Кирилло-Белозерский мужской монастырь - KRINTEL.RU

Кирилло-Белозерский мужской монастырь

Монастырь

Кирилло-Белозерский Успенский монастырь был основан в 1397 году представителем знатного боярского рода Вельяминовых монахом московского Симонова монастыря Кириллом (в миру ‒ Козьма). Преподобный Кирилл Белозерский был учеником и последователем идей Сергия Радонежского и одним из наиболее выдающихся христианских подвижников средневековой Руси. Тридцать лет своей жизни Кирилл провел в Белозерье, заботясь об обители. Он установил в монастыре строгий общежительный устав, который сыграл важную роль в развитии монастыря и содействовал формированию внутреннего устройства монашеской жизни.

Удалившись на север, Кирилл Белозерский стал оказывать бо́льшее влияние на решение политических вопросов, чем в период жизни в московском Симоновом монастыре. Именно в этот период он вёл переписку с князьями – сыновьями Дмитрия Донского. Многочисленные ученики и последователи преподобного не только основывали новые обители, но и, в свою очередь, оказывали влияние на политику. Высокий духовный авторитет Кирилла Белозерского стал основой для превращения далекого северного монастыря в крупный культурный и духовный центр, в место паломничества представителей многих русских аристократических фамилий. Среди богомольцев и вкладчиков Кирилло-Белозерского монастыря ‒ сыновья великого князя Дмитрия Донского, великие князья Василий II Тёмный и Василий III, цари Иван IV Грозный, Борис Годунов, Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович Романовы, бояре Воротынские, Шереметевы, Палецкие, Голицыны, Воронцовы, Головины, Одоевские, Морозовы и многие другие.

История Кирилло-Белозерской обители охватывает большой исторический период. С 1397 по 1924 год обитель возглавляли 78 настоятелей, многие из них были яркими и неординарными людьми. Некоторые кирилловские игумены и архимандриты становились впоследствии епископами, архиепископами, митрополитами. Нередко кирилловские настоятели принимали активное участие в самых значимых событиях своего времени. Игумен Трифон (1435‒1447) в период феодальной войны между князьями московской династии освободил сосланного в Вологду Василия Темного от клятвы не претендовать на великое княжение, данной им Дмитрию Шемяке, чётко определив позицию крупнейшей северной обители в междоусобице. Игумен Феодосий (1525‒1532) принимал в обители великого князя Василия III и великую княгиню Елену, которые приехали молиться о даровании наследника. Игумен Матфей (1606‒1615), возглавлявший обитель в Смутное время и руководивший обороной монастыря от польско-литовских отрядов, зарекомендовал себя как незаурядный организатор и мудрый распорядитель, в феврале 1613 года участвовал в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Федоровича Романова.

На протяжении двух с половиной веков во главе монастыря стояли игумены. В 1649 году статус обители изменился. 1 августа 1649 года благодаря покровительству знатного вельможи, ближайшего советника и воспитателя царя Бориса Ивановича Морозова, монастырю было пожаловано архимандритство, поднявшее обитель по лестнице церковной иерархии. Периоды настоятельства кирилловских архимандритов отмечены не менее яркими событиями. Архимандрит Никита (1661‒1664, 1667‒1681) был духовником патриарха Никона, в период его ссылки в Кирилло-Белозерский монастырь, затем участвовал в переводе патриарха в Новый Иерусалим, а после его смерти, случившейся в пути, сопровождал его тело до ярославского Толгского монастыря, и 16 августа 1681 года он, вместе с братией ярославского Спасского монастыря, отпевал Никона. Архимандрит Иринарх (1705‒1732) принимал деятельное участие в возрождении Валаамского Спасо-Преображенского монастыря на только что отвоеванной в ходе Северной войны территории, принимал в обители императора Петра I (февраль 1722 года) и его жену императрицу Екатерину I (март 1722 года). Отец Иринарх, вероятно, присутствовал и при похоронах Петра I (в ризнице долгое время хранилась золотая медаль с изображением императора, вручаемая после кончины Петра I), а позже, в 1730 году ‒ на коронации императрицы Анны Иоанновны.

Во второй половине XIX века настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря был Иаков Поспелов ‒ кандидат богословия, кавалер орденов Святой Анны, святого Владимира, почётный член Московской духовной академии, церковный писатель. Отец Иаков принял в управление обитель святого Кирилла, когда многие её здания и храмы пришли в ветхость, хозяйство и нравы монашеской жизни находились в значительном упадке. За 30 лет настоятелю удалось провести в обители грандиозные изменения. Под его руководством развернулись ремонтные работы, поновлялись интерьеры храмов, перестраивались иконостасы, велось благоустройство территории, но главной заботой настоятеля было восстановление в монастыре истинно монашеской жизни в духе Устава преподобного Кирилла Белозерского.

Духовные подвиги основателя и настоятелей Кирилло-Белозерского монастыря стали весомым поводом для их почитания и возведения в сан святых. Русской православной церковью были канонизированы основатель обители преподобный Кирилл Белозерский, игумены Кассиан и Трифон, архимандрит Иаков (Поспелов) и епископ Варсонофий (Лебедев). Согласно известным данным, Кирилл Белозерский впервые назван преподобным в 1448 году в окружной грамоте митрополита Ионы и поставлен в один ряд с Сергием Радонежским. Канонизацией Кассиана следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав которого был определён в ходе подготовки к изданию богослужебных Миней в 1970‒1980-х годах. Трифон почитался как местночтимый святой Ростовской епархии. В книге «Русские святые: 1000 лет русской святости» отмечено, что память святителя Трифона празднуется 1 февраля в день тезоименитства со святым мучеником Трифоном и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых. Архимандрит Иаков (Поспелов) был канонизирован в 1987 году по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), его имя было включено в Собор Тульских Святых. В 2009 году преподобный Иаков (Поспелов) включен в Собор Вологодских святых. Епископ Варсонофий, расстрелянный в 1918 году вместе с игуменьей Ферапонтовой обители Серафимой и четырьмя мирянами, был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ в 2000 году. Память их исполняется 2 (15) сентября.

В 1924 году монастырь был закрыт. Возрождение монашеской жизни началось в 1997 году, когда часть территории обители, именуемая Малым Ивановским монастырём, была передана в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

Кирилло-Белозерский монастырь: как из пещеры одинокого монаха выросла великая северная обитель

Холодная пещера на берегу Сиверского озера, что на Белозерье, стала добровольным приютом для бывшего настоятеля московской Симоновой обители священноинока Кирилла. Эту глухую северную пустынь, по преданию, указала ему сама Пресвятая Богородица в 1397 году. Со временем к нему пришли ученики и здесь вырос большой Успенский Белозерский монастырь, впоследствии названный Кирилло-Белозерским. Эта обитель не только сыграла заметную роль в истории русского монашества, но и оказалась в центре знаковых событий русской истории.

Из Москвы — в пещеру

Преподобный Кирилл Белозерский, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, стал одним из его усердных последователей, взрастивших монашеские обители в самых разных уголках Русской земли. В Белозерье Кирилл отправился вместе с собратом из московского Симонова монастыря иноком Ферапонтом, который вскоре основал в пятнадцати верстах от Успенской пустыни еще одну — Богородице-Рождественскую. Так возникли два известных белозерских монастыря — Кириллов и Ферапонтов.

Находясь в уединении посреди дикого леса, Кирилл со смирением переносил тяжкие испытания северного пустынножительства. А потом вокруг него стали собираться ученики. Вскоре неподалеку от его пещеры, на соседнем пригорке была возведена небольшая деревянная церквушка во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Сын Димитрия Донского удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, прознав про местную общину подвижников, щедро жертвовал им образа, книги и другую церковную утварь.

«Золотой век русской святости»

По мере своего развития и возрастания обе белозерские обители стали отличаться от других монашеских общин строжайшим уставом. В монастырском обиходе Кирилл был требователен к своим ученикам так же, как к самому себе.

В суровых условиях самоограничения все послушания свершались братией строго в молчании. Любые спиртные напитки в обители были вне закона, и это правило потом унаследовал устав Соловецкого монастыря. Впоследствии, после кончины Кирилла в 1427 году, дух строгого иночества и особые порядки белозерской братии позаимствовали через его учеников и другие обители Северной Руси.

По выражению историка и публициста Георгия Федотова, XV столетие стало «золотым веком русской святости», когда устремился «духовный поток из Троицы-Сергия: на юг, в Москву, в ее городские и подмосковные монастыри, и на север, в лесные пустыни по Волге и в Заволжье». На Русском Севере в этом потоке ключевую роль тогда играла как раз Кирилло-Белозерская обитель. Среди учеников преподобного Кирилла были такие монахи-подвижники, как Нил Сорский, Корнилий Комельский, Игнатий Ламский, Александр Ошевенский. Каждый из них впоследствии основал свою обитель, где соблюдался устав Кирилла Белозерского.

Вернуть князя на трон

В 1447 году в монастырь приехал помолиться великий князь Василий Васильевич, законный наследник московского престола. Незадолго до этого его двоюродный брат Дмитрий Шемяка, самочинно захвативший власть, заключил его в неволю и силой выбил клятву об отказе от великокняжеского трона. Это обязательство теснило совесть Василия Васильевича, препятствуя ему исполнить народную волю и вернуть себе законный престол.

Игумен Кирилловой обители Трифон своей духовной властью освободил великого князя от клятв, выбитых силой. Он благословил его возглавить ополчение и восстановить справедливость, что вскоре и было сделано.

С тех пор великий князь с трепетом относился к братии Белозерской обители, щедро ей покровительствовал и даже пригласил сюда духовного писателя Пахомия Логофета, чтобы тот составил житие преподобного Кирилла. Здесь работал еще и другой ученый муж — старец Ефросин, который окончательно отредактировал «Задонщину» (памятник древнерусской литературы XV века, повествующий о победе князя Дмитрия Донского в Куликовской битве 1380 года).

Расцвет монастыря

После пожара в 1497 году в монастыре начали строить каменные здания, и первым был возведен Успенский собор. К этому времени в обители собралась богатейшая библиотека, которую удалось уберечь от огня, и монастырь стал крупнейшим книжным центром Заволочья (так на Руси называли в старину Север). К началу XVII века в монастырской библиотеке имелось уже 2029 рукописей!

В XV веке в обители была возведена километровая неприступная каменная стена с восемью башнями и тремя воротами. В это время ни в одном монастыре Русского Севера не было столько каменных зданий! В XVI веке обитель расширилась еще более и разделилась на две части — большую Успенскую и малую Ивановскую на горе. К XVII веку под Кирилло-Белозерским монастырем образовалась обширная слобода из служилых и мастеровых людей, а по объему земельных вотчин он уступал только Свято-Троицкому Сергиеву монастырю.

Обитель царей. Обитель опальных

Изначально богатство и рост Белозерской обители обеспечивался за счет самых высокопоставленных покровителей. В 1528 году ее посетила великокняжеская чета — Василий III и Елена Глинская, которые горячо молились преподобному Кириллу о даровании наследника. Молитвы были услышаны, и у них вскоре родился сын Иоанн, будущий Грозный царь. В знак благодарности великий князь щедро облагодетельствовал белозерцев, и вскоре на его средства здесь выросли две каменные церкви — во имя Архангела Гавриила и в честь Иоанна Предтечи.

Читайте также  Опера Гарнье в Париже

Сам царь Иоанн Васильевич всю жизнь горячо любил Кириллову обитель, бывал здесь не раз и однажды пожертвовал ей невиданную по тем временам сумму — 24000 рублей. Здесь он намеревался даже постричься в иноки, но сделал это перед самой смертью на московском подворье от священника Белозерского монастыря.

Тесные кельи Кирилловой обители стали местом ссылки опальной знати не только в эпоху опричнины. В разные времена здесь содержались в неволе, к примеру, гонимые бояре Владимир и Михаил Воротынские, Иван Хабаров, Василий Собакин, московский митрополит Иоасаф, патриарх-реформатор Никон, Иван Шуйский, касимовский князь Симеон Бекбулатович…

Смута и после нее

В Смутное время Белозерская обитель отправляла ратных людей из числа своих трудников на борьбу с захватчиками, а из ее казны выделялись немалые средства для народного ополчения. В то же время дальновидная братия тщательно готовилась к обороне от нашествий польских отрядов и их приспешников. Монахи закупали в Вологде и Архангельске порох, свинец, самопалы и пищали. В результате в 1612 году монахи успешно отразили три вражеские атаки, и Кириллов монастырь стал единственной обителью на Русском Севере, которую не удалось разорить интервентам. После Смуты она продолжала благополучно расти и развиваться.

Фото: vk.com/kirillovmonastery

В XVII-XVIII веках братия Кириллова монастыря помогала строить Иверскую обитель на Валдае и трудилась при восстановлении Валаамской. В 1722 году Белозерье посетил император Петр I его супруга императрица Екатерина I.

Упадок

Постепенный упадок монастыря начался с 1764 года после указа Екатерины II о секуляризации церковных и монастырских земель. Лишившись крестьян и вотчин, некогда богатейшая обитель разоряется и ветшает. В 1776 году монастырская слобода официально преобразована в город Кириллов.

С приходом большевиков в 1918 году здесь были расстреляны последний настоятель монастыря архимандрит Анастасий и местный епископ Варсонофий. Новая власть упразднила обитель, а святые иконы, церковная утварь и уникальная библиотека поступили в распоряжение столичных музеев. Большинство старинных сооружений сохранились до наших дней благодаря открытию в 1924 году в разоренном монастыре Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Возрождение

В 1997 году часть территории обители была передана Вологодской епархии. В том же году в храме над гробом преподобного Кирилла Белозерского впервые за много лет была отслужена Божественная литургия. В настоящее время возрожденная Кирилло-Белозерская мужская обитель продолжает восстанавливаться, но до былого величия еще далеко.

Кирилло-Белозерский монастырь

К концу ХVI века на берегу Сиверского озера возник значительный монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевым монастырем. Внутри его каменных стен расположились девять каменных церквей, колокольня, казенная палата, поварня, ледники. Монашеские кельи и окружавшие монастырь хозяйственные дворы были сперва деревянными, а населяли их многочисленные ремесленники, работавшие на монастырь: иконописцы, серебряники, резчики по дереву, кузнецы. По описи 1601 года в Кирилловском монастыре проживало около 180 человек братии.

История монастыря

Кирилло-Белозерский монастырь основал монах московского Симонова монастыря Кирилл в 1397 году. Обителью он управлял до самой смерти — более 30 лет. Первым каменным зданием монастыря был построенный в 1497 году Успенский собор, а в XVI веке рядом с ним возвели Ивановский монастырь.

Обитель богатела и разрасталась — князья и цари не скупились на пожертвования и вклады. В 1557 году в монастыре случился большой пожар, однако многие каменные строения уцелели, а в 1600 году монастырь обнесли каменной стеной с восемью башнями.

Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. Впервые отряды интервентов появились в Белозерье в 1612 году: в августе того года они подошли к стенам монастыря, но на прямой штурм не решились, а только разорили монастырские дворы и слободки, вытоптали огороды. В декабре отряды под руководством пана Бобовского и полковника Песецкого снова осадили монастырь, и находившиеся в обители стрельцы, монастырские крестьяне и служки, сами монахи оказали сопротивление. Противник отошел от монастыря, но еще долго поляки, литовцы и «воровские казаки» продолжали жечь и грабить монастырские села и деревни. Около пяти лет монастырь находился под постоянной угрозой нападения и был отрезан от своих вотчин. Однако он довольно быстро оправился от разорения. Уже около 1630 года началось восстановление монастырских стен, затем выстроили ряд новых зданий.

Великая государева крепость

Самое крупное за всю историю монастыря строительство началось в 1653 году на пожертвования царя Алексея Романова. За 30 лет трудом тысяч крестьян и ремесленников была возведена Великая государева крепость, окружавшая монастырь с трех сторон. Длина стен новой крепости составляла 732 метра, высота — около 11, толщина — 7. Благодаря постройке так называемого Нового города монастырь стал одним из самых крупных в Европе, а крепость — самой мощной на Русском Севере.

1764 год стал тяжелым для монастыря: Екатерина II своим указом лишила обитель угодий и крестьян. Позже из территории монастыря образовался город Кириллов, а в крепостной стене была организована тюрьма.

Епископ Кирилловский Иоаникий в 1914 году поднял вопрос о капитальном ремонте сооружений Кирилло-Белозерского монастыря, однако началась Первая мировая война и работы пришлось отложить. В 1924 году монастырь утратил статус действующего, на части его территории создали музей, однако работы по спасению памятников обители продолжились. Особая заслуга в спасении Кирилловского ансамбля принадлежит архитектору Владимиру Данилову: под его руководством реставраторы в 1919–1940 годах спасли от разрушения Свиточную башню, Большие и Малые больничные палаты, стенопись Святых врат и другие памятники. Работы по реставрации и реконструкции монастыря продолжались и после Великой Отечественной войны.

Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря сложился в основном за два столетия, с конца ХV до конца ХVII века. Историческая структура обители включает в себя Успенский Большой, Ивановский Малый монастыри и Новый город.

Успенский Большой монастырь

Это одна из первых каменных построек Русского Севера. Стены массивного храма разделены узкими лопатками и украшены пышными орнаментальными поясами. Такие же пояса проходят по верху апсид и барабана. Белокаменные перспективные порталы, увенчанные заостренной «килевидной» аркой, имеют характерные для московских построек бусины и «сноповидные» капители. Облик собора сильно менялся со временем: из трех порталов сохранился только один, покрытие по закомарам заменили на четырехскатную кровлю, над массивным барабаном возвели новую высокую главу сложной формы.

В 1554 году к собору пристроили придел Владимира с северной стороны — небольшой бесстолпный храм. В конце XVI века к южной стороне Успенского собора пристроили церковь Кирилла, а в 1781–1784 годах ее обновили.

В 1641 году костромские мастера во главе с Любимом Агеевым — одним из лучших художников середины ХVII века — расписали собор. В 1838 году оригинальную живопись пропитали олифой и покрыли слоем масляной живописи. В таком виде росписи собора сохранились до 70-х годов ХХ века, а сегодня их реставрируют.

Церковь Введения

К началу XVII столетия в Кирилло-Белозерском монастыре проживало около 180 монахов, монастырских слуг и послушников, и возникла необходимость в еще одной церкви с трапезной. Так появилась вторая каменная постройка на территории монастыря — церковь Введения.

Ее вместе с трапезной палатой возвели в 1519 году на месте деревянной монастырской трапезной. Стройный граненый столп церкви, увенчанный несколькими ярусами кокошников, контрастировал с суровой гладью стен массивной палаты. Ее фасады были украшены лишь небольшими окнами, обрамленными своеобразными наличниками с килевидными завершениями, и членящими стены лопатками.

Позднее трапезная неоднократно перестраивалась, и переделки исказили ее внешний и внутренний облик. Часть окон и других элементов фасада и интерьера удалось восстановить позднее в ходе реставрации.

Церковь Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи

Московский князь Василий III в 1528 году приезжал в монастырь со второй женой Еленой Глинской — молиться о даровании наследника. И когда у царской семьи родился сын Иван, Василий III пожертвовал монастырю огромную сумму, на которую в обители построили два новых храма.

Архитектурные формы церквей Архангела Гавриила и Иоанна Предтечи значительно отличаются от Успенского собора. В них нашли отражение те новые черты, которые внесли в московскую архитектуру итальянские зодчие. Заметнее всего это проявилось в облике церкви Архангела Гавриила. На фасадной части здания выделяется развитой трехчастный карниз, опоясывающий стены по верху храма. Над карнизом — стены второго яруса с большими открытыми проемами, в которых висели колокола. Этот ярус звона венчала целая корона небольших кокошников, а в его северо-западном углу были установлены часы.

Церковь завершалась двумя главами, большой — в центре и малой — над приделом Константина и Елены. В 1638 году ярус звона перестроили в ризницу с небольшими окнами, перекрытую сомкнутым сводом.

Периметр комплекса

По периметру площади, раскинувшейся вокруг комплекса Успенского собора, находятся хорошо сохранившиеся строения XVI–XVII веков: казенная палата, архимандричьи кельи, монашеские корпуса. В северной крепостной стене до сих пор стоят казенные палаты, сушила и Святые ворота с церковью Иоанна Лествичника.

Этот комплекс начали строить еще в 1523 году. Первоначально казенная палата представляла собой небольшое двухэтажное, квадратное в плане здание. Второй этаж, вероятно, был снесен в XVI веке.

Святые ворота также сохранились до наших дней не полностью. В 1572 году над ними выстроили церковь Иоанна Лествичника, при этом первоначальное завершение памятника было утрачено. Ворота состоят из двух пролетов, их стены и своды покрыты живописью. Ее выполняли «старец Александр своими учениками со Омелином да с Никитою». Стенопись ворот частично скрыта под поздними записями.

Церковь Преображения

Церковь Преображения стоит над Водяными воротами, служившими парадным входом в монастырь со стороны озера. Ранее за ними находилась удобная небольшая бухта, в которую входили речные суда.

Барабан и своды церкви опираются не на четыре столба, как у других кирилловских храмов, а на два. Из-за этого барабан сдвинут к востоку, а не находится в центре постройки. Над юго-восточным и северо-восточным углами церкви (над приделами Николы и Ирины соответственно) есть два малых барабана. Как и церковь Иоанна Лествичника, церковь Преображения завершается тремя ярусами кокошников, которые были восстановлены во время реставрационных работ в 70-е годы ХХ века. Алтарь церкви представляет в плане прямоугольник и перекрывается тремя двухскатными крышицами, выходящими на восточный фасад в виде щипцов.

Читайте также  Прогулка по вечернему Марселю

Внутри церкви сохранился четырехъярусный иконостас. Основу деисусного ряда иконостаса составляют русские святые: митрополиты Петр и Алексей, ростовские чудотворцы Леонтий и Исайя, крестившие ростовские земли. Их дополняют образы Кирилла Белозерского и Дмитрия Прилуцкого, распространявших православие в северных землях.

Келарский корпус

Почти без изменений сохранилось в Кириллове монастыре небольшое двухэтажное здание между церквями Преображения и Введения, возведенное в последней четверти XVII века. Обычно его называют домиком келаря или Келарским корпусом. На нижнем этаже по обе стороны ворот, ведущих на хозяйственный двор, расположены кельи, а на втором этаже — шесть маленьких комнат кладовых. Вход на второй этаж устроен через деревянное крыльцо с лестницей со стороны хозяйственного двора. Главный фасад здания богато украшен, хорошо сохранились наличники окон.

Поварня

Пройдя под аркой домика келаря, можно попасть на обширный хозяйственный двор Успенского монастыря. Когда-то в Кириллове монастыре были свои поварня, солодежня, погреба, кузница, оружейная палата. Часть этих строений сохранилась до наших дней. Наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря — сложный корпус монастырской поварни, построенный еще в XVI веке. Поварня примыкает к западной стене трапезной палаты. В настоящее время в Поварне размещается одна из экспозиций Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Между 1680 и 1685 годом со стороны крепостной стены к поварне пристроили новое двухэтажное здание Поваренных келий, включавшее в себя Уксусную келью, Сушило с каменным крыльцом и другие помещения. От этого здания сохранилась одноэтажная палата, на наружных стенах которой видны пяты сводов примыкавших к ней помещений. На одном из фасадов сохранились окна, украшенные характерными для XVII века наличниками.

Малый монастырь

Началом каменного строительства на территории Малого монастыря стало возведение церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского. Позднее вокруг нее построили невысокую каменную стену.

Долгое время Ивановский монастырь подчинялся Большому монастырю, а позднее, в XVII веке, они слились. Вскоре в Ивановском монастыре построили небольшую трапезную и церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого.

В конце XVI века над церковью выстроили ярус звона. В Ивановском монастыре кроме церквей имелись и деревянные кельи: жилых каменных покоев в нем не строили. В 1730-е годы, после пожертвования императрицы Анны Иоанновны, здесь возвели Малую больничную палату.

Местные святыни

Рядом с церквями на западном склоне Ивановской горки находятся еще два сооружения — местные святыни: часовня и сень над землянкой Кирилла. Клетскую деревянную часовню, по преданию, построил сам Кирилл по приходу на Белоозеро в 1397 году. Существующая в наше время постройка более поздняя, но, по-видимому, повторяет общий характер архитектуры ХIV века.

Вторая деревянная часовня, или сень над крестом, датируется началом XVIII века. По преданию, ее поставили на месте, где когда-то была «келья ископанная в земле преподобным Кириллом». Ныне существующий крест возвели в 1994 году во время реставрации деревянной сени.

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области

Храмы, стены, башни, кельи… Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области насчитывает более 30 построек. По количеству зданий он сопоставим, пожалуй, со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. До 17 века обитель считалась одной из богатейших и влиятельных на Руси.

Расположен Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области на берегу Сиверского озера, там, где отдыхает не только душа, но и глаза. Помимо того, что это действующий монастырь, обитель еще — часть Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Особенно красивые виды открываются с воды. Например на закате, когда теплоход «ВодоходЪ» идет к пристани.

Кириллов, где расположен монастырь, — это изначально посад, который со временем образовался за стенами монастыря. К нашим дням он превратился в город.

Адрес: Вологодская обл., г. Кириллов, ул. Базарная

Координаты: 59.856915, 38.367300

Режим работы: 9:00-18:00

Официальный сайт: kirillov-monastyr.ru

Круизы по святым местам

История

Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области начинался с пещеры. Ее вырыл на берегу Сиверского озера преподобный Кирилл Белозерский — инок Московского Симонова монастыря и ученик Сергия Радонежского. Считается, что место ему указала Пречистая Дева, явившись ночью и приказав «идти на Белоозеро, где можно спастись».

Спустя век Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области приобрел известность не только как один из духовных центров Русского Севера, но и как главное книгохранилище. Здесь находилось больше тысячи уникальных рукописей. В монастыре возвели и первый каменный храм, который дошел до наших дней.

Закат монастыря как православного центра произошел в 1918 году. Иконы, книги, рукописи вывезли в музеи Москвы и Ленинграда. От полного разорения обитель уберегло только объявление ее территорией музея-заповедника. Лишь в 1998 году Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области передали РПЦ.

Интересные факты

  • Монастырь играл важную роль в политической жизни Руси. Известно, что царь Василий III, отец Ивана Грозного, часто приезжал сюда с супругой — Еленой Глинской, чтобы помолиться о рождении наследника. Когда появился наследник, царь поставил две каменных церкви, одну из них — Иоанна Предтечи — в честь сына. Здесь же принял перед смертью схиму — монашеский постриг. Иван Грозный всю жизнь питал к обители теплые чувства, считая, что появился на свет благодаря молитвам. Впрочем, это не мешало ему отправлять сюда в ссылку неугодных вельмож.
  • Один из основателей монастыря — Ферапонт Можайский. Он вместе с Кириллом водружал деревянный крест и выкапывал келью-пещеру. Позднее Ферапонт неподалеку основал другую обитель — Ферапонтов монастырь.
  • В Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области был переведен после смерти царя Алексея Михайловича опальный патриарх Никон. Считалось, что здесь за ним будет надзор строже, нежели в Ферапонтовом, куда он был сослан первоначально.

Что посмотреть на территории монастыря

Иконостас Успенского собора. Он сохранился практически полностью. Историки считают это уникальным фактом в истории русского искусства. Правда, иконы были разрознены: 33 находились в Кириллове, остальные 27 — в нескольких музеях: Русском, Третьяковской галерее и музее имени Андрея Рублева. Образа вернули в монастырь в 2009 году.

Трапезная палата. Она стала вторым после Успенского собора каменным зданием на территории монастыря. По описи 1601 года, в Кирилло-Белозерском мужском монастыре в Вологодской области проживали около 180 монахов, а также большое количество послушников. Устав предполагал ежедневные совместные молитвы иноков и общую трапезу, на которую нередко приглашались монастырские гости и паломники.

Церковь Ризоположения из села Бородава. Деревянный храм перенесли на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Это самый старый памятник деревянного зодчества Руси.

Монашеская келья. Реконструкция ее обстановки основана на сведениях из монастырских описей и хозяйственных документов. На полке в «красном углу» стоят иконы, перед ними — раздвижной аналой с раскрытой книгой и четками. В келье сохранились стены и своды, которые тут построили изначально.

Какие святыни хранятся

В храме преподобного Кирилла Белозерского хранятся мощи Кирилла Белозерского – это главная святыня обители. У мощей верующие просят уберечь их от зла, от врагов, а дом — от разорения и пожаров. Молятся также о сохранении здоровья и счастья в семье.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.

2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.

3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.

4. Часовенка рядом:

5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).

6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).

Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).

7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.

8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.

9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).

10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?

11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.

Читайте также  Лондон глазами руфера

12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:

13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».

По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.

14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.

15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.

16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).

17. Иконостас XVIII века:

18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.

19. С западной стороны — пристройка 18 века:

20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.

После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.

21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).

22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.

24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.

25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.

26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:

27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.

28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.

29. Домик келаря (XVII век):

30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):

31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:

32. А внутри этих врат есть советский артефакт:

33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.

34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:

35. Колокола побольше — церковные.

36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:

37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.

38. Белозерская башня:

39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:

40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.

41. А за озером — леса:

43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.

Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.

44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.

А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь стоит на берегу живописного Сиверского озера в Вологодской области. Он был одним из крупнейших и богатейших монастырей России в период с XV по XVII век. В советское время здесь в 1924 году был создан историко-архитектурный музей, что позволило монастырю избежать участи многих исторических памятников в 30-е годы.

Сегодня Кирилло-Белозерский монастырь — самый посещаемый туристический объект Вологодской области. Одновременно с этим он является действующим монастырём: в 1997 году часть его территории была передана Вологодской епархии.

История обители начинается в 1397 году, когда один из последователей Сергия Радонежского, монах Кирилл Белозерский, вырыл на берегу Сиверского озера пещеру. В конце XIV — начале XV веков по тем малонаселённым местам прокатилась волна основания новых монастырей, и вскоре Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей. Во времена конкуренции Москвы с Великим Новгородом московские князья были весьма заинтересованы в скорейшем освоении этих земель, поэтому поддерживали тесные связи с монастырём.

Географическое расположение монастыря было весьма удачным, рядом с рекой Шексной, по которой проходил один из важнейших водных торговых путей, связывающий Белое и Балтийское море с Каспием, сегодня это часть Волго-Балтийского водного пути. Монастырь быстро стал крупным экономическим центром и вёл обширную торговлю.

(Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника)

Обитель быстро стала одним из крупнейших книжных центров России. В XVI веке на её территории уже было большое количество каменных построек, первой из которых стал Успенский собор (1497), сохранившийся до наших дней:

(Успенский собор с церквями-приделами)

В 1528 году сюда приезжал будущий отец Ивана Грозного Василий III с супругой молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына в глазах современников считалось не иначе как заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич всю свою жизнь считал себя обязанным монастырю и питал к нему особое благоволение, а перед смертью, как и его отец, принял схиму именно в этой обители.

(Монашеские кельи, Братский корпус)

В 1600 году в монастыре была построена первая крепостная стена и восемь башен. Во многом благодаря именно этой стене в Смутное время монастырь выдержал осаду польских и литовских войск в 1612-1613 гг. и отбил несколько нападений в последующие годы, наглядно продемонстрировав своё фортификационное значение. Поэтому в 1654-1680 гг были построены новые каменные стены монастыря, сделав его одной из самых больших крепостей в России тех лет.

Эти стены сохранились до нашего времени.

В разные годы монастырь служил традиционным местом заключения знатных лиц.

При Петре I, с появлением у России портов на Балтике, северная торговля через Архангельск стала менее востребована, и постепенно экономическое значение монастыря стало падать. Позднее указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий, из слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене размещена городская тюрьма.

При советской власти монастырь был упразднён, а наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда.

Но в 1924 году на базе монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило его архитектурному комплексу выжить в 1930-е гг.

После войны в музее развернулась широкая реставрационная деятельность, что позволило своими силами проводить противоаварийные работы. На территорию заповедника были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей.

В перестроечные годы посещаемость музея сильно упала, но с 1991 года он вошел в новый водный туристический маршрут «Москва — Санкт-Петербург». На этом маршруте Кириллов стал визитной карточкой и самым посещаемым туристическим объектом Вологодской области.

Туристы на площади перед Успенским собором:

Кирилло-Белозерский музей-заповедник включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В комплекс музея-заповедника входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор.

(На переднем плане фундамент солодешной палаты)

В 1997 году часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

Далее предлагаю просто пройтись по территории и посмотреть фото. Внутри Святых ворот сохранились фрески:

(Святые ворота со стороны внутреннего двора)

Строили мощно, на века.

Белозерская (она же Озерная, Большая мережная) башня:

Вид на Сиверское озеро:

Стены монастыря со стороны озера: Поваренная башня:

Западная стена (вдоль озера) изнутри:

Водяные врата с летней надвратной церковью Преображения Господня, датируются XVI веком:

Водяные врата, домик келаря, церковь Введения во храм пресвятой Богородицы, колокольня Успенского собора.

Обратная сторона Успенского собора.

Больничная церковь Евфимия великого. За ней — больничные палаты, с которыми церковь была соединена сенями.

Звонница над трапезной.

На дорожках кое-где встречаются могильные плиты.

В заключение хочу показать маленькую часть музейной экспозиции:

А нам пора на выход. Косая (Караульная) башня:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: