Как живут современные староверы - KRINTEL.RU

Как живут современные староверы

Где и как живут в наши дни беглые русские староверы, или Как разбросанным по миру молоканам удалось сохранить самобытность

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Происхождение общины и жизнь молокан в России

Недовольные действиями традиционной в России православной церкви обозначились еще в 16 веке. Продолжая верить в Бога, они стали отметать ритуальную сторону вопроса, а священников считали лишним звеном в общении с Создателем. В порыве такого протеста смельчаки объединялись в общины и начинали жить по собственным законам и правилам.

Христианское объединение молокан известно в России с 18 века, когда община получила широкое распространение сначала в Тамбовской губернии, а позже и по всей стране. Старообрядцев на законных основаниях отнесли к еретикам, по причине чего и преследовали до начала 19 века. С приходом во власть Александра I молоканам предоставились некоторые попущения в контексте общей политики царя по отношению к сектам.

Отличные от традиционных верования молокан основывались на специфическом толковании Библии. Представители движения признавали поклонение единому Богу и истине, полностью при этом отрицая почитание икон, существование святых и их мощей, церковную иерархию и клир. Молокане не использовали крестное знамение и сам крест не признавали. Молоканская молитвенная служба состояла из чтения священного писания с пением псалмов. Лейтмотивом заключительных проповедей молоканских христиан служило второе пришествие сына божьего и следующее за ним тысячелетнее царство, куда попадут лишь истинно верующие и праведные христиане. К православию молокане относились терпимо, но браки представителей своего течения с православными запрещались.

Обеспокоенные протестным движением власти начали бороться с подобными явлениями путем притеснений и выселений. Места выбирали максимально отдаленные от центральных губерний. Кстати, с географией расселения и связана первая версия происхождения названия общины. Якобы молокане массово переселялись в Таврическую губернию на берега Молочной реки, что и определило их прозвище. Самое же распространенное этимологическое предположение гласит, что причина в обычае принимать молочную продукцию в постные дни. К слову, молокане не употребляли свинину, алкоголь и не курили табак.

Бегство молокан в Америку и выселение на Кавказ

В начале 20 века русские молокане добровольно и массово эмигрировали в США, уклоняясь от военной службы. Селились члены общины в восточном Лос-Анджелесе, где за несколько лет основали общину и молитвенный дом. Молоканское поселение носило имя Кара-кала. Несмотря на громадную территориальную оторванность от России, американские молокане полностью сохранили обряды, язык и ряд культурных особенностей.

Значительная часть представителей секты обитает сегодня в Азербайджане, Грузии и Армении. На территорию Кавказа эти люди попали после повторного переселения уже с Таврии. Селились в высокогорье, в 2000 метрах над уровнем моря. Несмотря на то, что тамошний климат не благоприятствовал ведению сельского хозяйства, молокане сохранили этот вид деятельности своим основным. Интересно, что молокане не смешивались с местными горцами, заключая браки только внутри своего сообщества. Конечно, по этой причине общая численность молокан значительно уменьшилась со временем. В советский период в Армении в 30 молоканских сёлах проживали около 50 тысяч переселенцев. Также есть общины в Ереване и Дилижане.

Существует современная деревня Фиолетово, населенная исключительно молоканами в тысячу человек и частично заселенное несколькими сотнями представителей Лермонтово. Считанные молоканские села остались и в Грузии, где компактно проживающие молокане продолжают охранять традиционный жизненный уклад. В 2014 там оставались не более 800 пожилых молокан, проживавших в Кахетии. Если сравнивать перепись населения 1989-го с 2002-м, то общая численность русских в Грузии сократилась в разы. Не обошло это явление и молокан, вернувшихся в Россию.

Самобытные правила жизни

Молокане веками чтят свои правила независимо от места проживания. Внешний вид представителей общин скромен и аутентичен. Женщинам обязательно полагается носить на голове платок и юбку в пол. Мужчины чаще всего одеты в светлую рубаху, бороду молокане не бреют. Алкоголь по-прежнему не положен даже в большие праздники. Дни рождения не отмечаются, да и вообще развлечениями молокане не увлекаются. Исключение составляют лишь свадьбы, которые широко празднуются несколько дней. Ведь разводы молокане не практикуют, так что подобное торжество у человека случается лишь раз в жизни. В семьях самых строгих правил запрещены даже чтение и телевизор. Если дети посещают общеобразовательные школы, то культа из наук родители не делают, высоких баллов не требуют. Ведь будущее отпрысков часто заключается в крестьянском труде в родном поселении. Правда сегодня молодежь уже позволяет себе покидать общину в поисках интересной жизни. А некоторые представители мужского населения зарабатывают на жизнь в городах, нанимаясь бригадами на ремонтно-строительные работы.

В России современным местом размещения молокан является Ставропольский и Краснодарский край. Для вчерашних «запрещенцев» созданы условия, объединяющие и обособляющие древние русские традиции, обычаи с возможностью следовать законам предков.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Староверы в XXI веке: как они живут

В начале ХХ века в Российской империи проживало от 2 200 000 до 4-5 миллионов староверов, но точное число трудно установить, т.к. многие скрывали свою принадлежность к старообрядчеству. В наше время в России проживает около 2 миллионов.

Самоназвание

Изначально старообрядцы в основном именовали себя «православными християнами», свою веру – «правой верой». Внешние термины, которыми называли не подчинившихся реформам Никона православных верующих – такие как «раскольники», «раскольщики», «брынская вера», «старообрядцы», «староверы» – поначалу ими не принимались. Лишь позднее термины «старообрядцы» и «староверы» стали использоваться ими и как самоназвание, принятое в качестве основного названия и в наши дни. При этом РПЦ Московской патриархии зачастую презрительно именуется старообрядцами «никонианской» или «никонианами», намекая на ее происхождение от реформатора Никона.

Основные течения

Не признававшееся властями старообрядческое движение было вынуждено вести полуподпольное существование. По этой причине само движение изначально было расколото на десятки различных групп и общин с разными правилами и обрядами. В настоящий момент среди староверов действуют несколько основных направлений.

Наиболее значимым является РПСЦ – Русская православная старообрядческая церковь, иначе также называемая Белокриницкая иерархия, названная так по месту ее основания – местечку Белая Криница на территории Австро-Венгрии в 1846 году. Возглавляет ее митрополит Корнилий, а общины находятся во многих городах мира. РПСЦ – это поповское согласие, признающее священство. Другим значимым направлением является Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). В отличие от староверов белокриницкого согласия ДПЦ является беспоповской церковью; ее духовные лидеры именуют себя «наставниками», а не священниками.

Значительную роль играют также и единоверцы – старообрядцы, соблюдающие дониконианскую традицию, но при этом признающие иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Прочие согласия и группы старообрядцев крайне незначительны. По мнению одного из современных историков старообрядчества Дмитрия Урушева «не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев».

География расселения старообрядцев

Избегая преследований царского правительства, старообрядцы поначалу старались расселяться максимально далеко от центров власти. По этой причине общины староверов можно было встретить в самых удаленных областях русского севера и Сибири, западных губерниях, Прибалтике и многих других окраинных районах. Впрочем, позднее, с ослабеванием преследований, старообрядческие общины обосновались и в центральной России. Кроме того, многие старообрядцы так и вовсе покинули территорию ставшей для них опасной родины, выехав за рубеж – в Османскую Турцию, Румынию, Канаду, Южную Америку и многие другие страны.

Выехавшие в эти страны старообрядцы по сей день хранят свой традиционный уклад и говорят на архаичном варианте русского языка, на котором разговаривали их предки. В настоящий момент основным центром старообрядчества в России является, пожалуй, община Рогожского кладбища РПСЦ в Москве, где в одном месте сосредоточено сразу несколько принадлежащих старообрядцам церквей и магазинов, кладбище, а также жилые дома. Именно туда, пожалуй, стоит поехать тому, кто желает воочию посмотреть на традиции старообрядцев.

Традиционный быт современных старообрядцев России

Многие удаленные от центра России старообрядческие общины до сих пор продолжают вести традиционный образ жизни, мало чем отличающийся от образа жизни их предков. В Сибири, на Урале, Туве и некоторых других районах до сих пор можно встретить целые деревни, заселенные мужчинами с длинными бородами, в домотканых рубахах навыпуск, с женщинами в платках и длинных традиционных платьях. Конечно, в большинстве таких деревень уже есть электричество, мобильная связь, телевизор и даже интернет, но несмотря на это, их обитатели продолжают по-прежнему вести традиционный образ жизни, двуперстно креститься, отрицать брадобритие и соблюдать древнее благочестие.

В подобных деревнях мало пьют и почти совсем не курят. Впрочем, если зайти вглубь лесов, вдаль от таких удаленных деревень, то там до сих пор можно найти уже совсем традиционные старообрядческие скиты, в которых не будет ни электричества, ни телефонов и вообще никаких следов современной жизни. Правда, число таких скитов сокращается с каждым днем.

Следует также предупредить читателя, что к «никонианам», да и вообще к посторонним в таких традиционных поселениях относятся достаточно подозрительно и, порой, даже неприязненно и агрессивно: многовековые преследования не могли не оставить свой след на образе мыслей жителей таких сел, всегда связывавших появление «чужака» с угрозой для собственной жизни.

Жизнь старообрядцев мегаполиса

А как ведут себя старообрядцы – жители крупных метрополий, таких как Санкт-Петербург или Москва? По-разному. Многие из них и в Москве стараются носить традиционную одежду и не брить бороду. С другой стороны, зайдя в столичный старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там современно одетых верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Некоторые из современных старообрядцев предпочитают некоторый компромиссный вариант: в течение рабочей недели носят обычную одежду, а посещая храм – переодеваются в традиционную.

Такие современные старообрядцы пользуются и мобильной связью, и интернетом, и даже имеют свои собственные журналы, книги, издательства, сайты и интернет-форумы. Необходимо также отметить, что наряду со старообрядцами, впитавшими старую веру, что называется, «с молоком матери», значительное число современных староверов составляют также и неофиты, искавшие истинную веру – и нашедшие ее в форме старообрядчества. Несмотря на то, что старообрядцы в принципе не ведут миссионерской деятельности, в старую веру порой вступают представители совсем других стран и религий: так, совсем недавно первый старообрядческий приход был открыт, ни много ни мало, в Уганде.

Читайте также  18 фото о том, как на самом деле выглядит Касабланка

Как посещать старообрядцев

Если вы захотите посетить старообрядческий храм вашего города, будьте готовы к весьма холодному приему, а также соблюдайте ряд предписаний. Мужчинам всегда надо иметь закрытую обувь и одежду с длинным рукавом, женщинам – юбку, платье с длинными рукавами и платок.

Зайдя в старообрядческую церковь после начала службы (лучше всего прийти на нее утром в воскресенье), станьте у входа, не пытайтесь пройти вперед и – очень важно – не креститесь и не пытайтесь молиться. Крещение трехперстием и неверное поведение во время молитвы может оскорбить присутствующих ревнителей старой веры.

Кроме того, будьте также готовы к тому, что на входе вас могут спросить зачем вы сюда пришли, а в беспоповский храм РДЦ вас, скорее всего, вообще не захотят впустить. Иногда, напротив, можно зайти в храм тогда, когда там нет службы, но тогда вы упустите самое главное – возможности полюбоваться традициями наших предков в той форме, в какой они существовали до середины XVII века.

Мир новый, а вера старая: как живут российские староверы

В начале февраля 2020 года Патриарх Кирилл выступил с идеей включить понятие Бога в Конституцию России. Его поддержал президент России Владимир Путин, а за ним и Госдума. Несмотря на то, что в актуальной версии основного закона прямо говорится о том, что государство у нас светское, идея православия как основной религии России принята уже давно.

И пока в гроб светской России вколачивают последнюю скрепу, представители малых религий и верований живут спокойно. Первый текст мы посвятили неоязычеству и германо-скандинавским общинам. Теперь же мы решили поговорить со староверами. Куб выяснил, чем два пальца лучше трёх и как не прогневать предков.

Старая вера лучше новых двух

Сейчас много внимания уделяют экологической осознанности и познанию себя. Поколение Z вряд ли отправится в лес, а вот среди миллениалов были распространены дауншифтинг и зимовка на Бали. Там и здоровое питание, и духовные практики в коммуне просветлённых соотечественников. Но для того, чтобы жить в гармонии с природой и собой, не обязательно уезжать за границу. Считается, что примерно так живут староверы — люди, предки которых расселились по всему миру во время религиозных гонений. Но тем не менее, они смогли сохранить свою религиозную и культурную идентичность, традиции, которые не менялись столетиями.

Справка: староверы или старообрядцы — это наследники дораскольной Руси. Не приняв в 17 веке реформу Никона, старообрядцы до сих пор сохранили все догматы, канонические положения и чины старорусской Церкви. Раньше их звали «раскольниками» из-за раскола Церкви, потом переименовали в старообрядцев, чтобы никого не обижать.

Фестиваль старообрядческой культуры в Забайкалье / РИА Новости

Основное отличие староверов от РПЦ заключается в том, что они используют старопечатные богослужебные книги, изданные до 1652 года. А также в том, что они не представляют собой единого сообщества или церкви.

Но это всё теория, а что на практике? О том, как живут современные староверы, нам рассказали председатель правления Новгородской старообрядческой поморской общины Алексей Безгодов и участник группы ВКонтакте «Старообрядчество» старовер Василий.

Агафья Лыкова, единственная оставшаяся староверка из семьи Лыковых / РИА Новости

Добрые дела и старая вера

Современные староверы живут просто, но от обычных людей они почти ничем не отличаются — издалека они похожи на православных христиан, бороды до земли и лаптей не носят. А на мифы о себе старообрядцы 21 века смотрят с улыбкой. Алексей Безгодов говорит, что люди часто думают, что, «староверы ходят в льняных рубахах и живут в землянках».

«Ещё спрашивают, разве мы ещё есть, или думают, что мы в тайге или в Сибири должны жить.»

Обычные люди, узнав, что Алексей — старовер, воспринимают его взгляды спокойно: «Кто-то с интересом, кто-то с сомнением, часто смотрят как на экзотику, как некий фольклорный элемент». Часто старообрядцев путают с язычниками и неоязычниками. Но это ошибочное и, как говорит Василий, «недавнее веяние».

И несмотря на то, что реформа Никона произошла больше 3 веков назад, староверы до сих пор исповедуют ту форму православия, которая была до раскола. Василий рассказал, что современные староверы до сих пор делятся на «поповцев» и «беспоповцев».

«[В 17-м веке] последний епископ Павел Коломенский выступил против реформ и был убит, а старообрядцы остались без возглавления в виде епископов. Но поставить священника может только епископ, следовательно, перед старообрядцами встала проблема — откуда брать священников, которые могут совершать церковные таинства — крестить, совершать Литургию, погребение, исповедь, брак, и другие таинства?»

Так часть старообрядцев решила, что будет выбирать наставников из своей среды. Они совершали всего 2 таинства: крещение и исповедь — два этих таинства позволено совершать простым верующим в случае нужды.

Таких старообрядцев называют «беспоповцами». «Поповцы» же принимали в свою среду священников, которые отрекались от заблуждений реформированной церкви, а в 19 веке приняли таким же образом и епископа.

Кроме этого, различий между современными течениями староверов и Русской православной церковью довольно много:

  • староверы сохраняют ту церковную традицию и литургику, которую принёс на Русь великий князь Владимир;
  • при крестном знамении «новые православные» двоеперстие заменили на троеперстие;
  • земные поклоны заменили поясными;
  • полное трёхпогружательное крещение стали заменять поливательным и кропительным;
  • знаменное унисонное пение было заменено на партесное (многоголосное хоровое пение по латинскому образцу);
  • изменились одежды священнослужителей, иконопись стала похожа на светскую живопись;

«священноначалие стало превращаться в чиновничий аппарат, превратив церковь в одно из государственных ведомств».

По словам Алексея Безгодова, староверие на этом фоне оставалось

«народной верой, призванной вести людей ко спасению души».

С мнением, что староверы не представляют собой единого сообщества, Алексей и Василий не согласны. Они говорят, что собираются для молитвы и общения, для «каких-то совместных добрых дел». Большинство прихожан старообрядческих храмов знакомы друг с другом и вообще стараются держаться вместе.

Празднование Рождества Христова / РИА Новости

Кстати, правильное название — «староверы». Это более старый и наиболее правильный термин. Сами староверы считают, что они — наследники «именно старой православной веры христовой». Часто они называют себя «древлеправославными».

Жизнь староверов в 21 веке

У многих староверов есть особый уклад в семье и в жизни. Они пытаются сохранить традиции, строят свою жизнь, «сообразуясь с церковными канонами». Но кроме церковной деятельности, они

«создают общественные организации, занимаются предпринимательством и крестьянским трудом, служат в силовых ведомствах и являются научными сотрудниками».

Для современного старообрядца главное — жить по Евангелию, по православному вероучению. Это «молитва утром и вечером, это благопристойное поведение, это помощь ближнему». Старовер может заниматься любой деятельностью, которая не идёт вразрез с Евангелием. Их можно увидеть в «Азбуке вкуса» или на концерте и в театре.

Конечно, есть и такие, кто запрещает женщинам носить брюки, потому что «так сказано в Ветхом завете». Но такое встречается редко. Обычно при общине староверов

«организуют молодёжные мероприятия, принимают гостей из других общин, проводят образовательные конференции, занимают исторической и краеведческой работой».

В этом участвуют и мужчины, и женщины.

Они могут есть, что угодно, если не время Поста (староверы постятся по православному уставу, сроки его совпадают с постами РПЦ). Современные староверы не такие строгие, как их предки. Они уверены, что ничего жёстко запрещать не надо, а «человек сам решает, на какие грехи он готов пойти, а каких лучше избежать». Однако контрацепция — это грех однозначно, а детей должно быть столько, сколько Бог даст:

«Многодетные семьи вызывают уважение, в то время как отсутствие детей воспринимается как Божье наказание. Быть бездетным — это не круто».

Некая традиция сохранилась и в отношениях с РПЦ. Если обычные люди воспринимают староверов как «мужиков в лаптях из Сибири», то православные священники часто настроены враждебно. Алексей добавляет, что такое бывает редко,

«но они [священники РПЦ] традиционно воспринимают нас, староверов, негативно. Вероятно, наше существование мешает им наслаждаться монополией на духовность».

Однако с 17-го века прошло достаточно времени, чтобы страсти улеглись. И теперь на староверов не устраивают гонений, их церкви не сжигают, а тех, кто предпочитает старые каноны, не бьют палками. С семьёй и кругом общения у староверов всё спокойно: большинство друзей и родственников у них — сами староверы. И никаких раздоров, всё по Евангелию.

Что делать, если вы хотите стать старовером?

Василий рассказал, что выбор веры был для него предопределён: он родился в городе с довольно сильной старообрядческой общиной староверов-поповцев:

«Мои родители пришли к Богу в старообрядческую Церковь уже в сознательном возрасте, хотя имели старообрядческие корни. С детства я крещён в Русской Православной Старообрядческой Церкви, посещаю храм и помогаю при богослужениях».

Алексею вера тоже досталась «по наследству»:

«Мои предки были староверами-поморцами, я происхожу из Уральского региона, где традиционно проживает много староверов».

Но если вы захотите стать старовером, а никаких родственников этой веры у вас нет, то не проблема. Василий рассказал, достаточно прийти в старообрядческий храм и сказать священнику, что вы хотите присоединиться к этой церкви:

«Священник побеседует с сами, вы пройдёте период подготовки, и будете присоединены к Церкви — либо через крещение, если в РПЦ Вас крестили через «обливание», а это противоречит нашим церковным канонам, либо через отречение от заблуждений РПЦ».

Алексей добавляет, что нужно «пройти период оглашения (катехизацию), когда человек постигает основы веры и историю Церкви». Но никаких ограничений для принятия крещения нет. Не имеет значения, в какой вере человек был до этого — «двери Церкви Христовой открыты для всех». Главное — решение о крещении должно приниматься осознанно.

Читайте также  Прогулка Чертовы ворота — Самшитовая роща — Хоста

Без украшений, косметики и алкоголя. Как живут современные старообрядцы

Большинство знают о старообрядцах только, что те крестятся «двумя перстами», и что прославившиеся на всю страну отшельники Лыковы были этой веры. Современные староверы совсем не такие. В жизни это обычные врачи, военные, учителя. Журналист АиФ-Калининград побывал на службе и познакомился с бытом и укладом староверов.

Необычные имена

История старообрядчества в Калининградской области началась в 2004 году. Местные староверы под руководством отца Виталия, который на тот момент еще не имел духовного сана, объединились в общину — небольшую, но активную.

Молились тогда в квартирах, но соседи начинали смотреть косо, думали, что рядом живут сектанты. Когда Виталий попросил у Москвы священника для области, ему самому предложили обучиться. В 2007 году его поставили в священники.

Сейчас в общине уже около 50 постоянных прихожан. На воскресную службу приезжают из Калининграда, Советска, с Куршской косы и Немана.

Да, пожалуй, ещё часто встречаются необычные для нашего слуха имена. В паспортном столе им вечно удивляются. У помощника главы общины Леонида Локтионова дед – Григорий Ермилович, бабка — Аграфена, а мать — Гликерия. Паспортистка почему-то записала её Людмилой.

В старину старообрядцы обязаны были знать свою родословную, чтобы сохранить чистоту веры. Леонид же изучал историю рода сначала из любопытства, поднимал архивы и церковные книги. Его предки жили в нынешней Волгоградской области. В 1930 годы церковь там разогнали. Люди собирались тайно в домах, но кто-то донес, и начались аресты. Дед, когда приехали за ним, выскочил босиком зимой в окно и прятался по хуторам. Второго деда всё-таки увезли, что с ним дальше было – до сих пор не знают.

А сам Леонид, как и многие современные старообрядцы, когда-то был партийным, больше того — замполитом. При Союзе эта должность и вера были несовместимы. Переломным стал 1988 год, когда произошло землетрясение в Армении. Его семья тогда жила в Ленинакане, а он находился в Грузии. Возвращался горными дорогами домой и ужасался: чем ближе к Ленинакану, тем страшнее были картины. На окраине города рыли могилы и хоронили массу людей — кого в гробах, кого в простынях.

«Я бежал к своему дому, слезы лились, потому что боялся, что там уже никого не осталось, — вспоминает он. — Начал молиться, чтобы спасся хоть кого-то из моих. На следующее утро нашёл их в палатке на территории бывшей воинской части. Стены дома, в котором они жили, устояли. Дом строили в начале 19 века русские казаки во время русско-турецкой войны. Когда всё стало хорошо, я стал об этих страшных моментах забывать. А потом, спустя годы, уже переехав в Калининград, одумался, что же я делаю? Так нельзя. Стал копать историю своих предков, начал вспоминать, кто я есть. И как только узнал, что в Калининграде есть община — решил присоединиться и помогать чем могу».

Тут почти каждая семья пережила драму. 86-летний дед Никола (Николай Прокопьевич Денисов) говорит его предки были донские казаки, в 17 веке переселившиеся в казахские степи.

«Нас в советской школе учили, что царь был плохой. Неправда. Судите сами: казакам давали хорошие подъёмные и, в первые пять лет, освобождали от налогов. К людям относились по-человечески», — делает вывод он.

Николай Прокопьевич родился в 1929 году, в селе Алексеевка Семипалатинской области. Отца в тот год арестовали за то, что заступился за крестьян, у которых отбирали не хлеб, его уже не осталось, а семена. Беременную мать и детей выгнали из дома.

«Я учился в советской школе, стал неверующим, — продолжает он. — Но потом задумался – кто я. Читал много исторической литературы. Теперь стараюсь наверстать упущенное. Помогаю общине изо всех сил. Вот эти кресты, аналои и подставки для подсвечников я мастерил. А сейчас доделал престол. Разбираюсь в электрике, — окончил Новосибирский электромеханический техникум. Отдаю общине десятую часть пенсии. На жизнь мне хватает – сын помогает».

Строят часовню

Старообрядцев часто можно видеть в недостроенной часовенке в Борисово, на пустыре в 40 метрах от дороги. На её возведение копили семь лет. Рассчитывали только на себя.

Молятся фактически на стройке. Бородатые мужчины, в подпоясанных рубахах – справа. Женщины в сарафанах и платках — слева. Рядом стоят тачки, все в цементе, молотки и лопаты. В стройку каждый вкладывает, что может. Рядом с часовней собираются возвести трапезную и небольшую гостиницу для приезжих старообрядцев. А потом начнут возводить храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

Приезжают в Калининград староверы из других областей. К примеру, инженер-электронщик из Санкт-Петербурга Михаил Богураев, когда бывает в Калининграде, обязательно заходит в этот храм. А женщина средних лет по имени Елена приехала из немецкого Ганновера.

«Мы стараемся не грешить, — рассказывает она. — Но вокруг столько соблазнов. Нам нельзя красить и стричь волосы, нельзя носить украшения».

Выясняется, что у Елены двое детей, а мужа сейчас нет.

«Нам не надо неверующих», — объясняет её мать, сама — из владимирских старообрядцев.

У них не обвенчают жениха и невесту, если кто-то из них – другой веры, путь даже православной. А жить невенчанными считается грехом. Единственный выход – одному из будущих супругов креститься в старообрядчество. И такие случаи здесь уже были. Также запрещены аборты и некоторые профессии: нельзя торговать алкоголем и сигаретами.

Традиционные старообрядческие семьи живут достаточно закрыто. Незнакомцу, тем более некрещёному, в гости к ним попасть почти невозможно. Они говорят, мол, а зачем – для пустых разговоров?

Традиционные кушанья старообрядцев

  • Паренки из овощей

С давних пор в семьях готовят в печи паренки. Для того, чтобы приготовить тыквенное и яблочное лакомство, овощи нарезают тонкими кусочками, выкладывают на лист, затем ставят в русскую печь на ночь. К утру угощение готово.

Для приготовления морковных, свекольных и калежных паренок овощи нарезают брусочками или тонкими ломтиками.

Тесто замешивается на кислом молоке или простокваше с добавлением соли по вкусу. Готовое тесто разделяют на небольшие порции (колобки) и раскатывают скалкой в форме округлых лепешек. Края лепешек защипывают. Затем кладут начинку — картофельную, творожную либо наливную, которая готовится на пахте (в пахту добавляется мука, соль по вкусу и яйцо. Замешивают до густоты сметаны). Сверху кулики покрывают взбитой сметаной с яйцом.

В кипящую подслащенную воду всыпают просеянную пшеничную муку и проваривают ее до густоты манной каши. На смазанную жиром сковороду выкладывают горкой смесь, делают в середине углубление, наливают туда растопленный маргарин и запекают в духовке или в печи до румяной корочки. Подают с простоквашей.

Без интернета и паспорта: как живут старообрядцы в Сибири

На берегах реки Енисей в Сибири сегодня проживает несколько тысяч старообрядцев. Они селятся не только в глухих скитах, но и в многолюдных селах. Одним из таких населенных пунктов является село Ярцево Енисейского района Красноярского края с населением около 2 тыс. человек.

Многие старообрядцы, живущие здесь, отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника.

Попасть в деревню крайне сложно, да и незваным гостям здесь не очень рады. Мне удалось добраться сюда по реке вместе с экспедицией в рамках круиза на лайнере «Максим Горький 5*», который курсирует по Енисею и делает остановки в самых диких местах Сибири. Местные жители могут покинуть деревню только на лодках и изредка прилетающих сюда вертолетах.

Видеозарисовка: Как живут в селе Ярцево Енисейского района Красноярского края

Как выглядит деревня староверов

В Ярцево у меня создалось ощущение, что я попала в деревню из старого фильма. Однако все здесь перемешалось — женщины в длинных сарафанах и платках, как из русской сказки, модно одетые подростки, старые дома с ажурными окнами, «жигули», советские мотоциклы, старинные деревянные лодки, индюки, куры и огромное количество бегающих без присмотра детей. Я не увидела здесь ни одного полицейского, на всю деревню один врач, но подавляющая часть старообрядцев не признает местную медицину и отказывается пить лекарства. В центре села — четырехэтажная школа и православный храм, неподалеку от которого община староверов строит свой собор.

Большинство старообрядцев в Ярцево живут в кирпичных домах или срубах. Мирских в свои дома они не пускают. Мне удалось пообщаться с семьей староверов из семи человек, которые разрешили посмотреть, как выглядит одна из комнат в их доме и участок. Они ведут более современный образ жизни, чем старшее поколение, — мужчины не носят бороду и даже ездят на автомобиле.

«Дом мы купили сразу же, когда переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города. Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живем за счет своего хозяйства — вся семья работает на огороде. На Енисее легко поймать самую разную рыбу — щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас еще и собор строят, можно будет всем вместе молиться», — рассказал отец семейства Сергей.

В комнате, которую показала семья, — принадлежности для охоты и рыбалки, прялка и множество книг, в том числе старинных, для молитв, которые передаются из поколения в поколение. На стенах висит праздничная молитвенная одежда для служб — кафтан, азям, сарафан, платок и пляс. «Женщина после замужества должна носить такую одежду не только на молитвы, но и в обыденной жизни. Голова обязательно должна быть покрыта двумя платками», — рассказал Сергей. Он уточнил, что одежду в основном принято шить самим, но ткани иногда покупают в магазинах.

Староверы рассказали, что у большинства жителей деревни в домах есть печи и даже разрешены духовки. В каждой комнате — красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день. Иконы староверов отличаются от православных — они выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и другой техники здесь не найти. Однако по благословению наставника пожилые люди могут использовать стиральные машины.

Читайте также  9 лучших пляжей мира, где не бывает туристов

Комнат, как правило, не меньше трех, ведь семьи здесь большие. Помимо дома, на каждом участке есть баня и хозяйственные постройки. Старообрядцы объяснили, что живут за счет сельского хозяйства — выращивают овощи и фрукты, разводят кур, коров, коз, поросят, пчел. Запасов хватает, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Часть продуктов они продают, однако оплата разрешена только наличными. Кредитные карты, по их мнению, также являются изобретением антихриста.

Во дворе я поговорила с Петром, сыном Сергея. Ему 9 лет. Вот его рассказ:

— Семь лет назад мы c родителями и пятью братьями переехали в Ярцево из Ангары. Купили у местных дом из кирпича и дерева. Потом своими силами достроили его и переделали. У нас два этажа, на втором — две спальни, на первом — зал и ванная комната с туалетом. Также есть кухня с печью и духовкой. Телевизора у нас нет, а интернет здесь плохой. Им разрешают крайне редко пользоваться. Если пользоваться часто, то накажут и наложат епитимью.

У нас во всех комнатах красные углы, где мы молимся перед сном и едой. Есть также специальное место для хранения книг, которые достались по наследству от предков. Обычно при пожаре в доме все спасают деньги и документы, а мы — иконы и книги. Документы для нас не важны.

Родители занимаются сельским хозяйством. У нас три коровы, 11 гусей, петух и две курицы. За домом большой огород, где мы с братьями помогаем родителям после школы. Братья также делают посуду из дерева, а мама шьет нам одежду и плетет обереги. Они у нас являются обязательными, так же как и крест.

Сейчас община строит собор, но, мне кажется, места там для всех маловато. Но в основном мы все равно молимся дома. Когда вырасту, думаю, тоже построю свой дом. У нас, кстати, чтобы получить благословение на женитьбу, нужно обязательно построить или купить свой дом. Уезжать из Ярцево я не хочу, уже привык и завел много хороших друзей. Хотя все больше семей покидают деревню в поисках работы. Когда вырасту, хочу стать дальнобойщиком и путешествовать по России.

Староверы в скитах

Староверы-отшельники, которые выбирают более строгий уклад жизни, селятся в скитах, ближе к тайге. Их жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок. Здесь есть лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами. Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве. Распорядок строже, чем в монастыре. В некоторых из таких поселений есть тайные выходы на случай гонений, а в домах скрыты чердаки на случай «раскулачиваний».

Все скиты закрыты для посещения посторонних. Считается, что некоторые кельи на берегах Енисея объединяют подземные ходы. Связь с миром у скитских староверов происходит через благодетелей. Весной они доставляют отшельникам необходимые продукты питания — рис, пшеницу, соль и сахар.

Особенности быта

Самым главным отличием в быту старообрядцев является особое отношение к кухонным принадлежностям. У каждого члена семьи старовера своя собственная «христианская» — «чистая» — посуда. «Еду, выращенную на собственном огороде и купленную в магазинах, мы едим из разных тарелок. После трапезы каждый сам моет свою посуду и ставит в отдельно отведенное место в шкафу», — рассказал старовер Петя. Он уточнил, что для гостей старообрядцы держат отдельную — мирскую — утварь. При этом если из посуды поел представитель другой религии, ее считают оскверненной и «исправляют», проводя обряд освящения огнем и водой. Также к «поганой» относится вся посуда, которую не покрыли каким-либо предметом.

Представители старообрядческих течений верят в то, что в воде и продуктах, оставленных открытыми, купаются бесы. Как утверждают старообрядцы, люди, употребившие в пищу соль или воду, в которых «искупались» нечистые, обязательно заболеют. Особенно строго правило, согласно которому следует накрывать любую посуду, действует в вечернее время. Если кто-то из членов семьи нечаянно оставит ведро с водой открытым на всю ночь, то пить ее запрещено. То же самое относится и к любой пище или напитку, который оставили на тарелке или в чашке, не накрыв каким-либо предметом.

Как живут современные староверы

Новоселы были староверами титовского толка, названного так по имени его основателя — Тита Тарасовича Выгвинцева. Он жил в 19 веке, был волостным писарем, 25 лет отслужил на флоте, имел звания и награды. Наставником Тит Тарасович был избран за исключительную память. Рассказывают, что он «помнил не только то, в какой книге, но и на котором листу что написано». Поэтому к его мнению всегда прислушивались старообрядцы из разных согласий и примыкали к его братству. С Урала титовцы перебрались сначала в Томскую область, а в начале прошлого века начали селиться в Красноярском крае. Сегодня здесь в 13 районах (и на севере, и на юге) живет более трех с половиной тысяч старообрядцев самого разного толка.

Важно понимать, что Сибирь осваивали именно старообрядцы. Хотя в то время понятия такого не существовало, ведь раскол случился в середине 17 века, а «за Камень» торговые люди, казаки и монахи ушли задолго до начала церковной реформы патриарха Никона. Именно по этой причине в Сибири старообрядцев часто причисляют к коренным жителям наравне с малочисленными народами севера.

Жители Бурного до наших дней сохранили старинное благочестие, традиции отцов и дедов. Мужчины трудолюбивы, не курят табак и не сквернословят. Женщины, как их бабушки покрывают голову платком в знак смирения и покорности отцу, мужу и Богу. Молодые женщины завязывают его под затылком, старушки — под подбородком. Жительницы Бурного не пользуются ни косметикой, ни украшениями.

Не стоит забывать, что и в истории России старообрядцы оставили заметный след. Думаю, всем известны имена протопопа Аввакума и боярыни Феодосии Морозовой, образ которой изобразил на своей знаменитой картине сибиряк Василий Суриков. Но мало кто знает, что известные промышленники, купцы и меценаты: Морозовы, Третьяковы, Прохоровы, Рябушинские, Гучковы тоже были староверами. Придерживался старой веры и прославленный атаман Донского казачьего войска и герой Отечественной войны 1812 года Матвей Платов, именем которого недавно назван аэропорт в Ростове.

После распада Советского Союза у енисейских староверов возобновились связи с единоверцами, живущими за рубежом. В Красноярский край постоянно приезжают паломники из Латинской Америки, их привлекает благочестие сибирских староверов и их строгий устав. Около 300 «американцев» задержались в Сибири, многие из них обзавелись семьями.

Время от времени полиция выявляет «иностранцев» с просроченными визами и двумя – тремя детьми на руках. В прошлом году одного их староверов, приехавшего в Сибирь из Бразилии, пытались депортировать из страны. «Комсомолка» писала об этой истории. Полицейские задержали Ханофера – отца троих ребятишек и венчаного мужа жительницы деревни Чулково Туруханского района Антониды Москвичевой – во время операции «Путина». Из документов у него было только свидетельство о рождении, выданное в Бразилии (он приехал в Сибирь 12-летним подростком с матерью – староверкой). Мужчину арестовали и под конвоем доставили в Красноярск, чтобы выдворить из страны. Новость попала в СМИ, сотни людей встали на защиту Антониды и Ханофера. К счастью спецоперация по высылке закончилась победой здравого смысла – Красноярский краевой суд отменил решение о депортации.

В 2012 году случилось беда — Светлану смыло во время весеннего половодья. В ноябре 2011 года, когда лед на Вельмо уже встал, случилась нежданная оттепель, возник ледовый затор, вода вышла на лед, подтопила поселок и через пару дней снова замерзла. А по весне все дома и хозяйственные постройки уплыли вниз по Вельмо во время ледохода.

Братья начали отстраивать Светлану той же весной. И сегодня здесь вновь находится их охотничья база с просторным домом, баней и сараями. Отсюда они уходят на охоту, сюда возвращаются. Охотничьи, промысловые участки в Эвенкии огромные – тысячи гектаров. Поэтому путики – таежные тропы, по которым охотники-промысловики расставляют капканы и другие ловушки на пушного зверя, тянутся на десятки и сотни километры. Было время, когда по путикам ходили на лыжах, теперь ездят на снегоходах. Двадцать восемь лет назад это были «Бураны», теперь – самые современные снегоходы канадской фирмы BRP. Дело не в «понтах», как может кому-то показаться, а в надежности и экономичности. «Канадец» потребляет в три раза меньше топлива, чем «Буран». И гораздо быстрее.

Вдоль путиков ставятся избушки, в которых охотники могут переночевать, укрыться от ненастья, обработать шкурки добытого зверя. Расстояния между ними обычно несколько десятков километров. В избушках установлены рации, по которым в условленное время охотники выходят на связь с базой и своими коллегами. Это своеобразная социальная сеть в радиоэфире — главный источник информации о том, как дела у промысловиков и в их семьях. Рядом с избами устраиваются лабазы, где хранится провиант и другие запасы, необходимые охотнику во время промысла.

Мужчины из Бурного уходят в тайгу уже в октябре, а завозить запасы в избы начинают за месяц – два до этого. Домой из тайги выходят к рождеству. После нового года добыча с помощью ловушек и капканов обычно заканчивается, соболя добывают с собаками. Лайка отыскивает зверька, загоняет его на дерево и охотник должен добыть соболя, не испортив при этом ценную шкурку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: