Санта Мария дель Фьоре: шедевр, воплотивший в себе настроение эпох - KRINTEL.RU

Санта Мария дель Фьоре: шедевр, воплотивший в себе настроение эпох

Флорентийское чудо — собор Санта Мария дель Фьоре

Этот грандиозный и невероятно красивый собор является главным во Флоренции и самым большим в мире храмом с кирпичным куполом.

Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда вошли наиболее известные достижения человечества.

Санта-Мария-дель-Фьоре в переводе с итальянского – «цветок святой Марии».

История и легенды

В XIII веке Флоренция стала главным городом-государством Тосканы. Желая продемонстрировать своё могущество и богатство, правители Флоренции надумали возвести самый большой собор. Это было непросто, потому что в то время уже стояли великолепные соборы Пизы и Сиены.

В 1296 году на месте древнего храма Санта-Репарата (V века) был заложен новый собор, который должен был превзойти своим величием все известные храмы мира.

Задача была очень сложной. И строительство храма длилось почти шесть веков. В 1469 году собор был освящён с ещё незавершённым фасадом.

Над собором Санта-Мария-дель-Фьоре работали шесть известных архитекторов. Автор проекта Арнольфо ди Камбио (памятник этому архитектору стоит на соборной площади – Пьяцца дель Дуомо).

После смерти первого архитектора, работу над собором продолжил Джотто, начавший возведение колокольни. Затем умер и Джотто. На какое-то время работы по строительству прервались из-за эпидемии чумы, унёсшей половину жителей Флоренции.

В 1436 году по проекту Филиппо Брунеллески был возведён огромный восьмиугольный купол. Работа над храмом длилась долгие годы и вот, наконец, в 1887 году ажурный каменный собор был завершён.

Неудивительно, что за столько веков строительства собор оброс многочисленными легендами. Одна из них связана с именем знаменитого Микеланджело. Его пригласили устранить огрехи неосторожного скульптора, случайно пробившего дыру в огромном куске мрамора – как раз на том месте, где планировалось вырезать ноги статуи Давида.

Микеланджело стал ваять статую таким образом, чтобы избежать повреждённого участка мрамора. И вот, когда работа уже была завершена, в собор явился флорентийский глава Содерини и, придирчиво осмотрев мраморного Давида, заявил:

– Прекрасно! Но вот нос Давида чрезвычайно велик.

Микеланджело сразу понял, что такой эффект возник из-за того, что Содерини смотрит на статую снизу, в искажённой перспективе. Он пригласил главу Флоренции подняться наверх и, склонившись над носом статуи, сделал вид, что работает – слегка постучал инструментом, при этом высыпая из ладони прихваченную внизу мраморную пыль.

Когда мастер снова попросил Содерини взглянуть на лицо статуи, тот пришёл в восхищение:

– О, великолепно! Так значительно лучше!

Говорят, отсюда и появилась известная итальянская поговорка: «Избегай споров с теми, кто сильнее тебя».

Конечно, в первую очередь собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итальянцы зовут его просто Дуомо) прославился своим великолепием. Но и сама его история чрезвычайно богата. Он известен как место проповедей священника и диктатора Флоренции Савонаролы, как место покушения на братьев Джулиано и Лоренцо Медичи (первый был убит, а последний спасся, укрывшись в ризнице).

В подземельях собора в течение многих веков хоронили флорентийских священников. А в доступной для туристов части подземного склепа находится захоронение известного архитектора Брунеллески.

Что посмотреть в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор известен в первую очередь своим великолепным фасадом из зелёного, розового и белого мрамора, украшенным множеством статуй.

16 скульптур башни изображают патриархов и пророков. А на барельефах – картины, рассказывающие о сотворении нашей планеты, мужчины и женщины, об истории создании различных изобретений человечества.

Можно подняться на верхний уровень башни по лестнице из 414 ступеней, чтобы увидеть сверху великолепные виды Флоренции.

Дуомо в плане имеет форму креста. Его размеры весьма внушительны: 153 метра в длину и 90 – в ширину. Максимальная высота арок – 23 метра. А высота самого собора – 90 метров.

Когда собор Санта-Мария-дель-Фьоре был построен, он стал самым большим собором Европы. Он мог вместить в себя всё население Флоренции на тот момент – 90 тысяч человек.

И только потом уже были построены соборы, превзошедшие его высотой: Миланский собор (104 метра), Севильский собор в Испании (114 метров) и другие.

В интерьере собора туристам стоит обратить внимание на великолепные витражи XV века, фрески XVI века со сценами Страшного Суда и знаменитые часы Уччелло, созданные в 1443 году и ходящие по сей день. Они необычны тем, что их стрелки идут в обратном направлении, против хода часов.

Время работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре: понедельник, среда, пятница: с 10:00 до 17:00, четверг: с 10:00 до 15:30, суббота: с 10:00 до 16:45, воскресенье: с 13:30 до 16:45. Вход бесплатный.

Ежедневно каждые 40 минут, с 10:30 до 12:00 и с 15:00 до 16:20 по собору проводятся бесплатные экскурсии.

А вот за осмотр башни придётся заплатить 6 евро с человека. Башня открыта для туристов ежедневно с 8:30 до 19:00, а по субботам до 17:00.

При соборе имеется музей – Опера дель Дуомо. Он работает в будние дни с 9:30 до 19.30 в будни и с 9.00 до13.40 в выходные. Стоимость также 6 евро.
Имейте в виду, что Дуомо закрыт для посещения 1 и 6 января, в четверг, пятницу Страстной недели, на Пасху, 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 8 сентября, 1 ноября и 25-26 декабря.

Доехать до Дуомо можно на автобусах № 6, 17, 14, 22, 23, 36, 37, 71. А все остальные подробности можете узнать на официальном сайте собора — www.duomofirenze.it (английский, итальянский языки).

От всей души благодарю своих друзей Олега и Лидию за прекрасные фотографии одного из самых красивых соборов мира.

Флоренция – это, безусловно, тот город, который обязательно надо увидеть. Если Вы собираетесь туда, то для своего удобства можете воспользоваться такой услугой как бронирование отеля через сайты. С помощью таких сервисов можно выбрать гостиницу, исходя из своих пожеланий – с учётом количества дней, которые собираетесь провести во Флоренции, звёздности отеля, питания и т.п. и заранее определиться с ценами. И первое, что стоит посетить в этом прекрасном городе, конечно, собор Санта-Мария-дель-Фьоре – великолепный образец готической архитектуры, прославивший этот город на весь мир. На это стоит выделить как минимум полдня.

Правда, Дуомо восхитителен?

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2013. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – самая узнаваемая достопримечательность во Флоренции. Великолепно декорированный образец готического искусства Италии и одновременно символ Флоренции. Его красноватый купол и возвышающаяся колокольня виднеется почти из любого уголка города.

Строительство собора заняло не один век. Успело смениться несколько архитекторов. И не напрасно – сегодня «цветок святой Марии», как переводится название собора, поражает своей королевской грациозностью и монументальностью.

История создания собора Санта-Мария-дель-Фьоре

По замыслу архитекторов, собор во Флоренции по своему великолепию и масштабу должен был превзойти Пизанский и Сиенский соборы. Таким образом, стать главным собором Тосканы.

Строительство собора началось еще в 1296 году по проекту Арнольфо ди Камбио. Под предводительством этого архитектора была построена основная часть здания.

Колокольня архитектора Джотто

После смерти Камбио в 1302 году работы по возведению собора были поручены знаменитому архитектору Джотто. Он построил колокольню и разработал эскизы фасадов здания. К сожалению, Джотто не удалось завершить строительные работы, т.к. в 1337 году он умер.

Далее во Флоренции вспыхнула чума и работы по возведению собора вновь были отложены. Строительством занялись только в 15 веке, когда завершили устройство стен собора.

Казалось бы, наконец собор был практически построен. Но оставалось еще самое главное – купол.

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Дело в том, что возводить купол на огромной высоте было невозможно по техническим соображениям, а поднять готовый купол наверх – тоже задача не из легких.

Уникальный на тот момент способ поднятия купола на вершину собора предложил архитектор Филиппо Брунеллески. По его расчетам, для этого достаточно было использовать специальную систему консолей, состоящую из 24 вертикальных и 6 горизонтальных поясов. На вершине купола установили башенку-латерну — дело рук архитектора Микелоццо.

В общей сложности, работы по созданию и установке купола на соборе заняли 16 лет! И наконец, восхищающий своими размерами восьмигранный купол стал главным украшением прекрасного собора.

Однако строительство собора еще не было закончено. После приостановки работ к созданию интерьера и украшению фасада приступили только в 19 веке. Полностью собор был построен только в 1887 году.

Архитектура собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор смотрится очень ярко и красочно, благодаря богато декорированному фасаду. Особый запоминающийся облик храму придает большое количество скульптурных элементов, которые видно издалека.

Фасад

Отделкой фасадов занимался Эмилио де Фабрис. Именно по его замыслу для декорирования фасада были использованы вертикальные и горизонтальные мраморные панели. Главными цветами отделки стали розовый, белый и зеленый.

Фото: vvoe / Shutterstock.com

По форме собор напоминает латинский собор с двумя трансептами и апсидой в форме полукруга, имеет три нефа. В длину здание достигает 153 метров, в ширину и высоту – 90 метров. Собор действительно восхищает своими размерами!

Центральный вход

Уже сам по себе центральный вход в собор представляет собой потрясающий образец неоготического искусства. Главные ворота выполнены из бронзы и богато декорированы разнообразными рельефными композициями – сценами из жизни Богородицы.

На передней части центрального входа возвышается барельеф Богородицы на троне, выполненный скульптором Тито Сарокки.

Арку над центральным входом украшает фреска с Мадонной, держащей лилию.

Интерьер

Внутри флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре приковывает взгляд богатый интерьер: преобладают композиционные элементы в стиле итальянской готики. Это и разнообразные арки, стрельчатые своды, галереи, многочисленные пилястры на стенах.

Фото: V_E / Shutterstock.com

Внутреннее пространство собора поражает воображение своими размерами и одновременной лаконичностью убранства. Здесь нет такого огромного количества декоративных и скульптурных элементов, как снаружи.

В первую очередь обращают на себя внимание красочные витражи на арках нефов и трансептов. 44 изумительных витража изображают сцены из жизни святых, Христа и Богоматери.

На сводах собора располагаются уникальные фрески 15 века. Они изображают знаменитые флорентийцы: Джованни Аркуто, Данте Алигьери, Николо да Толлентино. Также здесь можно увидеть бюсты, выполненные Арнольфо ди Камбио, Бруннелески, Джотто ди Бондоне.

А наверху, под куполом собора, открывается настоящее чудо живописи — восхитительная роспись 16 века, выполненная Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Многоярусная роспись изображает сцены из Страшного суда, начиная с Ада и заканчивая изображением Богоматери и святых.

Фото: Renata Sedmakova / Shutterstock.com

Главным религиозным сокровищем собора является урна с мощами святого Зиновия Флорентийского, которая была обнаружена в 14 веке в руинах старинной церкви Санта-Репарата.

Особый интерес представляют оригинальные часы с обратным ходом, выполненные в 1443 году Паоло Учелло.

Читайте также  Набережная Марин-Драйв в Мумбаи

Пол в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре заслуживает отдельного внимания. Он был выполнен в 16 веке несколькими скульпторами.

Склеп

В склепе собора находятся гробницы флорентийских священников. Здесь же расположена могила создателя купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре – Филиппо Брунеллески, и могила другого архитектора собора — Джотто.

Музей Дуомо

Расположенный недалеко от собора музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore) заслуживает отдельного внимания. Это бывшая мастерская архитектора собора Санта-Мария-дель-Фьоре Брунеллески, открытая как музей в 1891 году.

В музее выставлены многочисленные макеты и проектировочный чертеж купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, изготовленный Брунеллески.

Здесь также хранятся многие украшения и знаменитые флорентийские скульптуры 15 века, перенесенные сюда из собора. Среди них скульптура «Пророк Аввакум» Донателло, статуя «Кающаяся Мария Магдалена», статуя Папы Бонифация VIII, выполненная Арнольфо ди Камбио, и незаконченная скульптура «Пьета», над которой работал Микеланджело.

Как добраться до собора

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре располагается в центральной части Флоренции по адресу Соборная площадь (Piazza del Duomo). Здесь же располагается баптистерий Сан-Джованни, построенный в 5 веке, и колокольня Джотто, на которую можно подняться.

Найти собор очень легко – его видно издалека и возле него всегда много туристов. Если вы поедете на автобусе, то вам подойдет любой автобус, идущий до Соборной площади.

Часы работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор открыт для посещения:

  • с понедельника по субботу — с 10.00 до 16.30;
  • в воскресенье – с 13.30 до 16.30.

На смотровую площадку купола собора можно подняться:

  • с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00;
  • в субботу с 8.30 до 17.00;
  • в воскресенье с 13.00 до 16.00.

Музей работает с 9.00 до 19.00 каждый день. Закрыт каждый первый вторник месяца.

Стоимость посещения

Вход в кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный! Поэтому нет необходимости покупать билет, если вы хотите посмотреть только собор. Смело вставайте в очередь у входа, которая двигается достаточно быстро, и не беспокойтесь о билетах.

А вот для посещения музея Дуомо, баптистерия Сан-Джованни, крипты древней церкви Санта-Репарата, колокольни Джотто и подъема на купол собора действует единый билет. Его стоимость — 18 Евро по состоянию на 2020 год.

Если вы не планируете подниматься на купол, то билет можно использовать в течение 30 дней с выбранной даты посещения. После первого входа в одно из зданий соборного комплекса билет действителен в течение 72 часов. По нему можно зайти один раз в каждую из перечисленных достопримечательностей.

На официальном сайте Дуомо во Флоренции www.ilgrandemuseodelduomo.it можно заранее купить билет. Обязательно распечатайте его.

Приобрести билет можно также на месте — напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura.

Уточняйте информацию о расписании и стоимости билетов на официальном сайте.

Экскурсии по Флоренции

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Флоренции?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте Tripster.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – флорентийский храм, один из важнейших памятников итальянской и мировой архитектуры. История его строительства связана со знаковыми для искусства именами – ди Камбио, Джотто, Брунеллески. Задуманный как кафедральный собор города в конце XIII века, он строился и перестраивался вплоть до начала ХХ в. Туристов зачаровывает нарядная облицовка фасада из цветного итальянского мрамора, витражные окна, мозаики и фрески, резные двери и барельефы. Расположенный на площади Дуомо вместе с баптистерием и колокольней Джотто собор Санта-Мария-дель-Фьоре входит в число памятников исторического центра Флоренции, защищенных ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

История знаменитого долгостроя

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Читайте также  12 апостолов Австралии

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Собор с самым большим кирпичным куполом. Санта-Мария-дель-Фьоре — архитектурный символ Раннего Ренессанса

Название постройки: Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Автор / архитектор: Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Филиппо Брунеллески, Эмилио Де Фабрис

Дата постройки : 1296-1436 гг.

Место постройки:
Флоренция, Италия

На каждом этапе строительства собора Санта-Мария-дель-Фьоре использовались архитектурные новшества своего времени. Сначала Арнольфо ди Камбио возвел стены небывалых размеров. Затем Джотто ди Бондоне внес в проект элементы Раннего Ренессанса и построил рядом свою знаменитую колокольню. И наконец, Филиппо Брунеллески увенчал главный неф самым большим в мире кирпичным куполом, секрет строительства которого ученые пытаются разгадать до сих пор. Какова основная гипотеза? Почему строительные работы в Санта-Мария-дель-Фьоре, официально освященном в 1436 году, с перерывами продолжались вплоть до конца XIX века? И почему собор в XV веке стал центром не только нового города, но и нового мира.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, построен во Флоренции на площади Дуомо, на месте обветшавшей церкви Святой Репараты, возведенной еще в V веке. К XIII веку здание церкви настолько обветшало, что буквально начало разрушаться, к тому же оно давно стало тесным для постоянно растущей паствы. Поэтому власти Флоренции решили построить собор, который не только вместит все взрослое население — примерно 30 000 человек — но и продемонстрирует величие города. При этом здание не должно было быть похожим ни на один из существующих соборов. Так началась история Санта-Мария-дель-Фьоре.

Автор проекта, архитектор Арнольфо ди Камбио, заложил в основу плана трехнефного собора Санта-Мария-дель-Фьоре форму латинского креста. При этом размеры здания были внушительными: общая площадь — 8 300 квадратных метров, длина — 153 метра, ширина в трансепте — 90 метров, а высота сводов — 45 метров. Такая высота достигалась с помощью стрельчатых арок — элементов, характерных для готической архитектуры. Строительство началось в 1296 году.

После смерти Арнольфо ди Камбио на протяжении почти 30 лет работы велись очень медленно, и даже возникли сомнения, что собор Санта-Мария-дель-Фьоре будет закончен. Однако гильдия флорентийских купцов все же решила выделить деньги на продолжение строительства, куратором которого стал Джотто ди Бондоне — на тот момент главный архитектор Флоренции. Самый весомый его вклад в архитектурный ансамбль площади Дуомо — строительство колокольной башни рядом с Санта-Мария-дель-Фьоре. Ее форма соответствует духу готики, а вот барельефы у основания, эскизы которых создал Джотто, уже являются предвестниками Раннего Ренессанса с его идеями гуманизма. Но после смерти Джотто в 1337 году работы вновь замедлились, а через 11 лет вовсе остановились из-за эпидемии чумы. Плюс ко всему уже тогда стало ясно, что строители не знают, как возвести купол диаметром 45 метров над центральным нефом. Для этого было необходимо инновационное инженерное решение.

Сложность заключалась в том, что в то время купола строили с использованием деревянных лесов, которые убирались, когда конструкция была готова. Этот метод назывался кладкой по кружалам. Но из-за больших размеров купола Санта-Мария-дель-Фьоре требовалось столько дерева, сколько невозможно было достать в окрестностях Флоренции. Решение проблемы нашлось только в первой половине XVI века, и это очень символично. В это время в Италии зарождался Ранний Ренессанс (Кватроченто) — период возникновения многих новаторских идей в искусстве и архитектуре. И купол Санта-Мария-дель-Фьоре стал настоящим символом данного периода — демонстрацией безграничных возможностей человека, который сможет построить новый мир.

Автором решения стал ювелирных дел мастер Филиппо Брунеллески. Считается, что у него не было опыта строительства архитектурных сооружений, но прежде чем представить проект купола на конкурс, объявленный властями Флоренции, Брунеллески 13 лет путешествовал по Италии, самостоятельно изучая строение различных зданий, в том числе Римского Пантеона с самым большим в то время куполом. Но применить опыт строителей Пантеона Брунеллески не мог, так как купол Санта-Мария-дель-Фьоре должен был быть гораздо легче — ведь стены Пантеона были массивнее, чем стены Санта-Мария-дель-Фьоре.

В результате Брунеллески сделал максимально легкую конструкцию, если так можно сказать о куполе из 4 миллионов кирпичей, весящем 40 000 тонн. За облицовочной красной черепицей и восемью ребрами из белого камня скрываются два слоя кирпичной кладки, между которыми располагается ниша с лестницей, ведущей на фонарную башенку (лантерну). Узор кладки Брунеллески предусмотрел таким образом, что кирпичи, расположенные под углом, поддерживают друг друга. Этот узор называют «елочка» или «рыбий хребет». Сначала несколько кирпичей устанавливались вертикально. Затем между ними клался горизонтальный ряд кирпичей. Вертикальные кирпичи нивелировали ослабленное сечение слоев строительного раствора, в результате большие участки кладки были защищены от сдвига. Вопрос, который до сих пор не могут решить исследователи — каким образом Брунеллески так точно рассчитал углы кладки кирпичей?

Профессор архитектуры и проектирования Флорентийского университета Массимо Риччи считает, что это было сделано с помощью сложной системы канатов. Один конец каждого каната был закреплен на платформе основания, другой находился в руках у каменщика. Все канаты пересекались в одной точке, а схемой их расположения у основания был рисунок цветка. Риччи основывается на архивном рисунке, найденном во флорентийских архивах. Этот рисунок принадлежит не самому Брунеллески, а одному из его критиков. Чтобы подтвердить свою гипотезу Массимо Риччи возвел с помощью такой же системы канатов модель купола Санта-Мария-дель-Фьоре в масштабе 1:5. И на данный момент это основная версия. Об этом снят документальный фильм «Тайны собора Санта-Мария-дель-Фьоре».

Строительство купола началось завершилось к 1434 году. Его высота составила 42 метра. Сам собор Санта-Мария-дель-Фьоре был освящен в 1436 году.

Фасад собора начали декорировать в XV столетии. Для этого использовали мрамор красного, зеленого и белого оттенка — в цвет итальянского флага. Но в XVI столетии из-за крупных хищений работы были остановлены. Полностью закончили облицовку фасада лишь в конце XIX века.

Несмотря на богатый внешний вид, интерьер Санта-Мария-дель-Фьоре довольно лаконичен. Основные его украшения — это цветные витражи и роспись купола, сделанная Джорджо Вазари и Федерико Цуккари.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, купол Брунеллески и колокольня Джотто

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – одна из главных достопримечательностей Флоренции. И естественно это одно из самых привлекательных и посещаемых мест города. Собор входит в рейтинги самых впечатляющих мировых произведений искусства.

В 13 веке горожане захотели создать собор, который отразил бы растущее мировое влияние Флоренции. Строительство длилось более 100 лет. Руководство возложили на нескольких знаменитых архитекторов, среди которых Джотто и Пизано. К 1420 году Филиппо Брунеллески увенчал собор внушительным куполом. Причем этот купол стал своеобразным архитектурным прорывом того времени. Кстати, он все ещё поражает архитекторов своей конструкцией.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — третий по размерам храм Италии. Его длина 152 м., а ширина 90. Высота церкви 114 метров.

Великолепный фасад создан в 1800-х годах. До этого фасад снесли около 300 лет назад. Центральный вход и фасад собора, пожалуй самые впечатляющие на площади Дуомо. Их ослепительная красота подчеркнута переливами красного, белого и зеленого мрамора.

Вид собора снаружи

Несмотря на то, что фасад возвели только в начале 19 века, он соответствует церковному готическому стилю Средневековья. Он отлично гармонирует с колокольней Джотто. Фасад отделан тосканским мрамором и украшен причудливыми узорами.

Читайте также  Самый большой в мире круизный лайнер

Фасад Собора Санта-Мария-дель-Фьоре

В нишах установлены статуи. Обратите внимание, как чередуются цвета. Это сделано специально, чтобы показать две главные основы флорентийского искусства — «прямота и красота».

Над главным входом расположено большое розовое окно. А по бокам окна поменьше.

Витражное окно и статуи над центральным входом со стороны площади Дуомо

На дверях вы увидите бронзовые барельефы, посвященные Святой Марии. Ей же посвящен и сам собор. Обязательно обойдите церковь по периметру до того как войти внутрь. Вы увидите впечатляющие входы со всех четырех сторон здания. Особенно примечателен Порта делла Мандорла — вход с левой стороны.

Что внутри собора

После величественного фасада и массивных входных групп, вас удивит умеренность внутренней обстановки. Как и в большинстве итальянских церквей интерьер со временем стал более лаконичным. Украшения были удалены. В результате остались парящие готические арки и каменные колонны.

Войдя внутрь, не спешите смотреть на купол. Для начала посмотрите на 44 окна. Они образуют крупнейшие витражи Италии в XIV-XV веках. А теперь можете поднять голову и поразиться великолепием купола. Изнутри он не менее впечатляющий, чем снаружи. Когда вы посмотрите вверх, то увидите часы. Так вот их стрелки двигаются в обратную сторону.

часы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Не пропустите 3 розовых окна. Их витражи созданы Лоренцо Гиберти. Он кстати, больше знаменит своими бронзовыми панелями на дверях баптистерия, который находится рядом с храмом.

Проходы и апсиды

В двух проходах по обе стороны расположились скульптуры, уникальные картины и фрески. В северном проходе (слева от основного алтаря) изображен Джон Хоквуд на коне. Это командир флорентийской армии наемников. Здесь же вы увидите портрет знаменитого поэта Данте.

Всего здесь три апсиды. Это округлые участки, образованные короткими рукавами романского креста в архитектурном плане собора. В апсидах приютились несколько часовен.

Обратите внимание на пол. Здесь вы увидите неприметный гномон Тосканелли 1468 года. Это древний астрономический прибор, который использовали для научных расчетов. 21 июня (в день летнего солнцестояния) солнечные лучи попадают сквозь специальное отверстие в куполе на металлическую пластину гномона.

гномон Тосканелли в соборе

В южной апсиде вы найдете старинную фреску «Мадонна-дель-Пополо» работы Джотто.

Ризницы

Три апсиды разделены двумя ризницами. В них священники готовятся к службе. Каждая ризница украшена работами мастера Луки делла Роббиа. В Новой Ризнице вы найдете изображение Воскресение Христово (создано в 1444 году).
Удивительная бронзовая дверь тоже создана Роббиа. Десять панелей изображают Святую Мария с младенцем Иисусом, Иоанна Крестителя, евангелистов и других библейских персонажей.

Именно в этой ризнице в 1478 году Лоренцо Великолепный (глава Флорентийской республики эпохи Возрождения) и его брат Джулиано спрятались, когда на них напали прямо во время мессы. В Старой Ризнице вы увидите 2 терракотовых подсвечника в виде ангелов. Оба работы Луки делла Роббиа.

Хор и купол

Под куполом расположился хор и высокий алтарь. Восьмиугольная балюстрада из мрамора украшают 88 барельефов. Распятие над алтарём создано в 1495-1497 годах Бенедетто да Майано.

Ваш взгляд однозначно привлечет огромной купол. А он в свою очередь опирается на каменные колонны, которые легко выдерживают его вес. У основания колонн находятся 8 статуй апостолов.

С внутренней стороны купола вы увидите величественная фреска «Страшный суд» работы Джорджо Вазари. Он начал создавать её в 1572 году, а вот завершал этот шедевр уже Федерико Цуккари в 1579 году. Представьте, насколько трудно было работать мастерам, будучи подвешенными под сводами купола.

Фреска «Страшный суд» под куполом собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Брунеллески

Его величественность захватывает дух.

Купол Брунеллески

Но не менее захватывающая лестница ведет к его вершине. После осмотра купола изнутри и снаружи, отправляйтесь прямо внутрь купола. И это не метафора. Конструкция купола состоит из внешней и внутренней оболочек. Таким образом, можно побывать непосредственно между ними.

Путь к вершине пройдет через 463 ступени. В ходе подъема вы осмотрите этот шедевр, созданный без несущего каркаса. Метод архитектора Брунеллески, был в том, чтобы возводить кольца, используя кирпичную кладку в форме елочки. Каждое кольцо фактически держало себя, а последующее кольцо строилось на нем.

Добравшись наверх, вы сможете попасть внутрь фонаря со шпилем высотой 21 метр. Он построен в центре верхней части купола.

Вокруг фонаря на куполе Брунеллески расположилась отличная смотровая площадка. Вся Флоренция отсюда оказывается буквально на ладони. В ясные дни вы сможете до горизонта увидеть тосканские холмы.

Смотровая площадка на куполе Брунеллески

Лестницу к вершине купола вы найдете там, где северный проход соединяется с апсидой. Стоит помнить, что этот подъем не рекомендован людям с акрофобией (боязнь высоты), клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств), а также проблемами с сердечно-сосудистой системой или дыханием.

Подземелье Санта Репарата

С крыльца храма лестница ведет вниз к остаткам древней церкви Санта-Репарата. Её построили в 4-5 веках. Затем расширили в 8 и 11 веках. В 1375 году церковь снесли, а на её месте стали возводить собор. Однако под собором сохранились подземелья. Их обнаружили в 1965 году в ходе раскопок.

Нежданной находкой в 1972 году оказалась усыпальница самого Брунеллески. Теперь вы сможете увидеть её в небольшом музее, посвященному церкви Санта-Репарата.

Гробница Брунеллески

Колокольня Джотто

Второе место по значимости после внушительного купола Брунеллески занимает колокольня Джотто. Она возвышается на 81 метр. Её начали строить по проекту Джотто ди Бондоне ещё в 1334 году. Однако архитектор вскоре скончался. Строительство продолжил в 1337 году уже другой архитектор – Андреа Пизано. А вот завершил проект в 1387 году Франческо Таленти. Здание украшают барельефные панели и ниши со статуями.

Башня (она же Колокольня) Джотто

Совокупность зданий площади Дуомо — Собор Санта-Мария-дель-Фьоре с куполом Брунеллески, Колокольня Джотто и Баптистерий — сделали это место одним из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Баптистерий мы подробнее описали в статье Достопримечательности Флоренции.

Подробную информацию про эти достопримечательности вы узнаете на официальном сайте, посвященному Площади Дуомо.

О флорентийском чуде (Санта-Мария-дель-Фьоре)

Но подготовиться к первой встрече с ним всё равно — невозможно. Ты идешь узенькими флорентийскими улочками, беспрестанно вертя головой по сторонам, и вдруг — Боже, что это? Он возникает внезапно, и это впечатление не впечатляет — оно огромно обрушивается на тебя. Первая встреча с ним — потрясение. Так не бывает, такого не может существовать! Но он существует, он настоящий. Гигантское чудо, которое не назовешь сказочным: для него тесны рамки любых сказок. Миг, когда я увидела его — вот так, сразу, не будучи подготовлена к нему — я не забуду никогда.
Вы, наверное, ждете от меня фотографии целиком собора? Нету у меня ее и не может быть: площадь Дуомо очень невелика, отойти так далеко, чтобы собор попал в объектив целиком или хотя бы большей частью, некуда, поэтому смотрите фрагментами. Знаменитый купол Брунеллески — символ Флоренции (он возвышается на 107 метров):

Слева от фасада — колокольня (кампанилла) Джотто:

Сам же собор начинал строить еще Арнольфо ди Камбио.

История же его строительства, с долгими перерывами, растянулась почти на 600 лет: начали в 1310 году, освятили в 1436-м, а отделку закончили только в 1886-м.
Я всегда считала сочетание розового и зеленого цветов кошмарным. Как же я была неправа! Сочетание мрамора зеленого, розового и белого каррарского, в котором выполнено внешнее убранство собора, красиво настолько, что хочется смотреть, смотреть и смотреть, насыщая взгляд этой изящной гармонией. И так же бесконечно можно разглядывать декор, орнаменты, скульптуры. Фасад Дуомо — сам по себе замечательный музей.

Кстати, на фасаде изображены гербы семейств, которые жертвовали на строительство и отделку этого чуда. Есть здесь и русский герб. Русский промышленник (или, по-нашему, олигарх) Демидов пожертвовал какую-то очень большую, просто огромную сумму. Можно, конечно, сказать, что лучше бы он вложил эти деньги на родине. Но если сравнивать с современными нашими олигархами — куда достойнее внести вклад в создание такого шедевра, чем прокутить аналогичную сумму на куршавельские гулянки с шлюхами.
Но идем, не налюбовавшись (а налюбоваться невозможно: это наслаждение может растянуться не на один час), входим внутрь. Внутреннее убранство довольно лаконично. Главный неф:

Прикольные, как сказала бы моя племяшка, часы: они идут задом наперед, против часовой стрелки (но этим нас не удивишь, у нас на работе такие же висят, то есть тоже обратного хода):

Так выглядит купол Брунеллески изнутри:

Расписывал его Вазари сценами Страшного суда:

Конечно, мы не могли не встретить здесь картины с изображением самого прославленного флорентийца Данте с его «Божественной комедией»:

И — настоящие шедевры витражного искусства:

На территории собора похоронены Джотто и Брунеллески. Здесь проповедовал Савонарола. Сам же он настолько просторен, что в нем могут поместиться 30 000 человек (это самый вместительный собор Европы).
Кажется, в таком месте могут твориться только хорошие, светлые дела. Но когда-то здесь произошла кровавая драма. В этом соборе во время богослужения представителями семейства Пацци, одного из виднейших во Флоренции, было совершено покушение на главу республики — самого Лоренцо Медичи Великолепного — и его брата Джулиано. Джулиано был убит, Лоренцо удалось укрыться в ризнице. Нравы тогда были суровы, они диктовались прагматикой и правилами выживания, правозащитников же тогда не существовало. Клан Пацци был истреблен под корень — дабы впредь не случилось подобного и прочим в назидание. Назидание, судя по всему, имело успех.

Хочется сказать этому собору: «Спасибо, чудо, что ты существуешь».

Можно было бы на этом закончить, но я предлагаю вам, раз уж мы здесь, на площади Дуомо, посмотреть заодно на здание, стоящее напротив собора, — баптистерий (то есть крещальню) Сан-Джованни. Если собор Дуомо — шедевр стиля кватроченто, восьмиугольный баптистерий — образец романского стиля (он и построен намного раньше — в V веке):

Восточный фасад баптистерия, обращенный к Дуомо, украшен сияющими золотом воротами работы Гиберти, которые Микеланджело назвал «воротами рая»:

Фрагменты — сцены из Библии (их тоже можно рассматривать не один час):

Но если времени мало — не будем печалиться: у нас в Питере в Казанском соборе — почти точная их копия (когда ставили копию, безусловно нелицензионную, законодательства об авторском праве и РАО еще в помине не было, по коему поводу никто не пострадал, зато было много пользы для общества).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: