Свято-Ильинская Водлозерская пустынь - KRINTEL.RU

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь

Мужской монастырь Свято-Ильинская Водлозерская пустынь

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь находится на территории крупнейшего в Европе Водлозерского национального парка, о. Малый Колгостров. Учреждена решением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 декабря 2006 года, литургическая жизнь на Ильинском погосте была восстановлена в 2003 году. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники.

Монастырские службы совершаются в древнем храме Илии Пророка на Ильинском погосте. Ильинская церковь, которая ныне поставлена на государственную охрану как памятник архитектуры федерального значения, построена «тщанием прихожан» в 1798 году на месте обветшавшей шатровой церкви XVI века. В храме расписаны небеса. Строится зимний деревянный храм в честь Крестителя Господня Иоанна . Построены шесть монашеских келий, трапезная. Монастырю пожертвованы мини-электростанция, теплица, сенокосилка. Для обработки земли и строительных работ монастырь приобрел лошадь, для хозяйственных нужд и доставки продуктов на остров пожертвованы катер, моторная лодка и снегоход.

На соседнем острове Колгостров отреставрирована часовня Покрова Пресвятой Богородицы (XVIII век), построен дом для паломников, вспаханы монастырские огороды, на которых выращиваются все необходимые для обители огородные культуры. Начинается строительство монастырского подворья в Куганаволоке, ведь с каждым годом поток паломников в монастырь увеличивается, люди приезжают из Москвы и других регионов России и ближнего зарубежья.

Расписание богослужений: ежедневно: 07.00 – утреня, 1-й час; 18.00 – вечерня. В субботу и накануне церковных праздников совершается Всенощное бдение, начало в 20.00. В воскресные и праздничные дни совершается Божественная литургия, начало в 10.00.

Игумен: игумен Киприан (Грищенко)

Адрес: 186154, Республика Карелия, Пудожский район, о.Малый Колгостров

Проезд. На машине из Москвы: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Куганаволок. Общее расстояние от Москвы – 960 км, которые можно преодолеть за 12 — 14 часов. Автомобилем из Санкт-Петербурга в Куганаволок: Санкт-Петербург – Лодейное Поле – Подпорожье – Вытегра – Пудож – Куганаволок.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии

Свято-Ильинская Водлозерская мужская пустынь

Мiръ Россия Республика Карелия Свято-Ильинская Водлозерская мужская пустынь

Свято-Ильи́нский Водлозе́рский пого́ст (Свято-Ильинская Водлозерская пустынь) — православный мужской монастырь, памятник деревянного зодчества. Находится на территории крупнейшего в Европе Водлозерского национального парка, о. Малый Колгостров.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Видео
  • 5 Как добраться
  • 6 Расписание богослужений
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Существует предание, что Ильинский погост вырос на месте древнего языческого святилища, где совершали жертвоприношения местные племена, обитавшие здесь до прихода новгородцев. Но более верным представляется, что погост создали в XVI в. монахи, шедшие на Соловки. Впервые сведения о нем встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского Митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 г.

Ильинский погост украшает деревянная церковь Ильи Пророка, поставленная в 1798 году на месте ветхой шатровой церкви местными плотниками на средства прихожан. Основой при строительстве служил разработанный профессиональными архитекторами и утвержденный Олонецкой консисторией проект. Духовные власти не разрешили новую церковь строить по старому образцу, приказав старую церковь разобрать, а на ее месте заложить новую «в сходственность плана». По мнению архитектора А. В. Ополовникова (который впервые в 1947 году обследовал и обмерил церковь) церковь строилась в разное время. Ее самой древней частью является четверик, к которому позднее были пристроены трапезная и колокольня. Колокольня первоначально завершалась шатром, стремительно взмывающим ввысь. На рубеже XIX—XX веков памятник был обновлен, колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый «полукумпол» со шпилем. Колокольня была обшита тёсом. Обшивка срубов церкви и трапезной слила в единую глухую массу все элементы здания; были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени, а также два крыльца. Обновлен был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым — «составленным согласно правил архитектуры». Новый иконостас, утвержденный Олонецкой строительной и дорожной комиссией, представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.

Другая особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров.

В 1930-е гг. растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел на 60 лет. И лишь в 1991 г. началось его возрождение. С 2006 г. на древнем Ильинском погосте образована Ильинская пустынь — мужской монастырь.

Современное состояние [ править ]

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь учреждена решением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 декабря 2006 года, литургическая жизнь на Ильинском погосте была восстановлена в 2003 году. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники.

Святыни [ править ]

Храмовые иконы в настоящее время находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии (среди них — шедевр древнерусской иконописи «Огненное восхождение Илии Пророка», 1647) и в МЗ «Кижи» (Петрозаводск).

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд. На машине из Москвы: Москва Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож Куганаволок. Общее расстояние от Москвы – 960 км, которые можно преодолеть за 12 — 14 часов. Автомобилем из Санкт-Петербурга в Куганаволок: Санкт-Петербург – Лодейное Поле – Подпорожье – Вытегра – Пудож – Куганаволок.

Адрес: 186154, Республика Карелия, Пудожский район, о.Малый Колгостров.

Расписание богослужений [ править ]

Ежедневно: 07.00 – утреня, 1-й час; 18.00 – вечерня. В субботу и накануне церковных праздников совершается Всенощное бдение, начало в 20.00. В воскресные и праздничные дни совершается Божественная литургия, начало в 10.00.

Соловки 2016 — День 3 (Водлозеро. о.Малый Колгостров (Ильинский))

Соловки 2016
День 3
(Водлозеро. о.Малый Колгостров (Ильинский))

Сегодня плывем на остров Малый Колгостров, ныне называемый Ильинским. На острове расположен Свято-Ильинский Водлозерский погост (первое упоминание 1592 г.).

В парке существует экологический сбор в размере 250р. Едем в администрацию заповедника, оплачиваем этот сбор и плывем на остров.

Погода сегодня хорошая. Волн нет.

Андрюха шел чуть медленнее, т.к. мотор до конца у него еще не обкатан.

Озеро здоровое. Правда иногда встречаются сети. Хоть я и пытался их обходить, но все-таки намотал какую-то веревку, метров в 100 длинной, еле размотали ее.

Через 20км, мы уже у острова. Виднеется Церковь Илии Пророка 1798г.

Паркуем лодки и идем гулять.

Свято-Ильинский Водлозерский погост — мужской монастырь Петрозаводской и Карельской епархии Русской православной церкви, расположенный на острове Малый Колгостров на Водлозере на территории Водлозерского национального парка. Считается памятник культового деревянного зодчества в Карелии, однако официально памятником не является.

Читайте также  Один рассвет в Новосибирске

Немного истории:
Существует предание, что Ильинский погост вырос на месте древнего языческого святилища, где совершали жертвоприношения местные племена, обитавшие здесь до прихода новгородцев. Но более верным представляется, что погост создали в XVI в. монахи, шедшие на Соловки. Впервые сведения о нем встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского Митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 г.

Ильинский погост украшает деревянная церковь Ильи Пророка, поставленная в 1798 году на месте ветхой шатровой церкви местными плотниками на средства прихожан. Основой при строительстве служил разработанный профессиональными архитекторами и утвержденный Олонецкой консисторией проект. Духовные власти не разрешили новую церковь строить по старому образцу, приказав старую церковь разобрать, а на её месте заложить новую «в сходственность плана». По мнению архитектора А. В. Ополовникова (который впервые в 1947 году обследовал и обмерил церковь) церковь строилась в разное время. Её самой древней частью является четверик, к которому позднее были пристроены трапезная и колокольня. Колокольня первоначально завершалась шатром, стремительно взмывающим ввысь. На рубеже XIX—XX веков памятник был обновлен, колокольня лишилась своего шатра — вместо него был поставлен приплюснутый «полукумпол» со шпилем. Колокольня была обшита тёсом. Обшивка срубов церкви и трапезной слила в единую глухую массу все элементы здания; были уничтожены крытый висячий переход, соединявший колокольню и сени, а также два крыльца. Обновлен был и интерьер: старый тябловый иконостас заменили новым — «составленным согласно правил архитектуры». Новый иконостас, утвержденный Олонецкой строительной и дорожной комиссией, представлял собой типичное эклектическое произведение второй половины XIX века. Были обшиты досками потолки и стены церкви.

Другая особенность Ильинского погоста — бревенчатая ограда. Она укреплена бревенчатыми срубами и крыта двускатной кровлей. Такими оградами, придающими сооружениям сходство со старинной крепостью, были раньше окружены многие монастыри и погосты. Эта ограда послужила образцом при возведении ограды Кижского погоста. В ограде были устроены лавки, где крестьяне и купцы торговали по праздникам и в ярмарочные дни. Вероятно, праздничная торговля была прибыльной, поскольку на соседнем острове Колгостров были оборудованы обширные складские помещения для купеческих товаров.

В 1930-е годы растерявший по лагерям священников и прихожан Ильинский Погост опустел.

В 1991 году началось возрождение монастыря.

С 2003 года на Ильинском погосте начались богослужения. В 2004 году директор Водлозерского национального парка Олег Червяков был рукоположен в священники и стал настоятелем Ильинской церкви.

23 декабря 2006 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на Ильинском погосте учреждён мужской монастырь Свято-Ильинская Водлозерская пустынь. В новообразованном монастыре подвизаются игумен Киприан (Грищенко), иеромонах и иеродиакон, инок и послушники.

К сожалению, на матрицу прилетела пылинка, увидел это только на следующий день ((

Свято-Ильинская Водлозерская пустынь

Рука его запуталась в сетке, а волной его выкинуло за борт. Он был в спасательном жилете. Все рыбаки знают, что спасжилет поздней осенью в холодной воде помогает только спасателям – найти тело. Ледяная вода, организм не выдерживает.

Гибель отца Ильи стала потрясением для всех, кто его знал.

Это был человек большого сердца, огромной храбрости и совершенно юной, мальчишеской беспечности. Прекрасный собеседник, он всегда давал очень мудрые жизненные советы,

— так отзываются о нем прихожане.

Посчастливилось познакомиться с ним и автору этих строк. Минувшим летом внедорожная экспедиция «Онежское кольцо», в составе которой был и я, посетила остров Ильинский погост, где находится православный мужской монастырь Свято-Ильинский Водлозерский погост.


Два часа шли мы на судах Водлозерского национального парка из деревни Куганаволок на этот центральный на Водлозере остров. И вот они, главки церкви Ильи Пророка.

Добраться сюда можно только по воде, зимой – по льду. Притягивает место это. Удивительное оно, красивое. Центр, пересечение водных путей. Говорят, монахи, которые добирались на Соловки, облюбовали его, найдя здесь обитель.

Именно сюда в прежние времена стекался местный люд со всех деревень, здесь проводили праздники, гулянья, ярмарки, здесь молились. На Илью Пророка, главный праздник, была ярмарка. Две недели подряд торговали. Мастеров было, умельцев, товара всякого – выбирай что хочешь.

Добром и гостеприимством встречала людей эта земля. Вот и нас так же встретила. Немало мы объехали за две экспедиции вокруг Онего. После суровых монахов Муромского монастыря, не очень-то жалующих гостей, после безмолвия монастыря Ионо-Яшезерского, где монахов нет вовсе, после величественных и почти уже светских Кижей, ориентированных на туристов, а не паломников, в Свято-Ильинской Водлозерской пустыни нас встречали как раз духовностью, теплотой, хлебом и солью, а еще ухой да кашей. Только просили говорить негромко – не любят эти места шума.

Прямо к пирсу к нам вышел тот самый иеромонах Илья. Добрый, светлый, открытый человек, он сразу же пригласил нас посмотреть на главную достопримечательность острова – деревянную церковь Ильи Пророка, поставленную в 1798 году.
Иеромонах Илья в церкви пророка Ильи на острове Ильинский погост – такое вот ильинское царство.

А ведь и Илье Пророку тяжко здесь было. Точнее, церкви его имени. Этот, на который мы смотрели, третий храм. А первый сгорел, простоял 40 лет, второй 100 лет продержался. Тоже сгинул. Третий вот уже больше 200 лет радует глаз. Воистину на века строили! Даже советские беды пережила церковь. В ней в трудные годы склад был со сторожем. Оттого и спаслась святыня.
Мы заходим в рубленую церковь. Намолено, церковные запахи.

В обители одновременно живут человек пять-шесть – это вся наша братия, — рассказывает иеромонах Илья. – Еще паломники приезжают. Начинали вчетвером. Монастырь здесь девять лет как. Вы проходите…

Несладкая жизнь у монахов. Молитвы, службы, хозяйство. Козы, куры, даже конь есть, почти домашний – Орлик. Гуляет сам по себе. Двадцать лет скотине, а выглядит молодцом.

А еще мошек да комарья – тьма! Клещей много. Двоих из четверых жителей обители, начинавших здесь путь, сломал энцефалит.

Удивительное оно, Водлозеро. Рыбакам – праздник. Рыба всякая, клюет на все.

В августе здесь хорошо. Мошки нет, озеро теплое, до 30 градусов вода прогревается, купаться можно до сентября, — рассказывает наш проводник. – Рыбалка отличная. На Илью Пророка накрываем поляну, до 200 человек приезжает. Красота!

Красивое место. До смерти красивое! Монахи рассказывают про гари в этих местах, когда люди закрывались в храмах, сжигали себя целыми группами в знак протеста против церковных реформ.

А в 2003 году как раз в августе здесь был убит отец Нил. На грех пошли два послушника, которым он сделал замечание, что нельзя здесь курить. Такие вот места. 2 ноября 2015-го утонул иеромонах Илья. Озеро забрало.

Илья переводится как крепость господня, — записано у меня в блокноте со слов ныне покойного. Свою крепость Илья нашел там, где, наверное, и должен был. Рядом с Ильей Пророком.

Помяни, Господи, во царствии твоем иеромонаха Илью.

Читайте также  Туристический журнал Rough Guide опубликовал список самых красивых стран

Тема: Свято-Ильинская Водлозерская пустынь 2011 г.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Display
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • Свято-Ильинская Водлозерская пустынь 2011 г.

    Вот наступила первая неделя Великого поста. Время, когда удобно проверить свои силы, свои возможности, уединиться от всей этой суеты современного мира. Но выйдя на улицу, снова погружаешься в эту толчею многолюдного города. И стало как-то грустно и уныло. Ведь раньше монахи на время Великого поста уходили в пустыню, чтобы провести весь пост в уединении, безмолвии, в размышлении о смысле жизни. И вспомнилось мне наше путешествие на первую неделю Великого поста год назад в 2011 году.
    Все началось с того, что мне всегда хотелось забраться в такую глушь, чтобы там не было никаких современных признаков жизни. Одним из таких мест является Кожоезерский монастырь на Кожозере в Архангельской области.
    http://www.nashkraysev.ru/index.php. 8-49&Itemid=44
    Но это пока только в мечтах, так как до него около 90 км тайги без дорог.
    И вот зимой 2011 года Стас (Стас_И) предложил съездить в Свято-Ильинскую Водлозерскую пустынь, что на Водлозере, где он побывал во время поездки по Карелии на новогодних праздниках.
    http://eparhia.karelia.ru/ilia7.htm
    Раньше от Водлозера была тропа в тайге до Кожоезерского монастыря. Паломники ходили туда пешком. Но даже до этой пустыни надо около часа ехать на снегоходе зимой или на моторной лодке летом. Сначала меня это несколько смутило. Рожденный ползать летать не может. Также как и плавать. По льду путешествовать мне тоже как-то сначала не понравилось. Мне бы лучше по твердой земле, но подумав немного я все-таки согласился с его предложением. Решили поехать туда на первую неделю Великого поста.
    Долго решали как ехать – на одной машине или на двух и на какой. Так как дорога недалекая и простая, то ехать решили на одном Джимни. Обсудили состав багажа, который с трудом влез в машинку. Стас настаивал на том, чтобы взять два ведра – он без них не может путешествовать. Он у нас «морж» и каждый день, особенно зимой, обливается из них на улице ледяной водой. Я представил, как мы приедем в пустынь со своими ведрами и сначала усердно возражал, но Стас был непреклонен. Только с ведрами. Пришлось согласиться. Правда они и мне потом понадобились, так что тут Стас оказался прав.
    Отъезд запланировали на утро 6 марта. Накануне выпало много снега, так что утром все дороги были в снегу. Было красиво, но много аварий и машин в кюветах. По пути останавливались на лукойловском «островке» перед Вологдой и на «Ушлом псе» под Липиным бором.

    Приехали в Пудож только в 9 часов вечера и добираться до монастыря уже было поздно. Остались ночевать в Пудоже.
    Утром 7 марта, пока Стас собирался, проехал по Пудожу, заехал в две церкви, но они были закрыты.

    Собравшись, поехали в Куганаволок, село на Водлозере, где нас должен был ожидать настоятель монастыря о. Киприан. Дорога от Пудожа до Куганаволока (примерно 100 км, из них 80 по лесной дороге) зимой занимает около 2-х – 3-х часов. Стояла ясная морозная погода. Кругом все в снегу. По краям дороги большие снежные брустверы, так что с дороги не вылетишь. Так хотелось остановиться, но боялись опоздать. Ведь нас ждет сам настоятель монастыря и нельзя было опаздывать. И вот мы приехали в Куганаволок. В Куганаволоке ВСЕ ездят на снегоходах.

    Игумен Киприан уже был там, мы сразу же его нашли. Его трудно было не узнать. Его снегоход уже стоял на парах, ожидая нас. Познакомились (Стас был с ним уже знаком по первому посещению монастыря, когда и получил приглашение приехать еще), поговорили. Он объяснил, как будем добираться до монастыря. Также сказал, что любит принимать паломников в пост, так как они все равно много не съедят. Вообще, он любит «иногда» пошутить.
    И вот мы отправляемся по буранке, которая протянулась на многие километры. Для них это обычное дело, а для меня испытание. Ну думаю, будь что будет. Чему быть, того не миновать. Как «почетного» и «уважаемого» гостя, меня посадили в крытые подрессоренные сани и завалили нашими сумками и валенками. С одной стороны даже и хорошо. Сумки и валенки все-таки мягкие, в случае чего. И вот мы поехали. Для меня это было самое страшное – начало пути. Отъехав немного от берега, игумен остановил снегоход и спросил, как я себя чувствую. Я ответил, что все нормально и мы начали набирать скорость. Смотрю по навигатору — скорость 30, 40, 50, 60 км/ч. Ну думаю, сейчас на очередном бугорке мы поднимемся в воздух и полетим. Но нет, так и остались на этом самом льду. Правда на этом льду еще снега по пояс. Постепенно я совсем освоился и уже чувствовал себя почти как бывалый посетитель этого монастыря. На полпути сделали остановку. Снегоходу надо отдохнуть от таких паломников с их сумками и ведрами.
    Отдохнув мы снова отправляемся в путь. Теперь уже все привычно и такая скорость уже не кажется космической. На весь путь ушло, если не ошибаюсь, минут сорок.
    Наконец, мы достигли цели своего путешествия.

    Вот он остров, на котором и находится монастырь. Как хорошо снова чувствовать, что под ногами твердая земля. Нас привезли в нашу хибарку, в которой нам предстояло прожить 5 дней монастырской жизни.

    А монастырская жизнь суровая. В 6 ч. утра на службу и до обеда, после службы на скудную трапезу для тех, кто не соблюдает пост по всей строгости (по уставу на первой неделе поста до среды пища не вкушается), небольшой отдых и вечером снова на службу. Отбой в 11 часов. Вместо отдыха мы совершали прогулки и фотосессии.

    Последний раз редактировалось Михаил_Н (miken); 02.03.2012 в 09:01

    ИЛИИ ПРОРОКА ВОДЛОЗЕРСКАЯ ПУСТЫНЬ

    (Петрозаводской епархии Карельской митрополии), на о-ве Ильинский Погост (М. Колгостров) на оз. Водлозеро, Республика Карелия. Учреждена решением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2006 г. на основе действовавшего с 1997 г. Водлозерского подворья Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. С 2006 г. наместником самостоятельной И. п. является игум. Киприан (Грищенко).

    И. п. расположена на месте древнего Ильинского погоста, 1-е упоминание о котором содержится в жалованной грамоте Новгородского митр. Варлаама прихожанам Водлозерской Илиинской ц. от 29 июня 1592 г. Митрополит предоставлял им льготы на 2 года для строительства нового Илиинского храма на месте сгоревшего. Построенная в кон. XVI в. церковь сгорела от удара молнии на рубеже XVII и XVIII вв. В 1708 г. Новгородский митр. Иов благословил на строительство новой церкви Ивана Андреевича Попова, каргопольского купца, вкладчика Кирилловой Челмогорской пуст., строителя неск. каргопольских храмов. Возведенная на средства Попова ок. 1708 г. Илиинская ц. из-за ветхости в 1797 г. была разобрана. В 1797-1798 гг. по благословению еп. Архангельского и Олонецкого Вениамина (Краснопевкова) была выстроена и 16 апр. 1798 г. освящена новая (уже 4-я) деревянная ц. во имя прор. Илии. В одном храмовом здании устроены 2 церкви: летняя, 2-престольная, во имя прор. Илии и в честь Успения Пресв. Богородицы, и трапезная зимняя, во имя свт. Василия Великого. Церковь является поздним вариантом т. н. кубоватых храмов (см. Деревянная церковная архитектура), распространенных в Поонежье и Беломорье. Она имеет вертикализированный четверик и невысокое завершение, с запада пристроены вытянутая трапезная и невысокая колокольня (первоначальное шатровое завершение заменено купольным). Ильинский погост был центром «куста» из 12 деревень, расположенных по берегам Водлозера в радиусе 10 км. Водлозерский храм вместе с бревенчатой рубленой оградой — одной из очень немногих сохранившихся на Русском Севере — образует небольшой выразительный ансамбль, являющийся уникальным памятником деревянного зодчества.

    Читайте также  15 любопытных фактов о полуострове Крым

    В 1869 г. пудожский корреспондент «Олонецких губернских ведомостей» В. Р. Чевский в статье о Водлозерье ошибочно отождествил Ильинский погост с расположенным неподалеку Юрьегорским во имя Св. Троицы монастырем: «В Писцовой книге 7136 и 7137 (1628-1629) годов говорится, что в Водлозерском погосте, в пустоши, на Юрьевой горе, подле Каргопольского рубежа строит вновь монастырь (вероятно, Ильинский) старец Демьян, им была уже поставлена тогда церковь Св. Троицы «древяна клецки»» (см.: В. Ч. [Чевский В. Р.] От Пудожа до Водлозера. 1869. С. 756-757). Слова в скобках — «вероятно, Ильинский» — домысел Чевского. Др. исследователь, дословно повторив эту цитату из статьи Чевского (без ссылки на нее), пришел в выводу, что Ильинский погост являлся в древности «монастырским комплексом» (см.: Ополовников. 1955. С. 163-184). Г. А. Кутькова и Ю. В. Линник на основе той же ошибки Чевского предположили, что в XVII в. прп. Дамианом Юрьегорским на Водлозере была построена несохранившаяся Илиинская ц. ( Кутькова. 1999. С. 139-146). В действительности причастность Дамиана Юрьегорского к строительству Илиинской ц. источниками не подтверждается.

    В 1928 г. храм был закрыт, последний свящ. Н. В. Лутоев в нач. 30-х гг. XX в. репрессирован. Ильинский погост пребывал в запустении, постройки разрушались. В 50-х гг. здесь под рук. А. В. Ополовникова были проведены противоаварийные работы. В 1991 г. на территории Водлозерья был создан Национальный парк «Водлозерский». Реставрация Илиинской ц., колокольни и ограды осуществлена по инициативе администрации парка в 1999-2006 гг. (авторы проекта Кутькова и В. Н. Куспак). Со 2 авг. 1995 г. в Илиинской ц. совершались нерегулярные богослужения, с нач. XXI в.- регулярные. Храмовые иконы находятся в Музее изобразительных искусств Республики Карелии (среди них — шедевр древнерус. иконописи «Огненное восхождение Илии Пророка», 1647) и в МЗ «Кижи» (Петрозаводск). Для отреставрированного Илиинского храма написаны новые иконы художниками Ю. С. и И. Л. Грецкими (С.-Петербург).

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: