Монастыри и храмы… монастырь святого Антония - KRINTEL.RU

Монастыри и храмы… монастырь святого Антония

Антониев монастырь: чужой в стране чужих

Чужой среди своих и наоборот

Среди множества реликвий веры в Новгороде есть для меня одно место очень личной истории. Место, которое создано человеком с судьбой, возможно, схожей с моей. Человеком, который был чужим среди своих, а потом долго и уверенно становился своим среди чужих. И пусть он переехал в православный Новгород из католической Италии (которая, конечно, тогда еще не была Италией), а я – из ставшей украинской Одессы в Москву – и совсем не по религиозным причинам (хотя любовь сродни религии, наверное)… И тем не менее, мы оба – эмигранты из становящейся чуждой культурной среды в ту, которую считаешь своей.

Поэтому я всегда, когда приезжаю в Новгород Великий, стараюсь бывать на этом месте, где некогда причалил к берегу камень с приплывшим из Рима Антонием. И поныне здесь стоит основанный им монастырь с древним храмом XII века.

Как мы все знаем, самый древний храм Великого Новгорода – это Софийский собор. Его построил сын Ярослава Мудрого Владимир в 1045-1050 годах. Но затем каменные храмы в Новгороде не появлялись целых полвека. До самого начала XII столетия. А потом – всего за два десятка лет – растянувшийся вдоль Волхова город – оказался обрамлен сразу четырьмя мощными храмами.

Первым на Городище, резиденции князей, месте более древнем, чем сам Новгород, в 1101 году встал храм Благовещения (да-да, тот самый, на раскопках которого недавно обнаружили множество фрагментов фресок). Затем, в 1113 году, на Ярославовом Дворище – пятиглавый храм Николы, и уже в конце второго десятилетия Новгород украсили два монастыря – сверху и снизу по течению. Юрьев и Антониев, с величественными храмами о трех главах.

Рождественский храм Антониева монастыря построен человеком, бывшим чужим у себя на родине и не сразу ставшим своим в Новгороде. Святым, житие которого пестрит вроде бы совсем нереальными чудесами – но, тем не менее, реальным человеком, оставившим нам свой автограф.

Наскальное плавание

«Официальная» дата основания монастыря – 1106 год. Некий Антоний Римлянин, православный христианин из Рима, был вынужден бежать от гонений католиков. Житие Антония сообщает нам, что будущий игумен обители молился, стоя на прибрежной скале, которую оторвало от берега и повело по морю – до самого Новгорода. Такое вот наскальное плавание вокруг Европы.

Выбросило его на берег Волхова, где гонимый монах очнулся под звуки колокола, созывающего верующих на богослужение в честь Рождества Богородицы. Поэтому стало понятно, и где монастырь во свое чудесное спасение заложить, и какое посвящение ему дать. Интересно, что камень, на котором приплыл Антоний, сейчас лежит на паперти собора Рождества Богородицы; правда, совершенно неизвестно, где этот камень плавал 400 лет, его только в середине XVI в. обнаружил один из игуменов монастыря.

С деньгами всё тоже оказалось просто. Отплывая из Рима, святой запустил в море бочку со своими сокровищами, которая исправно добралась до Новгорода, где ее выловили рыбаки и, что самое интересное, честно отдали находку хозяину. На эти деньги и построили храм. Но – не сразу.

Реальный Римлянин

Судьба святого Антония не менее интересна. Его благословил на создание монастыря епископ Никита, умерший в 1109 г., а рукоположил в игумены владыка Нифонт, пришедший на новгородскую кафедру из Киева в 1131 г. Более 20 лет Антония не ставили во главе созданного им монастыря, поскольку был против новгородский владыка, Иоанн Попьян, пришедший на кафедру после Никиты, один из самых загадочных церковных деятелей Новгорода.

Самое удивительное – это совсем не помешало Антонию выстроить большой храм (на что требовались немалые деньги – бочка-то с сокровищами, напомним, существовала только в легендах), расписать его, затем построить трапезную церковь и вести активную монастырскую жизнь. Вероятно, помог князь и его строительная артель, строившая храм Николы. Ну и, видимо, в Новгороде Антоний поначалу считался чужим. Только после смерти Иоанна Попьяна, который активно проводил политику автономности Новгорода от Киева, Антоний официально стал игуменом.

Кстати, вопрос о реальности Антония перед историками вообще не стоит.

Существует два автографа святого – духовная и купчая, причем современная наука склоняется к тому, что духовная Антония – подлинник и написана до 1131 г.; купчая – тоже подлинник, но написана в 1354-1357 гг. и отнесена к Антонию по заблуждению, связанному с тем, что обе грамоты в XVI в. объединили в единый переплет.

Современные историки Новгорода и Церкви полагают, что Антоний был одним из «внутренних миссионеров» Киево-Печерской лавры, которая старалась поддерживать контроль Киева над Новгородом, и, возможно, именно Киев дал деньги на монастырское строительство. И именно поэтому рукоположение Антония стало одним из первых деяний выходца из Киева – Нифонта.

Впрочем, даже историки не отказывают Антонию в иноземстве. Как полагают, он был родом из итальянской Калабрии, населенной греками и относившейся в XI-XII вв. к Византийской империи, за что и получил прозвище Римлянин. Так что перед нами – один из важнейших этапов русско-итальянских связей, приведших потом к расцвету московской архитектуры в XV-XVII веках.

Изуродованные фрески

Фрески на южной стене. Рождественские волхвы

Сам храм тоже необычен. Несмотря на то, что, судя по всему, его строили те же мастера, что и Благовещенский, и Никольский соборы, мастера, присланные новгородскому князю Мстиславу его отцом Владимиром Мономахом (кстати, Мстислав – сын английской принцессы Гиты и внук английского короля Гаральда II, в Европе его тоже знали под именем Гаральд), храм строили по-иному.

Недавние исследования показали, что сначала (в 1117-1119 гг.) построили четырехстолпный храм, а потом, практически сразу после завершения работ (1119-1125), пристроили еще и нартекс (от греческого «ларчик» – западная часть храма, где во время литургии могут находиться не православные люди). Нартекс содержал в себе с северо-запада круглую лестничную башню, которую венчала тяжелая глава, для симметрии уравновешенная юго-западной третьей главой.

Сейчас в алтарной части храма расчищены фрагменты фресок, созданных в 1125 г. Фрески показывают выдающееся мастерство артели художников: фигуры изображены в сложных поворотах, очень реалистично. Увы, также эти фрески – горький упрек Церкви: некоторые из них были изуродованы по повелению монастырского руководства. Когда фрески потускнели, их заштукатурили, предварительно вырубив прямо по живописи, по ликам святых насечки – чтобы держались лучше.

В 1944 г., при проведении работ по укреплению древней штукатурки, в башне собора была открыта уникальная светская роспись XII в. (напомним, что и в одном из древнейших храмов на Руси, в Софии Киевской, светские фрески тоже расположены в лестничных башнях, ведущих на хоры – место молитвы знатных верующих). Стенопись исполнена красно-коричневой охрой без каких-либо теней и нанесена на розовато-кремовую, хорошо отполированную поверхность. В Антониевском соборе рисунки расположены достаточно бессистемно, и трудно понять, что задумано автором в целом, и задумано ли. Где-то лев изображен, где-то – существо, похожее на китовраса (кентавра).

В любом случае эти рисунки представляют исключительный интерес: ведь именно в башне, в одной из ниш-келий, сделанных прямо в стене, провел свои последние годы сам Антоний.

Сейчас монастырский комплекс включает помимо Рождественского собора с его поздними пристройками монастырскую стену с проездными арками, Настоятельский и Казначейский корпуса (XVII-XIX вв.), церковь Сретения с трапезной (XVI в.). Во дворе монастыря играют в футбол студенты.

Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

Антониево-Сийский монастырь заслуженно считается одним из наиболее крупных и известных в Архангельской области. Расположенный в Холмогорском районе, он привлекает внимание не только верующих, но и путешественников, желающих познакомиться с историей родного края, а также побыть в месте столь уединенном и живописном.

Считается, что монастырь долгое время был центром культурной, духовной и даже экономической жизни северной части России. Здесь останавливались многие исторические личности, а также активно развивалась рукописная школа, часть из трудов которой в настоящее время хранят крупнейшие архивы нашей страны. Не может ускользнуть от внимания и огромный библиотечный фонд, сформировавшийся в течение долгой жизни монастыря. Стоит также отметить, что именно здесь был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В настоящее время к местным святыням организуется паломничество. Помимо участия в храмовом богослужении, паломники смогут посетить места подвигов основателя обители Антония. Также на территории монастыря расположены ферма, конюшня, теплицы, пекарня и даже столярная мастерская, в деятельности которых совершающие паломничество могут принять участие.

Читайте также  Потрясающие закаты в разных уголках планеты Земля

Библиотека Антониево-Сийского монастыря

Особое внимание следует уделить библиотеке монастыря, которая формировалась в течение нескольких веков. Прежде всего, стоит отметить, что она включала в себя самое большое собрание рукописных и печатных книг на Русском Севере после Соловецкой обители. Здесь можно было найти библейские и богослужебные книги, творения отцов и учителей церкви, житейную литературу, памятники церковного права и полемики, а также учебники по космографии, географии, языкознанию и даже искусству. Кроме того, любителей истории заинтересует тот факт, что библиотека пополнялась известными историческими личностями. Среди них можно выделить Ивана Грозного, благодаря которому в Антониево-Сийском монастыре появилось Евангелие от Луки с толкованием Феофилакта Болгарского.

В ХХ веке весь архив был передан в Архангельское древлехранилище, а в настоящее время фондодержателями многих рукописных трудов являются Библиотека Академии наук, Российская национальная библиотека и Российская государственная библиотека.

Лишь мачая часть книг, в том числе и современных, доступна для скачивания на официальном сайте. Помимо духовного чтения, все желающие также могут ознакомиться с несколькими изданиями о монастыре.

История создания

Монастырь был основан в 1520 г. преподобным Русской церкви Антонием Сийским, обосновавшимся на этом тогда еще пустынном месте с разрешения великого князя владимирского и московского Василия III. Носивший в миру имя Андрей, основатель стал первым игуменом Сийской обители и затем в 1579 г. был причислен к лику святых.

Спустя несколько десятков лет после возведения первой часовни, в 1587 г., пришла первая грамота на возведение в этой части полуострова каменного собора, строительство которого растянулось на целых четыре царствования — храм был полностью готов только спустя 20 лет. В этот же временной период (1601—1605 гг.) на территории монастыря пребывал в заключении боярин Федор Никитич Романов, сын которого впоследствии стал первым царем из династии Романовых, поэтому место привлекает не только верующих, но и историков с разных уголков России.

Интересно, что к обители Антониево-Сийского монастыря до 1613 г. относился Ивановский Емецкий монастырь, который располагался в Холмогорском уезде в 180 км от Архангельска вплоть до его полного уничтожения князем Пронским, опасавшимся вторжений польских войск.

Сийский монастырь в допетровское время являлся одним из крупнейших духовных центров Русского Севера. В его книжном собрании были представлены такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI в., а также иллюстрированные святцы. В послереволюционный период, однако, рукописи были изъяты у монахов и перевезены в Архангельский областной архив, а в 1958 и 1966 гг. были переданы в Российский государственный архив древних актов в Москве.

Стоит также отметить, что в 1730 г. в монастыре останавливался первый крупный русский естествоиспытатель Михайло Ломоносов, которому был подарен тулуп, чтобы скрасить долгий путь в Москву.

В 1923 г. Антониево-Сийский монастырь был закрыт постановлением местного управления. Территория же была использована для нужд колхоза, а также в качестве зоны отдыха работников лесной промышленности, дома для детей-инвалидов и дома престарелых. В 1970-х гг. здесь разместился пионерский лагерь «Автомобилист».

В 1992 г. монастырь был официально передан Русской православной церкви, и вскоре началось восстановление святой обители.

Подворье Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь включает в себя несколько архитектурных памятников. Основным является четырехстолпный пятиглавый Троицкий собор, который был заложен в 1589 г., а достроен лишь в 1606. Храм сочетает в себе элементы новгородского и московского зодчества: своды в невысоких арках, аркатурные звенья, широкий антаблемент, расположенный под закомарами. Невооруженным глазом легко определить, что средняя глава значительно доминирует над остальными. Спустя примерно сотню лет после постройки собор перекрыли на четыре ската и изменили форму его центральной главы.

Вторым объектом является шатровая Благовещенская церковь, которая была заложена в 1638 г. с трапезной и келарской палатами. Строительство церкви заняло около пяти лет. Интересным является тот факт, что новое построение было возведено на месте ранее существовавшего деревянного храма и во многом повторяет его архитектуру. Об этом свидетельствует наличие элементов деревянного храмового зодчества. Например, высокий шатер на небольшом восьмигранном построении, двухчастный алтарь, а также две маленькие главки над престолами, которые впоследствии были утрачены.

Позднее, в период с 1661 по 1687 год, были также построены Святые врата, являющиеся главным входом в монастырь, и Сергиевская церковь с двухэтажными кельями. Целиком все основные строительные работы завершились только к 1699 г.

Как добраться до Антониево-Сийского монастыря

Антониево-Сийский монастырь расположен в 160 км от Архангельска и в 27 км от посёлка Брин-Наволок. Его точные координаты на карте — 63.552697, 41.555699. Добраться до монастыря можно как на личном автомобиле, так и на автобусе. Стоит отметить, что от остановки общественного транспорта до пункта назначения придётся пройти пешком еще около 8 км. От автовокзала Архангельска до остановки «Сия», которая является ближайшей к монастырю, следуют автобусы № 520 (Архангельск — Каргополь), № 503 (Архангельск — Емецк), № 505 (Архангельск — Вельск) и № 511 (Архангельск — Котлас).

Чтобы доехать до Антониево-Сийского монастыря на личном автомобиле, для начала нужно выехать через Северодвинский мост на трассу М-8 «Архангельск-Москва». Затем следовать по нему через село Брин-Наволок до 151 км и свернуть по указателю «Антониево-Сийский монастырь» направо. В целом дорога из Архангельска займет около двух часов.

Антониево-Сийский монастырь на панораме Google-карт

Антониево-Сийский монастырь на видео

Unsupported Browser

Монастырь св. Антония Чудотворца

17 сентября (пятница) — во Францисканском Ордене праздник наделения Стигматами св. Франциска.

Святая Месса с Вечерней в 18.30.

Святой Мессы в 7.30 не будет.

Монастырь св. Антония Чудотворца

ОБЪЯВЛЕНИЯ
на 12 сентября 2021 г.
XXIV РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

1.14 сентября (вторник) – праздник Воздвижения Креста Господня. Святая Месса с Вечерней в 18.30.

Монастырь св. Антония Чудотворца

Сегодня 8-я годовщина освящения нашего храма. Давайте вспомним, как это было.

Освящение храма святого Антония Чудотворца в С-Петербурге

Монастырь св. Антония Чудотворца

ОБЪЯВЛЕНИЯ
на 5 сентября 2021 г.
XXIII РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

1. Сегодня в завершение Святой Мессы будет благословение школьников, студентов и преподавателей, а.

Монастырь св. Антония Чудотворца

ОБЪЯВЛЕНИЯ на 29 августа 2021 г.
XXII РЯДОВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

1. В храме св. Антония Чудотворца в августе Святые Мессы будут:
— в воскресенье 29 августа Святая.

Монастырь Св. Антония в Египте

Монастырь Св. Антония Великого в Египте — старейший в стране. Более того, после монастыря Св. Екатерины в Синае, он самый крупный по территории, занимаемой монастырскими и храмовыми комплексами, — около 7 га. Кроме всего прочего, обитель эта очень почитается христианами Египта, именно здесь все они собираются для того, чтобы отпраздновать Пасху — Воскресение Господне. Ведь, как известно, преподобный Антоний, впоследствии названный Великим — самый известный христианский святой в истории Египта, некогда полностью перешедшего от язычества к православию.

Абзац истории

Антоний родился в христианской семье. Он был богат, но после смерти родителей в возрасте всего 20 лет решил отречься от мирского. В Евангелии он прочел наставление, где говорилось: человек, желающий обрести совершенство, должен раздать свое богатство нищим и уйти вслед за Богом, чтобы обрести сокровище духовное. Так он и сделал: ушел в горы и поселился отшельником в тесной пещере. До самой своей смерти он жил в горах и каждый день проделывал многокилометровый путь за водой и обратно. Сейчас этот путь устилает лестница в 1700 ступеней, ведущих к пещере Антония.

С Павлом Фивейским Антоний познакомился во время одного из своих посещений Александрии, города, на тот момент носившего статус столицы Египта. Павел был глубоко потрясен общением с Антонием, и впоследствии именно он принимал участие в похоронах учителя и закладке антонианского монастыря. Павел исполнил последнюю волю учителя: сделать тайное захоронение, чтобы никто не знал, где находится его гробница. Современные арабы-христиане уверяют, что святой Антоний до сих пор покоится под стенами монастыря. Однако французы опровергают эту версию, полагая, что мощи Антония были найдены и перевезены в монастырь Сент-Антуан.

Первые постройки монастыря были заложены в 3 веке нашей эры, практически сразу же после смерти Св. Антония. Тогда же на место его погребения стали стекаться верующие со всего Египта, а также из других стран — Сирии, Эфиопии. Сюда переселилось и множество монахов из долины Вади-Натрун, чьи монастыри были разрушены бедуинами. Так обитель росла и населялась новыми иноками. Страна хранила верность кресту до самого нашествия арабов и тотальной «муслимизации», зачастую – насильственной и неизбежной. И монастырь также пострадал от набегов арабов-мусульман. В 11 веке он был полностью разрушен, пустовал около 100 лет, и лишь спустя это долгое время был вновь отстроен коптами.

Читайте также  Монстры под ногами

Обитель в наши дни

Сегодня монастырь Св. Антония поражает своей величественностью и удивительным ощущением святости и благодати не только паломников, но и обычных туристов. Одна из самых древних построек в монастырском комплексе — это церковь, которая была заложена еще в первые годы существования монастыря. Конечно, она не сохранилась в первозданном виде, но может похвастаться внутренними интерьерами с фресками 13 века. Это одноименная церковь — церковь Св. Антония, помимо которой в монастырском комплексе есть еще несколько церквей.

Выше монастыря на расстоянии около 2,5 км расположена пещера Антония, в которой он проводил годы своей жизни, отказавшись от мирских утех. Внутри каменного грота есть алтарь с несколькими иконами, а на большие церковные праздники здесь проводят богослужения. Удивительно, но вокруг монастыря, в таких же небольших пещерах, до сих пор обитают монахи — старцы, которые отреклись от благ цивилизации.

Практическая информация

Монастырь расположен в 290 км на юг от столицы Египта Каира на севере провинции Красное Море. От Хургады до монастыря можно добраться с групповой экскурсией — это лучший вариант посещения святыни.

Монастырь открыт ежедневно с 4:00 до 17:00, кроме последних дней Великого Поста перед Пасхой.

Православный монастырь Святого Антония в Аризоне

На одном из интернетовских сайтов я набрела на информацию, что в Аризоне находится православный греческий мужской монастырь Святого Антония. Меня это очень заинтересовало, поскольку я живу в этом штате, и добраться до монастыря, будет, вероятно, не очень сложно. Перед тем как посетить монастырь я попыталась найти сведения, которые помогли мне поближе познакомиться с историей создания этой святой обители.

Оказалось, что летом 1995 года шесть афонских монахов во главе со старцем Ефремом прибыли в южную Аризону, чтобы основать мужской монастырь Святого Антония. Следует сказать, что архимандрит Ефрем восстановил и сделал более почитаемыми несколько монастырей на Афоне, так же основал множество мужских и женских обителей в Греции и в Северной Америке.

Посетив Аризону, Ефрем сам выбирал место для монастыря. Известно, что место постройки монастыря было выбрано не случайно. Проезжая по пустынной дороге, он внезапно попросил остановить машину. Здесь, в безлюдной пустыне, афонский старец услышал колокольный звон. Было решено, что на том месте будет основан задуманный монастырь. Дальше начали происходить чудеса, связанные с его постройкой.

Божье покровительство начало проявляся с покупкой земли. Когда братия обратилась к государству с просьбой о продажи им земли, то они получили отказ, т.к. именно эта часть земли не подлежала продаже. Но когда по совету старца Ефрема, сотрудник отдела продажи внимательно просмотрел условия, то обнаружил, что продажа земли возможно только тогда, если на ней будет основан монастырь. Плата за землю была очень высокой, и братия не в состоянии была ее полностью оплатить. Тогда старец Ефрем предложил сумму, которая была в два раза меньше запрошенной, и тот же сотрудник отказался продавать землю. Когда же по увещанию Ефрема, продавец обратился к своему начальнику, и тот без всякого колебания подписал договор на условиях, предложенных старцем Ефремом. Сделка состоялась.

Первым делам на приобретенной земле следовало найти воду, и здесь проявление милости Божией не иссякло и далее. Рабочие начали бурить скважины в поисках воды. Когда же после долгих поисков они не смогли найти воду, то все категорически отказались продолжать работу. Тогда старец Ефрем со святой иконой обошел владения монастыря и указал людям, где надо бурить землю. И действительно, рабочие нашли в этом месте подземную реку. Вода в ней оказалась очень чистой и с прекрасными органолептическими свойствами. И вот уже пятнадцать лет живой источник, доставляет братии ежедневно свежую воду и превращает дикую пустыню в зеленый, цветущий рай.

Параллельно с поисками воды монахи начали строительные работы. Вначале был построен главный храм, монашеские кельи, трапезная и гостиницы. Были разбиты огород, небольшой виноградник, цитрусовый сад и оливковая роща.

Небесным покровителем монастыря является Св. Антоний Великий — основатель отшельнического монашества. При такой организации монашества несколько отшельников, находясь под руководством одного наставника, жили отдельно друг от друга в хижинах или пещерах (скитах) и предавались молитве, посту и трудам. Несколько скитов, соединённых под властью одного наставника назывались лаврой. Антоний Великий был очень креативным человеком. Например, с 370 года до наших дней до нас дошли 20 его речей, трактующих о христианских добродетелях, особенно монашеских, семь посланий к монастырям — о стремлении к нравственному совершенству и духовной борьбе и правила жизни и увещания к монахам. Известны также знаменитые высказывая духовного пастыря. Вот одно из них: ‘Кто в пустыне, в своей келье предаётся тишине, тот неуязвим для трёх искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему: борьба с чувственностью’.

И вот настал день, когда мы с мужем решили посетить православный монастырь Св. Антония. Случилось это в конце августа, когда на улице стояла жаркая погода, и температура приближалась к отметке 40 градусов. Дорога от нашего места жительства (около Тусона) до монастыря заняла около двух часов. От Тусона мы ехали около 30 км по оживленному шоссе, потом свернули на двухполосную скоростную пустынную магистраль, по которой нужно было проехать еще 50 км. Наконец, нужный километровый указатель, сворачиваем, еще несколько километров, видим табличку ‘Монастырь Св. Антония’, далее со скоростью 15 км/час подъезжаем к цели нашего путешествия. Перед входом в монастырь площадка, засыпанная гравием. Жарко. Паркуем машину и направляемся к красивым воротам монастыря.

Следует сказать, что все посетители должны быть одеты должным образом. Для женщин обязательна длинная юбка, кофточка с длинными рукавами, на голове должен быть шарф, на ногах закрытая обувь. Мужчин в рубашках с короткими рукавами в монастырь не пустят. Если по каким-то причинам у вас не оказалось подходящей одежды для посещения монастыря, то вам ее могут предложить при входе.

Уставшие от долгой дороги садимся в тени беседки за монастырской оградой, рядом книжная лавка. Мир удивительно переменился. Вокруг дивный сад: обилие красивых цветов и растений создают неповторимое впечатление сказочности всего происходящего. Тишина. журчит фонтанчик, поют птицы, летают большие красивые бабочки. Осмотревшись, мы вошли в книжную лавку, где нас приветствовал молодой монах в черном облачении. Он предложил нам испить холодной водицы и угостил греческим печеньем. Все это было очень кстати, поскольку было жарко и очень хотелось пить. После этого он нам вручил путеводитель по монастырю, и указал направление, откуда можно было начать нашу экскурсию.

Оказалось, монастырь святого Антония самый большой православный монастырь в Америке. И вся его огромная территория — это не просто оазис в пустыни, это огромный цветущий райский сад. Наша экскурсия по территории монастыря началась с посещения главного храма Святого Антония. К нему ведет тенистая дорожка. Поражает богатство внутреннего убранства храма: иконы в золотых окладах, резной алтарь, все это привезено из Греции. В этом храме находится икона Аризонской Божьей Матери, которая была специально написана для монастыря.

Мы двигаемся дальше по аккуратным мощеным дорожкам, перед нами церковь Святого Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. Недалеко от храма Святого Николая находится часовня Святого Георгия с колокольней. Эта обитель построена сравнительно недавно, в типично византийском стиле. Внутреннее убранство храма (алтарь, иконы и массивные резные стулья) также было привезено из Греции.

Мы проходим мимо часовни Святого Дмитрия и великомученика и целителя Пантелеймона. И вдруг совсем рядом я увидела знакомую русскую часовенку с ‘луковкой’ на крыше, подойдя ближе, я узнала образ старца, молящегося на камне! Серафим Саровский здесь, на другом конце земли, в американской пустыне, где православные монахи чтят память нашего российского святого!

Читайте также  Отдых в Паттайе, Таиланд

Двигаясь по разноцветным дорожкам монастыря, под сенью тенистых деревьев, мы вслушиваемся в журчание воды, которое доносится с разных сторон. В монастырском саду много фонтанов. Наверно их обилие создаёт микроклимат для всей этой красоты. Буквально под каждым растением имеется система искусственного полива. Невозможно поверить, что еще так недавно на месте этих поистине чудесных церквей, садов и тенистых аллей была жаркая неприветливая пустыня. Так, наверное, и души паломников, пустынные и очерствевшие, припадают здесь к Живительному Источнику. Подходим к главному фонтану монастыря — Фонтану Креста. С каменных его выступов струится прохладная вода. Это традиционный Православный Крест.

На территории монастыря не принято громко разговаривать, вероятно, по этой причине среди зелени разбросаны большие и маленькие беседки с фонтанами и столиками, где паломники и экскурсанты могут поговорить друг с другом, или же уединиться, чтобы ощутить все то благолепие, которым пронизана вся атмосфера этого чудесного уголка.

Как я узнала из путеводителя, в монастыре принят общежительный устав, так что, братья из монашествующих и послушников выполняют ежедневный круг богослужений и трудятся на послушаниях под руководством их духовного отца. Монашеское расписание начинается в полночь с творения молитвы и духовного чтения, затем следует полуношная, утреня и божественная литургия. После легкого завтрака и непродолжительного отдыха, братия приступает к своим послушаниям. Монастырский день заканчивается вечерней, после которой следует ужин и малое повечерие.

Монастырь притягивает паломников из разных стран. Они приезжают в монастырь за духовным советом и утешением. Главным духовником является старец Ефрем, который известен своей высокой духовной жизнью, духовной опытностью и рассуждением. По его молитвам и советам верующие получают исцеления, решают свои жизненные проблемы и получают ответы на разные вопросы, связанные с их личной жизнью.

Напоследок мы зашли опять в книжную лавку, чтобы отдать путеводитель и купить что-нибудь на память. Я выбрала себе сувенир, а монах-послушник за прилавком, узнав, что я из России, подарил мне иконы Святого Антония и Аризонской Божьей матери. Еще я обнаружила в магазине большой раздел книг и дисков на русском языке. Было приятно видеть знакомые святые места, которые я в свое время посетила в России, например, Спасо-Преображенский Ставропигиальный Валаамский монастырь.

Время пролетело очень быстро, пора было возвращаться домой. Путь предстоял неблизкий. На душе было светло и радостно. Большим праздником для меня было посещение православных храмов, было приятно и удивительно побродить по дорожкам райских садов, посидеть в тенистых беседках и удивляться силе благодати Божией, которая в монастыре принимает вполне зримые очертания. Глядя на божественные обители и удивительные сады невозможно поверить, что все это было создано за полтора десятка лет, особенно принимая во внимание плотный график богослужений в монастыре и занятость братии. Здесь быстро приходишь к осознанию, что монахи могли лишь посадить, а взрастил всю эту невероятную красоту сам Господь Бог.

Монастырь Святого Антония – история и современность

Монастырь святого Антония – это один из самых старых в мире и крупнейших в Египте памятников раннего христианства. Он воздвигнут последователями святого Антония, которых хоть и не был первым монахом, но привлек так много учеников и последователей, что сейчас по праву считается отцом-основателем христианского монашества. Эта постройка, так же, как и Монастырь святой Екатерины на полуострове Синай, оказала огромное влияние на становление и развитие монашеского движения.

Факты о монастыре Святого Антония

Считается, что святой Антоний родился около 251 года нашей эры в богатой семье. Согласно свидетельствам историков того времени, он не получил никакого образования, но получил абсолютное единение с божественной истиной, прожив свою жизнь в гармонии с природой. Когда ему было 34 года, он отдал все, что у него было, включая жилье, бездомным и нищим, а сам пошел в пустыню, на поиски смиренной и одинокой жизни, полной духовного самосовершенствования. Он поселился отшельником в небольшой пещере и стал вести образ жизни, полный аскезы и отречения от мирских радостей.

В 311 году, в самый разгар гонений христиан, Антоний направился в Александрию и рассказал о своей вере губернатору. Вскоре после этого он снова вернулся в пустыню. Этот поступок привлек к нему внимание огромного числа последователей, которые полюбили его за его мудрость.

Святой Антоний прожил 105 лет, и был похоронен в безвестной могиле – так было завещано им самим. Монастырь, названный именем святого Антония основан его учениками неподалеку от той пещеры, где отшельник провел всю свою жизнь.

В VI-VII веках монастырь святого Антония был убежищем для многих монахов из близлежащих скитов. Здесь они прятались от постоянных набегов бедуинов и берберов. Несмотря на то, что это место было мирным, здесь иногда случались преследования христиан. Монастырь несколько раз подвергался набегам пустынных бедуинов, а в XI веке они частично разрушили его. Постройку восстановили в XII веке, и здешняя монашеская община благополучно существовала в течение трех последующих веков. Чтобы защититься от нашествий бедуинов, монастырь святого Антония обнесли надежными крепостными стенами.

Рыцарские крестовые походы XIV привлекли в это место паломников, которые оставляли на наружных стенах надписи о своих визитах. Но в 1483 году бедуины, которых в то время в Египте было очень много, полностью разрушили монастырь и уничтожили всех его служителей. Здание простояло в руинах около 100 лет, пока его не заняли монахи из Сирии. Они начали его восстановление, но с годами обитель великого Антония все же пришла в запустение.

До самого XX века добраться до монастыря Святого Антония можно было лишь на караване верблюдов, раз в месяц доставлявшем продукты из соседней деревеньки. Но в 1946 году была открыта дорога из Каира, по которой можно было доехать до этого святого места за несколько часов. После этого события посетителей обители Антония стало намного больше. Сегодня монастырь очень популярен в Египте, особенно среди туристов, ежедневно посещающих его.

Экскурсия по монастырю Святого Антония

На сегодняшний день монастырь святого отшельника Антония в Египте – это самостоятельный городок с садом, пекарней, мельницей и пятью храмами. На стенах монастыря расположены яркие картины рыцарей и картины отшельников в более темных и спокойных оттенках. Старейшие картины относятся к VII веку, новейшие – к XIII.

Часть помещений монастыря закрыта для посещений. Но монахи проводят для всех желающих экскурсии по монастырской библиотеке, пекарне, музею и храмам.

Но самой большой популярностью и туристов пользуются церковь и пещера Святого Антония. Церковь основана в XII веке, она имеет большое святилище с маленькой апсидой, два дополнительных святилища и хор. На стенах и куполе церкви можно увидеть фрески, арка над дверью украшена ликом Иисуса Христа в окружении 12 апостолов. Это древнейшая фреска монастыря – она датирована VII веком.

Пещера Святого Антония располагается в 2 км от самого монастыря. Она представляет собой маленькое отверстие в скале на южной стороне скалы Галала. Протяженность скита — около 7 метров. Подняться туда можно по лестнице, это займет примерно один час.

Информация для туристов

Монастырь святого отшельника Антония расположен в Аравийской пустыне, в 50 км от морского побережья и в 210 км от Каира. Он принимает посетителей каждый день с 4.00 до 16.45, но во время великого поста – только по пятницам, субботам и воскресеньям. В праздник Пасхи и во все остальные дни поста монастырь закрыт для туристов.

При посещении этого места нужно придерживаться строгих требований к внешнему виду – не должно быть никаких коротких юбок, шорт, открытых плеч, глубоких декольте и распушенных волос. Одежда должна быть закрытой, скромной и неброской. Не забывайте и о правилах поведения: говорить нужно тихо, нельзя кричать и смеяться во весь голос, а за детьми нужно следить с повышенным вниманием. Также запрещено курить и делать фотографии со вспышкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: