Как живут русские староверы в Боливии - KRINTEL.RU

Как живут русские староверы в Боливии

Как русские старообрядцы оказались в далёкой Боливии, и хорошо ли им там живётся

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Ой, мороз, мороз» под пальмами

Эти женщины носят длинные сарафаны, мужчины — рубахи с поясами. Под венец идут рано: девушки уже в 13, парни — в 16; рожают много, так что и десять детей в семье не редкость. Имена у всех русские, но старинные, каких теперь и не услышишь: Мамелфа, Агапит, Киприян, Инафа, Елизар.

Все — крестьяне. Живут продажей плодов труда своего; в воскресенье отдыхают, ходят в церковь. Вроде обычная русская деревня конца XIX века, но вокруг — не поля с березками, а боливийская сельва, и выращивают крестьяне не репу с капустой, а бананы с ананасами (впрочем, пшеница тоже в почете).

По-русски все говорят чисто, без намека на акцент, но с редкими вкраплениями испанских слов. Заслуги боливийских властей в этом нет: государственные школы в стране только испаноязычные. Русский язык хранит и прививает семья, а читать детей учат не только по-русски, но и по-старославянски, ведь главная книга в каждой семье — Библия — написана на этом языке. Таких крестьян-старообрядцев в Боливии около 2 тысяч. Деревни их расположены в тропических департаментах страны — Санта-Крус, Кочабамбa, Лас-Пас, Бени.

Несмотря на стойкое соблюдение традиций, резко отличающихся от местной культуры, и внешнее несходство, никаких конфликтов с боливийцами у русских старообрядцев никогда не было. Живут с соседями дружно, прекрасно понимают друг друга (все старообрядцы хорошо знают испанский), но сближаться не хотят и браки заключают только со своими, причем не в пределах деревни (это запрещено), а выписывая невест издалека. Благо, в Латинской Америке старообрядцев хватает.

Сохраняя веру

Сформировалась община постепенно, старообрядцы прибывали «волнами». Первая из них относится к второй половине позапрошлого века, когда часть сибирских старообрядцев, устав от гонений, стала искать место на карте, где можно было бы спокойно исповедовать свою веру. Такой точкой (а точнее, континентом) стала Латинская Америка в целом и Боливия, в частности. Первых переселенцев привлекли плодородные земли и либеральная политика местных властей.

Если первая волна переселенцев попала в Боливию напрямую, то путь второй был весьма сложен. Сперва в бурные годы гражданской староверы бежали в Маньчжурию. Вроде прижились, родилось новое поколение — и тут разразилась революция уже в Китае. Пришлось снова бежать, на этот раз в британский Гонконг. Оттуда часть старообрядцев перебралась в Австралию, а часть — в Бразилию. В Бразилии понравилось не всем — решили переехать в Боливию. Но не исключено, что русских в Боливии ждет новое переселение.

Назад на Родину

Впервые за много лет проблемы с властями у русских старообрядцев появились в начале 2010-х. Их вины в том нет: просто к власти пришло левое правительство Эво Моралеса, которое озаботилось судьбой индейских земель, на которых живут и работают старообрядцы. Часть из них задумалась о возвращении на Родину, тем более, что эти планы активно поддержали российские власти.

В 2011 в Россию из Боливии приехало около 30 человек, за ними потянулись другие. Вопреки прогнозам, назад никто не вернулся, хотя пришлось непросто: так, в выделенных им районах почти никто не остался, разъехались кто куда. Последуют ли их примеру остальные русские в Боливии? На этот вопрос может ответить только время.

Сегодня многих интересует, какими были старообрядческие скиты Алтая от реформ Никона до наших дней . Действительно интересная история.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

uCrazy.ru

  • Войти через Соц.сети
  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Навигация

  • 3D игры
  • Фотоприколы
  • Фотоподборки
  • Гифки
  • Демотиваторы
  • Видео
  • Знаменитости
  • Интересное
  • Фильмы и трейлеры
  • Анекдоты и истории
  • Хайтек
  • Авто / Мото
  • Спорт
  • Музыка
  • Флеш игры и ролики
  • Всячина
  • Животные
  • В хорошие руки
  • Жесть
  • Девушки
  • Конкурс
  • Новости сайта
  • On-Line Игры
  • Реклама на сайте

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

  • Разно-всякое
  • Следите за руками
  • Всякое
  • Картинки и мемы для настро.
  • Бредзона
  • Джессика Андраде слив экс-.
  • Хроники Юленьки Г.
  • Гифки
  • Весёлые
  • Гифки
  • Всякое
  • Так себе картинки
  • Гифки
  • Картинки и мемы
  • Весёлые
  • Чуток картинок
  • Нестандартный юмор :)
  • Гифки
  • Уникальная функция, котора.
  • Баянисто-небаянистый юмор
  • Есть еще лучше!

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Как в Боливии живут русские старообрядцы

На протяжении нескольких столетий русские старообрядцы не могли найти покоя на родной земле, и в XX веке многие из них окончательно перебрались за границу. Далеко не всегда получалось обосноваться где-то поблизости от Родины, а потому сегодня старообрядцев можно встретить и на далекой чужбине, например, в Латинской Америке. В этой статье вы узнаете о быте русских фермеров из деревни Тоборочи, Боливия.

Старообрядцы, или староверы — общее название для религиозных течений в России, возникших в результате неприятия церковных реформ в 1605-1681 годах. Все началось после того, как московский патриарх Никон предпринял ряд нововведений (исправление богослужебных книг, изменение обрядов).

Недовольных «антихристовыми» реформами объединил протопоп Аввакум. Староверы подвергались жестоким преследованиям со стороны как церковных, так и светских властей. Уже в XVIII веке многие бежали за пределы России, спасаясь от гонений. Не нравились упрямцы и Николаю II, и, впоследствии, большевикам. В Боливии, в трех часах езды от города Санта-Крус, в местечке Тоборочи 40 лет назад обосновались первые русские старообрядцы. Даже сейчас это поселение не отыщешь на картах, а в 1970-х тут были абсолютно необжитые земли, окруженные густыми джунглями.

Федор и Татьяна Ануфриевы родились в Китае, а в Боливию поехали в числе первых переселенцев из Бразилии.

Помимо Ануфриевых в Тоборочи живут Ревтовы, Мурачевы, Калугиновы, Куликовы, Анфилофиевы, Зайцевы.

Деревня Тоборочи состоит из двух десятков дворов, расположенных на приличном расстоянии друг от друга.

Большинство домов — кирпичные.

В Санта-Крусе очень жаркий и влажный климат, а комары донимают круглый год.

Москитные сетки, такие родные и привычные в России, ставят на окнах и в боливийской глуши.

Старообрядцы бережно хранят свои традиции. Мужчины носят рубахи с поясами. Шьют их сами, а вот брюки покупают в городе.

Женщины предпочитают сарафаны и платья в пол. Волосы отращивают с рождения и заплетают в косу.

Большинство старообрядцев не позволяют чужакам фотографировать себя, однако семейные альбомы есть в каждом доме.

Молодежь идет в ногу со временем и вовсю осваивает смартфоны. Многие электронные устройства в деревне формально запрещены, но от прогресса не спрятаться даже в такой глуши. Почти во всех домах есть кондиционеры, стиральные машины, микроволновки и телевизоры, взрослые общаются с далекими родственниками посредством мобильного интернета.

Основное занятие в Тоборочи — сельское хозяйство, а также разведение амазонской рыбы паку в искусственных водоемах.

Прикармливают рыбу два раза в день — на рассвете и вечером. Корм производится тут же, на мини-фабрике.

На обширных полях старообрядцы выращивают бобы, кукурузу, пшеницу, в лесах — эвкалипт.

Именно в Тоборочи был выведен единственный сорт боливийских бобов, популярный сейчас во всей стране.

Остальные бобовые завозят из Бразилии.

На деревенской фабрике урожай обрабатывают, пакуют в мешки и продают оптовикам.

Боливийская земля плодоносит до трех раз в год, а удобрять ее начали только пару лет назад.

Женщины занимаются рукоделием и ведут хозяйство, растят детей, внуков. Большинство старообрядческих семей многодетные.

Имена детям выбирают по Псалтири, согласно дню рождения. Нарекают новорожденного на восьмой день его жизни. Имена тоборочинцев непривычны не только боливийскому уху: Лукиян, Киприян, Засим, Федосья, Кузьма, Агрипена, Пинарита, Авраам, Агапит, Палагея, Мамелфа, Стефан, Анин, Василиса, Маримия, Елизар, Инафа, Саламания, Селивестр.

Жители деревни нередко сталкиваются с представителями дикой природы: обезьянами, страусами, ядовитыми змеями и даже небольшими крокодилами, которые любят полакомиться рыбой в лагунах. Для таких случаев у старообрядцев всегда наготове ружье.

Раз в неделю женщины выезжают на ближайшую городскую ярмарку, где продают сыр, молоко, выпечку. Творог и сметана в Боливии так и не прижились.

Для работы в полях русские нанимают боливийских крестьян, которых называют Колями.

Языкового барьера нет, так как старообрядцы, помимо русского, говорят и по-испански, а старшее поколение еще не забыли португальский и китайский.

К 16 годам мальчики приобретают необходимый опыт работы в поле и могут жениться.

У старообрядцев строго запрещены браки между родственниками до седьмого колена, поэтому невест ищут в других деревнях

Южной и Северной Америки. До России добираются редко.

Девушки могут выходить замуж по достижении 13-летнего возраста.

Первый «взрослый» подарок для девушки — сборник русских песен, с которого мать снимает очередную копию и дарит дочери на день рождения.

Десять лет назад боливийские власти профинансировали строительство школы. Она состоит из двух зданий и делится на три класса: дети 5-8 лет, 8-11 и 12-14-летки. Мальчики и девочки учатся вместе.

В школе преподают два боливийских учителя. Основные предметы — испанский язык, чтение, математика, биология, рисование. Русский язык учат дома. В устной речи тоборочинцы привыкли смешивать два языка, а некоторые испанские слова и вовсе вытеснили русские. Так, бензин в деревне называют не иначе как «гасолина», ярмарку — «ферия», рынок — «меркадо», мусор — «басура». Испанские слова давно обрусели и склоняются по правилам родного языка. Есть и неологизмы: например, вместо выражения «скачать из интернета» в ходу слово «дескаргарить» от испанского descargar. Некоторые русские слова, повсеместно употребляемые в Тоборочи, давно вышли из обихода в современной России. Вместо «очень» старообрядцы говорят «шибко», дерево называют «лесиной». Старшее поколение ко всему этому разнообразию примешивает португальские словечки бразильского разлива.

В общем, материала для диалектологов в Тоборочи — на целую книгу.

Начальное образование не является обязательным, но боливийское правительство поощряет всех учеников государственных школ: раз в год приезжают военные, выплачивающие каждому ученику по 200 боливиано (порядка 30 долларов).

Старообрядцы посещают церковь дважды в неделю, не считая православных праздников: службы проходят в субботу с 17 до 19 часов и в воскресенье с 4 до 7 утра.

Мужчины и женщины приходят в церковь во всем чистом, надев поверх темную одежду.

Черная накидка символизирует равенство всех перед Богом.

Большинство южноамериканских старообрядцев никогда не бывали в России, но свою историю помнят, отражая главные ее моменты в художественном творчестве.

Воскресенье — единственный выходной. Все ходят друг к другу в гости, мужчины ездят на рыбалку.

Темнеет в деревне рано, ложатся спать к 10 вечера.

Чудеса непостижимой Боливии — часть III. Русские старообрядцы и Врата Солнца древних индейцев.

Как и Гватемала, Боливия является самой индейской из всех стран обеих Америк. Великий мореплаватель Христофор Колумб, открывший Старому Свету в 1492 году новый континент, для коренных жителей Боливии вовсе не является великим. Первого из достоверно известных путешественников, который пересёк Атлантический океан, положив начало исследованию Южной и Центральной Америки, гордые индейцы ненавидят лютой ненавистью.

На центральной улице культурно-политической столицы Ла-Пас уже неоднократно проходили массовые демонстрации, во время которых в знак протеста против колонизации сжигали куклу Колумба и Библию. Более того, в Боливии прямо-таки спят и видят как бы так взять и наконец демонтировать памятник злосчастному Колумбу. А обожаемый местным народом президент Эво Моралес никогда не упускает возможности припомнить, что «открытие европейцами Америки было вторжением, принесшим на континент голод, нищету и болезни, а сам «День открытия Америки» — вовсе не национальный праздник, а траурная дата».

Загадочная непостижимая Боливия не имеет ничего общего ни с одной из стран мира, а её обитатели в корне отличаются от ближайших соседей темпераментом и менталитетом. Эта страна живёт как бы в другом измерении — в своём времени и в своей особой эпохе, где отсутствует чёткая грань между миром людей и духов, и где очень сильна связь человека с окружающей его природой.

Изучая многочисленные достоинства и отличительные особенности Боливии, то и дело сталкиваешься с превосходной степенью. Самая индейская страна, самый народный президент, самая высокорасположенная столица в мире, самый высокий потухший вулкан, самые «высокие» в мире аэропорт, стадион и гольф-поле, самое высокорасположенное судоходное озеро на земле, самое крупное на планете высохшее соляное озеро, руины самых древних цивилизаций, и т.п…

Читайте также  Путешествия и приключения на снимках Кинана Лама

В неиссякаемом списке удивительных явлений, с которыми сталкиваешься, путешествуя по стране — русские старообрядческие поселения. Деревня старообрядцев посреди Южной Америки — чистейший оксюморон, впрочем, это не мешает староверам процветать и здравствовать. Следует отметить, что чувствуют они себя куда лучше многих боливийских крестьян, живущих на этих землях на протяжении многих столетий.

Однако, слишком жизнерадостная и полная соблазнов Бразилия показалась ортодоксальным мужам совершенно непригодной для праведной жизни. В результате, скитальцы добрались до Боливии, считающейся самой дикой и отсталой страной Южной Америки. С тех пор они и живут здесь, сохраняя старинные русские обряды и обычаи, бо́льшую часть которых уже невозможно встретить на территории современной России.

Сегодня, в XXI веке, русская старообрядческая община Боливии стала одной из самых крепких и масштабных во всей Латинской Америке. Причём, правительство этой страны с удовольствием идёт старообрядцам навстречу и даже выделяет земли для их семей, предоставляя льготные кредиты на развитие сельского хозяйства. Поселения староверов встречаются вдали от больших городов по всей территории департаментов Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамбa и Бени.

Среди местных крестьян в ходу пословица: «Не растёт в Боливии только то, что не посадишь!» Такой поворот вещей более, чем устраивает наших соотечественников, основными занятиями которых издревле были земледелие и животноводство. Как известно, все продукты, употребляемые в пищу, староверы выращивают сами. Только в отличие от далёкой России здесь они сажают ещё и апельсины, папайю, ананасы, а также сою и рис.

Новосветские староверы — народец своеобразный, но забавный. Строгие ортодоксальные рамки поведения запрещают им не только употреблять в пищу продукты из магазина, но и посещать какие бы то ни было рестораны и кафе. Если же кому доводится оказаться в гостеприимном боливийском доме, то они едят принесённую с собой еду и пьют свою воду. Всё связанное с курением староверам чуждо. Процесс жевания коки они также обходят стороной. Зато с удовольствием попивают брагу, разумеется, собственного изготовления. Само собой, никакой светской жизни, фривольной литературы, телевидения и, не дай бог, Интернета, благочестивый старообрядческий уклад не предполагает.

Эти люди сумели сохранить не только свою религию и сложившийся несколько веков назад образ жизни, но и русский язык. Родная речь передаётся от старших поколений младшим. Вплоть до семи лет дети воспитываются только в деревне и лишь затем их отправляют в испаноязычную сельскую школу. Удивительно и то, что все боливийские староверы говорят по-русски без малейшего испанского акцента, хотя их отцы и деды родились уже в Латинской Америке и никогда не были в России. Более того, речь их до сих пор носит явные оттенки характерного сибирского говорка. Как и в былые времена, староверы называют своих детей по славянским святцам: Феофанами, Василисами, Агафонами, Прасковьями, и т.д…

Ещё одна занятная особенность состоит в том, что родившись и живя в Боливии, они не считают эту страну своим домом. Родина для них — это Россия!

Смешанные браки старообрядцами не поощряются, но всё же допускаются, ведь к выбору детей здесь относятся с уважением. Чтобы свадьба состоялась, нужно соблюсти ряд строжайших условий. Будущий супруг обязан принять православную веру, научиться свободно говорить и читать по-русски (включая чтение священных книг на старославянском языке), и наконец перенять все традиции: от ношения определённой одежды до ведения хозяйства и приёма пищи. Несложно догадаться, что такие свадьбы происходят чрезвычайно редко.

Русская старообрядческая деревня на просторах Боливии — зрелище более, чем сюрреалистичное.

Эдакие русоволосые, светлоглазые Львы Толстые с окладистыми бородами, в рубахах-косоворотках и в лаптях расхаживают по своим владениям и пасут коров на лоне экзотической природы.

Красны девицы с длинными косами щеголяют в платках и вышитых сарафанах, распевая за работой протяжные русские народные песни.

На этом фоне двусторонние российско-боливийские отношения развиваются весьма активно. Так, сравнительно недавно (в 1999 году) городские власти политической столицы Боливии решили внести свой вклад в празднование двухсотлетия со дня рождения великого русского поэта, и в Ла-Пасе появилась улица имени Александра Сергеевича Пушкина.

Как и подобает всякой культурной столице, Ла-Пас хранит множество исторических памятников не только в своих окрестностях, но и за чертой города.

Храмовый комплекс Тиауанако находится примерно в 70 километрах от Ла-Паса и является одним из самых загадочных сооружений Южной Америки. Эти величественные остатки древнейшей из индейских культур также называют «камнем в середине мира» или «центром мира».

Предположительно цивилизация Тиуанако возникла за девять столетий до появления могущественных инков и просуществовала двадцать восемь веков — с 1600 года до н.э. до 1200 н.э. Жители Тиуанако обладали глубокими знаниями в области астрономии, математики, искусства обработки камня и архитектуры. В своём городе они спроектировали сложнейшие системы орошения и создали впечатляющие монументальные строения из гигантских шлифованных каменных глыб.

В 2000 году Тиуанако (как духовный и политический центр андской цивилизации) попал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перуанский историк и писатель XVI века Инка Гарсиласо Де Ла Вега, занимавшийся исследованием наследия индейской культуры, описал Тиуанако следующим образом: «Это невозможно представить. А когда видишь своими глазами, начинает казаться, что тут не обошлось без колдовства, и что это дело рук демонов, а не людей. Он построен из таких огромных камней и в таком множестве, что сразу возникают вопросы: как индейцы добывали эти камни и как доставляли их сюда, как обрабатывали их и ставили друг на друга с такой точностью?!»

До Тиуанако не существовало цивилизаций с такой мощной и развитой архитектурой, отточенной и безупречной технологией обработки металлов и керамического производства. По сей день исследователи не в силах разгадать тайны этой уникальной цивилизации.

Пик могущества Тиуанако пришёлся на период между 500 и 950 годами нашей эры. К XI веку влияние пошло на убыль, и в первой половине XII века государство рухнуло. Тиуанако окончательно прекратил своё существование около 1180 года. Историки и эксперты до сих пор не пришли к единому выводу, почему так произошло? Некоторые связывают это с климатическими изменениями.

Несколько сотен лет руины Тиуанако находились в полнейшем запустении, превратившись в мёртвый город — вплоть до прихода империи Детей Солнца — инков.

Увы, в поисках золота и серебра, испанские колонисты уничтожили бо́льшую часть наследия цивилизации Тиуанако. Тем не менее, этот комплекс и по сей день остаётся настоящей сокровищницей, хранящей внутри себя шедевры древней архитектуры. Здесь и Пирамида Акапана, и квадратный Полуподземный Храм, олицетворяющий собой подземный мир, и Храм Каласасайя (в переводе — Храм стоящих камней), и большой храмовый ансамбль Ворота Пумы.

Но самый мистический и загадочный объект археологического комплекса Тиуанако — Врата Солнца. Археологи предполагают, что ворота напрямую связаны с богом Солнца и, скорее всего, использовались в качестве календаря. Верхняя часть монумента украшена замысловатой резьбой с изображениями мифических крылатых существ, а самый центр композиции увенчан рельефным изображением главного божества и сотворителя мира — Вирако́чи. Интересно, что в западной части храма Каласасайя есть как бы уменьшенная копия Солнечных Врат — Ворота Луны.

Без ложных преувеличений, Тиуанако имеет сакральное значение для современной Боливии. В настоящее время коренные индейцы аймара приняли его в качестве символа своей идентичности.

Тиуанако — истинное место силы, и ощутить это в полной мере можно 21 июня — в день солнцестояния, когда аймара празднуют наступление Нового Года — Machaq Mara, совпадающее с началом зимы в южном полушарии. В канун самого длинного дня в году со всех уголков Боливии сюда съезжаются десятки тысяч людей, чтобы встретить восход солнца. Индейцы называют это событие «Возвращение Солнца» (Willa Kuti).

Медленно поднимаясь, небесное светило озаряет своими лучами восторженные и счастливые лица людей. Мощь этого древнего языческого культа столь велика, что не остаётся сомнений — он будет существовать вечно, и никакие навязанные религии никогда не смогут его искоренить, ибо не в праве человек тягаться с силами природы!

Как живут русские староверы в Боливии

Первые русские поселенцы в Латинской Америке появились еще в XVIII веке; сегодня же численность российской диаспоры в этом регионе только по официальным данным составляет более 150 тысяч человек и рассредоточена главным образом в странах Южной Америки: Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Чили и Венесуэле.

В течение последнего столетия выходцы из России внесли немалый вклад в развитие латиноамериканских государств. Имена генерала И.П. Беляева, скульптора Эстебана Эрьзя (С.Д. Нефедов), поэтессы Марианны Колосовой (Р.И. Покровской), живописца Николая Фердинандова, певицы и композитора Анны Марли (А.Ю. Смирнова) и многих других талантливых русских людей вписаны в летопись истории и культуры южно-американских стран.

Разумеется, русская диаспора в Латинской Америке сформировалась не сразу; это произошло в процессе нескольких миграционных волн, качественно и количественно отличавшихся друг от друга. До революции 1917 года, к примеру, миграция из России в Новый Свет носила трудовой крестьянский характер. После революции и последовавшей затем гражданской войны – это была эмиграция белогвардейская. По окончании Второй мировой войны в Латинской Америке волею судеб оказалось немало беженцев русской национальности из разоренной Европы. Наконец, в ходе современной миграционной волны в Новом Свете осели русские супруги латиноамериканцев или их родственники [1]. Отдельно следует выделить миграцию в рамках старообрядческого течения *.

Конечно, столь различные волны иммиграции не могли привести к формированию централизованной русской диаспоры в Латинской Америке. Исключением являются, пожалуй, лишь русская община в Парагвае [2], а также небольшие, как бы законсервированные во времени и пространстве, островки русской жизни в деревнях старообрядцев, разбросанных по территории всей Южной Америки. В этом плане особенно показательна ситуация в Боливии, где в общей численности российской диаспоры доля старообрядцев составляет едва ли не большинство.

Боливия – страна чрезвычайно интересная, знаменитая древними индейскими цивилизациями, конкистадорами, освободителями, революционерами и первым в истории Латинской Америки президентом-индейцем и ярым поборником коки Эво Моралесом.

Численность российской диаспоры в этой стране крайне невелика. По данным на 2005 год в Боливии проживало почти девять миллионов, при этом число владеющих русским языком составляло всего около трех тысяч человек [3]. Российская диаспора в Боливии включает в себя дипломатических работников, русских жен выпускников советских и российских вузов, обычных иммигрантов из России и стран СНГ. Но самой многочисленной (и наиболее интересной для исследования) составляющей русской диаспоры в Боливии являются общины русских старообрядцев, которые проживают в основном в тропических департаментах Боливии и насчитывают около двух тысяч человек [4].

В Боливии русские старообрядцы появились еще во второй половине XIX. В дальнейшем путь староверов в Боливию был тернист и пролегал по маршруту Россия–Маньчжурия–Гонконг–Бразилия–Боливия. Во время революции 1917 года и последовавшей затем гражданской войны в России староверы нашли приют в Маньчжурии; на рубеже 1920-1930-х годов их колония значительно пополнилась бежавшими от советской коллективизации русскими старообрядческими семьями. Однако после победы сторонников Мао Цзэдуна в гражданской войне в Китае в 1949 году официальный Пекин стал подвергать гонениям русских беженцев, и положение старообрядцев вновь осложнилось. В результате, в конце 1950-х годов они начали целыми общинами покидать территорию Китая, переезжая сначала в Гонконг, находившийся под британским контролем, а оттуда в Австралию и Новую Зеландию, а также в Бразилию. Оттуда часть из них перебралась в другие страны Латинской Америки, в том числе в Боливию (многие из староверов до сих пор имеют бразильские паспорта и лишь вид на жительство в Боливии). В свою очередь, боливийское правительство, заинтересованное в новых тружениках, пошло старообрядцам навстречу и выделило на своей территории земли для их семей, а также дало возможность получить льготные кредиты.

Читайте также  Сочи Море Пляж

Сегодня, в начале XXI века, деревни староверов разбросаны по территории боливийских департаментов Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамбa и Бени и расположены, как правило, вдали от больших городов. Основным занятием старообрядцев является земледелие и животноводство: они выращивают рис, кукурузу, пшеницу, бананы, ананасы, подсолнухи, сою. Нынешнее положение «боливийских» старообрядцев можно оценить как весьма благополучное, учитывая их склонность к упорному труду и благодатность тропической почвы – по словам самих староверов в боливийской земле «не растет только то, что не посадишь!» [5]. Несмотря на то, что староверы неукоснительно сохраняют русские обычаи и обряды, привычки и традиции столетней давности (некоторые из которых, кстати, уже почти невозможно встретить даже в самой России), никаких проблем с местными властями они практически не испытывают.

Русская старообрядческая деревня в Боливии сегодня – нечто невообразимое. Достаточно привести лишь ряд красочных примеров: собаки в будках в тропическом пейзаже (вызывающая, кстати, неподдельный шок у коренных жителей, упрямо не понимающих, зачем собаке отдельный дом); коровы, пасущиеся в тени банановых пальм; бородатые мужчины со старорусскими именами в лаптях и вышитых рубахах, подпоясанных кушаками; девушки в сарафанах, пропалывающие на огороде ананасы с песней «Ой мороз, мороз» [6].

Боливийские старообрядцы бережно хранят свои традиции. Как известно, их отличительной особенностью являются жесткие патриархальные каноны, один из которых заключается в четком соблюдении религиозного календаря. Именно поэтому в каждой боливийской старообрядческой деревне есть свой молельный дом, в котором молятся несколько раз в день; в воскресенье же и праздники молитва занимает несколько часов, и взрослые, несмотря на 40-градусную жару, выстаивают ее на ногах.

Крайняя патриархальность староверов выражается и в бытовых канонах. Все продукты, употребляемые в пищу, староверы выращивают сами; при этом они никогда не употребляют пищу ни в боливийских кафе и ресторанах, ни в чужом доме, беря с собой пищу и даже воду. Староверы в Боливии не курят, из спиртных напитков пьют только брагу собственного приготовления. Просмотр телевизора, посещение кинотеатров, чтение светской литературы, использование Интернета строго запрещено [7].

В отличие от других старообрядческих колоний в Америке, где дети уже почти не говорят по-русски и многие из них ушли в города и растворились среди местных жителей, в Боливии староверы сохранили русский язык и православную веру. Удивительно, но современные старообрядцы, которые никогда не были в России, а у многих отцы и деды родились либо в Китае, либо в Южной Америке, общаются на русском языке – языке сибирской деревни – так же, как и их предки сто лет назад. Речь русских жителей боливийской деревни изобилует словами, которые в самой России уже давно вышли из употребления: старообрядцы говорят «желаете» вместо «хотите», «чудно» вместо «удивительно», «шибко» вместо «очень», не знают слов «пятилетка» и «индустриализация», не понимают современного русского сленга [8].

Уникальный русский язык сохраняется усилиями самих членов общины. Вплоть до семи лет дети воспитываются только в деревне и только затем они начинают ходить в обычную испано-говорящую сельскую школу. Учителя-староверы преподают детям чтение и письмо; матери рассказывают им сказки, передающиеся из поколения в поколение. При этом, разумеется, современных русских книг у поселенцев в боливийской глуши практически нет.

Наконец, староверы строго блюдут родственные связи. Учитывая, что браки даже с дальними родственниками категорически запрещены, молодым старообрядцам уже в возрасте 13-15 лет приходится искать себе спутниц жизни в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Чили, Парагвае, а также в Канаде и США (особенно Орегоне и Аляске, где существуют большие общины старообрядцев) [9]. Смешанных же браков практически нет; в случае, когда русские девушки выходят замуж за местных, боливиец обязан принять православную веру, одеваться, читать и говорить по-русски и полностью соблюдать традиции староверов, включая чтение святых книг на старославянском языке. Неудивительно, что такие международные свадьбы случаются крайне редко; именно поэтому голубоглазые и русоволосые боливийские староверы так сильно напоминают персонажей русских сказок и картин Константина Васильева.

Характерно, что никто из староверов, родившихся в Боливии, Бразилии или Уругвае, обладающих национальными паспортами этих государств, не считают эти латиноамериканские государства своей родиной. Для них родина – это Россия, которую они никогда не видели и про которую практически ничего не знают. С другой стороны, у современного русского человека, попавшего в колонию старообрядцев в Боливии, создается впечатление, что он с помощью машины времени вернулся на несколько столетий назад, где в боливийских тропиках существует дореволюционная Россия, которой в самой России уже практически никто не помнит [10].

Конечно, цивилизация неумолимо наступает и на староверов. Несмотря на отчаянное сопротивление старообрядцев внешнему влиянию, молодые люди все же впитывают в себя современные тенденции. Некоторые крестьяне тайно держат под кроватями маленькие портативные телевизоры, которые, приглушив звук, смотрят ночью. Некоторые продукты – соль, сахар, постное масло – также приходится покупать в магазине [11].

На этом фоне весьма активно развиваются и российско-боливийские двусторонние отношения. Например, в 1999 году в политической столице Боливии Ла-Пасе появилась улица имени А.С. Пушкина – таким образом городские власти решили внести свою лепту в празднование 200-летия со дня рождения великого русского поэта. Растет интерес в Боливии и к изучению русского языка и обучению в России (основным стимулом здесь является возможность его использования при поступлении в российские вузы). Российская (нестарообрядческая) диаспора медленно, но верно увеличивается; ярким свидетельством является открытие в марте 2002 года в Ла-Пасе частного русского детского сада «Матрешка» [12]. Огромную роль в поддержке русской диаспоры играет посольство Российской Федерации в Боливии *.

Наконец, в феврале 2008 года произошло поистине эпохальное событие для жизни русских в этой далекой южноамериканской стране: не прошло и года после воссоединения Русской Православной Церкви, а 24 февраля 2008 года глава Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского Патриархата митрополит Платон совершил освящение храма Пресвятой Троицы – первого православного храма в Боливии *.

Доедут ли до этого храма боливийские старообрядцы – большой вопрос, упирающийся как в религиозный раскол с официальной православной церковью, так и в нежелание самих староверов посещать большие города, полные соблазнов. Так или иначе, представляется, что священный долг официальных властей России и неправительственных организаций, занимающихся проблемами соотечественников, заключается в том, чтобы донести до каждого, даже совсем забытого уголка огромного Русского мира информацию о Родине и – главное – о ее непоколебимом стремлении оказать поддержку всем, кто считает себя частью этого мира.

[1] См. Нечаева Т. Адаптация русских эмигрантов в Латинской Америке // Портал «Соотечечственники» // http://www.russedina.ru/?id=1748; Медведенко А. Русский след в Латинской Америке // Россия в красках // http://ricolor.org/rz/latin_amerika/so/13.

* Напомним, что старообрядчество – это совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ патриарха Никона в середине XVII века и ставших оппозиционными или даже враждебными официальной православной церкви. Вплоть до 1906 года старообрядцы преследовались царскими властями, а после 1917 года стали подвергаться гонениям со стороны Советской власти.

[2] См. журнал «Русский мир». №2. 2008.

[3] Жизнь российской диаспоры за рубежом – Боливия // Портал «Русский век» // http://www.ruvek.ru/diaspora-bolivia.html.

[4] Там же; Зотов Г. Настоящие русские остались только в Боливии? // «Аргументы и факты». 21.09.2005.

[5] Цит. по Зотов Г. Ук. соч.

[7] См. Рамирес В. Староверы в Боливии // Русская линия // http://www.rusk.ru/st.php?idar=316730; Зотов Г. Ук. соч.

[8] См. Рамирес В. Ук. соч.; Зотов Г. Ук. соч.

[10] Тер-Арсенян В. Ук. соч.

[11] См. Зотов Г. Ук. соч.; Рамирес В. Ук. соч.

[12] Жизнь российской диаспоры за рубежом – Боливия // Портал «Русский век» // http://www.ruvek.ru/diaspora-bolivia.html.

* Буквально на днях президент Боливии Эво Моралес наградил Орденом Кондора Анд Большого Креста посла России в Боливии Владимира Куликова за вклад в развитие двусторонних отношений.

* Идея воздвигнуть храм возникла довольно давно. На нее откликнулась наша соотечественница архитектор Лариса Кособлик, проживающая здесь вместе со своим мужем-боливийцем, с которым они познакомились во время учебы в Ростовском архитектурном институте. На сбор средств на сооружение храма ушло три года, всего было не менее пятидесяти жертвователей из числа сотрудников российского дипломатического корпуса и наших соотечественников. В Сергиевом Посаде был изготовлен иконостас и доставлен в Боливию.

Русские народные джунгли. Что делают староверы в Боливии?

Повседневная жизнь семей Ревтовых, Куликовых, Зайцевых и других в боливийской провинции Санта-Крус

В трех часах езды от города Санта-Крус, в местечке Тоборочи, 40 лет назад обосновались русские старообрядцы. Даже сейчас это поселение сложно отыскать на картах, а в 1970-х тут были абсолютно необжитые земли, окруженные густыми джунглями.

Старообрядцы, или староверы – общее название для религиозных течений в России, возникших в результате неприятия церковных реформ в XVII веке. Староверы подвергались преследованиям со стороны как церковных, так и светских властей. Спасаясь от гонений, на протяжении нескольких веков они бежали за пределы России. Во время советской власти часть из них оказалась в Маньчжурии, а после окончания Второй мировой войны, когда к власти в Китае пришли коммунисты, староверы вновь вынуждены были искать новый дом. Благодаря помощи ООН им удалось переехать в Бразилию. С тех пор старообрядческие общины появились в нескольких странах Нового Света: в Аргентине, Уругвае, Боливии, Канаде и США (в том числе на Аляске).

Модель пропаганды — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.

С точки зрения модели пропаганды, СМИ рассматриваются как предприятия, продающие товар — читателей и аудиторию (а не новости) — другим предприятиям (рекламодателям, правительствам).

То есть, если вы не заплатили за то, что читаете, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это прочитали.

Зарплата авторов и редакторов Republic формируется только за счет денег подписчиков.

u041eu0447u0435u043du044c u0438u043du0442u0435u0440u0435u0441u043du043e! «,»nick»:»u0415u043bu0435u043du0430 u0418u0432u043au0438u043du0430″,»userId»:155242,»voteUp»:6,»voteDn»:null,»createdAt»:»2019-07-25 14:10:24″,»updatedAt»:»2019-07-27 09:33:15″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»0806bc49e03a854ec672b1f9fe41c0c0.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»80986″:<"id":"80986","comment":"

u043au0440u0443u0433u043eu043c, u043au0430u043a u0443 u0445u0430u0441u0438u0434u043eu0432. u041eu0442u0440u0438u0446u0430u0435u043c u043fu0440u043eu0433u0440u0435u0441u0441, u043eu043d u043fu043bu043eu0445u043eu0439. u0421u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du044bu0439 u043au043eu043cu0431u0430u0439u043d? u043du0435, u044du0442u043e u0445u043eu0440u043eu0448u043e. u0421u043eu0442u043eu0432u044bu0439 u0442u0435u043bu0435u0444u043eu043d? u041du0435, u043du043eu0440u043c:)) u0427u0442u043e, u043cu0430u0448u0438u043du043au0430 u0434u043bu044f u0432u043au043bu044eu0447u0435u043du0438u044f u0441u0432u0435u0442u0430 u0432 u0448u0430u0431u0431u0430u0442? u0410u0430, u043du043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043e :)). u0412 u0438u0442u043eu0433u0435 — u0432u0441u0435 u0434u0435u043bu043e u0432 u043eu0444u043eu0440u043cu043bu0435u043du0438u0438 — u0447u0435u0440u043du044bu0435 u043fu0438u0434u0436u0430u043au0438 u0438u043bu0438 u0441u0430u0440u0430u0444u0430u043du044b, u0438 u0432u0441u0435, u0442u044b u0445u0430u0441u0438u0434 u0438u043bu0438 u0441u0442u0430u0440u043eu043eu0431u0440u044fu0434u0435u0446. «,»nick»:»Vladimir Zaytsev»,»userId»:21898,»voteUp»:13,»voteDn»:-2,»createdAt»:»2019-07-25 14:41:19″,»updatedAt»:»2020-07-13 08:40:45″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»238f34d6415871d391c3c7be287219ce.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81030″:<"id":"81030","comment":"

u041au0430u043au0430u044f u0440u0430u0437u043du0438u0446u0430 u0442u0430u043bu043bu0435u0441 u0438u043bu0438 u0441u0430u0440u0430u0444u0430u043d — u0433u043bu0430u0432u043du043eu0435 — u0447u0442u043e u0432 u0434u0443u0448u0415. u042du0442u043e u0432u0441u0435 u043du0430 u043bu0438u0446u0430u0445 u0438 u043eu0442u0440u0430u0436u0435u043du043e. «,»nick»:»Mat V 2 hoda «,»userId»:3952,»voteUp»:5,»voteDn»:-2,»createdAt»:»2019-07-25 19:48:33″,»updatedAt»:»2019-12-25 11:56:17″,»parentId»:80986,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81046″:<"id":"81046","comment":"

u041cu043eu0436u043du043e u043fu043eu0434u0443u043cu0430u0442u044c, u0432u044b u0438u043du0430u0447u0435 u0441u0435u0431u044f u0432u0435u0434u0451u0442u0435.

u042f — u0440u043eu0432u043du043e u0442u0430u043a, u043au0430u043a u0432u0430u043cu0438 u043eu043fu0438u0441u0430u043du043e u0432u044bu0448u0435. «,»nick»:»u0411u0430u0440u0438u043d u0438u0437 u041fu0430u0440u0438u0436u0430″,»userId»:80259,»voteUp»:1,»voteDn»:-1,»createdAt»:»2019-07-26 00:31:07″,»updatedAt»:»2019-12-25 11:56:06″,»parentId»:80986,»edited»:1,»deleted»:0,»avatar»:»741f74f3196f916226384414167e89e8.png»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81051″:<"id":"81051","comment":"

u041d-u0434u0430, u0430 u0432u043eu0442 u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0442u044c u0438u0445 u0442u0430u043c u0442u0430u043a u043bu0435u0442 u043du0430 u0442u044bu0441u044fu0447 15-20, u0438 u043fu043eu043bu0443u0447u0438u043bu0438u0441u044c u0431u044b u0441 u043du0438u0445 u043fu0430u043fu0443u0430u0441u044b u043au0430u043au0438u0435-u043du0438u0431u0443u0434u044c u0447u0435u0440u043du043eu043au043eu0436u0438u0435 u0441 u0448u0438u0440u043eu043au0438u043cu0438 u043du043eu0441u0430u043cu0438 u0438 u0442u043eu043bu0441u0442u0435u043du043du044bu043cu0438 u0433u0443u0431u0430u043cu0438. u0434u0430 u043fu0430u0440u043eu0439 u043bu0435u0433u0435u043du0434 u043fu0440u043e u0442u043e, u0447u0442u043e u043eu043du0438 u043fu0440u043eu0438u0441u0445u043eu0434u044fu0442 u043eu0442 u043au0430u043au043eu0433u043e-u0442u043e u0431u043eu0433u0430 u0421u0443u0441u0430 u0441 u0432u043eu043bu043eu0441u0430u043cu0438 u043fu043eu0434u043eu0431u043du044bu043cu0438 u0441u043eu043bu043du0446u0443 u0438 u043au043eu0436u0435u0439 u0431u0435u043bu043eu0439 u043au0430u043a u043eu0431u043bu0430u043au0430, u0441 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u043eu043d u0441u043eu0448u0451u043b u043du0430 u0437u0435u043cu043bu044e, u0447u0442u043eu0431u044b u0438u0445 u043fu043eu0440u043eu0434u0438u0442u044c. «,»nick»:»Slon Slonimsky»,»userId»:30567,»voteUp»:9,»voteDn»:-6,»createdAt»:»2019-07-26 01:24:07″,»updatedAt»:»2020-07-13 08:40:32″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81114″:<"id":"81114","comment":"

u042du0442u043e u0436u0434u0435u0442 u0432u0441u0435u0445 u0431u0435u043bu044bu0445 u043bu044eu0434u0435u0439, u043fu0440u0438u0447u0435u043c u0437u043du0430u0447u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u0440u0430u043du044cu0448u0435 u0443u043au0430u0437u0430u043du043du043eu0433u043e u0432u0430u043cu0438 u0441u0440u043eu043au0430. u0410, u044du0442u0438, u043au0441u0442u0430u0442u0438, u0441u043eu0445u0440u0430u043du044fu0442u0441u044f. u0422u0430u043au0438u0445 u0441u043bu0430u0432u044fu043du0441u043au0438u0445 u043bu0438u0446 u0432 u0420u043eu0441u0441u0438u0438 u0443u0436u0435 u043du0435 u043du0430u0439u0442u0438, u0430 u0432 u0411u043eu043bu0438u0432u0438u0438 u0432u043eu0442 u0435u0441u0442u044c. u0422u0430u043a u0442u043e. «,»nick»:»u0412u0430u0441u0438u043bu0438u0439 u041fu0435u0442u0440u043eu0432u0438u0447″,»userId»:72083,»voteUp»:8,»voteDn»:null,»createdAt»:»2019-07-26 13:44:25″,»updatedAt»:»2019-12-25 11:55:41″,»parentId»:81051,»edited»:1,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81203″:<"id":"81203","comment":"

u0421u043fu0430u0441u0438u0431u043e! u041au0430u043au043eu0439 u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du044bu0439 u043cu0430u0442u0435u0440u0438u0430u043b! «,»nick»:»u0412u043bu0430u0434u0438u043cu0438u0440 u0421u0443u0434u0430u043au043eu0432″,»userId»:96734,»voteUp»:5,»voteDn»:null,»createdAt»:»2019-07-27 09:19:35″,»updatedAt»:»2019-09-11 03:43:18″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81346″:<"id":"81346","comment":"

u043cu043du0435 u0442u0440u0443u0434u043du043e u0431u044bu043bu043e u0431u044b u043eu043fu0438u0441u0430u0442u044c, u043au0430u043a u044f u0441u0435u0431u044f u0432u0435u0434u0443 — u044du0442u043e u0432u0438u0434u043du0435u0439 u0441u043e u0441u0442u043eu0440u043eu043du044b. u0422u043eu0447u043du043e u043cu043eu0433u0443 u0441u043au0430u0437u0430u0442u044c, u0447u0442u043e u043du0438u0447u0435u0433u043e u0442u0430u043au043eu0433u043e, u043e u0447u0435u043c u043cu043eu0436u043du043e u0432 u0436u0443u0440u043du0430u043bu0435 u043du0430u043fu0438u0441u0430u0442u044c u043du0435 u043du0430u0434u0435u0432u0430u044e :)) «,»nick»:»Vladimir Zaytsev»,»userId»:21898,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2019-07-29 04:54:59″,»updatedAt»:»2019-07-29 04:54:59″,»parentId»:81046,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:»238f34d6415871d391c3c7be287219ce.jpeg»,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»81881″:<"id":"81881","comment":"

u041fu043eu0442u0440u044fu0441u0430u044eu0449u0438u0435 u043cu0435u0441u0442u0430! «,»nick»:»u0410u043bu0435u043au0441 u0410″,»userId»:344328,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2019-08-06 21:28:20″,»updatedAt»:»2019-08-06 21:28:20″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>,»82259″:<"id":"82259","comment":"

Pu0443u0441u0441u043au0438u0439 u043cu0438u0440. «,»nick»:» «,»userId»:205502,»voteUp»:null,»voteDn»:null,»createdAt»:»2019-08-12 12:41:27″,»updatedAt»:»2019-08-12 12:41:27″,»parentId»:0,»edited»:0,»deleted»:0,»avatar»:null,»userVote»:»»,»twitterPage»:null,»vkPage»:null,»amount»:null>>,»viewedComments»:[]>»>

Латиноамериканские скрепы. Как живется русским старообрядцам в Боливии.

Дубликаты не найдены

«Назад в будущее» в реальности.

Если людям хорошо, то почему бы и нет.

. А в чем их ересь, простите?

Читайте также  Ейск. Когда отдых по «карману»

Им, кстати, подозреваю, глубоко начхать, считаешь ты их образ жизни ересью или нет

Хорошо, посмотрела. Если уж на то пошло, то старообрядцы исповедуют православие в его исконном виде, а вот современную отреформированную во времена раскола РПЦ можно как раз-таки считать ответвлением.

А почему, собственно, они должны свою ересь оправдывать? И неужели вы думаете, что этим репортажем они пытаются оправдаться? Смешно.

Поучи меня еще здесь, историк хуев ))

Я не против подобного рода общественного уклада. В конце концов, Боливия на другой стороне планеты, мне наплевать, что там происходит. Я не навязываю какого либо мнения, ни к чему не призываю и ничего не утверждаю.

Я просто предложил ментальный эксперимент, для тех, кто в состоянии мыслить абстрактно.

То что ты не смог, это не страшно, гораздо хуже то, что ты пытаешься самоутвердиться за мой счет.

Хорошая попытка, но нет.

Ревнители старины

Староверы при работе с их сайтом рекомендуют использовать старый, добрый, исконный Internet Explorer

Чёрные староверы

Я знаю, вам не очень интересны мои рассказы о старообрядчестве, но зато мне очень интересно их писать. А тут еще на прошлой неделе сын возьми да и спроси меня: «Пап! А ты знаешь, кто такие староверы?» Я думаю про себя: «Ну сейчас выдаст!». И спрашиваю: «Кто же, сынок?»

— Ну этот такие дядьки с бородами. Они, представляешь, в тайге живут и не признают ни электричества, ни машин! Это я по Discovery видел!

Вот-те раз! Родной сын, крещенный в старообрядческой церкви, купился на расхожую «клюкву».

Сегодняшний рассказ будет про необычное и во многом удивительное явление – чернокожих старообрядцев Уганды. Для нашей церкви все, случившееся в уже вроде как бы неблизком 2013 году – почти чудесный и абсолютно новый опыт.

Что вы знаете об Уганде? До встречи с отцом Иоакимом Киимбой я не знал о ней вообще ничего. Но догадаться и так можно – нищая центральноафриканская страна. Бывшая Британская колония – и сегодня, чтобы выбиться там в люди, нужно знать английский язык, ведь большая часть населения говорит на языках луганда и суахили. Уже 35 лет правит страной «президент» — Йовери Кагута Мусевени. Городское население – 13%, остальные живут в селах. Треть жителей страны живет за чертой бедности. Средняя продолжительность жизни – 55 лет. Средний возраст жителей – 15 лет! А еще по стране бродит состоящая из таких вот мальчишек «Господня армия сопротивления», насчитывающая несколько тысяч человек. Эта полу-террористическая группировка, полу-деструктивная секта под предводительством «пророков Святого духа» действует в стране с 1987 года, сражаясь против правительства Мусевени за установление в Уганде теократического режима, основанного на 10 библейских заповедях. Весело там!

Большинство верующих в стране – христиане, в основном католики и англикане (есть немного мусульман, процентов 10-15). Но в двадцатых годах прошлого века появились в Уганде и островки православия. Как ни странно, это было связано с Россией. В первой четверти прошлого столетия в Восточной Африке (Уганда находится на экваторе и расположена в непосредственной близости от Восточной части континента) жил епископ Христофор (Спартас Мукаса). Именно он сыграл значительную роль в распространении новообрядного христианства во всей Восточной Африке. Он узнал о православной вере в 1914 году в России, когда был еще солдатом во время Первой мировой войны.

Однажды он пришел в российский храм на службу. Этот храм оказался греко-российским (господствующего вероисповедания). Даже будучи англиканцем, он решил помолиться в этой церкви, хотя раньше он никогда не слышал о православной вере.

Он внимательно наблюдал за тем, как совершаются молитвы, как устроено богослужение. Будущий епископ заинтересовался и почувствовал большую необходимость в этом. По возвращении из России он твердо решил принести эту веру в Уганду.

Вернулся в Уганду в 1921 году и проповедовал слово Божие на основе греко-российской доктрины в соответствии со старым календарем в Уганде и во всей Восточной Африке. Он совершал эту проповедь с помощью своего хорошего друга по имени Обадия Кабанда. Через несколько лет люди всерьез заинтересовались верой в Бога, и два проповедника стали выбирать кандидатов в священные степени. Таким образом, он выбрал кандидатов и отправил их в Грецию проходить обучение служению в греческой Церкви.

В 1939 году, во время Второй мировой войны, епископ Христофор (Спартас) вернулся в Россию и оставался там до 1945 года. Когда война закончилась, он вернулся в Уганду и снова продолжил проповедовать слово Божие. В течение этого времени многие ученики из Кении и Танзании приезжали в Уганду, чтобы учиться в школах, созданных епископом Христофором. Он продолжал посылать молодежь для обучения в Грецию. Угандийская церковь закрепилась за Александрийским патриархатом.

Спустя некоторое время, в 1982 году, епископ Христофор умирает от тяжелой болезни. Однако до своей смерти он успел научить некоторых молодых людей той вере, которую он хотел установить в Уганде, объяснив разницу между старой греческой верой и новой верой. Среди этих юношей, слушавших проповедь пожилого епископа, был молодой человек по имени Иоаким Киимба.

Иоаким Киимба родился 28 февраля 1948 года. Он вырос в религиозной семье, его отец был священником в Православной Церкви нового стиля. Его семья была небогата, как и большинство угандийских семей. Его родители изо всех сил старались платить за обучение сына, несмотря на то что у них не было надежного источника дохода. Вскоре Иоаким Киимба получил возможность выехать на обучение за границу по рекомендации епископа Христофора. В 1970-х годах он оканчивает медицинский факультет и начинает работать в национальных больницах, включая Республиканскую больницу в Мулаго. Его медицинская карьера была успешной, потому что он работал профессионально и с Богом в душе. Будучи врачом, он имел частную медицинскую клинику, чтобы получать доход для поддержки Церкви. Однако часто он бесплатно лечил пациентов, поскольку у многих не хватало средств, чтобы оплатить лечение.

Отец Иоаким Киимба в своей жизни много рассказывал о епископе Христофоре. Он рассказывал своей общине истории из жизни своего учителя, в том числе как епископ Христофор до того, как он стал православным верующим, был англиканином, но, вернувшись из России, он принес в Африку греко-российскую веру. Епископ Христофор с усердием изучал греко-российскую веру и старался во всем передать ее в Уганде. Угандийская церковь в 70–80-е годы XX в. переживала новостильный раскол, и через некоторое время отцу Иоакиму пришлось взять ситуацию под свой контроль, так как люди уходили из церкви, духовная жизнь в общинах угасала. Отец Иоаким Киимба был рукоположен в священники в 1992 году. Он твердо решил, что нужно придерживаться старостильного календаря, как того хотел его учитель. Позже, когда церковная работа расширилась настолько, что стала требовать еще большего внимания и сил, отец Иоаким решил сократить время, которое он выделял для своей медицинской практики в качестве профессионального доктора, и стал посвящать больше времени Церкви. Отец Иоаким Киимба — человек, который жертвовал многим ради Божьего дела. Он был тем, кто приносил в жертву все, чтобы развивать церковь. Было время, когда церкви нужны были средства для развития, и единственный вариант был таков, что необходимо было продать даже свой личный участок земли, чтобы собрать деньги для нужд строящегося храма. Он посвятил все свое время церкви и всегда думал о различных планах по ее развитию.

Задумка его была такова – совместить храм, куда приходили бы люди лечить раны душевные, с больничным комплексом, где он вместе со своими учениками и единомышленниками лечили бы и всех страждущих. При этом комплексе отец Иоаким задумывал (и в итоге так и получилось) создать училище для подготовки и обучения младшего медицинского персонала. В такой стране, как Уганда, любая проповедь веры или духовное окормление идет параллельно с социальным служением. Половина из его учеников — это сироты города Кампалы, столицы страны, и из тех сёл, где они эта христианская община занимается духовным окормлением.

После 2010 года, после того как епископ Иоанн, который рукоположил его, умер, о. Иоаким Киимба, имея, как и его учитель епископ Христофор, тягу к Древнему Преданию, отыскал такую Церковь, которая опирается на основы и Предание Древней Церкви. Церковный совет начал свои поиски в Интернете и наткнулся на Русскую Православную Старообрядческую Церковь. История РПСЦ была глубоко изучена церковным советом и о. Иоакимом Киимбой. Вскоре он рассказал членам общины о том, что его искания старых традиций наконец остановились на русских старообрядцах, хранящих древнее Предание Церкви Христовой, чего он и хотел с самого начала. Через некоторое время был вновь созван церковный совет, и главным вопросом обсуждения стал переход в Русскую Православную Старообрядческую Церковь. Начался длительный диалог между верующими России и Уганды о воссоединении, которое произошло в 2013 году.

Для Московской митрополии эти переговоры были делом удивительным и абсолютно новым. Ведь до того дня все старообрядцы мира (а их немало в обеих Америках, в Австралии, на Дальнем Востоке и в Европе), даже если он плохо говорят по-русски, все- таки это потомки русских древлеправославных христиан, с русской традицией и русской верой. Староверы из Бразилии или Румынии зачастую знают свою историю и свою веру лучше, чем коренные москвичи. А тут – англоязычный чернокожий «батюшка», совсем другой традиции и менталитета. В итоге, Советом Митрополии было принято решение пригласить о. Иоакима Киимбу вместе с женой Маргаритой в Москву, чтобы рассмотреть вопрос о его присоединии к Древлеправославной Церкви (РПСЦ) в России. И 22 мая 2013 года, на праздник перенесения честных мощей святителя Николы, в Никольском храме тверской старообрядческой общины г. Москвы о. Иоаким Киимба и его супруга, матушка Маргарита, были присоединены к Церкви. Обряд присоединения совершался по второму чину — через миропомазание и отречение от ересей.

Умер отец Иоаким в 2015 году от рака, передав общину под руководство Иоакима Валусимби. До перехода в лоно Русской Православной старообрядческой Церкви Иоаким был священником Александрийской патриархии. При исследовании выяснилось, что он был крещен обливательно, поэтому вместе с супругой их крестили троекратным погружением, назвав Иоакимом и Иустиной. Чин венчания совершил покойный о. Иоаким Киимба. После этого Иоаким стал уже мирянином и кандидатом в священные степени. Рукополагали его тоже в России, на Рогожском. Сейчас отцу Иоакиму 42 года, он имеет пятерых детей. Я, кстати, думал, что он намного младше – он невероятно веселый и непосредственный. Все увиденное им здесь, в России, вызывало у него живой и неподдельный интерес. За время пребывания на Рогожке он старался как можно больше запомнить и научиться тому, что ему преподавали. Он человек сильной веры, всегда приветливый и радостный, внимательный и ответственный к своему служению. А главное, он имеет от Бога дар — музыкальный слух, что еще больше украшает его как священнослужителя и как славящего Бога на трех языках: греческом, английском и своем родном угандийском.

Вера этих людей отличается от нашей. Как отличается от нашей вся их жизнь. Они на многое смотрят совсем другими глазами. И зачастую наши с вами проблемы рядом с их заботами – просто пустая фигня! Только, эти люди даже в таких, на наш взгляд, трудных условиях не перестают быть ЛЮДЬМИ. В самом ЛУЧШЕМ смысле этого слова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: