Кто такие легкоходы и чем они отличаются от обычных туристо - KRINTEL.RU

Кто такие легкоходы и чем они отличаются от обычных туристо

О термине «легкоходство» и что с ним не так

Конкретные советы о том как собрать легкий рюкзак, как и на чем надо экономить вес у меня собраны в отдельной статье. А тут больше мыслей, о термине «легкоходство» и что с ним не так.

Что такое легкохоходство?

  • по мнению людей, называющих себя «легкоходами» — прогрессивное течение в туризме позволяющее ходить с маленьким весом за спиной. В Википедии подробней.
  • по моему мнению — модное слово от маркетинга, призванное купить снарягу, до того, как испортилась старая.

Термин придумали в США. (Там много маркетологов ) Там всё работало. В стране, которая почти вся находится южнее Сочи, спокойно можно ночевать под тентом из пленки. Американские статьи перевели на русский, понаплодили 100500 форумов, сайтов, групп в ВК, где люди стали восторгаться легкими самосшивными рюкзачками, тонкими спальничками и фотками ночевки в гамаке.

Всё это классно, но будто бы до того никто за весом не следил. Точно так же еще в СССР охотились за годными материалами, считали в 80е удачей раздобыть вместо брезентовой «польскую» палатку (из полиэстера, похожую на современную) и обменивались выкройками анораков. Альпинисты и горные туристы прекрасно понимали цену лишних грамм. В каждом нормальном отчете по походу указывался вес используемой экипировки. Просто раньше это называлось не легкоходством, а «разумным подходом к снаряжению». Без понтов.

Разумный подход к снаряжению предполагает, что идя по Крыму можно спать под тентом (если вас не пугают клещи и комары), а по Кавказу в межсезонье или Камчатке, вам надо палатку с сотней дуг толщиной в руку. Да, она тяжелей тентика, но иначе укрытия у вас не будет вообще.

Интересно посмотреть на легкохода под тентиком на Камачатке на ветру, прогибающем стенки палатки и 9мм дуги вторые сутки подряд. Еще когда идет дождеснег горизонтальный. Наверное потому я их там и не видел. Естественный отбор! А вот в мае в Крыму я встречал классического легкохода. Он сам себя и называл так. В кросовочках, в тонюсеньких штанцах и ветровочке от мороси и с тентиком для сна. Он действительно шел длинный маршрут и был вполне себе бодр. Но очень обрадовался, когда я предложил ему чаю — у этого человека не было ни одной железной посудины, чтобы сделать его себе самому.

Ну назвали понятие «экономия веса снаряжения» по-другому, кому от этого плохо? Лекоходство стало модным. Некоторые товарищи стали противопоставлять себя «традиционным» туристам, которые якобы за весом не следят.

Видимо идея заставить человека купить что-то, что у него уже есть до того как оно испортится, очень понравилось маркетологам производителям и продавцам снаряжения. А «легкоходная» снаряга ведь из тонких тканей сделана, значит протрется и порвется быстрей, значит он будет заходить в магазин и тратит деньги чаще! Как заставить человека купить ненадёжную вещь, да еще когда у него уже есть аналогичная работоспособная? Убедить его, что старая хуже. Например тяжелей. А вес ведь очень важен, потому и бери полегче!

Конечно вес важен во многих случаях:

  • рогейны, мультиспортивные гонки;
  • длительные автономные походы;
  • сложные альпинистские восхождения с ночевками.

Но когда жертвы маркетинга покупают палатку Big Agnes за 40-50 тыс руб, когда путешествуют на машине и ходят в несложные ПВД это уже маразм. Она протрется в разы быстрей более дешевых изделий из более толстой (т.е. дешевой, но тяжёлой) ткани. Как правило у такой палатки больше велик риск сломаться под телом пьяного участника турслета, чем сэкономить владельцу силы на переходе.

В длинных походах важно полноценно отдыхать, восстанавливать свои силы и иметь надежное снаряжение. В регионах со сложными погодными условиями не рекомендую экономить вес на следующих вещах:

  • Спальник. Если вы почитали много букв про паробарьер, о том, что можно спать во сей одежде, завернувшись по полиэтилен и спасодеяло — оставьте эти знания для мультигонок. В походе важно восстановить свои силы, иметь их запас на случай ЧП и не заболеть в середине маршрута. Люди, мерзнующие каждую ночь страдают сильно больше тех, кто взял спальник с запасом по температуре, хоть даже и на полкило больше. Вес спальника надо уменьшать за счет подбора нужной вам длины.
  • Палатки. На групповом снаряжении, особенно, если у вас 8-10 и более человек, много сэкономить веса не выйдет. Так почему бы не взять палатку, с большим количеством дуг, в которой можно будет отсидеться в шторм, переночевать в сухости и без мыслей: «Домик Элли раздавил ведьму Гингемы, а моя палатка так сможет?»
  • Рюкзак. Важнее в рюкзаке не вес, а его подвесная система (спина). Именно она поможет вам чувствовать себя хорошо под грузом. Если вы не самый аккуратный человек, будете снимать рюкзак на острые камни на ледниках, будете продираться сквозь ветки, собираетесь таскать вещи на переправе, не надо покупать рюкзак из тонюсенькой легкой силиконки. Рискуете превратить поход в кружок кройки и шитья, ремонтировать рюкзак и сходить раньше с маршрута.

Часть с табличками

Как я выше уже упомянал, люди, ходящие в длительные, автономные, горные походы (обычно аккумулирующиеся в клубах спортивного туризма) понимали значение веса снаряжения и тихо мирно вели таблички в Exel для её учета и оптимизации перед каждым походом. Маршрутно-квалификационные комиссии смотрели пункты о весе снаряжения в каждой маршутной книжке выпускавшейся группы и никто не думал, что это что-то особенное. С появлением интернетов появилось много людей, которые:

  • впервые ознакомились с идеей о том, что свою снарягу надо взвешивать именно на легкоходных форумах сайтах;
  • читали переведенные западные статьи, где по ряду причин принято ходить не большими группами по 6-12 человек как в СССР/РФ, а по одному-вдвоем;
  • до того с нормальными группами и руководителями не ходили.

По-видимому отсюда возникла идея, что ходить соло или вдвоем по весу легче, чем в группе. Разберемся так ли это.

Ниже приведены таблички с различными вариантами комплектования групп участниками и снаряжением. Вариаций конечно больше. Я указал некоторые, интересные мне, часто встречающиеся вокруг меня случаи. Вы можете сами сделать свою табличку и сравнить варианты, возможные лично у вас .

Вес снаряжения я указывал по фактически имеющимся цифрам на сайтах продавцов или по весам у меня дома. Возможно вы найдете слегка более легкие/тежелые котелки или ложки, но сильно погоды это не поменяет. В таблице вес пустого баллона 450 гр 215 гр, а 250 граммового 115 грамм.

В таблице сравниваются легкоходы одиночки, двойки и традиционные большие группы в 10 человек.

Легкоход одиночка. Обходится горелкой и одним котелком. Сначала в нем готовит еду, ест, потом моет и заваривает чай. К походу он готовится основательно, и в баллонах газа, которые он берет с собой, всегда нужное количество газа. Не больше и не меньше.

Легкоход одиночка с Jet Boil. В комплект к этой горелке идет пластиковая миска, в которой он заваривает сублиматы, а из железной кастрюльки Jet Boil пьёт чай. Газа у него на диво тоже всегда нужное количество.

Легкоходы не самые упоротые. Горелка не самая легкая, но надежная. Ветрозащитного экрана у них нет, рассчитывают на поиск тихого места или стенку из коврика для сна. Газ они взяли так, что надо экономить будет, большая часть еды у них — завариваемые кипятком сублиматы. Есть они будут из одного котелка, даже одновременно — у них две ложки. Они очень везучи — если им надо взять не полный баллон газа, он обязательно находится у них в шкафу с нужным количеством газа. Или они стравливают лишний газ, так что всегда берут ровно столько, сколько им надо.

Легкоходы с Jet Boil решили купить моднявую горелку и сократить расход газа. Только их рацион теперь состоит целиком из сублиматов, которые один заваривает своей миске, а другой в миске, что идет в комплекте к горелке. Потом из них же они пьют чай. Везучесть с газом у них такая же как и у их коллег с обычной горелкой.

Комортные традиционщики взяли и половник и щетку для мытья групповых канов и прочие кухонные прибамбасы. На личной посуде не экономили и она у них потяжелей. Есть даже канистра для воды, чтобы не бегать лишний раз к источнику. В общем про комфорт не забывали. Но взяли мультитопливную горелку, бензин и один из канов на 5 литров с теплообменником за счет чего выиграли в весе. Топлива у них для групповой готовки много — можно не экономить на чае.

«Суровые» традиционщики из групповой посуды обошлись половником и ножом. Котелок и ложкой отскрести можно. Правда ложки у них пластиковые.. ну песочком потрут. Бензина у них не очень много. Чая будет лимитирован, но вечером две кастрюльки можно будет сделать. Еда из быстроваримых круп, но не сублиматы.

  • Одиночкой быть тяжело, всегда выгодно брать напарника. Jet Boil одиночке вреден — обойдитесь кружкой и обычной горелкой.
  • Джетбоил на короткий выход брать не надо даже если вы пара.
  • На выходных: Если у вас не гонка на время, а прогулка для удовольствия — приятней пойти компанией. Перевес 130 грамм…. Если вы бежите маршбросок, конечно вес важен. Напарник сократит вес еще больше.
  • На недельный поход. Легче быть легкоходом с Джетбоилом и напарником. Но если пойти с группой, каша может быть не только и сублиматов! За такие прелести жизни придется нести аж на 86 грамм больше.
  • В длинном походе ситуация похожа. Одиночкой быть грустно совсем. С Джетбоилом и напарником хорошо, но за 12 дней быстрозавариваемые сушености и сублиматы встанут поперек горла. За перевес аж в 53 грамма кажется можно потерпеть лишних людишек, которые смогут кормить тебя нормальной едой Если двойке с Джетбоилом брать не 30, 35 гр газа, то им придется нести 835 гр и снаряжение большой группы станет легче.
Читайте также  7 самых интересных рынков мира

Конечно в расчетах приведены некие условности. Например обычно всё-таки лишний газ из баллонов не стравливают. Джетбоил на пару купить обычно дороже, чем присоединится к группе с бензиновой горелкой и радиаторной кастрюлей. Можно найти другую посуду и другое количество участников похода.

Легкоход и обычный турист. Основные различия

Кто такой пешеходный турист?

Наверное, это человек, путешествующий пешком. Логично. Если у такого туриста маршрут длинный — он будет тащить с собой припасы на несколько дней, а также принадлежности для ночлега на природе (в том случае, если вдруг посреди леса не окажется мотеля).

К тому же, одним сухпаем не обойдешься, и путешественник будет нести с собой как минимум котелок для приготовления пищи, а также горелку. А также еще некоторую посуду. А почему бы и нет, ведь в исполинский рюкзак можно хоть скороварку и китайский чайный сервиз упаковать.

Одежда у такого туриста прочная и надежная, со множеством карманов, в которые рассована всякая всячина, от мультитула до… до всего чего угодно, хоть еще одного запасного мультитула, тактической мухобойки и Кольца Всевластия. Все это куплено в специальных туристических магазинах с расчетом на вечную службу, а на инструкциях по применению предметов был указан список из полутора тысяч функций. Зажигалка с искусственным интеллектом, а часы работают на глубине 20 метров в лаве.

И вот этот мобильный склад туристического снаряжения идет в поход, стараясь не сильно выпрямлять спину, иначе тяжеленный рюкзак утащит его за собой.

А что если отнять у такого туриста этот рюкзак, заставить переобуться и переодеться? И выдать небольшой рюкзачок. И положить туда набор предметов под те же надобности, но несколько измененный? Тогда он превращается… в легкохода!

И кто же такой легкоход?

Такие ребята стали в туристическом мире появляться в прошлом веке, в Америке. И постепенно мода такого туризма разошлась по всему свету. Как вы уже поняли из названия (английское название — Lightweight backpacking), этим людям несвойственно тащить огромные склады экипировки на плечах. Хватает небольшого рюкзака, который вместе со всем снаряжением будет весть максимум килограммов 9-10.

Бывают и такие легкоходы, которые минимизируют носимые запасы до 2-3 кг. И при этом не испытывают дискомфорта в течение всего маршрута! А маршрут по длине и сложности ничем не уступает тому, который преодолевают вышеупомянутые тяжеловесы.

Легче преодолевать препятствия на пересеченной местности. Легкоход пройдет там, где «обычный турист» своим весом и габаритами проделает неплохую просеку. Да и просто по состоянию здоровья далеко не все люди могут носить большие тяжести, а погулять-то хочется!

Что главное в легкоходстве?

Вес. Причем, не в пользу его увеличения. Совершенство это не то, когда нечего прибавить, а когда нечего отнять. Вот легкоходы и сокращают свою экипировку до минимума, но такого, чтобы не чувствовать неудобств из-за комаров или низкой температуры, голода. Чтобы собраться в поход, легкоходу важно учитывать такие принципы подборки снаряжения:

  • Взвешивание предметов — первый и главный принцип. Купите точные весы. Взвесьте все, что вы хотите взять с собой. Сравните. И выбирайте то, что хоть на грамм легче.
  • Отсюда исходит второй пункт. Откажитесь от мелочей. Копеечка к копеечке, как говорится. А тут — грамм к грамму. Любые лишние детали, такие как лишние металлические застежки, тяжелые и большие упаковки, вам только помешают. Даже срезание бирок и ценников поможет быстрее привыкнуть к тенденции снижать вес экипировки в любом случае.
  • Нужно брать только самое необходимое. В походе вам не нужен складной шезлонг и ящик с инструментами. Нужно то, чем вы привыкли пользоваться каждый день.
  • Когда вы собрали эти вещи, пересмотрите их… и отложите в сторону то, без чего вы обойдетесь. Еще меньше веса.
  • Многие вещи могут служить для выполнения нескольких функций. Пленку от дождя можно как тент использовать. Рюкзак — как подушку.
  • Продумывание маршрута тоже важно, и позволяет оставить дома килограммовые запасы продуктов, если вы умело проложите свой путь: неподалеку от водоемов и через населенные пункты.

При всем этом, в легкоходстве присутствует и своя философия. Человек, не упакованный в скафандр, ближе к природе, чувствует большее единение. Такие люди привыкают обходиться мелочами, и из них же создавать себе весьма комфортные условия. Оставайтесь с нами, и вы узнаете еще больше об этом течении.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Легкоход и обычный турист. Основные различия

Кто такой пешеходный турист?

Наверное, это человек, путешествующий пешком. Логично. Если у такого туриста маршрут длинный — он будет тащить с собой припасы на несколько дней, а также принадлежности для ночлега на природе (в том случае, если вдруг посреди леса не окажется мотеля).

К тому же, одним сухпаем не обойдешься, и путешественник будет нести с собой как минимум котелок для приготовления пищи, а также горелку. А также еще некоторую посуду. А почему бы и нет, ведь в исполинский рюкзак можно хоть скороварку и китайский чайный сервиз упаковать.

Одежда у такого туриста прочная и надежная, со множеством карманов, в которые рассована всякая всячина, от мультитула до… до всего чего угодно, хоть еще одного запасного мультитула, тактической мухобойки и Кольца Всевластия. Все это куплено в специальных туристических магазинах с расчетом на вечную службу, а на инструкциях по применению предметов был указан список из полутора тысяч функций. Зажигалка с искусственным интеллектом, а часы работают на глубине 20 метров в лаве.

И вот этот мобильный склад туристического снаряжения идет в поход, стараясь не сильно выпрямлять спину, иначе тяжеленный рюкзак утащит его за собой.

А что если отнять у такого туриста этот рюкзак, заставить переобуться и переодеться? И выдать небольшой рюкзачок. И положить туда набор предметов под те же надобности, но несколько измененный? Тогда он превращается… в легкохода!

И кто же такой легкоход?

Такие ребята стали в туристическом мире появляться в прошлом веке, в Америке. И постепенно мода такого туризма разошлась по всему свету. Как вы уже поняли из названия (английское название — Lightweight backpacking), этим людям несвойственно тащить огромные склады экипировки на плечах. Хватает небольшого рюкзака, который вместе со всем снаряжением будет весть максимум килограммов 9-10.

Бывают и такие легкоходы, которые минимизируют носимые запасы до 2-3 кг. И при этом не испытывают дискомфорта в течение всего маршрута! А маршрут по длине и сложности ничем не уступает тому, который преодолевают вышеупомянутые тяжеловесы.

Легче преодолевать препятствия на пересеченной местности. Легкоход пройдет там, где «обычный турист» своим весом и габаритами проделает неплохую просеку. Да и просто по состоянию здоровья далеко не все люди могут носить большие тяжести, а погулять-то хочется!

Что главное в легкоходстве?

Вес. Причем, не в пользу его увеличения. Совершенство это не то, когда нечего прибавить, а когда нечего отнять. Вот легкоходы и сокращают свою экипировку до минимума, но такого, чтобы не чувствовать неудобств из-за комаров или низкой температуры, голода. Чтобы собраться в поход, легкоходу важно учитывать такие принципы подборки снаряжения:

  • Взвешивание предметов — первый и главный принцип. Купите точные весы. Взвесьте все, что вы хотите взять с собой. Сравните. И выбирайте то, что хоть на грамм легче.
  • Отсюда исходит второй пункт. Откажитесь от мелочей. Копеечка к копеечке, как говорится. А тут — грамм к грамму. Любые лишние детали, такие как лишние металлические застежки, тяжелые и большие упаковки, вам только помешают. Даже срезание бирок и ценников поможет быстрее привыкнуть к тенденции снижать вес экипировки в любом случае.
  • Нужно брать только самое необходимое. В походе вам не нужен складной шезлонг и ящик с инструментами. Нужно то, чем вы привыкли пользоваться каждый день.
  • Когда вы собрали эти вещи, пересмотрите их… и отложите в сторону то, без чего вы обойдетесь. Еще меньше веса.
  • Многие вещи могут служить для выполнения нескольких функций. Пленку от дождя можно как тент использовать. Рюкзак — как подушку.
  • Продумывание маршрута тоже важно, и позволяет оставить дома килограммовые запасы продуктов, если вы умело проложите свой путь: неподалеку от водоемов и через населенные пункты.

При всем этом, в легкоходстве присутствует и своя философия. Человек, не упакованный в скафандр, ближе к природе, чувствует большее единение. Такие люди привыкают обходиться мелочами, и из них же создавать себе весьма комфортные условия. Оставайтесь с нами, и вы узнаете еще больше об этом течении.

Кто такие легкоходы и чем они отличаются от обычных туристо

Легкоходный туризм, или «lightweight backpacking», возник как движение в конце 90-х годов в США с появлением книги «Beyond Backpacking» («За пределами пешего туризма»). Автор Рэй Джардин (см. биография на английском) — известный искатель приключений и гуру туризма. В ходе многочисленных длительных пеших маршрутов он пересмотрел существующие представления о снаряжении, питании и безопасности в горах и пришёл к выводу, что крупные производители турснаряжения вводят туристов в заблуждение, внушая им, что без добротного рюкзака весом 3 кг, кожаных ботинок с «фиксацией голеностопа» и палатки с жёстким каркасом в поход отправляться нельзя. Джардин предложил в корне другие методы, которые позволяют облегчить рюкзак в разы, не жертвуя при этом ни безопасностью, ни комфортом. Книга объёмом 500 страниц перевернула представления многих читателей и породила целое движение.

Джардин был отнюдь не первым «ультралайтером». В 1955 году 67-летняя «бабуля Гейтвуд», родившая 11 детей, произвела сенсацию, пройдя налегке знаменитую Аппалачскую тропу длиной 3200 км. Она носила кеды, спала под занавеской для ванной, утепляясь шерстяным одеялом, и несла не рюкзак, а вещмешок, закинутый через плечо (см. фото). Между периодическими закупками еды в населённых пунктах её сумка весила от 6 до 9 кг. Затем она прошла тропу ещё два раза в возрасте 72 и 75 лет.

Читайте также  Будва — курорт для всех!

Были легкоходы и раньше. Ведь альпинисты всегда понимали значение веса рюкзака при сложных восхождениях. В СССР было немало людей, подходивших к задаче облегчения своих рюкзаков творчески, с умом.

Тем не менее, именно после выхода книги Джардина легкоходы стали появляться как грибы после дождя. Вышли другие книги, появились кустарные производители сверхлёгкого снаряжения, которые со временем образовывали фирмы, налаживали более крупномасштабное производство. Тысячи туристов начали шить своё собственное снаряжение и искать пути его облегчения. На данный момент примерно 5-10% пеших туристов в США причисляют себя к «легкоходам», и это движение мало-помалу набирает обороты в Европе, в восточной Азии, в СНГ. В разделе Ресурсы можно узнать о сайтах, посвящённых легкоходной тематике.

Появлению легкоходного движения именно в США способствовал ряд факторов:

Умеренный климат и обилие доступных, но практически ненаселённых гор средней высоты.
Традиция индивидуального туризма (а не группового, как в СССР) с ночёвкой не в турприютах (как в Европе), а на природе.
Наличие длинных туристических троп (длиной от 500 до 5000 км), прохождение которых стало популярным во второй половине 20-го века. Необходимость облегчения веса рюкзака туристы стали массово осознавать именно на этих тропах.
Развитая рыночная экономика, в которой спрос на облегчённое снаряжение и материалы вещи и довольно быстро порождал предложение.
«Сделай сам»
Многие легкоходы сами делают своё снаряжение из материалов, которые в США можно заказать по Интернету. Умельцы делятся разработками, выкройками и отзывами после походов. Есть сайты, предлагающие скачать выкройки за деньги, а также сайты, где можно заказывать готовые наборы для шитья пуховых курток, ветровок, спальников-одеял и много другого (см. раздел Ресурсы).

Кто становится легкоходом?
Чаще всего это взрослые люди, которые успели походить с тяжёлым рюкзаком и узнали о легкоходстве по Интернету или из рассказов знакомых. Многие легкоходы часто совершают соло-походы, другие же ходят в основном вдвоём или в небольших группах. Групповые легкоходные походы довольное редкое явление, так как к легкоходам пока относится небольшой процент туристов. Поэтому, отдельных легкоходов иногда можно встретить в группах туристов более традиционного склада. Они отличаются тем, что у них всё получается с меньшим напрягом.

Могут ли легкоходы дружить с другими типами туристов?
А почему бы и нет? Всё зависит от наличия-отсутствия в группе людей, считающих, что все должны делать так, как они. Если таких людей нет, то нет и преград для дружбы легкоходов с не-легкоходами. Был у нас с женой поход в группе из шестерых туристов, четверо из которых использовали снарягу, купленную в магазинах турснаряжения без оглядки на вес. В течение двух дней все имели возможность наблюдать, как у нас всё получается без особых усилий. Их удивляло всё что у нас было вплоть до невероятно лёгких кроссовок моей жены, особенно на фоне их крепких кожаных ботинок. Наконец, один из них попросил меня провести анализ каждого предмета его экипировки с точки зрения его веса и эффективности. Это мероприятие вызвало большой интерес, и при этом никто не чувствовал себя ущемлённым. А так, поход проходил как и любой другой.

Где легкоходы тусуются?
Самой крупной виртуальной общиной легкоходов является форум англоязычного сайта www.backpackinglight.com. Здесь «облегченцы» вдаются в тонкости применения снаряжения, оставляют отзывы и ставят оценки снаряжению различных производителей, делятся разработками и планируют маршруты. Благодаря тщательному подходу легкоходов этот сайт стал одним из ведущих в сфере туризма вообще и оказывает заметное влияние на развитие рынка турснаряжения . На форуме преобладает доброжелательная атмосфера, участники с удовольствием делятся опытом и мнениями «без понтов».

Достижения
С каждым годом увеличивается доля легкоходов среди тех, кто проходит такие многомесячные маршруты, как Тихоокеанский гребень, Аппалачская тропа и Континентальный водораздел. 3-го ноября 2007 года известный американский ультралайтер Эндрю Скурка впервые в истории совершил переход по «Великому западному кольцу», пройдя за 208 дней более 11 тысяч километров в одиночку, т.е. в среднем 53 км за сутки (естественно, не без заходов в населёнку). Базовый вес его рюкзака (т.е. вес рюкзака без воды, продуктов и топлива) в среднем составлял всего 3,4 килограмма.

Летом 2006 года группа из четырёх ультралегкоходов совершила 1000-километровый поход без забросок (!) по северу Аляски. Это расстояние они прошли за 24 дня (41,7 км в день по сложному рельефу и тундре) с базовым весом рюкзаков чуть больше 3 кг. Всю еду они носили с собой, и ходили они в лёгких, быстро сохнущих кроссовках.

Эти и множество других походов доказали действенность сверхлёгкого снаряжения в условиях, когда туристы со снаряжением из магазинов брали бы с собой в 3-4 раза больше веса. Только благодаря малому весу рюкзаков они сумели уложиться в сроки, проходя по 40-50 км в сутки изо дня в день.

О некоторых других выдающихся достижениях легкоходов можно узнать в этой статье на сайте prolitegear.com (на английском).

Альпинизм
Альпинизм требует особого снаряжения, которое обязательно должно быть прочным, а следовательно и достаточно тяжёлым. Тем не менее, многие наработки легкоходного туризма актуальны и здесь. Доказать это взялись двое альпинистов, которые летом 2007 года попробовали покорить гору Мак-Кинли (6138 м) на Аляске, но не дошли до вершины из-за плохой погоды (только около 50% попыток взять вершину увенчиваются успехом). Вес их рюкзаков никогда не превышал 15 кг.

В поход налегке!

  • 23.12.2008
  • Теория
  • Нет комментариев

Уменьшение веса рюкзака — естественный процесс у опытных туристов и альпинистов. Чем чаще и дальше ходишь, тем очевиднее становятся преимущества более легкого снаряжения. По мере накопления туристом практического опыта, отбрасывается все лишнее и нефункциональное, меняются привычки и стиль пребывания на природе.

Легкоходство как отдельное направление туризма возник благодаря коллективным усилиям путешественников, которые совершали многомесячные самостоятельные походы и искали пути максимального облегчения своих рюкзаков. Наличие длинных туристических троп и легкодоступность различных тканей и материалов стали причиной развития этого движения именно в США.

Как правило, сегодняшние легкоходы берут в походы такое же количество вещей, что и традиционные туристы, просто эти вещи намного более легкие и продуманные. Если для традиционных горных туристов базовый вес рюкзака в 10-15 кг (т.е. вес рюкзака без учета еды, воды и топлива) — это норма, то у легкоходов эталоном считается 4-5 кг. Эта разница в весе позволяет легкоходам идти больше и с меньшими нагрузками на организм.

Почему лидирующие бренды не производят сверхлёгкое снаряжение?

В отличие от традиционных туристов, которые выбирает из предлагаемого крупными производителями снаряжения, легкоходы стремятся найти максимально легкое снаряжение, которое удовлетворяло бы их реальные потребности. Зачастую они учатся шить и мастерить, чтобы сделать себе именно такое снаряжение, какое им нужно.

Казалось бы, производители турснаряжения должны были бы стремиться к максимальному облегчению выпускаемой продукции. Ведь горный туризм отличается от других занятий именно тем, что все используемое снаряжение человек должен нести на спине. Однако последствия этого отличия фактически игнорировались производителями турснаряжения на протяжении многих лет.

Дело в том, что в условиях свободной конкуренции и искусственного стимулирования потребностей (с помощью вездесущей рекламы) любой популярный товар может стать предметом самовыражения и самоутверждения. Таким образом, туристическая одежда, рюкзаки и другое снаряжение стали жертвами моды. Крупные производители усвоили, что потребители хотят видеть красивые вещи со множеством «прибамбасов».

Когда вошел в моду «активный образ жизни», производители снаряжения переориентировались с горных туристов на массового потребителя, который изображает из себя активного человека и отдает предпочтение стильным вещам с подчеркнуто «техническим» видом. Ведь даже многие любители туризма 90% времени носят свою туристическую одежду в городе, а только 10% в походных условиях, когда ее функциональность (и вес!) действительно имеют первостепенное значение. Соответственно, большая часть турснаряжения (особенно одежда и рюкзаки) делается из тех же соображений, что и городская одежда ( произвести нужное впечатление на окружающих). Ее функциональность в походных условиях отходит на второй план.

Кроме того, крупные производители хотят избежать невыгодных им возвратов товара, поэтому утяжеляют снаряжение сверхпрочными материалами для «защиты от дураков». Сверхлегкое снаряжение требует аккуратного обращения и осмысленного применения, и если среднестатический покупатель товара — небрежный городской житель или матрасник, значит, сверхлегкое снаряжение ему продавать нельзя.

Что касается более специализированной одежды и снаряжения, то и здесь искусственное стимулирование потребностей усложняет рациональный выбор товаров. Реклама пестрит изображениями скалолазов на отвесных скалах, альпинистов на гималайских вершинах и других экстремальных занятий. Среднестатический покупатель турснаряжения вовсе не собирается всем этим заниматься в обозримом будущем, но склонен покупать такое снаряжение все равно.

Все эти факторы мешают горному туристу по достоинству оценить и приобрести простое, легкое и эффективное снаряжение, которое действительно отвечало бы именно его потребностям и делало бы его походы максимально легкими и приятными.

Сила стереотипов

Реклама турснаряжения и закрепившиеся стереотипы создают идеальный образ туриста с высокими кожаными ботинками, толстыми носками, тяжелым рюкзаком, гортэксовой курткой, экспедиционной палаткой, газовой горелкой… Этот турист во всеоружии отправляется на «борьбу» со стихией и «покорение» природы, и его сложная экипировка якобы должна обеспечить положительный исход борьбы. Эти стереотипы редко подвергаются критическому разбору и воспринимаются начинающими туристами как данность жанра, особенно если они ходят в походы большими компаниями. Однако большинство легкоходов ходят в горы без этих «само собой разумеющихся» атрибутов «настоящих туристов», не жертвуя при этом ни комфортом, ни безопасностью. Если с самого начала приучать начинающего туриста именно к такого рода туризму, он вряд ли догадается, что можно тащить в горы рюкзак весом в 20 кг и более…

Читайте также  7 вокзалов, на которых не жалко прождать поезда несколько часов

Одно из основных психологических отличий легкоходов от традиционных туристов состоит в том, что легкоход считает, что рюкзак должен быть легким, а традиционный турист считает, что он должен быть тяжелым. Подавляющее большинство туристов не осознают, до какой степени можно облегчить рюкзак. Многим кажется, что предел облегчения веса — это каких-то жалких 2-3 килограмма, ради которых не стоит «париться». Тяжесть рюкзака ведь «необходимое зло» пешеходного туризма, к которому нужно просто привыкнуть. Но легкоходные технологии делают возможным и гораздо более радикальное уменьшение веса. Англоязычный Интернет изобилует рассказами легкоходов о том, как они сумели уменьшить вес рюкзака в 2-3 раза и теперь получают гораздо больше удовольствия от походов. Весь набор снаряжения для летнего похода у ультралегкохода может даже равняться весу одного лишь рюкзака у традиционного туриста (скажем, 2,5 кг). Опять же, без особой потери комфорта или ущерба для здоровья.

Путь к легкохождению для многих подобен снежному кому. Купив или сделав себе более легкое снаряжение, теряешь потребность в другом снаряжении. Так, тяжелые ботинки, нужные для переноски 30-килограммовых грузов, становятся бременем при маленьком весе рюкзака. Легкоходы с упоением их обменивают на беговые кроссовки для большинства походов. Когда вес в рюкзаке не превышает 10-12 кг, уже не нужен тяжелый, сверхпрочный рюкзак, что позволяет сбросить еще 1-2 кг веса. К тому же, можно и меньше воды и еды брать, ведь легкоходы часто проходят в два раза больше расстояния в сутки, чем традиционные туристы. Легкая, но теплая куртка может позволить перейти на облегченный спальник или одеяло (вернее, «куилт»), потому что при низких температурах можно спать в куртке. Зачем дублировать функции? Таким образом, легкоход может вдруг обнаружить, что атрибутов «настоящего туриста» у него практически не осталось, или они видоизменены до неузнаваемости.

Где легкоходы покупают снаряжение?

За редкими исключениями, снаряжение, которое в магазинах СНГ подается как «сверхлегкое», таковым не является. По крайней мере, в магазинах обычно не бывает самого легкого снаряжения, так как его выгодно производить только кустарным способом в силу вышеназванных причин. Поэтому, многие легкоходы либо покупают снаряжение у мелких производителей, качество работы которых проверено сообществом легкоходов, либо шьют свои вещи сами. На Западе и в меньшей степени у нас доступны самые качественные, функциональные материалы, и человек может сделать себе идеальное сверхлегкое снаряжение, потратив значительно меньше денег, чем в туристических магазинах. Вместо с тем легкоходы редко отказываются полностью от снаряжения массового производства, но они умеют отличать по-настоящему функциональную вещь от ее подобия.

Порой может создаться впечатление, что легкоходы помешаны на минимизации веса своего снаряжения в ущерб другим аспектам. На самом деле, главным критерием при выборе снаряжения все же остается функциональность, а не вес. Под функциональностью, кстати, имеется в виду не срок службы снаряжения, а то, насколько эффективно оно выполняет возложенные на него задачи. Беговые кроссовки, которые придется выкинуть после тысячи походных километров, к примеру, вполне могут оказаться более функциональными, чем горные ботинки, которые выдержат и 5 тысяч.

Основное открытие легкоходов — это огромное значение веса для комфорта, скорости движения, морального состояния и даже безопасности туриста. Это значение на протяжении многих лет недооценивалось как производителями турснаряжения, так и самими туристами.

Легкоходство в СНГ

Если на Западе даже крупные производители снаряжения начали идти навстречу «прозревшим» туристам и создавать все более и более легкие вещи, то у нас такая тенденция едва намечается. Информация о легкоходном снаряжении только начинает просачиваться и чаще всего вызывает насмешки местных авторитетов, для которых «неубиваемость» — наивысшая похвала снаряжению, и способность спокойно переносить 25 кг на спине — главный признак серьезного туриста.

Рынок турснаряжения в СНГ пока еще старается насытиться товарами от мировых брендов, а также местными имитациями, и магазины мало интересует «чудаковатое» легкоходное снаряжение, о котором местный потребитель скажет — «наверное, сразу порвется». Может быть, через пару лет ситуация изменится, но пока приходится «облегчаться» своими силами.

Блог о легком снаряжении и путешествиях для туристов и легкоходов :)

Путешествия, походы, легкоходное снаряжение и легкоходство. Обзоры, сравнение, выкройки, схемы, мысли, теория и практика.

Легкоходный туризм

Что такое легкоходство и легкоходный туризм?

Известный легкоход Andrew Skurka

Мой легкоходный туризм:

Легкоходным туризмом я заинтересовалась в 2012 году. Мне всегда не давал покоя вопрос, почему рюкзаки в ПВД практически того же размера, что и в двухнедельные походы. «Все дело в самом рюкзаке» — решила я и сшила себе легкий рюкзак. Дальше пошло-поехало. Палатка, спальник. Тяжелые предметы заменяются легкими, все меньше «запасной» одежды.
Более серьезно я начала изучать тему, когда готовилась к «большому» автономному походу на Полярный Урал. Без всех этих идей из легкоходства мы бы его вряд ли прошли вдвоем.
Мне нравится экспериментировать с легким снаряжением и легкими рюкзаками. В короткие походы собираюсь гораздо быстрее, всегда могу «подорваться» хоть за полчаса, ведь вещей мало и они очень простые — укрытие, спальник, кухня, аптечка, теплая вещь. И удовольствие от прогулок с легким рюкзаком получаю гораздо больше.

Для меня «легкоходство» это, прежде всего, отказ от общепринятых туристических стереотипов и маркетинговых лозунгов о том, что палатка обязательно должна быть дуговой двухслойной полусферой (главное побольше мм водяного столба на тенте и дне! и вообще, вдруг ураган налетит, в Подмосковье), рюкзак — с «анатомической спиной» (3-килограммовые Татонки — лучшие рюкзаки на свете! с ними вы будете носить ваши 30 кг снаряжения словно пушинку и ваша спина скажет вам «спасибо!»), коврик — ижевкой (надувные коврики это все буржуйство и они обязательно порвуться!), КЛМН из стали (никогда не сломается! можно кипятить воду в кружке, если вы потеряли котелок!), ботинки — «с поддержкой голеностопа» и «подошвой вибрам» (самое лучшее держание на мокрых камнях! вы никогда не подвернете ногу!) и т.п. и т.д.
В легкоходном туризме другой подход: здесь минимализм и простота должны сочетаться с опытом и туристическими навыками. Здесь не идет речь об отсутствии комфорта или безопасности. Наоборот — комфорт достигается осознанными минимальными усилиями.

Легкоход — это не тот, кто смог собрать самый легкий рюкзак.
А тот, кто грамотно собрал снаряжение в конкретный поход, с учетом своего опыта, навыков и целей самого похода .

Легкоходный туризм это навыки и опыт. Грамотно подобрать снаряжение, а затем использовать его — это тоже навык и опыт. Пример: в горной местности, где обладатель «надежной» палатки может поставить свое укрытие практически где угодно, полагаясь на надежность (в т.ч. за счет веса) конструкции, легкоход с тентом просто подыщет менее ветреное и более безопасное место место, а результат один — спокойная ночевка.

Но, если уж встал на путь облегчения, купив сакральный предмет — электронные весы — назад дороги не будет :) Главное — без фанатизма и выключения головы.

Как уменьшить вес рюкзака

Способы уменьшить вес рюкзака давно известны и описаны на многих сайтах — отказ от лишнего снаряжения (полотенец, пяти запасных футболок, бутылки шампуня и т.п.), выбор легких и многофункциональных предметов снаряжения взамен используемых слишком тяжелых (например, посуда из пластика легче металлической примерно в 4 раза). Начинать лучше всего (правда, и дороже всего тоже) с «большой тройки» — укрытия, рюкзака и спальника. В качестве самого легкого укрытия на одного человека я пришла к комплекту тент + бивачный мешок (короткие летние и межсезонные выходы) весом около 500 грамм, к 40-литровому рюкзаку весом 300 грамм и легкому пуховому 600-граммовому спальнику до -4 вместо синтетического 850-граммового на +5. Это мой вполне комфортный и умеренно легкий комплект, перекрывающий, как минимум, все лето + ПВД в межсезонье, до заморозков.
Самое дорогое здесь — пуховый спальник (но он и прослужит гораздо дольше синтетики). Простой легкий тент стоит порядка 1500 руб. (или сшить легкий тент), бивачный мешок из тайвека на заказ порядка 1000-2000 руб (или сшить бивачный мешок), легкий рюкзак будет стоить 2500-5000 руб. Все еще считаете, что легкоходство это дорого? Посчитайте, сколько стоит средненькая палатка, сколько среднестатистический универсальный рюкзак на 80-90 литров.

Некоторые, в силу недостаточного знания предмета, искренне полагают, что легкоходный туризм это «экономия на спичках». Сколько именно будут весить эти «спички» и стоит ли овчинка выделки, а также то, что можно выкинуть несколько килограмм из рюкзака, практически не потратив денег, я постаралась наглядно изобразить в этой статье.

И, пожалуй, повторю прописные истины, которые, вроде бы, и так очевидны любому туристу, но почему-то иногда забываются: уменьшение веса снаряжения, безусловно, должно быть разумным и безопасным — не везде уместно ходить с тентом, в кроссовках, с минимумом теплой одежды и тому подобное. Границы разумности и безопасности индивидуальны, и зависят от опыта, физической формы, личных предпочтений, вида похода и тому подобное. Подбор легкого снаряжения всегда определяется конкретным походом (вид: пеший, водный, гордный, погода, растительность, время года и т.п.), личным опытом и вашей целью, т.е. для чего вы вообще идете в поход. Порыбачить? Тогда будет глупо сэкономить на количестве блесен и рыбацкого снаряжения. Пофотографировать? 5 кило фототехники это нормально.
Не существует универсального списка легкоходного снаряжения, подходящего для любого туриста и любых условий, нет «самых легкоходных» палаток, спальников, рюкзаков и т.п.

Так что выбирайте легкий рюкзак, и вперед — на новые, неизведанные маршруты.

Ну, а пообщаться с «себеподобными», посоветоваться, найти попутчиков и единомышленников можно на трех площадках:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: