Миланский собор чудо поздней готики - KRINTEL.RU

Миланский собор чудо поздней готики

Миланский собор — новое прочтение готики

Название постройки: Миланский собор (итал. Duomo di Milano)

Автор: Симоне де Орсениго (Simone da Orsenigo)

Годы постройки: 1386-1965 гг.

Место нахождения:
Милан, Италия

Миланский собор или, как его еще называют, Собор Дуомо можно считать своеобразной антитезой Вавилонской башни. Его возводили архитекторы и инженеры из разных стран — Франции, Германии, Италии — и разговаривали они на разных диалектах, что не помешало им построить величественное культовое сооружение, хотя на это и ушло почти 600 лет. Конечно, Миланский собор не самое высокое религиозное здание, но Собор Дуомо уникален по другим причинам. Каким именно? Из-за чего Собор Дуомо возводили так долго? И почему архитектурный стиль, в котором построен Миланский собор, называют «пламенеющая готика»? Об этом читайте в нашей статье.

Кафедральный собор в Милане — это история архитектуры шести веков, стройка, передававшаяся от поколения к поколению. Работы по его возведению начались в 1386 году, когда развитие готической архитектуры достигло своего апогея. Собор Дуомо знаменит в первую очередь благодаря множеству заостренных башен, которые являются одним из самых узнаваемых атрибутов готического архитектурного стиля. Всего Миланский собор украшают 135 башен. Таким количеством не может похвастать ни один другой собор в мире. И все же Собор Дуомо — это не готика в чистом виде, а своеобразная реинтерпретация готики с привнесением в нее элементов других стилей. Из-за большого количества узоров, орнаментов, удлиненных фронтонов и стрельчатых арок, кажется, что здание словно охвачено огнем, поэтому архитектурный стиль Миланского собора получил название «пламенеющая готика».

Первоначальный проект собора разработал итальянец Симоне де Орсениго, но так как в Италии того времени готический стиль не был широко распространен, для строительства пригласили зодчих из Франции и Германии. В дальнейшем работами в разное время управляли архитекторы разных национальностей: немцы, итальянцы, французы.

Миланский собор был освящен лишь в 1572 году, спустя почти двести лет после начала строительства, причем к тому моменту далеко не все работы были закончены. Основное строительство завершилось лишь в 1813 году, хотя некоторые детали фасада дорабатывались вплоть до 1965 года. Это не удивительно, если учесть, что Собор Дуомо с внешней стороны украшают около 3,5 тысяч статуй и скульптур. Начальные этапы строительства также длились довольно долго, что было обусловлено инновационной для своего времени конструкцией и нетрадиционным строительным материалом. Вместо привычного для Италии ломбардского кирпича Миланский собор было решено строить из мрамора, добываемого в сотне километров от Милана — на карьерах Кандолья (Candoglia). Его было не только сложно добыть, но и сложно доставить в собор в Милане.

Когда Собор Дуомо был окончательно достроен его длина составила более 155 метров, а ширина поперечного нефа — больше 90 метров. Это один из самых масштабных готических храмов Европы — Миланский собор вмещает до 40 тысяч человек. Его шпиль возвышается на 106,5 метров. А со смотровой площадки на крыше, где располагается главная статуя собора, изображающая Мадонну, открывается потрясающий вид на город, ведь Собор Дуомо находится на главной площади Милана — Пьяцца-дель-Дуомо.

Внутренне убранство здания также поражает посетителей огромными стеклянными витражами и обилием скульптур. Собор в Милане знаменит и своим органом, прозванным «великим органом Дуомо». Он является крупнейшим в Италии, а в Европе уступает лишь органу в соборе Пассау в Германии.

Миланский собор — грандиозный результат многовекового строительства

Миланский собор — яркий образец архитектуры эпохи «пламенеющей готики» и самый крупный готический храм в мире. Всей своей колоссальной и торжественной формой он словно воздает хвалу божественному величию. Это один из самых узнаваемых храмов в мире.

Собор находится в самом сердце исторического Милана. По замыслу градостроителей в радиально-кольцевой структуре города миланский кафедральный собор, или Дуомо, как его здесь называют, является местом пересечения всех городских дорог.

История

Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.

Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.

Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.

Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.

Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.

Архитектурные особенности

В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.

Величественность сооружения обусловлена его назначением — представлять собой символ божественного миропорядка.

Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо — 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.

Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.

Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники — традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.

Внутреннее убранство

В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.

Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.

Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.

Достопримечательности

Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:

  • Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия — гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.

  • Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
  • Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
  • На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.

  • Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.

Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.
Официальный сайт: www.duomomilano.it

Читайте также  Экстремальный туризм или как активно отдохнуть.

Часы работы: с 7:00 до 19:00, вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00.

Вход — бесплатный. При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.

График подъема на террасы:

  • Понедельник — среда: с 9:00 до 19:00.
  • Четверг — воскресенье: с 9:00 до 21:00.

Посещение террас платное, цена — 12 евро. Подъем наверх по лестнице — 7 евро.

На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.

Как добраться?

Доехать до собора проще всего на метро. К станции Дуомо идут первая и третья линии.

Миланский собор чудо поздней готики

Миланский собор. Вот казалось бы, сколько раз его уже видела на фотографиях в путеводителях, журналах и ЖЖ. И всё равно увидеть своими глазами — это совсем другое. В отличие от многих других известнейших соборов Европы, Миланский собор запоминается в первую очередь своим фасадом. Нежный, бело-молочно-розовый цвет — такой я, пожалуй что, кроме как в Италии, нигде не видела. На ум приходят лишь собор во Флоренции и недостроенный собор в Болонье. На это ряд аналогий заканчивается. Меж тем, это готика. Но вот только у меня никак не получается сравнить эту готику с соборами, скажем, в Кёльне или Вене.

Миланский собор строили целых 6 столетий. Строительство начали в далёком 1386 году, а официальной датой окончания всех-всех работ принято считать аж 1965 год, т.е. менее полувека назад. У меня, на самом деле, голова начинает идти кругом, когда я представляю, сколько поколений людей сменилось, пока этот собор строили. И сколько людей видело недостроенный собор, зная, что им не суждено увидеть окончание его строительства.

Так уж получилось, что Миланский собор занимает сразу два почётных вторых места. По вместимости Миланский собор считается вторым самым большим собором в Италии после собора Святого Петра в Риме (который, вообще-то находится в Ватикане, поэтому на территории самой Италии Миланский Дуомо вообще можно считать самым большим собором). А по вместимости среди готических соборов мира Миланский собор уступает только Севильскому собору, перестроенному из мечети.

Первое желание, которое возникает при виде Миланского собора, — это отойти чуть-чуть подальше, чтобы увидеть его целиком и заценить масштаб. В лучших традициях классика: «лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии». Когда восторг от самых первых впечатлений чуть-чуть стихает, вспоминается, что самое интересное в готических соборах — это всё-таки бесконечные детали. У меня уже появился свой традиционный подход к осмотру соборов: сначала восхищаешься общим видом с главного фасада, потом делаешь первый круг и смотришь на собор с одного боку, с другого, снизу вверх и т.п., и только потом, на втором-третьем круге, начинаешь внимательно рассматривать детали. Иногда самое интересное удаётся увидеть только в бинокль или зум фотоаппарата.

Главный фасад вид вверх:

Кусочек собора сзади:

Совсем недавно писала, что ужасно хочу двери от Кёльнского собора себе домой. Ну вот я тут подумала и решила, что от дверей а-ля Миланский Дуомо тоже, пожалуй что, не отказалась бы. :)

На самом деле удивительно, сколько всяких бесконечных деталек, сколько историй рассказано на нескольких квадратных метрах этих дверей. И, в общем-то, крайне интересно было бы узнать, сколько времени ушло у мастеров на изготовление одних только дверей для собора:

Среди деталей собора традиционно встречается довольно много разных библейских и исторических лиц. Чтобы не заваливать вас огромным количеством самых разных деталек собора (коих у меня, как вы можете догадаться, много), решила выбрать из них парочку самых-самых понравившихся. По-моему, они неплохо передают особенность собора, намного лучше, чем стандартные общие виды. На деталях видны действующие лица средневековья, так сказать. Говорят, многие из лиц, запечатлённых на соборе, — это спонсоры, пожертвовавшие деньги на его строительство. И пусть подскажет вам ваша фантазия на тему, кто в средние века мог быть богат:

Ещё раз вид сбоку:

Отдельное развлечение — это залезть на крышу Миланского собора и с разных уровней посмотреть на многочисленные шпили. Сама конструкция дуомо принципиально другая, ничем не похожая на уже упоминаемые мною другие готические соборы: в Кёльне, Вене, Аахене или Толедо.

Поднимаясь смотрим на детальки:

Фигурка на одном из шпилей:

Эталон женской красоты в средневековье:

Какая-то нечесть, которая должна была отпугивать злых духов от собора. Судя по бесконечному количеству иголок у неё на спине, сейчас она отпугивает исключительно голубей:

Ещё много фигурок на шпилях. Слышала, что на одном из шпилей должна стоять фигурка Наполеона, который внёс огромный вклад в строительство Миланского собора и одним рывком практически довёл это строительство до конца. Но Наполеона я, увы, так и не нашла. Слишком много шпилей.

Собственно, сама крыша собора, самый высокий ярус, на который можно подняться:

Я на крыше собора и какая-то группа туристов, растущая у меня из головы:

Вид с крыши Дуомо на площадь перед Дуомо и бесконечные миланские крыши:

Чуть в сторону, знаменитая миланская галерея/пассаж имени Виктора Эммануила II:

Вот здесь очень хорошо видны масштабы этой галереи — это такая длинная тёмная колбаса с тёмным куполом в самой середине. Сразу по другую сторону от галереи, чуть левее выхода должна быть знаменитая опера Ла Скала, но как-то здесь она не очень просматривается.

Вид на крыши миланских домов через шпили собора:

Ещё пара любимых мною деталек. Вот ведь работало воображение у архитекторов!

Самый верх собора, на верху стоит позолоченная статуя Мадонны, которой, собственно, и посвящён собор. Нашла у себя назумленную фотографию этой позолоченной статуи и поняла, что прикреплённый к ней громоотвод и масса фонариков и лампочек, расположенных вокруг, её не украшают. Решила назумленную фотографию не выкладывать. Издалека смотрится лучше. :)

Спустимся же наконец с крыши и зайдём внутрь.

А вот внутри меня, товарищи, собор не впечатлил. Если снаружи действительно хочется говорить много междометий в духе «ах, ох, вах и wow», то внутри хочется вздохнуть и сказать: «Красиво, но ни разу не Кёльнский собор», ровно как и не соборы в Риме, Париже, Севилье и Толедо. После столь красивой формы, содержание несколько разочаровывает. Т.е. не то, чтобы там плохо и некрасиво, нет, но после всего, что видишь снаружи, внутри ожидаешь намного большего. Но это моё мнение, и в моём личном списке самых шикарных соборов Европы Миланский дуомо из-за этого всё-таки проиграл некоторым другим.

Ещё немного картинок со «свежего воздуха». Здесь мне всё-таки собор нравится намного больше:

Ну и, собственно, площадь перед собором. Та самая, которую было видно с крыши. С одной стороны:

И с другой стороны:

Памятник Виктору Эммануилу, стоящий в центре площади:

Лев, лежащий у ног Виктора Эммануила, в окружении многочисленных голубей. Куда ж им, бедным птичкам, ещё деваться, если весь собор утыкали иголками, чтобы они там нигде не садились.

Памятник Виктору Эммануилу с одноимённой галереей на заднем фоне:

Ну и традиционная фотография в духе «я и пальма»: я, Дуомо, лев и мусорный бак.

Пламенеющая готика Миланского собора

Камень в основание Миланского собора заложили еще в конце XIV века, но строительство затянулось почти на шесть столетий.

В самом центре Милана

Когда-то давно на том месте, где сейчас возвышается величественный миланский дворец, находилось маленькое кельтское святилище. С приходом римлян его заменили на храм Минервы, богини мудрости.

Миланский собор. Источник: 4archive.org

Простоял он почти до IV века и уступил место церкви Санта-Текла, а та, в свою очередь — церкви Санта-Мария-Маджоре. Последнюю снесли, когда расчищали территорию для постройки Дуомо. Место это пользовалось такой популярностью не случайно — Миланский собор находится в самом центре исторической части города.

От готики до барокко

В 1386 архиепископ Антонио де Салуззо заложил первый камень в основание Миланского собора. К началу работ власть перешла в руки Джана Галеаццо Висконти, знаменитого герцога и по совместительству двоюродного брата архиепископа. Собор должен был послужить наградой для народа, угнетенного тираном Висконти Барнабо.

Жители города были преисполнены энтузиазма, и кузены собрали большое количество пожертвований на еще не достроенный собор.

Первым архитектором Дуомо был Симоне де Орсениго. Он планировал возвести здание в стиле традиционной готики. Но Висконти хотел непременно следовать современным тенденциям и решил обратиться к архитектуре барокко.

Итальянский долгострой

Вскоре на должность архитектора заступил французский инженер Николя де Бонавентура. Он привнес в проект собора французский дух, а также решил, что кирпичное здание будет облицовано мрамором.

Читайте также  Самые колоритные рынки разных стран

Его позволили брать дорогой материал из лучших каменоломен, к тому же Галеаццо освободил Дуомо от налогов. Впрочем, архитекторы менялись один за другим, каждый раз добавляя в проект новые детали. К 1402 году почти половина собора была завершена, но до конца XV века работа застопорилась: не хватало денег и новых идей.

Сомнительной казалось и техническая сторона проекта. Однако в 1417 главный алтарь собора освятил папа Мартин V, а в 1572 Дуомо торжественно открыл кардинал Карло Борромео, который впоследствии был причислен к лику святых. В XIX веке собор все-таки достроят, но некоторые работы будут продолжаться вплоть до 1965 года.

Миланская Мадонна

В начале XVI века принялись за отделку еще недостроенной церкви. В начале столетия возвели восьмиугольный купол, отдав дань моде на барокко.

Изнутри собор украсили четырьмя рядами статуй по 15 в каждом, изображающими святых, пророков и других персонажей из Библии. Лишь к концу XVIII века наконец появился главный шпиль высотой в 106 метров. Его венчает четырехметровая позолоченная статуя Мадонны. Это не случайно — собор посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии. Интересно, что в Милане действует закон, согласно которому в городе нельзя возводить здания, которые бы закрывали собой заступницу.

План собора

В XIX веке собор «покрылся» лесом из каменных игл, устремленных ввысь. Такие элементы нетипичны для готической архитектуры, но прекрасно передают ее настроение. План собора также не совсем традиционен — он состоит из нефа с четырьмя проходами, которые пересекаются трансептом, затем следуют хор и апсида.

Высота нефа составляет около 45 метров — своды Дуомо выше, чем у всех других готических церквей. Миланский собор нельзя назвать в числе рекордсменов по высоте. Однако по вместимости это второй крупнейший готический собор в Европе — Дуомо уступает только храму в Севилье. В нем могут одновременно поместиться около 40 тысяч прихожан.

Собор-рекордсмен

Но все-таки Миланскому собору есть чем похвастаться. Для украшения Дуомо были созданы около 3400 скульптур. Одна из них, например, очень сильно напоминает Статую Свободы. Если очень постараться, можно даже найти изображение Муссолини — правда, его переделали до неузнаваемости.

Главной святыней Дуомо считается гвоздь, которым, по преданию, был распят Христос. Обычно он находится под куполом, но раз в год в сентябре святыню спускают вниз, чтобы показать прихожанам.

Миланский собор — совершенный образец усовершенствованной готики

Адрес: Италия, Милан
Начало строительства: 1386 год
Начало строительства: 1965 год
Координаты: 45°27’51.4″N 9°11’29.9″E

Краткое описание

Duomo di Milano – символ Милана, посвященный рождению Девы Марии

Грандиозный, ошеломляющий, великолепный, неподражаемый, роскошный, восхитительный… – какими только высокопарными эпитетами не награждают Duomo di Milano – собор, расположенный на главной (одноименной с ним) площади Милана!

Вид Миланского собора с высоты птичьего полёта

Но даже они не в силах передать те чувства и впечатления, которые испытывают впервые увидевшие его люди.

Гигантский беломраморный собор, выполненный в витиеватом стиле пламенеющей готики (поздней готической архитектуры), стал символом Милана и одним из известнейших сооружений в мире. Официальное название собора – Santa Maria Nascente, он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, но чаще его называют просто Миланским собором.

Начиная рассказывать о нем, гиды прежде всего упоминают следующие факты: Дуомо ди Милано является самым крупным готическим и 4-м по величине католическим собором в мире после Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот д’Ивуар), соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне. По своей вместимости среди католических уступает лишь собору Св. Петра (Рим), среди готических – собору Мария-де-ла-Седе (Севилья). Общая площадь этого сооружения – 11,3 тыс. кв. м, высота – 106,5 м. В ясную погоду с крыши собора видны вершины Альпийских гор.

Более подробное знакомство с Миланским собором может затянуться надолго, поскольку его внушительные размеры – это далеко не единственное его достоинство.

История строительства собора – дорога длиною в… 5 столетий

Первый камень будущего собора был заложен архиепископом Антонио ди Салуццо в 1386 г. В предшествующие этому событию времена на том же месте уже успели побывать кельтское поселение, храм Минервы, церкви Санта-Текла и Санта-Мария-Маджоре. Последнюю из них снесли, расчищая участок для Duomo di Milano.

Строилось это великое сооружение из лучшего мрамора, добываемого в карьерах Кандолья, расположенных близ городка Мергоццо в Пьемонте. Используемый в благих целях, этот очень ценный строительный материал по распоряжению пришедшего тогда к власти герцога Джана Галеаццо Висконти не подлежал обложению налогом. Тем не менее, несмотря на просто огромный народный и правительственный энтузиазм, которым сопровождалось строительство собора, оно растянулось на долгие годы, десятилетия и даже века.

Первоначальная разработка архитектурного проекта принадлежала итальянскому архитектору Симоне де Орсениго. Строить собор пригласили мастеров из других стран (Германии, Франции), поскольку сложные готические фасады были более характерны для Франции, нежели для Италии. Спустя 3 года архитектора итальянца заменили на француза – Николя де Бонавентура. Еще через 10 лет его сменил другой француз – Жан Миньо.

Вид собора с площади Милана

Всего в сооружении Миланского собора до 1470 г., в котором строительство возглавил Джунифорте Солари, успело поучаствовать более десятка известных европейских архитекторов. За это время собор из 3-нефного сооружения превратился в 5-нефное, из проекта исчезли часовни, вносились другие значительные и незначительные изменения. Солари и его консультанты Донато Браманте и Леонардо да Винчи внесли в создание архитектурного облика собора весьма значительную лепту: они приняли решение осовременить готику, разбавив ее отдельными ренессансными элементами. Так возник знаменитый 8-угольный купол.

В последующие века храм медленно, но верно продолжал расти, достраиваться и декорироваться. 106-метровый центральный шпиль с 4-метровой статуей Мадонны, выполненной из бронзы с позолотой, был установлен, например, только в 1769 году. (Шпиль разработал Франческо Кроче, статуя работы Джузеппе Перего). Тогда же, кстати, был издан указ с запретом строительства в Милане зданий, заслоняющих его святую покровительницу (увы, современность уже начала вносить в него свои коррективы – первым исключением стал небоскреб «Пирелли», крышу которого украсили точной копией статуи Мадонны).

Так и получилось, что начались работы по созданию этого беломраморного шедевра архитектуры в 1386 г., а завершились (и то не полностью) лишь в 19 веке, когда архитекторы Карл Амати и Джузеппе Занойя по личному распоряжению Наполеона срочно закончили оформление фасада. Главный алтарь Дуомо ди Милано, когда он не был еще даже достроен, в 1417 г., освятил папа Мартин V.

Для прихожан храм открыл свои двери в 1572 г., торжественное открытие провел кардинал Карл Борромео, ставший позднее святым католической церкви.

Оставшиеся строительные и отделочные работы доделывались в здании собора вплоть до 2-й половины прошлого века. Все это время собор достраивался, на его роскошном готическом фасаде находили место все новые и новые декоративные элементы и витражи, были построены главные врата. И только в 1965 г. строительство храма было официально завершено. Тем не менее, даже сейчас еще остались отдельные блоки фасада, которым еще только предстоит превратиться в скульптуры.

Фрагмент фасада собора

Несмотря на частую смену архитекторов, каждый из которых стремился внести в сооружение что-то свое, Миланский собор все же является абсолютно целостным произведением искусства, имеющим при этом совершенно уникальный облик. С одной стороны, он обладает ярко выраженным готическим стилем, который не спутаешь ни с каким другим. С другой стороны, в его фасаде чувствуется североитальянское, а еще точнее, ломбардское влияние, благодаря которому собор приобрел некоторую «приземленность» и тяжеловесность.

Восьмое чудо света и его достопримечательности

Позднеготическое здание Миланского собора отличается огромным количеством изящных шпилей (135 мраморных игл), остроконечных башенок и колонн, соединенных множеством парящих опор, изысканностью фасадов и изобилием скульптур, которых снаружи и внутри собора более 3 тысяч. Здесь присутствуют статуи библейских персонажей, химер, исторических личностей (Наполеона, Муссолини и др.). С крыши собора открываются потрясающие панорамные виды Милана, подняться сюда рекомендуется каждому посетителю, желающему получить полноценное представление об этом архитектурном шедевре в частности и о Милане в целом. Осуществить подъем можно как по лестнице от северной стены храма, так и на специальном лифте.

На крыши собора

Поразить воображение Дуомо ди Милано способен не только внешним обликом, но и внутренним убранством: характерный для позднеготического стиля интерьер, полные величия мавзолеи, уникальные деревянные хоры 16 века (работа Франческо Брамбильи), высочайшие крестовые своды, огромные арочные окна с невероятными цветными витражами, некоторые из которых сохранились еще с 15 века, и многое другое. Храм выглядит огромным и очень торжественным.

Внутреннее пространство храма, способного одновременно вместить до 40 тыс. человек, состоит из 5-ти нефов, разделенных между собой сорока 25-метровыми колоннами. Перед алтарем стоит 5-метровый бронзовый подсвечник Тривульцио с весьма изящным основанием из бронзовой виноградной лозы, изготовленный в 12 веке Николя Вердюном. А над алтарем, под самым куполом хранится главная святыня собора – священный гвоздь, который по преданиям взят непосредственно со Святого Распятия (с креста Спасителя). Каждый год, в ближайшую к 14 сентября субботу, гвоздь подлежит торжественному снятию – это действие выполняется архиепископом, который поднимается к гвоздю на подъемнике, сконструированном, как гласит предание, самим Леонардо да Винчи.

Читайте также  Список самых живописных маршрутов по Тенерифе

В соборе также располагаются саркофаги нескольких архиепископов Милана, относящиеся к 14-18 векам и выполненные известнейшими итальянскими мастерами. Заметной отличительной чертой собора является на первый взгляд неисчислимое количество статуй: только интерьер 8-угольного купола располагает статуями в 4 ряда по 15 штук в каждом! Самая известная в соборе – статуя Св. Варфоломея, созданная Марко д’Аграте в 1562 г. Обращают на себя внимание скульптуры Джан Джакомо Медичи (Леоне Леони, 16 век), Мартина V (Якопино да Традате,15 век), Владимира Мономаха.

Среди прочих достопримечательностей храма стоит отметить «Меридиан» – солнечные часы со знаками Зодиака (на знак, соответствующий текущему месяцу ровно в полдень безошибочно указывает солнечный луч); два больших органа; три уникальных алтаря работы Пеллегрино Пеллегрини; египетскую ванну 6 века, использующуюся в качестве крестильной купели, и другие произведения искусства.

Миланский собор в 21 веке

Несколько лет в начале нашего века (до 2009 года) – Миланский собор был закрыт на реконструкцию. До этого момента реставрационные работы в нем проводились лишь однажды – после 2 мировой войны, когда здание храма пострадало от воздушных налетов. Сейчас все работы завершены, и фасад здания вновь предстал перед жителями и многочисленными гостями Милана во всей своей могучей красе.

Вид на тыл собора

Размеры собора, его роскошный и торжественный внешний облик, невероятно щедрое внутреннее убранство, полная событий многовековая история создания и существования храма – все это возносит Миланский собор на недосягаемую высоту, делая его одной из известнейших мировых достопримечательностей, увидеть которую своими глазами продолжают стремиться люди со всего мира.

Да, сегодня Миланский собор открыт для посетителей, но поскольку он является действующим храмом, стоит проявить уважение и одеться для его посещения в соответствии с некоторыми простыми требованиями: прикрыть голые плечи и колени. После чего можете спокойно получать свою долю впечатлений от этого великолепия. Если вы еще сомневаетесь, включать ли его в свою экскурсионную программу, учтите, что по-настоящему Миланский собор можно оценить только воочию. Не по видео и не по снимкам.

Миланский собор

Миланский собор или, как его называют сами итальянцы, Duomo di Milano – наиболее знаковая достопримечательность Милана. Когда взгляд впервые падает на величественное здание, трудно сдержать возглас восхищения. Но и внутри великолепного собора чувство восторга не покидает. Благодаря белому мрамору с розоватыми прожилками, а также множеству статуй и колонн, ажурный Дуомо напоминает фантастическое сооружение.

Как создавался Миланский Собор

Начало строительства кафедрального собора датируется 1386 годом. До этого момента в достаточно большом средневековом городе было только две небольших базилики, поэтому Антонио да-Салуццо (миланский архиепископ) инициировал возведение величественного собора. Первоначально строительством руководили итальянские архитекторы, но власти приняли решение выполнить строение в готическом стиле. Среди местных мастеров не было особых умельцев, поэтому пригласили немецких и французских архитекторов. Возглавил строительство Симон де-Орсениго.

Вместо красного кирпича, который использовали первоначально, строить стали из белого мрамора. Рабочим предоставили свободный доступ к мраморному карьеру Кандолья, чтобы они самостоятельно добывали этот материал. Затраты на строительство были немалыми, поэтому к началу XV века финансирование взяло на себя государство, а не церковь.

Каждый житель Милана старался внести свою лепту в строительство. Участились случаи добровольных пожертвований и добровольного участия в общественных работах.

В середине XVI века в соборе установили орган, статую Св. Варфоломея и старинный пятиметровый подсвечник. Еще недостроенный собор в 1577 году был освящен архиепископом Карпом Борромео. Многочисленные детали достраивали еще долго. Окончание строительства пришлось на 1965 год. Почти 600 лет понадобилось, чтобы создать это совершенное строение.

Кафедральный собор снаружи

Привычно мрачная готика при строительстве Миланского собора в Италии обрела светлые очертания и удивительную легкость. Этому способствовали местные архитектурные веяния. Готическая структура фасада дополнена стилем Римского Возрождения. Длительное строительство впитало обычаи различных эпох. Нижние этажи соответствуют стилю XVI века, а верхние ярусы выполнены в традициях XVII столетия.

В главном фасаде просматриваются очертания башен (контрфорсов), которые делят его на 5 порталов. Центральные врата из бронзы имеют более выдающиеся размеры. По всему фасаду расположено множество скульптур. Если пересчитать все изваяния внутри и снаружи, их будет почти 3400. Здесь можно увидеть величественных атлантов, пророков, тимпанов и апостолов.

Боковые фасады имеют множество полочек, на которых установлены статуи, изображающие сцены из Священного Писания. Статуи датируются различными периодами, некоторые из них выполнены еще при начале строительства и установлены возле апсиды, другие появились уже в XIX веке.

Даже функциональные элементы имеют прекрасное художественное оформление. Чтобы отводить дождевую воду, используются специальные ливники в форме горгулий и химер. В непогоду струи вырываются из клыкастой пасти.

Над собором возвышается 135 больших и малых шпилей, на каждом из которых установлена статуя святого. Самый старый шпиль украшает изваяние Св. Георгия (1404 г.). Главную башню венчает скульптура Богородицы. Её высота составляет 4 м. Она отделана медью и позолотой. После установки этой скульптуры высота Кафедрального Собора достигла 108,5 м. Святая Мадонна является покровительницей города, поэтому Дуомо построен именно в её честь.

Внутреннее оформление

По католическим традициям основание собора напоминает крест. В периметре насчитывается 5 продольных и 3 поперечных нефа. Купол ограничен четырьмя центральными пилонами и имеет восьмиугольную форму. Во внутреннем убранстве также прослеживается комбинация различных стилей. И все же, основные элементы имеют готические очертания.

Центральный нефа по ширине вдвое превышает размеры соседних, арочные своды дополняют оконные проемы. По бокам находятся более вытянутые витражные окна. В нишах, по двум сторонам центрального прохода, находятся саркофаги, алтари и надгробия. Внутри также установлено множество статуй.

Обязательно стоит полюбоваться солнечными часами, которые находятся в южной части собора. Луч проходит через отверстие в южном нефе и попадает на импровизированный циферблат с изображением зодиакальных символов.

У бокового нефа расположена древнеримская ванна, которая использовалась как купель баптистерия (места, где проводилось таинство крещения).

Поперечные нефы замыкаются капеллами и напоминают крылья. В этом месте находится несколько огромных алтарей, оформленных различными произведениями искусства и статуями. Особого внимания заслуживает изваяние Св. Варфоломея. На ней изображен человек без кожи, которая просто накинута на плечи. Все черты выполнены мастерски и соответствуют анатомической структуре человеческого тела.

Множество окон Миланского собора украшены красочными витражами с изображением библейских сцен. Первые витражи изготавливали из специальной пасты еще в XV в. В XIX столетии уже использовалась роспись по стеклу витражными красками. Новая технология увеличила палитру, но уменьшила проникновение света, поэтому в прошлом столетии художники вернулись к древней традиции.

Буквально каждый метр пространства Миланского собора хочется запечатлеть на фото. Даже мраморный пол или высокие лестницы заслуживают пристального внимания.

Среди множества реликвий Дуомо стоит выделить гвоздь из распятия Христа. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября) архиепископ Милана лично поднимается под самый купол и вынимает его, чтобы показать прихожанам.

Экскурсии

Все желающие могут попасть внутрь Миланского Кафедрального Собора ежедневно с 7 утра до 7 вечера. За 15 минут до закрытия новых посетителей перестают пускать в помещение. В дни церковных праздников, а также по выходным время работы собора следующее: 8:30-18:00.

Важно придерживаться строгого стиля в одежде во время посещения Duomo di Milano. Вход в собор бесплатный, а за возможность фотографировать и снимать видео придется заплатить 2 евро и предъявить документы. Кроме осмотра внутреннего оформления, туристы могут подняться на крышу и полюбоваться панорамой Милана. Здесь же удается ближе изучить оформление многочисленных шпилей и статуй. Подняться на верхнюю террасу можно пешком за 7 евро или на лифте за 12 евро. Для льготных категорий населения разработана дисконтная система.

За дополнительную плату путешественники могут заглянуть в Сокровищницу (2 евро) и Баптистерий (4 евро). На официальном сайте Миланского Собора (http://www.duomomilano.it/en/) можно получить актуальную информацию о расписании и стоимости билетов, а также полюбоваться прекрасными изображениями.

Как добраться

Миланский собор находится на центральной площади старого города. Мимо неё проходят почти все виды общественного транспорта. От железнодорожного вокзала до площади можно доехать на ветке метро M3. Станция называется Duomo.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: