Портреты народов Сибири - KRINTEL.RU

Портреты народов Сибири

«Мир в лицах»: представители коренных народов Сибири и не только..

Девочка из народа ороки (самоназвание — уйльта).

Фотопроект «Мир в лицах»: представители коренных народов Сибири и не только.

За последние десять лет 49-летний фотограф Александр Химушин, уроженец Якутии, объехал 86 стран.

Александр Химушин называет себя независимым фотографом-путешественником. «Путешествия – это поиски самого себя. Одновременно это познание мира», – говорит он.

Для того, чтобы запечатлеть с помощью фотокамеры представителей разных народов, он отправляется в самые далекие и недоступные уголки мира. Его называют этно-фотографом – ведь на портретах люди представлены в национальной одежде и с украшениями, характерными для представителей того или иного народа.

1. Эвенки

70 тысяч человек в мире. Живут в Монголии и сибирских регионах России.

Виктор Максимов, эвенк. 75 лет. Живет в поселке Иенгра, Республика Саха (Якутия). Зоотехник, оленевод. Его жена, Анна Ивановна, народный мастер Республики Саха.

2. Цаатаны (самоназвание — духа) — тюркоязычный народ в Монголии. Этноним «цаатан» также встречается в числе родов монголоязычных хубсугульских урянхайцев и калмыков-торгутов.

282 человека. Живут в Монголии.

3. Якуты (самоназвание — саха, мн. ч. сахалар)

480 тысяч человек. Проживают на территории Сибири.

Девушка народа Саха в свадебной маске

4. Ульчи (самоназвание — нани)

3000 человек. Живут, в основном, в Приамурье.

Анастасия Кучекта, ульчи, Хабаровский край. 8 лет. В родном селе Булава в Школе искусств Настя изучает язык, танцы и орнамент ульчей, а с мамой занимается резьбой по бересте и обработкой рыбьей кожи.

5. Орочоны

Чуть больше 8,5 тысяч. Живут в Монголии и занимаются оленеводством.

6. Буряты

Более 650 тысяч человек. Большая часть живет в Бурятии.

7. Юкагиры

Не больше 1600 человек в мире. Живут в Якутии, на Чукотке и в Магадане.

Макар Курилов, юкагир, Республика Саха (Якутия). 59 лет. Потомственный оленевод. Сам сочиняет и поет песни на юкагирском языке. Долгое время занимался с детьми — учил их национальным песням и танцам.

Мария Юшкова, юкагирка, Республика Саха (Якутия). 18 лет. Учится в Благовещенске в Амурском государственном университете на лингвиста, но хочет вернуться на малую родину, в поселок Андрюшкино.

8. Долганы

Около 8 тысяч человек. Живут в России, Украине, Белоруссии и Казахстане.

Савванна Туприна, долганка, Республика Саха (Якутия). 18 лет. Поступила в Институт нефти и газа в Красноярске, но мечтает вернуться домой, в поселок Саскылаах.

9. Тазы

274 человека. Метисный народ с китайскими корнями, проживающий в Приморском крае.

10. Чукчи

Около 16 тысяч человек. Большинство живет на Чукотке.

11. Семейские

80 человек. Старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года отнесены к русским.

12. Русскоустьинцы

Около 400 человек. Русские старожилы Якутии, которые, предположительно, поселились там в самом начале XVII века.

13. Нанайцы

16 тысяч человек. Живут на Дальнем Востоке.

Максим Заксор, нанаец, село Верхний Нерген, Хабаровский край. 14 лет. Мечтает стать геологом.

14. Удэгейцы

1500 человек. Территория проживания: Приморский и Хабаровский край.

Сергей Суляндзига, удэгеец, село Красный Яр, Приморский край. 56 лет. Летом ходит по сопкам на корневку — ищет корень женьшеня

Мария Камдига, удэгейка. 32 года. Живет в селе Гвасюги Хабаровского края. Работает учителем, по совместительству завуч в школе. По-удэгейски не говорит, но надеется, что сын Трофим выучит язык предков.

15. Тофалары, тофы — коренной малочисленный народ в Восточной Сибири, проживающий в трёх деревнях в Саянских горах. Примерная численность — 800 человек.

16. Нивхи. Являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов.Примерная численность — 4666 человек. Также проживают в Японии.

Исследователи до сих пор не знаю, откуда нивхи пришли на Дальний Восток, потому что их язык не связан ни с одним другим в мире, ни с одним из тунгусо-маньчжурских диалектов, распространённых в Сибири.

17. Сойо́ты (соёд, сойыт, саяты) — коренной малочисленный народ, населяющий Окинский район Республики Бурятия. 3608 человек.

18.Негида́льцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. 522 человека.

19. Нганаса́ны (нган. ӈана́”сан — «люди», самоназвание няа”, ня” — «товарищ»)— коренной самодийский народ в Сибири. 862 человека.

Путешественник и этнофотограф Александр Химушин с 2014 года работает над проектом «Мир в лицах» (The World In Faces), цель которого — сделать фотопортреты представителей всех национальностей мира в традиционной одежде и окружении в местах их исконного проживания.

Последняя часть фотопроекта посвящена исследованию коренных народов Сибири. За полгода Александр преодолел за рулём внедорожника более 40 тысяч километров, побывав в Иркутской области, Бурятии, Якутии, на Сахалине и в Хабаровском крае. Итог экспедиции — портреты, на которых изображены тофалары, тазы, уйльта, ульчи, орочи, нивхи и негидальцы, а также представители всех остальных этнических групп, проживающих на этой обширной территории, по площади почти на треть превосходящей территорию Европы.

Из интервью Александра:

«Путешествия часто проходят в экстремальных условиях. Населённые пункты, где проживает большинство малочисленных народов Сибири, находятся на огромном расстоянии друг от друга. Сотни километров тайги — и никакой связи с внешним миром»

«Я обычно не выбираю героев для проекта. Фотографирую всех, кто рад принять участие. Очень ценю, что люди соглашаются, идут мне навстречу, достают из сундуков бабушкины-дедушкины костюмы и фамильные драгоценности, которые иногда датируются XVII—XVIII веками»

«Несмотря на длительность поездки, мне удалось побывать в гостях и сделать фотопортреты только у половины народов».

«Проехав по Сибири, я видел разное. В тех местах, где коренное население составляет большинство, например в Бурятии или Якутии, происходит небывалый рост национального самосознания. Традиции возрождаются, люди охотно учат родной язык, там сегодня происходит возрождение национальной культуры».

«Впрочем, есть места, в которых от прежде процветавшего коренного народа осталось лишь пара сотен или даже десятков человек, уходят последние бабушки-дедушки, а с ними вместе и родной язык.Я приезжаю в регион, который практически не знаю. Знакомлюсь с людьми. Сколько я там пробуду, не знаю. У нас в Сибири – 41 коренной малочисленный народ. Чтобы добраться до какой-нибудь дальней деревни, я ехал по тайге тысячи километров. Это исчазающие народы, их осталось совсем немного, культура, традиции уходят. Бабушки из сундуков достают старинные вещи, а молодежь уже современная. Один-два, от силы десять человек говорят на родном языке, остальные – уже нет. В Приморском крае есть народ тазы, их осталось человек пятнадцать. По официальной статистике их больше, это можно объяснить тем, что государство выделяет деньги на поддержку коренных малочисленных народов, и кто-то этой помощью, видимо, пользуется. У сойотов, живущих в Бурятии, языка уже нет, он утрачен. На Таймыре живет народ нганасаны. Я долго уговаривал пожилую женщину, чтобы она надела старинный национальный костюм. Чтобы изготовить его, мастерицы тратили до двух лет. Она хранила костюм завернутым в санях под снегом. Дело было зимой, а она собиралась его проветривать только летом. Наконец, согласилась, сказала: только откапывай сам».

«Поэтому я считаю своим долгом добраться до всех таких народов, собрать по крупицам то немногое, что ещё осталось от традиционного жилища, костюма».

«Моя цель — создать разнообразную, удивительную, яркую коллекцию портретов невероятных людей. Особенно в тех её удаленных уголках, где самобытность, культура и традиционный уклад жизни ещё сохранились. В мире проживает более десяти тысяч различных этнических групп, каждая из которых по-своему уникальна и заслуживает того же внимания и уважения, что и все остальные»

«Трудностей в работе всегда предостаточно. Приходится бывать подолгу вдали от цивилизации, без удобств, ночевать либо в машине, либо где придётся — в домах у местных жителей, в школьном кабинете».

По итогам своих путешествий Александр Химушин планирует выпустить книгу.

* Численность представленных в посте народностей взяты мной из Википедии, данные переписи населения за 2010 год.Согласно данным переписи населения 2010 года, в России проживают представители более 200 национальностей (этнических групп).

3983б. МИР В ЛИЦАХ: ПОРТРЕТЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ. ЧАСТЬ II

За последние девять лет фотограф Александр Химушин (Alexander Khimushin) посетил 84 страны. Последние три года он работал над проектом «Мир в лицах» (The World In Faces) про малочисленные народы, которые сохранили культуру и традиции предков. Последняя глава привела его в Сибирь. В течение полугода он снимал коренные народы на их малой родине. Теперь весь мир может познакомиться с культурой людей, с которыми едва ли встретится лично. Ведь некоторые места полностью отрезаны от мира, добраться до поселений можно только на вертолете.

На прошлой неделе GEO опубликовал первую часть проекта и подробно рассказал о его миссии. Теперь пришло время познакомиться с представителями ороков, долганов, негидальцев, семейских, потомков старообрядцев, высланных из России в XVIII веке при разделе Речи Посполитой, Тазов, которых по официальным данным осталось 284 человека, и другими коренными и малочисленными народами России, Монголии и Китая.

За развитием проекта можно следить в соцсетях: Facebook и Instagram.

Ороки, или как они сами себя называют ульта, — один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. На данный момент они проживают в двух поселениях на Сахалине общей численностью 366 человек. Некоторые старожилы родились, когда Сахалин был частью Японии, поэтому носят японские имена и фамилии.

Несмотря на то, что большинство тувинцев проживает на территории республики Тыва, в Монголии также есть небольшое поселение монгольских тувинцев. На фото один из их представителей. Вместе с семьей он живет в юрте и разводит молочных яков в отдаленных высокогорных районах в монгольской части Алтая.

Долганы — представители самой северной тюркоязычной этнической группы. Они живут в самом отдаленном районе северо-востока Якутии и на севере Красноярского края, на полуострове Таймыр. Существует две версии того, откуда произошел этот народ. По одной из теорий долганы — это самостоятельный этнос с собственной культурой и языком. По другой этот народ является одной из групп северных якутов-оленеводов.

Читайте также  Вьетнам: как он становится премиальным направлением туризма

Предки ульчи жили в Приамурье еще 8 тысяч лет назад. В процессе контактов с тунгусами, тюркоязычными и монголоязычными группами современные ульчи сформировались как этнос. Они традиционно занимаются рыболовством и живут небольшими поселениями на 2-5 домов.

На фото мама с дочкой, представители народа эвенки, из Нерюнгринского района в республике Саха. Эвенки живут в России от Енисея до Охотского моря, небольшими группами, в Монголии и на северо-востоке Китая. Летом они носят обычную европейскую одежду, а к зиме переодеваются в традиционные наряды из оленьей кожи.

На данный момент зафиксировано 974 представителя народа орочи. В большинстве своем они живут в Хабаровском крае, небольшая колония есть на Украине. У людей орочи никогда не было письменного языка, теперь и их разговорный язык находится на грани исчезновения.

Негидальцы — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. На данный момент зафиксировано 574 представителя. Название происходит от слова негидал, то есть «береговой» или «прибрежный», предки негидальцев жили в долине реки и занималось рыболовством.

Семейские — старообрядцы, высланные из Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. Женщина на фото, одна из восьми тысяч представителей общины, из сельского поселения «Первомайское» в республике Бурятия. Семейские носят прямой сарафан в шесть полос и головной убор «кичка». Традиционная одежда содержит элементы польского, белорусского и украинского костюма. Некоторые детали образа были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят. Представители общины могут похвастаться богатой историей народной музыки и танца.

Тазы — самый малочисленный народ, который запечатлел Александр Химушин в сибирской части проекта «Мир в лицах». На данный момент зафиксировано всего 284 представителя этнической группы, но на самом деле их осталось не меньше 30-50 человек. Тазы живут в маленькой деревушке рядом с заливом Ольги в Приморском крае.

На фото девушка, представительница народа эвенки из Бурятии. Эвенки делятся на две группы: оленеводы и скотоводы.

Нанайцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока. Большинство представителей общины являются шаманами и говорят, что умеют изгонять злых духов с помощью молитвы богам.

Юги (остяки) — исчезнувший северный народ

Юги — название практически исчезнувшего сибирского народа, проживавшего на берегах Енисея, в его среднем течении. Енисей является одной из крупнейших и полноводных рек мира. Народы, селившиеся на его побережьях, называют енисейскими. Это кеты, асаны, арины, котты, пумпоколы. Юги являются родственными им. Большинство этих народностей исчезло уже к началу 19 века.

Численность
По документальным данным, на 2002 год юги насчитывали всего лишь 19 человек. Спустя 8 лет остался только один представитель этого народа.Где живут
Юги жили в Красноярском крае — область, относящаяся к Восточно-Сибирскому экономическому району РФ. Преимущественно люди заселяли Туруханский район, который считается регионом Крайнего Севера.
Язык
Юги разговаривали на енисейском языке. Это группа исчезнувших языков, распространенная в Центральной Сибири у енисейских народов. Единственным современным представителем является кетский язык.
Религия
Юги придерживались веры в духов, у них был распространен шаманизм. После контактов с русскими было внесено православие, но основополагающими остались прежние верования.Название
Самоназвание югов — «югын», «юганы». Также их называли остяками, дюканами, сымскими кетами (от названия реки Сым, притока Енисея).Внешность
По расовому типу юги относятся к монголоидам. Многие исследователи выделяли их в отдельный енисейский антропологический тип. Они были низкого роста, щуплого телосложения. Их отличало скуластое лицо с очень узкими глазами, коротким сплюснутым носом. Волосы — прямые, темные, цвет глаз — карий. На лице выделяются густые черные брови. Исследования ДНК выявили некоторое сходство югов с американскими индейцами.

История
Прародители югов жили в междуречье рек Енисей, Обь еще в бронзовую эпоху (1-5 тысячелетие до нашей эры). С началом прихода тюркских племен на эти земли они начали ассимилироваться с ними, а также с коренными народами Севера и финно-угорскими народами. Затем они расселялись дальше на север, по среднему течению Енисея и его притокам. Здесь на этногенез югов повлияли контакты с эвенками, хантами, селькупами. Позже они мигрировали еще дальше — на берега рек Турухан, Курейка. Первые свидетельства о существовании югов относятся к началу 17 века, с продвижением русских по Енисею. Отряды казаков начали заселять Енисейский Север, встретив поселения югов, которых они именовали енисейскими остяками.
Юги, промышлявшие охотой на пушных зверей, были обложены данью. Они были вынуждены отдавать почти всю добычу русским, которые торговали пушниной. К 18 веку закончился процесс смешения енисейских языков с тюркскими. Язык древних югов претерпел значительные изменения. Также они коснулись и культуры этого народа. Со своей стороны, юги приняли участие в этногенезе угорского и самодийского населения. Юги перенесли множество лишений, которые усилились с приходом русских. Племена существовали на грани нищеты, люди массово гибли от болезней и голода. Туруханский район был глухим краем, местом проживания ссыльных. Коренное население было обречено на вымирание. Также исчезли и другие родственные югам народы.
Жизнь
Этническая культура югов имеет много общего с образом жизни хантов, селькупов, шорцев. У них существовало родоплеменное деление. Люди жили крупными семьями, по 30-40 человек. Родство считалось по отцовской линии. Среди патронимии была распространена взаимопомощь, коллективные работы. Лесные и речные угодья использовались всеми семействами для добычи зверя и рыбы. У каждого рода были свои покровители, шаманы, культовые места. Главными отраслями хозяйства были охота и рыболовство. Основу охоты представлял пушной промысел. Главным охотничьим объектом были белки. Кроме них, добывали таких животных: соболь, горностай, лисица, колонок, песец.

Охотились и на крупного зверя: лосей, оленей, кабанов. Охота велась активным и пассивным способом. Первый имел групповой характер. Охотники загоняли зверя, преследуя его по следу или окружали и затем отстреливали. Пассивная не требовала много участников. Охотник расставлял ловушки, которые периодически проверял. Были распространены ловчие ямы. Их делали вблизи водопоя, на дно ямы ставили острые колья, сверху прикрывали дерном. На мелких пушных зверей охотились с помощью ловушек давящего типа, петлями, силками. Также их стреляли из лука. Важную роль играл рыбный промысел. Это было традиционным занятием для коренных народов Сибири. Полноводный Енисей давал множество видов рыбы и водной дичи.
Широко применялся такой тип ловли, как запорный. Им занимались коллективно. На реке возводили заградительные сооружения из жердей и сетей. После спада воды рыба оставалась в отгороженном пространстве и не могла уйти из ловушки. Рыбаки забирали только необходимое количество, для того чтобы не истреблять популяцию. Юги бережно относились к пищевым ресурсам и понимали, что природа должна иметь возможность восполнять свое богатство. Также было распространено сетевое рыболовство. Крупную рыбу добывали с помощью острог. Оленеводство было развито слабо, оно являлось подсобным промыслом. Некоторые семьи держали оленьи стада, но они были немногочисленны. У югов были развиты такие ремесла, как:
Производство изделий из бересты. Плетение из камыша. Изготовление утвари, обуви из рыбьей кожи. Обработка дерева. Резьба по кости.
Из бересты делали посуду, короба, детские колыбельки. Ее окрашивали с помощью охры, ягодного сока. Из камыша плели циновки, которыми устилали пол. Юги умели выделывать рыбью кожу. Из нее шили одежду, обувь, емкости для хранения продуктов. Такие изделия были прочными, не пропускали воду. Для хранения трав, табака шили мешочки из шкурок с головы птиц. Их сушили, размягчали, верх стягивали на шнурок. Из лапок мелких зверей делали мешочки для украшений. Они имели мистическое значение и использовались как обереги. Мужчины носили их на охоту, складывали в них огниво, кремень, мелкие вещи.Одежда
Летний костюм югов состоял из распашного халата свободного покроя. Его запахивали справа налево и подвязывали поясом. Дополнением костюма служили широкие суконные штаны, шерстяные носки до колен. На ногах носили чирки — кожаную обувь, стягивающуюся на шнурок. Из рыбьей кожи делали рубахи, штаны. Освобожденная от чешуи, выделанная кожа хорошо пропускала воздух, но задерживала влагу. Зимняя одежда изготавливалась из шкур животных. Мужские шубы имели вид парки, они надевались через голову. Их делали мехом внутрь и наружу. Женская одежда могла быть распашной и глухой. Шуба была длиной до пола и имела капюшон. На ногах носили кисы, унты, сшитые из собачьих, оленьих шкур.

Халат из рыбьей кожи


Жилище
У югов было 2 типа жилищ: постоянные и временные. Постоянные имели вид полуземлянок. Это было квадратное или прямоугольное жилище с деревянным каркасом, углубленным в землю. Сверху каркас накрывали досками, дранкой. Дом обогревался с помощью очага, расположенного внутри. Пол утепляли ветками, корой березы, циновками. Из березовой древесины делали простую мебель: столики, топчаны. Временным жильем являлся чум. Его собирали из шестов, скрепляемых внутри деревянными прутьями. Чум покрывали оленьими шкурами или берестой. В центре чума ставили очаг, обложенный камнями. Дым выходил в отверстие наверху. Летом пищу готовили на улице. Чум легко собирался и разбирался. Их перевозили на упряжках или санях-волокушах. На рыболовных стоянках жилищем могли служить лодки. На них сверху пристраивали каюты, сделанные из прутьев деревьев. Крышу крыли берестой.Традиции
Многие обряды и ритуалы, исполняемые югами, были предназначены для того, чтобы добиться успеха в промыслах. Это было очень важно, так как от удачи на охоте зависело, сможет ли мужчина прокормить свою семью. Людям казалось, что они бессильны перед могуществом природы, поэтому они наделяли ее человеческим характером. Животным также приписывались человеческие черты. Юги верили, что звери понимают язык людей. Поэтому о предстоящей охоте не говорили, чтобы не спугнуть удачу. Во время охоты в лесу также не разговаривали, потому что людей могли услышать животные, на которых те охотились. Об обнаружении лося или медведя сообщалось ударами посоха. Звери уподоблялись человеку, считалось, что они могут мстить за убийство их сородичей. Запрещалось плохо высказываться о животных, смеяться над ними, хвалиться добычей. Просто так зверя никогда не убивали, это делалось только для получения пищи.

Подобный смысл существует у запретов, связанных с женщинами. Представительницы женского пола считались нечистыми, поэтому могли испортить своим прикосновением охотничьи принадлежности. Женщинам запрещалось трогать и перешагивать через ружья, снасти, упряжь, садиться на охотничьи нарты. Если жена ездила на лошади, после этого животное окуривали, чтобы очистить его. Иначе ее мужу перестанет попадаться добыча. Женщина также совершала ритуал очищения, прежде чем приступить к домашней работе. Юги верили, что мясо животных обладает свойством передавать человеку какие-либо наклонности. Например, считалось, что медвежатина дает охотнику тяжесть, поэтому ему будет тяжело ходить по тайге. Из-за этого многие охотники не ели медвежье мясо. Для того, чтобы медведь отдал человеку свою силу, пили его кровь, ели сердце. Поедание медвежьих глаз дарило мужчине долголетие. Заячье сердце давало возможность бегать быстрее. А вот сердце глухаря запрещалось есть одному, так как после этого в охотника вселялся страх. Для того чтобы дать диким животным возможность продолжать их род, существовал обычай захоронения их костей. После того как мясо животного съедали, части скелета уносили в лес. Там кости зарывали в землю, складывали в дупло. Копыта вешали на деревья. Лапки пушных зверей применялись как обереги, их носили с собой.
Еда
Особенностью кухни югов являлось поедание сырого мяса. Когда удавалось убить крупного зверя, его приносили в поселение, разделывали и сразу же ели. Трапеза была коллективной. От туши отрезали куски мяса, макали в кровь. Для заготовок на зиму мясо морозили или коптили. В пищу использовалась кровь животных, считалось, что она придает энергию. Кровь, так же,как и мясо, морозили на зиму. Дичь отваривали, делали из нее похлебки. Вареными употребляли яйца диких уток, куропаток. Красные виды рыб ели сырыми, другие варили, запекали.
Рыбу готовили вместе с головой. Потрошение применялось частично, чтобы удалить желчь. Внутренности не выбрасывали, ели вместе с мясом. Для приготовления блюд использовался вытопленный рыбий жир. Его ели с лепешками, кусочками рыбы. Распространенным деликатесом у югов была икра, смешанная с рыбным филе, жиром и ягодами. Мясной и рыбный рацион немного разнообразили корешками, ягодами, зернами, которые находили в норках грызунов. Такая еда была калорийной и давала людям энергию для охоты и труда.

Читайте также  Черный туризм: путешествия вне морали и принципов

Красота народов Севера и Сибири в фото

Многие малочисленные народы Севера и Сибири РФ — до сих пор сохраняют уникальные традиции и красоту удивительной силы. Большие народы постепенно ассимилируются. Древние верования этих народов — различные формы шаманизма и отчасти буддизм.

Все малочисленные народы севера можно разделить на пять основных языковых групп:

  1. Палеоазиатские языки: Чукчи (15 908), Коряки (7953), Нивхи (4466), Ительмены (3193), Эскимосы (1738), Юкагиры (1597), Кеты (1219), Чуванцы (1002), Алеуты (482), Кереки (4).
  2. Самодийские языки: Ненцы (44 640), Селькупы (3649), Нганасаны (862). Энцы (227).
  3. Тунгусо-маньчжурские языки: Эвенки (37 131).Эвены (21 830), Нанайцы (11 671). Ульчи (2765), Удэгейцы (1453), Негидальцы (522). Орочи (596), Ороки (295).
  4. Финно-угорские языки: Ханты (30 943), Манси (12 269), Вепсы (5936), Саамы (1771)
  5. Тюркские языки: Шорцы (12 888), Долганы (7885), Тувинцы-тоджинцы (4442), Теленгиты (3712), Сойоты (3608), Кумандинцы (2900), Телеуты (2643), Тубалары (1965), Челканцы (1181), Тофалары (761), Чулымцы (355)

Всего 37 народностей. Плюс в данной статье упоминаются не только малочисленные народы.

Алеуты — коренное население Алеутских островов. Большая часть живёт в США (Аляска). В России живут на Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Численность в России — 482 чел в 2010 г.В 1877 году, характеризуя антропологический тип алеутов, русский путешественник В. И. Немирович-Данченко писал: «Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольской, чем с американской расой». Он отмечал также, что цвет тела и лица у алеутов — белый, что отличает их от более смуглых чукчей и эскимосов.

Алтайцы — живут в Южной Сибири, на Алтае. Численность — 80,8 тыс. чел. Язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Традиционное хозяйство — скотоводство и земледелие. Делятся на северных и южных.

Буряты — населяют Западное и Восточное Прибайкалье. Численность — 550—690 тыс. чел. Язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Традиционное хозяйство — скотоводство и земледелие.

Долганы — живут на востоке п-ова Таймыр, в бассейне р. Хатанга. Численность — 6,5 тыс. чел. Язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Традиционное хозяйство — тундровое оленеводство.

Ительмены — проживают на полуострове Камчатка, преимущественно в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края и в Петропавловске-Камчатском. Численность — около 3000 чел.На первом месте по хозяйственному значению стоит рыболовство, как морское, так и речное. Антропологически ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более тёмная пигментация, выступающие губы. По этим признакам антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Кеты — живут на Среднем Енисее. Численность — 1 тыс. чел. Язык принято относить к палеоазиатской языковой семье, однако он не обнаруживает прямого генетического родства с языками других народов Сибири. Традиционное хозяйство — рыболовство и охота. Кеты-это остатки популяции охотников, рыбаков и собирателей, в настоящее время населяющих Енисей и его притоки. Близкими родственниками кетов были говорящие на языке народы (Арины, Котты, Асаны, Ястыны и др.), ранее принадлежавшие к верхнему Енисею, и на данный момент ассимилировавшиеся с тюркскими народами и русскими. Согласно верованиям Кетов медведь иногда сам сдается охотникам, вставая на задние лапы и открывая уязвимое брюхо. Это умерший родственник хочет вернуться в дом. Смерть для него не страшна — он переродится.

Коряки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России. Общая численность — около 8 тысяч человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков, происхождение которых до сих пор неясно. Тундровые коряки (чавчывав — оленевод) — кочевые жители внутренней тундры, занимающиеся разведением оленей.Береговые коряки (нымыланы) — оседлые жители побережий, занимающиеся морским рыбным промыслом. Исконный язык — алюторский, родственный корякскому, поэтому всю группу также иногда называют алюторцами.

Манси (вогулы) — коренное население Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Общая численность — 12 269 чел. Говорят на мансийском языке, вместе с хантыйским входящий в группу обско-угорских языков в составе угорской подветви финно-угорских языков. Ближайшие языковые родственники хантов, в отличие от хантов-рыболовов, манси в основном оленеводы.

Нанайцы — живут на Нижнем Амуре. Численность — 12 тыс. чел. Язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Традиционное хозяйство — рыболовство и охота.

Нганасаны — населяют тундры Таймыра. Численность — 1,2 тыс. чел. Язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. До недавнего времени сохранялся древний хозяйственно-культурный тип — охота на дикого оленя.

Негидальцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье. Численность — до 600 чел. Говорят на негидальском языке, наиболее близком к эвенкийскому. Находились в длительных и тесных контактах с местным населением низовья Амура — нивхами, ульчами, нанайцами.

Ненцы — населяют лесотундру и тундру Евразии от Белого моря до Таймыра. Численность — 34,2 тыс. чел. Язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Традиционное хозяйство — тундровое оленеводство.

Нивхи — являются автохтонным, коренным населением Приамурья, острова Сахалин и соседних небольших островов. Численность — до 4500 чел.Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры нивхи — палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается во многом сходная культура амурских народов.

Ороки — тунгусо-маньчжурский народ, В 2010 году — 295 человек. Язык ороков принадлежит к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Ороки подразделяются на две исторически сложившиеся группы — доронени (‘люди, живущие на Севере’, северные) и суннени ( ‘люди, живущие ближе к солнцу’, южные). Уникальной особенностью, выделяющей их среди других народов российского Дальнего Востока, является необычайное (более 20) обилие наименований, применяемых или применявшихся к данному этносу: орок, орокко, ораката, ороцко, орокхо, орохко, орокес, ороксы, орочоны, оронгодохун, орныр, додзин, тазунг, тозунг, уйльта, уилта, ульта, уйрута, ульчар, улка, улька, ольчи, ольча и др. С 1991 года за ороками — наряду с традиционным для российской научной литературы названием «ороки» — официально закреплено и наименование «ульта»

Орочи — живут в Уссурийском крае. Численность — ок. 1 тыс. чел. Язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Традиционное хозяйство — рыболовство и охота.

Селькупы — живут на Средней Оби. Численность — 3,5 тыс. чел. Язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Традиционное хозяйство — рыболовство и охота.

LO LoveOpium

Самое популярное

Пожар «Калдор» в Калифорнии

Встряхнись!

Лучший фотограф в дикой природе: Wildlife Photographer of the Year 2021

Беззащитные гиганты

Последние комментарии

  • Mau on Красивые фотографии самолетов в полете Great Marina!! Beautiful picture!
  • Людмила on Лунный мост в Пекине На фотографиях, опубликованных в этом материале, изображён Лунный мост не в Пекине, а Лунный мост в…
  • аэлита on Американские пейзажи Какая же это красивая страна ! Никогда там не была, но очень люблю Америку и восхищаюсь ею. Жалко, ч…

Лица Сибири

Эти 30 портретов — часть проекта «Мир в Лицах. Сибирь».

Год скитаний по самым дремучим уголкам Сибири и Монголии. 40 000 км в одиночку за рулем внедорожника, в т.ч. в зимнее время. Знакомство с культурой и традициями многих коренных народов. Встречи с сотнями людей разных судеб и занятий. Десятки тысяч кадров. Чтобы подготовить эти портреты ушел месяц на разбор только малой части отснятого материала. Однако я ни на минуту не сожалею о том, что взялся за этот масштабный проект и уже скоро еду дальше!

Читайте также  15 неотразимых снимков, победивших в конкурсе фотографии Nature Conservancy

Очень рад, что мне выпала возможность увидеть самому и показать всему миру гордые лица и уникальную культуру наших коренных народов! Показать ту Россию, о существовании которой многие даже не догадываются! Всем мира!

1. Эвенский оленевод.

3. Долганы — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.), коренное население Таймыра.

5. Юкагиры — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири.

6. Удэгейцы — один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов.

7. Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории ещё в мезолите.

8. Нивхи — малочисленный народ, проживающий на территории Российской Федерации и Японии

10. Эвены — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

11. Эвенки населяют обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Амурской, Сахалинской областей, республик Якутии и Бурятии, Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краёв.

13. Орочоны населяют районы Большого и Малого Хингана, проживают на территории района Внутренней Монголии и на севере провинции Хэйлунцзян,

14. Тофалары — тюркоязычный коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.

15. Эвенкская женщина.

17. Эвены. Общая численность — около 20 тысяч человек.

18. Нанайцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.

21. Новейшие генетические исследования доказывают, что предки ульчей уже жили в этом регионе 8 тысяч лет назад.

23. Русскоустьинцы — субэтническая группа русских, старожильческое население села Русское Устье (от которого они получили своё название), также живут в посёлке Чокурдах Аллаиховского улуса республики Саха (Якутия) (в низовьях реки Индигирки). Являются одной из древнейших групп русского народа в Сибири.

24. По данным переписи численности населения России 2002 года количество удэгейцев составило 1657 человек.


[bigfoot-rss]
25. Негидальцы — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье.

26. О́рочи — народ в России. Численность составляет 1000 человек.

27. Тазы— этническая группа в России. Относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В 2002 году численность тазов в России составляла 300 человек, в 2010 году — 274 человека/

29. Семейские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. В ходе Всероссийской переписи населения 2010 года отнесены к русским. В 2010 году в Республике Бурятия насчитывалось 26 семейских/

Белые народы древней Сибири

Официальная наука пересматривает свои прежние взгляды на европеоидов Азии. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (65%) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 67 % – светлые или русые волосы. Главный очаг европеоидных миграций вглубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Статья в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии» подтверждает концептуальные представления многих современных альтернативных историков.

Скульптурные портреты девочки и мальчика со стоянки Сунгирь. Реконструкция Г.В. Лебединской и Т.С. Сурниной.

Вопрос о путях проникновения древних европеоидов в Сибирь и Центральную Азию вызывает в последнее время пристальный интерес в связи с проблемой индоевропейской прародины. Высказывавшееся некоторыми археологами мнение о существенной роли миграций из Передней Азии в сложении южно-сибирских культур бронзового века [Григорьев, 1999; Бобров,1994; Кирюшин, 2004] получило поддержку со стороны тех антропологов, которые склонны считать любых грацильных (имеющих не массивное телосложение — ДП) европеоидов представителями средиземноморской расы, т.е. южанами по происхождению (см. особенно [Худавердян, 2009]).

До недавнего времени к такой трактовке склонялся и я [Козинцев, 2000]. В последние годы в результате деятельности целого ряда антропологов, прежде всего С.И. Круц, появился огромный новый палеоантропологический материал из степей Украины и Южной России. Его статистический анализ привел к пересмотру прежних взглядов. Более детальное сопоставление с учетом связей каждой грацильной южно-сибирской группы по отдельности показало, что поводов говорить о миграциях в Южную Сибирь с Ближнего Востока, из Средней Азии или Закавказья – областей распространения южно-европеоидной (средиземноморской) расы – краниометрия не дает [Козинцев, 2007, 2008].

Ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет назад. Большекараганские люди — аркаимцы.

Затем появилась статья группы французских генетиков [Keyser et al., 2009], которые на материале ДНК, извлеченной из костных остатков андроновцев, карасукцев, тагарцев и таштыкцев, изучили шесть генов, ответственных за пигментацию глаз и волос. Оказалось, что большинство исследованных древних жителей Южной Сибири (15 из 23, т.е. 65 %) имело светлые или смешанные оттенки глаз, а 8 из 12 (67 %) – светлые или русые волосы. Если добавить, что такие же волосы были у жителей долины р. Тарим эпохи бронзы – вероятных предков тохаров (их тела прекрасно сохранились благодаря естественной мумификации [Mallory, Mair, 2000]), а депигментация у современного населения Южной Сибири и Казахстана имеет явно дорусское происхождение, то вывод однозначен. Главный очаг европеоидных миграций вглубь Азии находился не на Ближнем Востоке, а в областях, лежащих севернее и затронутых процессом депигментации. Почти 80 лет назад этот вывод был сделан Г.Ф.Дебецом [1931] на основании сопоставления краниологических данных о тагарцах со сведениями китайских источников. Несомненно, продвижение скотоводов-индоевропейцев на восток происходило преимущественно вдоль степной полосы, причем этот процесс продолжался, по археологическим данным, на протяжении всего III тыс. до н.э. [Мерперт, 1982, с. 322–330; Семенов, 1993].

Но где был исходный пункт? В припонтийских степях? На территории зарубежной Европы? Афанасьевская культура, согласно мнению, разделяемому большинством специалистов, как археологов, так и антропологов, близкородственна ямной и ее появление в Горном Алтае и на среднем Енисее было результатом миграции из восточно-европейских степей. Указывается и на возможную роль полтавкинских и катакомбных элементов [Цыб, 1981, 1984].

Последнее соответствует новым радиоуглеродным датам, свидетельствующим о том, что катакомбная культура сосуществовала с ямной на протяжении большей части III тыс. до н.э. [Черных, 2008]. Вместе с тем весьма ранние даты древнейших афанасьевских памятников Горного Алтая (середина IV тыс. до н.э.) указывают на возможность участия доямных племен, в частности хвалынских и среднестоговских, а также протоямных (репинских) в сложении афанасьевской общности, о чем уже писали антропологи [Шевченко, 1986, с. 157; Солодовников, 2003].

Что касается постафанасьевских культур эпохи бронзы, то традиционное мнение о местном происхождении окуневской сменяется представлением о существенной роли ямно-катакомбных [Лазаретов, 1997] и афанасьевских, т.е. опять-таки принесенных с запада, черт [Шер, 2006]. Антропологически же западный компонент (по предположению А.В.Громова, сходный с тем, что представлен у ямников и катакомбников Калмыкии) у окуневцев Минусинской котловины прослеживается довольно неотчетливо и в основном на индивидуальном уровне. Анализ данных о двух независимых системах признаков – краниоскопии и краниометрии – свидетельствует о принадлежности енисейских окуневцев к сибирскому кругу популяций [Громов, 1997а, б], а интеграция этих данных – об архаизме окуневского антропологического типа [Козинцев, 2004]. Согласно А.В.Громову [1997б], окуневцы ближе всего к неолитическому населению Красноярско-Канского района. Близка к окуневской каракольская культура Горного Алтая, отмечалось и антропологическое сходство их носителей, однако в составе второй предполагается наличие «средиземноморской» примеси [Чикишева, 2000; Тур,Солодовников, 2005].

Присутствие европеоидного антропологического компонента у окуневцев Тувы и елунинцев Верхнего Приобья сомнений не вызывает, причем у первых он, видимо, является единственным [Гохман, 1980; Солодовников, Тур, 2003; Козинцев, 2008]. Это соответствует археологическим фактам, свидетельствующим о родстве данных групп с населением Западной Европы эпохи ранней бронзы [Ковалев, 2007]. Европеоидный компонент предполагается и у носителей других доандроновских культур Южной Сибири – кротовской [Дрёмов, 1997] и самусьской [Солодовников, 2005, 2006]. К.Н.Солодовников [Там же] считает, что во всех упомянутых доандроновских группах, за исключением, возможно, енисейской окуневской, этот компонент имел южно-европеоидное происхождение, что особенно проявляется в мужских сериях.

Можно предположить, что древние европеоиды проникли в Синьцзян не с запада, по маршруту, совпадающему с позднейшим Великим шелковым путем, а с севера, по долине Черного Иртыша или через Джунгарские ворота. Данное предположение подкрепляется светловолосостью этих людей и отчетливо европейским обликом их культуры [Mallory, Mair, 2000]. Последняя, правда, существенно отличается как от афанасьевской, так и от андроновской [Молодин, Алкин, 1997], но имеет также черты сходства и с ними, и с европейскими культурами, в частности ямной [Kuzmina, 2007, p. 94]. По мнению К.Ренфрю, прототохарский и протоиндоиранский языки, наряду с протоскифским, были потомками одного языка, названного автором «древнестепным индоевропейским», а он, в свою очередь, ответвился от протоиндоевропейского, локализуемого на Балканах [Renfrew, 1998; Ренфрю, 2002]. Такая гипотеза гораздо лучше соответствует антропологическим данным, чем теория, согласно которой предки индоиранцев и тохаров мигрировали на восток непосредственно со своей древнейшей анатолийской прародины, не заходя в Европу [Гамкрелидзе, Иванов, 1984].

Называть какие-либо грацильные европеоидные группы рассмотренных регионов средиземноморскими нельзя ввиду отсутствия у них сколько-нибудь четко выраженных антропологических связей с Ближним Востоком, Средней Азией и Закавказьем. Куроаракские параллели елунинцев очень неотчетливы и несопоставимы с огромным количеством ближайших аналогий между грацильными европеоидами Южной Сибири, Казахстана и Центральной Азии и населением степей Южной России и Украины эпохи бронзы. Речь, судя по всему, идет о представителях северной ветви европеоидной расы.

Александр Козинцев, из статьи «О ранних миграциях европеоидов в Сибирь и Центральную Азию (в связи с индоевропейской проблемой)», журнал «Археология, этнография и антропология Евразии», №4 (40) 2009 год (в сокращении).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: