на протектор для бездорожья или, допустим, поставить зимний.

Двухмоторный электромобиль Podbike

Норвежская фирма Elpedal задумала Podbike с надеждой, что если добавить велосипеду лишнюю пару колес, электромоторов и автомобильный дизайн, то некоторые предпочтут автомобилю веломобиль, потому что можно будет и ездить с комфортом, и заодно позаботиться о здоровье, ногами поработать.

Норвегия потратит почти миллиард долларов на строительство велосипедных магистралей

Норвегия планирует создать сеть из десяти велосипедных магистралей вокруг девяти крупнейших городов. Таким образом страна намерена уменьшить влияние транспортной инфраструктуры на экологию.

KerVelo – велосипед с передним приводом и без цепи

Велосипеды для езды полулежа (рикамбенты или лигерады) обладают комфортом и громоздкой системой с длинной цепью. Норвежский изобретатель Марк Ле-Борн придумал альтернативное решение проблемы – рикамбент KerVelo со встроенной в переднее колесо 18-скоростной трансмиссией.

В Осло избавятся от машин

В Норвегии планируют запретить автомобили в центре города. Осло, являющийся прекрасным городом для езды на велосипеде, скоро перейдет на новый уровень. Градостроители хотят осуществить интригующий план по избавлению от автомобилей в Норвежской столице к 2019 году.

Электровелосипеды могут привлечь больше людей в сообщество велосипедистов

В Норвегии провели исследование с участим велосипедистов. Согласно полученным данным, электрические велосипеды могут привлечь больше людей к ежедневному использованию этого вида транспорта, в качестве основного средства передвижения.

Маркус Месту путешествует по Норвегии на самодельном велодинозавре

Норвежский художник Маркус Месту создал велосипед с фигурой динозавра, на котором совершает велотур по так называемому библейскому поясу Норвегии. Это места, где превалирует догматическое религиозное воспитание детей, против которого художник хочет выразить такой своеобразный протест.

Туристский велосипед Дениса Хмель

Рубрика «Байкчек» стала одной из самых читаемых в нашем журнале. Уникальные велосипеды, собранные, а иногда и сваренные вручную под индивидуальные параметры владельца, — это всегда красиво и интересно. В новом выпуске — Денис Хмель и велосипед, которому предстоит многое.

В Норвегии создали отель для велосипедов

В норвежском городе Драммен недавно открылся высокотехнологичный и красивый велоотель — Gulskogen Bicycle Hotel. Он достаточно большой и может вместить более ста велосипедов — и только их. Конструкторы оснастили комплекс, который по сути является просто безопасной велостоянкой, четырьмя пунктами зарядки электрических велосипедов, вмонтированным в пол насосом и необходимыми инструментами для мелкого ремонта.

7 самых восхитительных велосипедных маршрутов мира

Прелесть велосипеда — в его простоте. Вы просто садитесь и едете, куда вам нужно – в магазин, бар или на работу. Однако некоторые предпочитают маршруты поинтересней и посложней, с большими расстояниями и порой очень опасные. Представляем 7 фантастических маршрутов для велосипедистов: некоторые из них можно проехать за пару дней, а другие — за нескольких месяцев. Не забудьте взять крем от раздражения кожи в известном месте!

Bike-sharing: глобальная экспансия систем совместного использования велосипедов

В последние десять лет системы совместного использования велосипедов (велошеринги) развивались с поразительной скоростью, перейдя из разряда интересных экспериментов, повышающих мобильность населения, в разряд массового городского транспорта в таких крупных и сложных городах, как Париж и Лондон. Сегодня в мире насчитывается около 639 общественных городских велопрокатов с общим парком в 643 000 единиц.

Велосипедная парковка в виде пелетона

Норвежское дизайнерское бюро MAD arkitekter нашло решение в виде своеобразной подставки MAD Bike. Эти стилизованные под велосипед конструкции, выполненные из нержавеющей стали, создают удобные парковочные места и при этом интересную визуальную и пространственную композицию. Здесь велосипедные фонари стали важным фактором, заметно оживив всю улицу. Велостоянка имитирует своим видом пелотон, несущийся в разгаре некой шоссейной гонки.

Зачем беженцы из Сирии скупают велосипеды в Мурманске?

Сотни мигрантов пересекают российско-норвежскую границу на велосипедах — они нашли новый путь, который позволяет им попасть в Европу, избегая опасного путешествия по Средиземному морю. Эту границу в Арктике не разрешается пересекать пешком, поэтому здесь расцвела прибыльная торговля велосипедами – мигранты покупают их, чтобы пересечь последние метры.

Полуприсев, Фахед показывает ладонью высоту велосипеда, на котором он переехал из России в Норвегию. Рост Фахеда — около 180 сантиметров, однако его рука оказывается примерно на уровне коленей.

Автор фото, Reuters

«Вы ехали на детском велосипеде?» — спрашиваю.

«Да, да. На велосипеде для детей», — отвечает он.

Он улыбается и затем начинает смеяться, прежде чем еще раз затянуться сигаретой. Фахед из Алжира, он говорит на ломаном английском. Он принадлежит к возрастающему числу беженцев, путешествующих по суше в Россию, а затем на север к Полярному кругу, где проходит российско-норвежская граница. В 2014 году лишь семь человек, собиравшихся получить статус беженца, пересекли пограничный пункт Борисоглебск-Стурскуг. В этом октябре их было уже 1100. Некоторые едут из Ирака, Афганистана и Ливана, но большинство едет из Сирии.

Каждые два-три дня норвежские пограничники собирают велосипеды и отправляют на металлолом

Всем им нужен велосипед, потому что российские власти запрещают пересекать границу пешеходам. А по норвежским законам водитель не может ввозить в страну пассажиров без соответствующих документов.

Пакетный тур

Фахед рассказывает, что за свой велосипед в Мурманске он заплатил 200 долларов. Он выглядит довольным, добавляя, что в эту цену входила поездка на машине до границы – он называет это «пакетным соглашением». На своей новой покупке он путешествовал всего один раз – проехал 120 метров между Россией и Норвегией.

В этом октябре российско-норвежскую границу таким способом пересекли уже 1100 человек

Если не брать в расчет трансфер, получается примерно 1,6 доллара за метр – возможно, одно из самых дорогих путешествий в мире. Но Фахед говорит о нем без сожалений. По его словам, это «небольшая цена, которую приходится заплатить» за то, чтобы попасть в Европу.

Всех заявителей временно размещают в маленьком городе Киркенес, расположенном поблизости. Там спешно строят новый центр приема беженцев, способный вместить 500 человек.

В город беженцев уже перевозят на автобусе, так что велосипеды остаются прямо на границе.

По большей части это – детские велосипеды. Около сотни велосипедов аккуратно поставлены к стене здания таможни – это то, что удалось собрать за два последних дня. Многие из них совсем новые. Ни пятнышка ржавчины на хромированных рулях. На рамах некоторых велосипедов до сих пор сохранилась защитная пленка от царапин; вероятно, велосипед обернули пленкой еще на заводе.

Редкие солнечные лучи отражаются от рядов велосипедных крыльев. Но это велосипедное кладбище. Каждые два-три дня велосипеды собирают и отправляют на металлолом. Это очень много мусора. Начальник пограничной полиции Штайн Хансен берет пару рулей и с небольшим усилием голыми руками сгибает их в дугу формы U. Он говорит, что хотел бы, чтобы этим велосипедам нашлось какое-то применение, однако по норвежским стандартам они не годятся для дороги.

Читайте также  Остров наслаждений: Капри

Путь всегда открыт

Немного чудно наблюдать за тем, как взрослые мужчины пытаются ехать на маленьких велосипедах. Как только они оставляют позади красно-зеленые столбики, они официально покинули территорию России. Порулить еще несколько метров до желтого барьера – и они уже в Западной Европе.

Из запрета на пересечение границы пешеходами есть исключения. Вот границу пешком пересекает молодая семья, нагруженная багажом, с ребенком на руках. Вероятно, именно их ценный груз дает им право пройти этот отрезок на своих двоих.

Как правило, мигранты пользуются своими новыми велосипедами только один раз – чтобы проехать 120 метров между Россией и Норвегией

Тем не менее, каждый из них катит рядом с собой по велосипеду. Именно поэтому, с точки зрения закона, они все еще велосипедисты, хоть и идут пешком.

На самом деле всем им сейчас совершенно безразлично, насколько абсурдны эти правила, или насколько странно все это выглядит.

Местные власти считают, что число таких мигрантов продолжит расти.

Здесь трудно представить себе ландшафт, более отличный от того, что мигранты оставили у себя дома — но дорога через Полярный круг всегда остается открытой, даже зимой. Тем временем путь через Средиземное море становится еще более опасным из-за участившихся штормов.

Я проехал по Норвегии, Швеции и Финляндии на велосипеде

В Норвегии безумно красивая природа: фьорды, море и горы.

В то же время это одна из самых дорогих стран в мире. В 2015 году мы с братом путешествовали по Норвегии 40 дней и проехали 2200 км. Чтобы не разориться, мы жили в палатках, покупали еду в магазинах и передвигались на велосипедах.

В статье я расскажу, как организовать поездку в Норвегию на велосипеде, какие достопримечательности посмотреть и сколько все это стоит.

Потратил на одного в 2015 году — 38 750 Р

Еда 11 700 Р
Проезд из города Стуруман до Владимира 11 250 Р
Транспорт по стране 6000 Р
Проезд из Владимира до Киркенеса 3800 Р
Жилье 3500 Р
Виза 2500 Р

Потратил на подготовку к походу — 51 400 Р

Велосипед 25 000 Р
Снаряжение 18 500 Р
Аксессуары для велосипеда 7900 Р

С чего все началось

За четыре года до поездки в Норвегию я купил свой первый велосипед и катался на нем только по городу. Однажды мы с другом решили съездить в деревню с палатками и разом проехали на байке 50 км. На следующий день у меня болели спина, руки и попа — назад нас даже забрали на машине. После этого я подумал, что больше никогда не поеду в поход на велосипеде.

Но в итоге я стал кататься все чаще и в конце концов вообще везде передвигался только на велосипеде.

Летом 2014 года мы с братом Вовой посмотрели фильм о путешествии по Европе на велосипедах. В нем рассказывали, как два парня из России без опыта проехали 4 тысячи километров из Санкт-Петербурга до Лиссабона. Фильм меня вдохновил. Вова катался на велосипеде не так часто, как я, но тоже воодушевился этой идеей. Мы решили, что поедем из России в Норвегию: там шикарные фьорды, море и горы.

В итоге мы доехали из Владимира до Мурманска на поезде, оттуда проехали на велосипедах по Норвегии, Финляндии и Швеции. В Россию вернулись из Швеции на поезде и пароме через Эстонию. Оттуда добирались с пересадкой: сначала на автобусе до Санкт-Петербурга , а затем на поезде до Владимира. О том, как добирались до начала маршрута и возвращались обратно в Россию, подробно расскажу дальше.

Маршрут и график

Маршрут удобно составлять по спутнику и панорамам в «Гугл-картах». На них можно оценить качество дорог. Мы составили примерный план, проверили маршрут по картам и увидели, что все дороги в Норвегии, Швеции и Финляндии асфальтированные. Машин немного, есть небольшая обочина. Значит, ехать на велосипеде комфортно: никто не будет проноситься вплотную.

На картах можно оценить рельеф и количество подъемов и спусков. На маршруте было много крутых подъемов. Я понимал, что ехать в горку на велосипедах будет трудно, но меня это не останавливало. Маршрут менять из-за этого я не стал: очень уж хотелось посмотреть на фьорды. Да и в целом в Норвегии сложно избежать перепадов, ведь страна горная.

Мы не отмечали конкретные места или города на маршруте: прежде всего нас интересовала природа. Я не хотел тратить время на поиски достопримечательностей, потому что в чужой стране и так все интересно. Мы знали, что на пути у нас будет самая северная материковая точка Нордкап, город Тромсё с Арктическим собором, безумно красивые фьорды и Лофотенские острова. Этого нам было достаточно.

В итоге мы побывали в трех странах. В северной части Финляндии проехали по району Суоми, мимо большого озера Инариярви. Затем въехали в Норвегию. Сначала побывали в городе Олдерфьорде на мысе Нордкап, городах Алта и Тромсё. Потом мы направились в местечко Торскен на острове Сенья и сели на паром к Лофотенским островам. Там мы доехали до деревушки О и сели на паром до Будё, а оттуда отправились в Швецию — город Стуруман. Из него мы вернулись домой во Владимир, проехав Умео, Стокгольм, Таллин и Санкт-Петербург .

Протяженность этого маршрута — 2500 км, из них 2200 км мы проехали на велосипедах, а остальное — на паромах. В среднем за день проезжали по 60 км: иногда по 100 км, в другие дни — по 20—30 . Каждые 40 минут мы останавливались и отдыхали в течение 10—15 минут .

Для нас постоянно ехать на велосипеде по 60—80 километров в день — посильная задача. Но за несколько дней все равно накапливалась усталость, и хотелось просто отдохнуть. После первой недели мы задумались о возвращении домой: было тяжело. Несмотря на это, мы продолжили поход. Мы с Вовой мечтали об этом путешествии целый год, и сдаться из-за усталости было бы слишком глупо.

Когда сил крутить педали не было, мы гуляли по городам, сидели на природе или стирали вещи. Периодически мы спали до обеда и проезжали за день всего по 30—40 км , а на следующий день вновь возвращались к привычному ритму. В план мы укладывались: при подготовке я закладывал один день отдыха в неделю.

Велосипед в снаряженном состоянии весил больше 50 кг. Когда я катил его в руках, казалось, что это мопед. Но в седле не возникало неудобств из-за тяжелого веса, разве что велосипед медленно разгонялся и долго тормозил.

В целом мы не пожалели, что отправились в такой длительный поход. Весь путь вдоль побережья мы по полдня медленно взбирались в гору, а потом неслись вниз на высокой скорости. Нам открывались удивительные виды на фьорды и горы, мы видели диких оленей и ездили на паромах. Ощущения от всего этого непередаваемые.

Для поездки в Норвегию нужна шенгенская виза. Мы оформляли ее в посольстве Эстонии в Москве.

В Эстонии жила наша троюродная бабушка. Чтобы не бронировать отель и не прикладывать выписку со счета к документам на визу, мы указали, что едем к родственникам, и приложили копию эстонской айди-карты бабушки. Еще понадобились справки с места работы и билеты. Мы не собирались ехать через Таллин, поэтому купили самые дешевые билеты на автобус до Эстонии и приложили их к документам. Когда получили визу, вернули их обратно. Но я не рекомендую так делать: если сотрудники консульства узнают про обман, могут аннулировать визу.

В посольстве мы оплатили пошлину — по 35 € ( 2448
Р ) каждый. Нам дали визы на срок больше, чем мы планировали: мне на полгода, а брату на год. Обратно мы вернулись через Эстонию. Не думаю, что у нас будут проблемы с визой в будущем.

Деньги

На момент поездки курс колебался в районе 7 Р за норвежскую и шведскую кроны. В Финляндии — евро, который тогда стоил около 70 Р .

Мы не брали с собой наличные: в Норвегии везде принимают карты. В то время еще не было Эпл-пэй , а у нас была обычная карта без пэйпасса. Наличными 500 kr ( 3482
Р ) мы сняли в банкомате лишь один раз, когда платили за жилье.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: