Вдоль Онеги. Деревянный модерн и резные мотивы - KRINTEL.RU

Вдоль Онеги. Деревянный модерн и резные мотивы

Вокруг Мира

Северные деревни — это огромные срубы, это максимум практичности и минимум архитектурных украшений. В суровом архангельском климате, в основном, было не до фасадных красивостей в виде неимоверных наличников или резных деталей. Поэтому так неожиданно было увидеть в деревне Поле дома, которые, на мой взгляд, хорошо вписались бы и в городскую застройку, причем не только северную

Уже первый из этих двух домов поражает.
Сруб с такой крышей? С имитацией балкона? А наверху декоративная решетка?

По фото в интернете удалось идентифицировать это здание как дом Бурлаковых

К сожалению, у меня не получилось выяснить подробности строительства этого дома и появления некоторых архитектурных деталей

О другом доме известно гораздо больше, хотя сведения и противоречат друг другу.
Большая часть интернет-источников сообщает, что дом принадлежал Ивану Максимовичу Попову. По воспоминаниям Анны Владимировны Привалихиной, «Иван Максимович был богатым подрядчиком и сельским хозяйством не занимался». Однако по другой информации в группе деревни во ВКонтакте, Иван Максимович был богатым крестьянином, а здание называют домом Ивана Ивановича Попова — одного из трех сыновей Ивана Максимовича. Дом же самого Ивана Максимовича, по этим сведениям,не сохранился

Как бы то ни было, но дом стоит и привлекает внимание, в том числе и своим цветом. Выкрашенное суриком здание даже получило название «Красный дом»

Построен этот двухэтажный с мезонином, в семь срубов, рубленый в «лапу» и обшитый тесом дом в конце XIX века. Многие детали внешней отделки отлично сохранились и до сих пор демонстрируют и задумки архитектора, и таланты резчиков по дереву

Деревенский дом будто с фамильным гербом под крышей. Если же приглядеться, то в центральном элементе переплетены буквы ИП

Даже детали водостоков тут совсем городские

А ведь что только ни размещалось здесь за последнюю сотню лет! Одно время здание даже занимал детский дом
Фото конца 40-х — начала 50-х годов

А потом здание, видимо, стояло заброшенным. Входная дверь сейчас цела лишь наполовину

Правда, уцелевшая часть при должном уходе переживет всех нас

Откуда здесь такой резной узор? Выглядит как вариация на тему кельтских узлов

Полотно внутренних дверей тоже в неплохой сохранности

На потолке в некоторых комнатах можно увидеть старую лепнину

Но нет уже в доме печей, сняты полы… В конце 90-х годов прошлого века дом подвегся нашествию современных вандалов, которые выбили в нём все окна, сняли и унесли двери, разобрали полы и разрушили печи, которые были облицованы кафельной плиткой.
Все это сейчас потихоньку восстанавливают, но до возвращения дому исходного состояния предстоит еще очень долгий путь

Из окон видна деревенская церковь, которая в свое время приобрела законченный вид благодаря Ивану Максимовичу Попову: именно на его средства в 1873 году храм Богоявления был снаружи и внутри обшит тёсом и окрашен белилами. Иван Максимович был также попечителем приходской школы, которая была построена в деревне тоже на его деньги.
Учитывая такой весомый вклад в жизнь Поля и церкви, похоронен Иван Максимович был на территории храма. Удивительным образом его могила и памятник на ней сохранились до наших дней

Рядом есть еще одна могила. В ней покоится внук Ивана Максимовича Попова — Леонид Иванович Попов, который в девятилетнем возрасте умер от скарлатины

Кстати, сын Ивана Максимовича — Иван Иванович Попов, — тоже сделал немало для развития деревни. Он построил здесь ветряную мельницу с механическим приводом, которая не только молола муку, но и делала кирпичи из глины, пожарное депо, где находился пожарный пост, приводимый в действие двумя людьми, приобретённый также на его средства, ныне не существующая больница-стационар на несколько мест, пилорама. Говорят, что перед Первой мировой войной он планировал построить на реке Кодина небольшую гидроэлектростанцию, но война, революция и иностранная интервенция сорвали воплощение этих планов в жизнь.
Кроме того, Иван Иванович платил жалование учительнице и доктору. На свои средства покупал и учебно-наглядные пособия. По праздникам же все дети деревни бесплатно получали от него кульки с гостинцами.
После смерти отца Иван Иванович построил рядом с домом беседку — 12-гранное сооружение крестообразной формы с четырьмя столбами, которые поддерживают кровлю, повторяющую форму беседки. Что интересно, основанием беседки служит кирпичный погреб в форме усеченной пирамиды, который когда-то был обшит тесом

Как пишет Тамара Лапина, под беседкой когда-то был ледник. По рассказам ее бабушки А.С. Филяновой, зимой пилили лёд на реке и укладывали его сюда, чтобы летом хранить скоропортящиеся продукты. В самой же беседке пили чай с гостями

В общем, деревня Поле оказалась для нас сюрпризом. Побывав здесь буквально проездом на час, мы точно запомним этот необычный населенный пункт.
Автор sarlynx

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Музыка

Рубрики

  • яга (41)
  • абстракция (11)
  • араны косы (78)
  • африканский цветок (42)
  • бабушкин квадрат (80)
  • болеро, топы (210)
  • бохо (149)
  • варежки перчатки (178)
  • воротнички (42)
  • вязаные идеи (158)
  • головные уборы (913)
  • зима (484)
  • лето (149)
  • осень-весна (198)
  • дача (637)
  • деньги (175)
  • детям (254)
  • джемпер пуловер свитер (1613)
  • для дома (582)
  • занавески (52)
  • интерьер (34)
  • коврики (100)
  • орхидеи (75)
  • уборка (86)
  • цветы (38)
  • жакеты кардиганы кофты (815)
  • жаккард (432)
  • жилет (150)
  • журнал (345)
  • здоровье (2822)
  • возраст (410)
  • коронавирус (44)
  • волосы (74)
  • давление (23)
  • зрение (73)
  • иммунитет (81)
  • косметика (130)
  • очистка (189)
  • рак (49)
  • самоисцеление (151)
  • сон (20)
  • сосуды (117)
  • суставы (92)
  • травы (151)
  • худею (315)
  • игрушки (424)
  • барби (29)
  • тильда (35)
  • интересно (1592)
  • ирландское кружево (189)
  • искусство (3)
  • история (481)
  • йога (663)
  • аюрведа (16)
  • гимнастика (85)
  • знания (48)
  • мантра (19)
  • медитации (75)
  • мудра (30)
  • практики (113)
  • камни (100)
  • кино (361)
  • книги (11)
  • компьютер (64)
  • кофе (78)
  • кофточка летняя (898)
  • кофточки крючком (928)
  • красиво (64)
  • кулинария (2113)
  • аджика (7)
  • аюрведа (18)
  • выпечка (594)
  • диетическая кухня (505)
  • заготовки (249)
  • мультиварка (32)
  • мясные блюда (75)
  • рыба (53)
  • салаты (96)
  • специи (36)
  • супы (43)
  • хлеб (100)
  • чай (67)
  • ленточное кружево (2)
  • лисы (26)
  • люди (142)
  • мандалы (278)
  • миссони (45)
  • мода (105)
  • мужчинам (5)
  • музыка (480)
  • народная мудрость (35)
  • новый год (267)
  • ностальгия (3)
  • нумерология (22)
  • пальто (270)
  • платье .туника (406)
  • платья крючок (251)
  • пледы покрывала (670)
  • погода (20)
  • политика (139)
  • пончо, пелерины (51)
  • поэзия (141)
  • природа (10)
  • психология практики (692)
  • религия (193)
  • буддизм (24)
  • веды (42)
  • ислам (1)
  • првославие (41)
  • рукоделие (180)
  • салфетки рельефные (179)
  • скатерти салфетки (595)
  • собаки (173)
  • советы (4)
  • совы (147)
  • страны (162)
  • европа (17)
  • индия (6)
  • китай (3)
  • россия (60)
  • скандинавия (22)
  • таиланд (42)
  • тибет (1)
  • япония (6)
  • сумки (1)
  • тапки -носки (405)
  • узоры крючком (411)
  • кайма (42)
  • узоры спицами (415)
  • фетр (32)
  • филе (100)
  • фловерс (87)
  • фриформ (39)
  • цитаты (337)
  • шали (263)
  • шарфы (389)
  • шитье (79)
  • шторы (3)
  • шторы (0)
  • юбки (171)
  • юмор (150)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Без заголовка

Вдоль Онеги. Деревянный модерн и резные мотивы

Северные деревни — это огромные срубы, это максимум практичности и минимум архитектурных украшений. В суровом архангельском климате, в основном, было не до фасадных красивостей в виде неимоверных наличников или резных деталей. Поэтому так неожиданно было увидеть в деревне Поле дома, которые, на мой взгляд, хорошо вписались бы и в городскую застройку, причем не только северную

Уже первый из этих двух домов поражает.
Сруб с такой крышей? С имитацией балкона? А наверху декоративная решетка?

По фото в интернете удалось идентифицировать это здание как дом Бурлаковых

К сожалению, у меня не получилось выяснить подробности строительства этого дома и появления некоторых архитектурных деталей

О другом доме известно гораздо больше, хотя сведения и противоречат друг другу.
Большая часть интернет-источников сообщает, что дом принадлежал Ивану Максимовичу Попову. По воспоминаниям Анны Владимировны Привалихиной, «Иван Максимович был богатым подрядчиком и сельским хозяйством не занимался». Однако по другой информации в группе деревни во ВКонтакте, Иван Максимович был богатым крестьянином, а здание называют домом Ивана Ивановича Попова — одного из трех сыновей Ивана Максимовича. Дом же самого Ивана Максимовича, по этим сведениям,не сохранился

Как бы то ни было, но дом стоит и привлекает внимание, в том числе и своим цветом. Выкрашенное суриком здание даже получило название «Красный дом»

Построен этот двухэтажный с мезонином, в семь срубов, рубленый в «лапу» и обшитый тесом дом в конце XIX века. Многие детали внешней отделки отлично сохранились и до сих пор демонстрируют и задумки архитектора, и таланты резчиков по дереву

Деревенский дом будто с фамильным гербом под крышей. Если же приглядеться, то в центральном элементе переплетены буквы ИП

Даже детали водостоков тут совсем городские

А ведь что только ни размещалось здесь за последнюю сотню лет! Одно время здание даже занимал детский дом
Фото конца 40-х — начала 50-х годов

А потом здание, видимо, стояло заброшенным. Входная дверь сейчас цела лишь наполовину

Правда, уцелевшая часть при должном уходе переживет всех нас

Откуда здесь такой резной узор? Выглядит как вариация на тему кельтских узлов

Полотно внутренних дверей тоже в неплохой сохранности

На потолке в некоторых комнатах можно увидеть старую лепнину

Но нет уже в доме печей, сняты полы. В конце 90-х годов прошлого века дом подвегся нашествию современных вандалов, которые выбили в нём все окна, сняли и унесли двери, разобрали полы и разрушили печи, которые были облицованы кафельной плиткой.
Все это сейчас потихоньку восстанавливают, но до возвращения дому исходного состояния предстоит еще очень долгий путь

Из окон видна деревенская церковь, которая в свое время приобрела законченный вид благодаря Ивану Максимовичу Попову: именно на его средства в 1873 году храм Богоявления был снаружи и внутри обшит тёсом и окрашен белилами. Иван Максимович был также попечителем приходской школы, которая была построена в деревне тоже на его деньги.
Учитывая такой весомый вклад в жизнь Поля и церкви, похоронен Иван Максимович был на территории храма. Удивительным образом его могила и памятник на ней сохранились до наших дней

Читайте также  Свадьба на Бали, пляжный отдых и морское приключение на Комодо

Рядом есть еще одна могила. В ней покоится внук Ивана Максимовича Попова — Леонид Иванович Попов, который в девятилетнем возрасте умер от скарлатины

Кстати, сын Ивана Максимовича — Иван Иванович Попов, — тоже сделал немало для развития деревни. Он построил здесь ветряную мельницу с механическим приводом, которая не только молола муку, но и делала кирпичи из глины, пожарное депо, где находился пожарный пост, приводимый в действие двумя людьми, приобретённый также на его средства, ныне не существующая больница-стационар на несколько мест, пилорама. Говорят, что перед Первой мировой войной он планировал построить на реке Кодина небольшую гидроэлектростанцию, но война, революция и иностранная интервенция сорвали воплощение этих планов в жизнь.
Кроме того, Иван Иванович платил жалование учительнице и доктору. На свои средства покупал и учебно-наглядные пособия. По праздникам же все дети деревни бесплатно получали от него кульки с гостинцами.
После смерти отца Иван Иванович построил рядом с домом беседку — 12-гранное сооружение крестообразной формы с четырьмя столбами, которые поддерживают кровлю, повторяющую форму беседки. Что интересно, основанием беседки служит кирпичный погреб в форме усеченной пирамиды, который когда-то был обшит тесом

Как пишет Тамара Лапина, под беседкой когда-то был ледник. По рассказам ее бабушки А.С. Филяновой, зимой пилили лёд на реке и укладывали его сюда, чтобы летом хранить скоропортящиеся продукты. В самой же беседке пили чай с гостями

В общем, деревня Поле оказалась для нас сюрпризом. Побывав здесь буквально проездом на час, мы точно запомним этот необычный населенный пункт.
Автор sarlynx

Вдоль Онеги. Деревянный модерн и резные мотивы (23 фото)

Северные деревни — это огромные срубы, это максимум практичности и минимум архитектурных украшений. В суровом архангельском климате, в основном, было не до фасадных красивостей в виде неимоверных наличников или резных деталей. Поэтому так неожиданно было увидеть в деревне Поле дома, которые, на мой взгляд, хорошо вписались бы и в городскую застройку, причем не только северную

Уже первый из этих двух домов поражает.
Сруб с такой крышей? С имитацией балкона? А наверху декоративная решетка?

По фото в интернете удалось идентифицировать это здание как дом Бурлаковых

К сожалению, у меня не получилось выяснить подробности строительства этого дома и появления некоторых архитектурных деталей

О другом доме известно гораздо больше, хотя сведения и противоречат друг другу.
Большая часть интернет-источников сообщает, что дом принадлежал Ивану Максимовичу Попову. По воспоминаниям Анны Владимировны Привалихиной, «Иван Максимович был богатым подрядчиком и сельским хозяйством не занимался». Однако по другой информации в группе деревни во ВКонтакте, Иван Максимович был богатым крестьянином, а здание называют домом Ивана Ивановича Попова — одного из трех сыновей Ивана Максимовича. Дом же самого Ивана Максимовича, по этим сведениям,не сохранился

Как бы то ни было, но дом стоит и привлекает внимание, в том числе и своим цветом. Выкрашенное суриком здание даже получило название «Красный дом»

Построен этот двухэтажный с мезонином, в семь срубов, рубленый в «лапу» и обшитый тесом дом в конце XIX века. Многие детали внешней отделки отлично сохранились и до сих пор демонстрируют и задумки архитектора, и таланты резчиков по дереву

Деревенский дом будто с фамильным гербом под крышей. Если же приглядеться, то в центральном элементе переплетены буквы ИП

Даже детали водостоков тут совсем городские

А ведь что только ни размещалось здесь за последнюю сотню лет! Одно время здание даже занимал детский дом
Фото конца 4-х — начала 5-х годов

А потом здание, видимо, стояло заброшенным. Входная дверь сейчас цела лишь наполовину

Правда, уцелевшая часть при должном уходе переживет всех нас

Откуда здесь такой резной узор? Выглядит как вариация на тему кельтских узлов

Полотно внутренних дверей тоже в неплохой сохранности

На потолке в некоторых комнатах можно увидеть старую лепнину

Но нет уже в доме печей, сняты полы. В конце 9-х годов прошлого века дом подвегся нашествию современных вандалов, которые выбили в нём все окна, сняли и унесли двери, разобрали полы и разрушили печи, которые были облицованы кафельной плиткой.
Все это сейчас потихоньку восстанавливают, но до возвращения дому исходного состояния предстоит еще очень долгий путь

Из окон видна деревенская церковь, которая в свое время приобрела законченный вид благодаря Ивану Максимовичу Попову: именно на его средства в 1873 году храм Богоявления был снаружи и внутри обшит тёсом и окрашен белилами. Иван Максимович был также попечителем приходской школы, которая была построена в деревне тоже на его деньги.
Учитывая такой весомый вклад в жизнь Поля и церкви, похоронен Иван Максимович был на территории храма. Удивительным образом его могила и памятник на ней сохранились до наших дней

Рядом есть еще одна могила. В ней покоится внук Ивана Максимовича Попова — Леонид Иванович Попов, который в девятилетнем возрасте умер от скарлатины

Кстати, сын Ивана Максимовича — Иван Иванович Попов, — тоже сделал немало для развития деревни. Он построил здесь ветряную мельницу с механическим приводом, которая не только молола муку, но и делала кирпичи из глины, пожарное депо, где находился пожарный пост, приводимый в действие двумя людьми, приобретённый также на его средства, ныне не существующая больница-стационар на несколько мест, пилорама. Говорят, что перед Первой мировой войной он планировал построить на реке Кодина небольшую гидроэлектростанцию, но война, революция и иностранная интервенция сорвали воплощение этих планов в жизнь.
Кроме того, Иван Иванович платил жалование учительнице и доктору. На свои средства покупал и учебно-наглядные пособия. По праздникам же все дети деревни бесплатно получали от него кульки с гостинцами.
После смерти отца Иван Иванович построил рядом с домом беседку — 12-гранное сооружение крестообразной формы с четырьмя столбами, которые поддерживают кровлю, повторяющую форму беседки. Что интересно, основанием беседки служит кирпичный погреб в форме усеченной пирамиды, который когда-то был обшит тесом

Как пишет Тамара Лапина, под беседкой когда-то был ледник. По рассказам ее бабушки А.С. Филяновой, зимой пилили лёд на реке и укладывали его сюда, чтобы летом хранить скоропортящиеся продукты. В самой же беседке пили чай с гостями

В общем, деревня Поле оказалась для нас сюрпризом. Побывав здесь буквально проездом на час, мы точно запомним этот необычный населенный пункт.

Читайте также

  • 08:59

Комментарии

Читайте на 123ru.net

Архангельск

Сольвычегодск

Херсон

Геническ

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я. самые свежие и актуальные новости Онеги — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Онеги или других населённых пунктов Архангельской области мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Онеге можно самостоятельно через форму.

Топ 10 новостей последнего часа в Онеге и Архангельской области

  • В САФУ сотрудников отстраняют от работы при отказе от вакцинации
  • За последние сутки в Поморье выявлено 268 новых случаев заболевания COVID-19
  • Глава Северодвинска проголосовал на выборах в Государственную Думу
  • Прокуратура Северодвинска помогла восстановить права 81 обманутому дольщику
  • Прокуратура Северовдинска помогла восстановить права 81 обманутому дольщику
  • В Костромской области открылись избирательные участки
  • В Архангельске ночью неизвестные подожгли платежные терминалы в магазине
  • Жителя Северодвинска задержали по подозрению в убийстве 17-летнего подростка возле моста
  • Акция «Прививайся, если хочешь быть здоров» завершается
  • Три новых резидента АЗРФ инвестируют в Архангельскую область более 1 млрд рублей

123ru.net — ежедневник главных новостей Онеги и Архангельской области. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Ещё больше местных городских новостей Онеги — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов. С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь. Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

В «Онежском» пройдет открытая репетиция хореографической студии

Частные объявления в Онеге, в Архангельской области и в России

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

Читайте также  Тайна Патомского кратера

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Русский модерн

Модерн, как архитектурный стиль, зародился в Европе. На родине окончательного оформления он не получил и развивался индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России он стал самостоятельным, особенным направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись, скульптуру.

Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.

Сегодня все чаще наши архитекторы, разрабатывая дизайн фасада загородных коттеджей обращаются к теме модерна. Причина вполне объяснима: творческие амбиции автора проекта могут быть в полной мере воплощены в соответствии с характерными признаками стиля в частном домостроении. Каждый дом в стиле модерн — это произведение искусства.

«Псевдорусский стиль»

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».

Массивная сундучная крыша на удивление легко сочетается с крохотными окошками и низкой дверью, спрятавшейся за крутым крыльцом. Сруб из бревен подчеркнуто массивен.

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов. Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.

Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области), построенная Ропетом — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное сооружение с многоярусной крышей, щедро украшенное резными элементами, с округлыми абрисами модерна.

Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).

«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной резьбой по мотивам былин.

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.

Орнамент на фоне кирпичной стены — яркий и оригинальный элемент. Изразцовый узорчатый фриз.

Северный модерн

Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.

Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.

Монотонно серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная штукатурка «под шубу». Истинный северный модерн.

Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.

Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном зимнего сада. Особняк С.Н.Чаева — пример петербургского модерна с сочетанием в отделке фасада кирпича, гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Угловой вход украшают узкие окна, расположенные по диагонали, и барельефы античной тематики. Тыльный фасад особняка Чаева. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А.Гогена на творчество создателя — архитектора В.Апышкова.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.

Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.

Московский стиль

Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.

Воздушный, светлый и просторный дом, создающий романтическое настроение. Керамическую плитку на фасаде венчает майоликовый пояс с изображениями ирисов, подобраны нежные тона, за неодинаковыми окнами хорошо видны помещения. Одна из лучших работ Льва Кекушева. Дом Миндовского на Поварской практически не изменился с момента постройки. Особняк Динга в Сокольниках. Обильный ленточный узор из лепнины, окна украшены мозаичными панно, нашлось место и деревянным резным панелям на щипце.

Русский модерн сегодня

Модерн называют «мимолетным» течением, возник он довольно неожиданно, некоторое время не принимался всерьез, и время его «правления» довольно быстро истекло. В Россию он пришел из Европы с серьезным опозданием, а период его бытования можно ограничить буквально пятнадцатью годами. Он с трудом интегрировался в какой-то единый формат и содержал множество заимствованных элементов. Современный же русский модерн все чаще можно наблюдать в загородном строительстве, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный отпечаток в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и плавность модерна подходят для возрождения строительства частных особняков.

Образец нарядного русского деревянного модерна 21-го века. Пластичный орнамент деревянных элементов, тщательно и со вкусом подобранные цвета и фактуры, выполненные вручную изделия — эффектно и необычно.

Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и тягучесть форм, кованые детали, лепнина, остекление большой площади. В строительстве использованы кирпич, каменные плиты для цоколя, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверьми и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами — панно с природным пейзажем. Натуральные, теплые оттенки цветов.

Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?

  • Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
  • Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
  • Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
  • Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
  • Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.

Смотрите примеры домов в стиле модерн в нашей базе фасадов.

“А мы уйдем на север. ” – 2017. Каргополь. Небесные своды

Белокаменные своды каргопольского собора Рождества Христова тоже погружают тебя в далёкое прошлое. Этот храм – ровесник собора Василия Блаженного и всего на несколько десятков лет моложе тульского кремля

Средневековая монументальность и массивность – вот первое впечатление, которое производит нижний этаж храма. Обоснованно и закономерно, учитывая время, в которое был построен собор. Документов о строителях церкви не сохранилось, вероятнее всего они были утрачены во время страшного пожара 1765 года, но исследователи и, в частности, А.Г.Мельник, пришли к выводу, что Христорождественский собор был создан новгородскими и, возможно, псковскими мастерами. А вот материал для строительства был местный, известняковые плиты добывали в среднем течении Онеги.
Несколько лет назад в нижнем храме проводилась реставрация, во время которой укрепили фундамент и раскрыли кирпичную кладку. Попутно обнаружили тут еще пару гробниц. Два года назад имена погребенных не были известны. Дополнительные исследования отложили до следующих реставрационных работ но с большой долей вероятности в соборе похоронены священники или члены их семей. Это подтверждают сохранившиеся плиты. Эта, например, над могилой протопопа Козьмы Иоаннова

Читайте также  История строительства спальных районов в США

В наши дни площади нижнего храма заняты выставкой “небес” из деревянных часовен Каргополья. Напомню, что “небеса” – атрибут шатровых храмов, которые попали под запрет после указа Никона. На Севере же такие храмы не только продолжали стоять, но даже и строиться

На выставке можно увидеть небеса из церквей Рождества Христова в Большой Шалге, Никольской в Волосово

Из часовни в деревне Низ Ошевенской волости, а также из церкви Рождества Богородицы в Красной Ляге

Отдельно отмечу расписные грани “неба” Никольской церкви Ловзанги. Они принадлежат кисти Платона Булатова, крестьянина Фатьяновской волости Воезерского прихода

За образец он взял гравюры Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. За исключением отдельных деталей, роспись практически полностью повторяет оригинал

Всего в композиции “неба” было 30 граней

Фото с сайта sobory.ru

Коллекция Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея очень обширна. Нам удалось взглянуть лишь на её малую часть. Не сомневаюсь, что это повод вернуться, ведь Каргополь – это тоже всего небольшой уголок огромной, буквально пропитанной духом прошлого Архангельской области.
Благодаря и вопреки на Русском Севере сохраняется уникальный культурный пласт, ценность которого с годами лишь возрастает. Этот довольно замкнутый мир существует в особых условиях, не лучших с точки зрения жителя XXI века, но, закаленные повседневностью и природой, местные хранители истории продолжают беречь и поддерживать то, что хранит в себе опыт, веру и стойкость многих поколений предков. И это делает и северян настоящего такими же сильными духовно.

В следующий раз расскажу о том, что, как мне кажется, чаще всего ассоциируется с названием города Каргополь.

В посте использована информация сайтов rostmuseum.ru и karmuseum.ru

Архангельская область – 2017

Свидание с Архангельском

Архангельское кружево
Видеозарисовки
Как ежик стал совой, или из истории пряничного дела
Ратный музей
Архангельск с черного входа
Архангельск с черного входа. Ч.2
Территория смелых
По-над рекой
Проезжая Северодвинск
Кудемская узкоколейка
Куртяево
Кий-остров
Кий-остров. И на камнях растут деревья
Кий-остров. Море у порога
Кий-остров. Берег памяти
Кий-остров. Наследие патриарха Никона
Кий-остров. Церковь Всех Святых
Кий-остров. Пернатые обитатели
Кий-остров. От заката до рассвета, ч.1
Кий-остров. От заката до рассвета, ч.2
Кий-остров. О погоде
Город Онега
Вдоль Онеги. Верховье
Вдоль Онеги. Поле
Вдоль Онеги. Поле. Деревянный модерн и резные мотивы
Вдоль Онеги. Пияла
Вдоль Онеги. Пияла. Вознесенская церковь
Вдоль Онеги. Пияла. Колокольня
Вдоль Онеги. Турчасово
Вдоль Онеги. День отдыха
ПГТ Савинский
С Онеги в Кенозерье. Два моста, церковь и закат
Кенозерье. Часовня Св. Николая Чудотворца в Вершинино
Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.1
Кенозерье. Вершинино музейное. Ч.2
Кенозерье. Кенозеро

Кенозерье. Рыжково
Кенозерье. Глазово
Кенозерье. Усть-Поча
Кенозерье. Вершинино. Красота не только для себя
Халуй. Место чудес
Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь
Поесть, попить, да истории послушать
Мышиной тропкой по ткани
Лядины
Лядины. По музеям. Шаг первый
Лядины. По музеям. Шаг второй
Лядины. Ночь в музее
Кенозерский национальный парк. Морщихинская
Кенозерский национальный парк. Морщихинская. Вслед за муравьями
Между двух озер, морей и океанов
Каргополь

Архангельская область – 2016

Постотпускное
“А мы уйдем на север. ” Ч.1. Вступительная
“А мы уйдем на север. ” Ч.2. Архангельск. Символы города
“А мы уйдем на север. ” Ч.3. Архангельск. Город воинской славы
“А мы уйдем на север. ” Ч.4. Архангельск архитектурный
“А мы уйдем на север. ” Ч.5. Архангельск архитектурный. Город доски
“А мы уйдем на север. ” Ч.6. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского
“А мы уйдем на север. ” Ч.7. Архангельск архитектурный. Проспект Чумбарова-Лучинского (окончание)
“А мы уйдем на север. ” Ч.8. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Сеня Малина
“А мы уйдем на север. ” Ч.9. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Керамическая сказка
“А мы уйдем на север. ” Ч.10. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Дела морские
“А мы уйдем на север. ” Ч.11. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Житье-бытье крестьянское
“А мы уйдем на север. ” Ч.12. Музей народных промыслов и ремесел Приморья. Поэзия Севера
“А мы уйдем на север. ” Ч.13. Архангельск музейный. Музей авиации Севера
“А мы уйдем на север. ” Ч.14. Архангельск музейный. Северный морской музей
“А мы уйдем на север. ” Ч.15. Архангельск. Город мостов и кораблей
“А мы уйдем на север. ” Ч.16. Архангельск. Хостел “Тройка”
“А мы уйдем на север. ” Ч.17. Колесный пароход “Н.В. Гоголь”
“А мы уйдем на север. ” Ч.18. Колесный пароход “Н.В.Гоголь” (окончание)
“А мы уйдем на север. ” Ч.19. Северодвинск. Остров Ягры
“А мы уйдем на север. ” Ч.20. Беломорская идиллия: волны, ракушки, птицы и ночь у костра
“А мы уйдем на север. ” Ч.21. Великий Двор
“А мы уйдем на север. ” Ч.22. Переправа, переправа…
“А мы уйдем на север. ” Ч.23. На родине Ломоносова
“А мы уйдем на север. ” Ч.24. На родине Ломоносова. Куростровские были
“А мы уйдем на север. ” Ч.25. На родине Ломоносова. Резное искусство
“А мы уйдем на север. ” Ч.26. Холмогоры
“А мы уйдем на север. ” Ч.27. Машина времени в детство
“А мы уйдем на север. ” Ч.28. Лесной отель “Голубино”
“А мы уйдем на север. ” Ч.29. Вдоль по Пинеге
“А мы уйдем на север. ” Ч.30. Красная Горка
“А мы уйдем на север. ” Ч.31. Голубинский карстовый массив
“А мы уйдем на север. ” Ч.32. Голубинский карстовый массив. Пещера “Голубинский провал”
“А мы уйдем на север. ” Ч.33. Водопад на Святом Ручье
“А мы уйдем на север. ” Ч.34. Заповедная Сотка
“А мы уйдем на север. ” Ч.35. Заповедная Сотка (окончание)
“А мы уйдем на север. ” Ч.36. Память
“А мы уйдем на север. ” Ч.37. Рассветная Пинега
“А мы уйдем на север. ” Ч.38. Пинежские истории
“А мы уйдем на север. ” Ч.39. Пинежские истории (окончание)
“А мы уйдем на север. ” Ч.40. Кулой
“А мы уйдем на север. ” Ч.41. Кимжа
“А мы уйдем на север. ” Ч.42. Кимжа. Кресты, кони, мельницы и ода жителям
“А мы уйдем на север. ” Ч.43. От Кимжи до Мезени
“А мы уйдем на север. ” Ч.44. Исторический город Мезень
“А мы уйдем на север. ” Ч.45. Исторический город Мезень (окончание)
“А мы уйдем на север. ” Ч.46. Малые Корелы

Деревянные шедевры модерна в российской глубинке: Уникальное зодчество Гороховца

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Гороховецких плотников на Руси величали «якушами» (так во Владимирском уезде называлось одно из сел), и упоминание о них есть даже в словаре Даля. Плотницкое дело кормило большую часть мужского населения Гороховца, иными словами, это был город плотников и зодчих.

Дом Шориных

Владелец местного котельно-судостроительного завода Иван Александрович Шорин заказал постройку дома для своего сына (на заводе отца он был в должности управляющего) и его многочисленного семейства (жена и четверо детей) в начале прошлого века. По другой версии, заказчиком был сам сын Михаил, поддерживаемый отцом. Как и многие русские промышленники того времени, он хотел, чтобы его дом смотрелся необычно, богато и вычурно и удивлял окружающих своей красотой и великолепием.

Желая угодить заказчику, гороховецкие плотники потрудились на славу и практически возвели не особняк, а сказочный терем в духе русских народных сказок.

Интересно, что асимметричность здания не портит его, а делает еще более привлекательным и изящным. Особенно интересны мезонины и две угловые башни главного фасада (одна квадратной формы, а вторая – круглой) да и сам фасад из изогнутых бревен.

Дом необычайно украшают фигурные окна с рамами, напоминающими витражи, и необычными резными наличниками. И, конечно же, особняк богато декорирован резьбой. Сейчас в этом здании открыт Дом творчества и ремесел. Кстати, тут часто проходят экскурсии.

Особняк Пришлецова

Дом Пришлецова – одно из самых знаменитых зданий Гороховца. Его выстроил в 1915-м Фёдор Ксенофонтович Пришлецов – председатель земской управы. Позднее этим необычным особняком владел местный градоначальник. Незадолго до революции в этом здании располагалась аптека, а в 1919 году в деревянном особняке разместили уездно-городскую ячейку РКП(б).

В архитектуре деревянного одноэтажного особняка с «квадратной» башней и почти округлым, куполообразным мезонином ясно прослеживаются мотивы русского народного творчества, интерес к которому в центральной России на рубеже XIX–XX был велик. Здесь уникально всё – и треугольные окошки со шпилями, и крыльцо с металлической узорчатой крышей (имитация черепицы) и опять же резным шпилем, и та же асимметрия. Кстати, свод башни тоже имеет шпиль и тоже покрыт «чешуей».

Особенно шикарно украшен главный фасад. Одни только наличники с богатой резьбой чего стоят! Тут можно разглядеть и львов, и мифических персонажей-русалок, и, конечно же, столь популярные в архитектуре того времени гроздья винограда.

Дом Кучина

Это купеческое здание (сейчас в нем располагается мотель) было выстроено примерно в тот же период, что и дома Пришлецова и Шорина. В архитектуре «теремка» прослеживается тот же стиль «деревянного модерна»: затейливые шатровые башенки, резные оконные наличники и карниз. Кстати, этот дом не полностью деревянный, а полукаменный.

С момента постройки дом сохранился почти в первозданном виде, но кое-что изменилось. К сожалению, у особняка утрачены красивый резной карниз и тесовые ворота, которые находились справа, а также располагавшаяся внутри дома интересная белая кафельная печь.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: