Ненцы. Чумовое жилище ненцев… - KRINTEL.RU

Ненцы. Чумовое жилище ненцев…

Традиционные жилища северных народов

Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…

Кочевники есть не только в африканских и аравийских пустынях (читайте статью: Бедуины и их «шерстяные дома»), но и на Крайнем Севере. Бедуины пасут верблюдов и коз, а северяне — оленей. Но образ жизни тех и других во многом схож. И те, и другие перемещаются вслед за стадами на дальние расстояния, останавливаясь лишь на короткое время. Поэтому и жилища северян, равно как и других скотоводов-кочевников, замечательно приспособлены под их образ жизни. Поговорим подробнее о том, где и как живут народы Севера.


В чумах традиционно проживают ненцы, ханты, коми и энцы. А вот чукчи в чуме не живут — несмотря на популярную песенку с припевом: «А чукча в чуме ждет рассвета…» Чукчи живут в жилищах, которые называются ярангами (об этом поговорим ниже). А припев к песенке — это, наверно, для красоты слога.


Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.


Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.

Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.

Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.


Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.


Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.

После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).

Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.

Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.

Яранга


Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.


В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.

Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.

Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.

Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.

Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.

В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.

Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.

Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?

Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.

Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.


Освещаются иглу сквозь ледяные стены.


Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.

Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.

При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.

Кстати: иглу — жилье сезонное. Летом они обычно приходят в негодность. Но никакой трагедии в этом нет. С наступлением холодов «ледяные избушки» строятся заново, только и того. Причем, очень быстро: сами эскимосы возводят их буквально за полтора часа. Это умение досталось им от предков, и они его свято хранят.


Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…


Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.

Исследовательская работа по теме: «Чум — жилище наших предков»

Что такое чум? Какое значение он имеет для северного народа? Об этом рассказывает работа Езанги Ульяны.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

Исследовательская работа

«Чум – жилище наших предков»

Автор: Езанги Ульяна Николаевна, Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования», 4 класс.

Руководитель: Насонова Н.А., Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования», учитель изобразительного искусства.

Исследовательская работа

«Чум – жилище наших предков»

Автор: Езанги Ульяна Николаевна

Тюменская область, ЯНАО, Ямальский район, с. Салемал

МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего/полного/общего образования,

4 класс.

«Песнь моя звенит, как древний бубен.

Спросите, где мой дом, мое жилище.

Отвечу вам звенящей песней ветра,

Что чум родной мой – это тундра вся»

Л. Лапцуй. «Тундра»

Введение.

  1. Актуальность:

с переходом кочевых народов к оседлости чумы стали выходить из употребления. Жилища народов Севера появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.

  1. Цель исследования:
  1. выявить значение чума для ненцев;
  2. изучить его строение;
  3. понять разницу между летним и зимним чумом.
  1. Задачи:
  1. изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
  2. описать построение чума;
  3. дать сравнительную характеристику летнего и зимнего чума.
  1. Объект исследование: традиционное жилище ненцев в прошлом и в настоящее время.
  1. Гипотеза исследования: если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что лучше чума не придумано никакое другое жилище, что древний человек, не зная законов физики, смог создать уникальное жилище, которое при метелях и ветрах остаётся устойчивым, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.
  1. Методы исследования:
  1. сбор информации о строении чума;
  2. сравнение;
  3. обобщение.

Глава I. Сбор информации об истории чума.

На протяжении веков в арктических районах складывалась уникальная модель взаимоотношений людей с окружающим миром. Любой предмет кочевого быта доведен народным опытом до совершенствования.

По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками или шкурами.

К классическим элементам оленеводческой материальной культуры относится ненецкий чум – незаменимое жилище тундровых кочевников. Это большое конусообразное сооружение из шестов и покрытия с небольшим отверстием для выхода дыма сверху.

На Ямале люди с древних времен живут в чумах. Чум, по-ненецки мя”, центр всей жизни семьи и воспринимается как целый мир.

Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, соответствуют воздушной сфере, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

Одной из важнейших проблем для народов Севера и Сибири на современном этапе является сохранение национальных культурных особенностей. К ним относятся традиционные виды хозяйственной деятельности, бытовой уклад, национальная одежда, жилище, язык, социальная организация и др. Каждая из перечисленных особенностей имеет своё значение для жизни этноса. Традиционное жилище — чум занимает в этом ряду особое место. Единственным видом жилища в прошлом, но и для некоторых ненцев в настоящее время является чум.

Читайте также  Дом в форме кокона в штате Нью-Йорк

Глава II. Последовательность построения чума.

Чум — жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством. Способ установки, транспортировки жилища, последовательность разборки являются наиболее оптимальными в условиях тайги и тундры. По коми-зырянски он называется `чом`, по — ненецки — `мя`, по-хантыйски `нюки хот`. В русский язык слово перешло из коми языка.

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах.

Обычно чум оленеводов — ханты, ненцы, коми, энцы состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов (и их длины) зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум. Размеры чума также зависят от материальных возможностей хозяйства и от численности членов семьи.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Чум стоит на одном месте не более полумесяца зимой и не более одной недели летом. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом.

Устанавливали чум у ненцев женщины по строго установленным правилам. Место установки чума определяет мужчина. Чум устанавливают так. Вначале глава семьи указывает место для будущего чума. Затем это место расчищается. Взрослые и дети распрягают оленей. На расчищенное место кладут очажный лист. Под лист зимой обязательно подкладывают два бревна, чтобы снег не таял. Летом под очажным листом делается углубление. Очажный лист – это символ очага, домашнего тепла, семьи и центральная часть всего чума.

По обе стороны от очажного листа кладут 2-3 доски, это пол. За досками, дальше от костра, раскладывают циновки. Затем две женщины ставят шесты и симзы и скрепляют наверху железным обручем дымника. Нижние заострённые концы шестов вкапывают в снег или землю. По окружности размещали остальные шесты. Далее наступает черед установки шеста для котла и чайника. Один его конец крепится на симзы, а другой привязывается на входных шестах. Симзы – это название опорных шестов в ненецком чуме, раньше они считались священными. Поперёк (перпендикулярно) кладут железный стержень. На стержень надевается крюк. На крюк вешают котёл.

Завершив установку шестов, переходят к натягиванию нюков. Так называются листы из оленьих шкур или бересты для покрытия ненецкого чума.

Две женщины снаружи поднимают нюки и укладывают их на остов чума, начиная сверху. Затем изнутри привязывают нюки к шестам. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.

Как только положены нюки, вносят циновки из прутьев и мятлика лугового. На них кладут оленьи шкуры. А уже на шкурах раскладывается семейная постель. По окружности, у основания шестов, раскладывают меховые мешки, сумки и другие мягкие вещи. Затем кладут подушки, а вместо одеял ненцы используют женские ягушки.

За 30 – 40 минут чум бывает установлен. В чем же преимущества чума перед другими видами жилищ?

Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макодаси.

Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.

Главный элемент чума – шест. Их готовят долго и тщательно. Шест обрабатывали так, чтобы он утолщался с обоих концов к середине. Шесты служат тундровикам не одно десятилетие.

С давних времен олений волос на покрышках – нюках подстригали. Объяснялось это тем, что зимой снег набивается в длинный мех, затем подтаивает и образует ледяную корку, которая утяжеляет мех, давит на шесты, не дает покрытию «дышать». И этим нарушается тепловой режим.

Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.

Зимний чум – сырей мя. Это традиционный чум.

Летний чум – таӈы мя. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия, сейчас покрывают брезентом. В комплект летнего чума входит полог, сшитый из легкой ткани (ситца). Им закрывают спальные места от комаров и гнуса. Летний чум ставят на продуваемых ветрами местах, на возвышенности.

Разборка чума совершается в обратной последовательности. Перед этим встают раньше обычного. Женщины готовят завтрак, а мужчины занимаются подготовкой упряжи. После завтрака все выходят из чума, выносят вещи, упаковывают их в мешки, складывают в нарты и привязывают. Потом снимают нюки, убирают шесты, с которыми на землю опускается железный обруч дымника.

Наконец, поднимается очажный лист. На этом месте оставалось пятно, по которому можно узнать о становище кочевников. Второй раз на это же пятно не разрешается класть очажный лист. Считается, что это поранит землю.

Территория очищается, а мусор обязательно сжигается. Опасным считалось оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По ним злой дух может погубить человека.

Глава III. Заключение.

Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, языком, происхождением, фольклором своего народа, историей своего края, этнографией, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.

В работе «Чум – жилище наших предков» можно найти сведения о том из чего изготавливается чум, чем он покрывается, какие существуют виды чума. К сожалению, в настоящее время многие поселковые и городские представители народов Ямала не знают своего языка, правил поведения в тундре, в том числе правил поведения в чуме. Надеюсь, что моя работа поможет тем, кто заинтересуется бытом ненцев.

Список литературы

1.Ямал – грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.

4. Лезова С.В. Жилище северных селькупов.//Экспериментальная археология.Тобольск,1991, вып.1

5. Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов.М.,1998

6. Хомич Л.В. Ненцы.-М.-Л.1966.

7. Хомич Л.В. Религиозные культы у ненцев.

8. Ямал:Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень:Издательство Тюменского государственного университета, 2004.368 С.

Чум и олень – в подарок. Какие традиции существуют у ямальских ненцев

Лето — время для путешествий по стране и как ни странно, некоторых манят не только моря или горы, но и тундра. Ямальские кочевники всегда радушно встретят всех, кто окажется в суровом северном крае. Путешественникам, собирающимся побывать на бескрайних северных просторах и посетить чум, следует знать правила этикета ненцев, чтобы не обидеть жителей арктического края. Чего нельзя делать в чуме и как правильно соблюсти все традиции их жителей журналисту «АиФ-Ямал» рассказали в главном ямальском музее — МВК им. И.С. Шемановского.

Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него — абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.

Ненцы — представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.

Определить, есть ли кто-нибудь в чуме можно по дыму из трубы печки-буржуйки, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери. Если в чуме одна половина нежилая, надо пройти туда и постоять, пока хозяева не пригласят сесть или пройти на жилую часть чума. Войдя в чум, принято приветствовать его обитателей словом «Торова!». От угощения отказываться нельзя.

За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это — исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

Читайте также  Планета с высоты птичьего полета

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Мой дом-моя крепость

По-ненецки чум звучит, как – «мя», тундровую ненецкую семью поэтому называют — мяд тер, в дословном переводе — «содержимое чума». Ненцы воспринимают чум, как центр всей жизни семьи и мира. Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.

Наклонные шесты, покрытые шкурами, символизируют воздушную сферу, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

С чумом сравнивали многие явления природного мира. Тучи ассоциировались с «чумом комаров», снежный сугроб – «чумом куропаток». Даже одежда считалась уменьшенным, индивидуальным чумом.

После того, как чум разбирали и поднимали очажный лист, под ним оставалось пятно. Второй раз на это же место класть очажный лист не разрешается. Считается, что это поранит землю. Территорию обязательно очищают. А мусор сжигают, Обитатели тундры считают, что очень опасно оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По преданию, злой дух может погубить человека.

Мужчина при входе в чум снимает верхнюю одежду и оставляет ее на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Многовековое гостеприимство

Хозяйка чума обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. В чуме может быть и высокий стол, который называется норам, на нем располагают кухонную утварь. За столом мужчины сидят «по-турецки» на постелях. Хозяева, как правило, стараются ставить на стол перед гостем самые лакомые угощения.

Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

Кроме очень популярной строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) у ненцев распространено блюдо под названием «колотушка». Это та же замороженная рыба, которую ненцы целиком разбивают о стол или другой твердый предмет. Получаются куски-осколки. Их и выкладывает на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.

У ненцев за столом нельзя ни свистеть, ни петь. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». И еще одного не надо делать в чуме – пытаться помочь хозяйке убрать со стола, мыть или вытирать посуду. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Не принято у ненцев и уходить раньше окончания трапезы, но часто в тундре гости торопятся. И тогда хозяйка должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Чумовой маршрут: погружение в быт кочевых ненцев

В принципе, цель любого путешествия – людей посмотреть. Но в некоторых случаях это может называться этнографическим туризмом. Что такое этнотур и почему вам точно понравится – рассказываем на примере Ненецкого автономного округа, одного из самых интересных направлений для того, чтобы выйти в люди.

В обычном путешествии местные жители водят туристов по любопытным достопримечательностям. В этнографическом туре главная достопримечательность – сами местные жители: их быт и культура, фольклор и народные промыслы. Такая поездка – уникальная возможность хоть пару дней провести с теми, кто сумел сохранить уклад жизни своих предков. Как ненцы, которые до сих пор кочуют со стадами оленей по бескрайней тундре.

Ненцы в городе

Ненцы – самый многочисленный из малочисленных народов на Русском Севере, сейчас их насчитывается около 47 000–48 000 человек. Они живут в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Таймырском округах, Республике Коми и Тюменской области. Эти регионы представляются нам краем света, но, например, Ненецкий автономный округ – европейская часть России, и полёт сюда из Москвы или Питера занимает всего пару часов.

Столица округа, стоящий «у Печоры у реки» Нарьян-Мар, как поётся в песне, «не велик и не мал». Летом добраться сюда можно только по воздуху. Живёт здесь всего-то 25 000 человек, но для Ненецкого округа с его 43 000 жителей он главный (впрочем, и единственный) центр притяжения. В очертаниях нарядного деревянного здания городского Главпочтамта читаются силуэты чумов, остановки автобусов тоже напоминают традиционные жилища ненцев, а перед Краеведческим музеем стоит памятник оленно-транспортным батальонам – во времена Второй мировой они дислоцировались на Карельском фронте.

«Интересно, что ненцы (кстати, это слово переводится как «настоящие люди», а раньше их называли самоедами) – не такой уж и коренной народ для Севера. Считается, что их предки переселились сюда из Южной Сибири, с Саянского нагорья в I–XI вв. н. э., – рассказывает Марина Коловангина, главный научный сотрудник отдела истории местного Краеведческого музея. – А до них тут жило загадочное низкорослое племя сихиртя. Никто точно не знает, куда они делись. По легенде – спрятались под землю и выходят наверх только по ночам».

В Нарьян-Маре есть этнокультурный центр с небольшой экспозицией национальных костюмов и сувенирным магазином, но я, наскоро перекусив салатом «Чумовой» и наобургером с оленьей котлетой в ресторане-музее «Тиманъ», спешу в посёлок Красное (40 минут от Нарьян-Мара), где открыт Дом ненецких ремёсел «Тэмбойко».

– Название означает «оленья жилка», – сообщает хозяйка Лилия Мартыновна Тайбарей.

– Чернолобые. Мои предки владели редкими белыми оленями с чёрным пятном на лбу. Раньше у ненцев были исключительно ненецкие имена – как у самого известного представителя нашего народа, художника и сказителя Тыко Вылки. Но уже давно национальными остались только фамилии, причём по традиции звать-величать взрослых ненцев полагается с использованием отчества.

Предки ненцев (это слово переводится как «настоящие люди», а раньше их называли самоедами) переселились на Север из Южной Сибири. До них тут жило загадочное низкорослое племя сихиртя.

Лилия Мартыновна тоже родилась в тундре, где с шести лет помогала маме и бабушке шить одежды из шкур («Знаете, зачем в тундре мухи? Чтобы женщины не ленились!»), затем долго искала себя, даже работала в Мурманске диспетчером такси. Пока не решила вернуться домой и открыть своё дело. Не знаю, как оленьей, но коммерческой жилки ей точно не занимать, и изделия из кожи и шкур разлетаются по всей России.

– Мы шьём бурки (сапоги), тобаки (повседневную обувь), малицы (мужскую верхнюю одежду с капюшоном), сумки-тучейки и даже нюки – зимние накидки на чум, на каждую может уйти до трёх месяцев работы, – говорит Лилия Мартыновна. А затем, раскрыв толстую дверь холодильника, достаёт пушистую оленью шкуру, сворачивает в рулон и протягивает мне. – Держи, будешь вспоминать о Севере долгими зимними вечерами!

День оленя

Когда-то ненцы промышляли добычей пушнины, охотой и рыбной ловлей, но уже два с половиной столетия их основной вид деятельности – кочевое оленеводство. В Ненецком округе порядка 25 оленеводческих хозяйств самых разных форм собственности – есть производственные кооперативы, семейно-родовые общины, унитарное предприятие и даже фермерское хозяйство.

Но, пожалуй, ни одно из них не может сравниться с традиционной общиной «Ямб то», председатель которой Фёдор Григорьевич Нокрета уже несколько лет принимает у себя главный праздник ненецких оленеводов – День оленя. Это мероприятие для своих, но гостей на него ждут с нетерпением – правда, добраться сюда, на пустынный берег Карского моря, непросто: готовьтесь к нескольким часам полёта на трясучем Ми-8 или перелёту в посёлок Амдерма и последующему путешествию на вездеходе-трэколе.

Главное мероприятие Дня оленя – национальные игры, которые с небольшими перерывами длятся больше суток.

Уже в вертолёте замечаю румяную ненецкую девушку в нарядном платье и с маленьким ребёнком на руках.

– Возили в город к зубному, – сообщает моя словоохотливая соседка, городская ненка, которая тоже приглашена на праздник.

Состав пассажиров – самый пёстрый, и почти все летят по делу – тут и ансамбль из нарьян-марского Дома культуры, и чиновники, и учёные из Архангельского университета. У юного Владимира Вылки задача самая ответственная – он работает в оленеводческом кооперативе под Нарьян-Маром и летит просить руки у девушки из общины.

– Как же ты про неё узнал?

– Увидел в YouTube её интервью корреспонденту местной газеты.

В центре салона – множество подарков для членов «Ямб то»: игрушки, телевизоры, радиолы.

– Но зачем всё это в тундре? – изумляюсь я.

– Каждый хозяин чума давно обзавёлся дизель-генератором, у некоторых есть снегоходы и квадроциклы, и почти у всех – смартфоны, –отзывается соседка. – Конечно, сеть и телесигнал ловятся только вблизи населённых пунктов, которых в тундре почти нет. Зато это чуть ли не единственная община, где до сих пор ставят чумы, а не палатки, носят традиционные одежды, поддерживают национальную культуру. И совсем не пьют – баптисты!

Читайте также  9 географических названий, которые не давали нам покоя всю жизнь

Традиции ненцев – “космический” чум и дары для духов

Как народ ненцы сформировались из нескольких этнических групп, что издавна населяли северные земли, регионы Западной и Средней Сибири. Именно поэтому традиции ненцев стали своего рода слиянием нескольких культур, что породили уникальные обычаи.

Хочу отметить, что нередко путешественников шокируют странные обряды ненецкого народа, однако у каждого поверья или обряда есть свой глубокий смысл. Этот народ и сегодня поклоняется духам, а шаманы играют значительную роль в жизни общины. Чем может удивить ненецкая культура? Какие праздники и обряды этого народа известны?

Чум – не просто дом

Уклад жизни современных ненцев мало отличается от того, как жили их предки. Кочуя по тундре в поисках подходящих пастбищ для своих оленей, ненцы возводят временные жилища, чумы. В качестве основы для такого дома используется несколько десятков крепких шестов, на которые зимой кладутся оленьи шкуры, а в летнее время – береста.

В мировоззрении ненцев чум – не просто жилище, а миниатюрная модель Вселенной. Вверху обязательно проделывается отверстие – чтобы выходил дым от костра, чтобы чувствовать свою связь с остальным миром. Сами шесты, на которых держится постройка – это линии окутывающие землю.

Чум – миниатюрная Вселенная ненцев

В центре чума всегда горит огонь, а двери и места для членов семьи расположены в определённом порядке. Ни одно из мест не может быть случайным – всё необходимо делать в соответствии с принципами устройства Вселенной.

Верования ненцев

Несмотря на то, что многие ненцы приняли православие, языческие верования не были оттеснены новой религией. И сегодня вера далёких предков по-прежнему жива, а сами ненцы соблюдают массу ритуалов, связанных с поклонением духам и божествам.

Верховным покровителем считается дух неба, однако обделять вниманием духов земли и воды также не стоит. Весной и осенью ненцы стараются задобрить духов, принося им жертвы. Чаще всего в качестве дара выбирают белого оленя, что никогда не ходил в упряжке.

У ненцев немало обрядов, связанных с оленями

Ненцы верят, что духи земли ежегодно одаривают их оленей ягелем, а людям дарят целебные травы, ягоды, которые можно использовать в пищу. В старину существовал интересный обычай, связанный с просьбой духов о помощи. Если в семье появлялся тяжело больной человек, ненцы забивали оленя, принося его в жертву добрым духам.

Голову животного нужно было насадить на палку, привязав к ней колокольчики. Повернув это сооружение в западную сторону, люди старались как можно громче зазвонить колокольчиками.

Они, как рассказывают поверья, отпугивали зло и всякие хвори. Конечно, сегодня нам подобный ритуал кажется очень жестоким, но он был направлен на призыв могущественных покровителей, а ради выздоровления близкого человека семья была готова на всё.

Гостеприимство в обычаях ненцев

Традиции ненцев во многом связаны с этикетом и гостеприимством. Гостя, посетившего чум, хозяйка непременно приглашает к маленькому столику, на который подаются разные блюда (часто большая их часть приготовлена из рыбы).

Глава семейства старается оказывать помощь гостю. Интересно, что ненцы постоянно подливают в чашку гостя чай. Показать, что напиток больше не нужен, можно простым способом – перевернув кружку вверх дном.

В каждом чуме есть мужские и женские места, что касается не только хозяев, но и гостей. Например, мужчины должны укладываться на ночь от центра жилища к центральному шесту, а вот женщины и дети ложатся от центра к выходу. Они больше нуждаются в свежем воздухе.

«Лица Севера» / © Владимир Кушнарев / rgo.ru

Если вам придётся побывать в гостях у ненцев, советуя запомнить одну важную деталь общения. Старших членов семьи нельзя называть по имени – это будет воспринято как оскорбление.

Чтобы продемонстрировать своё уважение и придерживаться принципов ненецкого этикета, следует обращаться, используя слово, обозначающее степень родства. Если же хозяин или хозяйка вашими родственниками не являются, используйте для обращения имя старшего сына или дочери.

Семейные традиции ненцев

Семейные традиции ненцев, в первую очередь, связаны с воспитанием детей. С ранних лет ребёнок узнаёт о принципах жизни среди природы, об особенностях традиционных ремёсел. Ненцы всегда тщательно убирают за собой место прежнего жилища. Они верят, что духи земли будут разгневаны, если оставить мусор на месте, что дало человеку приют.

Увидев игрушки ненецких детей, вы наверняка удивились бы. Дело в том, что они сделаны из клювов птиц. В качестве кукол девочки используют утиные (они изображают женщин) и гусиные (мужская ипостась) клювы.

Ненские дети /© Гапоненко Екатерина / commons.wikimedia.org

Поразительно, но такие игрушки дети заворачивают в одежду, укладывают в колыбельки. А вот ненецким мальчикам очень нравятся игры с оленьими рогами. Часто малыши поднимают их и бегают друг за другом, изображая гонки на оленьих упряжках.

Ненцы учат своих детей доброму отношению к окружающему миру, пониманию законов природу. Запрещается трогать гнёзда и яйца птиц, рыть землю, пугать лесных животных ради забавы. Лишь с добром и любовью следует относиться к главным помощникам ненцев – оленям.

Ненецкая семья

Мне кажется, секрет яркости и самобытности традиций ненцев заключается в их единстве с природой, что они не утратили и в наше время. И жизнь связаны со многими сложностями и проблемами, что необходимо преодолевать каждый день, нередко встречаются настоящие опасности. “За свою жизнь сам держись – за тебя этого никто делать не будет”, – говорит ненецкая пословица. И, надо сказать, ненцы придерживаются этого завета предков, сохраняя и свой народ, и необыкновенную культуру.

Занятие по этнокультурному воспитанию «Чум — традиционное жилище ненцев»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Чум – традиционное жилище ненцев.


Что нам стоит чум построить
В лесотундре из жердей:
Приподнять его за ушки,
Поддержать чуть – чуть хорей,
Закрепить брезент веревкой,
Взять местами бечевой.
Дом мы строим со сноровкой
По привычке кочевой.
Чум готов!
Пора и печку
По – хозяйски растопить
И на наше новоселье
Всех соседей пригласить.

Традиционным жилищем ненцев является чум – конусообразная палатка из жердей. Зимой он покрыт полотнищами из оленьих шкур, а летом из бересты.

Если выпас оленей, охота и рыболовство – занятие мужчин, то установка чума традиционно считается женским делом. Отчасти это верно, так как хозяйка чума знает каждый шест, его место. Но при необходимости мужчина всегда придет на помощь. Они помогают поднять вверх тяжелые нюки – покрытия для чума из шкур оленя.

Существует определенный порядок при установке чума. Прежде всего, выбирается место. Выбор места связан с временем года: зимой чум ставят по возможности на укрытых от ветра местах, летом – на возвышенностях, открытых местах.

Глава семьи на оленьей упряжке проезжал вперед и останавливался на том месте, где предполагалось ставить чум. Место, выбранное для установки чума, расчищалось, разравнивалось. После этого взрослые начинали распрягать оленей легковых упряжек, старшие дети – оленей, запряженных в грузовые нарты. Затем подростки распаковывали нарты с предметами домашнего обихода, а женщины – нарты с шестами и покрышками чума.

Посредине будущего чум кладется железный лист для костра или стоянки печки – буржуйки. По обе его стороны укладывают две-три доски, служащие в чуме полом. Вслед за досками, еще дальше от печки стелют циновки, сплетенные из ивовых прутьев, на которых позже располагалась постель. Затем женщины ставили два основных шеста чума, скрепленные в верхней части веревкой, продетой в специально проделанные отверстия. Некоторое время 1-2 человека придерживали их, пока другие шесты чума, расставляемые по кругу, не придавали им устойчивость. Для устройства чума требуется от 25 до 40 шестов.

На готовый остов с помощью специальных шестов натягивают нюки – покрышки. Зимой это 4 полотнища из оленьих шкур, 2 из которых натягивают мехом внутрь, а 2 других – поверх первых, мехом наружу. Летние покрышки шьются из вываренной бересты. Берестяных полотнищ бывает 4, но они покрывают остов чума в один слой. Покрышки с помощью веревок прикрепляют к шестам у основания чума. Вверху, где скрещиваются шесты, остается отверстие для трубы или для выхода дыма. В ненастье его прикрывают с наветренной стороны куском шкуры, брезента или берестой.

После того как чум покрыт нюками, внесены постельные принадлежности и другие вещи, разведен костер или затоплена печь и подвешен чайник, женщины застилали постели, в пролом состоящие из соломенных циновок, оленьих шкур и перьевых подушек или меховых сумок, заменявших их.

Чум, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции, демонстрирует умение его создателей приспосабливаться к суровым условиям. Благодаря обтекаемой форме, его не заносит снегом.

Ненецкий чум не запирается. Если в чуме никого нет, к входу должен быть приставлен шест, бревно или пустая нарта.

Тема: «Чум – мой дом»

Цели и задачи :

рассказать и по возможности показать последовательность установки чума, рассказать о его составных частях;

расширить и укрепить знания воспитанников о традиционном распределении мест внутри чума;

познакомить с традициями воспитания детей в ненецкой семье;

пробуждать интерес и желание знать основы традиционного уклада жизни ненцев в чуме;

воспитывать любовь к родному дому.

Возможные используемые материалы : макет чума, карточки с названиями составных частей чума, предметы труда, принадлежащие мужчине и женщине, ненецкая традиционная посуда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: