Тайна лагеря «Дождевого червя» - KRINTEL.RU

Тайна лагеря «Дождевого червя»

«Лагерь дождевого червя»: секретная подземная крепость нацистов

Луч фонаря облизывает холодные бетонные стены длинного тоннеля и растворяется в темноте. Под ногами бежит вода, а над головой снуют летучие мыши. Каждый шаг гулким эхом разносится по мрачным тоннелям. Впереди нас ждут десятки километров ходов, казармы, склады, подземные вокзалы и неприступные ДОТы на поверхности. Все это — одна из уникальнейших фортификационных систем, когда-либо возведенных в Европе, — подземная крепость нацистов, которую прозвали «Лагерь дождевого червя». Onliner.by отправляется в западную Польшу и в своей фотоистории рассказывает о военно-инженерном феномене времен Третьего рейха.

Окончание Первой мировой войны принесло Германии полное поражение и подписание крайне невыгодного Версальского мирного договора. Она лишалась колоний и части своих территорий, должна была выплачивать огромные репарации, численность армии и вооружения была строго ограничена. Все это привело к серьезным кризисным политическим и экономическим явлениям, которые с ходом времени позволили прийти к власти нацистской партии. В 1930-х годах Европу поразил фортификационный бум. Предчувствие нового глобального военного конфликта витало в воздухе, поэтому многие страны начали строить на своих границах оборонительные линии. Не стала исключением и Германия, которая, вопреки запрету на строительство долговременных укреплений по условиям Версальского договора, начала возводить на своих границах так называемые Западный и Восточный валы, поскольку и Польша, и Франция представляли собой реальную угрозу для крепнувшей нацистской Германии.

Строительство Восточного вала

Оборонительная линия, получившая название «Излучина Одера — Варты», являлась центральной частью Восточного вала, новой фортификационной линии, возведенной на границе Германии с Польшей в середине 1930-х годов. Длина укрепрайона здесь составляла порядка 80 километров. Эта линия должна была защитить путь на Берлин, до которого отсюда всего 120 километров. До войны эти земли входили в состав Германии и были переданы Польше только в 1945-м. Первые изыскательские работы по проектированию Восточного вала были проведены еще в конце 1920-х годов в режиме строжайшей секретности. Помимо полевых укреплений, в полосе обороны были активно задействованы водные преграды. Были построены дамбы, шлюзы и мосты, которые позволяли контролировать уровень воды в реках и озерах и в случае нападения затапливать большие пространства полей, превращая их в болота, не давая продвигаться танкам и живой силе противника.

Главную огневую силу нового укрепрайона должны были составить железобетонные ДОТы, или, как их принято называть по-немецки, панцерверки. Основу обороны укрепрайона составили типовые ДОТы класса B. У немцев была своя классификация огневых точек по типу сопротивляемости попаданию снарядов и толщине стен. Самой серьезной огневой точкой были панцерверки класса A с толщиной стен в 3,5 метра. У сооружений типа B толщина стен составляла 1,5 метра. Весь укрепрайон делился на 13 опорных пунктов, которые называли веркгруппами (в каждую входит от 2 до 5 отдельных ДОТов). Это позволяло улучшить взаимодействие огневых точек при решении боевых задач, поскольку каждая веркгруппа имела единую систему обороны и командования.

Больше всего ДОТов находилось в центральном секторе «Излучины Одера — Варты» в районе современного польского городка Мендзыжеч (бывший немецкий Мезеритц). Дело в том, что южный и северный секторы изобиловали водными преградами и не нуждались в высокой плотности сооружений долговременной фортификации, в то время как самый важный участок практически не имел никаких гидротехнических заграждений и при его обороне рассчитывать приходилось только на бетонные ДОТы. Но немцам и этого показалось мало. Именно здесь немецкое командование приступило к строительству настоящего подземного города, который должен был связать между собой подземными ходами все ДОТы.

Сеть укреплений в районе Мендзыжеча получила неофициальное название «Лагерь дождевого червя», или Regenwurmlager, — вероятно, от названия небольшой речки Regenwurm, что течет неподалеку. Это уникальный инженерный объект, который не имеет аналогов в мире и поражает своим размахом. Немцы решили связать тоннельной системой протяженностью более 80 километров семь опорных пунктов (веркгрупп) в центральной части укрепрайона, чтобы превратить его в неприступную автономную крепость с железнодорожным сообщением, казармами, складами боеприпасов и продовольствия, госпиталем для солдат, электростанцией и другими удобствами.

Строительство тоннелей проходило в атмосфере строжайшей секретности, поскольку немцы делали вид, что соблюдают условия Версальского мира. Возведением подземной части тоннельной системы занималась военно-строительная организация Тодта, где работали профессионалы высшего класса: инженеры, строители, электрики и так далее. Изначально работа по возведению тоннелей велась вручную силами более 10 тыс. рабочих. Затем были применены проходческие щиты, что позволило ускорить темпы работы до 65 метров тоннеля в сутки. В ходе строительства были применены все доступные на тот момент технологии. Активная работа велась до мая 1938 года, после чего была приостановлена, а все силы по строительству укреплений были перенесены на Западный вал, поскольку угроза со стороны Польши, по мнению немецкого руководства, была минимальна.

Даже в незаконченном виде эта система укреплений поражает своими масштабами. В период с 1934 по 1938 год в районе Мендзыжеча было проложено суммарно около 35 километров подземных ходов, которые связали в единую сеть 22 ДОТа.

Длина подземной части «Лагеря дождевого червя» почти такая же, как у Минского метрополитена, который раскинулся на 37 километров.

Глубина заложения тоннелей варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от местности. Через всю систему проходит главный тоннель длиной более 8 километров. От него отходят ответвления поменьше, которые ведут к отдельным ДОТам и опорным пунктам. Помимо тоннелей, под землей были возведены 18 вокзалов со стрелочными разъездами для узкоколейной дороги.

Оценочная стоимость всех работ на комплексе составила более 600 млн рейхсмарок.

Это колоссальная сумма даже для окрепшей экономики Германии конца 1930-х. Гитлер дважды приезжал с проверкой на строительство укрепрайона и был недоволен тем, что на таком серьезном фортификационном объекте установлено незначительное количество тяжелого вооружения. На самом деле к концу 1930-х годов во всем укрепрайоне не было ни одного казематированного артиллерийского или противотанкового орудия. Одних лишь пулеметных огневых точек было явно недостаточно для ведения боевых действий с применением танков. Строительство двух артиллерийских крепостей класса A было на начальном этапе.

С начала войны эти укрепления «Лагеря дождевого червя» практически никак не использовались. Лишь с 1943 года в недрах крепости начинает действовать подземный завод по производству авиационных двигателей. По мере приближения фронта к границам Германии немцы решают подготовить укрепрайон к обороне. К началу 1945 года лишь малая часть ДОТов были заняты гарнизонами. Отсутствие противотанковой артиллерии не позволило организовать оборону от наступающей Красной армии, и в течение трех дней — с 29 по 31 января — большинство укреплений было захвачено и уничтожено. Отдельные укрепления, оставаясь в осаде, продолжали сопротивляться до апреля 1945 года.

Панцерверк 717

После войны подземные сооружения «Лагеря дождевого червя» использовались советскими и польскими военными. Сейчас многие ДОТы разрушены, а некоторые сохранившееся используются в качестве музеев. Начнем наше знакомство как раз с одного такого музея — панцерверка 717.

Этот ДОТ был построен в 1937—1938 годах и имел класс прочности B (толщина стен — 1,5 метра, как и у многих панцерверков центральной части укрепрайона). Сооружение имело два этажа. На верхней части укрепления находились два шестиамбразурных бронеколпака для пулеметов, одна наблюдательная башня, а также огнемет и гранатомет для обороны подступов к сооружению. Вход в ДОТ также защищал пулемет, установленный в напольной стене.

На первом ярусе находились казармы, боевые казематы, командный пункт и так далее. Нижний ярус занимали помещения обеспечения (вентиляция, электропитание, склады).

Тайны Третьего Рейха: «Лагерь дождевого червя»

На достоверность фото и текста не претендую. Взято с HistoryPorn.

Нацистский «Лагерь дождевого червя», о существовании его, известно еще с конца войны. Но он все еще представляет собой одну из самых жгучих тайн Третьего рейха, и на большинство вопросов ответов пока не найдено.

Впервые на просторах бывшего СССР о «Лагере дождевого червя», по-немецки «Regenwurmlager», начали говорить в 1995 году. Но широкого распространения информация, которая была напечатана в популярном журнале «Вокруг света», тогда не получила. Но, благодаря развитию Интернета, в виртуальной сети начало появляться все больше публикаций о существовании развалин подземного города нацистов, затерянных в лесах северо-западной Польши, недалеко от ее границы с Германией. Причем, в отличие от большинства других статей о тайнах Третьего рейха, в этом случае речь идет о факте вполне достоверном и доступном для обозрения. Что, однако, не только не снижает, а наоборот, увеличивает интерес к нему со стороны любителей тайн истории.

«Лагерь дождевого червя» — наиболее большое и разветвленное из известных подземных фортификационных сооружений в мире. Оно прорыто в треугольнике между реками Верта — Обра — Одер. А известный вход находится в лесах неподалеку от польского города Мендзыжеч.

До 1945 года эта земля принадлежала Германии и была передана Польше только по окончании войны. Потому нацисты имели возможность строить гигантское подземное сооружение в строгой секретности. Предположительно подземные работы были начаты еще в 1927 году, а после прихода к власти Адольфа Гитлера их форсировали.

«Лагерю» наверняка придавали огромное значение, хотя никто не знает, зачем он был вырыт. Строят только догадки. Скорей всего, «Лагерю» отводилась роль укрепрайона, который должен был служить плацдармом для нападения на Восточную Европу и защищать Германию по главной стратегической оси: Москва — Варшава — Берлин. Именно отсюда немецкие войска двинулись на Варшаву, а после на Москву.

1945 год, зима — после захвата этой территории советские специалисты не могли обойти вниманием странный объект. Но, обнаружив множество расходящихся туннелей, побоялись проникнуть в них на достаточно большое расстояние. Ведь война еще не кончилась. Объект мог быть заминирован, а в туннелях, возможно, укрывались эсэсовцы. Но по окончании войны в районе Мендзыжеча были дислоцированы советские части Северной группы войск. Их представители также пытались произвести разведку. Однако, остерегаясь мин, особого рвения не проявили, потому успеха не достигли. Дверь из толстой брони заварили автогеном, а про «Лагерь» позабыли.

Следующую попытку предприняли лишь в 1980-х годах. Тогда советские военные осуществили инженерно-саперную разведку, но завершить ее не смогли. Необходимые объемы работ, оказались непосильными из-за недостатка средств. Потому в наши дни временами в подземелье спускаются только любители, которые тем более не в силах разведать объект такого масштаба.

Поэтому нет ничего удивительного, что о «Лагере дождевого червя» известно не слишком много. Нам не известны даже истинные размеры этого подземного сооружения. Очевидно, он представляет собой гигантский лабиринт из множества туннелей с бесчисленными ответвлениями, расходящимися к северу, югу и западу. В них, как в метро, проложены электрифицированные двухпутные узкоколейки. Но что перевозили по ним электропоезда, кто были их пассажирами — неизвестно. Есть сведения, что фюрер два раза посещал «Лагерь дождевого червя», но с какой целью, также не ясно. Предположительно, что здесь находятся ключи от многих секретов Третьего рейха, к примеру, склады произведений искусства и иных сокровищ, награбленных в оккупированных странах, не говоря уже о запасах оружия и взрывчатых веществ.

Читайте также  Гигантские цельные монолиты мира

Одним из тех, кто заинтересовался «Лагерем дождевого червя» был полковник Александр Лискин, в те времена военный прокурор, он побывал в этих местах в начале 1960-х годов. Тогда окрестности Мендзыжеча в районе небольшого населенного пункта Кеныпицы представляли собой труднопроходимые леса, усеянные минными полями, опутанные колючей проволокой и усеянные развалинами бетонных укреплений. Полковника заинтриговали рассказы местных жителей о лесном озере Кшива со странным плавающим островом в центре. На военных картах Третьего рейха это место было отмечено названием «Лагерь дождевого червя». На его остатки он и наткнулся, следуя по лесной дороге в расположение одной из бригад связи Северной группы советских войск.

Вот как описал полковник Лискин увиденное: «Минут через 10 пути показалась сложенная из огромных валунов стена бывшего лагеря. Метрах в ста от нее, возле дороги, похожий на бетонный дот, серый двухметровый купол какого-то инженерного сооружения. По другую сторону — развалины, вероятно, особняка. На стене, как бы отрезающей проезжую дорогу от военного городка, почти не видно следов от пуль и осколков»

Рассказывают, что в этом месте базировались два полка, школа дивизии СС «Мертвая голова» и другие части. Когда немцам стало ясно, что они могут оказаться в окружении, нацисты поспешили ретироваться. Это было сделано буквально в течение нескольких часов, хотя единственная дорога, по которой можно было бы отступить на запад, была уже занята советскими танками. Трудно было себе представить, как и куда возможно было за несколько часов ускользнуть из этой природной западни почти целой дивизии. Вероятней всего, для своего спасения фашисты воспользовались проложенными под лагерем подземными туннелями.

Лискин также узнал, что вблизи озера, в железобетонном коробе, был обнаружен заизолированный выход подземного силового кабеля. Приборы показали, что он находился под напряжением в 380 вольт. Был также найден забетонированный колодец, в который с большой высоты падала вода и исчезала где-то в недрах земли. Предположительно, здесь находится скрытая электростанция, турбины которой вращает эта вода. Говорили, что озеро каким-то образом соединено с окружающими водоемами, а их там немало. Однако разгадать эту загадку саперы, которые нашли кабель и колодец, не смогли.

Полковнику на лодке удалось обследовать берега озера, потому что по суше сделать это оказалось невозможно. На восточном берегу он видел несколько рукотворных холмов, похожих на терриконы. Поговаривают, что внутри они пронизаны потайными ходами и лазами. Лискин обратил внимание и на небольшие лужицы. Саперы были уверены, что это следы затопленных входов в подземелье. Но особый интерес представлял собой остров посреди озера, поросший елями и ивняком. Площадь его составляла не больше 50 квадратных метров. Он медленно двигался по водяной глади, но далеко не отплывал. Создалось впечатление, что остров медленно дрейфует, словно стоя на якоре.

Лискин осмотрел также обнаруженный саперами замаскированный под холм вход в туннель и пришел к следующему заключению: «Уже в первом приближении стало ясно, что это серьезное сооружение, к тому же, вероятно, с разного рода ловушками, в том числе и минные». Саперы рассказали ему, что как-то подвыпивший старшина решил на спор проехаться по загадочному туннелю на мотоцикле, да так и не возвратился. Военные рискнули пройти по туннелю километров 10 и обнаружили несколько ранее неизвестных входов.

Позднее в лабиринт спускались и другие группы военных. Они обнаружили железнодорожные колеи, кабели для подачи электроэнергии, множество ответвлений, причем замурованных, и многое другое. По словам капитана Черепанова, побывавшего в «Логове», «это был рукотворный подземный мир, являющий собой прекрасную реализацию инженерной мысли». В нем было все необходимое для автономной жизни на протяжении многих лет. Черепанов с группой военных спускался в подземелье через дот по стальным винтовым лестницам. При свете кислотных фонарей они вошли в подземное метро. «Это было именно метро, так как по дну тоннеля проложена железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам — аккуратная расшивка кабелей.

Как видно, локомотив здесь двигала электроэнергия… Начало тоннеля находилось где-то под лесным озером. Другая часть была устремлена на запад — к реке Одер. Почти сразу нашли подземный крематорий. «Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья», — говорил Черепанов.

Стало известно, что как высота, так и ширина ствола подземного метро составляют примерно три метра. Его стены и потолок выполнены из железобетонных плит, пол выложен прямоугольными каменными плитами. Горловина плавно опускается и ныряет под землю на глубину в 50 метров. Тут туннели разветвляются и пересекаются, имеются транспортные площадки-развязки. Главная магистраль шла в западном направлении. Потому предположили, что, возможно, она проходит под Одером. Ведь до него от Кеныиицы всего 60 км. Куда она идет дальше и где ее конечная станция — трудно было даже представить. Возможно, лабиринт был связан с заводом и стратегическими подземными хранилищами, находящимися в районе сел Высока и Пески, которые расположены в двух-пяти километрах западнее и севернее озера Кшива.

Интересно, что на его дне в ясную погоду возможно разглядеть нечто, похожее на люк. Его называют «глазом преисподней». Вероятно, люк был сделан для того, чтобы лабиринт в случае необходимости можно было затопить, при этом очень быстро. Но если люк до сего дня закрыт, то значит, что им не воспользовались в январе 1945 года. Следовательно, можно предположить, что подземный город не был затоплен, а только «законсервирован до особого случая». Что хранят и чего ждут его горизонты и лабиринты?

По свидетельству бывшего начальника штаба бригады, полковника П. Н. Кабанова, в скором времени после первого обследования лагеря в Кеныиицу специально приехал командующий Северной группой войск генерал-полковник П. С. Маряхин, который лично спускался в подземное метро. После его посещения и многочисленных обследований специалистами у военных стало складываться новое видение этой необычной по своим масштабам военной загадки. Согласно инженерно-саперному заключению, было обнаружено и обследовано 44 км подземных коммуникаций.

Историю создания подземного города хорошо знал житель Мендзыжеча доктор Подбельский, которому в 1980-х годах было около 90 лет. Этот страстный краевед в конце 1940-х — начале 1950-х годов в одиночку, на свой страх и риск, через обнаруженный лаз неоднократно спускался под землю. Он говорил, что в особенности активно строительство лагеря вели с 1933 года. А в 1937 году сюда из Берлина приезжал сам Гитлер, и — самое любопытное — прибыл он якобы по рельсам секретной подземки. Фактически с этого времени подземный город считался сданным в пользование вермахта и СС.

Немало объектов военного времени сохранилось и на поверхности, вокруг озера. Среди них руины стрелкового комплекса и госпиталя для элитных войск СС. Все они возводились из железобетона и огнеупорного кирпича. Но главными объектами являются мощные доты. Когда-то их железобетонные и стальные купола были вооружены крупнокалиберными пулеметами и пушками, оборудованы механизмами полуавтоматической подачи боеприпасов.

Под метровой броней этих колпаков на глубину до 30–50 м уходили подземные этажи, в которых находились спальные и бытовые помещения, склады боеприпасов и продовольствия, узлы связи. Подступы к дотам были надежно прикрыты минными полями, рвами, бетонными надолбами, колючей проволокой и инженерными ловушками. От бронированной двери внутрь дота вел мостик, который в случае необходимости мог опрокинуться под ногами непосвященных, и они неминуемо рухнули бы в глубокий бетонный колодец под ним.

Очевидно, исследование лабиринта «Лагеря земляного червя», этой «дороги в ад», способно преподнести еще немало сюрпризов. Но для этого необходимы большие средства. Тратить же их, скорей всего, не хочет ни Польша, ни Германия, ни Россия. Кроме того, наверняка существуют причины и стратегического характера. А малочисленные и плохо оснащенные группы исследователей-любителей не в состоянии осуществить серьезную разведку.

Это дает почву для утверждений, что лабиринт тянется вплоть до Берлина, что он является одним из объектов, где нацисты старались создать атомное оружие, а его туннели хранят сокровища Третьего рейха, награбленные по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что именно в лабиринтах «Лагеря дождевого червя» скрыта знаменитая «Янтарная комната». Вероятно, что в архивах Германии сохранились какие-то документальные следы, а может, и свидетельства строителей и пользователей этого военно-инженерного феномена, но пока о них ничего не известно…

Лагерь дождевого червя в Польше — мифы и факты

Что же видел военный прокурор под землёй?

В своих мемуарах Александр Лискин рассказывает о поездке в затерянное в складках рельефа польское селение Кеньшица. Случилось это в 60-х годах прошлого века. Именно здесь, неподалёку от деревеньки, немцы в своё время построили свой Мезерицкий укрепрайон, включающий оборонительный вал, военный городок и другие объекты, от которых тогда остались лишь развалины и отдельные сооружения. Немцы называли укрепрайон Regenwurmlager, то есть «Лагерь дождевого червя».
После войны в бывшем немецком городке базировалась одна из бригад связи Северной группы советских войск, в которую и приехал военный прокурор. Он осмотрел окрестности и озеро Кшива, восхитившись его красотой и спокойствием. Однако Лискин ещё не догадывался, что прямо под его ногами змеятся туннели метро, выстроенные фашистами и заброшенные теперь навсегда!
Желая развлечь высокого гостя, коллеги, сопровождавшие прокурора, показали Лискину островок на озере и сообщили, что он медленно дрейфует по водной глади, словно плот. У Кшивы было продолжение в форме аппендикса, в центре которого гость увидел металлическую башню, напоминающую воздухозаборники московского метро. А терриконы — искусственные насыпи вокруг озера — как оказалось, пронизаны ходами, устремляющимися в глубь земли.
Лискин знал, что с конца войны и до начала 50-х годов «Лагерь дождевого червя» был заброшен, и только русские, поселившись здесь, занялись разведкой этих мест. Прежде всего, в окрестностях укрепрайона поработали сапёры, разыскивая минные поля и склады оружия. Бойцы исследовали всю округу и сделали множество удивительных открытий: например, обнаружили подземный силовой кабель, рассчитанный на 380 вольт, колодец, в который падал поток воды, и многое другое, указывающее на наличие масштабного подземного объекта. Инженеры гарнизона сделали вывод, что загадочный колодец — часть автономной электростанции, а падающая в него вода вращала турбину.
Нашли они и замаскированный вход в туннель, по-видимому, оборудованный ловушками, так как один смельчак, на спор въехавший в него на мотоцикле, назад так и не вернулся.
В начале 1950-х связистам все же удалось проникнуть в туннель, и они даже смогли пройти по нему несколько километров. На своём пути военные увидели множество ответвлений, но сворачивать куда-либо не решились.

Читайте также  Грузия, Сигнахи — Долина Любви

Слухи и факты о подземном лагере

Всё-таки странно, что Александр Лискин не попытался заглянуть в лабиринт. Описание «Лагеря дождевого червя» прокурор приводит со слов безымянного офицера, который тоже сам не видел Regenwurmlager, а только слышал рассказы людей, побывавших под землёй.
«Под нами, насколько можно предполагать, подземный город, где имеется всё необходимое для автономной жизни в течение многих лет. При свете аккумуляторных фонарей люди вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну туннеля проложена подземная железнодорожная колея. Почти сразу они обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья. Грандиозная подземная сеть оставалась для непосвящённых грозящим опасностями лабиринтом».
Известно, что в этот туннель однажды спустился командующий Северной группой войск генерал-полковник П.С. Маряхин, но своих свидетельств он не оставил.
Кроме впечатлений офицера, Лискин передаёт и описание «города», сделанное одним из последних командиров кеньшицкой бригады, полковником В.И. Спиридоновым. Надо сказать, что подземный немецкий туннель в 1970-е уже превратился в экзотический аттракцион, правда, только для избранных — высших офицеров Советской армии, заброшенных в эти места судьбой и командованием.
Спиридонов рассказывает об инженерно-сапёрном заключении, в котором значилось, что под гарнизоном было обследовано 44 километра подземных коммуникаций. Высота и ширина туннеля составляли по три метра, стены и потолок метро укреплены железобетонными плитами, пол выложен плитами каменными. Сам Спиридонов спустился в туннель на армейском «уазике» и проехал по лабиринту в сторону Германии 20 километров.
Интересно и другое. Вокруг озера оставалось немало сохранившихся и разрушенных объектов военного времени, построенных из железобетона. Мощные доты были оборудованы крупнокалиберными пулемётами и пушками, а под ними на глубину до 50 метров уходили этажи, где располагались казармы и склады. Наземные и подземные строения соединялись между собой и лабиринтами метро.
И немцы, построившие Regen-wurmlager, и русские, его откопавшие, информацию о туннеле тщательно скрывали как от местных жителей, так и от местного правительства. Известно, что только один польский краевед, доктор Подбельский, активно интересовался лабиринтом, но исследовал его только в первые послевоенные годы, до того, как в немецком военном городке разместился русский гарнизон.
В 1980-е Подбельскому было за 80, и он рассказывал, что строительство этого объекта началось ещё в 1927 году, а с 1937-го работы пошли в скоростном режиме, так как Гитлер готовился к войне. Краевед утверждал, что фюрер и сам приезжал сюда из Берлина — по рельсам подземной дороги. А скрытые коммуникации метро ведут к тайным заводам и стратегическим хранилищам в пяти километрах от озера Кшива.
И озеро это — тоже с секретом. Площадь Кшивы — более 200 тысяч метров, а шкала глубин — от трёх до 20 метров. На его заиленном дне многие рыбаки замечали большой люк, который, возможно, и должен был скрываться под тем самым плавучим островом. Люк этот мог служить кингстоном для экстренного затопления лабиринта, но в январе 1945-го немцам, вероятно, было не до затопления.
В 1992 году русские покинули Кеньшицу, оставив полякам загадки подземного лабиринта.

Возможно ли всё это?

Обычно, если о чем-то впечатляющем молчит официальная наука, то данный факт — либо полная чушь, либо стопроцентная правда, но как-то связанная с современными людьми и реалиями.
О том, почему так мало исследуется «Лагерь дождевого червя», можно только гадать. А на досуге стоит задуматься — как вообще был построен Regenwurm lager?
И почему немцы не соорудили такой лабиринт в Германии? На момент его строительства Польша была свободной страной (с 1921-го по 1939-й), что могло бы стать препятствием для столь активной работы немцев. Да и сама Германия в 1927 году едва вставала на ноги после Первой мировой войны, получив в 1924 году миллиардные займы от США и Великобритании. Вряд ли у немецкого правительства было достаточно средств на столь масштабное мероприятие.
Сам замысел — организовать метро в соседнем государстве — кажется весьма странным. Если лабиринт строили в оборонительных целях, на случай, как говорил Лискин, «если война покатится вспять», то получается, что возможностями подземного города фашисты так и не сумели воспользоваться. Они спасли некоторые военные части, но к радикальным переменам на фронтах это не привело. Стоило ли в таком случае «заморачиваться» и рыть все эти многокилометровые туннели?

Лагерь дождевого червя после войны

Первое, что сделали советские войска — прислали сапёров и спешно разминировали ловушки, чтобы войти внутрь комплекса. Сохранилась архивная киноплёнка с советской хроникой, где солдаты раскапывают завалы после взрыва, и происходит это как раз на подземном заводе в Мезеритцком укрепрайоне.
В послевоенные годы и до развала Советского Союза здесь стояли советские войска. Разумеется, подземелье никак не использовали, — в окрестностях ходили с осторожностью, поскольку натыкались на мины. Входы постарались заварить, панцерколпаки заделать, развесить таблички о запрете на проход и т.п. Правда, тащить из подземелья было уже нечего. Даже плитку, которой немцы вымостили полы, унесли предприимчивые поляки.
Ближе к концу советской эпохи и после публикаций в прессе военные наконец-то решили изучить подземное сооружение и нанести ходы на карту. Вместе с сапёрами и гражданскими активистами они прошли около 35-45 километров. Подивились замечательной сохранности и приятному свежему воздуху. На том изучение объекта прекратилось.

Исчезли в неизвестном направлении

Но был ещё один загадочный факт, который не смогли объяснить даже военные историки, но который вполне объясняется существованием подземных немецких коммуникаций в районе Кеньшицы. Во время боёв в 1945 году в этих местах сражалась 44-я гвардейская танковая бригада Первой гвардейской танковой армии генерала М.Е. Катукова. Бригада встретилась с двумя немецкими полками, школой дивизии СС «Мёртвая голова» и частями служб обеспечения. Немцы быстро поняли, что противостоять нашим танкам невозможно, и… исчезли всего за несколько часов. Как фашисты это сделали, учитывая, что пути отступления были уже отрезаны? Может быть, спастись гитлеровцам помог Regenwurm lager.
Кстати, особо любознательным читателям «Тайн» можно посоветовать поискать в Интернете ролик, снятый в описываемых местах.
Остаётся надеяться, что польские историки сумеют раскрыть нам загадки «Лагеря дождевого червя» и объяснить, когда и зачем строился этот укрепрайон. А мы пока подождём очередного фильма из цикла об Индиане Джонсе!

Журнал: Тайны 20-го века №27, июль 2011 года
Рубрика: Города-призраки
Автор: Яна Розова

Лагерь дождевого червя «Regenwurmlager»

Польша (Polska), Любушское воеводство (Województwo lubuskie) , Мендзыжечский повят (Powiat międzyrzecki), вблизи Мендзыжеча (Miedzyrzecz), около городка Высока (Wysoka).

эмблема поездки в
Лагерь дождевого червя

В поисках интересного диггерского объекта во всемирной сети Интернета, мы наткнулись на статью в журнале «Вокруг Света» за 1995 год. Журнал опубликовал интереснейшие материалы-воспоминания полковника юстиции в отставке Александра Лискина о том, что в начале 1960-х годов ему довелось по служебным делам выехать в советский военный городок в городе Кеньшицу (Польша), где базировался штаб бригады связи Северной группы войск в то время еще Советской Армии. В этих материалах упоминался загадочный военный объект, построенный немцами рядом с этим военным городком, основанном на месте бывшей гитлеровской базы по подготовке диверсантов из стран Ближнего Востока. Указанный объект, Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager), входил в систему Мезеритского Укрепленного Района, напрямую прикрывающего кратчайшую дорогу на Берлин. После прочтения этой статьи мы загорелись желанием обязательно посетить это место.

план Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager, Польша)

Для начала хочется рассказать вам что из себя представляет Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager).

Лагерь дождевого червя «Regenwurmlager» — основа Мезеритцкого укрепрайона, который строился для обороны Берлина. Сам укрепрайон немцы называли «Oder-Warte Bogen» («Пояс Варта-Одер»). В советских документах и литературе 1930-40-х годах он назывался «Одерский четырехугольник».

Место немцами было выбрано идеальное. Холмистый ландшафт, полосы смешанного леса, многочисленные естественные водные преграды: озера, каналы, болота. Первая линия укрепрайона, проходившая по реке Обре, насчитывала свыше 30 дотов и дзотов. Главная линия укрепрайона имела в глубину несколько десятков километров. На один километр фронта приходилось от 5 до 7 дотов и дзотов. Система плотин и шлюзов предназначалась для затопления любого участка укрепрайона. Толщина стенок куполов, вооруженных станковыми пулеметами, минометами и огнеметами, доходила до 20 сантиметров. На подступах к укрепрайону и по всей глубине обороны в 6 – 7 рядов стояли различные заграждения. Все это соединялось туннелями, которые залегают на глубине более 40 метров.

Строительство Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager) началось в 1932 году, после кризиса в политических отношениях Германии с Польшей. Строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики, и тд. Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже вообразить общие масштабы лагеря дождевого червя (Regenwurmlager). В ходе строительства люди Тодта применили все технические новинки двадцатого века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошенных визитеров. Не зря фамилия их шефа была созвучна слову «смерть». Помимо полов-перевертышей, лазутчиков поджидали здесь и шнуровые заряды, взрывы которых заваливали тоннели, заживо погребая под тоннами песка вражеских диверсантов.

Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager) считался немцами неприступным и являлся одной из двух крупнейших оборонительных систем Германии. На западе таким щитом была «линия Зигфрида», на востоке – Мезеритцкий укрепрайон. Однако, в результате молниеносных ударов Красной Армии, танкового корпуса 1-й гвардейской танковой армии генерала М.Е. Катукова, укрепрайон был прорван всего за три дня (29 – 31 января 1945 года).

карта Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager, Польша)

После крушения Третьего рейха в сверхсекретное подземелье спустились советские специалисты. Спустились, поразились протяженности тоннелей, и ушли. Никому не хотелось затеряться, взорваться, исчезнуть в гигантских бетонных катакомбах, уходивших на десятки километров к северу, югу и западу. Никто не мог сказать, с какой целью были проложены в них двупутные узкоколейки, куда и зачем убегали электропоезда по бесконечным тоннелям с бесчисленными ответвлениями, тупиками, что перевозили они на своих платформах, кто был их пассажирами. Однако доподлинно известно, что Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированным под названием «RL» («Regenwurmlager»).

Лишь в восьмидесятые годы прошлого века была проведена углубленная инженерно-саперная разведка Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager) силами тех советских войск, которые располагались тогда в этом районе Польши. Вот что рассказывал потом один из участников той подземной экспедиции в Лагерь дождевого червя техник-капитан Черепанов:

«В одном из дотов мы по стальным винтовым лестницам спустились глубоко под землю. При свете фонарей вошли в подземное метро. Это было именно метро, так как по дну тоннеля проходила железнодорожная колея. Потолок был без признаков копоти. По стенам – аккуратная расшивка кабелей. Вероятно, локомотив здесь двигала электроэнергия. Группа вошла в тоннель не в начале. Вход в него находился где-то под лесным озером. Вся трасса устремлялась на запад, к реке Одер.

подземный склад AS OST
Лагеря дождевого червя
Читайте также  Дворец Мэй-Лин возле Нанкина похож на гигантское ожерелье

Почти сразу обнаружили подземный крематорий. Возможно, именно в его печах сгорели останки строителей подземелья. Медленно, с соблюдением мер предосторожности, поисковая группа двигалась по тоннелю в направлении современной Германии. Вскоре бросили считать тоннельные ответвления – их обнаружили десятки. И вправо, и влево. Но большая часть ответвлений была аккуратно замурована. Возможно, это были подходы к неизвестным объектам, в том числе к частям подземного города? В тоннеле было сухо – признак хорошей гидроизоляции. Казалось, с другой, неведомой стороны, вот-вот покажутся огни поезда или большого грузового автомобиля автотранспорт тоже мог там двигаться. Группа двигалась медленно, и через несколько часов пребывания под землей стала терять ощущение реально пройденного. Исследование законсервированного подземного города, проложенного под лесами, полями и речками, – задача для специалистов иного уровня. Этот иной уровень требовал больших сил, средств и времени. По нашим оценкам, подземка могла тянуться на десятки километров и «нырять» под Одер. Куда дальше и где ее конечная станция – трудно было даже предположить. Вскоре старший группы принял решение возвратиться.»

подземный склад
Лагеря дождевого червя

В путь…

Из Риги мы выехали 2 июля, и через сутки проехав через Литву и почти всю Польшу, не доехав 60 км до границы Германии, мы прибыли в Лагерь дождевого червя (Regenwurmlager). Имея на руках четкие планы и карты привязки, не без труда нашли первый дот, вернее то что от него осталось. К нашему огорчению вход в подземелья Лагеря дождевого червя (Regenwurmlager) был завален при взрыве. Следуший дот мы увидели из далека. На небольшой, явно искуственной возвышености, на нас смотрели пулеметные амбразуры на хорошо сохранившихся бронеполпаках. Расположившись лагерем, и подкрепившись, мы начали свое увлекательное путешествие в подземелье Лагеря дождевого червя.

Что бы попасть в систему туннелей Лагеря дождевого червя, надо пройти через два подземных этажа самого дота. Дальше спуск по бетонной лестнице 40 метров в глубь. Спустившись на дно колодца, вы попадаете в нижние помещения дота, и пройдя через них, вы попадаете в один из туннелей Лагеря дождевого червя. Пройдя пол километра, вы попадаете в в другой туннель, большего размера который соеденяет 3-4 дота. Следуя дальше, вы попадаете в туннель который соеденяет 2-3 звена с дотами, еще через 2 км вы выходите в главный туннель Лагеря дождевого червя. Главный туннель соединяет всю систему туннелей в единую сеть.

Гуляя по туннелю Лагеря дождевого червя нас поразил маштаб замысла немецких строителей: прошло много лет, а в туннеле до сих пор дейтвует дренажная система,работает естественная вентиляция.

Стены туннелей сухие, несмотря на то что над нами большое озеро. Хорошо сохранились проложенные в 1938 году рельсы узкоколейки, стрелки, переводяшие пути, до сих пор работают. Однообразие туннеля прерывают станции метро (вокзалы). Все они обозначались когда-то мужскими и женскими именами: «Дора», «Марта», «Эмма», «Берта», «Хенрик», «Инга». Во многих статьях можно прочесть, что именно на одну из таких станций прибыл из Берлина Гитлер, чтобы отсюда отправиться уже по поверхности в свою полевую ставку под Растенбургом – «Вольфшанце». В этом есть своя логика: подземный путь из Берлина позволял скрытно покидать рейхсканцелярию. Да и до «Волчьего логова» отсюда всего лишь несколько часов езды на машине. Пройдя по туннелям 15 км можно выйти на поверхность через ворота, размер которых позволяет проехать небольшому грузовику.

За двое суток мы спускались в Лагерь дождевого червя 5 раз, всреднем по 4-5 часов за одну вылазку. Прошли около 40 км подземных коридоров. Посетили более 20 дотов, 18 станций немецкого метро. Во время вылазок мы втречли другие группы диггеров, как местных поляков, так и иностранцев.

ВНИМАНИЕ. Не осторожный осмотр объекта опасен для жизни.

Regenwurmlager (Лагерь Дождевого Червя)

Полсотни бронированных железобетонных блокгаузов, более трёх десятков километров подземных туннелей, 17 грузовых станций подземной узкоколейки, система дамб, разводных мостов, запруд и водных каналов. Все это — Мезерицкий Укрепрайон (MRU). Неподалеку от польского города Мендзыжеч (нем. Мезеритц) расположена сеть подземных туннелей, строительство которых проводилось с 30-х годов по 1943 год, как стратегический оборонительный рубеж на Восточном фронте. Гитлер по меньшей мере дважды побывал в этом подземном железобетонном царстве, закодированном под названием «RL» — Regenwurmlager — «Лагерь дождевого червя». В мире нет более обширного и более разветвленного подземного укрепрайона, чем тот, который был прорыт в речной излучине рек Одер — Варта более полувека назад. До 1945 года эти земли входили в состав Германии (После крушения Третьего рейха отошли к Польше). Однако проект не успел был до конца реализован, и в 1945 году советские войска прорвались через этот укрепрайон, в одних местах используя внезапность, в других слабость личного состава обороняющихся, а в третьих при умелом руководстве, создав штурмовые бригады и буквально взламывая неприступную, казалось бы. сеть дотов. В конце Второй Мировой Войны по всей Германии Советские войска обнаруживали огромные недостроенные системы туннелей. Длина основной построенной части составляет примерно 30 километров из 80 запланированных и более 50 огневых точек — дотов, разделенных классификацией по массивности и толщине бетона — A, B, C . Самая большая — А имеет толщину стен — 3,5 метров. Многие доты так и не были соединены до конца. Глубина залегания тоннелей варьируется от 30 метров до 50 метров (в северной части). По замыслу укрепрайон «ЛДЧ» должен был быть полностью автономен, включая в состав подземные казармы/столовые/мед. пункты и электростанции.
Давайте же окунёмся в подземелья третьего рейха!

Чтобы обезопасить себя на случай наступления противника, немцы построили на уязвимом участке укрепрайон, соединив под землей дестяки дотов. Тем не менее, излучена между реками была довольно широкая — примерно 62 км и немцы не успели достроить тоннельную систему до конца.

Живописный холм с нестарым дубом на вершине был увенчан двумя стальными бронеколпаками. Их массивные сглаженные цилиндры с прорезями походили на тевтонские рыцарские шлемы, «забытые» под сенью дубовой кроны.

Залаз оказался наглухо запечатан! Во всяком случае 4 домкрата в данной ситуации были бесполезны.

Тем не менее на входе висят фанатские банеры со схемами ДОТа и экспликацией.

Строили это фортификационное чудо не пленные рабы, а профессионалы высокого класса из строительной армии Тодта: инженеры-маркшейдеры, гидротехники, железнодорожники, бетонщики, электрики, и тд. Каждый отвечал за свой объект или небольшой участок работ, и никто из них не мог даже вообразить общие масштабы лагеря дождевого червя (Regenwurmlager). В ходе строительства люди Тодта применили все технические новинки двадцатого века, дополнив их опытом зодчих средневековых замков по части всевозможных ловушек и смертельных сюрпризов для непрошенных визитеров.

Чуть меньше, чем в километре обнаружился следующий ДОТ. В отличии от первого «залаза», где в шахте до низу была лестница, в этом, взорванном ДОТе, шахта оказалась полностью пустой. Но у нас с собой было две обвязки и 80 метров верья. Ровно столько, чтобы спуститься на глубину 50 метров.
По масштабам разрушения (как видно, калпак дота поехал на «бочек») можно только предполагать каких размеров был снаряд гаубицы.

По очереди спускаемся на дно шахты.

Спустившись вниз, мы попали в рудвор одного из бункеров дождевого червя. Бункер состоит из нескольких залов.

Первый зал, в который выходит шахта.

Блоки соедининены яицеобразными бетонными ходками.

В дальней части бункера располоден выход в шахту с лестницей на поверхность в ДОТ с заваренным входом.

До верха — 45 метров (150 ступеней).

Местные фанаты раскрасили стены в цвета флага Польши.

Уцелевшая металлическая двухстворчатая бронедверь. Подобными дверьми укомплектовывались в т.ч. и ДОТы.

Система «Дождвеого Червя» имеет структуру елочки. Главная галлерея расходится ветками множеством вторичных галерей, ведущих к складам боеприпасов, машинныым залам и к соединениям с другими укрепленными крепостями. Высота и ширина тоннелей варьируется. Самая большая — в главной галереи. Чем дальше, тем меньше.

По всей системе должна была проходить узкоколейка, соединяющая крепости, по которой курсировали аккумуляторные электровозы с мини- составами.

Были даже свои вокзалы (отмечены на карте), где составы могли разъехаться, а электровозы, при надобности, зарядиться на стационарных пунктах зарядки. Под землей располагались дизельные электростанции, казармы, медпункиты, и прочая инфраструктура.

В одном из вокзалов мы устроили ужин.

В былые времена своды скрывалиссь за сводами вентиляционных труб.

Среднее расстояние между станциями — 400 метров.

Стены туннелей сухие, несмотря на то что над нами большое озеро. Хорошо сохранились проложенные в 1938 году рельсы узкоколейки. Стрелки, переводяшие пути, до сих пор работают.

Можно бесконечно восхищаться мастерством немецких строителей. Ведь более полувека все эти конструкции не знали ни ухода, ни ремонта, сдерживая давление недр, и напор воды… Вентиляция продуманная — нет застоя воздуха.

На случай проникновения войск противника, в галереях имеются позиции пулеметчиков.

Станция с заиленными полом.

Это последняя станция — через 300 метров галерея выходит на поверхность.

Пройдя по туннелям в общей сложности 10 км мы вышли на поверхность — к главному порталу. В подземелья укрепления мог проехать небольшой грузовик.
Вход оказался запечатан уже знакомыми нам массивными решетками.

Впервые за все подземное путешествие мы ощутили тепло. Температура в укреплении постоянная, что летом, что зимой — 7 градусов по цельсию.

Но как же там оказался Андрей?

Между станцией и порталом расположена десятиметровая шахта. Пожалуй самая маленькая из всех. Андрей вскарабкался голыми руками по торчащим арматурам этой шахты. Не лучший вариант залаза, хотя и короткий.

А нам предстоял долгий, но отнюдь не скучный путь обратно к ДОТу с провешенной веревкой, где ждала нас машина.

И теплые посиделки у костра.

А мы едем дальше — на Берлин!

Продолжение следует.

Историческая спарвка взята с сайта joy4mind.com.

Андрей снял чудесное видео про объект и более развернуто рассказывает историю месту. Рекомендую к просмотру!

Смотри также предыдущие обзоры из цикла Евротрип:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: