Старый мост (Мостар), Босния и Герцеговина - KRINTEL.RU

Старый мост (Мостар), Босния и Герцеговина

Старый мост в Мостаре — главная достопримечательность

Одной из достопримечательностей Мостара является Старый мост, именно про него пойдёт речь в этом посте.

Мост расположен в самой туристической части города, именно тут следует искать лучшие отели Мостара.

Посещение моста является обязательным во время любой индивидуальная пешеходной экскурсии по Мостару, мост является связующим центром двух половинок Старого города, двух народов и двух религий. Тут же начинается любая групповая экскурсия по городу.

Старый мост на карте Мостара

  • Обратите внимание на эту карту, на ней я указал расположение главной мостарской достопримечательности. Если вы приехади в город на машине, то наилучшей парковкой будет стоянка у церкви Петра и Павла. Там всегда много свободного места, а до исторического центра города 5 минут пешком.

    Если вы приехали в Мостар на автобусе или поезде, то до центра города 20 минут пешком, или 5 минут на такси. ЖД и автобусный вокзал так же указал на карте.

    Легенды мостарского моста

    Практически все легенды Старого моста связаны с его строительство, и именем архитектора Мимара Хайруддина. Так как процесс строительства был весьма шероховатый, то и легенд достаточно много.

    Переправу было решено строить в весьма непригодном для подобного сооружения месте, но у архитектора не было вариантов и он принялся за работу.

    Первые две попытки были неудачными, построенный мост не устоял и сутки. Заказчик Сулейман Великолепный, узнав про неудачи во время строительства, пригрозил Мимару репрессиями. И дал архитектору последний шанс с условием, если в третий раз мост упадёт в реку, то туда же отправится и его голова.

    Хайруддин понял серьёзность намерений и вновь принялся за работу, а рядом был возведён эшафот, который стал для архитектора отличным мотиватором.

    Далее имеется несколько токований происходящего. Некоторые легенды гласят, что после постройки моста Мимар Хайруддин прожил под ним трое суток. Так сказать, если провал, то исход неизбежен.

    Вторая версия легенды говорит, что архитектор сбежал из под охраны и смотрел на окончание строительства с почтенного расстояния, при разрушении конструкции был готов спешно бежать во всю силу (жизнь всё же дороже признания).

    Третья легенда упоминает жену архитектора. Дабы придать мотивации или из-за побега Хайруддина, одну из жён Хайруддина заживо замуровали в мосту, что бы у него была цель построить «на века». Но тут не говорят, сколько у него было жён.

    История Старого моста

  • Изначально на берегах реки был подвесной мост, но рост города требовал появление на его месте более надёжной переправы. Мост начали строить в 1557 году, а завершили в 1566 году. Султан Сулейман Великолепный поручил стройку зодчему Мимару Хайреддину.

    Задача для тех времён была весьма амбициозная, так как классический мост с центральной опорой на горной реке построить попросту невозможно, ведь расстояние между берегами более 30 метров, а высота над уровнем реки более 25 метров.

    Достоверно известно, что был выложен свод из многочисленных каменных блоков, которые соединяли железными штифтами. Свод укрепили рёбрами жёсткости (по центру и по бокам), а уже потом возвели внешние стены, и вымостили.

    По конструкции остаются вопросы, как были установлены леса и были ли они вообще? Или вот ещё один, «горб моста» составляет три метра, современная копия имеет своеобразные ступени. А как в древности по нему ходил народ, и перевозили грузы?

    В XVII веке были сооружены крепостные башни: Тара на левом и Халебия на правом берегах.

  • Башня Тара использовались в основном как склад боеприпасов. В настоящее время внутри расположена часть экспозиции из музея Герцеговины. Время работы музея — с апреля по ноябрь ежедневно с 10:00 до 18:00.

  • Башня Халебия на нижних этажах имела тюремные камеры, а верхнее пространство использовалось в качестве наблюдательного поста. Сегодня, внизу находится клуб «Мостари».

    Разрушение

    Мост простоял 427 лет, и наверное прожил бы ещё столько же. Мостарский мост символизировал многонациональное население региона, но это самое население и решило его судьбу. 9 ноября 1993 года во время Хорватско-боснийской войны он был полностью разрушен.

    Армия боснийских хорватов подогнала танки, и из 100 мм орудий два дня обстреливала мост до полного разрушения. В конструкцию попало более 60 снарядов, мост, сторожевые башни и часть скалы были уничтожены.

    Восстановление

  • В 1998 году несколько всемирно известных организаций (ЮНЕСКО, Всемирный банк и т.д.) обратились к мировому сообществу за помощью с восстановлением. На зов откликнулись следующие страны и организации: Банк развития Европейского совета, Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция.

    Идея восстановить мост из оригинальных блоков провалилась, так как большинство блоков поднятых со дна реки были очень сильно повреждены. Было принято решение изготовить всё необходимое заново (часть найденных оригинальных блоков всё же использовались при строительстве), из того же материала, добытых в тех же карьерах и теми же руками. Для последнего были приглашены турецкие строители из компании Er-Bu Construction Corp, они использовали технику Оттоманской империи.

    В 2004 году руководитель ЮНЕСКО и президент Боснии и Герцеговины открывают «Старый-новый» мост.

    Прыжки с моста

  • Считается, что с моста начали прыгать сразу после его введения в эксплуатацию, т.е. первый прыжок состоялся в 1566 году. Скорей всего это всего лишь красивая легенда, но в 2016 году соревнования по прыжкам с моста были юбилейными – 450-ми. А в 1968 году соревнования получили официальный статус, с призами, судейством и бальной системой оценки спортсменов.

    Соревнования по прыжкам с моста проводятся ежегодно в конце лета. Прыгуны в 1994 году создали свой клуб Mostari, его штаб-квартира расположена на правой стороне моста.

    Что бы прыгнуть со Старого моста требуется быть не только безумцем, но ещё и иметь отменное здоровье и силу воли. Вода в горной реке Неретве всегда ледяная, летом она не прогревается выше +15, в то время как на улице +42 градуса. Прибавьте к температурному удару еще и адреналин, и вы получите смертельную смесь.

    Хорошего вам отдыха в Мостаре и приятных прогулок по городу.

    Старый мост в Мостаре

    Балканы очень богаты на красивые и необычные мосты. Про самый главный мост Черногории я уже писал. Пришло время самого известного моста Боснии и Герцеговины. Находится он в городе Мостар и называется просто — Старый Мост.

    Свою историю мост ведет с XVI века и является объектом Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Но тысячи туристов со всего мира приезжают сюда не из-за истории, а благодаря отчаянным смельчакам, совершающим опасные прыжки с моста в реку.

    Этой традиции почти столько же сколько и самому мосту. Первое письменное свидетельство о прыжках относится к 1664 году. Прыжки совершаются с высоты 24-30 метров (в зависимости от полноводности реки), а температура воды близка к нулевой, что делает эти мероприятия очень опасными.

    1. Город Мостар считается неофициальным центром исторической области Герцеговина, то есть той части страны, которая этнически и культурно близка Хорватии, хотя хорватов здесь примерно столько же сколько и боснийцев. Находится Мостар на реке Неретве и является четвертым по количеству населения городом страны.

    История моста очень символична. Он был построен в 1557—1566 годах, когда Балканы находились под властью османов. Зодчий Мимар Хайреддин выбрал для моста форму дуги с ярко выраженной серединой. Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». Османский путешественник Эвлия Челеби XVII века замечал, что «перешёл шестнадцать империи и не видели такой высокий мост». В то время мост был символом добрососетских отношений хорватов и мусульман, живущий на разных берегах Неретвы.

    Читайте также  Лион — праздник молодого вина

    А через 427 лет, во время Хорватско-бойснийской войны, мост был разрушен. Армия боснийских хорватов начала обстрел моста из 100 мм пушек Т-55 с расстояния два километра с холма Хум на юго-западе. Танковый обстрел длился два дня. До обрушения он получил свыше 60 попаданий. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую мост опирался. И руины моста стали символом жесточайших Балканских войн.

    А в 2004 году мост был восстановлен усилиями ЮНЕСКО, Всемирного банка, Хорватии, Турции, Италии, Нидерландов и Франции. Теперь мост символизирует возвращение к мирной жизни.

    А с воскрешением моста в Мостар вернулась и традиция прыжков с него.

    2. Прыгают в реку местные не просто так, а за вознаграждение, которое собирают с туристов. Стать прыгуном в Мостаре не просто. Это довольно закрытая группа людей, которые занимаются этим всю жизнь, начиная с детства.

    3. В помещениях, прилегающих к мосту находится небольшой музей. А еще здесь есть каморка, где прыгуны греются, отдыхают и мечтают бросить свое опасное занятие.

    4. Один из прыгунов-ветеранов. Его можно увидеть на фотографиях туристов десятилетней давности.

    5. Во время прыжка прыгуны не отталкиваются, не подпрыгивают, а как будто бы просто падают вниз, расставив руки в стороны и согнув ноги в коленях.

    6.

    7.

    8. В воду входят ногами, выпрямляя их в самый последний момент.

    9. И сразу на берег! Всего за минут, проведенных в воде, прыгун очень сильно замерзает.

    10. Вот такая опасная традиция.
    Интересно, много бы приезжало сюда туристов, если бы прыжки в воду запретили?

    11.
    Ночью в реку никто не прыгает. Прыгуны отдыхают и тратят заработанное в местных барах, а туристы заполняют собой многочисленные ресторанчики и дегустируют балканскую кухню. То есть, тоже отдыхают и тратят заработанное.

    Небольшой репортаж от начинающего влогера ))

    Мостар Босния и Герцеговина

    Мостар поразит многогранностью, этническим разнообразием, необычной атмосферой и старой архитектурой. В город можно попасть во время экскурсии из Черногории в Боснию и Герцеговину. Туристов ждут прогулки вдоль Неретвы, знакомство с мостами, посещение исторически значимых мест в рамках тура.

    Город Мостар в Боснии и Герцеговине — место, куда ежегодно стекаются тысячи туристов. Сегодня это мирный европейский городок, который выглядит почти так же, как до войны. Однако в середине 90-х Мостар чуть не лишился всех своих достопримечательностей. Следы вооруженного столкновения сегодня можно увидеть, нечаянно заметив след от пули на одной из старых построек.

    Старый мост Мостара

    Ключевая достопримечательность города — Старый мост, который и дал название этому населенному пункту. Мост был построен в XVI веке турками, его перекинули через Неретву. В Мостаре, городе трех религий, перекинутый через течение Неретвы мост служил символом связи между мусульманскими боснийцами и христианами (в основном хорватами). Сегодня мост стал символом возврата к простой и мирной жизни.

    Мост был разрушен, его спасти не удалось, однако постройку полностью восстановили. Были использованы оригинальные материалы — остатки обрушенного объекта выловили из реки и использовали при реконструкции. Было потрачено немало денег, усилий и времени, но сегодня Старый мост выглядит так, словно никакой войны не было. Старый мост в Мостаре продолжает радовать туристов. Большинство приезжих знают, что он восстановлен, и удивляют мастерству тех, кто работал над реконструкцией.

    Как добраться до Мостара

    В Мостар можно попасть во время одной из экскурсий. Есть специальная экскурсия «Мостар и водопады», при участии в которой туристы осматривают природные и рукотворные достопримечательности страны. Есть направление экскурсий из Херцег Нови в Мостар, когда тур начинается в Бока-Которской бухте и продолжается в соседней с Черногорией стране. Вариантов достаточно много, причем туристам из России и Украины можно вообще не волноваться ни о чем — они легко пересекут границу без оформления визы.

    Самостоятельно отправляться в путь не рекомендуется, хотя сегодня в Боснии и Герцеговине абсолютно безопасно. Причина в другом — туристу будет не так интересно без гида. Экскурсовод может показать самые интересные места в стране и рассказать о них. Когда путешественники едут сами, им некому рассказать о достопримечательностях. Многие красивые места и примечательные объекты они вообще не замечают. Это может быть скрытая табличка на стене здания или небольшой монумент.

    Экскурсовод без труда найдет места, которые еще хранят следы войны. В Мостаре есть дома со следами пуль и бомбежек. Некоторые здания просто забыли, другие оставили в таком виде намеренно — как напоминание о страшных событиях. Отдыхающим может показаться удивительным этот контраст, когда в абсолютно мирном городе обнаруживаются изрешеченные пулями стены. Зрелище заставляет задуматься и производит впечатление на путешественников. Во время тура можно делать фотографии на память.

    Интересные достопримечательности Мостара

    В одном из значимых городов Боснии и Герцеговины переплетены два непримиримых религиозных направления: христианство и мусульманство. Их соседство видно, в первую очередь, в архитектуре, которая передает информацию об интересных традициях местных жителей в далеком прошлом. Многие достопримечательности в Боснии и Герцеговине были построены турками, в том числе и центральная в Мостаре — Старый мост. Здесь царит удивительная атмосфера, которую обязательно стоит почувствовать вживую.

    Что посмотреть в Мостаре

    В городе есть и другие достопримечательности, которые стоит посмотреть:

    Она считается главной городской площадью, тут гуляют местные жители и приезжие. На территории находится большой рынок, гимназия Мостара, Хорватский национальный театр. Последний все еще находится на стадии строительства, но рано или поздно его завершат. Площадь получила свое название в честь 21 испанского солдата, погибшего во время боснийской войны. Власти Испании предоставили деньги на обустройство площади.

    Это главный парк города, который занял «стратегическое» место между двумя площадями — площадью Испании и Дворянской. В 2007 году это место получило дополнительные средства на благоустройство. После проведения ряда работ оно стало еще более комфортным для прогулок.

    Помимо легендарного Старого моста тут также есть и другие: Луцки и Таможенный, построенные в XX веке, а также Мусалы XIX века. Они не настолько известные, но все равно достаточно колоритные. Отдыхающие могут оценить по достоинству архитектурные особенности каждой из построек.

    Кафедральный собор Девы Марии

    Объект православной епархии был построен в 1970 году. Над разработкой модернистского проекта трудились Хильдегард Ауф-Франич и Иван Франич. Постройка привлекает своими необычными очертаниями.

    Православный собор

    Это объект был сильно разрушен во время войны, по сей день еще не была проведена реконструкция. Однако в ближайшие годы храм могут восстановить, планы уже есть.

    Церковь Петра и Павла

    Это францисканский костел, который тоже серьезно пострадал во время войны, но его уже успели восстановить. Поэтому туристы смогут увидеть все особенности архитектурного оформления постройки.

    Эту территорию можно было бы назвать старым городом в Мостаре. На самом деле это просто район, в котором сохранились дома в Османском стиле.

    Мечеть, считается самой красивой в стране и одновременно — самой старой.

    Старый город Мостар

    Среди главных достопримечательностей не только в Мостаре, но и во всей Боснии и Герцеговины, на первом месте стоит Старый город. Будучи одним из главных туристических центров страны, он привлекает ежегодно тысячи туристов уникальными архитектурно-культурными памятниками. В Старом городе можно увидеть 6 мостов, прогуляться по паркам, посетить главную площадь, Восточный базар, православную, католическую и исламскую святыни.

    Символ Старого города Мостар и один из узнаваемых объектов по фото Боснии и Герцеговины. Старый мост был построен еще в конце XVI века над рекой Неретвой, при господстве известного турецкого султана Сулеймана Великолепного. На каждом берегу, в дополнение к мосту, были сооружены две крепостные башни — Тара и Халебия. Однако, в 90-е годы мост был полностью разрушен боевиками из Хорватии, но вскоре отреставрирован в том числе и с помощью камней, которые удалось поднять со дна реки. Сегодня туристы могут пройти по точной копии турецкого моста и полюбоваться видами с высоты 25 метров. Это любимое место на экскурсии по старой части города.

    Читайте также  Невероятные густые туманы над Озёрным краем в Великобритании

    Взглянув на Кривой мост, можно с уверенностью сказать, что он — копия Старого моста, но гораздо меньшего размера. Не сохранились данные о дате его строительства, однако, известно, что он не моложе турецкого Старого моста. И находится он недалеко от Старого моста, только соединяет берега небольшой реки Радобля. Название моста не подтверждается его формой, потому как конструкция идеально ровная.

    Турецкий дом Кайтаза

    В список того, что еще можно посмотреть в Мостаре, можно смело добавить турецкий дом Кайтаза. Это здание — подлинный артефакт из времен османского владычества в Боснии и Герцеговине. Страна же была под турецким гнетом с XV по XVIII века. За уникальный архитектурный стиль, хорошую сохранность и большую историческую ценность достопримечательность была включена ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

    Здесь, как и 400 лет назад, можно увидеть интерьерные элементы старинной османской культуры: предметы быта, ковры, одежду, циновки, старые светильники. Интересна внешняя территория дома: ворота из массивного дерева, двор, выложенный старинным камнем, деревянные опоры и балки, в сочетании с белоснежными каменными стенами.

    Музей в здании отеля

    В здании XVII века, некогда принадлежавшего семье Муслибегович, находится отель «Bosnian National Monument Muslibegovic House». Само сооружение — одна из ценных архитектурных достопримечательностей Мостара. Расположен отель недалеко от городского Университета и Старого моста. Внутри, помимо номерного фонда, размещена музейная экспозиция: старый боснийский текстиль, образцы каллиграфии османов, мебельные изделия и другие предметы быта XVII века. Интерьеры прошлого времени в здании полностью сохранены, за исключением современных удобств.

    Многие путешественники выбирают экскурсионные туры из Черногории в Боснию и Герцеговину, совмещая знакомство с двумя странами в одной поездке. Можно не тратить лишние средства из бюджета на долгую дорогу, а добраться за несколько часов на комфортабельном автобусе по минимальной цене.

    Отправляйтесь в увлекательное путешествие в Боснию и Герцеговину из Черногории, в удивительный город Мостар, вместе с туроператором «Open Balkans».

    Старый мост Мостар

    Старый мост Мостар находится в центре одноименного города и является его главной достопримечательностью и гордостью страны Босния и Герцеговина. Он имеет богатую историю и включен в список объектов всемирного наследия Юнеско.

    Старый мост Мостар как туристический объект

    Каждый гость города Мостар в первую очередь стремится посетить его главную достопримечательность. Уже с раннего утра мост заполнен туристами, занимающимися каждый своим делом. А на мосту можно найти следующие виды развлечений:

    1. Познакомиться поближе с историей его создания, разрушения и восстановления, посетив как сам объект, так и музей, посвященный ему.
    2. Полюбоваться с моста прекрасными видами на реку Неретва с его изумрудно-синей водой и на сам город, его дома, улицы, мечети и церкви, которые просматриваются издалека.
    3. Сделать памятные фотографии с самых разных ракурсов.
    4. Почувствовать всплеск адреналина, наблюдая за прыжками с высоты 20 метров, которые с ловкостью демонстрируют местные парнишки. Это традиционное местное развлечение.

    Немного истории

    История моста уходит корнями в 15 век. Именно в 1957 году по просьбе местных жителей и с позволения султана Сулеймана Великолепного, началось его строительство. Велось оно под руководством лучшего архитектора Мимара Хайруддина и длилось целых 9 лет. В результате получился мост высотой в 21 метр, который имеет длину 28,7 м и ширину 4,49 м. Благодаря ширине арки этот мост был прославлен на весь мир, ведь равных ему нет. Современные ученые до сих пор не могут выяснить, как в 16 веке рабочим удалось построить столько крепкий и высокий мост. Конструкция моста состояла из 456 известняковых блоков, выточенных вручную так, чтобы они точно подходили друг к другу вплотную. В то время построенный мост играл большую торгово-стратегическую роль, так как через него перевозились тяжелые камни с одной части города в другой, а также служил переправой для других торговцев и рабочих (за что местные взимали определенную дань).

    В 17-м веке было решено построить две башни для облегчения контроля за мостом и перемещениями по нему. С левой стороны возвели башню Тара, служившую в свое время складом боеприпасов. Сейчас там располагается музей в несколько этажей, где можно ознакомиться с историей моста. Он открыт для посещения туристов с апреля по ноябрь. Осмотр экспозиций в этом музее обычно заканчивается подъемом на самый последний этаж, откуда взору открываются потрясающие виды на город.

    С правой стороны была построена башня Халебия, и она являлась тюрьмой. С верхних этажей стражники следили за порядком и наблюдали за мостом.

    Разрушение и восстановление моста

    Мост, который сейчас можно увидеть на Неретве, является точной восстановленной копией старого каменного моста Мостар. Оригинал, к сожалению, был разрушен во время Хорватско-боснийской войны в 1993 году. Противник два дня танками обстреливал мост с горы Хум, что находится на расстоянии примерно 2-х километров. В результате 60 попаданий, объект в конце концов упал вместе с прилегающими башнями и частью скалы, на которую опирался. На сегодняшний день у берегов Неретвы можно увидеть только обломки оригинального моста.

    Специалисты ЮНЕСКО занялись вопросами восстановления уже в 1994 году. Но на сбор денег и архитектурные научные исследования потребовалось несколько лет. Мост был восстановлен за счет пожертвований таких стран, как Турция, Нидерланды, Франция, Италия и Хорватия. Также финансовое содействие оказал Банк развития Европейского совета. Общий бюджет составил около 15 миллионов евро. Работы были начаты в 2003 году, а в 2004 году Мостар был торжественно открыт.

    Прыжки с моста

    Старый мост Мостар знаменит не только своей историей и уникальной архитектурой, но и особым развлечением, которое здесь могут увидеть туристы. Прыжки в воду с моста – развлечение, которое было основано в 1664 году. Первоначально молодые юноши, таким образом, доказывали свою храбрость и смелость. Сегодня это развлекательное шоу для туристов за деньги. Несколько местных парней собирают аудиторию и деньги в качестве гонорара за представление (обычно дают, кто, сколько может), потом показывают этот опасный трюк. Прыжок в воду можно назвать действительно экстремальным спортом, так как он совершается с высоты 20 метров в реку, глубина которой всего 3-5 м. Кроме этого, Неретва славится низкой температурой воды, которая поддерживается в ней круглогодично. Не сложно представить, насколько опасен такой прыжок в жару 40 градусов и в воду с температурой 15 градусов. Технике такого прыжка юноши обучаются с малых лет и тренируются годами. К правой башне Халебия было пристроено помещение специально под клуб «Мостари», где и проходят обучение мальчики. С 1968 года здесь проводятся международные соревнования по прыжкам. Показать свою ловкость и храбрость сюда приезжают юноши со всего мира.

    Старый мост Мостар – это первый объект и достопримечательность, которую хотят увидеть посетители города. Он находится в центре, и найти его не составит труда. Добраться можно на автомобиле, маршрутном городском транспорте или на такси. Мостар был назван самым красивым мостом в Европе. Ему были посвящены стихи и сочинения поэтов, заметки географов и очерки путешественников, истинно восхищавшихся красотой и величием этого средневекового изящного строения.

    Читайте также  Необычный музей миниатюры в Гамбурге

    Старый мост

    Почему мостарская реплика не смогла стать символом примирения

    9 ноября исполнилось 20 лет с момента разрушения Старого моста в городе Мостар в Боснии и Герцеговине, уничтоженного во время боснийской войны танковыми снарядами бойцов Хорватского совета обороны.

    Но эту грустную годовщину отметила лишь часть населения города, который со времен войны так и остался разделенным на две части, между бывшими врагами – хорватами и боснийскими мусульманами-бошняками. Мостар, наряду с Косовской Митровицей на севере Косова и кипрской Никосией, является одним из трех разделенных по этническим линиям городов в Европе. Уникальный каменный мост, построенный в XVI веке османами и входивший во Всемирное наследие ЮНЕСКО, ранее являвшийся символом города Мостар и единства культур его многонационального населения, после восстановления не стал, как ожидалось, символом примирения горожан.

    В течение двух дней ноября 1993 года войска боснийских хорватов выпустили по Старому мосту 86 снарядов. Каменная конструкция, простоявшая до того 427 лет, полностью разрушилась и упала в реку Неретва. Этот момент заснят несколькими видеокамерами.

    Бывшие хорватские политики и военные по сей день выступают с разными теориями. То, дескать, мост разрушился сам собой из-за дождей, то его разрушение – последствие военных действий Югославской народной армии в 1992 году, то боснийские мусульмане якобы заложили под мостом взрывчатку, а потом обвинили хорватов.

    Эти споры продолжаются по сей день, и восстановленный в 2004 году на деньги иностранных доноров мост, точная копия османского, вызывает разные эмоции. Каждый год 9 ноября ученики бошняцких школ из восточной части Мостара выходят на мост и бросают цветы в реку Неретву. Городская администрация, общая для обеих частей города, в этой церемонии участвовать отказывается. Хорваты из западной части Мостара с цветами на панихиду по мосту не приходят.

    Годовщина разрушения отмечается также прыжками местных спортсменов с моста, с высоты более 20 метров. Это традиционный ритуал, сохранившийся веками и прославивший город. В бывшей Югославии соревнования по прыжкам со Старого моста всегда транслировало государственное телевидение.
    “Новый Старый мост не принес восстановление духа довоенного Мостара”, – заявил в интервью для Радио Свободная Европа/Свобода знаменитый хорватский писатель, член Академии науки и художества Боснии и Герцеговины, почетный председатель Международного ПЕН-клуба Предраг Матвеевич. Он родом из Мостара, из семьи матери-хорватки и отца – русского эмигранта.

    – Прошло 20 лет. Однако такого рода раны нелегко заживают. Старый мост в Мостаре имел разные функции: гуманитарную, историческую, гражданскую, он связывал два берега реки Неретва. Исторически город сформировался так, что в нем были кварталы с преимущественно мусульманским населением и те, где было больше сербов или хорватов.

    Теперь, после разрушения моста, после множества мифов о его разрушении (ведь нужно переложить вину на другого), мост свою функцию выполняет лишь частично. Он не служит для того, чтобы связать граждан города. Были времена, когда пройти с одной стороны берега на другую было даже опасно и неприятно. Теперь это уже не опасно, но не всегда приятно.

    В последнее время Предраг Матвеевич крайне редко и с болью в душе посещает родной город.

    – Мост теперь как будто выполняет лишь туристическую функцию. Туристы на больших автобусах приезжают из Дубровника и смотрят на мост. Порой они видят мальчиков, которые набираются храбрости прыгнуть с моста в воду, чтобы показать: “Вот какие мы в Мостаре!” Рядом с мостом стоит несколько киосков, в которых продают украшения и сувениры, чаще китч – но это для людей порой единственный способ выжить. Промышленности Мостара не существует.
    Когда я прохожу мимо мостарских мечетей, которые были разрушены, или поднимаюсь к православной церкви, которая тоже была разрушена до фундамента, вижу, что они восстановлены из другого вида камней; и католический храм тяжело пострадал. Кто посягает на храмы, посягает на что-то очень существенное. А здесь посягнули на храмы и на мост, такой древний, такой необыкновенный, такой оригинальный, такой символический.

    – Мы договаривались о встрече, говоря: “Встретимся у Старика”. Самые храбрые прыгали с него. Сколько воспоминаний с ним связанно! В 1941 году, тогда мне было девять лет, мы знали, что мост заминирован. Итальянцы присоединили его к своей военной зоне. Мост был заминирован, но итальянцы так и не отдали приказ его разрушить. Когда мост упал в 1994 году, я был во Франции, преподавал в Сорбонне. Хорошо помню, как услышал по радио: “Разрушен мост в Мостаре”. Я сказал, что этого не может быть, никакой выгоды от его разрушения получить невозможно – нельзя уничтожать такое историческое сооружение! Однако потом я увидел по телевидению, как падает один, второй снаряд. Сначала казалось, что мост выдержит, что не упадет, а потом, в один момент, все разрушилось. Не знаю, но все тогда разрушилось и в моей жизни! Я сел и написал эссе, которое на следующий день было переведено на 20 языков мира. И потом долго меня не отпускала депрессия.

    “Когда мост рушится, по берегам чаще всего остаются своего рода обрубки, – писал Предраг Матвеевич в 2004 году, когда мост восстанавливали. – Поначалу нам показалось, что, когда он рухнул, не осталось ничего. Он унес с собой в воду часть скалы, возвышавшиеся на нем каменные башни и куски герцеговинской земли. Позднее мы увидели по обоим берегам настоящие шрамы, живые и кровоточащие”. Предраг Матвеевич несколько раз приезжал в Мостар во время войны, побывал там и за полгода до разрушения Старого моста.

    – В Мостаре со мной произошел странный случай. Я ходил и смотрел на разрушенные дома, здания и храмы. Пошел посмотреть на старую православную церквушку, которая находится за полностью разрушенной православной церковью на горе. Она вкопана в землю и потому уцелела. Османские правители разрешили ее построить, но так, чтобы она не была на виду. Я постучался в дверь. Долго никто не открывал, а потом появился небольшого роста человек. Я спросил, удалось ли спасти иконы. Он ответил, что думает, что они спасены, и добавил: “Знаете, мне неприятно об этом говорить, я мусульманин. Меня зовут Реджеп, я албанец. Здесь не могли оставить охранять ни серба, ни хорвата. Так удобнее, ведь я не принадлежу к народам из Мостара, и поэтому мне поручили охранять церквушку”. Помня этот разговор, я смотрел на Старый мост, на его разрушение.

    Но может ли Мостар снова стать тем прошлым, самым смешанным этнически и самым толерантным городом, каким он был в бывшей Югославии до разрушения своего символа – Старого моста?

    – Я хочу верить, что Мостар может быть тем, чем был, и без Старого моста. Но это придет не так скоро. Я вижу, что наряду со многими честными горожанами, готовыми к совместной жизни, есть и жестокие, примитивные, агрессивные люди, которые только и ждут, что западная Герцеговина отделится и присоединится к Хорватии, а восточные районы Боснии и Герцеговины – к Сербии. Вряд ли стоит ожидать положительных процессов в ближайшее время. И, переходя через восстановленный Старый мост, мы будем грустить. Будем смотреть на новые камни, не такие, как те, в которых отражались столетия, не те, которые остались в моих воспоминаниях. Это другой мост.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: