Миланский собор — кафедральный собор - KRINTEL.RU

Миланский собор — кафедральный собор

Миланский собор

Миланский кафедральный собор или Дуомо (Duomo di Milano) находится на знаменитой Соборной площади (Piazza del Duomo) и является неподражаемым шедевром итальянской архитектуры в стиле пламенеющей готики.

Фасад Дуомо украшают множество изумительных скульптур, тонких колонн, башен и шпилей, что придает главному собору в Милане столько изящества и утонченной готической красоты.

Внушительные размеры делают его одним из самых больших христианских храмов в мире: вместительность достигает 4000 человек. Выстроенный из белоснежного мрамора, восхитителен в любое время суток. А его убранство — кладезь бесценных сокровищ.

История возникновения Миланского собора

Само место, на котором воздвигнут Миланский собор, было застроено гораздо раньше. Во времена кельтской культуры здесь было святилище, а в период Римской империи – храм Минервы.

Известно, что римский храм был обращен к форуму и находился в центральной части города. Об этом свидетельствуют планировки города прошлых веков.

Баптистерий (Battistero Paleocristiano), который располагается под современным собором, был построен в 335 году. Он имел форму восьмиугольника в основании.

С 355 года на этом месте существовала церковь Санта-Текла (Santa Tecla), однако она была уничтожена в 6 веке. Затем, в 7 веке, построили церковь Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore), а рядом с ней базилику.

В результате пожара в 11 веке строения значительно пострадали. Во время создания нового собора прежние церковь и базилику объединили.

Строительство

Возведение храма началось в 1386 году при Джане Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti) – первом миланском герцоге, который происходил из династии Висконти. При нем Милан достиг значительного прогресса в развитии.

Работы осуществлялись под покровительством архиепископа Антонио да Салуццо (Antonio da Saluzzo). Первоначальный проект здания в готическом стиле принадлежал итальянцу Симоне де Орсениго (Simone da Orsenigo).

Фото: Andrea Izzotti / Shutterstock.com

Далее архитекторы часто менялись. Среди них был Николя де Бонавентура (Nicolas de Bonaventure) французского происхождения, назначенный главным инженером.

Он дополнил план здания французскими готическими элементами. Именно с его подачи сооружение, выполненное из кирпича, было полностью облицовано мрамором.

Другой архитектор из Франции, участвовавший в создании собора, – Жан Миньо (Jean Mignot). Его пригласили специально для оценки строительства. По мнению архитектора, применяемые мастерами инженерные методы устарели. Внедрение новых технологий позволило ускорить работу.

В 1402 году Джан Галеаццо Висконти скончался. К этому времени храм уже был воздвигнут наполовину.

Работы постепенно продолжались: в 1424 году были созданы гробницы Папы Мартина V и Марко Карелли, в 1452 году достроили проходы и главный неф, а в 1470 году появилось окно апсиды.

В 1470 году был приглашен архитектор Джунифорте Солари (Guiniforte Solari). В то же время в создании облика собора участвовали Леонардо да Винчи (Leonardo di ser Piero da Vinci) и Донато Браманте (Donato Bramante).

Благодаря этим мастерам, на фасаде появились декоративные элементы ранней эпохи Возрождения и восьмиугольный купол.

Завершение работ

Торжественное открытие Миланского собора состоялось в 1572 году при участии кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo).

В 1769 году собор был дополнен шпилем высотой 106 метров. На нем находится важная достопримечательность — статуя Мадонны, изготовленная из позолоченной бронзы. Общая высота собора составляет 158 метров.

Завершение строительства в начале 19 века проводилось уже под руководством архитекторов Джузеппе Занойя (Giuseppe Zanoia) и Карло Амати (Carlo Amati) по заказу Наполеона. Хотя основные работы были закончены в начале 1813 года, создание некоторых элементов продолжалось до 1965 года.

Храм воздвигнут в честь Рождества Пресвятой Девы Марии, поэтому также носит название Собор Рождества Девы Марии (Cattedrale di Santa Maria Nascente). В настоящее время открыт для всех желающих.

Архитектура Дуомо

Фасад Миланского собора поражает изумительной красотой каждого, кто впервые увидел это творение. Выполнен в стиле пламенеющей готики (Flamboyant) – с витиеватыми элементами, многочисленными украшениями, причудливым орнаментом и удлиненными фронтонами.

В длину собор достигает 158 метров, а в ширину – 92 метра. Внушительные размеры ставят его на второе место среди всех готических после Севильского собора (Catedral de Sevilla). Если сравнивать с итальянскими, то больше Дуомо только Собор Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro).

Фасад

Осматривать фасад можно бесконечно: удивляет количество шпилей, башен, статуй святых, пророков, мучеников, различных декоративных элементов. А на самом верху возвышается главная статуя — фигура Мадонны (La Madonnina).

В общей сложности в экстерьере и интерьере собора насчитывается 3400 статуй.

Фото: Andrea Izzotti / Shutterstock.com

Миланский собор представляет собой единственный в Европе храм, выстроенный полностью из белого мрамора. Благодаря этому выглядит восхитительно в любое время суток – отражает солнечные лучи днем и выглядит мистически лунной ночью.

Интерьер

Внутреннее убранство представляет собой шедевр искусства: устремленные ввысь монументальные колонны, высокие своды, тонкая лепнина и изумительная роспись. От увиденного буквально захватывает дух!

Фото: © Иванова Екатерина

Фото: © Иванова Екатерина

Здесь хранятся важные религиозные реликвии, в том числе священный гвоздь с креста, на котором распяли Иисуса Христа.

Ежегодно 14 сентября, когда верующие празднуют Воздвижение Честного Креста Господня, архиепископ опускает гвоздь вниз с помощью специального лифта в облаке, а по окончании празднества поднимает его на место.

Также в соборе располагается мавзолей Джан-Джакомо Медичи (Gian Giacomo Medici). Мавзолей украшен тремя статуями, мраморными плитами и изящными колоннами. Его автором является Леоне Леони (Leone Leoni).

Фото: © Иванова Екатерина

Фото: © Иванова Екатерина

В числе других достопримечательностей также выделяются статуя мученика Святого Варфоломея, египетская ванна 4 века, которая в настоящее время используется для крещения, бронзовый подсвечник длиной 5 метров.

Стоит обратить внимание на искусно вырезанные деревянные хоры и изумительные витражи 15 века, придающие собору таинственность и величие одновременно.

Фото: © Иванова Екатерина

Фото: © Иванова Екатерина

Днем непременно стоит подняться на крышу дуомо — террасы, откуда открывается самый потрясающий вид на Милан. Подъем можно совершить или на лифте, или пешком по лестнице со стороны улицы.

Фото: Beautiful landscape / Shutterstock.com

Если вы оказались в Милане в ноябре или декабре, то вам повезло вдвойне.

Именно в это время каждый год в соборе проходит выставка квадрони Святого Карло Борромео (Quadroni di San Carlo), выполненных итальянскими художниками в 17 веке. Это ряд из 54 картин, изображающих сцены из жизни архиепископа Карло Борромео.

Как добраться до Миланского собора

Собор находится на Piazza Duomo и виднеется издалека. Добраться легче всего на метро по первой и третьей линиям – необходимо выйти на станции Duomo.

Часы работы

Кафедральный собор открыт ежедневно с 8.00 до 19.00 (последнее посещение в 18.10).

Войти в Археологическую зону и Баптистерий Сан Джованни алле Фонти (Baptistery of San Giovanni alle Fonti) можно с 9.00 до 18.00. Последнее посещение в 18.10. Вход находится внутри собора.

Подняться на террасу на крыше можно с 9.00 до 19.00, последнее посещение в 18.10.

Крипта открыта по следующему расписанию:

  • с понедельника по пятницу с 11.00 до 17.30;
  • в субботу с 11.00 до 17.00;
  • в воскресенье с 13.30 до 15.30.

Церковь Сан-Готтардо можно посетить каждый день, кроме среды, с 10.00 до 18.00. Последний вход в 17.10.

Баптистерий Святого Стефана (Baptistery of St. Stephen) открыт с 9.00 до 18.00.

Стоимость билета

По состоянию на 2020 год билет в Миланский собор стоит 3 Евро.

Подъем на террасу на крыше дуомо обойдется:

  • 23 Евро на лифте без очереди (fast-track access by lift);
  • 14 Евро на лифте (access by lift);
  • 10 Евро пешком по лестнице (access by stairs).

Комбинированный билет

Также можно приобрести один из комбинированных билетов:

  • Culture Pass: включает посещение Кафедрального собора, Крипты, Археологической зоны, Музея Дуомо, церкви Сан-Готтардо и выставок. Стоит 8 Евро.
  • Duomo Pass Lift: включает посещение собора, Крипты, Археологической зоны, Музея Дуомо, церкви Сан-Готтардо, подъем на крышу на лифте, выставки. Цена — 17 Евро.
  • Duomo Pass Stairs: то же самое, что предыдущий билет, только подниматься на террасу нужно пешком. Стоимость — 13 Евро.
  • Fast Track Pass: действителен для прохода в собор, Археологическую зону, Музей Дуомо, церковь Сан-Готтардо, подъем на крышу на лифте без очереди, выставки. Стоит 25 Евро.

Кроме того, можно отдельно купить билеты для посещения Музея Дуомо и церкви Сан-Готтардо:

  • 6 Евро с посещением временных выставок;
  • 3 Евро без осмотра временных выставок.

Расписание и цены на билеты могут меняться: уточняйте информацию на официальном сайте.

Где лучше купить билет

Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.

Кроме того, можно купить билеты заранее через официальный сайт Миланского собора www.duomomilano.it/en/. При покупке необходимо выбрать дату визита: билет действителен в течение трех дней с даты, выбранной для посещения.

Посетите также

На Соборной площади также расположены другие важные достопримечательности. Налюбовавшись внешним и внутренним убранством Миланского собора, стоит посетить роскошный Королевский дворец (Palazzo Reale — Milano).

Пройдя через стеклянную галерею, вы окажетесь перед оперным театром Ла Скала, расположенном на Via Filodrammatici, 2. Здесь можно провести незабываемый вечер, наслаждаясь спектаклем и познакомившись с историей знаменитого театра в его музее.

Безусловно, провести день на Соборной площади в Милане – это мечта каждого ценителя искусства и поклонника итальянской архитектуры.

Экскурсии по Милану

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Миланский собор

Миланский собор или, как его называют сами итальянцы, Duomo di Milano – наиболее знаковая достопримечательность Милана. Когда взгляд впервые падает на величественное здание, трудно сдержать возглас восхищения. Но и внутри великолепного собора чувство восторга не покидает. Благодаря белому мрамору с розоватыми прожилками, а также множеству статуй и колонн, ажурный Дуомо напоминает фантастическое сооружение.

Как создавался Миланский Собор

Начало строительства кафедрального собора датируется 1386 годом. До этого момента в достаточно большом средневековом городе было только две небольших базилики, поэтому Антонио да-Салуццо (миланский архиепископ) инициировал возведение величественного собора. Первоначально строительством руководили итальянские архитекторы, но власти приняли решение выполнить строение в готическом стиле. Среди местных мастеров не было особых умельцев, поэтому пригласили немецких и французских архитекторов. Возглавил строительство Симон де-Орсениго.

Вместо красного кирпича, который использовали первоначально, строить стали из белого мрамора. Рабочим предоставили свободный доступ к мраморному карьеру Кандолья, чтобы они самостоятельно добывали этот материал. Затраты на строительство были немалыми, поэтому к началу XV века финансирование взяло на себя государство, а не церковь.

Каждый житель Милана старался внести свою лепту в строительство. Участились случаи добровольных пожертвований и добровольного участия в общественных работах.

В середине XVI века в соборе установили орган, статую Св. Варфоломея и старинный пятиметровый подсвечник. Еще недостроенный собор в 1577 году был освящен архиепископом Карпом Борромео. Многочисленные детали достраивали еще долго. Окончание строительства пришлось на 1965 год. Почти 600 лет понадобилось, чтобы создать это совершенное строение.

Кафедральный собор снаружи

Привычно мрачная готика при строительстве Миланского собора в Италии обрела светлые очертания и удивительную легкость. Этому способствовали местные архитектурные веяния. Готическая структура фасада дополнена стилем Римского Возрождения. Длительное строительство впитало обычаи различных эпох. Нижние этажи соответствуют стилю XVI века, а верхние ярусы выполнены в традициях XVII столетия.

В главном фасаде просматриваются очертания башен (контрфорсов), которые делят его на 5 порталов. Центральные врата из бронзы имеют более выдающиеся размеры. По всему фасаду расположено множество скульптур. Если пересчитать все изваяния внутри и снаружи, их будет почти 3400. Здесь можно увидеть величественных атлантов, пророков, тимпанов и апостолов.

Боковые фасады имеют множество полочек, на которых установлены статуи, изображающие сцены из Священного Писания. Статуи датируются различными периодами, некоторые из них выполнены еще при начале строительства и установлены возле апсиды, другие появились уже в XIX веке.

Даже функциональные элементы имеют прекрасное художественное оформление. Чтобы отводить дождевую воду, используются специальные ливники в форме горгулий и химер. В непогоду струи вырываются из клыкастой пасти.

Над собором возвышается 135 больших и малых шпилей, на каждом из которых установлена статуя святого. Самый старый шпиль украшает изваяние Св. Георгия (1404 г.). Главную башню венчает скульптура Богородицы. Её высота составляет 4 м. Она отделана медью и позолотой. После установки этой скульптуры высота Кафедрального Собора достигла 108,5 м. Святая Мадонна является покровительницей города, поэтому Дуомо построен именно в её честь.

Внутреннее оформление

По католическим традициям основание собора напоминает крест. В периметре насчитывается 5 продольных и 3 поперечных нефа. Купол ограничен четырьмя центральными пилонами и имеет восьмиугольную форму. Во внутреннем убранстве также прослеживается комбинация различных стилей. И все же, основные элементы имеют готические очертания.

Читайте также  О чем я узнала, прожив несколько лет в Венгрии

Центральный нефа по ширине вдвое превышает размеры соседних, арочные своды дополняют оконные проемы. По бокам находятся более вытянутые витражные окна. В нишах, по двум сторонам центрального прохода, находятся саркофаги, алтари и надгробия. Внутри также установлено множество статуй.

Обязательно стоит полюбоваться солнечными часами, которые находятся в южной части собора. Луч проходит через отверстие в южном нефе и попадает на импровизированный циферблат с изображением зодиакальных символов.

У бокового нефа расположена древнеримская ванна, которая использовалась как купель баптистерия (места, где проводилось таинство крещения).

Поперечные нефы замыкаются капеллами и напоминают крылья. В этом месте находится несколько огромных алтарей, оформленных различными произведениями искусства и статуями. Особого внимания заслуживает изваяние Св. Варфоломея. На ней изображен человек без кожи, которая просто накинута на плечи. Все черты выполнены мастерски и соответствуют анатомической структуре человеческого тела.

Множество окон Миланского собора украшены красочными витражами с изображением библейских сцен. Первые витражи изготавливали из специальной пасты еще в XV в. В XIX столетии уже использовалась роспись по стеклу витражными красками. Новая технология увеличила палитру, но уменьшила проникновение света, поэтому в прошлом столетии художники вернулись к древней традиции.

Буквально каждый метр пространства Миланского собора хочется запечатлеть на фото. Даже мраморный пол или высокие лестницы заслуживают пристального внимания.

Среди множества реликвий Дуомо стоит выделить гвоздь из распятия Христа. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября) архиепископ Милана лично поднимается под самый купол и вынимает его, чтобы показать прихожанам.

Экскурсии

Все желающие могут попасть внутрь Миланского Кафедрального Собора ежедневно с 7 утра до 7 вечера. За 15 минут до закрытия новых посетителей перестают пускать в помещение. В дни церковных праздников, а также по выходным время работы собора следующее: 8:30-18:00.

Важно придерживаться строгого стиля в одежде во время посещения Duomo di Milano. Вход в собор бесплатный, а за возможность фотографировать и снимать видео придется заплатить 2 евро и предъявить документы. Кроме осмотра внутреннего оформления, туристы могут подняться на крышу и полюбоваться панорамой Милана. Здесь же удается ближе изучить оформление многочисленных шпилей и статуй. Подняться на верхнюю террасу можно пешком за 7 евро или на лифте за 12 евро. Для льготных категорий населения разработана дисконтная система.

За дополнительную плату путешественники могут заглянуть в Сокровищницу (2 евро) и Баптистерий (4 евро). На официальном сайте Миланского Собора (http://www.duomomilano.it/en/) можно получить актуальную информацию о расписании и стоимости билетов, а также полюбоваться прекрасными изображениями.

Как добраться

Миланский собор находится на центральной площади старого города. Мимо неё проходят почти все виды общественного транспорта. От железнодорожного вокзала до площади можно доехать на ветке метро M3. Станция называется Duomo.

Кафедральный собор Дуомо в Милане – визитная карточка города

Миланский собор – это кафедральный собор в Милане, расположенный в историческом центре города. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора.

Это позднеготическое чудо является символом города Милан.

Собор содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетённых вместе паутиной парящих опор.

У собора два названия: одно официальное Собор Санта Мария Нашенте и неофициальное Дуомо.

  1. История
  2. Архитектурные особенности
  3. Собор внутри
  4. Видео
  5. Отзывы
  6. Как добраться
  7. Полезная информация
  8. Часы работы
  9. Стоимость билета

История

Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада.

Основные работы по возведению были окончены в 1880 году, а наиболее мелкие детали доделывали до 1965 года. Получается, что миланский собор строили 579 лет!

На том месте, где стали возводить Дуомо, так называют его сами миланцы, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах – храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI веке, а с VII века – церковь Санта-Мария Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.

Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал итальянец Симоне де Орсениго.

Миланский собор является единственным готическим собором в Европе, возведенным из белого мрамора и самым большим мраморным сооружением в мире

В течение 10 лет главными архитекторами были немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари.

Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами. В результате этого появился восьмиугольный в основании купол.

В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году, после того как его торжественно открыл святой Карл Борромео.

В 1769 году появился шпиль в высоту 104 м с четырёхметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. И был издан декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницы города.

«Каменный лес» из 135 мраморных игл, устремлённых в небо и передающих настроение готической архитектуры, был возведён в XIX веке.

В XXI веке в Дуомо ди Милано началась капитальная реконструкция. Работы завершились в 2009 году.

Архитектурные особенности

Миланский кафедральный собор – уникальное сооружение, поражающее воображение и своими внушительными размерами, и обилием декора.

Дуомо ди Милано занимает второе место в мире по вместительности, уступая лишь Севильскому собору. Если убрать из собора все скамьи, то здесь запросто могут поместиться около 40 тысяч человек.

Этот храм достигает 158 м в длину, 92 м, а также он имеет 145 шпилей.

Украшением собора служат 3159 скульптур, 2245 из которых находятся снаружи. Интереснее всего рассматривать статуи, находясь на крыше Дуомо, куда ведет лестница из 500 ступеней. Отсюда же открывается прекраснейший вид на Милан.

Собор внутри

Гордостью Миланского собора являются витражи, коллекция которых пополнялась с 1473 года, когда Коллегия нотариусов преподнесла первый экземпляр, до 1988 года, когда благодарные прихожане подарили храму образец, восхваляющий деяния архиепископов Феррари и Шустера.

Первые шесть окон стены правого нефа забрали витражи XV века, которые являются самыми древними в этой базилике.

Среди многочисленных статуй наибольший интерес вызывает фигура святого Варфоломея. Покровитель рыбаков изображен в тот момент, когда с него заживо содрали кожу. Автор скульптуры Марко д´Аграте увековечил свое имя, оставив надпись на постаменте.

Над алтарём собора находится гвоздь, который был привезён с распятья Христа. Находится он в специальном углублении в апсиде. Его привезла в Италию святая Елена. Позднее гвоздь был потерян и обнаружен святым Амвросием в одной из кузниц.

Реликвия достается два раза в год при помощи специального устройства, изобретенного Леонардо да Винчи.

Главная достопримечательность внутри собора – это золотая статуя покровительницы Милана.

К достопримечательностям интерьера надо отнести надгробие Джан Джакомо Медичи. Его создателем долгое время считали Микеланджело Буонаротти, но им оказался Леоне Леони. Кстати говоря, захоронения были убраны из Дуомо в XVI в. по распоряжению Карло Борромео из соображений гигиены.

Ошеломляет статуя христианского мученика св. Варфоломея.

Ежегодно в ноябре – декабре в соборе выставляются квадрони св. Карло Борромео. Это серия живописных полотен на сюжеты из жизни миланского архиепископа, выполненных итальянскими художниками.

В Дуомо находятся два органа, насчитывающие 12300 труб и 180 регистров.

Видео

Архитектурную изысканность и ярко выраженные черты пламенеющей готики наглядно покажет приложенный видео обзор. Смотрите и впечатляйтесь!

Отзывы

Известный во всем мире Миланский собор оказался на много больше, красивее и интереснее чем я себе представляла до этого. На мой взгляд это сооружение обязательное к просмотру путешественников сооружение. Словами не описать, нужно увидеть. Я в восторге.

Прекрасный собор, очень узнаваемый, ажурный символ города. Смотреть – обязательно. Лучше приходить утром, меньше народа.

Безусловно стоит посетить! Подняться на крышу и пройти внутрь собора – потрясает! Мы пришли к 12-12.30 – вполне нормально, лучше раньше, потом слишком много людей. Даже купив билет заранее на сайте, нам пришлось стоять в общей очереди на вход, досмотр вещей и прочее. Если поднимаетесь на крышу – захватите головной убор, солнце печет!

Как добраться

Миланский Собор находится в исторической части Милана, в двух шагах от станции метро Duomo. До этой станции метро можно доехать:

  • по желтой ветке М3
  • по красной ветке М1
  • по зеленой ветке М2 и сделать пересадку на станции Cadorna на красную ветку М1, доехать до станции Duomo.

Полезная информация

  • Адрес: Via Carlo Мария Мартини, 1 – 20122 Милан
  • Официальный сайт: www.duomomilano.it

Часы работы

Понедельник – среда: 09:00-17:00 последний подъем лифта 18:10, чт-вс 09:00-21:00 последний подъем лифта 20:10

Стоимость билета

Вход в Миланский собор с 2015 года стал платным и стоит 2 евро. Причем за 2 евро вы сможете осмотреть собор, посетить Музей Дуомо и церковь Сан Готтардо, расположенную неподалеку. Дети в возрасте до 6 лет смогут посмотреть эти достопримечательности бесплатно.

Стоимость посещения террасы на крыше собора при подъеме наверх на лифте составляет 13 евро для взрослых и 7 евро для детей с 6 до 12 лет, подъем пешком по лестнице – 9 евро для взрослых и 4,50 евро для детей в возрасте с 6 до 12 лет.

Также можно купить комбинированный билет DUOMO PASS, по которому можно осмотреть собор, террасы на крыше, музей Дуомо и археологическую зону. Стоимость этого билета также отличается в зависимости от того, как вы планируете подниматься на террасы:

  • на лифте (DUOMO PASS A) – 15 евро для взрослых и 8 евро для детей с 6 до 12 лет или
  • пешком (DUOMO PASS B) – 11 евро для взрослых и 6 евро для детей с 6 до 12 лет. При этом комбинированный билет действует на одно посещение в течение 72 часов после его валидации.

Билеты без больших очередей можно приобрести в Info Point в соборе или в Museo Duomo, расположенном в Королевском дворце справа от Миланского собора.

Миланский собор — грандиозный результат многовекового строительства

Миланский собор — яркий образец архитектуры эпохи «пламенеющей готики» и самый крупный готический храм в мире. Всей своей колоссальной и торжественной формой он словно воздает хвалу божественному величию. Это один из самых узнаваемых храмов в мире.

Собор находится в самом сердце исторического Милана. По замыслу градостроителей в радиально-кольцевой структуре города миланский кафедральный собор, или Дуомо, как его здесь называют, является местом пересечения всех городских дорог.

История

Готика, столь характерный для средневековой Европы архитектурный стиль, не сразу пришла в Италию. Миланский собор, строительство которого началось в XIV веке, оказался первым зданием в готическом стиле, построенным по эту сторону Альп.

Для возведения храма в Ломбардию специально были приглашены архитекторы из Франции и Германии. Однако изначальный проект собора принадлежит итальянцу, архитектору Орсениго. Совместная работа двух разных строительных школ и создала уникальную и запоминающуюся форму миланского собора.

Строительство храма продолжалось около четырех столетий. Оно прерывалось то из-за недостатка средств, то из-за споров по поводу внешнего вида собора. Постройка была завершена лишь в 1813 году, а работы по украшению храма продолжались вплоть до 60-х годов XX столетия, когда были установлены новые двери.

Важнейшей вехой в истории строительства миланского собора стал 1769 год. Тогда собор увенчал шпиль 106-метровой высоты с 4-метровой бронзовой статуей Мадонны. Правительство в этом же году издало декрет, по которому ни одно здание в Милане не должно возвышаться над статуей Святой Девы. Это правило действует в городе до сих пор.

Неоготический «каменный лес» собора, состоящий из 135 шпилей и придающий уникальность внешнему виду собора, был построен по указу Наполеона. Император, итальянец по происхождению, выбрал Дуомо в качестве места для своей коронации.

Архитектурные особенности

В эпоху пламенеющей готики каждый элемент в строительстве был наполнен особым религиозным смыслом. Так, например, если смотреть сверху, то по форме собор представляет собой католический крест.

Величественность сооружения обусловлена его назначением — представлять собой символ божественного миропорядка.

Фасад здания украшен огромным количеством скульптур. Общее чисто статуй на Дуомо — 3400. Здесь изображены мученики и святые, мифические существа и известные исторические лица. Среди фигур, украшающих собор, можно встретить Наполеона Бонапарта, он помещен наверху одного из неоготических шпилей, построенных по его указу. Также здесь имеется статуя русского князя Владимира Мономаха, принесшего христианство на Русь.

Внешний облик собора, воздушный и неземной, связан с выбором облицовочного материала. Для отделки был взят бело-розовый мрамор из Кандольи. Материал по-разному выглядит в зависимости от времени суток. Кого-то он больше впечатляет на рассвете, а кто-то предпочитает его вид в закатном солнце. Гейне, знаменитый поэт, считал, невозможно вообразить чего-то более мистичного и зачаровывающего, чем миланский собор в лунном свете.

Читайте также  Вислый камень над Волгой и гряземес

Отдельного внимания достойны дождевые ливники, самые старые из которых относятся к самому началу строительства собора. Ливники — традиционные готические элементы в архитектуре соборов, они изображают разнообразных чудищ, с пастей которых стекает вода во время дождя.

Внутреннее убранство

В интерьере собора сочетаются тенденции средневековья и Возрождения. Огромное пространство храма, стрельчатые арки и высокие своды создают атмосферу готического средневековья, в то время как украшения храма выполнены в традиции Ренессанса.

Окна собора богато украшены витражами, изображающими сцены из Священного Писания. Эти витражи создавались и дополнялись на протяжении всего долгого времени строительства собора. Самые древние из них датируются XV-м веком. В соборе находится самый большой храмовый витраж, он расположен в апсиде и построен братьями Бертини в XIX-м веке.

Мраморный пол собора, покрытый тремя видами мрамора, украшен изящным рисунком. Черный, красный и белый камень был специально привезен для строительства из трех разных уголков Италии.

Достопримечательности

Собор хранит большое количество произведений искусства мирового значения, а также важных христианских реликвий. Перечислим некоторые из них, на которые следует обратить особое внимание:

  • Высоко, под самым куполом хранится крупная священная реликвия — гвоздь, которым по легенде был распят Христос. Один раз в год старший епископ Милана поднимается за священным предметом и демонстрирует его посетителям храма.

  • Каждый год в ноябре-декабре в храме располагается обширная выставка картин, посвященных жизни Святого Карло Барромео, почитаемого миланского архиепископа. 54 полотна, созданных специально для Дуомо, описывают жизнь и деяния святого.
  • Среди статуй выделяется установленная в 1562 году скульптура Святого Варфоломея, примечательная тщательностью проработки деталей. Тело святого, принявшего мученическую смерть, изображено лишенным кожи, он держит ее на своих плечах.
  • На южной стороне храма находятся своеобразные солнечные часы, созданные в 1786 году. В своде проделано специальное отверстие, и свет, проходя через него, отражается на латунной полоске с изображениями знаков зодиака. Таким образом, можно зафиксировать момент полудня и текущий месяц.

  • Великолепие скульптурного искусства Возрождения воплощено в мавзолее Джан-Джакомо Медичи, созданном в 1563 году. Мавзолей украшают изящные скульптуры. Долгое время считалось, что автор шедевра сам Микеланджело Буонарроти. Однако исследования, проведенные в XX веке, не подтвердили этого. Мавзолей стал последним захоронением, оставленным внутри храма. После его возведения во избежание возможных эпидемий хоронить умерших в соборе стало запрещено.

Со смотровой площадки собора на крыше открывается прекрасный вид на город. На вершине Дуомо можно сделать красивые фото, полюбоваться кружевом шпилей и находящимися наверху статуями.

Местоположение на карте, время работы и стоимость

Адрес: Piazza del Duomo. Milano, Италия.
Официальный сайт: www.duomomilano.it

Часы работы: с 7:00 до 19:00, вход в храм до 18:45. В субботу и воскресение собор открыт для посещения с 8:30 до 18:00.

Вход — бесплатный. При этом обязательным условием посещения является соблюдение подобающего поведения в церкви и нормальный стиль одежды.

График подъема на террасы:

  • Понедельник — среда: с 9:00 до 19:00.
  • Четверг — воскресенье: с 9:00 до 21:00.

Посещение террас платное, цена — 12 евро. Подъем наверх по лестнице — 7 евро.

На сайте собора можно найти действующую стоимость билетов и возможные изменения в графике работы.

Как добраться?

Доехать до собора проще всего на метро. К станции Дуомо идут первая и третья линии.

Пешком или на лифте? Покоряем Миланский собор

Дуомо Милан, он же Миланский собор или если хотите кафедральный собор в Милане – главный символ самого модного города Италии. Сюда едут, чтобы устроить грандиозный шопинг и посмотреть на легендарный Duomo di Milano. По популярности среди церквей собор Дуомо в Милане уступает только двум: барселонской Саграда-Фамилия и парижскому Нотр-Даму.

Дуомо Милан – единственный в мире католический собор из белого мрамора, второй по размерам итальянский храм после собора Святого Петра, пятый по величине храм всего мира. Вживую он выглядит величественно, поэтому и правда лучше один раз увидеть. Хотя бы разочек! Авиабилеты в Милан ищите на https://ifly.ua.

Фотографии, даже самые искусные, не могут передать все великолепие храма. Ежегодно полюбоваться на Миланский собор приезжают сотни тысяч человек. Кафедральный собор Дуомо в Милане уникален, и это не преувеличение. Постараюсь убедить вас посетить храм, расскажу об истории и современности Дуомо, самых интересных местах и объектах в храме. В конце статьи приведена полезная информация: время работы, цены на билетах, способы добраться до символа Милана.

  1. История Миланского собора
  2. Собор Дуомо в наши дни
  3. Самые интересные места и объекты Дуомо
  4. Мавзолей Джан-Джакомо Медичи
  5. Раскопки и баптистерий Святого Стефана
  6. Гвоздь из креста Иисуса Христа
  7. Статуя святого Варфоломея
  8. Обзорная площадка на крыше
  9. Музей Дуомо
  10. Церковь Благовещения святой Марии
  11. Полезная для посещения Дуомо информация
  12. Стоимость обычных входных билетов
  13. Стоимость комплексных билетов

История Миланского собора

Первые блоки в основание храма заложили в 1386 году. Но и до этого на современной Пьяцца дель Дуомо в Милане стояли святилища и базилики:

  • VII век до н. э. – кельтское капище, посвященное языческим богам.
  • I век до н. э. – римский храм Минервы в Медиолануме.
  • IV век – церковь Санта-Текла или церковь Святой Феклы.
  • VII век – базилика Санта Мария Маджоре, посвященная Богородице.

В XIV веке при власти Джан Галеаццо Висконти в Милане начали строить грандиозный собор. Церковь Богородицы снесли, а для постройки готического храма пригласили мастеров из Германии и Франции. Главным автором проекта Дуомо Милан стал итальянец Симоне де Орсениго. Вплоть до 1470 года строительство шло медленно, денег не хватало, а архитекторы часто менялись.

Спустя столетие после начала работ проектом занялся Джунифорте Солари. Помогать себе он позвал не абы кого, а мастеров Браманте и Леонардо – да, того самого да Винчи. Консультанты посоветовали разбавить готический стиль элементами Возрождения, так появился главный купол. Собор Дуомо окончательно освятил Карло Борромео в 1572 году – похоронили будущего святого здесь же.

Современный облик храм получил только к XIX веку. В 1769 году на здании появился главный его символ – шпиль высотой 106 метров с четырехметровой статуей Мадонны. По указу властей ни одно здание не должно заслонять статую, поэтому на небоскребе «Пирелли» стоит ее точная копия. Собор Дуомо в Милане заканчивали при Наполеоне, в 1813 году на фасаде появился знаменитый лес из 135 мраморных игл.

Собор Дуомо в наши дни

Окончательную отделку собора закончили в 1960-х годах. В 2009 году власти Милана провели реставрацию, так что собор выглядит впечатляюще. Снаружи заметнее всего сотни каменных шпилей на фасаде. На иглах и стенах стоит 2300 статуй, еще 1100 находится внутри Миланского собора. В интерьере больше всего поражает лес из колонн, их тут 52. Колонны уходят вверх к сводчатому готическому потолку.

Расскажу, что обязательно стоит посмотреть в Дуомо.

Самые интересные места и объекты Дуомо

Сам по себе собор уже впечатляет, как снаружи, так и внутри. Легко потеряться, поэтому я подготовил список самых интересных мест. Вход внутрь собора стоит 3 евро, но о ценах подробнее читайте в конце.

Мавзолей Джан-Джакомо Медичи

Внутри католических соборов часто хоронили умерших – влиятельных особ своего времени. Карл Борромео в конце XVI века повелел убрать из Дуомо все захоронения, чтоб не распространять чуму. Джан-Джакомо Медичи стал последним, кого похоронили и оставили внутри Дуомо (Милан).

Мавзолей маркиза из семейства Медичи до XX века считали работой Микеланджело. На самом деле построил его Леоне Леони, лидер итальянского маньеризма. Под мавзолеем находится крипта и самого Карла Борромео – здесь лежат мощи святого, открывшего храм в 1572 году.

Раскопки и баптистерий Святого Стефана

Под собором находятся подвальные помещения и катакомбы. Они остались со времен церкви Богородицы, которую снесли для постройки храма. Внизу проводят археологические раскопки, а на уже расчищенном месте стоит баптистерий Святого Стефана. Миланский собор Дуомо предлагает посмотреть на собранные сокровища в баптистерии – это бесплатно. Но вход на действующие раскопки стоит 7 евро.

Гвоздь из креста Иисуса Христа

В главном зале собора над алтарем вы наверняка заметите красную точку. Она отмечает место хранения гвоздя – одного из распятия Иисуса Христа. Находится реликвия на высоте 45 метров в контейнере под куполом. Ежегодно 14 сентября собор Дуомо празднует Воздвижение. В этот день епископ поднимается к гвоздю на особом лифте в виде облака, спускает его вниз и обходит весь собор для освящения.

Статуя святого Варфоломея

Справа от алтаря стоит статуя одного из апостолов Христа – святого Варфоломея. По преданию, с мученика заживо содрали кожу инквизиторы. Автор статуи – Марко д’Аграте – создал творение в 1562 году. Получилось у него мастерски, на теле святого виден каждый мускул. То, что кажется сначала плащом на плечах Варфоломея, на самом деле является его собственной кожей!

Обзорная площадка на крыше

Когда с осмотром внутренних помещений собора вы закончили, советую подняться на крышу. С террасы открывается интересный вид на собор Дуомо в Милане и сам город в обрамлении мраморных игл на фасаде здания. Подняться наверх можно за 9 евро пешком по винтовой лестнице, она находится у северной стены. За 13 евро можно прокатиться на лифте, который стоит около апсиды.

Музей Дуомо

В стоимость входного билета в собор – 3 евро – входит и посещение музея Дуомо. Он находится рядом с главным входом, справа. В музее в 26 залах собраны картины, витражи, драгоценности, модели собора за всю его историю с 1386 года. Вместе с музеем можно зайти и в церковь святого Годегарда. Она находится к югу от Пьяцца дель Дуомо и интересна колокольней с первыми механическими часами в Милане.

Церковь Благовещения святой Марии

Сразу за главным храмом находится еще одна небольшая церковь. Она посвящена Богородице, а стоит на месте бывшего кладбища Дуомо Милан. Построена церковь в стиле барокко, внутри есть орган и под него регулярно проводят богослужения. Зайти можно бесплатно, с мессы вас никто не выгонит. Неплохая возможность послушать орган в Милане – обычно за это берут деньги.

Полезная для посещения Дуомо информация

Официальный сайт собора: duomomilano.it (есть версия на английском языке). Информацию, приведенную ниже, на всякий случай советую проверять и на сайте. Я вношу изменения, если изменилось время работы или стоимость билета, но не всегда это получается делать оперативно.

Время работы главного собора, музея и других достопримечательностей:

  • Собор Дуомо: ежедневно с 8:00 до 19:00 (касса закрывается в 18:00), кроме 25 декабря, 1 января и 1 мая.
  • Мавзолей Джан-Джакомо Медичи и крипта святого Карла: понедельник—пятница – с 11:00 до 17:30, суббота – с 11:00 до 17:00, воскресенье – с 13:30 до 15:30.
  • Баптистерий Святого Стефана: ежедневно с 9:00 до 18:00.
  • Раскопки под баптистерием: ежедневно с 9:00 до 19:00.
  • Обзорная площадка на крыше: ежедневно с 9:00 до 19:00.
  • Музей Дуомо: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
  • Церковь святого Годегарда: каждый день, кроме среды с 10:00 до 18:00.
  • Церковь Благовещения святой Марии: ежедневно с 9:00 до 18:00.

Стоимость обычных входных билетов

  1. Собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда: 3 евро для взрослых, 2 евро для детей 6-12 лет, школьных и паломнических групп. В соборе по этому билету можно осмотреть мавзолей Джан-Джакомо Медичи, крипту святого Карла, баптистерий святого Стефана. В музее в стоимость входят все залы.
  2. Раскопки под баптистерием Святого Стефана: 7 евро для взрослых, 3 евро для посетителей младше 26 лет, школьных и паломнических групп. Это расширенная версия первого пункта, то есть сюда уже входит входной билет в сам собор, музей Дуомо и церковь святого Годегарда.
  3. Обзорная площадка на крыше: пешком – 9 евро для взрослых и 4,5 евро для детей, на лифте – 13 евро для взрослых и 7 евро для детей.

Бесплатно попасть в собор могут дети до 6 лет, люди с ограниченными возможностями, военнослужащие в униформе, гиды туристических групп.

Стоимость комплексных билетов

  1. Пропуск в Дуомо А (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку на лифте): 16 евро для взрослых и 8 евро для детей.
  2. Пропуск в Дуомо Б (собор, музей Дуомо, церковь святого Годегарда и подъем обзорную площадку пешком): 12 евро для взрослых и 6 евро для детей.

Комплексные билеты удобны тем, что действуют 72 часа. То есть можно в один день сходить в собор и подняться на обзорную площадку, а в другой – вернуться на площадь и зайти в музей.

Попасть в кафедральный собор Дуомо в Милане проще простого. Он находится в самом центре города, в зоне 1, где сходятся все пути транспорта:

  • Метро: остановка «Дуомо» по красной линии M1 и желтой линии M2.
  • Трамвай: остановка «Пьяцца Фонтана» маршрута №15, остановка «Виа Торино» маршрутов №2 и №14, остановка «Виа Маццини» маршрутов №16, №24 и №27.
Читайте также  25 лучших домов отдыха для настоящих интровертов

Дуомо Милан на карте

Не забудьте прочитать про мой маршрут по Италии из Милана. Также есть большая статья – путеводитель по Милану.

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Ведете Инстаграм или любой блог с фото? Снимаете на iPhone? Вам нужен мой пакет пресетов для обработки фото. Летняя акция!

Наши приключения в формате #двоевтачкенеесчитаясобачки — подписывайтесь на Youtube-канал.

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Миланский собор (итал. Duomo di Milano)

Миланский кафедральный собор — беломраморное здание в позднеготическом стиле, украшающее историческую часть города. Очертания его шпилей, словно пронзающих небо, пики колонн, многочисленных башенок и скульптур, искусно объединённые в монументальную композицию, известны каждому профессиональному путешественнику.

Собор, посвящённый Рождеству Девы Марии, или Дуомо, как называют его сами итальянцы, — настоящий символ Милана, по величине и вместимости он уступает всего двум европейским готическим храмам: севильскому кафедральному и ватиканскому (Святого Петра).

Своеобразным рекордсменом является он и по срокам строительства. Начатые в 1386 году работы окончательно завершились лишь в XХ веке (1965-й). Промежуточный этап, когда Наполеон утвердил проект фасадной части, приказал закончить оформление и открыть двери для прихожан, приходится на начало XIX века.

Таким образом, в судьбе храма приняли участи сразу несколько исторических личностей: Джан Галеаццо Висконти, во время правления которого произошла закладка первых блоков; Карло Амати — архитектор, разработавший дизайн внешней отделки собора; французский император Наполеон I Бонапарт и другие.

История возведения, XII—XV вв.

Во второй половине XII века власти города Милана решили всерьёз взяться за обустройство города, чтобы избавить его от следов сражений за территории, разворачивавшихся здесь не один век и оставивших после себя огромное количество разрушений. Едва ли не первым пунктом плана предписывалось очистить Соборную площадь от руин старинной зимней базилики и заложить на её месте основание для нового здания — большого, прочного и красивого.

Первый камень собора Рождества Девы Марии был установлен по распоряжению Антонио де Салуззи, миланского архиепископа, в 1386 году. Тогда же был утверждён и план строительства, но из-за грандиозности замысла его первичная реализация затянулась почти на три века и потребовала ряда кардинальных изменений. В конечном итоге, согласно обновлённому проекту, площадь постройки была увеличена, что потребовало сноса и второй — летней — базилики на площади.

Руководителем работ по воплощению проекта в жизнь был назначен зодчий Симоне де Орсениго. В качестве исполнителей под его началом трудились лучшие мастера Ломбардии. Для того чтобы хоть немного удешевить смету, при возведении каркаса использовались не новые материалы, а оставшиеся после сноса других построек, но обязательно в хорошем состоянии. На внешней же отделке было решено не экономить: архиепископ лично выбрал мраморную породу молочно-розового цвета и подписал все бумаги о её доставке из карьера в Пьемонте.

Процесс возведения собора — из-за масштабности задумки, её сложной и многовековой реализации — постепенно превратился для жителей Милана в некое общее дело, задачу, объединяющую и церковь, и государство, и простой народ. В XV веке глава города Джан Галеаццо Висконти, заметив эту положительную для укрепления итальянской монархии тенденцию, взял работы под личный контроль.

Параллельно в отношении глобальной стройки были введены и специфические послабления со стороны государства. В частности, материалы, предназначенные к доставке на площадку, снабжались маркировкой AUF («для целей строительства») и не облагались налогами.

Смешение архитектурных стилей и математика

Несмотря на то что собор Рождества Девы Марии выглядит гармонично и целостно, в его конструктивном исполнении и оформлении смешалось множество дизайнерских приёмов. Поскольку строительством в разное время руководили разные зодчие, каждый из них привнёс в образ Дуомо что-то своё, и изначально задуманное как здание с тремя нефами, в итоге оно стало пятинефным и получило декоративные элементы из разных течений готического стиля.

Чтобы монументальное строение было не только красивым, но и устойчивым и крепким, архитекторам помогали математики и инженеры. Так, Габриэле Сторналоко подсчитал оптимальную высоту для нефа по центру (не более 45 метров) и вывел идеальное расположение боковых нефов — плавно спускающееся книзу. А Жан Миньо разработал особую систему доставки тяжёлых стройматериалов на высоту.

Благодаря помощи государства и покровительству Джана Галеаццо Висконти к середине XV века Дуомо был завершён практически наполовину, в том числе в нём установили и освятили главный алтарь. Но из-за начавшихся проблем с финансированием и обострения политической обстановки в Италии последующие работы оказались замороженными на 40 лет.

История возведения, XVI—XVII вв.

XVI век в истории собора ознаменован завершением строительства его купольной части. Шпиль в виде стрелы (зодчий — Джульетто дель Амадео) снаружи и четыре ряда скульптурных фигур, изображающих святых и мучеников католической веры, сформировали поистине грандиозный, но гармоничный ансамбль в стиле ренессанса.

Наступивший вскоре период испанского господства (середина XVI века) затронул и «миланский долгострой». Так, новое правительство посчитало, что для открытия Дуомо не обязательно дожидаться окончания всех работ и главное — завершить основные этапы внутренней отделки.

Выделенных властями денег хватило на оборудование ряда алтарных пилястр, установку центрального органа, изваяния святого Варфоломея и огромного подсвечника. На этом финансирование завершилось, и двери храма для простых прихожан так и остались закрытыми. Совершать религиозные обряды в его стенах разрешалось, но лишь по особым поводам.

В конце XVI века архиепископом Милана был избран Карл Борромео, который решил вернуть судьбу собора Рождества Девы Марии в руки итальянцев и поставил во главе строительства Пеллегрино Пеллегрини. По замыслу кардинала, внешний и внутренний облик здания должны были претерпеть ряд изменений, освободиться от влияния зарубежных стилей архитектуры и несколько смягчиться, приобретя черты ренессанса.

В 1577 году после ряда интерьерных преобразований, несмотря на то что общий строительный прогресс был по-прежнему далёк от завершения, Карл Борромео провёл церемонию освящения кафедрального собора. Вплоть до XVII столетия «ренессансный настрой», заложенный архиепископом, продолжал воплощаться в отделке Дуомо. Так продолжалось до смены главного зодчего, который в итоге вернул храму исторический — готический — облик.

Внешний облик миланского собора

Пресвятая Дева Мария — покровительница города, и именно поэтому главный собор назван в её честь. Центральная фигура святой размещена на вершине 102-метрового шпиля и прибавляет всей конструкции дополнительные четыре метра высоты. Золотое сияние статуи видно из любой точки Милана.

Монументальность, красота и величие Дуомо покорили сердце самого Наполеона Бонапарта, и он выбрал его в качестве площадки для своей коронации. На то, чтобы подготовить собор к столь важному празднику, потребовалось 7 лет. В обновлённом стиле органично сплелись поздняя и неоготика, и в конце мая 1805 года император торжественно взошёл на трон под мраморными сводами. Это событие также ознаменовалось установкой статуи полководца на одном из шпилей.

Завершение всех основных строительных этапов и официальное открытие собора состоялись только в XX столетии — в 1965-м, тогда же он впервые за свою долгую историю начал функционировать и принимать прихожан в полную силу. Окончательные работы по реконструкции закончились в 2009 году.

Сегодня собор Рождества Девы Марии — грандиозный памятник архитектуры и настоящий символ города Милана, вмещающий около 40 000 человек. Кроме религиозных событий, здесь регулярно проходят музыкальные концерты и другие важные для культурной жизни города мероприятия.

Кафедральный собор Милана с высоты и с земли

Форма церкви, если смотреть на неё сверху, — крестообразная: длина вертикальной линии составляет 158 м, горизонтальной — 92 м. Суммарная высота здания вместе со шпилем и статуей Девы Марии — 106 м. Однако настоящая красота Дуомо открывается с земли, при постепенном приближении к мраморному гиганту.

Так, сначала видны лишь белоснежные очертания и остроконечные силуэты колонн, затем становятся заметны отдельные элементы отделки, когда же габариты собора поглощают зрителя полностью, взгляду постепенно открываются все извивы позднеготической лепнины и чудеса оформления каждого из 135 шпилей.

Поражает и общее количество задействованных в декоре храма статуй — их насчитывается 3 400. По сюжетам и образам, запечатлённым в изваяниях, можно проследить историю Дуомо в целом и средневековой архитектуры в частности. Так, здесь есть изображения почти всех ключевых персонажей библии, мучеников и святых, разбавляют «компанию» Муссолини и прообраз американского символа свободы, а охраняют всю композицию многочисленные химеры и горгульи.

Ещё одна удивительная особенность здания — оно меняет оттенок своих стен в зависимости от времени суток и погоды. Молочно-розовый мрамор по-разному выглядит на рассвете и закате, в дождливую погоду и на ярком солнце. Немецкий же поэт Генрих Гейне писал, что особенно очарователен главный собор Милана при свете луны.

Интересные факты и чудеса Дуомо

Переступая порог кафедрального собора, словно оказываешься в другом мире — который не трогают суета и мирские заботы, где время словно застыло в приглушённых отсветах разноцветных витражей, под сводами всегда царит прохлада, а атмосфера пропитана умиротворением и величественным спокойствием.

Центральное место храма занимает алтарь, а над ним, в подкупольном пространстве, хранится бесценная реликвия — гвоздь с того самого креста, на котором распяли Иисуса Христа. По преданию, святыня была подарена архиепископу Амвросию Медиоланскому императором Феодосием Великим, а он в свою очередь унаследовал её от своих предков.

Каждый год на праздник Воздвижения Креста Господня реликвию спускают вниз и у посетителей собора появляется возможность взглянуть на неё вблизи. Сначала она выставляется на всеобщее обозрение, на следующий день её проносят через весь храм, а ещё через день снова поднимают под купол. Все церемонии проходят очень торжественно, сопровождаются молитвами и песнопениями.

Если обратить внимание на пол Дуомо, в глаза бросается полоса из металла, проходящая через всё здание, начиная от самого входа. Вдоль неё нанесена разметка с рядом символов, чисел и изображений зодиакальных знаков. Это — солнечные часы-меридиан, установленные здесь в XVIII веке. С их помощью можно безошибочно определить, когда наступает полдень и какое созвездие покровительствует текущему месяцу.

Кроме этого, в процессе своей эксплуатации чудо-устройство оказалось полезным и с ещё одной, совершенно неожиданной стороны. В XX его показания начали регулярно сбиваться, и так специалисты поняли, что фундаментная основа здания пришла в движение и стала проседать. Были приняты соответствующие меры, сегодня целостности храма ничего не угрожает, а за часами ведётся пристальное наблюдение.

Посетив собор Рождества Девы Марии, можно увидеть и мемориальные захоронения известных деятелей прошлых эпох. В частности, в тумбе из камня с причудливым крестообразным орнаментом покоится тело архиепископа Альберто де Интимьяно, саркофаги образца XIV века хранят останки архиепископов Оттоне и Джованни Висконти.

Здесь же возведён и мавзолей Джана Джакомо Медичи, чьё убранство поражает великолепием и искусностью отделки. Статуи и колонны изготовлены на таком уровне профессионализма, что долгое время создателем комплекса считали самого Микеланджело. В XX веке после ряда экспертиз было установлено, что автор этого архитектурного чуда — Леоне Леони — талантливый скульптор и золотых дел мастер Италии, живший в XIV столетии.

Мемориал Медичи — захоронение внутри собора, сооружённое под его сводами одним из последних. С конца XVI века останки умерших, вне зависимости от заслуг и знатности человека при жизни, в стенах храма хоронить запретили. Причина — чтобы избежать распространения эпидемий, в том числе чумных, среди прихожан и служителей.

Обязательно следует побывать в миланском соборе осенью и в начале зимы. Каждый год с ноября по декабрь здесь проходит традиционная выставка, посвящённая Карлу Борромео. В экспозицию входят 54 картины, сюжеты которых изображают разные стороны жизни святого реформатора католической церкви. Полотна написаны известными художниками Италии XVII века специально для Дуомо.

В качестве отдельной достопримечательности нужно отметить и обзорную площадку, обустроенную на крыше собора, а точнее открывающийся с неё вид. Посетить этот «уголок» храма стоит обязательно, тем более что подниматься по лестницам не придётся. В здании функционирует лифт, который быстро довезёт до самого верха. Оказавшись на крыше, можно не только насладиться панорамой Милана, но и поближе рассмотреть элементы мраморной отделки Дуомо и сделать отличные фотографии.

Найти собор Рождества Девы Марии в Милане не составит труда: кроме чисто визуального ориентирования на шпиль на Соборной площади (Piazza Duomo), следует запомнить, что сюда ведут первая и третья линии метрополитена. Нужная станция носит одноимённое название — Duomo.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: