Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере - KRINTEL.RU

Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере

Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере

Фотограф Андрей Старостин побывал в вахтовом поселке Сабетта в Ямало-Ненецком округе и рассказал, как там живется: как выглядят общежития в зоне вечной мерзлоты, как рабочих наказывают за алкоголь и другие нарушения правил и как устроен их быт.

Билетов на рейс Москва — Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда вез Red Wings, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей — трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем… Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 тысяч штрафа.

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией — потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет — есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, — попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте — опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье — думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, — но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» — и, если хочешь, — скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые — больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет — только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, — сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много — там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него — стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии — так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Как живет закрытый вахтовый поселок Сабетта на Крайнем Севере

Фотограф Андрей Старостин побывал в вахтовом поселке Сабетта в Ямало-Ненецком округе и рассказал, как там живется: как выглядят общежития в зоне вечной мерзлоты, как рабочих наказывают за алкоголь и другие нарушения правил и как устроен их быт.

Билетов на рейс Москва — Сабетта не купить: везут туда только по спискам и паспорту. Других вариантов просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда вез Red Wings, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку только взрослых людей — трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда и, главное, зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был, когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Окей, ждем. И ждем, и ждем. Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на каждом перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от фактически вахтового транспорта. А бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но за иллюминатором было так красиво, что я от него и не отлипал. Да и есть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато нужно нефигово долго ожидать багажа и его досматривают на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что-то вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, и неважно, как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 тысяч штрафа.

Читайте также  Санта — Барбара

Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, в поселках и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке (ЮТЛУ), включая завод СПГ, — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты.

Вообще, запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депортации. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — и сам будешь должен денег, и твоя контора, причем в два раза больше, но домой тебя не отправят. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация означает, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди, по тем или иным причинам непьющие, которые в Сабетте как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту как на реабилитацию с трудотерапией — потому что неспособны перестать бухать самостоятельно.

Одна из улиц Сабетты. На самом деле улиц как таковых там нет — есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности: мерзлота ведь.

Еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило, — попасть на 30 тысяч. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Отсутствие средств индивидуальной защиты (каски и очков) — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них поймали. Отсутствие страховки при работе на высоте — опять же депортация.

Про погоду. Приезжаешь из Москвы в Заполярье — думаешь, пипец! На следующий день температура падает до –3, думаешь: вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничего не мешает), думаешь: вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь: ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь: во жара!

Восход на Сабетте.

Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), насквозь продувает застегнутые молнии на одежде, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться появляется мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или желтый жилет с тела. Поначалу удивляет, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, — но когда поднимается ветер, понимаешь, что это вещь необходимая.

В Сабетте есть, как я уже сказал, отделение полиции и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа вполне естественно подстраховаться. За две недели я видел полицию только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины и держать наготове вакцину от бешенства. Если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется: в медпункте при обращении напрямую спрашивают: «Домой хочешь?» — и, если хочешь, — скатертью дорога.

Вообще, там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже «поехавшего».

Обычный пейзаж. Провода и буровые — больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ все сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами: что и как есть, как спать, где стираться и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы закрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже я с моим аппетитом, ни в чем себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо нужно записываться за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры: волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя: голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо: у всех рации), инет — только Edge. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в интернет очень ограничен. Вайфай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами, смотрят фильмы и сериалы и друг с другом меняются на флешках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две: факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники, — сколоченные из досок домики. В них теперь уже никого нет, а они стоят, и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефону с родными и близкими. Тоже мощный контраст: всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много — там все и живут.

Вообще, случайных людей там нет. Люди разные: со всей России плюс французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

Еще про факел. Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво: на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернющий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как рядом. Первые 220 метров от него — стерильная зона, куда вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки, как от костра. Вылезаешь из машины и думаешь, что весна пришла, тепло: вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был: как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом: каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии — так вот, постоянно есть ощущение, что над домом проносится авиалайнер, только источник шума никуда не улетает.

Про местные правила дорожного движения. Взял я с собой права и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный ТРЭКОЛ и дать на нем по тундре, ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему: штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом, не скрыться. Даже если думаешь, что твоего нарушения никто не заметит, — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб, включая ГАИ, и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах», все наоборот. Там правило одно: преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Материал был опубликован на Telegram-канале о путешествиях East Travel с согласия автора. Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира: по Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

Как живут вахтовики на Ямале

Недавно мы читали о вахтовом посёлке «Таборный» , который находится в Якутии. Поэтому оказавшись на Ямале, решил эту историю продолжить. Итак, территориально наш вахтовый посёлок Сабетта находится примерно в 4,5 км на юго-восток вдоль берега Карского моря в Ямало-Ненецком автономном округе за Полярным кругом. Зима тут длится почти восемь месяцев, а реализуемый проект Ямал СПГ безусловно гордость для нашей страны. Так в каких же условиях живут там люди?

2. Добраться до Сабетты можно только на самолёте, хотя есть варианты и по воде, но так как круизные лайнеры сюда не заглядывают, а только грузовые корабли, то думаю этот вариант всерьёз не стоит рассматривать. А вот так и выглядит местный аэропорт, причём он имеет статус Международного.

А ещё 8 февраля 2017 года он был признан победителем премии в номинации «Лучший аэропорт 2016» (категория «Аэропорт регионального значения», менее 0,5 млн. пассажиров в год). В рейтинге среди всех аэропортов России в прошлом году он занял 56 место, а его пассажиропоток составил 239 744 человек.

Международный аэропорт Сабетта — это один из крупнейших в мире северных аэропортов. Он способен принимать практически все типы самолетов. Например, совсем недавно он принял крупнейший самолет Ан-124 Руслан с грузом из Китая.

Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром, соответствующий требованиям I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу размерами 2704х46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. стопроцентным владельцем аэропорта является компания «Ямал СПГ».

Международный аэропорт на такой широте был построен в российской практике впервые. Первый пассажирский самолёт Boeing 737 здесь приземлился 4 декабря 2014 года, но это ещё был первый пробный рейс. Регулярные же рейсы стали совершаться со 2 февраля 2015 года. Сейчас отсюда организовано регулярное сообщение с пятью городами России.

5. Остановились мы вот в этой гостинице на территории вахтового посёлка.

6. Про номер можно смело петь дифирамбы, тут даже Wi-fi есть бесплатный, а нам, блогерам, другого и не надо.

Напомню, название посёлку Сабетта дали геологи Тамбейской НГРЭ, которые сюда приехали в 80-е годы прошлого века. Есть несколько версий почему именно Сабетта. По одной из них, название посёлка происходит от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская».

По другой версии, происходит от названия местного рода самоедов живших в этом районе — рода Сабе. Третья версия, что Сабетта — название женского головного убора (на ненецком языке).

8. Штаб проекта «Ямал СПГ»

Большинство здешних зданий — это быстровозводимые блочные постройки, которые были изготовлены в Вологде. При этом также был разработан уникальный утеплитель, благодаря чему все здания свободно могут выдерживать температуру до минус 65 градусов. Поэтому и зима тут совсем не страшна.

В качестве изоляции применяется экологически чистый негорючий утеплитель, толщина которого обеспечивает требуемые параметры микроклимата внутри помещения в зависимости от климатического района эксплуатации здания. А эксплуатировать их можно в любом регионе России, вплоть до Крайнего Севера, так как расчетная морозостойкость домов — минус 60 градусов. Отличительной особенностью зданий является применение в качестве каркаса оцинкованного тонкостенного термопрофиля, исключающего необходимость применения древесины в конструкции стен и перекрытий. Термопрофиль служит несущим элементом каркаса, а также выполняет функцию «изолятора» холода. По заключению ЦНИИ Промзданий, термопрофиль шириной 200 мм эквивалентен по термическому сопротивлению деревянному брусу сечением 200 мм, при этом отсутствие древесины в конструктивных элементах позволяет повысить пожаробезопасность зданий. Основным элементом конструктива является термопрофиль, который служит несущим элементом каркаса, а также выполняет функцию «изолятора» холода. Уникальность термопрофиля в том, что мостик холода прерывается за счет перфорации, которая снижает теплопотери до минимума.

13. Сейчас здесь проживают более 27 тысяч человек

Жизнь закрытого вахтого посёлка. Ямал, Сабетта

В общем, билетов на рейс Москва-Сабетта не купить — везут туда только по спискам и паспорту. Вариантов других просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда «Red Wings» вез, кстати, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом — позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку ТОЛЬКО взрослых людей, трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда, и главное — зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Читайте также  Собор Святого Стефана — национальный символ Австрии

Единственный прикол был — когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Главная площадь Сабетты

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Ок, ждем. И ждем, и ждем. Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на КАЖДОМ перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от, фактически, вахтового транспорта.

А, про бонус! Бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но было так красиво за иллюминатором, что я от него и не отлипал. Да и поесть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато надо нефигово ожидать багажа. И — входной досмотр багажа на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, неважно как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 штук штрафа. Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, поселках, и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке, включая завод СПГ — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Храм посреди Сабетты

Вообще запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс — вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депорта. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — должен и сам, и в два раза больше — твоя контора, но домой тебя не отправляют. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация значит, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный будет способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди непьющие по тем или иным причинам, которые находятся в Сабетте, как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту, как на реабилитацию с трудотерапией — по причине неспособности перестать бухать самостоятельно.

Одна из «улиц» Сабетты — на самом деле улиц как таковых там нет, есть только номера общежитий, между которыми проходы. Все коммуникации проложены на поверхности — мерзлота ведь.

Ну, вот еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило — попасть на 30 штук. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Про средства индивидуальной защиты — про каску и очки — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них ущучили. Про страховку при работе на высоте — опять же, депортация.

Про погоду. С погодой так. Приезжаешь из Москвы в Заполярье, думаешь — пипец! На следующий день температура падает до -3, думаешь — вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничто не мешает), думаешь — вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь — ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь — во жара!

Восход на Сабетте

Пару слов про ветер. Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), продувает застегнутые молнии на одежде насквозь, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться возникает мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или снять желтый жилет. Поначалу удивляет, когда видишь, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, а когда поднимается ветер, понимаешь, что перила — вещь необходимая.

В Сабетте есть отделение полиции, как я уже сказал, и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа — вполне естественно подстраховаться. За две недели полицию я видел только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины, держать наготове вакцину от бешенства, и, если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется — в медпункте напрямую спрашивают при обращении «домой хочешь?», и, если хочешь — скатертью дорога.

Вообще там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться, как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже поехавшего.

Обычный пейзаж. Провода и буровые — больше глазу зацепиться не за что.

На ЮТЛУ всё сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами — что и как есть, как спать, где стираться, и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы прикрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Про питание. Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже с моим аппетитом я, ни в чём себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо — запись за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры — волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя — голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо — у всех рации), инет — только EDGE. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в инет очень ограничен. Вай-фай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами и смотрят фильмы и сериалы — и друг с другом меняются на флэшках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две — факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня лично еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники — сколоченные из досок домики, в которых теперь уже никого нет, а они стоят — и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Одно из старых общежитий

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефонам с родными и близкими. Тоже мощный контраст — всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки — создают доброе ощущение.

Новое здание общежития. Таких в Сабетте много — там все и живут.

Про людей. Вообще случайных людей там нет. Люди разные — со всей России, плюс — французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

А, про факел. Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво — на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту, плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернущий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как — рядом. Первые 220 метров от него — стерильная зона, в которую вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки — как от костра. Вылезаешь из машины, и думаешь, что весна пришла, тепло — вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был — как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом — каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии, так вот постоянно есть ощущение, что над домом пролетает авиалайнер, только тут источник шума никуда не улетает.

Про местные ПДД. Взял я с собой права, и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный трэкол и дать на нем по тундре. Ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему — штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом — не скрыться. Даже если ты думаешь, что твоего нарушения никто не заметит — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб (включая ГАИ), и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах» — все наоборот. Там правило одно — преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай, как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается, как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Сабетта — полярная стройка. Ямал СПГ.

Три дня на Сабетте произвели на меня впечатление. Как Усть-Нера, Якутия, так и тот же Тазовский район Ямала, что немного южнее, Сабетта погружает в определенную атмосферу… Сложно описать. Что то такое, что представляет тебя таким маленьким, а все твои переживания — такими глупостями. И все кругом такое бескрайнее, а ты такой маленький и беззащитный…

Сабетта — вахтовый поселок на Ямале, на берегу Обской губы.

для начала — Ямал был закрыт для полетов по метеоусловиям в субботу и воскресенье, а вылетать я должен был в 9:40 в понедельник, 14-го марта 2016 года. Ну и в понедельник рейс опять отложили по метеоусловиям — вылетел только в 3 часа утра во вторник.

Три дня на Сабетте. День первый.

Сабетта встретила меня прямо курортной погодой — всего -5 градусов мороза, безветренно и очень светло. С непривычки даже слишком светло — слепило все кругом, снег, солнце, окна вахтовок… Красота!

Весь первый день решались организационные вопросы — где жить, что есть, как передвигаться… День прошел быстро и бестолково. В итоге поселился я в одном «городке», так называемом «Южном Этапе», в кормиться мне пришлось в другом «городке» — на «Ромашке» — что в последствии подарило мне несколько острых моментов.

День второй. Вот попробуйте представить себе картину… После такого благостного первого дня — второй день начался с актировки по метеоусловиям. 14 метров в секунду и -20 градусов по Цельсию. Бабах!

Утром запретили работу подъемного оборудования, к обеду — закрыли движение вахтовок.

Передвижение между «городками» — только на вахтовках. А вот на обед ходил пешочком… Как это выглядело:

Вот я на окраине Южного Этапа, иду на Ромашку на обед. Фото с окраины Этапа в сторону Ромашки:

А это фотография от столовки в сторону Этапа. Ориентир — труба во мгле. Эта та самая труба, что виднеется с Этапа, но с другой стороны:

В общем хочешь кушать — будь добр топай в пургу.

Ездил запускать кислородную станцию нашего производства. Именно на второй день я понял, что командировка выйдет безрезультатной… Я не мог даже забрать станцию со склада, т.к. техника не работала по метеоусловиям. Весит станция 7 тонн, без крана никуда. Местные старожилы заговорили о двух неделях пурги… В общем в тот день я запросил билет на самолет обратно на большую землю.

Читайте также  Конфетная Калифорния: безупречные минималистичные фото солнечного штата

Третий день. БАБАХ !

мороз за -20, но солнышко, благодать… Ветер небольшой остался, но он уже не превышал 10 метров в секунду, и актировку сняли. Установку передвинули, самолет подтвердили к вылету… В 2 часа мне надо было сесть на вахтовку в аэропорт, поэтому времени совсем не оставалось. В этот день я вообще не попал в столовку :-))))

Вот как так бывает. Три дня — и три дня погода как на разных планетах…
Первый день — минус 5, солнышко, тепло, ветра нет совсем.
Второй день — до минус 20, сильнейшая пурга.
И третий день — мороз за -20 и достаточно тихая погода…

Что касается быта. Живет народ в модульных общежитиях. В больших комнатах по 12 человек, в маленьких — по 6 человек. ИТР — по 4 человека. Кормят — хорошо и качественно, три раза в день. Рабочий день — 11 часов. Питьевая вода выдается в пищеблоке, воду из крана в общагах пить нельзя, даже после кипячения. Передвижение между объектами — на вахтовках. Вахтовки — как маршрутки :-) Очень строгая ТБ. Курить в строго отведенных местах. За алкоголь — мгновенная депортация, сухой закон. Для допуска к работе необходимо пройти инструктаж и предоставить справку о состоянии здоровья с мед. заключением для работы в полярных условиях. Без пропуска — никуда не пустят. Кругом посты и КП.

В общем такая строгая рабочая обстановка. Не забалуешь, да и сил на баловство после 11-часового рабочего дня не остается :-)

И основная мысль, что посещает меня после каждой поездки за полярный круг — как же мы тут на большой земле расслабились… Я не побоюсь этого слова — зажрались ! А там люди — живут и работают в очень тяжелых условиях. И даже получают от этого удовольствие. Удивительные люди. Удивительное место — Заполярье.

Жизнь закрытого вахтого посёлка. Ямал, Сабетта

Всем привет, пикабушники! Нашла на просторах Интернета отличный пост))

Сразу указываю автора текста: Андрей Старостин, фотограф (https://www.facebook.com/starostin.photo)

Если сказать точнее, нашла я его не совсем в Интернете, а в телеграм-канале East Travel (https://t.me/east_travel). Там публикуются рассказы о путешествиях обычных людей по красивейшим местам России и мира — Японии, Иерусалиму, Чукотке, Камчатке, Байкалу, Приморью и другим.

В общем, билетов на рейс Москва-Сабетта не купить — везут туда только по спискам и паспорту. Вариантов других просто нет, соответственно, случайных людей — тоже. Туда «Red Wings» вез, кстати, обратно — «Ямал». Я зарегистрировался на рейс последним, что вылилось в неплохой бонус, но об этом — позже. Непривычно было видеть в очереди на посадку ТОЛЬКО взрослых людей, трезвых, спокойных, без шуток и прибауток. Все знают, куда, и главное — зачем летят. Ни сумасшедших мам, ни диких животноводиц. Разительный контраст с «курортными» рейсами.

Единственный прикол был — когда к нам подскочил взмыленный мужик, которому надо было в Симферополь, и чуть было не улетел с нами на Ямал. Мы слегка подержали интригу, но все-таки признались, что Сабетта — это не курорт, хотя тоже на полуострове. На свой самолет он все-таки успел.

Капитан воздушного судна объявил, что в Сабетте аэропорт перегружен и надо чуть подождать. Ок, ждем. И ждем, и ждем. Наконец нас побуксировали, пилот раскочегарил движки и поехал сам, но на КАЖДОМ перекрестке он стоял и всех пропускал!

Накормили в полете вкусно — даже не ожидал такого от, фактически, вахтового транспорта.

А, про бонус! Бонус в том, что сидел я хоть и в конце самолета, зато один на трех креслах. Думал, вздремну, но было так красиво за иллюминатором, что я от него и не отлипал. Да и поесть тоже было удобно.

Прилетели в Сабетту. Тут все было, с одной стороны, проще, чем в Домодедово, а с другой — сложнее. Уже без излишеств типа автобуса от самолета к зданию, но зато надо нефигово ожидать багажа. И — входной досмотр багажа на предмет алкоголя. Реально смотрят, на совесть. Если что вызывает вопросы — надо открывать баул и показывать, неважно как плотно упакованы вещи. Отказался — готовь 50 штук штрафа. Никто не отказывается. Алкоголь в Сабетте, поселках, и на всем Южно-Тамбейском лицензионном участке, включая завод СПГ — под полным, абсолютным и тотальным запретом. Даже в церкви кагором не причащают. Храм, кстати, благостный. Решил туда зайти с приезда — попал на застолье. Посидели, поговорили, рассказали истории разные. С людьми познакомился, опять же.

Вообще запретов много, но они понятны. Если сам чего-то не понимаешь — на инструктаже объяснят. Объясняют простым языком. Например, нельзя взаимодействовать с местной фауной. Если белый медведь — то ясно, что он тебя разорвет чисто из любопытства, даже если не голодный. Если песец — то неизвестно, что у него на уме, плюс — вполне возможно бешенство. Белых медведей я тут не видел, врать не буду, а вот песцы бегают по помойкам, как кошки в городах, и самые смелые клянчат у людей вкуснятину.

Курить можно только в отведенных для этого местах — на улице в железных проветриваемых сараях. За порядком на ЮТЛУ следит охрана, за правопорядком — ОВД.

За нарушение правил — либо чувствительный (пяти-шестизначный) штраф, либо депортация. Хотя есть и нарушения с шестизнаками, но без депорта. Например, пьянка. Так как топят тут зверски, то поставить брагу — как два пальца. Ущучат тебя бухим — должен и сам, и в два раза больше — твоя контора, но домой тебя не отправляют. Жри, мол, дальше, неси нам бабло. А вот депортация значит, что депортированный больше никогда — ни в следующий раз, ни от другой конторы — не сможет сюда приехать. Единственный будет способ заехать сюда снова — поменять паспорт. Есть люди непьющие по тем или иным причинам, которые находятся в Сабетте, как рыбы в воде. Есть люди, которые специально приезжают сюда на вахту, как на реабилитацию с трудотерапией — по причине неспособности перестать бухать самостоятельно.

Ну, вот еще про штрафы. Закрутить отопление в номере, чтобы не так сильно жарило — попасть на 30 штук. Оказаться на заводе без спецодежды — минус пять процентов от зарплаты за каждый раз. Про средства индивидуальной защиты — про каску и очки — по-разному, в зависимости от зоны, где тебя без них ущучили. Про страховку при работе на высоте — опять же, депортация.

Про погоду. С погодой так. Приезжаешь из Москвы в Заполярье, думаешь — пипец! На следующий день температура падает до -3, думаешь — вот теперь пипец. На следующий день поднимается ветер с Ледовитого океана (а надо сказать, что Ямал практически ровный и ветру дуть ничто не мешает), думаешь — вот теперь уже точно пипец! На следующий день выходит солнышко, ветер не прекращается, температура падает еще, думаешь — ну нормально. На следующий день так же холодно, но ветер дуть перестает, с океана приходит туман, и ты думаешь — во жара!

Пару слов про ветер. Ветер, если он есть, выворачивает сигарету изо рта (из-за этого быстро появляется привычка держать сигарету зубами), продувает застегнутые молнии на одежде насквозь, а если что-то из одежды не застегнуто — есть возможность потерять. Привычка застегиваться возникает мигом. Ветром реально может сдуть каску с головы или снять желтый жилет. Поначалу удивляет, когда видишь, что все лесенки, пусть даже в две-три ступеньки, оборудованы перилами, а когда поднимается ветер, понимаешь, что перила — вещь необходимая.

В Сабетте есть отделение полиции, как я уже сказал, и медпункт. Пожарная часть находится на заводе, где и ездят пожарные. При строгости сабеттских правил возгорание в поселке маловероятно, а вот на заводе по производству сжиженного природного газа — вполне естественно подстраховаться. За две недели полицию я видел только раз, скорые же ездят. Основная функция медицины тут — лечить порезы и ссадины, держать наготове вакцину от бешенства, и, если кто серьезно приболел — давать справку, на основании которой человек раньше срока отправляется домой, чтобы не разносил заразу и не тунеядствовал. Симуляции никакой не требуется — в медпункте напрямую спрашивают при обращении «домой хочешь?», и, если хочешь — скатертью дорога.

Вообще там вполне можно затосковать, если к этим вахтам и командировкам относиться, как к ссылке и каторге, а не как к приключению. Народ, кто послабее, свихивается — медикам проще отправить домой затосковавшего, чем крепить и изолировать уже поехавшего.

На ЮТЛУ всё сделано для того, чтобы люди, приезжающие туда, работали и не морочились бытовыми вопросами — что и как есть, как спать, где стираться, и как поддерживать гигиену. Буквально все вопросы прикрыты. Про отопление написал. В общежитиях на каждом этаже — комнаты со стиральными машинами и сушками. На первом этаже — отдельная теплая сушилка для спецодежды. Уборка в номере — через день. Смена постельного белья и полотенец — раз в неделю.

Про питание. Каждому человеку положен пропуск — пластиковая карточка, на которую ежедневно зачисляют деньги на питание. Три раза в день кормят на убой, но даже с моим аппетитом я, ни в чём себе не отказывая, не мог прожирать всю сумму.

Про досуг. Есть спорткомплекс с железом и площадкой. На железо — запись за два дня. Я не качался — просто режимил и питался. На площадке можно играть в любые площадочные игры — волейбол, мини-футбол, бадминтон и теннис, есть столы для пинг-понга. Связь с цивилизацией по всему району — только через спутник. И она нищеватая для пользователя — голос по телефону в Сабетте держится хорошо, на заводе — с большими перебоями (мобилка там и не нужна особо — у всех рации), инет — только EDGE. Один раз видел 3G, но он быстро отвалился. Локальная сеть — только в офисах, для почты, выход в инет очень ограничен. Вай-фай в некоторых местах есть, но строжайше запаролен. Люди приезжают с гаджетами и смотрят фильмы и сериалы — и друг с другом меняются на флэшках свежачком.

Достопримечательностей в Сабетте две — факел завода СПГ, который видно отовсюду, и храм. Меня лично еще впечатлили старые здания общежитий, в которых жили раньше вахтовики и пограничники — сколоченные из досок домики, в которых теперь уже никого нет, а они стоят — и это очень выразительно. Такой домик вполне подходит под помещение для музея этих мест. Хоть поселок молод и невелик, а история тут уже богатая.

Прикольно видеть, как суровые и хмурые днем парни по вечерам ныкаются по щелям и уединенным уголкам и воркуют по телефонам с родными и близкими. Тоже мощный контраст — всюду ведь жизнь. Да и по-деревенски (в хорошем смысле слова) гуляющие по улицам парочки — создают доброе ощущение.

Про людей. Вообще случайных людей там нет. Люди разные — со всей России, плюс — французы, индусы, турки, сербы. Немцы бетон составляют — с немецкой тщательностью. И все реально равны.

А, про факел. Факел — вещь медитативная. Его реально отовсюду видно, а если он скрыт за зданиями, то все небо освещается таким мерцающим красно-желтым светом. Смотрится фантастически красиво — на нефиговой башне столб огня от 20 до 50 метров в высоту, плюс иногда, когда там горит что-то непростое, еще и чернущий дым летит.

Несколько раз мне приходилось оказываться рядом с ним. Ну как — рядом. Первые 220 метров от него — стерильная зона, в которую вход запрещен, да ты и сам туда не захочешь. А не захочешь потому, что уже в полукилометре от него ты из-за гула едва соседа слышишь и тебя реально жарит. От факела можно греть руки — как от костра. Вылезаешь из машины, и думаешь, что весна пришла, тепло — вокруг грязища, снега вообще нет, ну и полагаешь, что можешь пройтись без шапки в одной каске. А вот и хрен там был — как только заходишь в тень от какой-нибудь конструкции, так и понимаешь, что шапочку-то надо было напялить, потому что в тени — самая что ни на есть зима, то есть снег хрустит, а уши от холода сворачиваются в трубочку. Но уже облом — каску снимать нельзя. Поселок Сабетта находится в нескольких километрах от завода, наш корпус стоял на последней линии, так вот постоянно есть ощущение, что над домом пролетает авиалайнер, только тут источник шума никуда не улетает.

Про местные ПДД. Взял я с собой права, и думал, что можно будет оседлать какой-нибудь шестиколесный трэкол и дать на нем по тундре. Ну или популять на пикапе по ледяным дорогам. Хрен всему — штрафы за нарушения ПДД примерно в 10 раз выше «материковых», ограничение скорости — 50 км/ч, и все машины оборудованы ГЛОНАССом — не скрыться. Даже если ты думаешь, что твоего нарушения никто не заметит — трек постоянно пишется и раз в несколько дней проверяется случайным образом. За порядком на дорогах следит сразу несколько служб (включая ГАИ), и дисциплина держится круговой порукой. В тундре, на «кустах» — все наоборот. Там правило одно — преимущество имеет груженый транспорт. Точка. Больше правил никаких нет, езжай, как хочешь. Поначалу смотрится дико, но потом привыкаешь.

Короче, при оптимистичном отношении время в командировке на Сабетте воспринимается, как экстремальный, но чертовски интересный отдых.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: