Волшебный мир под водой: невероятная гармония человека и моря - KRINTEL.RU

Волшебный мир под водой: невероятная гармония человека и моря

Образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов»

татьяна галиуллина
Образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов»

Цель проекта:

формирование экологического сознания, воспитание бережного, осознанного отношения к окружающему миру

Задачи проектной деятельности

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

• Формировать экологическую грамотность через ознакомление с обитателями морей и океанов

• Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин,

• Закрепить знания о разнообразии подводного мира

• Обогащать речь детей

• Формировать бережное отношение к природе

• Обеспечить благоприятные условия для экологического развития у детей

• Дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды

• Развивать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе

• Воспитывать желание охранять окружающую среду

Тип проекта

• По доминирующей в проекте деятельности – информационный, познавательный, социальный

• По содержанию – естественно — научный, включает ребенка и природу

• По характеру участия ребенка – участник от зарождения идеи до полной реализации проекта

• По числу участников – групповой (дети старшей и подготовительной групп)

• По характеру контактов – дети, педагоги, родители

• По продолжительности – краткосрочный (2 недели)

Реализация проекта

строится на следующих принципах:

• Тематическом — распределение материала по темам

• Концентричности – дублирование тем в каждом виде деятельности с постепенным усложнением (путем наращивания представлений детей о морях и океанах)

• Связь с темами образовательного процесса

• Включение детского творчества

• Выход на дидактическую, подвижную игру

• Сотрудничества и сотворчества

• Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

• Выход на материально выраженный результат

На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающим их мире.Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее педагогами, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов. С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды, и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов».

Гипотеза проекта

В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая, среда. В общении с окружающим миром ребенок выстраивает свои личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того, насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.

Предполагаемые результаты работы:

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

— В морях и океанах живут рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминог.

— В морях и океанах соленая вода.

Море бывает грязным.

— Как выглядят и чем питаются морские обитатели?

— Как они передвигаются?

— Как они прячутся?

— Что ещё есть под водой?

— Как можно посмотреть, что есть на морском дне глубоко-глубоко? — Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо», «Осьминожки»

— Нужно поехать на море и сфотографировать, а потом рассказать.

— Прочитать книги о морях и океанах.

-Посмотреть в энциклопедии.

-Пусть мама или папа посмотрят в интернете.

В ходе реализации проекта дети должны:

• Овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»

• Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида

• Составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы

• Развить познавательный интерес, любознательность к обитателям подводного мира

• Заложить основы бережного отношения к живой и не живой природе

Мероприятия по реализации проекта «Волшебный мир морей и океанов»:

Опыт «Как рыбы дышат под водой».

Опыт «Свойства воды».

Опыт «Подводная лодка из яйца».

Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и фауне подводного мира.

Чтение и обсуждение энциклопедий,литературных произведений: Г. Косов «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет,Г. Х. Андерсен «Русалочка».

Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море»; Марк Сузино «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».

Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».

Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».

Развивающая игра «Подводный мир».

Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.

Беседа о профессии водолаза

Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».

Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».

Рисование восковыми мелками.

Аппликация «Разноцветные рыбки».

Аппликация «На дне морском».

Аппликация из картона «Морская черепаха».

Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».

Пластилинография «Необыкновенные рыбки».

Роспись камней «Необыкновенные рыбки».

Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».

Лепка из пластика.

Лепка из пластилина «Рыбки играют».

Оригами «Морские рыбки».

Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».

Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».

Прослушивание песен о море,слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».

Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.

Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.

Малоподвижные игры «Найди море, реку, океан», «Кто больше?», «Назови одним словом».

Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки».

Пальчиковая гимнастика «Чайка».

Физкультминутки «Краб».

Формы взаимодействия с семьей

— Помощь в изготовлении макета морского дна.

— Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.

— Поиск материала в интернете

— Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

«Подводный мир морей и океанов» Тема НОД: «Подводный мир морей и океанов»Воспитатель средней группы: Андрхоева Олеся Сулимановна Цели: — расширять знания о морских обитателях,.

Детско-родительский образовательный проект «Космический мир» ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ » Космический мир» Выполнила воспитатель Старшей группы «Жемчужина» Яковлева Е. Ч. Детский.

Долгосрочный экологический проект «Подводный мир морей и океанов» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Семицветик» с. Булгаково муниципального района Уфимский район.

Календарное планирование в подготовительной логопедической группе «Животный мир морей и Океанов» Февраль, 4-я неделя. Разделы работы Дни недели Вторник (формирование лексико – грамматических категорий, связной речи) Пятница (формирование.

Презентация «Картотека речевых игр «Обитатели морей и океанов» Картотека «Обитатели морей и океанов» Картотека игр по развитию лексики, грамматического строя речи и связной речи по лексической теме.

Коллективная работа «Животные морей и океанов» во второй младшей группе Итоговое мероприятие по прохождению темы недели «Животный мир морей и океанов» во 2 младшей группе. В течении недели мы с ребятами знакомились.

Конспект занятия для средней группы по познавательному развитию «Обитатели морей и океанов» Конспект на тему: «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях.

Конспект занятия на тему «Обитатели водоемов, морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы. Конспект занятия на тему «Обитатели водоемов, морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы. Цель: Расширять, углублять и закреплять.

Образовательный проект «Мир природы для открытой души и сердца» Департамент образования города Москвы Троицкого и Новомосковского административных округов ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ.

Образовательный экологический проект «Животный мир жарких стран» в подготовительной группе Образовательный экологический проект «Животный мир жарких стран». Паспорт проекта: — Название проекта: Образовательный экологический.

«Волшебный мир морских обитателей»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Планета детства»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

педагогического мероприятия

« Волшебный мир морских обитателей »

для детей подготовительной к школе группы

МБДОУ «Детский сад №11

«Планета детства» ММР РТ

Васильева Алёна Викторовна

«Волшебный мир морских обитателей»

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие

Интегрированная совместная образовательная деятельность

Специфические виды ддеятельности,

в которую вовлечены воспитанники

Познавательная деятельность, художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж»

Формировать умение изображать в рисунках обитателей подводного мира с помощью нетрадиционной техники граттаж. Закреплять умение рисования в штриховой технике граттаж. Развивать интерес к художественному творчеству.

Обучающие: Познакомить детей с техникой «граттаж», закрепить умение детей владеть различными приемами графического изображения. Закрепить представления детей о море и его обитателях.

Развивающие: Продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук

Воспитательные: Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы.

Методические приемы:

Создание игровой, проблемной ситуаций

Оборудование и пособия

Листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки, иллюстрации морских обитателей, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб формата А4), аудиозаписи: А. Каначян – «В синем море, в белой пене», шум прибоя. Принадлежности для ныряния: ласты, маски, очки, трубки. Для уголка релаксации: ванночка с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

Подготовительная работа воспитателя:

разработка конспекта, обеспечение оборудования для проведения занятия.

Словарная работа :

Название подводных обитателей: Кит, акула, морская черепаха, морской ёж, медуза, осьминог, дельфин, морская звезда.

Название нетрадиционного рисования: «Граттаж»

2. Создание проблемной ситуации

4. Загадки о морских обитателях

6.Основная часть. Рисование в технике «Граттаж» морских обитателей.

7. Релаксация с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

Посадка детей, размещение

В 1 части занятия – дети определяют, где они будут путешествовать, вспоминают морских обитателей, собирают пазлы в командах и угадывают кто у них получился

во 2 части занятия – дети рисуют в нетрадиционной технике «граттаж» морских обитателей за столами

в 3 части – дети направляются в уголок релаксации к ванночке с песком и ракушками

Читайте также  Хампи — руины великой империи в сердце Индии

в 4 части дети обсуждают и угадывают рисунки друг друга.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Создание проблемной ситуации
Воспитатель:
— Ребята, у нас сегодня необычный день, мы с вами будем путешествовать

А где мы сейчас с вами узнаем

-Посмотрите-ка, что это тут лежит? Для чего это? (Дети рассматривают предметы на зелёном «островке» на полу, предлагают варианты ответов: маска и трубка для ныряния, ласты, надувной круг и т.д.).

— Где же используют это всё, на суше или в воде? (в воде)
— Значит, сегодня мы будем путешествовать где? (в море)
— Правильно, по морским глубинам. Мы уже с вами знакомились с некоторыми обитателями подводного мира. Давайте их вспомним (воспитатель подводит детей к стенду с изображениями рыб и морских животных).

Дети перечисляют, указывая на картинки тех рыб и животных, которых знают, вспоминают их повадки и особенности. Воспитатель обращает внимание на форму и окраску морских жителей, а так же на то, что в море есть растения – водоросли – и они тоже все разные по форме и цвету.
Воспитатель спрашивает про тех, кого не назвали:
— А как вы думаете, кто это? На кого похож? (Дети высказывают предположения, воспитатель поправляет, называя правильно)

3. Дидактическая игра «Сложи рыбку».

Воспитатель поворачивается к центру зала, где на полу лежит «озеро» (голубая ткань в форме круга), обращает внимание детей на него и то, что в нём лежит. — Ребята, а что же у нас тут? Похоже на водоём, а в нём морская почта, смотрите – конверты! Сколько у нас конвертов, ребята?

Воспитатель: А нас с вами сколько?

Воспитатель: Ребята, а что же надо сделать, чтобы конвертов всем досталось и никому не обидно было?

Дети: разделится на пары!

Дети делятся на пары. Парам раздаются конверты с
разрезанными карточками с изображением морских обитателей ( Кит, акула, морская черепаха, морской ёж, медуза) Дети складывают их и называют животное.

Воспитатель:
— Спасибо, ребята, у вас отлично получилось!

4. Загадки о морских обитателях

Воспитатель:
— А вы знаете, что такое океанариум? Кто-нибудь из вас был в нём? Если не были – очень советую посетить с родителями. Там так интересно! Можно встретить удивительных рыб и морских животных, рассмотреть морское дно и различные подводные растения. Отгадайте, кто там повстречался мне?

Он, как дом, огромный,

Но спокойный, скромный.

В море ест и в море спит —

Так живет на свете. (кит)

Он клешнями щиплет больно

И кричит: «С меня довольно!

Я устал. Я вам не раб».

Распугал соседей. (краб)

Ей не страшен зверь любой —

Панцирь носит за спиной.

Триста лет живет без страха.

Кто же это? (Черепаха)

Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он. (скат)

Угадайте, что за кони

Мчатся в море от погони?

В водорослях скрыться смог

Маленький морской. (конек)

У нее такая пасть!

Каждый может в ней пропасть.

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная —. (акула)

5. Физкультминутка
Воспитатель: Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнёмся.
«Море волнуется раз!».

6. Основная часть. Рисование в технике «Граттаж» морских обитателей.
Воспитатель:

— Ребята, а вы бы хотели повстречаться с подводными обитателями и сделать их фоторисунок? А для этого нам что нужно сделать? (нырнуть под воду)
— Дети, а посмотрите-ка, что это тут в корзине? (маски для подводного плавания). А зачем они нужны, напомните? (чтобы видеть под водой)
— Вот они-то нам сейчас и пригодятся. Давайте наденем их и нырнём! Перед нырянием глубоко вдыхаем и немного задерживаем дыхание.
Дети надевают маски и «ныряют».
Воспитатель:
— Ребята, мы сейчас нырнули в подводный мир. Посмотрите как тут красиво! Сколько морских обитателей вокруг! (включить аудиозапись «шум прибоя»). Рассмотрите их внимательно: кого вы увидели, какого размера, цвета, что их окружает, запомните их. Ой что это? Да это же подводный батискаф! Давайте зайдём в него! Воспитатель приглашает их присесть на подготовленные рабочие места, снять маски .

Воспитатель: Ребята, маски уже можно снять так как в батискафе много воздуха.

А сейчас я предлагаю сделать фоторисунок того, что вы сейчас увидели. Рассказывать мы пока не будем, кто нам повстречался, а когда вы нарисуете – тогда и попробуем отгадать.

А рисовать мы сегодня с вами будем в технике граттаж. Мы уже знакомы с этой техникой. Как её ещё можно назвать, каким способом наносим рисунок? (царапанье).
Подводный мир – это волшебный по красоте мир, он очень красочный. В нём всё таинственно переливается разными цветами, а некоторые животные даже умеют сами менять свой цвет (осьминог). Поэтому для сегодняшнего граттажа для каждого из вас я сделала вот такое маленькое море с цветной основой, вода в нём уже есть, вам нужно только заселить его обитателями и растениями. Выбирайте размер вашего будущего фоторисунка (дети выбирают формат заготовки).

— Давайте ещё раз вспомним, как рисовать в технике граттаж (процарапывать рисунок зубочисткой на заготовке). Зубочистка – это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте ещё раз что вы хотите нарисовать и приступайте. Если кому-то понадобится помощь, позовите меня тихонечко, чтобы не набрать в рот воды и не распугать рыбок.

Дети под контролем воспитателя рисуют композицию на морскую тему.

7.Релаксация с песком и спрятанными в нём камушками и ракушками.

Ребёнок с готовой работой надевает маску и «выныривает», воспитатель направляет его в уголок релаксации (ванночка наполненная песком с «сюрпризами» — игра «найди морской сувенир»). По окончанию занятия детские работы подшиваются в общую фотовыставку.

8. Итог. Беседа.

— Ребята, наша выставка «фоторисунков» готова, давайте вместе посмотрим, полюбуемся и попробуем догадаться, кто же кому повстречался под водой.
Дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, обсуждают работы, угадывают, что изображено. Похоже получилось? Ребята, а чей рисунок вам понравился больше всего?
— Вы такие молодцы: рассказали про принадлежности для плавания, разгадали загадки, угадали обитателей по картинкам и сделали целую фотовыставку!

Ребята скажите что вам запомнилось больше всего?

Что нового вы сегодня узнали?

Что ты расскажешь дома о сегодняшнем занятии. Дети уходят из зала под продолжение песни А. Каначян «В синем море, в белой пене…

Удивительный подводный мир

Представляем вашему вниманию одни из лучших фотографий, связанных с миром океана: миграция крабов, интересные морские жители, необычайные подводные встречи – все это от лучших фотографов-анималистов с их комментариями.

1. Пятнистые продельфины, Багамы. Комментарий фотографа: «Ночью пятнистые продельфины плывут от берегов Малой Багамской банки в глубокие воды Гольфстрима в поисках еды. Однажды ночью капитан корабля, перевозивший небольшое судовое оборудование, Джим Абернети заметил небольшую группку дельфинов, плывущих рядом с носом корабля. Мы заглушили двигатели, включили прожекторы и спрыгнули в воду. Используя ручной диапазон фокусировки и вспышку, я смог сделать этот необычный кадр». (Andrew Sall­mon / Nature’s Best Photography)

2. «Эта малышка – одна из многих, которым экологи на отдаленном пляже Коста-Рики помогают добраться до океана. Кожистые черепахи – редкий вид в восточных водах Тихого океана, и эта малышка – символ надежды на будущее этого вида», – говорит фотограф Джейсон Брэдли. (Jason Bradley / Nature’s Best Photography)

3. Акула-молот, Кокосовые острова, Коста-Рика. Комментарий фотографа: «Эта акула медленно дрейфовала вдоль рифа, известного как Алкиона. Ее левый глаз смотрел в сторону других акул, когда я сделал этот кадр, прячась в углублении внизу. Мне повезло не только в том, что я сделал такой удачный кадр, но и в том, что акула меня не заметила». (Alan Stud­ley / Nature’s Best Photography)

4. Белые медведи, мыс Черчилля, Манитоба, Канада. Комментарий фотографа: «В конце ноября белые медведи оказались на западной стороне залива Гудзон, чтобы переждать образование льда, чтобы они смогли вернуться на свою территорию. Во время ожидания медведи часто контактируют друг с другом в разных формах – от яростных драк до нежных игр. Эта фотография была сделана с задней палубы арктического корабля». (Alan Zipp / Nature’s Best Photography)

5. Горбач, чайки и песчанки, морской заповедник штата Массачусетс. Комментарий фотографа: «Каждый сезон мы с женой Анной отправляемся в путешествие на судне, с которого можно наблюдать за китами. В конце весны есть отличная возможность увидеть кормежку горбачей. Обычно стая чаек предупреждает, что кит вот-вот вынырнет на поверхность, принеся с собой стаю песчанок. Этот горбач использует нижнюю челюсть, чтобы стянуть рыбу, а чайки стрелой мчатся вниз, чтобы отхватить кусок пирога, иной раз пролетая в миллиметре от пасти кита». (Bryce Fly­nn / Nature’s Best Photography)

6. Кальмар, риф Гранд Кайман, Каймановые острова. Комментарий фотографа: «Возвращаясь с рифа после ночного купания, мой фонарик поймал яркое отражение. Я поплыл к тому месту и столкнулся лицом к лицу с этим красивым любознательным кальмаром. Он попозировал мне, повернулся, попозировал снова, спустился, попозировал снова, затем начал внимательно осматривать мою камеру, вспышку, объектив. Я заметил, что свет от моей камеры как будто подсвечивает его изнутри». (Charles Vig­gers / Nature’s Best Photography)

7. Закат в заповеднике Экола, недалеко от Кэннон Бич, штат Орегон. Комментарий фотографа: «Уходящий прибой оставил на пляже множество морских звезд. Меня тронул их глубокий оранжевый и фиолетовый оттенок и то, как они подходили по цвету закату и текстуре скал». (David E. Beck­er / Nature’s Best Photography)

8. Кэннон Бич, заповедник Экола, Орегон. Комментарий фотографа: «Уходящий прилив оставил целое футбольное поле песка между океаном и мной. Песок был похож на зеркало. Я хотел запечатлеть полный спектр цвета и чувство абстрактности без лишних предметов». (David E Beck­er / Nature’s Best Photography)

9. Голубой угорь, Северный Сулавеси, Индонезия. Комментарий фотографа: «Этот удивительный вид можно встретить в песчаной гальке залива Лембех. Найти угря вдали от рифа очень необычно. Этот, например, плыл ко мне, и у меня не было времени настроить камеру, и я просто нажал на кнопку. Получился на удивление великолепный кадр. Я оказался в нужное время в нужном месте!» (David Hen­shaw / Nature’s Best Photography)

10. Тихоокеанская манта, острова Ревиллагигедос, Мексика. Комментарий фотографа: «Зимой многие виды акул и скатов собираются вокруг островов Ревиллагигедос. Манты спонтанно контактируют с дайверами. Столкновение с таким существом лицом к лицу просто незабываемо!» (Deb­o­rah Smrekar / Nature’s Best Photography)

11. Гавайская каталуфа, Канарские острова, Испания. Комментарий фотографа: «Пузырь воздуха, образовавшийся в подводной пещере, создал зеркальное отражение. Мне понадобился почти час, чтобы выбрать правильную композицию». (Eduar­do Aceve­do / Nature’s Best Photography)

12. Голубой рифовый осьминог, Филиппины. Комментарий фотографа: «Голубой рифовый осьминог – очень умное головоногое, умеющее использовать различные инструменты. Он использует пустые раковины в качестве укрытия и защиты. Когда я приблизился к нему со своим фонариком, он тут же закрыл свою раковину». (Jef­frey de Guz­man / Nature’s Best Photography)

Читайте также  Ландшафты словно с другой планеты

13. Морская звезда, национальный парк Асадия, штат Мэн. Комментарий фотографа: «Как драгоценные камни, морские звезды тоже трудно найти. Они показываются терпеливым фотографам-анималистам только во время весеннего отлива в прибрежной зоне. В другое время, чтобы посмотреть на них, нужно специальное оборудование». (Gus­tav W. Verder­ber / Nature’s Best Photography)

14. Зеленая морская черепаха, Тенерифе, Канасрские острова, Испания. Комментарий фотографа: «Снимать в этом мелководье было довольно трудно, потому что солнце светило очень ярко. Я решил сделать снимок, когда солнце будет за черепахой. Я не раз возвращался на это место, но ни одна фотография не была лучше этой». (Pedro Car­ril­lo / Nature’s Best Photography)

15. Черный водорез, пляж Никерсон Бич, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Комментарий фотографа: «Никерсон Бич размыло после недавнего прилива. Я приехал сюда на рассвете и нашел этого водореза за кормежкой». (James A. Gal­let­to / Nature’s Best Photography)

16. Дайвер на закате в Монтерей, Калифорния. Комментарий фотографа: «Если честно, я не планировал эту фотографию. В тот вечер я думал о других снимках и о том как пройдет восстановление данных с жесткого диска sea­gate, сломавшегося накануне, но когда мой друг входил в воду, я посмотрел на него и увидел этот силуэт. Я даже не думал, что этот снимок получится таким красивым». (Jason Bradley / Nature’s Best Photography)

17. Большая барракуда, острова Виту, Папуа-Новая Гвинея. Комментарий фотографа: «1,5‑метровая барракуда продемонстрировала типичную для них любознательность, проплыв под моей лодкой. На этом снимке рыба проплывает мимо меня, а сверху можно увидеть небо и свет от лодки». (Yeang H. Ch’ng / Nature’s Best Photography)

18. Серый тюлень, заповедник Донна Нук, Норт Сомерсотс, Линкольншир, Англия. Комментарий фотографа: «Я заметил этого милашку, фотографируя группу тюленей на песчаном вале. Он поцарапал лицо артишоком, и на этом снимке похоже, как будто он прячется в смущении». (Enrique Aguirre / Nature’s Best Photography)

19. Серфер на пляже в Северной Каролине. Комментарий фотографа: «Местные серферы часто собираются на пирсе Бог Бэнкс, чтобы поймать волны, но в тот день было уже поздно, и никого не было. Солнце садилось, и отражения в воде показались мне невероятными. Пока я установила оборудование, последний серфер уже выходил из воды, и я быстро сделала несколько кадров, чтобы запечатлеть безмятежность момента». (Karen Doo­dy / Nature’s Best Photography)

20. Летающие рыбы, Раджа Ампат, Индонезия. Комментарий фотографа: «Фонари моего судна привлекают летающих рыб, которые скользят по поверхности воды с невероятной скоростью. Но этот паренек плыл под водой, «расправив крылья». (Keri Wilk / Nature’s Best Photography)

21. Крачка и морская черепаха, остров Сан-Мигель, Азорес, Португалия. Комментарий фотографа: «Во время морского путешествия я увидел крачку, которая плыла как будто на бревне. По мере продвижения я понял, что смышленая птица ехала на черепахе. Я сделал этот снимок за секунду до того, как крачка улетела». (Nature’s Best Photography)

22. Колючие морские коньки, Красное море, Израиль. Комментарий фотографа: «Эти два конька присматривались друг к другу, прежде чем самка отложила яйца в самца, чтобы тот оплодотворил и защитил их до рождения. Мне повезло сделать этот снимок». (Noam Kortler / Nature’s Best Photography)

23. Малый полосатик, Большой Барьерный риф, Австралия. Комментарий фотографа: «Через секунду после того, как кит выплыл на поверхность, он снова спустился вниз и поплыл в мое направление. Я замер. Кит проплыл в 3 мерах от меня, а затем снова нырнул вниз». (Stef­fen Binke / Nature’s Best Photography)

24. Скаровая рыба, риф Куреду Хаус, Мальдивы. Комменатрии фотографа: «Плавая ночью с маской недалеко от острова Куреду на Мальдивах, я встретил эту удивительную скаровую рыбу, отдыхающую среди скал. Я сделал всего пару кадров, потому что не хотел спугнуть ее или привлечь внимание других хищников». (Michael Thomas Gal­lagher / Nature’s Best Photography)

25. Пингвины Адели, остров Полет, Антарктика. Комментарии фотографа: «Пингвинов Адели можно часто увидеть на айсбергах в Южном океане. Проплывая мимо острова Полет, два любознательных пингвина шли по айсбергу, чтобы получше рассмотреть нас. Это была незабываемая встреча». (Phillip Col­la / Nature’s Best Photography)

26. Вулкан Килауэа, Гавайи. Комментарий фотографа: «Когда мы путешествовали по вулкану, мой друг напомнил мне о легенде Пеле – богини огня в гавайской мифологии. В верхнем левом углу фотографии как будто виден ее профиль, как будто она дует или шепчет что-то в океан, заставляя пар отделяться от поверхности воды». (Peter Lik / Nature’s Best Photography)

27. Миграция красных крабов, остров Рождества, Индийский океан. Комментарий фотографа: «От 100 до 120 миллионов накрывают остров красным ковром, мигрируя из тропических лесов на побережье. Это крупнейшая миграция живых существ на Земле. Я три недели пролежал на животе с защитными подлокотниками и наколенниками, чтобы сделать эти кадры». (Stephen Belch­er / Nature’s Best Photography)

28. Айсберги в заливе Нотр-Дам, недалеко от острова Фого, Ньюфаундленд, Лабрадор, Канада. Комментарий фотографа: «Каждую весну сотни айсбергов дрейфуют от мыса Гренландии на юг, мимо Ньюфаундленда. В этот вечер, несмотря на сильные волны и тучи, я рискнул и нанял рыбака, чтобы он отвез меня к группе айсбергов. На какую-то секунду солнце просветило через льды, создав невероятный задний фон. А севшая на вершину айсберга птица стала приятным бонусом». (John Sylvester / Nature’s Best Photography)

Источник: Блог о братьях наших меньших

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Удивительный подводный мир

Подводный мир таит в себе немало загадок, и поверхность Луны человечество изучило лучше, чем дно океанов. В голубой толще воды живут удивительные морские обитатели. Самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные тоже живут под водой, а не на суше.

С некоторыми обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся. Также советуем к просмотру «Таинственный подводный мир» .

Медуза

Медуза — беспозвоночное морское животное. Ее тело на 98% состоит из воды. У медуз нет мозга и кровеносных сосудов, что не помешало им выживать на Земле в течение более чем 500 миллионов лет! (Фото Melissa Fiene):

Пароход на побережье Кении

(Фото Paul Johnson):

Пресноводный дельфин

Этот дельфин наиболее резко отличается от других видов дельфинов. Вместо спинного плавника имеется невысокий треугольный горб. (Фото Kevin Schafer):

Томатный клоун

Амфиприон красный или томатный клоун — яркая, веселая рыбка, любимец аквариумов. Томатный клоун встречается в тёплых тропических водах Тихого и Индийского океанов и селится исключительно только на коралловых рифах. (Фото David Doubilet):

Косяк барракуд, Папуа-Новая Гвинея

Барракуды или морские щуки обитают в тропических и субтропических водах Мирового океана вблизи поверхности. Самый крупный представитель семейства, достигает длины 2—3 метров. Несмотря на столь грозное название и свирепую внешность, эти хищники практически неопасны для человека. (Фото David Doubilet):

Подводная статуя Христа, Флорида

Эта статуя Христа 25 августа 1965 года украсила риф возле острова Ки Ларго во Флориде. Популярность вызвана небольшой (всего 9 метров) глубиной погружения скульптуры, так что даже начинающий дайвер сможет до неё добраться. Плюс очень живописное место: повсюду кораллы и цветные рыбки. Не удивительно, что порой в этом месте даже устраиваются свадьбы. (Фото Bates Littlehales):

Тюлень-крабоед

Типичный антарктический вид, при этом наиболее многочисленный из настоящих тюленей. (Фото Mariusz Potocki):

Детеныш горбатого кита

Гиганты. Средняя масса горбатого кита — 30 тонн, а максимальная масса достигает 48 тонн. (Фото Phil Cothran):

Креветка в песке

Широко распространены по морям всего мира, многие виды освоили пресные воды. Чтобы спрятаться от хищников, они закапываются в песок, оставляя небольшое отверстие для дыхания. (Фото Robert F. Sisson):

Малый полосатик

Еще один кит — самый миниатюрный представитель полосатиков, не более 10 метров длины. Он распространен от льдов Арктики до льдов Антарктики. (Фото Steffen Binke):

Прикормка рыбы в пруду Техаса

(Фото Randy Heisch):

Белуха

Белуха — это небольшой белый кит без спинного плавника. Крупнейшие самцы достигают 6 м длины и 2 т массы; самки мельче. Их научное название значит «белый дельфин без крыла». Кожа этого кита в 100 раз толще, чем кожа человека. (Фото Gavin Parsons):

Анемон трубчатый

Обитает в средиземном море, восточной Атлантике на песчаных и илистых грунтах. (Фото Tara Noble Singh):

Медузы, Палау

(Фото David Doubilet):

Серая рифовая акула

Обитает обычно в окрестностях рифов и скал. Она имеет славу одной из самых любопытных и агрессивных акул, часто подплывающих к дайверам. (Фото Brian Skerry):

Манты

Скат-манта является удивительным представителем семейства скатов и имеет впечатляющие размеры — до 6 метров в диаметре. Его еще часто называют морским дьяволом. Такие скаты имеют форму ромба с сильно заостренными грудными плавничками. У них очень длинный хвост без всяких ядовитых шипов. (Фото Thomas Peshak):

Осьминог, Гавайи

(Фото Joshua Lambus):

Крылатка

Крылатка — полосатая красавица с ядовитыми шипами, которая заполонила прибрежные воды курортов на Карибах, столь популярных у туристов. Главное украшение крылатки — длинные ленты спинных и грудных плавников, именно они и напоминают львиную гриву. Она сразу привлекает внимание благодаря яркой окраске. Несмотря на название, летать крылатка не умеет. Это прозвище рыба получила из-за больших грудных плавников, немного похожих на крылья. Есть и другие названия у крылатки — рыба-зебра, рыба-лев. (Фото Alex Tattersall):

Американский ламантин

Это животное, занесенное в международную Красную Книгу, имеет размеры около 3.5 метров. Ламантин живет у атлантических берегов Американского континента — от Флориды до Бразилии. Чтобы спасти от истребления этих зверей, в США их запрещено убивать с 1893 г., а в Британской Гвиане — с 1962 г. (Фото Yusuke Okada):

Подводный парк скульптур, Гренада

Первый в мире подводный парк скульптур в Гренаде, Вест-Индия — дело рук талантливого скульптора Jason de Caires Taylor, получившего в 2006 году мировое признание за свою уникальную работу. Его подводные скульптуры спроектированы для создания искусственных рифов. (Фото Jason de Caires Taylor):

Волшебный мир под водой: невероятная гармония человека и моря

Океан возник на Земле более четырех миллиардов лет назад изо льда комет и пара, который извергали в атмосферу исполинские вулканы. Он стал великой сценой, на которой разворачивалась мистерия зарождения жизни.

И сегодня вместе с книгой «Океан» мы приглашаем вас в поистине захватывающие путешествие!

Голубая планета

На Земле выделяют Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый и — иногда — Южный океаны, но все вместе они составляют единый водный массив, который покрывает более 70% поверхности Земли. Поэтому нашу планету и называют голубой.

Читайте также  Тихий уголок благодати: Кенозеро, Архангельская область

В их числе синий кит — самое большое из всех животных, когда-либо обитавших на Земле, — и двустворчатый моллюск арктика исландская, который может жить свыше пятисот лет!


Океан


Сегодня изучено всего лишь 5% океана. Сколько еще тайн и загадок скрыто под водой?

Марианская впадина

Будучи единым целым, океан включает в себя множество разных экосистем. Среди них скалистые побережья, подводные луга, поросшие самым долгоживущи растением на свете — морской травой посидонией, а также обширные песчаные равнины, коралловые рифы, подводные вулканы и леса из гигантских водорослей.

Здесь же, на дне океана, находится и самый длинный в мире горный хребет — Срединно-Атлантический. Он начинается в Северном Ледовитом океане и пересекает центральную часть Атлантического с севера на юг. Он в четыре раза длиннее, чем Гималаи, Анды и Скалистые горы, вместе взятые.

Самое глубокое место расположено в центре Тихого океана, возле острова Гуам. Это Марианская впадина, которая уходит в недра нашей планеты на 10 911 метров.


Волшебство океана — в его многообразии!

Почему вода соленая

Четыре миллиарда лет назад в ходе мощных вулканических извержений в атмосферу попало большое количество водяного пара. По мере охлаждения Земли пар сконденсировался в жидкость. Ее капли смешались с атмосферными газами и пролились кислотными дождями, которые размыли горные породы, богатые натрием — химическим элементом, входящим в состав соли.

Вода вынесла минеральные вещества в зарождающийся океан. Соль не могла испариться, она накапливалась и в итоге придала морской воде ее характерный вкус.

Создатели песка

Рыба-попугай неустанно грызет крепким клювом свое любимое лакомство — веточки коралла. Затем коралловая крошка выходит с пометом рыбки и превращается в великолепный белый песок, покрывающий пляжи тропических островов.


Изящные резные иллюстрации помогут оценить всю красоту океанского дна.

Как образуются волны

Это неутомимый ветер тревожит ровную морскую гладь. Без него океан был бы спокоен и неподвижен, как затаившаяся в засаде мурена. Но стоит ветру проснуться, он давит на поверхность воды, рождая легкую рябь.

Та подрастает до небольших волн, а когда ветер крепчает, превращается в сильное волнение, способное опрокинуть даже самые устойчивые корабли. Ближе к берегу гребни растущих волн иногда сильно сближаются, волны больше не могут держать форму. Тогда они рушатся, как карточный домик, и разбиваются с сильным грохотом. Закручиваясь, они набегают на берег, перемешивая песок.


Рождение волны — настоящее волшебство!

Дельфины говорят на разных языках

Дельфины очень умны и общительны. Они разговаривают между собой высоким свистом, безошибочно узнавая друг друга по голосу даже на больших расстояниях. Кроме того, разные виды и популяции, обитающие в других районах, говорят на собственных диалектах.

В мире, где расстояния почти бесконечны, а видимость иногда очень ограничена, эти млекопитающие охотятся и ориентируются с помощью системы эхолокации, как летучие мыши: дельфины издают щелчки, которые отражаются от препятствий, и, слыша эхо, составляют «карту» окружающей местности.


В океане все существа зависимы друг от друга.

Медузы и мармелад

Медузы состоят по большей части из воды и консистенцией напоминают мармелад. У самой крупной из них, львиной гривы, диаметр купола может достигать двух с половиной метров, а длина щупалец — от пятнадцати до тридцати метров. Эти щупальца образуют плотную стрекающую сеть, которой медуза ловит добычу.

Луна-рыба любит загорать

Напоминает по форме лунный диск. Эта огромная рыба весом две тонны питается медузами. Иногда она всплывает на поверхность и лежит на боку, словно загорая на солнышке. Тогда к ней слетаются чайки и склевывают с ее толстой кожи паразитов.

Луна-рыба — самая крупная из всех костных рыб. Кроме того, она еще и держит рекорд по плодовитости: каждая самка мечет за один раз до трехсот миллионов икринок. Правда, лишь немногим из крохотных, длиной в два с половиной миллиметра, шипастых мальков повезет вырасти в шестьдесят миллионов раз и превратиться во взрослых рыб.


В океане уживаются существа самых разных размеров — от нескольких миллиметров до нескольких тонн.

Рыбы-топорики и плащ-невидимка

Эти большеглазые рыбы принадлежат к числу животных, наделенных биолюминесценцией. С наступлением ночи они поднимаются ближе к поверхности, чтобы покормиться планктоном, креветками или мелкой рыбешкой, а на рассвете снова спускаются туда, где царят сумерки.

Светящиеся фотофоры на их брюшке играют роль плаща-невидимки, скрывая силуэты рыб от плавающих ниже хищников: в их глазах люминесцентное свечение сливается с солнечным светом, идущим с поверхности.

Гигантский кальмар — великая загадка океана

Живет на глубинах около тысячи метров. О его огромных размерах судят по редким находкам — мертвым особям, выброшенным на берег или попавшим в рыбацкие сети.

Это существо — самое крупное беспозвоночное животное на планете. Кальмар длиной от четырнадцати до восемнадцати метров, с десятком щупалец, причем пара ловчих щупалец даже длиннее туловища.

Этот таинственный моллюск-великан — герой многих легенд, например о морском чудовище кракене, которое крушит щупальцами корабли и пожирает моряков.


Гигантские кальмары и черные курильщики — одни из самых загадочных явлений в океане.

Океан под угрозой

Сегодня моря и океаны тяжело больны: им очень худо от нефти, тяжелых металлов, пластика и прочих загрязняющих веществ, которые люди сбрасывают прямо в воду — или на землю, откуда они через реки тоже попадают в океан. Из трехсот миллионов тонн пластика, которые ежегодно производятся в мире, около 10% оказываются в океане и образуют огромные скопления мусора.

Рыбы, птицы, китообразные и другие морские обитатели заглатывают пластик и гибнут. Это наносит большой ущерб их популяциям, без того критически уменьшившимся из-за чрезмерного вылова и охоты.


Люди неустанно загрязняют окружающую среду и наносят непоправимый вред океану.

Удивительный подводный мир

Подводный мир таит в себе немало загадок, и поверхность Луны человечество изучило лучше, чем дно океанов. В голубой толще воды живут удивительные морские обитатели. Самые большие, самые сильные и самые ядовитые животные тоже живут под водой, а не на суше.

С некоторыми обитателями подводного мира мы сегодня познакомимся.

1. Морской леопард

Морской леопард — хищник. Это вид настоящих тюленей, обитающий в субантарктических регионах Южного океана. Своё название получил благодаря пятнистой шкуре, а также из-за весьма хищного поведения. Морской леопард питается главным образом теплокровными позвоночными, в том числе пингвинами и молодыми тюленями. (Фото Paul Nicklen):

2. Медузы, Палау

Озеро медуз в Тихом океане — это одно из удивительных мест нашей планеты. Здесь 10 миллионов разных медуз в одном небольшом озере. Медузы разного размера: от гиганта с баскетбольный мяч до маленькой штучки с вишню:

3. Рыба-лопата, острова Бонин

Тело этих рыб сильно сжато с боков, и по форме напоминает диск или лопату. Внешний вид рыбы-лопатынастолько сильно изменяется по мере роста, что рыб разного возраста описывали как разные виды. Молодь окрашена в желтый или оранжевый цвет. С возрастом плавники становятся короче, желтый цвет тускнеет, черные полосы постепенно размываются и рыба приобретает почти однотонный темный цвет. (Фото Brian Skerry):

4. Гигантская зеленая анемона, остров Ванкувер

(Фото Jens Troeger):

5. Тихоокеанские лососи

(Фото Randy Olson):

6. Бисса, Барбадос

Бисса — вид морских черепах. Она внешне напоминает зелёную черепаху, однако мельче её: длина тела 60–90 см, а масса 45–55 кг. (Фото Charltie Hamilton James):

7. Тарпон и стая лучеперых рыб

Атлантический тарпон — очень крупная рыба. Обычный размер — длина до 2-х метров, а вес около 50-ти кг. (Фото Mike Sutton Brown):

8. Китовая акула, Австралия

Это самый крупный вид акул, а также самый крупный из ныне живущих представителей рыб. Вес китовых акул может достигать 12 т. Несмотря на внушительные размеры, китовая акула для человека не опасна, так как питается подобно исключительно планктоном и прочими мелкими организмами, которых она фильтрует, втягивая в себя воду. (Фото Brian Skerry):

9. Большая белая акула

Достигая длины 6 метров и массы 2 250 кг, белая акула является крупнейшей современной хищной рыбой. Находится на грани исчезновения — на Земле их осталось всего около 3 500 экземпляров. (Фото David Caravias):

10. Анемоны и мягкие кораллы

(Фото Paul Nicklen):

11. Королевский краб

(Фото Brian Skerry):

12. Скат, Флорида

Некоторые виды скатов имеют огромные размеры с размахом крыльев в 2.5 метра, а их длина достигает 5 метров. Особым «оружием» наделён отряд электрических скатов, которые могут парализовывать добычу электрическими разрядами от 60 до 230 вольт и свыше 30 ампер. (Фото Kevin Azzouz):

13. Подводный заповедник Flower Garden Banks, Мексиканский залив

(Фото David Doubilet):

14. Искусственный риф, Ки-Ларго

В 1987 году здесь был затоплен корабль, который стал искусственным рифом на глубине 36 метров. (Фото David Doubilet):

15. Мавританский клоун

(Фото David Doubilet):

16. Арктическая цианея

Крупная морская медуза. (Фото Paul Nicklen):

17. Зеленая черепаха, Гаваи

(Фото Lorenzo Menendez):

18. Солёноводный крокодил

Это самые большие представители древнего вида рептилий. Они обитают в Австралии, в северных реках и морских рукавах, простирающихся на несколько километров от моря. Самый страшный из всех крокодилов, который, по некоторым сведениям, ежегодно убивает почти тысячу человек. (Фото Yeang Chng):

19. Испанский танцор

Голожаберные моллюски — одни из самых ярко окрашенных и многообразных по форме морских беспозвоночных животных. Эти моллюски лишены раковины. Известный под названием «испанский танцор», этот вид — настоящий гигант среди голожаберных моллюсков; некоторые особи доходят до 45 см. (Фото David Doubilet):

20. Ма́нта, или гигантский морской дьявол, Мальдивы

Самый крупный из скатов, ширина тела отдельных особей достигает 7 м (в основной массе 4–4,5 метра), а масса крупных экземпляров — до 2 тонн. Манты встречаются в тропических водах всех океанов. (Фото Michel Braunstein):

21. Аллигатор-альбинос

Редкий вид аллигаторов. Животные-альбиносы очень чувствительны к солнечному свету. В дикой природе отсутствие естественного пигмента кожи сильно осложняет жизнь животного. Таким животным трудно охотиться. (Фото Jak Wonderly):

22. Мурена

Ночной хищник. Эти рыбы встречаются в Атлантическом и Индийском океанах, а также широко распространены в Средиземном и Красном морях. Эта рыба довольно крупная, достигает 2,4 метров, а весит до 45 кг. Днем муренысидят в расщелинах скал и кораллов, а ночью начинается охота…(Фото Brian Skerry):

23. Пестроносый амфиприон

Морские рыбы из подсемейства клоунов. (Фото David Doubilet):

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: