Призраки петербургских мостов - KRINTEL.RU

Призраки петербургских мостов

Призраки петербургских мостов

Литейный мост. История и мистические легенды

Литейный мост — самый мистический мост Санкт-Петербурга.
На старинных картах видно , что еще до основания города в районе существующего моста существовала переправа на пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога , на другом начиналась дорога на Выборг.

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта был построен второй в городе плашкоутный мост , получивший название « Воскресенского». Затем его перенесли к Летнему саду , а прежнем месте был построен новый наплавной мост , который наводился вплоть до 1849 года.

Постоянный мост , своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию , но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.

Однако , дело продвигалось неспешно. Четыре года в Городской думе спорили , выбирая место будущего моста , наконец , решили , что он должен соединять Литейный проспект и Выборгскую сторону и еще через два года объявили конкурс проектов.

Конкурс выиграл проект под девизом « Вестминстер», авторы получили премию , и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… — интриги… расследования…

Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила , что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла — проект-победитель был отвергнут , а сделать новый , «экономичный» проект « попросили» инженера-полковника А.Е. Струве. Струве , кстати , сам был членом Особой комиссии.

Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил , но какой ценой.

Спешка , как известно , в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах , когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон. Через год , 9 сентября , произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года , но к сроку успели.

1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц , принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза , и в полтора раза — стоимость работ по отвергнутому проекту « Вестминстер»… обычное для России дело… Мост был разводным , но поворотным!

Разводка крыла производилась при помощи ворота , приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.

Мост изначально был назван Александровским ( в честь императора Александра II). Однако название Александровский не прижилось , и позже он был переименован в Литейный ( именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Мост проходит над самым глубоким местом Невы ( хотя по картам глубин , самое глубокое место не здесь) — глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет — с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт , массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным , согласно легендам , на дне реки расположен « кровавый» валун , прозванный в народе Древним Атаканом.

Историки утверждают , что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена , обитавшие когда-то в устье Невы. Пленных , захваченных во время войн , убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве , просили , чтобы та спасла их от страшной смерти. И по легенде , река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло , и страшный камень , лежавший на берегу , теперь оказался на дне.

По другой версии , когда Петр I начал строить новую столицу , камень был сброшен строителями в Неву , в районе Литейного моста. Хотя зачем это надо было делать , когда каждый камень был наперечет — не понятно.

Но какой бы ни была версия , главным было то что Атакан начал мстить людям , проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками , то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля и гибель людей при строительстве связывали с этим…

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек , причем все тела погибших исчезали бесследно.

Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии , догадки , слухи.

Существует предание , что Литейный мост будто бы строили на месте , где в давние времена стоял « мост-оборотень». Говорили , что под этим « оборотнем» в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот , который затягивал в себя людей , оказавшихся возле реки. А из водоворота потом « вылазила всяка нечисть», которая измывалась над прохожими , «поганые рожи корчила да срамные слова кричала». И , словно магнит , притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц…

Существует легенда , что мост-оборотень видели еще до начала его строительства. Мол один приезжий ямщик утопил бричку с барином в Неве. А на допросе в полиции заявил , что своими глазами видел в этом месте большой каменный мост через Неву и хотел по нему проехать.

Говорят , призрак моста на этом месте видел даже сам император Всероссийский. Старожилы , знавшие немало петербургских тайн , говорили , что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена , иные земли , откуда нет возврата. Возможно , этот мост был входом в другое измерении?

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить еще в XXI веке. Тут видели русалок , леших , разнЫю прочую нечисть. Видели даже умерших императоров , но это все до исторического материализма. А вот уже после революции , тут был замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Однажды , гуляя неподалеку от моста , в районе Моховой улицы , пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике « двойника» некоторые странности. Дул очень сильный ветер , и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто.

А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и , когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте , ему показалось , что человек , так похожий на Ленина , взглянул на этот дом с удивлением ( это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял , что видел призрака…

И это не единственный случай , когда прохожие видели здесь фигуру Ленина , бесследно исчезающую на Литейном мосту.

« Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры , а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны , также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Астрологи считают , что мистика заключена уже в длине моста , точнее , в ее числовом выражении — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом , то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун , отвечающей за тайны , мистику , все иррациональное , интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.
Возможно , для того чтобы мост « прижился» здесь , само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью , полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно , они вещь упрямая.
На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам , здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.
Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет « заказал» киллеру своего конкурента , но тот перепутал жертву с другим человеком и , отрабатывая заказ , нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления , а убитый , по словам очевидцев , был сброшен киллером с моста. Как ни старались петербургские сыщики , ни убийца , ни тело его жертвы так и не были найдены.

В 1964 году , в связи с обновлением Волго-Балтийского пути , мост был реконструирован.

Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м , что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место

Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г., выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия ( для уменьшения веса , он и так самый тяжелый в мире)

Длина современного моста после реконструкций 394 м , ширина моста между перилами 34 м , из них ширина проезжей части 28,0 м и два тротуара по 3,0 м. Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

Загадки Литейного моста

Санкт-Петербург — мистический город. Возможно, потому что построен на воде. А вода, как известно, — одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы возведено около 350 мостов. Многие из них — шедевры мостового зодчества.

Каждый мост, безусловно, уникален и привлекает внимание стилем, архитектурным решением, своей историей, наконец. Но есть в Петербурге и особые мосты, например Литейный, недавно отметивший свое 130-летие. Он считается одним из самых мистических мест бывшей столицы Российской империи.

Легенда об Атакане

Литейный мост соединяет два берега Невы и расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 году.

На проект строительства моста был объявлен международный конкурс, на который в конечном итоге поступило 17 заявок. Комиссия утвердила проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через Неву.

Целых четыре года длилось его возведение, которое, к сожалению, сопровождалось большими человеческими жертвами.

По городу пошли слухи, что, мол, место это заколдованное, что на дне реки — там, где идет строительство — расположен «кровавый» валун, прозванный в народе Древним Атаканом. Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти.

Читайте также  Альтернативы заезженным туристическим направлениям

И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне. Но теперь Атакан стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля.

Жертвы строительства

Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек. Однако работы продолжили, и примерно через год на стройке прогремел взрыв, причину которого так и не установили. И вновь — человеческие жертвы, погибли девять строителей. И это был не последний несчастный случай!

Фрагмент чугунной решетки Литейного моста

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно. Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот

Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень». Говорили, что под этим «оборотнем» в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом «вылазила всяка нечисть», которая измывалась над прохожими, «поганые рожи корчила да срамные слова кричала». И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц.

Подлинное месторасположение «моста-оборотня» никому точно известно не было. Но старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерение?

Призрак Ленина

Мост, названный Александровским (в честь императора Александра II), был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды.

Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы). Его неоднократно реконструировали, а позже, уже во времена перестройки, даже стали проводить по нему экскурсии, показывая сложную конструкцию моста, его подъемный механизм и рассказывая о мистических событиях, связанных с этим местом.

Начало строительства Литейного моста

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и в XXI веке. Например, очевидцами здесь был неоднократно замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Так, однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и. исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак!

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число

Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.

Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.

Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

. Истории, связанные с Литейным мостом, увлекательны, таинственны, а порою и пугающи. И все же Литейный мост — одна из архитектурных жемчужин нашего города, и стоит прийти полюбоваться на него в пору белых ночей: это поистине завораживающее, мистическое зрелище, особенно когда мост разведен.

Екатерина КУДРЯШОВА

Тайные знаки, призраки, приметы. 10 легенд петербургских мостов

В Петербурге и пригородах сегодня насчитывается более 500 мостов. И каждый чем-нибудь примечателен, за каждым есть история. Вот самый длинный – вантовый (2,82 километра), самый широкий – Синий (97,3 метра), самый старый из существующих – Благовещенский (в нынешнем его виде был построен в 1850 году).

Аполлон Григорьев писал в своем очерке в 1844 году: «Кроме улиц, в Петербурге есть много весьма замечательных мостов. Низший класс петербургского общества очень любит мосты. Прислонив ко всем четырем углам их разные отрасли мелкой промышленности, он иногда по целым дням проводит у этих мостов, беседуя с земляками, наблюдая за прохождением барки под мостами или просто живописно облокотись на перила и поплевывая в воду, для собственного удовольствия, в продолжение нескольких часов сряду. Мост для русского мужика то же, что был форум для римского».

SPB.AIF.RU предлагает путеводитель по 10 мостам Петербурга, с которыми связаны поверья и легенды.

Бедная Лиза

Первые мосты в Петербурге появились сразу после закладки города, но до наших дней ни один не сохранился – Петр Великий мечтал приучить жителей будущей столицы передвигаться на паромах, лодках и плотах и каменные мосты не поощрял, отдавая предпочтение наплавным и деревянным.

Он нашел свое место в истории благодаря Петру Чайковскому. В конце оперы «Пиковая дама» Лиза кричит: «Погиб он, погиб! А вместе с ним и я!» — и бросается в реку. В повести Пушкина этого эпизода нет. Есть мнение, что композитор включил его, впечталившись историей о самоубийстве некой петербурженки Юлии Перовой, которая бросилась с Эрмитажного моста из-за несчастной любви.

В 1890 году Чайковский пересылает посвященную трагедии вырезку из газеты своему брату Модесту с просьбой включить самоубийство Лизы в либретто оперы. В декорациях оперы с тех пор изображают именно мост через Зимнюю канавку, а среди петербуржцев он получил прозвание «Мостик Лизы».

«Под мостом как Чкалов»

Во все «экскурсии по рекам и каналам» Петербурга обязательно включен один эпизод из истории Троицкого моста. В 1924 году летчик Валерий Чкалов прибыл в Ленинград для службы в Краснознаменной истребительной авиаэскадрилье имени П. Н. Нестерова на Комендантском аэродроме.

Среди коллег он был известен самыми разными виртуозными трюками на самолете. Однако в историю вошел его полет 1927 (по другим источникам – 1928) года между опорами моста Равенства (так некоторое время называли Троицкий мост). Та же легенда гласит, что за этот полет он получил взыскание. В 1940 году этот трюк для биографического фильма о Чкалове повторил летчик Евгений Борисенко.

Призрак Перовской

До сих пор петербуржцы верят, что иногда на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке – именно взмахом платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А 15 апреля она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка. Есть сведения, что на самом деле стояла она не на мосту, а у ограды Михайловского сада, но для городского фольклора эта подробность оказалась незначительной.

Золотая заклепка

Большеохтинский мост собирались строить еще с 1880-х годов, чтобы соединить основную часть города с охтинским пригородом. Однако приступили к строительству только в июне 1909 года, назвав проект «Мост Императора Петра Великого». Работы завершились необычайно быстро – уже 26 октября 1911 года мост был открыт, после революции мост переименован сначала в Большеохтенский, затем в 1956 году в соответствии с новыми правилами орфографии в Большеохтинский.

Длина моста 335 метров, ширина — 23,5 метра. Масса всех металлокон-струкций составляет 8920 тонн; в том числе масса противовесов — 1065 тонн.

Пока строилось это инженерное чудо, о нем много говорили и писали. В конце концов из слухов родилась легенда, связанная с нестандартным внешним видом моста. Усеянный миллионом (точное количество неизвестно никому) металлических заклепок, он породил соблазнительный для всех азартных людей слух, что строители «на счастье» одну из заклепок сделали из чистого золота и покрыли обычной краской.

За 104 года службы моста этот слух никому не удалось ни подтвердить, ни опровергнуть.

Грифоны на страже

Мифический характер самих существ и тот факт, что мостик зовется Банковским, легли в основу поверья о «денежной ауре» грифонов. Считается, что дать одному из них «на лапу», оставив монетку, и финансовые дела пойдут в гору.

Кстати, Банковский мост считается самым узким мостом -Петербурга. Его ширина составляет всего 1,8 метра. Это один из трех висячих мостов, сохранившихся до нашего времени, наряду со Львиным и Почтамтским.

Читайте также  Когда очень хочется на Кубу

Долгий поцелуй

Заложником своего названия стал Поцелуев мост на Мойке. Хотя история его довольно заурядна: название моста произошло XVIII веке от фамилии купца Никифора Поцелуева, владельца питейного дома «Поцелуй» на левом берегу реки Мойки.

Одна из легенд гласит, что во времена, когда по набережной Мойки проходила граница города, он служил местом расставаний. Из другой следует, что здесь прощались заключенные со своими родными, ведь неподалеку находилась тюрьма — так называемый Литовский замок. По сей день влюбленные назначают здесь свидания, а молодожены верят, что чем крепче поцелуй на этом мосту, тем прочнее будет их брак.

Египетский провал

Есть мнение, что это был результат физического резонанса из-за того, что солдаты шли в ногу. Но вскоре пошла молва, что одна из местных жительниц увидела в окно строй гвардейцев и крикнула: «Чтоб вы все провалились!» — что и произошло в следующее мгновение.

Поход к кузнецам

Одна из наименее распространенных историй повествует, почему у статуй коней, которые обращены в сторону Адмиралтейства, есть на копытах подковы, а у коней, «смотрящих» в сторону площади Восстания, подков нет.

Это якобы связано с тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте работали литейные мастерские и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные, напротив, к нему направляются.

Зловещий камень со дна

Человеческая привычка искать совпадениям мистические объяснения нашла отражение в истории Литейного моста. Он успел побывать и деревянным, и наплавным, а в 1875 году заложили постоянную переправу.

Строительство шло с трудностями, поскольку в районе моста Нева достигает максимальной глубины — 24 метра. Мягкий грунт мешал вбивать опоры, поэтому решено было пользоваться небывалыми по величине кессонами – площадь каждого более 460 квадратных метров.

В том месте, где по проекту должна была встать одна из опор, оказалась затонувшая баржа с камнем. При погружении кессона в грунт, он наткнулся на большой валун. Менее чем через месяц при внезапном подъеме воды кессон был затоплен.

В сентябре 1876 года, спустя месяц после этой истории, полужидкий грунт прорвался в кессон, когда там работали 28 землекопов. 18 человек выбралось наружу сразу, еще пять человек удалось спасти в ходе спасательных работ, пятеро погибли. Год спустя, в сентябре 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, в результате которого погибли девять человек, а еще 20 утонули под грунтом. Мост был закончен 30 сентября 1879 года и к тому времени успел обрасти дурными слухами – валуну на дне приписывали магические свойства и говорили, что он требует человеческих жертв за то, что его потревожили.

Ненужный мост

Один из петербургских мостов выделяется тем, что вода есть только с одной его стороны. Пространство под мостом из-за этого представляет собой не пролет, а нишу. Это Второй Инженерный мост у Михайловского замка, который напоминает о том, что когда-то замок окружал ров с водой. Он был построен в 1824-26 годах и должен был придавать дополнительный антураж дворцу, который еще его основатель император Павел Первый предпочитал именовать замком.

Сегодня о его прошлом напоминает только ограда, а сам мост стал частью набережной реки Фонтанки.

Легенды петербургских мостов

Благодаря тому, что в Санкт-Петербурге большое количество рек, озёр, каналов и других водоёмов, его часто называют Северной Венецией. Ну, а если в городе немало водных артерий, тогда и мостов должно быть немало.

Хотя, если верить легенде, Пётр I не видел своё творение в мостах. То есть царь вообще не планировал и не желал возводить переправы в только что отстроенном Санкт-Петербурге. Государь метал о том, чтобы все жители стали моряками, а город походил на Амстердам, где все передвигались по воде.

Увы или к счастью, замыслам Петра Великого не суждено было воплотиться в жизнь. И в своём городе уже даже ему пришлось построить первый наплавной мост для подвоза материалов к Петропавловской крепости.

Вот, вам первая из легенд, которая, по мнению историков, очень даже соответствует истине. А вторая реальность, это то, что одним из символов Северной столицы является — разведённый мост. Рассказываем о других легендах, связанных с мостами в Санкт-Петербурге, и сразу говорим, что, наверняка, многие из них — достоверные факты.

Троицкий мост и Валерий Чкалов

По одной из легенд, знаменитый лётчик-испытатель Валерий Чкалов осуществил свой пролёт именно под Троицким мостом в городе на Неве. В интервью газете «Смена» его жена сказала, что такой случай имел место. Более того, этот полёт лётчик Евгений Борисенко повторил в 1940 году для фильма «Валерий Чкалов».

Эрмитажный мост и «Мостик Лизы»

Эрмитажный мост в Санкт-Петербурге тоже часто можно увидеть на туристических открытках. Но у него не очень весёлая легенда и из-за неё мост получил второе неформальное наименование. После того как во время премьеры в Петербурге «Пиковой дамы» Петра Ильича Чайковского одна из героинь оперы Лиза бросилась с этого моста в смертельные объятья водной стихии Зимней канавки, к мосту прочно приклеилось имя «Мостик Лизы».

Зимняя канавка знаменита, среди прочего, и речными пробками. Словно бусинки, нанизанные на нить, тянутся друг за другом суда и судёнышки, пытаясь втиснуться в узенькое горлышко, образованное здешними берегами.

Большеохтинский мост и «заклёпка счастья»

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге обладает больше хорошими слухами. После того как он был построен, по всему городу поползла молва о том, что одна из многочисленных заклёпок на переправе — золотая.

Мол, мостостроители специально поставили золотую заклёпку на счастье, и покрыли её металлической плёнкой. В разные годы любители приключений и кладоискатели пытались найти эту «заклёпку счастья», но все поиски оказались тщетными, и она по сей день не найдена.

Банковский мост и крылатые львы

Банковский мост в Санкт-Петербурге, который является самым узким, и то наделён легендой. А всё из-за 4-х крылатых львов, расположенных по краям переправы. Согласно древнегреческой легенде, крылатые львы являются стражами кладов. А рядом ведь был банк, вот их сюда и установили.

Также существует такое поверье, если погладить головы или крылья львов, то они принесут удачу, а также помогут в работе или учёбе. И возникла традиция вкладывать в пасти львов монетки или записки с желаниями.

Однако такие действия наносят вред скульптурам. Процесс их разрушения ускоряется как от умышленно нанесённых действий вандалов, так и от постоянных прикосновений романтически настроенных жителей и гостей Северной столицы.

Аничков мост и подковы коней

Про Аничков мост в Санкт-Петербурге существует множество легенд. Но самая интересная из них касается подков коней. В Санкт-Петербурге в XVIII веке лошадей подковывали на Литейном проспекте. С этим фактом связывают отсутствие подков у лошадиных скульптур, «устремляющихся» к Литейному, и наличие их у лошадей «рвущихся» в обратную сторону.

Имея в своём кругу заклятых врагов, скульптор Петр Клодт своеобразно отомстил одному из них. Он изобразил физиономию этого человека на самом «почётном» месте: под хвостом одного из коней. Говорили, лицо несчастного было довольно узнаваемым. Другие источники указывают, что скульптор изобразил Наполеона, в такой форме проявив любовь к России.

Египетский мост и шерше ля фам

Легенды, связанные с Египетском мостом в Санкт-Петербурге, так либо иначе причастны к женщинами. По одной из них, лицо сфинкса на Египетском мосту является точной копией лика Елизаветы Алексеевны — супруги императора Александра I.

Она была знаменита своей необычайной красотой и удостоилась многих посвящений. Русский поэт Александр Пушкин слагал в её честь стихотворения, а для немецкого композитора Людвига ван Бетховена Элиз стала музой.

Специалисты уверены, что сфинксы на мосту, его оберегающие, совсем не египетского, а греческого происхождения. А последнему характерны классические облики — тело зверя, но правильное утонченное лицо.

Литейный мост и лампы Яблочкина

Литейный мост в Санкт-Петербурге является почти рекордсменом по количеству легенд, некоторые из которых очень печальные. А мы расскажем о самой легендарной из них. Впервые в истории мостостроения города на Неве при строительстве Литовского моста была использована в качестве освещения электричество.

Это решению способствовали определенные обстоятельства. Физик Павел Яблочкин является первым изобретателем электрической лампы в мире. Он запатентовал своё изобретение, и, приехав в Россию, открыл завод. По его планам, в России его изобретение ждал успех.

Однако горожане не торопились покупать новинку. Завод понёс большие убытки и уже почти разорялся. И на помощь Яблочкину пришли подрядчики, которые строили Литейный мост. Они заказали огромную партию лапочек. Таким образом, Литейный мост засиял благодаря электричеству, и Яблочкин процветал.

  • Ещё, если вам интересны петербургские легенды и мифы, пожалуйста, — 10 таинственных пространств и событий в Северной столице.

Древнее проклятье. Какие тайны хранит Литейный мост

Петербург — водный город, а вода, как известно — одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы перекинуто более 350 мостов. Но есть среди них и особый — Литейный, который носит негласный титул самого мистического в Северной столице.

Легенда об Атакане

Литейный мост расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу Невы еще в 1711 году.

Как и полагается, на создание нового моста через Неву был объявлен международный конкурс — на который поступило 17 заявок. Комиссия утвердила для строительства проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через реку.

Строительство длилось 4 года и сопровождалось большими человеческими жертвами. По городу в то время пошли слухи, что место заколдованное, а на дне Невы в основании моста расположен «кровавый» валун, прозванный в народе «Древним Атаканом».

Как говорят историки, в глубокой древности этому камню поклонялись местные язычники и приносили на нем человеческие жертвы.

Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью Атакан. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти. И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, оказался глубоко на дне. Но Атакан не утратил своих страшных магических чар и стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности очередной моряк окажется за бортом корабля…

Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек.

Читайте также  Прошлое и настоящее Эйфелевой башни

Тогда работы продолжили, но спустя всего лишь год на стройке будущего Литейного моста прогремел взрыв — его причину так и не смогли установить — погибли девять строителей.

Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но все тела погибших исчезали бесследно

Это был к сожалению не первый и не последний несчастный случай в этом месте. Точное число жертв строительства моста назвать сложно, но цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно.

Черный водоворот или мост-оборотень

Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень», под которым в безлунные ночи внезапно появлялся черный водоворот, затягивающий в себя людей, оказавшихся возле реки.

Из водоворота же выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими: «поганые рожи корчили да срамные слова кричали».

Из водоворота выходили потусторонние силы, которые измывались над прохожими

Этот водоворот словно магнитом притягивал к себе петербургских самоубийц. Подлинное месторасположение «моста-оборотня» не известно, но старожилы, говорили, что мост этот мог в мгновение ока мог окутываться туманом и заводить в другое измерение одинокого пешехода: «в иные времена, иные земли, откуда нет возврата».

Призрак Ленина

Мост, названный в честь императора Александра II Александровским, был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды. Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы).

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и сегодня. Очевидцами здесь был несколько раз замечен призрак В.И. Ленина.

Однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен).

Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак! И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число Нептуна

Астрологи считают, что мистика заключена в длине моста — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв. Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте глубина Невы достигает 24 метров). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Легенды петербургских мостов

Санкт-Петербург часто называют Северной Венецией из-за обилия рек и каналов. А где есть вода, есть и мосты. Даже один из символов культурной столицы — разведённый мост. Предлагаем вам вместе с нами вспомнить мифы и легенды, связанные с мостами города на Неве.

Троицкий мост и полёт Чкалова

Один из самых известных мостов Петербурга — это Троицкий мост. И именно с ним связана история об опасном полёте Валерия Чкалова. Знаменитый лётчик прибыл в Ленинград для службы в Краснознамённой истребительной авиаэскадрилье имени П. Н. Нестерова на Комендантском аэродроме. Чкалов всегда славился своими виртуозными трюками, и, согласно легенде, в 1927 году он совершил полёт между опорами Троицкого моста, в то время называвшегося мостом Равенства. Было это или не было, спорят до сих пор, но в 1940 году лётчик Евгений Борисенко повторил этот трюк для биографической ленты о Чкалове.

Эрмитажный мост и бедная Лиза

Небольшой каменный мост у Эрмитажа, который так часто фигурирует на туристических открытках, связан с довольно грустной историей. Именно его сделал местом печальной смерти девушки Лизы в опере «Пиковая дама» Пётр Чайковский. Как известно, в оригинальном произведении Пушкина такой эпизод вовсе отсутствует. Однако композитор решил включить его в своё произведение, вдохновившись печальной историей о некой Юлии Петровой, которая закончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви, сбросившись именно с Эрмитажного моста. Теперь изображение этого моста используется в декорациях к опере, а его неофициальным названием стало «Мостик Лизы».

Большеохтинский мост и золотая заклёпка

Легенду про Большеохтинский мост знают практически все. Строительство моста началось в 1909 году и завершилось на удивление быстро: в конце октября 1911 года мост уже открыли. Это сооружение является настоящим инженерным чудом: его длина — 335 метров, ширина — 23,5, а масса всех металлоконструкций составляет 8920 тонн. И если всем хорошо известны цифры подобных характеристик, то вот точного числа заклёпок не знает никто, а именно с ними и связана легенда моста. Говорят, что одну из заклёпок строители моста сделали из чистого золота — на счастье. Заклёпка покрыта обычной краской и ничем не отличается от других, поэтому за более чем сотню лет существования моста ещё никто не смог её найти.

Банковский мост и его грифоны

Самый узкий мост Петербурга — его ширина всего 1,8 метра — тоже имеет свою легенду. Грифонов Банковского моста уж точно видели все — если не вживую, то на огромном количестве сувенирной продукции, а также на упаковках сладостей производства кондитерской фабрики имени Крупской. В духе названия моста, грифоны обещают успех в финансовых делах: ходит поверье, что для того, чтобы ваши денежные дела улучшились, нужно оставить монетку одному из хранителей мостика.

Аничков мост и подковы его коней

Про Аничков мост ходит столько легенд и историй, что одному ему можно посвятить отдельный пост. Одна из них вполне может оказаться правдой — настолько логично её объяснение. Только самые внимательные могли обратить внимание на то, что не все четыре коня подкованы: те, что смотрят в сторону площади Восстания, не имеют подков, в отличие от своих коллег, обращённых к Адмиралтейству. А объясняется это довольно просто: в XVIII веке на Литейном проспекте располагались кузницы, поэтому подкованные лошади как бы «идут» от них, а неподкованные только направляются к ним.

Египетский мост и его обвал

Ещё одна грустная история связана с Египетским мостом. До того как принять свой современный вид, он был подвесным и крепился цепями. В 1905 году здесь произошёл крайне неприятный инцидент: в полдень через мост проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу которому двигались 11 саней с возницами. Мост обрушился прямо на лёд и ушёл под воду. К счастью, серьёзно пострадавших не оказалось. Казалось бы, довольно легко найти рациональную причину произошедшего. Однако в народе ходит поверье, что обрушение произошло ровно после того, как увидевшая в окно строй гвардейцев местная жительница крикнула: «Чтоб вы все провалились!»

Мост через канал Грибоедова и призрак девушки

Спас на Крови — место само по себе мрачное и загадочное, несмотря на всё своё великолепие. Неудивительно, что на относительно небольшом периметре сконцентрировано большое количество легенд. Одна из них гласит, что до сих пор на мостике через канал можно увидеть силуэт девушки: в руке у неё белый платок, а на шее — ужасный шрам. Девушка эта не кто иная, как Перовская — участница заговора, повлёкшего за собой смерть императора Александра II. Именно она дала народовольцу Гриневицкому сигнал бросить бомбу.

Литейный мост и валун на дне

Литейный мост является чуть ли не рекордсменом по количеству печальных историй и легенд. Самая известная из них — о гигантском валуне, принёсшем огромное количество бед при строительстве моста. Мистическим влиянием «обиженного» камня любители народного фольклора объясняли сопутствовавшие строительству трагедии: сначала затонул кессон, наткнувшийся на валун. Затем, через месяц, в новый кессон прорвался полужидкий грунт, из-за чего погибло пятеро. Через год уже в другом кессоне произошёл взрыв, унёсший жизни 29 человек. А к тому времени, как строительство моста было закончено, за ним прочно закрепилась дурная слава.

  • 9 ноября 2017 6 630

Думаете, знаете ? Мы докажем обратное — подписывайтесь на самый полезный канал о в Telegram!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: