Костомаровский Спасский женский монастырь - KRINTEL.RU

Костомаровский Спасский женский монастырь

Костомаровский Спасский монастырь

Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.

На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.

История

К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.

Некоторые исследователи полагают, что пещерные храмы были воздвигнуты христианами, бежавшими из Византии уже в I веке н. э. В толще мелованной горы они находили спасение и успокоение и сделали это место отправной точкой в распространении христианства на территории нынешней России.

Другие исследователи считают, что подземные храмы были созданы иконопочитателями, спасавшимися от гонений в VIII—X вв.

Существует также точка зрения, согласно которой пещерные храмы появились не ранее XVII столетия и были созданы бежавшими от преследований иноками-малороссами.

Первые письменные упоминания о пещерах приходятся на конец XVIII — начало XIX веков, но и тут нет никаких убедительных свидетельств ни о времени создания пещер, ни о внутренней жизни храма. Принято считать, что в этот период времени Костомаровские пещеры строились верующими крестьянами, а сама территория являлась скитом Белогорского мужского монастыря. Несмотря на различные точки зрения по поводу времени строительства пещер, все исследователи соглашаются с тем фактом, что строительство происходило в несколько этапов. Последний всплеск строительства произошел в XIX веке, а в XX веке началось возведение храма Серафима Саровского, которое было приостановлено по причине из-за революции 1917 года. В 30-е годы храм был официально закрыт.

В 1946 Костомаровская обитель вновь продолжила свою историю, получив официальное разрешение на проведение богослужений. В это время происходит регистрация общины верующих, и появляется постоянный священник. Однако спустя 13 лет во время хрущевских гонений церковь снова прекращает свое существование.

После долгих лет забвения, начиная с 1997 года, происходит восстановление Костомаровских пещер и воздвигается Спасский женский епархиальный монастырь.

Объекты на территории Костомаровского монастыря

Спасский храм

Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.

Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.

Пещера покаяния

Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.

Костомаровская Голгофа

Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!

Другие объекты на территории монастыря

На территории обители также находятся:

  • Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»;
  • Храм Серафима Саровского;
  • Три пещерные кельи затворников;
  • А также трапезная монастыря и монастырский магазин.

Расписание богослужений

  • В будние дни: литургия в 7:00; вечернее богослужение в 17:00;
  • В субботу: литургия в 7:30; вечернее богослужение в 17:00;
  • В воскресенье: литургия в 8:30; вечернее богослужение в 17:00.

В летнее время службы проходят в пещерном храме, а зимой — в наземном.

Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря

Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.

Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).

Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.

Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:

  • В будние дни с 9:00 до 17:00;
  • В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.

Правила поведения

На территории монастыря запрещено:

  • посещение территории монастыря в одежде с глубоким вырезом или в прозрачной одежде, а также в шортах или коротких юбках
  • заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;
  • снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;
  • рвать цветы и траву;
  • ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;
  • писать на стенах храмов, пещер и меловых див;
  • размещать транспорт на территории монастыря

Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь

Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

На общественном транспорте:

Из Воронежа по железной дороге (ж/д расписание — по ссылке) через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом «Воронеж-Россошь» с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Оставшийся участок можно преодолеть на такси или попутным транспортом.

Удобная альтернатива — паломнические автобусные туры из Воронежа c возвращением в город.

На автомобиле:

Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 «Дон». После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем «Острогожск». Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели «Монастырь». Координаты для навигатора — 50°41’05.8″N 39°44’53.9″E.

Видео о Костомаровском Спасском монастыре

Костомаровский Спасский женский монастырь

Мiръ Россия Воронежская область Костомаровский Спасский женский монастырь

Женский монастырь Русской Православной Церкви (Воронежская митрополия, Россошанская и Острогожская епархия). Расположен в Воронежской области, возле села Костомарово, входящего в состав Юдинского сельского поселения Подгоренского района.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Согласно гипотезе, которую выдвинули в конце XIX века исследователи П. В. Никольский и В. Н. Тевяшов, монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: Во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э…

К середине XVII века относятся и первые достоверные свидетельства о соседнем с Костомаровским — Дивногорском мужском монастыре. Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось в конце XVIII — начале XIX века. Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря. После революции 1917 года пещерные обители — как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода — с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы.

В 1946 году было получено разрешение на проведение богослужений в Спасской пещерной церкви, но в 1959 году, после начала хрущёвской антирелигиозной кампании, этот храм вновь закрыт.

Современное состояние [ править ]

В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря. Летом службы проходят в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» (построен в конце 20 века). Температура и влажность воздуха в пещерах постоянны круглый год. Пещерный храм открыт для посещения и зимой, а на Рождество и Крещение там служат. Действует часовня в память блаженного священномученика Петра (Еремеенко). Построен также сестринский корпус и трапезная. В 2012 годуу построен новый административный корпус напротив храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Окрестности монастыря, меловые горы, покрытые скудной растительностью, имеют некоторое сходство с пейзажами Синайской пустыни. Тут, как и во многих русских монастырях, традиционно присутствует топонимика Святой земли: гора Голгофа, гора Фавор, поток Кедрон. В частности, на горе Голгофа возле монастыря воздвигнут поклонный крест. Спасский пещерный храм

Самое древнее сооружение монастыря — Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей. Главный алтарь храма освящён в честь Нерукотворного образа Спаса. Своды этого храма опираются на восемь четырёхугольных колонн, делящих основной объём на три части. Слева два небольших перехода, они ведут в придел мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот придел получил своё оформление уже после повторного открытия монастыря. Далее ход идёт в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Старейшая нетронутая часть свода Спасской пещерной церкви, по некоторым свидетельствам и архитектурным особенностям, относится к 18 или 19 векам.

Читайте также  Как выглядит круизный лайнер нового поколения

В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской. Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа В. В. Шокоревым, академиком Московской Академии художеств, во второй половине XIX — начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

На запад по склону расположен пещерный храм во имя святого Серафима Саровского, заложенный в 1903 году. Интерьер этого храма создан и завершен в конце 20 в., уже после повторного возрождения обители. Ещё один храм называют «Пещерой Покаяния» (крайний западный).

Оптимальный путь к монастырю на машине в любое время года через Лиски (или Острогожск)- на Каменку-Сончино-Юдино-Костомарово.

Храмы [ править ]

  • Собор Спаса Нерукотворного Образа
  • Церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
  • Часовня Распятия Христова
  • Церковь Серафима Саровского
  • Собор Спаса Нерукотворного

    Церковь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

    Часовня Распятия Христова

    Церковь Серафима Саровского.

    Святыни [ править ]

    Главная святыня монастыря — Костомаровская икона Валаамской Божией Матери. По преданию подарена монастырю императором Александром I. На образе видны следы от пуль. По легенде некий лихой красноармеец 6 раз в упор расстреливал икону, целясь в лики Богородицы и Христа, но ни разу так и не попал. В 2002 году эта икона замироточила (а написана она на железе).

    Спасский женский монастырь с. Костомарово Епархиальные монастыри РПЦ

    История

    О времени создания пещер не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения и устные предания, достоверность которых довольно сложно определить. Гипотеза о возникновении пещер в первые века христианства, была выдвинута в конце XIX – начале XX века археологом Струковым Д. М. Он делал свои выводы на основании того, что пещерные храмы Подонья были созданы в соответствии с древними традициями первохристианских культовых сооружений Рима, Палестины, Сирии, Афона и Кавказа.

    Более поздние исследователи пещерных монастырей Подонья считают, что их зарождение в этих местах происходило во времена иконоборческой ереси, т. е. в IIIV-X вв. Иконопочитатели, среди которых было большое число монашествующих, были вынуждены бежать от преследований в Палестину, Сирию, на Кавказ и в Крым, откуда некоторые из них перемещались на Средний Дон, где в толще меловых отложений сооружали великолепные пещерные храмы, следуя древней византийской традиции.

    Позднее окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов сначала печенегов, половцев, татаро-монгол, а затем Крымских и Ногайских татар эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

    Первое письменное упоминание о Костомаровских пещерах появилось только в конце XIIIV – начале XIX века. Этот период можно назвать вторым этапом в строительстве пещерных храмовых комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников. Костомаровская обитель, по местному преданию, стала скитом Белогорского мужского монастыря, где подвизалось большое число схимников. Документальных подтверждений этому не найдено.

    После революции 17-го года в его пещерах тайно совершали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники, среди которых особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко).

    В годы Великой Отечественной Войны во времена немецкой оккупации по свидетельству местных жителей в Костомаровских пещерах скрывались русские солдаты.

    В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в Костомаровских пещерах официально было разрешено совершать богослужения. По свидетельству очевидцев, в это время в Спасском храме углубляют и расширяют пещерные ходы и создают второй предел в честь свв. мчцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Этот период можно назвать третьим этапом в пещеростроительстве Спасского монастыря.

    9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков. Но промыслом Божиим этому плану не дано было осуществиться.

    До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. В 70-е годы они были исследованы спелеологами, которые составили схематический план, соответствующий настоящему виду пещерного комплекса Спасского женского монастыря.

    Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. До настоящего времени сохранился уникальный пещерный собор. Над его входом возвышаются величественные меловые дивы, напоминающие башни древних монастырей. Главный престол этого храма считается самым древним. Он освящен в честь Спаса Нерукотворного. Его предел в честь св. мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии был построен значительно позже русскими подвижниками, вдохновленными древними пещеростроителями. Известно, что вход в храм был хорошо укреплен, о чем свидетельствуют следы от массивных двойных ворот, имелся запасной выход и колодец. Очевидно, в свое время пещеры собора служили также укрытием от кочевников и других неприятелей, совершавших опустошительные набеги на эти земли до второй трети XVII века.

    Далее на запад по склону расположен храм преподобного Серафима Саровского. Он был заложен в 1903 году, но завершить его строительство удалось только в наши дни.

    Кроме храмов в меловой горе расположено несколько небольших пещер, в которых подвизались монахи-затворники. Одна из них, наиболее протяженная, носит название «Пещера покаяния». По преданию в ней священник принимал исповедь.

    В 1993 году под руководством духовенства Острогожского благочиния Воронежской Епархии стали производиться работы по расчистке пещер, а в 1997 году был официально открыт Спасский женский епархиальный монастырь. В настоящее время на его территории восстановлены пещерные храмы, в которых совершаются богослужения, построены наземный храм Божией Матери «Взыскание погибших», жилые и хозяйственные корпуса. Первой настоятельницей монастыря была игумения Серафима (Иванова). Она управляла обителью с 1997 г. по 2007 г. С апреля 2007 года настоятельницей монастыря является игумения Елена (Золотухина). До перевода в Спасский женский монастырь она с 1992 года была насельницей Алексеево-Акатова женского монастыря г. Воронежа, где приняла монашеский постриг. В настоящее время в монастыре 36 насельниц, среди них одна схимница, 14 монахинь, 4 инокини, 17 послушниц.

    С возобновлением монашеской жизни в Спасский женский монастырь потянулось большое количество паломников. Ежегодно обитель посещает около 40 тысяч человек из разных мест нашего отечества и зарубежья.

    Спасский женский монастырь находится в процессе становления монашеской жизни. В обители ежедневно совершаются богослужения. В штате обители три священнослужителя, которые распространяют свое пастырское служение на близлежащие села, с жителями которых они совместно с сестрами ведут активную миссионерскую работу. Во многом благодаря их просветительской деятельности в с. Хвощеватка восстановлен храм (средства выделены благотворителем, уроженцем этого села), в селе Юдино также ведутся работы по восстановлению порушенного храма при непосредственном участии иерея Александра Самсонникова, ответственного за миссионерскую работу Спасского монастыря.

    КОСТОМАРОВСКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

    Костомаровский монастырь

    Женский монастырь во имя Спаса Нерукотворного в селе Костомарово Россошанской епархии

    Главной достопримечательностью близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы. О времени их создания не сохранилось никаких письменных свидетельств. Существуют лишь гипотезы, предположения, устоявшиеся предания и воспоминания старожилов, достоверность которых довольно сложно определить. Существует общее мнение, что они были созданы в несколько этапов.

    В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. По своей внутренней структуре, принципу построения и функциональному использованию Донские пещерные монастыри почти в точности повторяют древние подземные сооружения Каппадокии. Главное место в них занимает храм, имеются также монашеские келии и усыпальницы для погребения почивших.

    Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси VIII-X веков, когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы. Территория Среднего Дона, где расположена Костомаровская пещерная обитель, входила в состав древнего Хазарского ханства.

    Начиная с X века до второй половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены. Длительным запустением этих мест и страшными последствиями набегов кочевников, вполне можно объяснить отсутствие каких-либо достоверных свидетельств о времени возникновения и создателях Спасского монастыря и других пещерных обителей.

    Другую гипотезу о возникновении пещерных монастырей выдвинули в конце XIX века краеведы П.В. Никольский и В. Н. Тевяшов. Они считали, что эти обители возникли не ранее XVII столетия, и их создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими из родных мест от жестоких преследований польской шляхты и унии. Это подтверждают и первые письменные свидетельства о существовании Дивногорского мужского монастыря, датируемые серединой XVII века (челобитные игумена Гурия царю Алексею Михайловичу). По мнению Никольского, монахи-переселенцы, сохраняя любовь к святым киевским пещерам, начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Следует отметить, что пещеры Дивногорья, Белогорья и Костомарова имеют одну общую характерную особенность — сразу от входа мы попадаем в неожиданно большое пространство храма, высокие сводчатые потолки которого опираются на массивные меловые столпы, и уже от него идут многочисленные разветвления подземных ходов. Киевские пещеры устроены иначе: небольшие пещерные храмы находятся в глубине протяженных извилистых коридоров, в нишах которых почивают мощи преподобных отцов. Следовательно, если принимать гипотезу Никольского, то возникает вопрос: почему иноки-малороссы создали подземные храмы в значительно большей степени напоминающие древние каппадокийские, нежели киевские? Однако Никольский допускает предположение, что подвижники нашли уже готовые, заброшенные пещерные храмы и продолжили их расширение и углубление.

    О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков. Этот период можно назвать новым этапом в строительстве пещерных комплексов Подонья. На сей раз, их создателями были крестьяне. Очевидно, вдохновленные подвигом своих предшественников, они усиленно трудились над извилистыми ходами в меловых горах, удивительным образом повторяя конструктивную идею и архитектурные элементы древних пещерных храмовых комплексов. Существует мнение, что Костомаровские пещеры в этот период времени были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось большое число схимников. Но никакого документального подтверждения этому преданию не найдено.

    Достоверных свидетельств о монашеской жизни в Костомаровских пещерах нет и в документах периода XVIII-XIX веков, несмотря на тщательный учет всех действующих храмов и монастырей, который вели консистории в эту историческую эпоху, и положение монастыря на протяжении нескольких столетий пока остается загадкой.

    После революции 1917-го года две хорошо известные пещерные обители: Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский мужские монастыри были закрыты и разорены. Но в Костомаровских пещерах тайно несли свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью в те времена пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье.

    В 1946 году по многочисленным и настоятельным просьбам верующих близлежащих сел в пещерном храме села Костомарово официально было разрешено совершать богослужения. Община, которая образовалась вокруг Спасского храма, по своему укладу напоминала монастырь, куда из разных мест приезжали паломники и духовно страждущие люди. В эти годы в пещерной церкви подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Он был уроженцем села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, имя его было Андрей Васильевич Попов. Во время войны в одном из боев он единственным из всех однополчан остался в живых. После сражения его тяжело раненым подобрали подоспевшие русские солдаты и отправили в госпиталь. Придя в себя, Андрей Васильевич принял решение всю свою жизнь посвятить Господу. Вернувшись с фронта, он в скором времени удалился в Костомаровские пещеры. В Спасском храме, по свидетельству очевидцев, он вместе с другими подвижниками расширил и углубил пещерные ходы и создал второй придел в честь мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии.

    9 октября 1959 года было принято решение о закрытии Спасской пещерной церкви и о прекращении деятельности собранной вокруг нее общины. Пещерные храмы местные власти решили использовать под карьер для изготовления меловых блоков.

    До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. Стены закоптили факельной гарью и изрезали различными надписями случайные посетители и искатели приключений. Некоторые особо «предприимчивые» люди из числа местных жителей для устройства своих погребов спилили древние меловые дивы, расположенные над храмами. Уцелели только две живописные скалы над входом в Спасский храм и причудливая дива в виде башни, у подножия которой заметен обвалившийся спуск.

    В 1993 году начались работы по расчистке Костомаровских пещер. На протяжении нескольких лет ими руководил протоиерей Александр Долгушев, который в то время был благочинным Острогожского округа Воронежской епархии.

    В 1997 году здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь. На совершенно пустое место, расположенное у подножия меловой горы с заброшенными пещерными храмами приехали три насельницы, в числе которых была первая настоятельница монастыря игумения Серафима (Иванова).

    Постепенно были полностью восстановлены пещерные храмы, в которых проводятся богослужения, построены храм Матери Божией «Взыскание погибших», три новых корпуса и хозяйственные помещения. Монастырь имеет гостиницу для размещения паломнических групп на 70 мест. В монастыре проводятся экскурсии по пещерным храмам.

    Пещерный монастырь в селе Костомарово. Отчет для участниц темы «Скоро Пасха2» Много букв и фото :)

    Здравствуйте, все уважаемые СтранаМамочки!
    Вот и собралась я с духом рассказать о своей поездке к святым местам, которая произошла в июле этого года.

    В предисловии расскажу, почему так озаглавила свой пост.
    В апреле 2013 года МамаАленушка создала тему «Скоро Пасха» и пригласила всех планюшечек к коллективной молитве за всех (собрали имена). А через год Л е н о ч к а решила повторить этот опыт и создала тему «Скоро Пасха 2» (https://www.stranamam.ru/post/7555034/), где все желающие снова написали свои имена. С некоторыми девочками мы поболтали, поделились своими переживаниями, своими поездками по святым местам и т. д., своей Верой.
    И вот когда мы собрались с мужем и мамой в Воронежскую область посетить женский монастырь, я вспомнила про всех девушек и взяла с собой списочек с именами пар, который писала к Пасхе (чтобы молиться за всех).

    Теперь напишу про монастырь. Это выдержки из статей, по которым я узнала об этих местах

    Спасский Женский Епархиальный Монастырь в селе Костомарово – это уникальный комплекс пещерных храмов VIII-X вв. на бескрайних просторах Воронежской области. (http://vseprootpusk.ru/kostomarovo-spasskij-zhenskij-eparxialnyj-monastyr)

    Уникальная природа Придонья сподвигла древних христиан, пришедших сюда, по легенде, еще в восьмом веке создать здесь обитель душевного покоя и самосовершенствования. В здешних меловых пещерах скрывались отшельники, бежавшие от гонений — как в древние времена, так и в более близкие к нам: во времена католической унии на Украине здесь селились монахи-беженцы.
    Именно они и основали Костомаровский Спасский монастырь, изначально бывший скитом Белогорского мужского монастыря. Его рукотворные постройки тесно переплетаются с творчеством самой природы — меловыми столбами-дивами и пещерами. Иссушеные жарким южным солнцем земли напоминают родину христианства — Палестину, а весь пейзаж — места страданий и подвигов Иисуса Христа: Голгофу, Фавор, Гефсиманию.

    Монастырь просуществовал семь веков. В революцию 1917 года он был закрыт, но часть насельников остались жить в пещерах. Последнего их обитателя, старца Петра (Еремеенко), перед Великой Отечественной войной отправили в тюрьму, где он скончался. Ныне прославлен в лике святых как священномученик. Во время войны пещеры использовались в качестве бомбоубежищ.

    После Победы монастырь открылся как храм для местных жителей и вновь был закрыт во время гонений при Хрущеве — комиссия оценила его условия как «не отвечающие элементарным санитарно-гигиеническим нормам». По некоторым данным, местное население также относилось к монастырю с агрессивной неприязнью: разрушали знаковые меловые столбы, сожгли постройки, а дети использовали старинные писаные на железе иконы вместо санок зимой.

    И лишь через восемьдесят лет после Октябрьской революции монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Три монахини — Серафима, Иоасафа и Дионисия принялись восстанавливать разрушенную обитель и преуспели в этом: возродились разрушенные храмы, был построен новый, появилась дорога и гостиница для паломников. (http://pds.su/puteshestviya/chernozemje/kostomarovo-v-voronezhskoj-oblasti-kostomarovskij-spasskij-monastyr-i-peshchery.html)
    В начале 90-х годов пещерные храмы были переданы Воронежской епархии, а с 1997 года начал возрождаться Спасский монастырь.

    Главная достопримечательность монастыря это Собор Спаса Нерукотворного образа. Это пещерный храм. Вход в него — две известняковые скалы, увенчанные куполами (меловые Дивы). Службы в нём проводятся только по великим праздникам. Но дверь в нём всегда открыта для посетителей — после утренней службы до вечерней.

    • Поделиться

    Прямо из храма есть в ход в церковь в честь св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. К сожалению, она была на реставрации, и мы не побывали там, хотя мама моя, Вера, да и я тоже, очень хотели этого.

    Также в меловой скале есть отдельный вход в Храм в честь преп. Серафима Саровского. Особо почитаемый святой в монастыре. Иконы в этом храме высечены прямо в стене из мела умельцами-мастерами. В свете свечи, они будто оживают.

    • Поделиться

    Ежедневные Богослужения проводятся в церкви иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших». Она построена совсем недавно.

    • Поделиться

    По горе разбросаны входы в малые пещеры, где ранее жили монахи. После возрождения монастыря они были реставрированы и укреплены.

    • Поделиться

    Одной из самых длинных пещер в меловой горе в Костомарово – является «Пещера покаяния». По преданию, в ней священник принимал исповедь. В наши дни, «Пещера покаяния» пользуется большой популярностью среди гостей Костомаровской земли, хотя священника здесь уже нет. Это место намолено веками! И сегодня в нем читают молитвы сестры Спасского женского монастыря. Сюда выстраивается многочасовая очередь, чтобы пройти путь длинной в 20-30 метров в узком, темном (освещается свечками прихожан), холодном помещении, покаяться во всех грехах своих, побыть наедине со своими мыслями, поблагодарить Бога за все, попросить Его помощи снова и снова.

    • Поделиться

    Монастырь находится на склоне горы, называемой по святоземельному образцу «Голгофой». У вершины ее — новопостроенная часовня Распятия Господня, а на самой высокой точке — деревянный крест. Ранее существовала традиция засовывать в щели креста записочки с заветными желаниями. Монахини просят не делать этого, и записки кладут на подоконники часовни.

    • Поделиться

    • Поделиться

    В двух километрах, на берегу Дона, находится святой источник, посвященный Тихвинской иконе Божьей Матери.

    • Поделиться

    Еще интересно и подробно про монастырь написано на сайте http://svet.ruspalom.ru/materials/33#x. А так, если кто заинтересуется — поищите через поисковики, можно найти много отзывов с фотографиями.

    Главные Святыни монастыря, к которым едут многие паломники — это 2 иконы: Костомаровская икона Божьей Матери (Расстрелянная) и икона Труд Святого Семейства (или Святое семейство — учитель труда).

    1)
    Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В. В. Шокаревым.

    После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующим было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался меткий дотоле солдат попасть в лик Богородицы или Богомладенца, из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе по сей день отчетливо видны отверстия от шести пуль.

    После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
    Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря. (http://www.vidania.ru/icony/icon_kostomarovskaya.html) А вернее, в Спасском соборе (пещерном) находится копия этой иконы. Сама же икона перенесена в церковь иконы Божьей Матери «Взыскание Погибших» (нижний храм).

    2)
    Икона Святое семейство — Учитель труда.
    К сожалению, я нашла очень мало информации про эту икону, практически ничего.
    Эта икона очень почитаема за чудотворения. Многие молившиеся перед ней получали просимое – в основном, по семейно-житейским нуждам: работа, здоровье, укрепление семьи, да мало ли у каждого таких проблем? Также просят о благополучном возвращении с военной службы. Монахиня в свечной лавке рассказывала, что во время войны монашки и Костомаровские женщины молились перед ней о возвращении своих отцов, сыновей и мужей, и все они вернулись живыми; как после молебна перед этой иконой родители нашли сына, пропадавшего в чеченском плену.

    Так вот причиной нашей поездки была первая икона — Божьей матери. Дело в том, что мама увидела её во сне. Стала искать. Причем в нашем родном городе (Фролово, Волгоградская обл.) в церкви есть очень похожая икона. Маме сказали, что это список с Валаамской иконы. Мама нашла в интернете фотографии, но она тоже была не совсем похожа на ту, что явилась во сне. Потом мама наткнулась на Костомаровскую икону, на описание монастыря и твёрдо решила ехать. Меня долго уговаривать не пришлось.
    Однако когда мы поднялись и вошли в Спасский храм в Костомарово, я походила по залу, а потом подошла к иконе Святое Семейство. Я поняла, что Я-то ехала именно к ней. Не знаю, почувствовала что-то. Я сначала долго молилась у иконы о своём семейном счастье а потом просто достала из сумки списочек с именами и зачитала их все, попросила дать этим парам долгожданных деток.

    Я очень надеюсь, что мои молитвы будут услышаны, что всем этим девушкам будет дано их семейное счастье, может — не сразу, может — придется пройти ещё определенный путь. Я вот очень порадовалась, когда зашла в тему «Скоро Пасха 2» и по аватарка посмотрела, что 3 девушки сейчас на сроке от 8 до 15 неделек
    Лично у меня пока ничего не изменилось в плане Видимо, ещё не время. Наверное, необходимо было очистить наши отношения с мужем. Произошли определенные события в нашей с ним жизни, кое-что всплыло. Теперь, я думаю, мы готовы к встрече с нашим аистом.

    И напоследок, я всем рекомендую съездить в эти чудесные места! В Придонье вообще много замечательных, в том числе святых мест. В Костомарово я ощутила такой покой и умиротворения, такое единение с природой и Богом-Творцом. Хочется вернуться туда снова. А в храме, в этих пещерных сводах, где пахнет свечами, ладаном, стариной, немного сыростью. ощущения просто непередаваемы!

    LiveInternetLiveInternet

    • Регистрация
    • Вход

    Ссылки

    Музыка

    Видео

    Фотоальбом

    Цитатник

    Лирика знаменитых классиков. «Вселенная представляется мне .

    Я устала в сказки верить. Ирина Расшивалова Я устала в сказки верить, ждать, что чудо сбудется….

    Не доверяйте трепетную душу. Русская художница Светлана Валуева Не доверяйте трепетную д.

    У меня простое счастье. Художник Мария Тюняева (mari__art__ty) У меня простое счастье: .

    А я все жду, что ты придешь. Испанский художник Juan Gonzalez Alacreu Смывает слезы тепл.

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Интересы

    Друзья

    Постоянные читатели

    Сообщества

    Статистика

    Свято-Спасский Костомаровский женский монастырь

    Всего в трех часах езды от Воронежа вблизи села Костомарово уже многие века на меловых холмах среди живописной природы действует Спасская святая обитель, а ныне – Свято-Спасский женский монастырь . Поговаривают, что основание данной святыни принадлежит самому Андрею Первозванному. А пейзаж вокруг обители называют Новым Иерусалимом из-за схожести местного ландшафта со Святой Землей, здесь даже есть своя гора Голгофа и Гефсиманский сад. И такое сравнение неслучайно. Всем, кому посчастливилось посетить эти места, единодушно рассказывают о необычайной душевной легкости и благодати.

    За свою долгую историю Свято-Спасский монастырь повидал и претерпел многое. Строительство и устройство пещер проходило на протяжении всего существования обители. Последним было организовано в начале XX века строительство пещерного храма, названного в честь преподобного Серафима Саровского, которое завершилось уже в наше время.


    Всего же пещер в меловых холмах, относящихся непосредственно к монастырю – восемь. Самая большая из них – огромный подземный Спасский храм, который долгое время являлся основой Костомаровского Святого места. Его свод возведен на двенадцати больших колоннах, а сам храм может единовременно вместить до 2000 человек. Начало строительства Спасского подземного храма относят к XII-му веку, а завершение – к XIX-му. Данный храм строился и с расчетом на то, чтобы прихожане, да и сами его обитатели, могли укрыться в случае вражеских нападений и даже выдержать долговременную осаду. В стенах святыни были высечены небольшие кельи для монахов-затворников. Все их общение с внешним миром проходило через узкое маленькое окошечко. Там же есть келья затворника-столповика, такое странное название говорит о том, что всю свою затворническую жизнь такой отшельник проводил стоя, даже во сне, прикрепляя себя к стене цепями или веревками.


    В дореволюционное время в Спасском храме (ските) отмаливали свои грехи паломники со всей России, а в пещере Покаяния совершалось Таинство исповеди. Эта пещера уже своими длинным пещерным коридором с зажженными свечами перед ликами святых, узкими сводами, и низкими потолками, становившимися все ниже и ниже помогали паломнику вспомнить о смирении и забыть о суетности мирской жизни.

    С приходом Советской власти храм со всеми Костомаровскими пещерами был закрыт. Последнего из отшельников, жившего в пещере Покаяния, отца Петра, расстреляли в 1937 прямо на месте принятия исповеди. Однако паломников ни запреты, ни угроза расстрела не останавливали. Они тайком приезжали на намоленные места, поддерживали храм и даже создавали свои общины.


    Во время Великой Отечественной в этой местности шли ожесточенные бои, под натиском вражеских немецких войск в пещерах Костомаровского скита укрывались советские солдаты и местные жители. А после встречи в 1943 году Сталина с митрополитом Сергием, давшей возможность открытия и восстановления православных церквей, в 1946 году была возобновлены богослужения и в Спасском храме, официально зарегистрировав его как Спасскую приходскую церковь близлежащих сел.

    Восстановление святыни шло быстро, но уже в начале 60-х годов, по указанию Н.С Хрущева, местные власти, под предлогом непригодности помещения церкви к дальнейшей эксплуатации, закрывают храм, все внешние постройки сжигают, а пещеры затапливают. О тех жестоких гонениях красноречиво рассказывают шесть пулевых отверстий на иконе Валаамской Божией Матери, тогда же исчезла и Плащаница с изображением Успения Божией Матери. Но и эти расправы не остановили духовную жизнь – верующие тайно образовали небольшую группу и продолжали служения и чтения молитв иногда даже по нескольку суток.


    Прав был отец Петр, предсказавший два возрождения Костомаровской Спасской обители. В 1993 году под недостроенными сводами храма Серафима Саровского прошла первая служба. Трудами простых верующих начинается расчистка пещер, проведено электричество, заложен фундамент под наземную церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Уже в 1997 году в Свято-Спасской обители поселяются в небольшом строительном вагончике первые три насельницы-монахини. Общими усилиями паломников и монахинь отреставрирован пещерный комплекс, возведен сестринский корпус, состоящий из нескольких келий, трапезной и домовой церкви, проведена асфальтированная дорога к святыне. И уже в 1999 году Священным Синодом Русской Православной Церкви принят Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря во главе с настоятельницей Серафимой. В этом же году монастырь был и юридически оформлен городскими властями Воронежа.


    И поныне паломническая тропа не зарастает к Спасской обители. Нескончаемым потоком в Свято-Спасский монастырь идут и стар, и млад для почтения и уверования, для очищения души и покаяния. А о чудесных явлениях молва распространяется далеко за пределы России: свечение всполохами стоп Спасителя на иконе, внезапные освещения крестных ходов столбами света, благоухание места, где покоилась Плащаница Успения Божией Матери, а в 2001 году здесь начала кровоточить та самая простреленная икона Валаамской Божией Матери.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: