Самый большой атомный ледокол в мире: история в деталях - KRINTEL.RU

Самый большой атомный ледокол в мире: история в деталях

Вокруг Мира

Оказаться на Северном полюсе — это мечта многих путешественников, в том числе и наша. Пока команде PrimDiscovery удалось только добраться до Заполярья — в октябре мы летали в Мурманск. Целью поездки было осветить работу Северо-Западного Центра по обращению с радиоактивными отходами, посмотреть на Северное сияние и приятно провести время в пресс-туре. Мы и не думали, что организаторы сделают нам такой большой подарок — экскурсии на Росатомфлот, ледоколы «50 лет Победы» и «Ленин».

Настало время делиться впечатлениями!

Начнем с главного. Большое впечатление на команду PrimDiscovery оказала прогулка по самому большому в мире атомному ледоколу — «50 лет Победы». Именно он доставляет желающих на Северный полюс нашей замечательной планеты.

Хотя это, конечно, не основная его функция — как и другие атомные ледоколы, его используют для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути (Баренцево, Печорское, Карское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых и Берингов пролив).

Всего в мире сейчас действуют пять судов с ядерной силовой установкой, все они принадлежат России и базируются в Мурманске: ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач» и контейнеровоз «Севморпуть». Только два атомных ледокола доставят вас на Северный полюс (и вернут обратно) — это «50 лет Победы» и «Ямал».

Есть другие варианты туда сгонять, но этот невероятно хорош и притягателен, не так ли?

Особенно, когда прогуляешься по коридорам самого большого атомного ледокола в мире, заглянешь в его каюты и посмотришь за горизонт с капитанского мостика.

Если учесть, что в это время сам капитан проводил нам экскурсию и рассказывал о бескрайних далях северных морей, мощнейших агрегатах внутреннего устройства судна и программе тура на тот самый полюс, то даже немного странно, что мы до сих пор не продали всё своё имущество, чтобы присоединиться к их знаменитой экспедиции.

Не имеете понятия, сколько стоит тур на Северный полюс? Держитесь крепче, сейчас будет штормить. Минимальная стоимость путешествия — 23 тысячи долларов (это уже со скидкой 3000, будто вы бронировали заранее), максимальная стоимость при размещении в самой роскошной каюте — 46 тысяч долларов. Туристов размещают по двое, так что если пожелаете проживать один — милости просим оплатить второй билет. Не мы просим, турфирмы, конечно.

Справка. Атомные ледоколы используются для туристических поездок на Северный полюс с 1989 года. Первые туристы высадились на Северный полюс с борта атомного ледокола «Россия». Путешествие длится примерно две недели.

Кстати, капитан и члены экипажа денег туристов тоже не видят. Они делают свою работу, а только часть судна во время пути находится во владении туроператоров.

— Во время путешествия на атомном ледоколе к Северному полюсу находится 100−120 туристов, — рассказывает Дмитрий Лобусов, капитан а/л «50 лет Победы». — Плюс еще члены экипажа. Всего на судне в это время насчитывается порядка 300 человек. За сезон мы совершаем пять круизов.

Дмитрий Викторович показал нам и помещения, где размещаются и отдыхают покорители Северного полюса, и рабочие «кабинеты». Мы долго ходили по узким коридорам и крутым лестницам, наблюдали за работой моряков, фотографировали всё, что видели.

Снимать разрешили не везде. Были и секретные помещения, где как раз и наблюдалось большинство сотрудников. Они сидели в компьютерах, обставленные панелями с кнопками, важными чертежами и документами. На стене висел список работников, из которого я узнала, что самому молодому из них — 32 года.

Перед экскурсией на «50 лет Победы» нам показывали примерно такие же комнаты с множеством кнопок, рычагов и экранов. Это был тренажерных центр Росатомфлота. Как люди, далекие от управления атомными ледоколами, мы немножко не поняли ничего, когда нам рассказывали и показывали, что там делают будущие капитаны. Но это было весьма интересно и захватывающе, спасибо специалистам этой компании, попытавшимся донести гуманитариям основные моменты. Это Геннадий Чурило, главный метролог — начальник отдела КИПиА (Контрольно-измерительные приборы и автоматизация), и Валерий Горбачев — ведущий специалист того же отдела. Не исключено, что другие участники нашей группы что-то поняли, это запросто.

Вообще, Росатомфлот принял нас радушно — все рассказали и показали. Олег Дарбинян, и. о. главного инженера, директор по технической эксплуатации флота, провел для нас презентацию в конференц-зале — рассказал о действующих ледоколах, поделился планами на будущее. В скором времени завершится строительство трех суперсовременных атомных ледоколов класса 22220 — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Они станут не только самыми большими в мире, но и самыми мощными. Два из них уже спущены на воду, идут монтажные работы и внутренняя отделка, третий спустят в 2019 году.

Справка. Ресурс двухреакторной атомной силовой установки позволяет обходиться без дозаправки ядерным топливом в течение нескольких лет. Мощность судов даёт возможность работать во льдах толщиной до 2,8 метров. Срок службы каждого ледокола — не менее 40 лет. Осадка груженого ледокола составляет 10,5 метров, минимальная рабочая осадка — около восьми метров. Длина ледокола «Арктика» составляет 173,3 метра.

Перспективы впечатляют, хотя современного человека удивить все сложнее. А представьте, каково было разработчикам атомного ледокола «Ленин»? Тогда, в 1950-х, это был настоящий прорыв — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой и первое гражданское атомное судно.

Экскурсию по нему нашей группе провел Валерий Бубнов, историк атомного флота. У нас не было много времени, но Валерий Михайлович успел многое рассказать о буднях этого судна, о его высокопоставленных и знаменитых гостях. В судовом журнале можно увидеть автографы Юрия Гагарина, Александры Пахмутовой (на «Ленине» она впервые исполнила ставшую впоследствии хитом песню «Уставшая подлодка»), Фиделя Кастро, Ричарда Никсона и многих других.

Мы прошли по коридорам ледокола, заглянули на капитанский мостик и в каюту капитана, побывали в штабе радистов и в аппаратных, осмотрели сохранившийся медпункт. На ледоколе много залов, где представлены разные экспозиции. Этот корабль-музей входит в число лучших музеев России.

В следующий раз мы расскажем о главных чудесах Заполярья. Догадываетесь, каких?

Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны

Для России во все времена Северный морской путь, проходящий вдоль северного побережья страны, являлся стратегической магистралью, по которой можно перевозить грузы, перегонять суда и военные корабли с запада на восток страны и обратно. Это самый короткий путь из Европы в Японию и Китай. Рассказываем об атомных ледоколах, которые помогают в освоении трудного региона: как они работают, чем отличаются от обычных кораблей и сколько стоит прокатиться на одном из них.

Читайте «Хайтек» в

Что такое ледокол и как он работает?

Ледоколы — это особый класс кораблей, которые предназначены для преодоления даже самых толстых льдов. Они позволяют исследовать самые негостеприимные регионы мира — покрытые льдом воды Арктики. Чтобы корабль считался ледоколом, у него должны быть три особенности, которых не хватает большинству обычных судов: мощность, усиленный корпус и специальная форма для «ломания» льда. Это позволяет таким суднам преодолевать паковый лед, или замерзшие водные пути.

Чтобы эффективно ломать лед, такие корабли должны быть очень мощными, относительно короткими, широкими и чрезвычайно тяжелыми. Они ломают лед, используя инерцию и силу. По сути своей атомный ледокол — это пароход. Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар. Он раскручивает турбины, возбуждающие генераторы, которые вырабатывают электричество, поступающее в электромоторы, которые крутят 3 гребных винта.

Толщина корпуса в местах ломки льда 5 сантиметров, но прочность корпусу придает не столько толщина обшивки, сколько количество и расположение шпангоутов. У ледокола двойное днище, так что в случае пробоины вода в корабль поступать не будет.

А чем ледокол отличается от других кораблей?

Ледоколы отличаются наклонной носовой частью, большим водоизмещением (весом) для своего размера и мощностью. Кроме того, они специально усилены, чтобы выдержать удар корабля по льду на большой скорости. Корпус очень толстый и изготовлен из стали, устойчивой к низким температурам. При этом для маневрирования в ледяной воде ледоколы имеют покатые борта и форштевень. Более того, некоторые ледокольные суда имеют корпус, ширина которого в носу больше, чем в корме, чтобы увеличить ширину создаваемого им ледового канала.

Заостренный корпус обычного корабля помогает ему рассекать волны и уменьшать трение между кораблем и водой. В то время как другие суда имеют остроконечный нос, носовая часть ледоколов будет иметь более округлую конструкцию, чтобы судно могло разбивать лед своим весом, а также перемещаться по нему. Старые ледоколы имели обшивку корпуса толщиной до 50 миллиметров, в современных судах используется высокопрочная сталь с пределом текучести до 500 МПа, обеспечивающая повышенную прочность при меньшем весе и толщине стали.

Точно так же, несмотря на прочный корпус, требуется дополнительное усиление конструкции для того, чтобы судоразделитель мог эффективно выполнять свои обязанности. Фактически конструкция носовой части ледоколов является важным элементом, поскольку судну необходимо преодолевать ледяные воды.

С двумя гребными винтами, установленными как на носу, так и на корме, и носовым подруливающим устройством эти суда выделяются из толпы и эффективно маневрируют на льду.

Еще одна важная особенность современных ледоколов по сравнению с другими судами — это мощность, которую они дают, чтобы прокладывать путь другим судам в ледяных водах.

Итак, ледоколам нужна мощность. Откуда ее брать? Все просто — из ядерной энергии.

Например, на атомном ледоколе «50 лет Победы» установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 мегаватт каждый. Мощности этих двух установок достаточно, чтобы снабжать электричеством город с населением в 2 млн человек. Ядерные реакторы надежно защищены от аварий и внешних ударов. Ледокол может выдержать прямое попадание в реактор пассажирского самолета или столкновение с таким же ледоколом на скорости до 10 км/ч.

Кстати, реакторы заправляют новым топливом раз в 5 лет.

Какие страны строят атомные ледоколы?

Россия или Советский Союз — единственная страна в мире, строящая атомные ледоколы. Такие судна были специально построены с учетом стратегической важности Северного морского пути и более очевидной необходимости гарантировать безопасность российских торговых судов зимой и зависимость арктических поселений от поставок.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера. Это обусловлено тем, что все северные границы государства — морские, и проходят они по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря.

Около 30 лет назад более 50 советских караванов кораблей застряли во льдах восточного Арктического региона. Многие населенные пункты СССР зависели от грузов и продовольствия, которые должны доставлять корабли, да сама ситуация представляла опасность для экипажа. К счастью, в составе флота был атомный ледокол «Ленин». Благодаря своей мощности и источнику ядерного топлива он спас сотни жизней в ходе одной из самых масштабных и успешных спасательных операций в истории. Корабль выведен из эксплуатации в 1989 году и оставлен на базе атомных ледоколов в Мурманском фьорде, а затем стал музеем.

Зачем нужны ледоколы?

Вообще идея ледокола существует очень давно, с первых дней полярных исследований. Marine Insight сообщает, что еще в XI веке люди создавали первые прототипы специальных кораблей для плавания по северным морям. Конечно, по большей части это были лодки с усиленным корпусом.

Сегодня к основным функциям ледокольного корабля относится расчистка торговых путей в ледяной воде, особенно зимой. Хотя суда, следующие по этим торговым маршрутам, таким как Балтийское море, Морской путь Святого Лаврентия, Великие озера и Северный морской путь, предназначены для плавания в ледяных водах, сезонные ледовые условия затрудняют движение судов.

Читайте также  Ледяные монстры Аляски

Таким образом, ледоколы сопровождают торговые суда при пересечении этих районов, чтобы обеспечить беспрепятственное плавание судов. Помимо очистки прохода для грузовых судов, ледоколы также широко используются для поддержки исследовательских программ, проводимых в полярных регионах.

Какой ледокол самый мощный?

Ответ однозначный — «Арктика».

Шесть из десяти российских атомных гражданских кораблей в настоящее время относятся к этому классу. Первые четыре класса выведены на пенсию, а два остаются в строю по состоянию на 2020 год.

Сейчас головное судно второй серии атомных ледоколов типа «ЛК-60Я» — это самый мощный ледокол в мире.

Эти ледоколы имеют двойной корпус, толщина внешнего корпуса в районах ледоколов составляет около 48 мм, а в других — 25 мм. Между внутренним и внешним корпусами находится водяной балласт, который может перемещаться для облегчения ледокольной проводки. Корабли класса «Арктика» могут ломать лед, продвигаясь вперед или назад. Хотя у них есть два реактора, обычно для подачи энергии используется только один, а другой находится в режиме ожидания.

Атомный ледокол может служить нескольким целям. Эти суда использовались в ряде арктических научных экспедиций и регулярно форсировали грузовые и другие суда, проходящие по Северному морскому пути, сквозь льды. Главной особенностью, которая делает эти чудеса судостроения такими особенными, является их почти полная независимость от любого традиционного топлива, поэтому они могут работать автономно почти 70 лет.

А какой ледокол — новейший?

«50 лет Победы» — новейший из семи кораблей серии атомных ледоколов класса «Арктика». Построен на Балтийских и Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Строительство корабля началось в октябре 1989 года на Балтийском заводе, но было остановлено в 1994 году из-за проблем с финансированием и возобновилось в 2003 году. Строительство ледокола заняло почти 18 лет, и в конце 2007 года ледокол был готов к эксплуатации.

Корабль представляет собой модернизированный вариант ледокола класса «Арктика», имеет двойной корпус и носовую часть в форме ложки. Форма судна увеличивает ледокольные возможности, а корпус покрыт полимерной краской для уменьшения трения. Он имеет общую длину 160 м, ширину 30 м, осадку 11 м и глубину 17,2 м. Водоизмещение 25 840 тонн. Судно может пробивать лед глубиной до 2,8 метров на постоянной скорости.

В Северном Ледовитом океане ледокол может достичь любой точки в любое время года. Согласно спецификации судостроителя, корабль может свободно двигаться, преодолевая плоский лед толщиной до 2,8 метра. Но судно, как правило, не все время встречается с плоским льдом; ледяные гряды могут достигать толщины от 5 до 20 метров, и ледокол может проходить через них не плавно, а рассекая лед, как топор, рубящий дрова: медленно, рубя один кусок, затем другой. Судовая надстройка прочная и устойчивая, и она способна на такой подход.

«Победа» оснащена цифровой автоматизированной системой управления. Был модернизирован комплекс биологической защиты и добавлен экологический отсек. На корабле есть вертолетная площадка, подходящая для вертолета МИ-2 или МИ-8. Судовая энергетическая установка включает в себя два реактора: один для подачи энергии, а другой находится в режиме ожидания.

Какой ледокол будет следующим?

Весь мир ждет постройки атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер» (ЛК-120Я) — проект российских атомных ледоколов мощностью 120 МВт с ядерной силовой установкой. Главные задачи данных судов: обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций в Арктику. За счет увеличенной ширины корпуса предполагается проведение крупнотоннажных судов.

Серию из трех ледоколов планируется построить на мощностях строящегося дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае . . Он возводится консорциумом во главе с «Роснефтью». Финансирование будет на 100% произведено из федерального бюджета России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2020 № 11 «Об осуществлении бюджетных инвестиций в строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер»» (было подписано Д. Медведевым за несколько часов до отставки 15 января 2020 года); стоимость строительства оценена в 127,5 млрд рублей . Дальнейшие ледоколы проекта «Лидер» могут быть построены по концессии .

Строительство первого ледокола началось 6 июля 2020 года; срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год. В 2023 году планируется закладка следующих ледоколов, а сдача заказчику ФГУП «Росатомфлот» до 2033 года.

От ледоколов класса «Лидер» ожидают значительного увеличения ледопроходимости: согласно расчетам, новые ледоколы смогут свободно идти в сплошном льду толщиной до 4,3 метра. На деле это означает «где и когда угодно, по всей Арктике».

Можно ли путешествовать на ледоколе?

Да. Но это стоит недешево.

Оказаться на вершине планеты, пересечь Северный Ледовитый океан на одном из самых мощных атомных ледоколов мира, исследовать исторические места на Земле Франца-Иосифа, покататься на лодках-«зодиаках», рассматривая белых медведей и моржей, возможно. Различные туристические компании предлагают подобраться на атомном ледоколе к «вершине мира» за $28 000 – $45 000 (2–4 млн рублей). Обычно путешествия планируются на лето.

Паковый лёд — морской лёд толщиной не менее 3 метров, просуществовавший более 2 годовых циклов нарастания и таяния. В виде обширных ледяных полей наблюдается преимущественно в Арктическом бассейне. Более правильное название — многолетний лёд.

Надстройка судовая — закрытое сооружение на главной палубе судна, расположенное от борта до борта, либо отстоящее от бортов на небольшое расстояние, не превышающее 4 % от ширины судна. Если подобная конструкция отстоит от бортов на бо́льшее расстояние, то она называется рубкой.

Атомный ледокол «Ленин»: история создания и интересные факты

Введение

Холодная война, накалившая обстановку на политической арене, стала стимулом для целой плеяды изобретений, многие из которых нашли вполне мирное применение и принесли немало пользы человечеству. Одним из таких достижений по праву считается создание в СССР атомного ледокола «Ленин» – настоящего научно-технического прорыва и, как писали газеты того времени, «советской победы на мирном фронте использования атомной энергии».

Арктика наша

Борьба за Арктику, уже тогда имевшую стратегическое значение для ведущих мировых держав, заставляла искать эффективные средства для освоения и исследования региона. В первую очередь, транспортные.

Стране необходимы были мощные корабли с неограниченной автономностью плавания, которые могли бы проникнуть сами и проложить путь другим судам в самые отдаленные уголки Арктики в любое время года.

Обеспечить большую автономность – т.е. длительное плавание без захода в порт для заправки – дизель-электрические ледоколы того времени не могли. Несмотря на то, что запасы топлива составляли почти треть веса этих судов, хватало его не более чем на 30-40 суток – за час такой ледокол сжигал до 3 тонн нефти.

О всесезонном функционировании Северного морского пути при такой ограниченной автономности говорить не приходилось. Иногда на зимовку во льдах приходилось оставлять целые караваны судов – просто потому что запас топлива на ледоколе иссякал раньше времени.

После вступления в строй первой атомной электростанции возникла идея решить эту проблему с помощью нового источника энергии. По расчетам ученых атомный ледокол должен был расходовать в сутки всего 45 граммов ядерного горючего – столько умещается в спичечном коробке.

Это открывало неограниченные возможности по дальности плавания судна – оно могло бы побывать за один рейс и в Арктике, и у берегов Антарктиды.

Создание проекта

Проект нового ледокола и его энергетической установки создавался совместными усилиями физиков – во главе с академиком А. Александровым – и судостроителей – под руководством главного конструктора ЦКБ-15 (современное ЦКБ «Айсберг») В. Неганова. Построить «первенца атомного флота» было поручено Адмиралтейскому судостроительному заводу в Ленинграде.

К тому моменту у верфи уже был накоплен серьезный опыт строительства и ремонта ледоколов и ледокольно-транспортных судов: в 1928 году здесь был отремонтирован «дедушка ледокольного флота» — знаменитый «Ермак», перед Великой Отечественной войной построен «Семен Дежнев», после – еще несколько ледоколов.

Закладка первого в мире атомохода, предсказуемо получившего имя «Ленин», состоялась в июле 1956 года. Проект был абсолютно беспрецедентным, строить надо было с опережением и без того сжатых сроков, при этом – помнить об экономической эффективности.

Создатели судна должны были обеспечить не только мощность и надежность энергетической установки, но и безопасность команды. На ледоколе сделать это сложнее, чем, например, на береговой атомной электростанции – на морском судне по техническим условиям нельзя устанавливать громоздкое и тяжелое защитное оборудование.

Все эти факторы привели к тому, что «Ленин» стал еще и поворотной точкой в истории судостроения в целом – специально для него разрабатывались новые технологии, материалы и инструменты.

Каждый шаг давался с трудом. По сути, «Ленин» был опытной площадкой для испытаний десятков открытий и изобретений. В общей сложности на судне было установлено более 200 образцов головного оборудования и механизмов.

Участвовала в проекте, который сегодня бы назвали инновационным, без преувеличения, вся страна – заказы для «Ленина» выполняли более 300 предприятий, научных организаций и конструкторских бюро.

Форма обводов корпуса отрабатывалась в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Судовые турбины – общей мощностью в 44 000 лошадиных сил – создавались на Кировском заводе, главные турбогенераторы для ледокола строил Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели – ленинградский завод «Электросила».

Антикоррозийную спецсталь для корпуса изобрели в институте прикладной металлургии «Прометей». Из Сибири, с Дальнего Востока, из Москвы, Одессы, Калуги, Горького на завод шли машины, приборы, механизмы, оборудование, и на каждом ящике стоял особый гриф «Срочно».

Ледокол называли гигантом, и не зря – спусковой вес судна составлял почти 11 000 тонн.

На судне было предусмотрено более 900 служебных и бытовых помещений, включая музыкальный салон, библиотеку, амбулаторию, госпиталь, первый судовой рентген-кабинет, пекарню, кинозал и др. Мощность каждого из трех его реакторов в 3,5 раза превышала мощность реактора первой в мире атомной электростанции, а в целом по мощности он в два раза превосходил американский эсминец «Флетчер», считавшийся самым крупным в мире на тот момент.

Спуск судна состоялся 5 декабря 1957 года. Еще на этапе достройки ледокол посетили более 100 тысяч гостей, в том числе премьер-министр Англии Макмиллан, вице-президент США Никсон, французский политический деятель Морис Торез и другие.

В 1959 году на ледоколе побывал адмирал Хайман Риковер, отец атомного флота США. По итогам своего визита он доложил в Сенате, что «Ленин» едва ли выйдет в море раньше, чем через два года. Американцы тогда строили свой атомоход гражданского назначения – «Саванну» и тоже претендовали на мировое первенство.

Оказалось, что Риковер просчитался: «Ленин» ушёл в плавание спустя два месяца.

Появление в СССР атомного ледокола стало настоящей сенсацией – по значимости это событие мировые СМИ ставили в один ряд с запуском ракеты на Луну.

Слухи вокруг судна

Как любой проект такого масштаба, «Ленин» вызывал много противоречивых слухов. В частности, были опасения, что судно угрожает экологической безопасности региона, заражая воду и воздух радиоактивными элементами.

В первый переход атомохода из Балтики в Мурманск в 1960 году, когда он вошел в пролив Большой Бельт, его сопровождал датский корабль, с борта которого периодически бралась вода на пробы.

С неба за судном наблюдали норвежские, датские и американские военные самолеты. Насколько позволяют судить сообщения СМИ того времени, обнаружить выбросы опасных отходов им не удалось.

Эксплуатация

После появления «Ленина» навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Именно «Ленин» впервые отработал в северных широтах без перерыва больше года.

Он преодолевал на постоянном ходу льды, которые раньше считались непроходимыми.

В навигацию 1961 года с борта ледокола была высажена высокоширотная дрейфующая станция «Северный полюс-10». В 1970 году «Ленин» провел первую промедленную навигацию в западном районе Арктики, ставшую впоследствии круглогодичной. В 1976 – выполнил первый экспериментальный рейс к мысу Харасавэй, где прямо на лёд Карского моря была произведена самовыгрузка оборудования для газовиков с теплохода «Павел Пономарёв».

Читайте также  Красота известных университетов мира

За 30 лет эксплуатации – с 1959 по 1989 годы – атомный ледокол «Ленин» провел через арктические льды 3741 транспортное судно.

Он прошел более 654 400 морских миль, из них 563 600 – во льдах Арктики. Примерно такое же расстояние получится, если 30 раз обогнуть земной шар по экватору.

Музей

После завершения срока эксплуатации на базе ледокола был создан музей – 5 мая 2009 года «Ленин» пришвартовался у понтонного причала Морского вокзала в Мурманске на вечную стоянку. А в 2016 году атомоход вновь стал звездой кинохроники, сыграв роль ледокола «Михаил Громов» в фильме-катастрофе «Ледокол».

Видео

Документальный фильм рассказывает о малоизвестных, а подчас даже засекреченных подробностях покорения Арктики, об операциях советских и американских спецслужб за Полярным кругом. Автор проекта представляет новые факты из истории «самой холодной войны», которая ледоколом прошла по судьбам нескольких поколений романтиков и героев «снежной целины».

Татьяна Некрасова,
пресс-секретарь АО «Адмиралтейские верфи».

Список самых больших ледоколов мира

Первый ледокол был обычным пароходом с небольшой насадкой в носовой части и колол лёд в гавани города Филадельфии. Сегодня современнейшие ледоколы, с установленными на них атомными реакторами и сложнейшей навигационной техникой, могут колоть лёд в сложных условиях вечной мерзлоты. Отправимся и мы в северные широты, и узнаем, какой самый большой ледокол в мире. Перед Вами самые большие ледоколы мира.

Атомный ледокол «Арктика»

Начнём с легендарного судна, которое в период с 1982 по 1986 год называлось «Леонид Брежнев», а вошло в историю, как первый в истории мореходства ледокол, достигший Северного полюса.

Исторический северный поход «Арктики» состоялся в 1977 году, пройдя за 7 дней 2528 миль, ледокол достиг географической точки Северного полюса.

В 2008 году «Арктику» списали, но ледоколы этого типа и сегодня бороздят просторы северных морей. Среди них стоит отметить «Советский союз», «Сибирь», «Россия».

«Севморпуть»

Лихтеровоз с ядерной установкой на борту был спущен на воду в 1986 году, и на сегодня остаётся крупнейшим в мире по водоизмещению судном такого типа.

«Севморпуть» способен преодолевать льды толщиной в 1 метр, и несмотря на свой почтенный возраст до сих пор в строю. За свою славную историю судно прошло уже 302 тысячи миль, перевезя при этом грузов суммарным весом более 1,5 миллиона тонн.

После капитального ремонта атомный ледокол вернулся в состав флота, и является единственным торговым судном с ядерной установкой. А редакция TheBiggest желает судну и его экипажу ещё долгих лет плавания.

«50 лет Победы»

Ещё до спуска на воду ледоколу пришлось пройти сквозь череду сложных испытаний. Заложили корабль ещё в 1989 году, но из-за отсутствия средств, строительство было приостановлено, и только в 2007 году над палубой «Победы» подняли российский флаг.

Это модифицированный проект нового поколения российских кораблей, способных преодолеть толщину льда в 2,8 метра.

Кроме своей основной задачи, проводки торговых караванов, ледокол используют и как круизное судно, организовывая экскурсии к Северному полюсу.

Ниже вы сможете посмотреть небольшое видео, где сможете наблюдать за ледоколом в действии.

«Сибирь»

Как и «Арктика» в проекте «Сибирь» также насчитывается два атомохода. Первый прослужил на пользу Отечества с 1977 по 1992 годы, второй планируется ввести в эксплуатацию в 2021 году, а вот спущен на воду он 22 сентября 2017.

Двухосадочный корабль при глубокой осадке способен колоть льды океанов толщиной до 2,9 метров, а вот при малой — лёд в руслах рек и мелководных заливов.

Проект «Сибирь» синтезировал в себе качественные характеристики двух российских проектов, и успешно проходит испытания в северных широтах.

«Healy»

Среди мощнейших кораблей этого класса следует упомянуть и суда, спущенные с иностранных верфей. К таким относится исследовательское судно береговой охраны США «Healy».

В 2015 году этот исследовательский корабль длиной 117 метров впервые в истории американского судоходства достиг Северного полюса в одиночку.

На палубах есть две вертолётные площадки, а в трюмах удобно разместилось 5 исследовательских лабораторий.

«Louis S. St-Laurent»

На переднем плане ледокол Healy, на заднем плане Louis S. St-Laurent.

Среди крупных судов, способных преодолевать льды, канадский корабль один из самых старейших, ведь он был спущен на воду ещё в 1969 году.

После нескольких модернизаций и капитальных ремонтов, «Louis S. St-Laurent» несёт службу в составе флота Канадской береговой охраны.

Сейчас с его помощью активно проводятся исследовательские работы в Арктике. Именно с помощью аппаратуры на борту корабля у берегов Гренландии на дне океана учёные обнаружили цепь из 25 вулканов.

«Polarstern»

Немецкие судостроители создали уникальное судно, которое может работать при низких температурах, достигающих до −50 °C.

На борту установлена научная и исследовательская аппаратура, а сам «Полаштерн» способен двигаться со скоростью 5 узлов среди льда толщиной в 1,5 метра.

Его спустили на воду в 1982 году, и сейчас используют для изучения Арктики и Антарктики, а также в мероприятиях по проводу торговых судов.

«Polar Sea»

Плавучий гигант береговой охраны Соединённых Штатов по праву держит лидерство самого тяжёлого корабля ледокольного флота, а по своей мощности не уступает российским аналогам.

Но в данный момент «Полярное море» стоит у причала, где проводится реализация проекта по его модернизации. Планируется оснастить судно атомной установкой, что значительно увеличит проходимость и мощность.

Его дизеля и газовые турбины выдавали мощность в 72 тысячи лошадиных сил. Такие технические характеристики позволили кораблю участвовать во множестве миссий по проводу судов и исследованию белых просторов Арктики.

«Арктика»

А вот это судно было названо в честь легендарного советского ледокола, а спустили на воду летом 2016 года.

Новая «Арктика», с длиной корпуса 173,3 метра способно работать не только в условиях океана, но и заходить в устья рек и эксплуатироваться в заливах. Очень эффективное судно для вскрытия льда на реках Сибири.

«Арктика» способна преодолевать лёд толщиной до 3 метров, но пока корабль проходит тестовые испытания. Ввод в строй планируется в 2018 году, но на данный момент это самый мощный ледокол в мире.

В заключение

Дизельные ледоколы и современнейшие атомоходы позволили человечеству значительно продвинуться в вопросах исследования северных и южных широт. Кроме того, они выполняют важную функцию провода торговых караванов в сложнейших условиях навигации Севера.

Редакция thebiggest.ru просит вас написать комментарий к этой статье о том какие самые большие ледоколы вы видели. Возможно, вы бывали на некоторых из них. Поделитесь вашими впечатлениями об увиденном.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в октябре 2017 года.

Самый большой ледокол в мире

Первый ледокол, появившийся еще в 18 веке, представлял собой небольшой пароход, который осуществлял ледокольные операции в гавани Филадельфии. С момента его появления прошло не одно столетие, и за это время произошли глобальные изменения в конструкции: сначала колесо заменили турбиной, затем – атомным реактором, и вот уже сегодня корабли внушительных размеров занимаются колкой льда в Арктике. На сегодняшний день Россия и Америка могут гордиться своим большим флотом, состоящим из атомных и дизельных мощных судов, которые предназначены для выполнения ледокольных операций, но где и когда был создан самый большой ледокол в мире некоторым до сих пор неизвестно. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

«Севморпуть»

Строительство атомного лихтеровоза-контейнеровоза осуществлялось на крупном судостроительном предприятии «Залив» в период с 1982 по 1988 годы. Атомоход «Севморпуть» представляет собой ледокольно-транспортное судно, на котором использовалась ядерная энергетическая установка. В использование лихтеровоз сдали в декабре 1988 года.

После подъема флага и начала выполнения работ суммарный путь лихтеровоза составил 302000 миль. За все время эксплуатации ледокола было переправлено свыше 1,5 миллионов тонн различного груза. Необходимость в перезарядке ядерного реактора требовалась только однажды.

Основное предназначение судна высотой с многоэтажный дом и длиной в 260,1 м – транспортирование груза в отдаленные районы Севера, однако оно способно и передвигаться во льдах толщиной 1 метр. И кто после этого скажет, что судно «Севморпуть» не заслуживает носить звание ледокола?

«Арктика»

Назван атомный ледокол в честь своего легендарного предшественника, который спустили на воду в 1972 года и проработавшего более 30 лет. Судно длиной 173,3 метра может работать в заливах и устьях рек, а также колоть океанские льды. Атомный ледокол «Арктика» спустили без секции надстройки в июне 2016 года. По технологии надстройка весом около 2400 тонн должна устанавливаться после того, как судно спустили на воду.

Ледокол «Арктика» проекта 22220 мог пройти через лед толщиной в 2,9. Благодаря современной автоматической системе управления, которой оснастили новое судно, в два раза удалось уменьшить численность экипажа.

В эксплуатацию ледокол планируется ввести в 2018-2019 годах и после того как это произойдет он побьет все рекорды по мощности силовых установок, по габаритам и высоте льдов, через которые ему доведется проходить.

«50 лет Победы»

Ледокол «50 лет Победы»

Основное отличие атомного ледокола «50 лет Победы» длиной 159,6 метров – глубокая посадка и внушительная мощь. Строительство корабля осуществлялось в период с 1989 по 2007 годы. С момента спуска на воду и начала использования судно «50 лет Победы» более 100 раз отправлялось в экспедиции к Северному полюсу.

«Таймыр»

Атомный ледокол длиной 151,8 метра в устьях рек способен колоть лед толщиной в 1,77 метра, расчищая, таким образом, путь для других судов. К основным особенностям ледокола «Таймыр» относят уменьшенную посадку и возможность осуществлять ледокольные операции в местностях с экстремально низкими температурами.

«Вайгач»

Атомный ледокол с мелкой посадкой – второе судно в серии проекта 10580, строительство которого осуществлялось в Финляндии по заказу СССР. Основное предназначение ледокола длиной 151,8 метра – обслуживание судов, направляющихся по Северному Морскому коридору в устья рек, находящихся в Сибири. Названо судно в честь гидрографического корабля начала 20 столетия, выполняющего ледокольные операции.

Ледокол «Вайгач» сопровождает из Норильска корабли, груженные металлом, а из Игарки – лесом и рудой. Благодаря атомной турбоэлектрической установке «Вайгач» может проходить через лед толщиной до двух метров. Во льдах толщиной 1,77 метра судно следует со скоростью в 2 узла. Ледокольные операции осуществляются при температуре до -50 градусов.

Строительство ледокола длиной 150 метров завершилось в 1986 году, а на воду его спустили через 3 года. Изначально судно называлось «Октябрьская Революция», а в 1992 году переименовано в «Ямал».

В 2000 году «Ямал» отправился к Северному полюсу, чтобы встретить третье тысячелетие. Всего на ледоколе было совершено 46 экспедиций к Северному полюсу. «Ямал» стал седьмым судном, которому удалось достигнуть Северного полюса. Одно из преимуществ ледокола «Ямал» – возможность двигаться вперед и назад.

«Healy»

На ледоколе длиной 128 метров, который является самым большим в Америке, американцам впервые самостоятельно удалось достигнуть Северного полюса. Произошло это событие в 2015 году. Исследовательское судно оснащено новейшим измерительным и лабораторным оборудованием.

«Polar Sea»

Ледокол «Polar Sea»

Строительство ледокола длиной 122 метра завершилось в 1976 году, судно до сих пор находится в рабочем состоянии, правда в период с 2007 по 2012 оно не эксплуатировалось. Дизельные двигатели и газотурбинные установки в сумме выдают мощность в 78 тысяч лошадиных сил. По мощностных характеристикам практически ничем не уступает ледоколу «Арктика». Скорость ледокола «Polar Sea» во льдах толщиной 2 метра составляет 3 узла.

«Louis S. St-Laurent»

Ледокол «Louis S. St-Laurent»

Строительство канадского ледокола длиной 120 метров завершилось в 1969 году. В 1993 провели полную модернизацию судна. «Louis S. St-Laurent» – первый в мире корабль, который достиг Северного полюса (экспедиция завершилась в 1994 году).

«Polarstern»

Немецкое судно длиной 118 метров, предназначенное для научных и исследовательских работ, может эксплуатироваться при температуре до -50 градусов. Во льдах толщиной до 1,5 метров ледокол «Polarstern» двигается со скоростью в 5 узлов. Судно в основном следует в направлениях Арктики и Антарктики с целью изучения этих районов.

Читайте также  13 правил поведения, которых стоит придерживаться нашим туристам за границей

В 2017 году ожидается появление нового ледокола «Polarstern-ІІ», на который возложат вахтенную службу в Арктике.

Требуется операция на «сердце»: история о нелегкой судьбе первого атомного ледокола в мире

Предпосылки строительства, инциденты на судне и история о том, как реакторная установка атомохода «Ленин» оказалась на дне Северного Ледовитого океана.

В послевоенные годы в СССР велось активное освоение Арктики и восточных регионов страны. Опыт экспедиций показал, что для расширения арктической транспортной системы и увеличения количества перевозок грузов необходимы ледоколы, способные работать во льдах длительное время.

Первоначально для навигации по северным морям использовались паровые ледоколы, топлива в которых хватало примерно на три недели автономного плавания без дозаправок. Чуть позже морской флот перешел на ледоколы с дизельной энергетической установкой, которые могли ходить без дозаправки до 50 суток. Однако даже такого показателя автономности не хватало, и бывали случаи, когда караваны судов оставались на зимовку во льдах Арктики из-за закончившегося топлива на ледоколе.

В это же время в стране активно совершенствовалась отрасль ядерной энергетики, которая дала мощный толчок развитию арктической транспортной системы. По подсчетам специалистов, встраивание в ледокол ядерной силовой установки позволило бы увеличить автономность судна до 12 месяцев. Сделав ставку на новые технологии, 20 ноября 1953 года Совет министров СССР принимает решение о строительстве первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Судно заложили в 1956 году на судостроительном заводе в Ленинграде и уже 5 декабря 1957 года торжественно спустили на воду.

Как известно, со спуском на воду строительство судна не заканчивается, и буксиры отвели ледокол к достроечной стенке завода. Следующие два года на нем устанавливали атомные реакторы и проводили различные испытания. Только в декабре 1959 года ледокол успешно сдали Министерству морского флота и ввели в эксплуатацию. Уже в первые навигации по северным морям атомоход «Ленин» показал отличную автономность благодаря мощности ядерной энергетической установки. Тем самым проблема расширения транспортной системы и увеличения сроков навигации в Арктике была решена.

Первоначально на атомном ледоколе «Ленин» использовалась атомная установка ОК-150, которая, по воспоминаниям инженеров и участников проекта, имела множество недостатков и оказалась не такой надежной, как задумывалась. В связи с этим значительную, если не большую часть времени ледокол находился в ремонте.

В литературе описываются несколько инцидентов, произошедших в реакторной установке ледокола в период с 1965 по 1967 годы. Однако достоверно неизвестно, каким уровням по Международной шкале ядерных событий они соответствуют, и может ли хоть один из них квалифицироваться как полноценная авария.

В феврале 1965 года на ледоколе ремонтировали главные циркулярные насосы реактора №2. В процессе из-за ошибки операторов кратковременно остановилась циркуляция воды, что привело к перегреву активной зоны реактора. Выгрузка отработанного ядерного топлива была остановлена, а оставшиеся тепловыделяющие сборки было решено выгрузить в специальный защитный контейнер вместе с частью конструкций реактора. Через два года герметизированный контейнер погрузили на понтон и отвезли к заливу Цивольки около Новой Земли, где он и был затоплен.

По воспоминаниям А.А. Адрианова, заместителя начальника службы КИПиА на атомном ледоколе «Ленин», во время навигационного сезона осенью 1965 года была обнаружена течь первого контура реактора №3. Один из двух парогенераторов всего через три тысячи часов работы подвела вставная нержавеющая рубашка, которая должна была защищать внутреннюю поверхность корпуса от коррозии в течение нескольких десятилетий. В результате второй парогенератор до конца навигации мог выдавать лишь половину штатной мощности реактора.

Также Адрианов рассказывает о двух инцидентах, произошедших на ледоколе в 1966 году. В начале года из-за нарушения технологии сварочных работ на ледоколе произошел крупный пожар, разрушивший кабельные трассы. А летом была обнаружена новая течь вставной антикоррозийной рубашки из нержавеющей стали: теперь на реакторе №1, причём не на парогенераторе, а уже на силовом корпусе самого реактора. Устранить её без замены корпуса вместе со всем реактором оказалось невозможно.

По сведениям организации «Беллона», уже в 1967 году (по другим данным, подготовка к демонтажу реакторного отсека началась в конце 1966 года) на одном из реакторов была зафиксирована течь трубопроводов третьего контура. Во время вскрытия неразборной бетонной биологической защиты для выяснения места протечки якобы были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки.

Из-за многочисленных недостатков атомную установку первого поколения решили модернизировать. Поскольку к тому времени накопился значительный опыт эксплуатации атомного ледокола «Ленин», других морских ядерных энергетических установок и наземных атомных электростанций, появился вариант заменить установку ОК-150 более совершенной и современной модификацией ОК-900. По разным версиям, решение о замене вместо ремонта и модернизации имеющихся реакторов было принято после инцидента осенью 1965, летом 1966 или в начале 1967 года. Документально оформлено оно было постановлением Совета Министров СССР 18 февраля 1967 года.

Тяжелая радиационная обстановка и сжатые сроки ремонта не позволили разобрать реакторную установку внутри ледокола. В ходе данной операции порядка 6500 человек могли бы получить предельно допустимую годовую норму облучения. Поэтому для удаления установки ОК-150 приходилось искать более радиационно-безопасные способы.

Специалисты рассматривали различные варианты удаления реактора через верхнюю палубу или через борт атомохода на плавсредство или на берег. Однако после заливки атомной установки специальным раствором для биологической защиты вес всего реактора оказался слишком велик. К тому же вместе с атомной установкой хотели сразу же выгрузить все оборудование и конструкции внутри ледокола, которые подверглись радиоактивному загрязнению и не были пригодны для использования с новым реактором ОК-900.

После изучения всех возможных вариантов, оставался только один: извлечь реактор через днище ледокола с помощью точечных взрывов. Всю операцию планировали выполнить в пять основных этапов.

  • I этап. Подготовительные работы по отсоединению выгружаемого отсека от корпуса ледокола в специальной береговой базе у Мурманска;
  • II этап. Буксировка ледокола к месту выгрузки и захоронения реактора в залив Цивольки;
  • III этап. Подготовительные подводные работы на ледоколе в районе проведения операции. Установка зарядов. Осуществление взрыва и выгрузка отсека на дно;
  • IV этап. Буксировка ледокола в сопровождении кораблей Северного флота обратно в Мурманск;
  • V этап. Отправка атомохода на стоянку в док для монтажа новых днищевых секций.

Основной сложностью операции на этапе планирования стали четыре переборочные перемычки, которые держали весь отсек с реактором. В случае появления трещин или неравномерного взрыва зарядов в отсеке мог образоваться перекос, и он начал бы расклиниваться прямо внутри ледокола, не имея возможности выйти из корпуса вниз.

Для подстраховки в отсек добавили дополнительные опоры, которые препятствовали перекосу, а каждый взрыватель оснастили дополнительными схемами питания, чтобы все заряды сработали одновременно. Перед проведением операции, в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова на модели в масштабе 1:50 исследовали поведение отсека после взрыва, а действие зарядов тестировали на макете в масштабе 1:5.

После проведения всех испытаний и подготовительных работ ледокол на буксире в компании плавбазы «Лепсе» и спасательного судна «Алтай-1» отправился к Новой Земле в залив Цивольки, на место выгрузки реактора. Все работы третьего этапа операции по извлечению установки осуществлялись с 8 сентября по 19 сентября 1967 года.

Записи из вахтенного журнала атомного ледокола «Ленин»

19 сентября 1967 года

20:00. Стоим на якоре (левом). Ведутся подготовительные работы по выгрузке отсека.

20:30. В заряды установлены детонаторы, проверены цепи питания запалов. Все люди из центрального отсека вышли, начато заполнение отсека забортной водой самотеком.

Ледокол встал на якорь над будущим местом захоронения отсека у Новой Земли и началась самая сложная часть подготовки перед взрывом — вырезка днища ледокола под реактором, которая производилась опытными водолазами. Всего потребовалось убрать обшивку периметром около 60 метров на что ушло двое суток.

21:20. В столовой команды собраны все аварийные партии на инструктаж.

21:30. Инструктаж окончен.

21:40. П/б «Лепсе», с/c «Алтай», л/к «Капитан Мелехов» предупреждены по УКВ о том, что с этого момента они должны держать свои машины и экипажи в постоянной готовности.

Получившийся вырез уплотнили поролоном с брезентом, откачали воду из отсека и начали резку силовых переборок реактора. После всех необходимых операций реактор держался только на четырех основных переборках, на каждую из которых впоследствии были установлены кумулятивные заряды.

21:50. Аварийная тревога, всем аварийным партиям занять свои места.

22:05. Начали выбирать якорный канат.

В ходе разработки проекта было решено, что экипаж на ледоколе должен находиться на всех стадиях работ по выгрузке реактора. Однако, непосредственно перед взрывом, весь производственный персонал и личный состав ледокола, не задействованный в аварийном расписании и на вахтах, вывели с атомохода на плавучую базу «Лепсе».

22:10. С/с «Алтай» сообщил о постоянной готовности машин и экипажа. Якорный канат выбран до 3 смычек в воде.

22:22. Капитаном объявлена 5-минутная готовность.

За час до взрыва в заряды установили детонаторы, была объявлена аварийная тревога и в 22:27 произведен взрыв, похоронивший атомную установку ОК-150 в заливе Цивольки на глубине около 50 метров.

22:27. Произведен взрыв. Отсек ушел в воду. Аварийные партии приступили к осмотру своих постов.

По словам участников операции, после взрыва и отделения реактора от корпуса ледокол всплыл на 2-2,5 метра, что совпало с рассчетами, проведенными до этого на уменьшенной модели судна.

22:50. Крена нет. Поступили доклады от всех аварийных партий об отсутствии повреждений окружающих центральный отсек переборок. Отбой аварийной тревоги.

23:05. Отдан буксир на п/б «Лепсе».

23:15. Выбран левый якорь, с/с «Алтай» дал малый ход, отводит ледокол за корму от места выгрузки центрального отсека.

Обратно в Мурманск ледокол буксировали с вырезанным и затопленным днищем, из-за чего скорость буксировки была ограничена. Спустя семь дней, 26 сентября «Ленин» добрался до Мурманска, а 5 октября его поставили в док для восстановления днища. Через месяц работы были завершены и ледокол отправился в Северодвинск на завод «Звездочка» для монтажа новой атомной установки ОК-900.

Работы по замене реактора были полностью завершены спустя два года. Поскольку конструкция новой атомной установки отличалась от предыдущей и теперь внутри стояло два реактора вместо трех, на атомоходе пришлось модернизировать 204 из 675 помещений.

Однако все прошло успешно и после всех испытаний 21 июня 1970 года был подписан приемный акт, в результате которого атомный ледокол «Ленин» уже с новым «сердцем» вновь заступил на службу в Арктике.

После замены атомной установки «Ленин» проработал ещё девятнадцать лет. Из-за сильного износа корпуса с 1984 года ледокол использовали только в периоды наиболее благоприятной навигации с июня по декабрь. Спустя пять лет было решено полностью вывести его из эксплуатации, да и к тому времени появились более современные суда для работы в Арктике. На атомоходе демонтировали гребные винты и сняли вертолёт ледовой разведки, а реакторы подвергли консервации. После чего его поставили на вечную стоянку в порту Мурманска.

За все время работы в Арктике «Ленин» провёл сквозь льды 3741 судна, а сам прошёл более 1,2 млн километров, из которых 1,037 млн во льдах, поучаствовав в 26 навигациях. В настоящее время на ледоколе организован музей и информационный центр Росатома. С 2016 года атомоход был признан объектом культурного наследия федерального значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: