Озеро Манасаровар: священный водоем Тибета - KRINTEL.RU

Озеро Манасаровар: священный водоем Тибета

Озеро Манасаровар

Ч арующее и таинственное озеро «Манасаровар» давно является объектом многих приезжающих в Тибет. Побывать у этого необычного водоёма ежегодно стремится огромное количество людей. Что ищут они у берегов священного озера? Чем так манит пресноводная гладь, играющая искристыми бликами в лучах солнца, простого обывателя? Или, может, тянутся к этому источнику чистоты и света не совсем простые люди, а те, кто смотрит на мир другими глазами и знает толк в созерцании?

К озеру Манасаровар едут не для простого отдыха. В этих местах ищут нечто большее, чем обычное любопытство и желание очутиться в популярном уголке природы. Воды озера — это особое богатство Тибета! Об озере Манасаровар сложено немало легенд и поверий. Например, об озере Манасаровар упоминает индийский эпос Рамаяна. Индусы уверены, что Манасаровар – это душа бога Брахмы. Считается, что здесь омывались Шива и его жена Парвати. Другая легенда гласит, что озеро Манасаровар было первым земным творением, которое создал Брахма в своем сознании. Буддисты полагают, что Манасаровар – это и есть то легендарное озеро, куда боги перенесли Будду после рождения, чтобы омыть его.

Но, только увидев воочию величественную красоту природы этих мест, понимаешь, насколько глубока здесь мистическая атмосфера и как притягательна.

Где находится озеро Манасаровар

Уникальное озеро «Манасаровар» находится в Тибете. Расположен водоём приблизительно в 950 км от Лхасы в Западном направлении. Это чудесное озеро располагается на высоте 4587 метров над уровнем моря. Место расположения — район Нгари, уезд Пуранг.

Почему Манасаровар так называется?

Манасаровар — озеро в Тибете, которое носит имя, образованное на санкритском языке. Название на языке «хинди» прочно вошло в обиход английского, русского языков. В переводе с санскрита манаса означает ‘сознание’, саровара — ‘озеро’. «Озеро сознания», по легенде, было рождено из сознания Брахмы. Водоём, созданный в представлениях высшего божества индуизма, считается священным и почитается верующими. Это одно из четырёх священных озёр Тибета, к которому постоянно осуществляет паломничество огромное количество людей.

Манасаровар и Кайлас: притягательность святых мест

Ежедневно у вод Манасаровара стремятся побывать тысячи верующих. Дело в том, что, по легенде, тот, кто искупается в водах этого водоёма, очистится от грехов. Однако так считают не все, а только индусы. Тибетцы же, напротив, считают вхождение в воды озера и омовение в нём своего тела греховным, так как происходит осквернение чистых священных потоков. Тибетцы допускают только омовение лица и питьё из водоёма. Они верят, что это помогает избавиться от дурных помыслов и недопустимых мыслей. И индусы, и тибетцы верят в целительные силы вод Манасаровара. Они думают, что, искупавшись или напившись воды из этого водоёма, можно исцелиться от многих, даже очень тяжёлых болезней.

Манасаровар и Кайлас неразлучны, как Инь и Ян

Озеро «Манасаровар» является неотъемлемой частью священной горы Кайлас. Эти два объекта, как Инь и Ян, — мужское и женское начало. Притягательность их неотъемлема. Воды берут свой резерв из источников Кайласа. Ледники питают святую воду, наполняя благодатной энергией чистоты и света. По легенде, озеро — это обитель Парвати, жены Шивы. Самому Шиве принадлежит Кайлас.

Те, кто отправляется в паломничество к Манасаровару, считают обязательным побывать у подножья горы Кайлас. Люди верят, что, прикоснувшись к этим святыням, вдохнув полной грудью особый дух этих мест и омывшись святыми водами, можно измениться, повернуть свою жизнь в нужном направлении, очиститься от дурных мыслей, призвать удачу и успех.

Озеро «Ракшас» и Манасаровар

Манасаровар — озеро живой воды! Целебное, священное озеро, которое дарит людям умиротворение, бодрость, внутреннюю гармонию. Из этого водоёма берут начало великие реки мира: «Ганг», «Инд», «Сатледж», «Брахмапутра». Если быть точнее, то единственная непосредственно связанная с этим озером река — это Сатледж. Но другие перечисленные водоёмы питаются одними и теми же ледниками с озера «Манасаровар». Озеро по праву считается источником жизни. Неспроста этому водоёму приписывают мистические исцеляющие силы.

Но есть у Манасаровара и антипод — озеро «Ракшас». Воды у этого водоёма мёртвые, «безмолвные», тёмные. Говорят, возле этого самого водоёма десять дней медитировал демон. Десятиглавый Равана каждый день отрубал одну голову и бросал её Шиве. Когда у демона осталась одна, последняя голова, бог Шива смягчил свой гнев и наделил просящего силой, которую тот так жаждал. Есть и иное сказание. По легенде, демон десять дней медитировал у мёртвого озера в ожидании вожделенной Парвати. Но жена Шивы так и не одарила несчастного демона своим вниманием. Она не пришла.

Тёмные воды демонического озера «Ракшас» располагаются всего в трёх километрах от священной воды Манасаровара. Но это совершенно другой водоём. По берегам Ракшаса нет растительности. Воды неспокойные, часто случаются штормы. В воде этого озера слишком высокое содержание серебра. «Живность» в этих водах практически отсутствует. Удивительным фактом можно назвать то, что между живым и мёртвым озером имеется связующая протока, но воды этих водоёмов никогда не смешиваются. Солёная вода Ракшас-тал является полной противоположностью пресному наполнению святого водоёма. В народе бытует легенда, что где-то на берегу Ракшас-тал есть монастырь, обитатели которого постоянно ждут холодов. Когда воды замерзают, они получают доступ к внешнему миру.

Такие две достопримечательности Тибета расположены рядом, но совершенно не похожи одна на другую.

Красота живого озера

Отдельного внимания заслуживает описание Манасаровара. Этот водоём не похож на другие. Воды в нём спокойные. Они насыщены ярко-бирюзовым цветом. Иногда гладь становится иссиня-зелёной. Поверхность водоёма всегда спокойная. Она практически не колышется. Даже когда в этом месте дуют неугомонные ветры, поверхность воды берётся еле заметной рябью. Ни волн, ни шума. Такое ощущение, что всё вокруг этого объекта замирает и стремится услышать «музыку» гармонии и красоты.

Вокруг этого водоёма расположено 9 монастырей. В пределах этой достопримечательности произрастает 4000 видов растений. Среди них имеются лекарственные виды. В тёплый период года у озера можно увидеть лебедей. Они прилетают на лето в эти места. Состав воды благоприятен для развития жизни. В озере обитает большое количество рыб.

Не всегда красота озера имеет благостный ровный оттенок. В холодный период кромка водоёма покрывается тонким слоем льда. В непогожий день гладь приобретает какой-то особый величественный оттенок. Это не пугает, чарует ещё сильнее, будто источник света и чистоты пребывает в холодной задумчивости. Не стоит тревожить, лучше просто наблюдать…

Как добраться к водам Манасаровара

Чтобы попасть к этой святыне, нужно добраться до Тибета, в Западную его часть. Далее, вы можете отправиться в путешествие на джипе, автобусе или воспользоваться местным транспортом. Многие туристы стремятся посетить этот необычайно притягательный и в какой-то мере даже сказочный уголок мира, который поистине чудесный.

Священное озеро, Демоническое озеро.

В отдаленном западном регионе Тибета находится священный треугольник, состоящий из горы Кайлаш, озера Мансаровар и озера Ракшастал, обладающий уникальным магнетизмом, который на протяжении веков притягивает последователей буддизма, индуизма, джайнизма и бонских религий.

Озеро Манасаровар – одно из самых высокогорных в мире пресноводных озер. Вероятно, самое высокогорное. Оно находится на высоте 4583 метра над уровнем моря. На тибетском языке его название означает “непобедимое озеро”. Это одно из трёх священных озер Тибета (другие два – Намцо и Ямдрокцо).

Древнеиндийский поэт Калидаса писал, что воды озера Манасаровар “подобны жемчугам” и что один глоток стирает “грехи сотни жизней”. На берегах водоема можно собрать более сотни видов целебных трав. Глубина озера достигает внушительных 70 метров. С точки зрения биологии озеро Манасаровар действительно живое: в его окрестностях растет около 4 тысяч видов растений, а в воде водится масса рыбы. Летом сюда прилетают гуси и лебеди, придающие пейзажу ещё большее великолепие.

Как попасть на Манасаровар?

Расположена эта достопримечательность в области Буранг тибетской префектуры Нгари, в 20 км к юго-востоку от священной горы Кайлаш . Путешественники обычно проводят два дня в Лхасе, осматривая достопримечательности, прежде чем отправиться по дороге в Кайлаш и Манасаровар, чтобы лучше акклиматизироваться к высоте плато, прежде чем отправиться в еще более высокие высоты в далекой префектуре Нгари на западе региона. Самый простой способ добраться до озера – это перелёт в Международный аэропорт Лхаса Гонггар в Тибете, а затем сухопутный маршрут из Лхасы в Кайлаш. Туры в Кайлаш и Манасаровар предоставляют все крупные туроператоры в Тибете и Китае.

Читайте также  Природа одного поселка

Манасаровар считают вместилищем “живой воды”, сюда постоянно приезжает множество паломников и любопытствующих со всего мира. Самые стойкие совершают поход вокруг озера по часовой стрелке – это путь длиной около 82 км. Озеро считается священным для последователей буддизма, джайнизма, индуизма и тибетской религии бон. Буддисты ассоциируют озеро с Майей, матерью Будд. По заверениям местных жителей, искупавшись в священном водоёме, можно избавиться от греховных помыслов и даже получить физическое исцеление.

Куркьял Чунго

Недалеко от Манасаровара, к северу от него, располагается ещё одно сравнительно небольшое, но невероятно живописное озеро. Это Куркьял Чунго, обитель Богини Гур-Гьял. Согласно бонским преданиям, именно с него началось сотворение мира.

На заметку путешественникам

Несмотря на наличие некоторое инфраструктуры в этом районе, опытные туристы советуют брать с собой компактную еду и не пить воду из озера, не продезинфицировав её. Учитывайте, что на таких высотах даже летом температура может падать до нуля градусов (по ночам). По этому возьмите с собой очень тёплую одежду и рассчитывайте на 3-4 дня, если собираетесь прогуляться вокруг озера.

Самые красивые виды на прекрасную гору Кайлаш и зеркальную гладь Манасаровара открывается от Дживу Гомпа. Манасаровар с его сапфирово-синими ледяными водами, песчаной береговой линией на фоне заснеженных гор — это незабываемое впечатление.

Раньше вокруг озера стояло восемь монастырей, представляющих собой точки колеса Дхармы, но они были разрушены. Сейчас пять из них восстановлены, по крайней мере – частично. Это очень трудная работа, ведь данный высокогорный район всегда был глухим, бесплодным и труднодоступным, отделённым от цивилизованного мира на неделями тяжёлого пути.

Ракшастал – озеро тёмных сил

Всего в нескольких километрах от “живого” озера находится “мёртвое”, называемое Ракшастал, переводится с санскрита как “демоническое”. Индуисты избегают проклятого Ракшастала, считая, что это место зла. Никто из паломников никогда не стремится попасть к Ракшасталу, несмотря на то, что это озеро не менее красиво, по-своему. Это суровая и грозная красота.

Согласно легенде, прикасаться к воде просто опасно: она вытягивает жизненные силы. Говорят, ступивший в озеро человек рискует очень быстро зачахнуть до смерти. Вода к Ракшастале соленая и богатая серебром, поэтому и в нём и вокруг него почти не селятся растения и животные. Интересно, что озёра-антагонисты связаны протокой, но вода в них не смешивается, а перетекает из пресного в солёное. Ведь последнее находится чуть ниже: на высоте 4 292 метров ( и его площадь составляет 268 квадратных километров).

На заметку путешественникам

Лучшее время для путешествия к Манасаровару, Ракшасталу и по их окрестностям – это поздняя весна, ранняя осень и лето.

Ещё один интересный факт: над “демоническим” озером Ракшастал часто дуют сильные ветры, в то время как священный Манасаровар всегда тих и спокоен. При взгляде с высоты эти два озера также контрастируют. Мансаровар с его круглой формой похож на Солнце, в то время как полукруглая форма Ракшастала смахивает на полумесяц Луны. Поэтому буддисты связывают их с этими двумя светилами. Впрочем, если смотреть на спутниковый снимок, эти сравнения не кажутся такими уж точными.

Ракшастал

Озеро Манасаровар

Священное Озеро Манасаровар расположено в 950 километрах к западу от Лхасы в Западном Тибете районе Нгари (Али) уезде Пуранг, на высоте 4587 метров над уровнем моря. Максимальная глубина озера до 77 метров. Запас пресной воды в озере составляет 20 миллиардов кубометров. Площадь озера 412 квадратных километров.

Вместе с горой Кайлас озеро Манасаровар является местом паломничества, привлекая религиозных людей из Индии, Тибета и со всего мира. Озеро Манасаровар является одним из четырех священных озер Тибета. Индусы считают, чтобы избавиться от грехов, нужно искупаться в священном озере Манасаровар. Тибетцы же считают это осквернением великой Святыни и лишь омывают лицо священной водой или пьют воду из озера, что, как верят ламаисты, очищает от грехоных мыслей и намерений, а также излечивает физические недуги.

По легенде, озеро Манасаровар было первым, сотворённым в сознании Брахмы, объектом. Поэтому на санскрите название озера “Manas sarovara” образовано от слов “manas” (сознание) и “sarovara” (озеро). Последователи буддизма также полагают, что Манасаровар является легендарным озером Анаватапта, где королева Майя зачала Будду.

Озеро Манасаровар и гора Кайлас считаются Священным озером и Священной горой, как Инь и Ян символизируют гармонию мужской и женской энергии. Гора Кайлас считается обителью бога Шивы, а озеро Манасаровар – его жены Парвати. Воды озера Манасаровар наполняются источниками, берущими начало в ледниках Кайласа, что делает его священным.

По-тибетски Манасаровар звучит «мапамюмцхо», что переводится как «вечно непобедимое озеро». С названием озера Манасаровар связана не одна легенда, поэтому Манасаровар — достопримечательность, которую посещает огромное количество путешественников, которые приобрели туры в тибет. По одной из версий, когда в 11 веке здесь шла борьба между местной языческой религией Бон и Буддизмом, вытеснив бонских духов, буддистские святые заняли эту территорию, окрестив ее непобедимой. Вторая из легенд описывает историю местной царской семьи: царя по имени Гэцин Дава и его супруги Сэцюн Нима. У супругов было двое детей: принц и принцесса. Семья жила в счастье и гармонии, пока дух смерти не пришел за матерью. Умирая, мать позвала детей к себе и сказала им: «Дети, когда беда настигнет вас, бегите изо всех сил к озеру, там кричите и бейте в барабан», — с этими словами мать покинула этот мир. Царь похоронил тело жены, придав его воде озера. С уходом супруги, царь поддался чарам злой ведьмы, которая пленила его своей красотой. Злая ведьма заболела и слегла в постель, сказав, что сможет поправиться лишь только, если царь отдаст ей на съедение сердца его детей. Испуганные дети сразу вспомнили указания матери и побежали к озеру, где стали громко кричать и бить в барабан. Царь уже настиг свои жертвы, когда из вод озера поднялся величественный всадник в черных одеждах на черном коне и прогнал злодея. В благодарность за помощь матери, дети стали ходить вокруг озера, читая молитвы. Так родилась тибетская традиция совершать обход по часовой стрелке вокруг священного озера Манасаровар, которое прозвали «вечно непобедимым». И по сей день жива эта традиция. Чтобы совершить кОру (священный обход) вокруг озера Манасаровар требуется 4 дня. Путь составляет около 80-100 километров. По пути сохранились 3 больший монастыря: Серелунг, Труго и Чу. Кору на джипе можно совершить за 1 световой день.

Озеро Манасаровар воистину живое, в его пределах произрастает до 4000 видов разных растений, 100 из которых являются лекарственными. Воды озера богаты минералами и полезными веществами, что благоприятно сказывается на разнообразии видов рыб и животных здесь обитающих. Озеро Манасаровар в Тибете называют «Западным Морем». Летом в окрестности озера прилетают многочисленные стаи лебедей, тогда пейзаж озер становится сказочно прекрасным. Кроме того, по народному поверью, употребление в пищу рыбы, выловленной в озере, помогает женщинам забеременеть, облегчает трудные роды, излечивает от отеков (и это притом, что тибетцы впринципе не едят рыбу).

Рядом с озером Манасаровар близ монастыря Чу расположены природные термальные источники. Вода в них очень горячая. Каждый желающий за 50 юаней может принять лечебную ванну, использование воды не ограничивается.

Озеро Ракшас-тал

Интересно, что неподалеку всего в трех-десяти километрах от священного озера Манасаровар находится озеро Ракшас-тал, прозванное «дьявольским» или «мертвым» озером. Вода в озере соленая, на озере часто случаются штормы (в то время, как озеро Манасаровар всегда спокойно), по берегам почти отсутствует растительность. Специалисты говорят, уровень серебра в озере слишком высок, поэтому в нем нет жизни. Удивительно, что Мертвое озеро Ракшас-тал и Священное озеро Манасаровар связаны между собой протокой, но вода в озерах не перемешивается. Таким образом, озера Ракшас-тал и Манасаровар символизуруют здесь гармонию негативной и положительной энергий.

Читайте также  Буэнос-Айрес. Роскошь, нищета и современность

Говорят, что на озере Ракшас-тал есть остров, на котором стоит небольшой монастырь, обитатели которого только зимой, когда вода озера замерзает, выходят на связь с внешним миром.

Победоносное озеро Манасаровар

Когда мы с группой отправляемся в путешествие, то помимо назначенной цели стараемся повидать на пути множество других интересных достопримечательностей. И как раз, следуя по дороге к Кайласу, мы посетили удивительное озеро Манасаровар, которое по своей значимости для паломников не уступает другим местам силы, где людям хочется остаться подольше и поразмышлять о вечном.

«Священное озеро Тибета Манасаровар» — так его называют местные гиды. Они с трепетом останавливаются у берегов, про себя бормоча мантру «Ом Намах Шивайя» и бьют многочисленные поклоны о землю. Особо отважные снимают верхнюю одежду и совершают омовение в этих таинственных водах. Для местных жителей место священное и очень значимое.

Что есть Манасаровар

Индуисты считают, что Манасаровар — душа бога Брахмы. А в древнейшей мифологии описывается, что в этих водах купался сам бог Шива со своей женой Парвати.

Считается, что это место создано из сознания всевышнего и в основу его положено женское начало, так как Кайлас олицетворяет мужское.

Нельзя пропустить тот факт, что озеро является самым высоким в мире над уровнем моря. Оно наполнено пресноводной водой, что является поистине большим чудом. А вода глубокого бирюзового цвета так и манит окунуться.

В Пуранах описано, что гора Кайлас и Манасаровар неразрывно связаны, так как на горе обитает Шива, а в озере — Парвати.

И конечно я не смогла не посетить это священное место и ни увидеть всю красоту и могущество.

Постоянная температура воды около +4. Она похожа на наш родник. Окунаешься с трудом, а после чувствуешь жар по всему телу. Говорят, что глубина воды достигает восьмидесяти метров. Но точно не может сказать никто, так как есть особые места, где не смогли измерить никакие современные приборы. Словно там нет ни конца ни края. А в легендах сказано, что на дне лежат многочисленные сокровища мира.

Нам рассказывали, что Манасаровар несомненно священное озеро, так как оно берет свое начало с ледников Кайласа. А все, что связано со священной горой само по себе освящается и становится святыней.

Непобедимое место

Конечно обойти вокруг Манасаровара было уже большим подвигом. Надо было идти четыре световых дня. Но то, что дает пресная вода, не сравнимо ни с какими препятствиями на пути к ней.

Когда мы проходили очередной круг, гид остановился и замер. Мы подумали, что он прислушивается к воде, словно внимает наставлениям. Спустя некоторое время он пришел в себя и сказал:

— Стоянка будет здесь. И как раз тут мы заночуем.

Теперь стало ясно, что мы не просто прогуливаемся по окрестностям, но идем по пути священного благословения.

К вечеру пришла в лагерь очень пожилая женщина. Сложно было разглядеть вначале ее лицо, лишь только силуэт приближался к нам, еще больше завораживая мистичностью происходящего. Это оказалась одна из местных жителей, что живут неподалеку в монастыре. Она хоть и была в возрасте, но точно никто не мог сказать сколько ей на самом деле лет.

Поджарое телосложение, резкие и точные движения, быстрый шаг и бесконечный свет от ее улыбки заставлял приковывать взгляды и внимать каждому ее слову. После небольшого отдыха женщина собрала всех у костра.

— Отдохнули немного? — спросила та и присела возле берега. — Ну, что же. Начну один рассказ, который послушайте внимательно и примите как данное. Давным давно, когда еще вас на этом свете не было, здесь случались многие чудеса. Между двумя религиями начались раздоры и люди убивали друг друга, безжалостно кололи как орехи.

Немного выдержав паузу, она снова подняла свой взгляд на группу и продолжила:

— Воины с равнины поднимались сюда и уничтожали наших предков. Они хотели завладеть всеми святынями этого места. И когда настала очередная завершающая битва, то все местные собрались у этого озера и стали громко просить о победе и бить, что было сил, в барабаны. Они тем самым призывали духа озера защитить их и дать им силы для последнего боя. Когда враги приблизились слишком близко, из озера поднялся черный всадник невероятных размеров и прогнал обидчиков. Те кинулись во все стороны, и наши деды одержали победу. С тех пор это озеро считается защитником местных обитателей и всех тех, кто нуждается в защите и покровительстве.

Мы внимательно выслушали рассказ и более осознанно пригляделись в глубокие воды. Каждый попросил своей защиты, а кто-то даже обрел убежище.

Гид посоветовал погрузиться в молчание и прочувствовать силу места на себе. Лишь только треск костра нарушал глубокую тишину.

Вскоре все уснули. Ночью вода сильно поднялась и немного подтопила палатки, но мы посчитали это хорошим знаком и благословением, так как вся группа невольно получила омовение и священных вод.

После прохождения озера, все словно переродились заново. Люди стали молчаливее и спокойнее. Каждый участник похода обрел свое убежище и покровительство священного духа Манасаровара.

Говорят, что в определенное время летом сюда прилетает огромное количество белых лебедей. Они заселяют берег и водоем. От такой красоты замирает сердце. Кто увидит это чудо, навсегда просветляется — так утверждают те, кто видел своими глазами. К сожалению, нам не удалось увидеть такую красоту, но это может быть поводом вернуться к озеру.

Дар для женщин

Так как Манасаровар является проявлением женского начала, то он также благоприятен для всех женщин, поклоняющихся его водам.

Когда я пребывала возле озера и наблюдала вокруг, то часто видела одиноких женщин, подходящих к берегу, разувающихся и делающих омовение.

Я спросила проводника:

— Почему так много женщин и тем более в одиночку? Неужели какие-то особые причины заставляют их идти в такой долгий путь и преодолевать препятствия, чтобы умыться водой?

— Конечно, для женщин это место имеет особое значение, — сказал гид. — Они здесь получают благословение от богини Парвати. Те женщины, которые не могут забеременеть или имеют серьезные женские проблемы со здоровьем, получают ребенка и исцеляются. Даже беременные приходят сюда, чтобы облегчить себе роды, а некоторые рожают у воды детей. Такое случается часто и довольно удачно.

— А что тогда просить женщинам, которые удовлетворены этой жизнью и все имеют? — услышав рассказ, спросила одна из участниц.

— Можно попросить хорошего мужа как Шива, например, — с улыбкой продолжил проводник. — Я не верю, что женщина может сказать, что она всем довольна и ей ничего не нужно, — рассмеялся тот, глядя на всех нас.

Мы дружно посмеялись и каждый задумался о своем, о женском.

Удивительно, но женщины, путешествующие к этому озеру, проходят легкий путь, не испытывая ни препятствий погоды, ни сложностей на пути. И мало кто устает, хотя пройти к озеру сложно даже спортивным мужчинам. Словно само место их наполняет силами и энергией для путешествия, благословляя и покровительствуя на пути.

Меня озеро окутало спокойствием и защитой. Так хорошо было у воды, что не хотелось идти дальше. Словно больше ничего не нужно, я обрела себя и полную защиту.

Не знаю, что больше повлияло на мою трансформацию… Наверное, все места силы оставили свой неизгладимый отпечаток на дальнейшей судьбе. Но могу сказать одно — ступая к вершинам Кайласа, нельзя пройти мимо Манасаровара и остаться прежним.

Манасаровар – священное озеро у подножья священной горы Кайлас

Тибетцы считают, что священное озеро Манасаровар освятил сам Будда, поэтому ритуальный обход – кора – вокруг озера способен напитать человека позитивной энергией и снять с него грехи. Об озере Манасаровар упоминает индийский эпос Рамаяна, написанный в 5 веке до нашей эры. С тех пор две с половиной тысячи лет индийские паломники совершают кору и омовения в святом озере.

Читайте также  Грифоны Банковского моста в Петербурге

Об озере Манасаровар сложено множество легенд и поверий. Например, индуисты уверены, что Манасаровар – это душа бога Брамы. Считается, что в Манасароваре купались бог Шива и его жена Парвати.
Другая легенда гласит, что озеро Манасаровар было первым земным творением, которое создал Брахма в своем сознании. На санскрите «Manas sarovara» образовано от слов «manas» (сознание) и «sarovara» (озеро). Еще буддисты полагают, что Манасаровар – это и есть то легендарное озеро, где королева Майя зачала Будду.

Мистическая пара – озеро Манасаровар и гора Кайлас – это Священное озеро и Священная гора. Они олицетворяют Инь и Ян – мужскую и женскую энергии. На горе Кайлас обитает Шива, а в озере Манасаровар живет его жена Парвати.

Мапамюмцхо – это тибетское название озера Манасаровар, оно переводится как «вечно непобедимое озеро». Тибетцы считают, что здесь находятся врата духов, которые связывают наш земной мир с миром потусторонним.

Словом, легенд, преданий и историй, связанных с озером Манасаровар, очень много, чем и можно объяснить то, что его ежегодно посещает неисчислимое множество паломников и туристов, приобретающих туры в Тибет. Все они убеждены, что медитации, практики и дыхательные упражнения помогают им очиститься и достичь просветления.

Если говорить о внешней стороне явления, то озеро Манасаровар – это пресное озеро в 950 километрах к западу от Лхасы. Оно находится на высоте 4 557 метров над уровнем моря в одной из самых красивых долин нашей планеты, которая с юга ограничена Большими Гималаями, а с севера горным хребтом Кайлаш. Путешественники, идущие к Кайласу, обязательно останавливаются около озера Манасаровар.

Любопытно, что индусы убеждены, что в озере Манасаровар надо искупаться, чтобы очиститься от грехов, а тибетцы же, наоборот, считают купание в озере осквернением великой святыни. Они только пьют воду из озера и умывают лицо. По народному поверью, если женщина поест рыбы из озера, то это поможет ей забеременеть, и облегчит трудные роды.

Священный обход – кору – вокруг озера Манасаровар можно совершить за четыре дня. Раньше вокруг него было построено 8 монастырей, но сейчас сохранились только три больших и действующих монастыря – это Серелунг, Труго и Чу. Правда, некоторые путешественники говорят, что еще два монастыря оживают, начинают восстанавливаться.

Около монастыря Чу есть горячие родоновые источники, и здесь можно принять горячую ванну. Монахи построили кабинки, где в деревянное корыто натягивается целлофановый пакет, наливается горячая вода. По ощущениям она немного мыльная и слегка пахнет сероводородом, в ней плавают кусочки водорослей. Но зато какое это блаженство – после нескольких дней пути вокруг озера, или вокруг горы Кайлас устроить своему телу такой праздник. Тем более что в этих края мыться больше негде. Это удовольствие стоит всего 50 юаней.

Конечно, на джипе вокруг озера Манасаровар можно проехать за один световой день, но хватит ли этого времени, чтобы от души восхититься сказочным озером. Вокруг Манасаровара произрастают четыре тысяч растений, многие из которых являются лекарственными. В озере водится рыба, и летом сюда прилетают огромные стаи лебедей, превращая его в сказочное Лебединое озеро. Вдали сверкают снежными вершинами Кайлас и другие вершины Гималаев. От монастырей на озеро открываются незабываемой красоты пейзажи. А ведь к каждому монастырю надо подняться, походить по его территории, посидеть на склоне горы – это все требует времени.

Совсем рядом с озером Манасаровар находится озеро Ракшас – озеро демона. Озера эти соединены каналом, и когда из Манасаровара в Ракшас течет вода, то тибетцы считают это хорошим знаком, потому что это означает, что энергия мира находится в равновесии.

Путешественники рассказывают, что Манасаровар производит впечатление умиротворенное, светлое, и так и манит искупаться в своих водах. И хотя температура воды там +4 градуса, многие решаются окунуться в него. Зато Ракшас – озеро мертвой воды, всегда неприветливое, всегда дует жесткий, колючий ветер.

texnic

  • Add to friends
  • RSS

Boris. Just Boris

О многом понемногу

Дорога от Пуранга к Дарчену проходит мимо священных для тибетцев и индусов озёр Ракшас и Манасаровар. Дорога сначала проходит по берегу первого, а потом уходит к берегу второго. Высота береговой линии обоих озёр более 4550 метров над уровнем моря. Вода первого из озёр считается паломниками мёртвой, а вода второго — живой. Вокруг обоих озёр паломники совершают коры. Я не буду копировать сюда какую-то другую религиозную информацию: те, кто интересуются, легко найдут её сами.

Оба озера очень красивы. Где-то вдали виднелись снежные вершины, местами шёл дождь, а облака добавляли выразительности пейзажу.

У нас была запланирована остановка на озере Манасаровар на целый следующий день, но так как мы выбились из графика на один день, мы провели на нём лишь один вечер. Впрочем, в условиях переменчивой погоды, мы потеряли не очень много. Мы остановились на ночь почти на самом берегу озера около монастыря Chiu.

Огромным плюсом этого места является то, что здесь же недалеко находятся горячие источники. После 6 дней треккинга в Непале очень хочется помыться, и горячие источники дают прекрасную возможность осуществить это желание. Источники окультурены — сделаны кабинки с крышей, в которых стоят шайки, вода в них наливается из трубы. В шайку кладётся одноразовый полиэтиленовый пакет. Стоимость удовольствия — 50 юаней (200 рублей).

Берег озера Манасаровар в этом месте болотист, подойти к самой воде можно, но аккуратно. К монастырю на холм я поднялся, но было уже поздно, и внутрь заходить я не стал.

Я не знаю, что ещё рассказать про эти места. Здесь просто безумно красиво и спокойно.

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 100 жетонов
  • Социальный капитал39
  • В друзьях у 896
  • Длительность 24 часа
  • Минимальная ставка 100 жетонов
  • Посмотреть все предложения по Промо
  • 1

Фото отличные

  • Ответить
  • Ветвь дискуссии

Re: Фото отличные

Нужны. Самый простой и безгеморный вариант — через турагенство, они всё сделают за вас. Если пробираться самому и без разрешений, надо быть готовым ко всякому: к штрафам, развороту в обратную сторону на дороге, если засекут, ну и к другим ещё менее приятным последствиям.

У меня запись про турагенства в блоге в очереди на октябрь, но совет по агентству, через которое мы ездили и которое нам безумно понравилось, уже есть на Турбине: http://tourbina.ru/authors/texnic/travels/view/127558/advices/6/look/18616/

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Тибет

  • Ответить
  • Уровень выше
  • Ветвь дискуссии

Re: Тибет

Я распишу самый дешёвый вариант: при группе из троих человек недельная поездка по Тибету (6 дней, на 7-й только улёт) стоит баксов 700-900 + около 400 долларов авиабилет до Лхасы и обратно из какого-то города Китая (чаще Пекин) на человека.

Если экономить на дороге, многие едут поездом из Пекина до Лхасы, но это не один день.

Цена по Тибету достаточно зависит от количества километража, сколько вас на джипе возить будут. Можно долгих перемещений не планировать, а ограничиться Лхасой, Гьянце, Шигадзе. Если ехать летом, то в силу погодных условий на EBC можно особо не рваться, шанс увидеть Эверест маленький. На этом интересности около Лхасы заканчиваются, поэтому в качестве ознакомительного тура самое оно. А дальше, если уже интересно, то в следующий раз можно и Кайлаш, и какие-то ещё достаточно далёкие места и менее изведанные и популярные места.

Туры к Кайлашу стоят около 2000$ на человека при группе из троих (без дороги до Лхасы из какого-нибудь Пекина, Чэнду и обратно, разумеется).

А, да, забыл сказать, мы общаемся напрямую с тибетскими агентствами, а не с российскими, которые наверняка ещё процентов в 10-20 наценку делают. С местными всегда лучше и надёжнее работать. Я здесь в блоге контакты одного такого надёжного агентства давал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: