Как объехать полмира за смешные деньги - KRINTEL.RU

Как объехать полмира за смешные деньги

Как объехать весь мир без денег. Истории безумных путешественников

ДО ТЕМИ

«Перелетные птицы». Как устроить работу и отдых зимой в Азии

Путешествовать по всему миру, видеть захватывающие места и не платить за это деньги – мечта многих украинцев. Однако далеко не каждый решится оставить все и уехать за тридевять земель, не имея при себе ни копейки.

Макс Бурцев и Леонид Кантер делали это не один раз. Именно отсутствие денег, говорят они, помогает открывать настоящую страну, без туристических маршрутов и завтраков в гостиницах.

INSIDER выяснил у путешественников плюсы и минусы таких поездок, куда лучше ехать и что взять на заметку, собираясь в путь.

Зачем ехать?

Владелец и креативный директор рекламного агентства «Arriba» Макс Бурцев объехал и обошел пешком 9 стран. Среди них – Шотландия, Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Голландия и Бельгия.

«В первый раз хотелось выйти из зоны комфорта и по максимуму забыть обо всех клиентах, проектах, договорах, налоговых и пр. После того, как месяц провел в Шотландии, понял, что ни одна обычная поездка не даст столько эмоций, неожиданных встреч и сценариев, опыта и впечатлений, как поездка без денег», — рассказывает Макс.

Макс Бурцев

По его мнению, гораздо глубже можно погрузиться в культуру страны, если едешь без денег. Ты начинаешь общаться с совершенно неожиданными людьми и попадаешь в необычные ситуации.

«Мы ехали без денег. Соответственно, спали, где придется. УБундестага, в полях. Ели, где придется. Был случай, когда спали прямо возле Бундестага. Даже не знаю, почему нас не «повязали». Мы проснулись в окружении японских туристов. Они сначала фоткали нас, потом пошли фоткать Рейхстаг. Нас обходили уборщицы. Мы проснулись на листве, а все вокруг было убрано. Очень нежно, трогательно, классно», — говорит Макс.

Режиссер и путешественник Леонид Кантер обошел почти весь земной шар в рамках культурной экспедиции «С табуретом». Одно из его путешествий затянулось на год – ребята обошли всю Северную и Южную Америку, достигнув мыса Горн.

Палатка — дом для бэкпэкера

По мнению Леонида, нас с детства учат, что для всего нужны деньги. При этом большинство людей на планете мечтают о двух вещах: путешествовать по миру и иметь уютный дом в красивом месте. Но отсутствие денег замораживают эти мечты.

«В первое свое путешествие без денег я ехал для самопознания. Ведь, попадая в неизвестные обстоятельства, человек моментально сбрасывает наработанные за жизнь маски и начинает видеть, кто он есть на самом деле. Также это знакомство с собой и миром, в котором выпало счастье жить. Драйв. Оказаться без денег в чужой стране – это ощущение подобное прыжку с парашютом, точнее даже свободного падения. Каждый день абсолютное ощущение «тут и сейчас», — рассказывает Леонид.

На что жить?

По словам Леонида, с работой проблем нет. Ведь во всем мире нужны честные, трудолюбивые, самоорганизованные сотрудники. «В ресторанах и кафе платят каждый день, что очень удобно. Но следует помнить, что зарабатывать деньги без разрешения незаконно. Это может вызвать проблемы, вплоть до депортации», — говорит он.

Во время похода к Атлантическому океану Леонид с друзьями, показывал театральную постановку «Коза» местным жителям. А те в свою очередь приглашали их поесть или переночевать.

Максим Бурцев спит в парке перед зданием Бундестага

Практически не было проблем с едой и ночевкой и у Макса во время поездки в Данию и Германию. Они с другом ловили авто, заводили беседы с водителями, которые очень часто потом кормили их, реже – оставляли у себя на ночлег.

«В Шотландии я кем только ни работал: столяром, уборщиком, маляром, мойщиком посуды, собирателем улиток, рекламистом. Есть даже рекомендательное письмо», — рассказывает путешественник.

Как утверждает Макс, вся работа была необычной. Самым страшным было получать отказ, предлагая свои услуги. «Чтобы найти одно место работы приходилось обойти около 40-50 заведения. Но голод заставлял. Он и заставил первый раз познакомиться с бездомным. Но если не знаешь, как найти решение – просто начни общаться, неважно, с кем. И даже не совсем важно, о чем», — говорит он.

Также нужно улыбаться. Даже если болит спина, даже если растер ногу в кровь, даже если от голода злишься на весь мир – улыбайся! «Никому не в кайф помогать человеку с мрачным лицом», — добавляет Макс.

Леонид Кантер с женой и дочкой. Семейный автостоп

Что брать с собой?

По словам Леонида, нужно брать все. И если не влезет в один рюкзак, то брать нужно два. Дорога быстро учит, что лишнее.

«Я брал палатку, рюкзак, спальник, каремат, телефон, одежду и аккумулятор. Все остальное у меня появлялось по пути. Есть люди, которые путешествуют с маленькими сумочками или вообще без вещей. Но это высший пилотаж», — говорит Макс.

Бюджет

«Решение о Шотландии было принято за пару минут, и через месяц я уже летел в самолете. К поездке по Европе и США мы готовились около месяца. Например, поездка в Шотландию мне обошлась приблизительно в $450, где билеты лоукостами стоили $350, + $100 на первый завтрак, дорогу из аэропорта в Эдинбург и сим-карта. С Европой все проще – там самолет необязателен», — делится Макс.

По словам Леонида, расходы могут быть очень индивидуальными. Кто-то не может без утреннего кофе, кто-то без сигарет или сладкого. Но если нет зависимостей, то расходы минимальны.

Кантер на фестевале в Бразилии

Что следуют увидеть

Мир прекрасен по-своему. По словам Леонида, конечно, бедные страны более уникальны, аутентичны.

«Я бы посоветовал посмотреть все. Только когда путешествуешь, начинаешь ценить и любить свою страну не за популистские лозунги, а своей собственной любовью. Каждому украинцу я бы посоветовал посетить монгольскую пустыню Гоби. После этого они бы поняли, что мы со своими черноземами живем как в раю», — говорит Леонид.

По мнению Макса, нужно обязательно посетить остров Скай в Шотландии, потому что там невероятная по своей красоте природа и нет людей. Внимания также стоит Лондон за его атмосферу и визуальную культуру. Амстердам – за каналы и атмосферу вседозволенности. Чикаго – за его пляжи для собак и купание в озере. Мичиган в окружении небоскребов, а также грузинский Сигнахи, потому что он чертовски уютный и красивый.

Выгоды от поездок

«Для меня все это было источником нового опыта и впечатлений. Не могу назвать ни одного минуса. Для кого-то вся поездка может оказаться сплошным минусом – отсутствие еды, дискомфортные условия, нехватка денег, языковой барьер…», — говорит Макс.

Леонид также видит в своих поездках только положительные стороны. Ведь везде, в основном, добрые люди.

«Я путешествую со своей женой Дианой и дочерями автостопом и пешком. Мы спим, где придется, едим так же, и при этом мы абсолютно счастливы, потому что жизнь прекрасна. У меня такой принцип: где бы ты не ночевал, солнце все равно взойдет и утро все равно наступит. Так что не стоит об этом беспокоиться», — говорит он.

«Однажды я купался в реке Мароньон в Перу. Местные жители заверили, что крокодилов там нет, при этом на мой заплыв они смотрели с опаской и недоверием. Когда я вернулся на берег, то узнал, что река кишит пираньями», — рассказывает Леонид.

Кантер добрался до мыса Горн

Следующая точка

Сейчас Леонид отправился в Африку. На прошлой недели он с семьей прилетел в Египет. Мои дети, ощутив теплый ветер, сняли обувь и босиком побежали по аэропорту – навстречу морю и Африке. Начался путь «В гости к племени Хамер» — делится Леонид.

«Последнее время меня восхищают маленькие громады. Пару лет назад, я жил в племенах индийцев Амазонки и островов Карибского моря. Много чему научился. Теперь мечтаю об Эфиопии. Их опыт не цивилизованный, он глубже – природный, и это то, что я хочу воплотить на нашем хуторе в Обирок», — добавляет он.

В планах Макса – поездка в Исландию. «Это северная страна, а я люблю север. К тому же она достаточно маленькая, я думаю обойти ее пешком», — говорит он.

Кому подходит такой лайфстайл?

«Кому подходит – не знаю. Думаю, тем, у кого шило в заднице, тем, для кого сильные эмоции и впечатления – главный жизненный ресурс, тем, кто любит выходить из зоны комфорта и видит в этом источник собственного роста. А поехать может любой. Тот, кому понравится – продолжит. Остальные поймут, что это не для них и займутся чем-нибудь другим», — говорит Макс.

Он убежден, что мечты нужно реализовывает, даже если что-то мешает.

«Нет денег, нет времени, завалы на работе, девушка/жена, которая не отпускает и устраивает истерики, собака, которую не с кем оставить, нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, здоровье шалит, депрессия, открытие своей компании, банкротство, закрытие своей компании или тупо просто «пока не время» или «… но вот через гоооодик».

Всегда что-то мешает. Всегда. Именно поэтому реализация мечты — это такая же тяжёлая работа, как и та, которой вы занимаетесь ежедневно. Только в данном случае это работа по решению всех вопросов, стоящих на пути воплощения в жизнь мечты. Мечты надо реализовывать. Хотя бы для того, чтобы освобождать место для новых. И потом не говорить «Чёрт, я тебе так завидую» незнакомцу на скамейке», — добавляет Макс.

Где-то в Мексике

В свою очередь Леонид считает, что каждому человеку необходима самореализация. «Слава Богу, войны нет, но подвигов хочется. Доказать себе, что ты на что-то способен. Отнести табуреты к четырем океанам… Это очень приятное чувство, когда ты достигаешь цели, казавшейся фантастической мечтой. После этого уже не хочется ни с кем и ни с чем мериться», — рассказывает Леонид.

Бэкпекеры. Как объехать полмира недорого

Отказавшись от туроператоров, «звездных» отелей и дорогих ресторанов, можно за небольшие деньги объехать полмира

Пять стран за три недели без оглядки на расписание группы и прихоти гида, приятели по всему миру, небрежно брошенное в разговоре «Помню, в одной камбоджийской деревеньке был случай…» Чтобы все это стало реальностью, придется либо стать вторым Юрием Сенкевичем и создать свой «Клуб кинопутешествий», либо податься в бэкпекеры. «За две недели мы побывали в Турции, Грузии, Армении и Иране. Конечно, пропустили какие-то достопримечательности, но только потому, что главной нашей целью был Иран, а остальные страны шли в довесок», – рассказывает о недавней поездке фотограф Иван Любиш-Кирдей, бэкпекер с двухлетним стажем.

Читайте также  Путешествие по Оману во внесезонье

ФОКУС в Google Новостях.

Подпишись — и всегда будь в курсе событий.

Экзотическое слово произошло от английского backpack – рюкзак. Бэкпекер соответственно – путешественник, который колесит по странам, принципиально отказываясь от услуг туроператоров. Родилось это движение в 70-е годы благодаря хиппи. Во многих странах, особенно Англии и Израиле, едва ли не обязательным для каждого молодого человека стало долгое путешествие после школы или армии. По крайней мере, как пишут на форумах, европейские работодатели приветствуют такой опыт. Считается, если соискатель рискнул проболтаться несколько месяцев по Азии или Латинской Америке с рюкзаком, у него хватит энергии и креатива для ежедневной работы. «Я на полгода устроилась волонтером в Индию, а потом объездила Азию. Очень хороший опыт, узнаешь много новых людей, открываешь для себя другой мир с иными правилами», – рассказывает Фокусу о своем опыте 24-летняя американка Джейн.

Все свое

Для ровесников Джейн из стран бывшего СССР такой опыт не дает преимуществ при трудоустройстве. Бэкпекеры в Украине или России все еще экзотика. Однако с каждым годом их становится больше. Прежде всего из-за дешевизны таких поездок. Первыми бэкпекерами были не дети богачей, а средний класс, считавшийся с расходами. Рюкзак – непременный атрибут путешественника, не желающего переплачивать. «В рюкзаке ваш дом, постель, вода и все, что понадобиться в пути. И это все нужно таскать с собой» – такой совет дают начинающим бэкпекерам сайты и форумы «по интересам». Настоящий бэкпекер путешествует на всех видах общественного транспорта, летает лоу-костами, ночует в хостелах, кемпингах, домах местных жителей на так называемых вписках. Именно бэкпекеры стали родоначальниками системы Hospitality Club, участвуя в которой можно найти бесплатный ночлег в любой точке земного шара.

«Я зарабатываю не так много, чтобы позволить себе дорогие туры. Однако посмотреть мир всегда хотелось», – рассказывает Иван Любиш-Кирдей. Поэтому он легко согласился на предложение друга поехать автостопом в Иран через Турцию и Кавказ. Обойтись только попутками, правда, не удалось – из-за дефицита времени несколько раз пользовались самолетами, тем не менее поездка вышла вполне бюджетной. На дорогу, еду, проживание и остальное Иван потратил 800 долларов за практически три недели, из которых больше половины ушло на перелеты. «Будь у нас больше времени, этих расходов можно было избежать». Существенно экономить во время поездки удавалось за счет ночевок у местных жителей. Еще в Киеве друзья познакомились с тегеранцем Мехди, который пообещал приютить их у себя. «А когда мы уезжали в Исфахан и Шираз, он дал нам телефоны своих друзей, готовых нас приютить. В итоге мы ни разу не поставили палатку, которую возили с собой», – рассказывает Иван. Его настолько увлекло путешествие, что спустя год решение повторить опыт даже не обсуждалось, и он поехал в Ливан.

Менеджер по связям со СМИ коммуникационной группы «Новая концепция» Нелли Вернер считает, что если денег на путешествие недостаточно, не стоит бояться ловить машину. «Поехав в этом году в Хорватию и Черногорию, мы пересекли страны с юга на север и опять на юг. При этом не потратили почти ничего и умудрялись ездить быстрее, чем на автобусе». Сложности возникали только на границе – переезжая из Хорватии в Черногорию, ей с подругой пришлось простоять полтора часа на трассе, ожидая попутку. В итоге их подобрала семья, ехавшая из Великобритании в Албанию.

Не в струю

Среди западных бэкпекеров немало состоятельных людей, которым хочется ощутить жизнь в других странах и увидеть достопримечательности, которые не попадают на страницы путеводителей. Интересно это и украинцам. «Я понимаю, что Тадж-Махал – жемчужина Индии, однако мне интереснее побывать в незаезженных местах, посмотреть храмы, вокруг которых нет верениц автобусов и на каждом выступе не висят гроздья туристов с фотокамерами», – рассказывает киевлянин Александр Богаченко-Мишевский, отправившийся в трехмесячную поездку по Юго-Восточной Азии. Разъезжая по Индии, Малайзии и Таиланду, Александр целенаправленно отказывался от поездок по «обязательным» местам, предпочитая общение с местными жителями.

«В Индии, да и в других азиатских странах, настолько привыкли к европейцу как к белому мистеру с толстым кошельком, что очень трудно объяснить свое желание просто пообщаться. Впрочем, если ты находишься под крылом тур­операторов, такого общения все равно не получится. Они всячески будут пытаться сохранить дистанцию между приезжими и местными. Например, предлагая в качестве аттракциона обед с жителями на Борнео. Представьте, как будут относиться к вам люди, если к ним так заявишься», – рассказывает Александр. По его словам, ведя себя с аборигенами просто и дружелюбно, можно найти прелюбопытнейших собеседников. Например, индийского йога, который живет в глуши и уже нашел там просветление.

«Общение с местными позволяет избавиться от многих стереотипов», – уверен Иван Любиш-Кирдей. По его словам, слухи об опасностях поездок по Ближнему Востоку и Кавказу преувеличены, и люди там всегда готовы помочь. Естественно, при условии, что гости уважают их культуру. Так, спутницам Ивана и его друга в Иране пришлось надеть чадру. Зато, не смущая застенчивых иранцев, они смогли пополнить свои знания об обычаях и нравах исламского общества.

Вокруг света за неделю

Библия для бэкпекеров – справочник Lonely Planet, где указаны все малоизвестные достопримечательности, дешевые гостиницы, хостелы и ресторанчики. Первый такой справочник в 1972 году написал основатель одноименной компании Том Вилер, который вместе с женой проехал от Лондона до Сингапура по так называемой хиппи-тропе. С тех пор Lonely Planet ежегодно выпускает литературу о большинстве стран мира, включая Афганистан и Ботсвану, общим тиражом около пяти миллионов экземпляров.

Классика бэкпекерства предполагает многомесячное путешествие с остановками в понравившемся месте. Однако это более характерно для европейцев. Украинцы в основном стараются вместить такое путешествие в рамки отпуска.

«У меня было две недели отпуска. Однако хотелось объехать за это время как можно больше городов», – рассказывает Нелли Вернер. По ее словам, иногда у них с подругой не было времени на еду, настолько они увлеклись переездами. Сжатые сроки – беда многих отечественных рюкзачников, которые не могут себе позволить уволиться ради путешествия, а отпуск дольше трех недель – для них практически несбыточная мечта. Легче представителям тех профессий, которые могут работать дистанционно – дизайнерам, программистам, журналистам. «До своего отъезда в Индию я сотрудничала с несколькими агентствами. Уже оказавшись там, попробовала наладить сотрудничество дистанционно. Я работала, а мне перечисляли деньги на карточку», – рассказывает дизайнер-фрилансер Евгения Василенко. По ее словам, это было удобно – пока на улице было жарко, она делала свою работу в интернет-клубах, а вечером ходила на смотровые вышки наблюдать за животными в национальном парке. Теперь Евгения копит деньги, чтобы отправиться в еще одно путешествие – минимум на полгода. Не исключая, что будет искать возможность работать в Украине с другой части планеты.

Наталия Гузенко, Фокус

Как путешествовать бюджетно: 7 советов от людей, которые объехали весь мир

Линн и Тим Мартин — американцы, которые в 70 лет продали свой дом и стали кочевниками. За пять лет они пожили в Мексике, Бразилии, Европе, Марокко и ещё десятке стран. Супруги выпустили книгу «Везде как дома», в которой рассказывают о своей «кочевой» жизни и дают советы путешественникам, которые хотят объехать весь мир, даже если у них совсем немного денег.

Первым делом самолёты, или как добраться до нужного вам места

Первый и самый важный совет — задумайтесь о том, как вы будете добираться до места своего назначения. Рассматривайте все возможные варианты.

Помните, что есть способы сделать долгий перелёт довольно комфортным, даже если не тратиться на первый класс. Постарайтесь забронировать места в самом первом ряду, сразу после бизнес-класса: здесь чуть больше места и не придётся смотреть на других пассажиров. Если перелёт длительный, дело того стоит!

Также обратите внимание, что если во время полёта пить алкоголь, вам может быть гораздо труднее перестроиться при смене часовых поясов.

Если есть возможность добраться до нужного вам места не самолётом, а, например, на корабле, то рассмотрите и эту возможность. Иногда другие виды транспорта намного дешевле. Используйте обратные круизные рейсы: дважды в год круизные компании перегоняют свои лайнеры из порта в порт, и на эти рейсы билеты продаются по очень низким ценам. Рекомендуем использовать вот эти полезные сайты для отслеживания подобной информации: www.repositioningcruises.com, www.vacationstogo.com.

Задумайтесь, где вы будете жить

Прежде чем что-то бронировать, читайте последние отзывы. Не рассчитывайте на собственные воспоминания десятилетней давности или рекомендации друзей, которые давно бывали в этих местах. Всё меняется. В противном случае рискуете день и ночь слушать неприятную музыку или есть несъедобную еду в отеле «всё включено». И, кроме того, потратите деньги впустую. Такие сервисы, как Tripadviser, помогут вам в выборе подходящего отеля: там можно посмотреть, где останавливались ваши друзья, знакомые, прочитать отзывы и в целом составить первое впечатление об отеле.

Если вы решили снять частную квартиру, то загляните на сайты www.vrbo.com и www.homewaway.com. Там с лёгкостью можно найти самые выгодные скидки на проживание и сразу забронировать квартиру или дом на длительный срок.

Кстати, заранее составьте список всего того, что вам нужно знать о новой квартире, и попросите хозяина или агента проверить всё с вами. Что может войти в этот список? Например, работа всех приборов; исправность замков на дверях и окнах. Также проверьте сантехнику и холодную/горячую воду. Подобная предусмотрительность позволит вам избежать недоразумений и незапланированных трат (например, на починку сломанного не вами кондиционера) при выселении.

Любопытной варваре. или как быть с экскурсиями

Если вы предпочитаете получить общее впечатление и не вдаваться в детали, не записывайтесь на утомительные экскурсии на целый день. В среднем экскурсия по городу стоит от $30 до $150. Но и эти деньги можно сэкономить. Иногда полезнее посмотреть всё самое главное самому, без спешки, а потом просто гулять по городу.

Читайте также  Край мира: 7 островов на которые почти невозможно добраться

Встречают по одёжке. Как сэкономить на одежде и обуви туриста

Кажется, это мелочь. Но очень важно, чтобы в одежде и обуви вы чувствовали себя комфортно. Обязательно прочитайте информацию про погодные условия в том регионе, куда вы отправляетесь. Возьмите с собой про запас несколько тёплых вещей (даже если вы путешествуете в тёплые страны): иногда даже в привычных южных странах погода может выдавать очень холодные сюрпризы. И на этих сюрпризах местные магазины хорошо зарабатывают, повышая цены на всякого рода кофты и свитера в среднем на 20%.

Также очень важно, что у вас на ногах. Куда бы вы ни поехали, вам обязательно понадобится качественная обувь, в которой удобно ходить. Во многих городах улицы вымощены камнями, кое-как скрепленными друг с другом цементом, часто довольно неровно. Проезжая часть узкая, можно споткнуться о бордюры. Пока идёте, старайтесь не задирать голову и не смотреть по сторонам. А если хотите рассмотреть витрину или красивую церковь, лучше остановитесь.

Помните: лучше один раз купить хорошую обувь, которая прослужит вам несколько лет, чем бесконечно тратиться на дешевые подделки.

Будьте экологичны: не стесняйтесь покупать не новую одежду. Во многих странах носить винтаж и поношенные вещи вообще считается особым шиком.

Получайте удовольствие и выгоду от общения с другими туристами

От других путешественников вы узнаете об интересных местах, в которые, возможно, не планировали съездить, и вообще наберётесь хороших идей. К тому же знакомства — неплохой способ сэкономить. Многие места выгоднее посещать компаниями, а в ресторанах бывают неплохие скидки для больших групп. Не стесняйтесь об этом спрашивать у представителей кафе!

Как сэкономить на транспорте

Если в путешествии не обойтись без машины, арендуйте ту, что поменьше, только чтобы поместился багаж. На узких дорогах с небольшой машиной вам будет гораздо легче. А ещё сэкономите на бензине, и это тоже немаловажно: в других странах бензин может стоить дороже. При аренде машины используйте проверенные компании: советуем CarRentals.com в большинстве случаев и AutoFrance.net, когда нужна машина на срок более 17 дней и поездка начинается с территории Франции. Тут бывают очень выгодные предложения: можно получить новую машину по гораздо меньшей цене, чем обычно платят за аренду европейского автомобиля.

И напоследок два совета.

Не забывайте о чувстве юмора! Вы можете попадать в сложные ситуации, но именно о них особенно интересно рассказывать потом друзьям за ужином. Старайтесь находить смешное даже в ситуации, когда вы оказываетесь вовсе не в том районе Парижа, в который собирались, или когда безобидные каперсы из баночки с этикеткой на немецком оказываются страшно жгучими зелёными перчиками и все ваши гости краснеют и начинают задыхаться. Это, может, и не особо весёлые происшествия, но спустя время ваши рассказы будут слушать с огромным интересом!

Записывайте расходы. Это поможет вам контролировать финансы и сохранять лучшие воспоминания. Иногда самые яркие моменты скрываются в мелких деталях, и со временем вы обязательно всё это забудете, так что каждый день записывайте, пока помните. Поверьте: через некоторое время вы будете счастливы, что не поленились и хотя бы что-то записали! И помните главное: жизнь коротка и слишком хороша, чтобы не прожить её в полную силу и так, как нам нравится. Не упустите самое важное.

Как объехать полмира за смешные деньги

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 700
  • КНИГИ 652 117
  • СЕРИИ 24 903
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 610 018

Семен Павлюк, Мария Оленева

Как объехать весь мир на одну зарплату. Путешествуем дешево и хорошо

Во внутреннем оформлении использованы иллюстрации: Altana8, everything possible, Igor Zakowski, In-Finity, Juan Nel, Ken Benner, Kutsyi Bohdan, mariblackhair, Meowu, Niakris6, owatta, Phant, polygraphus, qwl, Serz_72 / Shutterstock.com

Используется по лицензии от Shutterstock.com; kameshkova, owattaphotos / Istockphoto / Thinkstock / Getty Images

© Павлюк С., Оленева М., текст, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Последние годы я совершенно справедливо чувствовал себя доисторическим существом, хранящим массу архаичной информации о теории и практике путешествия. Эдаким рудиментом голодных студенческих лет, когда путешествие без гроша в кармане было общим местом любознательной молодежи. Сегодня студенты буднично шатаются на летних каникулах по Китаю, волонтерят по нацпаркам США и пишут магистерские диссертации по географии каучсерфинга. Мои же истории типа «А вот, помню, в 2003 году…» все больше воспринимают как легенды смутных времен, когда в Таиланд была еще нужна виза, люди не пользовались смартфонами, а Путин не был президентом.

В общем, я чувствовал себя мамонтом, который забыл вовремя вымереть, и старался, как мог, переквалифицироваться в «цивилизованного» путешественника, что ночует в отелях, летает на самолетах, а рюкзак за плечами носит лишь из чувства ностальгии. Получалось не очень, но я старался. И тут кризис. Как модно сейчас говорить – внезапно. Ценник путешествия лезет вверх, привыкшая к загранице общественность в панике. И тут на сцену снова выходим мы, динозавры той эпохи, когда самостоятельно в нашей стране путешествовали только два типа маргиналов: те, у которых денег было очень много, и те, у кого их не было вовсе. У нас есть опыт в бюджетных путешествиях, но за последние несколько лет мир сильно изменился. Накопленное сакральное знание о поиске районов дешевых отелей легко перебивается умелым использованием сайтов-агрегаторов по поиску бюджетного жилья. А навык нахождения ошибочных тарифов авиакомпаний (благодаря которым можно, например, улететь из Москвы в Бразилию и обратно за несколько сотен долларов) экономит больше, чем все возможные ухищрения олдового бюджетного путешественника.

Поэтому я надеюсь, что наша книга будет интересна и опытным путешественникам (неважно, бюджетным или не очень), хотя прежде всего она рассчитана на начинающих покорителей дороги и на тех, кто никогда раньше не задумывался о необходимости экономии бюджета в путешествии.

Наша философия – экономия в путешествии не делает последнее менее комфортным, она делает бюджет поездки более рациональным и позволяет посмотреть больше и даже лучше за те же (а то и за гораздо меньшие) деньги.

Авторы книги не только опытные путешественники, но и люди, знакомые с индустрией путешествий изнутри. Это прежде всего относится к моему прекрасному соавтору – Марии Оленевой, без преувеличения легендарной личности в среде самостоятельных путешественников, которая успела попутешествовать, пожить и поработать в туристической индустрии на всех континентах, кроме Антарктиды.

Книга построена по принципу движения от общего к частному. Первые главы касаются общих вопросов бюджетного путешествия, а затем разбираются его составляющие: сбор информации, визовые вопросы, проживание, перемещение и т. д. Чтобы не быть голословными, мы постарались дать, где это возможно, небольшой региональный обзор по каждому вопросу.

Мы очень надеемся, что, прочитав эту книгу, российский путешественник перестанет стесняться ездить автостопом, ночевать через каучсерфинг, летать хитрой комбинацией чартеров и лоукостеров и питаться лишь уличной едой. Ведь отныне он не нищеброд, а эффективный менеджер своих ресурсов в условиях кризиса. Выходите из сумрака, коллеги юрского периода и новые виды путешественника российского. Выходите на дорогу. И вперед, в путешествие своей мечты!

Семен Павлюк

Время – Деньги – Усилия

Обычно, когда говорят о путешествии, рассматривают соотношение времени и денег. Якобы можно добиться чего угодно, потратив или много денег, или много времени, или некую пропорцию и того, и другого. Много денег, но нет времени – покупайте авиабилет или берите такси до точки назначения. Много времени, но нет денег – пишите название точки назначения маркером на картонке и идите ловить попутку на трассу. В зависимости от соотношения денег и времени можно поехать на автобусе или арендовать автомобиль.

Но не менее важен и ресурс усилий, потраченных на организацию путешествия и достижение его целей и задач. Далеко не всегда эти усилия можно свести к денежному или временному эквиваленту, хотя они могут сэкономить и время, и деньги. Например, потратив определенное количество усилий, можно найти комфортный вариант разделения стоимости поездки (см. стр. 260), который позволит преодолеть необходимое расстояние на автомобиле дешевле и быстрее автобусного переезда. При поиске авиабилета в течение 4 месяцев он может быть в 4 раза дешевле, чем при поиске в течение недели. Потраченные несколько часов на оформление удобной для путешествия валютной банковской карты отобьются тысячами рублей экономии уже в первой поездке (ведь использование в поездке рублевой банковской карты влечет повышенные комиссии за конвертацию валют).

Усилия по подготовке путешествия отнимают время и моральные силы. Те, кто не хочет тратить усилия (а также нервы) на самостоятельное получение виз и поиск отелей, обращаются в турагентства. Кто не хочет мучиться с подготовкой маршрута, нанимает гида. Причем это не признак слабости или занятости – даже опытные путешественники при получении визы Китая в Москве обращаются в турагентства. Самостоятельный сбор требуемых документов отнимает слишком много усилий.

Плюс ресурса усилий в его нарабатываемости и совершенствовании. Усилия для подготовки к путешествию – это еще и умение. А любое умение можно развить, «прокачать». Чем больше у человека опыта, полезных навыков и знаний о путешествиях, тем меньше усилий ему приходится затрачивать на поиск дешевых авиабилетов, устраивающих его отелей и получение туристических виз. Чем больше усилий вложено в подготовку поездки, тем меньше времени в процессе путешествия придется уделять доработке маршрута. Данная книга не научит зарабатывать деньги и не найдет дополнительное время для поездки. Но она поможет минимизировать усилия для подготовки и проведения успешного путешествия.

Бюджет путешествия в первую очередь зависит не от страны, куда планируется ехать, а от привычек и особенностей конкретного путешественника. У каждого есть собственное мнение о ежедневных денежных расходах. В длительной поездке средний путешественник в день тратит примерно ту же сумму, что и на родине. Просто в дешевой стране он получает за эти деньги больше комфорта, чем в дорогой.

Универсальных правил для составления бюджета не существует. Можно сделать примерный список неизбежных трат (авиабилет, визы, входные билеты в обязательные к посещению достопримечательности, снаряжение, которые необходимо купить в процессе путешествия). Потом прикинуть ежедневные расходы: сколько в выбранном регионе в среднем уходит на проживание, питание, транспорт и связь, умножив получившуюся сумму на количество дней в пути. В конце надо прибавить дополнительные расходы – некую константу на шопинг, сувениры и т. д., а также некоторое количество денег на непредвиденные расходы. Если финальная сумма кажется слишком большой, скорректируйте ее в сторону уменьшения, отказавшись от дорогих вариантов проживания в пользу дешевых и бесплатных (см. главу «Проживание», стр. 183). Подумайте также, как сэкономить на перемещении (см. главу «Передвижение», стр. 231) и питании (см. стр. 220), или исключите из маршрута самые затратные отрезки.

Читайте также  Интересная история: тайга одному

Как объехать полстраны с 20 тысячами рублей в кармане

Осенью 2018 года череповчанин Максим Гусев проехал автостопом через всю Россию с севера на юг: побывал в Петербурге, Великом Новгороде и Москве, прокатился по берегу Черного моря, заехал в Астрахань, Туапсе, Сочи и на Кавказ. С собой у него было 20 тысяч рублей, палатка и спальник. Как путешествовать бесплатно, действительно ли опасен автостоп, и сколько поможет сэкономить общительный характер, Максим рассказал cherinfo.

Подготовка к путешествию

Подготовка была простая: почитал статьи в Интернете, посидел на тематических форумах, поговорил с друзьями-автостопщиками. Еще я купил палатку и спальник — вдруг придется ночевать на улице. В итоге ставил палатку всего один раз, когда поехал в горы в Дагестане. В остальное время останавливался на вписках у людей, которые меня принимали.

Многие автостопщики вообще едут налегке, находят вписки в городах следования. Палатка и спальник — вариант для тех, кто не хочет останавливаться в гостиницах и хостелах или общаться с незнакомыми людьми. Есть люди, которые даже в городе не стесняются ставить палатку.

С собой я взял 20 тысяч рублей на всякий случай. Часто в путешествиях автостопом деньги не нужны вовсе.

Путешествие

Это было мое первое и пока единственное путешествие автостопом. Из Череповца выехал в августе. Вышел на трассу А114 Вологда — Новая Ладога в районе отворотки с завода. Дальше заехал к друзьям в Петербург, затем через Великий Новгород добрался до Москвы, а оттуда в Краснодар и дальше. Собрался на юг, хотел побывать в Туапсе у друзей, затем найти работу и остаться в Сочи хотя бы на полгода. Провел я там всего пару месяцев.

В центре страны и у нас, на северо-западе, дальнобойщики редко подбирают попутчиков — меня подвез всего один, чаще подкидывали водители легковушек. Да и то не слишком активно. На юге подвозят чаще и охотнее, в том числе и дальнобойщики. Многие едут в порт Новороссийска, в Крым, в Грузию, там путешествовать автостопом легче.

Сложно сказать, сколько всего машин было в пути. Пока ехал до Краснодара, сменил семь машин, причем шесть из них были до Москвы. Когда выезжал из Москвы, меня подобрали молодые ребята, которые ехали как раз в Краснодар на старой гоночной машине. Мы ехали очень быстро и прямо туда, куда нужно. Часов за 12 добрались.

Обратно в Череповец я ехал «бла-бла-каром». Слишком устал. Всегда нужно делать остановки и отдыхать, потому что постоянная дорога изматывает. Нужно наметить цель, продумать маршрут, рассчитать путешествие по времени — и в путь. Перед путешествием я уволился с работы, новую нашел, когда вернулся. Хотя можно для путешествия использовать и обычный отпуск. Для многих важна не только точка назначения, но и сама поездка, приключение.

Общение

Закрытому человеку сложно путешествовать автостопом, почти невозможно, ведь постоянно приходится разговаривать с водителями, многие из которых подбирают попутчиков специально, чтобы поболтать. Дальнобойщики не любят молчунов.

Многие рассказывают о своей жизни, могут часами разговаривать. Другие любят послушать, это сложнее. Если находятся общие темы, это замечательно. В каждом случае нужно подстраиваться под человека. Мне 21 год, да и друзей у меня не очень много, но я работаю барменом, поэтому общаться привык.

Опасности в пути

Подобрать на трассе путешественника может кто угодно, но никакого оружия я с собой не брал — привык доверять людям. Когда садишься в машину, сразу видишь, что из себя представляет водитель. В разговоре узнаешь человека лучше, проверяешь свои первые ощущения. Конечно, мне рассказывали о случаях, когда людей забирали в рабство в Дагестане. Причем вторую историю рассказал дальнобойщик, который подбросил сбежавшего с цементного завода парнишку, тот провел в рабстве два года. Опасно путешествовать девушкам в одиночку. В Волгограде я останавливался у девушки, которая не боится путешествовать одна, хотя сталкивалась с домогательствами. В ее случае все закончилось хорошо, но какой-нибудь перцовый баллончик лишним не будет. Даже для чувства собственной безопасности.

В моем путешествии опасных ситуаций не было, но было несколько неприятных. На въезде в Дагестан много постов с вооруженной полицией, проверяют все машины. Из-за этого было немного неприятно поначалу. Второй водитель, который меня там подобрал, водитель маршрутки, был странно одет и разговаривал на местном языке. В такие моменты не знаешь, вдруг куда-нибудь увезет, вдруг у него бомба в машине. Когда я понял, что бояться нечего, я уже не думал о таких вещах. Там же меня подобрали ребята, которые, по ощущениям, были под воздействием каких-то веществ. Они признались, что на этой неделе попадали в аварию уже четыре раза, но как бешеные гнали под 120 километров по серпантину.

Как объехать полмира, если нет денег

На фото:14 января Вячеслав Столбов провел выставку, на проекторе он показал фото с мест, которые произвели на него самое большое впечатление. Некоторые из этих снимков вы видите на этой странице. Индия , Варанаси . || Фото Вячеслава СТОЛБОВА

Актюбинский путешественник Вячеслав Столбов , о котором не раз писал «Диапазон», уже 7 лет путешествует по странам Азии. Он приехал в родной город и на днях провёл для актюбинцев мастер-класс малобюджетного путешествия.

Самое важное, что я всегда беру с собой, это плеер и фотоаппарат, говорит путешественник.

Что важно знать о самостоятельном путешествии, как сэкономить деньги и какие места для путешественника самые любимые.

– Малобюджетные путешествия всегда исключают туроператоров, – рассказывает Вячеслав . – Потому что билет можно приобрести самому, забронировать гостиницу или же найти ночлег уже на месте. Я рекомендую в первую очередь не пользоваться «Booking.com», потому что на месте можно всегда найти бюджетный вариант, и нужно просто не бояться разговаривать с новыми людьми. Единственное, что я сделал через турфирму, открыл визу и взял билет в один конец в Дели . Страх у меня появился уже перед посадкой: куда идти, что делать? Еще и без знания языка. Но мне повезло, я познакомился с чудесной девушкой, с которой мы вместе сняли жилье. Чудо в том, что эта девушка Ольга уже на протяжении нескольких лет приезжала в Непал с палаткой и гуляла по нему. Она мне очень помогла, объяснила, что, как и где. Именно она меня и вдохновила на дальнейшие путешествия. В процессе странствий я выучил разговорный английский, – продолжает путешественник, – благодаря именно языковой практике. Еще одно заблуждение многих, что в аэропортах нет общественного транспорта, что нужно добираться только на такси. Это очень большая статья расходов. Он есть и им можно и нужно пользоваться, дабы хорошо сэкономить.

Поезда в Индии

Поезда – основное средство передвижения в Индии . В любой деревне есть станция. Оптимальный вариант – это слипер-класс, где 6 лежачих мест. Новичкам могут продать «waiting list» (лист ожидания), то есть это право находиться в поезде, но без места, тогда есть вероятность, что вы будете спать на полу. Билет, например, из Дели в Бангалор , это как из Актобе в Алматы , стоит 13 долларов. И ездят только скоростные поезда.

«Молельные барабаны», Непал , Катманду .

Антисанитария в Индии

Если жить, как я, на улице, то и нет никакой антисанитарии. Главное, самому оставаться чистым. Это такой вопрос, который вызывает у меня возмущение. Если бы в Казахстане было 1,5 млрд населения, то и тут бы образовалась такая антисанитария, у нас 17 млн и не особо чисто. Не нужно забывать, что в Индии в основном вегетарианская еда и мало того, что нет пищевых отходов, но и отравлений практически тоже нет, потому что вся еда свежая и не остается на следующий день.

Памятник любви «Али и Нино». Фигуры мужчины и женщины находятся в постоянном движении и в определенный момент сливаются в одно целое. Грузия , Батуми .

Любимые места

– Ришикеш – город в северной Индии , в предгорьях Гималаев. Там можно пить воду прямиком из реки Ганга, что я, собственно, и делаю всегда. Она очень чистая и вкусная.

– Старейший город – Варанаси , в нем особая атмосфера. Считается, что тот, кому повезло умереть в Варанаси , достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Но это не мешает оставаться ему самым позитивным городом из всех, которые я видел.

– Город Путтапарти со своей знаменитой достопримечательностью ашрам духовного учителя Сатья Саи Бабы. В любом городе Индии есть своя святыня.

– Конечно, пляж Гокарны, на котором отдыхают в основном местные жители. Я рекомендую именно этот пляж.

Что важно взять с собой в дорогу?

Обязательно с собой нужно взять спальный мешок. Лично у меня минимум багажа. Я не беру даже аптечку. Для меня лично важно, чтобы был плеер. Я как-то забыл плеер, доехал до Калмыкии и не поехал в Крым , вернулся назад в Актюбинск за ним. Нужно учитывать: то, что вы берете с собой, то вам и таскать. Это единственный критерий, на который стоит опираться при сборе рюкзака. Вы ничего не забудете нужного, потому что для путешествий не нужно ничего. Особенно в таких теплых странах, как Индия .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: