Шедевр архитектурного искусства: Троице-Сергиева Лавра - KRINTEL.RU

Шедевр архитектурного искусства: Троице-Сергиева Лавра

Свято-Троицкая Сергиева лавра

+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры

Приблизительное время чтения: 14 мин.

Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?

Возрождение страны

Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!

В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.

Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.

В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.

Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.

Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.

К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.

Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.

Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.

Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.

Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.

Смута

Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.

Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…

Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.

Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.

Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.

Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.

Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.

Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.

7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?

Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».

Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надеж­ду, что неприятеля можно одолеть!

Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.

Великий реформатор и великий монастырь

Ещё одна страница истории Троице-Сергиевой лавры связана с Петром Первым. Оказывается, не будь Лавры, может быть, и русского флота не было бы, и Санкт-Петербург бы не построили! А почему? А потому что, когда Пётр был ребёнком, в Москве случилось восстание стрельцов. Наследника престола могли убить! Но он дважды спасался… в монастыре Сергия Радонежского!

Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.

История продолжается

К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.

Читайте также  Фешенебельный отель из старых транспортных контейнеров в Лондоне

В 1917 году в нашей стране произошла революция. Через год новые власти превратили монастырь в трудовую артель, а ещё спустя год вообще закрыли. При бывшей обители создали Комиссию по охране памятников истории и старины. Работники Комиссии узнали, что власти хотят вскрыть мощи преподобного Сергия и уничтожить их. Несколько человек отважились похитить голову святого и сохранить её до лучших времён.

Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.

Академия

Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!

Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.

В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.

Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!

В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.

Не самая большая церковь

Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.

Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Монастырь основан преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. В центре — Троицкий собор, возведенный в 1422–1423 гг. Для иконостаса этого собора Андрей Рублев написал икону «Святая Троица».

История создания

В поисках молитвы и уединения боярский сын Варфоломей ушел в глухие леса после смерти родителей. Здесь он стал жить по примеру древних подвижников. Через несколько лет к нему, принявшему постриг под именем Сергия, стали стекаться люди. Вокруг отшельнического жилья Сергия выросли первые кельи. Со временем ученики преподобного основали множество новых монастырей, которые служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.

Святой Сергий впервые на Руси ввел в жизнь монастырской братии общежитийный устав, согласно которому монахи жили в отдельных кельях, но хозяйство и имущество было общим. Такое устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности. 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесли деревянным забором. Получился маленький деревянный городок среди дремучего леса. Постепенно монастырь рос, среди новых монахов, взявших за образец подвижническую жизнь Сергия, были выходцы из разных слоев населения, включая отпрысков из богатых и знатных семей. Селились рядом с иноками и простые миряне. Слава святого старца привела в глухие лесные места великого московского князя Дмитрия. Преподобный Сергий стал его духовным учителем. Именно к нему князь пришел за благословением перед Куликовской битвой в 1380 году.

В 1422 году преемник и ученик святого Сергия Никон начал строительство первого белокаменного храма монастыря на месте деревянного Троицкого собора. К величайшему сожалению, до нас не дошли фресковые росписи XV века, выполненные знаменитым иконописцем Андреем Рублевым, но 40 икон, в том числе знаменитая «Троица», сохранились. Сегодня Троицкий собор — один из немногих существующих образцов белокаменного зодчества московского княжества. Его иконостас уникален: это единственный комплекс икон начала XV века, сохранившийся в храме, для которого он был изначально предназначен.

Традиции северных псковских мастеров прослеживаются в архитектуре собора Сошествия Св. Духа, построенного в 1476 году. Уникален этот четырехстолпный одноглавый храм тем, что под его барабаном устроена звонница. Когда-то к церкви была пристроена часовня над гробом святого Максима Грека. Блестяще образованный монах Ватопедского монастыря прибыл в Москву для перевода духовных книг. Не все, что он увидел в России, соответствовало его представлениям о христианском государстве. Не одобрил он и развод Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой. Максим был обвинен в ереси и надолго заточен в темницу, ему даже не разрешали читать и писать. Еще двадцать лет прожил он под надзором в Твери. И лишь последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре.

При Иване Грозном Троицкий монастырь превращается в неприступную крепость для защиты подступов к Москве. Деревянные кельи отодвигают в мощным каменным стенам, высота которых достигает шести метров, а на освобожденной площади вырастает пятиглавый собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был своеобразный подарок царя монастырю. Формы огромного храма перекликаются с Успенским собором Московского Кремля. Новый храм тактично расположили так, чтобы главным сооружением монастыря оставался древний Троицкий собор. Иван Грозный освободил строителей от государственных податей и повинностей и периодически наведывался, чтобы видеть, как идет стройка.

Монастырь-крепость

Свою защитную функцию монастырь выполнял прекрасно. Шестнадцать месяцев осаждали монастырь польско-литовские отряды в период Смутного времени. Неприятель значительно превосходил численность защитников монастыря-крепости. Непрерывный обстрел из 63 орудий врага, лишение крепости воды, засылка лазутчиков, «стенобитные хитрости» (например, башни на колесах — «турусы»), многочисленные штурмы не поколебали мужества защитников православной святыни. Из «Сказания об осаде Троицкого Сергиевого монастыря» монаха Авраамия Палицына мы знаем о подвиге крестьян и монахов, ценой своей жизни взорвавших подземный подкоп поляков под башни монастыря, о героическом отряде крестьянина Суеты, обратившего неприятеля в бегство. Кстати, именно здесь, под стенами крепости уже через несколько лет, в 1612 году, готовилось к решительному наступлению народное ополчение Минина и Пожарского.

После осады в монастыре перестраивают стену с башнями (всего их 11), возводят новые храмы и палаты. Протяженность крепостных стен сегодня составляет 1125 метров, а высота их колеблется от 7 до 15 метров. Для своего времени обитель святого Сергия стала одним из крупнейших крепостных сооружений.

Со стороны Москвы вход в монастырский городок открывают Святые врата с надвратной церковью, они отворялись только для патриарха и царя. Для «людей и животных» предназначались Успенские ворота рядом, для странствующих богомольцев, «калик перехожих», со стороны Угличской дороги служили северные Каличьи ворота (высота Каличьей башни — 40 метров).

Темной ночью в августе 1689 года юный царь Петр в одиночку скачет в Троицкий монастырь, чтобы спастись от стрелецкого бунта. Победив в смертельной борьбе за власть с сестрой царевной Софьей, Петр не забывает своими благодарностями обитель. В конце XVII века монастырская площадь украшается огромным каменным зданием Трапезной, одной их самых ярких и нарядных построек монастыря с узнаваемым роскошным убранством в стиле «московское барокко». Храм Рождества Иоанна Предтечи, возведенный на средства сподвижника Петра I Григория Строганова в 1693–1699 годах в другом изысканном барочном стиле, «строгановском», украшает Святые врата лавры.

Последним важным штрихом в формировании архитектурного ансамбля монастыря стало строительство новой колокольни. Высотная доминанта лавры возводилась при трех российских императрицах: Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине Великой. 88-метровая пятиярусная колокольня построена в удалении от других зданий центральной площади. Такое расположение сделало удивительно красивое здание равнодействующей всего ансамбля и усилило художественный образ комплекса зданий различных эпох.

Монастырь сегодня

Сейчас колокольня первой встречает гостей Троице-Сергиевой лавры, приближающихся к монастырю. Прекрасные здания почтительно расступаются, чтобы бережно подвести путника к Троицкому собору. Архитекторы XVIII века блестяще решили задачу подчинения высоких и крупных построек историческому и духовному центру ансамбля — усыпальнице преподобного Сергия.

Архитектурный ансамбль лавры, складывавшийся на протяжении четырех столетий, — сегодня своеобразный учебник по истории русского зодчества.

Свято Троице-Сергиева Лавра

Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другие. Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

Читайте также  Самые длинные улицы в мире

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить — это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Внешний вид храма скромен и лаконичен, а все его богатство — росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее.

Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся она была уничтожена. Основная святыня храма — рака с мощами Преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Никона Радоженского

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Успенский собор

Успенский Собор — одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры, превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества — аркатурно-колончатый пояс.

Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек. Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора — первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

Западнее Успенского собора — усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня.

Надкладезная часовня

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Больничная церковь

Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма — это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

Церковь явления Пресвятой Богородицы

Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название — Михеевская.

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже — в середине 18 века — графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский).

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.

Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» — он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах. После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками. От первоначальной звонницы время уберегло до сегодняшнего дня только тринадцать колоколов, а всего их насчитывается более 30, среди которых новый «Царь-колокол», воссозданный на литейном заводе Петербурга в начале 21 века (более 70 тонн).

На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

8 архитектурных шедевров Подмосковья 1. Троице-Сергиева лавра Крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, объект…

8 архитектурных шедевров Подмосковья

1. Троице-Сергиева лавра
Крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, главная жемчужина Сергиева Посада и один из символов России. Был основан в далеком 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В Средние века, в отдельные моменты истории, он играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси и был опорой московских правителей.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений. Помимо архитектуры, огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и прикладного искусства XIV-XVII вв.

Как добраться: 1. Электричкой с Ярославского вокзала до ст. Сергиев Посад. От вокзала придется немного пройти пешком. Улица Сергиевская выведет вас к Блинной горе, с которой открывается традиционный вид на Лавру. 2. Автобусом 388 от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада. Автобусы отправляются каждые 10-15 минут. 3. Автомобилем по Ярославскому шоссе до поворота на Сергиев Посад. Центральная улица — Проспект Красной Армии — приведет вас к Лавре.

Читайте также  LostWorldMongolia — таймлапс

2. Усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское — несомненно, самая популярная дворянская усадьба Подмосковья. В свое время Архангельское по праву считалось одной из самых роскошных усадеб России. Здесь вас ждет огромный парк с десятками памятников архитектуры XVIII-XIX веков. Это настоящий подмосковный Версаль, с регулярным парком, имением, храмом-усыпальницей, видом на Москву-реку.

Как добраться: 1. От ст. м. «Тушинская» на автобусе 541, 549 или маршрутке 151, 541, 549. 2. От Рижского вокзала электричкой до станции Павшино (Рижское направление), далее автобусом 524 до остановки «Санаторий». 3. Автомобилем по Новорижскому шоссе. В 3 км от МКАД на развязки свернуть на Ильинское шоссе, по которому ехать в сторону Ильинского еще около 3 км.

3. Знаменская церковь в селе Дубровицы

Православный храм в 40 километрах от Москвы, славящийся своей уникальной архитектурой. Лучше всего храм можно рассмотреть с высокого холма, с которого открывается вид и на всю живописную окрестность — село расположено на впадении Десны в Пахру. Но не только общим видом хороша эта необыкновенная церковь; ее нескучно рассматривать и практически вплотную, изучая каждый завиток пышных узоров, покрывающих стены подобно тому, как кружева и золотое шитье покрывали платья знатных дам тех времен.

Как добраться: 1. от Подольска автобусом до ост. Дубровицы — 4 км. 2. Автомобилем от Москвы по Варшавскому ш. до Подольска; не доезжая до выезда из города, по указателю «Дубровицы» свернуть направо и далее следовать по главной дороге до следующего указателя «Дубровицы». Свернуть направо, проехать через все село — около 2 км.

4. Коломенский кремль

Одна из самых больших и мощных крепостей своего времени. По некоторым данным, его строительством руководили итальянские архитекторы, которые принимали участие в возведении стен и башен Московского кремля. К сожалению, время кремль не пощадило — от крепости остались только несколько башен и пара фрагментов крепостных стен. Несмотря на это, кремль и в наше время поражает своим величием и мощью. В настоящее время на территории кремля размещается военно-исторический спортивно-культурный комплекс. Здесь проводятся рыцарские турниры и игры витязей, состязания бойцов, борцов и стрелков, древние обряды, народные праздники, ярмарки.

Как добраться: 1. автобусом №460, отправляющимся от метро «Выхино». Следовать до остановки по требованию «Площадь Двух революций» (время в пути 1,5 — 2 часа). 2. Электричкой «Москва-Голутвин» и «Москва-Рязань» до станции «Голутвин» с Казанского вокзала. Далее трамвай № 3 или маршрутное такси № 10У, 18 до остановки «Площадь Двух революций».

5. Усадьба Быково

Очень красивая и известная в прошлом усадьба, построенная фаворитом Екатерины II, московским генерал-губернатором Измайловым. Все строения выдержаны в стиле масонской архитектуры, к ордену которых относился и сам Михаил Измайлов. В заросшем парке стоит большой дворец в стиле английских замков, а на окраине парка возвышается псевдоготическая двухэтажная церковь — постройка Василия Баженова. Место довольно запущено и не ухоженно, однако, наряду с осенними пейзажами, это лишь добавляет ему особый шарм.

Как добраться: 1. от Казанского вокзала до станции «Удельная». Далее автобусами 23 или 39 до остановки «Храм». 2. от м. «Выхино» автобусом 424 до остановки «Храм».

6. Никольский собор в Можайске

Грандиозный собор, построенный в 1779 — 1814 годах. Величественное здание в стиле псевдоготики, или русской готики, поставлено на высоком кремлевском холме и видно издалека, практически со всех улиц города. После Великой Отечественной войны сильно пострадавший храм был восстановлен без купольной ротонды над центральной частью, отчего все здание стало напоминать огромный корабль. После реставрации в нем разместили трикотажную фабрику, и только в 1980-х гг. его вместе с прочими зданиями на кремлевском холме передали в ведение Государственного Бородинского военно-исторического музея. В 1994г. в соборе возобновились богослужения. Внутреннее пространство основного храма удивляет своей камерностью, в особенности в сравнении с внешними размерами собора.

Как добраться: 1. на электричке с Белорусского вокзала до ст. Можайск. 2. на автобусе 457 с Белорусского вокзала. 3. на автомобиле по Можайскому шоссе.

7. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде

В XV-XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Очень красиво месторасположение Саввино-Сторожевского монастыря. С горы Сторожевской открывается живописный вид на Москву-реку и окрестности города Звенигорода. Рядом с монастырем находится смотровая площадка. А еще в монастыре готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме (дающем дополнительное «винное» брожение).

Как добраться: 1. электричкой с Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь».
2. автобусом от ст. метро Кунцево до города Звенигорода, далее автобусом № 23, 51 до остановки «Монастырь». 3. автомобилем по Минскому или Новорижскому шоссе.

8. Вознесенская Давидова пустынь

Один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья. Расположен он в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Белокаменные стены монастыря, необычные черные купола и раскинувшаяся вокруг долина реки, покрытая золотыми красками — идеальный фон для экскурсии по местам Православия.

Как добраться: с Курского вокзала до станции «Чехов», далее автобус № 36 до поселка Новый Быт; от станции метро «Южная» автобусом до поселка Новый Быт

Троице-Сергиева лавра

Как добраться из Москвы

Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы.

На осмотр города хватает одного дня, поэтому на ночлег в Сергиевом Посаде редко остаются. Сообщение с Москвой быстрое и крайне удобное. Попасть из Москвы сюда можно следующими способами:

  • На электричке
  • На автобусе
  • На такси или собственном авто

Теперь более подробно о каждом из способов.

1) Электрички до Сергиева Посада идут с Ярославского вокзала. Время в пути — около 1,5 часов. Поезда ходят часто, интервалы, в среднем, около 20–30 мин. Скоростные поезда «Экспресс» идут и того быстрее — около 1 часа. Цена билета на пригородный поезд — 176 руб. (на момент написания статьи). Цена на скорый поезд — от 250 руб.

Расписание пригородных поездов смотрите на rasp.yandex.ru

2) Автобусы до Сергиева Посада отправляются с автостанции «ВДНХ» (автобус № 338), м. «Ботанический сад» и от ст. м. «ВДНХ» (Пр. Мира, 146). Время в пути сопоставимо с электричкой — около 1,5 часов. Цена зависит от перевозчика — в среднем, это 400-440 руб. Расписание автобусов смотрите здесь.

3) На авто из Москвы до Сергиева Посада надо ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8). Поворот на Сергиев Посад — на 46-м км. Дорога занимает от 1 до 1,5 часов (в зависимости от пробок и начальной точки маршрута).

Bonus: Из Москвы есть интересная автомобильная экскурсия. В группе не более трех человек. Ссылка на гида: тут…

Посещение Троице-Сергиевой лавры

Традиционно паломники совершали целое путешествие к святым местам. Направлявшегося сюда царя Алексея сопровождали две сотни глашатаев с дюжиной лошадей, впряжённых в карету царицы и в следовавшую за ней меньшую золотую карету, в которой следовал младенец Пётр, а набожный царь Алексей Михайлович, желая подражать обычным паломникам, шёл к монастырю пешком. Традиции православия предполагали не ехать к монастырю, а идти пешком, превозмогая символические трудности и лишения – ведь во время паломничества нужно было строго поститься.

Если вы путешествуете не на автомобиле, то самым лёгким способом попасть сюда является заказ экскурсии. Для того чтобы остаться в лавре подольше или сэкономить на дороге, воспользуйтесь одним из автобусов до Сергиева Посада, которые отъезжают от метро «ВДНХ», или сядьте на электричку на Ярославском вокзале; самый быстрый из поездов – Ярославский экспресс (1 час в дороге). Сохраняйте билеты до возвращения в Москву, они понадобятся вам для прохода через вокзальные турникеты.

Внутри церкви Сергия

В Сергиевом Посаде вам нужно будет совершить 10-15-минутную пешую прогулку от остановки автобуса или вокзала к монастырю. Монастырь открыт ежедневно с 10 до 18 часов, хотя его церкви закрыты по официальным праздникам и выходным дням, а музеи не работают по понедельникам. В воротах находится касса, продающая входные билеты. Вам понадобятся отдельные билеты, для того чтобы посетить музей и ризницу, билеты продаются на месте; но всё же ни один музей не сравнится с самим монастырём.

Так как это действующий монастырь, следует одеться соответственно (короткие платья и брюки у женщин не допускаются), женщинам полагается покрыть голову, запрещается фотографировать в церквях и музеях и курить на территории лавры. Пообедать вы сможете в Макдоналдсе, расположенном на проспекте Красной армии, 194 или в одном из двух ориентированных на туристов ресторанов, расположенных ближе к монастырю.

Южный придел Троицкого собора

Ресторан «Русский дворик» на улице Красной армии, 134, часто занят туристическими группами; в ресторане «Трапеза на Маковце» открываются прекрасные виды на монастырь, средний счёт в этом ресторане составит 700 рублей. Если вы пожелаете остановиться в небольшой, удобной, сельского стиля гостинице «Русский дворик» на улице Миткина, 14/2, то это будет намного лучше, чем поселиться в безликой гостинице «Загорск», расположенной по адресу Красный проспект, 171. Около южной стены монастыря есть почтовое отделение и узел телефонной связи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: