Сикстинская капелла - KRINTEL.RU

Сикстинская капелла

15 впечатляющих фактов о Сикстинской капелле

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны

Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма

По мнению многих ученых, главный зал капеллы — точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, «храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту», а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы

Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело — не единственный художник, работами которого украшена капелла

Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д’Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине

В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д’Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником

Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса

Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает «изогнутый назад», хотя некоторые интерпретировали его как «лежа на спине».

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень

В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: «Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено». Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, «на лету». При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога

Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы

Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) — бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

содержание:

Постройка
Художественное оформление:
фрески свода
фреска «Страшный суд» (западная стена)
фрески южной стены
фрески северной стены
фрески восточной стены
Практическая информация:
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете — 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.

Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

План-схема фресок свода

Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.

Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём — святой Иона, на противоположной стороне — святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.

Читайте также  Грандиозный Сад космических размышлений, подобного которому нет на всем свете

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене

Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.

Фреска «Страшный суд»

Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Фреска «Страшный суд»

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре — Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета — «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Фрески северной стены

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Фрески восточной стены

На этой стене расположены фрески двух финальных эпизодов циклов Моисея и Христа, в оригинале исполненные художниками Гирландайо и Синьорелли. Однако, когда в 1522 году рухнула дверь, они были разрушены и заменены уже во время понтификата папы Григория XIII на произведения, выполненные Хендриком Ван ден Броком и Маттео да Лечче с изображением тех же сцен.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina)

17 € обычный билет.

8 € льготный: для детей от 6 до 18 лет, священников, семинаристов, студентов до 25 лет при наличии документа.

«Без очереди»: +4 €, через онлайн-бронирование.

Метро Ст. «Ottaviano», «Cipro», линия A
Автобус 32, 81, 982, ост. на Piazza del Risorgimento
Автобус 49, ост. на площади перед Ватиканским музеем
Автобус 492, 990, ост. на Via Leone IV / Via degli Scipioni
Трамвай 19, ост. на Piazza del Risorgimento
  • История
  • Потолок Сикстинской капеллы
  • Фреска Страшный суд
  • Время работы
  • Цена билетов
  • Где находится, как добраться

Апостольский дворец в Ватикане — официальная резиденция Папы Римского. Именно в нём нашла прибежище самая известная часовня Ватикана — Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina). Всемирную славу капелле принесло её потрясающее сходство с ветхозаветным Храмом Соломона.

Над убранством капеллы трудились талантливейшие мастера эпохи Возрождения: Боттичелли, Рафаэль и Микеланджело. Туристов в капеллу влекут именно фрески работы Микеланджело: огромный монументальный «Страшный суд», легендарное «Сотворение Адама» и удивительный будто бы объёмный потолок, полностью расписанный великим мастером.

Площадь Святого Петра в Риме, где находятся Ватиканский Музей и Сикстинская капелла, является излюбленным местом для свадебных фотосессий. Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма». Учитывая, что свадьба в Риме не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Фотосъёмка в самой Сикстинской капелле запрещена, но посетители всё равно тайком делают фотографии, которые довольно отдалённо передают всё величие знаменитых фресок.

Сейчас Сикстинская капелла — это исторический памятник, поэтому церковные службы здесь не проводят, но её используют для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу Римского.

Сикстинская капелла: история

Сикстинская капелла была построена в середине XV века по заказу папы Римского Сикста IV (отсюда название) как домовая церковь.

После постройки Сандро Боттичелли и группа других художников украсили боковые стены: на северной изобразили цикл из шести картин об истории Христа, на южной — шесть фресок из истории Моисея. Потолок расписал под звёздное небо художник Пьерматтео д’Эмилия.

Ещё через 30 лет по приглашению папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело. Ещё через 25 лет он же создал фреску «Страшный суд» на алтарной стене. Роспись потолка — самая масштабная работа великого мастера в технике фрески, а произведения «Страшный суд» и «Сотворение Адама» — одни из самых известных в мире шедевров эпохи Возрождения.

Потолок Сикстинской капеллы

На потолке Сикстинской капеллы представлен самый известный цикл фресок великого Микеланджело. Мастер создал его в рекордно короткое время, всего за 4 года, притом что сам себя называл не живописцем, а скульптором, и для него это был первый опыт настолько масштабной работы в технике фрески, к тому же большую часть работы он выполнял в одиночку, не доверяя помощникам. Потолок Сикстинской капеллы признан одним из главных шедевров искусства эпохи Высокого Возрождения.

Одно из впечатляющих свойств этой росписи — сводчатый потолок предстаёт объёмным за счёт ложных архитектурных элементов, выполненных в технике «тромплей». Пилястры, карнизы, барельефы — всё это нарисовано. С помощью этого приёма Микеланджело разбил пространство на зоны, в каждой из которых размещен тот или иной сюжет или персонаж.

Девять центральных фресок изображают сцены из Книги Бытия:

  • Сотворение светил и планет,
  • Сотворение Адама,
  • Грехопадение и Изгнание из Рая,
  • Потоп,
  • Отделение света от тьмы,
  • Отделение суши от вод,
  • Сотворение Евы,
  • Жертвоприношение Ноя,
  • Опьянение Ноя.

По краям мастер изобразил двенадцать пророков и сивилл, над окнами капеллы — имена и изображения предков Христа. В углах часовни изображены четыре библейские драматические истории: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана.

Фреска «Страшный суд»

Монументальное произведение покрывает всю алтарную стену Сикстинской капеллы, ради его создания в своё время в этой стене заложили окна. Микеланджело создал её почти через 25 лет после того как расписал потолок, работа заняла также всего 4 года.

Композиция полотна делится на три части: вверху летящие ангелы, в центре — Христос, Дева Мария и блаженные, внизу — ангелы Апокалипсиса, возвещающие о конце времён, восхождение праведников на небеса и схождение грешников в ад.

«Страшный суд» в истории искусств считается произведением, завершившим эпоху Возрождения. В своё время работа подверглась жёсткой критике. Микеланджело обвиняли в ереси и непристойности за то, что он изобразил людей обнажёнными. В ответ на обвинения мастер изобразил одного из своих главных оппонентов в виде царя Миноса в аду.

Спустя 24 года после создания фрески наготу закрасили по решению Тридентского собора и распоряжению папы Римского Павла IV. Художник, который этим занимался, получил уничижительное прозвище «штанописец». Самый непристойный по мнению критиков фрагмент, изображающий святого Власия и святую Екатерину Александрийскую, ему пришлось полностью вырезать из стены и переписать, придав героям «пристойные» позы.

Сикстинская капелла: время работы в 2021 году

Ватиканский музей, в котором находится Сикстинская капелла, открыт с понедельника по субботу с 9:00 утра до 18:00 вечера, последний вход в музей в 16:00.

По воскресеньям музей закрыт, кроме последнего воскресенья каждого месяца, когда музей работает с 9.00 до 14.00 (последний вход в 12:30), и вход для всех бесплатный. Это правило действует за исключением тех случаев, когда последнее воскресенье месяца совпадает с Пасхальным Воскресеньем, Днём Святых Петра и Павла 29 июня, Рождеством 25 декабря и Днём Святого Стефана 26 декабря.

В даты религиозных праздников Ватиканский музей закрыт. В 2021 году это даты 1 и 6 января, 19 марта, 2 апреля, 1 мая, 29 июня, 14 и 15 августа, 1 ноября, 8, 25 и 26 декабря.

Читайте также  Пятнадцать удивительных водопадов

В 2021 году Сикстинская капелла закрыта для посетителей 27 июня с 17:00 до 18:00, последний вход в 16:30.

Ознакомиться с полным календарём работы Ватиканского музея на ближайшие два года вы можете на официальном сайте. Белым цветом обозначены обычные дни, зелёным — дни с бесплатным входом, жёлтым — дни, когда музей дополнительно работает в вечерние часы с 19:00 до 23:00, красным — дни, когда музей закрыт.

Билеты в Сикстинскую капеллу, цена в 2021

Билеты и экскурсионные туры можно забронировать на официальном сайте Музея Ватикана. Посетить отдельно только Сикстинскую капеллу невозможно, нужно купить общий билет в музей.

Билеты в Сикстинскую капеллу и Музеи Ватикана

  • Стандартный входной билет в Ватиканский музей стоит 17 €.
  • Билет «без очереди» через онлайн-бронирование стоит 21 €.
  • Льготный билет — 8 €. Льготы действуют для детей от 6 до 18 лет, священников и семинаристов, бывших или действующих сотрудников Ватикана, а также студентов до 25 лет включительно при наличии документа.
  • Льготный билет «без очереди» стоит 12 €.
  • Для учащихся начальной и средней школы в организованных группах билет стоит 4 € за каждого ученика. На 10 детских билетов предоставляется один бесплатный билет для учителя. Групповое посещение нужно забронировать заранее с указанием всех участников, и в день посещения необходимо принести официальную заверенную бумагу из школы с тем же списком.
  • Билет «без очереди» для школьников в организованных группах — 6 €.
  • Аудиогид (для желающих) — 7 €.
  • Аудиогид для детей от 6 до 12 лет — 5 €.

Главный вход в Ватиканский музей на панорамах Google:

Где находится Сикстинская капелла, как добраться

Здание Сикстинской капеллы находится справа от Собора Святого Петра, но попасть туда можно только через главный вход в Музей Ватикана со стороны улицы Viale Vaticano. Чтобы дойти до Сикстинской капеллы, придётся пересечь не один десяток других залов.

Как доехать до Музея Ватикана на метро

Ближе всего находится станция Cipro (линия A, оранжевая ветка), от неё до входа в музей идти около 10 минут. Другая ближайшая станция — Ottaviano (линия A, оранжевая ветка), от неё до Музея Ватикана идти около 5 минут.

Как доехать до Ватиканского музея на автобусе или трамвае

Вам подойдёт автобус № 49, который останавливается на площади перед Музеем Ватикана, также автобусы 32, 81, 982, остановка Piazza del Risorgimento и автобусы 492, 990, остановка на Via Leone IV / Via degli Scipioni.

Вы можете доехать на трамвае № 19 до остановки на Piazza del Risorgimento.

Другие способы доехать до Сикстинской капеллы в Ватикане

Вы можете воспользоваться обычными такси или вызвать его через приложение Uber или подобные.

Видео о Сикстинской капелле в Музее Ватикана

Сикстинская капелла

Сиксти́нская капе́лла (лат. Sacellum Sixtinum ; итал. Cappella Sistina ) — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, отсюда и название. Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также католическими кардиналами как место встречи для процедуры избрания нового папы.

Содержание

История

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла» (итал. Cappella Maggiore ), в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов — кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. 500 лет назад, 31 октября 1512 года, Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь пятисотлетнего юбилея капеллы.

А в 1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III. С конца XV века в Капелле проходят Конклавы. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI. Капелла была освящена 15 августа 1483 года — праздник Вознесения Богоматери.

Росписи

После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы. Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д’Антонио. Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

Стены опоясывают два цикла:

  1. История Христа
    1. Крещение Христа (Перуджино)
    2. Призвание первых апостолов (Гирландайо)
    3. Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)
    4. Нагорная проповедь (Козимо Росселли)
    5. Тайная вечеря (Козимо Росселли)
    6. Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)
  2. История Моисея
    1. Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли)
    2. Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино)
    3. Переход через Красное море (Козимо Росселли)
    4. Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли)
    5. Возмущение против законов Моисея (Боттичелли)
    6. Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли)

Реставрация

Фрески Сикстинской капеллы несколько раз подвергались реставрации, самая последняя из которых проводилась с 1980 по 1994 год. Эта последняя реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав противоречивые отклики, критику и споры.

Сикстинская капелла

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina), фото xiquinhosilva

История строительства

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) возводилась Ватикане с 1475 по 1481 год по распоряжению понтифика Сикста IV во славу успения Марии на небесах. Раньше на этом месте находилась Великая капелла, где собирался папский двор и проходили конклавы. Реконструкцию капеллы поручили архитектору Баччо Понтелли и инженеру Джованнино де Дольчи.

Сикстинская капелла снаружи похожа на укреплённый бастион: прямоугольное здание длиной 40,9 м, шириной 13,4 м и высотой 20,7 м. Обстановка в средние века в раздробленной Италии была неспокойной, отсюда и крепкие стены без изысков. Капелла должна была стать оплотом католической церкви, убежищем, где римские папы могли укрываться в смутные времена. Сикст IV хотел, чтобы домовая церковь Папского государства своим обликом олицетворяла защищённость божьих наместников, а внутренним убранством подчеркивала их могущество.

Здание Сикстинской капеллы, фото Stefano Petroni

Росписи

Просторный зал капеллы залит светом из окон и лучами прожекторов. Особенно ярко освещён потолок. Там, на высоких сводах — знаменитые фрески Микеланджело Буонаротти. Ощутить величие Сикстинской капеллы в полной мере трудно из-за множества туристов. Мешают шум и мелькание фотовспышек, хотя фотографировать (как и шуметь) здесь запрещено.

Потолок Сикстинской капеллы, работа Микеланджело, фото Salvatore Vitale

Схема росписи свода, фото Vasyatka1

Потолок капеллы расписывал Микеланджело. Заказ на роспись плафона папа Юлий II отдал Микеланджело с подачи Брамати – архитектора-конкурента, завистника Буонаротти. До того времени великий мастер занимался только архитектурой. Считается, что Брамати хотел спровоцировать Микеланджело на непосильную работу и добиться этим его поражения.

Увидев творение Мастера, становится ясно – никакие завистники не могли сравниться с гением Микеланджело и помешать ему. Всесторонне одарённый Буонаротти триумфально выступил в роли художника, доказав свой великий талант.

Есть легенда, что над росписью сводов художник работал, лёжа на лесах – однако на деле всё происходило иначе. Микеланджело стоял под сводами. Ему приходилось сильно отклоняться назад, чтобы видеть большой участок плоскости. Писать по сырой штукатурке, вдыхая влажные пары, было физически трудно. За четыре года мастер получил несколько хронических болезней, испортил зрение. Первый этап его работы в капелле проходил в 1508–12 гг.

Сотворение Адама, работа Микеланджело, фото Maurizio

Фрески были написаны по специальной схеме, в хронологическом порядке. Художник начал с удалённой части свода, противоположной алтарю. Первой его композицией был «Потоп».

Сегодня, глядя на эти фрески, думается не о божественном гневе и всемирной катастрофе. В этих картинах видится человек с его слабостями, страхами, стремлением выжить любой ценой. Микеланджело удалось создать не холодные религиозные сюжеты с бесплотными персонажами, а картины жизни, тонко передающие чувства людей.

Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. Папа Климент VII заказал фреску «Страшный суд» для алтарной стены. Художник был уже стар и очень болен, но согласился выполнить заказ.

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене, Микеланджело (фото Maurizio)

И вот мы видим эту удивительную огромную фреску. Микеланджело изобразил не просто момент расплаты за грехи – он написал страшную картину Апокалипсиса и всеобщего отчаяния.

По своему колориту «Страшный суд» отличается от других фресок капеллы: её основной фон ярко-голубого цвета. Художник использовал в ней минеральную ляпис-лазурь (покупал он её, говорят, на свои деньги). Алтарная роспись капеллы была закончена в 1541 году. В композицию вошли 400 фигур.

Читайте также  Парк какашек в Южной Корее

Стоя перед этой картиной, уже не замечаешь ни толпы туристов, ни вспышек «запрещённых» фотокамер. Гений Микеланджело проникает в душу – с ним остаёшься один на один.

Тайная вечеря, фреска работы Козимо Росселли

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите здесь.

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте.

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Что такое Сикстинская Капелла Микеланджело

Сикстинская капелла Ватикана знаменита уникальными по красоте и производимому впечатлению фресками Микеланджело. Они изображают прошлое и будущее человечества.

Капелла носит имя своего основателя. Она строилась в неспокойный период конца XV в. Предполагалось, что при необходимости в ней сможет укрыться понтифик со свитой. Поэтому Cappella Sistina снаружи больше похожа на бастион, чем на церковь. Где именно находится Сикстинская капелла? Это серое неприметное снаружи здание примыкает к Собору св. Петра. Его стены после постройки были покрыты фресками известных итальянских художников, включая Боттичелли и Перуджино.

В начале XVI в. на своде капеллы образовались трещины. Произведённый ремонт испортил рисунок потолка в виде звёзд в ночном небе. В 1508 г. Юлий II решил заказать новую роспись великому скульптору Микеланджело Буонаротти. Четверть века спустя мастер дополнил своё творение приалтарной фреской «Страшный суд», заказанной ему Папой Климентом VII.

Сикстинская капелла – одно из двух (наряду со станцами Рафаэля) главных сокровищ музеев Ватикана. Все экскурсии по музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле. Здесь проводятся важнейшие собрания (конклавы) кардиналов, выбирающих нового понтифика.

Интересные факты о Сикстинской капелле

  • Размеры капеллы повторяют длину и ширину иерусалимского храма Соломона – 41 и 13,5 метров соответственно.
  • Микеланджело, создавший один из величайших живописных шедевров человечества, считал себя скульптором, а не художником.
  • Титанический 4–летний труд по росписи потолка капеллы серьёзно подорвал здоровье мастера.
  • Фрески Микеланджело оказались чрезвычайно устойчивыми. До нас не дошёл лишь небольшой фрагмент «Всемирного потопа», отвалившийся от потолка при взрыве порохового склада в XVII в.
  • Великая картина Рафаэля «Сикстинская мадонна» не имеет никакого отношения к капелле. Участие художника в её интерьере минимально: гобелены капеллы были вытканы по его эскизам.
  • Некоторым духовным сановникам, наблюдавшим за процессом создания фрески «Страшный суд», не понравились неприкрытые гениталии многих фигур. В отместку Микеланджело поместил на фреску одного из критиков – церемониймейстера двора Чезена. Он изображён судьёй мёртвых царём Миносом с ослиными ушами и гениталиями, скрытыми за змеёй. На жалобу Чезена Папа Павел III ответил, что не властен над Адом.
  • Ещё при жизни Микеланджело, в 1560 г., Пий IV приказал прикрыть гениталии обнажённых фигур фиговыми листками. Узнав об этом, художник сказал, что куда труднее придать пристойный вид земному миру. Большинство фиговых листков удалили только в конце XX в., при масштабной реставрации.

Росписи фресок итальянских художников

Стены капеллы опоясывают 12 сохранившихся фресок из первоначальных 16. На южной стене расположено 6 изображений ветхозаветной истории Моисея. Две из них принадлежат Боттичелли. Это – «Избиение младенцев и призвание Моисея» и «Возмущение законами Моисея». Две фрески – «Переход через Красное море» и «Дарование заповедей» выполнил Россели. Перуджино нарисовал «Обрезание сына Моисея», а Синьорелли – фреску «Смерть и завещание Моисея».

На северной стене находятся новозаветные фрески. Кисти Перуджино принадлежат «Крещение Иисуса» и «Передача ключей Петру». «Призвание первых апостолов» – работа Гирландайо, а «Искушение Христа» – Боттичелли. Россели представлен фресками «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря».

Завершающие эпизоды этих циклов, изображённые на восточной стене – «Спор у тела Моисея» Синьорелли и «Вознесение Христа» Гирландайо, не сохранились. После их разрушения они были воссозданы менее известными живописцами. Ещё двумя фресками Перуджино пожертвовали ради «Страшного суда».

Потолок Сикстинской капеллы

Центральную часть потолка занимают панно с иллюстрациями событий, описанных в ветхозаветной Книге Бытия. Хронологически они предваряют сюжеты росписей боковых стен. К ним относятся 9 фресок. Три из них иллюстрируют создание Творцом Небес и Земли:

  • «Отделение света от тьмы»;
  • «Отделение суши от вод»;
  • «Сотворение светил и планет».

Следующие фрески посвящены сотворению первых людей и грехопадению:

  • «Сотворение Адама»;
  • «Сотворение Евы»;
  • «Грехопадение и изгнание из Рая».

Последние три относится к истории Ноя. Это:

  • «Потоп»;
  • «Жертвоприношение Ноя»;
  • «Опьянение Ноя».

Каждая фреска – живописный шедевр, но пальму первенства искусствоведы отдают работе «Сотворение Адама». Она поражает красотой и гармоничностью позы Адама, которому его Создатель передаёт жизнь касанием руки.

Большинство исследователей в женщине, находящейся рядом с Творцом, склонны видеть образ Софии – Божественной мудрости.

Центральные фрески окружены изображениями других библейских персонажей, пророков и сивилл (прорицательниц), а также медальонами с религиозными сюжетами. В этих картинах отражена история человечества после утраты Рая. Пророки и сивиллы символизируют её главное грядущее событие – пришествие Спасителя.

Фреска Страшный суд Микеланджело

Эта масштабная фреска на алтарной стене посвящена новозаветным предсказаниям будущего человечества. Его ожидает апокалипсис, второе пришествие Христа и Страшный суд. В центре потрясающей динамизмом и выразительностью композиции – грозная фигура Христа. Он вершит суровый суд над людьми соответственно их земным деяниям. Рядом с Ним – Богоматерь.

В верху композиции – ангелы, опрокидывающие крест и символ земной власти – колонну. В нижней части показаны апокалиптические сцены конца времён с трубящими ангелами, праведниками на небесах и грешниками в аду. А в лике апостола Варфоломея, находящегося недалеко от Христа, мастер изобразил собственное лицо.

Как попасть в Cикстинскую капеллу?

Отдельного входа в неё нет, поэтому добираться нужно до ватиканских музеев. Для этого можно использовать:

  • метро линии A до станций Musei Vaticani, San Pietro или Ottaviano;
  • трамвай № 19 до Piazza Del Risorgimento;
  • автобусы из разных районов города – № 49 до самого входа, №№ 81, 32, 492, 990 и 982 до Piazza Del Risorgimento, №№ 990 и 492 до Via Leone.

Часы работы музеев – 9:00 – 18:00, но кассы и вход закрываются в 16:00. Выходной день – воскресенье, исключая последнее в месяце. В этот день посещение бесплатно, но только до 12:30. Музеи закрыты в религиозные праздники. За билетами, стоящими 16 EUR, часто бывают большие очереди. Меньше народу перед открытием и в послеобеденное время.

Больше всего посетителей в среду – день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Билеты лучше приобретать заранее в онлайн на сайте музейного комплекса или тут. Правда, придётся заплатить дополнительные 4 EUR. Купленный онлайн билет обеспечит отдельный вход. Отзывы посетителей Сикстинской капеллы, воспользовавшихся этой услугой – сугубо положительные. Обязательный дресс-код исключает шорты, открытые плечи и колени. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются.

Для того чтобы посещение Сикстинской капеллы было максимально познавательным и информативным, рекомендуется воспользоваться очень удобным виртуальным туром на сайте Ватикана по ссылке. Непосредственно в капелле рассмотреть потолочные фрески в таких подробностях невозможно.

У входа в музеи за 7 EUR можно получить русскоязычный аудиогид под залог паспорта. Возврат аудиогида и паспорта производится не там же, а на выходе из музеев в специальном пункте. Можно также заказать экскурсию работающим в Риме русскоязычным гидам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: