Ларунг Гар: 40 тысяч буддистов на большой высоте - KRINTEL.RU

Ларунг Гар: 40 тысяч буддистов на большой высоте

Последняя весна Ларунг Гара: фотоистория Дениса Зезюкина

Фотограф и художник Денис Зезюкин как-то раз собрал рюкзак и на два года затерялся, скитаясь по дебрям Азии. Сейчас он наслаждается жизнью в России и ее безумным колоритом. С 34travel Денис поделился своей фотоисторией про крупнейшую в мире буддийскую академию Ларунг Гар в Восточном Тибете. Слово автору.

Я снял эту серию в мае 2016 года во время одного из моих автостопных путешествий по Китаю. Медленно поднимаясь все выше и выше по узким горным дорогам Сычуани, я наблюдал, как медленно Китай теряет свои привычные очертания, уступая место загадочному Тибету – далекой и необычной земле, пронесшей и сохранившей сквозь столетия свой особый, ни на что не похожий уклад жизни и традиционные обычаи. Это фотоистория из крупнейшей в мире буддийской академии, гигантского города-муравейника на высоте 4000 метров, затерявшегося на пустынных и холодных окраинах Тибета. Одно из самых странных и необычных мест, где мне доводилось бывать. Колыбель тибетского буддизма с уникальной историей и нелегкой судьбой.

Это – Ларунг Гар. Огромный, впечатляющий своими размерами монастырь на западе Китая в провинции Сычуань и один из крупнейших буддийских институтов в мире. Гигантский город-муравейник на высоте 4000 метров, в котором до недавних пор, по разным оценкам, проживало и обучалось до нескольких десятков тысяч монахов.

Монастырь возник в 1980 году вследствие репрессий китайских властей, ставших результатом «культурной революции» – политической программы Мао Цзэдуна. Бежавший от гнета и политического преследования, его основатель – тибетский учитель Кхенпо Джигме Пунцог – нашел спокойствие в безлюдной долине в удаленном уезде Сертар на востоке Тибета.

Ларунг Гар стремительно разрастался. На заре истории численность монахов в учебном центре не превышала и сотни человек. Однако слухи о затерянном в горах буддийском монастыре быстро распространялись, количество студентов стало расти в геометрической прогрессии и уже через десять лет исчислялось тысячами.

«По периметру некогда безлюдной долины вырос гигантский человеческий улей, а улицы наводнили монахи и тибетские паломники в пестрых одеяниях»

Безмолвные зеленые холмы, веками молчавшие, запели вдруг десятками мантровых голосов, а холодный воздух наполнился запахами жженой хвои и благовоний. По периметру некогда безлюдной долины вырос гигантский человеческий улей, а улицы наводнили монахи и тибетские паломники в пестрых одеяниях.

Адепты буддийского учения стекались в монастырь не только со всего Тибета и Китая – получать полное буддийское образование сюда ехали из Тайваня, Гонконга, Сингапура, Малайзии и других уголков Азии. Для редких зарубежных паломников до недавних пор были доступны занятия на английском языке, что делало Ларунг Гар практически единственным монастырем в Тибете, принимающим на обучение иностранцев.

Ларунг Гар носит звание института «пяти наук». Студентам преподается пять основных дисциплин: грамматика, логика, искусство и ремесла, медицина, философия буддизма, а также пять второстепенных: синонимы, математика и астрология, театральное искусство, поэзия, риторика.

Учащимся доступны две основных программы обучения: короткая длится 6 лет и длинная 12-13 лет. Впрочем, серьезных временных рамок не ставится, и при желании студенты могут продолжать обучение до нужного им уровня.

Монастырь поделен на две части – женскую и мужскую, на каждой из которых располагается отдельный учебный корпус. Примечательным является тот факт, что больше половины учащихся составляют женщины, тогда как в большинстве других тибетских монастырей возможность обучения женщин сильно ограничена.

Мой приезд в академию в мае 2016 года выпал на священный для буддистов месяц Сага Дава, знаменующий рождение, просветление и уход Будды из жизни. Праздновать Сага Даву в Ларунг Гаре собрались тысячи паломников с самых разных уголков Тибета.

«Больше половины учащихся составляют женщины, тогда как в большинстве других тибетских монастырей возможность обучения женщин сильно ограничена»

В холодном воздухе витал дух торжества, долина в прямом смысле «пела» – из динамиков день и ночь лились звуки завораживающего мантрового пения. Улицы были заполнены паломниками и монахами, все вокруг смешалось в каком-то безумном буйстве красок, звуков и запахов.

На высоте 4000 метров мне открылся странный, ни на что непохожий самобытный мир со своим особым укладом вещей. Один из множества загадочных краев света, где волей-неволей чувствуешь себя чужаком.

Жизнь приняла здесь абсолютно иную форму и грузно застыла где-то между прошлым и настоящим. Лишь редкие детали скромно навевают собой мысли о том, что на дворе XXI век.

История Тибета сложна и неоднозначна, а территориальный статус региона давно является объектом политических распрей. Приход китайцев в середине XX столетия и последовавшая уже после в 60-70-х годах «культурная революция» наложили огромный след на взаимоотношения между Тибетом и правительством Китайской Народной Республики.

Давление со стороны правительства приводит к частым протестам местных жителей и столкновениям с полицией, которые жестко пресекаются. Обширная часть Тибетского региона тщательно скрывается от глаз иностранцев и попасть туда самостоятельно практически нереально. Активные действия китайских чиновников, направленные на установление контроля в Тибете, происходят и по сей день.

Тибетский вопрос не обошел стороной и Ларунг Гар. 20 июня 2016 года, спустя месяц после моей поездки, к монастырю была стянута тяжелая строительная техника и вооруженные отряды полиции. По периметру академии вырос большой забор, и начались активные работы по сносу части построек и расселению большого количества монахов.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, академия все еще продолжает функционировать, но ее дальнейшее будущее выглядит весьма туманным – в планах чиновников создание прибыльного туристического комплекса на базе действующего монастыря.

Одним из основных принципов в буддийском учении является закон о непостоянстве. Согласно этому закону, природа вещей переменчива и у всего есть свои начало и конец. Вероятнее всего, в скором времени Ларунг Гар превратится в очередную туристическую достопримечательность и исчезнет, став еще одним проявлением одного из ключевых законов в буддийской философии.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Буддистская Академия Ларунг Гар, также известная как буддистский Институт Сертар, находится в Долине Ларунг на высоте 4 000 метров, приблизительно в 15 км от города Сертар, в традиционной тибетской области Кхам. Академия была основана в 1980 в полностью необитаемой долине влиятельным ламой Ньингма. Несмотря на его отдаленное местоположение, Ларунг вырос от горстки учеников до одного из крупнейших и самых влиятельных центров исследования тибетского Буддизма в мире. Сегодня это дом более чем 40,000 монахов, монахинь и студентов.

Университетский город Ларунг Гар огромен. Здания для монахов и монахинь растягиваются на всем протяжении долины и окружающих гор. Огромная стена в течение отделяет сторону монахов от стороны монахинь. Монахам и монахиням не разрешают покидать их определенные территории, кроме главного актового зала монастыря, который характерен и для монахинь и для монахов. Здания построены в деревянном стиле, который традиционно распространен в этом регионе и построены так близко, что практически опираются друг на друга.

Один из самых удивительных элементов буддийского института в Тибете — то, что больше чем половина из тех, кто приезжает сюда, являются женщинами. Вход в относительно небольшое количество женских монастырей, которые существуют в других областях Тибета, ограничен, но Сертар был открыт для всех, кто действительно стремился стать студентом вселенского видения Кэнпо. Также удивительно, что Сертар состоит из этнических китайских студентов, так же как студентов из Тайваня, Гонконга, Сингапура и Малайзии.

Добраться в Ларунг Гар — далеко не легкая задача. Это место довольно отдалено, а самый близкий большой город — Ченду, на расстоянии в 650 километров. Требуется 13 — 15 часов, чтобы достигнуть его транспортным средством. Сертар — чувствительная область, которая часто закрывается для иностранных путешественников.

В конце 19 века известный буддийский мастер Дуджом Лингпа построил небольшой ретритный центр. В 1980 году на месте этого центра кхенпо Джигме Пунцок основал настоящий институт Ларунг Гар. Несмотря на то, что институт был довольно сильно разрушен китайскими властями, большинство построек сохранились вплоть до наших дней. В середине восьмидесятых в Ларунг Гаре проходило обучение около ста тысяч монахов и монахинь. В настоящее время число учеников намного уменьшилось. Я спрашивала у местных жителей о числе монахов на сегодняшний день, но точной цифры никто назвать не смог. Говорят, что сейчас там проходят обучение около четырех или пяти тысяч монахов и около двух тысяч монахинь. Помимо тибетцев, в Ларунг Гаре также учится немало китайских монахов тибетской традиции буддизма. Большинство из них проходит обучение вместе с тибетцами, поэтому китайским послушникам первоочередно необходимо выучить тибетский язык.

Читайте также  Утопический рай Исландии

Кхенпо Джигме Пунцог Ринпоче (‘jigs med phun tshogs rin po che) (1933-2004) — высоко уважаемый учитель и основатель Института Ларунг Гар в восточном Тибете, рядом с городом Сертар (Кит: Seda) в провинции Сичуань. Являлся инкарнацией Тертона Согьяла Лераб Лингпа и эманацией Мипама Ринпоче. Он открыл терма в Тибете, Непале, Бутане и Индии и играл значимую роль в возрождении Буддизма в Тибете после культурной революции. В последнюю половину его жизни его окружали более 10 тысяч учеников, которые съезжались в его институт в восточном Тибете.

Джигме Пунцог являлся известной уважаемой фигурой не только в Тибете, но также в Китае и среди буддистов других стран. В буддийском институте, который он основал в Ларунг Гаре в 1980 году было не боле 100 студентов, но к 2002 году их стало более 8 тысяч. Также он много путешествовал по Китаю, давая учение в Пекине, Нингпо и других городах. Кхенпо Джигме Пунцог был известен за свою учёность. Он был первым монахом в современном Тибете, который смог построить крупный учебный центр. Он обладал определённой харизмой которая действовала на представителей местной власти.

Кхенпо Джигме Пунцог родился в год Воды-Петуха (1933) в Лхоноре области Серта в семье Палдена и его жены Ютцо. Он начал своё обучение примерно в шесть лет. Его отец умер, когда ему было 9 лет.

В 1937 году Тертон Вангчуг и Кхенпо Донток Лхариг распознали Джигме Пунцога как реинкарнацию Тертона Согьяла Лингпа (1856-1926), учителя Далай-ламы XIII Тубтена Гьяцо.

В 14 лет он принял монашество у Кхенпо Сонама Ринчена. В 18 лет он приступил к шестилетнему курсу обучения и индивидуальным ретритам у Тубтена Чопела Ринпоче в монастыре в районе Дзачукха. В 22 года он принимает полное монашеское посвящение с более 250 обетами. В 24 года он вернулся в свой родной город Лхонор и начал обучение в Монастыре Лхонор.

В 1959 Далай-лама XIV бежит из Тибета и начинается массовый отъезд будийских учителей со всего Тибета. Джигме Пунцог остается в Кхаме и основывает ретритные центры рядом с Нубзор и продолжает давать учения и наставления по медитации в различных монастырях. В период 1960-1980-х годов он уклоняется от Народной Освободительной Армии, не вступает в красную армию и чтобы не попасть в руки китайских властей отправляется простым кочевником в отдалённые места в восточном Тибете. В это время он продолжает писать комментарии на буддийские филосовские тексты, а также передает учение. В Кхаме до сих пор ходят истории о том, как чудесным образом он избегал китайских властей в тот период жизни.

В 1980 году согласно пророчеству, Кхенпо Джигме Пунцог и десяток его учеников отправились в безлюдную местность недалеко от Сертара и построили первые ретритные домики с земляными стенами — начало строительства Буддийского Института Ларунг Гар.

Постепенно количество учащихся в институте увеличивается до нескольких тысяч, люди съезжаются со всего Тибета и получают учения от Кхенпо по текстам Падмасамбхавы, Сакья Пандиты, Наропы и Дже Цонкапы. Кхенпо также путешествует по всему восточному Тибету и даёт учения.

В 1987 году Кхенпо посетил Вутай Шань (священная гора в провинции Шанси) в сопровождении нескольких тысяч своих учеников. В 1988 по просьбе Панчен Ламы Кхенпо поехал преподавать в Тибетском Буддийском Институте в Пекине.

В 1990 году Кхенпо возвращается в Лагунг Гар чтобы продолжить преподавательскую деятельность, среди его учеников всё больше становится жителей Китая, Сингапура, Гонгкога и других стран. Но китайское правительство обеспокоено тем, что в Ларунг Гаре учится такое большое количество монахов и требует сокращения количества учащихся.

В 2001 году в размере, сопостовимым с тем, как было во время Культурной Революции происходит массовое уничтожение монастырских помещений и изгнание монахов и монахинь. Полиция занимает жилые помещения, в которых жили китайские студенты. В это время здоровье Джигме Пунцога ухудшается и он ложится в больницу в Ченгду. Но за ним постоянно следят китайские власти. В Ларунг Гаре несмотря на такие беспорядки продолжаются некоторые учения, которые проводят младшие учителя.

С 2002 по 2003 год проводит время в то Ларунг Гаре, то медицинских клиниках в Маркхме и Ченгду. Между полицией и монахами периодически возникают стычки. Кхенпо редко даёт учения из-за плохого самочувствия.

Январь 2004 Кхенпо Джинме Пунцог ушел из жизни в возрасте 70 лет.

ВОТ ТУТ можете почитать и посмотреть путешествие блогера probuzhdenie в этот институт

А что мне напомнили эти фотографии ? А вот что:

Не так давно мы смотрели еще одни удивительные строения в Китае: Тулоу в провинции Фуцзянь (Fujian Tulou), а так же напомню вам про Тибетский монастырь-крепость Ки Гомпа и высокогорный Монастырь Таунг Калат (Taung-Kalat)

Ларунг Гар – самый большой институт тибетского буддизма в мире

Буддийский институт или буддийская академия Ларунг Гар в городе Сертар — одно из самых малопосещаемых туристами мест загадочного Тибета и при этом одно из самых значимых для этой страны и всего буддийского сообщества.

Ларунг Гар, известный также как Институт Сертар располагается в удаленной и затерянной в Гималаях долине Ларунг на высоте более 4000 метров. В 15 километрах отсюда находится город Сертар, единственный очаг цивилизации на многие, многие километры вокруг.

Уединенность долины Ларунг — идеальные условия на изучения столь тонкой науки как буддизм. По официальным данным буддийский институт Ларунг Лар был основан здесь в необитаемой долине лишь 1980 году уважаемым ламой школы Ньингма Джигме Пунцок. Однако по другим сведениям в этом районе обнаруживаются останки древних сооружений возрастом несколько тысяч лет.

Так или иначе, благодаря успешному планированию Ларунг Гар из маленькой школы превратился в крупнейшее буддийское учреждение Тибета. В период его расцвета в нем одновременно получали образование около 200 тысяч буддийских монахов.

Ларунг Гар – не монастырь, это полноценное учебное заведения, где можно получить высший уровень знаний в буддийских науках. Упор здесь делается на пяти основных предметах или “пяти больших науках”: философия буддизма, логика, искусство и ремесла, медицина и грамматика. Существуют и пять дополнительных предметов или “малых наук”: синонимы, математика и астрология, театральное искусство, поэзия и риторика. Все это составляет основу полного буддийского образования.

Интересно, что Ларуг Гар не принадлежит к какой-либо определенной школе тибетского буддизма, коих насчитывается немалое количество. Он дает общее буддистское образование для монахов всех школ и традиций тибетского буддизма. Преподавателями здесь выступают уважаемые ламы, причем 10 из них являются так называемыми “тулку”, то есть сознательно перерождающимися ламами.

Тот факт, что Ларуг Гар – институт, а не храм подтверждает минимальное количество в нем религиозных объектов. Здесь нет обилия алтарей с масляными лампами и тханок (традиционной буддийской живописи на религиозную тематику) и прочих атрибутов буддизма. Здесь вы встретите лишь два религиозных объекта: два небольших буддийских храма на вершине горы. Основную территорию Ларуг Гар занимают многочисленные учебные комплексы и жилые помещения для монахов. Это целый буддийский город с сотнями строений!

От других буддийских институтов Ларунг Гар отличает и то, что образование здесь могут получать как мужчины, так и женщины. Причем девушки составляют практически половину всех студентов. Конечно, обучение проходит раздельно: в мужских и женских корпусах, так как и те, и другие в момент обучения являются монахами и должны соблюдать ряд обетов (ограничений). В Ларунг Гар также могут принять и иностранцев, однако они должны хорошо владеть тибетским языком, на котором происходит обучение. Даже китайским монахам несмотря ни на что приходится изучать зедсь тибетский.

Читайте также  Самое маленькое королевство в мире

К сожалению, Ларунг Лар не избежал печальной участи Тибета и, так же как и вся страна, пал жертвой китайского нашествия. Массовые гонения монахов и попытки искоренения религии привели к резкому сокращению количества учеников в Ларунг Гар. Особенно сильно их численность уменьшилась в 2001 году. Сейчас их насчитывается всего 4-5 тысячи. Количество построек на территории Ларунг Гар также сокращается, в январе этого года здесь вспыхнул сильный пожар, уничтоживший десятки построек. Ларуг Гар, так же как и вся область Сертар, печально известен в современной истории Тибета и тем, что здесь чаще других тибетских районов происходят ужасающие акты самосожжения. Несколько монахов и крестьян подожгли себя заживо с целью привлечь внимание к проблеме китайской оккупации Тибета.

Добраться до Ларунг Гар непросто, тем более что он находится в особой зоне, для посещения которой вам потребуется специальное разрешение китайского правительства. Временами оно выдается всем желающим, однако существуют периоды, когда Ларунг Гар полностью закрывается для иностранных глаз. Зависит это лишь от политических планов Китая.

В случае если вам удалось получить разрешение, можно отправляться в непростой путь в Ларунг Гар. Самым приемлемым вариантом передвижений являются автобусы, стартующие из китайского города Ченду (Chengdu). Отсюда с несколькими пересадками по непростым тибетским дорогам можно доехать до крупнейшего в мире института тибетского буддизма. Время в пути может составить от 6 до 12 часов в зависимости от погодных условий.

Ларунг Гар: крупнейший буддийский центр, в котором проживают 40 тысяч монахов

Китай — огромная страна. Но если на какое-то время забыть о переполненных городах, с их технологиями и прогрессом, и посмотреть на юго-восточную границу, можно узнать много интересного. Здесь ощутимо влияние Тибета, его религии и нравственных законов, которые не имеют ничего общего с большими городами. В этой области находится Ларунг Гар — крупнейший в мире Тибетский институт. Он располагается в китайской области Сертар, но фактически это административный центр Тибетской автономии. Величественен не сам институт, а село, которое всего за 30 лет выросло вокруг него. Здесь, вдали от всего и всех живут тысячи монахов и студентов.

Институт был основан ламой Джигме Пунцога и его последователями в 1980 году. В течение нескольких десятилетий эта область была заселена растущим числом монахов и претендентов на монашеский сан.

Институт занимает всего несколько квадратных километров, а окружающая его деревня гораздо обширнее. Чтобы ее построить, потребовалось разрешение китайского правительства.

Попасть в эту деревню довольно сложно. Она расположена на высоте 4100 метров над уровнем моря. Тем не менее, вход сюда разрешен всем желающим. В зимние месяцы морозы здесь достигают -25 градусов, а летом температура превышает +30 градусов тепла.

Здесь нет телевизоров, интернета, газеты сюда не поступают. Несмотря на то, что село относительно недавно построено, его можно рассматривать вне времени.

Китайское правительство не в состоянии контролировать рост сообщества. Несмотря на сильное давление, здесь каждый год возникает 1000 новых домов.

Часто правительство осуществляет принудительный снос домов и выгоняет сотни монахов. В знак протеста бывают драматические сaмoубийcтва. Это земля, где сосуществуют мир и война.

В институте учат принципам буддийской философии. Как правило, монахи живут в деревне от 6 до 13 лет, но некоторые остаются там навсегда.

Согласно последней переписи населения сейчас в деревне находится 40 тысяч монахов, но очень вероятно, что эта цифра далека от реальности.

Основным материалом для строительства домов является древесина, которой много в этой области. Днем трудно различить отдельные дома, но в ночное время деревня ярко освещается.

Буддийская академия Ларунг Гар

Буддийская академия Ларунг Гар (Larung Gar), также известная как буддистский Институт Сертар, находится в Долине Ларунг на высоте 4 000 метров, приблизительно в 15 км от города Сертар, в традиционной тибетской области Кхам.

Академия Ларунг Гар располагается в префектуре Гардзи китайской провинции Сычуань. Несмотря на то, что большая часть префектуры Гардзи относится к тибетской провинции Кхам, Сертар по-прежнему считается территорией провинции Амдо. На протяжении многих веков уезд Сертар входил в состав амдосской префектуры Голок. Здесь и по сей день говорят на амдо диалекте тибетского языка.

Академия была основана в 1980 в полностью необитаемой долине влиятельным ламой Ньингма. Несмотря на его отдаленное местоположение, Ларунг вырос от горстки учеников до одного из крупнейших и самых влиятельных центров исследования тибетского Буддизма в мире. Сегодня это дом более чем 40,000 монахов, монахинь и студентов.

Университетский город Ларунг Гар огромен. Здания для монахов и монахинь растягиваются на всем протяжении долины и окружающих гор.

Ларунг Гар условно разделен на две части: женскую, где живут и учатся монахини и, соответственно, мужскую. Ориентиром служит проезжая дорога – все, что левее дороги – часть монахинь, все, что правее – монахов. В каждой из частей есть свой колледж.

Монахам и монахиням не разрешают покидать их определенные территории, кроме главного актового зала монастыря, который характерен и для монахинь и для монахов.

Здания построены в деревянном стиле, который традиционно распространен в этом регионе и построены так близко, что практически опираются друг на друга.

Один из самых удивительных элементов буддийского института в Тибете — то, что больше чем половина из тех, кто приезжает сюда, являются женщинами. Вход в относительно небольшое количество женских монастырей, которые существуют в других областях Тибета, ограничен, но Сертар был открыт для всех, кто действительно стремился стать студентом вселенского видения Кэнпо. Также удивительно, что Сертар состоит из этнических китайских студентов, так же как студентов из Тайваня, Гонконга, Сингапура и Малайзии.

Плотность проживающих в монастыре монахов очень велика, поэтому пожары здесь не редкость. Последний крупный пожар случился в январе 2014г. Тогда из-за неосторожного обращения с огнем сгорело более 100 домов.

Добраться в Ларунг Гар — далеко не легкая задача. Это место довольно отдалено, а самый близкий большой город — Ченду, на расстоянии в 650 километров. Требуется 13 — 15 часов, чтобы достигнуть его транспортным средством.

Стоит еще раз отметить, что Ларунг Гар – не монастырь, это полноценное учебное заведения, где можно получить высший уровень знаний в буддийских науках. Упор здесь делается на пяти основных предметах или «пяти больших науках»: философия буддизма, логика, искусство и ремесла, медицина и грамматика. Существуют и пять дополнительных предметов или «малых наук»: синонимы, математика и астрология, театральное искусство, поэзия и риторика. Все это составляет основу полного буддийского образования.

Ларуг Гар не принадлежит к какой-либо определенной школе тибетского буддизма. Он дает общее буддистское образование для монахов всех школ и традиций тибетского буддизма. Преподавателями здесь выступают уважаемые ламы, причем 10 из них являются так называемыми «тулку», т.е. сознательно перерождающимися ламами.

Тот факт, что Ларуг Гар – институт, а не храм подтверждает минимальное количество в нем религиозных объектов. Здесь нет обилия алтарей с масляными лампами и тханок (традиционной буддийской живописи на религиозную тематику) и прочих атрибутов буддизма. Здесь есть лишь два религиозных объекта: два небольших буддийских храма на вершине горы. Основную территорию Ларуг Гар занимают многочисленные учебные комплексы и жилые помещения для монахов. Это целый буддийский город с сотнями строений.

От других буддийских институтов Ларунг Гар отличает и то, что образование здесь могут получать как мужчины, так и женщины. Причем девушки составляют практически половину всех студентов. Конечно, обучение проходит раздельно: в мужских и женских корпусах, так как и те, и другие в момент обучения являются монахами и должны соблюдать ряд обетов (ограничений). В Ларунг Гар также могут принять и иностранцев, однако они должны хорошо владеть тибетским языком, на котором происходит обучение. Даже китайским монахам несмотря ни на что приходится изучать здесь тибетский.

Читайте также  Панельные окраины Лондона

К сожалению, Ларунг Лар не избежал печальной участи Тибета. Массовые гонения монахов и попытки искоренения религии привели к резкому сокращению количества учеников в Ларунг Гар.

В Восточном Тибете в небольшом и труднодоступном уезде Сертар (тиб.: གསེར་རྟ་ gser rta, кит.: 色达 seda) располагается самый большой в мире институт тибетского буддизма Ларунг Гар (тиб.: བླ་རུང་སྒར་ bla rung sgar), который также известен как «Буддийский институт пяти наук» (кит.: 五明佛学院 wu ming fo xue yuan). В настоящее время в этом гигантском городе-муравейнике проходят обучение тибетскому буддизму несколько тысяч монахов.

Добраться до Ларунг Гар непросто, тем более что он находится в особой зоне, для посещения которой потребуется специальное разрешение китайского правительства. Временами оно выдается всем желающим, однако существуют периоды, когда ‘эта необычная культурная достопримечательность Китая полностью закрывается для иностранных глаз. Зависит это лишь от политических планов Китая.

Ларунг Гар, история возникновения

Монастырь возник в 1980 году вследствие репрессий китайских властей, ставших результатом «культурной революции» – политической программы Мао Цзэдуна. Бежавший от гнета и политического преследования, его основатель – тибетский учитель Кхенпо Джигме Пунцог – нашел спокойствие в безлюдной долине в удаленном уезде Сертар на востоке Тибета.

Кхенпо Джигме Пунцог (тиб. འཇིགས་མེད་ཕུན་ཚོགས་འབྱུང་གནས་, вайли: ‘jigs med phun tshogs ‘byung gnas; кит. 晋美彭措) – наставник традиции Ньингма — самой древней школы тибетского буддизма. Он происходил из семьи кочевников, живших в уезде Сертар провинции Кхам в Восточном Тибете. В двухлетнем возрасте был признан перерождением Тертона Согьяла – великого буддийского мистика и наставника XIII-го Далай-ламы.

В 14-летнем возрасте он поступил на обучение в монастырь Нубзор, а уже в 24 года стал его настоятелем. Во время Тибетского Восстания 1959 года китайские власти уничтожали духовенство и монастыри. За последующие 30 лет в стране было разрушено 6 254 монастыря. Далай-лама XIV, равно как и тысячи его сторонников (в основном представители духовных сословий) были вынуждены искать убежище в соседней Индии.

Однако Кхенпо Джигме Пунцог принял решение остаться в Тибете. Между 1960 и 1980 гг он уклоняется от вступления в Народную Освободительную Армию. Чтобы не попасть в руки китайских властей он отправляется простым кочевником в отдалённые места восточного Тибета. Там, вдали от охвативших Тибет волн насилия и разрушений, небольшой группе монахов удавалось тайно продолжать свою практику Дзогчен под руководством Джигме Пунцога. Несмотря на трудности того времени, слава Кхенпо росла в геометрической прогрессии.

В своих видениях Кхенпо удалось обнаружить священное место, на котором, по его убеждению, в далеком прошлом располагался дворец легендарного короля Гесара, и где впоследствии был заложен Ларунг Гар.

Ларунг Гар стремительно разрастался. На заре истории численность монахов в учебном центре не превышала и сотни человек. Однако слухи о затерянном в горах буддийском монастыре быстро распространялись, количество студентов стало расти в геометрической прогрессии и уже через десять лет исчислялось десятками тысяч.

Адепты буддийского учения стекались в монастырь не только со всего Тибета и Китая – получать полное буддийское образование сюда ехали из Тайваня, Гонконга, Сингапура, Малайзии и других уголков Азии. Для редких зарубежных паломников до недавних пор были доступны занятия на английском языке, что делало Ларунг Гар практически единственным монастырем в Тибете, принимающим на обучение иностранцев.

К сожалению, Ларунг Лар не избежал печальной участи Тибета. Массовые гонения монахов и попытки искоренения религии привели к резкому сокращению количества учеников в Ларунг Гар. Особенно сильно их численность уменьшилась в 2001 году. Сейчас их насчитывается всего 4-5 тысяч. Количество построек на территории Ларунг Гар также сокращается, причиной чего выступают пожары и бульдозеры. Ларунг Гар, так же как и вся область Сертар, печально известен в современной истории Тибета и тем, что здесь чаще других тибетских районов происходят ужасающие акты самосожжения. Несколько монахов и крестьян подожгли себя заживо с целью привлечь внимание к проблеме Тибета.

Ларунг Гар: Сегодняшний день буддийского Ватикана

Подобно Ватикану, Ларунг Гар управляется не высокопоставленным ламой или настоятелем, как другие монастыри, а группой монахов, которые получили высокую степень в Тибетском Буддизме – Кхенпо. Здесь нет каких-либо рангов или привелегий у Лам или тулку. Единственный путь получить степень Кхенпо – через обучение и сдачу экзаменов. Тот кто её получает, играет особую роль в жизни монастыря.

Ларунг Гар условно разделен на две части: женскую, где живут и учатся монахини и, соответственно, мужскую. Ориентиром служит проезжая дорога — все, что левее дороги — часть монахинь, все, что правее — монахов. В каждой из частей есть свой колледж. Ларунг Гар — это в первую очередь буддийский институт, а не монастырь.

В тибетских монастырях обычно много разных залов со статуями Будд, висящими на стенах тханками (буддийскими иконами), алтарями с множеством масляных лампад. В то время как в Ларунг Гаре всего два религиозных объекта — два храма со священными изображениями Будд и бодхисаттв, которые располагаются на вершине склона.

На протяжении дня и монахи, и миряне делают коры (ритуальные обходы) вокруг главных храмов. Сами храмы в течение дня закрыты, их открывают для посещения где-то в 5-6 часов вечера. Главными заведениями являются два колледжа — мужской и женский.

Оба колледжа – 3-этажные здания. На нижнем этаже расположены небольшие храмы с бетонными сооружениями. Главный зал и шедра (колледж) занимают второй этаж. Высшему уровню буддистских наук обучаются на верхнем этаже.

Ларунг Гар является крупнейшим институтом тибетского буддизма, в котором по-прежнему можно получить полное буддийское образование, основу которого составляют «пять больших наук» (тиб.: རིག་གནས་ཆེ་བ་ལྔ་ rig gnas cheba lnga):

1. Философия буддизма (тиб.: ནང་དོན་གི་རིག་ nangdon gi rig)
2. Логика (тиб.: ཚད་མ་རིག་ tshadma rig)
3. Искусство и ремесла (тиб.: བཟོ་རིག་ bzo rig)
4. Медицина (тиб.: གསོ་རིག་ gso rig)
5. Грамматика (тиб.: སྒྲ་རིག་ sgra rig)

и «пять малых наук» (тиб.: རིག་གནས་ཆུང་བ་ལྔ་ rig gnas chungba lnga):

1. Синонимы (тиб.: མངོན་བརྗོད་ mngon brjod)
2. Математика и астрология (тиб.: སྐར་བརྗོད་ skar rtsis)
3. Театральное искусство (тиб.: ཟློས་གར་ zlos gar)
4. Поэзия (тиб.: སྙན་ངག་ snyan ngag)
5. Риторика (тиб.: སྡེབ་སྦྱོར་ sdeb sbyor)

К обязательным предметам относятся философия буддизма и логика. Эти предметы изучают абсолютно все монахи вне зависимости от их принадлежности к той или иной традиции. В Ларунг Гаре представлены все традиции тибетского буддизма.

Учащимся доступны две основных программы обучения: короткая длится 6 лет и длинная 12-13 лет. Впрочем, серьезных временных рамок не ставится, и при желании студенты могут продолжать обучение до нужного им уровня.

У Ларунг Гара есть большое преимущество в сравнении с другими монастырями в Тибете — это то, что здесь по-прежнему живут и дают учения несколько тулку (ламы-перерожденцы). Говорят, что в Ларунг Гаре в настоящее время живут более 10 лам-перерожденцев. Почти всех лам можно навестить, а если повезет, то и получить благословения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: