Ненецкое кладбище хальмер - KRINTEL.RU

Ненецкое кладбище хальмер

Вокруг Мира

Хальмер — это традиционное ненецкое кладбище, которое выглядит фантастически. Ведь выкопать могилы у них нет возможности в почти всегда мерзлой земле, да и периодические протаивания просто будут усопших выталкивать на поверхность. Сжечь труп тоже не получится — банально не найдется столько дров. Вот и пришлось изобрести такой необычный способ захоронения.

Ненца хоронят в огромном ящике на сваях, разделённом на две половины — в задней сидит сам усопший, в передней лежат его вещи, которые он забирает с собой на тот свет. Мужские могилы отмечены высокой палкой — это хорей, шест для погона оленей, бывшего испокон веков основным занятием мужчин.

Могилы ни в коем случае не правятся, не подновляются, это означает вмешательство в загробную жизнь, и виновник этого должен умереть.

На тот свет вместе с покойником могут отправить и его оленя.

У многих могил лежат крупные вещи усопших — лодки, нарты и даже бураны кверху дном. Машину для отправки на тот свет надо «убить», чтобы сделать их непривлекательными для злых духов — что бы не отобрали у умершего… Функционал вещи как правило сохраняется…

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» . Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев. Существуют и священные места захоронений . И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых .

Способ захоронения не менялся веками, и никакая власть древним верованиям не указ.
Последствия.
В июне-июле 2016 года в Ямальском районе произошел массовый падеж оленей, погибли более 1,5 тыс. животных. При исследовании у некоторых из них были обнаружены споры сибирской язвы. С 25 июля в Ямальском районе был объявлен карантин. Один ребенок погиб, десятки оказались на больничных койках.

Ветеринары нашли предположительный источник и причины распространения сибирской язвы на Ямале. Руководитель Службы ветеринарии ЯНАО Андрей Листишенко сообщил, что ближайший известный очаг сибирской язвы находился в 40 километрах от предполагаемого места нынешнего очага – озера Ярото в Ямальском районе. Причиной распространения болезни могло стать старое заброшенное человеческое кладбище – хальмер.

Катализатором распространения спор сибирской язвы могла стать высокая температура воздуха. В период, когда ветеринары заподозрили у оленей заболевание, в Ямальском районе температура поднималась до +38 градусов. Для территории, расположенной далеко за Полярным кругом, это аномально высокий уровень. Не исключено, что на одно из таких старых кладбищ могло наткнуться стадо во время каслания.

«Хальмер-погребальные обычаи ненцев»

У разных народов существует разная культура погребения покойников . Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат . Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни .

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.
Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками. Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба. Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб , однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.
Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.
Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках. На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.

В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.
Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре. Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.

Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа. Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы — только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости. И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть.
Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях. На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».
Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями. Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых». Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» .
Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений . И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых .
Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются. Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.
Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.

Умершего отправляли в последний Аргиш. И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего.
Что такое Аргиш ?
Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум. Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».
Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника , прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем. Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

Читайте также  Музей среди музеев

Ненецкое кладбище хальмер

Октябрь 28, 2015

Ноги вязнут в сугробах, ветер воет — метель! Колокольчик на ненецкой могиле звенит. Следы собачьи. Покосившиеся захоронения стоят на земле. Коренные северяне не копают могил, они ставят ящики с телами прямо на поверхности.
Много детских погребений.

Снега еще немного, поэтому могилы не занесены. Думаю, зимой тут только вешки торчат

Ненецкие могилы соседствуют с традиционными русскими — оградки, холмики

Национальная традиция: ковром покрывают захоронение богатых ненцев

А тут лежат простые люди

Ребенок. Совсем маленький

В уголке кладбища — две могилы впритык одна к другой. Взрослый и ребенок

Усопшим дают с собой разные предметы. Перевернутые нарты, стоящие хореи (палки оленей погонять). Чайник

Еще один малыш. Этот колокольчик слышно издалека

Некоторые захоронения разрушены временем

Совсем свежая могила. На ней висит банка из-под какой-то газировки или энергетика

Смешение культур случается разнообразное. Вот, например, традиционное ненецкое захоронение, но с северным русским крестом и с фотографией. И еще цветы лежат. Фамилия на табличке ненецкая

Ветер воет. Метет. Пусто. Никого нет

Наталья Рандымова: Лично мне это не приятно! и другим людям кто так же как и я увидел могилу родного человека! А может быть пойти на русское кладбище и нафоткать могил и сюда выложить!? Зачем и для кого выкладывать сюда такие фото? Ненцы так просто не таскаются на халмеры, потому что уважают покойных, вам же лишь бы лайки собрать, в любой культуре есть правила, свои традиции и их нужно либо соблюдать либо не касаться.

Ирина Юрченко: Я думаю фото выложены не для того чтобы пособирать лайки. Чтобы уважать чужие традиции — мы должны знать о том что они есть. Так сразу не догадаешься что это кладбище если не знаешь. Теперь многие знают и не полезут туда куда не надо

Татьяна Кириленко: Ирина, согласна.обычаи,в том числе,погребение,это обычай,часть культуры. Я например видела,как хоронят татары,немного знаю о их обычаях,по тв показывают,какие обычаи у индийцев,африканцев,мне не менее их,интересны обычаи нашего коренного населения.это не осквернение,а интерес к культуре и обычаям.

Татьяна Кириленко: Если говорить об обычаях посещения ненецких кладбищ, то я автору не позавидую, так как, одному на это место ходить нельзя, особенно не защищенному человеку, так как наши духи чужих не любят, и вряд ли автор вернулась домой одна . есть среди духов такие, которые цепляются к живому, а потом люди удивляются почему жизнь складывается так, а не иначе.

Равиль Сафарбеков: В 10 метрах от этого кладбища идет дорога, по которой на свалку ездят сотни машин за день. Мне жаль усопших, буквально 20 лет назад они лежали в двух километрах от села, а сейчас оно разрослось. Летом ходил рядом — кладбище разрушается, но вопрос переноса очень сложный, прежде всего по морально-этическим нормам. Не все родственники захотят тревожить мертвых. Моя мама похоронена по хантыйским обычаям далеко в глухом лесу, и как бы дико не звучало — я рад за неё. Поэтому проходя возле хальмеров в тундре, храню почтенное молчание. Это их территория.

Comments:

И сейчас так хоронят? Возле «газпромовских городов»? Я думал, только тундровики (ненцы), где населённых пунктов нет, только хальмеры. Ходил я по старым хальмерам, где косточки под ногами хрустят, и черепа из песка белеют. А хальмер «богатого ненца» обит чеканной жестью! Из Ямала сделать резервацию, — не в смысле согнать туда всех, как индейцев, а наоборот: выгнать всех посторонних с полуострова, — только ненцы, олени и песцы. Иначе ни ненцев, ни полуострова не останется.

Edited at 2015-10-28 04:42 (UTC)

Вы же видите могилу из еще не потемневших досок)) Да, хоронят. Не знаю, насколько близко от газовых городов есть хальмеры, но почему бы им там не быть? Кочевники чтут древние традиции. Да и попробуй похорони в земле, когда вечная мерзлота и зима девять-десять месяцев.

Из Ямала «резервацию наоборот» не сделают: газ. Слишком мощная экономическая составляющая страны.

Погребальные обряды народов России: ненцы

Самым многочисленным из коренных народов русского Севера и Сибири являются ненцы. Исторически они населяют обширные территории от Кольского полуострова на западе и Таймыра на востоке и делятся на две этнотерриториальные группы: тундровые ненцы проживают в Ненецком автономном округе Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области, Таймырском Долгано-Ненецком автономном округе Красноярского края. Они составляют основную массу ненецкого этноса. К лесным ненцам относится всего несколько тысяч человек, живущих в таежных зонах междуречья Оби и Енисея. Ненцы вместе с нганасанами, энцами и селькупами входят в самодийскую группу уральских народов.

Этноним «ненец» происходит от слова «ненэцъ» (человек) или «ненэй не-нэць» («настоящий человек»), которое ненцы используют в качестве самоназвания. Иногда встречающееся в старых этнографических трудах название «самоеды» не имеет отношения к людоедству, а вероятно происходит от саамского «сама-эдне» (земли саамов/людей), однако на настоящий момент считается устаревшим. В современном языке оно преимущественно используется для обозначения одной из древнейших пород собак – самоедской лайки, которая на протяжении тысячелетий служила верным компаньоном северных самодийских народов.

Представление о душе и загробном мире в религии ненцев

На формирование религиозных представлений и культа ненцев в значительной степени повлияла культура угорских народов хантов и манси, из-за чего их восприятие смерти имеет немало общих черт. Загробный мир являлся отражением мира земного вплоть до ландшафта, а душа здесь сохраняла тот образ жизни, какой вела при жизни. Горизонтально его располагали на дальнем севере, в непроходимой глуши лесов тундры, за необъятными водными просторами и высочайшими горами, однако его вертикальное положение могло меняться. Потусторонний мир мог быть как подземным, так и небесным, а иногда они могли сосуществовать. Однако граница между жизнью и смертью была достаточно тонкой и позволяла переход из одного мира в другой: это подтверждают многочисленные легенды об искалеченных, хромых, слепых, одноруких и одноногих духах смерти с того света, которые охотились на живых, а также большое количество сказаний о героях, спускающихся в мир мертвых, бросая вызов хтоническим божествам.

Человек состоял из тела («нгая») и двух душ: дыхания («инд’») и тени («синдрянг»). Дыхание представляло собой душу в классическом понимании и было присуще всему живому: им обладали не только люди, но животные и даже растения. Оно являлось показателем здоровья и жизненной силы человека: нарушения работы дыхательных органов свидетельствовало о приближении смерти, о которой ненцы говорили «дыхание ушло» («инд ’молей») или «прервалось» («инд ’хамы»).

Тень была частью души, но одновременно полунезависимой сущностью, сопровождающей человека и защищающей его от потусторонних сил. Тень приносила сновидения, а ее похищение или утрата вызывали болезни и безумие.

По некоторым верованиям после смерти душа-инд’ отправлялась к верховному божеству ненецкого пантеона, Нуму, а тень через три или два года пожиралась злыми духами. Тень погибшего неестественной смертью человека оставалась на земле и преследовала живых.

Смерть и подготовка к похоронам

По убеждению самодийцев смерти предшествовали разнообразные приметы и предзнаменования. Об ее приближении могло свидетельствовать поведение диких животных (например, если в чум залетала птица или заползала змея), неожиданные движения или мимика (подёргивание века правого глаза или неожиданный поворот головы направо), дурные сны или даже потрескивание огня. Для того, чтобы отвести смерть от жилища, ненцы практиковали специальные обряды и ритуалы.

Похороны ненцы старались провести как можно скорее, как правило на следующий день после смерти. Гроб не готовили заранее: как только человек умирал, его родственники отправлялись за деревом. Все этапы изготовления последнего жилища усопшего ненцы сопровождали жертвоприношениями оленей.

Христианство принесло ненцам обычай обмывать покойника перед погребением, однако традиционно он не практиковался. Обычно умершего оставляли в той одежде, в которой он скончался, и заворачивали тело в покров чума или шкуры. Некоторые группы обских ненцев надевали на него все принадлежащие ему при жизни платья, а что надеть не получилось, оставляли рядом с могилой.

Читайте также  Москва с высоты птичьего полета

Как только все приготовления были завершены, умершего выносили через специально проделанную в покрытии чума дыру напротив места, где он лежал до этого. Его клали на нарты, привязывали тело веревками или ремнями, а к планке справа крепили колокольчик. Еще пару саней нагружали всеми вещами покойного и досками для гроба. На протяжении всего траурного шествия участвующим запрещалось садиться или вставать на них.

Траурная процессия и похороны

Перед тем, как отправиться на кладбище – хальмер – процессия объезжала чум умершего против движения солнца, а после их отъезда оставшиеся на стойбище жители еще трижды прогоняли вокруг него оленей по часовой стрелке, чтобы защитить живых от нападения духов смерти и духа покойника. За этим следовали обряды очищения.

Кладбища ненцев традиционно располагались на возвышенностях, холмах или высоких берегах реки и имели родовую принадлежность. Сразу по прибытию родственники покойника сооружали гроб. Гроб повсеместно изготавливался в форме прямоугольного ящика, скрепленного системой вертикальных и горизонтальных реек. У изголовья две вертикальные доски соединяли поперечной планкой, на которую вешали колокольчики или другие металлические предметы. Умершего опускали в гроб головой на запад, в сторону, где заходило солнце. В гроб также клали инструменты, оружие и все вещи, которые могли ему пригодиться на том свете, которые предварительно портились. А чтобы умерший мог добраться до загробного мира, везущих нарты оленей забивали прямо у могилы. По старому обычаю их туши нельзя было разделывать, потому что они принадлежали покойнику, однако впоследствии у захоронения стали оставлять только черепа, а мясо доставалось всем, кто присутствовал на похоронах.

Традиционные ненецкие могилы, как правило, были наземными – промерзшая северная земля не позволяла выкапывать глубокие ямы. Их закрывали хворостом или разломанными нартами, принадлежащими покойнику. Иногда для покойников сооружался небольшой сруб.

В определенных случаях ненцы практиковали обряды воздушного погребения: так младенцев, например, заворачивали в сукно и вешали на сук дерева. В иных случаях их тела оставляли в дуплах деревьях или колодах, вырезанных из пней.

Поминальные обряды ненцев и нгытырма

У ненцев не было специальных дней для поминовения умерших, а кладбище посещали от случая к случаю: во время похорон или каждый раз, когда проезжали мимо. Если кому-то из родственников приснился покойник, то на следующее утро ему в жертву приносили оленей. Поминки проводились весной до того, как распустится листва. Приготовленную еду оставляли постоять несколько минут, чтобы мертвые могли угоститься паром.

За могилами не было принято долго ухаживать, чинить или обновлять. Это было связано с тем, что ненцы стремились избегать всего, что было связано с умершим – это было дурным знаком и могло привести к смерти человека, нарушившего покой мертвецов.

Через семь лет шаманы у тундровых ненцев изготавливали нгытырму – посмертное изображение умершего. На протяжении нескольких следующих поколений женщины рода хранили и ухаживали за ней, как за живым человеком: одевали, усаживали за стол, укладывали спать. Лесные ненцы изготавливали нгытырму сразу же после смерти, а по истечение нескольких лет хоронили ее в отдельную могилу. Нгытырма вырезалась из деревянного шеста, взятого с родового кладбища, и одевалась в ту же одежду, в которой покойник ходил при жизни.

Возможно, вам будет интересно:

Ненецкое кладбище хальмер

Разное:

  • Фантастические проекты строительства портов в Арктике (один — в Индиге запланирован 100 лет назад, а реализуется только сейчас)
  • Что такое Мурман (кто такие мурманы, откуда они пришли?)
  • Какие древние окаменелости можно найти в Арктике
  • Хайпудырская губа — воображаемая Река Мертвых как граница между двумя мирами
  • Белые медведи — не исчезающий вид (WWF признал, что никто не знает, сколько их в Арктике)
  • Как живут россияне в Заполярье: такое разное жилье
  • Ледовитый океан
  • Пролив Югорский Шар, зачарованный водный путь на Вайгач. Легко ли его пересечь?
  • Как в Арктике разводили свиней, выращивали овощи
  • Как Арктика высасывает жизни и подавляет психику даже у коренных северян
  • Места в Заполярье, куда мы совершенно точно больше не хотим возвращаться
  • Бора — cтрашная опасность при путешествии по Баренцеву морю
  • Воронка и Горло Белого моря, а также морские губы — в чем их коварство
  • Что ветер и вода вытворяют с природой Заполярья
  • Тундровая река Коротаиха: загадочная история, фото, описание
  • Индига: северная река с древней историей ее заселения сихиртя, чудью, ненцами, поморами
  • Зачем кочевым оленеводам постоянное жилье
  • Что за кухтыли валяются на полярных побережьях (и что интересное из них делают)
  • Забавные совпадения в Арктике
  • Необычные ориентиры в тундре
  • Какие раньше были печи в Заполярных избах
  • Где находится столица Арктики
  • Ветряки в тундре: раньше и сейчас
  • Колоколкова губа на Тиманском Берегу Баренцева моря (оказывается, тут тоже издревле бывали поморы)
  • Легкий способ уничтожить любое жилье в Арктике
  • Занесенные песками заполярные поселки (не только Шойна)
  • Действительно ли ненцы специально разрушают охотничьи избы в тундре
  • Свободный Север: как тут люди на частных самолетах/вертолетах летают в свои избы или деревни в тундре
  • Покинутое село Хабарово (Никольское) в проливе Югорский шар, у Карского моря
  • Малоизвестный географический объект — Плоские Кошки острова Колгуев
  • Как выглядит внутри изба, в которой живет отшельник
  • Почему работа на полярных станциях это не романтика, а скучная рутина
  • Неизвестный остров Моржовец в Белом море: история и современность
  • Интересные факты о моржах и наших встречах с ними
  • Ненецкий автономный округ (НАО) и его острова
  • Что происходит с северянами, которые «веками едят сырую рыбу и ничего»
  • Где на севере России встречаются пресные моря
  • Следы госснабжения СССР: одна из типичных находок в Арктике
  • Как в Арктике загадочным образом исчезают и снова появляются реки и озера
  • Чем стоит угощать местных в Заполярье (кроме спирта)
  • Чем топят в Заполярье. Откуда там дрова?
  • Откуда берут бензин люди, живущие где-нибудь посреди тундры
  • Арктические бани
  • 7 малоизвестных и полезных фактов о родиоле розовой
  • Самый северный населенный пункт России
  • Для кого эти гигантские интернаты посреди тундры
  • Что такое лайда, кечкора и ватт
  • Странные виды топлива в Арктике
  • Про жизнь отшельников в тундре
  • Откуда и как приплыли все эти кучи плавника на берега полярных морей
  • Опасности Арктики, что мы испытали на собственной шкуре
  • Хальмер на Вайгаче (ненецкое кладбище)
  • Байки вайгачского ненца о том, как он в море терялся
  • Заброшенные строения как идеальное убежище от опасностей в Арктике
  • Интересные и полезные штуки, которые полярные моря выносят на берег
  • Скалистые ландшафты Арктики против равнинных
  • Нужен ли северянам арктический туризм
  • Пугающие находки на Новой Земле
  • Сухопутные маяки: тригопункты в Арктике
  • Растительность Новой Земли
  • Какие они — дороги и направления Крайнего Севера
  • Как цветет и вызревает морошка: полный цикл в фото
  • Маяк на острове Большой Логинов архипелага Новая Земля
  • Наш опыт общения с белыми медведями и действия при таких встречах
  • Живописные тучи и странные облака на Крайнем севере
  • Как мы встретили белого медведя и оленей у берегов Новой Земли
  • Интересные факты об Арктике и Русском Севере
  • Восточная сторона полуострова Канин — безлюдная красота
  • Впечатления от полярных морей
  • Действительно ли в русской Арктике почти все названия островов — иностранные
  • Колесная и гусеничная техника на Крайнем Севере
  • Оленьи рога — брать ли их как сувенир или нет?
  • Монструозный охотничий балок в тундре
  • Как мы гостили у Печоры «на избе»
  • Как выбирали места для деревень и факторий в тундре
  • Дерево, которое сотни лет копится на морских берегах
  • Как полярники пытались использовать белых медведей
  • Как выглядит и чем опасна тундра Новой Земли
  • Какие лодки предпочитают в Заполярье
  • Каменные люди и священные скалы Севера (кигиляхи, сейды)
  • Арктическая пустыня и ее отличие от северной пустыни
  • Арктический архипелаг Вайгач
  • Сколько моржей в Арктике
  • Вся правда о Новоземельском олене
  • Охота на гуся на севере (побережье Баренцева моря, поселок Табседа)
  • Древние гравюры Новой Земли
  • Художники Новой Земли
  • Новая Земля Николая Пинегина
  • Степан Писахов и его малоизвестные рисунки Новой Земли
  • Новая Земля (описание, интересные факты, фотографии, история)
  • Художник Александр Борисов и его Новая Земля
  • Тыко Вылка: картины Новой Земли
  • Канин Камень
  • На севере с лодок все больше переходят на наземную технику
  • Необычайные приключения Ирины Опанчук
  • Та самая Юлия Вершинина
  • От Африки до Арктики. Екатерина Краснова.
  • Лесотундра
  • Геодезическое, северное
  • Макромир луды
  • Большеземельская тундра, побережье Баренцева моря
  • Болванская губа Печорского моря (фото)
  • На байдарке по реке Печоре
  • Маяки севера
  • Наблюдение за природой Арктики на примере ЗФИ
  • Когда в Арктике штормит
  • Бородатые полярники
  • Город Нарьян-Мар
  • ШОК КОНТЕНТ УБИЙСТВА белых медведей!!11
  • Белые медведи вымирают?
  • Организованные туры в Арктику: варианты почти на любой вкус и кошелек
  • Простая жизнь ненцев-оленеводов
  • Вещие сны на севере
  • Собака в экспедиции или путешествии по северу
  • Чайки в Арктике
  • Туманный север
  • Уехать жить на необитаемый арктический остров
  • Интересные сведения о полуострове Канин
  • Земля Франца-Иосифа (Franz Josef Land)
  • Солдаты и белые медведи в Арктике
  • Остров Греэм-Белл (Graham-Bell Island)
  • Заповедники, заказники и национальные парки Арктики, карты, территории
  • Животные Арктики
  • Русская Арктика (фото, карты, описание)
  • Многофункциональность северных оленей
  • Погода в Арктике сейчас
  • Полярная метеостанция «Белый Нос»
  • Грибы в тундре
  • Надо ли жалеть заброшенные деревни
  • Про бабочек
  • Люди Арктики и Русского севера
  • Белое, Баренцево и Карское море, фото
  • Опасность северных, таежных или тундровых изб
  • Почему в тундре мы никогда не встречаем женщин
  • Сотовая связь в Арктике
  • Настоящий ненецкий шаман
  • лЕдники (погреба) в Арктике
  • Браконьеры в Баренцевом море
  • Малые народности
  • Река Печора, фото, описание
  • Песчаные ландшафты Арктики
  • Столкновение двух вод Баренцева моря
  • Остров Варандей (фото, описание, карты)
  • Вайгач и иже с ним
  • Северные цветы
  • Буровые в тундре
  • Арктическая тундра (фото)
  • Во что одет турист?
  • Семейные путешествия
  • Одиночки-путешественники
  • Проблемы с местными
Читайте также  8+ неописуемо красивых стран мира

Хальмер на Вайгаче (ненецкое кладбище)

На крайнем севере существовало, а возможно где-то существует до сих пор, несколько типов захоронений: воздушные, наземные, подземные. Помимо захоронений могло практиковаться и сжигание. Сами захоронения (как и покойников) ненцы называют хальмерами.

Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа как раз называется Хальмер-Ю. «Хальмер-Ю» в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения. Халь — Долина, Мер — смерть, Ю — река (перевод с ненецкого).

В 1993 года правительством было принято решение о ликвидации шахты. Поселок также был закрыт. После этого территория стала использоваться как военный полигон под условным названием «Пембой». В августе 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился В.В. Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.

Собственно, как поселок назвали, такая судьба его и постигла. Он стал мертвым. Сейчас это довольно популярное место среди туристов, интересующихся заброшенными городами и поселками.

Но вообще, я хочу показать две могилы с крестами, расположенные на берегу Баренцева моря, на архипелаге Вайгач, где мы как-то побывали. Одна из могил, по словам местного ненца, принадлежит женщине (его бабушке). Кто похоронен во второй могиле, нам не известно.

Здесь возле могилы лежат нарты. Но помимо нарт также на ненецких могилах можно встретить и другие предметы, принадлежащие умершим. Вещи могут быть как крупными — лодки или даже бураны, так и мелкими — посуда, например, чайник, или хорей (приспособление, которым оленеводы подгоняют оленей).

А так выглядят окрестности этого захоронения. Очень красиво тут вокруг. На мой взгляд, это практически идеальное место для могилы.

Город-призрак Хальмер-Ю

Хальмер-Ю – это один из городов-призраков на Урале. Здесь, в красивом месте посреди тундры, близ уральских гор стоят навсегда покинутые людьми многоквартирные дома, административные здания и промышленные объекты. Любители урбантрипа здесь почувствуют себя, как в раю.

История города

Хальмер-Ю находится в Республике Коми, примерно в 60-70 километрах к северо-востоку от города Воркута. Название бывшего поселка переводится с ненецкого как «река в долине смерти» или «мертвая река». Любопытно, что в прошлом у ненцев это место считалось священным. Сюда везли хоронить умерших.

Автор фотографии: Игорь Варников

В 1942 году геологи открыли в этом месте богатые залежи угля. О той первой в этих местах геологической экспедиции можно было бы написать целый роман. Из-за непогоды, работавшие здесь геологи, оказались напрочь отрезанными от Воркуты. Попытки найти и спасти людей одна за другой оканчивались неудачей. Так, предпринималась попытка хотя бы доставить пропитание для геологов на оленях, но из сотни оленей почти все погибли. Из-за вмерзшего в лед ягеля им нечего было есть. Лишь 14 оленей вернулись живыми обратно в Воркуту, так и не добравшись до «долины смерти». Только спустя несколько месяцев, в январе, геологов удалось отыскать и спасти. Все они находились в состоянии крайнего истощения и уже не могли самостоятельно передвигаться.

Автор фотографии: Игорь Варников

Однако, в следующем году здесь уже жило две с половиной сотни человек. Проводилась разведка ценного для страны месторождения. Значение залегавшего здесь угля марки К14, необходимого в коксохимическом производстве, в годы войны было огромно. Здесь были пробурены три глубоких шурфа, а также была заложена разведочно-эксплуатационная штольня.

Автор фотографии: zapriezd.ru

В 1951 году в Хальмер-Ю началось строительство капитальной шахты. В 1957 году шахта была введена в эксплуатацию. Условия работы горняков при этом были не из простых. Большие сложности создавались из-за крутого залегания пластов. В среднем на шахте добывалось 250 тонн угля в сутки, что совсем немного для промышленности.

Численность населения Хальмер-Ю в прошлом составляла от 4 до 7,7 тысяч человек. В поселке была развитая социальная сфера. Здесь были Дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодежи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины. Кроме того, здесь находилась самая северная в Коми метеостанция.

Хальмер-Ю соединялся с Воркутой железной дорогой — узкоколейкой. В прошлом между Хальмер-Ю и Воркутой дважды в день ходил железнодорожный состав. А вот автодороги здесь не было. До наших дней сохранились насыпь железной дороги (она служит дорогой для едущих сюда людей), полуразрушенное здание вокзала, остатки локомотива.

Автор фотографии: iskoro

После перехода страны к рыночной экономике для поселка настали сложные времена. В конце 1993 года было решено ликвидировать шахту из-за убыточности и истощения запасов. К 1996 году был ликвидирован и сам поселок. Людей переселили в Воркуту и в другие регионы России. С тех пор в тундре остались стоять жилые в прошлом дома, административные и производственные здания.

Автор фотографии: Игорь Варников

Хальмер-Ю сегодня

С 2000-х годов поселок используют в качестве военного полигона. 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился президент РФ В.В. Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.

Автор фотографии: olegbelyakoff

Бывшие жители этого населенного пункта до сих пор с ностальгией вспоминают свою родину. Отличное доказательство этому – сразу несколько сайтов в интернете, объединяющих живших здесь людей. Для многих бывших хальмерюсцев это место продолжает оставаться самым красивым и любимым. Некоторые из них время от времени приезжают в поселок, в котором они родились и выросли. Посещают родные места, находят дома и квартиры, в которых когда-то жили…

На развалинах своего дома. Автор фотографии: Ирина Голикова

Что интересного в «долине смерти»?

Сейчас в «долине смерти» остались лишь полуразрушенные коробки домов с сотнями пустых «глазниц», заброшенные детские площадки, кое-где лежат оставленные здесь навсегда детские игрушки и вещи. Сейчас уцелели лишь каменные здания, а все деревянные постройки сожжены мародерами и военными.

Автор фотографии: babulyapower

Кроме самого города-призрака интерес для туристов представляет окружающая его красивейшая северная природа. Живописная тундра, богатая ягодами, читая река с многочисленной рыбой. От поселка отлично видны возвышающиеся на горизонте заснеженные Уральские горы.

Автор фотографии: Marina Sivakova

В 25 километрах к северу от поселка находится один из самых крупных водопадов в европейской части нашей страны – водопад Хальмер-Ю. Высота падения воды здесь достигает 10 метров. Этот водопад является памятником природы.

Как добраться?

Хальмер-Ю находится в 70 км к северо-востоку от города Воркута в Республике Коми. Дороги как таковой сюда нет. Можно проехать лишь на вездеходах или хороших внедорожниках по насыпи бывшей узкоколейки. Да и та местами сильно размыта. До Воркуты ходят пассажирские поезда. Также в Воркуте есть аэропорт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: