Памятники деревянного зодчества на острове Кижи в Карелии - KRINTEL.RU

Памятники деревянного зодчества на острове Кижи в Карелии

27 достопримечательностей Кижей, которые стоит посмотреть

Остров Кижи, расположенный на Онежском озере, прославил Карелию далеко за пределами России. В 1966 году на его территории был образован уникальный музей-заповедник «Кижи».

Основой экспозиции под открытым небом стал архитектурный ансамбль Кижского погоста, признанный в 1990 году объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Из разных уголков Заонежья на остров были перевезены шедевры деревянного зодчества Русского Севера, которые являются основными достопримечательностями Кижей.

Сектор «Русские Заонежья»

Музей-заповедник состоит из нескольких секторов, которые объединены по тематике и местоположению. Главный сектор, посвященный традиционной русской культуре, носит название «Русские Заонежья». Здесь расположен знаменитый Кижский погост – храмовый комплекс, ставший визитной карточкой острова и прославивший его на весь мир. На территории сектора можно ознакомиться с аутентичным деревенским бытом и проехаться в бричке, запряженной лошадьми.

Туристам, приезжающим группами, по предварительным заявкам доступны дополнительные экскурсии и интерактивные программы, в том числе мастер-классы по местным ремеслам: изготовлению кукол из лыка, плетению, вышивке и ткачеству.

Во время тематических экскурсий можно узнать много интересного о традициях чаепития в Олонецкой губернии и таинствах процесса реставрации. Туристы могут увидеть музейную коллекцию деревянных предметов и научиться готовить традиционные блюда коренных жителей Карелии.

Адрес: Музей-заповедник «Кижи», Остров Кижи, Республика Карелия, Россия.

Церковь Преображения Господня

Эта великолепная деревянная церковь – самая знаменитая постройка Кижского погоста. Она была возведена в 1714 году и сегодня считается особо ценным памятником культурного наследия России. Восьмигранный сруб и 22 главы, расположенные на нескольких уровнях, придают храму сходство со сказочным теремом. Главы имеют форму «бочки», причем, как форма, так и размер глав изменяются от яруса к ярусу, из-за чего облик храма приобретает неповторимый ритмический рисунок. Резной позолоченный четырехъярусный иконостас включает 102 иконы.

Популярная легенда гласит, что церковь Преображения Господня была возведена плотником Нестором. Мастер построил ее при помощи одного топора, без гвоздей. После того как церковь была построена, Нестор выбросил топор в Онежское озеро, чтобы ни один мастер не смог повторить его архитектурный шедевр. Специалисты утверждают, что гвозди все-таки есть – в куполах, а сруб 37-метровой церкви действительно построен без гвоздей, в традициях русского плотницкого ремесла.

Адрес: Церковь Преображения Господня, Карелия Респ., Россия.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Покровская церковь – одна из наиболее старинных построек на острове Кижи. Она входит в состав Кижского погоста, и вместе с другими строениями этого храмового комплекса включена в перечень объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Изначально этот храм был возведен в 1694 году, но пострадал от пожара и был перестроен в 1764 году. Высота церкви, построенной из сосны и осины, составляет 26 метров.

Тип многоглавых храмов, к которому принадлежит церковь Покрова Пресвятой Богородицы, считается уникальным. План церкви имеет форму вытянутого прямоугольника с пятигранной алтарной частью, обращенной к востоку. Несколько оригинальных икон, которые принадлежали этому храму, были утрачены и восстановлены во время реконструкции 1949 – 1959 годов. Покровская церковь является «зимней» – она отапливается, и богослужения здесь проходят с октября и до праздника Пасхи.

Адрес: Церковь Покрова Богородицы, Карелия Респ., Россия.

Шатровая колокольня

30-метровая колокольня – одна из «жемчужин» Кижского погоста. В составе этого объекта она признана частью Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это сооружение было возведено из осины и сосны в 1862 году вместо старой обветшавшей колокольни. Каркас строения выполнен из бруса и покрыт дощатой обшивкой. Шатер колокольни увенчан небольшой главкой с крестом.

Колокольня неоднократно перестраивалась и ремонтировалась. Значительной реставрации она подверглась в 1991 году. Поднявшись на звонницу, туристы могут взглянуть на остров Кижи с высоты птичьего полета. На первом этаже находится выставка старинных колоколов, собранных в разных уголках Заонежья.

Адрес: Шатровая колокольня, Республика Карелия, Россия.

Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря

По легенде, эта церковь была возведена преподобным Лазарем Муромским еще в XIV веке, но назвать точную дату постройки историки пока не могут. Храм стал первым строением будущего Муромского монастыря, одного из самых старых в Карелии. Монастырь находится в Пудожском р-не, откуда и была в 1960 году перевезена церковь Воскрешения Лазаря.

Эта православная церковь считается одним из древнейших деревянных храмов России. Сегодня церковь Воскрешения Лазаря входит в состав комплекса Спасо-Кижского подворья. В храме сохранился двухъярусный иконостас, который состоит из 17 икон, созданных в XVI – XVIII веках.

Адрес: Часовня Воскрешения Лазаря Муромского монастыря, Республика Карелия, Россия.

Ограда погоста

Кижский погост был первым памятником деревянного зодчества, который вошел в состав музея-заповедника «Кижи». Его архитектурный ансамбль включает колокольню и две церкви, которые обрамлены единой оградой. Таким образом, ограда Кижского погоста является частью объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Протяженность этого деревянного сооружения составляет 300 метров.

Ограда имеет вид бревенчатого соснового сруба с двускатной крышей, который установлен на высокий фундамент из валунов. Напротив Покровской церкви находится главный вход с двустворчатыми воротами. Ограда была восстановлена в середине прошлого века по старинным чертежам.

Адрес: Музей-заповедник «Кижи», Остров Кижи, Республика Карелия, Россия.

Часовня Михаила Архангела

Это сооружение, построенное в начале XVIII столетия, является объектом культурного наследия федерального значения. Часовня Михаила Архангела была перевезена на остров Кижи из дер. Леликозеро Медвежьегорского р-на.

Декор часовни, характерный для подобных сооружений Заонежья, отличается строгостью. Иконы в двухъярусном иконостасе датируются XVII – XVIII веками. Шатер звонницы имеет опору в виде одинарных круглых столбов. Часть кровли из красного теса держится на гвоздях, а часть имеет безгвоздевую конструкцию.

Адрес: Часовня Архангела Михаила XVII-XVIII вв. из деревни Леликозеро, Республика Карелия, Россия.

Мельницы Кижей

Туристы, приехавшие в Кижи, удивляются, что посмотреть здесь можно не только на величественные деревянные церкви, колокольни и часовни. Ансамбль музея-заповедника включает множество бытовых строений народов Заонежья, среди которых жилые дома, амбары, кузницы и мельницы.

Ветряная мельница Биканина, построенная в начале XX столетия, признана объектом культурного наследия федерального значения. Она привезена из дер. Волкостров Медвежьегорского р-на. Другое сооружение – водяная мельница, привезенная из дер. Березовая Сельга. Она является типичной для этих мест и имеет вид приземистых деревянных срубов.

Адрес: Мельница, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Васильево»

Сектор «Васильево», который находится на западном берегу острова, знакомит туристов с бытом Русского Севера. Здесь посетители заповедника могут увидеть музейную реконструкцию типичной заонежской деревни конца XIX – начала XX столетий.

В этом секторе деревянное зодчество представляют:

  • часовня Успения Божией Матери, возведенная в конце XVII – начале XVIII вв.;
  • дом Сергеевой с богатым декоративным убранством (из дер. Липовицы);
  • одноэтажный дом Кондратьева из сосны (из дер. Верхняя Путка);
  • большой двухэтажный сосновый дом Сергина (из дер. Мунозеро).

В состав сектора, который находится на территории живописной деревни Васильево, входят и другие объекты. Это амбары и хозяйственные постройки, привезенные из окрестных деревень, а также большой двухэтажный жилой дом Васильева, который является типичным для Заонежья.

Адрес: Васи́льево, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Ямка»

Этот сектор находится в центральной части острова, на территории деревни Ямка, и является реконструкцией типичного заонежского поселения. Каждое из строений, привезенное в деревню из разных уголков Заонежья, неповторимо в своем роде.

Здесь туристы могут увидеть:

  • часовню Апостолов Петра и Павла начала XVIII – конца XIX веков (из дер. Бережная);
  • ветряную мельницу 30-х годов ХХ столетия (из дер. Вороний остров);
  • дом Ананьевой конца XIX – начала XX веков (из дер. Красная Сельга);
  • амбары, кузницу, ригу и конюшню из различных поселений Заонежья;
  • необычный амбар на воде, предназначенный для хранения рыбы (из дер. Мижостров).

Кроме этих построек в состав сектора включены жилые дома, которые были привезены из деревень Красная Сельга, Вигово, Усть-Яндома, Липовицы, Маньшино и поклонный крест из дер. Хашезеро. Также здесь расположена часовня, возведенная во имя Нерукотворного образа в XVII – XVIII столетиях. Она была привезена на остров из деревни Вигово.

Адрес: Часовня Петра и Павла, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Пряжинские карелы»

Этот сектор знакомит туристов с уникальной культурой и бытом карел-ливвиков (олонецких карел) – субэтноса из Пряжинского р-на южной Карелии. Деревянное зодчество южнокарельских деревень представляют памятники культурного наследия, имеющие федеральное значение.

Это объекты, расположенные на восточном берегу острова Кижи:

  • дом крестьянина Яковлева, построенный из сосны (из дер. Клещейла);
  • поклонный крест, возведенный в 1763 году (из дер. Чуйнаволок);
  • амбар, постройка которого также датирована 1763 годом (из дер. Коккойла).

Сектор «Пряжинские карелы» является реконструкцией крестьянской усадьбы одного из коренных народов, населявших Карелию. Центр усадьбы – большой двухэтажный дом крестьянина Максима Яковлева. Он был возведен в конце XIX – начале XX веков плотниками местной артели с участием самого владельца. На подворье расположены хозяйственные постройки: амбары и риги, которые также являются памятниками деревянного зодчества.

Адрес: Дом Яковлева, Республика Карелия, Россия.

Сектор «Северные карелы»

Этот сектор музея под открытым небом представляет культуру и быт северных р-нов Карелии. Объекты, которые включены в состав сектора, были перевезены на остров Кижи в 60-е годы ХХ века и размещены в его северной части.

Среди построек – памятники деревянного зодчества из селения Гафостров, которое находится в Муезерском р-не Карелии. Рига и ветряная мельница были построены из карельской сосны во второй половине XIX века. Мельница признана объектом культурного наследия регионального значения.

GPS координаты: 62°06’04.8″N 35°11’52.7″E.

Сектор «Вепсы»

Сектор «Вепсы» находится на северной стороне острова. Здесь представлены архитектура, культура и быт карельских и вепсских поселений.

В состав этого сектора включены оригинальные образцы зодчества:

  • амбар, построенный из сосны (из дер. Сяппяваара);
  • амбар Беляева из ели и сосны (из дер. Матвеева Сельга);
  • сосновая баня Фошкиной (из дер. Каскесручей).

Эти памятники деревянного зодчества привезены на остров Кижи из поселений вепсов – малочисленного народа, проживающего на территории Карелии.

GPS координаты: 62°05’49.9″N 35°12’23.6″E.

Сектор «Пудожский»

В этом секторе туристы знакомятся с деревянными постройками пудожских деревень.

Три больших бревенчатых жилых дома демонстрируют традиционную архитектуру, наиболее распространенную в Пудожье:

  • сосновый дом Беляева, построенный в 1910-е годы (из дер. Кубовская);
  • дом Бутина, возведенный в XIX веке (из дер. Пялозеро);
  • дом крестьянина Поташева, построенный в 1879 году (из дер. Пяльма).

Через дорогу напротив домов стоят несколько деревянных амбаров, привезенных на остров из деревень Пялозеро, Кубовская и Остров-Заречье.

GPS координаты: 62°05’30.3″N 35°12’33.2″E.

Сектор «Кондопожский»

В этом секторе представлены культура и быт карельских и вепсских деревень. Он расположен в северной части острова, за сектором «Пудожский». Основная достопримечательность этого сектора – часовня Преображения Господня, привезенная на остров из дер. Кавгора Кондопожского р-на.

Часовня была возведена во второй половине XVIII – первой половине XIX столетий. Она признана объектом культурного наследия, имеющим федеральное значение. В состав сектора также включены другие памятники деревянного зодчества. Это амбар Ждановой из сосновых бревен (из дер. Шелтозеро) и амбар Семеновой, построенный из ели и сосны (из дер. Сорочья гора).

Адрес: Часовня Трёх Святителей, Республика Карелия, Россия.

От «промзоны» к всемирному наследию

К ижи. 10 фактов о музее под открытым небом.

1. Предки современных кижан — новгородцы. Тысячелетие назад выходцы из Новгорода стали осваивать суровые северные края: рыбачили, сеяли, разводили скот. В ХV веке кижские земли вошли в состав Московского княжества и впервые упоминались в летописях как Кижский погост — объединение деревень.

2. Кижи — небольшой остров, покрытый углистым сланцем. «Кижский чернозем», «северный антрацит», или шунгит, привлекал мастеровых. «Аспидным камнем» красили артиллерийские орудия и лечились. Считалось, что он возвращает молодость. Во второй половине XVII века в Заонежье появился первый завод. Его основателем стал новгородский купец Семен Гаврилов. К концу XVII века на территории Кижского и Шунгского погостов действовало уже пять небольших чугунолитейных и железоделательных заводов

Читайте также  Самые длинные улицы в мире

3. Прославиться поселение могло… ножами. Уникальные кижские ножи, практически не ржавеющие и не тупящиеся, — нарасхват шли на Тихвинской ярмарке. Но попытки индустриализации местные крестьяне приняли в штыки. Даже подняли восстание. И всемирную известность одному из 1369 островов Онежского озера принесли два деревянных храма и одна колокольня.

4. Церковь Преображения Господня. Построена три столетия назад. Срубил 22-главый храм неизвестный мастер на месте старой церкви, сгоревшей от удара молнии. Легенда гласит, что в 37-метровом здании нет ни одного гвоздя. Но хоть сруб и построен по русским плотницким канонам, гвозди все же есть — в куполах.

5. Вторит главной достопримечательности Кижей еще один древний храм острова — Покровская церковь. Изящные и стройные пропорции, купола с ажурной короной дополняют величие Преображенского храма. В Покровской зимней церкви службы проводятся с Покрова и до Пасхи.

6. Расписаны иконостасы храмов по северным традициям. Иконы плавно переходят в своды. Небеса — потолочные иконы из Кижского собрания — выставлялись в итальянском музее. Часть уникальной заонежской коллекции представляли в итальянской провинции Потенца в рамках Года русского языка.

7. Архитектурное эхо ансамбля — шатровая колокольня. Здание перестраивалось в ХIХ веке — «за ветхостью». 60 лет колокольня пребывала в безмолвии. С 1929 года колокольный звон был под запретом. И лишь в 1989-м вновь зазвучали все 12 колоколов — девять старинных и три вновь отлитых.

8. Кижи как памятник архитектуры попали в поле зрения специалистов в середине ХIХ века. От Академии художеств на острове побывал десант из художников и архитекторов. В 1911 году пейзажист Иегошуа Шлуглейт написал картину «На далеком Севере». Изображение Кижского погоста приобрел император Николай II.

9. Музей под открытым небом. 68 построек со всей Карелии собраны в Кижах. В их числе — один из самых древних деревянных храмов в России: церковь Воскрешения Лазаря до XVI века. В 1966 году Кижи стали музеем, а затем и школой под открытым небом. С мая по сентябрь на остров съезжаются школьники и студенты — изучать этнографию.

10. Четверть века назад Кижский погост был признан ЮНЕСКО всемирным наследием, одновременно с историческим центром Санкт-Петербурга и Московским Кремлем. Уникальным архитектурный ансамбль назван сразу по трем критериям: как шедевр человеческого созидательного гения, сооружение в гармонии с окружающим ландшафтом и вершина плотницкого мастерства.

Кижи: неизвестное о самом известном храмовом ансамбле Русского Севера

Кижи — это остров, про который мало кто не слышал. В основном благодаря самому известному храму Русского Севера — двадцатидвухглавой церкви Преображения Господня 1714 года. Но кроме него в ансамбль Кижского погоста входит Покровская церковь 1693 года, колокольня XIX века и несколько храмов и часовен, которые были привезены на остров из разных уголков Севера — для того, чтобы собрать их в одном историко-архитектурном музее. А еще в ансамбль входят дома крестьян, амбары и ряд других построек, находящихся неподалеку.

Как рубили храм

Музей-заповедник «Кижи» возник на небольшом и почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. Но когда-то здесь находилось большое поселение, которое в новгородских писцовых книгах называли «Спасский Кижский погост». Спасский — в честь находящейся здесь церкви Спаса Преображения. Погост — это примерно то же, что сейчас называют административным центром. На самом острове к концу XVI века находилось 12 деревень и две церкви — Покровская и Преображенская — тогда еще самые простые прямоугольные срубы с двускатными кровлями. В погостах сосредотачивалась духовная и социальная жизнь округа: сюда приезжали светские и церковные власти, тут проходили ярмарки и праздники.

В XVII веке церкви были перестроены и теперь представляли собой многоугольные срубы с приделами и пристройками. Но в самом конце XVII века весь погост был уничтожен сильным пожаром. На его месте в 1714 году и была срублена Преображенская церковь. В начале XVIII века шла Северная война, Россия утверждалась на берегах Балтики, и новый величественный храм стал символом исторической победы русского флота в известном Гангутском сражении.

Строительство храма Преображения Господня окутано легендами. Доподлинно не известно имя мастера — как мы бы сейчас сказали, архитектора церкви. По одной из легенд, царь Петр I, проезжая мимо острова, начертил будущий план церкви. Другая версия говорит об авторстве мастера Нестора, который по окончании работ выбросил свой топор в озеро со словами «не было, нет, и не будет другой такой церкви». Кстати, до начала XVIII века глагол «строить» был не в ходу, избы и храмы «рубили» топором.

Схема кровель и глав. Вид сверху на Церковь Преображения Господня на острове Кижи. Источник: kizhi.karelia.ru

Восьмерик с прирубами

Так или иначе, по своему типу церковь Преображения Господня относится к восьмериковым ярусным церквям. Двадцать две главки создают ощущение, что композиция чрезвычайно сложная, но церковь Преображения довольна проста и лаконична в своем плане. Она основывается на традиционной для деревянных храмов схеме восьмерика с четырьмя прúрубами. Это означает, что в основе храма лежит восьмигранный сруб — то есть восьмиугольник в сечении. Он-то и помогает создать крестообразный план церкви, образованный центральным восьмистенным срубом с четырьмя двухъярусными пристройками-прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или «круглая о двадцатистенном окладе». Церкви, в основе которых лежала подобная конструкция, были известны на Руси еще в XIV веке.

Если сруб мы себе визуально представляем, то прúруб — это пристройка, которая не является одним целым с восьмериком-срубом. Она приставляется к основному объему здания для его увеличения. В храме Преображения прирубы двухступенчатые. На них устанавливается бочка — крыша в виде кокошника, а на бочку крепится барабан — цилиндр, венчает же всю эту конструкцию главка. Кроме двух главок с каждой стороны, которые устанавливаются на прирубы, главки стоят и на самόй крыше восьмериков, которая называется пόлица.

Только в случае с Преображенской церковью в основе здания не один, а три восьмигранных сруба — на нижний, самый большой, поставлены еще два небольших (их высота — 18, 6 и 3 метра соответственно). Такое решение придает пирамидальную устремленность церкви, позволяет ей сужаться к верху и создает ощущение легкости. Вдобавок это делает и саму конструкцию более устойчивой, поскольку распределяет вес на все основание равномерно. Размеры этих срубов, которые составляют основу храма, определяют и его внутренний объем. На самом деле, только ¼ объема храма отдана под внутреннее церковное помещение, остальное — это пространство, создающее объем. Роспись небес храма (перекрытия под куполом) до нас не дошла, но о ней можно судить по подобному небу в Вытегорской церкви.

Визуально среди большого количества главок обнаружить восьмерик достаточно тяжело, но на самом деле, для того, чтобы понять конструкцию храма Преображения Господня, надо визуально отделить прирубы от основного сруба — тогда форма и конструкция церкви станут поняты.

И никаких гвоздей!

Мало кто знает, что удивительно похожей, можно сказать, предшественницей храма Преображения Господня на острове Кижи была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Анхимово Вологодской области. Кстати, обе церкви были построены на территории тогдашней Олонецкой губернии с разницей всего в шесть лет: Спасо-Преображенская церковь на острове Кижи — 1714 год, а храм Покрова — 1708 год. В храме Покрова, так же как и в церкви Преображения, была заложена идея «всефасадности», то есть отсутствия одного парадного фасада. Это объясняет центричную композицию храма: он симметричен и не имеет одной парадной стороны.

Преображенская церковь срублена из карельской сосны, а на покрытие куполов, бочек и барабанов ушло 30 000 осиновых лемешин. Мастера делали лемешины одного размера и подтесывали при необходимости уже в процессе укладки. Весь лемех изначально крепился, как и рассказывают, действительно без гвоздей, деревянными нагелями — стержнями. Только позднее, при перестройках и реставрациях стали использовать небольшие гвозди.

Тройник

Обычно северные погосты или, как их еще называют, храмовые тройники, состоят из двух церквей (зимней и летней) и колокольни. На всем Русском Севере известна только одна колокольня с такими нетипичными пропорциями: в основании — высокий четверик, а над ним — низкий восьмерик. Это колокольня Кижского погоста.

Вторая церковь — Покровская, как это часто бывает на Севере, была построена специально для зимних служб. Вторые церкви в северных погостах обычно меньше первых — их удобнее обогревать. Изначально церковь была одноглавой и отапливалась печами, но из-за пожаров и реставраций она превратилась в многоглавую. Так она перекликается с двадцатью двумя главками Преображенской церкви.

Покровская церковь — это не только музейный объект, но и действующий храм. В Кижах богослужения прекратились в 1937 году, а возобновились в 1990-е годы и проходят до сих пор.

Сказки и не только

На старом кладбище Кижского погоста похоронен известный сказочник дореволюционной России — Трофим Рябинин. Именно он основал династию сказителей, сохранивших для нас в устной форме былины про Илью Муромца и Соловья-разбойника, Добрыню и змея и другие.

Кажется, что репрезентация острова в литературе не то, что можно было бы назвать его сильной стороной: о Кижах не писали ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Чехов. Но на самом деле многие писатели и поэты бывали на острове в XX веке, и впечатления от него оставили отпечаток в их творчестве. Об острове писали Константин Паустовский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Николай Клюев и другие.

Оккупация и реставрация

К счастью, во время Второй мировой войны храмы острова не пострадали, потому что сам он находился в зоне финской оккупации. А финское правительство очень бережно относилось к памятникам на своей территории. В 1942 году на оккупированную территорию даже прибыли исследователи: архитекторы, искусствоведы, этнографы. Среди них был лейтенант Ларс Паттерсен — искусствовед по образованию. От этой экспедиции сохранились подробные описания храмов и икон со всего острова, многие из которых не дошли до наших дней.

Позднее в XX веке на Преображенский храм обратили внимание московский архитектор А. В. Ополовников и художник И. М. Грабарь, который тогда состоял в комиссии по охране памятников искусства. Он и нашел способ реставрации храма, который на тот момент уже претерпел значительные изменения в облике и обветшал: часть конструкций требовала замены. С этой целью внутри церкви был создан металлический каркас, а весь сруб разбит на семь поясов — чтобы было легче вынимать каждый и реставрировать по отдельности. Кстати, судя по фотографиям, по такой же технологии проводилась реставрация храма и в 2018 году.

Сейчас реставрация храма Преображения Господня закончена, и, судя по ней, можно сказать, что в России реставрация деревянной архитектуры вышла на более высокий уровень. Реставрация Кижского тройника дала импульс созданию на острове Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова. Это научно-исследовательский центр, при котором есть школа плотницкого мастерства. В этот центр приезжают поучиться плотницкому мастерству со всей страны. Прошедшие практику потом сами могут возглавлять экспедиции по реставрации деревянных храмов Севера, как это делают участники экспедиций проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».

Шедевры древнерусского деревянного зодчества-Кижи

Далеко за пределами Карелии, во многих странах мира, известен Кижский архитектурный ансамбль. Расположен он на одном из многочисленных островов Онежского озера. Состоит ансамбль, как было издавна принято на северных погостах, из двух церквей: Преображенской, 1714 года (летней), Покровской, зимней (построена в 1694, перестроена в 1764 году), колокольни (построена в 1862, а перестроена в 1874 году) и ограды (каменная сооружена в 1800 году, бревенчатая реконструирована в 1959 году). На территории северной России известно много деревянных комплексов, являющихся центрами крупных административных округов. Но среди них Кижский погост превзошел всех живописной красотой своих многоглавых церквей. Современный вид ансамбль приобрел не сразу. Его формирование происходило постепенно, на протяжении 265 лет (с 1694 по 1959 годы). Каждое столетие вносило свою лепту в его создание и только с реконструкцией бревенчатой ограды он обрел современный образ. В настоящее время этот уникальный архитектурный комплекс представляет единственный из сохранившихся на территории России ансамбль, созданный по принципу «многоглавие рядом с многоглавием».

Читайте также  Эль-Тахин (El Tajin)

Преображенская церковь является вершиной деревянного зодчества России. Она вобрала в себя весь предыдущий опыт и лучшие достижения многовекового плотницкого мастерства. За кажущейся на первый взгляд сложностью ее конструктивного решения прослеживается четкий и ясный архитектурный замысел. В основу церкви заложен крестообразный план, образованный центральным восьмистенным срубом («восьмериком») с четырьмя прирубами, обращенными по сторонам света. Сооружения подобного типа называются «восьмерик с четырьмя прирубами» или церковь «круглая о 20-ти стенном окладе». Идея «всефасадности» заложена в центричности ее композиции: церковь не имеет парадной стороны, она одинаково красива со всех сторон. Пирамидальную устремленность ввысь церкви придают три восьмерика, поставленные один на другой и постепенно уменьшающиеся кверху в пропорции (18, 6, 3 метра). Вместе с 4-мя прирубами они создают живописную 5-ти ярусную композицию. Пятистенный алтарь устроен с восточной стороны. С запада к основному объему примыкает просторная трапезная (притвор) с высоким парадным двухмаршевым крыльцом.

Церковь срублена из сосны «насухо», т.е. без прокладки мха между венцами и увенчана 22-мя разновеликими (по ярусам) главками, покрытыми осиновым лемехом. Главы установлены на «бочках»- кровлях криволинейных конструкций, повторяющих силуэты куполов. Преображенская церковь- произведение своего времени, отразившего стремление к особой пышности и нарядности, характерные для народной культуры России начала 18 века. В ее создании нашло яркое отражение сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы объединены в единое целое, обеспечивая зданию сохранность и долговечность. Кроме тщательно продуманной системы водозащиты, в которую включены все купола, бочки и полицы, выведенные дополнительными водосбросами в местах своих совмещений; предусмотрено устройство внутренней, страховочной кровли над «небом»- потолком куполообразной формы.

Архитектурно-художественные достоинства церкви Преображения Господня способствовали рождению будущего кижского ансамбля на основе двух уже ранее существовавших строений: Покровской церкви, построенной на 20 лет раньше в простейшем клетском варианте, и древней колокольни. Появление в 1714 году церкви Преображения, пышно увенчанной обилием глав и бочек, невольно повлекло за собой кардиональное изменение скромного образа церкви Покрова Богоматери, а в дальнейшем и перестройку колокольни, долгое время не соответствовавшей образам двух соседних церквей и только в 1874 году приведенной в полное гармоничное соответствие с ними.

Появившееся в 1764 году девятиглавие Покровской церкви явно не соответствует ее традиционной основе, характерной для церквей «кораблевого типа», требующих обязательного шатрового завершения, логично вытекающего из данной конструкции » восьмерик на четверике». Но хотя девятиглавие выглядит довольно легковесно для ее грузного основания, вместе с многоглавием Преображенского храма оно создает единое целое. Зодчие, учитывая особенности архитектуры церкви Преображения, смело нарушив общепринятые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений. Не избежала своей участи и старинная колокольня, также коренным образом изменившая свой первоначальный вид во время перестройки в 1874 году. Обновленная колокольня стала полной противоположностью для своей древней предшественницы. Она приобрела новые, противоположные, пропорциональные соотношения основных частей: теперь ее основанием стал не низкий «восьмерик» с высоким «четвериком», а наоборот- высокий «четверик» с низким «восьмериком», завершенный стройным шатром. Высокий четверик новой колокольни в данном случае оправдал стремление зодчих к достижению ее единства с уровнями нижних оснований двух соседних с нею церквей, что способствовало созданию единства и гармонии в ансамблевой застройке всех трех строений.

Колокольня является единственной на Севере России постройкой, имеющей такие нетипичные для шатровых колоколен пропорции. Но в составе Кижского архитектурного ансамбля она стала неотъемлемой частью единого целого. Своим строгим силуэтом колокольня подчеркивает пышное многоглавие церквей, а ее массивное основание органично вторит грузным нижним объемам двух церквей, утверждающих прочность и надежность конструкций для стремительного взлета многочисленых куполов. Таким образом, архитектурно- художественные достоинства церкви Преображения Господня определили и полностью подчинили себе ранее существовавшие погостские строения, лишив их своего первоначального «голоса», но, придав им новое своеобразие; создали единственно верное для всех трех сооружений гармоничное содружество в ансамблевом звучании, уверенно и навсегда утвердив свое первенство. Ограда кижского погоста, реконструированная в 1959 году в соответствии с сохранившимися аналогами северных оград, дополняет художественный образ архитектурного ансамбля, тонко и верно вписываясь в ткань погостских строений.

Самым ранним изображением Кижского погоста является гравюра Р.Зотова, датируемая 1785 годом. После этого потребовалось почти 90 лет, чтобы началось серьезное изучение древнерусского деревянного зодчества. До этого времени исследование деревянной архитектуры в отличие от каменного зодчества учеными игнорировалось. Академик Л.В. Даль (1834-1878 гг.) стал выдающимся исключением, положив почин исследованию деревянных памятников России. На первых порах исследователи воспринимали образ церкви Преображения Господня буднично, ничем не выделяя ее от других церквей. В 1876 году Даль Л.В. по поручению Академии Художеств посетил Поволжье, Олонецкую губернию и остров Кижи с целью изучения памятников старинного русского зодчества. Путешествие убедило его в самобытности деревянной архитектуры России. Его рисунки деревянных церквей, в том числе и Преображенской в Кижах, были представлены в 1877 году в Москве на технической выставке. Первый опыт написания истории русской архитектуры России осуществил академик А.М. Павлинов в 1894 году. Глава «Деревянное зодчество» была выделена им особо. Касаясь Преображенской церкви, он заметил, что и она не относится к памятникам высшего деревянного зодчества. В начале 20 столетия на Север началось паломничество художников и архитекторов. Их привлекало то, что здесь еще сохранилось в своей первозданности. Но и Север не избежал обновления: начала проявляться тяга к новизне и небрежное отношение к старине. В 1904 году И.И.Билибин (1876-1942гг.) настоятельно призывал беречь «от варварских ремонтов и вандальского уничтожения» древние деревянные церкви. Посетив в 1904 году остров Кижи, он писал:». чарующее зрелище! Что за зодчий был, который строил такие церкви!», но при этом отметил:». к сожалению, у старшей (Преображенской церкви) все купола обиты железом и окрашены в яркий светло-зеленый цвет, а сама она кажется белее снега».

В 1911 году на выставке в Санкт-Петербурге российский император приобрел картину И.М.Шлуглейта «На далеком Севере» с изображением общего вида Кижского погоста. В 1915 году с фотографии И.И.Билибина была выпущена почтовая открытка «Северное зодчество. Погост Кижи Петрозаводского уезда Олонецкой губернии». В 1916 году архитектор М.В.Красовский издал «Курс истории русской архитектуры». В разделе «Деревянное зодчество» по поводу Преображенской церкви он писал как о шедевре, «. который смело можно назвать венцом деревянного зодчества, который в истории русского деревянного зодчества должен занять такое же место, какое заняла московская церковь Василия Блаженного в истории каменного зодчества». На данном фоне парадоксальным выглядит сведение Волостного Исполкома в Петрозаводский Уездный Отдел Управления от 1 января 1919 года о том, что «. в пределах Кижской волости памятников старины не имеется».

На протяжении своего почти 300-летнего существования Преображенская церковь подвергалась многочисленным ремонтам и «поновлениям». Значительным изменениям церковь подверглась в начале 19 века, когда в 1818 году ее бревенчатые срубы снаружи были обшиты тесом, а с 1822 года началась обивка глав железом.

В 1865 году отмечалась осадка стен, а также искривление полов в связи с отсутствием фундамента, требовалось произвести ремонт всех 22-х глав и поднять осевшие стены на фундамент. На следующий год чиновник Строительного отделения Губернский секретарь Петров составил план и смету на ремонт Преображенской церкви. Во время ремонта в 1870 году наружные стены были покрыты «новыми пилеными досками», вся церковь окрашена маслянной краской; а внутренние стены обшиты тесом; тогда же настланы новые полы. В 1897 году внутренние стены были окрашены. В 1900 году маслянной краской была окрашена и кровля, покрытая «черным железом».

Остров Кижи — уникальный музей-заповедник Карелии

Остров Кижи — наиболее известный из 1650 островов Онежского озера. Несмотря на относительно небольшие размеры — длину 5,5 км и ширину до 1,4 км — на нем расположено много достопримечательностей. Часть из них объединены в один из самых масштабных европейских музейных объектов — заповедник «Кижи».

Местным мастерам удалось создать настоящие архитектурные шедевры, которые по праву вошли в золотой фонд ЮНЕСКО. Уникальная красота старинных церквей, аутентичность крестьянских жилищ и хозяйственных построек привлекают на остров путешественников со всех уголков мира.

История острова Кижи

В древности на этой территории проживали прибалтийско-финские племена, а с XI века они отошли новгородским боярам. Влияние Новгорода привело к широкому распространению христианства на северных землях. В XV веке Кижи и все Новгородские владения стали частью Московского государства. На этот же период приходятся первые документальные записи о деревянных церквях на острове. В 16 веке Кижи становятся настоящим культурным центром Заонежья и административным центром Спасского погоста из порядка 130 сел.

Кижи также были известны своей металлургией. С обнаружением в 1669 году медной руды здесь началось строительство плавильного завода. Изначально этим занимался богатый новгородец Семен Гаврилов, но довести работы до конца помогли иностранные капиталы Марселиса и Бутенанта. На этом предприниматели не остановились и со временем построили еще 3 завода, а к концу века расширились до 5 предприятий. Первоначально планировалось их использование для переплавки меди, однако из-за низкой рентабельности заводы занялись производством железа. И уже в XVII веке среди самых популярных товаров на Тихвинской ярмарке числились надежные «кижские» ножи.

Из 14 поселений, существующих на острове к концу XVI века, до наших дней сохранились лишь два — Ямка и Васильево. Сегодня они стали частью музея-заповедника «Кижи». Большинство исторических строений перевезены в разное время из разных сел и деревень Заонежья. В результате была реконструирована местная деревня периода конца XIX — начала XX века. Сейчас с богатым историческим наследием края можно познакомиться на экскурсии на остров Кижи.

Архитектурные шедевры Кижи

Музейный комплекс «Кижи» — это современный культурный центр с экскурсионным обслуживанием на 8-ми языках. Сначала музей состоял из 3-х строений: деревянных Преображенской, Покровской церквей и старой колокольни 18-19 вв. Со временем его дополнили часовнями, домами, предметами быта и хозяйственными постройками, бережно перевезенными на остров из разных уголков Заонежья.

Церковь Преображения Господня

Особая гордость архитектурного комплекса на острове Кижи в Карелии — величественный Преображенский храм, который вошел в список красивейших религиозных сооружений мира. Он возведен в 1714 году на месте шатровой церкви, сгоревшей в 1694 году. Согласно легенде по окончании строительства плотник Нестор выбросил свой инструмент в Онежское озеро, дабы больше никто не сотворил нечто подобное.

С годами строение начало ветшать и ему потребовалась реставрация. Основные восстановительные работы проводились в 1949 – 1959 гг. по проекту архитектора Александра Ополовникова. Сегодня здание церкви высотой 37 метров украшено 22 куполами, установленными на многоярусных наклонных кровлях. Многочисленные купола-луковички делают строение крайне необычным, напоминающим сказочный домик. Основная часть здания изготовлена из сосны, и лишь некоторые элементы из осины и березы. Несмотря на сложность и масштабность, церковь возведена почти без гвоздей. Небольшие гвоздики использовались лишь для закрепления «чешуек» на куполах.

Внутреннее убранство храма также поражает воображение. Великолепный четырехярусный иконостас на 102 иконы опоясан позолоченной рамой с резными выразительными цветами и вьющейся виноградной лозой. Большая часть икон датируется XVIII веком, а две — «Покров» и «Преображение» — написаны в конце XVII века. Расписной потолок венчает изображение святой Троицы, а также праотцов в окружении ангелов. Поскольку в здании нет отопления, службы проводятся лишь в теплое время года.

Читайте также  Мраморные пещеры, Патагония, Чили

Церковь Покрова Богородицы

По соседству с Преображенской церковью расположился Покровский храм. Возведенное в 1764 году строение отличается более скромным видом, но, одновременно с этим, оба храмовых сооружения гармонично дополняют друг друга.

Церковь венчают 9 куполов, один из которых является центральным. Фронтонный пояс с зубчатыми элементами — отличительный декоративный элемент храма. Однако, он имеет и практическое значение, препятствуя попаданию на стены влаги во время осадков. Внутри храма царит та же простота и сдержанность, что и снаружи. К сожалению, первоначальный иконостас не сохранился, поэтому во время реставрационных работ в 1950 году был установлен новый.

Шатровая колокольня

Многие туристы приезжают на остров Кижи в Карелии, чтобы полюбоваться еще одной изюминкой — шатровой колокольней. Она появилась в 1863 году на месте остатков более старого сооружения и гармонично вписалась в пространство между церквями. Ходатайствовал о возведении нового 30-метрового строения священник Стефан Романовский. Со временем внешний вид колокольни изменился: в 1874 году изменена верхняя часть, а в 1900 году разобраны декоративные фронтоны по периметру карниза.

Четыре стороны колокольни украшают арочные порталы, два из которых — декоративные. К крытой шатром звоннице ведет лестница в пять маршей. А величественный звон ее колоколов разносится по всей округе.

Ограда комплекса

Воссозданная в 1959 году 300-метровая ограда со сторожевой башней и внушительными воротами напоминает настоящую историческую крепость. А высокий фундамент с массивным бревенчатым срубом и двускатной крышей лишь дополняют это впечатление. Центральные двустворчатые ворота оборудованы с западной стороны у Покровского храма. На главном фасаде ограды расположены окна с дощатыми ставнями, а угловую башню венчает резной шпиль.

Церковь Воскрешения Лазаря

Легенда гласит, что один из старейших русских деревянных храмов, насчитывающий более шести веков, возвел преподобный Лазарь — основатель Муромского монастыря. В Кижи строение перевезли в 1959 году. С тех пор церковь пережила несколько реставраций, во время которых появился притвор, заменена кровля, устранен перекос сруба и установлен новый купол. Сейчас она представляет собой простое и гармоничное сооружение, состоящее из трех клетей с двускатными крышами. Главное внутреннее убранство представлено двухярусным иконостасом из икон XVI–XVIII вв.

Часовня Михаила Архангела

Заповедный комплекс украшает еще одна типичная северная религиозная постройка начала XIX века — часовня. Изначально она располагалась в деревне Леликозеро, а в заповедник была перенесена в 1961 году. Часовню венчает шатровая колокольня-звонница. Внутри здания располагается древний иконостас с работами XVII–XVIII веков, который гармонично перетекает в потолочное изображение Иисуса Христа в окружении праотцов и евангелистов. В программу экскурсий на остров Кижи входит возможность не только осмотреть часовню, но и насладиться перезвоном, благовестом и другими колокольными звонами.

Восьмикрылая ветряная мельница

Помимо знакомства с религиозными строениями на острове Кижи можно окунуться в настоящий старинный быт. Так здесь расположена одна из немногих оставшихся в Карелии ветряных мельниц. Она построена в деревне Волкостров в 1928 году, а в 1976 году была перевезена в Кижи и отреставрирована. Сегодня мельница остается в рабочем состоянии. Это двухэтажное здание, с каменными жерновами и горизонтальным валом с насаженными на него восемью крыльями. В здании есть устройство для регулирования степени помола, а также ларь для готовой муки.

Дом крестьянина Щепина

Традиционное северное крестьянское жилище изначально располагалось в с. Волкострова, а на нынешнее место попало в 1975 году. Типичная заонежская постройка начала прошлого века представляет собой четырехстенок с двускатной крышей, внутрь которого ведет небольшое крыльцо. Одна из особенностей дома — отсутствие двора и необычное расположение печи, стоящей не у стены. Внутри жилища имеется небольшой чулан с инструментами бондарного ремесла, которые древние мастера использовали для изготовления различных деревянных емкостей.

Дом крестьянина Елизарова

Строение перевезли на остров Кижи в 1961 году из деревни Потаневщина, находящейся на Климецком острове. В этом древнем заонежском жилище жилые и хозяйственные помещения находятся под единой крышей. Одноэтажная изба стоит на подклете, который использовался в качестве зернохранилища, а внутри жилища имеются сени и два чулана. Наружный фасад дома украшает декоративный балкон, за которым располагается чердак. Довольно необычно выглядит сочетание массивных бревенчатых стен и скромных наличников.

Внутреннее убранство представлено прялкой для изготовления льняных нитей, теплым узорчатым одеялом, расписным настенным шкафчиком для праздничной посуды для чаепитий и другими любопытными предметами. А возле дома воссоздана баня начала XX века, привезенная из Усть-Яндома в 1970 году.

Дом крестьянина Ошевнева

Жилище зажиточного крестьянина прибыло в заповедник из деревни Ошевнева, а амбар — из Коккойла. Вместительный добротный двухэтажный дом украшен резьбой и замысловатыми наличниками с изображением разных символов и оберегов. Известный реставратор А. Ополовников считал, что к этому дому сложно применить слово «изба». Внушительное жилище, предназначенное для большой семьи, вмещает горницу, светелку, две жилые комнаты и парадную залу. А длинная открытая галерея вдоль жилой части и нарядный балкон у светелки дополняют впечатление солидной постройки. При этом внутренняя обстановка отличается простотой и отсутствием излишней роскоши и декоративности. Лишь вышивка на полотенцах и затейливая роспись на прялке оживляют незамысловатый интерьер.

Как доехать?

Наиболее комфортный способ оказаться на острове без пересадок — круизный теплоход. Суда отходят из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и Казани. Это отличная возможность не только познакомиться с достопримечательностями Кижей, но и увидеть много других интересных мест.

Любителям поездок на авто придется сначала добраться до столицы Карелии или Великой губы, после чего отрезок Петрозаводск — Кижи преодолеть по Онежскому озеру или же по воздуху. Аналогично следует поступить тем, кто собрался воспользоваться железнодорожным транспортом. Если планируется перелет в Кижи, билет напрямую приобрести не удастся. Самолетом можно преодолеть лишь часть пути до петрозаводского аэропорта.

В теплый период — с мая по сентябрь — с Водного вокзала на остров отходят регулярные суда. Маршрут Петрозаводск — остров Кижи «кометой» и «метеором» займет 1 час 15 минут. Также можно сначала добраться до ближайшего к заповеднику населенного пункта — с. Великая Губа, откуда местные жители доставляют желающих на остров катерами. Село расположено в Медвежьегорском районе в 315 км от Петрозаводск, ехать по трассе М-18 или Р-17.

В период с января по апрель озеро замерзает, и единственная возможность оказаться на Кижах — снегоход, внедорожник-пневмовездеход или судно на воздушной подушке. Желающим посетить заповедник на новогодние и рождественские праздники предлагаются экскурсии на вертолете «Ми-8».

Где остановиться и чем заняться?

Кижи считается заповедной зоной, поэтому гостиниц или баз отдыха здесь нет. Остановиться можно на одном из соседних островов, где имеются специальные гостевые домики. В Кижи можно заказать разные познавательные экскурсии. Например, обзорную по музею-заповеднику или экскурсию по деревням острова — пешую или в повозке, запряженной лошадьми. Также есть программы знакомства не только с деревянным зодчеством, но и народными ремеслами и местной кухней. При этом участники действа надевают старинные карельские костюмы и используют орудия труда тех времен. Такая экскурсия в Кижи, Карелию — отличный способ прикоснуться к истории северного края, прочувствовать его старинный уклад и традиции.

Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии

Остров Кижи — действующий

музей-заповедник деревянного зодчества

  • Уникальный дизайн коттеджей и домииков
  • Мангал возле каждого коттеджа и домика
  • Прокат моторных и гребных лодок. Множество маршрутов.
  • Туры на снегоходах. Трассы различной сложности.
  • Рыбалка
  • Баня
  • Живописные виды для любителей фотографии.
  • Бесплатный Wi-Fi
  • Возможность оплаты по карточкам Visa и MasterCard.
  • Страничка Вконтакте.
  • Группа Facebook.

Кижи – самый сказочный и необычный остров всего русского Севера. Строгий, холодный ландшафт преображен уникальными памятниками деревянного зодчества – удивительными церквями с резными чешуйчатыми куполами неземной красоты. То тут, то там виднеется то крыша старого крестьянского домика, то очертания крохотной часовенки, то лопасти мельницы.

Этот карельский остров превратился в действующее чудо, «живую» достопримечательность, доступную для знакомства и посещения. Некоторые из исторических памятников восстанавливаются стараниями лучших реставраторов. Другие представлены так, как есть, с возможностью все изучить, потрогать, пощупать и на своем опыте узнать, как жили люди давно ушедшей эпохи. За удивительную коллекцию деревянных построек (в особенности храмов и церквей) ЮНЕСКО внес остров Кижи, равно как и музей-заповедник на его территории, в списки наследия мировой культуры.

Архитектурное богатство острова Кижи

По размерам Кижи невелик: всего километр в ширину (и то в самых широких местах) и около 5 км в длину. Тем не менее именно здесь был построен Кижский погост – комплекс из двух церквей и колоколен. Погостом на Руси называлась важная территориальная единица, имеющая административное и общественное значение, ведь деревень и сел было много, а церквей – намного меньше. До нашего времени дошло не так много классических деревянных церквей, но при строительстве Кижского погоста использовались умения и знания, укрепившие искусно обработанное дерево и подарившие ему особенно долгую жизнь. В 1966 Кижи получил статус архитектурного и исторического музея под открытым небом. С этого года на остров перевозили другие уцелевшие дома, храмы и хозяйственные постройки из Заонежья и других зон Карелии. За 20 с небольшим лет Кижи наполнился жизнью и стал больше походить на затерявшееся во времени селение, чем на музей. Вскоре после этого – в 1990 году – остров утвердился в новом статусе памятника всемирного наследия.

Архитектурные особенности Преображенской церкви выделяют ее среди других строений своего времени:

  • 22 лавки-луковицы венчают бочковидные кровли, напоминающие по форме руки, сложенные в молитве. Конструкция имеет не только эстетическую, но и практическую ценность: когда приходит период дождей, влага скатывается по «бочкам», не затрагивая основных стен.
  • Чешуйки-лемехи из осины превосходно отражают свет, создавая эффект «хамелеона». Окрас куполов меняется в зависимости от времени суток, погоды и даже сезона.
  • Сложная пирамидальная конструкция придает церкви величественность, а многочисленные резные структурные элементы – живость и естественность. Упор в оформлении сделан не на традиционные узоры, а на искусные сочетания зодческих приемов и геометрических форм.

Посмотреть церковь изнутри пока что нельзя: все еще не закончены работы по реставрации. Но главным архитектурным богатством Преображенской церкви всегда был именно ее фасад. Изнутри храм предельно простой, его единственные украшения – расписной потолок и традиционный резной иконостас.

Действующие памятники на острове Кижи

Путешествие на Кижи – это не столько посещение музея, сколько полноценное погружение в ушедшую эпоху. Каждый день начинается и заканчивается колокольным звоном. Колоколов здесь много – целых 14, причем каждый имеет свою историю и свое уникальное звучание. Самый крупный колокол весом в 800 кг был отлит еще в XIX веке. Ансамбль звонарей ежедневно наполняет остров волшебной колокольной музыкой. Но церкви и колокола – не единственное, ради чего стоит посетить Кижи. Гостям острова доступны следующие мероприятия и экспозиции:

  • Ежегодные фольклорные празднества, проводящиеся в соответствии с древними обычаями и традициями. Всех гостей приглашают принять участие в общем веселье на земле, названной по карельскому слову кижат (игры).
  • Детский музейный центр Карелии проводит образовательные мероприятия, причем как для самых маленьких, так и для ребят постарше.
  • Любой желающий может познакомиться с бытом ушедшего времени, попробовать себя в народных ремеслах и посмотреть, как мастера-резчики по дереву создают из обычного бруска осины настоящие произведения искусства.

Кижи открыт для каждого, кто не побоится прикоснуться к его необычной красоте. Остров продолжает преображаться, ежегодно пополняясь все новыми историческими памятниками и интересными строениями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: