Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога - KRINTEL.RU

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога — памятник инженерной мысли, расположенный в Иркутской области вдоль озера Байкал у подножья Олхинского плато. КБЖД проходит по побережью озера. Сегодня это участок в составе Восточно-Сибирской железной дороги, ветка «Слюдянка II — Байкал» от поселка Култук до порта Байкал длиной 89 километров с четырьмя станциями и одним разъездом. Уникальность КБЖД в том, что каждый километр ее строительства давался огромными усилиями, а все тоннели создавались изнурительным трудом ссыльных каторжников, где единственным вспомогательным средством была взрывчатка.

На КБЖД 40 тоннелей общей длиной 9063 м, 15 каменных галерей (сегодня используется только 5 из них), 3 железобетонные галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, а также 268 подпорок. По инженерной насыщенности конструкциями КБЖД занимает одно из первых мест в мире и не имеет равных в России.

Путешествуя на Кругобайкальском экспрессе, туристы попадают в сказочный мир, ныряя и выныривая из тоннелей, наблюдая изумительной красоты озеро, а также местные достопримечательности.

Цена 2021

Стоимость экскурсий меняется ежегодно, поэтому при планировании путешествия уточняйте актуальные цены на официальном сайте «ТСПК-ТУР». В стоимость экскурсии обычно включен проезд на поезде, водная переправа, трансфер на автобусе и услуги экскурсовода.

Имейте в виду, что места со стороны Байкала, стоят дороже на 700 рублей. К тому же за проезд в вагоне 2 класса предусмотрены скидки при наличии на рейсе таких вагонов.

Для детей до 12 лет действуют скидки. Необходимо иметь с собой свидетельство о рождении ребенка.

Питание во время экскурсий оплачивается отдельно. Также придется заплатить за багаж, размеры которого более 30×40×50.

Купить билеты

Экскурсии по КБЖД проводятся на электропоезде, катере, теплоходе и ретро-поезде. Единственным официальным туроператором по Кругобайкальской железной дороге является ООО «ТСПК ТУР». Посмотреть актуальные цены и заказать билеты онлайн можно на официальном сайте компании.

Организаторы оставляют за собой право корректировать даты проведения экскурсий и время отправления.

Экскурсия по КБЖД

Путешествовать по хорошо сохранившемуся памятнику архитектуры можно несколькими способами.

Путешествие пешком

Путь по КБЖД вполне удобный, с оборудованными туристическими тропами, местами для кемпинга, палаток, с многочисленными столиками, беседками и лавочками. С собой нужно взять палатку, спальник, удобную обувь, одежду и пр. Продовольственные запасы можно будет пополнять по дороге — приблизительно на каждые 10–15 км пути есть продуктовые магазины.

Туры на поезде

В первом классе ж/д вагонов мягкие кресла расположены парами вокруг столика, во втором классе мягкие кресла парами и тройками стоят друг за другом. Чтобы максимально близко увидеть Байкал, то от Листвянки нужно сесть слева по движению поезда, а из Слюдянки — справа. Но билеты с видом на Байкал стоят на 500 рублей дороже. В зимний период по линии запускается рельсовый автобус.

В вагоне № 2 есть бар с легкими закусками и кофе, во всех вагонах термосы с горячей водой, продаются сувениры. Отправляясь в поездку, нужно помнить, что за багаж 30×40×50 придется доплатить 400 рублей, а чтобы не остаться без атмосферных фото, стоит заранее зарядить мобильные телефоны, так как на отрезке пути «Слюдянка — порт Байкал» нет электричества.

Туры на ретро-поезде по Кругобайкальской дороге

Поездка на паровом ретро-поезде окунает в неповторимую атмосферу начала XX в. В вагоне мягкие кресла стоят напротив друг друга вокруг небольшого столика. А из окон открывается панорамный вид на Байкал и окружающую природу.

На катере, на теплоходе

Водная экскурсия вдоль КБЖД доступна с мая по октябрь. Отправная точка — пристань «Ракета» в Иркутске, микрорайон Солнечный, проспект Жукова, 98Б. Маршрут проходит по Ангаре, вдоль КБЖД до мыса Половинный. С воды открывается необычный ракурс на инженерные конструкции. Однако заказывать билеты нужно заранее, не позже чем за две недели. Поездка возможна при наборе группы от 20 человек.

Расписание

В высокий сезон, то есть с мая по октябрь, туры на поездах по Кругобайкальской железной дороге организуются четыре раза в неделю. В остальное время — только по выходным при условии благоприятных погодных условий.

На электропоезде экскурсии по классическому маршруту проводятся в четверг, воскресенье, по зеркальному — в понедельник и пятницу. Время начала путешествия зависит от маршрута и поезда. Классическийна электропоезде начинается в 06:30 или в 07:40. Точное время нужно уточнять у менеджера тура. Зеркальный тур (от Драмтеатра имени Охлопкова) начинается в 09:00.

На ретро-поезде знакомство с КБЖД возможно в среду, четверг, субботу и воскресенье. По средам и субботам ретропоезд отправляется от станции «Иркутск-пассажирский» и следует по маршруту «Иркутск — Слюдянка — Порт-Байкал — Листвянка — Иркутск». В ч етверг и воскресенье отправление от Драм. театра по маршруту «Иркутск — Листвянка — Порт-Байкал — Листвянка — Иркутск». Экскурсия стартует в 07:42 и длится 10,5 часов.

Круиз по КБЖД начинается с отправления от Драмтеатра в 08:30. Расписания круизов нет, так как проводятся они при наборе групп от 20 человек.

Маршрут, тоннели и станции Кругобайкальской железной дороги

Организованные экскурсии поводятся по двум маршрутам. Начало пути по классическому маршруту — центральный железнодорожный вокзал Иркутска. Затем поезд проходит станции Гончарово (Шелехов) и Слюдянка, где можно купить перекусить в дорогу и посмотреть на здание вокзала — единственный вокзал в мире, построенный из белого и розового мрамора. Еще одно место кратковременной стоянки для посадки — Култук.

Далее идут остановки Ангасолка и Киркирей. Последний известен тем, что участок дороги здесь перестраивался дважды, поэтому на Киркирее получилось два тоннеля. Следующая остановка — станция Половинная в долине реки Половинной между мысом Половинным и Чайкиным утесом. Через первый проходит самый длинный тоннель — 779 м, а через второй — самый короткий, всего 30 м. После этого маршрут ведет к Итальянской стенке — галерее с подпорными блоками, один из которых выполнен в итальянском стиле в виде арки.

Последняя станция маршрута — порт Байкал. Здесь пассажиры пересаживаются на паром и движутся в сторону Листвянки, где уже на автобусе возвращаются в Иркутск. От Слюдянки до Иркутска ехать 4 часа 40 минут.

Особенность зеркального маршрута в том, что он начинается там, где заканчивается классический, то есть с переправы на пароме. А заканчивается на железнодорожном вокзале Иркутска.

Совершенно неповторимую атмосферу путешествию создают проходы в скалах через тоннели. В них спрятана десятая часть КБЖД — от Култука до порта Байкал так проходит 8,5 км пути. Тоннели строились для преодоления мысов на скалах, на проходку каждого уходило от полугода до года. Некоторые имеют галереи-порталы, примыкающие с востока (запада) или с обеих сторон. Галереи нужны были для защиты дороги и поездов от каменных осыпей.

Изначально планировалось сделать 20–35 тоннелей, но после завершения постройки пробили 39. Во время строительства второго пути появилось еще два, но до наших дней один из них, № 9, не сохранился. Примечательно, что кладка стен тоннелей отличается, в зависимости от того, кто работал на сооружении этого участка железнодорожного пути: русские, буряты, китайцы и др.

История

Строительство КБЖД началось в конце XIX в., когда Александр III подписал указ о соединении внутренних железных дорог с Сибирью. На тяжелые работы были отправлены каторжники. Но кроме заключенных дорогу строили специалисты из Албании, Италии, применившие уникальный метод кладки камней — глыбы подбирались по форме и выкладывались без использования раствора. Во избежание обвалов, оползней мастера создали более двух сотен подпорных конструкций. Все это технически сложные инженерные сооружения.

От станции Култук до станции Байкал на 84 км приходится 424 сооружения. До 1917 г. этот отрезок КБЖД называли «Золотая пряжка России», так как она соединяла «пряжкой» Транссибирскую магистраль, которая до этого была разделена озером, а стоимость ее строительства была такой высокой, то «пряжка» стала «золотой».

Полноценно КБЖД работала до 1956 г., пока из-за строительства ГЭС на Ангаре не поднялся уровень воды в Байкале и участок дороги от Иркутска до Байкала не затопило. Тогда Транссибирскую магистраль пустили по горам, а изолированный участок дороги стал тупиковым и был признан архитектурным памятником.

Участок КБЖД у поселка Половинная на панораме Google-карт

Вся история КБЖД воссоздана в посвященном ей музее. Он находится в здании ж/д вокзала в поселке Байкал (мыс Устьянский). Экспозиция здесь небольшая, но очень информативная. Есть макеты причала для ледоколов «Байкал», «Ангара», привозивших людей и транспорт до запуска КБЖД, а также 3D модели тоннелей, инструменты, которые использовались в строительстве железной дороги, предметы быта поселенцев и фотографии столетней давности. Посещение Музея включено в туры на ретро-поезде.

Как добраться

В зависимости от типа тура путь к началу железной дороги начинается в разных местах, точную информацию необходимо уточнять у организатора. Туры на поезде и ретро-поезде — классический или зеркальный начинаются из Иркутска, от станции «Иркутск-пассажирский» или от Драмтеатра на К.Маркса, 14.

Доехать до остановки «Железнодорожный вокзал» можно на трамвае № 1, 2, 4а. На автобусной остановке останавливаются маршруты № 326, 543, 579. Чуть выше по улице Челнокова до остановки «Железнодорожный вокзал» идут автобусы № 6, 80, а также маршрутки № 16, 20, 21, 417.

Добраться до старта зеркального тура по КБЖД можно также на автобусах № 11, 16к, 74, троллейбусах № 3, 4, 5, 7, 8 или на маршрутках № 12, 16, 16к, 56, 417 — остановка «Стадион Труд».

Если отправляться в самостоятельный поход, то из Иркутска от ж/д вокзала нужно доехать до Слюдянки. Оттуда сесть на пригородный поезд «Слюдянка — Порт Байкал», курсирующий 3–4 раза в неделю. Чтобы побродить по КБЖД, выйти можно на любой станции.

Для тех, кто хочет отправиться на Круглобайкалку с палаткой, маршрут может быть изменен следующим образом: нужно сойти с электрички «Иркутск — Слюдянка» на станции Темная Падь. Затем пройти 4–5 км по тропе, на которой всегда много туристов, прямо до КБЖД.

На видео путешествие на поезде по КБЖД

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Когда-то КБЖД входила в состав Транссиба. Ее путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера. В 50-х годах построили Иркутскую ГЭС и часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. Железнодорожный путь стал тупиковым. Сейчас КБЖД идет от истока реки Ангары до Слюдянки.

КБЖД представляет собой творение рук человеческих, где на узкой прибрежной полосе вдоль Байкала удивительным образом воедино слились каменная кладка тоннелей и подпорных стенок с колоритом неповторяющихся скал. Склоны, обращенные на Байкал, как правило очень крутые, прорезанные узкими, но глубокими долами, а иногда почти вертикально стоят над озером.

Кругобайкальская железная дорога — уникальный объект, плод инженерный мысли

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — уникальное место не только для Байкала, но и в более обширном понимании. Она превзошла все построенные рельсовые пути в мире по количеству различного рода работ на 1 км пути и в то же время по праву считается красивейшей среди железных дорог мира. Вы обратили внимание на фразу — не в Германии, не в Швейцарии красивейшая железная дорога, а у нас, на Байкале!

Приводятся разные данные о сложность работ по прокладке этой дороги. Так например, 40 тоннелей, 16 каменных галерей, 470-т виадуков и 280-т подпорных стенок.

КБЖД остается действующей железной дорогой. По ней ходят три туристических поезда: обычный, с тепловозной тягой и старинный, паровой. Есть еще модерновый рельсовый трамвай. Отправляются поезда из Листвянки или Иркутска, по продолжительности занимает 12 часов.

Читайте также  Румыния – путешествие в прошлое

Поездку по Кругобайкальской железной дороге можно использоваться в путешествии в Тункинскую долину, в город Байкальск или на остров Ольхон. В зависимости от того, с какой стороны вы движетесь вдоль Байкала. Кратчайшее расстояние до Иркутске 60 км. КБЖД функционирует круглый год.

Достопримечательности КБЖД

Порт Байкал

С этой станции начинается (или заканчивается) поездка на Кругобайкальской дороге. Здесь расположен старый маяк и небольшой краеведческий музей дороги.

Итальянская подпорная стенка

Расположена на 101-103 километрах дороги на мысе Шумиха. Подпорные стенки препятствуют обвалам и осыпи камней. Почему именно итальянская — вероятно ввиду особенностей конструкции и внешнего вида. Итальянских стенок на КБЖД несколько — есть еще на 92 и 123 километрах дороги. По традиции начала 20-го века такие стенки строили в виде красивых высоких арок, которые напоминают альпийские мосты. Здесь же, на 101-103 км железной дороги можно увидеть два моста над реками Большая и Малая Шумиха и другие инженерные сооружения.

109 км. Станция Половинная

Одно из мест отдыха. Туристы часто здесь останавливаются. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.

Самый длинный тоннель проходит сквозь мыс Половинный на 110 километре дороги. В этом месте туристические поезда останавливаются обязательно. Его длина – 778 метров. Он кроме того самый прямой, поэтому свет в конце туннеля виден.

Самая незаметная достопримечательность Кругобайкальской дороги

Это подводный нейтринный телескоп. Конструкция высотой 70 метров и диаметром в 42 метра скрыта на глубине 1300 метров недалеко от мыса Половинный. Телескоп способен улавливать космическую элементарную частицу нейтрино. Отловленные частички солнца позволяют узнать, какие процессы происходят внутри звезды. Ученые утверждают, что чем древней нейтрино, тем они ценнее.

Мыс Киркирей

123 километр дороги. Здесь можно увидеть, насколько сложно было пробивать дорогу. Сначала построили туннель через узкую часть скалы, но появилась угроза его обвала. Тогда приняли решение пробивать ход через всю скалу, длина которой более 600 метров. А чтобы воды из протекающего здесь ручья не подтапливали конструкцию, на высоте 66 метров построили еще плотину и несколько желобов.

130 км. Шабартуйский комплекс

Далее – Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами – пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.

Скала Птичий базар

133 км железной дороги. Это отвесная скала, на которой гнездится серебристая чайка. Здесь сотни птиц. С воды видно, как весь утес засижен этими птицам, а их гомон слышно за несколько сотен метров. К скале есть выход из туннеля.

149 км. Старая Ангасолка

Очень любопытная станция Старая Ангасолка. После неё начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными сооружениями участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает всех красотой и мощью.

Слюдянка

Единственный в мире вокзал из белого мрамора. Построен в начале ХХ века. Станция Слюдянка — довольно крупный железнодорожный узел Транссибирской железнодорожной магистрали и главная станция на Старой КБЖД.

Путеводитель. Что есть рядом с КБЖД

Листвянка – известнейший туристический центр на озере Байкал. Отсюда начинаются многие экскурсии. В Листвянке самый большой выбор сувениров с Байкала. Бывалые туристы отмечают, что в Листвянке долго не задерживаются, развлечений не так много. Но многие пути вокруг Байкала идут через данный населенный пункт.

Шаман-камень. Маленький островок, овеянный легендами, расположенный в истоке Ангары.

Пик Черского. Гора высотой 2 000 метров, куда открыт доступ туристам. Гора интересна красивым ледниковым озером Сердце у подножья. Тропа на эту гору хребта Хамар-Дабан, начинается на окраине Слюдянки и извивается по сужающейся долине реки вверх. Время в пути – в зависимости от физической формы от 4 до 8 часов. Летом по пути собирают таежные ягоды: землянику, чернику и голубику. Зимой это место популярный лыжный маршрут.

Музей «Самоцветы Байкала». Первый в России частный минералогический музей. Расположен опять же в Слюдянке. Коллекцию минералов создатель музея начал собирать в 1975 году, с тех пор она разрослась до 10 000 экспонатов.

Шаманский мыс. Скалистый мыс на самом юге озера Байкал. Внешне напоминает мыс Бурхан на Ольхоне. Археологи нашли здесь стоянки человека каменного века. Обширный песчаный пляж, который привлекает сюда сотни туристов летом.

Слюдянские и Таловские озера. Озера между Слюдянкой и Култуком. Проезжая мимо них летом, обратите внимание на красивые цветы — кувшинки, покрывающие все водное зеркало. Для Сибири это очень редкие цветы.

Поселок Аршан. Там можно выпить минеральной воды, прогуляться к красивейшим водопадам. Ну и конечно посетить знаменитый дацан.

Как добраться до КБЖД

На Кругобайкальскую железную дорогу можно доехать по автомобильной дороге из Иркутска или приплыть по воде с Ольхона, Листвянки.

Время в пути до КБЖД из разных пунктов:
  • Из Иркутска – рейсовым теплоходом «Баргузин» (время пути — 1 час)
  • Из Иркутска – автомобилем / автобусом (40 минут — 1 час) до Листвянки и паромом
  • Из Иркутска – автомобилем / автобусом (2 часа ) до Слюдянки / Култука
  • С Ольхона – моторным катером (около 9 часов)
  • Из Аршана – на автомобиле (около 2 часов)

В дороге обычно никто не ночует, потому как поезд проходит дорогу в течение дня. Туристы останавливаются в порте Байкал, в Листвянке или в Слюдянке.

КБЖД экскурсия. Ваш путь на Кругобайкальскую дорогу может быть разными!
Вариант №1: пешком

Можно пройти по КБЖД пешком, либо часть, либо от начала до конца. Это радикальный способ познакомиться с ландшафтами, природой, инженерными сооружениями самой легендарной железной дорогой России.

Надо понимать в этом случае, что на путешествие по КБЖД у вас уйдет 4-5 дней, так как её протяженность 84 км. Через каждые 5 км прямо возле озера до Дачи Комарова пикниковые и кемпинговые зоны, а также места для палаток и деревянные столики. Комфорт передвижения гарантирован.

На основных станциях (через 10-15 км) есть сельские магазины, купить провиант найдете где. Но читайте комментарий внизу , что-то может меняться — были магазины и нет или наоборот.

Для этого варианта необходимо обязательно брать с собой палатку, спальник, фонарик с запасными батарейками, специальную трекинговую обувь, средства от клещей (с мая по июль). Фотоаппарат думаю тоже не помешает — если планируете выбрать или поменять, читайте рекомендации.

Вариант №2: на Кругобайкальском экспрессе

Можно проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (еще называется Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей. Электропоезд отходит утром из Иркутска до станции Слюдянка. Откуда начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал. Далее на пароме через Ангару, и на автобусе к вечеру обратно в г.Иркутск.

Такая экскурсия проводится круглый год, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км. В стоимость экскурсии входит питание.

Вариант №3 (только с мая по октябрь): на теплоходе

Последние годы популярностью у туристов пользуется водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.

Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин», который отправляется опять же из Иркутска с пристани «Ракета» еженедельно в летнее время в пятницу, субботу и воскресенье. Бргузин за один световой день проходит по Ангаре до КБЖД и далее вдоль дороги идет до мыса Половинный с возможностью осмотра всех достопримечательностей с воды.

В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход пристает к берегу, будет возможность осмотреть достопримечательности. К вечеру теплоход тем-же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество остановок. Билеты приходится заказывать за 2 недели в связи с высоким спросом.

Вариант №4 (только с февраля по апрель): на авто по льду

В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками.

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД). Краткая история и как побывать

Кругобайкальская железная дорога — уникальное инженерное сооружение, построенное во времена царской России. Сохранившиеся в первоначальном виде многочисленные тоннели и галереи, выполненные по оригинальным проектам, а также удивительные по красоте скалистые берега, бескрайние просторы водной глади Байкала, уникальный растительный и животный мир сделают это путешествие незабываемым.

Про КБЖД зимой можно прочитать здесь.

Содержание

  • САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В МИРЕ
  • ДАТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА КБЖД
  • БАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕПРАВА. РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ ПО ЛЬДУ ЧЕРЕЗ БАЙКАЛ
  • «БАЙКАЛ» И «АНГАРА»
  • ПОЧЕМУ КБЖД «ЗОЛОТАЯ ПРЯЖКА» СТАЛЬНОГО ПОЯСА РОССИИ
  • КРУГОБАЙКАЛКА СЕГОДНЯ
  • КАК ПОБЫВАТЬ НА КБЖД. ВИДЫ ТРАНСПОРТА
    • Стоимость экскурсий по КБЖД в 2021 г.
  • МАРШРУТ КБЖД ДО 1949 ГОДА

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В МИРЕ

В 1882 г. императором Александром III было принято решение о проведении изыскательских работ Сибирской магистральной линии. Так было положено начало строительства самой большой железной дороги в мире — Великого Сибирского пути. Сегодня Транссибом называют СТАЛЬНОЙ ПОЯС РОССИИ, протяженностью 9 288 км. Оценить эти масштабы можно, прокатившись от начальной до конечной станции на поезде Москва — Владивосток. За 6 с половиной — 7 дней вы сможете из окна вагона увидеть Европейскую часть России, Урал, конечно же, Сибирь и Дальний Восток.

В благодарность о принятии решения строительства Транссибирской магистрали иркутяне в 1908 г. воздвигли памятник императору Александру III. Памятник — реплика, возведенный вновь в 2003 г.

Памятник Александру III. Иркутск, бульвар Гагарина

ДАТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА КБЖД

В 1898 г. Указом Императора Николая I начинают проводиться изыскательские работы направления КБЖД. Разрабатывалось несколько вариантов. Строительство дороги велось в два этапа. В первый этап с 1896-1905 гг. создавался первый путь с разбивкой по времени на участки:

— Иркутск — Байкал (левый берег Ангары) с 1896 по 1900 гг.;

— Слюдянка — Танхой — Мысовая (восточный берега КБЖД) с 1899 по 1901 гг.;

— Байкал — Слюдянка (западный берег КБЖД, самый сложный) с 1902 по 1905 гг.

Второй этап проводился с 1911-1915 гг. За эти годы был проложен второй железнодорожный путь, при строительстве которого активно использовался труд каторжников Александровской тюрьмы.

КБЖД — стала самой маленькой дорогой из семи участков Транссиба, протяженностью всего 260 км (не считая участок Иркутск — Байкал). Отсчет КБЖД ведется от станции Иннокентьевская (0 км) — станции, разделяющей в то время Томскую и Забайкальскую железные дороги. Восточно-Сибирской железной дороги тогда еще не существовало.

Кругобайкальская железная дорога, Култук

БАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПЕРЕПРАВА. РЕЛЬСОВЫЙ ПУТЬ ПО ЛЬДУ ЧЕРЕЗ БАЙКАЛ

Пока велось строительство отдельных участков КБЖД было налажено водное сообщение. Для этих целей были заказаны два английских парома-ледокола «Байкал» и «Ангара». П осле того, как лед покрывал озеро, прокладывалась железная дорога прямо по льду Байкала! Маршруты ледяной железной дороги от станции, а также порта Байкал можно посмотреть на карте в самом низу.

«БАЙКАЛ» И «АНГАРА»

Ледокол «Байкал» был спущен на воду в 1899 г., выведен из состава флота в 1818 г. К сожалению в годы Гражданской войны ледокол сгорел у пристани и в последствии был разобран. Говорят, что останки корабля до сих пор покоятся на дне озера Байкал у самого истока Ангары. А вот ледокол «Ангару» (спущен на воду в1900 г., выведен из состава флота в 1962 г.) можно увидеть и сегодня. Теперь это корабль-музей — один из самых старых сохранившихся ледоколов в мире. Находится на вечной стоянке на правом берегу Ангары рядом с Иркутской ГЭС.

Читайте также  Где в 2021 году лучше всего провести отпуск с детьми?

Ледокол «Ангара», Иркутск

ПОЧЕМУ КБЖД «ЗОЛОТАЯ ПРЯЖКА» СТАЛЬНОГО ПОЯСА РОССИИ

Название «Золотая пряжка» КБЖД получила за то, что на ее строительство была потрачена колоссальная сумма из государственной казны и за то, что она соединила Забайкальскую и Томскую железные дороги Великого Сибирского пути. Кроме того, КБЖД соединила не только стальной пояс России, но и позволила создать огромнейший непрерывный железнодорожный путь от берегов Атлантики до берегов Тихого океана.

КРУГОБАЙКАЛКА СЕГОДНЯ

Сегодня Кругобайкалка выглядит несколько иначе. Что изменилось? Если попробовать повторить исторический путь с о станции «Иннокентьевская», то мы узнаем, что такой станции уже нет. Точнее, нет такого названия. После 1934 г. эта станция стала именоваться Иркутск-Сортировочный.

Станция и порт «Байкал», исток Ангары

Что еще мы увидим? Что теперь участка железной дороги Иркутск — Байкал, проходившего непосредственно по берегу Ангары не существует. В 1958 году при строительстве Иркутской ГЭС эта ветка была разобрана, потому как попала в зону затопления. Теперь железнодорожный путь пролегает уходя от левого берега Ангары по Олхинскому плато к самой южной оконечности Байкала к станции Слюдянка I. Построен в 1949 г. Кстати сказать, этот маршрут рассматривался при проектировании КБЖД, но был отклонен. Можно сказать, что теперь функцию пряжки выполняет новый участок дороги ВСЖД (Иркутск — Слюдянка I ).

Мост, КБЖД, станция Половинная

Таким образом Кругобайкалка сегодня представляет собой тупиковый участок от ст. Байкал (72 км) до станции Слюдянка II, протяженностью — 89 км. Сегодня КБЖД Памятник федерального значения, архитектурно-ландшафтный заповедник.

Мост КБЖД, станция Ангасольская (старая Ангасолка)

КАК ПОБЫВАТЬ НА КБЖД. ВИДЫ ТРАНСПОРТА

Возможно вы даже удивитесь, узнав сколько вариантов экскурсий существует. Условно их можно разделить на две группы: лето и зима по возможному виду транспорта.

Лето. В первую очередь, можно прокатиться на электропоезде. Экскурсии проводятся летом. Однако они могут организовываться и в межсезонье на рельсовом автобусе. Кроме того, можно отправиться по Кругобайкалке на тепловозе «МОТАНЯ», а также на поезде с ПАРОВОЗНОЙ. ТЕПЛОХОД — прекрасная альтернатива железнодорожному транспорту. Водная экскурсия вдоль Кругобайкалки на КАТЕРЕ либо круиз по Байкалу, где этот маршрут включен.

Паровоз, КБЖД, станция Половинная

Зима. Аэроходы «ХИВУСЫ» исключительно удобный и безопасный вид транспорта. СНЕГОХОДЫ. В отличие от поездки на Хивусе, которым управляет капитан, на снегоходе можно отправиться и самостоятельно в сопровождении инструктора.

Кругобайкальская железная дорога

«И стук колес играет старый блюз
По шпалам мимо нот.» Пилот

Не знаю уж в какой момент нашего Байкальского путешествия я внезапно поняла, что мне позарез хочется посетить кругобайкальскую железную дорогу. Ну и что, что до обратного поезда у нас осталось всего два дня? Все можно успеть, ведь кто знает когда мы еще забредем в те края? Необходимо было использовать все возможности!

Название «Кругобайкальская железная дорога» относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Порт Байкал до станции Мысовая.

Говоря сегодня о Кругобайкалке, мы имеем в виду ее западную часть от истока реки Ангара до Слюдянки (71-168 км.), которая выведена из транзитного движения. Восточная же часть остается магистральной в составе Транссиба.

До революции этот короткий участок пути называли «Золотой пряжкой стального пояса России», пряжкой — потому что она соединила разорванную Байкалом Транссибирскую магистраль, а золотой — потому что по стоимости работ она превзошла все существующие в России дороги.

Дорога протяженностью 84 км построена в начале XX века между Портом Байкал и поселком Култук на юго-западном побережье озера Байкал. На этом участке было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяженностью 8994 м.

По объему, сложности и стоимости работ этот участок не имел себе равных среди железных дорог России.

До 1949 года по всей КБЖД проходил основной ход Транссибирской магистрали, часть которого от станции Иркутск-Пассажирский до станции Слюдянка II была переведена на новопостроенный дублирующий участок дороги от Иркутска до Слюдянки напрямую через Олхинское плато. Участок Слюдянка II — Мысовая является частью Транссибирской магистрали по настоящее время.

После ввода в эксплуатацию в 1949 году дублирующего участка через Олхинское плато линия Иркутск — Байкал— Слюдянка потеряла былое значение. Участок от Иркутска до станции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, в 1956 году был разобран и полностью затоплен в 1958 году водами Иркутского водохранилища после строительства Иркутской ГЭС. Таким образом, участок Байкал — Слюдянка II стал тупиковым.

Отсчёт километров на КБЖД ведётся от станции Иркутск-Сортировочный, которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Станция Байкал находится на 72-м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка II — на 161-м [2] .

Проходящий по берегу озера Байкал вдоль подножия Олхинского плато участок КБЖД от города Слюдянка до посёлка Байкал является уникальным памятником инженерного искусства.

Познакомиться со знаменитой кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) можно несколькими способами:

  1. По этой ветке дороги от Слюдянки до порта Байкал ходит поезд, имунуемый в народе Мотаня (узнавать на жд вокзале Слюдянки). Из плюсов — дешево и быстро. Из минусов: проедет быстро, остановки по 1 минуте и рассмотреть все как следует будет сложно. Ходит, кажется, не каждый день. В общем мы на нее не попали.
  2. Можно пройти пеший маршрут вдоль берега Байкала по железной дороге с палатками. Из плюсов — рассмотреть, сфотографировать можно во всех ракурсах абсолютно все сооружения КБЖД, а заодно и полюбоваться рассветами и закатами на Байкале. Из минусов маршрут на 87 км.
  3. Доехать на электричке от Иркутска до станции Темная падь. От нее до станции Старая Ангасолка и берега Байкала всего 5 км пешком. А там уже можно прогуляться по КБЖД в течении дня, а вечером также уехать домой. Но осмотреть в этом случае удастся лишь небольшой ее участок.
  4. Отправиться экскурсию на старом ретро-поезде. Экскурсия длится целый день (из Иркутска в Иркутск). Из минусов — очень дорого (в 2016м году стоила 3800р с человека без питания). Из плюсов — можно узнать много интересного. Много остановок во всех интересных местах. Можно выйти, погулять, пофотать. Пара больших остановок, где можно сделать пикник на берегу Байкала. Очень атмосферный медленно едущий поезд позволяет все рассмотреть из окна вагона под стук колес и вещание разной информации от экскурсовода. Ну и на то чтобы осмотреть КБЖД полностью уйдет ровно один день.

Нетрудно догадаться почему мы выбрали вариант 4. Дней лишних на самостоятельные прогулки у нас уже не было. Да и устала я очень. Мы же отдыхали нон-стопом третью неделю подряд: поход по Ергакам, Теплые озера на Снежной, пик Черского, Иркутск. И все с маленьким ребенком (Нике было 11 месяцев и она самостоятельно еще только училась ходить, поэтому большую часть времени я таскала ее на себе). Так что одновременно увидеть что-то интересное и отдохнуть сидя весь день в удобном вагоне, раглядывая виды из окна и иногда выходя размять ноги — это было то что нужно!

В восемь утра мы загрузились в автобус в Иркутске и отправились навстречу новым местам и приключениям. Сначала мы доехали до поселка Листвянка. Это очень живописный курортный поселок на берегу Байкала. Здесь нас посадили на теплоход Бабушкин.

теплоход Бабушкин

На нем мы переправились в порт Байкал. В нашей группе было много иностранцев. В особенности много китайцев, для них был выделен отдельный вагон. Они все очень интересовались нашей Никой. Вообще мы с ней получали здесь много внимания. Китайцы очень дружелюбно относятся к детям. И готовы ими восхищаться, махать и улыбаться бесконечно. И они все хотели с нами сфотографироваться. Ника была рада такому вниманию к ней, она получала много общения.

Порт Байкал — это и есть самый настоящий порт! Здесь стояло множество кораблей. А я очень люблю корабли и все, что с ними связано.

порт Байкал

Оказалось, что мы доехали слишком быстро, и до начала экскурсии у нас в запасе еще почти час. Тогда экскурсовод предложила нам провести экскурсию в местном музее посвященном поездам.

в музее посвященном кругобайкальской железной дороге

Паша пошел слушать эту экскурсию, а Нику мне было тяжело удержать на месте, ей было интереснее побегать. Она все время подбегала к ларьку с сувенирами и тыкала туда пальцем. В итоге продавцы из этого ларька попросили разрешения подарить ей игрушку — нерпу. Сказали, что наш ребенок им очень понравился. Мы не стали возражать. Так у нас появилась новая игрушка, которой можно было ее развлекать в поезде в пути.

Наш транспорт

Наконец нас посадили в вагоны. Сами вагоны этого поезда вовсе не ретро и не старинные, они новые и современные. Но прицеплены к настоящему ретро паровозу, который топится углем. Едет он очень медленно, постоянно присутствует запах дыма.

в вагоне с нерпой

Экскурсовод отрабатывала свои деньги по полной программе. Практически не возникало пауз и заминок, она почти весь день что-то рассказывала. Лишь пару раз были перерывы, когда она включала фильмы про Байкал. Остановки были довольно частыми. Ника не успевала заскучать.

На длинной остановке, на которой можно было выйти покушать с видом на Байкал, она училась делать первые самостоятельные шаги на берегу. Вообще неспешная атмосфера этого поезда и экскурсии настраивали на отдыхательный и умиротворительный лад.

Правда, во второй половине дня пошел сильный дождь. Байкал показал и свой хмурый характер.

Туристов дождь не сильно останавливал. Можно было, к примеру, прятаться от дождя в местных тоннелях.

Саму экскурсию я пересказывать не буду, достаточно знать, что это было очень интересно. В основном рассказывали о сложностях строительства дороги на этой местности и в те времена. Это действительно был колоссально сложный труд, особенно если учесть, что многое делалось вручную. Про историю строительства можно почитать, к примеру здесь или более подробно здесь.

подпорные стены

К вечеру мы доехали до станции Култук, после нее интересные объекты заканчиваются, здесь нас переципили к другому локомотиву и мы доехали до станции Слюдянка под неспешный фильм о Байкале.

Снова Слюдянка

А в Слюдянке нас пересадили в электричку и мы с ветерком помчали обратно в Иркутск без остановок. Здесь экскурсия была уже полностью закончена. В Иркутск мы вернулись довольно поздно: часам к девяти или десяти вечера. Так прошел очередной день нашего путешествия. А на следующий день мы все же решили скататься в бухту Песчаную. О ней расскажу в следующей части.

История и мифы Кругобайкальской железной дороги

Золотая пряжка России — так местные называют Кругобайкальскую железную дорогу. В свое время этот участок дороги стал самым дорогим для государственной казны, сейчас — самый красивый в стране. Туристы садятся в поезд, стилизованный «под старину» и отправляются в путь вдоль крутых горных склонов и сквозь старинные тоннели, где «оживают» легенды и герои дореволюционной России.

Кругобайкальская железная дорога — это часть магистрального железнодорожного пути от Челябинска до Владивостока, который в проектных документах назывался — Сибирская железная дорога. Ее начали строить в конце XIX века, как часть железнодорожной магистрали, пронизывающей всю Сибирь и Дальний Восток.

К строительству железнодорожного полотна у Байкала подошли со всей серьезностью. Перед строительством проводили долгие изыскания в три этапа — в 1889, 1898 и в 1900 годах. В составе второй экспедиции работал один горный инженер, в последней было уже три партии горных инженеров. «Готовили карты специалисты Иркутского военно-топографического отдела», — рассказал кандидат исторических наук, главный хранитель фондов музея Восточно-Сибирской железной дороги Александр Хобта.
Дорога на вес золота

Читайте также  Как фотографировать в путешествиях? 15 советов для «чайников»

До начала строительства вариантов направления железной дороги от Иркутска было несколько, добавил Хобта. Но в итоге решили строить дорогу возле Байкала, потому что прокладывать полотно вдоль берега было легче и выгоднее: здесь отсутствовали крутые спуски и подъёмы.

Строительство началось в октябре 1899 года от станции Мысовая в сторону станции Слюдянка. Через три года приступили к строительству участка станция Байкал-село Култук. А сдали дорогу в эксплуатацию в 1905 году. Создатели магистрали постарались на славу, оставив после себя уникальные сооружения. Например, десятки тоннелей. Если сложить их длину, получится больше семи километров. А высота шести тоннелей больше 320 метров.

Еще здесь возвели противообвальные галереи, каменные подпорные стенки, мосты, виадуки, трубы, 24 железнодорожных станции и сотни жилых домов. А на станции Слюдянка построили здание вокзала из белого и розового мрамора — это единственный в России вокзал, облицованный мрамором.

Стоимость железной дороги составила более 63 миллионов рублей, «цена» одной версты — 242,5 тысячи рублей. Это был самый дорогой участок Сибирской железной дороги, но и самый красивый. Может быть потому, что строительство контролировал министр путей сообщения, князь Михаил Хилков.

«Каждый год, на протяжении 11 лет, пока он возглавлял министерство, он приезжал в Иркутск, на Байкал, на Кругобайкальскую железную дорогу. А в 1904 году, когда началась Русско-японская война, он месяцами жил возле озера и фактически возглавлял строительство», — рассказал хранитель фондов музея.

Но укладывали камни, копали рвы и прокладывали рельсы, конечно, простые рабочие. В основном вольнонаёмные, но были и ссыльнокаторжные, и иностранные подданные: итальянцы, албанцы, черногорцы, турки, китайцы.

Не учли инженеры одного — высокую обвалоопасность практически на всем протяжении дороги: в 1910 году здесь произошло 576 обвалов, в 1911 — уже 926 случаев. И в 1930-х годах прошлого века правительство приняло решение о переносе участка между станциями Байкал и Култук.

Но дорога не забыта. Сегодня Кругобайкальский участок Восточно-Сибирской железной дороги от станции Порт Байкал до станции Култук — своеобразный музей под открытым небом, где можно увидеть «живыми» творения русских инженеров: тоннели, мосты, галереи, подпорные стенки, жилые дома…

Выдуманный призрак и настоящая смекалка

Многие гиды любят рассказывать историю об итальянском инженере по имени Джузеппе, который якобы участвовал в проектировании и строительстве дороги. Во время строительства одного из тоннелей, рабочие пробивали мыс с двух сторон навстречу друг другу. Но в нужное время тоннели не сошлись. Не случилось этого и спустя несколько недель. Тогда, согласно страшилке, инженер выстрелил себе в висок.И по странному стечению обстоятельств в этот же день рабочие встретились друг с другом «внутри» горы — тоннель сошелся.

Доверчивых туристов пугают призраком несчастного Джузеппе, который до сих бродит по тоннелю, постукивая путевым молотком по рельсам.

Подобные выдумки страшно возмущают ученых. «Все истории, или, с позволения сказать, легенды, что гуляют по интернету, и что пересказывают (причём с постоянными искажениями) многочисленные уста туристов и экскурсантов, не имеют под собой ни каких оснований. Никто и никогда, и нигде на всей территории, относящейся к Кругобайкальской железной дороге, и в тоннелях не блуждал. Никто и никогда не хоронил погибших за стенами тоннелей. Ни один инженер не застрелился», — уверяет Хобта.

Но и без легенд достаточно удивительных фактов о Кругобайкальской железной дороге. Некоторые из них описаны в прессе того времени, некоторые хранятся в архивных документах. Одна из таких жизненных историй повествует о смекалке рабочих, строивших дорогу.

«С введением монополии на алкоголь между рабочими было замечено усиленное пьянство, вследствие чего зачастую рабочие не выходили на работу по нескольку дней. Во избежание такого зла начальником дороги был издан приказ, чтобы не пропускать водку на строительство, но приказ одно, а жизнь другое… и любители живительной влаги придумали много способов провозки спирта», — рассказал ученый.

Местное начальство обратило внимание на то, что почти с каждым пароходом прибывают рабочие с сундуками, чемоданами и подозрительными узлами. Руководство осмотрело багаж нескольких рабочих после прибытия судна на берег: были найдены вёдра спирта. После раскрытия этого секрета провоз спирта стал невозможен, так как за багажом начали зорко следить.

Но рабочие и здесь проявили смекалку. Однажды, не доезжая до пристани, капитан парохода заметил, что женщина на берегу, усиленно машет пароходу. Капитан хотел остановить пароход, но к нему подошел пассажир-рабочий и сказал, что это жена приветствует его, так как давно не виделась с ним.

«Слова рабочего показались капитану неправдоподобными. Он стал внимательно следить за мужчиной и вскоре увидел, что пассажир из своего багажа бросил в Байкал ведерный бочонок со спиртом. По выходу на пристань рабочий сел в шлюпку и по указанию женщины, не страшась опасного вала, поплыл отыскивать бочонок. Смельчак через некоторое время вернулся с драгоценным напитком, избежав осмотра багажа. Так, к большому огорчению строителей, и этот способ был раскрыт», — поведал историк.

«Рискованное» сооружение

Приезжать путешественникам, которые захотят увидеть все красоты Кругобайкальской железной дороги, Хобта советует с апреля по середину октября. В начале апреля Байкал еще скован льдом и можно полюбоваться творениями русских инженеров, стоя прямо на льду озера. А летом и осенью сама природа Байкала очень красива.

«Глядя на монументальные сооружения Кругобайкальской железной дороги, на две стальные нитки, игриво петляющие среди мысов и падей, на удивительно скромные, но по-особенному выразительные деревянные постройки, мы порой не находим слов для того, чтобы выразить свое восхищение этим памятником истории и культуры, до сих пор кажущимся рискованным сооружением человека. Мы любуемся произведениями инженерной мысли и поражаемся человеческой терпимости», — резюмировал главный хранитель фонда музея ВСЖД.

Озеро Байкал: Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога — историческая железная дорога в Иркутской области, в прошлом — часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

1.После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

2. Сибирский железнодорожный путь, впоследствии получивший название Транссибирской магистрали, при проектировании был разделён на семь участков, среди которых был Кругобайкальский, маршрут которого должен был пройти от Иркутска до пристани Мысовая (ныне город Бабушкин) на восточном берегу Байкала.

3. Первоначальные изыскательские работы были проведены с участием А. И. Штукенберга в 1836—1840 годах. Окончательный этап работ по определению маршрута первого участка Кругобайкалки, от Иркутска до озера Байкал, был проведён в 1894 году.

4. Окончательное решение о прохождении маршрута было принято комитетом по сооружению Сибирской железной дороги 9 июня 1901 года. Сметная стоимость строительства данного отрезка Кругобайкальской дороги составила 52,52 млн руб. Начальником строительства был назначен инженер путей сообщения Б. У. Савримович.

5. Берега, представлял собой скалистую гряду с крутыми откосами, возвышающуюся над урезом воды на 270—400 м.

6. По первоначальному плану, на участке от Слюдянки до П.Байкала было необходимо соорудить 33 тоннеля.

7. Минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м.

8. Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.

9. По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). На каждый километр дороги было истрачено в среднем около вагона взрывчатых веществ.

10. С вводом в строй всей трассы КБЖД маршрут Транссиба вокруг Байкала был полностью замкнут, по магистрали пошли грузы, пассажирские вагоны. Кругобайкалку называли «Золотой пряжкой стального пояса России».

11. Первоначально дорога была построена в одной колее; в 1911—1914 годах были проведены работы по сооружению вторых путей, что позволило увеличить пропускную способность Кругобайкалки до 48 пар поездов в сутки.

12. При этом при строительстве мостов и других инженерных сооружений вместо природного камня активно применялся новый для тех времён материал — железобетон.

13. В 1947—1949 годах была построена электрифицированная перевальная дорога Иркутск — Большой Луг — Слюдянка, заметно сократившая путь по сравнению с Кругобайкальской веткой. Основной ход Транссибирской магистрали был переведён на новый участок.

14. В 1950 году началось строительство Иркутской ГЭС. В связи с этим часть Кругобайкальской дороги от Иркутска до посёлка Байкал, проходившая вдоль Ангары, была разобрана в 1956 году и в этом же году затоплена при наполнении Иркутского водохранилища.

15. В итоге сформировался современный, «тупиковый» маршрут Кругобайкалки (Слюдянка‑2 — Култук — Маритуй — Байкал). Магистраль потеряла своё стратегическое значение, количество пар поездов на дороге резко уменьшилось, с тоннелей и мостов была снята охрана.

16. В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 89 км.

17. На дороге сейчас имеется четыре станции (Култук, Маритуй, Уланово и Байкал) и один разъезд (137 км).

18. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них — тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 м и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок.

19. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

20. Одна из основных достопримечательностей – Итальянская стенка

21. Отсчёт километров на Кругобайкалке традиционно ведётся от станции Иркутск-сортировочный (бывшая Иннокентьевская), которая до 1934 была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог.

22. Станция Байкал при этом расположена на 72‑м километре от этой точки отсчёта, станция Слюдянка‑2 — на 161 км.

23. В настоящее время КБЖД входит в состав Иркутского отделения Восточно-Сибирской железной дороги.

25. В начале XXI века по дороге регулярно курсирует один поезд (тепловоз и два вагона) в день туда и обратно. Время в пути от Слюдянки до станции Байкал — 4 часа 40 минут. Этот поезд именуется жителями придорожных селений словом «передача», отражающим значение этого транспорта для обеспечения их предметами первой необходимости. Ещё одно название поезда — «мотаня» (мотается между станциями).

26. Также периодически ходят туристические поезда, в том числе с паровозной тягой и оформлением вагонов в стиле «ретро». Заказ ж/д билетов на такие поезда надо производить заблаговременно.

28. Кабина машиниста тепловоза.

29. Тоннель №18 «Киринрей 3» 13 сентября 1904 г. здесь была произведена стыковка Великого Сибирского пути.

30. Крупнейшее и глубочайшее озеро планеты Земля. Байкал неповторим…

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: