Введенская Островная женская пустынь, г. Покров - KRINTEL.RU

Введенская Островная женская пустынь, г. Покров

Свято-Введенский Островной женский монастырь

Мiръ Россия Владимирская область Покров Свято-Введенский Островной женский монастырь

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь (Свято-Введенский Островной монастырь) — православный женский (в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни, как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келью. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

В 1994 г. Свято-Введенская островная пустынь была передана Владимиро-Суздальской епархии и сегодня действует как женский монастырь. Настоятельница монастыря игуменья Феврония с сестрами прилагают немалые усилия для возрождения обители. Первым был отреставрирован Никольский храм, его роспись и иконостас. Восстанавливается и Введенский собор.

Современное состояние [ править ]

При возрождённой обители действует православный пансионат «Ковчег» для оставшихся без попечения несовершеннолетних детей. 1 сентября 2009 года в нем начался первый учебный год для двенадцати девочек. С детьми занимаются педагоги по программе начальной общеобразовательной школы, а также хормейстер, балетмейстер, преподаватель игры на фортепиано. Монахини обучают воспитанниц вышивке. Дети участвуют в богослужениях, старшие девочки поют в монастырском хоре.

Монахини содержат золотошвейную мастерскую, изготавливают церковную утварь и реставрируют старые иконы. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную, расположенную на террасе над водами озера.

Святыни [ править ]

  • Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт.Николая Чудотворца

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Владимирская область, Петушинский район, Введенское, остров Вятского озера.

Проезд: Из Покрова пару км на запад (в сторону Москвы), затем пару км на север до Введенского озера (асфальт), в тупике — колония, которую надо обойти по берегу озера и выйти на мост. На многих картах место так и обозначено — «труд. колония». Рейсовый автобус ходит, но не часто

Паломнику [ править ]

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Свято-Введенская островная пустынь

Автобус автобус «Покров – поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский»
Такси приложение Такси «Покров»

Свято-Введенская островная пустынь — это женский православный монастырь недалеко от города Покров Владимирской области. Свято-Введенская островная пустынь была основана в начале VIII века как мужская обитель, с 1995 года — стала женским монастырем. На восточном берегу озера находится поселок с одноименным названием — Введенский, с которым Введенскую пустынь связывают два моста — деревянный и бетонный.

История возникновения и развития

В конце XVI века на острове живописного Введенского озера (тогда — Вятского) обосновались два монаха — Сергий и Тимофей. И соорудили для себя деревянную церквушку и келью. Так появилось первое маленькое святое поселение из двух человек на острове. Но недолго монахи оставались в одиночестве. Слухи об их скромном житие поползли по окрестностям. И потянулись к ним люди, просились поселиться рядом с иноками. А те и не отказывали приходящим. Так, поселение становилось все больше, а жившие здесь верующие задумали построить храм, на что и стали просить благословения православной Церкви. В 1708 году митрополит Стефан благословляет строительство новой святыни.

Деревянный храм построили монахи уже через год, а первопоселенец Сергий становится первым наставником монастыря, названного Введенской островной пустынью. В 1713 году Сергий умирает, а новым настоятелем становится монах Нектарий. Хоть его наставничество и было недолгим, но за это время он успевает продать новый храм и колокол в соседние села. Цена сделок была смехотворной — 17 рублей за храм и 11 рублей за колокол. А нищий монастырь потерял независимость и был приписан к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. Лишь В 1729 году независимость была возвращена святому дому монахов.

Проданный колокол вновь был передан в собственность монастыря, а вместо проданного деревянного храма отстроен новый основательный каменный храм при настоятеле Лаврентии. Отстроены церковь Николая Чудотворца и церковь Илии, а на Владимирском тракте — новая каменная часовня для сбора подаяний от неравнодушных людей. Были построены новые кельи и возведена ограда монастыря. Так, стараниями Лаврентия, преображалась святая обитель.

Одним из настоятелей обители, оставившим свой существенный след в истории обители, стал старец Клеопа. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. По установленному им общежитийному уставу от монахов требовался особо усиленный молитвенный подвиг. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.

В конце XIX века, при наставничестве Иосифа, перестраивается церковь Николая Чудотворца, построены здания келий и настоятельский корпус, заменено ограждение на новое и основательное из кирпича, а на берегу — построены и обустроены дома для паломников.

В начале XX века монастырь процветал до тех пор, пока в Россию не нагрянула революция. И для монастыря не пришло ничего хорошего — в 1918 году его здания передали в собственность государства, а монастырь фактически прекратил свое существование. Здания монастыря передавались из года в год разным государственным организациям — дому для престарелых, детскому дому, женской колонии… А в 1940 году с Введенского храма даже были срублены купола, а в изуродованных зданиях открыли школу для девиц, отбывающих срок в колонии.

Только через 73 года в 1991 году началось возраждение Свято-Введенской островной обители. До 1993 года здания острова постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Островная пустынь получила статус теперь уже женского монастыря и свою первую наставницу — игумению Февронию.

Свято-введенская островная пустынь в наше время

После возвращения зданий монастырь находится в стадии восстановления до сих пор, хотя реставрационные и строительные работы проведены просто огромные. Обрела прежний вид церковь Николая Чудотворца, Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы находится пока еще в стадии реставрации, построена новая звонница, открыт детский приют-пансионат «Ковчег». Имеются обустроенные келейные корпуса, часовня-купальня, трапезная для монахинь и трапезная для паломников. Территория монастыря ухожена и красива. Радуют взгляд красивые клумбы с розами, а отдохнуть можно на установленных лавочках. Спокойная вода озера заросла романтичными кувшинками, а чайки, в огромном количестве здесь живущие, высиживают птенцов даже на клумбах монастыря.

Монастырю принадлежит небольшое подворье с живностью, где производятся различные молочные продукты — молоко, сметана, масло, творог, мороженое. Выпекается различная выпечка и хлеб. Одно их важных производств — золотошвейная мастерская. Все продукты, вышивку, вязание можно приобрести.

Расписание проведения богослужений

  • 5:00 — Утренние молитвы. Полунощница,
  • 8:00 —Божественная литургия,
  • 17:00 — Всенощное бдение.
  • 7:30 — Божественная литургия,
  • 17:00 — Всенощное бдение.

По субботам проводится обряд крещения (собеседование до крещения — в 10:00).

Детский приют-пансионат «Ковчег»

В 2007 году на берегу Введенского озера по благословению настоятельницы Февронии был построен детский приют «Ковчег» для девочек разного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это девочки, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных семей, бездомные. Живут здесь и мамы со своими ребятишками. Кирпичное здание приюта рассчитано на 50 человек.

Девочки в приюте учатся, поют и танцуют, помогают монахиням на кухне, монастырском коровнике, огороде, а также обучаются мастерству золотого шитья.

Свято-Введенская Островная пустынь близ г. Покрова Епархиальные монастыри РПЦ

История

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.

Читайте также  15 очаровательных переулков со всего мира

На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.

Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.

После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.

Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.

В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.

В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.

Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.

В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.

Неспешные уроки монастырского житья

Свято-Введенский Островной монастырь

В этом году исполнилось четверть века, как стал возрождаться Свято-Введенский Островной женский монастырь Александровской епархии. Располагается обитель на месте необычном – на острове среди огромного озера. В самом начале XVIII века на остров прибыли два инока, положившие здесь начало монашескому деланию. Святитель Иоанн Златоуст назвал монастыри «островами любви ко Господу». Введенский островной монастырь эту метафору воплощает в реальности на протяжении уже более трехсот лет.

Сейчас озеро замерзло и встало. На пути к острову мы застали двух рыбаков. День у них был, по их признанию, неудачен. Но местные жители − рядом поселок Введенский – говорят, что озеро (когда-то именованное Вятским, а ныне чаще называемое тоже Введенским) изобилует рыбой. Всё кругом окутал снег, привнеся в мир чистоту и свежесть. Как из легенды о граде Китеже, среди снежного тумана виднелся монастырский храм − можно было подумать, что мираж. Но к обители ведут два моста. Надежный металлический был сооружен не так давно. Ранее только деревянный, значительнее меньше по размеру, связывал монастырь и, как здесь скажут, «материк». Именно этот мостик служил единственной дорогой и для транспортных средств, и для пешеходов. Когда монастырь поднимался из руин, устраивался вновь, по мосту переправляли многие материалы вручную, зимой выручали сани. Много здесь пришлось потрудиться, чтобы исчезли запустение, дух безысходности и равнодушия. До возрождения монастыря храмы и монастырские здания занимала колония для юных правонарушительниц. Некоторое время женской обители и колонии пришлось существовать совместно: одни бежали на зарядку под громкие звуки музыки, другие тихо шли к молитве. Промыслом Божиим конец этому соседству вскоре положил все тот же мостик, пришедший в аварийное состояние. Колонию перевели в другое место.

И все возвратилось на круги своя. Поначалу Введенская Островная пустынь была подворьем Муромской Свято-Троицкой Новодевичьей обители, затем обрела статус самостоятельного монастыря. Стали здесь возрождать забытое, как кому-то казалось − навсегда, иное бытие; для большинства насельниц очень далекое от той жизни, в какой они росли и воспитывались. Молодые сестры перенимали опыт у старших. А те, в свою очередь, эту монастырскую школу во всей реальности познали в Рижском Свято-Троицком монастыре. Там подвизалась нынешняя игумения Феврония (Маратканова), которая и стала строительницей Островной обители. В Свято-Троицком монастыре, она научилась золотошвейному искусству и освоила его прекрасно. Так и протянулась ниточка традиции: сейчас Введенский Островной монастырь славится своим рукоделием. Но у самой матушки среди множества забот для этого делания практически не остается времени…

Мы бредем по мостику и разговариваем с монахиней Верой – благочинной обители.

− Монастырская традиция складывается из четкого последования. Конечно, на первом месте устав, богослужебная жизнь обители, келейное правило. Но есть еще некие неписаные правила, и они тоже очень важны. Нам матушка все время говорит: «У нас в Риге было так». Она привнесла в нашу жизнь свой опыт. И многие игумении, которых вырастил Свято-Троицкий монастырь, продолжают эти традиции. Например, в трапезе: у них было традиционное меню, они от него никогда не отступали. Матушка говорит: «Мы не смотрели в календарь, какой день недели. Мы смотрели, что сегодня на трапезе. Если горох и гречка – значит, среда». Такое установление не меняется на протяжении десятилетий. Важно это или не важно? Те, кто имеют этот опыт, считают, что важно: неуклонное следование установленному определенному правилу.

– Есть ли какие-то утешения в монастыре?

– Утешение − это то, что «сверх». Даже в древних иноческих уставах отмечено: на выходе из трапезы келарь выдавал братии утешение в виде какой-нибудь смоквы. Что-то сверх привычного, обыденного. Но если бы мы каждый день ели то, что нам хочется, − как бы мы сделали себе праздник?

Праздник здесь делают сами. Много трудятся для этого. И монастырь с его деятельными сестрами представляет собой обширное поле для творчества. Уже было сказано, что сестры занимаются рукоделием. Приучают они к этому и девочек – сорок пять воспитанниц пансионата, который устроен десять лет назад. У всех непростые судьбы. Большинство находятся здесь, пока родители, чаще матери, разбираются со сложными обстоятельствами своей жизни; некоторые мамы живут в пансионате вместе с дочками. На «материке» возведены корпуса, быт девочек хорошо устроен. Монастырь для них это тоже часть дома, где не только воспитывают и учат, но где доверяют и любят.

– За время пребывания здесь они должны получить навыки какой-то профессии, − говорит матушка Феврония.

Практически все девочки занимаются рукоделием. Их работы представлены на импровизированной выставке в паломнической трапезной. Помогают сестрам по хозяйству, стараются на кухне. Монастырь изготавливает много видов выпечки и кондитерских изделий. Это очень вкусные продукты, настоящего – монастырского − качества. Некоторые из девочек уже определились в выборе профессии и в будущем видят себя кондитерами. В преддверии Рождества Христова, как и всякого большого праздника, здесь все стали большими затейницами − придумывают нечто особенное. Уже второй год подряд все сообща создают большой пряничный домик. Дело это непростое. Как настоящие архитекторы, мастерят макеты-трафареты будущего строения, по ним вырезают детали из теста, щедро наполненного пряностями, − в этом году дом получится с террасой и балкончиками. Потом части дома отправляют в настоящую русскую печь. Все выпеченные детали надо собрать, соединить, по-праздничному украсить. Окошки делают из кусочков карамели, и напоминают они настоящую слюду.

– Пряничный дом уникален − один на всех, − говорит мать Вера. Более четверти века она в монастыре. Пришла сюда практически со школьной скамьи. Монастырь научил ее всему, самое главное − послушанию.

– Утеряв послушание, наши прародители пали в раю. Ослушались. В монашеской жизни умение слушать и выполнять восстанавливается. Это очень нужно. Вопрос в том, как ты слышишь, как делаешь. Ты доверяешь тем, кто тебе говорит, веришь этим людям, идешь за ними, вслед их стопам. Принимаешь их решение как свое собственное. Если ты все понял, осознал, то ты и делаешь все как будто от себя. Это радостно, легко.

Так легко в обители приняли девочек-воспитанниц. Они как некое напоминание сестрам о детстве, и с ними невозможно состариться − забот и хлопот всем хватает, никто не сидит сложа руки. И девочки не растут белоручками. Их день начинается в полседьмого утра. Среди обязательных дел – зарядка. Раз в неделю к ним приходит тренер по биатлону. Зимой все ходят на лыжах и катаются на коньках. «Для иммунитета. Матушка хочет, чтобы мы закалялись и не болели», − объясняет нам восьмиклассница Аня. При этом главная обязанность школьниц – хорошо учиться. Педагоги к ним приезжают из города Покрова, который находится в четырех километрах от обители. При содействии благотворителей девочки часто выезжают на экскурсии, на отдых, их жизнь разнообразна. Но занятия в монастыре, помощь обители в определенные дни недели обязательны.

Читайте также  Отель в Исландии: «мыльные пузыри» с видом на звезды

Не так давно матушка Феврония доставила в монастырь итальянский агрегат по созданию мороженого, поручив монахине Александре его осваивать. Теперь в обители всегда есть и свое мороженое, которое отличает особый вкус. Делают его тоже по собственным рецептам, с добавлением перетертых свежих ягод из своего сада, из сливок собственного производства (хотя мороженое может быть и постным). При монастыре действует подворье в селе Матренино, где около 50 голов крупного рогатого скота. На подворье любят бывать и девочки. Кто-то, привыкнув к общению с животными, уже решил стать ветеринаром. Монастырь обеспечивает себя молочной продукцией − изготавливает сливки, сметану, творог, сливочное масло.

Одна из важных позиций в монастырском производстве – хлеб. Выпекают его нескольких видов, сейчас приступили к выпуску бездрожжевого, который считается более полезным. Закваской поделилась братия Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Месторасположение обители показалось нам совершенно удивительным. Было в этом что-то таинственно-прекрасное. Тишина и спокойствие поражали, как и простое, без елейности и прикрас, отношение к приезжим сестер и девочек, готовых всё показать и рассказать.

Подготовка к Рождеству Христову сейчас идет полным ходом. Младшие, конечно, получат подарки. На совете было решено, что подарком старших девочек будет большое паникадило в храм. Без радости в монастыре никто не останется. Тем более, здесь секрет праздника прост – сделать своими руками. Например, сшить для подружки замечательный фартук, единственный во всем свете. Всё просто. Хотя проблем у монастыря очень много, и матушка говорит о них прямо. С Божией помощью они постепенно решаются.

Рассказали, как в самом начале возрождения обители, в 90-х годах прошлого века, перед Рождеством совсем не было денег. Не было возможности устроить праздничную трапезу. Молились. И Господь послал к вратам обители коробки с продуктами и немного денег. Жертвователи остались неизвестны, сестры нашли только записочки о здравии, с именами.

– Рождество Господа – это величайшее событие, и подготовка к нему всегда сопряжена с искушениями, − рассказывает мать Вера. – В Рождественский пост они в нашем монастыре бывают сильнее, чем в Великий. Мне кажется, что враг лютует больше из-за того, что Христос рождается…

Когда ты органично пребываешь в церковной жизни, ты острее чувствуешь и природу, и красоту, и тишину, и запахи. Мы даже как-то размышляли об этом: каждый праздник пахнет по-своему. Можно сказать, чем пахнут Рождество, Крещение.

– Рождество, конечно, пахнет елками, лесом. А Крещение пахнет свежестью. У нас тут прорубь, воды много. Запах ледяной воды − его не передать. Крещение пахнет чистотой. И в воздухе чисто-чисто… Слава Богу, мы в таком месте живем, до нас не доносятся шумы, суета, эмоции. Здесь все свое − ты только вдыхай, слушай и отдавай так, как ты можешь. Кто-то владеет даром речи – батюшки с проповедью выходят, чтобы донести до людей смысл праздника. А женщина – заботой, украшением…

Один день пребывания на острове-монастыре принес много удивительных впечатлений. Потрескивала настоящая печка, при нас выпекали хлеб, показывали, как сделать пряник, учили рождественские песни… Репетировали: уже скоро девочки покажут гостям монастыря рождественскую назидательную постановку. Неспешные уроки монастырского житья надолго останутся в памяти.

Юлия Стихарева
Фото автора, Владимира Ходакова и из архива монастыря

Введенский Островной монастырь в Покрове

Глядя на фотографии, сделанные с высоты, кажется, что Введенский Островной монастырь во Владимирской области занимает солидную территорию – целый остров! На самом деле эта обитель совсем небольшая и очень уютная. На довольно скромной площади разместились храмы, звонница, несколько построек и прекрасный сад. Здесь, на круглом острове на водной глади такого же круглого озера, царят тишина и умиротворяющая атмосфера.

История

Введенский Островной монастырь, а точнее – Свято-Введенская Островная пустынь (именно так правильно называется обитель), возник в конце XVII века. Его основатели – Сергий и Тимофей, иноки Антониевой пустыни, которая находилась в то время, предположительно, на месте Покровской церкви в центре города Покров, примерно в пяти километрах от нынешнего Островного монастыря. В поисках уединения Сергий и Тимофей удалились на остров на Вятском озере. Они построили деревянную часовню и кельи и проводили дни в молитвах на новом месте.

Мост, ведущий к монастырю
Фото: Интересная Россия

Но уединение долго не продлилось: прослышав об отшельниках, к ним потянулись люди, желающие стать насельниками. Никто не остался отверженным, принимали всех – и вскоре братия составляла около двадцати человек. Стало очевидно, что без своего храма и служб уже не обойтись. Сергий и Тимофей попросили благословения на строительство церкви. Разрешение было получено – и в 1709 году на острове появился первый деревянный храм. Годом позже его освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы. После освящения храма монах Сергий был рукоположен в иеромонахи и стал первым настоятелем возникшего монастыря. Обитель получила имя Введенская Островная пустынь по названию храма. А в след за ней переименовали и озеро – оно стало Введенским.

В самом начале своей самостоятельной жизни Введенский Островной монастырь был невелик и небогат. Несмотря на пожалованные земельные наделы и рыбные промыслы, он бедствовал и не справлялся с расходами на своё содержание и отчислениями в государственную казну. А потому вскоре потерял самостоятельность: в 1720-х годах монастырь приписали к Иоанно-Богословской пустыни Московского уезда. В это время настоятелем Островной обители был монах Нектарий. Он продал храм и всю церковную утварь и покинул остров. Оставшиеся четырнадцать монахов не пали духом: они обратились в Священный Синод с просьбой вернуть им монастырь. Их просьба была удовлетворена – и в 1729 году Введенский Островной монастырь вновь получил самостоятельность.

Процветание обители

Вторую жизнь монастырь получил с приездом настоятеля Лаврентия. На месте первой деревянной церкви возвели каменный пятиглавый собор и колокольню. Рядом построили небольшой тёплый храм во имя Николая Чудотворца – для зимних служб. Появились новые кельи для монахов и хозяйственные постройки. При Лаврентии к середине XVIII века из заброшенного и обветшалого монастырь превратился в процветающую обитель.

Вид на Введенский Островной монастырь
Фото: Интересная Россия

В 1760 году настоятелем Введенского Островного монастыря стал иеромонах Клеопа. Он был воспитанником монастыря Зограф на горе Афон и в Введенскую пустынь привнёс строгий монастырский устав, принятый в Афонских обителях. Новые порядки требовали от монахов ежедневной многочасовой молитвы, строгих постов и долгих проповедей. Но, как ни странно, суровые правила прижились. Более того, они привлекали в обитель больше насельников, искавших строгого православного воспитания и желавших посвятить свою жизнь служению. Для паломников на противоположном берегу построили странноприимный дом, в котором они могли останавливаться и жить три дня без всякой платы. В 1788 году старец скончался, его похоронили у алтаря в Введенском храме. В монастыре Клеопу почитали всегда. И до сих пор по особым случаям по нему служат заупокойную панихиду.

В XIX веке на острове началось каменное строительство. Из красного кирпича выстроили пятиглавый Введенский храм. Перестроили и расширили зимнюю церковь Николая Чудотворца. На острове появилась колокольня, настоятельский корпус и новые здания келий. На противоположном берегу перестроили в камне дома для паломников.

В начале ХХ века Свято-Введенский Островной монастырь процветал. В его собственности были немалые площади пахотных и прочих земель, лесные и сенные наделы. Всё это приносило солидный доход, на который содержалась территория и монастырские постройки, бесплатно принимали и кормили паломников, обучали детей: в школе при монастыре учились более 20 ребят.

Введенский храм
Фото: Интересная Россия

В 1918 году Введенский Островной монастырь закрыли. Бывшие монастырские постройки в разные годы служили разным целям. Здесь размещались дом престарелых, детский приют, в 1930-е годы – трудовая исправительная колония для девочек-подростков. В 1940-е годы началась перестройка зданий. С Введенского храма сняли купола и превратили его сначала в школу, а потом в мебельный склад. В церкви Николая Чудотворца заложили окна и организовали клуб и кинозал. В келийных корпусах размещалось общежитие.

Монастырь сегодня

Монашеская жизнь вернулась на Введенский остров в начале 90-х. В 1991 году храмы передали Церкви. Сначала Введенская Островная пустынь была подворьем женского Муромского Свято-Троицкого монастыря. На остров прибыли монахини и взялись за восстановление обители. В 1995 году она получила статус женского монастыря.

Реставрация монастырских зданий началась в 1993-1994 годах. Починили протекавшие крыши, разобрали остатки складских помещений, вывезли мусор, изготовили новые купола и кресты взамен оригинальным утраченным.

Церковь Николая Чудотворца
Фото: Интересная Россия

Интересная история случилась во время реставрации Никольской церкви. После ремонта её фасад побелили. Но штукатурка на стенах плохо держалась и постоянно отваливалась. Дважды в год, перед Рождеством и Пасхой, храм приходилось заново белить. Однажды мастера решили удалить все старые слои штукатурки. Когда покрытие сняли, под ним обнаружили старинные росписи. Не все они сохранились, но те, что уцелели, решили восстановить. Затем во владимирских мастерских заказали для храма новый иконостас и иконы, поскольку старые были утеряны. Фрагменты старинных фресок XIX века сохранились и на стенах Введенского храма. Их тоже отреставрировали. Восстановление храма продолжается до сих пор.

Постепенно отремонтировали настоятельский корпус и служебные постройки. Колокольня, построенная в XIX веке, не уцелела. Уже в 2000-х вместо неё поставили небольшую кирпичную звонницу. Также на острове есть часовня-купель: от нее ступени идут прямо в озёрную воду. Рядом с большим мостом на сваях, прямо на воде, построили небольшую трапезную с открытой террасой на несколько столиков. Здесь можно отдохнуть и перекусить, отведав монастырские мёд, молочные продукты и выпечку, полюбоваться прекрасным пейзажем и послушать тишину.

Введенский остров соединяют с противоположным берегом два моста: большой каменный с металлическими опорами и маленький деревянный. Там, где в XIX веке были гостиницы для паломников, в 2009 году построили школу-интернат на 50 детей и приют «Ковчег» для детей-сирот, малоимущих семей, беженцев и людей, оставшихся без крыши над головой.

Вид на монастырь с противоположного берега
Фото: Интересная Россия

Работы по восстановлению Введенской Островной пустыни продолжаются. Но уже сейчас благодаря усилиям монахинь и неравнодушным прихожанам ещё совсем недавно заброшенный и разорённый монастырь превратился в процветающую обитель.

Интересные факты

  • В 2008 году Введенский Островной монастырь отметил своё 300-летие. По случаю этого события в Покрове проходил крестных ход от Покровского храма до Островной пустыни.
  • У небольшой Свято-Введенской Островной пустыни есть подворье – храм Воскресения Христова, построенный в середине XIX века, в селе Матрёнино.

Как добраться

Адрес: Владимирская область, Петушинский район, г. Покров, посёлок Введенское

Координаты: 55.925713, 39.119875

Читайте также  Пылающие скалы в пустыне Гоби

От Курского вокзала в Москве сесть на электричку до станции Покров, далее на городском автобусе «Покров-Введенское» до конечной остановки.

На машине из Москвы нужно двигаться по трассе М-7 до Покрова. Трасса проходит через центр города. Не доезжая до него, повернуть налево на улицу Белозёрская и двигаться по ней через посёлок до озера.

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь

Было дело, компанией из 5 человек посетили это святое место.
Впечатления положительные да и какие они могут быть на то оно и святое место.
С разрешения выложу историю монастыря. И фото Талантливого фотографа и просто Хорошего Человека.

Покро́вская Свя́то-Введе́нская Островна́я пу́стынь
(Свято-Введенский Островной монастырь) — православный женский
(в прошлом мужской) монастырь. Подворье Александровской епархии Русской Православной Церкви. Расположен на острове посреди Вятского (теперь — Введенского) озера, по прямой в 4 км от города Покрова
Монастырь основан в самом конце XVII в. иноками Антониевой пу́стыни Сергием и Тимофеем, удалившимся на остров Вятского озера и поставившими там деревянную часовню и деревянную же келью. Уединение, по преданию[1], длилось недолго — о «старцах» пошёл слух по округе и начали приходить желающие стать насельниками новой пу́стыни. Иноки принимали всех. К началу нового, XVIII в., островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить о благословении на постройку собственного островного храма. Что и было сделано.

XVIII век
В декабре 1708 г. была получена грамота от Местоблюстителя Патриаршего престола, Митрополита Рязанского и Муромского Стефана (Яворского), в которой монахи благословлялись:
…на Вятском озере, на острову, на угодном церковному строению месте … построить церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы…
Храм был построен в центре острова, на очищенном от леса месте, и 14 января 1710 г. освящён приехавшим из Москвы иеромонахом Иоакинием. Был тот храм деревянным:
… осмерик, а поверх шестерик, крыша тёсом, глава и шея обиты чешуёю деревянной, на главе крест деревянный опаен жестью …

Прежнюю островную часовню перенесли на Владимирский тракт и использовали в дальнейшем «для сбору от доброхотных дателей денег на содержание монастыря». Часовня простояла возле дороги до 1740-х гг., доход приносила небольшой, неоднократно разграблялась и, в конце концов, была разобрана покровским священником Григорием Фадеевым. Несколько времени спустя её возобновили, но уже каменной, а в 1880-е годы — когда Владимирская дорога сместилась — часовня была перенесена вслед за трактом. Возле неё построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Ежегодно, до 1918 г., в Ильин день от пу́стыни к часовне совершался Крестный ход.

Инок Сергий по постройке храма был рукоположен в иеромонахи и назначен первым настоятелем (строителем) монастыря. Его наставничество длилось недолго — в 1713 г. он почил в Бозе и на его место из Москвы был прислан монах Нектарий.
Вятское озеро, равно как и земли вокруг, являлись вотчиной князей Голицыных. С возникновением пустыни Голицины отдали озеро и сам остров в собственность монастыря. Передача была безвозмездной. В 1711 г. — ещё при Сергии — монастырской братии отошли рыбные промыслы, ранее принадлежавшие Антониевой пу́стыни:

Лета 1711 июня 11 дня по указу Великого Государя … отданы по разряду … рыбные ловли Антониевы пустыни … озеро Вяцкое … и большое озеро Беленское … из него проток в Шитское озеро … озеро Ланковское … для того, что прежние обротчики отказали, а вновь никого не нашлось, а оброку платить ему строителю с братией присланного канцелярского три рубли шестнадцать алтын четыре деньги …
Иными словами, налог на рыбную ловлю в названных озёрах платить было некому, и промысел отдали — с обязательством этот налог платить — только что возникшему монастырю. Монастырь же плохо справлялся с отчислениями в казну, бедствовал — сбор денег в городах и на Владимирском тракте не спасал, — и в 1722 или 1724 г. потерял самостоятельность. Его приписали к Иоанно-Богословской пу́стыни дворцовой Куньевской волости Московского уезда (ныне — село Богослово на трассе М7). «Строитель» Нектарий с 5-ю монахами переселился в Богослово, предварительно продав за 17 руб. храм в село Покровское священнику Григорию Фадееву, а монастырский колокол за 11 руб. — священнику села Воскресенского Алексею Амбросиеву. В пу́стыни осталось 14 монахов.

Самостоятельность монастырю вернул своим указом «правительствующий Синод» в 1729 г. На место Нектария приехал иеромонах Александр из Антониево-Любецкого монастыря Черниговской губернии. Колокол возвратили в 1735 г., при новом настоятеле Лаврентии, а церковь так и осталась в Покровском — взамен неё на острове возвели новый, каменный, храм. Храм был пятиглав, при нём была построена шатровая колокольня с колоколом и часами с боем. Рядом поставили каменную же церковь во имя Николая Чудотворца — «тёплую», для служб в зимние времена. На воротах пу́стыни выстроили деревянную церковку в честь пророка Илии.
Лаврентий оставался настоятелем обители по 1758 г. — до самой своей кончины — с небольшим перерывом в 1752-54 гг. (настоятель — Иоасаф). Затем строителем был игумен Алимпий, а с 1760 по 1778 г. — старец Клеопа, ученик преподобного Паисия Величковского.

Будучи строителем монастыря, иеромонах Клеопа ввел в пу́стыни строгое общежитие и особый Афонский устав, требовавший от монастырской братии молитвенного подвига. Ища уединённой иноческой жизни, он дважды, в 1765 и в 1770 гг., внезапно покидал обитель, но всякий раз просьбами монахов по возвращении восстанавливался в чине настоятеля. После исчезновения и возвращения 1770 года, некоторое время — до 1773 — пребывал в монастыре рядовым монахом, затем вновь стал его строителем. Почил в Бозе, в полном согласии со своим предсказанием, 9 марта 1778 г., в свой любимый праздник — День памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

XIX век
В XIX столетии монастырь прирастал имуществом и богател. Павел I пожаловал пустыни сенные покосы и мельницу на реке Мелёже при деревне Новой (ныне — деревня Глазуны Фряновского городского поселения). Мельница сдавалась монахами в аренду и приносила доходу 200 руб. в год. В 1831 г. княгиня Татьяна Михайловна Прозоровская, владевшая селом Ивановским в 7-и км от обители, передала монастырю 20 десятин земли на ближайшем берегу озера:

… пожертвована в вечное монастырское владение болотная, находящаяся на берегу Вятского озера земля …
На этой территории со временем возвели монастырскую гостиницу со двором, где по обычаю, введённому ещё Клеопой, богомольцы могли бесплатно провести три дня — но не более, — и так же бесплатно столоваться в обители. В 1856 г. эти 20 десятин стали предметом спора между монастырём и ротмистром князем К. Ф. Голицыным, который к тому времени стал владельцем Ивановского и пожелал забрать себе «самовластно присвоенную в пользу Пустыни» землю. Тяжба длилась 5 лет и завершилась 28 октября 1861 г. вердиктом Гражданского суда, по которому спорная земля передавалась «в полное и неотъемлемое владение Введенской островной пустыни без права апелляции со стороны князя Голицына».

В 1876—1878 гг., при настоятеле Иосифе, была перестроена и расширена зимняя церковь святителя Николая Чудотворца. В числе жертвователей на реконструкцию значатся промышленники Морозовы. В 1891—1894 гг. прежний Введенский храм был заменён новым — из красного кирпича — также пятиглавым. Иконостас был посеребрён и позлащён, а соборные стены — расписаны образами «греческого письма». Этому храму досталось пережить в следующем, XX-ом, веке разорение, реконструкцию и новое освящение. При храме поставили колокольню (не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и кирпичную же ограду.

XX век
К началу 10-х гг. монастырь выглядел вполне благополучным: Братии было 30 человек, в обитель тянулись паломники — в том же 1911 г. монастырь отпустил 1500 бесплатных обедов, — при обители работала школа (в 1911 г. учились: 12 мальчиков и 11 девочек).
В 1918 г. Свято-Введенский монастырь был закрыт — имущество национализировали. Богослужение в бывших монастырских церквях происходило до 1924 г., хором руководили покровские монахини Екатерина и Евпраския. Остальные островные здания и сама территория острова использовались сначала под дом престарелых и инвалидов, затем — под детский дом. В 1932 г. в бывшем монастыре обосновалась женская подростковая колония, с 1935 г. переданная в ведение МВД и поменявшая в связи с этим название на «трудовую воспитательную колонию». В 1940 г. всю оставшуюся монастырскую собственность перевезли в Покров и начали перестраивать здания. Срубили купола и подкупольные барабаны, во Введенском храме устроили школу для заключённых девиц, а в Никольской церкви — клуб и кинозал.

16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви, хотя и не сразу — 2 этаж Свято-Введенского собора и Николькая церковь отошли монастырю только через 3 года, в 1994 г.

Оба были в «жалком» виде: с протёкшими кровлями, без какого-либо ремонта и без куполов — кресты пришлось устанавливать непосредственно на крышах.

К этому времени в Веденском соборе на 2-м этаже располагался музей, а на первом — спортзал, мастерские и склад мебели. Никольская церковь оставалась клубом.

6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия церковно-приходская община островных храмов была закрыта, и на её месте образована община иноческая — как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. Ещё в августе 1993 г. из названной обители на остров прибыли первые насельницы, старшей из которых была инокиня Христина. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию присвоен статус «женской обители», а сестра Христина, ставшая к этому времени монахиней Февронией, назначена настоятельницей возрождённого монастыря.

В 2001 г. взамен уничтоженной колокольни возвели кирпичную звонницу, которую оснастили вновь отлитыми колоколами. Часть из них сделали в мастерской братьев Шуваловых в Романове-Борисоглебске (ныне: Тутаев), а часть — на заводе им. М. В. Хруничева.

Мне там понравилось, я зашла в храм поставила свечи, подала записки.
Вышла с чувством удовлетворения.
Люди приветливые и добрые.
И вообще вся поездка вышла познавательной. Новые знакомства, новые места. Жизнь вообще штука интересная.
Мы посетили монастырь, музей, покушали подышали воздухом и тронулись домой.

Вставайте иногда с дивана, в мире столько всего интересного!
С уважением, Алёнка!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: