Тибет: мифы и правда - KRINTEL.RU

Тибет: мифы и правда

Тибетские монахи и древнее учение Тибета

Ж изнь тибетских монахов — тайна за семью печатями. Она полностью посвящена поиску истины. Про тибетских монахов говорят, что они знают практики, которые позволяют лишь за одно воплощение достичь состояния Будды. Они носят в своих сумках человеческий череп, чтобы всегда помнить о непостоянстве и близости смерти. Тибетские монахи устойчивы к холоду, могут даже в лютые морозы ходить в тонкой хлопковой одежде, месяцами обходятся без пищи, знают всё о тибетских мандалах, могут переносить своё сознание в тела других живых существ. Носители тайных практик «шести йог Наропы», они легко путешествуют по мирам, которые не доступны простым смертным. Что из этого правда, а что вымысел? Быть может, это лишь мифы, которыми часто наполнены различные религиозные течения? Действительно ли тибетские монахи — это люди, которые преодолели ограничения тела и сознания и способны творить чудеса?

Тибетский монах: совершенство отречения

Тибетские монахи известны своей отрешённостью от материального мира. В труде Шантидэвы довольно подробно описана философия и практики тибетских монахов. Как пишет великий философ: «чувственные наслаждения подобны мёду на лезвии бритвы». В своих медитативных практиках они один за другим проходят все восемь уровней Дхьяны (медитации), в ходе которых постепенно постигают три аспекта бытия: непостоянство, безличностность и неудовлетворённость.

На первых уровнях Дхьяны сохраняются некоторые ментальные формации. После освоения четвёртого уровня медитирующий направляет своё внимание на непостоянство всех феноменов, и окружающий мир буквально начинает расщепляться на атомы в сознании адепта. На этом этапе достигается состояние «осознания отсутствия всего». Теоретическое понимание этого явления подробно описано бодхисаттвой Авалокитешварой в «Сутре Сердца».

Именно понимание иллюзорности и непостоянства всех вещей и явлений позволяет тибетским монахам достигать совершенства отречения. И секрет их отрешённости прост: они следуют правилам не просто потому, что эти правила описаны в древних текстах, а потому, что сами на практическом уровне поняли природу непостоянства вещей и явлений. Это осознание разрушает все привязанности. Однако формальный кодекс поведения монаха всё же существует.

Тибетское учение «Шесть йог Наропы»

Квинтэссенцией тибетских практик является комплекс тайных наставлений «Шесть йог Наропы». Это шесть практик, каждая из которых позволяет проработать отдельный аспект личности на энергетическом, физическом и духовном уровне. Первой из практик является практика «Туммо»: практикующий выполняет волевую пранаяму с задержками дыхания на вдохе и на выдохе, с соответствующими энергетическими «замками» и визуализациями (преимущественно огня и света) в своём теле. Существуют три уровня освоения практики: Малый Ветер, Средний Ветер и Великий Ветер. В ходе практики монах визуализирует движение энергии по каналам, тем самым очищая их, а также концентрируется на образах огня и света, что позволяет запустить процесс выработки тепла физическим телом. Наиболее сложным для выполнения является последний уровень. Выполняются подряд три задержки дыхания на вдохе с «замками», затем три задержки дыхания на выдохе с «замками», и всё это сопровождается визуализацией пылающего огнём тела, а затем —пустотности. Одним словом, практика далеко не для каждого.

Эта довольно сложная практика совмещает в себе дыхание, волевые задержки дыхания, визуализацию, энергетические замки и так далее. Но и результат от неё можно получить довольно серьёзный: монахи, освоившие уровень «Великий Ветер», становятся полностью нечувствительными к холоду. Прошедшие все ступени посвящения в данную практику выдерживают экзамен: энергией своего тела нужно высушить на морозе за 10 минут 14 мокрых полотенец. Это норматив на «отлично». В идеале монах способен даже силой энергии своего тела обогреть помещение не хуже, чем печь.

И это только первая из «Шести йог Наропы». Также монахи осваивают йогу сновидений, благодаря которой, уходя в сон с концентрацией на том или ином образе в определённой части тела (допустим, на красном лотосе в районе горла или на белом солнце в межбровье), они способны путешествовать в глубинах подсознания, прорабатывая свои внутренние проблемы и ограничения. К примеру, засыпание с концентрацией на образе чёрного солнца в районе промежности позволяет встретиться во сне со своими страхами и преодолеть их, ведь во сне шагнуть навстречу страху гораздо проще. Также монахи осваивают йогу иллюзорного тела и, самое невероятное, йогу переноса сознания, которая позволяет перемещать своё сознание в тело другого живого существа. А практика Бигу Шичи позволяет достичь уровня энергетического питания. В процессе данной практики выполняется довольно простая визуализация: пупок раскрывается в цветок лотоса, и практикующий визуализирует процесс питания через пупок. Сама визуализация довольно простая, но эффект питания энергией достигается через совершенство концентрации. А его тибетские монахи обретают благодаря одной из самых начальных практик, к примеру, концентрации на точке на стене. Задача данной практики — научиться неотрывно концентрироваться на объекте. Что же касается правил питания для монахов, то, в первую очередь, оно должно не нарушать принцип ахимсы — ненасилия.

Чтобы хотя бы примерно понять, какой сложности медитативные практики выполняют тибетские монахи, можно ознакомиться с таким текстом, как «Постижение деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость». Всё, что там описывается, — всё это необходимо себе представлять лишь силой своего воображения.

Так или иначе все практики дают монахам определённые сиддхи — сверхспособности. Так, к примеру, искусство Панлунмень позволяет достичь устойчивости тела по отношению к внешним повреждениям. Тибетские монахи ранее часто подвергались нападениям как организованных армий, так и просто случайных разбойников. Именно поэтому боевые искусства и различные методы тренировки физического тела среди них также популярны. Но конечная цель всех практик — это, разумеется, обретение состояния Будды. А высшая сверхспособность — это сострадание ко всем живым существам.

Тибетские монахи — это в первую очередь практики: сколько живут, столько практикуют. Тайное учение Тибета позволяет достичь состояния Будды всего за одну жизнь, и жизнь посвящается только этой цели.

Тибетская философия: мир — иллюзия

Тибетская философия ничем не отличается от классического учения буддийских монахов. Основа этой философии — первая проповедь Будды о том, что есть страдание и каков способ его прекратить, а также наставления, которые даны в «Сутре Сердца», «Алмазной Сутре» и многих других сутрах Праджняпарамиты.

Философия тибетского буддизма довольно ёмко и понятно изложена в философском трактате монаха Шантидэвы «Путь Бодхисаттвы». Легенда гласит, что, когда он читал свой текст перед монахами, его тело воспарило над полом, а сам он вошёл в состояние самадхи.

В данном трактате описывается, как монаху следует воспринимать окружающий мир, как относиться к себе, к живым существам, к миру. «Все страхи, а также все беспредельные страдания берут начало в уме… Тигров, львов, больших слонов, медведей, змей и недругов всех мастей — всех можно укротить, укротив лишь свой ум», — пишет Шантидэва.

В последних главах он даёт конкретные практики аналитической медитации, направленные, например, на разрушение иллюзорности привлекательности женского тела, на осознание причинно-следственных связей и так далее.

Буддийский монах: путь к Нирване

Каким должен быть буддийский монах? Согласно первой проповеди Будды, цель пути — Нирвана. Однако в «Сутре о цветке лотоса чудесной дхармы» говорится, что учение Будды дано только бодхисаттвам, то есть тем, кто, имея возможность уйти в Нирвану, остаются в Сансаре ради блага живых существ. И существуют разные школы, каждая из которых придерживается той или иной концепции. Поэтому единое представление о том, каким путём идут буддийские монахи, сформировать сложно. Одно можно сказать наверняка: буддийские монахи — это отрешённые странники, которые приходят в этот мир как в школу суровых уроков, чтобы достичь духовно-нравственной чистоты, освободиться от оков материального мира и по возможности помочь в этом другим. А путеводной звездой каждого буддийского монаха остаётся сострадание к живым существам, а всё остальное — последствия этого.

13 вопросов о Тибете

Что такое Тибет? Это горы? Это часть Китая или отдельная страна? Какое отношение к Тибету имеет йога? А далай-лама? И вообще, кто это такой?

В этом году в Институте классического Востока и античности НИУ ВШЭ впервые открыт набор на новую бакалаврскую программу «Монголия и Тибет». Чтобы помочь будущим студентам определиться с выбором, Arzamas попросил академи­ческого руководителя программы, профессора Анну Цендину рассказать о том, что из себя представляет Тибет.

1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?

И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодо­родные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путеше­ственники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.

2. Что древнее — Тибет или Русь?

Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Ти­бет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя До этого между различными кланами постоянно шли войны за расширение владений. В VII–IX веках в этой борьбе стала доминировать так называемая Ярлунгская династия, и в VII веке на территории Тибета возникла огромная империя, завоевавшая даже столицу Танского Китая Чанъань (современный Сиань) и ко второй половине VIII века распространившаяся до Самар­канда. . На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в . Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.

3. Что такое Тибет: государство, религия или место?

Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии.

4. То есть Тибет — это часть Китая?

Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы Хань — этническая группа сино-тибетской языковой семьи. Это самый многочисленный народ Земли и крупнейшая народность в КНР. . В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государ­ство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу Лхасу — бывшая столица независимого Тибетского государства, а сейчас городской округ в Тибетском автономном районе КНР. . Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими наро­дами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.

5. Кто правит Тибетом?

Правительство КНР Речь идет о той части Тибета, которая входит в состав КНР. . Оно управляет всеми сторонами жизни — государ­ственной, административной, политической, экономи­ческой, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четыр­надцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.

6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?

Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) Уйгуры — тюркский коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. и мон­голы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функци­онально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтниче­ские браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочис­­ленные археологические раскопки, а главное, китайские письмен­ные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, сме­шавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.

Читайте также  Храм Большого Дракона в Таиланде

7. В Тибете говорят на тибетском?

Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этни­ческие группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Нап­ример, амдосец То есть житель Амдо, региона Тибета, разделенного теперь между китай­скими провинциями Цинхай, Сычуань и Ганьсу. из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот.

8. В Тибете все буддисты?

Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и числа ответвле­ний, тогда как тибетский буддизм и состоит из локаль­ных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиоз­ные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Напри­мер, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали назы­вать желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.

9. Кстати, кто такой далай-лама?

Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырна­дцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарна­ция бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.

10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета?

Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет.

11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?

Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоя­тельности и собственную государственность, очень болезнен­ный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или еще.

12. Йогу придумали в Тибете?

Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, пись­менность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.

13. Есть ли в Тибете цивилизация?

Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средне­вековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть много­мужество. Умер­ших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им про­тиво­стояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвез­дочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электро­станции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.

Тайна народа Тибета

Согласно давней буддистской легенде,
где-то в центре высокогорного тибетского царства находится настоящая
Шангри-Ла — мир, исполненный священного спокойствия, называемый Шамбала.
Это цветущая плодородная долина, которую отделяют от нас горы,
увенчанные снегами. Шамбала — это хранилище эзотерического знания,
которое во много раз древнее, чем все существующие цивилизации. Именно
здесь Будда постигал древнюю мудрость.

Шамбала
населена расой просвещённых сверхлюдей и скрыта от взглядов большинства
смертных. Её нельзя увидеть, даже пролетая над ней на самолёте, а вот
Потала, дворец Далай-ламы, связан с чудесной долиной тайными подземными
ходами.

Однако
некоторые исследователи — вслед за некоторыми восточными мифами —
полагают, что Шамбала расположена не в центре Тибета, а за ним. Тайская
мифология, к примеру, называет эту таинственную страну Те-бу и помещает
её где-то между Тибетом и Сычуанем. Историк Джеффри Эш после изучения
среднеазиатских и греческих текстов заявил, что Шамбала расположена
намного севернее, в далеких горах Алтая, разделяющих южную Россию и
северо-запад Монголии.

Елене Блаватской,
основательнице Теософического общества, наиболее вероятной казалась
пустыня Гоби на юге Монголии, а венгерский филолог Кошма де Ке-реш
предпочитает искать Шамбалу на западе, в Казахстане, в районе Сыр-дарьи.

Некоторые
же знатоки проблемы утверждают, что у Шамбалы нет на земле физического
воплощения, что она принадлежит другому измерению или более высокому
уровню сознания, так что её нельзя постичь органами чувств, но только
разумом и духом.

Родственен
легендам о Шамбале и миф об обширном подземном мире Аг-харти,
соединенном подземными ходами со всеми континентами и якобы
расположенном под Тибетом или где-то еще в Азии. Алек Маклеллан в
произведении «Затерянный мир Агхарти» пересказывает утверждения,
согласно которым Агхарти — обиталище древней «сверхрасы», что прячется
от мира земной поверхности, но старается контролировать его с помощью
таинственной и необычайно мощной силы, называемой «силой врил».

Многое
автор взял из странной книги английского оккультиста Эдварда
Бал-вер-Литтона «Грядущая раса», изданной в 1871 году, по поводу которой
и поныне спорят, является ли она чистым вымыслом или историей,
основанной на фактах. А вот кто больше всех верил рассказу о
таинственном подземном народе, наделённом таинственной силой, — так это
Адольф Гитлер. Как пишет Маклеллан, Гитлер был одержим идеей овладеть
секретной мощью агхартианцев, которая, он не сомневался, обеспечит успех
его грандиозным планам о мировом господстве и установления
Тысячелетнего Рейха. «Общество Врил» — так называлось главное общество
оккультистов в нацистской Германии. Гитлер снарядил для поисков
подземной страны несколько научных экспедиций, которые, впрочем, так
ничего и не нашли.

Говорят
также, что не обошлись без помощи таинственных сил. Буддийские монахи из
Тибета, способны на сверхчеловеческие достижения, которые западная
наука пока объяснить не может. Один из самых удивительных их талантов —
тумо: они способны поднимать температуру собственного тела до таких
градусов, что могут целую зиму провести в открытой пещере, занесённой
снегом, в одном своём тонком монашеском одеянии или вообще голые.

Навык тумо
достигается упорной йоговской тренировкой, и экзамен, определяющий,
овладел ли монах этим эзотерическим навыком в достаточной степени, более
чем убедителен. «Студент» должен целую ночь просидеть раздетым на льду
горного озера, но это ещё не всё: он должен также, одной лишь
температурой своего тела, сушить рубашку, которая погружается в прорубь.
Едва рубаха высохнет, её вновь погружают в ледяную воду и надевают на
испытуемого — и так до тех пор, пока не забрезжит рассвет.

В 1981
году доктор Герберт Бенсон из Медицинской школы Гарварда прикрепил
специальные термометры к телам тибетских монахов, проходивших испытание,
и установил, что некоторые из них могли поднимать температуру пальцев
ног и рук до 8 градусов С, а на других частях тела результаты были ниже.
Он пришёл к выводу, что навык этот включает в себя расширение
кровеносных сосудов в коже, реакцию, противоположную обычной реакции
организма на холод.

Не менее
удивительна и другая способность монахов — лун-гом, способ тренировки, в
результате которой ламы могут развивать в беге по снегу немыслимую
скорость. Очевидно, это происходит за счёт сокращения веса тела и
интенсивной продолжительной концентрации. Западные исследователи
называют поразительные цифры: до 19 километров за 20 минут. В книге
«Мистики и маги Тибета» исследователь Александра Дэвид-Нил, 14 лет
проходившая обучение в Тибете, рассказывает, что однажды, увидев такого
бегуна, захотела расспросить его и сфотографировать. Сопровождавший её
местный житель строго-настрого ей это запретил. По его словам, любое
вмешательство может резко вывести ламу из состояния глубокой
концентрации и тем самым убьёт его на месте.

И наконец,
последняя тайна Тибета изложена в ещё одной очень странной книге —
«Боги Солнца в изгнании». Полагают, что эту книгу написал странный
оксфордский учёный Кэрил Робин-Эванс, который был в Тибете в 1947 году и
умер в 1974, а издал её Дэвид Эгамон. Некоторые исследователи признали
эту книгу достоверной, другие настроены куда более скептически. Там
утверждается, что тибетский народ, называемый «дзопа», — на самом деле
физически выродившиеся потомки инопланетян из звёздной системы Сириуса —
их космический корабль потерпел аварию в Тибете в 1017 году до н.э., и
они постепенно смешались с местным населением.

Тайное учение тибетцев

Тибетские мистики — люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельников-созерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой.

В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли.

Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Предже всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: «опустошать» сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, по-видимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают.

Читайте также  15 приемов, чтобы фотографировать в путешествиях как профи

После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются.

На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания.

Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров.

На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием.

Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая кому-нибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чем-нибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы.

Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа коллеждей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства.

В какой-нибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трех-четырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителя-мистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру.

Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности — побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и «других» как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях.

Зрительная телепатия, по-видимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних «житиях», что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встечаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами.

Тайные и опасные тибетские практики

Многие тайные тибетские практики считаются очень опасными. Известны случаи, когда монахи сходили с ума и даже умирали.

Скороходы Лунг-гом-па

Так называют монахов, способных после длительной духовной и физической тренировки пройти с необыкновенной для пешеходов скоростью сотни километров, не отдыхая и ничем не подкрепляясь в пути. Очевидец рассказывает: «Наш небольшой караван шёл уже седьмой день по плато Тибета, не встретив ни одного человека.

Вдруг далеко впереди показалось чёрное пятнышко, а в бинокль стало видно человека. Передвигался он удивительно быстро и какой-то странной походкой. Человек приближался, и становилось всё заметнее, как быстро он шёл.

Проводник-тибетец предупредил, что это лама Лунг-гом-па и что его нельзя останавливать и заговаривать с ним. Лама приблизился, и уже можно было отчётливо различить его бесстрастное лицо с широко раскрытыми глазами, устремлёнными ввысь, на какую-то точку в пространстве.

Лама не бежал. Казалось, будто при каждом шаге он воспарял в воздух и двигался скачками, как упругий мяч. На нём было обычное и довольно потрёпанное монашеское одеяние и тога. Левой рукой, наполовину скрытой одеждой, он держатся за складки тоги. В правой руке был зажат ритуальный кинжал пурба. Лама на ходу слегка заносил вперёд и вверх правую руку с кинжалом, ритмически соизмеряя шаг.

Казалось, будто остриём ножа, при опускании его вниз, он касался земли и опирался на кинжал, как на тросточку. Он прошёл мимо, не останавливаясь и, очевидно, не замечая нас, и стал быстро удаляться. Удивляла лёгкость и ритмичность его упругого шага. »

По легенде, готовить скороходов Лунг-гом-па начали в монастырях Тед Нид и Самдинг. Один из героев легенды — лама Ионген Дорджи Паль родился в 1284 году и умер в возрасте 92 лет. Он был могущественным и знаменитым магом, способным создавать иллюзорных двойников — тульпа. И занимался он главным образом покорением злых демонов.

Другой герой — Бутон, родившийся в Тхо Пуг в 1288 году, — известен как автор нескольких исторических трудов. Он объединил все буддийские писания, переведённые с санскрита, в один большой сборник «Ганджур».

Как-то маг Ионген вознамерился подчинить своей воле самого бога смерти Шиндже и заставить его дать клятву не пожирать живых тварей. Желая узнать, действительно ли его друг обладает достаточным могуществом, чтобы покорить ужасное божество, Бутон отправился к нему в сопровождении трёх учёных лам. Когда они пришли, бог Шиндже, откликнувшийся на призыв мага, уже навис над ним своим огромным телом.

Ионген предложил пришедшим: если кто-то из них принесёт себя в жертву богу, тот сотворит благо. Ламы предпочли ретироваться. Бутон согласился пожертвовать собой, если это необходимо для удачного исхода обряда. Тогда Ионген бросил в пасть Шиндже множество тульпа голубей, а с Бутона взял слово, что он и его преемники каждые 12 лет будут совершать в монастыре Шалю церемонию умилостивления бога смерти, приглашая на обряд самого Шиндже и злых духов из различных частей страны. Вот для этого и требовались бесстрашные быстроногие гонцы.

Приступающий к обучению должен был иметь необходимую степень посвящения. Затем несколько лет тренироваться под руководством опытного наставника в многочисленных вариантах дыхательной гимнастики и в упражнениях для развития способностей левитации. Вот одно из них, для «чайников». Ученик садится на большую толстую подушку и делает медленный долгий вдох, как бы желая раздуться.

Затем, задержав дыхание, не меняя позы и не пользуясь руками, должен подскакивать и снова падать на подушку. Со временем, в зависимости от способностей и усердия, можно будет подпрыгнуть на ту или иную высоту. Для проверки успехов практиканта роют яму глубиной в его рост.

Над ней сооружают купол с узким отверстием наверху. Испытуемый садится на дно ямы, скрестив ноги. А потом он должен выскочить из неё одним прыжком через отверстие в куполе. Такой финт по плечу только асам.
Добившемуся достаточных успехов монаху разрешают приступить к упражнениям в ходьбе. Сумерки и светлые звёздные ночи создают благоприятные условия для практики и облегчают ходьбу.

Послушник проходит второе посвящение, а его гуру сообщает ему мистическую формулу. Адепт концентрирует внимание на мысленном повторении этой формулы, регулирующей ритм дыхания во время ходьбы, соизмеряя такт шага со словами заклинания. Идущий должен хранить молчание, ни о чём не думать и не смотреть по сторонам. Он должен устремить свой взгляд на какой-нибудь один отдалённый предмет днём или на звезду ночью и не отвлекаться, что бы ни случилось.

В состоянии транса сознание заметно атрофируется. Скороход механически преодолевает препятствия на пути и сохраняет направление к цели, не пробуждая никаких процессов мышления. Методика развивает у адептов исключительную быстроту и ловкость.

Тренировка Лунг-гом-па делает их тела такими лёгкими, что они иногда действительно отрываются от земли. «Отличникам» даже приходится носить цепи, чтобы быть тяжелее. Правда, таких считанные единицы.

За право на белую юбочку

В XI веке жил и трудился самый знаменитый учитель Тибета — отшельник Минарепа. Настенные росписи изображают его с поднесённой к уху правой рукой — слушающим таинственные голоса природы. Он всегда изображается сидящим перед пещерой на фоне огромной снежной горы. На нём белые одежды его секты и шнурок аскета. Леопарды, газели и лани смотрят на святого, погружённого в глубокую медитацию.

Невероятные способности к выживанию в экстремальных условиях демонстрируют его последователи. Они зимуют в горах на высотах до пяти тысяч метров без одежды и огня. Их выносливость объясняют знанием учения Минарепы Лунг-тум-мо. Трудно переоценить умение стимулировать внутреннее тепло в столь суровых условиях. Гуру репа (тот, кто носит одежду из бумажной ткани), обучающие этому искусству, хранят свои методы в тайне.

Слово «туммо» означает «летучее проникающее пламя». Оно согревает флюид и заставляет скрытую в нём энергию подниматься по нитеобразным протокам цза человеческого тела до самой его макушки. Эта энергия невидима и неуловима. Она постепенно окутывает адепта «сладким покровом божеств» и сохраняет ему жизнь, согревая среди снегов и вьюг высокогорья.

Добиться успехов можно, лишь руководствуясь личными наставлениями учителя. Очень важно предварительно освоить практику дыхательных упражнений; развить способность к интенсивной, доводящей до транса концентрации мысли. Ученики должны отказаться от шерстяной одежды и не приближаться к огню. Кандидаты на звание репа живут в пещерах или специально построенных хижинах отшельниками, не смеют ни с кем видеться, кроме гуру.

Тренируются каждый день, сидя в обычной для медитации позе на голой земле, а на высшей стадии обучения — на снегу или на льду. Начинают занятия с дыхательных упражнений. Вместе с выдохом мысленно извергают из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекается дух Будды и всё, что есть в мире благородного и высокого.

Отрешившись от всех забот и размышлений, погружаются в глубокое созерцание и покой. Затем идёт сложная мистическая практика концентрации мысли на мираже огня, мысленно повторяются мистическая формула и упражнения для получения «пламени». При успехе приятное ощущение тепла разольётся по всему телу затворника.

Зимней лунной ночью при сильном ветре ученики вместе с учителем идут на берег потока для проведения необычного экзамена. Если вода скована льдом, пробивают прорубь. Кандидаты на звание репа, полностью обнажённые, усаживаются на землю, скрестив ноги. В ледяную воду окунают небольшие простыни.

Они тут же замерзают. Каждый ученик закутывается в такую простыню — он должен её отогреть и высушить на своём теле. Высохшие простыни снова замачивают в проруби и снова заворачиваются в них. Тот, кто до рассвета высушит на себе больше простыней, объявляется победителем. Ученик должен высушить на себе не менее трёх простыней, чтобы носить юбку из белой ткани — отличительный знак адептов искусства туммо.

Читайте также  Аделаида: вино, смог от пожаров, коалы и кенгуру!

Другой способ проверки состоит в испытании снегом. Соискатель на звание репа садится в сугроб. Количество растаявшего под ним снега и величина радиуса оттаявшей окружности вокруг него служат показателями его способностей. А для отшельников — самых больших специалистов в области туммо — экзаменом служит их жизнь на горных вершинах.

Тибет: мифы и правда

Там были наручники всех размеров, включая крошечные для детей, инструменты для отрезания носов и ушей, ломки рук и подрезания сухожилий ног.

Были приспособления для горячего клеймления, кнуты и специальные устройства для потрошения. На выставке были представлены фотографии и свидетельства жертв, подвергшихся ослеплению, покалеченных или лишенных конечностей за кражу.

Одному пастуху хозяин должен был уплатить компенсацию в юанях и пшенице, но выплачивать отказался. Тогда пастух забрал у хозяина корову. За это ему отрубили руки. Другому скотоводу, противившемуся, чтобы у него забрали жену и отдали её помещику, поломали руки. Были представлены фотографии коммунистических активистов с отрезанными носами и порванными губами, а также женщины, которую сперва изнасиловали, а затем отрезали ей нос.

Как бы нам не хотелось верить в обратное, но феодально-теократический Тибет был бесконечно далек от того романтизированного Шангри-Ла, которым с энтузиазмом восхищаются западные прозелиты буддизма.»

Впечатляющие свидетельства для мирной и доброй религии и ее главы, неправда ли?

«Для богатых лам и помещиков коммунистическая интервенция оказалась страшным несчастьем. БОльшая их часть иммигрировала заграницу, включая и самого Далай-ламу, которому бежать, помогло ЦРУ. Некоторые к своему великому ужасу обнаружили, что им придется самим зарабатывать себе на жизнь.

Многим, тем не менее, удалось избежать этой печальной участи. В течение 1960-х годов тибетское эмигрантское сообщество получало $1.7 миллиона в год от ЦРУ, согласно документам, опубликованным госдепом в 1998 году. После опубликования этого факта, организация Далай-ламы сама призналась, что получала миллионы долларов от ЦРУ в 1960-е года на засылку вооруженных формирований в Тибет для подрыва маоистской революции.
Далай-лама ежегодно получал $186000. Индийская разведка также финансировала его и других тибетских изгнанников. Далай-лама отказался ответить, работали ли он и его братья на ЦРУ или нет. ЦРУ также не комментировало эти факты»

Такая вот, совсем нелицеприятная, для тибетских лам картина вырисовывается, если делать суждения о ламаисткой теократии, не по репортажам западных телеканалов, голливудским фильмам и сочинениям г-жи Блаватской, Рериха и прочих теософов.

Большинство из тех, кто формировал мифы о Тибете либо там никогда не были, либо были там уже после того, как сформировали о нем свое совершенно определенное мнение, а таких людей не переубедишь, даже в том случае, если бы ламы у них на глазах, начали готовить в пищу младенцев. Они бы и в этом нашли свой сакральный смысл.

Очень жаль, что тема Тибета на долгие годы была отдана на откуп разного рода мошенникам и проходимцам околорелигиозного толка, в силу чего вокруг него сформировался эдакий флер недоступности и загадочности.

Будем объективны – тибетский буддизм, ничем не лучше и не «сакральнее» индийского или китайского, а тибетская цивилизация в 50-х годах XX века это вовсе не «самобытное и уникальное образование», а реликт

Рассмотрим наиболее распространенные мифы о Тибете.

Тибетская культура – очень древняя

Очень древние культуры – это индийская и китайская, что же касается тибетской, то она, конечно, самобытная, представляющая огромный интерес, но, тем не менее, — молодая. В Тибете очень уж суровые условия проживания, и понятно, что люди поселились там тогда, когда места с более приемлемыми условиями уже были заняты. Только из-за этого тибетская культура не может быть такой уж древней, как об этом пишут разного рода фантазеры, такие как Лобсанг Рампа, Мулдашев и их последователи.

О том, что о тибетской культуре можно что-либо определенное говорить начиная только с 6-7 го веков нашей эры свидетельствуют и исторические документы, и археологические находки.

Тибетские монахи и простые тибетцы живут очень долго благодаря древним знаниям тибетской медицины

Еще сто лет назад средняя продолжительность жизни в Тибете была около сорока лет. Несмотря на столь превозносимую многими тибетскую медицину. Со многими болезнями, влиявшими на долголетие, местная медицина справиться просто не могла и только тогда, когда ее стали сочетать с западной, произошел качественный прорыв. На сегодняшний день средняя продолжительность жизни тибетца по разным источникам от 60 до 67 лет.
Тибетская медицина — уникальна, самобытна, очень интересна, но далеко не всемогуща. Она, безусловно, помогала тибетцам выживать в суровых условиях высокогорья, но не более того.

Если хотите окунуться в Океан духовности, отправляйтесь в Тибет

Для того, чтобы окунуться в этот «океан», на самом деле, никуда отправляться не надо. Можно это сделать не выходя из комнаты. Духовность не зависит от места нахождения того, кто ее жаждет.

Что же касается тибетской духовности, то чтобы прикоснуться к ней, отправляться лучше все-таки не в Тибет (в котором всё, что имело к ней отношение, активно уничтожалось китайцами в годы Культурной революции и завуалированно продолжает уничтожаться сейчас), а в Индию: Ладакх, Спити и места массового поселения тибетцев и тибетских монахов (такие, как Дхармасала).

Например, в долине Спити (Индийские Гималаи) в селении Табо имеется одноименный монастырь. Основан он был в 998 году. За прошедшую тысячу лет традиция не прерывалась ни на секунду, и попадая в него, словно на машине времени переносишься в далекое-далекое прошлое.

Книги Мулдашева – серьезные научные труды о тайнах Тибета

Мулдашев – продолжатель дела Лобсанга Рампы, первого написавшего о скрытых в глубинах Гималаев сокровищах предшествующей нам цивилизации, об огромных «атлантах», спящих в таинственных пещерах и охраняемых суровыми ламами, о левитации, астральных путешествиях, прохождениях сквозь стены и прочих чудесах, творимыми добрыми тибетскими монахами. Но, надо сказать, что к написанию своих книг Мулдашев подошел творчески и добавил к наследию предшественника много своих, мягко говоря, фантазий. Для тех, кто не бывал в Непале и Тибете, книги офтальмолога могут показаться правдоподобными, но любому кто даже просто побывал в тех местах, понятно, что произведения Мулдашева – всего лишь коммерческий проект. Если же кому-то хочется прочесть более подробные разоблачения уфимского офтальмолога, то советую обратиться к книгам научного обозревателя газеты «Известия» Петра Образцова, в которых он не оставляет камня на камне от теорий Мулдашева.

Поездка в Малый Тибет (Индийские Гималаи) в июле 2016 года.

Попав в Тибет и пообщавшись с тибетскими монахами можно обрести сверхспособности

Этими сверхспособностями подавляющее большинство тибетских монахов и сами-то
совершенно не обладают. Попав в тибетские монастыри можно лишь
прикоснуться к уникальной тибетской культуре, тибетской медицине и
фундаментальным основам тибетского буддизма. Всё остальное — долгая и,
не исключено, что суровая практика. Некоторые иностранцы идут на это.
Некоторые даже становятся ламами (не все школы тибетского буддизма,
правда, их признают). Но мгновенного пробуждения одним лишь попаданием в
тибетские монастыри не добиться.

В Тибете было рабство, тибетские монахи совсем «не белые и пушистые котята»

Одна из самых высокогорных школ в мире. Селение Киббер. Высота 4 200 м. Малый Тибете.

За последние годы на некоторых блогах и сайтах были размещены материалы
(перепечатки с иностранных источников) с сенсационными заголовками
что-то наподобие: «Вся правда о Тибете». Сопровождались эти разоблачения
доказательствами в виде фотографий (и даже логотип китайского
информационного агентства «Синьхуа» был оставлен. ), на которых были
изображены «преступления тибетского духовенства и феодалов», совершенные
до того замечательного момента, когда китайская армия штыками выполнила
миссию по освобождению трудового народа Тибета от эксплуататоров. С
одного блога эти россказни перетаскивались на другой и везде
сопровождались комментариями типа: «Вот оно как на самом деле! А мы:
Далай лама, Далай лама! А он ведь защитник мирового империализма! И все
восстания тибетцев инициированы ЦРУ!» И неважно то, что блогеры,
размещавшие у себя эти материалы, сами никогда в Тибете не бывали и ни
одного тибетского монаха в живую не видали. Им верили и продолжают
верить тысячи людей. И совершенно напрасно.

Я уже шесть лет каждый год провожу много времени в местах, где в нетронутом виде
сохранилась тибетская культура и традиции. Я много общаюсь с тибетцами и
тибетскими монахами. Это суровые, порой жесткие, люди. А какими могут
быть люди в тех местах, где не живешь, а выживаешь? Но в то же время они
искренние, добрые и простые, и просто не способные и на малейшую долю
тех преступлений, которые им приписывают китайские пропагандисты.

Да, до китайского военного вторжения в Тибете было феодальное общество.
Оно, разумеется, не было идеальным. Но почему-то вооруженных восстаний
против духовенства и феодалов в Тибете не было, а против китайской
оккупации было, причем основная масса восставших были именно те
«обездоленные», которых китайцы «освободили от эксплуататоров».

В формате данного материала мне не хочется очень уж много писать на эту
тему. Коротко резюмирую: рабства в Тибете не было, «ужасная правда о
тибетском духовенстве и феодалах» — пропагандистская утка, созданная под
чутким руководством агентства «Синьхуа» для оправдания геноцида
тибетцев маоистами во время Культурной революции и нынешней китаизации
Тибета.

И, напоследок, небольшая цитата из книги бывшей тибетской крестьянки Дондуб Чходон «Life in the Red Flag People’s Commune» о
жизни до прихода китайцев: «Я принадлежала к тем, кого сейчас китайцы
называют тибетскими крепостными… Нас было шестеро в семье… Наш дом был
двухэтажным, обнесенным стенами. На первом этаже мы держали скотину:
четырех яков, двадцать семь овец и коз, двух ослов. Наш земельный надел
составлял четыре с половиной кхеля (0,37 гектара). И в наших местах не
было ни одного нищего».

В отношении Тибета в массовом сознании есть две крайности. Одна — восторженное восприятие всех тибетских
монахов, как «душек»-чудотворцев. Вторая — мнение о ужасной
реакционности тибетского духовенства. А ведь середина не зря называется
золотой…

деревня Киббер.
Деревня находится в долине Спити в 6 км от монастыря Ки, фотография которого была два поста тому назад. Деревня колоритная в
национальном стиле этого региона, но поскольку она находится всё таки не
так далеко от Казы и до Киббера есть относительно сносная дорога, то
цивилизация потихоньку прокрадывается и в этот, экзотический для
русского глаза, район. Тут есть электричество, есть несколько гест
хаусов для туристов, хотя самих туристов за те два дня, что я пробыл в
Киббере, я видел очень мало, человек 7-10 может быть, но в остальном
деревня сохранила свой первозданный облик. Его местные жители живут так,
как и жили всегда: пасут баранов, выращивают пшеницу, горох и рис, доят
коров, в общем на туристов особо не надеяться, так как в Спити их ещё
пока не много. Но всё равно Киббер более… раскрученное, что ли, место,
но это а5 же, как я уже и говорил, скорее всего обусловлено его
доступностью. В любом случае, в Киббере присутствует дух старины и людей
живущих на земле и выживающих исключительно за счёт земли, если вы
будите в долине Спити и у вас будет не достаточно времени чтобы
забуриться куда-нибудь поглубже, то обязательно заскочите в Киббер, это
деревня даст вам представление о том, как тут живут люди.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: