Как устроен Памирский дом - KRINTEL.RU

Как устроен Памирский дом

Как устроен Памирский дом — Часть 1

Оказывается, вполне себе можно побывать в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, но при этом совершенно не увидеть быт местных жителей. Тем более, что даже в самые отдаленные уголки нашей планеты с каждым годом приходит цивилизация, которая меняет жизнь людей на более комфортную, но забирает взамен вековые традиции.

А ведь именно «погружение в атмосферу» — это, пожалуй, именно то, что мы и ценим больше всего в далеких поездках. И в тот день судьба особенно этому способствовала.

1. Погуляв по древней крепости Каах-Кха, мы, проехав буквально сотню метров, увидели одноэтажное здание с интересной раскраской. Надо ли говорить, что любопытство в очередной раз взяло верх?

2. Неработающие фонтаны у входа. Когда-то у львов из пасти текла вода. Дверь была приоткрыта, мы постучали и зашли внутрь.

3. Как оказалось, это был краеведческий музей. Пожилой таджикский смотритель сначала показался нам немного сердитым, но на самом деле это было не так. Кстати, обратите внимание на фотографию крепости у него за спиной — та самая башня восточного входа, которую мы чуть было не пропустили.

— Аа, путешественники? Из России? Замечательно, заходите! Сейчас я вам все покажу и расскажу!

4. Дедушка Ленин и рога крупного скота. Нам сразу стало понятно, что в музее будет интересно.

5. На соседнем столе расположилась внушительная коллекция минералов, найденных в этих краях.

— Порой приезжают ко мне иностранцы, я им показываю камни, так у некоторых аж руки начинают трястись. Продай, мол, говорят. А как я им продам? Это же музейный экспонат, достояние этих мест. Никак не могу продать, да и права не имею. А некоторые даже обижаются.

6. Оказывается, в Ваханской долине много древних крепостей, которые не были отмечены на моей карте. Смотритель подробно рассказал про каждую из них, и ближайшие несколько дней мы будем путешествовать по этой фотографии, используя ее для навигации. :)

7. Цитата из дневника путешествия:
Проезжали мимо музея, решили остановиться. Очень колоритный дедушка рассказал нам про крепость, предметы быта, одежду…

8. …Показал, как с помощью огнива высекали искры и разжигали огонь.

9. Рассказывал про историю Ваханской долины, как нападали афганцы, как Таджикистан захотел быть под покровительством Российской Империи.

10. После чего в этих краях появилась цивилизация, а в Афгане только сейчас начали появляться школы, и еще у них большая убыль населения из-за болезней и отсутствия лекарств.

11. Юля примеряет музейный экспонат — браслет ручной работы с полудрагоценными камнями.

12. В Европе на палец надевают кольцо, а в этих краях женщины вешали на пояс такие вот металлические треугольники с интересными узорами, как знак того, что его обладательница замужем.

13. Позади бюста Ленина — родословная основателя музея вплоть до самого начала древнего рода.

14. Предметы домашнего быта. Каменные жернова, которыми мололи муку, посуда для воды, горшки, корзины для переноски вещей и многое другое.

15. А потом дедушка показал нам традиционный памирский дом и рассказал про его устройство. Для большего «погружения в атмосферу» мы облачились в традиционные халаты местных жителей. Очень плотная ткань хорошо согревает и защищает от ветра. Также смотритель посоветовал Юле ходить в этих краях исключительно с покрытой головой, чтобы «сойти за местную». :)))

16. Уж не знаю, кто именно нарисован на этом портрете, но качество исполнения работы очень высокое, а глубокий и мудрый взгляд изображенного человека, что называется, западает в душу.

*На 16 фотографии изображен Мухамед — пророк Аллаха.

17. Итак, заходим в памирский дом. Пять столбов в честь святого семейства шиитов — главный из них Мухаммед (тот, кто научил людей молитве — самый дальний от меня столб), его двоюродный брат Али (дальний справа, символизирует преданность и соблюдение договора), дочь Мухаммеда Биби Фотима Зухро (ближний слева, покровительница вод и женщин), которую он отдал в жены Али, и двое их сыновей у входа — имам Хасан (земля) и имам Хусейн (огонь). Смерть последних привела к самому большому и серьезному раскула внутри ислама: шииты (меньшинство) и сунниты (более 90%).

18. Перекрытие над дверью называется Бучковач (символ неба, на которой традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик), там же и находится место жертвоприношений («козлиное место»).

19. В сакральном аспекте Бучковач указывает границу между небом и землей. К ее середине прибивают рога горного козла для защиты дома от нечистой силы.

20. Памирский дом («Чид») является религиозной святыней и символом чистоты для каждого исмаилита. Дом состоит из трехуровневого настила. Первый уровень — рядом и вокруг с местом разведения огня означает «неодушевленный мир», Второй уровень, который устанавливается выше и вокруг первого уровня означает «растительный мир» или же «вегетативная душа», Третий уровень настила — устанавливается выше второго уровня и означает «животный мир» или же «чувственная душа». В связи с тем, что первый уровень олицетворяет «неодушевленный, неживой мир», то устанавливается намного ниже, чем второй и третий уровень.

Наполненный сакральным смыслом. В чем древний символизм памирского дома

Все ритуалы, начиная с рождения ребенка и заканчивая похоронами, в Горном Бадахшане проводятся в традиционном доме

Жилища жителей Горного Бадахшана представляют собой одноэтажные постройки с плоской крышей и на первый взгляд не выглядят какими-то особенными. Но, когда входишь в такой дом, тебе открывается необычный интерьер. Архитектура внутреннего убранства памирского дома (местные жители называют его «чид») обладает собственной символикой. Этот дом скорее похож на храм, в котором нет ничего случайного. В чем особенность памирского дома, местные эксперты рассказали ИА «Фергана»

Устройство памирского дома

«Памирский чид до сих пор сохранил свою древнюю архитектуру. Первое, что можно увидеть, войдя в дом — это большое просторное помещение, где стоят пять столбов, и два соединены перекладиной, которая называется бучкагич. На нее в древние времена подвешивали для свежевания тушу барана или козла. Сейчас уже этого не делают, но перекладина осталась», — рассказывает Джамшед, житель села Сучон в Шугнанском районе, знаток памирского дома.

В древности в центре дома располагалась сливная яма (обхин). Она была накрыта камнем с отверстием, в которое сливалась использованная вода. По всему периметру дома располагается ступенчатое возвышение, которое условно делится на сектора, — кухонную часть, места для приема гостей и принятия пищи, отдыха и сна. Справа от входа на возвышении располагается очаг (кицор).

«Еще в прошлом веке еду в памирских домах готовили на очаге, сейчас многие перешли на современные плиты, — продолжает Джамшед. — Место очага — это женская территория, самая теплая зона, где готовили незамысловатую еду горцев, пекли хлеб, а зимой еще и грелись. Слева от входа — гостевая зона (барнех). Возвышение между зоной очага и гостевой отведено для детей», — описывает он.

Отдельного внимания заслуживает потолок — это уникальный образец архитектурного искусства. Он представляет собой четырехступенчатое сооружение (чорхона) в центре, каждый ярус которого имеет квадратное отверстие. Эти квадраты наложены друг на друга так, что углы одного приходятся на середины сторон другого. Плоская крыша укладывается на стропила. В середине чорхоны расположено окно (рудз) для прохождения в дом света и воздуха.

«Древние строители ориентировались на стороны света и ставили дом так, что по окну в потолке, через которое внутрь проникали лучи солнца, люди определяли время. Потолок и столбы с балками всегда делались из дерева», — отмечает Джамшед.

Памирцы и сегодня стараются строить дома, соблюдая древние архитектурные традиции. Жители уверены, что чид является образом дома, который, согласно «Авесте», построил царь Йима (Джамшид), спасший человечество во время Всемирного потопа (как Ной в Ветхом Завете).

«Чид помогает людям не терять навыки коллективной жизни, передавать из поколения в поколение материальную и духовую культуру предков, сохранять свою идентичность, а также древние памирские языки и обычаи. Все ритуалы, начиная с рождения ребенка и заканчивая похоронами, проводятся в традиционном доме», — говорит авестолог и поэт Салимшо Халимшо.

История и ритуалы

«Дома, схожие по архитектуре с памирским чидом, в древние времена строили не только в этих местах. «Зерафшанские дома (имеются в виду дома населения Зерафшанской долины, расположенной в Таджикистане и Узбекистане. — Прим. «Ферганы») две тысячи лет назад по своей структуре были как традиционные памирские дома — с колоннами, со сводчатым потолком, завершающимся окном в небо. Раскопки это подтверждают. Это не какая-то архитектурная самобытность Памира. Просто часть таджиков, бежавшая в труднодоступные горы, сохранила там элементы той культуры, которая когда-то была присуща их долинным предкам», — отмечает известный таджикский режиссер Давлат Худоназаров.

Памирский Страдивари. Мастер, известный на весь Таджикистан

Еще во II тысячелетии до н.э. индоиранские народы, населявшие Центральную Азию, Индию и Иран, по данным археолога Е. Кузьминой, сооружали жилища «в виде большой полуземлянки с очагом и лежанками вдоль стен, шатровым или ступенчатым перекрытием на опорных столбах и световыми отверстиями в потолке». Дома такого типа, считает архитектор Мунаввар Мамадназаров, по своему строению похожи на древнегреческий дом-храм (мегарон) прямоугольного плана с очагом посередине, который возник в эпоху балканского неолита в начале IV тысячелетия до н.э.

В жилищах древних этрусков, которые населяли Апеннины в X-IX веках до н.э., а позже и римлян так же, как в памирском доме, присутствовали отверстие для воды в полу и окно в потолке. А ступенчатый деревянный потолок обнаружен в домах народов Закавказья и Турции. Но до наших дней эти элементы архаики сохранились в архитектуре только памирских горцев.

Памирцы до сих пор хранят древние ритуалы строительства дома. Большое значение всегда придавалось выбору места для постройки. Прежде всего жилище не должно располагаться около святого места (остона) и кладбища.

«Если жилище располагается близко к остону или кладбищу, люди могут случайно осквернить святое место и вызвать гнев умерших предков. В Шугнане существует поговорка: «Будь поражен Богом, но не духами предков». Потому что Бог милосердный, но дух умершего не прощает обидевшего его», — поясняет житель кишлака Навобод в Шугнанском районе Хайдармамад.

Основные строительные материалы памирского дома — глина, камень и дерево (тополь и абрикос). По словам Хайдармамада, обычно строить дом помогает весь кишлак. Мужчины возводят основную конструкцию, женщины помогают в отделке, готовят пищу.

Юности первое утро. Как история жизни бадахшанской девушки стала сюжетом для фильма

«Первый камень в фундамент дома закладывается самым уважаемым жителем селения или рода. Под первый камень клали монету и на нем резали жертвенного барана. Соблюдение этих ритуалов обеспечивало благополучие в доме. Строительный процесс сопровождается традиционными обрядами. При рытье котлована, во время поднятия главной балки и при возведении столбов спрашивают благословения у халифа (духовного лидера. — Прим. «Ферганы») и каждый раз режут жертвенного барана», — говорит Хайдармамад.

Сакральность и символы

«В памирском доме каждая доска имеет сакральный смысл, и, если я буду рассказывать о каждой детали, целого дня не хватит. Поэтому остановимся на самых главных», — сказал «Фергане» знаток истории Памира, журналист Гулос Мамадлоиков.

Опорой памирского дома являются пять столбов от пола до потолка. Они символизируют горный мир, где обитают пророки и святые, которые являются своего рода посредниками между Богом и людьми. Столбы названы именами пяти мусульманских святых, но до ислама они носили имена зороастрийских божеств.

«Столб пророка Мухаммада является центральным, в период зороастризма он носил имя Сараоша или Суруша — божества, который научил людей молиться, как и пророк Мухаммад, принесший людям весть об Аллахе и священную книгу Коран, — продолжает Гулос. — Этот столб является символом веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома, около него укладывают в колыбель новорожденного мальчика — будущего хранителя дома и его опоры. Второй столб — пророка Али — в доисламские времена носил имя Митры (Мехра) — бога, который отвечал за соглашения между людьми. Он символизирует дружбу, любовь и верность отношений. Как и в древние времена, сейчас на свадьбе невесту и жениха усаживают именно возле этого столба, чтобы в новой семье царили верность и счастье.

Читайте также  Старинные фонтаны Феодосии

Столб, расположенный на возвышении, где находится очаг, носит имя Биби Фотимы — дочери пророка Мухаммада и жены пророка Али. Во времена зороастризма он назывался именем Ардвисуры Анахиты — богини воды и плодородия. Этот столб — символ чистоты, хранитель домашнего очага, отвечающий за изобилие. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтобы она была такой же красивой, как Ардвисура Анахита.

Четвертый и пятый столбы носят имена сыновей пророка Али — Хасана и Хусейна. До ислама они олицетворяли бога земли Замеда и божества Озара (Осмона), который охранял землю и заботился о ее процветании. Хусейн считается родоначальником всех исмаилитских имамов, и все религиозные обряды происходят возле этого столба. Он является символом света и огня. Столбы Хасана и Хусейна расположены у входа в помещение и соединяются друг с другом перекладиной бучкагич. В центре этой перекладины вырезано солнце — источник света, а по краям от солнца — свастика, которая считается оберегом дома. Две основные несущие балки, соединяющие столбы Мухаммада, Али, Хасана и Биби Фотимы, символизируют две божественные сущности — мировой разум и мировую душу, (акли кулл и нафси кулл)», — поясняет Гулос Мамадлоиков.

«Ветрозащитный обряд» Давудшаха. Вышла книга таджикского писателя о Бадахшане

И, конечно же, глубокий смысл имеют все детали четырехступенчатого свода потолка — чорхоны, каждый квадрат которого означает одну их четырех стихий: землю, воду, ветер и огонь. Окно (рудз) в чорхоне является не только проводником света, но и позволяет установить связь человека с Богом, солнцем, небесными светилами, космосом.

Все деревянные конструкции дома — столбы, перекладины, балки — украшены резьбой, и эти узоры также наполнены сакральным смыслом. Их точные геометрические рисунки в виде солнца, тюльпанов, рогов и свастики символизируют благодарность горцев первоэлементам — земле, воде, ветру и огню.

Эти же элементы используются в джурабах (плотных вязаных носках), национальных платьях и тюбетейках. И уезжая далеко от родных мест, вместе с национальной одеждой памирцы увозят с собой частичку своей культуры и родного дома.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.

Памирский дом — ЧИД

Уникальное явление традиционного жилища

Чид,экстерьер Отдельного разговора, опять же из этнологических соображений заслуживает дом, классический дом Памира, символику которого приходится почерпнуть из книг, т.к. местные жители объясняют его особенности не менее лаконично, чем назначение и местоположение резьбы в русских деревнях, единственное, о чем обязательно скажут, это знаменитые пять столбов в честь святого семейства шиитов: Мухаммад, его дочь Фатима, зять и двоюродный брат Али и их дети, два сына (Хусейн и Хасан), смерть последних и привела к самому большому и серьезному расколу внутри ислама: шииты, их меньшинство, и сунниты, их более 90%.

Чид в разрезе, символика несущих столбов

В древнеарийской традиции эти столбы символизируют четыре изначальных стихии — огонь, воду, землю, воздух, а царь-столб — является связующим между небом и землей. С двух сторон входа в центральную часть дома располагаются столбы Хасан и Хусейн, соединенные поперечной доской бучковач — символом неба, на которой традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик, иногда украшенные растительным орнаментом. Эти символические изображения восходят к дозороастрийской эпохе и относятся не только к солнцу, но и ко всем небесным сферам с заключенными в них свойствами.

В сакральном аспекте бучковач указывает границу между небом и землей. К ее середине прибивают рога горного козла для защиты дома от нечистой силы.

Народное жилище таджиков Западного Памира — из камня, реже из кирпича-сырца, прямоугольное в плане, изначально без окон, с плоским перекрытием на деревянных столбах. В своей средней части перекрытие часто имеет ступенчатый деревянный купол. Подбалки колонн и двери обычно украшены резьбой; внутри домов и веранд стены часто расписаны наивно-реалистическими силуэтами или линейными изображениями (животные, пастух со стадом, цветы и др.). «Памирский дом» («Чид») является религиозной святыней и символом чистоты для каждого исмаилита. Дом состоит из трехуровневого настила. Первый уровень — рядом и вокруг с местом разведения огня означает «неодушевленный мир», Второй уровень, который устанавливается выше и вокруг первого уровня означает «растительный мир» или же «вегетативная душа», Третий уровень настила — устанавливается выше второго уровня и означает «животный мир» или же «чувственная душа». В связи с тем, что первый уровень олицетворяет «неодушевленный, неживой мир», то устанавливается на много ниже чем второй и третий уровень.

Две основные несущие балки символизируют Мировой разум и Мировую душу, которые относятся к исмаилитской философии и затрагивают вопросы космологии. В зороастрийской мифологии эти две несущие балки означают духовный и материальные миры. Кроме двух несущих балок на потолок укладываются 13 длинных более мелких по толщине балок. Шесть из них укладываются над местом для разведения огня, а остальные семь над верхним топчаном. По исламскому исмаилитскому учению первые шесть балок символизируют шесть пророков представляющих шесть циклов развития: Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус), Мухаммад. В соответствии учениями Корана каждый мусульманин должен одинаково чтить и признавать указанных пророков. Отсутствие седьмой балки не является архитектурной ошибкой и имеет религиозную философскую нагрузку. По исмаилитскому учению седьмым пророком является скрытый имам, который будет править «циклом откровения» до судного дня. Поэтому седьмая балка в данном случае является «невидимой». Следующие семь балок, которые устанавливаются над верхним топчаном олицетворяют семь имамов непосредственно исмаилисткой династии. Кроме вышеуказанных балок на потолке устанавливаются еще две группы балок по 18 и 17 штук. Первая группа балок в количестве 18 устанавливаются над длинным топчаном , а остальные 17 над входом в помещение. По исмаилитским учениям эти 18 балок символизируют 6 пророков в трех циклах мироздания, с их основой и имамами. Остальные 17 коротких балок символизируют семнадцать пределов, признанных творцом, как пять божественных пределов, Пророк и Проповедник, Семь имамов, Скрытого имама, Писания и Толкования. По другим толкованиям это означает 17 серий молитв, подтверждающих признание и веру в творца.

Завершающим элементом памирского дома является «Чорхона»- ступенчатый четырехярусный купол, устанавливаемый над балками по середине помещения. Каждый ярус символизирует какую- либо стихию. Первый ярус символизирует «Дом Земли», второй ярус — «Дом Воды», третий ярус — «Дом Ветра» и четвертый, самый верхний ярус символизирует «Дом Огня». Четвертый ярус одновременно символизирует солнце, он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.

Считается, что через это отверстие проходит в дом естественный природный и божественный луч света. Это отверстие, имеющее в поперечнике около 0,75м, называют руз . На ночь его закрывают для сохранения тепла.

В символике памирского дома это отверстие является сакральным центром, пуповиной, через которое осуществляется связь обитателей дома с небесами. Недаром с глубокой древности памирский дом служит не только для защиты от непогоды, но также является храмом, где приносятся жертвы и произносятся молитвы — люди общаются с Всевышним.

Кроме горного Таджикистана, такие жилища до недавнего времени встречались в Закавказье: в высокогорной Армении, Нагорном Карабахе, в Грузии и Южной Осетии. По-видимому, этот потолок древнейшего типа был распространен на всем пространстве — от Памира до Кавказа, но теперь сохранился лишь в труднодоступных районах Памира, а также на севере Индии, на границе с Тибетом, в Ладакхе, где в самых древних храмах можно встретить такие потолки, но уже вырезанные из камня.

Разбор журнала — текст и фото — от bobcat.

Хочется похвастаться немного, все фотографии — мои)
Вот здесь еще одно пояснение по структуре дома, чид — это зимняя часть, дарундалитс — на межсезонье, что-то типа утепленной веранды, а пехвост — летняя часть.

Как устроен Памирский дом ( 39 фото )

Оказывается, вполне себе можно побывать в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, но при этом совершенно не увидеть быт местных жителей. Тем более, что даже в самые отдаленные уголки нашей планеты с каждым годом приходит цивилизация, которая меняет жизнь людей на более комфортную, но забирает взамен вековые традиции.

А ведь именно «погружение в атмосферу» — это, пожалуй, именно то, что мы и ценим больше всего в далеких поездках. И в тот день судьба особенно этому способствовала.

Погуляв по древней крепости Каах-Кха, мы, проехав буквально сотню метров, увидели одноэтажное здание с интересной раскраской. Надо ли говорить, что любопытство в очередной раз взяло верх?

Неработающие фонтаны у входа. Когда-то у львов из пасти текла вода. Дверь была приоткрыта, мы постучали и зашли внутрь.

Как оказалось, это был краеведческий музей. Пожилой таджикский смотритель сначала показался нам немного сердитым, но на самом деле это было не так. Кстати, обратите внимание на фотографию крепости у него за спиной — та самая башня восточного входа, которую мы чуть было не пропустили.

— Аа, путешественники? Из России? Замечательно, заходите! Сейчас я вам все покажу и расскажу!

Дедушка Ленин и рога крупного скота. Нам сразу стало понятно, что в музее будет интересно.

На соседнем столе расположилась внушительная коллекция минералов, найденных в этих краях.

— Порой приезжают ко мне иностранцы, я им показываю камни, так у некоторых аж руки начинают трястись. Продай, мол, говорят. А как я им продам? Это же музейный экспонат, достояние этих мест. Никак не могу продать, да и права не имею. А некоторые даже обижаются.

Оказывается, в Ваханской долине много древних крепостей, которые не были отмечены на моей карте. Смотритель подробно рассказал про каждую из них, и ближайшие несколько дней мы будем путешествовать по этой фотографии, используя ее для навигации. :)

Цитата из дневника путешествия:
Проезжали мимо музея, решили остановиться. Очень колоритный дедушка рассказал нам про крепость, предметы быта, одежду..

…Показал, как с помощью огнива высекали искры и разжигали огонь.

Рассказывал про историю Ваханской долины, как нападали афганцы, как Таджикистан захотел быть под покровительством Российской Империи.

После чего в этих краях появилась цивилизация, а в Афгане только сейчас начали появляться школы, и еще у них большая убыль населения из-за болезней и отсутствия лекарств.

Юля примеряет музейный экспонат — браслет ручной работы с полудрагоценными камнями.

В Европе на палец надевают кольцо, а в этих краях женщины вешали на пояс такие вот металлические треугольники с интересными узорами, как знак того, что его обладательница замужем.

Позади бюста Ленина — родословная основателя музея вплоть до самого начала древнего рода.

Предметы домашнего быта. Каменные жернова, которыми мололи муку, посуда для воды, горшки, корзины для переноски вещей и многое другое.

А потом дедушка показал нам традиционный памирский дом и рассказал про его устройство. Для большего «погружения в атмосферу» мы облачились в традиционные халаты местных жителей. Очень плотная ткань хорошо согревает и защищает от ветра. Также смотритель посоветовал Юле ходить в этих краях исключительно с покрытой головой, чтобы «сойти за местную». :)))

Читайте также  Как выглядит Иран без политики, преследований и санкций

Уж не знаю, кто именно нарисован на этом портрете, но качество исполнения работы очень высокое, а глубокий и мудрый взгляд изображенного человека, что называется, западает в душу.

Итак, заходим в памирский дом. Пять столбов в честь святого семейства шиитов — главный из них Мухаммед (тот, кто научил людей молитве — самый дальний от меня столб), его двоюродный брат Али (дальний справа, символизирует преданность и соблюдение договора), дочь Мухаммеда Биби Фотима Зухро (ближний слева, покровительница вод и женщин), которую он отдал в жены Али, и двое их сыновей у входа — имам Хасан (земля) и имам Хусейн (огонь). Смерть последних привела к самому большому и серьезному раскула внутри ислама: шииты (меньшинство) и сунниты (более 90%).

Перекрытие над дверью называется Бучковач (символ неба, на которой традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик), там же и находится место жертвоприношений («козлиное место»).

В сакральном аспекте Бучковач указывает границу между небом и землей. К ее середине прибивают рога горного козла для защиты дома от нечистой силы.

Памирский дом («Чид») является религиозной святыней и символом чистоты для каждого исмаилита. Дом состоит из трехуровневого настила. Первый уровень — рядом и вокруг с местом разведения огня означает «неодушевленный мир», Второй уровень, который устанавливается выше и вокруг первого уровня означает «растительный мир» или же «вегетативная душа», Третий уровень настила — устанавливается выше второго уровня и означает «животный мир» или же «чувственная душа». В связи с тем, что первый уровень олицетворяет «неодушевленный, неживой мир», то устанавливается намного ниже, чем второй и третий уровень.

Завершающим элементом памирского дома является «Чорхона»— ступенчатый четырехярусный купол, устанавливаемый над балками по середине помещения. Каждый ярус символизирует какую— либо стихию. Первый ярус символизирует «Дом Земли», второй ярус — «Дом Воды», третий ярус — «Дом Ветра» и четвертый, самый верхний ярус символизирует «Дом Огня». Четвертый ярус одновременно символизирует солнце, он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.

Считается, что через это отверстие проходит в дом естественный природный и божественный луч света. Это отверстие, имеющее в поперечнике около 0,75м, называют руз. На ночь его закрывают для сохранения тепла.

В символике памирского дома руз является сакральным центром, пуповиной, через которое осуществляется связь обитателей дома с небесами. Недаром с глубокой древности памирский дом служит не только для защиты от непогоды, но также является храмом, где приносятся жертвы и произносятся молитвы — люди общаются с Всевышним.

На самом деле, за те два часа, что мы провели в музее, его смотритель рассказал нам очень и очень много всего интересного как про дом и обустройство быта, так и про историю этих мест. От предложенных нами денег за интересную экскурсию он отказался, сказав, что и без того весьма рад немногочисленным посетителям. Но попросил оставить в книге отзыв и прислать потом фотографии по почте.

Смотрителя зовут Мирзоев Одинам Хамад. Если будете проезжать «нижней» дорогой по Ишкашимскому району в Горном Бадахшане — очень рекомендую этот музей к посещению, узнаете много нового и интересного. Напоив на прощание чаем, дедушка попрощался с нами.

Что же, едем дальше. Дорога здесь одна.

Вот именно как-то так я представлял себе трассу по высокогорью, но только не хватало солнца. Кстати, четыре хмурых дня подряд на Памире — это настоящая погодная аномалия, и Одинам сказал нам, что вообще на своем веку такого не припоминает.

Далее у нас по новому плану была крепость Даршай, мимо которой, если бы не сделанная в музее фотография карты, мы бы проехали дальше. Вот как выглядит дорога туда. Если про нее не знаешь — в жизни не найдешь.

Собственно, руины древней крепости. Когда-то она занимала немалую площадь на нескольких уровнях, а сейчас осталась лишь куча булыжников, по которым приблизительно можно понять границы построек.

Стены. Интересно, чем они закрывали окна, ведь стекол-то не было? Даже летом здесь холодно и сильный ветер, а уж что творилось зимой — страшно представить.

Если пройти до края холма, на котором стоит крепость, то внизу можно увидеть горную реку, очень шумную и с грязной водой.

Может быть, мы зря лезли на вершину холма, чтобы просто увидеть эти камни.

Но с другой стороны — Памир, древние руины, Ваханская долина, земли Афганистана на дальнем берегу… Когда еще мы здесь побываем?

Одинокое дерево на островке посередине реки Пяндж.

Вообще во время длинного путешествия ход мыслей и твои потребности постепенно начинают меняться. Дома многочисленная реклама вокруг постоянно убеждает, что тебе обязательно нужно купить что-то новое. А я помню то чувство радости, когда мы увидели небольшой водопад и поняли, что здесь можно пополнить запасы воды на борту.

Еще одиночка. Деревья, как видите, встречаются здесь не так уж часто.

Ущелье и высокие горы.

Не с первого раза, но все-таки нашли отличное место для ночевки. Подъем по склону горы был достаточно крутой, но это означало, что никто сегодня нас не потревожит.

Как устроен Памирский дом

Оказывается, вполне себе можно побывать в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, но при этом совершенно не увидеть быт местных жителей. Тем более, что даже в самые отдаленные уголки нашей планеты с каждым годом приходит цивилизация, которая меняет жизнь людей на более комфортную, но забирает взамен вековые традиции.

А ведь именно «погружение в атмосферу» — это, пожалуй, именно то, что мы и ценим больше всего в далеких поездках. И в тот день судьба особенно этому способствовала.

Погуляв по древней крепости Каах-Кха, мы, проехав буквально сотню метров, увидели одноэтажное здание с интересной раскраской. Надо ли говорить, что любопытство в очередной раз взяло верх?

Неработающие фонтаны у входа. Когда-то у львов из пасти текла вода. Дверь была приоткрыта, мы постучали и зашли внутрь.

Как оказалось, это был краеведческий музей. Пожилой таджикский смотритель сначала показался нам немного сердитым, но на самом деле это было не так. Кстати, обратите внимание на фотографию крепости у него за спиной — та самая башня восточного входа, которую мы чуть было не пропустили.

— Аа, путешественники? Из России? Замечательно, заходите! Сейчас я вам все покажу и расскажу!

Дедушка Ленин и рога крупного скота.

Нам сразу стало понятно, что в музее будет интересно.

На соседнем столе расположилась внушительная коллекция минералов, найденных в этих краях.

— Порой приезжают ко мне иностранцы, я им показываю камни, так у некоторых аж руки начинают трястись. Продай, мол, говорят. А как я им продам? Это же музейный экспонат, достояние этих мест. Никак не могу продать, да и права не имею. А некоторые даже обижаются.

Оказывается, в Ваханской долине много древних крепостей, которые не были отмечены на моей карте. Смотритель подробно рассказал про каждую из них, и ближайшие несколько дней мы будем путешествовать по этой фотографии, используя ее для навигации. 🙂

Цитата из дневника путешествия:
Проезжали мимо музея, решили остановиться. Очень колоритный дедушка рассказал нам про крепость, предметы быта, одежду..

…Показал, как с помощью огнива высекали искры и разжигали огонь.

Рассказывал про историю Ваханской долины, как нападали афганцы, как Таджикистан захотел быть под покровительством Российской Империи.

После чего в этих краях появилась цивилизация, а в Афгане только сейчас начали появляться школы, и еще у них большая убыль населения из-за болезней и отсутствия лекарств.

Юля примеряет музейный экспонат — браслет ручной работы с полудрагоценными камнями.

В Европе на палец надевают кольцо, а в этих краях женщины вешали на пояс такие вот металлические треугольники с интересными узорами, как знак того, что его обладательница замужем.

Позади бюста Ленина — родословная основателя музея вплоть до самого начала древнего рода.

Предметы домашнего быта. Каменные жернова, которыми мололи муку, посуда для воды, горшки, корзины для переноски вещей и многое другое.

А потом дедушка показал нам традиционный памирский дом и рассказал про его устройство. Для большего «погружения в атмосферу» мы облачились в традиционные халаты местных жителей. Очень плотная ткань хорошо согревает и защищает от ветра. Также смотритель посоветовал Юле ходить в этих краях исключительно с покрытой головой, чтобы «сойти за местную». :)))

Уж не знаю, кто именно нарисован на этом портрете, но качество исполнения работы очень высокое, а глубокий и мудрый взгляд изображенного человека, что называется, западает в душу.

Итак, заходим в памирский дом. Пять столбов в честь святого семейства шиитов — главный из них Мухаммед (тот, кто научил людей молитве — самый дальний от меня столб), его двоюродный брат Али (дальний справа, символизирует преданность и соблюдение договора), дочь Мухаммеда Биби Фотима Зухро (ближний слева, покровительница вод и женщин), которую он отдал в жены Али, и двое их сыновей у входа — имам Хасан (земля) и имам Хусейн (огонь). Смерть последних привела к самому большому и серьезному раскула внутри ислама: шииты (меньшинство) и сунниты (более 90%).

Перекрытие над дверью называется Бучковач (символ неба, на которой традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик), там же и находится место жертвоприношений («козлиное место»).

В сакральном аспекте Бучковач указывает границу между небом и землей. К ее середине прибивают рога горного козла для защиты дома от нечистой силы.

Памирский дом («Чид») является религиозной святыней и символом чистоты для каждого исмаилита. Дом состоит из трехуровневого настила. Первый уровень — рядом и вокруг с местом разведения огня означает «неодушевленный мир», Второй уровень, который устанавливается выше и вокруг первого уровня означает «растительный мир» или же «вегетативная душа», Третий уровень настила — устанавливается выше второго уровня и означает «животный мир» или же «чувственная душа». В связи с тем, что первый уровень олицетворяет «неодушевленный, неживой мир», то устанавливается намного ниже, чем второй и третий уровень.

Завершающим элементом памирского дома является «Чорхона»— ступенчатый четырехярусный купол, устанавливаемый над балками по середине помещения. Каждый ярус символизирует какую— либо стихию. Первый ярус символизирует «Дом Земли», второй ярус — «Дом Воды», третий ярус — «Дом Ветра» и четвертый, самый верхний ярус символизирует «Дом Огня». Четвертый ярус одновременно символизирует солнце, он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.

Считается, что через это отверстие проходит в дом естественный природный и божественный луч света. Это отверстие, имеющее в поперечнике около 0,75м, называют руз. На ночь его закрывают для сохранения тепла.

В символике памирского дома руз является сакральным центром, пуповиной, через которое осуществляется связь обитателей дома с небесами. Недаром с глубокой древности памирский дом служит не только для защиты от непогоды, но также является храмом, где приносятся жертвы и произносятся молитвы — люди общаются с Всевышним.

На самом деле, за те два часа, что мы провели в музее, его смотритель рассказал нам очень и очень много всего интересного как про дом и обустройство быта, так и про историю этих мест. От предложенных нами денег за интересную экскурсию он отказался, сказав, что и без того весьма рад немногочисленным посетителям. Но попросил оставить в книге отзыв и прислать потом фотографии по почте.

Читайте также  За всю историю человечеству удалось исследовать только 2–5 % океана…

Смотрителя зовут Мирзоев Одинам Хамад. Если будете проезжать «нижней» дорогой по Ишкашимскому району в Горном Бадахшане — очень рекомендую этот музей к посещению, узнаете много нового и интересного. Напоив на прощание чаем, дедушка попрощался с нами.

Что же, едем дальше. Дорога здесь одна.

Вот именно как-то так я представлял себе трассу по высокогорью, но только не хватало солнца. Кстати, четыре хмурых дня подряд на Памире — это настоящая погодная аномалия, и Одинам сказал нам, что вообще на своем веку такого не припоминает.

Далее у нас по новому плану была крепость Даршай, мимо которой, если бы не сделанная в музее фотография карты, мы бы проехали дальше. Вот как выглядит дорога туда. Если про нее не знаешь — в жизни не найдешь.

Собственно, руины древней крепости. Когда-то она занимала немалую площадь на нескольких уровнях, а сейчас осталась лишь куча булыжников, по которым приблизительно можно понять границы построек.

Стены. Интересно, чем они закрывали окна, ведь стекол-то не было? Даже летом здесь холодно и сильный ветер, а уж что творилось зимой — страшно представить.

Если пройти до края холма, на котором стоит крепость, то внизу можно увидеть горную реку, очень шумную и с грязной водой.

Может быть, мы зря лезли на вершину холма, чтобы просто увидеть эти камни.

Но с другой стороны — Памир, древние руины, Ваханская долина, земли Афганистана на дальнем берегу… Когда еще мы здесь побываем?

Одинокое дерево на островке посередине реки Пяндж.

Вообще во время длинного путешествия ход мыслей и твои потребности постепенно начинают меняться. Дома многочисленная реклама вокруг постоянно убеждает, что тебе обязательно нужно купить что-то новое. А я помню то чувство радости, когда мы увидели небольшой водопад и поняли, что здесь можно пополнить запасы воды на борту.

Еще одиночка. Деревья, как видите, встречаются здесь не так уж часто.

Ущелье и высокие горы.

Не с первого раза, но все-таки нашли отличное место для ночевки. Подъем по склону горы был достаточно крутой, но это означало, что никто сегодня нас не потревожит.

Болтая вечером с женой, мы гадали, кто же был изображен на том портрете в музее…

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями!

Как устроен Памирский дом

Оказывается, вполне себе можно побывать в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, но при этом совершенно не увидеть быт местных жителей. Тем более, что даже в самые отдаленные уголки нашей планеты с каждым годом приходит цивилизация, которая меняет жизнь людей на более комфортную, но забирает взамен вековые традиции.

А ведь именно «погружение в атмосферу» — это, пожалуй, именно то, что мы и ценим больше всего в далеких поездках. И в тот день судьба особенно этому способствовала.

Погуляв по древней крепости Каах-Кха, мы, проехав буквально сотню метров, увидели одноэтажное здание с интересной раскраской. Надо ли говорить, что любопытство в очередной раз взяло верх?

Неработающие фонтаны у входа. Когда-то у львов из пасти текла вода. Дверь была приоткрыта, мы постучали и зашли внутрь.

Как оказалось, это был краеведческий музей. Пожилой таджикский смотритель сначала показался нам немного сердитым, но на самом деле это было не так. Кстати, обратите внимание на фотографию крепости у него за спиной — та самая башня восточного входа, которую мы чуть было не пропустили.

— Аа, путешественники? Из России? Замечательно, заходите! Сейчас я вам все покажу и расскажу!

Дедушка Ленин и рога крупного скота. Нам сразу стало понятно, что в музее будет интересно.

На соседнем столе расположилась внушительная коллекция минералов, найденных в этих краях.

— Порой приезжают ко мне иностранцы, я им показываю камни, так у некоторых аж руки начинают трястись. Продай, мол, говорят. А как я им продам? Это же музейный экспонат, достояние этих мест. Никак не могу продать, да и права не имею. А некоторые даже обижаются.

Оказывается, в Ваханской долине много древних крепостей, которые не были отмечены на моей карте. Смотритель подробно рассказал про каждую из них, и ближайшие несколько дней мы будем путешествовать по этой фотографии, используя ее для навигации. :)

Цитата из дневника путешествия:
Проезжали мимо музея, решили остановиться. Очень колоритный дедушка рассказал нам про крепость, предметы быта, одежду..

…Показал, как с помощью огнива высекали искры и разжигали огонь.

Рассказывал про историю Ваханской долины, как нападали афганцы, как Таджикистан захотел быть под покровительством Российской Империи.

После чего в этих краях появилась цивилизация, а в Афгане только сейчас начали появляться школы, и еще у них большая убыль населения из-за болезней и отсутствия лекарств.

Юля примеряет музейный экспонат — браслет ручной работы с полудрагоценными камнями.

В Европе на палец надевают кольцо, а в этих краях женщины вешали на пояс такие вот металлические треугольники с интересными узорами, как знак того, что его обладательница замужем.

Позади бюста Ленина — родословная основателя музея вплоть до самого начала древнего рода.

Предметы домашнего быта. Каменные жернова, которыми мололи муку, посуда для воды, горшки, корзины для переноски вещей и многое другое.

А потом дедушка показал нам традиционный памирский дом и рассказал про его устройство. Для большего «погружения в атмосферу» мы облачились в традиционные халаты местных жителей. Очень плотная ткань хорошо согревает и защищает от ветра. Также смотритель посоветовал Юле ходить в этих краях исключительно с покрытой головой, чтобы «сойти за местную». :)))

Уж не знаю, кто именно нарисован на этом портрете, но качество исполнения работы очень высокое, а глубокий и мудрый взгляд изображенного человека, что называется, западает в душу.

Итак, заходим в памирский дом. Пять столбов в честь святого семейства шиитов — главный из них Мухаммед (тот, кто научил людей молитве — самый дальний от меня столб), его двоюродный брат Али (дальний справа, символизирует преданность и соблюдение договора), дочь Мухаммеда Биби Фотима Зухро (ближний слева, покровительница вод и женщин), которую он отдал в жены Али, и двое их сыновей у входа — имам Хасан (земля) и имам Хусейн (огонь). Смерть последних привела к самому большому и серьезному раскула внутри ислама: шииты (меньшинство) и сунниты (более 90%).

Перекрытие над дверью называется Бучковач (символ неба, на которой традиционно вырезаются солярные символы в виде крестообразно расположенных лучей, колес и свастик), там же и находится место жертвоприношений («козлиное место»).

В сакральном аспекте Бучковач указывает границу между небом и землей. К ее середине прибивают рога горного козла для защиты дома от нечистой силы.

Памирский дом («Чид») является религиозной святыней и символом чистоты для каждого исмаилита. Дом состоит из трехуровневого настила. Первый уровень — рядом и вокруг с местом разведения огня означает «неодушевленный мир», Второй уровень, который устанавливается выше и вокруг первого уровня означает «растительный мир» или же «вегетативная душа», Третий уровень настила — устанавливается выше второго уровня и означает «животный мир» или же «чувственная душа». В связи с тем, что первый уровень олицетворяет «неодушевленный, неживой мир», то устанавливается намного ниже, чем второй и третий уровень.

Завершающим элементом памирского дома является «Чорхона»— ступенчатый четырехярусный купол, устанавливаемый над балками по середине помещения. Каждый ярус символизирует какую— либо стихию. Первый ярус символизирует «Дом Земли», второй ярус — «Дом Воды», третий ярус — «Дом Ветра» и четвертый, самый верхний ярус символизирует «Дом Огня». Четвертый ярус одновременно символизирует солнце, он открыт для проникновения света и устанавливается в последнюю очередь.

Считается, что через это отверстие проходит в дом естественный природный и божественный луч света. Это отверстие, имеющее в поперечнике около 0,75м, называют руз. На ночь его закрывают для сохранения тепла.

В символике памирского дома руз является сакральным центром, пуповиной, через которое осуществляется связь обитателей дома с небесами. Недаром с глубокой древности памирский дом служит не только для защиты от непогоды, но также является храмом, где приносятся жертвы и произносятся молитвы — люди общаются с Всевышним.

На самом деле, за те два часа, что мы провели в музее, его смотритель рассказал нам очень и очень много всего интересного как про дом и обустройство быта, так и про историю этих мест. От предложенных нами денег за интересную экскурсию он отказался, сказав, что и без того весьма рад немногочисленным посетителям. Но попросил оставить в книге отзыв и прислать потом фотографии по почте.

Смотрителя зовут Мирзоев Одинам Хамад. Если будете проезжать «нижней» дорогой по Ишкашимскому району в Горном Бадахшане — очень рекомендую этот музей к посещению, узнаете много нового и интересного. Напоив на прощание чаем, дедушка попрощался с нами.

Что же, едем дальше. Дорога здесь одна.

Вот именно как-то так я представлял себе трассу по высокогорью, но только не хватало солнца. Кстати, четыре хмурых дня подряд на Памире — это настоящая погодная аномалия, и Одинам сказал нам, что вообще на своем веку такого не припоминает.

Далее у нас по новому плану была крепость Даршай, мимо которой, если бы не сделанная в музее фотография карты, мы бы проехали дальше. Вот как выглядит дорога туда. Если про нее не знаешь — в жизни не найдешь.

Собственно, руины древней крепости. Когда-то она занимала немалую площадь на нескольких уровнях, а сейчас осталась лишь куча булыжников, по которым приблизительно можно понять границы построек.

Стены. Интересно, чем они закрывали окна, ведь стекол-то не было? Даже летом здесь холодно и сильный ветер, а уж что творилось зимой — страшно представить.

Если пройти до края холма, на котором стоит крепость, то внизу можно увидеть горную реку, очень шумную и с грязной водой.

Может быть, мы зря лезли на вершину холма, чтобы просто увидеть эти камни.

Но с другой стороны — Памир, древние руины, Ваханская долина, земли Афганистана на дальнем берегу… Когда еще мы здесь побываем?

Одинокое дерево на островке посередине реки Пяндж.

Вообще во время длинного путешествия ход мыслей и твои потребности постепенно начинают меняться. Дома многочисленная реклама вокруг постоянно убеждает, что тебе обязательно нужно купить что-то новое. А я помню то чувство радости, когда мы увидели небольшой водопад и поняли, что здесь можно пополнить запасы воды на борту.

Еще одиночка. Деревья, как видите, встречаются здесь не так уж часто.

Ущелье и высокие горы.

Не с первого раза, но все-таки нашли отличное место для ночевки. Подъем по склону горы был достаточно крутой, но это означало, что никто сегодня нас не потревожит.

Болтая вечером с женой, мы гадали, кто же был изображен на том портрете в музее…

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: