Уникальные исторические особняки Москвы - KRINTEL.RU

Уникальные исторические особняки Москвы

30 самых красивых домов Москвы

Классицизм, конструктивизм, сталинский ампир и модерн — Москву принято ругать за аляповатость и называть «большой деревней».
Чушь. Посмотрите список Time Out: мы живем в красивейшем городе. Время от времени об этом нужно себе напоминать.
1780-е годы, Воздвиженка, 3/5, стр. 1

Дом Пашкова

По легенде Баженов обиделся на Екатерину II, не разрешившую ему переделать Кремль, и поставил напротив него здание-укор: вот какой красоты вы лишились. Впрочем, документальных свидетельств легенды, как и того, что проект принадлежит именно Баженову, нет. Дом упоминается в «Мастере и Маргарите» Булгакова: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло».Начало 1900-х годов, Малая Никитская, 6 © museum.ru

Особняк Рябушинского

Пожалуй, самое известное здание, построенное Шехтелем. В 1930-е, после возвращения в СССР, в доме жил Горький — сейчас там его музей, в котором до сих пор можно увидеть собранную пролетарским писателем коллекцию нэцке и его любимое кимоно. В советские времена творение Шехтеля нравилось не всем. «Особняк так безобразен и нелеп, что даже честные сугробы и глыбы снега, которыми он окружен и засыпан, не смягчают его отвратительности.

Институт Склифосовского

Граф Шереметев построил старое здание института, чтобы открыть там Странноприимный дом — одновременно больницу и богадельню. Вероятно, в проекте участвовал архитектор Джакомо Кварнеги, автор Александровского дворца в Царском селе. В первый раз монументальный размах здания (до того больниц такого размера в Москве не строили) пригодился в 1812 году, когда в нем лечили раненых, потом в 1940-е Склиф стал одним из главных городских госпиталей.

«Дом со зверями»

Изначально был доходным домом церкви Троицы на Грязех: часть квартир отвели прихожанам, часть сдавали внаем. Терракотовые барельефы животных и птиц на доме делали ученики Васнецова из известной в то время художественной артели «Мурава» — она же изготавливала майолику для дома Перцова. После войны дом надстроили, он стал 6-этажным.

Дом Мельникова

Дом с мировой славой и трудной судьбой. Мельников построил его для себя и детей, потом внучки много лет спорили из-за прав на здание, а сейчас там музей, подведомственный Музею архитектуры. По легенде, когда Мельников обратился за разрешением на строительство (его могли и не дать), чиновник удивленно сказал: «Это построить нельзя». Архитектор ответил: «Разрешишь — я построю».Конец XIX века, Воздвиженка, 16

Особняк Арсения Морозова

Построен для двоюродного племянника Саввы Морозова Арсения. Современники очень не любили особняк за нарочитую помпезность. По легенде мать Арсения, увидев здание, проворчала: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва узнает». «Дурацким» называет дом и Нехлюдов в романе Толстого «Воскресение»:

«Дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле… По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки…

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.

— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль».

Сейчас в особняке Дом приемов правительства РФ.Вторая половина 1900-х годов, Соймоновский проезд, 1

Дом Перцова

Возведен для строителя железных дорог Перцова. Оформлял дом художник Сергей Малютин — считается, что именно он придумал и расписал первую русскую матрешку. До революции в подвале размещалось кабаре «Летучая мышь», в котором играли пародии на спектакли МХТ — роли в них исполняли Ольга Книппер-Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко. А после 1917-го в одну из квартир дома въехал Троцкий.1880-1890-е годы, Большая Якиманка, 43 Фото: ambafrance-ru.org

Дом Игумнова

Сделан немосквичом для немосквича. Здание заказал владелец мануфактуры в Ярославле Игумнов, а спроектировал Николай Поздеев, в те годы главный архитектор Ярославля. С 1930-х в доме располагается посольство Франции. В 1944-м Де Голль вручал там награды летчикам «Нормандии-Неман».1949-1953 годы, Ленинские горы, 1

Главное здание МГУ

До 1990-го года — самое высокое здание Европы, потом его обогнал франкфуртский Мессертум. Сначала главным архитектором ГЗ назначили Бориса Иофана, но тот хотел поставить здание ближе к реке, примерно там, где сейчас собираются ставить памятник Владимиру. Инженеры не согласились, Иофана сместили, а вместо него назначили Льва Руднева (Театр Красной армии, памятник на Марсовом поле в Петербурге). Скульптуры на фасадах делала мастерская Веры Мухиной.

Сейчас кроме аудиторий в главном здании размещаются ректорат, Музей землеведения и общежитие. Когда его обитатели жалуются на плохую звукоизоляцию, им отвечают: «Что вы хотите, строительство курировал лично Берия». Еще с главным зданием связано много легенд — например, оно якобы не сползает в реку из-за огромных подземных холодильников, замораживающих грунт.Конец 1920-х, Новинский бульвар, 25, к. 1 © maps-moscow.com

Дом Наркомфина

Архитектор Моисей Гинзбург называл здание Народного комиссариата финансов «домом переходного типа». Часть квартир в нем еще отдавала дань буржуазному стремлению к обособлению и роскоши, но, глядя на остальные, граждане юной советской страны должны были мечтать поскорее окунуться в рай нового быта. Вместо спальни у человека «спальная ниша» с низкими потолками. Вместо кухни — маленький «кухонный элемент», потому что при доме работает столовая, расположенная в комплексе общественного обслуживания. Стирать в квартирах тоже не нужно, так как есть прачечная.1890-е годы, Мясницкая, 19

Чайный магазин Перлова

Дом возведен для чайной лавки купца Перлова, в советские годы в нем тоже располагался магазин чая и кофе. Знаменитый китайский фасад появился через несколько лет после окончания строительства: Перлов заказал проект Карлу Гиппиусу (особняк Бахрушина, часть Московского зоопарка) специально к прибытию на коронацию Николая II Ли Хунджана — китайского дипломата, опиумного монополиста и крупного экспортера чая.

Дом описан в воспоминаниях Валентина Катаева «Алмазный мой венец»: «Помню. да, еще рядом с Вхутемасом, против Почтамта, чайный магазин в китайском стиле, выкрашенный зеленой масляной краской, с фигурами двух китайцев у входа. Он существует и до сих пор, и до сих пор, проходя мимо, вы ощущаете колониальный запах молотого кофе и чая».1840-е годы, Комсомольская площадь, 3

Ленинградский вокзал

Старейший вокзал города, построенный по проекту архитектора Тона (храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец). Москвичам он понравился — правда не столько за архитектурные достоинства, сколько как невиданное техническое новшество. О вокзале сложили лубочный стишок:

Близко Красных ворот

Есть налево поворот.

Место вновь преобразилось,

Там диковинка открылась,

И на месте на пустом

Вырос вдруг огромный дом.

На дому большая башня

И свистит там очень страшно

Знать заморский, хитроватый.

Там чугунная дорога,

Это просто чудеса.

В два пути чугунны шины,

По путям летят машины,

Не на тройках, на парах,

Посмотреть, так прямо страх.

Ну, признаться, господа,

Славны Питер и Москва.

До чего народ доходит

Самовар в упряжке ходит.

Интерьеры вокзала в ХХ-м веке четыре раза досконально переделывали: в последний раз в 2013-м, после чего из главного зала исчез поставленный в 1975-м бюст Ленина работы Месса.Фасад — первая половина 1900-х годов, Комсомольская площадь, 5

Ярославский вокзал

Атмосферу вокзала в 1870-е Гиляровский описал так: «Наш полупустой поезд остановился на темной наружной платформе Ярославского вокзала, и мы вышли на площадь, миновав галдевших извозчиков, штурмовавших богатых пассажиров и не удостоивших нас своим вниманием.
«Мы зашагали, скользя и спотыкаясь, по скрытым снегом неровностям, ничего не видя ни под ногами, ни впереди. Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».

Но сейчас первое здание вокзала можно увидеть только на картинках. В конце XIX Ярославский перестроил Кекушев, а за вид его фасада нужно благодарить Шехтеля — именно он пристроил к вокзалу знаменитые неорусские башенки.1913-1940 годы, потом 1980-90-е, Комсомольская площадь, 2 © kazansky.dzvr.ru

Казанский вокзал

Третьему вокзалу на Каланчевке мы обязаны вечному сопернику Шехтеля — Щусеву. Шехтель участвовал в конкурсе на строительство, но проиграл. Здание строили почти весь ХХ век: начали до Первой мировой, отдельные элементы доделывали до 1940-го, потом в 1980-90-е достраивали комплекс Царской башни. Изначальные интерьеры вокзала делали Рерих, Бенуа и Кустодиев, а ресторан (сейчас зал повышенной комфортности, на фото) оформлен в стиле русского барокко XVIII века по эскизам Лансере.Открыт в 1962 году, Косыгина, 17 © dvorec-pionerov.ru

Дворец пионеров на Ленинских горах

Здание, по значимости сравнимое с Дворцом советов — только времен Хрущева и на самом деле построенное. Оно стало манифестом нового оттепельного стиля: почти без излишеств, но с отсылками к конструктивизму и западной архитектуре 1960-х. Ленточку на открытии перерезал лично генсек. Кроме астрономических и художественных кружков во дворце была сильная литстудия — туда в частности ходил основатель СМОГа Леонид Губанов.Вторая половина 1920-х годов, Лесная, 18

14 зданий-шедевров в Москве, которые стоит увидеть, хотя их нет в путеводителях

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Плоский дом на Таганке

На самом деле этот дом, расположенный в самом начале Таганской улицы, не плоский. Добиться такого визуального эффекта удалось благодаря необычному архитектурному проекту (у здания скошенный угол), причем, плоским дом кажется только, если смотреть на него под определенным углом.

До революции здание использовалось как доходный дом. Построен он был для купца Зуева, автором считается архитектор В.М. Пиотрович, сын знаменитого зодчего Мечеслава Пиотровича. В советские годы в сюда заселили обычных москвичей, как и во многие бывшие доходные дома. Несколько лет назад в здании провели реставрацию.

Читайте также  Самые впечатляющие ударные кратеры на Земле

Чайный дом на Мясницкой

Здание знаменитого чаеторговца Сергея Перлова, основавшего до революции компанию «Перлов и сыновья», обильно украшено декоративными элементами и стилизовано под китайскую пагоду. Предполагалось, что дом произведет впечатление на важного гостя из Китая, но так вышло, что иностранцу так и не довелось посетить его. Зато теперь это один из самых ярких архитектурных шедевров. Работы выполнил выдающийся архитектор Карл Гиппиус – мастер модерна и эклектики.

Кстати, в этом здании до сих пор можно купить чай изысканных сортов и даже чайные сервизы.

Дом-терем на Якиманке

Особняк был построен по заказу купца Николая Игумнова. Автор проекта – ярославский архитектор Николай Поздеев. Обильно украшенный дом похож на древнерусские палаты и невероятно красив, а вот в дореволюционной Москве его посчитали вульгарным.

Согласно старой городской легенде, в этом доме Игумнов в пылу ревности отправил на тот свет свою любовницу и ее тело замуровал в одной из стен.

Дом Кекушева на Остоженке

Этот готический особняк великий архитектор Лев Кекушев изначально построил для себя. Асимметричный дом чем-то похож на средневековый замок. Считается, что в этом проекте мастер модерна реализовал все свои идеи и показал весь свой талант.

По одной из версий этот особняк стал прообразом дома Булгаковской Маргариты. А еще интересна история с медным львом, возвышающемся на крыше здания: в начале прошлого века он исчез, и воссоздали его уже в наше время – по единственной сохранившейся фотографии.

Дом-парус на Ходынском поле

Дом-парус, который также прозвали Домом-улиткой и Домом-ухом, при современной застройке Ходынки стал главным архитектурным акцентом. В основе проекта – две дуги с разными радиусами. Дом поделен на несколько секций, в самой высокой его части 24 этажа. Первые этажи занимают организации, а на остальных расположены квартиры.

Красная «заплатка» в здании – вовсе не «украшение». Изначально здесь планировалось сделать пустое пространство, через которое открывался бы живописный вид на Музей авиации, но такое решение инвесторы посчитали нерациональным.

«Спрятанный» дом на Тверской

Саввинское подворье на Тверской наверняка мало кто видел. Все дело в том, что дом расположен не на первой линии, а «спрятан» – причем, в буквальном смысле слова. Изначально здание стояло на Тверской на первой линии, однако в советские годы в рамках Генплана реконструкции Москвы на его месте решили возвести сталинку. К счастью, сносить дом не стали: его просто аккуратно передвинули на полсотни метров в глубь улицы.

Шедевр архитектуры возведен под руководством известного градостроителя Ивана Кузнецова в стиле псевдорусского зодчества, но здесь также можно увидеть признаки модерна и барокко. Фасад украшен глазурью, мозаикой и лепниной.

Деревянный дом в Малом Власьевском

Этот небольшой дом с мезонином и оригинальным гипсовым декором – в числе «последних из могикан», ведь старинных деревянных построек в столице остается все меньше.

Здание построили в начале XIX века, после войны с Наполеоном. Спроектировали его в стиле московского ампира. Возможными авторами проекта могли быть Вильям Гесте и Луиджи Руска, поскольку именно они застраивали Москву домами такого стиля после пожара в Москве. Кстати, в таких домах, как этот, в те времена жили представители среднего класса.

Ажурный дом на Ленинградке

Здание построено в советские годы, причем, это один из самых первых блочных домов, возведенных в Москве. Авторы дома с замысловатыми «ажурными» фасадами – архитекторы А. Буров и Б. Блохин.

Кстати, «кружевные» у этого жилого здания не только стены: оконные проемы покрыты коваными ограждениями.

Дом-сказка в Соймоновском проезде

Доходный дом Перцовой (знаменитый купец оформил здание на свою супругу) расположен на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Он похож на терем и поэтому его называют «Дом-сказка». Построен он по эскизу художника Сергея Малютина на основе уже стоявшего здесь здания, к которому добавили верхний этаж и сделали пристройки.

В здании сочетаются модерн и русское зодчество. Авторы сказочно-былинной майолики – студенты-строгановцы. На стенах запечатлены славянские языческие персонажи – например, бог Ярило, Вещая Птица, божества Перун и Велес в образе Быка и Медведя.

Дом-улей в Кривоарбатском переулке

Здание цилиндрической формы (на самом деле это даже два цилиндра, «врезанных» друг в друга) с окнами, напоминающими соты, популярный в советские годы архитектор Константин Мельников построил в для себя. Здесь он жил и работал.

Несмотря внешнюю лаконичность, это здание многие архитекторы считают шедевром. Да и выглядит Дом-улей даже по нашим временам очень нестандартно – словно Мельников слетал на машине времени в будущее и подсмотрел там эту идею.

Особняк Морозова на Воздвиженке

Дом построил архитектор Виктор Мазырин для купца Арсения Морозова, которого современники называли прожигателем жизни и который доводился двоюродным племянником легендарному Савве Морозову.

Арсений любил все оригинальное, так что Мазырин ему вполне угодил, построив этот мавританско-испанский дом с признаками и модерна, и эклектики. Известно, что мать бесшабашного миллионера, «железная леди» Варвара Морозова, увидев, что за дом выстроил сын, воскликнула: «Раньше я одна знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает весь город».

Дом-яйцо на улице Машкова

Этот кирпичный шарообразный дом на фигурных ножках – жилой. А построен он в начале XXI века по проекту архитекторов Сергея Ткаченко, Олега Дубровского и при участии галериста Марата Гельмана. Изначально проект хотели реализовать в Израиле, выстроив в таком виде роддом. Однако зарубежные коллеги от этой идеи все-таки отказались, и в итоге дом построили в Москве – в меньшем, чем планировалось, масштабе.

Дом в форме шара (или даже яйца) пристроен к обычному восьмиэтажному зданию.

Дом со зверями на Чистых прудах

Фасад здания украшают сказочные звери, птицы и растения – поэтому его и прозвали «Дом со зверями». Автор эскизов терракотовых барельефов – художник Сергей Вашков, ученик Васнецова и поклонник творчества Врубеля. Проектировали дом архитектор Л. Кравецкий и инженер-строитель П. Микини.

Изначально здание строилось как доходный дом при храме Троицы на Грязях (работы проводились на деньги церкви), где одну часть квартир планировалось отдать прихожанам, нуждающимся в жилье, а другую – сдавать внаем. Однако через несколько лет после строительства случилась революция и здание национализировали.

Дом Рябушинского на Малой Никитской

Этот знаменитой особняк купца Рябушинского спроектировал великий архитектор Фёдор Шехтель. Здание также называют «Дом Максима Горького». Почему? Подробности читайте в материале про Фантастический дом купца Рябушинского .

Текст: Анна Белова, фото на обложке: Владимир Титов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Роскошная крепость: 7 особняков для большой семьи в центре Москвы

Ирина, эксперт проекта

Жить в памятнике архитектуры с собственным садом, не отказываясь от преимуществ мегаполиса — вовсе не утопия

Особняк для жизни в центре столицы — один из самых желанных форматов жилья

Формат городских особняков давно пользуется популярностью по всему миру. Селебрити на Манхеттене и предприниматели в Лондоне предпочитают апартаментам в небоскребах уединенные малоэтажные дома. Семейные особняки вполне традиционное явление и для дореволюционной Москвы, которое было забыто почти на столетие. Сегодня особняки для жизни вновь становятся одним из самых желанных форматов недвижимости в центре столицы. И это не навеянная модой роскошь. Дело в том, что жилые особняки идеально подходят для большой семьи.

Площадь особняка позволяет разместить в нем несколько детских, не жертвуя другими зонами. Места хватит как на кабинет и спортзал, так и на гостиную с камином и большую столовую, которые как и сто лет назад станут излюбленным местом сбора всего семейства. А шумные соседи точно не отвлекут от чаепития.

Еще одно преимущество семейного особняка это приватная территория. Чтобы угощать домашних шарлоткой с яблоками из собственного сада или перечитывать любимую книгу на гамаке в тени деревьев, не нужен загородный дом.

Любой дореволюционный особняк это произведение искусства, над которым трудились лучшие архитекторы своего времени. Украшенные лепниной и пилястрами фасады, исторические интерьеры и печи с изразцами напоминание о славных традициях русского дворянства, которые вновь возрождаются уже в наши дни.

Дашков переулок, 5

Особняк построен в 1827 году

Здание площадью 1211 м² находится в Хамовниках, рядом со сквером Девичьего поля и садом Травникова. Особняк окружают усадьбы, музеи и посольства, а до ближайшей станции метро «Парк Культуры» можно дойти всего за восемь минут.

Дом с колоннами в классическом стиле построен в 1827 году и сегодня считается памятником архитектуры. В 1840-х годах здесь жил директор Румянцевского музея Дашков, имя которого теперь носит переулок. В 1860-х годах дом арендовал литератор и переводчик Корш.

Полную реконструкцию здания провели еще в 2000 году. Тогда особняк со смешанной планировкой, высокими 4-метровыми потолками и дизайнерской отделкой стал театральной площадкой для иммерсивного шоу «Вернувшиеся».

Полная реконструкция выполнена в 2000 году

Здание находится на огороженной территории с уютным внутренним двориком и наземной парковкой на 12 автомобилей.

Приобрести особняк можно за 400 000 000 ₽.

Трехпрудный переулок, 9с7

Особняк является реконструкцией здания 1900 года

Особняк площадью 423 м² с подземным этажом и мансардой относится к комплексу «Скоропечатни Левенсона» одной из лучших типографий Российской империи. Здание находится на Патриарших прудах, которые славятся экспериментальными театрами, арт-пространствами, ресторанами высокой кухни и зелеными скверами. До ближайших станций метро «Маяковская» и «Пушкинская» можно дойти за 5 минут.

Здание построено по проекту архитектора Фёдора Шехтеля с использованием натуральных материалов. Фасад облицован глазурованным кирпичом и юрским камнем. Приватная территория особняка станет местом для семейных пикников.

Приобрести особняк можно за 423 000 000 ₽.

Трехпрудный переулок, 9с1

Здание отреставрировали в 2016 году

Еще один особняк 1900 года, относящийся к знаменитой типографии и построенный Шехтелем. Площадь трехэтажного здания в стиле модерн составляет 1047 м².

Дом вновь обрел былую красоту в 2016 году, когда прошла реставрация по оригинальным чертежам архитектора. Яркая форма делает здание одной из главных достопримечательностей Патриарших прудов.

Интерьеры этого особняка являются памятником модерна

Элементы интерьера уникальны в каждой из комнат. Так, в доме нельзя найти двух одинаковых дверей. Рисунок рам и расстекловку отличает изящество линий модерна, а полы некоторых этажей выложены метлахской плиткой. Дополняют композицию оригинальные сейф, камин и витражное остекление.

Читайте также  Как не попасться на туристическом лохотроне

Купить особняк можно за 1 047 000 000 ₽.

Большой Харитоньевский переулок, 10/1

Особняк построен в 1893 году

Здание площадью 1828 м² находится в Басманном районе, в пяти минутах от станции метро «Чистые пруды». Рядом расположены театр Олега Табакова, музей-квартира Васнецова и дворец Волковых-Юсуповых.

Особняк в стиле неоренессанса, построенный в 1893 году, изначально являлся доходным домом. С 1914 года здание принадлежало купцу первой гильдии, владельцу текстильной фабрики и почетному гражданину Павлу Грибову. Сегодня его дом признан объектом культурного наследия.

Здание отреставрировали в 2016 году

Недавно в здании прошла реконструкция. Восстановленный фасад украшен апсидами с куполами по углам дома, рельефным рустом и замковыми камнями над окнами, а также лепниной, пилястрами и фронтонами треугольной формы. Внутри смешанная планировка и просторные светлые помещения с качественной отделкой. Стены и потолок кабинетов и просторных залов украшает изящная лепнина. Здание имеет четыре входа, на прилегающей территории расположена парковка для шести автомобилей.

Купить особняк можно за 550 000 000 ₽ .

Большая Полянка, 44

Исторический особняк отреставрировали в этом году

1227-метровый четырехэтажный особняк «Корица» с подземным уровнем находится в историческом районе Якиманка, неподалеку от филиала Малого театра и парка Горького. Из двухметровых окон открываются панорамные виды на исторические окрестности, а до ближайших станций метро «Октябрьская» и «Добрынинская» можно дойти за 8 минут.

В 2020 году прошла полная реконструкция этого особняка XX века. Здание в стиле московского модерна не только вернуло былую красоту, но и обзавелось современными инженерными и коммуникационными системами. В отделке фасада использовали гранит светло-серого цвета и клинкерный кирпич теплых оттенков. Все это украшено уникальным лепным декором с цветочными мотивами и кованым козырьком со светильниками.

На приватной территории находится сад с ландшафтным дизайном

Особняк входит в архитектурный ансамбль жилого комплекса «Полянка 44», что позволяет пользоваться его преимуществами.

На бесшумном лифте можно спуститься в подземный переход с контролем доступа, а оттуда попасть на парковку комплекса. Также резидентам «Корицы» доступны услуги консьержа, частный детский сад на территории комплекса и бельведер для проведения мероприятий.

Приобрести особняк можно за 1 500 000 000 ₽.

Барыковский переулок, 7с1

Акцентом фасада стало овальное окно

Четырехэтажный особняк в стиле модерн находится в историческом районе Хамовники. Здание площадью 558 м² окружено музеями, усадьбами и посольствами, а с террасы открывается вид на старые московские улочки. До станции метро «Кропоткинская» можно дойти за 8 минут.

Дом в 1903 году спроектировал Михаил Петров для инженера-железнодорожника Николая Чайковского, брата композитора Петра Чайковского. Особняк долгое время простаивал, пока не был отреставрирован по проектам Анатолия Гунста в начале XXI века. Тогда барельеф на фасаде заиграл новыми красками.

На первом этаже предусмотрены вестибюль, диванная комната, а также антресоль с двумя спальнями. Второй этаж занимают кухня, гостиная и представительский зал, а третий спальня и открытый холл. Последний же этаж отведен под террасу. Под зданием находится подземный паркинг для трех автомобилей.

Купить особняк можно за 1 775 320 000 ₽.

Малая Ордынка, 25

Комплекс состоит из трех особняков начала XIX века

В самом сердце Москвы, в районе Замоскворечье, расположилась городская усадьба площадью 2600 м². Комплекс особняков, окруженный театрами, музеями и парками, находится рядом с Третьяковской галереей и парком искусств «Музеон». Дорога до станции метро «Третьяковская» занимает 8 минут пешком.

Парадный вход украшают колонны

Комплекс состоит из трех классических белокаменных особняков начала XIX века. Главный дом усадьбы трехэтажное здание с парадным входом и изящными колоннами. Первый этаж с просторным светлым холлом и широкой лестницей подойдет для размещения гардеробной, прачечной, кухни и кладовой. Второй этаж отведен под кабинет, столовую и мастер-спальни. Центральным местом особняка станет парадная гостиная на втором этаже. Из нее можно попасть на балкон с античным портиком и видом на уединенный зеленый сад с летней столовой и зонами отдыха. На третьем этаже и мансарде можно разместить дополнительные спальни, кабинет и кинозал.

С балкона открывается вид на приватный сад

Двухэтажные флигели с мансардами расположены по бокам от главного дома. В них можно поселить гостей, разместить персонал или обустроить служебные помещения. На въезде на огороженную территорию расположен сторожевой дом.

Приобрести особняк можно за 2 600 000 000 ₽ .

Как найти идеальный особняк для жизни

Городские легенды: самые красивые дома Москвы – от готики до модерна

Старинные здания столицы, которые нельзя пройти мимо

В архитектурном смысле Москва – редкий сплав самых разнообразных стилей. Найдется все: и мрачная готика, и чистые линии ар-деко, и яркие образцы московского модерна. Просто пройдитесь по центру и его окрестностям, и убедитесь, насколько неповторим облик города. Одни из самых красивых зданий столицы – знаменитые и не самые очевидные – в шорт-листе ELLE.

Российская Ссудная казна

Прогуливаясь по шумной Тверской, непременно сверните в Настасьинский переулок. Не все знают, что именно тут в 1916 году распахнула свои двери Ссудная казна. Ее фасад, несмотря на серьезный статус здания, внешне очень далек от безликих советских учреждений. Выполненная в неорусском стиле по мотивам традиционного зодчества середины 17 века, лицевая часть казны больше напоминает праздничную шкатулку или ларец.

Страховое общество «Россия»

Этот жилой дом невероятен по своему масштабу, красоте отделки и уровню продуманности. «Красавца» можно часами рассматривать сразу с нескольких позиций – Сретенского бульвара, Фролова и Боброва переулков. Строительство началось в 1899 году и длилось три года. Два элитных для того столетия доходных дома уже тогда были оснащены автономными системами отоплением и водоснабжением (на секундочку, с артезианской скважиной!). А жильцов поднимали на этажи электрические лифты. Кстати, стандарты этого здания и сейчас считаются беспрецедентно высокими. Площадь каждой из 148 квартир насчитывала 400 квадратных метров, в апартаментах были установлены вентиляционная система, камины и телефоны. Проживающим предоставлялись услуги прачечной и консьержей, которые выполняли любые поручения. Также в доступе у жильцов был синематограф и аналог современного фитнес-клуба. Сегодня от былой роскоши сохранились лишь исторические свидетельства. Однако восхититься изобретательным декором все еще можно. Его, к слову, еще нужно отыскать. Например, некоторые балкончики украшены лепниной только снизу, и рассмотреть ее можно, встав непосредственно под ними.

Чайный магазин Перлова

Самый эффектный дом на Мясницкой, который многие иностранцы принимают за новодел, на самом деле был возведен в 1893 году по проекту знаменитого архитектора Р. Клейна. Позже его ренессансный фасад был переработан Р. Гиппиусом в аутентичном китайском стиле по просьбе самого заказчика – владельца чайной компании С. В. Перлова из знаменитой на весь мир купеческой династии Перловых. Этот «дизайнерский ход» наилучшим образом подчеркивал тесную связь чайной компании с Востоком, где закупался дорогостоящий и на то время весьма экзотичный товар. За два года, которые Гиппиус трудился над своим проектом, «лицо» здания преобразилось до неузнаваемости. На стенах появились ориентальные орнаменты, скульптурные элементы, привезенные прямиком из Китая и даже пагода по центру фасада. Перемены коснулись и внутреннего убранства. В торговых залах появились фарфоровые вазы клуазоне, ковры и прочие китайские «сувениры».

Ажурный дом

У этого здания, построенного 75 лет назад на Ленинградском проспекте 27, много имен. Его называют «ажурным», «кружевным» и даже «домом-аккордеоном». Его судьба тоже сложилась не просто. По замыслу советского правительства и архитекторов Блохина и Бурова, дом должен был стать типовым. Но по иронии остался единственным – началась война, и об идее практичных и красивых многоэтажек забыли. По проекту здания должны были полностью собираться из заводских бетонных блоков, а затем декорироваться решетками (они выполнены по эскизам графика Фаворского). Кстати, их легкость и изящество обманчиво – они тоже сделаны из бетона. Что не мешает им работать на благо эстетики: они прикрывают часто неприглядное содержание кухонных лоджий. Увы, проект, который должен был стать «светлым будущим», нынешним жильцам приносит сплошные неудобства: хваленые решетки сильно затемняют пространство. А кухни — заведомо сверхкомпактные (жильцы должны были обедать и ужинать в ресторане на первом этаже) – мало соответствуют ожиданиям современных домохозяек. Надеемся, их утешает тот факт, что живут они в памятнике архитектуры, реставрацию которого в 1990-е годы доверили талантливому архитектору А. Д. Студеникину.

Дом Политехнического общества

В Малом Харитоньевском переулке можно наткнуться на самый настоящий готический замок – редкий экземпляр для нашей столицы. Мрачноватое здание из темного камня с характерными узкими, вытянутыми окнами, башенками и эркерами был возведен в 1906 году для собраний Московского Политехнического общества, основанного в столице еще в 1878 году. Обе даты – и строительства дома, и основания общества – увековечены на фасаде.

Дом Перцовой

Сложное, затейливое, самобытное, как и все народное искусство и промыслы, это здание в стиле неорусского модерна с ассиметричными окнами, ломанной кровлей и панно из майолики москвичи уже много десятилетий подряд называют «домом-сказкой». Когда-то его владельцем был инженер путей сообщения П.Н. Перцов, искренне любивший живопись и покровительствовавший многим художникам. Не даром построена «сказка» по эскизам С. В. Милютина, создавшего первую матрешку.

Особняк и конюшни Л. А. Манташева

Величественное барочное здание с аркой, башенкой и флюгером (ул. Скаковая, 3) ранее служило конюшенным комплексом богатейшего нефтяника и по совместительству коннозаводчика Леона Манташева. К сожалению, два флигеля были утрачены – их, как часто водится в Москве, снесли, даже не получив на то разрешения.

Доходный дом при храме Троицы на Грязех или дом со зверями

Фасад этого здания раз и навсегда врезается в память всем, кто когда-либо был на Чистопрудном бульваре. Белые барельефы (когда-то они были терракотовыми) в виде мифических животных на фоне нежно-голубых стен напоминают кружева на платье. Грифоны, совы, львы и другие фантастические существа, которых отрисовал ученик Васнецова Сергей Вашков, украшают дом на уровне четвертого и третьего этажей.

Усадьба барона Кнопа

Еще один замок, на этот раз неоготический, с зубчатой башней и щипцовыми завершениями, расположился в Колпачном переулке (1900 г.). В то время он принадлежал барону А. Л. Кнопу, монополисту текстильной промышленности. Семья Кнопов занималась оснащением российских фабрик английскими паровыми машинами, на чем и сделала колоссальное состояние. Заслуги перед Российском Империей были столь велики, что Александр II даже даровал династии потомственный титул.

Читайте также  Колокольня Ивана Великого в Москве

Особняк О.А.Листа

В Арбатских переулках, среди множества неприметных домов, скрыто несколько прекрасных зданий в стиле модерн. Один из них – особняк московского фабриканта Отто Листа в Глазовском переулке. Дом не поражает воображение грандиозным размером или нарочито пышным декором. Он восхищает тихо – выразительностью деталей, разнообразностью отделки и общей цельностью здания. Архитектурная гармония объясняется просто: когда-то дом строил для себя один из самых выдающихся архитекторов своего времени – Лев Николаевич Кекушев. Неудивительно, что многие критики называют особняк квинтэссенцией «кекушевского» стиля.

Интерактивная версия журнала ELLE

Журнал ELLE

  • Энциклопедия
  • Бренд ELLE
  • Подписка на журнал
  • Команда ELLE
  • Правовая информация
  • ELLE / Реклама
  • Пользовательское соглашение

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Copyright (с) 2016-2021 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «ELLE.RU» (Эль.РУ)

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Старостина Наталья

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Где жили самые богатые люди Москвы

О бладатели многомиллионных состояний до революции могли позволить себе всё — и монументальные трехэтажные усадьбы, и неоготические особняки, и английские замки. «Культура.РФ» рассказывает, в каких домах жили богатейшие купцы и промышленники своего времени.

Городская усадьба Демидовых

Гороховский переулок, 4

При Петре I династия Демидовых стала одной из богатейших в России: они основали несколько горнодобывающих и оружейных заводов на Урале и в Туле. В конце XVIII века Иван Демидов построил в Басманной слободе Москвы городскую усадьбу в стиле классицизм.

Автором проекта стал архитектор Матвей Казаков. На месте одноэтажных палат он возвел монументальное трехэтажное здание с торжественной колоннадой: коринфский портик украшен скульптурным декором. Впечатляюще выглядели интерьеры дома — особенно выделялись «Золотые комнаты». В парадных залах деревянная резьба мебели, карнизов была покрыта позолотой — по рисункам архитектора.

Впоследствии усадьба не раз меняла своих владельцев и перестраивалась. В советское время здесь разместился Институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. С 1993 года в усадьбе находится Государственный университет геодезии и картографии.

Особняк Николая Второва

Спасопесковский переулок, 10

В начале XX века банкир и предприниматель Николай Второв был самым богатым человеком России. Его состояние историки оценивают в 60 миллионов золотых рублей (более 60 миллиардов в пересчете на современные деньги). В Москве по заказу Второва архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят построили большой особняк в стиле неоклассицизм. Они спроектировали симметричное здание с полуротондой, поддерживающей балкон. Интерьер дома оформлял художник Игнатий Нивинский. После революции особняк был национализирован — в нем стали размещаться квартиры и конторы. С 1933 года в здании находится резиденция посла США, а сам особняк носит имя «Спасо-хаус».

Особняк Зинаиды Морозовой

улица Спиридоновка, 17

Семья Морозовых была одной из богатейших купеческих династий России. Им принадлежали хлопковые поля, текстильные фабрики, химические заводы. Морозовы владели многочисленной недвижимостью в Москве и Подмосковье. Один из самых известных особняков столицы — дом Зинаиды Морозовой, жены Саввы Морозова.

Усадьбу достроили в 1898 году, проектом руководил архитектор Федор Шехтель. Он возвел усадьбу в неоготическом стиле с башней с массивными окнами. Фасады он декорировал довольно лаконично — главной деталью стал ряд арочных окон. Для оформления интерьера Шехтель пригласил молодого Михаила Врубеля. Художник написал для гостиной три панно, создал витраж «Рыцарь» и скульптуру «Роберт и монахини». С приходом советской власти в особняке размещались продовольственный комитет, сиротский приют. Сегодня здесь находится дом приемов Министерства иностранных дел.

Особняк Петра Смирнова

Тверской бульвар, 18

В XIX веке русский предприниматель Петр Смирнов носил прозвище «водочного короля» России: ему принадлежало «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова в Москве». Когда император Александр III попробовал продукцию Смирнова, то сделал его единственным поставщиком Двора Его Императорского Величества.

Его сын и наследник Петр Смирнов в 1900 году приобрел усадьбу на Тверском бульваре. Реконструкцию дома он поручил архитектору Федору Шехтелю. Внешне зодчий придал усадьбе шик стиля модерн — спроектировал застекленные эркеры, добавил балкончик, поменял форму окон. Внутри же он создал анфиладу комнат, решенных в самых разных стилях: классицизм, рококо, египетский, греческий и другие. В самой усадьбе провели электричество, сделали вентиляцию и паровое отопление. В советское время в особняке находились Революционный трибунал, народный суд и прокуратура, сегодня там располагается банкетный зал.

Городская усадьба Андрея Кнопа

Колпачный переулок, 5

Одним из самых богатых людей в России XIX века был Иоганн Людвиг Кноп — предприниматель, торговец хлопком. Он помогал открывать текстильные фабрики по всей стране: более 200 предприятий были построены под руководством Кнопа. После смерти предпринимателя два его сына унаследовали не только фабрики, но и городскую усадьбу. Они поделили ее между собой. На одном из участков в 1900 году архитектор Карл Трейман возвел для Андрея Кнопа городской особняк в неоготическом стиле. Похожее на английский замок здание украшали зубчатая башенка, щипцовые завершения и скульптурные баронские гербы семьи Кнопов. Внутри усадьба тоже была оформлена в стиле английской готики — стены украшали коллекционные ружья и гобелены.

После революции усадьбу национализировали, в разное время здесь располагались представительство Украинской ССР, приемная председателя Государственной комиссии по электрификации России Глеба Кржижановского и московский комитет Комсомольской организации. Сегодня в здании размещаются коммерческие конторы.

Усадьба Козьмы Солдатенкова

Мясницкая улица, 37

Козьма Солдатенков вошел в историю как владелец собственной художественной галереи, книготорговец и один из крупнейших благотворителей: он пожертвовал более 5 миллионов рублей (для сравнения — на 50 рублей в то время можно было купить корову или лошадь). Доход ему приносили текстильные фабрики, унаследованные от отца.

В 1850-е годы он приобрел усадьбу, построенную Осипом Бове и Афанасием Григорьевым. Ее реконструкцию он поручил архитектору Александру Резанову. Тот расширил флигели и пристроил парадный вестибюль. Интерьеры зодчий оформил в разных стилях — византийском, помпейском, ренессансе. Кроме того, в усадьбе была устроена старообрядческая молельня. Здесь же размещалась живописная коллекция и библиотека. При Солдатенкове особняк был одним из центров культурной жизни Москвы — его посещали Василий Ключевский, Антон Чехов, Сергей Соловьев и другие. После революции в усадьбе размещались санаторий, детский сад; в годы войны — Ставка Верховного главнокомандования и Государственный комитет обороны. Сегодня в одном из флигелей усадьбы работает ресторан.

Особняк Николая Стахеева

Новая Басманная улица, 14

Николай Стахеев был золотопромышленником и купцом. В Москве ему принадлежало несколько доходных домов. Именно он построил доходный дом на Мясницкой улице — сегодня в этом здании находится книжный магазин «Библио-Глобус». Сам Стахеев жил в неогреческой усадьбе на Новой Басманной улице. Усадебный дом для купца возвел в 1899 году архитектор Михаил Бугровский. Перед монументальным асимметричным зданием был разбит сад и установлен фонтан «Богиня ночи» (он работает и сегодня). Интерьеры сочетали в себе разные стили: там были залы в стиле барокко, рококо, готики и др. После революции в особняке разместилось подразделение Наркомата путей сообщения, а потом Центральный дом детей железнодорожников.

Особняк Степана Рябушинского

улица Малая Никитская, 6

В середине XIX века калужские крестьяне-старообрядцы Рябушинские основали небольшую текстильную фабрику. Со временем количество фабрик увеличилось, а Рябушинские вошли в число самых богатых людей России. Один из известнейших московских адресов этой фамилии — особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской улице, который стал одним из главных памятников модерна в Москве.

Особняк возвел в 1903 году архитектор Федор Шехтель. Он спроектировал трехэтажный дом. Однако из-за окон разного размера, расположенных на разных уровнях, он выглядел с одной стороны как двухэтажный, а с другой — как многоэтажный. Фасад здания украшает мозаика с изображением ирисов. Интерьер дома решен в морском стиле — на второй этаж ведет волнообразная лестница: ее прототипом стала лестница в доме французской актрисы Иветты Гильбер.

В холле висит люстра в форме медузы, а дверные ручки отлиты в форме морских коньков. Главным секретом здания стала тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде. После революции особняк национализировали. В советское время он принадлежал Наркомату иностранных дел, Психоаналитическому институту и даже детскому саду. Сейчас в здании находится Музей-квартира Максима Горького: писатель жил здесь в 1931–1936 годах.

Усадьба Прохоровых-Хлудовых

Подсосенский переулок, 30

Семья Прохоровых владела старейшим текстильным предприятием Москвы — Трехгорной мануфактурой. Она приносила им огромную прибыль. В 1860-е Константин Прохоров с женой Прасковьей Хлудовой (наследницей купеческой династии Хлудовых) переехали в усадьбу на Воронцовом поле. Здание было построено еще в конце XVIII века, а затем восстановлено после пожара 1812 года. Внешне решенное в стиле классицизм, внутри оно было оформлено более разнообразно — в неомавританском, греческом и других стилях. В 1997 году здание полностью отреставрировали, сегодня в нем располагаются офисы Росэнергобанка. Раз в месяц в особняке проводят экскурсии.

Усадьба Красильщиковых

Моховая улица, 6

За 100 лет семья Красильщиковых проделала путь от крепостных крестьян до одних из самых богатых промышленников России. Свой капитал они заработали на текстильном производстве. В 1906 году Николай Красильщиков купил большой дом на Моховой улице, которым в разное время владели князья Никита Зотов, Федор Голицын и Петр Шаховской.

Последняя реконструкция дома была сделана в 1868 году архитектором Александром Каминским: он объединил главный корпус с боковыми флигелями и пристроил классический ионический портик. После революции Красильщиковы эмигрировали во Францию. В доме располагалось общежитие, а позже — Институт библиотековедения. Сегодня в усадьбе находится Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: