Соловецкий монастырь Русской Православной Церкви. - KRINTEL.RU

Соловецкий монастырь Русской Православной Церкви.

Соловецкий монастырь Русской Православной Церкви.

  • Географическое расположение
  • Град монастырский
  • Из истории обители
    • XV век
    • XVI век
    • XVII век
    • XVIII век
    • XIX век
    • начало XX века
  • Советский период
    • Соловецкий лагерь и тюрьма
    • Школа юнг
    • Восстановительные работы
  • Летопись возрождения
  • Современная жизнь монастыря
    • Просветительская деятельность
    • Выставки
    • Кресторезная мастерская
    • Воспоминания соловецких узников
    • Собор Соловецких святых
    • Подвижники благочестия
    • Новомученики и исповедники Церкви Русской
    • Духовенство на Соловках в годы гонений
    • Мощи
      • Прп. Зосимы, Савватия и Германа
      • Свт. Филиппа
      • Свт. Маркелла
      • Свмч. Петра
    • Иконы
      • Древние образы
      • В годы лихолетья
      • В Московском Кремле
    • Крест прп. Савватия
    • Священноархимандрит
    • Наместник и игумен
    • Интервью насельников
    • Проповеди
    • Беседы о проблемах личности
    • Исповедь
    • Соловецкий листок
    • Ответы пастыря
    • Ответы пастыря (аудио)
    • Общие сведения
    • Паломническим группам
    • Индивидуальным паломникам и трудникам
    • Паломнические экскурсии
    • Проживание и питание на Соловках
    • «Паломничество на Острова спасения»
    • Записки паломников
    • Соловецкие сказы
    • Интервью
    • Публикации о Соловках
    • События
    • Авторские галереи
      • Диакон Николай Андреев
      • Валерий Близнюк
      • Сергей Веретенников
      • Николай Гернет
      • Анастасия Егорова
      • Вероника Казимирова
      • Иван Краснобаев
      • Виктор Лагута
      • Монах Онуфрий (Поречный)
      • Валерия Решетникова
      • Николай Петров-Спиридонов
      • Михаил Скрипкин
      • Геннадий Смирнов
      • Сергей Сушкин
      • Надежда Терехова
      • Антон Трофимов
      • Сергей Уткин
      • Архимандрит Фаддей (Роженюк)
      • Георгий Федоров
      • Сергей Яковлев
    • Град монастырский
    • Дни Соловков
    • Кресторезная мастерская
    • Летопись возрождения
    • Монастырский посад
    • Пейзажи и путешествия
    • Святые места глазами Соловецких паломников
    • Скиты, пустыни и подворья
    • Андреевский скит
    • Голгофо-Распятский скит
    • Никольский скит
    • Савватиевский скит
    • Свято-Вознесенский скит
    • Свято-Троицкий скит
    • Сергиевский скит
    • Исааковская пустынь
    • Макариевская пустынь
    • Филиппова пустынь
    • Архангельское подворье
    • Кемское подворье
    • Московское подворье
      • Расписание богослужений
      • Паломническая служба
      • Фотографии и отзывы
      • Пошивочная мастерская
    • Петербургское подворье
    • Подворье в Фаустово
    • Подворье в Радово
      • Публикации
  • Страницы Паломнической службы Соловецкого монастыря появились в социальных сетях

    Сотрудники Паломнической службы Соловецкого монастыря создали страницы в социальных сетях ВКонтакте и Fb. Основная задача информационных ресурсов рассказать прибывающим паломникам и потенциальным посетителям архипелага об особенностях посещения Соловецких островов.

    На страницах сообщается расписание монастырских катеров, курсирующих по маршрутам: Кемь-Соловки, Соловки-Кемь, представлено описание тематических экскурсий по архипелагу, осуществляемых экскурсоводами Паломнической службы, размещается информация о памятных местах Соловков и подвижниках благочестия подвизавшихся на беломорских островах на протяжении многовековой истории обители.

    В Соловецком монастыре прозвучали древние литургические песнопения обители

    C 6 по 9 сентября 2021 года в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря прозвучали и были записаны древние песнопения, посвященные соловецким святым и главному престольному празднику обители – Преображению Господню. Запись прошла в рамках совместного научного проекта Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Соловецкого музея-заповедника и Соловецкого монастыря.

    Результатом исследования станет ряд научных публикаций, издание расшифровок уникальных певческих текстов Соловецкого монастыря, аудиозаписи песнопений, которые будут доступны любителям церковного пения на сайте Лаборатории русской музыкальной медиевистики СПбГК и в экспозиционном комплексе Соловецкого музея-заповедника.

    В Кандалакше освящен памятник блаженному Феодориту Кольскому

    29 августа 2021 года в Кандалакше состоялось торжественное открытие памятника блаженному Феодориту Кольскому, который 14-ти лет от роду принял постриг в Соловецком монастыре и «послужил при обители пятнадцать лет». Событие было приуроченное к 450-летию со дня кончины святого, отмечаемого Церковью 30 августа.

    По завершении Божественной литургии в Предтеченском храме, которую возглавил митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, участники богослужения прошли крестным ходом до главной пощади города, где по решению местных властей был установлен памятник.

    Вышел очередной том книжной серии «Воспоминания соловецких узников»

    В конце августа из печати вышел очередной том книжной серии «Воспоминания соловецких узников» Издательского отдела Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.

    Издание включает в себя ранее не переводившиеся на русский язык «Aus dem Land der Stummen» («Из страны Безмолвия») и «Am Weißen Meer» («У Белого моря») А. С. Арсеньевой (псевд. А. Анзерова), которые впервые были опубликованы в Германии в 1936 и 1938 гг. и только сейчас стали доступны для российского читателя.

    В своих произведениях автор рассказывает о годах жизни, проведённых в местах лишения свободы, в том числе в СЛОНе, где мемуаристка находилась в период с 1923 по 1926 гг.

    Вышла книга «Соловки на смене эпох», посвященная истории Соловков в 1917–1923 гг.

    23 августа 2021 года в день памяти Новомучеников и исповедников Соловецких прошла презентация новой книги Анны Петровны Яковлевой, заведующего отделом истории Соловецкого архипелага Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Книга «Соловки на смене эпох. 1917–1923. Монастырь – Лагерь принудработ – Совхоз – СЛОН» посвящена истории Соловецких островов в переходный период от монастыря к Соловецкому лагерю особого назначения.

    Автор исследует последние годы деятельности Соловецкого монастыря, этап установления советской власти и первых советских организаций на архипелаге. В монографии повествуется об оставшейся на Соловках братии обители, в том числе и о созданном специально для неё доме инвалидов в Савватьево, расследуются причины майского пожара 1923 года. Финальная глава посвящена организации Соловецкого лагеря особого назначения, ставшего отдельной страницей в истории Соловков и страны в целом.

    Соловецкий монастырь — история и современность

    Русская Голгофа

    Соловецкий монастырь занимает особое место в истории России. Расположенный «на краю света», он тесно связан с судьбой Русского Севера. Его неоднократно осаждали иноземцы. Затем эти места оказались оплотом старообрядчества и подверглись разорению самими же русскими. В 1930-е годы само название Соловки внушало ужас у всякого человека. Тогда же была популярна поговорка: «Сегодня на Соловках — завтра по стране». Что же это за место? Почему на протяжении многих столетий туда тянулись и продолжают тянуться верующие?

    Основание Соловецкого монастыря

    Первыми монахами, поселившимися на Соловецком острове (Архангельская область), были Савватий и Герман. Сохранившиеся письменные свидетельства говорят, что Савватий пришел сюда из Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область). Он искал уединенные места, где можно было спокойно молиться Богу. Пробыв некоторое время в Валаамской обители (Республика Карелия), Савватий двинулся дальше на север. Карельские жители поведали ему о безлюдном острове, где только в летнее время бывают рыбаки.

    В селении Сорока (современный город Беломорск, Карелия) Савватий познакомился с Германом, с которым и отправился жить на безлюдный остров в 1429 году. Постоянно пребывая в труде и молитвах, они пробыли там 6 лет. В сентябре 1435 года Герман направился Поморье за продовольственными запасами. Савватий в это время почувствовал приближение завершения своей земной жизни. Чтобы принять Святые Тела и Кровь Христовы, он отправился в близлежащее селение, где скончался.

    В поморских землях Зосима встретил старца Германа, поведавшего ему про жизнь на острове Соловки. На следующий год они вдвоем стали жить в этих местах. Однажды Зосима сподобился чудесного видения: он увидел прекрасный храм. В указанном месте монахи построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь.

    Постепенно к отшельникам стали стекаться другие монахи.

    Весной 1478 года святой Зосима умер. В следующим году, отправившись в Новгород для решения монастырских дел, старец Герман почувствовал близость смерти. В Антониевой обители он отошел ко Господу. Только через пять лет его мощи перенесли в родную обитель.

    Почитание Соловецких святых

    Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.

    Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.

    Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:

    «Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих. Ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».

    В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.

    Соловецкий монастырь при игумене Филиппе

    В 16 веке игуменом Соловецкого монастыря был избран Филипп, будущий митрополит Московский. При его управлении (1548-1566) вместо деревянных церквей стали возводить каменные. К этому времени относится обустройство сети каналов между озерами, которых на Соловецком острове большое количество. На них были поставлены мельницы. Шло активное строительство новых хозяйственных сооружений. Появились печи для обжига кирпича и специальные амбары для его хранения. Была построена большая кузница.

    Для сохранения монастырских хлебных запасов от порчи игумен Филипп повелел соорудить каменное сушило с подъемным механизмом. При помощи этого приспособления зерно поднималось и ссыпалось в хранилище. В обители появилось устройство для доставки кваса из в погреб и розлива его по бочкам.

    По благословению святителя Филиппа на острове прокладывались дороги. На острове Большая Муксалма (Соловецкий архипелаг) была заведена ферма.

    При митрополите Филиппе была обретена икона Богоматери «Одигитрия», которую преподобный Савватий принес на Соловки. Также были найдены Псалтырь и ризы преподобного Зосимы.

    Обитель пользовалась покровительством московских князей и царей. Основатели Соловецкого монастыря, Савватий и Зосима, в 1547 году были прославлены в лике преподобных святых. В честь торжества прославления царем Иваном IV Грозным обители были пожалованы земли.

    К 1557 году были окончены работы по строительству Успенского храма

    «с трапезою и келарскою в одной стопе, единостолпна, со своды, на погребах; на трапезе колокольня каменная с часами, под трапезою погребы – хлебной да квасной, под алтарем и под церковию просвиренная служба, вверху над церковию Успенскою придел Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи» (Летописец Соловецкий, 18 век).

    Завершение строительства каменного собора в честь Преображения Господня относится к 1566 году. За 18 лет игуменства Филиппа в монастыре произошла экономическая «революция». Оно отразилось на хозяйстве обители, на бытовом и богослужебном обиходе братии. Внешний вид монастыря преобразился до неузнаваемости.

    Соловецкий монастырь: основные этапы развития

    Соловецкий монастырь на карте нашего государства стал отмечаться не позднее первой половины 16 века. К концу столетия мощные каменные стены, толщиной до 7 метров у основания, защищали Соловецкий монастырь. Обитель выполняла роль не только духовного центра, но и как мощная оборонительная крепость. В начале 17 века численность стрелков достигала 1040 человек.

    Читайте также  Как выглядели доисторические холодильники Ирана

    1668 — 1676 годы — период, вошедший в историю Северной обители под названием «Соловецкое сидение». Насельники монастыря были противниками проводимых московским митрополитом Никоном церковных реформ. Монастырский мятеж был жестоко подавлен, большинство монахов казнены. Долгое сопротивление монастыря никоновским реформам способствовало распространению особого почитания Соловецких святых среди старообрядцев.

    В 18 веке Соловецкая обитель приобрела статус ставропигиального монастыря (подчинялась напрямую Священному Синоду).

    В начале 20 столетия на территории Соловецкого монастыря функционировало 19 храмов. Имелся ботанический сад. Монашествующих насчитывалось чуть больше 200. Количество трудников достигало 1000 человек. Ежегодно в Северную обитель приезжало до 15 тысяч паломников.

    22 августа по новому стилю установлен день памяти Собора Соловецких святых.

    Судьба Соловецкого монастыря в советский период

    С приходом советской власти монастырь закрыли. В 1923 году обитель стала лагерем особого назначения (СЛОН). С 1937 года здесь располагалась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). Это было место заключения церковных служителей, белогвардейцев, противников новой власти, раскулаченных крестьян.

    Большая часть братии покинула стены монастыря, лишь 58 человек добровольно остались на Соловках. До 1932 года они могли совершать богослужения в кладбищенской церкви.

    Соловецкие узники мужественно стояли за православную веру. Сложно даже перечислить всех погибших в этом месте за 16 лет существования лагеря и тюрьмы. Но даже самые тяжелые условиях жизни не смогли сломить истинно верующих людей. Для них это был путь обретения истинной веры.

    В 1974 году на Соловецких островах организовали природный музей-заповедник. Только 1990 году монастырь вернули православным.

    Заключенные СЛОН

    Среди известных людей, прошедшим СЛОН, епископ Афанасий Ковровский (в мире Сергей Григорьевич Сахаров), публицист Олег Васильевич Волков, богослов Павел Флоренский.

    Русская Православная Церковь прославила епископа Афанасия Ковровского (1887-1962) в лике священноисповедников. В изгнании он провел 76 месяцев, в лагерях и на тяжелых работах — 254 месяца. В последние годы жизни он написал труд “О поминовении усопших по уставу Православной Церкви”. Будучи знатоком богослужения и православной агиографии, епископ Афанасий был председателем Богослужебно-календарной комиссии при Издательстве Московской Патриархии.

    Олег Васильевич Волков (1900-1996) 25 лет провел в лагерях и ссылках по ложным обвинению в контрреволюционной агитации. В 1960-х годах им был написан автобиографический труд «Погружение во тьму». Особое значение придавал борьбе за сохранение природы и памятников старины. Являлся членом «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры».

    Павел Александрович Флоренский работал в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. Благодаря его участию многое удалось сохранить от расхищения. Имея возможность эмигрировать из страны, он посчитал своим нравственным долгом остаться. С 1928 года начинаются его многочисленные аресты. На Соловки он попал в 1934 году. В 1937 году отец Павел Флоренский был этапирован в Ленинград, где его расстреляли.

    Святыни Соловецкой обители

    Датой возобновления монашеской жизни в Соловецком монастыре считается 25 октября 1990 года. Тогда же была совершена первая за долгие годы запустения Божественная Литургия в Спасо-Преображенском соборе. В 1992 году в монастырь из Ленинградского музея религии и атеизма были возвращены мощи основателей. Сегодня зимой они покоятся в церкви святителя Филиппа. В летние месяцы их переносят в Спасо-Преображенский собор.

    В начале 21 века произошло прославление около 60-ти Соловецких новомучеников. Соловецкий монастырь — место хранения ковчежца с частицей мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.

    В настоящее время в Соловецком монастыре насчитывается более 90 монахов и послушников. Также работают около 200 человек, занимающихся реставрационными и строительными работами.

    Соловецкий монастырь в искусстве

    О судьбе Соловецкого монастыря можно найти немало художественной литературы. Например, о жизни лагеря на Соловках в 1920-е годы можно прочитать в романе Захара Прилепина «Обитель».

    Соловецкий лагерь явился прообразом «архипелага ГУЛАГ», о котором писал Александр Исаевич Солженицын.

    В 2006 году вышел фильм «Остров», режиссера Павла Лунгина. Съёмки фильма происходили на окраине небольшого поселка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. В этом месте была найдена настоящая затопленная деревянная баржа. К ней был привязан сюжет фильма. Просмотр фильма дает некоторые представления о жизни в суровом климате Белого моря.

    Паломничество в Соловецкий монастырь

    На Соловки стремятся не только православные паломники, но и туристы. Их привлекает суровая природа, «страшная» история, стремление приобщиться к духовному потенциалу Соловков. Православные же едут к Соловецким святым.

    Прежде чем попасть в Соловецкий монастырь, нужно добраться до города Кемь (Республика Карелия). Здесь находится подворье обители.

    На проезд морем на монастырском катере паломникам требуется получить благословение. В случае плохой погоды на море Кемское подворье предоставляет ночлег. Паломническая служба просит сообщать заранее о количестве желающих посетить монастырь. Это нужно, чтобы можно было разместить посетителей в гостиничных корпусах обители.

    Также в Соловецкий монастырь можно попасть авиарейсом из города Архангельск.

    Юридический адрес: 164070, Архангельская область, п. Соловецкий.

    Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

    Вся жизнь на Большом Соловецком острове движется вокруг монастыря. Рядом с ним построены дома и отели, аэропорт в 15 минутах ходьбы, напротив — экскурсионное бюро. Круглый год в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь едут паломники и туристы. Очень удобно добираться до обители на комфортабельных теплоходах «ВодоходЪ», ведь они отправляются в круизы к Соловкам из 7 городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и Волгограда.

    Главный храм находится за крепостной стеной. По одну ее сторону — Святое озеро, по другую начинается Соловецкий залив. Вдоль стены ведет проселочная дорога, а берега водоемов летом покрыты густой травой. С июня по начало августа стоят белые ночи, и любоваться северными пейзажами приезжает больше всего людей.

    Из-за каменной стены выглядывают белые стены и черные купола главного собора. Такой контраст цветов придает ему большей строгости и торжественности. За долгие годы он много раз перестраивался, и до сих пор на территории часть здания реставрируется.

    Соловецкий мужской монастырь особняком стоит среди всех достопримечательностей островов, а интересных мест здесь немало. Именно с ним связана вековая история, в которой отразились и крайне сложные времена, когда здесь находились монастырская тюрьма и лагерь особого назначения, и расцвет обители.

    Адрес: Архангельская область, п. Соловецкий

    Координаты: 65.026802, 35.709128

    Режим работы: 5:00-22:00

    Официальный сайт: solovki-monastyr.ru

    Круизы по святым местам

    История

    Краткая история Соловецкого монастыря укладывается в пятичасовую экскурсию. Столько длится обзорный рассказ гида туристам.

    В 1429 году на островах поселились монахи-отшельники Герман и Савватий. Тогда ни о каком монастыре не шло и речи. Они жили у озера рядом с Секирной горой. Но через некоторое время Герман решил покинуть эти места. Савватий прожил без него на Соловках два года и потом вернулся в Карелию, откуда приехал.

    Спустя семь лет после того, как на островах образовалось первое монашеское поселение, Герман вернулся сюда, но уже с другим своим духовным братом — Зосимой. Монахи построили келью, а через некоторое время к Зосиме начали приезжать ученики. Они и решили построить тут первый храм — церковь Преображения Господня. Но случилось несчастье. Известно, что на Соловецких островах очень много комаров, и во время их выкуривания в храме произошел пожар. После это начали возводить новую обитель.

    Савватий, Герман и Зосима впоследствии были канонизированы, их мощи сейчас хранятся на территории Соловецкого мужского монастыря. Паломники едут к ним круглый год, чтобы попросить о помощи.

    В мягком свете незаходящего летом солнца монастырь выглядит величественно и загадочно.
    Фото: Влад СОКОЛОВСКИЙ, commons.wikimedia.org

    Лучшие годы обители, практически расцвет, относят к 16 веку когда здесь жил игумен Филипп. Он много сделал для того, чтобы благоустроить территорию. Появились хозяйственные постройки, мельницы и каналы, которые снабжали Большой Соловецкий остров пресной водой. При Филиппе построили две церкви. Игумен сделал так много, что о нем узнал Иван Грозный и предложил занять место митрополита Московского.

    С 1718 по 1903 год на Соловках была монастырская тюрьма. Только вдумайтесь: почти 200 лет! В камеры отправляли еретиков и сектантов, а также “политически неблагонадежных”. Когда, казалось бы, трагический период наконец закончился, началась другая страшная история Соловецкого мужского монастыря, она пришлась на 1920-1930-е годы. Здесь устроили трудовой лагерь СЛОН, самый большой в СССР. Именно он описан в романе “Обитель” Захара Прилепина. К 1933 году в лагере содержалось 19287 заключенных. Большая их часть — по политическим мотивам. Многие не вернулись отсюда. Одни не выдерживали пыток, других расстреляли на Секирной горе. Их тела сбрасывали в общую яму, которую обнаружили только в 2005 году. Тогда же в лесу сделали кладбище, сейчас здесь стоит табличка, чтобы туристы в этом месте не шумели.

    В 1990-е на Соловки вернулась монашеская жизнь. Тогда же монастырь получил статус “ставропигиальный”, то есть подчиняющийся напрямую патриарху. Сейчас он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Интересные факты

    • Соловецкий мужской монастырь изображен на 500-рублевой купюре. Любопытно, что до 2010 года изображение на ней отличалось. Вместо куполов собора — крыши, напоминающие о том периоде времени, когда тут был лагерь СЛОН. Именно так выглядела тогда обитель. Но в 2011-м купюры перевыпустили, и теперь на них более узнаваемая картинка монастыря.
    • В 17 веке монахи не только исполняли свой основной долг — возносили молитвы, но и занимались военной подготовкой. Дело в том, что монастырь не раз подвергался осаде английских и шведских войск. На Большом Соловецком сохранился Переговорный камень — прочитать его надпись сейчас невозможно, но, по документам, тут встречались настоятель Соловецкого монастыря и английский офицер, который требовал выдать скот его войску. Настоятель не согласился, и тогда иностранцы стали самовольно забивать баранов. Английское войско так и не ступило на Большой Соловецкий, а некоторое время провело на Большом Заяцком острове.

    Что посмотреть на территории монастыря

    Соловецкий монастырь с высоты выглядит как маленький город, окруженный водой. И действительно — внутри есть все для жизни. Рассказывают, даже подземные ходы сохранились, что не удивительно, если учитывать, как монахи многократно подвергались нападениям.

    Святые ворота

    Прототипом для строительства Святых ворот послужили Золотые ворота Иерусалиме.
    Фото: globallookpress.com

    Через них вы попадете на территорию монастыря. Святые ворота венчает крест. Белые колонны подпирают купол: раньше при входе в обитель строили надвратную церковь. Вы поразитесь толщине ворот, сделанных из огромных камней. Над аркой, через которую будете проходить, висит образ Спаса Нерукотворного. Паломники останавливаются перед ним и крестятся. Женщины уже на входе надевают платки — несмотря на то, что место туристическое, действующий храм обязывает соблюдать православные каноны.

    Двор монастыря

    Проходите в ворота — и попадаете во двор, сразу перед вами будет Спасо-Преображенский собор. Дорожки выложены камнем. Летом зеленые ухоженные газоны и много цветов, стоит аромат роз в воздухе. Отсюда начинается экскурсия по монастырю. Но зайти и посмотреть все разрешается также самостоятельно. Вход на территорию и в здания монастыря свободный.

    Читайте также  Десятка самых таинственных островов в мире

    Спасо-Преображенский собор

    Пройдя через Святые ворота вы увидите большой Спасо-Преображенский собор.
    Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

    Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор. Он начал возводиться при том самом игумене Филиппе, в 1558-1566 годах. Много раз переделывался и надстраивался, так что, если сравнивать с его образом прошлых веков, вы найдете массу отличий. Для нас необычным является вход на якобы второй этаж, то есть, заходя в церковь, вы попадаете не в помещение с иконостасом и алтарем, а на нижний ярус, с которого в основной зал нужно подняться по лестнице. Здесь проводятся богослужения, работает церковная лавка, где можно купить свечи и заказать молебны. На том же этаже в отдельном зале устраиваются выставки. В 2017 году, например, экспозицию посвятили 100-летию расстрела царской семьи Романовых, члены которой впоследствии были канонизированы.

    Успенский трапезный комплекс

    Первые каменные строения в Соловецком мужском монастыре как раз были возведены в этом комплексе. Он строился в 1552-1557 годах. Успенская церковь изначально была деревянной — такой ее строили несколько раз, но она не пережила случившихся пожаров. Тогда и стали возводить комплекс из валуна, камня и кирпича — недалеко отсюда специально построили кирпичный завод. Сейчас в трапезной этого комплекса обедают все паломники и туристы, которые приезжают на Соловки. Здесь готовят постные блюда: рыбу, грибы, овощные супы и салаты, компоты из местных ягод, сладкую выпечку.

    Никольский храм

    Никольский храм (справа от колокольни) появился одним из первых на территории монастыря.
    Фото: globallookpress.com

    Он появился одним из первых в монастыре. Известно, что Николай Чудотворец — покровитель путешественников и мореплавателей. На Соловках его особо почитают, ведь жизнь островов неразрывно связана с водой — озерами, каналами и Белым морем. Никольский храм стоит между колокольней и Троицким собором.

    Колокольня

    Традиционно самое высокое здание в любом монастыре — колокольня, на Соловках ее высота 50 метров. Ту, что мы наблюдаем сейчас, относят к 1777 году. В начале 20 века тут было 35 колоколов, сейчас их меньше, но ведутся реставрационные работы, привозят новые колокола. И как же красиво разливается звон по всему монастырю и его окрестностям, когда в них бьют звонари.

    Монастырская тюрьма

    Сюда вы попадете с экскурсией. Гид проведет внутрь, где вы увидите крошечные помещения, в которых содержались заключенные монахи, а также расскажет о судьбе графа Петра Толстого.

    Дело в том, что в определенный период Толстой и его некогда друг Петр Меншиков разошлись во взглядах — кто должен стать преемником Екатерины I. Мнение Меншикова взяло верх, а Толстого по “политическим соображениям” приговорили к смертной казни. Ему было 82 года. Казнь через некоторое время заменили пожизненным заключением, осужденного отправили в соловецкую тюрьму. Толстого лишили графского титула, а следом за ним на Соловки отправили и его сына Ивана.

    Петр Толстой продержался в заключении полтора года и умер, когда ему было 84. Его сына не стало за восемь месяцев до этого.

    Соловецкие острова, Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь

    С оловецкие острова находятся в Архангельской области, Соловецкого района, на наиболее мелководной западной половине Белого моря, при входе в Онежский залив. От Полярного круга острова отдалены на 165 км. Общая площадь островов составляет 300 кв.км, в том числе: Соловецкого — 218,72 кв.км, Анзерского — 47,11 кв.км, Б. Муксалмы — 18,96 кв.км, М. Муксалмы — 1,2 кв.км, Б.3аяцкого — 1,25 кв.км и М. Заяцкого — 1,1 кв, км.

    Расположенный на островах Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь является одной из главных святынь Русской Православной Церкви. Однако, как священные эти острова почитались народами, населяющими берега Белого моря задолго до появления на них монашеской общины. Архипелаг посещался протосаамскими племенами начиная с IV–III тыс. до нашей эры. Они производили на островах захоронения, избранных особ, обладающим особым (но нам не известно каким, вероятнее всего духовным) статусом и производили обрядовые практики, восстановить которые, пока не представляется возможным.

    Одно из самых больших святилищ находится на острове Б. Заяцкий. Это компактная группа культовых и погребальных памятников, в число которых: входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов и ряд символических выкладок. Культовые объекты домонастырских культур обнаружены и на Большом Соловецком острове в виде сложений из валунов, менгиров, кромлехов, дольмены и каменных лабиринтов.

    Святилище на мысе Лабиринтов Анзерского острова составляют 4 каменных лабиринта и 38 курганов, расположенных тремя неровными рядами вдоль берегов и поперёк мыса. Языческие капища с лабиринтами-вавилонами и древние некрополи чаще всего размещались на открытых морю мысах, почти лишенных растительности. Примечательно, что жители древнего мира, не жили на архипелаге, а посещали его, что является косвенным подтверждением священного статуса архипелага. В I тысячелетии до н. э. протосаамские племена, были потеснены финно-угорскими племенами пришедшими с юга.

    Священный статус островов был несколько понижен, о чем свидетельствует появление на Б.Соловецком острове сезонной стоянки. В XII–XIII в. на архипелаг впервые приезжают славянские колонисты. В XV веке острова становятся местом духовного уединения и освоения нового сакрального пространства Русской земли. В 1429-м году преподобный Саваатий и Герман поселились на Большом Соловецком острове. Семь лет спустя в 1436 году преподобным Зосимой и Германом, Соловецкими чудотворцами было основано первое монастырское поселение на юге острова. С этого года началась история Соловецкой обители. За пять веков истории на островах сложился единый комплекс, неразрывно связанного с природной средой архипелага, объектов культового и хозяйственного назначения. В начале XX века за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни. На Соловках было 19 храмов (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для детей поморов «безбрадых трудников», Братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. В народном сознании Соловки являлись вместилищем особой святости и очень многое, связанное со Спасо-Преображенским монастырем, интерпретировалось как чудо. Чудесными считались исцеления и спасение на море «по молитвам Преподобных» предметы, связанные с земной жизнью подвижников, особо чтимые иконы, кресты, святые источники и даже деревья. На протяжении нескольких столетий, в результате коллективного труда монастырской братии, весь архипелаг площадью в три сотни квадратных километров превратился в особое духовное пространство Христианской Православной культуры, наполненное глубоким смыслом. Этому способствовали и удаленность, уединенность монастыря, шесть месяцев в году оторванного от материка, и отсутствие здесь «мирских поселений».

    На Соловках сложился «иной мир» с совершенно иными (монашескими) ценностями и иным течением времени. В XVIII в. монастырь неоднократно посещался Петром I, в том числе с эскадрой новопостроенных кораблей. В 1990 году была возобновлена религиозная деятельность на Соловецких островах. В настоящее время на островах выявлено 48 комплексов (889 объектов) домонастырской культуры и более 270 объектов и памятных мест монастырской культуры. В 1992 году произошло включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Из истории монастыря: В 1429-1434 Преподобные Савватий и Герман поселились на севере пустынного Соловецкого острова и пять лет жили там пустынножительным уставом. В 1435 — конце XV в. После кончины святого Савватия преподобные Зосима и Герман основали общежительный монастырь на юге Соловецкого острова, на месте видения «церкви на воздусе» между Святым озером и бухтой Благополучия. В центре обители, на возвышении располагались деревянные Спасо-Преображенский собор с Никольским приделом и Успенская церковь. Вокруг, по периметру, размещались одноэтажные келлии. Деревянный монастырь страдал от пожаров и дважды выгорал до тла. В конце XV — начале XVI вв. митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой со слов игумена Досифея I было составлено первое житие преподобных Зосимы и Савватия. Стараниями игумена Досифея была основана знаменитая соловецкая библиотека, в которой к 1602 г. числились 481 рукопись и 38 печатных книг. При митрополите Макарии причислены к лику святых основатели обители, преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.

    Во время игуменства будущего святителя Филиппа в монастыре развернулось каменное строительство. По проектам игумена Филиппа возведены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). На Большом Заяцком острове была сооружена первая в России каменная гавань для морских судов, обновлена монастырская ферма на острове Большая Муксалма, начато сооружение канальной системы. Основным вкладчиком обители был государь Иоанн IV. После кончины святителя Филиппа, под руководством монаха Трифона (Кологривова), были сооружены мощная валунная крепость (1582-1596), Благовещенская церковь над Святыми вратами (1600) и центральная каменная галерея (1602). Оформилась окончательная планировка монастыря: пятиугольный, вытянутый в плане, он напоминает корабль, устремленный с севера на юг. Во времена смуты (до 1615) настоятели монастыря святые игумены Антоний и Иринарх возглавили оборону Беломорья от поляков и шведов. В историю борьбы с захватчиками вписаны имена пострижеников Соловецких — митрополита Новгородского Исидора и старца Авраамия (Палицына), келаря Троице-Сергиевой лавры. В 1620 преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит на острове Анзер. В 1634 г. в Патриархи Московские и всея Руси был поставлен Иоасаф I, постриженика Соловецкого монастыря. В 1635 г. преподобный Елеазар в Свято-Троицком скиту совершил иноческий постриг священника Никона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. В 1652 г. состоялось перенесение святых мощей святителя Филиппа из Соловков в Москву и интронизация Патриарха Никона. В 1668–1676 гг. происходило «Соловецкое сидение» — вооруженное сопротивление иноков-старообрядцев церковным реформам привело к разорению обители царскими стрельцами. В 1713 преподобный Иов (в схиме Иисус) основал Голгофо-Распятский скит на острове Анзер.

    В 1765 г. Соловецкий монастырь стал ставропигиальным. В 1854 состоялся безуспешный штурм Соловецкого монастыря английской военной эскадрой, не принесший противнику успеха девятичасовой пушечный обстрел обители. В начале XX в. на Соловках за монастырем числилось 6 скитов и 3 пустыни, 19 церквей (30 престолов) и 30 часовен. В обители существовали: училище для 200 детей поморов — «безбрадых трудников», Братское богословское семиклассное училище (с программой семинарии), метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литография, собственный ботанический сад. Некоторое время работала Биостанция — первое научное учреждение на Беломорье. Обитель имела хорошо налаженное и рентабельное хозяйство, ориентированное на прием паломников, число которых достигало 20 тысяч в год. Перевозки по морю осуществлялись тремя монастырскими пароходами; монастырский флот давал четвертую часть доходов обители. В 1920 г. монастырь был упразднен советской властью. В 1923 г. в стенах обители создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ. В 1939 лагерь был упразднен и на его месте на Соловках организован Учебный центр Северного флота (Школа юнг). В 1967 г. там же создан филиал Архангельского краеведческого музея, реорганизованный в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий в настоящее время. В 1990 г. принято решение Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители. В 1992 г. состоялось возвращение на Соловки мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий II. В 1994 начались реставрационные работы в скитах и пустынях обители.

    Читайте также  26 потрясающих древних руин, которые обязательно стоит увидеть

    В 1999 г. на острове Анзер были обретены честные мощи священномученика архиепископа Воронежского Петра (Зверева). В 2000 г. подняты из-под спуда мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса), основателя Голгофо-Распятского скита. В 2001 г. состоялось освящение отреставрированного храма святителя Филиппа, митрополита Московского. В 2007 были освящены вновь отлитые колокола Соловецкой звонницы и Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. освящен поклонный крест и часовня на месте захоронения узников концлагеря у горы Секирной, а также храм Распятия Господня на горе Голгофе (остров Анзер). Тогда же происходит освящение восстановленного храма Распятия Господня в Голгофо-Распятском скиту. В 2009 г. мощи священномученика Петра (Зверева) перенесены с Соловков в Воронеж. В 2010 г. учрежден Патриарший Попечительский совет Соловецкого монастыря. В 2013 г. состоялось освящение Вознесенского храма на Секирной горе. К монастырю относятся скиты и пустыни: Андреевский скит, Вознесенский, Голгофо-Распятский, Никольский, Савватиевский, Сергиевский, Троицкий скиты, Исааковская, Макариевская, Филиппова пустыни.

    Соловецкий монастырь

    В рабочие дни богослужения начинаются утром в 6 часов, а вечером в 17 часов.

    По воскресеньям, в дни великих и двунадесятых праздников служение происходит с 8:00. По окончании, если не препятствует погода, совершается крестный ход.

    Попасть на остров можно двумя способами — по воздуху или наземным и морским транспортом. В первом случае сокращается время на дорогу, второй вариант экономнее.

    Из Москвы или Санкт-Петербурга летят на самолёте в Архангельск. Отсюда из аэропорта «Васьково» на Соловки ежедневно, кроме четверга, следует один рейс в 13:20. Время полёта на Л-410 — 50 минут, стоимость — 7500 руб. Вылет обратного рейса в 14:40.

    Путешествуя по земле, нужно садиться на поезд, который следует в Мурманск, но билет оформлять до станции Кемь. В городе туристы отправляются на пристань, где фрахтуется катер, переправляющий визитёров на остров. Цена железнодорожного билета из Москвы от 3 до 11 тыс. руб. Стоимость морского плавания — от 1 800 рублей, время в пути — 2 часа.

    Тяжела жизнь инока, если вести её по монашескому уставу. Суров климат северных широт российского государства. Место, где эти невзгоды накладываются друг на друга, называется Соловецкий монастырь. Постоянный труд и вечная молитва, долгая зима и короткое лето — это реалии обители в Белом море.

    Пять столетий истории Соловецкого монастыря

    История обители насыщена событиями. Это эпоха созиданий, время жаркой молитвы, годы мученичества за веру Христову. Участниками летописной хроники стали великие подвижники православия.

    Основатели Соловецкого монастыря

    Первыми на необитаемых Соловецких островах поселились монахи Савватий и Герман в 1429 году. Иноки водрузили крест, построили келью и проводили время в молитвах. Не испугались они холодной зимы, неурожайной почвы и диких зверей. Бог согревал и питал пустынножителей.

    После мирной кончины Савватия к Герману присоединился Зосима, бежавший от мирской суеты. В видении Господь указал пустынникам место возведения храма.

    Между тем, подвиги чернецов становятся известны. На остров приплывает рыбак по имени Марк, желавший принять постриг. Начинается постройка келий и церкви. Так к 1436 году образовался славянский монастырь.

    Разрушение Соловецкого монастыря

    В феврале 1920 года Красная Армия очистила Архангельск от белогвардейских войск. Через 2 месяца на Соловецкие острова высадились большевики. Целью десанта являлось выполнение ленинского декрета о свободе совести.

    Из монастыря началось изъятие продовольствия и ценной церковной утвари. Действия проводились без составления протоколов и описей. Следующим шагом стало формирование исправительных учреждений ОГПУ.

    В монастыре создаётся отделение северных лагерей принудительных работ. Руками заключённых архангельские чекисты переоборудуют кельи в камеры и бараки. Внутреннее убранство храмов разрушают, фрески соскабливают или закрашивают. Даже кладбищенские кресты используют как дрова.

    Восстановление Соловецкого монастыря

    Завершение эпохи социализма сняло запрет на православную жизнь мирян. Возрождение обители на Соловках началось в 1988 году образованием приходской общины. В октябре 1990 года по благословению Священного Синода возобновляется деятельность мужского монастыря, получившего через 5 лет статус ставропигиального. Возвращение мощей прп. Савватия, Зосимы и Германа произошло в 1992 г.

    Святыни

    В монастыре на Соловках сохраняются реликвии, почитаемые православным миром, — иконы, кресты, мощи святых. Здесь нашли последний приют преподобные отцы, чья жизнь связана с обителью.

    Таблица 1. Сведения о святых

    Святые Дата упокоения Год канонизации Время перенесения в обитель
    Прп. Савватий 1435 1547 1566
    Прп. Зосима 1478 1547 1566
    Прп. Герман 1479 1692 1484
    Свт. Филипп 1569 1636 1591
    Свт. Маркелл 1663 2004 2003
    Свмч. Пётр 1929 2000 1999

    Спасо-Преображенский монастырь сохраняет святые иконы:

    • копию образа Богородицы Одигитрия, с которым прп. Савватий пришёл на остров;
    • список иконы Божьей Матери Тихвинская именуется «Запечная» или «Хлебенная», так как явилась св. Филиппу во время послушания в пекарне;
    • чудотворный Корсунский образ Пресвятой богородицы «Сосновский» обретён на сосне в 1627 году;
    • икону XVII века с изображение прп. Савватия и Зосимы.

    К святыням относится молельный крест из белого камня, принадлежавший прп. Савватию. На это указывает надпись на нижней лопасти реликвии. Предмет обрёл игумен Филипп в 1556 году. После закрытия обители большевиками крест находился в музее и вернулся на Соловки 1993 году.

    Престольные праздники

    Престольные праздники отмечаются в честь памятного события в истории Церкви. Другой причиной празднования может стать святой, чья жизнь связана с храмом или монастырём. В Спасо-Преображенском монастыре таких дат пять.

    Престольные праздники Соловецкой обители:

    1. Преображение Господне — 19 августа.
    2. Преставление прп. Зосимы — 30 апреля.
    3. Перенесение мощей прп. Зосимы — 21 августа.
    4. Перенесение мощей прп. Савватия, Зосимы и Германа — 21 августа.
    5. Поминовение Соловецких святых — 22 августа.

    Архитектурно-художественные памятники

    Почти три десятка строений насчитывается в Соловецкой обители. Некоторые построены недавно. Но отдельные здания представляют историческую ценность.

    Таблица 2. Памятники архитектуры Спасо-Преображенского монастыря

    Сооружение Время возведения
    Успенский собор 1552 -1557 гг.
    Преображенский собор 1558 – 1566 гг.
    Благовещенская церковь 1596 – 1601 гг.
    Колокольня 1777 г.
    Водяная мельница XVII век
    Свято-Троицкий собор 1856 – 1859 гг.
    Храм свт. Николая Угодника 1834 г.
    Церковь прп. Германа 1860 г.

    Поклонные кресты

    По традиции поклонные кресты возводятся в местах мученичества христиан или в благодарность Богу от избавления от бедствий. Также отмечалось расположение уничтоженного храма или будущей церкви. Кресты достигают высоты 12 метров. На сооружении, покрытом «крышей», закрепляют иконы и пишут молитвы.

    На территории обители находится 21 поклонный крест: 14 на Большом Соловецком острове и 7 на острове Анзер. Один из них — это береза, принявшая форму христианского символа. Старейший крест, датируемый 1812 годом, установлен около Старой Сосновой пустыни на берегу озера Бучейного.

    Мученики

    Летом 1923 года на Соловецких островах создаётся концентрационный лагерь ОГПУ. Со временем учреждение разрослось, его отделения открывались и на материке. В системе ГУЛАГ спецтюрьма играла видную роль.

    Особое назначение лагеря заключалось в истреблении служителей церкви. Более 500 монахов, священников, епископов и митрополитов обрели вечный покой в здешних застенках. На Соборе в 2000 году к лику новомученников российских причислено 60 православных подвижников.

    Информация паломникам и путешествующим о Соловках

    Планируя вояж в монастырь, паломнику необходимо выяснить, как добраться до конечной точки маршрута, и выбрать место будущего проживания. Нелишней станет информация об особенностях путешествия.

    Дорога на Соловки

    Попасть на остров можно двумя способами — по воздуху или наземным и морским транспортом. В первом случае сокращается время на дорогу, второй вариант экономнее.

    Из Москвы или Санкт-Петербурга летят на самолёте в Архангельск. Отсюда из аэропорта «Васьково» на Соловки ежедневно, кроме четверга, следует один рейс в 13:20. Время полёта на Л-410 — 50 минут, стоимость — 7500 руб. Вылет обратного рейса в 14:40.

    Путешествуя по земле, нужно садиться на поезд, который следует в Мурманск, но билет оформлять до станции Кемь. В городе туристы отправляются на пристань, где фрахтуется катер, переправляющий визитёров на остров. Цена железнодорожного билета из Москвы от 3 до 11 тыс. руб. Стоимость морского плавания — от 1 800 рублей, время в пути — 2 часа.

    Где поселиться на Соловках

    Устроиться на проживание можно в гостинице, частном секторе или поставить палатку в кемпинге. Адреса квартир узнаются в паломнической службе монастыря. О цене рассказывает хозяин домовладения. Палаточный лагерь, где суточное пребывание стоит 300 руб. с человека, расположен в 10 минутах ходьбы от монастыря.

    Таблица 3. Перечень гостиниц на острове

    Название Расстояние от монастыря пешком, мин. Вместимость номеров, человек Минимальная цена в сутки, руб.
    «Компания Соловки» 25 1; 2; люкс 1000
    «Приют» 3 1; 2; 3 3000
    «Соло-Норд» 3 1; 2; 3 2000
    «Соловецкая слобода» 7 2; 3 4500
    «Соловки-отель» 15 1; 2; полулюкс; люкс 2500
    Общежитие музея 1 Многоместный 800

    Некоторые местные правила

    На острове нет банкоматов, поэтому следует запастись наличностью. Деньги понадобятся для оплаты экскурсий и покупок. Необходимы зарядные устройства и флешки для гаджетов. В путешествии походная аптечка может оказаться не лишней.

    Важно! Находясь на Соловках, следует не забывать о возможной стремительной смене погоды. За несколько минут яркое солнце могут закрыть дождевые тучи, и подует порывистый ветер. Учитывая местный климат, рекомендуется взять непромокаемую одежду и пару спортивной сменной обуви.

    Расписание служб

    В рабочие дни богослужения начинаются утром в 6 часов, а вечером в 17 часов. В расписание среды добавляется молебен с чтением акафиста прп. Савватию, Зосиме и Герману. По воскресеньям, в дни великих и двунадесятых праздников служение происходит с 8:00. По окончании, если не препятствует погода, совершается крестный ход.

    Богатства островов в Белом море привлекали многих людей. Но стяжатели наживы не выдерживали выпавших на их долю испытаний. Только сильные духом и с глубокой верой православные подвижники смогли закрепиться на Соловецкой земле.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: