Почему банкротятся туроператоры? - KRINTEL.RU

Почему банкротятся туроператоры?

Почему банкротятся турфирмы и что с этим делать?

Вот он, тот редкий случай, когда журналистам не нужно дополнительно сгущать краски — опытные и уважаемые турфирмы банкротятся, зачастую оставляя своих туристов в чужой стране без денег, а иногда и без крыши над головой.
Почему так происходит, и как быть?
Немного теории.
Есть туроператоры (сами формируют туры и продают их как частным лицам, так и турагентствам) и турагентства (ничего не производят, но собирают у себя предложения разных туроператоров и продают их частным лицам). Туроператоры живут на разнице между конечной ценой тура и его себестоимостью, турагентства — на проценте, который дает им туроператор за продажу тура (как правило, это 10%). При этом нет разницы, где вы купите этот тур — у туроператора или у турагента — для вас цена будет одинакова и там, и там.
Как правило, выбор туров у турагентства — разнообразнее, так как у него будет больше различных предложений, чем у туроператора, который будет предлагать вам свои туры. Но нужно понимать, что одна и та же фирма может быть туроператором по Таиланду, например, и турагентом по другим направлениям.

Так вот, кому бы вы изначально не отдали деньги за путевку, непосредственно с отелем и авиаперевозчиком расплачивается туроператор. И если он не может заполнить, скажем, 200 посадочных мест в самолете (задача, которую поставили ему авиакомпания), то это — проблемы туроператора. И даже горящие туры не всегда спасают ситуацию — если из 200 мест в итоге заполнено только 150, туроператор платит за оставшиеся 50 из своего кармана. А ведь с каждым годом все больше людей предпочитают путешествовать самостоятельно.
А еще и сильный рост курса валют, всевозможные санкции со стороны других государств в том числе и на выезд многих чиновников за рубеж…

В общем, если по разным причинам вам нужно уехать на отдых именно через турфирму — уточняйте название туроператора, от которого вы едете (нужно знать именно туроператора, название турагентства вам ничего не даст). Относительно застрахованными от банкротства можно считать операторов, которые имеют «зарубежные корни» или ту или иную финансовую поддержку из-за границы, например, TUI, Tez Tour. Но не стоит паниковать и если ваша путевка от другого туроператора. Если брать общее количество туристов, пострадавших от банкротства фирм, на общем фоне это не такой уж большой процент — всего выезжают на отдых 8-9 млн россиян, а пострадало около 60 тысяч человек.

Но в любом случае стоит подстраховаться. И самый важный совет в данном случае: возьмите с собой больше денег, чем обычно. Я всегда стараюсь иметь на отдыхе доступ к сумме денег, за которую могу купить обратный авиабилет именно «здесь и сейчас», не по акциям и скидкам. Конечно, держать наличными такие суммы не очень безопасно, а вот на карточке — вполне. Также в случае форсмажора, если у вас будут дополнительные деньги, вы, по крайней мере, не останетесь на улице, а сможете снять номер в отеле.

Однако, если проблема связана с банкротством турфирмы, в первую очередь рекомендую все же не платить деньги из своего кармана, а связаться с экстренной службой помощи объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» (tourpom.ru, телефоны +7 495 981 51 49, 8 800 100 41 94, круглосуточно) и оставить им заявку на эвакуацию на родину. В случае, если приходится все же доставать заначку и оплачивать своими деньгами — обязательно сохраняйте все чеки и платежные документы. Ну а после возвращения домой — подавайте заявление в страховую компанию, чтобы они возместили вам понесенные расходы. Правда, если пострадавших у этого туроператора очень много (например, в «Лабиринте» — около 50 тысяч человек ждут компенсаций) — велик риск получить далеко не полное возмещение ущерба.

От всей души желаю вам, чтобы ваш отдых и возвращение домой были легки и безоблачны!

Какие туроператоры обанкротились в 2021 году? Кто на очереди?

В прошлом году в России не было громких банкротств туроператоров. В телесюжетах и статьях СМИ прогремела лишь новость о компании Томас Кук (Великобритания) – мы читали о сотнях людей, которые были вынуждены ночевать в аэропортах, потому что фирма не оплатила обратный перелет на родину. А сколько людей потратили деньги, но в последнюю минуту распрощались с мечтами о райском отдыхе? Но россиян это банкротство коснулось минимально. Сегодня мы расскажем, какие турфирмы обанкротились, а какие – стоят под угрозой из-за сложившейся в мире ситуации. Это важно знать, чтобы не испортить будущий отпуск в 2021 году.

Мы публикуем самый новый список 2021 года, и пополняем его новыми банкротами.

Сразу после окончания карантина в Великобритании, обанкротился еще один местный крупный туроператор. На этот раз с финансовыми трудностями не справился Fleetway Travel, проработавший более 45 лет.

Список туроператоров, прекративших деятельность в 2021 году

Из-за пандемии коронавируса в мире, этот год будет трудным для многих туристических компаний. По некоторым данным, они совокупно потеряют около 2 миллиардов долларов. Но пока в этом году у нас закрывались лишь региональные, малоизвестные компании:

  • Туристическое агентство «XXI век»;
  • «135 Меридиан».

С актуальным списком вы можете ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму.

В конце этой статьи вас ждет список туроператоров, которым можно без проблем доверять в этом году.

Туроператоры, обанкротившиеся в прошлом году

Представляем список обанкротившихся компаний в 2020 году. Примечательно, что большинство из них разорились в разгар летнего сезона:

  • Рыбалкино;
  • Фролова Тур;
  • Фантазия;
  • Ярмарка путешествий;
  • Тёплый Мир;
  • ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА;
  • Виктория — М;
  • Первый;
  • Цивиляночка;
  • САМОВАР ТУР;
  • Центр отдыха Пекин;
  • Турбюро Новосибирск;
  • Сибирские сезоны;
  • Саймаа Трэвел;
  • Туристическая фирма Робинзон-Турс;
  • Випсервис БТ;
  • ТурЭкспресс.

Двумя-тремя годами ранее ситуация была не лучше. Осенью 2018 года прогремело банкротство «Натали Турс», затем разорилась туристическая компания «Данко», вслед за ней объявил о своем закрытии оператор «РоссТур». Буквально перед Новым годом начались проблемы с компанией «Жемчужная река», из-за ее задолженности перед авиакомпанией туристы не могли вернуться из Китая в Россию. На данный момент эта фирма исключена из реестра туроператоров. Кроме того, «Интравел Столешники» должен кредиторам 500 тыс. рублей, поэтому в ближайшее время он также, скорее всего, пополнит список банкротов.

Причины банкротства

Существует несколько причин, почему тот или иной оператор разорился.

  1. Глобальный кризис в туристической отрасли. Проблемы наблюдаются не только в России, но и в других странах. Так, за позапрошлый год во Франции потерпели крах 12 компаний, в Польше – 10, а в Великобритании – целая сотня. Причина упадка кроется в большой конкуренции, которая заставляет фирмы демпинговать цены и продавать путевки на невыгодных условиях.
  2. Недостаточные объемы, мощности и понимание бизнеса – это относится к молодым и мелким компаниям.
  3. Недобросовестность владельцев. Речь идет о преднамеренном банкротстве, когда под маской туристических услуг скрывается финансовая пирамида. В определенный момент организаторы схемы могут покинуть страну вместе с деньгами обманутых туристов – такие случаи зафиксированы в Украине.
  4. Проблемные ситуации, которые не зависят от владельцев, например: природные катаклизмы, политические проблемы в популярных курортных странах. Дело в том, что операторы заранее выкупают места в отелях и бронируют рейсы. Если отдыхающие отказываются от путевок, фирма терпит убытки.

Если подвести итоги: глобальная причина, почему появляются банкроты-турфирмы всех проблем кроется в том, что наш рынок еще не готов к цивилизованным отношениям. Не отлажена система координации, отсутствует культура отношений с клиентами, а законодательство не в полной мере защищает пострадавших покупателей.

Кто может закрыться в ближайшее время

Аналитики не исключают, что ближе к «горячему сезону» появятся новые проблемы с путевками и рейсами. Наиболее вероятно банкротство туроператоров, которые:

  • недавно работают на рынке;
  • не имеют достаточной материальной базы и опыта для ликвидации форс-мажорных ситуаций;
  • своей целью ставят не честную работу, а заработок на сомнительных схемах.

Под наибольший риск сегодня попадают мелкие региональные фирмы.

Кому можно доверить свой отдых в 2021 году

Чтобы не стать жертвой обстоятельств, покупайте путевки у туроператоров с максимальным уровнем репутации. Это должны быть компании, которые:

  • давно работают на рынке;
  • возможно, входят в международную крупную сеть (например, TPG, TEZ TOUR);
  • являются дилерами влиятельных туристических ассоциаций (АТОР, РСТ, IATA)
  • имеют достаточно собственных ресурсов, так сказать, финансовую подушку, автобусы, самолеты, отели, гидов;
  • не предлагают путевки по явно заниженным ценам (это признак того, что компания имеет проблемы).

Следует различать понятия «банкротство турфирмы» и «банкротство туроператора». Туроператор – это компания, которая создает тур: разрабатывает маршруты, договаривается с авиакомпаниями и отелями. А турфирма – это посредник, который продает готовые путевки клиентам с небольшой надбавкой и зарабатывает на этом.

В стране насчитывается сотни тысяч фирм, а туроператоров – не более ста (причем крупных и известных – около десяти). Вы покупаете путевку не у турфирмы, а у туроператора. Именно последний отвечает за ваш отдых.

Советуем перед оформлением заказа изучить свежие рейтинги и выбрать лидирующие бренды. Эксперты различных изданий ставят на первые позиции:

  • TEZ Tour
  • Coral Travel
  • TUTU
  • Круизный дом
  • TUI
  • Mouzenidis Travel
  • Sunmar
  • Anex Tour
  • ICS Group

Высокая позиция в рейтинге не может дать стопроцентную гарантию того, что у туроператора не возникнет проблем. Стоит вспомнить историю с Natalie Tours – компанию, которая долгие годы фигурировала в топах, но в итоге обанкротилась.

Что делать, если туроператор обанкротился

Порядок действия зависит от того, при каких обстоятельствах вы узнали эту новость: пребывая на отдыхе, либо ожидая вылета за рубеж.

Что делать, если вы на отдыхе в другой стране

В таком случае есть 2 варианта:

  1. Вы обращаетесь в Ростуризм или ассоциацию «Турпомощь», чтобы вам помогли вернуться домой, – оплатили самолет и трансфер. Горячие линии этих организаций есть на официальных сайтах. Либо вы можете заранее записать телефоны перед отправлением в страну отдыха.
  2. Вы самостоятельно оплачиваете номера в отеле и рейс домой, а затем в судебном порядке требуете возмещения убытков от страховой компании. У каждого оператора есть страхование, по закону пострадавшей стороне полагается возвратить все убытки.

Сохраняйте все чеки и билеты до судебного разбирательства. Это должны быть не только квитанции на размещение в отеле, но и, например, за покупку еды и воды в аэропорту, если ваш рейс отменили по вине разорившегося турагенства.

Что делать, если вы купили путевку, и она отменена

В таком случае нужно не терять времени: подготовить все необходимые документы и обращаться в страховую компанию за возмещением ущерба. К заявлению следует приложить копии:

  • паспорта,
  • договора с туроператором,
  • документов, которые подтверждают материальный ущерб (чеки).
Читайте также  Редкие и малоизвестные достопримечательности Санкт-Петербурга

Следует помнить, что не во всех случаях «страховщики» полностью покрывают расходы туристов. Дело в том, что каждый оператор выплачивает только определенную страховую сумму (у кого-то лимит больше, у кого-то он меньше). Если пострадавших лиц много, то сумма выплат делится между истцами, и далее уже эксперты определяют процент, который будет возмещен.

Вы имеете право обратиться в суд за возмещением морального ущерба. Если страховая компания по тем или иным причинам отказывается компенсировать убытки, вы можете решить вопрос в соответствии с российским законодательством.

Возможные трудности

Страховка от банкротства туроператора – это не гарантия того, что пострадавшим клиентам будут выплачены деньги. Нюанс в том, что российское законодательство практически не регулирует деятельность самих туристических фирм и дает финансовых гарантий потребителям. Кроме того, выше мы уже говорили, если размер финансового обеспечения очень мал, этого не хватит, чтобы возместить потери всем пострадавшим лицам.

Недобросовестные страховые компании находят пути для того, чтобы освободить себя от выплат. Примечательным является случай с ТО «Радуга» и обслуживающей ее страховой компанией «Орбита». После разорения турфирмы более 1000 клиентов подали иски в суд на выплаты компенсаций. В свою очередь, страховая компания «Орбита» объявила о том, что туроператор-банкрот занимался мошенничеством, поэтому считает договор страхования недействительным. Московский суд встал на сторону «Орбиты», страховщик освобожден от каких-либо финансовых гарантий.

В конце хотелось бы напомнить читателям пословицу: «Предупрежден – значит вооружен». Осознанный выбор туроператора поможет вам провести отпуск без неожиданных форс-мажоров и денежных потерь. Еще один надежный вариант – самостоятельно планировать путешествие, бронировать номера и покупать авиабилеты. Всего доброго!

Банкротство туроператоров: выживет ли турбизнес под натиском коронавируса?

В последние дни россияне буквально разрываются между новостями о коронавирусной инфекции и стремительном падении рубля. Добавить сюда немного споров по Конституции, постепенное опускание «железных занавесов» между странами, сообщения о новом мировом экономическом кризисе и получается настоящая вакханалия. Но по ком весь этот букет негативных новостей ударит сильнее всего? В первую очередь, по турбизнесу. О нем и поговорим.

Коронавирус

Вирус, начавший свое шествие в конце декабря, очень быстро отбил желание туристов путешествовать в Китай и соседние азиатские страны. Сначала были отменены все поездки в Поднебесную, затем в Южную Корею. Не сказать, чтобы Иран был популярным туристическим направлением, но вскоре россияне лишились возможности отправиться и туда.

В феврале коронавирус докатился до Европы, и под запретом оказалась Италия (там, кстати, максимальная смертность от коронавируса, опережающая даже Китай). Вот тут и стало понятно, что эпидемия, а точнее пандемия (по последним сообщениям ВОЗ) скажется не только на локальных туристических направлениях, но вообще на турбизнесе в целом.

Возникает главный вопрос — грозит ли туроператорам массовое банкротство на фоне распространения коронавируса? В этой проблеме «Русбанкроту» помог разобраться гендиректор сети туристических компаний «ВИТА Трэвел» Алексей Ципордей. Он отметил, что банкротство туроператоров зависит не только от внешних причин — под основной удар попадают компании с низкой диверсификацией направлений, а также те, кто не сможет договориться о снижении потерь или штрафов с принимающей стороной, отелями и авиакомпаниями.

«Первые звонки были еще в феврале, — пояснил Алексей Ципордей. — А потому многие операторы были аккуратны в своих планах на сезон. Крупные туроператоры диверсифицированы по направлениям и эффективны по бизнес-моделям, но если все разом остановить, то нужно понимать, что изначально низкорентабельный турбизнес на выездном потоке может долго не продержаться»

В качестве главной существующей проблемы наш собеседник обозначил невозможность прогнозов по зарубежному туризму — трудно представить, что будет даже через неделю. Ситуация меняется слишком стремительно.

Страх путешествовать

Еще одна тенденция — растущий страх россиян перед путешествиями. Жители страны, мягко говоря, в ужасе от новостей о коронавирусе и массово отказываются от поездок, причем не только за рубеж, но и по России. Если рассматривать курорты Крыма и Краснодарского края, то даже на них продажи упали на 20-25%, хотя коронавируса там нет.

Сейчас все туристы, образно говоря, поделились на три категории. Первые отменяют любые поездки, вне зависимости от ситуации с коронавирусом в выбранном месте отдыха. Вторые ведут себя абсолютно противоположно и уезжают несмотря ни на что — их может остановить только запрет рейсов и карантин. Третьи же не отменяют поездки, но и не вполне уверены, что отправятся в путешествия — они просто ждут изменений и следят за ситуацией.

«Сильного страха мы не заметили, но часто спрашивают о ситуации, — отметил гендиректор «ВИТА Трэвел». — Основной страх туристов даже не заразиться, а то, что закроют рейсы и их отпуск сорвется прямо перед вылетом. Проще говоря, туристов больше всего пугает непредсказуемость»

Банкротство туроператоров

На днях вице-президент Ассоциации туроператоров Дмитрий Горин опроверг информацию о грядущем массовом банкротстве в отрасли. Он сообщил, что сейчас принимаются меры, которые должны привести к стабилизации ситуации — продажи, конечно, могут сократиться, но банкротство исключено.

Однако в последнее время ходит много слухов с противоположной информацией, о якобы грядущих банкротствах — турбизнес может не выдержать простоя и небольшие компании довольно скоро начнут закрываться. На этот вопрос Алексей Ципордей ответил, что здесь все зависит от того, насколько быстро туроператор сможет переориентироваться, к примеру, на Россию. Если переориентации не произойдет и поддержка от государства не поступит, то банкротство неизбежно — кто-то протянет 3-4 недели, кто-то в районе трех месяцев.

«Массовое банкротство невыгодно никому, — отметил Ципордей. — Помимо прямых денежных потерь населения, это может спровоцировать целую цепочку проблем: у страховых компаний, банков, кредитующих туроператоров, авиакомпаний, отелей, мелких турагентств, местных транспортных компаний»

Таким образом, может образоваться «снежной ком», ведущий к кризису. Ципордей также добавил, что главное в сложившейся ситуации — не ограничивать туризм внутри страны. Если же это произойдет, туристическая отрасль будет наблюдать мелкие и крупные банкротства чуть ли не каждый день.

Почему банкротятся туроператоры Представитель туриндустрии анонимно рассказал The Village об устройстве туристического бизнеса и дал несколько советов тем, кто собирается в отпуск

Этим летом произошли самые громкие банкротства туроператоров: «Нева» и «Лабиринт» приостановили свою работу, вслед за ними закрылись и другие туркомпании. Пострадавшие туристы, которых сейчас больше 10 тысяч, получают помощь от фонда «Турпомощь». Ростуризм планирует создать регулирующие законы, а пока советует отдыхать в России. Последние пять лет у операторов регулярно возникают проблемы с ликвидностью, из-за которых страдают клиенты.

Представитель туристической индустрии анонимно рассказал The Village, почему в крахе туроператоров виноваты авиакомпании и как нужно реформировать систему.

Аноним
представитель туристической индустрии

Авиакомпании высасывают деньги из туроператоров. Они планируют рейсы, исходя не из того, сколько туристов реально купят билеты, а из того, сколько им нужно заработать. Поскольку у нас авиакомпаний немного, а главных вообще две — «Аэрофлот» и «Трансаэро», — никто не идёт наперекор их правилам.

Раз в год перед новым сезоном их представители собирают туроператоров и говорят: на Таиланд поставим два рейса в неделю, вот ты должен взять 300 мест, а ты — 150.

Туроператор, конечно, может сказать, что ему столько не надо, потому что клиентов на это направление не соберётся, но тогда может впасть в немилость и вообще лишиться мест. Туркомпании знают, что будут работать в убыток, но ничего не могут сделать.

Чтобы получить больший оборот в условиях конкуренции (а порог входа на рынок очень низкий), туроператоры демпингуют и выживают друг друга с рынка. Единственная компания, которая, как я знаю, держит обороты на убыточных направлениях типа Таиланда, Туниса и Египта, — это «Библио-Глобус». У них какая-то сложная электронная система ценообразования. Хотя бизнес не до конца понятный, потому что принадлежит книжному магнату, он может накачивать туда деньги.

Каждый год туроператоры ждут, что следующий будет лучше предыдущего. Мало кто представлял, что мы получим санкции и такой валютный курс. Туркомпании сами до последнего не понимают, что они банкроты. Предугадать это невозможно. В этом году ещё предстоит увидеть разорения. Вчера «ИнтАэр» сообщил о приостановке работы. Исчезнуть может любая компания, за исключением тех, у кого есть мощная подпитка типа TUI Алексея Мордашова или Tez Tour, который вообще часть финансовой структуры.

Ростуризм сейчас работает в режиме форс-мажора, а глобально надо выстраивать новые отношения с авиаперевозчиками — так, чтобы туроператор выкупал только блоки, которые сможет продать туристам. Сейчас исполняющий обязанности главы Ростуризма Олег Сафонов советует отдыхать в России — отличное решение проблемы.

Представьте, что вдруг все люди, которые отдыхают в Египте и Турции, ломанутся в Адлер или Крым.
У нас просто нет инфраструктуры,
чтобы их принять

Единственное преимущество в том, что туристов проще вытягивать из Сочи, чем из Вьетнама. Но вы представьте, что вдруг все люди, которые отдыхают в Египте и Турции, ломанутся в Адлер или Крым. У нас просто нет инфраструктуры, чтобы их принять.

Они вводят санкции против европейских авиакомпаний. Но вы знаете, что 50 % выручки «Аэрофлота» — это пролётные деньги? (По разным данным, эта цифра составляет всего несколько процентов. — Прим. The Village.) Иностранные компании платят прилично за то, чтобы летать над нашей территорией. Если этих денег лишимся, бюджет опять пострадает.

Читайте также  Одна из самых отвратных пещер мира

Что можно посоветовать туристам? Далеко не факт, что, покупая отдельно билет и гостиницу по массовым направлениям, вы выиграете в цене. Может, вы даже не сможете забронировать номер в гостинице, потому что туроператоры выкупают всё заранее. Выбрать надёжного оператора сложно. Мы видим, что крах терпят и крупные компании. Даже их сотрудники не знают до последнего, что не смогут расплатиться. Это происходит, когда долг перед авиакомпанией приходит к критической точке и она перестаёт выписывать билеты. Бизнес напоминает пирамиду. Не получая новых средств, ты не можешь расплачиваться.

Проблема в том, что платить сегодня приходится за человека, который поедет отдыхать через два или четыре месяца. Когда продажа совершается день в день, нет такого разрыва. Плюс сезонный фактор. Весной оператор платит зарплату сотрудникам и арендует офис, хотя это самый мёртвый сезон, денег он почти не приносит.

Авиакомпания тоже попадает в этот порочный круг — ждёт, пока туроператор расплатится, возит туристов бесплатно, а когда терпение лопается, требует вернуть долг. На самом деле, они тоже много не зарабатывают — это малорентабельный бизнес. Из них, в свою очередь, деньги вытягивают нефтяные компании. Вот они чувствуют себя лучше всех.

Как вернуть стоимость турпутевки и возместить иные убытки при банкротстве туроператора?

Как вернуть стоимость турпутевки и возместить иные убытки при банкротстве туроператора?

В случае невозможности исполнения туроператором всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта он обязан, в частности, разместить соответствующую информацию на своем официальном сайте (ст. 4.1 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ).

При этом туристам должны быть возмещены убытки в установленном порядке (ст. 6 Закона N 132-ФЗ).

1. Обращение туристов за выплатой в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору

В случае прекращения туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта турист имеет право на возврат стоимости (части стоимости) турпутевки и выплату денежных средств, причитающихся ему, например, в связи с эвакуацией из страны. Такое право появляется у туриста в случае публичного заявления туроператора о прекращении туроператорской деятельности либо, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность, при принятии решения об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров.

На этом этапе обязанность по возврату денежных средств, уплаченных туристом, возлагается на организацию, застраховавшую гражданскую ответственность туроператора, либо организацию, предоставившую банковскую гарантию (ч. 2, 6, 7 ст. 17.1, ч. 3 ст. 17.4 Закона N 132-ФЗ).

Для заявления требований о денежной выплате рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору, с требованием о выплате

Если финансовое обеспечение предоставлено туроператору несколькими организациями, вы можете предъявить требование к любой из них по своему выбору (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2020 N 1811).

В письменном требовании о денежной выплате необходимо указать (ч. 2 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):

  1. Ф.И.О. туриста, заключившего договор, а также его контактные данные (почтовый и электронный адреса, телефон);
  2. дату выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора;
  3. номер договора о реализации туристского продукта, дату его заключения, а также даты начала и окончания тура;
  4. наименования туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности;
  5. информацию об обстоятельствах, свидетельствующих о неоказании услуг по перевозке или размещению или о наличии недостатков по данным услугам;
  6. размер реального ущерба, причиненного туристу;
  7. реквизиты документа, подтверждающие отказ туроператора добровольно возместить туристу причиненный реальный ущерб, и (или) номер и дату вступившего в силу судебного решения о возмещении туроператором реального ущерба — если требование предъявляется по банковской гарантии;
  8. банковские реквизиты для перечисления средств возмещения.

К требованию необходимо приложить следующие документы (ч. 3 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ):

  1. копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста;
  2. копию договора о реализации туристского продукта, если договор оформлялся на бумажном носителе, или договор, оформленный в форме электронного документа;
  3. документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Шаг 2. Получите денежную выплату

Страховщик или гарант обязан удовлетворить требование о денежной выплате не позднее 30 календарных дней после дня получения от туриста вышеуказанного требования и необходимых документов (ч. 8 ст. 17.5 Закона N 132-ФЗ).

Если ваше требование не удовлетворено или удовлетворено частично, при наличии у туроператора нескольких страховщиков или гарантов вы вправе обратиться к другому из них в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной (п. 5 Правил N 1811).

Получение денежной выплаты не лишает туриста права требовать от туроператора выплаты штрафов, пеней, возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 5 ст. 17.4 Закона N 132-ФЗ; ст. ст. 15, 151, 1099 — 1101 ГК РФ; абз. 1 п. 6 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

2. Обращение туристов в объединение туроператоров за возмещением из фонда персональной ответственности туроператора

Требования о возврате денежных средств за турпутевку, предусматривающую выезд за рубеж, при неисполнении туроператором своих обязательств в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта можно предъявить объединению туроператоров в сфере выездного туризма. При этом порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора (абз. 5 ст. 1, ст. 11.2, ч. 9, 10 ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ):

  1. если фонд не достиг максимального размера, то денежная выплата производится в случае, когда средств страховщика или гаранта оказалось недостаточно для возмещения туристу причиненного ущерба. То есть туристу сначала необходимо обратиться в организацию, предоставившую финансовое обеспечение туроператору;
  2. если фонд персональной ответственности туроператора достиг максимального размера, турист может обращаться непосредственно в объединение туроператоров.

Справка. Максимальный размер фонда персональной ответственности туроператора

Максимальный размер фонда персональной ответственности туроператора составляет не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год (ч. 5 ст. 11.6 Закона N 132-ФЗ).

В данном случае рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в объединение туроператоров с письменным требованием о выплате возмещения

Дата начала сбора требований устанавливается объединением туроператоров. Уведомление о начале сбора требований объединение туроператоров размещает на своем официальном сайте в сети Интернет. К требованию о возмещении денежных средств потребуется приложить необходимые документы (п. п. 9, 10, 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1532).

Шаг 2. Получите денежное возмещение

Решение о выплате денежного возмещения объединение туроператоров принимает в течение 10 рабочих дней по истечении срока сбора требований о возмещении. В течение последующих 10 рабочих дней денежное возмещение перечисляется на банковский счет в соответствии с банковскими реквизитами, указанными в предъявленном требовании о возмещении (п. п. 13, 16 Правил N 1532).

3. Заявление требований туроператору при начале процедуры банкротства

Процедура банкротства туроператора осуществляется по общим правилам законодательства о банкротстве.

Сведения, подлежащие опубликованию по делу о банкротстве туроператора, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством РФ (газета «Коммерсантъ»). Кроме того, сведения о процедурах банкротства размещаются в Едином государственном реестре юридических лиц (п. п. 1, 6 ст. 28 Закона N 127-ФЗ; п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 21.07.2008 N 1049-р; пп. «и.2» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; Информация ФНС).

В течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении в отношении должника наблюдения вы вправе предъявить свои требования к туроператору. Требования с приложением документов, подтверждающих их обоснованность, следует направить в арбитражный суд, туроператору и временному управляющему. Предъявленные по истечении указанного срока требования подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди (п. п. 1, 7 ст. 71, п. 4 ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

«Электронный журнал «Азбука права», актуально на 29.06.2021

Другие материалы журнала «Азбука права» ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы «Азбуки права» доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

На высоких оборотах. Почему банкротятся туроператоры

Серия знаковых банкротств, которые потрясли российский турбизнес в июле, в очередной раз ставит вопрос об эффективности существующей системы страхования ответственности туроператоров. Фингарантии, которые все они по закону обязаны иметь, вовсе не обеспечивают возвращения туристам денег за сорванную поездку.

В последние годы с рынка один за другим вылетают старейшие и опытнейшие представители туроператорского цеха, бывшие когда-то зачинателями целых туристических направлений. Симптоматичным для российской отрасли давно стало и то, что тур­операторы выбирают для банкротства середину лета: на годовом пике выручки и перед пиком проплат в сторону контрагентов — отелей и авиакомпаний. «Сейчас на рынке осталось примерно 20–25% компаний, начинавших бизнес в 1990-е годы, — отмечает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). — Старейшие компании не выдерживают конкуренции».

Туроперейтинг на выездных направлениях — бизнес очень оборотистый (средняя стоимость тура — что-то около тысячи долларов) и низкомаржинальный (1–3%). При этом, зарабатывая в среднем лишь $10–30 с человека, туроператор серьезно рискует: каждое непроданное кресло из блока мест на чартере — чистый убыток в $300 и выше, в зависимости от направления. Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях этого адреналинового бизнеса.

Этот июль не стал исключением: сначала о приостановке деятельности «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами» объявила турфирма «Нева» (год основания — 1990-й), затем — «Роза ветров Мир» (в свое время «отпочковалась» от старейшего частного туроператора в России, основанного в 1988 году — «Розы ветров», и отправилась в самостоятельное плавание). По данным самой «Невы», на момент краха за рубежом по ее линии находилось около 6,3 тыс. туристов, а на будущие заезды было продано еще 17 тыс. путевок. Масштаб деятельности «Розы ветров Мир» был значительно меньше: пострадавших, по предварительным оценкам, около 800 человек. Всем туристам предложено обращаться за возмещением в страховые компании, которые застраховали гражданскую ответственность туроператоров. Но практика предыдущих банкротств показывает: есть риск, что возмещение получат далеко не все — и не все.

Читайте также  Самые странные и загадочные острова в мире

Примечательно, что одним из архитекторов ныне действующей системы фингарантий в российском туризме когда-то выступил именно основатель турфирмы «Нева» Владимир Стржалковский. Родом из Ленинграда, бывший офицер КГБ СССР и личный знакомец Владимира Путина, он ушел из бизнеса во власть еще в 1999 году, а в 2004–2008-м руководил Федеральным агентством по туризму. Некоторые представители турбизнеса называли его тогда лоббистом интересов крупных туроператоров в чиновничьем кресле, и именно на его деятельность списывали ряд «странностей» созданной в 2007 году системы фингарантий для туроператоров. «Странности» по большому счету сводились к тому, что фингарантии избыточны и обременительны для небольших туроператоров (например, нишевых) — и притом явно недостаточны, чтобы полностью застраховать ответственность крупных. Российский союз туриндустрии тогда активно выступал против принятия закона о фингарантиях в такой форме. Это даже вызвало размежевание в отрасли: крупные игроки организовали АТОР — собственное объединение (его члены сейчас обслуживают примерно 80% турпотока за рубеж), которое поддержало законодательную инициативу.

Нынешние требования по размеру финансового обеспечения туроператоров (в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности) таковы: 30 млн рублей для тех, у кого оборот по выездному туризму за предыдущий год не превосходил 250 млн, и 12% от оборота по выездным программам, если названный порог был превышен.

Созданный механизм фингарантий оказался довольно медленным. Например, туристу, заранее оплатившему поездку, в большинстве случаев приходится дожидаться официальной даты начала тура, чтобы доказать страховой компании факт неисполнения обязательств со стороны туроператора. Только тогда случай признается страховым и можно подавать заявление на возмещение; после этого страховой компании по закону отводится 30 дней на рассмотрение и принятие решения. Туристы же, которых финансовый крах туроператора настигает уже в поездке, попадают в совсем неловкое положение: их нередко заставляют на месте вновь оплатить отель, авиаперелет, трансфер, за которые не перевел деньги банкрот. Чтобы оперативно решать подобные проблемы, в 2012 году было создано объединение операторов в сфере выездного туризма «Турпомощь» — с принудительным членством и компенсационным фондом, в который туроператоры ежегодно перечисляют взнос в размере 0,1% оборота по своим программам выездного туризма, но не менее 100 тыс. рублей. Кстати, эту «кубышку» впервые за два года распечатали именно для того, чтобы помочь решить проблемы туристам «Невы».

Эксперты называют разные причины банкротства «Невы». Общее падение продаж в отрасли, которое началось еще зимой, снижение курса рубля, ожесточенный демпинг, охвативший рынок, — перечисляет Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата», специализирующегося на услугах туристическому рынку. «Роста рынка не было, так что им не удалось покрыть кассовый разрыв из оборота, — говорит он. — В условиях демпинга чем больше у туроператора клиентуры, тем сильнее растет его долг». Среди клиентов «Невы» традиционно было много госслужащих, чиновников и представителей силовых ведомств, так что, возможно, сыграл свою роль также президентский запрет на отдых за границей для этих категорий. «Думаю, на все это наложилось неправильное квотирование отелей и авиаперевозки менеджментом «Невы», — полагает другой отраслевой эксперт.

Залезать поглубже в «оборотку» и кредиты и существовать в таком режиме на протяжении многих сезонов — в традициях адреналинового туроператорского бизнеса. В этом июле это плохо закончилось для «Невы» и «Розы ветров Мир»

Ответственность «Невы» была застрахована на рекордную по меркам российской туриндустрии сумму — 454 млн рублей. И все равно многие представители отрасли, прикидывая объемы туроператора, склоняются к тому, что этих денег не хватит на выплаты всем туристам: по некоторым оценкам, потребуется раза в полтора больше. Но есть еще одна интересная деталь. Предыдущий договор о страховании ответственности «Невы», который был заключен со страховой компанией «СОГАЗ» (рейтинг надежности — А++), истек за две недели до приостановки деятельности. Новый турфирма заключила с небольшой страховой компанией «Восхождение» (рейтинга не имеет; по данным бухгалтерской отчетности, чистая прибыль в прошлом году — 4,5 млн рублей, уставный капитал — 156 млн). Компания малоизвестна на рынке, а история и миссия «Восхождения» на сайте (милая подробность!) почему-то изложены в стихах: «Стихия ей [компании. — Прим. ред.] досталась не из легких — / Ручательство давать за жизнь и за товар, / А в случае событий у клиента горьких, / Терять с наваром вместе гонорар». В состоянии ли страховая компания выполнить свои обязательства перед туристами «Невы», раз уж пришел такой горький момент потерять «с наваром вместе гонорар»? К моменту отправки в печать этого номера «Бизнес-журнала» представители «Восхождения» не смогли ответить на запрос, было ли перестраховано «ручательство» компании по договору страхования ответственности с «Невой».

В этой связи эксперты вспоминают историю с банкротством туроператора «Капитал Тур» в 2010 году, когда СК «Инногарант» попросту отказалась выплачивать пострадавшим туристам компенсации, предпочтя обанкротиться вслед за оператором.

Фактически крах каждого крупного туроператора показывает изъяны существующей системы фингарантий. А о потерях агентств — розничных партнеров обанкротившихся туроператоров — вообще в непрофильной прессе никто не упоминает. Им нередко приходится либо возвращать деньги клиентам за сорванный оператором тур из собственного кармана, либо судиться с ними.

Громкие банкротства всколыхнули в отрасли новую волну обсуждений механизма фингарантий. Игроки рынка вспоминают прежние идеи, которые обсуждались еще в 2006-м, но не были услышаны лоббистами. «Самое разумное — это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГО для водителей, — полагает Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн» (входит в наблюдательный совет объединения «Турпомощь»). — В этом случае при покупке путевки туристу сразу выписывается страховка от неисполнения обязанностей со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператора застрял за границей». Эксперт уверен, что техническая реализация этой идеи будет несложной, поскольку вся необходимая инфраструктура давно существует: сейчас она обслуживает систему медстрахования путешественников (круглосуточные колл-центры, ассист-компании за рубежом и т. д.). «Если туриста не заселяют в гостиницу согласно ваучеру туроператора, ссылаясь на неоплату, то страховщик через своего ассистента просто оплачивает эти расходы согласно страховке, а уже потом разбирается по этому случаю с туроператором, — говорит Цыганов. — При таком механизме решаются все те проблемы, которые не могут решить современные институты по защите туристов — система фингарантий и проект «Турпомощь». Ведь фингарантии сейчас совершенно не обеспечивают покрытия всех претензий со стороны пострадавших туристов, так как их размер не привязан к реальному обороту туроператора». Кроме того, у туррынка много вопросов по поводу состоятельности самих страховых компаний, страхующих ответственность туроператоров. «Давно идет речь о создании некого «клуба» страховщиков, работающих с турбизнесом, для обеспечения коллективной солидарной ответственности за своих членов — либо об обязательном перестраховании рисков по фингарантиям», — считает Алексей Цыганов.

Банкротство турфирмы «Нева» уже в силу ее больших масштабов станет серьезным тестом для системы фингарантий. Насколько цивилизованным окажется уход компании с рынка и сработает ли в ее случае система в штатном режиме? Ждать осталось не очень долго. После этого и можно будет делать вывод, не пора ли корректировать защитные механизмы в российском туроперейтинге.

Наиболее заметные банкротства российского туристического рынка за последние 10 лет

Компания оказалась финансово несостоятельной, потеряв значительные средства из-за демпинга на марокканском направлении в предыдущем сезоне. Владелец «Трансшоу» покончил с собой. Туристов в Россию за свой счет возвращали авиакомпании.

2008

Компания обанкротилась вместе с головной структурой — турецко-австрийским холдингом Vasco, «дочкой» которого являлась. Сумма претензий, поданных страховому гаранту туроператора, составила 20 млн рублей. Это стало первым серьезным тестом системы фингарантий.

Владельцы компании сбежали с деньгами партнеров и клиентов и с тех пор находятся в розыске. Сумма нанесенного ущерба — $1,5 млн.

2009–2010

Целая серия банкротств туроператоров, спровоцированная снижением турпотока из России. Цивилизованные банкротства (с закрытием обязательств перед партнерами и туристами): Libra Holidays, ArtisSpace, Diva-Travel, GTI-travel. Проблемные банкротства: «ТрансБизнесЛайн», «СКМ-Трэвел», «Капитал Тур». В последнем случае обанкротилась и страховая компания, предоставившая туроператору фингарантии на 190 млн рублей. Сумма непокрытых обязательств «Капитал Тура» перед туристами и контрагентами составила, по разным оценкам, от 200 до 250 млн рублей.

2011

После ряда скандалов с партнерами туроператора обанкротили. Обязательства перед туристами и контрагентами исполнены не были.

2012

В судьбе туроператора, испытывающего финансовые трудности, принял личное участие Владимир Путин. В тот момент он шел на свой третий президентский срок и распорядился, чтобы банк ВТБ выделил «Ланте» кредит в размере $7 млн. Кредит помог облегчить участь 7 тыс. туристов, но самого оператора от разорения в итоге не спас.

Руководство компании исчезло с деньгами туристов. Впоследствии выяснилось, что «Идеальный мир» фактически не имел никаких фингарантий, подделав документы для включения в Единый реестр туроператоров.

2013

Туроператор, столкнувшись в середине лета с катастрофическим снижением турпотока в Хорватию из-за введения виз, приостановил свою деятельность. С рынка компания ушла с минимальным ущербом для туристов и партнеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: